Выбор франшизы. Общение с франчайзором

Новые предложения появляются на рынке франчайзинга практически каждый день, и если вы хотите купить франшизу, то с большой вероятностью сможете найти бизнес и по душе, и по кошельку. Но не забывайте, что растет и количество мошенников, которые пытаются продать “пустышку”, выдавая ее за прибыльный бизнес. Поэтому к выбору франшизы стоит подходит очень серьезно, взвешивая все преимущества и недостатки и реально оценивая надежность франчайзора. В противном случае есть большой риск потерять деньги, время, а самое главное желание начать собственное дело.

1. Базовые критерии

Существует набор стандартных критериев, которые лежат в основе отбора качественных франчайзинговых предложений.

  • Год основания компании-франчайзора. Эта информация поможет вам сделать вывод о том, какое место предприятие занимает на рынке и сколько деловых циклов она пережила, ведь большинство сегментов так или иначе подвержены сезонности;
  • Время работы по системе франчайзинга. Какой опыт в этой области есть у франчайзора? Сколько партнеров уже работает по их франшизе? Чем больше опыт компании не только в бизнесе, но и в грамотной передаче бизнес-модели, тем легче вам будет открыть еще одну точку сети и сотрудничать с франчайзором;
  • Отсутствие у компании проблем с налоговыми органами и судами. Постарайтесь выявить эту информацию — самостоятельно или прибегнув к помощи юристов.

2. Критический взгляд

Не ведитесь на красноречие франчайзора и менеджеров, внимательно читайте описание и критически относитесь к любой информации, которая касается бизнеса. Чтобы увидеть реальную объективную ситуацию, проверяйте каждый факт и выясняйте, на каком основании делаются те или иные выводы.

3. Общение с франчайзором

Простой совет — пообщайтесь с руководителем или представителем франшизы лично. Как известно, самый глупый вопрос — незаданный вопрос. Поэтому спросите обо всем, что не знаете или не поняли, тем самым обезопасив себя от неприятных неожиданностей. Задайте ему , чтобы получить полную информацию о франшизе.

4. Финансовая модель франшизы

Внимательно изучите все цифры, выясните из чего складывается сумма инвестиций, требуется ли внести какие-либо дополнительные платежи (например, на рекламу) и на что они пойдут. Франчайзи желательно иметь денежную подушку — сумму, превышающую запросы франчайзора на случай погрешности в расчетах или непредвиденных расходов.

5. Выезд на предприятие

Убедительным доказательством рабочей бизнес-модели будет действующее предприятие, принадлежащее либо самому франчайзору, либо его партнеру. Вы своими глазами увидите, как работает точка. Особенно выгодно прибегать к такому способу, если вы рассматриваете предложение в сфере услуг или общественного питания. Станьте клиентом — попробуйте продукт на себе, проверьте посещаемость и качество обслуживания.

6. Отзывы франчайзи и сотрудников

Найти контакты действующих франчайзи той или иной сети несложно. Выясните у предпринимателей, выполняет ли компания все условия договора? Насколько прибыль близка к той цифре, которую обещал франчайзор? Действительно ли он оказывает поддержку? Какие отрицательные стороны у франчайзора обнаружил партнер? Что бы он изменил, если бы у него была возможность приобрести эту франшизу заново? Есть ли у него планы на открытие еще одного предприятия?

У действующего персонала франчайзинговой точки или уже бывших сотрудников можно получить информацию о состоянии дел предприятия. Подобные отзывы, как правило, негативные, могут быть и в соцсетях. Таким образом, сложится полная картина о репутации сети. Это будут не красивые слова, написанные или рассказанные франчайзором, а реальный рабочий процесс.

7. Закрытые предприятия

Закрытые предприятия должны показать вам слабые места бизнеса и риски, которым может быть подвержено дело. Постарайтесь узнать информацию о причине закрытия точки, это поможет вам избежать ошибок или вовсе отказаться от идеи приобретения франшизы.

8. Повторные открытия

Количество повторных открытий — лучшее доказательство рентабельности бизнеса. Если франчайзи, будучи у “руля” действующего предприятия, снова покупает эту же франшизу и запускает новую точку, значит он лично убедился в прибыльности дела.

