Всеобщая история начало 20 века кратко. Научный и технический прогресс
Проверочная работа по истории Мир в начале XX века для 9 класса с ответами. Работа включает в себя 28 разноуровневых заданий.
1. В 1908 г. произошла
1) младотурецкая революция
2) Англо-бурская война
3) Синьхайская революция в Китае
4) Испано-американская война
2. Какая из названных организаций была создана в Великобритании в 1906 году?
1) Консервативная партия
2) Либеральная партия
3) Национальная чартистская ассоциация
4) Лейбористская партия
3. Что из названного произошло в 1913 году?
1) изобретено радио
2) проведен первый сеанс кинематографа
3) впервые применен конвейер (на сборке автомобилей)
4) построен первый в Европе метрополитен в Лондоне
4. В число основных требований рабочих в европейских странах в начале ХХ века входило
1) введение конституции
2) установление 8-часового рабочего дня
3) право создавать профсоюзы
4) создание первого объединения социалистических партий — Интернационала
5. В конце XIX — начале ХХ века в большинстве стран Западной Европы и США появились
1) парламенты
2) общенациональные федерации профсоюзов
3) коммунистические партии
4) партии либерального толка
6. «Страной трестов» называли в начале ХХ века
1) Великобританию
2) Италию
3) США
4) Францию
7. Проведению значительных социальных реформ в Великобритании в начале ХХ века способствовал
1) Д. Ллойд Джордж
2) Б. Дизраэли
3) У. Черчилль
4) А. Гриффит
8. Анархо-синдикалистские идеи распространились в конце XIX — начале ХХ века
1) среди европейских парламентариев
2) в организации младотурок
3) среди американских фермеров
4) в рабочем движении
9. Участниц движения за предоставление женщинам избирательных прав называли
1) суфражистками
2) роялистками
3) пацифистками
4) чартистками
10. В начале ХХ века США стремились в своей внешней политике
11. В результате Синьхайской революции в Китае
1) прекращена деятельность иностранных компаний
2) была свергнута власть императора
3) к власти пришла партия Гоминьдан
4) императорский трон занял японский ставленник
12. Младотурками в Османской державе назывались
1) представители зарождавшейся технической интеллигенции
2) владельцы крупных турецких предприятий и банков
3) участники организации, выступавшей за конституционный строй
4) члены революционно-демократической партии
13. Расположите события в хронологическом порядке.
1) Синьхайская революция в Китае
2) Русско-японская война
3) Англо-бурская война
14. Какие новые отрасли промышленности получили развитие в начале ХХ века? Выберите два верных положения.
1) текстильная
2) машиностроительная
3) электротехническая
4) химическая
15. Какие два из названных технических изобретений, устройств появились в первые десятилетия ХХ века?
1) автомобиль
2) самолет
3) телефон
4) конвейер
16. В каких двух из названных стран произошли революции в первые десятилетия ХХ века?
1) Китай
2) Индия
3) Османская империя
4) Япония
17. Какие два из названных государств активно включились в конце XIX — начале ХХ века в борьбу за передел колониальных владений?
1) Великобритания
2) Германия
3) Испания
4) США
18. Установите соответствие между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.
А) революция в Мексике
Б) Англо-бурская война
В) Синьхайская революция в Китае
1) 1899-1902 гг.
2) 1904-1905 гг.
3) 1911-1913 гг.
4) 1910-1917 гг.
19. Установите соответствие между понятиями и названиями государств, к истории которых они относятся. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.
А) казус Мильерана
Б) чешский вопрос
В) тред-юнионы
Государства
1) Великобритания
2) Франция
3) Италия
4) Австро-Венгрия
20. Установите соответствие между терминами и их значением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.
А) урбанизация
Б) эмансипация
В) эмиграция
Значения
1) освобождение от угнетения, уравнивание в правах
2) повышение интенсивности труда
3) рост крупных городов
4) переезд на жительство в другую страну
21. Установите соответствие между понятиями и названиями стран, к истории которых в начале ХХ века они относятся. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.
А) антимонопольное законодательство
Б) гомруль
В) Третья республика
1) Германия
2) Франция
3) США
4) Ирландия
22.
А) Г. Форд
Б) Д. Ллойд Джордж
В) А. Бебель
Деятельность
1) премьер-министр Великобритании
2) основатель автомобильной компании в США
3) президент Франции
4) руководитель Социал-демократической партии Германии
23. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.
А) Ф. Вилья
Б) Сунь Ятсен
В) Муцухито
Деятельность
1) лидер революционного движения в Китае
2) император Японии
3) основатель Общества младотурок
4) руководитель крестьянского движения в Мексике
24. Установите соответствие между именами ученых и их научными открытиями в начале ХХ века. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.
А) А. Эйнштейн
Б) М. Склодовская-Кюри
В) Э. Резерфорд
Открытия
1) теория относительности
2) передача радиоволн на расстояние
3) новая модель строения атома
4) открытие радиоактивности атома
25.
Назовите общее понятие.
Картель, синдикат, трест — __________
26. Укажите, что объединяет имена в рядах.
