Все живое отличается от неживого. Чем отличается живое от неживого

В древние времена люди считали представителями живого мира практически все, что их окружало. К одним объектам они просто относились, как к части своей жизни и быта, а другие обожествляли, так как не могли понять природу их существования.

Виды объектов в окружающем мире

В настоящее время большинство из нас, уже взглянув на предмет, может сразу сказать к какому типу природы он относится: к живому или неживому. Но иногда наличие тех или иных признаков, которые присущи живым организмам, могут поставить человека в тупик - к какому виду объектов можно отнести тот или иной предмет?

И камень, и гриб не обладают возможностью движения в пространстве, но если первый однозначно относят к категории неживых организмов, то гриб, безусловно, классифицируют как вид живой природы. Потому что есть иные признаки, позволяющие отличать один вид от другого.

Мышь живёт при непрерывном процессе дыхания в период всей жизни, поглощая из окружающей атмосферы кислород и выделяя углекислый газ, но и свеча своим горящим пламенем поглощает кислород, но при этом не выделяет углекислый газ, как продукт переработки. Таким образом, процесс обмена веществ как единственный признак, может быть присущ различным объектам и не может являться основополагающим фактором классификации в окружающей среде.

Поэтому в современной науке существует совокупность признаков, которая позволяет понимать - чем живой объект отличается от неживого. И если при изучении выявляется, что присутствуют не все признаки класса живых организмов, то такой объект смело можно отнести к представителям неживого мира.

Особенности живых видов природы и их главные признаки отличия

На первый взгляд, вся природа, окружающая нас, может называться живой.

Так чем же отличается от неживого мира? Чтобы найти верный ответ на этот вопрос, необходимо тщательно изучить общие свойства обоих видов.

Одним из признаков отличия является непрерывный обменный процесс энергией и веществами между ними - представителей определённого класса живой природы и окружающей его средой. Также явные признаки такого организма определяются уже на молекулярном уровне наличием белка и нуклеиновых кислот в составе каждой молекулы.

Кроме этого, есть ещё несколько признаков, прямо указывающих на то, чем живая природа отличается от неживой и дать ответ на этот сложный вопрос.

Лишь наличие, либо отсутствие всей совокупности перечисленных признаков позволит однозначно дать ответ, что исследуемый объект относится к тому или иному классу природы.

Особенности неживых видов природы

Учитывая вышеперечисленную совокупность признаков, которыми могут обладать лишь живые организмы, отсутствие хотя бы одного из них может указывать на то, что объект относится к неживой природе.

Вот основные признаки неживых организмов:

Начиная с первых дней существования человека разумного, этот вопрос - "что же такое жизнь?", вызывает бурные дискуссии. Религиозные учителя, философы, гуманисты, а в наше время, психологи и физиологи - все пытались, или пытаются дать определение, чем живое отличается от неживого? Попытаемся это сделать и мы.

Признаки живого

Самое сильное отличие, которое бросается в глаза - жизнь, это активная форма существования материи. Однако, тут не все так просто. Материя может проявлять физическую (например, в вашем компьютере сейчас происходит множество электрических процессов), а также химическую активность (так ведет себя сахар в чашке горячего чая - он понемногу переходит из одной формы в другую). Но, конечно же, никто не возьмет на себя смелость назвать компьютер, или чашку с чаем живыми существами!

Следовательно, жизнь это не только движение, или превращение. Живое - это ВЫСШАЯ форма существования материи, превосходящая её физическую и химическую формы. Отличительной особенностью живого является его возможность к самовоспроизводству по некоторой заданной программе. Программа эта, или инструкция помещена в генетическом коде - важном атрибуте, который есть ТОЛЬКО у живых существ. Отсюда первый вывод - жизнь обязательно должна иметь возможность передавать наследственную информацию, должна иметь генетический код. Живых существ без такого кода на Земле пока обнаружить не удавалось.

Второй важный признак живого - гомеостаз, т.е. способность организма сохранять свое внутреннее состояние. Например, если закопать в землю столб и оставить его без присмотра на некоторое время - он быстро обветшает, а может и упадет. Эта материя неживая, и подчиняется так называемому "Второму началу термодинамики", согласно которому вся материя стремится к первичному хаосу. Но с живой материей дело обстоит совсем иначе. Если рядом с нашим столбом посадить дерево - через некоторое время, оно не то чтобы обветшает, а совсем наоборот. Без всякого вмешательства с нашей стороны оно начнет расти и будет делать это на протяжении многих лет! Например, некоторые виды деревьев живут более 3000 лет, и сегодня существуют (живые!) их экземпляры, которые видели строительство греческого Парфенона. И если последний превратился в развалины, то эти растения чувствуют себя прекрасно и по сей день. Это очень хорошо демонстрирует разницу - чем живое отличается от неживого.

