Всемирный день науки (Всемирный день науки во имя мира и развития). Как проводится Международный день науки

10 ноября отмечается Всемирный День Науки. Наука в наше время обладает огромным авторитетом - и это, совершенно заслуженно. Благодаря усилиям ученых побеждены многие болезни, наша жизнь стала более долгой и комфортной, для нас открылись возможности, о которых наши еще недавние предки не могли и помышлять.

В науке соединяются два благороднейших устремления - стремление к знанию и стремление послужить человечеству. Наука требует добродетели - усердия, честности, и глубокого смирения перед истиной, когда ученый должен отложить даже самую дорогую ему гипотезу, когда ее опровергают данные, и признать правоту коллеги в научном споре.

Научный поиск исходит из как определенных этических, так и мировоззренческих предпосылок - и поэтому научная революция произошла именно в христианском мире. Мир знал великие цивилизации вне христианской Европы - Китай, Индия, исламский мир. Люди за пределами Европы были ничуть не глупее - а созданные ими культуры в определенные периоды, несомненно, превосходили европейскую. Там были какие-то зачатки науки - но научная революция произошла именно в христианской Европе. Почему? Посмотрим на людей, создавших европейскую науку, людей из школьных учебников физики и химии. Бойль, Ньютон, Декарт, Паскаль, Коперник, Галилей, Браге, Кеплер, Максвелл, Фарадей - что их объединяло? Все эти люди верили в Бога - причем не просто принадлежали к христианской культуре; обычно они были более религиозны, чем в среднем по стране.

Бойль вкладывал личные сбережения в перевод Библии и финансирование миссий; Ньютон написал больше толкований к Писанию, чем трудов по физике; Паскаль известен как глубокий религиозный мыслитель; Максвелл и Фарадей по воскресеньям проповедовали в Церкви. Все они видели свои научные занятия как путь прославления Бога.

И это никоим образом не случайность. Естественные науки занимаются поисками законов, регулярностей в материальном мире. Для этого нужно верить в то, что мир разумно упорядочен и эта упорядоченность постижима для человеческого разума. Это вытекало из веры в то, что за порядком в мироздании стоит божественный Разум, Логос, и что Он создал нас по Своему образу.

Как отмечает К.С.Льюис, люди искали в природе законов, потому, что они верили в Законодателя. Эйнштейн - которого нельзя назвать верующим в сколько-нибудь ортодоксальном смысле - признавал, что «Наука может быть создана только теми, кто насквозь пропитан стремлением к истине и пониманию. Но источник этого чувства берет начало из области религии. Оттуда же – вера в возможность того, что правила этого мира рациональны, то есть постижимы для разума. Я не могу представить настоящего ученого без крепкой веры в это. Образно ситуацию можно описать так: наука без религии – хрома, а религия без науки – слепа»

Еще с древних веков людей интересовало, как устроен мир и все, что их окружает. Проявляющийся интерес способствовал развитию знаний и науки. С усовершенствованием данных направлений улучшалась жизнь человечества и расширялись его возможности. Для людей, которые способствовали и способствуют развитию науки, посвящен праздник – Всемирный день науки.

Его празднуют профессоры, исследователи, доценты и другие научные деятели по всему миру. Также этот праздник считают своим и с размахом отмечают студенты, лаборанты и преподаватели.

История

Впервые вопрос о введении Дня науки был поднят в 1999 году на Международной научной конференции, которая проходила в Будапеште. Официально праздник был утвержден организацией ЮНЕСКО спустя два года на очередной конференции. Главной задачей данного праздника является – объединение научного общества и улучшение продуктивности его работы на благо человечества.

В настоящий момент наука играет одну из самых главных ролей в мире ведь, по сути, от нее зависит комфортное и совершенное существование общества в целом. Развитие этого направления улучшает и облегчает жизнь людей. Новые технологии, изобретения, коммуникации все это создано, благодаря науке.

Главными функциями, которые осуществляет наука по отношению к обществу, является:

  • когнитивная функция (развитие знаний об окружающей среде, социуме и людях);
  • практическая функция (внедрение новых технологий в производительной сфере общества);
  • обучающая функция (разработка новых технологий в образовании);
  • идеологическая функция (классификация знаний об окружающем мире, обществе и человечестве).

Наука помогает усовершенствовать знания и все глубже понимать все то, что происходит вокруг. Именно за счет нее общество не деградирует, а развивается, а это, как известно, залог успеха.

Традиции

Традиционно 10 ноября в день, посвященный научной деятельности, по всему миру проходит множество мероприятий.