Какие награды есть у компании? Возможно она участвовала в каких-либо рейтингах или, наоборот, антипремиях. Это, разумеется, не главный, но все-таки показатель, который также можно учитывать.

Главным принципом выбора франшизы должен быть расчет на прибыль.
Выбирайте дело без эмоций, ориентируясь исключительно на цифры. Только в этом случае вам удастся начать бизнес, который реально будет приносить прибыль. А если при этом выбранная деятельность будет близка вам по интересам, считайте повезло — можете с уверенностью браться за работу.

Эта статья написана для тех, кто решил начать бизнес по франшизе. Мы знакомы с большим количеством историй франчайзеров (владельцев франшиз) и франчайзи (тех, кто покупает франшизу) на протяжении 8 лет. Также неустанно следим за статистикой развития франчайзинга в Европе и США. В этой статье мы постараемся показать, на что именно нужно обратить особое внимание при покупке франшизы, и раскрыть выгоды и опасности франчайзинга в российских реалиях.

Итак, хочется начать с того, что по статистике счастливыми обладателями франшизы становятся 20% ее покупателей - им нравится, они много и усердно работают, и получают от франчайзера максимальную любовь и поддержку. Еще 50% покупают франшизу и работают то в прибыли, то около нуля, и оставшиеся 30% закрывают франчайзинговую точку в течение первого года после открытия. Эта средняя статистика по российскому рынку на основании данных от крупнейших франчайзинговых компаний. В Германии все гораздо жестче - разоряются в первый год работы около 80% франчайзинговых точек. Вообще, в ходе общения со специалистами из США и Европы, стало понятно, что в мире франчайзи разорялись, разоряются и будут разоряться. Хорошо, что в России пока все гораздо оптимистичнее.



20% франчайзи работают и зарабатывают!
30% франчайзи закрывают приобретенный бизнес по франшизе

Франчайзинг или свой бизнес - выбор не очевиден!

Желание начать свой бизнес может быть похоже на влюбленность. У вас есть бизнес, который вам нравится, и которым вы хотите заниматься, теперь важно понять, как его получить!

Встает выбор - сделать все самому или заплатить паушальный взнос, чтобы открыть бизнес под чьим-либо брендом. Самостоятельное открытие, особенно если вы до этого момента никогда не руководили бизнесом, влечет за собой огромное количество потраченного времени (и иногда денег на бестолковое обучение). А впоследствии еще и на самостоятельное решение всех возникающих проблем.

В общем, если вы имеете реальный опыт управления, то можете без особых проблем открыть свое дело самостоятельно. В том случае, если вы захотите стать предпринимателем, но реального опыта у вас нет, а желание есть, то лучше выбрать франшизу - там и помогут запустить, и научат, и поддержат в процессе работы. На старте постарайтесь оценить с точки зрения ценности (бренд, опции при запуске) стоимость паушального взноса и последующие роялти.



7 факторов, на которые обязательно надо обратить внимание в первую очередь при покупке франшизы!

  1. 1. Оценка бизнес-идеи
    Нравится бизнес-идея? Не спешите бросаться подписывать договор и платить паушальный взнос! Если нравится вам, не факт, что будет востребовано в вашем регионе или городе! Найдите аналоги, узнайте как у них дела. Постарайтесь найти статистику (в том числе используя wordstat яндекса в вашем регионе). Сравните с реальными секторами экономики и ежедневным потребительским спросом. Подумайте про зависимость от сезонности, месторасположения, курса доллара, о возможности изменения законодательства в этом поле.
  2. 2. Оценка вашего ежедневного функционала
    Задайте вопрос франчайзеру, что вам придется делать каждый день с утра до вечера.
    Представьте это во всех красках! Если вы не общительный человек и никогда не занимались активными продажами, но хотите купить франшизу, в которой важен активный поиск и надо первое время делать по 30 звонков в день - задумайтесь! Если вам надо будет стоять за прилавком по 12 часов, чтобы иногда подменять продавцов, но вы даже не представляете каково это, может, не стоит покупать франшизу розничной точки?


