Вводные слова запятые при них. Для чего необходимы вводные слова? Правила обособления вводных слов и предложений

Вспомните, что такое вводные слова . Это слова, выражающие различные оттенки чувств, помогающие оформить мысли и т.д.) Это не члены предложения, они легко могут быть убраны из текста.

Найдите в предложениях все запятые. Исключите знаки по другим правилам (например, при однородных, обособленных членах, обращении, знаки между простыми предложениями в составе сложного и др.).

Найдя вводные слова , ещё раз убедитесь, что вы не ошиблись. Для этого подумайте, какое значение имеет данное вводное слово (вспомните теорию).

Редко, но бывает задание, по которому нужно найти знаки, выделяющие вводное предложение. Сначала вспомните, чем вводное предложение отличается от вводного слова (в нём есть основа). Имейте в виду, что вводное предложение может выделяться тире или скобками. Если вы увидели данные знаки, прежде всего обратите внимание именно на них.
Примеры.
К счастью, погода улучшилась. (Вводное слово)
Сегодня, как мне кажется, должно быть тепло. (Вводное предложение)
Она была красивая и (что гораздо важнее) очень умная и тактичная женщина. (Вводное предложение)
Заподозрить Якова Лукича во вредительстве — сейчас уже казалось ему — было нелегко.(Вводное предложение)

Трудные случаи!

Если вводное слово стоит после союза А, то перед вводным словом запятая не ставится, только перед союзом А и после вводного слова. Поэтому в ответе будет только одна цифра.
Пример.
Тема эта новая(1), а значит(2), интересная. (В ответе будет только 2, так как запятая 1 ставится по другому правилу).
Если вводное слово стоит в начале или в конце оборота , то оно не выделяется запятыми. Такие предложения не будут указаны в ответе. В них есть запятые, но они ставятся по правилу обособления оборота.
Пример.
Он вспоминал эти слова(1), возможно слышанные в детстве. (В данном случае запятая 1 ставится перед началом обособленного определения, поэтому эту запятую в ответ не нужно указывать. Она не выделяет вводное слово).

Группы вводных слов по значению.

Значение Вводные слова
1.уверенность конечно, бесспорно, разумеется, без сомнения, несомненно, в самом деле, действительно, само собой, правда, подлинно, само собой разумеется, естественно, спору нет.
2. неуверенность, предположение наверное, вероятно, кажется, как кажется, право, чай, по всей вероятности, пожалуй, очевидно, возможно, по-видимому, видно, верно, как видно, должно быть, может быть, полагаю, думаю, думается, надеюсь, надо полагать, в каком-то смысле, некоторым образом, допустим, предположим, так или иначе, если хотите.
3.различные чувства: радость, одобрение К радости, на радость, к счастью, на счастье, что хорошо, что ещё лучше, к удовольствию кого-либо и др.
4.различные чувства: сожаление, неодобрение к несчастью, к сожалению, по несчастью, к стыду кого-либо, к прискорбию, к досаде, на беду, как на беду, грешным делом, как нарочно, что ещё хуже, что обидно, увы, к огорчению, жаль, как назло, чего доброго и др.
5.различные чувства: удивление, недоумение удивительное дело, к удивлению, странно, к изумлению, непонятное дело, странное дело и др.
6.различные чувства: общий экспрессивный характер высказывания по справедливости, по сути, по совести, по душе, по существу, по праве сказать, по правде, правда, если правду сказать, надо правду сказать, сказать по чести, смешно сказать, между нами говоря, нечего зря говорить, кроме шуток, признаюсь, в сущности говоря и др.
7.источник сообщения по мнению кого-либо, по сообщению кого- либо, по-твоему, по-моему, по выражению кого-либо, по словам кого-либо, по пословице, по слухам, с точки зрения кого- либо, по преданию, слышно, помнится, дескать, мол, как говорят, говорят, как слышно, как помню, как считают, как указывалось, как известно, как говорили в старину, как оказалось, на мой взгляд, с моей точки зрения, вижу, известно, по наблюдению, с точки зрения и др.
8.порядок мыслей и их связь во-первых, во-вторых, итак, наконец, значит, следовательно, о, таким образом, например, к примеру, наоборот, кроме того, в частности, в довершении всего, к тому же, притом, вдобавок, с одной стороны, с другой стороны, между прочим, впрочем, сверх того, в общем, главное, стало быть, кстати сказать, кстати, к слову сказать и др.
9.способ оформления речи одним словом, словом, иначе говоря, другими словами, грубо говоря, прямо говоря, собственно, собственно говоря, вернее, короче, прямо сказать, лучше сказать, так сказать, проще сказать, если можно так выразиться, как бы сказать, что называется, значит и др.
10.оценка меры степени того, о чём говорится; степень обычности фактов по крайней мере, по меньшей мере, в значительной мере, в той или иной степени, по обычаю, по обыкновению, случается, бывает, как и всегда, как водится, как это случается, как это бывает, как это иногда случается и др.
11.привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование на нём внимания знаешь (ли), видишь (ли), помнишь (ли), веришь ли), понимаешь