Следует отметить, что есть на нашей планете существа, которые трудно отнести к живой, или неживой природе. Это - вирусы. В нормальных условиях (пребывая в почве, или воде) они не проявляют никаких признаков жизни - они не делятся, не пытаются сохранить свой гомеостаз. Т.е. ведут себя как любая высокоорганизованная, но мёртвая материя (например, кристалл, или снежинка). Однако, как только они попадают внутрь живой клетки - они тут же оживают, и встраивают свой генетический код в программу клетки (именно поэтому вредоносные компьютерные программы тоже называют "вирусами" - механизм действия очень похож). Посему, между биологами до сих пор не утихают споры - куда же отнести вирусы - к живому, или неживому?

Надеемся, наше маленькое исследование было вам интересно!

Ответы к школьным учебникам

Все обилие живого разделяют на следующие царства: Бактерии, Простейшие, Грибы, Растения, Животные.

2. Что общего в строении всех живых организмов?

Невзирая на многообразие форм, все живые организмы имеют клеточное строение и подобный набор химических элементов и веществ, образующих их тело. Так, и слон, и комар состоят из клеток. Клетка - это элементарная живая система, основная структурная единица живых организмов; она была открыта в 1665 г. английским ученым Р. Гуком.

3. Чем растения отличаются от животных?

Рост растений не ограничен, т. е. они могут расти в течение почти целой жизни. Большая часть животных растут до определенного возраста.

Животные подвижны. Растения способны только к ограниченным движениям листьев и стеблей.

4. Как питаются растения?

Растения самостоятельно образуют питательные вещества, используя энергию света. Этот сложный и многоступенчатый процесс называется фотосинтезом. В процессе него из углекислого газа и воды с участием энергии солнечного света образуются питательные органические вещества (углеводы) и выделяется свободный кислород.

5. Перечислите основные признаки живого.

Для живого свойственны обмен веществ, питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие.

6. Что такое обмен веществ?

Обмен веществ и энергии - важнейшая функция живого организма и один из важнейших признаков жизни. Между организмом и внешней средой обмен веществами и энергией осуществляется постоянно. Он начинается с поступления в организм воды, пищи и кислорода и заканчивается удалением из него образовавшихся продуктов распада. В процессе обмена организм получает вещества, необходимые для построения и обновления структурных элементов клеток и тканей, и энергию для обеспечения жизненных процессов.

7. В чем сущность питания?

Питание - это процесс получения питательных веществ из окружающей среды. Пища необходима всем живым организмам, так как она служит источником энергии и веществ, нужных для деления клеток организма, их роста и многих других процессов.

8. Что такое раздражимость?

Раздражимостью называют способность живых клеток, тканей или целого организма избирательно реагировать на внешние или внутренние воздействия - раздражители. Раздражимость проявляется на всех уровнях развития жизни, лежит в основе приспособления организмов к изменяющимся условиям среды.

9. Почему движения животных более активны, чем движения растений?

Животные подвижны и активны, так как им приходится добывать себе пищу и спасаться от врагов. Растения также обладают подвижностью, ведь их листья должны улавливать лучи солнца. Однако их движения гораздо медленнее и не так заметны. Для активного перемещения в пространстве у животных имеется специальная двигательная ткань - мышечная, прикрепленная к скелетным образованиям. У растительных организмов двигательной системы нет.

10. Какова роль выделения в жизни организмов?

В результате обмена веществ в организме образуются и накапливаются ненужные, а часто и ядовитые вещества. В процессе выделения они удаляются из организма.

11. Способны ли растения к движению?

Растения способны лишь к ограниченным движениям листьев и стеблей. Это объясняется тем, что клетки растений имеют прочную стенку, состоящую из особого вещества - целлюлозы. Движение отдельных частей растений обусловлено изменением напряжения отдельных клеток или их частей - тургором. Однако это не позволяет растениям активно передвигаться в пространстве.

- 60.50 Кб

Введение

Первые живые существа появились на нашей планете около 3 млрд. лет назад. От этих ранних форм возникло бесчисленное множество видов живых организмов, которые, появившись, процветали в течение более или менее продолжительного времени, а затем вымирали.

