Всеобщая история начало 20 века кратко. Научный и технический прогресс

Проверочная работа по истории Мир в начале XX века для 9 класса с ответами. Работа включает в себя 28 разноуровневых заданий.

1. В 1908 г. произошла

1) младотурецкая революция
2) Англо-бурская война
3) Синьхайская революция в Китае
4) Испано-американская война

2. Какая из названных организаций была создана в Великобритании в 1906 году?

1) Консервативная партия
2) Либеральная партия
3) Национальная чартистская ассоциация
4) Лейбористская партия

3. Что из названного произошло в 1913 году?

1) изобретено радио
2) проведен первый сеанс кинематографа
3) впервые применен конвейер (на сборке автомобилей)
4) построен первый в Европе метрополитен в Лондоне

4. В число основных требований рабочих в европейских странах в начале ХХ века входило

1) введение конституции
2) установление 8-часового рабочего дня
3) право создавать профсоюзы
4) создание первого объединения социалистических партий — Интернационала

5. В конце XIX — начале ХХ века в большинстве стран Западной Европы и США появились

1) парламенты
2) общенациональные федерации профсоюзов
3) коммунистические партии
4) партии либерального толка

6. «Страной трестов» называли в начале ХХ века

1) Великобританию
2) Италию
3) США
4) Францию

7. Проведению значительных социальных реформ в Великобритании в начале ХХ века способствовал

1) Д. Ллойд Джордж
2) Б. Дизраэли
3) У. Черчилль
4) А. Гриффит

8. Анархо-синдикалистские идеи распространились в конце XIX — начале ХХ века

1) среди европейских парламентариев
2) в организации младотурок
3) среди американских фермеров
4) в рабочем движении

9. Участниц движения за предоставление женщинам избирательных прав называли

1) суфражистками
2) роялистками
3) пацифистками
4) чартистками

10. В начале ХХ века США стремились в своей внешней политике

11. В результате Синьхайской революции в Китае

1) прекращена деятельность иностранных компаний
2) была свергнута власть императора
3) к власти пришла партия Гоминьдан
4) императорский трон занял японский ставленник

12. Младотурками в Османской державе назывались

1) представители зарождавшейся технической интелли­генции
2) владельцы крупных турецких предприятий и банков
3) участники организации, выступавшей за конституци­онный строй
4) члены революционно-демократической партии

13. Расположите события в хронологическом порядке.

1) Синьхайская революция в Китае
2) Русско-японская война
3) Англо-бурская война

14. Какие новые отрасли промышленности получили развитие в начале ХХ века? Выберите два верных положения.

1) текстильная
2) машиностроительная
3) электротехническая
4) химическая

15. Какие два из названных технических изобретений, устройств появились в первые десятилетия ХХ века?

1) автомобиль
2) самолет
3) телефон
4) конвейер

16. В каких двух из названных стран произошли революции в первые десятилетия ХХ века?

1) Китай
2) Индия
3) Османская империя
4) Япония

17. Какие два из названных государств активно включились в конце XIX — начале ХХ века в борьбу за передел колони­альных владений?

1) Великобритания
2) Германия
3) Испания
4) США

18. Установите соответствие между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответст­вующую ей позицию из второго столбца.

А) революция в Мексике
Б) Англо-бурская война
В) Синьхайская революция в Китае

1) 1899-1902 гг.
2) 1904-1905 гг.
3) 1911-1913 гг.
4) 1910-1917 гг.

19. Установите соответствие между понятиями и названиями государств, к истории которых они относятся. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

А) казус Мильерана
Б) чешский вопрос
В) тред-юнионы

Государства

1) Великобритания
2) Франция
3) Италия
4) Австро-Венгрия

20. Установите соответствие между терминами и их значением. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую ей позицию из второго столбца.

А) урбанизация
Б) эмансипация
В) эмиграция

Значения

1) освобождение от угнетения, уравнивание в правах
2) повышение интенсивности труда
3) рост крупных городов
4) переезд на жительство в другую страну

21. Установите соответствие между понятиями и названиями стран, к истории которых в начале ХХ века они относят­ся. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую ей позицию из второго столбца.

А) антимонопольное законодательство
Б) гомруль
В) Третья республика

1) Германия
2) Франция
3) США
4) Ирландия

22.

А) Г. Форд
Б) Д. Ллойд Джордж
В) А. Бебель

Деятельность

1) премьер-министр Великобритании
2) основатель автомобильной компании в США
3) президент Франции
4) руководитель Социал-демократической партии Германии

23. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

А) Ф. Вилья
Б) Сунь Ятсен
В) Муцухито

Деятельность

1) лидер революционного движения в Китае
2) император Японии
3) основатель Общества младотурок
4) руководитель крестьянского движе­ния в Мексике

24. Установите соответствие между именами ученых и их научными открытиями в начале ХХ века. К каждой пози­ции первого столбца подберите соответствующую ей пози­цию из второго столбца.

А) А. Эйнштейн
Б) М. Склодовская­-Кюри
В) Э. Резерфорд

Открытия

1) теория относительности
2) передача радиоволн на расстоя­ние
3) новая модель строения атома
4) открытие радиоактивности ато­ма

25. Назовите общее понятие.
Картель, синдикат, трест — __________

26. Укажите, что объединяет имена в рядах.

