Вредина показывает язык. Язык тела: как понять, что вы нравитесь друг другу

Женщины всегда хотели угадать мысли мужчины, чтобы понять и прочесть его чувства. Как с помощью языка тела он может невербально показать, что заинтересован в вас и определенно хочет чего-то большего?

1. Увеличенные зрачки

Зрачки увеличиваются в двух случаях: когда вы находитесь в темном месте и когда ваш мозг посылает сигнал о том, что вас что-то привлекло. Это импульс. Поэтому, если вы сидите вместе в освещенном месте, загляните ему в глаза.

2. Он поднимает брови

Когда людям что-то интересно, они открывают глаза пошире и приподнимают брови. Зафиксируйте такой сигнал, это означает, что вы его привлекаете, и он внимательно слушает, что вы говорите.

3. Он улыбается

Мужчина широко улыбается только тогда, когда он действительно счастлив. Вот почему, если он с вами часто улыбается, знайте, что человек чувствует себя комфортно, и вы приводите его в хорошее расположение духа.

4. Он смотрит на вас

Мы знаем, что, когда мы влюблены, то не можем оторвать взгляд от этого человека и долго смотрим друг на друга. Если он смотрит на ваше лицо (глаза, нос, губы) в 80 % случаев это значит, что вы его интересуете.

5. Он глубоко вздыхает

Вы можете подумать, что он нервничает, но это не совсем так. Когда мужчина глубоко вздыхает, это значит, что подсознательно он хочет выглядеть более привлекательным и даже желанным. Вы можете быть уверены, что он стремится привлечь ваше внимание и произвести впечатление.

6. Он стоит, уперев руки в бедра

Это типичная поза мужчин, которые хотят показать свою силу и доминантность. Такой сигнал означает, что он занимает свою территорию и хочет произвести на вас впечатление. Кроме того, это знак для других мужчин, чтобы они держались подальше. Теперь он будет заботиться о безопасности и комфорте своей женщины.

7. Он к вам наклоняется

Независимо от ситуации, когда вы находитесь близко друг к другу и ведете разговор, он к вам постоянно наклоняется – и это говорит о том, что ему хочется эмоциональной близости, и ему интересно то, о чем вы говорите.

8. Он прикасается к вам

Любые якобы спонтанные тактильные контакты, будь то колено, лицо или волосы, могут быть сигналом, что он хочет проверить, насколько вам это приятно.

9. Пальцы ступней обращены к вам

Специалисты языка тела говорят, что в такой ситуации ноги указывают, куда хочет идти сердце. Это делается подсознательно, поэтому важно это заметить. Например, когда вы сидите и разговариваете, посмотрите в каком направлении смотрят его ступни ног.

10. Он прикасается к своей шее или горлу

Когда он во время разговора прикасается к шее, это сигнализирует о том, что он заинтересован в вас и хочет смотреться хорошо в ваших глазах. Однако будьте осторожны! Этот знак может быть использован для того, чтобы подразнить вас. Посмотрите на контекст беседы и обратите внимание на другие сигналы, чтобы сделать вывод, что это на самом деле означает.

11. Он старается идти рядом, бок о бок

Это не та ситуация, когда он держит вас за руку и идет вперед, чтобы вы могли пробраться через толпу. Обратите внимание, когда, например, вы прогуливаетесь по парку. Если он старается держаться рядом, бок о бок, вы ему интересны.

12. Он «играет» с предметами

Если мужчина прикасается к своему стакану, телефону или другим вещам, когда вы о чем-то говорите, это может означать, что он нервничает и стесняется, поскольку вы ему нравитесь и он старается выглядеть и держаться максимально достойно.

По мере того как развивается беседа, едва различимо начинает меняться значение телодвижений девушки, тем самым давая понять, что ее сознание еще не готово сделать следующий шаг навстречу вам. Знак отнюдь не всегда бывает положительным. Иногда язык ее телодвижений ясно дает понять, что вы на ложном пути. Не сдавайтесь! Осознанно она вас еще не отвергла. Смените стиль своего заигрывания и понаблюдайте за едва различимыми сигналами ее телодвижений.

Самая важная составляющая чтения языка телодвижений заключается в понимании, насколько девушка «доступна» для общения. В начале свидания большинство женщин занимают глухую оборону — руки скрещены или прижаты к телу или, что еще необычней, ноги вместе, тело слегка развернуто в сторону. Тем не менее, во время разговора напряжение ослабевает, и тело женщины занимает более раскованную позицию — руки опускаются вниз или вытягиваются в направлении собеседника, ноги сомкнуты не столь напряженно, и все тело поворачивается к вам. Если ее поза стала более раскованной, значит, все ее мысли направлены на общение с вами.

Вашему вниманию предлагается перечень большинства знаков языка телодвижений, проявляемых женщиной как сознательно, так и интуитивно. Легче всего их понять, если понаблюдать за женщинами, когда они беседуют с мужчинами. Обратите внимание, как они общаются и обмениваются знаками. Их беседа поможет вам понять, как управлять своим языком телодвижений и разгадать значение ее жестов, а заодно весело провести время. Нет ничего забавнее, чем наблюдать за парнем, которому кажется, что ему удалось легко и непринужденно познакомиться с женщиной, а самому наверняка знать, что он на грани провала из-за того, что женщина не подает ему позитивных знаков.

Рот девушки

  • Ее улыбка широкая и благожелательная, виднеются верхние и нижние зубы.
  • Девушка покусывает нижнюю губу или показывает кончик своего языка.
  • Она облизывает свои губы. Одни женщины облизывают только одну губу, другие — обе.
  • Девушка касается зубов кончиком ногтя.
  • Она одновременно вытягивает губы трубочкой и выставляет грудь вперед.
  • Девушка выдыхает дым сигареты в вашу сторону, сжимая при этом губы.