(ли), позвольте, послушайте, представьте себе, представьте, можете себе представить, вообразите, поверьте, поверишь ли, поверите, признайтесь, не поверишь, заметьте, согласитесь, если хочешь знать, сделайте милость, напоминаем, напоминаю, подчёркиваю, повторяю, что ещё важнее, что важно, что ещё существенней, что существенно, позвольте, помилуйте, поймите, помните, заметьте

(себе) и др.

12.выражения вежливости простите, извините, будьте добры, спасибо, будьте любезны, пожалуйста и др.

Обращение.

Обращение — это слово или сочетание слов, называющие того, к кому обращаются с речью.

Обращение всегда имеет форму именительного падежа, может обозначать одушевлённые или неодушевлённые предметы (олицетворять их), чаще всего выражается существительным, произносится со звательной интонацией.

В основном обращение выделяется с обеих сторон запятыми . Но если оно стоит в самом начале предложения и произносится с особым чувством, то после него может быть поставлен восклицательный знак.

Как видим, эта теме намного легче, чем предыдущая. Главное- это не перепутайте обращение со словами, которые вроде бы на них похожи, однако не называют того, к кому обращаются.

Давайте рассмотрим пример.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила (1) читатель дорогой (2)

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так(3) нелюбимое дитя (4) в семье родной

К себе меня влечет.

Пояснение.

В данном примере обращение «читатель дорогой» . Именно к читателю обращается поэт.

«Нелюбимое дитя» — это не обращение, ведь к этому дитяти не обращается поэт, в предложении слово « дитя» является подлежащим.

Ответ: 12.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Задание 10

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Формулировки задания:

10. вводном слове .

"Недаром на нем эта кольчуга,(1) - подумал я,(2) - уж он,(3) верно,(4) что-нибудь замышляет.

Он был не то,(5) чтоб мирной,(6) не то,(7) чтоб немирной.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Правда,(1) мы жили долго под одной кровлей.

Штабс-капитан вошел в комнату в то время,(2) когда я уже надевал шапку; он,(3) казалось ,(4) не готовился к отъезду.

Ответ: ___________________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

- Ну,(1) понятно,(2) что от нашей Несмеяны-царевны ничего,(3) кроме наставлений,(4) не услышишь. Танечка,(5) голубушка,(6) как бы ты там все это устроила. Меня никто не слушается,(7) только смеются,(8) когда я говорю.

Ответ: ___________________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Конечно,(1) в его речах,(2) как и во всем,(3) что говорят люди,(4) есть некоторая доля правды.

Но,(5) пожалуй,(6) эти ваши речи являются новостью - в том смысле,(7) что раньше их говорили люди иного сорта...