1) Г. Бессемер, Э. и П. Мартен — __________
2) К. Бенц, Л. Рено, Г. Форд — __________
3) У. и О. Райт, И. Сикорский, Э. Хейнкель — __________

27. Укажите, что объединяет имена в рядах

1) А. Бебель, Э. Бернштейн, К. Каутский — __________
2) Сунь Ятсен, Юань Шикай — __________
3) Ф. Мадеро, В. Карранса, Э. Сапата — __________

28. Прочитайте отрывок из документа «О целях войны» (написан в 1914 г.) и ответьте на вопросы.

«…Мы нуждаемся в безусловной свободе морей, в колони­ях с удобными гаванями, которые можно защитить, в коло­ниях, снабжающих нас сырьем и способных стать рынками для сбыта, в колониях, способных жить своей собственной экономикой и отличающихся по сравнению с английской колониальной империей сплоченностью и свободой передвиже­ния… Нам нужна на западе граница, которая дала бы нам по возможности ключ к Франции. Нам могут пригодиться рай­оны угля и руды, прилегающие непосредственно к нашей границе. С военной точки зрения желательно улучшить вос­точно-прусскую границу. Наконец, нам нужна военная кон­трибуция, которая связала бы на долгое время Францию в экономическом отношении и лишила бы ее возможности раз­вить в других частях света финансовую деятельность во вред нам».

1) Цели какого государства изложены в документе? На осно­вании чего это можно определить?

2) Используя информацию источника и знания по курсу, объясните, в чем выражались приготовления к войне, о которой идет речь.

ОТВЕТЫ — Проверочная работа по истории Мир в начале XX века для 9 класса
1-1
2-4
3-3
4-2
5-2
6-3
7-1
8-4
9-1
10-3
11-2
12-3
13-321
14-34
15-24
16-13
17-24
18-413
19-241
20-314
21-342
22-214
23-412
24-143
25. монополия
26.
1) Открытия, технические изобретения в металлургии.
2) Производство автомобилей.
3) Самолетостроение.
27.
1) Идеологи и руководители социалистического движения.
2) Участники революции 1911-1913 гг. в Китае.
3) Участники Мексиканской революции 1910-1917 гг.
28.
1) В документе изложены цели Германии. Об этом свидетельствует упоми­нание западной границы с Францией, а также выраженное в тексте отношение к Англии’ и Франции как государствам-соперникам.
2) Приготовления к войне: укрепление армии и флота, совершенствование вооружений, в дипломатической сфере — заключение союза с Австро­-Венгрией и Италией (Тройственного согласия).

Государства и народы на карте мира . Политическая карта мира в начале XX в. не отличалась особой пестро­той. Наряду с относительно небольшим числом независи­мых национальных государств, располагавшихся преиму­щественно в Европе и Америке, ее заполняли владения нескольких европейских держав - колонии, протектора­ты, доминионы, занимавшие обширные пространства Азии, Африки, Австралии и Океании.

В последней трети XIX в. окончательно утвердились границы многих государств в Европе, Америке и других частях света, практически завершился так называемый тер­риториальный раздел мира. В 80-90-е гг. XIX в. евро­пейские державы захватили последние формально оста­вавшиеся свободными значительные территории в Цент­ральной Африке. Особенно активно действовали Великобритания и Франция, давно вытеснившие с веду­щих позиций «пионеров» колониальных завоеваний - Испанию, Португалию и Голландию. Владения британ­ской короны, о которых современники говорили, что в них «никогда не заходит солнце», в 1900 г. охватывали территорию площадью 32,7 млн. кв. км (это составляло половину всех колониальных территорий в мире) с насе­лением 368 млн. человек, что в 100 раз превышало пло­щадь и в 10 раз - численность населения самой Велико­британии.

Значительное место на карте мира в начале XX в. за­нимали сложившиеся и Новое время многонациональные империи, объединившие народы разной этнической и ре­лигиозной принадлежности. Так, почти половину Европы охватывали границы Австро-Венгрии и Российской импе­рии непосредственном соседстве находилась обширная Османская империя. На протяжении XIX в. входившие в состав империй народы значительно продвинулись в эко­номическом и социальном развитии, вступили в стадию национального возрождения. Возникавшие здесь полити­ческие партии выдвигали наряду с социальными задача­ми лозунги национального равноправия, самоопределе­ния. В «век национализмов», ставший для многих наро­дов временем формирования национального сознания, особенно остро встала проблема освобождения от нацио­нального угнетения и зависимости, обретения собственной государственности.

По форме правления большинство стран мира в нача­ле XX в. представляло собой монархии. Республикански­ми государствами в Европе являлись Франция, где после нескольких смен республиканских и монархических режи­мов утвердилась Третья республика (1870), и Швейцария. В Америке наряду с США республиками стали страны, освободившиеся в XIX в. от испанского и португальского колониального владычества (Мексиканские Соединенные Штаты, Федерация Центральной Америки, Колумбия, Перу, Чили, Боливии). Несмотря на преобладание монархий, принципиально важное политическое наследие

в. состояло именно в распространении республика­низма и парламентаризма. Неуклонно возрастало число монархических государств, в которых вводились консти­туции и та или иная форма общественного представитель­ства. В начале XX в. в эту группу наряду с представляв­шей своего рода классический образец Великобританией входили Австро-Венгрия и Германия, Швеция и Норве­гия, Бельгия и Нидерланды, Испания, за пределами Ев­ропы - Япония и др. Существовавшие в названных стра­нах режимы значительно различались по характеру взаи­модействия власти и общества. То же можно было сказать и о республиканских государствах. В одних либерализм и демократия составляли относительно устойчивую основу политической жизни, в других за республиканским фаса­дом господствовала далеко не демократическая практика. Так, в латиноамериканских странах часто устанавлива­лись каудильистские (от слова «каудильо» - вождь), или олигархические, диктатуры, сводившие на нет конститу­ционные свободы и права населения.