Выбирайте бизнес по душе!
Занимайтесь тем, чем вам приходилось раньше заниматься и тем, что вам реально нравится!

  1. 3. Проверка юридической чистоты франчайзера
    Сегодня существует множество онлайн сервисов для проверки юридического лица и истории его владельцев и генерального директора. Один из них - spark-interfax.ru, юристы больше используют сasebook.ru для мониторинга судебных дел. Эти онлайн услуги платные. В любом юридическом агентстве помогут вам раздобыть всю подноготную о продавце франшизы за небольшую сумму от 1000 до 5000 рублей.
  2. 4. Бизнес-модель и оценка бизнес-плана
    Постарайтесь оценить бизнес-план, даже если вы в этом ничего не понимаете. Посмотрите, учтены ли в модели аренда, депозит за аренду, оплата аренды во время ремонта, налоги для персонала (это реально 40% от фонда оплаты труда). Очень много франчайзинговых компаний любят прятать лишние расходы или говорить, что они варьируются от региона и места. Просите четкий бизнес-план для вашего случая.
    Оцените сроки окупаемости и рентабельность (чистую прибыль после уплаты налогов надо разделить на оборот). Если рентабельность ниже 15% - это не самый лучший бизнес в России, так как это уровень инфляции (13% в 2015 году).
  3. 5. Общение с владельцем
    Мы знаем большое количество случаев удаленной покупки франшизы, даже без общения с владельцем или руководителем отдела франчайзинга. Мы искренне считаем, что знакомство с первым лицом бренда очень важно для построения дальнейших отношений. Крайне необходимо понимать, кто стоит за бизнесом - юноша 20 лет, который только начал свой предпринимательский путь, или опытный бизнесмен с большим опытом, репутацией и багажом знаний. Посетите офис компании, посмотрите на обстановку в офисе!
  4. 6. Общение с действующими франчайзинговыми партнерами
    Это самая важная часть при подборе франшизы. Попросите контакты минимум 5 франчайзинговых партнеров, которые работают больше года.
    Спросите каждого:
    • какая помощь была при запуске;
    • оправдались ли их надежды и заявленные сроки окупаемости;
    • какую помощь оказывают во время работы и оказывают ли вообще;
    • насколько подробно и понятно прописаны инструкции по ведению бизнеса;
    • планируют ли открывать новые точки с этим франчайзи.
    И не стесняйтесь спрашивать все, что угодно! Это ваше право!
    Что делать, если у компании пока нет франчайзинговых партнеров? Приезжайте в действующие точки. Смотрите, как они работают, общайтесь с управляющими.
    Если компания заявляет, что у нее есть партнеры, но под любым предлогом вам не дает их контакты - не связывайтесь с этой франшизой!


Важнее всего - пообщаться с действующими франчайзи!
Если вы поленитесь на этапе выбора, то потом точно пожалеете!

  1. 7. Оценка договора
    Не забудьте оценить ваши риски при подписании договора. Зачастую в договорах могут быть жесткие штрафы и условия вашего выхода из бизнеса. Мы искренне советуем отдавать договор на изучение вашим юристам, чтобы они указали на пункты, которые могут принести вам убытки и проблемы.

Это основные моменты, на которые мы просим вас обратить внимание при покупке франшизы. Подходите к приобретению бизнеса (с которым вы можете быть связаны на протяжении долгих лет) с трезвой головой и холодным расчетом, эмоции в этом деле излишни!

В этом вопросе полезна поговорка: «Семь раз отмерь, один раз отрежь!». Бог вам в помощь!

Франшиза – это официальное присоединение начинающей компании к сильному и надежному партнеру. Она помогает предпринимателю обрести стабильность и надежность, сокращает риски и делает эффективность бизнеса более предсказуемой. Все чаще предприниматели пользуются услугой франчайзинга и при этом развиваются намного быстрее и успешнее. Но, как выбрать франшизу, знает далеко не каждый, хотя это ключевой момент. В этой статье мы расскажем, как принять решение о у компании, сделать оценку франчайзера и каковы приоритетные критерии выбора компании. Итак, на что следует обратить внимание при выборе франшизы?