Ответ: ___________________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Он сам чувствовал,(1) что никогда еще не играл в своей жизни так хорошо,(2) как в этот раз,(3) и,(4) должно быть,(5) не скоро будет еще так Хорошо играть.

Ответ: ___________________________

В данном задании требуется найти вводные слова или обращения в каком-то конкретном предложении. Вводными называются слова, с помощью которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания. Они могут выражать чувства говорящего - радость, удивление; передавать степень достоверности сообщения, служить для связи мыслей в тексте и т.д.

Согласно спецификации, задание 10 проверяет знания по теме:

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения:

Умение делать пунктуационный анализ;

Знания по постановке знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводным словам и предложениям, обращениям, вставным конструкциям).

Что нужно знать?

ВВОДНЫЕ СЛОВА ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ

Вводные слова, выражающие чувства говорящего - радость, сожаление, удивление (к счастью, к несчастью, к радости, к огорчению, к стыду, на беду, странное дело, не ровен час, чего доброго, удивительное дело и др.)

Он, к счастию , этого не заметил;

К удивлению моему , она казалась спокойной; Но, к крайнему изумлению невольного импровизатора , помещик, погодя немного, одобрительно потрепал его по плечу; К стыду своему , я совсем забыла об этой статье.

Вводные слова, передающие степень достоверности сообщения - уверенность, неуверенность, возможность происходящего (конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, бесспорно, безусловно, разумеется, действительно, наверное, может быть, вероятно, должно быть, кажется, пожалуй, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, думаю, надо полагать и др.)

Безусловно , в апреле нужно завершить работу; Он, казалось , чувствовал свое достоинство; Все мужики, разумеется , берут у него в долг; Водились за ним, правда, некоторые слабости); Хорь выражался иногда мудрено, должно быть , из осторожности.

Вводные слова, подчеркивающие связь мыслей и способы их оформления (итак, следовательно, значит, наоборот, наконец, между прочим, кроме того, сверх того, в общем, в частности, например, к примеру, кстати сказать, к слову сказать, с одной стороны, с другой стороны, во-первых, во-вторых, словом, другими словами, коротко говоря, если так можно выразиться, с позволения сказать и др.)

Но, во-первых , больная действительно находилась в отчаянии; а во-вторых , надо правду сказать, я сам чувствовал сильное к ней расположение; Знаете ли вы, например , какое наслаждение выехать весной до зари?; Итак , я лежал под кустиком в стороне и поглядывал на мальчиков; Одним словом , мы тогда опоздали к поезду; Короче говоря , я остался у Андреевых.

Вводные слова, указывающие на источник сообщения (говорят, по-моему, по- твоему, по слухам, по сведениям, по сообщению, на мой взгляд, по преданию, слышно, дескать, по-нашему, по-вашему и др.)

В новом пейзаже художника, по замечанию критиков, недоставало воздуха и света; Завтра, я думаю, ваше состояние улучшится; На мой взгляд, ваша поездка должна быть удачной. Квас любил он, по собственному выражению, как отца родного; Этот, по словам Аркадия Павловича, государственный человек был роста небольшого, плечист, сед и плотен.

Вводные слова и сочетания, представляющие собой своеобразный призыв к собеседнику (видишь ли, понимаете ли, знаете ли, поймите, послушайте, поверьте, представьте себе, извините, простите, пожалуйста, помилуйте, сделайте милость и др.)

Захватите с собой, пожалуйста, ножницы и бумагу; Вера Платоновна, представьте себе, уехала в город; Я, признаюсь вам, изумился; Не хочется, знаете ли, верить злу, черной неблагодарности в человеке.

Вводные слова и сочетания, оценивающие степень обычности сообщения и меру того, о чем говорится (бывает, случается, по обыкновению, по обычаю, самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др.)

Оба старичка, по старинному обычаю старосветских помещиков, очень любили покушать; Он меня принял, по своему обыкновению, ласково и величаво;

Я, без всяких преувеличений, глядел на вас как на существо высшее; По крайней мере, здесь вы будете в безопасности. На меня, по крайней мере, вещь эта подействовала ужасно.