Глаза девушки

  • Она украдкой бросает на вас взгляды.
  • Девушка на мгновение заглядывает вам в глаза. Если она отводит взгляд в сторону, то он направлен вниз, а не вдаль.
  • Зрачки девушки расширены.
  • Она поднимает вверх и опускает брови, затем улыбается и смотрит в глаза.
  • Девушка подмигивает вам.
  • Она держит глаза закрытыми дольше обычного, почти трепеща при этом ресницами.

Волосы девушки

  • Она поправляет свою прическу рукой. Движение может быть однократным или повторяться несколько раз — это не принципиально.
  • Девушка накручивает локон на палец и смотрит при этом на вас.
  • Она отбрасывает голову назад и одновременно расправляет плечи.

Одежда девушки

  • Ее соски начинают набухать. Однако глаз у вас — алмаз.
  • Край юбки немного приподнялся, чтобы выставить на обозрение часть ноги.
  • Девушка прихорашивается, поправляет прическу или расправляет складки на своем платье.

Руки девушки

  • Она выставляет напоказ ладонь руки.
  • Девушка обхватила ладонью локоть одной руки и жестикулирует свободной ладонью другой руки.
  • Она опускает ниже свой бокал с коктейлем. Таким образом, она приглашает вас подойти к ней поближе.
  • Ее руки неподвижны и спокойны. В руках девушки нет ни ключей, ни очков, ни других безделушек.
  • Девушка поглаживает свои запястья.
  • Одной рукой она прикасается к груди.
  • Ненадолго касается щеки. Если девушка долго держится рукой за щеку — это плохой признак.
  • Она играет со своей бижутерией, поглаживая или слегка покачивая ей. Если девушка сжимает или пощипывает ее — это плохой признак.
  • Во время разговора слегка дотрагивается до вас.
  • Она смотрит в сторону и делает вид, что смотрит на свои наручные часы, когда вы проходите мимо.
  • Тембр ее голоса повышается или понижается в соответствии с вашей интонацией.
  • Она начинает говорить быстрее или медленнее в зависимости от скорости вашей речи.
  • Девушка смеется в унисон с вами.
  • В компании она говорит только с вами и сосредоточивает все свое внимание только на вас.

Если девушка сидит

  • Она покачивается в ритме музыки, но не сводит с вас взгляда.
  • Девушка расправляет свои плечи, и ее мускулы начинают напрягаться.
  • Она демонстрирует вам свои ноги.
  • Девушка потирает одну ногу о другую.
  • Она сидит со скрещенными ногами напротив вас, при этом периодически наклоняясь в вашу сторону.

Другие знаки интереса

  • Девушка повторяет за вами все манеры и жесты.
  • Ее кожа покрывается румянцем, особенно — уши и щеки.
  • Она наклоняется к подруге и шепчется с ней, как школьница.
  • Голова девушки чуть приподнята вверх, одна нога выставлена вперед, бедра покачиваются вперед и назад.
  • Вы «случайно» встретились с ее взглядом или поймали его на себе.
  • Она может подкрасться к вам и простоять рядом минут десять или двадцать, чтобы произвести впечатление.

Будьте внимательны: как правило, этими знаками языка телодвижений пользуются большинство красивых и поистине великолепных женщин, но сногсшибательные топ-модели порой не удосуживаются проявлять знаки внимания вовсе. Почему? Они никогда не были им нужны, и вследствие того они ими не пользуются, как сознательно, так и подсознательно. С такими женщинами нужно держать ухо востро, чтобы поймать практически неуловимый знак проявления интереса.

[Что вы будете делать, если заметите, что очаровательная незнакомка во время общения со своими подругами «строит вам глазки»?.. Или сексапильная красотка в баре… время от времени поглядывая на вас, покачивает туфелькой и поглаживает бокал… Или загорелая красавица на пляже, выходя из воды, поправляет волосы и кидает призывный взгляд в вашу сторону?.. Вы уверенно познакомитесь с ней и предложите продолжить ваше общение в более романтичном и уединенном месте?.. Или будете злиться на свою неуверенность, неспособность перейти от мечтаний к действиям?.. Или искать у себя за спиной Джонни Деппа, как единственно возможное объяснение такому откровенному поведению прекрасного существа, которое уже накручивает локоны на палец и нервно покусывает свои губки… Если вы хотите не только читать женщин, но и делать с ними все другие приятные действия, то вы научитесь этому в реальных условиях на практических пикап тренингах Академии Знакомств с использованием спецоборудования.]

Самый верный признак, что прекрасная женщина заинтересовалась вами, — она смотрит вам прямо в лицо. Обычные девушки смотрят вам в лицо все время, затем, если они заинтересуются, то перейдут к более откровенным знакам внимания. Великолепным женщинам нет необходимости прибегать к недвусмысленным знакам. Если она посматривает на вас время от времени, то о большем и не мечтайте — сразу же переходите к активным действиям.

MENSBY

3.9

Девушки всегда были загадками для мужчин. У девушек есть до 50 различных жестов, с помощью которых они флиртуют с мужчинами, демонстрируя свою симпатию и интерес. Каковы тайные сигналы языка тела флиртующих девушек?

1. Первое впечатление

1.1 Обратите внимание на ее взгляд. Женщина, которой вы интересны, не только внимательно рассмотрит вас, но и позволит вам это заметить! Повторяющийся зрительный контакт с другого конца комнаты – надежный признак того, что женщина приглашает вас подойти к ней и поздороваться (особенно, если ее взгляды сопровождаются улыбкой).