1) Г. Бессемер, Э. и П. Мартен — __________
2) К. Бенц, Л. Рено, Г. Форд — __________
3) У. и О. Райт, И. Сикорский, Э. Хейнкель — __________
27. Укажите, что объединяет имена в рядах
1) А. Бебель, Э. Бернштейн, К. Каутский — __________
2) Сунь Ятсен, Юань Шикай — __________
3) Ф. Мадеро, В. Карранса, Э. Сапата — __________
28. Прочитайте отрывок из документа «О целях войны» (написан в 1914 г.) и ответьте на вопросы.
«…Мы нуждаемся в безусловной свободе морей, в колониях с удобными гаванями, которые можно защитить, в колониях, снабжающих нас сырьем и способных стать рынками для сбыта, в колониях, способных жить своей собственной экономикой и отличающихся по сравнению с английской колониальной империей сплоченностью и свободой передвижения… Нам нужна на западе граница, которая дала бы нам по возможности ключ к Франции. Нам могут пригодиться районы угля и руды, прилегающие непосредственно к нашей границе. С военной точки зрения желательно улучшить восточно-прусскую границу. Наконец, нам нужна военная контрибуция, которая связала бы на долгое время Францию в экономическом отношении и лишила бы ее возможности развить в других частях света финансовую деятельность во вред нам».
1) Цели какого государства изложены в документе? На основании чего это можно определить?
2) Используя информацию источника и знания по курсу, объясните, в чем выражались приготовления к войне, о которой идет речь.
ОТВЕТЫ — Проверочная работа по истории Мир в начале XX века для 9 класса
1-1
2-4
3-3
4-2
5-2
6-3
7-1
8-4
9-1
10-3
11-2
12-3
13-321
14-34
15-24
16-13
17-24
18-413
19-241
20-314
21-342
22-214
23-412
24-143
25. монополия
26.
1) Открытия, технические изобретения в металлургии.
2) Производство автомобилей.
3) Самолетостроение.
27.
1) Идеологи и руководители социалистического движения.
2) Участники революции 1911-1913 гг. в Китае.
3) Участники Мексиканской революции 1910-1917 гг.
28.
1) В документе изложены цели Германии. Об этом свидетельствует упоминание западной границы с Францией, а также выраженное в тексте отношение к Англии’ и Франции как государствам-соперникам.
2) Приготовления к войне: укрепление армии и флота, совершенствование вооружений, в дипломатической сфере — заключение союза с Австро-Венгрией и Италией (Тройственного согласия).
Государства и народы на карте мира . Политическая карта мира в начале XX в. не отличалась особой пестротой. Наряду с относительно небольшим числом независимых национальных государств, располагавшихся преимущественно в Европе и Америке, ее заполняли владения нескольких европейских держав - колонии, протектораты, доминионы, занимавшие обширные пространства Азии, Африки, Австралии и Океании.
В последней трети XIX в. окончательно утвердились границы многих государств в Европе, Америке и других частях света, практически завершился так называемый территориальный раздел мира. В 80-90-е гг. XIX в. европейские державы захватили последние формально остававшиеся свободными значительные территории в Центральной Африке. Особенно активно действовали Великобритания и Франция, давно вытеснившие с ведущих позиций «пионеров» колониальных завоеваний - Испанию, Португалию и Голландию. Владения британской короны, о которых современники говорили, что в них «никогда не заходит солнце», в 1900 г. охватывали территорию площадью 32,7 млн. кв. км (это составляло половину всех колониальных территорий в мире) с населением 368 млн. человек, что в 100 раз превышало площадь и в 10 раз - численность населения самой Великобритании.
Значительное место на карте мира в начале XX в. занимали сложившиеся и Новое время многонациональные империи, объединившие народы разной этнической и религиозной принадлежности. Так, почти половину Европы охватывали границы Австро-Венгрии и Российской империи непосредственном соседстве находилась обширная Османская империя. На протяжении XIX в. входившие в состав империй народы значительно продвинулись в экономическом и социальном развитии, вступили в стадию национального возрождения. Возникавшие здесь политические партии выдвигали наряду с социальными задачами лозунги национального равноправия, самоопределения. В «век национализмов», ставший для многих народов временем формирования национального сознания, особенно остро встала проблема освобождения от национального угнетения и зависимости, обретения собственной государственности.
По форме правления большинство стран мира в начале XX в. представляло собой монархии. Республиканскими государствами в Европе являлись Франция, где после нескольких смен республиканских и монархических режимов утвердилась Третья республика (1870), и Швейцария. В Америке наряду с США республиками стали страны, освободившиеся в XIX в. от испанского и португальского колониального владычества (Мексиканские Соединенные Штаты, Федерация Центральной Америки, Колумбия, Перу, Чили, Боливии). Несмотря на преобладание монархий, принципиально важное политическое наследие
в. состояло именно в распространении республиканизма и парламентаризма. Неуклонно возрастало число монархических государств, в которых вводились конституции и та или иная форма общественного представительства. В начале XX в. в эту группу наряду с представлявшей своего рода классический образец Великобританией входили Австро-Венгрия и Германия, Швеция и Норвегия, Бельгия и Нидерланды, Испания, за пределами Европы - Япония и др. Существовавшие в названных странах режимы значительно различались по характеру взаимодействия власти и общества. То же можно было сказать и о республиканских государствах. В одних либерализм и демократия составляли относительно устойчивую основу политической жизни, в других за республиканским фасадом господствовала далеко не демократическая практика. Так, в латиноамериканских странах часто устанавливались каудильистские (от слова «каудильо» - вождь), или олигархические, диктатуры, сводившие на нет конституционные свободы и права населения.
