Врываюсь лавиной. Картинка к стихотворению Прозаседавшиеся

Владимир Маяковский известный советский и российский поэт 20 столетия. Направлением его яркого творчества был футуризм, который захватывал в это время много юных поэтов. Маяковский был известен своей гражданской лирикой в первую очередь. Он называл себя "пролетарским поэтом". Участвовал в различных мероприятиях, писал для пропаганды и прочие хотелки советской власти. Однако называть его идейным слугой режима было бы неправильно. Маяковского как футуриста захватили идеи коммунизма как полной перестройки в обществе, вызовы всему миру. Именно дерзость, смелость идеи он полюбил. Но даже Маяковский видел минусы новой власти, и описывал их в своих сатиристических произведениях, одним из которых является “Прозаседавшиеся”.

Темой тут является отвратительная бюрократия которую возвели в абсолют новые власти. Также поэт нападает на классическое мещанство которое и сидело в кабинетах бюрократии. Главный герой стиха хочет попасть на прием к некому Иван Ванычу. Сначала правда Маяковский начинает со вступления, описание начала обычного дня в городе. Герой хочет попасть на прием к начальнику, Иван Ванычу, но ему отказывает потому что начальник на заседании. Однако и после наш герой никого не мог найти, несколько раз ходил он и вечно все работники были на каких-то заседаниях, а после даже секретарок не было.

Герой проходил все эти круги ада и не выдержав ворвался все таки в какой-то кабинет, где проходило заседание и увидел там только половинки людей, ибо они одновременно на двух заседаниях. Маяковский умышленно использует гиперболу, для того чтобы показать что большинство этих заседаний никому не нужны, и бюрократия со своей серьёзностью только дразнит людей и смешит. А ведь все эти заведения призваны чтобы служить людям, улучшать качество, однако сами уже про это давно забыли. Стоит сказать что проблема высмеяна и показано в этом стихе до сих пор актуальна. Бесчеловечная система советской власти давно упала, однако пережитки в виде бюрократии до сих пор имеются. Владимир Маяковский поднял эту тему не просто так. Ему не приходилось сильно преувеличивать, он на себе познал что такое бюрократия.

Анализ стихотворения Прозаседавшиеся по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Сторона ль моя сторонка Есенина

    Сторона ль моя, сторонка – стихотворение написанное Есениным в 1914 году. В нем проявляется характерные для творчества автора сочетание патриархального уклада с природой родного края.

  • Анализ стихотворения Есенина Не жалею, не зову, не плачу...

    Поэт, в своих работах, не любил поднимать философские темы, утверждая, что жизнь и смерть – это не главное, что должно быть в литературе. Но, все-таки и он прибегнул однажды к этому вопросу, создав достаточно тонкое и неземное стихотворение

  • Анализ стихотворения Блока На лугу 2, 5 класс

    Стихотворение Блока «На лугу» было написано в 1912 году. Это стихотворение было предназначено для детей, так как стих написан на понятном, доступном для детей языке. На первом месте в стихотворении Блока – луг

  • Анализ стихотворения Пушкина Демон 9, 10 класс

    Название «Демон» ассоциируется в основном со стихотворением Лермонтова. И всё же произведение Пушкина также ценно, глубоко и эмоционально. Это стихотворение поражает ритмом (написано четырехстопным ямбом), зарядом энергии

  • Анализ стихотворения Айя-София Мандельштама

    Произведение из первого сборника поэта посвящено одному из шедевров мировой архитектуры – главной мечети Стамбула, прежде бывшей храмом святой Софии.

Главным оружием В. Маяковского против несправедливости в обществе было резкое саркастичное слово. Образцом этого пласта творчества является стихотворение «Прозаседавшиеся», которое изучают в 8 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Прозаседавшиеся» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано осенью 1922 г., когда поэт убедился, что Октябрьская революция не стала спасительным кругом для народа.

Тема стихотворения – взаимоотношения простых людей и чиновников, рабочие будни тех, что заседают в кабинетах.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который рассказывает о том, как пытался попасть в кабинет чиновников. Рассказ героя можно разделить на две смысловые части: бесконечные хождения по лестницам в попытках попасть на прием к чиновнику и рассказ о заседании, на которое ворвался лирический герой.