1.2 Следите за ее лицом. Когда женщина испытывает интерес, ее лицо становится более оживленным. Обратите внимание на ее брови, губы и глаза – они дадут вам информацию о том, как девушка отреагирует на то, что вы скажите. На следующие знаки обратите особое внимание:

Поднятые брови. Этот знак может быть использован во множестве различных ситуаций, но чаще всего это хороший сигнал. Когда поднятые брови сопровождаются улыбкой и кивком, это значит, что девушка согласна с тем, что вы говорите, – даже если дело все в том, что это говорите именно вы. Женщины также поднимают брови после зрительного контакта для того, чтобы показать, что им нравится то, что они видят.

Шевелящиеся губы. Если девушка кусает губы, когда слушает или думает, это значит, что она пытается привлечь внимание к своим губам, а потому, вероятнее всего, заинтересована в вас. Кроме того, обратите внимание, не облизывает ли девушка свои губы. Это уже не только бессознательный способ привлечь внимание к губам, – когда девушка возбуждена или взволнована, у нее пересыхает во рту.

Расширенные зрачки. И у мужчин, и у женщин расширенные зрачки говорят о том, что человек испытывает интерес к собеседнику. Это особенно справедливо, если вы находитесь в светлом помещении (в темных условиях зрачки расширяются естественным образом).

Слишком подвижные веки. Если девушка хлопает ресницами, она определенно флиртует. Хотя это движение является распространенным клише, оно взялось не с пустого места. Если женщина испытывает к вам интерес, она будет моргать чаще обычного.

Расширенные ноздри. Когда женщина взволнована или возбуждена, ее ноздри будут раздуваться. Это непроизвольный ответ на волнение, и, как и расширенные зрачки, он является неподдельным признаком заинтересованности.

1.3 Обратите внимание на то, где девушка находится по отношению к вам. Заинтересованная особа будет пытаться оказаться к вам ближе. Если вы сидите за столом, она может положить голову на одну или обе руки, чтобы приблизиться к вам.

Опасайтесь скрещенных рук. Если девушка сидит на стуле, скрестив руки, есть вероятность, что ей скучно или неинтересно. Попробуйте вернуть ее интерес, начав оживленный разговор о ней и ее жизни. Если ничего не поможет, вам придется искать другую девушку.

С другой стороны, если девушка трогает вашу руку и немедленно убирает свою обратно, прижимая к области груди, этим она отражает свой интерес.

1.4 Обратите внимание на то, как девушка касается своих волос. Нежные, аккуратные движения, такие как беззаботное накручивание пряди вокруг пальца или проведение пальцами сквозь волосы – все это является признаками интереса. Быстрые и резкие движения являются проявлением смущения или нетерпения, особенно если дополняются блуждающим взглядом.

Быстрые резкие движения не означают, что ситуация безнадежна. Если вы слишком напираете, сделайте шаг назад. Следите за тем, чтобы не доминировать в разговоре и не сыпать слишком много комплиментов.

1.5 Обращайте внимание на ее пальцы. Когда женщина испытывает интерес, она ласкает пальцами эрогенные зоны своего тела, вертит ювелирные украшения или играет со своим бокалом.

Ласка эрогенных зон. Если женщина часто касается своих губ, шеи или ключиц, это значит, что она посылает вам сигнал о том, что хочет вас. Чаще всего, это бессознательный способ привлечь ваше внимание к этим местам, чтобы напомнить о том, что она сексуальна.

Верчение в руках ювелирных украшений. Когда женщина находится рядом с интересным ей мужчиной, ее сердце начинает биться быстрее, она переживает возбуждение и нервничает. В качестве способа избавиться от этого напряжения, женщина может крутить свои колечки, играть с сережками или оттягивать бусы. Она также может качать ногой или ступней, чтобы избавиться от лишней энергии.

Игра с разными предметами. Если женщина поглаживает ножку бокала или проводит пальцами по ободку стакана с водой, это значит, что она пытается привлечь ваше внимание. Если движения медленные и контролируемые, скорее всего, девушка заинтересована в вас. Однако если она постукивает бокалом или поджимает губы, скорее всего, что она хочет поскорее уйти.

1.6 Уделяйте внимание ее ногам. Чаще всего, девушки, испытывающие интерес, скрещивают ноги. Это исключительно хороший признак, если нога направлена в вашу сторону. Она также может гладить нижнюю часть бедра или разглаживать штаны (сделав это до, или делая это одновременно), чтобы и удержать ваше внимание на своих ногах.

2. Во время встречи

2.1 Обращайте внимание на физический контакт. У каждого человека есть интимное пространство – по 50 см во все стороны. Если девушка вторгается в это пространство или даже находит повод прикоснуться к вам, мы можете быть уверены в том, что она вами заинтересовалась. Будьте готовы к "проверкам", которые она может устроить: подойти к вам ближе, чтобы дать кому-то пройти, прикоснуться к вашей руке в качестве жеста сочувствия, когда вам грустно, или положить руку вам на колено, чтобы подчеркнуть ваше остроумие, – все это быстрые способы нарушить личную дистанцию чтобы посмотреть, как вы на это отреагируете.

Если девушка вам интересна, ответьте ей небольшими "проверками" со своей стороны. Так девушка поймет, что тоже вам интересна, и это откроет двери к более долгим прикосновениям.

2.2 Не забывайте о зрительном контакте. Чтобы показать вам, что она считает вас самым интересным человеком в комнате, женщина будет смотреть вам в глаза. Если вы только познакомились, она может задерживаться лишь на пару секунд дольше обычного. Однако если вы хорошо знаете друг друга, девушке может быть достаточно комфортно смотреть в ваши глаза долго и глубоко.