Многообразие политических систем в мире на рубеже XIX-XX вв. определялось как быстро менявшейся соци­альной и политической обстановкой, так и предшество­вавшим историческим опытом отдельных стран. Значи­тельную роль играли исторически сложившиеся особен­ности социальной организации и механизмы власти. Вместе с тем включение все более широких слоев населе­ния в активную общественную жизнь, воздействие идей европейского либерализма вели к тому, что во многих странах традиционные основы общественного устройства трансформировались. Характер этих изменений, впрочем, был весьма различен. В одних случаях речь шла о ради­кальных преобразованиях, в других - о прикрытии со­хранявшихся прежних порядков конституцией.

Научно-технический прогресс. Индустриализация. Ко­нец XIX - начало XX в. - время важнейших научных открытий, бурного технического прогресса, значительных изменений во всех сферах жизни - производстве, быте, досуге людей. Революция в физике, быстрое продвижение в других естественных науках коренным образом измени­ли традиционные представления о природе, человеке, воз­можностях техники. Были открыты электромагнитное волны (радиоволны) и икс-лучи (впоследствии названные рентгеновскими). Э. Резерфорд обосновал новую модель строения атома. М. Планк и Н. Бор по­ложили начало разработке квантовой теории и механики. А. Эйнштейн выдвинул теорию относительности. В биоло­гии в особые научные дисциплины выделились науки о строении и развитии клеток и тканей, генетика. С 1901 г. началось присуждение международных Нобелевских пре­мий за научные труды по физике, химии, биологии. В сфере наук о человеке и обществе произошло становле­ние психологии и социологии.

Отличительные черты развития науки и техники в конце XIX начале XX в. - быстрое внедрение откры­тий и изобретений в производство, создание на их основе устройств и средств, используемых в повседневной жизни людей. В это время были изобретены и стали получать все большее распространение механизмы и машины, в кото­рых использовались двигатели внутреннего сгорания (ав­томобили, самолеты, теплоходы), внедрялись технологий основанные на применении электричества (электросварка). В химической промышленно­сти началось производство искусственных материалов - пластмасс, каучука, тканей. Бактериологи разработали препараты, позволявшие бороться против болезней, ранее уносивших жизни сотен тысяч людей, - холеры, тубер­кулеза, дифтерита и др. В городах обычными видами транспорта стали трамваи, автомобили, в столицах - мет­ро. На смену керосиновым и газовым лампам пришли электрические. В учреждениях и богатых домах появи­лись лифты и телефоны.

Одним из определяющих процессов социально-эконо­мического развития многих стран в рассматриваемый пе­риод являлась индустриализация. Составлявшее ее основу быстрое развитие крупного машинного производства сопровождалось урбанизацией, притоком сельского насе­ления в города, все более широким использованием ма­шин в сельском хозяйстве. Индустриализация несла с со­бой как экономические, так и социальные перемены. Рост численности лиц наемного труда, их сосредоточение на крупных предприятиях способствовали активизации соци­альных движений. Урбанизация означала не только коли­чественный рост городов и их населения, но и изменение условий труда и досуга масс людей, утвержде­ние определенного уклада жизни.

Развитие транспорта (железных и автомобильных до­рог, морских трасс) и связи (телефонная связь и радио­связь) привело к складыванию новой системы коммуни­каций между людьми, странами, континентами. В первые десятилетия XX в. длина железных дорог в мире уве­личилась почти в 1,5 раза (с 803 тыс. км в 1900 г. до 1100 тыс. км в 1913 г.). В США в этот период действова­ли уже четыре трансамериканские железнодорожные ли­нии, связывавшие восточные и западные штаты страны. В России в 1904 г. завершилось строительство Транссибир­ской магистрали протяженностью 7 тыс. км. Наряду с сухопутными путями расширялось морское сообщение. В 1914 г. был открыт Панамский канал, соединивший во­ды Атлантического и Тихого океанов. Развитие сухопут­ного и морского транспорта создавало условия как для лучшего освоения во многих странах собственных терри­торий, так и для более активного выхода на внешние рынки. В ходе индустриализации в начале XX в. по-новому да­ла о себе знать проявлявшаяся на протяжении Нового времени неравномерность экономического развития от­дельных стран. На этот раз речь шла о темпах развития промышленности.

Традиционных европейских лидеров - Великобрита­нию и Францию стали догонять по ряду показателей в промышленном производстве позже вставшие на путь ин­дустриализации Германия и Италия. Германия опередила Великобританию по общим объемам промышленного про­изводства, выпуску стали и чугуна, развитию химической промышленности. Все более заметную конкуренцию евро­пейской промышленности и торговле составляли Соеди­ненные Штаты Америки. Они заняли первое место в мире по добыче угля и нефти, выплавке стали и меди, произ­водству электроэнергии.