От ранее существовавших форм произошли и современные организмы, образующие четыре царства живой природы: более 1,5 млн. видов животных, 500 тыс. видов растений, значительное количество разнообразных грибов, а также множество прокариотических организмов (бактерии).

Мир живых существ, включая человека, представлен биологическими системами различной структурной организации и разного уровня соподчинения, или согласованности. Из курса ботаники и зоологии известно, что все живые организмы состоят из клеток. Клетка, например, может быть и отдельным организмом, и частью многоклеточного растения или животного. Она бывает довольно просто устроенной, как бактериальная, но и значительно более сложно, как клетки одноклеточных животных – Простейших. Как бактериальная клетка, так и клетка Простейших представляет собой целый организм, способный выполнять все функции, необходимые для обеспечения жизнедеятельности. А вот клетки, входящие в состав многоклеточного организма, специализированны, т.е. могут осуществлять только одну какую-либо функцию и не способны самостоятельно существовать вне организма. Элементы организма – клетки, ткани и органы – в сумме ещё не представляют собой целостный организм. Лишь соединение их в исторически сложившемся в процессе эволюции порядке, их взаимодействие, образует целостный организм, которому присущи определенные свойства.

Сущность живого, его основные признаки.

Интуитивно мы все понимаем, что есть живое и что – мертвое. Однако при попытке определить сущность живого возникают трудности. Широко известно, например, определение, данное Ф.Энгельсом, что жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой. И все же живая мышь и горящая свеча с физико-химической точки зрения находятся в одинаковом состоянии обмена веществ с внешней средой, равно потребляя кислород и выделяя углекислый газ, но в одном случае – в результате дыхания, а в другом – в процессе горения. Этот простой пример показывает, что обмениваться веществами с окружающей средой могут и мертвые объекты. Таким образом, обмен веществ является хотя и необходимым, но недостаточным критерием определения жизни, впрочем, как и наличие белков.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что дать точное определение жизни весьма непросто. И это люди поняли очень давно. Так, французский философ-просветитель Д. Дидро писал: «Я могу понять, что такое агрегат, ткань, состоящая из крохотных чувствительных телец, но живой организм!... Но целое, система, представляющая собой единый организм, индивидуум, сознающий себя как единое целое, выше моего понимания! Не понимаю, не могу понять, что это такое!»

Современная биология при описании живого идет по пути перечисления основных свойств живых организмов. При этом подчеркивается, что только совокупность данных свойств может дать представление о специфике жизни.

К числу свойств живого обычно относят следующие:

Живые организмы характеризуются сложной, упорядоченной структурой. Уровень их организации значительно выше, чем в неживых системах.

Живые организмы получают энергию из окружающей среды, используя ее на поддержание своей высокой упорядоченности. Большая часть организмов прямо или косвенно использует солнечную энергию.

Живые организмы активно реагируют на окружающую среду. Если толкнуть камень, то он пассивно сдвигается с места. Если толкнуть животное, оно отреагирует активно: убежит, нападет или изменит форму. Способность реагировать на внешние раздражения – универсальное свойство всех живых существ, как растений, так и животных.

Живые организмы не только изменяются, но и усложняются. Так у растения или животного появляются новые ветви или новые органы, отличающиеся по своему химическому составу от породивших их структур.

Все живое размножается. Эта способность к самовоспроизведению, пожалуй, самая поразительная способность живых организмов. Причем потомство и похоже, и в то же время чем-то отличается от родителей. В этом проявляется действие механизмов наследственности и изменчивости, определяющих эволюцию всех видов живой природы.

Сходство потомства с родителями обусловлено ещё одной замечательной особенностью живых организмов – передавать потомкам заложенную в них информацию, необходимую для жизни, развития и размножения. Эта информация содержится в генах – единицах наследственности, мельчайших внутриклеточных структурах. Генетический материал определяет направление развития организма. Вот почему потомки похожи на родителей. Однако эта информация в процессе передачи несколько видоизменяется, искажается. В связи с этим потомки не только похожи на родителей, но и отличаются от них.

Живые организмы хорошо приспособлены к среде обитания и соответствуют своему образу жизни. Строение крота, рыбы, лягушки, дождевого червя полностью соответствует условиям, в которых они живут.

Обобщая и несколько упрощая сказанное о специфике живого, можно отметить, что все живые организмы питаются, дышат, растут, размножаются и распространяются в природе, а неживые тела не питаются, не дышат, не растут, не размножаются.