Накануне праздника в вузах проводят конференции и презентации, на которых молодые ученые и исследователи представляют свои работы. Обсуждаются проблемы и новшества отрасли. Студенты поздравляют преподавателей концертами и творческими номерами. В честь данного праздника также организовывают интеллектуальные игры, в которых может принять участие любой желающий.

В Международный день науки поздравления для научных деятелей звучат не только от родных и близки, а еще и от влияющих чиновников. Отличившимся представителям отрасли вручают дипломы, грамоты, звания и подарки.

Празднования проходят в кругу коллектива или же за праздничными семейными столами. Под звон бокалов для виновников торжества звучат самые искреннее и добрые пожелания от друзей и родных.

Happy World Science Day! Да, именно 10 ноября отмечается Международный день науки за мир и развитие. Обычный ноябрьский день стал праздником 15 лет назад по решению ЮНЕСКО. Истории о том, что движет учеными Университета ИТМО, о чем они мечтают и что их больше всего удивляет в их работе, — в нашей подборке.

Всемирный день науки


Владимир Виноградов , руководитель международной лаборатории «Растворная химия передовых материалов и технологий»

В науку я попал случайно. Аспирантура и кандидатская не были самоцелью — хотелось создать инновационный продукт и выйти с ним на рынок, заниматься бизнесом. Однажды пришло понимание того, что современная наука — это и есть бизнес, чуть иной, со своими правилами, но, определенно, менее жестокий и с широким спектром дополнительных преимуществ. Здесь и остался.

Меня поражает то, как мир переворачивается с ног на голову (не только в политике). Технологии меняют представление о завтрашнем дне, и это происходит у нас на глазах. Участие в этом процесе поистине восхищает.

Силы для занятий наукой мне дает работа с молодежью. Я не называю их студентами, потому что для нас это сотрудники и партнеры. Если говорить о науке глобально, то я мечтаю, чтобы наши молодые ребята все чаще становились нобелевскими лауреатами, оставались на родине, и мы наконец-то научились уважать науку.

Антон Пыркин , декан факультета систем управления и робототехники

Я с детства занимался математикой, решал много задач, воспринимая это как хобби. Мы их решали вместе с родителями. Моя бабушка была учителем математики, и по выходным мы разбирали массу головоломных задач. Потом благодаря школьным олимпиадам это увлечение встало на практически промышленные рельсы. Но в науку как в профессию я попал благодаря научному руководителю, показавшему перспективные задачи, интересные для мирового научного сообщества. И мне очень повезло: любимое дело, приносящее удовольствие, стало моей основной работой.

Очень сложные и неподъемные на первый взгляд технические задачи решаются с помощью простых и в то же время очень сильных математических решений. Понимание этого, безусловно, завораживает. Вот, например, есть робот, состоящий из большого числа деталей, тяжелый и неуклюжий, и вы ставите его на шар. С точки зрения академического программирования, удержать его стоящим на шаре в равновесии — практически не решаемая задача. Но с точки зрения математики (теории управления) решение отыскивается гораздо быстрее, и самое поразительное в этом то, что робот и в самом деле стоит на шаре. И такой подход позволяет решить массу реальных и непохожих друг на друга задач.

Самое большое везение в жизни — это когда ваша работа сочетает в себе три базовых условия: удовольствие, достаточное материальное вознаграждение и свободу в действиях. Как только не учитывается одно из условий, обязательно начнутся проблемы: придется объяснять самому себе, зачем ты вообще этим занимаешься. В моей работе есть все три составляющих, поэтому для меня это занятие, от которого я практически не устаю.

Не бывает такого, чтобы я сидел и мечтал о чем-то применительно к науке. Конечно, хочется получить сильные теоретические результаты, которые могли бы принести большую пользу в реальных практических задачах. Тогда будет ощущение, что силы потрачены не зря. На мой взгляд, необходимо сосредоточенно работать над своими задачами, фокусироваться на главном, не жалеть себя и не воображать о себе слишком много. Тогда будут и результаты, и все, о чем многие только мечтают.