Термин «империализм» (ла­тинское слово imperium означает «имеющий власть», «мо­гущественный») получил широкое распространение в по­литической литературе и публицистике в конце XIX - начале XX в. Первоначально его связывали преимущест­венно с имперской, или, как стали говорить, империалис­тической, политикой великих держав в отношении зави­симых территорий, «малых народов». Об этом особенно много писали британские авторы Дж. Гобсон в книге «Империализм», Э. Дженкинс в работе «Колониальный и имперский союз». Газеты пытались создать положитель­ный образ подобной политики: «Империалист чувствует глубокую гордость от созерцания великолепного наследия империи, завоеванной мужеством и энергией его предков. Распространение британских традиций на каждую расу принесет ей неисчислимые выгоды в виде справедливых законов, умелой торговли, разумного управления» (из статьи 1899 г.).

Для характеристики того, кто и как стремился пра­вить миром в начале XX в., необходимо учесть следую­щее. В рассматриваемый период в группе ведущих инду­стриальных государств крупные монопольные объедине­ния - картели, синдикаты, тресты - держали в своих руках от 50 до 80% промышленного производства (в раз­ных отраслях) и банковского капитала (примечательно, что одновременно с созданием монополий делались попыт­ки введения антимонопольных мер; в США, например, они предпринимались еще в конце XIX в.). Возросла за­интересованность крупной промышленной и финансовой буржуазии в источниках сырья и рынках сбыта, сферах прибыльного вложения капитала. В результате расшире­ния сети железных дорог и морских путей, использования транспортных средств стало возможным перевозить на значительные расстояния руду, нефть, лес, сельскохо­зяйственные грузы и т. д., что позволяло более интенсив­но эксплуатировать богатства даже самых отдаленных территорий. Все это подталкивало индустриальных лиде­ров к новым колониальным захватам. А поскольку мир уже был практически поделен, развернулась борьба за пе­редел владений. Активное участие в ней приняли государ­ства, опоздавшие к разделу «колониального пирога», но теперь в силу динамичного развития стремившиеся отво­евать себе место под солнцем.

США, победившие в 1898 г. в войне против Испании (война велась под лозунгом «освобождения» испанских колоний), установили контроль над Кубой, получили Пу­эрто-Рико в Карибском море, Филиппинские острова и остров Гуам в Тихом океане. Тогда же США захватили Гавайские острова и восточную часть островов Самоа. Над Самоа было установлено совместное владе­ние США, Великобритании и Германии. Политика захва­тов вызывала в США протесты демократических сил (бы­ла даже создана Антиимпериалистическая лига), поэтому обоснованием и оправданием экспансионизма специально занимались и политики, и публицисты.

Германия в 80-е гг. XIX в. включилась в колониаль­ный раздел Африки, захватив территории в Юго-Западной и Восточной Африке, Камерун, Того. У ослабленной после поражения в войне с США Испании в 1899 г. были куплены Каролинские и Марианские (кроме занятого Со­единенными Штатами Америки острова Гуам) острова.

Италия в 90-е гг. XIX в. захватила в Африке Эритрею, часть Сомали, пыталась, правда безуспешно, завоевать Эфиопию. Япония в конце XIX в. получила право владе­ния на остров Тайвань, укрепила свои позиции в Корее. Межимперские, империалистические противоречия поро­дили на рубеже XIX-XX вв. серию конфликтов и войн: Испано-американскую войну 1898 г., Англо-бурскую вой­ну (1899-1902), Русско-японскую войну (1904-1905).

4. Проблемы модернизации . Вследствие значительного продвижения группы индустриальных держав в экономи­ческом развитии, расширения их экспансии в различных регионах мира в начале XX в. особенно обострился во­прос об отношениях центра и так называемой периферии мирового сообщества. Даже удаленные от цивилизацион­ных центров страны не могли чувствовать себя в изоля­ции, отгородиться от влияния или прямого натиска инду­стриального мира. Чтобы отстоять возможность независи­мого существования, нужно было решать задачи создания динамично развивающейся экономики, определенного со­циального баланса, политической стабильности.

Таким образом, все большее число государств вплот­ную сталкивалось с необходимостью модернизации - комплексных политических и экономических, социаль­ных и культурных преобразований, направленных на фор­мирование общества, отвечавшего требованиям эпохи. В качестве образца предлагалась модель индустриального общества, сложившаяся на протяжении Нового времени в странах Западной Европы и Северной Америки. Она включала такие компоненты, как гражданское общество, рыночная экономика, индустриальное производство, ра­ционализация структур управления, демократическая по­литическая система, предусматривающая разные формы гражданского представительства.

Народам других частей света было непросто воспри­нять и тем более практически применить отношения и ценности, сложившиеся в европейском обществе. Отноше­ние к модернизации в странах Латинской Америки, Азии, Африки было неоднозначным, в нем отражались разные, часто противоположные социальные интересы, позиции партий и движений. Перед лицом усиливавшегося евро­пейского влияния, одни выбирали путь укрепления (кон­сервации) традиционных норм и отношений, другие при­бегали к внешнему подражанию западным образцам, третьи искали возможность освоения европейских дости­жений на собственной цивилизационной почве, синтеза индустриального и традиционного обществ Единственный в своем роде успешный опыт модерниза­ции в тот период имел место в последней трети XIX в. в Японии. После прихода к власти в 1868 г. императора Муцухито (Мэйдзи) были проведены реформы, устранившие традиционную систему социальных отношений и привиле­гий княжеской верхушки и самураев. Реформы способ­ствовали централизации власти, созданию единой финан­совой системы страны. Земля перешла в собственность крестьян. Значительную поддержку получило предприни­мательство. В 1889 г. император ввел конституцию. Ре­формы открыли путь для быстрого промышленного разви­тия, распространения гражданских свобод, образования. При этом обошлось без отказа от основных традиций, раз­рушения привычного уклада жизни. Был достигнут уни­кальный синтез новой, современной практики и истори­ческого опыта. К началу XX в. Япония вошла в число наи­более динамично развивавшихся стран мира

Россия и Мир в начале 20 века.