Многообразие политических систем в мире на рубеже XIX-XX вв. определялось как быстро менявшейся социальной и политической обстановкой, так и предшествовавшим историческим опытом отдельных стран. Значительную роль играли исторически сложившиеся особенности социальной организации и механизмы власти. Вместе с тем включение все более широких слоев населения в активную общественную жизнь, воздействие идей европейского либерализма вели к тому, что во многих странах традиционные основы общественного устройства трансформировались. Характер этих изменений, впрочем, был весьма различен. В одних случаях речь шла о радикальных преобразованиях, в других - о прикрытии сохранявшихся прежних порядков конституцией.
Научно-технический прогресс. Индустриализация. Конец XIX - начало XX в. - время важнейших научных открытий, бурного технического прогресса, значительных изменений во всех сферах жизни - производстве, быте, досуге людей. Революция в физике, быстрое продвижение в других естественных науках коренным образом изменили традиционные представления о природе, человеке, возможностях техники. Были открыты электромагнитное волны (радиоволны) и икс-лучи (впоследствии названные рентгеновскими). Э. Резерфорд обосновал новую модель строения атома. М. Планк и Н. Бор положили начало разработке квантовой теории и механики. А. Эйнштейн выдвинул теорию относительности. В биологии в особые научные дисциплины выделились науки о строении и развитии клеток и тканей, генетика. С 1901 г. началось присуждение международных Нобелевских премий за научные труды по физике, химии, биологии. В сфере наук о человеке и обществе произошло становление психологии и социологии.
Отличительные черты развития науки и техники в конце XIX начале XX в. - быстрое внедрение открытий и изобретений в производство, создание на их основе устройств и средств, используемых в повседневной жизни людей. В это время были изобретены и стали получать все большее распространение механизмы и машины, в которых использовались двигатели внутреннего сгорания (автомобили, самолеты, теплоходы), внедрялись технологий основанные на применении электричества (электросварка). В химической промышленности началось производство искусственных материалов - пластмасс, каучука, тканей. Бактериологи разработали препараты, позволявшие бороться против болезней, ранее уносивших жизни сотен тысяч людей, - холеры, туберкулеза, дифтерита и др. В городах обычными видами транспорта стали трамваи, автомобили, в столицах - метро. На смену керосиновым и газовым лампам пришли электрические. В учреждениях и богатых домах появились лифты и телефоны.
Одним из определяющих процессов социально-экономического развития многих стран в рассматриваемый период являлась индустриализация. Составлявшее ее основу быстрое развитие крупного машинного производства сопровождалось урбанизацией, притоком сельского населения в города, все более широким использованием машин в сельском хозяйстве. Индустриализация несла с собой как экономические, так и социальные перемены. Рост численности лиц наемного труда, их сосредоточение на крупных предприятиях способствовали активизации социальных движений. Урбанизация означала не только количественный рост городов и их населения, но и изменение условий труда и досуга масс людей, утверждение определенного уклада жизни.
Развитие транспорта (железных и автомобильных дорог, морских трасс) и связи (телефонная связь и радиосвязь) привело к складыванию новой системы коммуникаций между людьми, странами, континентами. В первые десятилетия XX в. длина железных дорог в мире увеличилась почти в 1,5 раза (с 803 тыс. км в 1900 г. до 1100 тыс. км в 1913 г.). В США в этот период действовали уже четыре трансамериканские железнодорожные линии, связывавшие восточные и западные штаты страны. В России в 1904 г. завершилось строительство Транссибирской магистрали протяженностью 7 тыс. км. Наряду с сухопутными путями расширялось морское сообщение. В 1914 г. был открыт Панамский канал, соединивший воды Атлантического и Тихого океанов. Развитие сухопутного и морского транспорта создавало условия как для лучшего освоения во многих странах собственных территорий, так и для более активного выхода на внешние рынки. В ходе индустриализации в начале XX в. по-новому дала о себе знать проявлявшаяся на протяжении Нового времени неравномерность экономического развития отдельных стран. На этот раз речь шла о темпах развития промышленности.
Традиционных европейских лидеров - Великобританию и Францию стали догонять по ряду показателей в промышленном производстве позже вставшие на путь индустриализации Германия и Италия. Германия опередила Великобританию по общим объемам промышленного производства, выпуску стали и чугуна, развитию химической промышленности. Все более заметную конкуренцию европейской промышленности и торговле составляли Соединенные Штаты Америки. Они заняли первое место в мире по добыче угля и нефти, выплавке стали и меди, производству электроэнергии.
Термин «империализм» (латинское слово imperium означает «имеющий власть», «могущественный») получил широкое распространение в политической литературе и публицистике в конце XIX - начале XX в. Первоначально его связывали преимущественно с имперской, или, как стали говорить, империалистической, политикой великих держав в отношении зависимых территорий, «малых народов». Об этом особенно много писали британские авторы Дж. Гобсон в книге «Империализм», Э. Дженкинс в работе «Колониальный и имперский союз». Газеты пытались создать положительный образ подобной политики: «Империалист чувствует глубокую гордость от созерцания великолепного наследия империи, завоеванной мужеством и энергией его предков. Распространение британских традиций на каждую расу принесет ей неисчислимые выгоды в виде справедливых законов, умелой торговли, разумного управления» (из статьи 1899 г.).