Даниил Волошин , инженер НИИ наукоемких компьютерных технологий Университета ИТМО

Мне бы хотелось рассказать увлекательную историю о том, как в раннем детстве я увидел толпу людей на улице и навсегда для себя решил: «я хочу знать, как это работает». Но в действительности мой путь в науку был менее стремительным. Поступая в вуз, я не представлял себе, что в будущем стану заниматься наукой по-настоящему — в университете, с экспериментами, публикациями и чтением лекций в перерывах. Мне было интересно приобщаться к научному знанию, но люди, которые сделали его получение своей профессией, казались мне тогда удивительными и непонятными. По мере знакомства с исследователями, увлеченными своим делом, у меня росло желание скорее начать изучать что-то самому. Мне хотелось понять, как люди оказываются столь очарованы вопросами, которые они изучают. В определенный момент я стал замечать за собой привычку с энтузиазмом рассказывать о своих научных интересах, потом — что меня окружает все больше людей, занимающихся тем же самым. Неожиданно для себя я понял, что уже не представляю себя занимающимся чем-то еще, кроме науки.

Сейчас наша лаборатория работает с несколькими направлениями исследований, каждое из которых привлекательно по-своему. Некоторые интересны благодаря их потенциальной практической значимости, другие — из-за нетривиальной постановки задачи. В последнее время мы стали все чаще заниматься исследованиями необычных, редких и малоизученных явлений. В рамках одного из направлений нам посчастливилось проводить полевые исследования в составе международной исследовательской команды во время , проводимого в Индии. Поражает, конечно же, масштаб как самого проекта, так и изучаемого явления. А очаровывает, помимо разнообразия местной культуры, еще и понимание того, что, если бы не уникальное стечение обстоятельств, мы бы наверное никогда не оказались в центре религиозного мероприятия, являющегося важнейшим для многих миллионов людей.

Силы заниматься наукой мне дают, в первую очередь, интерес и любознательность. В мире бесконечное множество разнообразных явлений, частью которых мы являемся, но мы не всегда понимаем их до конца или наивно полагаем, что знаем о них все. Во-вторых, наверное, нетерпеливость. Можно заниматься чем-то помимо науки и ждать, пока ответы на интересующие тебя вопросы даст кто-то еще. Но быть ученым — значит стремиться приблизить этот момент, искать их самому. Наконец, есть исследовательский коллектив — люди, с которыми ты разделяешь исследовательские интересы и которые в любой ситуации не позволят «вывалиться из седла».

Дмитрий Зуев , научный сотрудник

Мне сложно назвать только одну причину, по которой я пришел в науку, сработало большое количество факторов. Во-первых, я занимался тем, что мне действительно интересно. Была возможность поработать в разных сферах, но я всегда понимал, что однообразная работа — не то, что мне подходит, поэтому я всегда возвращался к научной работе. Во-вторых, детское любопытство, желание понять, а как это работает, сделать что-то новое. В-третьих, наука — это действительно творческая работа, требующая постоянного развития. Кроме того, каждая задача — это небольшой вызов, с которым хочется справиться, здесь возникает спортивный интерес.

Есть еще одна важная вещь, которая меня привлекла в науке. Научная работа — это не только сидение за компьютером или экспериментальной установкой. Это возможность встречаться с действительно интересными людьми, узнавать что-то новое и обмениваться знаниями и опытом.

Постоянно возникают новые интересные проблемы, над которыми хочется работать. Кроме того, понимаешь, зачем нужно то, что ты делаешь. Каждая решенная задача дает импульс двигаться дальше. А держаться в тонусе помогает коллектив, в котором я работаю, а также близкие люди, которые в меня верят. Я мечтаю сделать действительно что-то полезное, не абстрактную модель шарообразной лошади в вакууме, а то, что может быть применено на практике и будет приносить пользу людям в ближайшей перспективе.

Александра Маюрова , аспирант кафедры экологии и техносферной безопасности

Наукой я занималась с детства. Самым большим кумиром для меня была и есть моя мама. Именно она стала моим первым научным руководителем, с ней я написала свою первую научную работу, выиграла первую конференцию и получила первые награды, за что ей очень благодарна по сей день. Она заложила основы, тягу к знаниям и стремление к победе.

Всю свою жизнь я посвятила экологии и защите окружающей среды. В этой науке меня больше всего очаровывает ее междисциплинарность. Мне нравится, что для того, чтобы стать действительно хорошим специалистом, нужно знать основы многих наук, таких как физика, химия, биология,математика, экономика, социология и другие. Это позволяет если не увидеть, то хотя бы мельком посмотреть на наш мир во всей его красоте и разнообразии. Понять, что нами управляют совершенно иные законы и мы лишь маленькая песчинка в жизни нашей планеты. Иногда это знание очень помогает по жизни, а иногда мне очень жаль, что многие люди не понимают важности экологии как науки. Естественно, нельзя быть специалистом во всем, необходимо выбрать специализацию, но настолько широкий выбор профилей мало где встречается.