В конце 19 века капитализм выходит на новый уровень развития – Империализм.

Черты империализма (монополистический капитализм):

Слияние производства и сбыта

Укрепление и монополизация банков

Слияние промышленных и банковских объединений

Экспорт капиталов и борьба за новые рынки сбытов

Усиление противоречий между ведущими капиталистическими странами

Борьба за новый передел мира (империалистические войны)

Характерным примером империалистической войны – русско-японская война 1904-1905 гг.

В начале 20 века в России происходят изменения в сферах, что в конечном итоге приводит к первой русской революции 1905г.

Причины революции:

Не решенность крестьянского вопроса

Пережитки крепостничества (отношение к деревне)

Не решенность национального вопроса

Тяжелое положение рабочих

Необходимость реформирования всей политической системы по образцу ведущих буржуазных стран

По характеру первая русская революция была буржуазно-демократической, потому что была поддержана практически всей Россией и проходила под лозунгами осуществления буржуазных реформ. Поводом к революции стали 9 января 1905.

В ответ – всероссийская политическая стачка. 17 октября 1905 года вышел Манифест о предоставлении прав и свобод населению России.

Пик революции приходится на октябрь – ноябрь 1905 г. Это были свобода совести, слова, собраний и союзов. Отныне существовавшие политические партии могли выйти из подполья и появилась возможность для создания новых. Старейшей партией являются социал-революционеры = эсеры. Можно было печатать партийные программы и уставы.

27 апреля 1906 года начала работу законодательная Госдума. Всего было 4 созыва. В первых двух Думах баланс сил был таким, что партии не могли прийти к консенсусу ни по одному вопросу. Работа правительства саботировалась. Полностью проработала только 3-я (в ней большинство получили октябристы (проправительственная партия), эта Дума приняла несколько десятков законов). Пиком вооруженного противостояния стало Московское вооруженное восстание в декабре 1905 года. После этого революционное движение пошло на спад.

3 июня 1907 года досрочно распускается вторая госдума. Это событие принято называть третьеиюньским переворотом. Николай II не имел права распускать думу законодательным путем, потому что таким образом он нарушил свой собственный манифест от 17 октября 1905 года, в котором было написано, что ни один царский указ не имел законодательной силы не имел силы без одобрения госдумы.

Первая мировая война (1914-1918)

Эта война по характеру была империалистическая.

Борьба за передел мира, силовая политика в системе европейских государств

Основные противоречия между Англией и Германией и Францией и Германией.

Германия в начале 20 века была самой передовой державой в НТП. Но у нее практически не было рынков сбыта, в то время как у Англии и Франции их было достаточно. Формальный повод – террористический акт в Сараево в июня 1914. Убийство наследника Австро-Венгерского престола. Австро-Венгрия объявила Сербии войну. 29 июля 1914 Россия объявила частичную мобилизацию, а Германия в ответ объявила войну России 1 августа 1914. Франции – 3 августа. Вильгельм второй своего кузена Николая предупреждал, что лезть в эту войну нельзя!

Это была война, организованная на основе последних достижений военной техники. Использовались минометы, огнеметы, авиация, в том числе дирижабли, химическое оружие (газы). Россия вступила в войну неподготовленной. В научно-техническом плане отсталой. Иностранные займы, из за которых Россия была обязана воевать.

Отсюда огромные потери на фронте, поражения на фронте усугублялись внутренним кризисом. Так как основная часть работников была мобилизована на фронт -> топливный кризис -> транспортный кризис -> Производство и сбыт -> финансовый кризис

Все это привело к росту антивоенных выступлений. Все началось экономическими требованиями, а закончилось политическими («Долой войну, долой самодержавие!»). Власть демонстрировала полную неспособность контролировать ситуацию. Призывники не доезжая до фронта сбегали по дороге. В армии происходило падение дисциплины.

Февральская революция 1917 года началась с выступлений рабочих, проходили митинги, забастовки, к рабочим присоединились солдаты. В столице случайно оказывается 128 тысяч солдат, которые должны быть на фронте. Вследствие антигерманских настроений в 1917 году Санкт-Петербург был переименован в Петроград и запрещены, как немецкий обычай, новогодние ёлки.

Февральская революция началась со стихийных выступлений масс в Петрограде. В течение 5 дней к ним присоединились солдаты. Защищать власть было некому. Представители Госдумы, высшего командования вынудили Николая 2 отречься от престола в пользу брата Михаила, который отказался от такой сомнительной чести. Восстание в Петрограде было поддержано во всей России. Победила вторая буржуазно-демократическая революция, главным итогом которой стало свержение монарха. Если первая буржуазно-демократическая революция 1905-1907 годов, то февральская революция была сверху. Перед Россией были представлены следующие альтернативы:

Парламентская республика (кадета)

Федеративная республика (эссеры)

Демократическая республика (меньшевики)

Большевики не сразу определились в новой ситуации, им было сложнее чем эссерам и меньшевикам, которые хорошо знали по работе во всевозможных комитетах, ссудных кассах и прочих учреждениях. Координальные изменения 3 апреля 1917 года, когда в Россию приехал В. И. Ленин. Он обнародовал программу (апрельские тезисы), в которой предусматривался переход от буржуазно-демократической революции к социалистической. Основная идея – установление Республики Советов, отказ от поддержки Временного правительства и переход власти мирным путем.