Для характеристики того, кто и как стремился править миром в начале XX в., необходимо учесть следующее. В рассматриваемый период в группе ведущих индустриальных государств крупные монопольные объединения - картели, синдикаты, тресты - держали в своих руках от 50 до 80% промышленного производства (в разных отраслях) и банковского капитала (примечательно, что одновременно с созданием монополий делались попытки введения антимонопольных мер; в США, например, они предпринимались еще в конце XIX в.). Возросла заинтересованность крупной промышленной и финансовой буржуазии в источниках сырья и рынках сбыта, сферах прибыльного вложения капитала. В результате расширения сети железных дорог и морских путей, использования транспортных средств стало возможным перевозить на значительные расстояния руду, нефть, лес, сельскохозяйственные грузы и т. д., что позволяло более интенсивно эксплуатировать богатства даже самых отдаленных территорий. Все это подталкивало индустриальных лидеров к новым колониальным захватам. А поскольку мир уже был практически поделен, развернулась борьба за передел владений. Активное участие в ней приняли государства, опоздавшие к разделу «колониального пирога», но теперь в силу динамичного развития стремившиеся отвоевать себе место под солнцем.
США, победившие в 1898 г. в войне против Испании (война велась под лозунгом «освобождения» испанских колоний), установили контроль над Кубой, получили Пуэрто-Рико в Карибском море, Филиппинские острова и остров Гуам в Тихом океане. Тогда же США захватили Гавайские острова и восточную часть островов Самоа. Над Самоа было установлено совместное владение США, Великобритании и Германии. Политика захватов вызывала в США протесты демократических сил (была даже создана Антиимпериалистическая лига), поэтому обоснованием и оправданием экспансионизма специально занимались и политики, и публицисты.
Германия в 80-е гг. XIX в. включилась в колониальный раздел Африки, захватив территории в Юго-Западной и Восточной Африке, Камерун, Того. У ослабленной после поражения в войне с США Испании в 1899 г. были куплены Каролинские и Марианские (кроме занятого Соединенными Штатами Америки острова Гуам) острова.
Италия в 90-е гг. XIX в. захватила в Африке Эритрею, часть Сомали, пыталась, правда безуспешно, завоевать Эфиопию. Япония в конце XIX в. получила право владения на остров Тайвань, укрепила свои позиции в Корее. Межимперские, империалистические противоречия породили на рубеже XIX-XX вв. серию конфликтов и войн: Испано-американскую войну 1898 г., Англо-бурскую войну (1899-1902), Русско-японскую войну (1904-1905).
4. Проблемы модернизации . Вследствие значительного продвижения группы индустриальных держав в экономическом развитии, расширения их экспансии в различных регионах мира в начале XX в. особенно обострился вопрос об отношениях центра и так называемой периферии мирового сообщества. Даже удаленные от цивилизационных центров страны не могли чувствовать себя в изоляции, отгородиться от влияния или прямого натиска индустриального мира. Чтобы отстоять возможность независимого существования, нужно было решать задачи создания динамично развивающейся экономики, определенного социального баланса, политической стабильности.
Таким образом, все большее число государств вплотную сталкивалось с необходимостью модернизации - комплексных политических и экономических, социальных и культурных преобразований, направленных на формирование общества, отвечавшего требованиям эпохи. В качестве образца предлагалась модель индустриального общества, сложившаяся на протяжении Нового времени в странах Западной Европы и Северной Америки. Она включала такие компоненты, как гражданское общество, рыночная экономика, индустриальное производство, рационализация структур управления, демократическая политическая система, предусматривающая разные формы гражданского представительства.
Народам других частей света было непросто воспринять и тем более практически применить отношения и ценности, сложившиеся в европейском обществе. Отношение к модернизации в странах Латинской Америки, Азии, Африки было неоднозначным, в нем отражались разные, часто противоположные социальные интересы, позиции партий и движений. Перед лицом усиливавшегося европейского влияния, одни выбирали путь укрепления (консервации) традиционных норм и отношений, другие прибегали к внешнему подражанию западным образцам, третьи искали возможность освоения европейских достижений на собственной цивилизационной почве, синтеза индустриального и традиционного обществ Единственный в своем роде успешный опыт модернизации в тот период имел место в последней трети XIX в. в Японии. После прихода к власти в 1868 г. императора Муцухито (Мэйдзи) были проведены реформы, устранившие традиционную систему социальных отношений и привилегий княжеской верхушки и самураев. Реформы способствовали централизации власти, созданию единой финансовой системы страны. Земля перешла в собственность крестьян. Значительную поддержку получило предпринимательство. В 1889 г. император ввел конституцию. Реформы открыли путь для быстрого промышленного развития, распространения гражданских свобод, образования. При этом обошлось без отказа от основных традиций, разрушения привычного уклада жизни. Был достигнут уникальный синтез новой, современной практики и исторического опыта. К началу XX в. Япония вошла в число наиболее динамично развивавшихся стран мира
Россия и Мир в начале 20 века.
В конце 19 века капитализм выходит на новый уровень развития – Империализм.
Черты империализма (монополистический капитализм):
Слияние производства и сбыта
Укрепление и монополизация банков
Слияние промышленных и банковских объединений
Экспорт капиталов и борьба за новые рынки сбытов
Усиление противоречий между ведущими капиталистическими странами
Борьба за новый передел мира (империалистические войны)
Характерным примером империалистической войны – русско-японская война 1904-1905 гг.