Для этой игры нужны двое. Девушка не может смотреть вам в глаза долго, если вы отводите взгляд. Если вам некомфортны ее “шаги на сближение”, не бойтесь сразу отвести взгляд. Однако если девушка вам интересна, продлите зрительный контакт на несколько секунд, прежде чем отводить взгляд (или позволить это сделать ей).

2.3 Обратите внимание на ее смех. Отметьте то, как часто она улыбается или смеется в вашем присутствии, в сравнении с другими людьми. Чаще всего женщинам, которые испытывают к вам интерес, бывает непросто прекратить смеяться в вашем присутствии. Это может происходить в разговоре с вами (во время которого девушка может много смотреть вам в глаза, улыбаться, смеяться даже над малейшей вашей шуткой) или просто в ситуации, когда вы с девушкой находитесь в одном помещении. Обращайте внимание также на громкую речь и шумное поведение, когда девушка общается с кем-то другим, – это явный признак желания быть замеченной вами.

2.4 Обращайте внимание на "милые" жесты. Есть несколько жестов, с помощью которых женщина может усилить ваше желание заключить ее в объятия. Самый важный из них – пожимание плечами. Открытые, повернутые вверх ладони – также надежный знак того, что девушка испытывает к вам интерес.

Если девушка, сидя на стуле, отклоняется вперед и слегка поворачивается к вам, этим она показывает свои формы и хочет, чтобы вы их оценили.

Если она двигает рукой по вашей спине и едва заметно скользит по верхней части ваших ягодиц, значит, ее интерес к вам невероятно силен.

2.5 Оцените ее сердцебиение. Если вы достаточно близки для объятий, положите голову на ее грудь. Если ее сердце бьет все рекорды скорости, значит, девушка заинтересована в вас. Если вы недостаточно близки для объятий, проверьте ее пульс на запястье. Легко возьмите ее руку и положите палец ей на запястье. Этим приемом овладеть непросто, но если вы обнаружите ускоренное сердцебиение, это будет более чем надежным признаком того, что девушка испытывает к вам чувства.

Вы также можете оценить ее сердцебиение, наблюдая за ее дыханием. Это не менее трудно (если даже не более), чем почувствовать пульс, но не требует длительного прикосновения. Если вы рядом в кинотеатре, попробуйте легко придвинуться к ней. Если девушка дышит очень быстро, вероятно, что она испытывает интерес к вам. Если она пытается задержать дыхание, возможно, что так она пытается скрыть его учащенность.

2.6 Понаблюдайте, отзеркаливает ли девушка ваши движения. Часто происходит так, что человек, испытывающий к вам интерес, бессознательно отзеркаливает ваши движения. Это показывает, что вы двое находитесь “на одной волне”, а значит, интимность между вами может возрасти. Вот почему танцы считаются интимным или сексуальным занятием, – они заставляют вас отзеркаливать движения друг друга!

Советы

Если девушка оценивает вас взглядом сверху вниз, не двигая при этом головы, а затем улыбается, это значит, что ей нравится то, что она видит. Своей улыбкой же девушка может молчаливо признавать тот факт, что вы ей нравитесь.

Наклон головы в сторону – первичный индикатор интереса; девушки часто делают это во время разговора, чтобы показать свою вовлеченность и согласие с вами, а также для того чтобы открыть свою шею, тем самым показывая вам, что ей с вами комфортно.

Вы также можете использовать трюк с часами. Мельком посмотрите на часы, а потом верните взгляд на девушку (если только вы не смотрели на нее краем глаза). Для этого подойдет любой предмет. Если девушка смотрит туда же, куда только что смотрели вы, значит – она наблюдала за вами. Но имейте в виду: девушка могла решить, что вы увидели что-то опасное или интересное, и захотеть выяснить, что же это было.

Обратите внимание на напряжение мышц лица. Оно прямо пропорционально симпатии. Самые заметные места – вокруг губ, подбородок, лоб.

Девушки, не все парни ответят взаимностью и радостью на ваш флирт. Вы распознаете такого парня по его реакции: вы смеетесь над его шуткой или флиртуете с ним, а в ответ на это он смотрит на вас странно или с недоумением. Парни, не бойтесь сказать “спасибо, но нет” девушке, которая с вами флиртует. Таким образом, она не будет тратить на вас время и сможет начать флирт с кем-то другим.

Если девушка смотрит в пространство, улыбается и смотрит на вас, значит, она думает, что флиртует с вами.

Если девушка достает бальзам для губ и тратит больше времени, чем необходимо, чтобы намазать губы, и при этом постоянно смотрит на вас, значит, она флиртует.

Не у всех женщин язык тела одинаков!

Не делайте поспешных выводов: если какой-то жест показался вам сексуальным, это еще не значит, что девушка хочет вас. Если вы пойдете на сближение, а девушка этого не хочет, вряд ли все закончится хорошо.

Не смотрите на зону декольте, даже если девушка надела довольно открытый наряд. У некоторых мужчин взгляды в область декольте сложились в плохую привычку, но если девушка перехватит ваш взгляд, почти наверняка ее это обидит (особенно, на первом свидании).

Рот

Ее лицо расслаблено, она широко улыбается, возможно, показывая зубы. - Вы симпатичны этой женщине, она вам доверяет.

Прикусывает губу или облизывает губы(некоторые женщины облизывают одну губу, другие проводят языком по обеим губам). - Знак эротической заинтересованности.

Чуть-чуть показывает язык или касается языком передних зубов. - Скорее всего, ей интересно то, что вы говорите.

Слегка выпячивает губы. - Вы ее возбуждаете.

Когда курит, выдыхает дым в вашем направлении точно через губы. - Флирт.