Я мечтаю о том, чтобы наука стала интернациональной. Конечно, мы уже идем по этому пути. Сейчас существует множество способов поехать на стажировки в другие страны для обмена опытом, можно приглашать ведущих специалистов из других вузов к себе в лаборатории. Однако мне не хватает знания многих языков, чтобы я могла свободно читать любые интересные публикации по своей тематике. На английском написано много статей, однако труды на французском, немецком или китайском тоже стоит принимать во внимание.

Сергей Макаров , старший научный сотрудник кафедры нанофотоники и метаматериалов

Был вдохновлен наукой с самого детства, по мере понимания, что природа устроена гораздо сложнее чем кажется. В школе особенно впечатлила дуальность природы света, что в итоге и привело к увлечению оптикой. А в более позднем возрасте любовь к оптике подогревалась удивительной силой и красотой уравнений Максвелла, которые, объединив электричество, магнетизм и свет, дали возможность сделать грандиозный шаг в сторону объединения всей физики.

Моя текущая деятельность связана с поиском и исследований новых материалов и подходов для различных применений в нанофотонике. И скажу вам честно, что это необычайное удовольствие — открывать что-то новое и видеть, что это может быть полезно многим людям. Например, совсем недавно мы с коллегами открыли ряд новых направлений в Университете ИТМО: это лазерная фабрикация наноантенн и метаповерхностей, создание сверхбыстрых и наноразмерных оптических модуляторов, а также разработка нового принципа нанотермометрии. Сейчас меня больше всего вдохновляет использование нового класса материалов (перовскитов) для создания ряда высокотехнологичных наноструктур. В области, которой я занимаюсь, больше всего нравится то многообразие явлений, которое можно изучать. Из-за этого возникает чувство творческой свободы. Это формирует и отношение к жизни, при котором не обращаешь внимание на многие сложности и продолжаешь заниматься любимым делом, взаимодействуя с приятными и творческими людьми.

На данный момент у меня работают два иностранных студента, а также идет активная совместная научная деятельность с учеными из ведущих зарубежных университетов. Поэтому всё движется к реализации моей мечты — работе в настоящем международном коллективе на территории России по самым передовым направлениям науки и технологий. Уверен, что в скором времени мы достигнем цели, и, например, нашим рабочим языком станет английский, а сама лаборатория — комфортным местом для работы иностранцев из любых стран.

Алексей Сергушичев , программист кафедры компьютерных технологий

Не помню, чтобы у меня в детстве была какая-то конкретная мечта о том, кем я хочу стать, но в школьные годы мне нравилось программировать и решать олимпиадные задачи. Когда я выбирал университет, я ориентировался на то, что стану программистом. А потом как-то пошло-поехало: сначала на третьем курсе я и пара моих сокомандников по олимпиадному программированию, Антон Александров и Сергей Казаков , делали курсовой проект по эволюционным алгоритмам. Потом — бакалаврская работа, первые поездки на конференции и так далее.

С другой стороны, еще в школе я любил читать научную фантастику. К тому же учеба в лицее с соответствующей атмосферой, когда нас в классе было всего 15 человек и долгое время был один класс на параллель, наверное, тоже способствовала этому пути. Еще я помню, что перед поступлением в университет, когда мне звонили с кафедры Компьютерных технологий, я зачем-то поинтересовался, занимаются ли на кафедре наукой. Не то, чтобы ответ на этот вопрос мог как-то повлиять на мой выбор, но, видимо, мысли о занятии наукой были у меня и тогда.

Сейчас я занимаюсь вычислительной биологией, то есть использованием вычислительных методов для решения биологических задач. И если то, что придумывать алгоритмы — это интересно, я знал давно, то интерес к биологии я открыл для себя только к концу обучения в университете. В итоге получается следующее. Во-первых, я занимаюсь интересными и важными биологическими задачами, например, исследованием процессов в раковых клетках. А во-вторых, для их решения необходимо решать еще и сложные алгоритмические задачи. По-моему, круто, что это работает и позволяет развивать обе области.

