Вячеслав Леонидович Кондратьев. Великая Отечественная война

Поэзия 1950­80­х годов. «Громкая» и «тихая» лирика.
Годы «оттепели» стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и
временем расцвета. В 1956 году вышел альманах «День поэзии» В одно из сентябрьских
воскресений по всей стране читались стихи, поэты выступали в клубах и книжных
магазинах, поднимались на импровизированные сцены площадей и парков. Страна жила
поэзией. А поэзия спешила доказать, что прозаически серой повседневности не
существует, что мир прекрасен – если в него всмотреться с доверием и полюбить.
Стихи Николая Асеева «Зима», «Февраль», «Снегири» и др. – обещали
возвращение к вечным темам поэзии, а некоторые прямо выражали надежду на новую
лучшую жизнь («Заря идёт»). Все они войдут в сборник с характерным названием
«Раздумья» (1955).
Книги Леонида Мартынова были той негромкой капелью, которой начиналась
оттепель («Что­то новое в мире», 1954). Слова этого стихотворения «Дело пахнет
искусством, / Человечеству хочется песен» звучали пророчеством.
В 1960­е годы возрождается и авангардистская поэзия (И. Бродский, А.
Вознесенский и др.). Ведущим жанром была лирика – гражданская, любовная, пейзажная и
т.д.
«Громкая лирика». В конце 1950­60­х гг. поэтическое эхо гулко раскатилось по
стране, собирая на вечера поэзии не только залы, но и стадионы слушателей. Поэтов по
стране было множество, но основными из них были Белла Ахмадулина, Андрей
Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский. «Нас много. Нас может
быть четверо», – писал в 1962 г. Вознесенский.
В большой аудитории Государственного политехнического музея в Москве часто
устраивались встречи с поэтами, проходившие при огромном стечении народа.
Громче всех звучал голос Евтушенко. Его стихи привлекали энергией,
доступностью. Любовная лирика подкупала откровенностью, а гражданская

непривычной остротой. «Над Бабьим яром памятников нет. Седой гранит – как грубое
надгробье», – так горьким укором начинается стихотворение «Бабий яр».
В поле зрения Е. Евтушенко весь мир: Америка и Вьетнам, Италия и Сирия, борьба
за мир и путешествие по реке Лене, – весь пёстрый калейдоскоп шумной, суетной жизни
XX века.
Он – автор поэтических сборников «Шоссе энтузиастов» (1956), «Нежность (1962),
«Катер связи» (1966) и др. Слова из поэмы Евтушенко «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в
России – больше, чем поэт», – сделались крылатыми.
В ранней лирике А. Вознесенского менее десятка стихотворений, которые и через
много лет читаются как стихи, а не как рифмованная публицистика или поэтические
эксперименты. Среди них «Гойя», «Осень в Сигулде» (Сигулда – курортный город в
Латвии), «Пожар в архитектурном институте». Прежде всего, Вознесенский – поэт острой
и напряжённой мысли. Профессиональное знание архитектуры и живописи способствовали
его интересу к поэтической форме. Отсюда стройная архитектоника его стихотворений,
точность эпитетов, музыкальность звукописи.
Вознесенский ратует за высокие духовные ценности, за человека благородного,
самоотверженного, цельного. Он – автор поэтических сборников «Треугольная груша»
(1962), «Тень звука» (1970), «Витражных дел мастер» (1976), «Ров» (1987) и др.
Круг читателей Б. Ахмадулиной был уже, чем у лидеров «эстрадной поэзии» –
Евтушенко и Вознесенского, но поклонение ещё яростнее. В её стихах ценилась не
громкость, а интимность, изящество. Она любила придать голосу томность и говорить с
акцентом, как будто унаследованным от Пушкинской эпохи. «Влечёт меня старинный