Правила выбора франшизы

В том, что, даже не имея опыта в конкретной деятельности или производстве, предприниматель может создать магазин с высокой посещаемостью, минуя большинство ошибок начинающих предпринимателей.

Многих интересует ответ на вопрос: какой бизнес открыть по франшизе? Ведь предложений на рынке тысячи. В этом деле не стоит спешить, хватаясь за первое попавшееся. Следует рассматривать варианты деятельности франшиз, в которой человек будет чувствовать себя уверенно и разбираться в деталях. Только в этом случае будут положительные результаты.

Самое первое, что необходимо проанализировать потенциальному франчайзи, – это бренд компании, в которой продается франшиза. Критерии оценки:

  • Уровень узнаваемости бренда на определенной территории (регионе, стране).
  • Из чего состоит его имидж, и каковы дальнейшие перспективы продвижения и развития.
  • Как долго он работает и на какой территории.
  • Где собирается/изготавливается продукт (в каком регионе, стране).
  • Отзывы партнеров.

Есть мнение, что компания, которая уже создала поистине сильный бренд, является надежной по умолчанию. На самом деле, реальным критерием надежности франчайзинговой компании является статистика открытий франчайзинговых точек.

Реальным критерием надежности компании, которая предлагает свою франшизу, является статистика открытий франчайзинговых точек.

Многие задумываются, какую франшизу купить, и современные предприниматели все чаще подходят к этому вопросу максимально серьезно, обращаясь в том числе к специалистам в области консалтинга инвестиций. Ведь среди немало тех, надежность которых примерно равна прочности воздушного шара. Разберем далее ключевые инструменты анализа подробнее.

Отзывы партнеров

В процессе ознакомления с документами потенциальный франчайзи получит возможность пообщаться с действующими участниками франчайзинговой сети и узнать о реальных плюсах и минусах такого сотрудничества. Именно этот инструмент является проверенным и эффективным. Если приветливый и уверенный в себе франчайзер скрывает своих партнеров или навязывает контакты только с каким-то определенным участником сети, доверять ему не стоит. До заключения контракта ориентируйтесь не на лучших (они лучшие благодаря СВОЕЙ работе), а на середняков (они середняки благодаря франчайзеру, в обычных условиях их компании уже закрылись бы).

Также важно обратить внимание на следующее:

  1. Наличие юридической документации и подтверждение официального владения брендом. Следует проверить сертификаты, патенты, которые дают полное право на вид деятельности головной компании.
  2. Как планирует франчайзер развиваться в текущем году. Важно изначально понимать, планирует собственник бизнеса развивать направление франшизы или же в приоритете работа над развитием собственного бизнеса. Если собственник будет продвигать свой бренд, помогать своим франчайзи быть лучше и будет вести их за собой – это станет огромным плюсом при выборе франчайзера и его франшизы.

Поддержка франчайзера

Рекомендуется покупать франшизу в сфере, к примеру, общественного питания, где обе стороны зависят от сотрудничества и где франчайзер будет всеми силами помогать развиваться франчайзи. Все моменты взаимодействия и сотрудничества должны быть прописаны в договоре.

Статистика закрывшихся точек

Несомненно, показатель открывающихся точек важен, но статистика компаний, которые закрылись или разорились, еще более показательна. Если за год открылось 300 точек сети, а на следующий год закрылись более 100, это говорит о многом. Поэтому этот фактор также надо учитывать.

Все больше актуален бизнес по франшизе, и на то есть веские причины. Примечательно, что такой вариант выбирают, как начинающие, так и опытные предприниматели, и это логично. Первые не хотят заморачиваться с разработкой рекламных материалов, организационными и документальными деталями, а вторые, в свою очередь, уже «набили шишки» в прежних видах деятельности и прекрасно понимают, что лучше вложить свои деньги в проверенную схему бизнеса, которая успешно работает много лет подряд.

На рынке франшиз сегодня очень много предложений, и в данный момент в России их несколько сотен. Важно только очень внимательно изучать то, что больше всего интересует, так как тут есть и еще малоизвестные и порой просто абсурдные.