Если кадеты выступали за войну до победного конца, то эссеры и меньшевики были за прекращение войны, но занимали позицию революционного оборончества, тоесть войну прекратить, но революцию защищать от Германии.

Петроградский рабочих депутатов, большинство в котором занимали эсеры и меньшевики. По соглашению между Петросоветом и депутатами бывшей Госдумы было создано Временное правительство. После этого Петросовет должен был самораспуститься. Однако во Временном правительстве не оказалось ни одного представителя от эсеров и меньшевиков. Поэтому Петросовет не торопился с самороспуском. Так сложилось двоевластие.

Временное правительство на протяжении всего срока его существования потрясали кризисы. Они были вызваны нежеланием и неумением решать основные вопросы: земли и окончания войны. Временное правительство подтвердило свое обязательство перед союзниками вести войну до победного конца. 18 июня 1917 года было объявлено наступление, участились антивоенные митинги, демонстрации, разгонять демонстрантов Петросовет бросил войска. Большевиков объявили зачинщиками беспорядков, начались аресты. Ленина обозвали германским шпионом. 23 июля было образовано Второе Коалиционное Правительство. Председателем стал Керенский. Чтобы стабилизировать положение в стране, Керенский обратился к военным. Приказом верховного главнокомандующего снять часть войск с фронта и направить в Петроград. Однако, тут же Керенский стал опасаться, что военные, наведя порядок, возьмут власть в свои руки. Тут же приказывает Корнилову (главнокомандующему) отозвать войска назад. Корнилов не подчинился. Керенский заметался и вспомнил, что они с Лениным земляки. Он обращается за помощью к большевикам, которые в августе уже были довольно популярны. Большевики помогли. Войска остановили. Керенского посадили. Считали, что именно Керенский виноват в бедах 1917 года.

1 сентября 1917 года Керенский объявляет Россию республикой. К середине октября ситуация обрела катастрофические масштабы, и большевики решают взять власть в свои руки. На тот момент в стране фактически не было власти. Временное правительство ситуацию не контролировало. Ни одна из партий (кроме большевиков) не желала брать ответственность.

25-26 октября были заняты стратегически важные объекты: вокзалы, банки, телеграфы, арестовано Временное правительство. Параллельно проходил второй Съезд Советов, на котором был провозглашен переход власти к Советам в центре, победа Социалистической революции и на местах. Среди первых документов новой власти утверждены основные декреты – о мире и о земле.

Декрет о мире содержал

    призыв к воюющим сторонам заключить мир без аннексий и контрибуций,

    отказ от тайных договоров и тайной дипломатии прежнего правительства.

Декрет о земле провозглашал

    отмену частной собственности на землю,

    национализацию всей земли и её недр.

Земля передавалась в распоряжение местных советов крестьянских депутатов. Запрещались аренда земли и наемный труд.

С юридической точки зрения все правильно.

Был создан СНК (совет народных комиссаров) во главе с Лениным. Это исполнительная власть. Высшей законодательной властью являлся съезд народных депутатов. Между съездами работал ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет).

Были созданы органы защиты государства:

    Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) для борьбы с саботажем, контрабандой и подрывной деятельностью.

    С января 1918 года начинается формирование рабоче-крестьянской Красной армии и флота (РККА).

Создавались народные суды и трибуналы.

Ситуация с учредительным собранием.

Еще временное правительство объявило выборы в Учредительное собрание. Большевики от этого не отказались. Получился следующий расклад:

    Буржуазные партии – 16%,

    Мелкобуржуазные партии – больше 60%.

Поэтому большевики приглашают левых эсеров в СНК (Совет Народных Комиссаров) и силовые структуры. На первом заседании УС была предложена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». В этой декларации констатировался факт победы социалистической революции, депутаты должны были подтвердить свершившийся факт. Подписывать документ они отказались. Им дали время подумать.

5 января 1918 года открывается Учредительное собрание. Депутатом предлагается подписать, составленную Лениным, декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Однако, часть депутатов отказалась подписывать документ.

7 января 1918 года ВЦИК распускает Учредительное собрание. Фраза, сказанная при роспуске матросом Железняком, звучала как «Караул устал».

10 января 1918 года 3-й Съезд Советов одобрил роспуск УС, утвердил «Декларацию», провозгласил федеративное устройство в России, принял курс на построение социализма. С этого времени в России была создана единая система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Новая организация власти была закреплена в Конституции РСФСР, которая была принята на 5-м Съезде Советов 10 июля 1918 года.

Брестский мир. Важным вопросом оставался выход России из войны. 3 марта 1918 года был подписан мир с Германией. Он был не выгоден для России, потому что предыдущая делегация, во главе с Троцким испортила ситуацию нелепыми заявлениями, типа ни Мира, ни Войны. Германские войска вошли на Украину, Россия должна была выплатить 3 млрд рублей. На 6 чрезвычайном съезде Советов левые эссерэ отказались ратифицировать брестский мир. Они вышли из СНК, но остались в ВЧК и армии. Летом 1918 года организовано убийство Германского посла Мирбаха, чтобы сорвать мир и спровоцировать войну с Германией. Усугубилось все провалом германской армии на западном фронте. В Результате началась революция, канцлер Макс Баденский самовольно заявил об отречении императора Вильгельма 2 и сложил свои полномочия. В 1919 году в Германии была образована Веймарская республика. Окончание первой мировой войны. 19 ноября 1918 года – в Компьене было подписано перемирие, а 18 января 1919 года начала работу Парижская мирная конференция для выработки условий договоров с Германией и ее бывших союзников. Большая тройка: Германия, Великобритания и Франция. Россия не приглашена, потому что ее назвали нарушителем мирного договора.