В начале 20 века в России происходят изменения в сферах, что в конечном итоге приводит к первой русской революции 1905г.
Причины революции:
Не решенность крестьянского вопроса
Пережитки крепостничества (отношение к деревне)
Не решенность национального вопроса
Тяжелое положение рабочих
Необходимость реформирования всей политической системы по образцу ведущих буржуазных стран
По характеру первая русская революция была буржуазно-демократической, потому что была поддержана практически всей Россией и проходила под лозунгами осуществления буржуазных реформ. Поводом к революции стали 9 января 1905.
В ответ – всероссийская политическая стачка. 17 октября 1905 года вышел Манифест о предоставлении прав и свобод населению России.
Пик революции приходится на октябрь – ноябрь 1905 г. Это были свобода совести, слова, собраний и союзов. Отныне существовавшие политические партии могли выйти из подполья и появилась возможность для создания новых. Старейшей партией являются социал-революционеры = эсеры. Можно было печатать партийные программы и уставы.
27 апреля 1906 года начала работу законодательная Госдума. Всего было 4 созыва. В первых двух Думах баланс сил был таким, что партии не могли прийти к консенсусу ни по одному вопросу. Работа правительства саботировалась. Полностью проработала только 3-я (в ней большинство получили октябристы (проправительственная партия), эта Дума приняла несколько десятков законов). Пиком вооруженного противостояния стало Московское вооруженное восстание в декабре 1905 года. После этого революционное движение пошло на спад.
3 июня 1907 года досрочно распускается вторая госдума. Это событие принято называть третьеиюньским переворотом. Николай II не имел права распускать думу законодательным путем, потому что таким образом он нарушил свой собственный манифест от 17 октября 1905 года, в котором было написано, что ни один царский указ не имел законодательной силы не имел силы без одобрения госдумы.
Первая мировая война (1914-1918)
Эта война по характеру была империалистическая.
Борьба за передел мира, силовая политика в системе европейских государств
Основные противоречия между Англией и Германией и Францией и Германией.
Германия в начале 20 века была самой передовой державой в НТП. Но у нее практически не было рынков сбыта, в то время как у Англии и Франции их было достаточно. Формальный повод – террористический акт в Сараево в июня 1914. Убийство наследника Австро-Венгерского престола. Австро-Венгрия объявила Сербии войну. 29 июля 1914 Россия объявила частичную мобилизацию, а Германия в ответ объявила войну России 1 августа 1914. Франции – 3 августа. Вильгельм второй своего кузена Николая предупреждал, что лезть в эту войну нельзя!
Это была война, организованная на основе последних достижений военной техники. Использовались минометы, огнеметы, авиация, в том числе дирижабли, химическое оружие (газы). Россия вступила в войну неподготовленной. В научно-техническом плане отсталой. Иностранные займы, из за которых Россия была обязана воевать.
Отсюда огромные потери на фронте, поражения на фронте усугублялись внутренним кризисом. Так как основная часть работников была мобилизована на фронт -> топливный кризис -> транспортный кризис -> Производство и сбыт -> финансовый кризис
Все это привело к росту антивоенных выступлений. Все началось экономическими требованиями, а закончилось политическими («Долой войну, долой самодержавие!»). Власть демонстрировала полную неспособность контролировать ситуацию. Призывники не доезжая до фронта сбегали по дороге. В армии происходило падение дисциплины.
Февральская революция 1917 года началась с выступлений рабочих, проходили митинги, забастовки, к рабочим присоединились солдаты. В столице случайно оказывается 128 тысяч солдат, которые должны быть на фронте. Вследствие антигерманских настроений в 1917 году Санкт-Петербург был переименован в Петроград и запрещены, как немецкий обычай, новогодние ёлки.
Февральская революция началась со стихийных выступлений масс в Петрограде. В течение 5 дней к ним присоединились солдаты. Защищать власть было некому. Представители Госдумы, высшего командования вынудили Николая 2 отречься от престола в пользу брата Михаила, который отказался от такой сомнительной чести. Восстание в Петрограде было поддержано во всей России. Победила вторая буржуазно-демократическая революция, главным итогом которой стало свержение монарха. Если первая буржуазно-демократическая революция 1905-1907 годов, то февральская революция была сверху. Перед Россией были представлены следующие альтернативы:
Парламентская республика (кадета)
Федеративная республика (эссеры)
Демократическая республика (меньшевики)
Большевики не сразу определились в новой ситуации, им было сложнее чем эссерам и меньшевикам, которые хорошо знали по работе во всевозможных комитетах, ссудных кассах и прочих учреждениях. Координальные изменения 3 апреля 1917 года, когда в Россию приехал В. И. Ленин. Он обнародовал программу (апрельские тезисы), в которой предусматривался переход от буржуазно-демократической революции к социалистической. Основная идея – установление Республики Советов, отказ от поддержки Временного правительства и переход власти мирным путем.
Если кадеты выступали за войну до победного конца, то эссеры и меньшевики были за прекращение войны, но занимали позицию революционного оборончества, тоесть войну прекратить, но революцию защищать от Германии.