Слегка приоткрытый рот. - Она увлечена вами или вашим рассказом. Если ее рот приоткрыт и она закусывает дужку очков (авторучку, сигарету и т. п.), при этом в упор глядя вам в глаза, то она с вами флиртует.

Волосы

Поправляет прическу. - Вы ей явно нравитесь.

Стряхивает волосы назад движением головы, даже при короткой прическе. - Она заинтересована вами. Если вас окружают другие люди, то обратите внимание на направление ее взгляда: а вдруг ее интересуете вовсе не вы?

Крутит волосы вокруг пальца, когда смотрит на вас. - Испытывает к вам эротический интерес. Возможно, волнуется.

Она запускает пальцы в волосы. - Сосредоточенно размышляет над вашими словами.

Характер женщины выдает ее прическа. Молодость и сексуальность женщин довольно часто ассоциируются с длинными волосами. Немалое количество женщин носит и короткую прическу. Короткие, модно и безукоризненно подстриженные волосы часто указывают на артистичную натуру. Возможно, такая прическа, по мнению женщин, является свидетельством финансового благополучия. Есть в выборе дорогой и короткой стрижки доля тщеславия, потребность обращать на себя внимание, чувствительность к мнению окружающих, вызванная неуверенностью в себе. Менее стильная короткая стрижка выявляет в женщине практичность. Чрезвычайно короткие волосы обязательно привлекают к себе внимание, они хорошо сочетаются с экстравагантным стилем одежды.

Если женщина носит длинные волосы, то на это может быть тоже несколько причин. Женщина хочет выглядеть моложе, чему способствуют длинные волосы. Иногда женщины в возрасте носят длинные волосы; у них, возможно, далекие от реальности представления о жизни и о самих себе. Некоторые женщины стремятся придать себе таким образом больше сексуальности, они носят длинные волосы даже в тех случаях, когда им не идет такая прическа. Длинные волосы могут еще указывать на богемный образ жизни. В таких случаях одежда тоже должна отражать этот подход к жизни. Иногда длинные волосы могут указывать на невнимательность, бунтарскую натуру, просто лень. Все эти предположения должны подтверждаться другими признаками.

Мы публикуем фрагмент из вышедшей в 2008 году книги "Обнажение Языка. Исследование кросс-культурное исследование семантики древнего жеста". Она принадлежит перу ведущего научного сотрудника ИЭА, к.ф.н. И.А. Морозова, зав. сектором кросс-культурной психологии и этологии человека ИЭА д.и.н. М.Л. Бутовской и д.ф.н., старшему научному сотруднику ИНИОН РАН А.Е. Махову.
Человеческая коммуникация, как известно, не сводится лишь к вербальной сфере-- невербальная коммуникация не менее важна и, более того, преобладает над вербальной-- информация, передаваемая словами, составляет лишь около 7% от общего объема информации, получаемой человеком, тогда как на долю невербальных сигналов приходится 93% (мимика, позы, жесты, касания, запахи составляют до 55%, а на долю голосовой паралингвистической составляющей приходится до 38%). В среднем, человек говорит всего 10-11 минут в день, причем вербальный компонент составляет лишь 35% смысловой нагрузки, а невербальный гораздо больше — 65%.

Подпись к иллюстрации: “Неповторимый язык Виктюка навсегда останется в истории театра”
Независимая Газета 2001. 8 октября с.8


Кредо авторов вполне адекватно выражено формулой, вынесенной в название книги: “обнажение языка”. Действительно, с одной стороны, они считают важной задачей выяснение (раскрытие, “обнажение ”) функциональной роли языка как части тела в различных мифологических, ритуально-магических и повседневно-бытовых практиках; с другой - уделяют пристальное внимание кросс-культурному анализу структуры и семантики жеста “высовывания (обнажения ) языка” -- встречающегося в самых разных эпохах, культурах и ситуациях и наделяемого, в зависимости от этого самым разным смыслом.

Жест обнажения языка в современных масс-медиа.

Современная литература , активно осваивающая актуальные формы, включая глобальное интернет -пространство, по своим параметрам все больше сближается с “классическими” продуктами массовой культуры. Поэтому можно утверждать, что на этом информационном поле работают те же правила, что и на других, более общедоступных современных массмедийных пространствах, прежде всего на телевидении и в прессе.



Современная российская пресса на уровне вербального текста хорошо отражает наиболее употребительные кодифицированные значения высовывания языка. Причем на первый план выходит семантика, связанная с выражениями “показать / показывать язык”, то есть с демонстрацией высунутого языка . Чаще всего — это значения передразнивания, насмешки, издевки, как правило, в исполнении ребенка или подростка. “Малыш, шаля, показал язык прохожей бабушке” (Голованова Е . Дурашливые//Домовой. 2002. 04 августа). “Когда-то я видел в нем карапуза, показывающего мне язык , потом мальчишку, дочерна прожженного коктебельским солнцем” (Розенталь Э. Всех духов лития...//Вестник США. 2003. 10 декабря).

В некоторых вариантах жеста на первый план выходят коннотации несогласия, протеста: “Она поняла, что спорить бесполезно, молча натянула куртку, но уходя, показала мне язык ” (Смирнова И. Прости его - я знаю, ты сумеешь...//Даша. 2003). ““А что он...” - огрызнулся сын и тайком от мамы показал старику язык ” ( Антонова И. Тринадцатый пират// Мурзилка. 2000. №11). “При этом боковым зрением она увидела, что Федя показал язык ” ("Срочно требуется организатор досуга"//Лиза 2005).

Изображения с высунутым языком обычно усиливают основные смысловые доминанты вербального текста
(Панорама Тольятти. 2005. № 35. С. 1).