Тем более мы говорим про Москву, где большая конкуренция и, быть может, уже открыты филиалы под определенным брендом. Впрочем, иногда франчайзеры допускают и такой вид бизнеса, ведь им выгодно расширять его.

Как выбрать подходящую франшизу для Москвы?

В идеале, если вы уже знакомы с конкретным видом бизнеса и хорошо знаете все его плюсы и минусы. Если же практического опыта нет, то нужно изучить максимум информации о франчайзере. Например, для начала посетить офис (магазин) компании под видом клиента, посмотреть, как все это выглядит в реальности. Возможно, вам удастся пообщаться с франчайзи, которые уже работают под данным брендом. Почитайте отзывы о франшизе, узнайте, сколько вообще филиалов открыто по ней. Как правило, под именем развитых и успешных компаний работают десятки, а то и сотни франчайзи, потому как выгодный бизнес стабилен и отработан до мелочей.

В конце концов, подумайте, что именно вам нравится, причем, в самой свободной форме. Любите кофе или сладости? Тогда вы с большим успехом и удовольствием сможете открыть кафе или кофейню. Вам нравится рисовать, или интересуетесь ? Сегодня и в этих нишах франшиз более чем достаточно.

В случае с Москвой франшизу выбрать вообще очень легко, ведь здесь есть, как элитные районы с состоятельными жителями, так и периферийные места, в которых среди местного населения будут лучше востребованы бюджетные товары и услуги.

По сути, в любом виде бизнеса можно работать по франшизе, и это зачастую является одной из целей любого опытного предпринимателя. Расширить свое дело, получая при этом хороший процент и большую узнаваемость – это лучший результат для многих бизнесменов.

Деньги на открытие бизнеса в Москве

Естественно, на выбор влияет и размер бюджета, которым располагает предприниматель. Хорошо, если в запасе есть несколько миллионов рублей и их не страшно потерять, а вот что делать тем, у кого нет достойного стартового капитала? К счастью, для открытия бизнеса в Москве сегодня есть несколько вариантов на этот счет. В частности, можно привлечь деньги со стороны, например, в виде субсидии или гранта на развитие бизнеса. Кредит также можно назвать дополнительной возможностью, но тут стоит очень грамотно подходить к вопросу, ведь в таком случае предприниматель рискует не только прогореть, но и остаться с большими долгами. В Москве сегодня есть различные бизнес-инкубаторы и центры помощи начинающим предпринимателям. Конечно же, есть в российской столице и масса частных инвесторов, которых, возможно, заинтересует конкретное направление. Все зависит от рентабельности бизнеса и как ее представит предприниматель перед потенциальным инвестором.

Плюсы бизнеса по франшизе в Москве

Москва – это именно тот город, где люди чаще смотрят на бренд, нежели на цену. Вполне естественно, что здесь уже есть поклонники той или иной марки (фирмы), поэтому найти целевую аудиторию для бизнеса по франшизе тут очень легко. Наверняка в каком-то определенном районе живут люди, которые вынуждены ездить в другой конец города ради того, чтобы отведать любимое фирменное блюдо или, например, купить одежду от любимого бренда. Естественно, они будут очень рады, если фирменный магазин или любимая кофейня откроются именно в их районе. Москва, как известно, является очень большим городом, поэтому здесь не всегда хочется стоять в пробках или добираться на метро до нужного места.

Покупая франшизу, предприниматель вливается в торговую сеть или становится представителем той компании, которая обеспечивает его полной консультационной, маркетинговой и юридической поддержкой. Предоставляется оборудование, а иногда оказывается помощь в подборе помещения и персонала.

Открывая бизнес по франшизе, человек приобщается к делу, которое успешно приносит прибыль не только франчайзеру, но и партнерам компании. Здесь могут даваться бесценные советы по общим вопросам, а по возможности можно обмениваться опытом с другими франчайзи. Это определенно лучше, нежели попасть в малознакомый вид бизнеса без какой-либо поддержки.