Жанр – фельетон.

Стихотворный размер – написан ямбом, стихи разностопные, строки рифмуются непоследовательно, большинство и них объединены перекрестной рифмовкой АВАВ, также использует параллельную ААВВ и кольцевую АВВА.

Метафоры «исколесишь сто лестниц», «взъяренный, на заседание врываюсь лавиной», «сидят людей половины», «поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь, а остальное там».

Эпитеты «верхний этаж» , «дикие проклятия», «страшная картина», «спокойнейший голосок», «утро ранее» .

История создания

История создания произведения связана с послереволюционной действительностью. Известно, что до переворотов В. Маяковский выступал против царского режима. Он надеялся, что революция изменит жизнь простого народа к лучшему. Очень скоро поэт убедился, что надежды были тщетными. Многое в «новой» стране вызывало у него возмущения и иронию, например, отношение «верхушки» к людям. Невеселые наблюдения стали основой для написания в 1922 г. «Прозаседавшихся». Стихотворение относится к послеоктябрьскому периоду творчества Владимира Владимировича.

Тема

В стихотворении автор развивает тему чиновнических рабочих будней. Свои раздумья он щедро «заправляет» сарказмом и иронией. Проблема раскрывается через восприятие представителя народа, которому пришлось побегать по кабинетам чиновников. Этот мужчина и является лирическим героем.

Сначала герой знакомит нас с представителями власти. Он рассказывает, как те каждый день спешат на свои рабочие места, где их уже ждут сотни бумажек, которые чиновники быстро разбирают и спешат на заседания. Далее лирическое «Я» переходит к описанию своих «скитаний по кабинетам». В каждом из них его ожидает один ответ: «Товарищ такой-то ушли заседать» . Героя просят подождать час, а когда он возвращается, не застает даже секретарей: те тоже ушли заседать на комсомольских собраниях.

В. Маяковский прекрасно понимает, что на этих заседаниях не решается ничего важного, и это он с неприкрытой иронией демонстрирует читателю: «Заседают: покупка склянки чернил Губкооперативом» .

До конца дня, потраченного на беготню по лестницам, терпение лирического героя иссякает. Он, не сдерживая ругани, врывается на одно из заседаний. Увиденное его ошарашивает: в зале сидят только половины людей. Мужчине кажется, что это происки дьявола. Секретарша, привычная к таким «половинчатым» заседаниям, рассказывает, что по-другому чиновники не успеют побывать на всех собраниях.

В последней строфе оказывается, что герой провел под кабинетами целый день. К вечеру у него созрела единственная мечта, чтобы прошло заседание «относительно искоренения всех заседаний». Последняя строка отражает идею произведения. Автор показывает, что заседания - не показатель того, что чиновники решают важные дела. Это простая трата времени, от которой страдают простые люди.

Композиция

Основой для композиции произведения является время: все события вкладываются в сутки. Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который рассказывает о своих «приключениях» под кабинетами чиновников. Монолог делится на две смысловые части: описание бесконечных блужданий по лестницам в попытках попасть на прием к чиновнику и рассказ о заседании, на которое ворвался лирический герой.

Формально стихотворение делится на строфы с разным количеством строк. Некоторые стихи состоят из одного-двух слов. Такая хаотичная форма характерна для футуристической литературы.

Жанр

Жанр стихотворения - фельетон, так как В. Маяковский открыто, резко высмеивает современный ему общественный строй. Написаны строки произведения разностопным ямбом. Автор использует все виды рифмовки, некоторые строки не рифмует вовсе.

Средства выразительности

Художественных средств в тексте не очень много, что объясняется особенностями содержания и системой образов. Большинство тропов являются инструментом для передачи иронического и саркастичного восприятия действительности. В начале произведения используется гипербола, когда рассказывается о «дожде бумажек» и сотнях лестниц, которые прошел за день герой.

Также в тексте есть метафоры - «исколесишь сто лестниц», «взъяренный на заседание врываюсь лавиной», «сидят людей половины», «поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь, а остальное там» и эпитеты - «верхний этаж» , «дикие проклятия», «страшная картина», «спокойнейший голосок», «утро ранее» . Особую роль для донесения идеи играет метафора, описывающая раздвоение людей.