Петроградский рабочих депутатов, большинство в котором занимали эсеры и меньшевики. По соглашению между Петросоветом и депутатами бывшей Госдумы было создано Временное правительство. После этого Петросовет должен был самораспуститься. Однако во Временном правительстве не оказалось ни одного представителя от эсеров и меньшевиков. Поэтому Петросовет не торопился с самороспуском. Так сложилось двоевластие.
Временное правительство на протяжении всего срока его существования потрясали кризисы. Они были вызваны нежеланием и неумением решать основные вопросы: земли и окончания войны. Временное правительство подтвердило свое обязательство перед союзниками вести войну до победного конца. 18 июня 1917 года было объявлено наступление, участились антивоенные митинги, демонстрации, разгонять демонстрантов Петросовет бросил войска. Большевиков объявили зачинщиками беспорядков, начались аресты. Ленина обозвали германским шпионом. 23 июля было образовано Второе Коалиционное Правительство. Председателем стал Керенский. Чтобы стабилизировать положение в стране, Керенский обратился к военным. Приказом верховного главнокомандующего снять часть войск с фронта и направить в Петроград. Однако, тут же Керенский стал опасаться, что военные, наведя порядок, возьмут власть в свои руки. Тут же приказывает Корнилову (главнокомандующему) отозвать войска назад. Корнилов не подчинился. Керенский заметался и вспомнил, что они с Лениным земляки. Он обращается за помощью к большевикам, которые в августе уже были довольно популярны. Большевики помогли. Войска остановили. Керенского посадили. Считали, что именно Керенский виноват в бедах 1917 года.
1 сентября 1917 года Керенский объявляет Россию республикой. К середине октября ситуация обрела катастрофические масштабы, и большевики решают взять власть в свои руки. На тот момент в стране фактически не было власти. Временное правительство ситуацию не контролировало. Ни одна из партий (кроме большевиков) не желала брать ответственность.
25-26 октября были заняты стратегически важные объекты: вокзалы, банки, телеграфы, арестовано Временное правительство. Параллельно проходил второй Съезд Советов, на котором был провозглашен переход власти к Советам в центре, победа Социалистической революции и на местах. Среди первых документов новой власти утверждены основные декреты – о мире и о земле.
Декрет о мире содержал
призыв к воюющим сторонам заключить мир без аннексий и контрибуций,
отказ от тайных договоров и тайной дипломатии прежнего правительства.
Декрет о земле провозглашал
отмену частной собственности на землю,
национализацию всей земли и её недр.
Земля передавалась в распоряжение местных советов крестьянских депутатов. Запрещались аренда земли и наемный труд.
С юридической точки зрения все правильно.
Был создан СНК (совет народных комиссаров) во главе с Лениным. Это исполнительная власть. Высшей законодательной властью являлся съезд народных депутатов. Между съездами работал ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет).
Были созданы органы защиты государства:
Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) для борьбы с саботажем, контрабандой и подрывной деятельностью.
С января 1918 года начинается формирование рабоче-крестьянской Красной армии и флота (РККА).
Создавались народные суды и трибуналы.
Ситуация с учредительным собранием.
Еще временное правительство объявило выборы в Учредительное собрание. Большевики от этого не отказались. Получился следующий расклад:
Буржуазные партии – 16%,
Мелкобуржуазные партии – больше 60%.
Поэтому большевики приглашают левых эсеров в СНК (Совет Народных Комиссаров) и силовые структуры. На первом заседании УС была предложена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». В этой декларации констатировался факт победы социалистической революции, депутаты должны были подтвердить свершившийся факт. Подписывать документ они отказались. Им дали время подумать.
5 января 1918 года открывается Учредительное собрание. Депутатом предлагается подписать, составленную Лениным, декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
Однако, часть депутатов отказалась подписывать документ.
7 января 1918 года ВЦИК распускает Учредительное собрание. Фраза, сказанная при роспуске матросом Железняком, звучала как «Караул устал».
10 января 1918 года 3-й Съезд Советов одобрил роспуск УС, утвердил «Декларацию», провозгласил федеративное устройство в России, принял курс на построение социализма. С этого времени в России была создана единая система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Новая организация власти была закреплена в Конституции РСФСР, которая была принята на 5-м Съезде Советов 10 июля 1918 года.
Брестский мир. Важным вопросом оставался выход России из войны. 3 марта 1918 года был подписан мир с Германией. Он был не выгоден для России, потому что предыдущая делегация, во главе с Троцким испортила ситуацию нелепыми заявлениями, типа ни Мира, ни Войны. Германские войска вошли на Украину, Россия должна была выплатить 3 млрд рублей. На 6 чрезвычайном съезде Советов левые эссерэ отказались ратифицировать брестский мир. Они вышли из СНК, но остались в ВЧК и армии. Летом 1918 года организовано убийство Германского посла Мирбаха, чтобы сорвать мир и спровоцировать войну с Германией. Усугубилось все провалом германской армии на западном фронте. В Результате началась революция, канцлер Макс Баденский самовольно заявил об отречении императора Вильгельма 2 и сложил свои полномочия. В 1919 году в Германии была образована Веймарская республика. Окончание первой мировой войны. 19 ноября 1918 года – в Компьене было подписано перемирие, а 18 января 1919 года начала работу Парижская мирная конференция для выработки условий договоров с Германией и ее бывших союзников. Большая тройка: Германия, Великобритания и Франция. Россия не приглашена, потому что ее назвали нарушителем мирного договора.