Из совокупности этих признаков вытекает следующее обобщенное определение сущности живого: жизнь есть форма существования сложных, открытых систем, способных к самоорганизации и самовоспроизведению. Важнейшими функциональными веществами этих систем являются белки и нуклеиновые кислоты.

И, наконец, ещё более краткое определение жизни предложил американский физик Ф. Типлер в своей сенсационной книге «Физика бессмертия». «Мы не хотим, - пишет он – привязывать определение жизни к молекуле нуклеиновой кислоты, потому что можно вообразить себе существования жизни, которая к этому определению не подходит. Если к нам в космический корабль явится внеземное существо, химическую основу которого составляют не нуклеиновая кислота, то нам все равно захочется признать его живым». Жизнь, по мнению Типлера, представляет собой лишь информацию особого рода: «Я определяю жизнь как некую закодированную информацию, которая сохраняется естественным отбором» . Но если это так, то жизнь-информация является вечной, бесконечной и бессмертной. И хотя с этим определением согласны далеко не все, его несомненная ценность состоит в попытке выделить из всех критериев жизни в качестве главного – способность живых организмов сохранять и предавать информацию.

Учитывая сохраняющуюся дискуссионность категории жизни, анализ ее признаков следует дополнить рассмотрением структуры живого, составляющих его элементов, частей.

Отличие живого от неживого.

Есть несколько фундаментальных отличий в вещественном, структурном и функциональном планах.

В вещественном плане в состав живого обязательно входят высокоупорядоченные макромолекулярные органические соединения, называемые биополимерами, - белки и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК).

В структурном плане живое отличается от неживого клеточным строением.

В функциональном плане для живых тел характерно воспроизводство самих себя. Устойчивость и воспроизведение есть и в неживых системах. Но в живых телах имеет место процесс самовоспроизведения. Не что-то воспроизводит их, а они сами. Это принципиально новый момент.

Также живые тела отличаются от неживых наличием обмена веществ, способностью к росту и развитию, активной регуляцией своего состава и функций, способностью к движению, раздражимостью, приспособленностью к среде и т.д. Неотъемлемым свойством живого является деятельность, активность. «Все живые существа должны или действовать, или погибнуть. Мышь должна находиться в постоянном движении, птица летать, рыба плавать и даже растение должно расти» .

Многогранность живого.

Живая природа (коротко – жизнь) – это такая форма организации материи на уровне макромира, которая резко отличается от других форм сразу многими признаками. Каждый из этих признаков может служить для разграничения живой и неживой природы, а соответственно – основой для определения, что есть жизнь. Существенными оказываются все эти признаки. Ни одним из них нельзя пренебречь.

Прежде всего любой живой объект является системой – совокупностью взаимодействующих элементов, которая обладает свойствами, отсутствующими у элементов, образующих этот объект.

Микроскопичность живого означает, что любой живой организм, начиная с бактерии, или же его самостоятельно функционирующая подсистема должна содержать большое число атомов. Иначе упорядоченность, необходимая для жизни, разрушилась бы флуктуациями (случайное отклонение от среднего значения физических величин).

Гетерогенность означает, что организм образован из множества различных веществ.

Открытость живой системы проявляется в непрерывном обмене энергией и веществом с окружающей средой. Самоорганизация возможна лишь в открытых сильнонеравновесных системах.

Помимо отмеченных ключевых особенностей живых систем следует указать на другие важные свойства живых организмов.

Сходство химического состава всех живых организмов . Элементный состав живого определяется главным образом шестью элементами: кислород, углерод, водород, азот, сера, фосфор. Кроме того, живые системы содержат совокупность сложных биополимеров, которые для неживых систем не характерны (белки, нуклеиновые кислоты, ферменты и др.)

Живые системы существуют конечное время . Свойство самовоспроизведения сохраняет биологические виды. Конечность живых систем создает условия их сменяемости и совершенствования.

Свойство всего живого – раздражимость – проявляется в виде реакции живой системы на информацию, воздействие извне.

Живая система обладает дискретностью – состоит из отдельных (дискретных) элементов, взаимодействующих между собой. Каждый из них также является живой системой. Наряду с дискретностью живой системе присуще свойство цельности – все ее элементы функционируют только благодаря функционированию всей системы в целом.


Проблемы живого.