слог,/ Есть обаянье в древней речи», – замечала она. Это особенно впечатляло в авторском
исполнении.
Изящество, грация, особая точность и музыкальность слова, изысканность метафор,
лёгкий налёт архаичности, тонкая стилизация – характерные черты поэзии Ахмадулиной.
Её стихи собраны в книгах «Струна» (1962), «Уроки музыки» (1969), «Свеча» (1977),
«Тайна» (1983) и др.
«Тихая лирика». «Оттепель» стала сходить на нет. Но поэзия всё настойчивее ищет
ответы, избегая встреч с официальной идеологией. В критике появляется термин «тихая
лирика», которая противостояла «эстрадной поэзии» и «поэтическому буму». Но сами
поэты нередко возражали против причисления их к тем или группам, как, например, один
из признанных «тихим лириком» Владимир Соколов. Характерной чертой творческой
индивидуальности поэта является открыто провозглашённая им связь с
предшественниками – А. Пушкиным, М. Лермонтовым, Н. Некрасовым, А. Фетом. В их
традиции создаёт Соколов свои лучшие пейзажные стихи, их трепетное отношение к слову,
тонкий лиризм являются для него высоким образцом.
Ориентируясь на традиции Фета, В. Соколов редко отзывается на злобу дня прямо.
Современность присутствует в его стихах подспудно. Поэт обращается к темам, которые
принято считать вечными, – любовь, верность, природа. Он избегает громогласной
декларативности и лобовых решений. Богатство душевного мира, тонкость чувств – таковы
черты его поэзии. Наиболее полное представление о его творчестве может дать книга
«Четверть века» (1976).
Поэзия вновь открыла для себя Тютчева, в чьих стихах человек стоит перед лицом
мироздания, а душа и Вселенная ведут диалог один на один. Николай Рубцов также в
последние годы не расставался с томиком Тютчева. При жизни поэта были опубликованы
всего четыре небольших сборника: «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит»
(1969), «Сосен шум» (1970). Уже после трагической смерти поэта выходят сборники
«Зелёные цветы» (1971), «Последний пароход» (1973), «Избранная лирика». (1974).
Уже первые сборники позволили критике закрепить место Н. Рубцова в ряду
«деревенской» литературы. Размышляя над тем, «деревенский» ли поэт Н. Рубцов, критик
и литературовед Вадим Кожинов справедливо отметил: «Деревня стала необходимой... не
сама по себе, не как поэтическая тема, но... как своеобразная мера всего, как исток всей
жизни Родины». Можно говорить, что такой мерой, центром, «осью» поэтического мира Н.
Рубцова становится не советская деревня как таковая, а традиционный национальный мир
со своими вековечными законами жизни. В отличие от космоса, малый природный мир
познаваем не только через ощущения, но и через его философское осмысление. В
стихотворении «Взглянул на кустик...» природа подсказывает герою универсальный закон
земного бытия, который он переносит на социальную жизнь человека: гармония человека с
миром возможна только тогда, когда личность определяет своё место в бытии, не
устремляясь за ложными социальными ценностями: «Тянулись к солнцу – вот и
обожглись».
В дальнейшем время заставило отказаться от этой искусственной классификации
(«громкая» – «тихая» поэзия), основанной на упрощённом понимании творческой манеры
многих поэтов.

50-е гг. стали для многих поэтов «новым» дыханием в их творчестве после запретов и репрессий 30-40х гг. Одним из наиболее ярких поэтов 50-х гг. был К указанному времени поэт прошел свой трагический путь: он был арестован, отбывал шестилетнее наказание и «молчал» долгое время, несмотря на популярность своей первой книги «Столбцы».

В 50-е гг. в поэзии Заболоцкого происходит ряд изменений: появляется душевная открытость, философичность, обостряется внимание к живой человеческой душе. Именно в этот период созданы наиболее популярные произведения поэта: «В кино», «Некрасивая девочка», «О красоте человеческих лиц», «Портрет» и др. Стихи Заболоцкого этого периода полны культурно-исторических мотивов (портрет Струйской Рокотова из «Портрета»), размышлений о гармонии человека и природы, о чувствах и проблемах личности. Автор призывает восхищаться величайшими творениями:

Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Задумывается над извечными вопросами об истинной человеческой красоте, приходя к выводу, что настоящая красота – душевная, «огонь, мерцающий в сосуде». В стихотворении «О красоте человеческих лиц» Заболоцкий выявляет парадоксальную независимость внешней красоты человека от красоты внутренней:

Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Поэзия 60-80-х гг. тематически весьма разнообразна. По-прежнему звучат имена «шестидесятников» Евтушенко, Рождественского, Вознесенского, но приходят и новые «герои». Поэзия последних десятилетий XX века стала более философичной и менее оптимистичной, а также значительно расширила свой тематический диапазон.