Мир в ХХ веке

Редакционная коллегия:

А.Б. Давидсон, А.А. Данилов, И.С. Савина (ответственный секретарь)

Рецензент

доктор исторических наук А.М. Филитов

Вместо введения

История XX столетия: уроки и проблемы

Историки многих стран подводят итоги XX столетия. Они стремятся поставить его в контекст истории человечества в целом, раскрыть неповторимые черты и колорит закончившегося века.

На Международном Конгрессе историков, проходившем в Осло летом 2000 г., тема подведения исторических и историографических итогов XX столетия заняла фактически преобладающее место.

Анализ итогов конгресса и многочисленной литературы, изданной по всему миру, дает обильную пищу для размышлений.

Для одних XX в. означал гигантский взлет человеческой мысли и достижений; для других - это самый преступный или экстремистский век в мировой истории.

Основания для столь полярных и противоположных выводов дают не только различные позиции и взгляды историков, но прежде всего сама история XX столетия.

Для современников всякое событие кажется более важным, чем многие предшествующие. Люди, живущие в XX столетии, воспринимали его гораздо более эмоционально, чем историю прошлых эпох, поскольку они сами были участниками и свидетелями многих событий. В этом смысле субъективизм историков и представителей других отраслей знания проявляется в значительно большей степени, чем у тех историков, которые изучают древность, средневековье, новую историю или даже самое начало XX столетия.

В оценке XX в. очень важны точки отсчета и главные факторы сравнения с другими эпохами. Те авторы, которые оперируют данными о развитии науки, техники и технологии несомненно правы, когда они говорят об ушедшем столетии в превосходной степени.

Завершившееся столетие, как и впрочем всякое другое, было столь многообразным и многофакторным, что возможны самые различные подходы к его изучению, которые можно проследить и по огромному разнообразию тематики уже изданных книг, посвященных истории XX в.

В отдельных книгах делается акцент на социальные или политические факторы; других авторов интересуют прежде всего проблемы экономики; уже есть большая литература об истории культуры, искусства и духовной жизни в целом.

В течение долгого времени историческая наука в нашей стране развивалась в русле только одной, марксистской, теории, что предполагало постоянный поиск главной закономерности и основной причины всех многообразных процессов.

Действительно марксизм с самого своего возникновения претендовал на раскрытие целостности нашего мира, на универсальное объяснение происходивших процессов и событий.

Но и в те времена многие сотни конкретных и частных исследований давали основание говорить о мире, как сочетании множества не только фактов, но и их объяснений и толкований.

Сейчас уже подавляющее большинство историков нашей страны, и в том числе тех, кто исследует историю XX в., являются приверженцами многофакторного подхода; они перестали видеть в истории уходящего века столкновение только “главных противоречий”, искать “основное” объяснение тех или иных явлений.

Только на основе многофакторного подхода можно реально понять и объяснить весь тот сложнейший и разнообразный мир событий и процессов, которыми отмечен XX в.

Среди этих методов или теоретических построений находят свое место и теория цивилизаций Арнольда Тойнби, и разнообразные варианты теории модернизаций и экономического роста, и подходы к истории Макса Вебера, и в немалой степени идеи и методы марксизма, и культурологические и философские теории Дюркгейма, Хайдеггера и многие другие.

Методологическое “единство” ныне предстает и в отечественной науке как единство многообразия, как совокупность плюралистического объяснения истории.

Наконец-то, и в России включились в дискуссии о роли самого историка в раскрытии и объяснении истории. Английский историк Э. Карр когда-то заметил, что “историй столько, сколько историков”. Конечно, видимо, это крайность, дающая повод к тотальной релятивизации истории, но то, что личность самого историка, его идейные установки, его политический и нравственный выбор, его вкусы, страсти и характер влияют в огромной степени на отбор историком фактов, на их интерпретацию и т. п., - все это теперь не вызывает сомнений.

Анализируя в этом плане то, что уже сделано в российской исторической науке в изучении истории XX в. можно одновременно отметить противоречивость происходящих процессов. С одной стороны, можно видеть (особенно у молодого поколения) тенденцию именно к многофакторному пониманию и объяснению явлений и событий, а с другой - продолжает существовать приверженность к стереотипной периодизации, к привычным схемам, долгие десятилетия преобладавшим в научной литературе и учебниках для средней и высшей школы.

Очевидный и естественный отказ от марксистских парадигм подчас приводит к тому, что явно утрачивается интерес к социально-экономической истории и очень часто игнорируются ведущие причинно-следственные связи и детерминированность процессов и явлений.

Нарративные методы во многих случаях явно превалируют над синтезом, и в этом лежит одно из объяснений чересполосицы оценок и суждений, желания тотального пересмотра прежних оценок и пренебрежения к компаративистским методам и приемам.

С учетом высказанных соображений представляется, что в анализе важнейших событий и явлений XX столетия сейчас важно вскрыть и объяснить те общие противоречия, те “сквозные” факторы, которые проходили через все столетие и были в большей или меньшей степени характерны для разных периодов и регионов.