Моя ближайшая мечта — написать статью в Nature первым автором: если исключить политику, то это означает, что ты сделал что-то очень важное и полезное, и оно будет ассоциировано с твоей фамилией. Мне очень интересно то, чем я занимаюсь. Есть надежда, что помогаешь человечеству двигаться к «светлому будущему». Важно и то, что результаты твоей работы могут оценить многие, и это не только другие ученые, которые прочтут статью или воспользоваться твоим методом. Это, например, друзья, которые «лайкнут» пост в социальных сетях о выходе твоей статьи, или просто множество людей, которые прочитают про твои исследования в новостях. Привет нашему

История Всемирного дня науки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Всемирный день молодёжи (ВФДМ)
  • Всемирный день перелётных птиц

Смотреть что такое "Всемирный день науки за мир и развитие" в других словарях:

    День науки - День науки: Белоруссия День науки (последнее воскресенье января) … Википедия

    День арабского языка - 18 декабря отмечается День арабского языка. Решение проводить всемирный день по каждому из шести официальных языков Организации Объединенных Наций было принято Департаментом ООН по общественной информации 19 февраля 2010 года в рамках поддержки и … Энциклопедия ньюсмейкеров

    День защитника Отечества - В.И.Ленин проходит мимо строя красногвардейцев, 1918 год … Википедия

    Международный День ООН - официально установленный ООН международный памятный день. В основном учреждается резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН. Как правило, ежегодно на каждый международный день выбирается своя тема дня. Содержание 1 Январь 2 Февраль 3 Март … Википедия

Всемирный день науки


Всемирный день науки во имя мира и развития» учрежден ЮНЕСКО в 2001 году, с тех пор он отмечается ежегодно 10 ноября. Цель проведения этого дня - повысить осознание мировой общественностью пользы науки для развития человечества.
Особенно следует подчеркнуть значение медицинской науки для существования и функционирования человечества.
Благодаря медицинской науке побеждены многие страшные болезни, в том числе инфекционные; резко возросла выживаемость даже при самых тяжелых заболеваниях и травмах; стали доступны методы генетического консультирования; человеческий труд стал гораздо безопаснее. И это далеко не полный список достижений медицинской науки.

http://glazikplus.info/index.php?holiday=97&page=11&year=2014



Ежегодно 10 ноября отмечается Всемирный день науки за мир и развитие. Это мероприятие было учреждено в 1999 году на Международной научной конференции в столице Венгрии - Будапеште.
Эта конференция проходила по инициативе ЮНЕСКО - Организации Объёдинённых Наций по вопросам науки, образования и культуры. В ходе собрания участники, среди которых были видные учёные из разных стран мира, выдвинули идею учредить в календаре мировых праздников Международный день науки во благо всего общества. Они были убеждены, что этим шагом способствуют сближению науки и общества, напомнят людям о пользе науки, популяризуют научную деятельность. Также учёные надеялись пробудить общественный интерес к решению глобальных проблем, найти подходы к этим вопросам не только с научной, но и с общественной точки зрения. Совместная инициатива учёных была поддержана, и в 2001 году ЮНЕСКО утвердила проведение Международного дня науки 10 ноября. Первый раз праздник отметили в 2002 году.
Эта дата ознаменована всевозможными мероприятиями по популяризации научной деятельности: в различных научных институтах и академиях проводятся дни открытых дверей, лекции на разнообразные темы, интересные демонстрации, семинары и многое другое. Также в крупнейших научных учреждениях ЮНЕСКО организовывает выпуск тематических постеров и брошюр, в музеях проходят выставки, посвящённые науке.
Несмотря на то что учёные постоянно заняты разработкой новых и проверкой старых концепций, они также принимают непосредственное участие в Международной акции. Это - прекрасный повод провести время с коллегами, похвастаться новыми достижениями, обменяться идеями и совместно обсудить решение каких-либо вопросов.

Крутится-вертится шар голубой,
Для человека дом он родной,
Полный загадок, тайн и секретов,
И до чего любопытно все это,
Ньютон, Эйнштейн и Кюри, Ломоносов
Столько к планете имели вопросов,
Столько открытий они совершили,
Но ещё больше загадок открыли,
И нет им ответа, как нет и предела,
Ученые люди всю жизнь в это дело
Без жалости отдали и посвятили,
И труд мы их ценим, мы их не забыли,
С днем науки поздравим ученых,
Ответов, открытий и почестей новых!

В суетном мире, сквозь пространство, годы,
Для человечества другого нет пути:
Секреты отнимать и тайны у природы,
Искать, учиться и вперед идти!
Пусть Вам, светилам, русским интеллектам,
Поможет Бог, а средствами страна.
Здоровья Вашим умным серым клеткам,
И чтоб любовь спрягала Ваши имена!

Сегодня праздник всех ученых,
Кто двигает умом прогресс,
Идеей вечно окрыленный,
Достичь пытается небес.
Изобретений и открытий
Без вас не ведал этот мир,
Желаем светлых новых мыслей,
Познать секреты всей Земли!



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...