В этот период продолжают оставаться популярными поэты-песенники В. Высоцкий и Б. Окуджава. Отличительными особенностями лирики В. Высоцкого стали социально-психологическая направленность, протест против несвободы ; стихи Высоцкого чеканны и строги, но за такой формой кроется искреннее рассуждение поэта о действительности, его окружающей. Поэт в своих произведениях руководствуется гуманистическими ценностями, которые не способен променять на мишуру и славу:

Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.

Стихи Б. Окуджавы славятся философским осмыслением повседневности. Произведения Окуджавы посвящены высшим ценностям, вечным вопросам бытия – жизни, смерти, любви, верности. Главная цель поэта – рассказав о благородстве и достоинстве, показать человеческую судьбу как служение Добру. Именно поэтому и сегодня можно услышать «Песенку об Арбате», «Сентиментальный марш», «Последний троллейбус», «Мы за ценой не постоим» Окуджавы.

От Курска и Орла
Война нас довела
До самых вражеских ворот –
Такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это
И не поверится самим...
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех – мы за ценой не постоим.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

50-е гг. стали для многих поэтов «новым» дыханием в их творчестве после запретов и репрессий 30-40х гг. Одним из наиболее ярких поэтов 50-х гг. был К указанному времени поэт прошел свой трагический путь: он был арестован, отбывал шестилетнее наказание и «молчал» долгое время, несмотря на популярность своей первой книги «Столбцы».

В 50-е гг. в поэзии Заболоцкого происходит ряд изменений: появляется душевная открытость, философичность, обостряется внимание к живой человеческой душе. Именно в этот период созданы наиболее популярные произведения поэта: «В кино», «Некрасивая девочка», «О красоте человеческих лиц», «Портрет» и др. Стихи Заболоцкого этого периода полны культурно-исторических мотивов (портрет Струйской Рокотова из «Портрета»), размышлений о гармонии человека и природы, о чувствах и проблемах личности. Автор призывает восхищаться величайшими творениями:

Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Задумывается над извечными вопросами об истинной человеческой красоте, приходя к выводу, что настоящая красота – душевная, «огонь, мерцающий в сосуде». В стихотворении «О красоте человеческих лиц» Заболоцкий выявляет парадоксальную независимость внешней красоты человека от красоты внутренней:

Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Поэзия 60-80-х гг. тематически весьма разнообразна. По-прежнему звучат имена «шестидесятников» Евтушенко, Рождественского, Вознесенского, но приходят и новые «герои». Поэзия последних десятилетий XX века стала более философичной и менее оптимистичной, а также значительно расширила свой тематический диапазон.

В этот период продолжают оставаться популярными поэты-песенники В. Высоцкий и Б. Окуджава. Отличительными особенностями лирики В. Высоцкого стали социально-психологическая направленность, протест против несвободы ; стихи Высоцкого чеканны и строги, но за такой формой кроется искреннее рассуждение поэта о действительности, его окружающей. Поэт в своих произведениях руководствуется гуманистическими ценностями, которые не способен променять на мишуру и славу:

Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.

Стихи Б. Окуджавы славятся философским осмыслением повседневности. Произведения Окуджавы посвящены высшим ценностям, вечным вопросам бытия – жизни, смерти, любви, верности. Главная цель поэта – рассказав о благородстве и достоинстве, показать человеческую судьбу как служение Добру. Именно поэтому и сегодня можно услышать «Песенку об Арбате», «Сентиментальный марш», «Последний троллейбус», «Мы за ценой не постоим» Окуджавы.

От Курска и Орла
Война нас довела
До самых вражеских ворот –
Такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это
И не поверится самим...
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех – мы за ценой не постоим.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Художественные изыскания советской поэзии 50-х - 80-х годов.

В истории русской литературы, начиная со «Слова о полку Игореве», древних былин, народных сказаний и песен, создания выдающихся поэтов составляют огромное и неповторимое духовное богатство.

Поистине удивительно многообразие поэтических жанров, художественных стилей, творческих индивидуальностей: Ломоносов и Державин, Пушкин и Лермонтов, Тютчев и Некрасов, Баратынский и Фет, Блок и Брюсов, Маяковский и Есенин, Ахматова и Пастернак, Асеев и Заболоцкий, Тихонов и Твардовский.

Чем объяснить неумирающую ценность подлинных произведений поэтического искусства? Дело в том, что подлинные поэты никогда не отделяли своих чувств и переживаний, дум и помыслов от всего, чем жила их Родина, от тревог, горестей и надежд отчей земли и народа, от духовных устремлений лучших людей своего времени, от вечных вопросов, издавна волновавших человечество.