При работе по франшизе предпринимателю не нужно придумывать бизнес-идею, ведь все уже не раз отработано и проверено на практике. Есть четкая бизнес-стратегия и достаточно лишь вложить стартовый капитал. Сегодня много франшиз, которые прекрасно подходят предпринимателям без опыта в бизнесе и управлении персоналом.

Проверенный путь развития бизнеса – это возможность сэкономить на маркетинговых исследованиях, анализе рынка и изучении популярности бренда. Если ниша востребованная, то и рентабельность бизнеса будет очевидна. Некоторые франчайзеры предоставляют правдивые данные о предполагаемых доходах и сроках окупаемости. Им незачем обманывать своих франчайзи, ведь любой владелец крупной компании заинтересован в том, чтобы его бренд развивался.

Примечательно, что представители франчайзера могут составить индивидуальный бизнес-план для конкретного филиала – это позволит четко определить все расходы. Помимо этого, может разрабатываться дизайн-проект торговой точки и вся схема сотрудничества в случае с франшизой обычно расписывается детально. Это снизит многие риски, которые могут быть весьма существенными в любом виде бизнеса.

Не стоит забывать о плюсах франшиз в том плане, что франчайзер является надежным гарантом при получении кредита или субсидии, ведь любой инвестор или кредитор понимает, что всем известный бренд является залогом стабильных и высоких доходов. Иногда франчайзеры могут и официально подтвердить факт сотрудничества, и это является хорошим подспорьем при получении инвестиций.

Минусы бизнеса по франшизе в Москве

Как это ни печально, но у бизнеса по франшизе есть и свои отрицательные стороны. Причем, если их не знать, то можно запросто «прогореть» на самых ранних стадиях работы.

Наверное, наиболее значимым минусом любой франшизы является то, что будущее бизнеса напрямую зависит от франчайзера. То есть, если владелец головной компании решит прекратить свою деятельность, то автоматически будет закрыта и вся сеть, не смотря на количество и прибыльность филиалов. Чтобы обезопасить себя от этого момента, то стоит внимательно изучать условия франшиз. В частности, в некоторых договорах прямо указывается о сроках использования франшизы и говорится о возмещении ущерба в том случае, если деятельность компании прекратится.

Не забывайте про такие моменты, как роялти и рекламные отчисления – они чем-то похожи на кредитные обязательства, тем более их надо выполнять постоянно и на протяжении всего срока сотрудничества. Зачастую эти выплаты составляют фиксированную сумму, которая платится вне зависимости от прибыли, поэтому платить роялти не всегда легко. Впрочем, есть и франшизы, которые не подразумевают каких-либо отчислений – при покупке бизнеса платится разовая и фиксированная сумма.

Минусом также можно назвать и сильную зависимость от владельца франшизы. Очевидно, что может быть жесткий контроль со стороны франчайзера и предприниматель иной раз может почувствовать себя наемным сотрудником. С одной стороны, это может положительно повлиять на прибыль, но в то же время франчайзи будет вынужден работать в узких рамках, постоянно отчитываясь перед головным офисом и безоговорочно следуя корпоративным правилам. Помимо этого, зависимость здесь подразумевает и то, что процветание бизнеса франчайзи напрямую зависит от востребованности бренда. Следовательно, если начнут появляться негативные отзывы или новости о головной компании, то тень падет и на все ее филиалы, а это, опять же, чревато потерей клиентов. Опять же, если речь идет о Москве, то контроль может быть сильнее, а внимание – больше. Закономерно, что и все бизнес-процессы тут идут гораздо быстрее, чем в маленьких городах.

Общий объем инвестиций при открытии бизнеса по франшизе зачастую больше, нежели в случае старта с нуля. Покупая франшизу, придется заплатить первоначальный взнос, купить товар и различные маркетинговые материалы. При самостоятельном запуске бизнеса эти расходы могут и не потребоваться, да и в целом можно существенно сэкономить, ведь в таком случае предоставляется полная свобода выбора.

Что важно помнить при открытии бизнеса по франшизе в Москве?