В интерпретации журналистов высунутый язык является знаком очень быстрого движения или большого усердия. “Если же вы сами попадёте на язык (станете предметом пересудов) злым языкам (сплетникам), то не бегайте от них высунув язык (очень быстро)”, — советует своим читателям ведущий рубрики журнала “Трамвай” (Языкария. // Трамвай. 1991). Александр Проханов, сетуя на необъективность журналистов, отмечает: “Тот, высунув язык , начинает искать на Кубе гостиницу Зюганова, нимало не заботясь тем, что на Кубе запрещена частная собственность” (Проханов А. Административный ресурс — приют негодяев// Советская Россия, 2003. 15 июня).

Отсюда производное значение чрезмерного подобострастия, подхалимства и лизоблюдства. “Здесь можно “власть” пощупать, сфотографироваться с ней, стоя рядом и высунув язык ” (Волошина В. «Лица на нем нет. Путина надеются слепить с четвертого раза»//Известия, 2001. 7 октября.).

В других случаях высунутый язык выражает состояние сильной усталости или отчаяния. “Через полминуты, высунув язык и отдуваясь, появляется мой спарринг-партнер” (Маслова Л. Птица-трешка//Автопилот. 2002. 15 мая). “Это как показать язык уходящему поезду или бросить камень в проходящую электричку” (Шерстенников С. Душевный человек// Автопилот. 2002. 15 декабря).

Кроме того, высунутый или вывалившийся язык — признак моральной или умственной деградации, идиотизма. “Лицо расцвело улыбкой идиота, высунуло язык и попыталось слизать нас с площадки. <...> Однако тот повел себя довольно странно — запрокинул голову далеко назад, высунул язык и мелко задрожал всем телом” (Охлобыстин И. Горе от Ума// Столица. 1997. 26 августа). “Глаза навыкате, вывалившийся синий язык , лицо неопределенного цвета да к тому же пренеприятнейший запах от самопроизвольного акта дефекации” (Медведева И, Шишова Т. Педагогика от лукавого//Наш современник. 2002.).

Нередко журналисты вспоминают об этом жесте, описывая персонажей народной демонологии. “Именно они — большие любители показывать язык , гримасничать, корчить рожи, передразнивать взрослых и детей, утрировать свою речь и хохотать в ответ на любое высказывание”, сообщает читателям Е. Голованова в своей заметке о домовом (Голованова Е. Дурашливые//Домовой. 2002. 04 августа). В. Лунин, в своем рассказе о Шишиморе в журнале “Мурзилка”, выстраивает сюжет именно на этом атрибуте. Шишимора высовывает язык и, в конце концов, оказывается наказанной за свою дерзость: “Пригляделись, а там Шишимора в окне заливается, им язык показывает <...> Укусила она Шишимору в язык . Две недели потом Шишимора ни смеяться, ни говорить не могла, так у неё язык распух !” (Лунин В. Про Шушундру и Шишимору//Мурзилка. 2002. №8--9).

Говоря о прессе, нельзя упускать из виду и иллюстрации, составляющие неотъемлемую часть газетного или журнального материала. Именно в визуальной части газетного и журнального контента можно обнаружить наиболее показательные примеры использования высунутого языка для передачи самых разных смыслов. Иногда изображения усиливают основные смысловые доминанты вербального текста, иногда — иронически опровергают их. Сообщение о благополучном завершении забастовки работников муниципального траспорта в одном из выпусков газеты “Панорама Тольятти” сопровождается изображением торжествующего забастовщика с высунутым языком. В одной руке он держит бутылку шампанского, в другой — пачку денег. Снимок сопровождается насмешливым детским стишком: “Кто возьмет билетов пачку, тот получит водокачку” (Гладких О. Транспортная лотерея//Панорама Тольятти. Информационно-рекламное издание 2005. №35 С.1).


Пирсингованный язык в данном случае призван символизировать ущербность, дефектность, “шершавость”
современного русского языка как в своих низовых, так и в “державно-представительских” формах (МК. 2001 № 269. С. 8. Фото М. Бажина).

Выше нами уже описаны случаи переинтерпретации семантики запечатленного на фотоматериале высунутого языка в соответствии с установками и замыслом журналистов. При этом нередко журналисты играют на соположении слова “язык” в подписях к иллюстрациям или в тексте статьи и высунутого языка у персонажей, которые изображены на прилагаемых снимках. Подпись к иллюстрации, которая прилагается к небольшой статье, посвященной 65-летию Романа Виктюка, гласит: “Неповторимый язык Виктюка навсегда останется в истории театра” (Красовский А. Роковые яйца. Роман Виктюк: жизнь после смерти//Независимая Газета 2001. 8 октября с.8). При этом автор публикации обыгрывает разные значения слова “язык”: в буквальном смысле — это высунутый язык Сталина, в переносном — совокупность сценических художественно-выразительных средств, составляющих своеобразие театрального стиля режиссера Романа Виктюка. Статья под названием “Шершавым языком президента” в “Московском комсомольце” посвящена проблемам современного функционирования русского языка, а также работе Справочной службы русского языка при Институте русского языка им. Виноградова РАН. Публикация предваряется фотографией широко улыбающейся юной особы с высунутым языком, украшенным пирсингом, и подписью: “Путин невыразителен, Ельцин запинается, а Горбачев говорит на диалекте”, которая сопровождается изображениями перечисленных персон. Если интерпретировать текст статьи, иллюстрации и подписи к ним как некое семантическое единство, то пирсингованный язык в данном случае, видимо, призван символизировать ущербность, дефектность, “шершавость” современного русского языка в своих как низовых, так и в “державно-представительских” формах.