Многогранно воздействие поэзии на духовную сферу человеческой личности: через стихи великих поэтов идёт художественное постижение мира и времени, народного бытия и самосознания, открытие глубин человеческого духа.

«Я знаю силу слов, я знаю слов набат», – писал о действенности стихового слова, о его «могучей музыке», о великой поэзии-труженице Владимир Маяковский.

Эта тайна силы стиха, рождающего в душе поэта, по-своему запечатлена в строках Александра Блока: «Приближается звук.
И, покорна щемящему звуку, Молодеет душа».

Стихи о любви и природе, о жизни и смерти, о вечном обновлении окружающего мира, написанные сотни лет назад, продолжают волновать нас сегодня.

Вечные темы и мотивы искусства никогда не рождались вне времени и пространства, они неизменно несли на себе отпечаток конкретно-исторических условий жизни, Именно это и придаёт им неповторимость и силу эмоционального воздействия на последующие поколения. Вечное в поэзии не существует вне времени. Об этом – известные строки Бориса Пастернака:

Не спи, не спи художник,

Не предавайся сну.

Ты вечности – заложник

У времени в плену.

Опираясь в своём творческом поиске на великие традиции отечественной и моровой классики, советская поэзия 50-х – 80-х годов отмечена вдохновенным новаторством, обусловленным самим временем, эпохой строительства небывалого в истории общества, живым участием в социалистическом созидании, в формировании человека нового времени.

Перед нами стоит задача не только проследить весь поэтический процесс в истории поэзии периода 50-х – 80-х годов, но и осмыслить то сложное, драматическое время. Художественные изыскания в поэзии этого времени, наиболее перспективные линии развития её жанров и стилей опирались на весь общественно-политический, нравственный и эстетический опыт эпохи, на традиции мировой и отечественной, особенно советской поэтической классики.

Многонациональная советская поэзия 50-х – 80-х годов – результат исторического опыта всей советской культуры, творческого взаимодействия и взаимообогащения многих литератур народов страны.

Непосредственное обращение к актуальным и вечным темам поэзии того времени, к существеннейшим для неё проблемам гражданственности и историзма художественного мышления, к вопросам движения поэтических жанров, традиций и новаторства, художественных поисков и открытий позволят сделать обобщения и выводы об основных путях развития и закономерностях поэзии на этапе «развитого социализма» и её воздействия на человека.

Уже в начале, а особенно во второй половине 50-х годов в поэзии обозначились новые тенденции. Отвечая на запросы времени, поэты стремились отразить то состояние духовного обновления и подъёма, которое переживало общество.

Именно в это время необычно возрос интерес к творчеству А. Твардовского, В. Лугового, Н. Заболоцкого, Н. Асеева, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Н. Ушакова, К. Ваншенкина, С. Орлова, Е. Винокурова, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, В. Цыбина, Р. Казаковой, Б. Ахмадулиной, Н. Матвеевой и расширился круг её любителей и почитателей. Стихи и поэмы привлекали читателей и критиков.

«Многообразие тем и актуальных вопросов, почерпнутых из самой жизни, обращение к существенным сторонам духовного мира современного человека, поиск новых художественно-изобразительных средств стиха – всё это было характерно для поэтов, выступавших на рубеже 50 – 60-х годов», – пишет В.А. Зайцев.

Поэтическое слово активно звучало на вечерах, по радио и телевидению. Стали традицией Дни поэзии.

Однако главное в этом интересе к стихам определялось не прихотью моды, а высокой и требовательной любовью ко всему подлинно значительному в искусстве. Это обусловило и главные линии развития поэзии.

Задачи, поставленные жизнью, народом, решениями партии перед искусством, в частности перед поэзией, требовали обращения к тому, что составляло жизненную основу творчества – к современности. Не случайно само это слово в те годы буквально не сходило со страниц газет и журналов.

Поэтическое открытие современности было задачей поэтов всех поколений. Говоря о сегодняшнем дне, поэты искали его истоки в героическом прошлом. Современность не отделима от истории.

Среди стихов о героическом прошлом особое место занимали произведения, авторы которых сами были современниками, свидетелями и участниками великих событий.