Вводные слова и сочетания, передающие экспрессивность высказывания (по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, надо признаться, сказать по чести, честно говоря, между нами будь сказано и др.)

Сказать по совести, тогда я обманул Кирилова; Надо признаться, мне совсем не хотелось ехать в город; Кроме шуток, кто остается на дополнительные занятия?

! Имейте в виду, что слова будто, как будто, вряд ли, едва ли, якобы, почти, даже, именно, ведь, только, непременно, вот, как раз, все-таки, авось, обязательно, вдруг не являются вводными и в тексте запятыми не выделяются!

Помните о том, что вводные слова, выражения, предложения самостоятельны, факультативны! Это означает, что при выбрасывании их из предложения смысл его не изменяется! Если же при выбрасывании данного слова, выражения изменился или окончательно утерялся смысл предложения, то данное слово не является вводным, а является полноценным членом предложения, при этом оно не будет в вашем тексте обособляться. Например: Это слово хоть что-то значит для вас? В данном случае слово «значит» является сказуемым, оно не вводное, в предложении не обособляется. Второй вариант: Значит, в этом году будет морозная зима. Здесь слово «значит» является вводным и обособляется.

Наряду с вводными словами и предложениями существуют вставные конструкции, которые выделяются на письме не только запятыми, но и тире, кавычками.

Недавно (это было накануне приезда отца) Марина нашла свои детские стихи.

Наталья - так звали девушку - внимательно слушала меня.

Если внутри вводного предложения стоит другое вводное предложение, то одно из них выделяется скобками, а второе - тире:

После соревнований все слабые спортсмены (аутсайдеры - так их называли - по общему мнению) прошли курс психологической подготовки.

Различайте: вводные слова (которые легко можно вычленить из предложения) и самостоятельные части речи: Небо казалось туманым. - Он, казалось, не обращал на меня никакого внимания.

ТЕСТ

1. Укажите предложение, осложненное вводными словами.

а) Он кажется утомленным.

б) Правда не всегда способна победить ложь.

в) Он правда и не собирался приходить.

г) Посуда бьется к счастью.

2. Укажите предложения, осложненные вставными и присоединительными конструкциями.

а) В это лето я узнал наново - на ощупь, на вкус, на запах - много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми (К. Паустовский).

б) Каждую ночь - а в свободные от полетов дни с утра - я с лупой в руках садился за стол (В. Каверин).

в) Вдруг она вырвалась из их толпы и море - бесконечное, могучее, - развернулось перед ними (М. Горький).

г) Вспомнился товарищ Мишка - он очень пригодился бы сегодня ночью (М. Горький).

3. Укажите, в каких вариантах на месте цифр должны стоять знаки препинания.

Книга (1) может быть (2) наиболее сложное и великое из чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью (М. Горький). Это (3) может быть (4) интересным.

а) 1, 2, 3, 4

б) 1, 2 в) 3, 4

4. Укажите предложение, в котором допущены пунктуационные ошибки.

а) Он, якобы, приедет вовремя.

б) Работа, возможно, будет выполнена в срок.

в) Мы даже не заметили быстрого прихода весны.

г) Струсил ты, признайся, когда молодцы мои наки­нули тебе веревку на шею? (А. Пушкин)

ОБРАЩЕНИЕ

Простое предложение может быть осложнено обращением - словом или сочетанием слов, обозначающим того, к кому обращаются с речью: Не спится, няня, здесь так душно (А. Пушкин).

Обращение может быть:

Распространенным (Милый вы мой, выручите меня!);

Нераспространенным (Ты письмо мое, милый, не комкай, до конца его, друг, прочти (А.Ахматова)).