Редакционная коллегия:
А.Б. Давидсон, А.А. Данилов, И.С. Савина (ответственный секретарь)
Рецензент
доктор исторических наук А.М. Филитов
Вместо введения
История XX столетия: уроки и проблемы
Историки многих стран подводят итоги XX столетия. Они стремятся поставить его в контекст истории человечества в целом, раскрыть неповторимые черты и колорит закончившегося века.
На Международном Конгрессе историков, проходившем в Осло летом 2000 г., тема подведения исторических и историографических итогов XX столетия заняла фактически преобладающее место.
Анализ итогов конгресса и многочисленной литературы, изданной по всему миру, дает обильную пищу для размышлений.
Для одних XX в. означал гигантский взлет человеческой мысли и достижений; для других - это самый преступный или экстремистский век в мировой истории.
Основания для столь полярных и противоположных выводов дают не только различные позиции и взгляды историков, но прежде всего сама история XX столетия.
Для современников всякое событие кажется более важным, чем многие предшествующие. Люди, живущие в XX столетии, воспринимали его гораздо более эмоционально, чем историю прошлых эпох, поскольку они сами были участниками и свидетелями многих событий. В этом смысле субъективизм историков и представителей других отраслей знания проявляется в значительно большей степени, чем у тех историков, которые изучают древность, средневековье, новую историю или даже самое начало XX столетия.
В оценке XX в. очень важны точки отсчета и главные факторы сравнения с другими эпохами. Те авторы, которые оперируют данными о развитии науки, техники и технологии несомненно правы, когда они говорят об ушедшем столетии в превосходной степени.
Завершившееся столетие, как и впрочем всякое другое, было столь многообразным и многофакторным, что возможны самые различные подходы к его изучению, которые можно проследить и по огромному разнообразию тематики уже изданных книг, посвященных истории XX в.
В отдельных книгах делается акцент на социальные или политические факторы; других авторов интересуют прежде всего проблемы экономики; уже есть большая литература об истории культуры, искусства и духовной жизни в целом.
В течение долгого времени историческая наука в нашей стране развивалась в русле только одной, марксистской, теории, что предполагало постоянный поиск главной закономерности и основной причины всех многообразных процессов.
Действительно марксизм с самого своего возникновения претендовал на раскрытие целостности нашего мира, на универсальное объяснение происходивших процессов и событий.
Но и в те времена многие сотни конкретных и частных исследований давали основание говорить о мире, как сочетании множества не только фактов, но и их объяснений и толкований.
Сейчас уже подавляющее большинство историков нашей страны, и в том числе тех, кто исследует историю XX в., являются приверженцами многофакторного подхода; они перестали видеть в истории уходящего века столкновение только “главных противоречий”, искать “основное” объяснение тех или иных явлений.
Только на основе многофакторного подхода можно реально понять и объяснить весь тот сложнейший и разнообразный мир событий и процессов, которыми отмечен XX в.
Среди этих методов или теоретических построений находят свое место и теория цивилизаций Арнольда Тойнби, и разнообразные варианты теории модернизаций и экономического роста, и подходы к истории Макса Вебера, и в немалой степени идеи и методы марксизма, и культурологические и философские теории Дюркгейма, Хайдеггера и многие другие.
Методологическое “единство” ныне предстает и в отечественной науке как единство многообразия, как совокупность плюралистического объяснения истории.
Наконец-то, и в России включились в дискуссии о роли самого историка в раскрытии и объяснении истории. Английский историк Э. Карр когда-то заметил, что “историй столько, сколько историков”. Конечно, видимо, это крайность, дающая повод к тотальной релятивизации истории, но то, что личность самого историка, его идейные установки, его политический и нравственный выбор, его вкусы, страсти и характер влияют в огромной степени на отбор историком фактов, на их интерпретацию и т. п., - все это теперь не вызывает сомнений.
Анализируя в этом плане то, что уже сделано в российской исторической науке в изучении истории XX в. можно одновременно отметить противоречивость происходящих процессов. С одной стороны, можно видеть (особенно у молодого поколения) тенденцию именно к многофакторному пониманию и объяснению явлений и событий, а с другой - продолжает существовать приверженность к стереотипной периодизации, к привычным схемам, долгие десятилетия преобладавшим в научной литературе и учебниках для средней и высшей школы.
Очевидный и естественный отказ от марксистских парадигм подчас приводит к тому, что явно утрачивается интерес к социально-экономической истории и очень часто игнорируются ведущие причинно-следственные связи и детерминированность процессов и явлений.
Нарративные методы во многих случаях явно превалируют над синтезом, и в этом лежит одно из объяснений чересполосицы оценок и суждений, желания тотального пересмотра прежних оценок и пренебрежения к компаративистским методам и приемам.
С учетом высказанных соображений представляется, что в анализе важнейших событий и явлений XX столетия сейчас важно вскрыть и объяснить те общие противоречия, те “сквозные” факторы, которые проходили через все столетие и были в большей или меньшей степени характерны для разных периодов и регионов.
Известно также, что наибольшие перемены в подходе к истории обнаружились в последние 10 лет при изучении древности, средневековья и раннего нового времени. Эти процессы в конце 80-х и особенно в 90-е годы проявились и в российской историографии.