«Вспомним свои молодые года!» – призывал Н. Асеев. Заново переживая пламенные дни революции. В его стихах оживало столь дорогое сердцу «Время Ленина», «наш Октябрь – изумительный праздник, всенародной души торжество…».

М. Светлову сквозь десятилетия виделся «над взбаламученной Невой» стоящий на красногвардейском посту «озябший часовой» – великий и простой человек из легенды.

К своим ровесникам, матросам первых революционных лет, обращался А. Прокофьев: «Встань, великое время!..», «Всё останься в памяти крылатой!». Его герои оживают в «молодой, бессмертной красоте».

Способность глубоко раскрыть связь современности и прошлого, выразить непреходящий смысл сегодняшних событий дана не каждому поэту.

Поэзия, выраженная в форме лирических воспоминаний о революционной молодости и вместе с тем вся обращена к молодому поколению 50-х, призванному продолжать дело отцов.

Поэтические строки 50-х исполнены пристального внимания к современности, к сегодняшнему дню с его острыми проблемами, противоречиями и конфликтами, с его буднями и героикой.

«И поспевать, надрываясь до страсти, с болью, с тревогой за нынешним днём» – призывал А. Твардовский.

Стихи рождались в непосредственной связи с жизнью, поднимающейся новью. Поэты отправлялись на грандиозные стройки, побывали на целине, немало ездили по стране. В стихах 50-х раскрывается, говоря словами М. Горького, «героическая поэзия труда», возникают картины творческой преобразующей деятельности людей, отражение их духовных движений, мыслей, переживаний.

Несколько месяцев жил и работал на станции «Северный полюс-6» Роберт Рождественский.

Дальний восток стал местом «поэтического рождения» Р. Казаковой.

Из поездок по стране, А. Вознесенский привёз свой «Репортаж с открытия ГЭС» и «Стихи из сибирского блокнота».

Б. Ахмадулина – стихи-зарисовки «Из сибирской тетради».

А. Твардовский – «Стихи о Сибири»

Ю. Панкратов – «Казахстанскую тетрадь».

Поездки по стране давали материал для произведений не только о созидательном труде советского народа, но самое главное – о душевном богатстве нового человека, сложности и многообразии его внутреннего мира.

Книга стихов Ярослава Смелякова «Разговор о главном» – это непосредственное обращение к современности, к молодёжи, вступающей в жизнь. Сквозным мотивом стихов проходит мысль о родстве поколений. Поэт вглядывается в лица комсомольцев, едущих на далёкую ангарскую стройку и в их облике и душевных свойствах видит черты своих сверстников 30-х годов:

Не то, чтобы разницы нету, но в самом большом мы сродни, и главные наши приметыу двух поколений одни.

Живые характеры молодёжи «крепкий сибирский парнишка», юная Галя, с трогательным волнением собирающаяся на свой первый бал в комсомольский клуб. Всех их сближает теплота авторского взгляда и отношения.

В художественном освоении актуальных жизненных проблем, вставших перед искусством того времени были свои трудности и издержки. Об этом точно высказался А. Твардовский, заостряя внимание на проблеме качества произведений:

«Литература наша переживает благотворнейший период, когда с особой остротой к ней предъявляются требования идейно-художественного качества, высокого мастерства, совершенства формы».

Однако при всех трудностях на пути освоения нового в стихах лучших поэтов 50-х годов, можно обнаружить утверждение движущейся современности, красоты человеческого подвига, исторической связи и преемственности поколений. В эти годы глубоко самобытно, творчески ставились важнейшие социальные, нравственные, эстетические проблемы. В них раскрывался сложный, богатый и многообразный духовный мир человека.

С начала 60-х годов бурно развивается научно-техническая революция, вторгающаяся во все сферы жизни и порождающая немало новых проблем. Возникают споры о научной революции и литературе.

Прошедшие на рубеже 50 – 60 годов дискуссии о «физиках» и «лириках» убедительно показали, что нет оснований противопоставлять науку и поэзию. Вопрос о месте и назначении литературы, искусства, об их роли в формировании духовного мирра человека стал яснее в ходе этого обсуждения. «… С каждым днём мы всё больше и больше убеждаемся в том, что почти фантастическое развитие техники вызывает не ослабление, а как раз наоборот – повышение интереса к искусству, в том числе и к поэзии» – писал Н. Рыленков в статье «Живые цветы поэзии».

Темы устных выступлений

1. "Война – жесточе нету слова…" (А. Твардовский). Военная тема в лирике.