Обращение выделяется на письме запятыми:

Кудесник, ты лживый, безумный старик! (А. Пушкин)

Что же ты, моя старушка, приуныла у окна? (А. Пушкин)

Не шутку шутить, не людей смешить к тебе вышел я теперь, басурманский сын (М. Лермонтов).

После обращения, произносимого с восклицательной интонацией, ставится восклицательный знак: Друзья! К чему весь этот шум! (И. Крылов)

При обращении может стоять частица О, которая знаком препинания не отделяется.

междометия и слова-предложения

Простые предложения могут быть осложнены междометиями и словами-предложениями да, нет.

Эге, да это я совсем не туда попал! (И. Тургенев).

Эй! Садись ко мне, дружок! (Н. Некрасов).

А лес все шумел, о да, и шумел же!.. (М. Горький).

Нет, весь я не умру... (А. Пушкин).

О нет, то белеет туман над водой (В. Жуковский).

Междометия не выделяются на письме знаками препинания, если:

Стоят перед личными местоимениями ты, вы, за которыми следует обращение:

Ах вы мои хорошие. Как я рада вас видеть!

Если междометия ах, ой, ух, эх, ах, ай образуют цельное сочетание с другими словами:

Ах какая я глупая!

Стоят перед словами как, какой: Ух какой ужас!

Не являются обращениями, междометиями и не вы­деляются запятыми на письме:

Междометные выражения господи помилуй, гос­поди спаси, слава тебе господи;

Названия предметов, .которые находятся при гла­голе повелительного наклонения в значении пусть:

Всяк сверчок знай свой шесток (Пословица).

Различайте междометия и частицы:

Междометия (после них запятая ставится)

Частицы (после них запятая НЕ ставится)

О, это было райское наслаждение.

Частица перед обращением:

О Волга, колыбель моя (Н. Некрасов);

Перед риторическим вопросом или восклицанием:

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих! (М. Ломоносов)

АХ

Ах, как это не вовремя.

Перед личными местоимениями ты, вы, за которыми следует обращение: Ах ты, мерзкое стекло! (А. Пушкин)

НУ

Ну, давай, действуй.

В значении усиления:

Ну что за шейка, что за глазки! (И. Крылов)

ТЕСТ

1. Укажите предложения, осложненные обращениями и междометиями.

а) Далече грянуло ура (А. Пушкин).

б) Ой цветет калина в поле у ручья.

в) Ты не пой соловей под моим окном.

г) Унылая пора Очей очарованье Приятна мне твоя прощальная краса! (А. Пушкин)

2. Укажите предложение, в котором допущена пунк­туационная ошибка.

а) Умчались вы дни радости моей.

б) Меня разбудили твои «ахи».

в) Пора, сударь, вам знать, вы не ребенок... (А. Грибоедов)

г) Эй, Лиза! (А. Грибоедов)

3. Укажите, чем осложнено данное предложение:

Батюшки задавили послышался женский голос (М. Салтыков-Щедрин).

а) предложение осложнено обращением

б) предложение осложнено междометием

в) предложение осложнено однородными сказуемыми

г) предложение осложнено прямой речью

Попробуйте свои силы, выполнив интерактивные задания!

Вводные слова, сочетания и конструкции достаточно широко используются в русском языке. Эти элементы свойственные не только письменной, но и разговорной речи. Служат они для уточнения смысла сказанного, для выражения отношения говорящего к тому, что он говорит. На письме обычно все вводные конструкции выделяются запятыми.

Правила, регулирующие расстановку знаков препинания при вводных словах и словосочетаниях, следующие.

1. Вводные слова и конструкции выделяются запятыми независимо от их положения внутри предложения . Например:

  • Видимо, и на этот раз я была не права.
  • Я посмотрела в его честное, открытое лицо и, конечно, улыбнулась.
  • Аркадий, мне кажется, во всех отношениях похож на кусок очень чистого и очень мягкого воска (Писарев).
  • Это была работа чистая, покойная и, как говорили наши, спорая (Чехов).
  • Казаки, слышно было, сделали отличную атаку (Л. Толстой).
  • Ты, сказывают, петь великий мастерище (Крылов).
  • Он, признаюсь, тогда меня смутил (Пушкин).
  • Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть (Крылов). Этот, по словам Аркадия Павловича, государственный человек был роста небольшого (Тургенев).