Уже неоднократно делались попытки системного подхода к изучению Живого, т.е. к решению проблемы феномена живой материи. эта глобальная проблема, как известно, включает в себя ряд также нерешенных до сих пор фундаментальных проблем, таких как возникновение жизни, эволюция живого, природа мышления и т.д. В завершении этого неполного списка проблем нужно добавить еще одну, быть может, самую главную - проблему феномена человека, места его в объективном мире, смысла и цели его существования.

Испокон веков, как только человек осознал себя, человечество пытается

решить эту проблему. Очевидно, что невозможно рассматривать проблему феномена человека без, хотя бы беглого, обсуждения основных специфических функций его психики.

Как отмечает Э.Фромм в своей работе "Психоанализ и религия", самосоз-

нание, разум и воображение нарушили "гармонию" животного существования человека. Их появление превратило человека в аномалию, в каприз "универсума", и что человек никогда не освободится от дихотомии своего существования. Человек всегда будет стремиться объяснить себе самого себя и смысл своего существования. эта проблема всегда будет иметь наивысший приоритет в познавательной деятельности человечества.

Традиционно считается, что эти вопросы входят в компетенцию философии

и религии, т.к. одним из основных методологических принципов точных наук

в настоящее время является принцип "естественности", детерминированности всех процессов, протекающих во Вселенной. Принцип, который, в существующей сегодня его трактовке, полностью исключает телеологичность, т.е. саму постановку вопросов типа "зачем", "для чего", "с какой целью" и т.д.Иначе говоря, сегодня наука считает, что в природе не может быть цели.

Рассуждения о сущности живого ввиду своей полемичности, в последнее время принимают крайне пессимистическую окраску. Поэтому структура биологического знания не определяется существующим определением категории «живого», а является традиционно-эмпирической, вследствие чего в ней не так отчётливо видна проблема определения данной категории в отличие от структуры теоретической биологии. .
Решение вопроса о сущности живого и проблеме его происхождения, на сегодняшний день находится на начальной стадии – это только «постановка вопроса». Прежде всего, по тому, что понятия «живое» и «жизнь» до сих пор отождествляются исследователями, а это в принципе не допустимо, т.к. «жизнь» это определённый процесс – т.е. способ существования, а «живое» – это объект. Проблема происхождения живого тоже часто отождествляется. Существует две формы вопроса происхождения живого: 1) происхождение живого на Земле; 2) происхождение живого во Вселенной (т.е. в принципе). В свою очередь они делятся ещё на два типа вопросов: 1) происхождение «впервые»; 2) происхождение «вторично и в наше время». Разумеется, необходимо определится с тем, какую всё-таки проблему надо решать, т.е. какое решение имеет смысл. .
Методологические подходы исследования сущности живого. Рассмотрим вкратце основные методологические подходы к разрешению проблемы познания сущности живого. .
Моноатрибутивный подход. Согласно данному подходу выводы о сущности живого делаются на основе анализа одного из жизненных явлений и соответствующих ему структур. .
Полиатрибутивный подход. Включает требование учитывать все основные свойства и проявления живой материи. Определения живого, разработанные на основе полиатрибутивной методологии, сводятся к перечислению главных жизненных процессов. .
Функциональный подход. Его сторонники предлагают отказаться от анализа субстрата живого, ограничиваясь лишь его функциями.
Механистический подход . Отрицание, каких бы то ни было принципиальных отличий живого от неживого. Объясняет все жизненные процессы на основе физических и химических закономерностей. .
Виталистический подход. Характеризуется стремлением выйти за рамки материального мира, объяснить жизненные явления посредством особого нематериального «начала». .
Субъективистский подход. Отвергает объективное содержание определений живой материи. Сторонники этого подхода считают, что суждения о живом зависят исключительно от произвольных толкований исследователей.

Описание работы

Первые живые существа появились на нашей планете около 3 млрд. лет назад. От этих ранних форм возникло бесчисленное множество видов живых организмов, которые, появившись, процветали в течение более или менее продолжительного времени, а затем вымирали.
От ранее существовавших форм произошли и современные организмы, образующие четыре царства живой природы: более 1,5 млн. видов животных, 500 тыс. видов растений, значительное количество разнообразных грибов, а также множество прокариотических организмов (бактерии).

Тест по биологии Чем живое отличается от неживого для учащихся 6 класса. Тест состоит из 2 вариантов в каждом по 11 заданий.