Легко узнаваемое значение ликования и победы, запечатленное в кинетическом паттерне c участием высунутого языка,
помогает читателю даже при быстром просмотре уловить основной пафос публикации (АиФ. 2003. № 7. С. 21. Фото А. Голованова, агенство “Рейтер”)

Статья Д. Гранцева “Корт меняет секс-символы” (Гранцев Д. Корт меняет секс-символы // АиФ. 2003. №7 С.1,21) сопровождается фотографией Елены Дементьевой в позе победительницы: с поднятой вверх рукой и высунутым языком. Под снимком крупными буквами написано: “Языком цифр. Рейтинг лучших теннесисток”, а чуть повыше подзаголовок: “Бой-бабы”. Страница заполнена изображениями сильнейших теннисисток мира от Серены Уильямс до Анастасии Мыскиной. Таким образом, моментально считываемое значение ликования и победы, запечатленное в кинетическом паттерне с участием высунутого языка, помогает читателю даже при быстром просмотре уловить основной пафос данной публикации. В анонсе данной статьи на первой странице еженедельника акцент сделан на слове “меняет”: рядом расположены изображения двух сильнейших и популярнейших на тот момент российских теннесисток - Курниковой и Дементьевой - с высунутыми языками. “Смена символов”, по замыслу авторов публикации, символизируется разной манерой высовывать язык: у Курниковой представлен типично “женская” вариация жеста (сильно высунутый, широкий, распластанный язык), а у Дементьевой - нечто более близкое к “мужскому” варианту.


Анонс статьи Д. Гранцева “Корт меняет секс-символы”
(АиФ. 2003. № 7. С. 1. Фото А. Голованова, агенство “Рейтер”)

Репортаж о предстоящем матче Кубка Девиса между сборными России и Сербии по теннису, озглавленный “Сборная России лишилась Марата Сафина”, сопровождается фотографиями Сафина с высунутым языком и сербского теннисиста Янко Типсаревича, с подписью: “Теннисный размен: вычитаем Типсаревича... убираем Сафина” (Дзгоев Ч. «Журналисты подобрали Гусу Хиддинку помошников»//Известия. 2006. №99 с.11). Очевидно, что подобный монтаж контента оказался возможным потому, что семантика рассматриваемого нами жеста перекликается с семантикой глаголов “лишить(ся)” и “убрать” в значении ‘устранить’ - ср. значения отторжения и неприятия, характерные для высунутого языка во многих культурах.


В данном случае используется перекличка семантики рассматриваемого нами жеста с семантикой глаголов“лишить(ся)” и “убрать” в значении ‘устранить’
(Известия. 2008. № 22. С. 15. Фото “Рейтер” и “Ассошиэйтед Пресс”).

Еще один показательный пример - публикация интервью с артистом эстрады Андреем Данилко, более известным под сценическим псевдонимом Сердючка (Заяц Н. «Все равно я мозгами в Советском Союзе». Интервью с актером Андреем Данилко//Известия. 2007.№222 с.10). Интервью взято вскоре после конкурса Евровидения, на котором Сердючка получила приз во многом благодаря очень понравившемуся европейской публике рефрену исполненной ею песни: “Раша, гуд-бай!” (“Прощай, Россия!”). В интервью А. Данилко жалуется на нападки на него в российской прессе, утверждает, что рефрен в его песне был совсем другой, и клянется в приверженности дружбе украинского и российского народов, а также интернациональным ценностям, привитым нам во времена Советского Союза. Однако открывающее публикацию фото, на котором Сердючка изображена с высунутым языком, как бы дезавуирует эти заявления, придает им насмешливо-иронический оттенок. Тем более что в завершение А. Данилко сообщает читателям о своем отъезде в длительное европейское турне.


Помещенное в начале статьи изображение Сердючки с высунутым языком позволяет читателю заподозрить А. Данилко в неискренности сделанных им заявлений
(Известия. 2007. № 222. С. 10. Фото Д. Коробейникова)

Аналогичные ассоциации возникают при взгляде на снимок с изображением российского велогонщика Дмитрия Конышева, предваряющий статью об его аресте итальянскими полицейскими с обвинением в избиении проститутки (Гетманский К. «Все обвинения с меня сняты. Итальянские полицейские выпустили из тюрьмы российского велогонщика Дмитрия Конышева»//Известия.2004. №18. с.10). “У меня сейчас нет абсолютно никаких проблем. Все обвинения с меня сняты!” — заявляет ехидно улыбающийся спортсмен и, слегка высунув язык, жалуется, что его имя “совершенно без причины обесчестили на весь мир”. В то время как высунутый язык, данный в газетном материале крупным планом, несомненно, призван вселить в читателя сомнения в искренности велогонщика.


Дмитрий Конышев уверен в своей невиновности (Известия. 2004. № 18. С. 10. Фото агенства “Рейтер”).

В современной прессе нередко обыгрывается эротический оттенок этого жеста. В гламурных журналах в исполнении фотомоделей и знаменитостей такие презентации могут быть вполне серьезными. Но чаще всего сексуально-эротические подтексты преподносятся с оттенком иронии. Так, публикация под названием “Роман с молочными зубами”, посвященная ранней детской сексуальности (Черницына, 2002), сопровождается фотомонтажом из расположенных друг против друга фигур детей детсадовского возраста (мальчика и девочки), показывающих друг другу язык. Тем самым невинной детской дразнилке приписывается совсем недетское содержание, что и придает юмористический оттенок прилагаемой статье.


В современной прессе, в первую очередь, в гламурных журналах нередко обыгрывается эротический оттенок высунутого языка (The Most Famous Women , 2005).