Примечание. Вводные слова и конструкции, несмотря на свою схожесть с членами предложения и даже предикативными частями, на самом деле таковыми не являются и в образовании предложения не участвуют. Их легко можно опустить. Они служат лишь для выражения отношения говорящего к своим словам и для добавления новых оттенков субъективного характера.

2. В качестве вводных слов и конструкций традиционно в русском языке используются:

  • без сомнения, вероятно, может быть, конечно, вряд ли, не думаю, я уверен, думается, наверное, точно и т.д. (вносят оттенок уверенности ли неуверенности автора в своих словах)
  • во-первых, во-вторых, итого, следовательно, как итог, значит, однако, итак и т.д. (вносят последовательность и логичность в рассуждение);
  • к счастью, к сожалению, к огорчению, к радости и т.д. (вносят оттенок эмоционального отношения автора к тому, что он говорит) и др. группы.

Примечание 1. Вводные слова следует отличать от обстоятельственных, которые отвечают на вопросы где? когда? как? каким образом? (и др. обстоятельственные вопросы). Например:

  • Он прихватил с собой зонт весьма кстати: пошел дождь (обстоятельственное слово, запятой не отделяется), НО: Да, кстати, прихвати-ка с собой зонтик (вводное слово, отделяется запятой).

Примечание 2. Вводные слова и словосочетания следует отличать от синонимичных им усилительных конструкций, которые произносятся тоном абсолютной уверенности и служат для подтверждения смысла того, о чем говорится в предложении. Например:

  • Ну уж вы-то это понимаете, конечно? (вводное слово, при письме отделяется запятой) НО: уж вы-то конечно приедете раньше всех (усилительное слово, подчеркивает уверенность автора в своих словах, произносится тоном абсолютной убежденности и запятыми не отделяется);
  • Ну что ты, в самом деле, выдумал-то! (вводная конструкция, выделена с обеих сторон запятыми) НО: А ведь он и в самом деле не виноват! (усилительная конструкция, запятыми не выделена).

Примечание 3. Если вводные слова «например», «скажем», «положим», «допустим» и т.д., стоят перед словами, уточняющими смысл сказанного до них, то никаких знаков после этих слов ставить не нужно.

Примечание 4. Союзы «а», «но», «и», если они образуют с вводным словом единую конструкцию, на письме запятыми не выделяются. Например:

  • Она начала кушать, а значит, кризис миновал.
  • Наиболее распространенные конструкции: а значит, а следовательно, но стало быть, но конечно, а впрочем и т.д.