2. "Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность!" (Д. Самойлов). Судьба поколения военных лет в русской прозе второй половины XX века.

3. Осмысление темы войны в русской литературе послевоенных лет.

4. Изображение батальных сцен в военной прозе.

Бочаров А. Г. Человек и война. – М., 1978.

Живая память поколений. – М., 1965.

Наровчатов С. С . Атлантида всегда с тобой. – М., 1972.

"Слово, пришедшее из боя". – Л., 1980.

Строка, оборванная пулей. – М., 1976.

Топер П. Ради жизни на земле: Литература и война. – М., 1975.

Литература второй половины XX-начала XXI века

Литературный процесс 1950-х – начала 2000-х годов

Русская литература 50-80-х годов

Сложный период развития русской литературы

50-80-е годы – многогранный и достаточно сложный период развития отечественной словесности, которую принято было называть советской литературой. Литература этих лет в большинстве своем была жестко унифицированной, подцензурной. Творчество художников слова направлялось по единому руслу – методу социалистического реализма и определялось решениями коммунистической партии и требованиями партийных документов. Узко регламентированный подход к воссозданию действительности средствами художественного слова резко ограничивал творческие возможности писателей, которые зачастую не могли преодолеть цензурные запреты, долго ожидали публикации своих произведений, а порой пополняли ряды писателей-диссидентов. Строгая однолинейность литературного процесса на некоторое время была прервана коротким периодом "оттепели", насту пившим после XX съезда партии, когда возникла иллюзия, что свободная мысль в искусстве, наконец, восторжествует. Но после этого "вегетарианские времена", по выражению А. А. Ахматовой, вновь уступили место партийно-бюрократическому диктату, когда художник рассматривался как слуга государства, перед которым ставилась задача формирования "нового человека".

Несмотря на существовавшие препоны было создано много интересных произведений в прозе, лирике, драматургии. Немалый вклад в литературу этих лет внесли писатели старшего поколения Л. М. Леонов, М. М. Пришвин, А. Т. Твардовский, Б. Л. Пастернак, Н. А. Заболоцкий, М. А. Шолохов, И. Г. Эренбург, В. А. Луговской. В большую литературу входят такие писатели, как Ф. А. Абрамов, А. И. Солженицын, В. М. Шукшин, В. Т. Шаламов, В. Г. Распутин, В. П. Астафьев, Ю. В. Трифонов, Ф. А. Искандер, Г. Н. Владимов, В. П. Аксенов, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Р. И. Рождественский, Ю. П. Казаков и др.

Мастера слова создавали художественно совершенные и самобытные произведения, которые не только отображали основные тенденции исторического развития, но и оказывали огромное воздействие на нравственный климат эпохи.

Деревенская проза

В середине 60-х годов в литературу властно входит тема деревни. Писателей, посвятивших свои произведения горькой правде деревенской жизни, в критике стали называть "деревенщиками". А. И. Солженицын предпочитал называть их "нравственниками", ибо изображение "сокрушенной вымирающей деревни" мастера деревенской прозы непосредственно связывали с исследованием внутренней жизни людей, истоков народной нравственности.

Стремлением передать правду деревенской жизни пронизана многоплановая тетралогия Федора Александровича Абрамова (1920–1983) "Братья и сестры", в которой показана история трех крестьянских поколений. Деревня Пекашино в ее трудовой повседневности вырастает в образ народного долготерпения и жизнестойкости. Драматическим фоном повествования является труд на грани человеческих сил, жесткое самоограничение во всем, когда люди в шестой послевоенный год еще "досыта куска не видели". Суровой, невыдуманной реальностью является описание крестьянской трапезы в доме Пряслиных, с которыми связаны главные события произведения: "Ужин был не лучше, не хуже, чем всегда: капуста соленая из листа-опадыша (Анисья уже по снегу собирала его на колхозном капустнике), штук пять-шесть нечищеных картошин. Хлеба не было вовсе – редко кто в Пекашине ужинал с хлебом".

Теме деревни посвящены повести Абрамова "Деревянные кони", "Пелагея", "Алька", "Поездка в прошлое", "Старухи", "О чем плачут лошади", написанные в годы работы над тетралогией. В повестях исследуются непреходящие нравственные устои, которые помогают человеку оставаться человеком, его созидательные возможности, способность жить по совести.