В марте 1922 года в газете «Известия» появляется стихотворение «Прозаседавшиеся». Сатира очень смелая, острая, нелицеприятная. В стихотворении сатирически обобщается опасное, по Маяковскому, явление - имитация, профанация бурной деятельности государственным аппаратом, государственными чиновниками, подмена реальной работы бесконечными пустыми заседаниями. «Прозаседавшиеся» творчески продолжают и углубляют тему, поднятую в стихотворении «О дряни». Гротесково-фантастические образы «Прозаседавшихся» построены на художественной реализации разговорного выражения «разрываться на части от множества дел». Сатирическая заостренность образов выявляет всю абсурдность, алогизм ситуации, описываемой в стихотворении. О «Прозаседавшихся» довольно неожиданно, буквально на следующий день после публикации, одобрительно отозвался В.И. Ленин:

«...давно... не испытывал такого удовольствия, с точки зрения политической и административной...»; «насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно».

Эта похвала Ленина, первого лица государства, оказалась для Маяковского очень ко времени, дала ему возможность больше печататься в центральных газетах и журналах.

Смысловым и композиционным центром стихотворения является некое безликое, но, очевидно, важное для бюрократии «заседание». Заседание, которое для лирического героя предстает «дьявольщиной», «страшной картиной», ибо он увидел, что там «сидят людей половины... Где же половина другая?..» Этот гротескный прием раздвоения персонажей-бюрократов художественно предваряется, подготавливается вступительной частью стихотворения. Здесь в первой строфе реально существовавший в те годы комитет - Главполитпросвет - представляется уже в виде четырех учреждений, в которые, «чуть ночь превратится в рассвет», расходятся чиновники: «кто в глав, / кто в ком, / кто в полит, / кто в просвет...» Во второй строфе - гиперболический образ бюрократии, сыплющей «дождем дела бумажные». Бумаг так много, что чиновники «расходятся на заседания», отобрав из бумаг (всего!) «с полсотни - / самые важные!..» Далее лирический герой стихотворения вспоминает, что еще «со времени она» он никак не может получить «аудиенцию» (слово-архаизм, как и время «она», подчеркивающее давность, длительность самой проблемы) у некоего неуловимого «товарища Иван Ваныча», который постоянно - «ушли заседать», «заседают», «на заседании». Гиперболизируются не только мытарства лирического героя («хожу со времени она», «исколесишь сто лестниц. / Свет не мил», «снова взбираюсь, глядя на ночь...»), но и темы и характер заседаний. И эти преувеличения выглядят уже не как субъективные искажения действительности в восприятии лирического героя, а как закономерное следствие деятельности автоматического бюрократического механизма. Этот автоматизм заседаний приводит к алогизму - «объединение Тео и Гукона», то есть театрального отдела Наркомпроса и главного управления коннозаводства Наркомзема, учреждений совершенно разнородных. Не менее курьезно и другое «заседание» - «покупка склянки чернил/ Губкооперативом» (обратная гипербола, преуменьшение - литота). Наконец герой узнает о заседании совершенно бессмысленного, но, по-видимому, всеобъемлющего учреждения - «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома». В результате «взъяренный» лирический герой «врывается лавиной» на заседание, на котором и видит «страшную картину» - «людей половины» (гротескно-фантастический образ сравним с Носом майора Ковалева, описанным Гоголем). Но для секретаря это нормальнейшая ситуация (этим гротеск усиливается!), его «спокойнейший голосок» разъясняет обстановку: «Они на двух заседаниях сразу...» При этом секретарь сам горд личной причастностью к этой бюрократической машине, не отделяет себя от нее: «В день / заседаний на двадцать / надо поспеть нам. / Поневоле приходится раздвояться. / До пояса здесь, а остальное / там». Лирическому герою Маяковского близок радикальный способ устранения всяческой бюрократии. Его мечта, которой он встречает «рассвет ранний» -

«О, хотя бы еще одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!»

Меткое, явно эмоционально не нейтральное название стихотворения «Прозаседавшиеся» (неологизм Маяковского, образованный от глагола «заседать» по типу «промотавшиеся», «проворовавшиеся») стало нарицательным для определения бездушного, отвратительного мира бюрократии.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни —
самые важные!-
служащие расходятся на заседания.