Запятыми выделяются вводные предложения и вводные слова, например:
Аркадий, мне кажется, во всех отношениях похож на кусок очень чистого и очень мягкого воска (Писарев).
Это была работа чистая, покойная и, как говорили наши, спорая (Чехов).
Казаки, слышно было, сделали отличную атаку (Л. Толстой).
Ты, сказывают, петъ великий мастерище (Крылов).
Он, признаюсь, тогда меня смутил (Пушкин).
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть (Крылов).
Этот, по словам Аркадия Павловича, государственный человек был роста небольшого (Тургенев).
Во-первых, обстоятельства, во-вторых, способность фантазировать и любовь к фантазии, довольно холодная кровь, гордость, лень - словом, множество причин отделили меня от общества людей (Тургенев).
К счастью, погода, была тихая (Тургенев).
В качестве вводных слов чаще всего употребляются: без сомнения, бывало, вероятно, видимо, видишь (ли), вишь, возможно, во-первых, во-вторых и т.д.; впрочем, говорят, должно быть, допустим, думается, знать, значит, иначе (говоря), итак, кажется, к несчастью, конечно, короче (говоря), к сожалению, кстати (сказать), к счастью, между прочим, может быть, наверно, наоборот, например, напротив, (одним) словом, очевидно, по всей вероятности, пожалуй, пожалуйста, положим, помнится, по-моему, по моему мнению, по мнению..., понятно, понимаешь (ли), почитай, правда, право, признаться, признаюсь, (само собой) разумеется, скажем, следовательно, словом, слышь, собственно (говоря), стало быть, строго говоря, таким образом, так сказать, чай, чего доброго, что ли.
Примечание 1. От вводных слов нужно отличать обстоятельственные слова, отвечающие на вопросы как? каким образом? когда? и т.п., например:
Эти слова сказаны кстати.
Но: Захватите с собой, кстати, наши книги.
Эта фраза была сказана между прочим.
Но: Фраза эта, между прочим, напомнила мне одну старую шутку.
Примечание 2. Следует различать употребление одних и тех же слов и оборотов то в качестве вводных (и, следовательно, выделяемых запятыми), то в качестве усилительных (и запятыми не выделяемых), например:
Вы всё это понимаете, конечно? (конечно - вводное слово).
Вы-то конечно приедете раньше меня (конечно, произносимое тоном уверенности, - усилительное слово).
Что ты, в самом деле, ещё выдумал! (в самом деле - вводное выражение).
А ведь он в самом деле тут ни при чём (в самом деле, произносимое тоном убеждённости, - усилительный оборот).
Примечание 3. Если например, скажем, положим, допустим и т.п. стоят перед словом или группой слов, уточняющих предшествующие слова, то после них не ставится никакого знака препинания.
Примечание 4. Союзы а, и, реже но , если они составляют одно целое с последующим вводным словом, не отделяются запятой, например: а значит, а следовательно, но стало быть, но конечно и т.п.

Наверное всем понятно, что запятые при вводном слове ставятся всегда. Но следует направить внимание на то, что часто у учеников и тех, кто уже издавна закончил общеобразовательную школу, появляются огромные трудности с таковой пунктуацией. С чем конкретно это связано, разглядим в данной статье.

Общие сведения

О том, что вводное слово выделяется запятыми, знают фактически все. Но дать определение данной части предложения могут только единицы.

Итак, вводными словами именуют те, которые формально никак не связаны с членами предложения. Более того, они ими не являются, а только выражают их характеристику и отношение к сообщаемой инфы.

Какими частями речи представляются?

Не достаточно знать, где запятая для выделения вводных слов ставится, а где нет. Ведь для того чтоб применить правила пунктуации, следует отыскать то самое выражение. А это не всегда является обычной задачей. С грамматической точки зрения, такие слова могут быть представлены местоимениями и существительными (без предлогов и с предлогами), разными глагольными формами (инфинитивами, личными формами, деепричастиями), также именными фразеологизмами (время от времени глагольными) и наречиями.

Какие есть трудности?

Как понятно, запятые при вводном слове ставятся всегда. Но необходимо подчеркнуть, что при их определении часто появляются огромные трудности. В чем конкретно они заключаются?

  • Посреди вводных слов и подобных сочетаний достаточно не много таких, которые употребляются в предложениях только как вводные, а как следует, всегда обособляются. Приведем пример: с позволения сказать, по-моему, во-1-х и проч. Почти всегда совсем однообразные слова могут употребляться и в качестве вводных, и в качестве членов предложения (событий либо сказуемых), и в качестве служебных слов, другими словами частиц либо союзов. Чтоб различить их, нужно прочитать всё предложение либо абзац. Ведь вводные слова появляются только в контексте.
  • 2-ой трудностью, с которой сталкивается большая часть учеников, будет то, что пунктуационное оформление вводных слов находится в зависимости от их окружения.

Зачем нужны вводные слова?

Запятые в вводных словах следует ставить только тогда, когда они являются в предложении такими. Но как их различить?