Явные сдвиги в социальной истории, породившие фактически “новую социальную историю”, формирование интеллектуальной истории, принципиально новые подходы к теме “индивид и общество”, приведшие к новому толкованию исторической антропологии или проблеме “человека в истории”, усиление внимания к компаративистским исследованиям, гендерная проблематика, - все это, как и многое другое, в российской историографии в наибольшей степени разрабатывается на материале древности и средневековья.
Поэтому одна из важных задач российской исторической науки состоит в том, чтобы использовать эти методы и методики при исследовании истории XX столетия. Такая тенденция заметна и в мировой науке, что показывают публикации, а также многочисленные конференции, заседания и круглые столы.
Век XX дал миру значительное число моделей общественного развития и попыток их реализации. Наиболее отчетливым противостоянием стала социалистическая и либеральная модель в их большом разнообразии и модификациях. Историки многих стран включены ныне в дискуссии о смысле этих моделей и об их судьбе в конце XX столетия.
На рубеже веков в России уже издано значительное число исследовательских трудов и учебников по истории XX столетия. Большинство из них касаются истории Советского Союза и России. Для российских историков остается неотложной задачей создать на принципиально новой основе, с использованием огромного массива неизвестных ранее документов, в том числе и архивных трудов, новые исследования, раскрывающие сложный и драматический путь, проделанный Россией в XX в.
Большинство этих трудов начинается не с 1917 г., как прежде, а с самого начала века. Для многих исследователей становится все более очевидным, что реальным началом века можно считать первую мировую войну, с которой Россия и мир вступили в новый этап развития.
В начале ХХ века мир вступил в новую для себя стадию - эпоху индустриальной цивилизации. Появление новой техники, средств связи, развлечений, сокращение расстояний между государствами и континентами посредством создания и внедрения новых средств передвижения и т. д. позволили человеку по-новому взглянуть на окружающий его мир. В начале века у многих людей складывалось впечатление, что человек достиг своей наивысшей точки прогресса, что он является хозяином на планете. Характеристике положения в начале ХХ века посвящён данный урок.
Тема: Первая мировая война и её последствия
Урок: Мир в начале ХХ века
К началу ХХ века самые развитые по экономическому потенциалу державы стали вступать в эпоху индустриальной цивилизации , отказываясь от традиционной - аграрной. Это было связано со всё более набиравшей обороты промышленностью, которой требовались новые рынки сбыта, увеличение материально-ресурсной базы и проч. Капитализм вступил в свою наивысшую стадию - империализм. Индустриальная цивилизация позволила людям создать машинное производство, что облегчало труд рабочего и увеличивало производство товара в разы, привела к созданию новых, более быстрых средств передвижения - аэропланов, автомобилей, новых быстроходных кораблей.
Увеличивающей ежедневно свой потенциал промышленности постоянно требовались свободные руки, люди, которые могли бы встать за станок и работать на производстве (см. Рис. 1).
Вместе с тем, в обществе стал наблюдаться демографический рост , что привело к появлению большой безработицы, экономические кризисы стали платой за интенсивность развития.
Наличие толп безработных, готовых в любой момент занять место выбывшего по различным причинам рабочего, позволил крупной буржуазии пренебрегать своей рабочей силой. Страховки, социальные выплаты, улучшение условий труда и т. д. были мечтой рабочего человека - пролетария. Из-за тяжёлых условий труда и несоблюдения основных норм и правил по отношению к человеку в начале ХХ века стали набирать силу профессиональные союзы (профсоюзы ) - организации, защищающие права рабочих. В такой среде популярными становились идеи социал-демократии . Социализм виделся многим несбыточной мечтой, но, видя тяжелую ежедневную работу, всё больше и больше людей стали сочувствовать идеям социализма и справедливости.
Но важно помнить, что индустриальное общество, со всеми его минусами и плюсами, было распространено только в странах Западной Европы и Северной Америки. Подавляющее число остальных стран или только переходили к индустриальному обществу, или были полностью аграрными, где сельское хозяйство составляло ведущую роль в экономике государства.
Начало ХХ века характеризует собой т. н. технологический рывок . Появление радио, телеграфа, телефона, электричества, самолёта и проч. позволило человеку пересмотреть своё отношение к миру (см. Рис. 2). Он стал намного ближе. Инженеры крупных западных компаний разрабатывали новые типы пассажирских кораблей, более быстроходных и мощных. По дну Атлантического океана был проложен телеграфный кабель, который соединил США и Европу. Прокладывались новые морские пути. Создавались транснациональные компании.
Как казалось многим, вершиной научно-технического прогресса был построенный английской компанией роскошный лайнер - «Титаник » (см. Рис. 3). Он казался непотопляемым, но затонул в первом же рейсе, напоровшись на айсберг.
Мир человека ХХ века был интересен и вместе с тем опасен. Индустриальное общество только стало в открытую заявлять о себе. ХХ век начинается…
Список литературы
- Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. - М.: Московские учебники, 2010.
- Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
- Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. - М.: Просвещение, 2011.
Домашнее задание
- Прочитайте § 1 учебника Шубина А.В., стр. 6-12, и дайте ответы на вопросы 1-4 на с. 15.
- Кратко охарактеризуйте общество начала ХХ века.
- Почему именно на рубеже веков стали происходить изменения жизни и быта людей? Почему этого не произошло раньше?
- Энциклопедия вещей ().
- Вокруг света ().
- История ().