Заявишься:
«Не могут ли аудиенцию дать?
Хожу со времени она».-
«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать —
объединение Тео и Гукона».

Исколесишь сто лестниц.
Свет не мил.
Опять:
«Через час велели прийти вам.
Заседают:
покупка склянки чернил
Губкооперативом».

Через час:
ни секретаря,
ни секретарши нет —
голо!
Все до 22-х лет
на заседании комсомола.

Снова взбираюсь, глядя на ночь,
на верхний этаж семиэтажного дома.
«Пришел товарищ Иван Ваныч?» —
«На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».

Взъяренный,
на заседание
врываюсь лавиной,
дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу:
сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?
«Зарезали!
Убили!»
Мечусь, оря.
От страшной картины свихнулся разум.
И слышу
спокойнейший голосок секретаря:
«Оне на двух заседаниях сразу.

В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться.
До пояса здесь,
а остальное
там».

С волнением не уснешь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»

Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского

В. Маяковский, как известно, был яростным сторонником революции. Он презирал буржуазное общество и жаждал его уничтожения. Приход к власти большевиков поэт встретил с восторгом. Он радостно приветствовал лозунги о строительстве совершенно нового общества. Постепенно радость Маяковского ослабевает. Несмотря на значительные внешние изменения в душе люди остаются прежними. Возвращаются те же самые отрицательные явления, против которых и была направлена революция. Одной из таких вечных российских проблем является бюрократия. Ей Маяковский посвятил стихотворение «Прозаседавшиеся» (1922 г.).

Произведение начинается с радостной картины раннего начала трудовой деятельности. В молодой стране Советов люди полностью поглощены полезным трудом. Отдыхать некогда, с рассвета многочисленные учреждения наполняются работниками, охваченными трудовым энтузиазмом. Но сразу же появляются иронические интонации автора. Работа начинается с отбора наиболее важных («полсотни»!) дел. Но вместо того, чтобы приступить к их изучению, работники отправляются на заседания.

Появляется сам лирический герой. В его обращении к секретарше («Не могут ли аудиенцию дать?») уже заложена горькая насмешка. Революция провозглашала уравнение всех в правах, но советский проситель вынужден униженно обращаться к рядовому начальнику, как к высокой персоне в царское время. Секретарша также невероятно занята, ее ответ максимально лаконичен и краток. Для рядового посетителя он даже не всегда понятен. Откуда ему знать, что значит «заседание Тео и Гукона»?

Лирический герой проводит время в бесконечном блуждании по лабиринтам лестниц и коридоров в поисках неуловимого «Иван Ваныча». Его до сих пор не могут принять, так как на повестке дня очень «важный» вопрос – «покупка склянки чернил». Абсурдность ситуации подчеркивается тем, что в скором времени исчезает и секретарша, так как она тоже обязана присутствовать на каком-то заседании.

Наконец, ближе к ночи поиски автора заканчиваются успехом: он выясняет, где проходит очередное заседание. Отбрасывая все правила и приличия, герой врывается на него. Его глазам открывается страшная гротескная картина: в зале находятся только половинки людей. Автор думает, что сошел с ума, но секретарь его успокаивает. Так как заседания часто проходят одновременно, люди раздваиваются и присутствуют наполовину в разных местах. Эта чудовищное фантастическое зрелище олицетворяет собой буйно расцветшую советскую бюрократию, которая совершенно утратила человеческий облик. Последнее желание лирического героя в начале нового рабочего дня – увидеть «заседание относительно искоренения всех заседаний!».

Стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся» — очень меткий удар сатиры на злобу дня. Уже в начале 20-х гг. советская бюрократия принимала невероятные размеры и значение. В этот период еще возможна была ее критика, чем пользовались талантливые авторы.

«Прозаседавшиеся» Владимир Маяковский

Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни —
самые важные!-
служащие расходятся на заседания.

Заявишься:
«Не могут ли аудиенцию дать?
Хожу со времени она».-
«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать —
объединение Тео и Гукона».

Исколесишь сто лестниц.
Свет не мил.
Опять:
«Через час велели прийти вам.
Заседают:
покупка склянки чернил
Губкооперативом».

Через час:
ни секретаря,
ни секретарши нет —
голо!
Все до 22-х лет
на заседании комсомола.