Известно также, что наибольшие перемены в подходе к истории обнаружились в последние 10 лет при изучении древности, средневековья и раннего нового времени. Эти процессы в конце 80-х и особенно в 90-е годы проявились и в российской историографии.

Явные сдвиги в социальной истории, породившие фактически “новую социальную историю”, формирование интеллектуальной истории, принципиально новые подходы к теме “индивид и общество”, приведшие к новому толкованию исторической антропологии или проблеме “человека в истории”, усиление внимания к компаративистским исследованиям, гендерная проблематика, - все это, как и многое другое, в российской историографии в наибольшей степени разрабатывается на материале древности и средневековья.

Поэтому одна из важных задач российской исторической науки состоит в том, чтобы использовать эти методы и методики при исследовании истории XX столетия. Такая тенденция заметна и в мировой науке, что показывают публикации, а также многочисленные конференции, заседания и круглые столы.

Век XX дал миру значительное число моделей общественного развития и попыток их реализации. Наиболее отчетливым противостоянием стала социалистическая и либеральная модель в их большом разнообразии и модификациях. Историки многих стран включены ныне в дискуссии о смысле этих моделей и об их судьбе в конце XX столетия.

На рубеже веков в России уже издано значительное число исследовательских трудов и учебников по истории XX столетия. Большинство из них касаются истории Советского Союза и России. Для российских историков остается неотложной задачей создать на принципиально новой основе, с использованием огромного массива неизвестных ранее документов, в том числе и архивных трудов, новые исследования, раскрывающие сложный и драматический путь, проделанный Россией в XX в.

Большинство этих трудов начинается не с 1917 г., как прежде, а с самого начала века. Для многих исследователей становится все более очевидным, что реальным началом века можно считать первую мировую войну, с которой Россия и мир вступили в новый этап развития.

В начале ХХ века мир вступил в новую для себя стадию - эпоху индустриальной цивилизации. Появление новой техники, средств связи, развлечений, сокращение расстояний между государствами и континентами посредством создания и внедрения новых средств передвижения и т. д. позволили человеку по-новому взглянуть на окружающий его мир. В начале века у многих людей складывалось впечатление, что человек достиг своей наивысшей точки прогресса, что он является хозяином на планете. Характеристике положения в начале ХХ века посвящён данный урок.

Тема: Первая мировая война и её последствия

Урок: Мир в начале ХХ века

К началу ХХ века самые развитые по экономическому потенциалу державы стали вступать в эпоху индустриальной цивилизации , отказываясь от традиционной - аграрной. Это было связано со всё более набиравшей обороты промышленностью, которой требовались новые рынки сбыта, увеличение материально-ресурсной базы и проч. Капитализм вступил в свою наивысшую стадию - империализм. Индустриальная цивилизация позволила людям создать машинное производство, что облегчало труд рабочего и увеличивало производство товара в разы, привела к созданию новых, более быстрых средств передвижения - аэропланов, автомобилей, новых быстроходных кораблей.

Увеличивающей ежедневно свой потенциал промышленности постоянно требовались свободные руки, люди, которые могли бы встать за станок и работать на производстве (см. Рис. 1).

Вместе с тем, в обществе стал наблюдаться демографический рост , что привело к появлению большой безработицы, экономические кризисы стали платой за интенсивность развития.

Наличие толп безработных, готовых в любой момент занять место выбывшего по различным причинам рабочего, позволил крупной буржуазии пренебрегать своей рабочей силой. Страховки, социальные выплаты, улучшение условий труда и т. д. были мечтой рабочего человека - пролетария. Из-за тяжёлых условий труда и несоблюдения основных норм и правил по отношению к человеку в начале ХХ века стали набирать силу профессиональные союзы (профсоюзы ) - организации, защищающие права рабочих. В такой среде популярными становились идеи социал-демократии . Социализм виделся многим несбыточной мечтой, но, видя тяжелую ежедневную работу, всё больше и больше людей стали сочувствовать идеям социализма и справедливости.

Но важно помнить, что индустриальное общество, со всеми его минусами и плюсами, было распространено только в странах Западной Европы и Северной Америки. Подавляющее число остальных стран или только переходили к индустриальному обществу, или были полностью аграрными, где сельское хозяйство составляло ведущую роль в экономике государства.

Начало ХХ века характеризует собой т. н. технологический рывок . Появление радио, телеграфа, телефона, электричества, самолёта и проч. позволило человеку пересмотреть своё отношение к миру (см. Рис. 2). Он стал намного ближе. Инженеры крупных западных компаний разрабатывали новые типы пассажирских кораблей, более быстроходных и мощных. По дну Атлантического океана был проложен телеграфный кабель, который соединил США и Европу. Прокладывались новые морские пути. Создавались транснациональные компании.

Как казалось многим, вершиной научно-технического прогресса был построенный английской компанией роскошный лайнер - «Титаник » (см. Рис. 3). Он казался непотопляемым, но затонул в первом же рейсе, напоровшись на айсберг.

Мир человека ХХ века был интересен и вместе с тем опасен. Индустриальное общество только стало в открытую заявлять о себе. ХХ век начинается…

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. - М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Домашнее задание

  1. Прочитайте § 1 учебника Шубина А.В., стр. 6-12, и дайте ответы на вопросы 1-4 на с. 15.
  2. Кратко охарактеризуйте общество начала ХХ века.
  3. Почему именно на рубеже веков стали происходить изменения жизни и быта людей? Почему этого не произошло раньше?
  1. Энциклопедия вещей ().
  2. Вокруг света ().
  3. История ().


Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...