Исходя из сказанного выше, можно сделать справедливый вывод, что по франшизе лучше выбирать тот бизнес, который больше соответствует индивидуальным критериям предпринимателя. Как мы уже говорили в самом начале, сегодня в России, впрочем, как и в Москве, благополучно работают сотни франшиз, поэтому здесь трудно давать рекомендации о том, какую именно из них лучше выбрать. Отталкиваться следует, как минимум, от финансовых возможностей и условий, которые предлагает франчайзер. Следует очень внимательно изучать все нюансы такого сотрудничества, и только тогда можно будет говорить о том, что это партнерство будет с большей вероятностью успешным.

Самостоятельный бизнес нельзя назвать самым простым путем, по которому может пойти предприниматель. Научиться разбираться в тонкостях этого дела необходимо еще на подготовительном этапе, пока еще не вложены средства, не подписаны контракты с поставщиками. Оптимальным вариантом для тех, кто только начинает, является коммерческая концессия, которая позволяет «взять в аренду» некоторую бизнес-модель и попытаться научиться на чужом опыте. В связи с этим будет полезно понимать, как выбрать франшизу, чтобы вложение денег оказалось прибыльным.

Этап планирования

Даже самым неопытным бизнесменам вполне понятно, что подход к выбору сферы деятельности должен быть обоснованным, взвешенным и посильным. Нет смысла заниматься тем, во что вы никогда даже не вникали. Самым успешным окажется тот вариант, в котором вы хотя бы что-то понимаете и можете отделить зерна от плевел.

Особенно важно это учесть, когда вопрос будет касаться того, как правильно выбрать франшизу. Ведь не секрет, что даже самая успешная модель при безграмотном подходе и недостаточной ответственности может превратиться в убыточное предприятие. Потому для начала попытайтесь решить несколько задач:

  • какой бюджет вы можете потратить на покупку прав пользования моделью бизнеса. Диапазон цен может иметь разбег от одной тысячи долларов до одного миллиона. Специалисты рекомендуют именно этому вопросу уделить наибольшее внимание, и начинать планирование финансов примерно за 6 месяцев до запуска самой франшизы;
  • чего именно вы хотите добиться. Здесь важно, чтобы в вашем сознании поселилась мысль, что отныне бизнес станет самой важной ответственностью в вашей жизни. Во всяком случае, первые пару лет. Уделять должное время своей семье, отдыху, хобби вы пока не сможете в том объеме, в котором делали это ранее. Важно, чтобы ваши близкие тоже это понимали;
  • какую роль в бизнесе вы отводите себе. Имеется в виду, хотите вы только руководить или готовы принимать самое активное участие в жизни и развитии вашей компании;
  • есть ли в наличии навыки управления предприятием или бизнес-задатки в целом. Здесь важно уметь разбираться в маркетинговых стратегиях, быть готовым посвятить себя работе с потребителем, уметь следить за изменениями его потребностей, находить подход к каждому клиенту;
  • готовы ли вы вести бизнес в рамках, ограниченных продавцом. Не забывайте, что в результате заключенной сделки вы получите не только концепцию, но и четкие указания по ее реализации, начиная от списка поставщиков сырья, заканчивая размером помещения и цветом столиков и фасада.

Процесс, как выбрать франшизу для бизнеса, существенно осложняется тем, что практически невозможно получить полное представление о деятельности сети, которой вы хотите отдать предпочтение. Российские бизнесмены обычно говорят о первоначальном взносе, сроках окупаемости, об условиях ведения предприятия. Но мало кто из них затрагивает вопрос, сколько, скажем, франшиз закрылось на протяжении последнего года. Ведь правообладатель может заявить о 250 филиалах, при этом умалчивая, что 90 из них закрылись через год после открытия.

К сожалению, российское законодательство в вопросе коммерческой концессии еще слишком несовершенно, чтобы защитить права хотя бы одной из сторон. Иначе обстоят дела с международными франшизами. Здесь вам будет предложена к изучению вся финансовая отчетность. Так, к примеру, в США существует специальный департамент, который ведает делами покупки и продажи бизнес-концепций.