Обычно, вводные слова употребляются в тех либо других предложениях для:

  • Указания на степень достоверности факта либо сообщения (по правде, вне сомнения, может быть, непременно, правильно, безусловно, понятно, наверняка, точнее сказать, в сути, видимо, естественно, вправду и проч.).
  • Указания на степень обычности какой-нибудь инфы (как обычно, бывает, по обыкновению, бывало, по обычаю, обыкновенно, бывало, случается).
  • Выражения чувственной оценки того, о чем ведется разговор либо сообщается (к изумлению, порочным делом, к несчастью, известное дело, к стыду, как на неудачу, как ни удивительно, как назло, по несчастью, к досаде, к прискорбию, к счастью, к огорчению, к радости, к удивлению, неким образом, странноватое дело и проч.).

  • Указания на тот либо другой источник сообщения (думаю, вижу, как полагаю, как понятно, как гласили, молвят, как помню, понятно, помнится, как помнится, по словам, как слышно, по сообщениям, на мой взор и проч.).
  • Метода выражения мысли (вообщем говоря, точнее, как говорится, повинет, меж иным, грубо выражаясь, другими словами, мягко выражаясь, другими словами, лучше сказать, по другому говоря, словом сказать, как молвят, поправде, как ни гласи, словом, как угодно, короче говоря, фактически и проч.).
  • Указания на экспрессивный нрав того либо другого выражения (нечего сказать, без лести сказать, по правде сказать, если сказать правду, не к ночи будь сказано, не считая шуток, по правде говоря, меж нами, прямо скажем, меж нами говоря, уверяю вас, правду говоря, по совести и проч.).
  • Указания на дела меж определенными частями выражения (во всяком случае, в довершение всего, главное дело, в конце концов, во-1-х, выходит, приемущественно, совместно с тем, итак, в общем, означает, например и проч.).
  • Призвания к вниманию (пожалуйста, верите (ли), как желаете, видите (ли), осознаете (ли), послушай(те), не поверите, представь(те), помилуй(те), если желаете, можешь (для себя) представить, вы осознаете, не поверишь и проч.).
  • Выражения ограничения либо уточнения какого-нибудь выражения (по последней мере, без преувеличения, само мало, в той либо другой степени).

В каких случаях запятые не ставятся?

Запятые при вводном слове следует ставить всегда. Но найти их сходу достаточно трудно. Например, существует глубочайшее заблуждение, что последующие слова являются вводными: чуть ли, авось, вприбавок, как будто, небось, практически, конкретно, вдруг, навряд ли, ведь, всё-таки, в конечном счете, меж тем, как бы, только, даже, вроде бы, будто бы (как будто), к тому же, по решению (чьему), как раз, типо, по постановлению (чьему), примерно, практически, просто, приблизительно, решительно. Но это не так. Данные выражения не являются вводными, а как следует, их не нужно выделять запятыми.

Вводные предложения

Кроме вводных слов, в тексте часто употребляются целые вводные предложения. Обычно, они имеют значение, которое очень близко к значениям вводных слов либо подобных сочетаний. В любом случае такие предложения (зависимо от расположения в тексте) должны выделяться запятыми (пореже тире).

Примеры заданий

Чтоб закрепить материал о вводных словах и их обособлениях, учителя очень нередко дают своим ученикам практическое задание. Обычно, оно ориентировано на то, чтоб выявить, усвоил ли тему ребенок либо требуется повторить ее опять.

Итак, приведем пример 1-го из таких заданий:

  • Девченка возвратила в библиотеку учебник (1) возможно (2) даже (3) не прочитав ее.
  • Небо заволокло тучами. Скоро (1) возможно (2) пойдет ливень.
  • Ему следует передать с утра принципиальное и (1) должно быть (2) печальное письмо.
  • Что (1) может быть (2) важнее лекарства против рака?
  • Естественно (1) она желала наградить за годы труда (3) сначала (3) себя.


Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...