Среди иллюстративного материала, в котором присутствует высунутый язык, часто встречаются кадры с комическими сценками, иногда намеренно смонтированные, в центре которых младенцы, совершающие те или иные “взрослые” действия с высунутым языком, что обычно служит своеобразным эпиграфом или эпилогом к статье. Например, публикация “Детские пособия подняли по-взрослому” (Известия. 2006. № 212. С. 8. Фото М. Бурлака) сопровождается изображением младенца с высунутым языком, окруженного пачками долларовых купюр и озадаченно поднявшего голову вверх, как бы вопрошая правительство и взрослых, насколько серьезны их намерения.


В современной прессе часто обыгрывается эротический оттенок высунутого языка
(МК. 2002. 14 сентября. С. 3. Фото Г. Черкасова).

Еще одна большая группа иллюстраций, на которых может присутствовать высунутый язык, — это карикатуры или шаржи. Так, обширная публикация о жизни и творчестве Уолта Диснея в газете “Известия” (Синебрюхов Л. Мышиный король. Уолт Дисней — миллионер, которому было скучно зарабатывать//Известия. 2005. №41 с.10) сопровождается небольшим шаржем, на котором герой публикации изображен в виде знаменитого мышонка Микки-Мауса в голубом противогазе и с высунутым языком. Рисунок сопровождается ироническим комментарием: “Тайная жизнь есть у всех. Уолт Дисней 26 лет сотрудничал с ФБР, сообщая имена политически неблагонадежных и коммунистов”.

Обсуждавшаяся в “Известиях” тема качества отечественного медицинского обслуживания сопровождалась серией карикатур, которые обыгрывали выражение “показать язык”. На одной из них изображены пациент и нависший над ним доктор, который требует: “Больной, покажите мне язык и полис медицинского страхования!” (Известия. 2003. № 63). На другой карикатуре, сопровождающей статью об экспресс-диагностике, пациент демонстрирует врачу табличку с изображением языка в ответ на реплику: “Так, так, очень хорошо, а теперь покажите язык, скажите“А-а-а!”” (Известия. 2003. № 77). Зазор между значением выражения “показать язык” ‘продемонстрировать его врачу’ и визуальным образом, где язык уже отделен от пациента и представлен в виде изображения, которое и требуется показать доктору, создает комический эффект. Это помогает автору статьи сформировать априорно скептическое отношение читателя к описываемым в статье методам экспресс-диагностики, для которых как раз характерна подмена содержательного обследования различными фикциями. Таким образом, высунутый язык оказывается в числе эффективных инструментов формирования общественного мнения.

Телевидение с его многочисленными ток- и реалити-шоу, программами, основанными на репортажах в прямом эфире, является ценным источником информации о современных употреблениях высунутого языка. Конечно, в передачах с участием “серьезных” политиков, бизнесменов или научных деятелей, особенно если это предварительно записанные и отредактированные интервью, вероятность попадания на телеэкран этого жеста крайне невелика — кроме случаев, когда это совпадает с замыслом создателей передачи и должно выделить и подчеркнуть особенности характера или имиджа ее участников. Зато в различных шоу-программах и интервью, транслирующихся в прямом эфире, можно увидеть самые различные варианты высовывания языка, как намеренные, преследующие определенную цель, так и спонтанные, связанные с испытываемыми участниками эмоциями.


Евгений Евтушенко исполняет обязательный ритуал телепередачи “Сто вопросов взрослому” — показывает всем язык (ТВЦ. 2008. 18 января)

Намеренная демонстрация высунутого языка характерна для широкого круга деятелей шоубизнеса, а также обслуживающей их интересы “массмедийной тусовки”. Можно сказать, что для некоторых персонажей “Комеди Клаб” (телеканал ТНТ) или “Бла-бла шоу” (РЕН ТВ) этот жест является своеобразным “фирменным знаком” с очень широким спектром значений: от фиглярства и шутовства до выражения озадаченности и недоумения. Поскольку герои подобных передач ориентированы на изображение комического, можно утверждать, что эти употребления продолжают традиции европейской комедии (от Аристофана до театра дель-арто), которая активно использовала этот жест, транслируя его, в частности, при помощи специальных масок. Для современного лицедея (забудем о Полунине!) маска — большая редкость. Поэтому он использует доступные ему пластические средства, в первую очередь — “язык тела”. Если понаблюдать за ведущими и участниками молодежных программ на “МузТВ”, “ТНТ” или “РЕН ТВ”, можно убедиться, что различные манипуляции высунутым языком являются очень убедительным и “органичным” средством выражения многих эмоций. Этим жестом передается чувство волнения, растерянности, страха, эйфории, восторга (“Вау!”), удовлетворения и безмятежности (“Класс!”), оторванности и эпатажа (“fuck you !”), желания и сладострастия. Вертящиеся в бешеной пляске полуголые персонажи, сладострастно облизывающиеся прямо в глазок телекамеры в полной мере отражают эту сферу современного функционирования высунутого языка. Именно эти контексты наиболее убедительно свидетельствуют о символической связи высовывания языка с обнажением . При том что обнажение (наряду с нагнетанием темы насилия на телеэкране) является одним из наиболее ожесточенно осуждаемых общественностью предметов в современном телевидении. Высунутый язык дополняет культивируемое современным телевидением “сбрасывание внешних покровов” наглядным “выворачиванием наружу нутра”, того, что обычно тщательно скрыто от посторонних взглядов. Не будем забывать, что это дополняется различными “душевными откровениями”, рассказами об интимных подробностях жизни, а порой — например, а различных реалити-шоу типа “Дом-2” — и намеренной публичной демонстрацией своих личных тайн и секретов. Тем самым, высунутый язык парадоксальным образом оказывается емким и лаконичным символом, выражающим концептуальную сущность важнейших тенденций и приоритетов, характерных для современного телевидения.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...