Снова взбираюсь, глядя на ночь,
на верхний этаж семиэтажного дома.
«Пришел товарищ Иван Ваныч?» —
«На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».

Взъяренный,
на заседание
врываюсь лавиной,
дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу:
сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?
«Зарезали!
Убили!»
Мечусь, оря.
От страшной картины свихнулся разум.
И слышу
спокойнейший голосок секретаря:
«Оне на двух заседаниях сразу.

В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться.
До пояса здесь,
а остальное
там».

С волнением не уснешь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»

Анализ стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся»

Владимир Маяковский большинству читателей известен, в первую очередь, как автор гражданской лирики. Тем не менее, в его творчестве достаточно сатирических произведений, которые жестко и метко высмеивают общественные устои. До революции Маяковский постоянно критиковал самодержавие, однако после смены общественно-политического строя у него появилось гораздо боль поводов для неприкрытой иронии. Одним из них стал бюрократизм, который при советской власти был возведен в абсолют. Именно этому нелицеприятному явлению поэт в 1922 году посвятил свое знаменитое стихотворение «Прозаседавшиеся».

Начинается это произведение вполне буднично и обычно, показывая деловую активность различных слоев населения , представители которых спешат по своим делам. Их ждет масса работы, однако вскоре выясняется, что вся она связана с никому не нужной бумажной волокитой. Однако настоящим бичом общества являются всевозможные заседания, которые отнимают массу времени не только у их участников, но и рядовых граждан, вынужденных обратиться в то или иное учреждение для решения действительно важных вопросов.

«Исколесишь сто лестниц. Свет не мил», — именно такие ощущения вызывает у Маяковского необходимость искать очередного чиновника, который оказывается настолько неуловимым, что застать на месте в рабочее время его попросту не представляется возможным. Выслушивая очередные отговорки секретаря и ссылки на то, что требуемая персона ушла на очередное заседание, поэт, а в месте с ним тысячи советских граждан вынуждены вновь бегать по коридорам учреждения в надежде все же разыскать пропажу. И когда рабочий день уже близится к завершению, оказывается, что поинтересоваться дислокацией до сих пор не вернувшегося чиновника уже просто не у кого. «Через час: ни секретаря, ни секретарши нет — голо!», — с сарказмом отмечает поэт, сообщая читателю, что даже люди, призванные отвечать на вопросы многочисленных посетителей, вынуждены уйти на заседание.

Очередная попытка встретиться с чиновником вновь заканчивается неудачей, после чего Маяковский решает разыскать его во что бы то ни стало и врывается в зал, где проходит еще одно заседание, «дикие проклятья на ходу изрыгая». Картина, которая предстает перед поэтом, описана автором с особым сарказмом, приправленными мистическим ужасом , так как в помещении он видит только половинки людей, точнее, их верхние части до пояса. Умышленный гиперболический прием, использованный автором, признан подчеркнуть, что даже рабочего дня чиновникам не хватает на то, чтобы поспеть на все запланированные заседания, которых в день проводится не менее двадцати. Некоторые мероприятия и вовсе совпадают по времени, поэтому их участники вынуждены в буквальном смысле слова раздваиваться, что вызывает у поэта уже не сарказм, а горькую усмешку. Понимая всю беспочвенность и ненужность культивируемых общественных дебатов, автор, между тем, отдает себе отчет, что эта относительно новая система будет искореняться десятилетиями. В результате же страдают самые обычные люди, которые вынуждены тратить на решение банальных вопросов колоссальное количество времени.

В последние строчки этого стихотворения Маяковский вложил всю свою иронию . Кошмарное видения с раздвоением чиновников мучило его всю ночь, и в итоге рассвет поэт встретил с единственной мечтой – «о, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!».

Следует отметить, что элементы преувеличения, использованные Маяковским при написании стихотворения «Прозаседавшиеся», незначительны. Поэту действительно приходилось неделями бегать по различным главкам, чтобы решить простейшие бытовые и творческие вопросы. И именно подобные «походы», часто заканчивавшиеся фиаско, послужили поводом для того, чтобы накопившееся раздражение выплеснулось в сатирическое произведение, ставшее литературным памятником советской эпохи.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...