Глубоким художественным осмыслением нравственно-философских проблем, связанных с распадом и гибелью деревни, отличаются повести Валентина Григорьевича Распутина (род. 1937). Сюжетную основу его произведений составляют нелегкие испытания, которые выпали героям, проблемы выбора пути, жизни и смерти, физической и духовной. Писатель зачастую ставит своих героев в исключительную ситуацию, обычно ограниченную каким-то определенным сроком, в течение которого она должна разрешиться.

В повести "Деньги для Марии" (1967) ревизия, проведенная в магазине, где работала Мария, обнаружила недостачу в тысячу рублей. Эти большие по тем временам деньги Мария должна вернуть в течение пяти дней. И вот в "хождении по мукам" Кузьма, спасая жену и семью, остановился перед последней дверью, когда срок подходил к концу. В повести "Последний срок" (1970) героине вновь отмеряется срок, причем "последний". Старуха Анна дожидается смерти, "время для которой вроде приспело: старухе было под восемьдесят". Но дети, приехавшие отовсюду попрощаться с Матерью (не приехала только любимая Таньчора), оказываются далекими и от матери, и от земли, которая их вскормила. В последней фразе повести скорбно сообщается, что "ночью старуха умерла". С родной землей "разнялся" и герой повести "Живи и помни" (1974) Андрей Гуськов, сумевший как-то "боком" прожить с людьми на фронте и умудрившийся после тяжелого ранения так и не вернуться на свою батарею. Он живет в потемках, уподобляется зверю, но все-таки намечает для себя временной предел, когда свершится последний срок его бесполезного существования. В повести "Прощание с Матёрой" на грань гибели поставлен уже целый мир. И вновь "пограничная ситуация": остров Матёра и село с тем же именем будут затоплены после завершения строительства плотины. Отстаивая святость уходящего народно-природного мира, писатель переживает вместе с людьми, которые не могут свыкнуться с гибелью своей земли, домов, огородов, кладбища, на котором покоятся предки. Новый поселок строится на неудобных землях, но "жизнь… она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой".

Трудно представить себе деревенскую прозу и без талантливой повести Василия Ивановича Белова (род. 1932) "Привычное дело". Центральным героем произведения является Иван Африканыч Дрынов, колхозный возчик, плотник, землепашец. Он остро чувствует свою живую связь с миром, осознает естественность и правомерность всего окружающего: "Дело привычное. Жись. Везде жись. Под перьями жись, под фуфайкой жись. Женки вон печи затопили, канителятся у шестков – жись. И всё добро, всё ладно. Ладно, что и родился, ладно, что детей народил. Жись, она и есть жись". Иван Африканыч добр и совестлив, мягок и незлобив, но эти привлекательные черты соединяются с безволием и пассивностью. Когда жену увезли рожать, Иван Африканыч находился в хмельном забытьи. Его мерин ушел без возчика и опрокинул сани, и за покореженный товар, принадлежащий сельпо, Дрынову придется платить. Иван Африканыч легко поддается уговорам жениного брата уйти из деревни в поисках иной доли и, покинув Сосновку, чуть не гибнет в лесу. Но как искренне его горе на могиле жены: "Ты, Катя, где есть-то? Милая, светлая моя… Ну… что тепериче… вон рябины тебе принес… Катя, голубушка…" Душевное тепло Катерины не умерло – оно осталось в Иване Африканыче, в его "детках". После нелегких испытаний, выпавших на долю героя, он своим умом понимает: "Лучше было родиться, чем не родиться". "Привычное дело" – повесть о страданиях и любви. Художественное исследование нравственных устоев крестьянской жизни носит в ней глубоко народный, гуманный характер.

Деревенская проза как художественная тенденция литературы 60-70-х годов нашла свое отражение в творчестве Василия Макаровича Шукшина (1929 1974). Его писательское дарование с наибольшей силой воплотилось в рассказах, составивших несколько сборников: "Сельские жители", "Там, вдали", "Земляки", "Характеры", "Беседы при ясной луне". Шукшин создал целую галерею деревенских людей – шоферов, трактористов, бригадиров, счетоводов, председателей колхозов и рядовых крестьян. Его герои живут духовной жизнью: они не любят бессмысленного существования, напряженно размышляют о жизни, страдают, решают сложные вопросы, умеют удивляться и удивлять. "Мне интереснее всего, – признавался писатель, – исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа".



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...