1 вариант

1. К объектам живой природы не относят

1) бактерии
2) растения
3) кристаллы
4) грибы

2. Сходство растений и животных заключается в том, что они

1) имеют клеточное строение
2) вырабатывают молоко
3) поглощают воду из почвы
4) имеют одинаковые размеры тела

3. Мельчайшая частица животного, выполняющая все жиз­ненно важные процессы, — это

1) конечность
2) клетка
3) волос
4) зуб

4. Способность животных реагировать на изменения в окру­жающей среде принято называть

1) обменом веществ
2) раздражимостью
3) размножением
4) выделением

5. Превращение головастика в лягушку служит примером процесса

1) размножения
2) развития
3) раздражимости
4) движения

6. Живой организм, изображённый на рисунке, относят к

1) растениям
2) животным
3) почвенным бактериям
4) почвенным грибам

7.

А. Растения способны к ограниченным движениям.
Б. Стебель душистого горошка обвивается вокруг опоры — это пример движения растений.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

8. Верны ли следующие утверждения?

А. Между организмом собаки и окружающей средой про-
исходит обмен веществ и энергии.
Б. Обмен веществ характерен только для животных.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

9. Верны ли следующие утверждения?

А. Все живые организмы многоклеточны.
Б. Растения образуют питательные вещества, используя

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

10.
Лягушка, как животное, способна

1) активно передвигаться

3) захватывать добычу

5) размножаться
6) превращаться в кристалл

11. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, соответствующие словам из словарика.

Для поддержания жизнедеятельности живого организма между ним и средой происходит … (1). Получаемые вещества организм расходует на … (2), при этом размеры тела объекта живой природы увеличиваются. В течение жизни возникают изменения в строении организма или его частей — это … (3) живого существа. Одним из главных признаков живого принято считать воспроизведение себе подобных организмов, или … (4).

Словарик.
А. Размножение.
Б. Развитие.
В. Обмен ве­ществ.
Г. Рост.

2 вариант

1. Согласно современным научным представлениям, бакте­рии принято считать

1) кристаллами
2) каплями жидкости
3) частицами пыли
4) живыми организмами

2. Клеточное строение характерно для

1) растений
2) комочков почвы
3) капель воды
4) песчинок

3. Мельчайшая частица растения, выполняющая все жизнен­
но важные процессы, — это

1) цветок
2) семя
3) клетка
4) почка

4. Способность грибов воспроизводить себе подобные орга­низмы принято называть

1) обменом веществ
2) раздражимостью
3) размножением
4) ростом

5. Образование цветков на побегах яблони служит примером процесса

1) раздражимости
2) выделения
3) питания
4) развития

6. Образование, изображённое на рисунке, относят к

1) неживым объектам
2) растениям
3) бактериям
4) животным

7. Верны ли следующие утверждения?

А. Птицы растут в течение всей жизни.
Б. Рост побегов и корней тополя не ограничен, т.е. орга­низм растет всю жизнь

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

8. Верны ли следующие утверждения?

А. Рост и развитие оленя происходит за счёт потребляемых
питательных веществ.
Б. Обмен веществ, протекающий в теле лисицы, включает дыхание, питание и выделение.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

9. Верны ли следующие утверждения?

А. Растения и животные способны передвигаться.
Б. Животные питаются готовыми питательными веществами, активно захватывая пищу.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

10. Выберите три верных утверждения.
Берёза, как растительный организм, способна

1) активно передвигаться
2) неограниченно расти всю жизнь
3) захватывать добычу
4) образовывать питательные вещества на свету
5) реагировать на изменения в окружающей среде
6) превращаться в другие живые организмы

11. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, со­ответствующие словам из словарика.

Живые организмы чутко реагируют на изменения, проис­ходящие внутри них и во внешней среде. Это свойство живой природы называется … (1). Для всех объектов живой природы характерен … (2). Работу клеток и всего живого организма обеспечивает … (3) между организмом и окружающей средой. Необходимые для жизнедеятельности организма органические вещества поступают в ходе процесса … (4).

Словарик.
А. Обмен веществ.
Б. Раздражимость.
В. Пита­ние.
Г. Рост.

Ответы на тест по биологии Чем живое отличается от неживого
1 вариант
1-3, 2-1, 3-2, 4-2, 5-2, 6-2, 7-3, 8-1, 9-2, 10-135, 11-ВГБА.
2 вариант
1-4, 2-1, 3-3, 4-3, 5-4, 6-1, 7-2, 8-3, 9-3, 10-245, 11-БГАВ.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...