Разговор с франчайзерами здесь предельно прост – хочешь быть публичной преуспевающей компанией, подавай свои финансовые документы. В России эта информация, увы, недоступна, а потому в большинстве случаев оказывается, что продажа франшиз является единственным способом спасти бизнес, который находится на краю банкротства.

На что обратить внимание

Итак, будет правильным перечислить требования к выбору франшизы, а, точнее сказать, ключевые моменты, на которые следует обратить внимание:

  1. Продолжительность пребывания выбранной вами сети на рынке. Важно учесть количество имеющихся партнеров, выяснить, сколько из них потерпели неудачу. Чем меньше количество закрывшихся звеньев, тем надежнее бизнес.
  2. Открытость франчайзера, его готовность предоставить любые данные, касающиеся финансовой составляющей бизнеса.
  3. Перспективы и планы развития на ближайшие пару лет. Важно выяснить, готов ли правообладатель вкладываться в рекламу, расширять сеть, развиваться.
  4. Возможность пообщаться с владельцами уже действующих предприятий.
  5. Наличие свидетельства о регистрации, патента, всей необходимой юридической информации.
  6. Условия договора. В нем обязательно должны быть прописаны правила взаимодействия и обязанности двух сторон. Правообладатель должен оказывать всяческую поддержку своим франчайзи.
  7. Условия разрыва отношений. Очень часто продавец пытается завуалировать невыгодные для покупателя варианты развития событий.
  8. Возможность получить льготы. Если бренд не слишком известен, всегда можно апеллировать к тому, что его придется развивать. Не забывайте, что вы для франчайзера так же важны, как и он для вас.

Территориальные особенности

Решение, какую франшизу выбрать для маленького города, должно полностью зависеть от потребностей его жителей. Не нужно покупать баснословно дорогую модель элитного ресторана. Скорее всего, жизнь в городке течет спокойно, без лишнего пафоса.

Основополагающими критериями должны стать:

  • количество жителей в населенном пункте;
  • структура населения;
  • уровень доходов;
  • особенности расположения города в климатическом и географическом разрезе.
  • возможности для туристов;
  • наличие достопримечательностей, культурные особенности.

Опираясь на перечисленные факторы, необходимо выбрать целевую аудиторию и только потом уже принимать решение.

Хорошим помощником в дилемме, какую выбрать франшизу, станут отзывы тех, кто уже поднаторел в этой сфере. Но, снова-таки, необходимо учитывать специфику региона, личные качества и старания самого предпринимателя, условия контракта. Никогда не нацеливайтесь на самый дешевый вариант – обычно он является бесперспективным. Но будьте внимательны, чтобы не отвергнуть хороший вариант. Ведь иногда случается так, что шансов преуспеть бывает больше у нераскрученного бренда. Здесь важно оценить все составляющие успеха комплексно.

Цена

Если подходить к рассмотрению вопроса с финансовой стороны, то самые дорогие предложения обычно можно найти в ресторанном бизнесе, более бюджетные варианты предлагают модели создания торговых точек.

При этом не забывайте, что в решении вопроса, какой франчайзинг выбрать, не всегда нужно опираться только лишь на первоначальный взнос. В процессе реализации проекта будет возникать масса других затрат. И если продавец сообщает вам, что окупаемость бизнеса наступает уже через 2-3 месяца, это значит, что за этот период вы сможете вернуть только стартовую сумму (паушальный взнос), оплачиваемую продавцу. На компенсацию иных вложений, к примеру, закупку оборудования, сырья, аренду помещения придется потратить еще некоторое время, которое может достигать и нескольких лет.

Партнерство

Не забывайте, что франчайзинговый бизнес предусматривает двух игроков. А потому не менее важным является вопрос, какие существуют критерии выбора франчайзи, знать о которых нужно как продавцу, так и покупателю. Представим основные:

  • финансовые возможности;
  • наличие опыта в налаживании какого-либо бизнеса;
  • деловые качества;
  • готовность работать по навязанной бизнес-модели.

Важно отметить, что для российского франчайзингового рынка характерен выбор кандидатов, которые уже обладают определенным опытом на предпринимательской ниве. А вот западная экономика отдает предпочтение новичкам, поскольку у них больше шансов сохранить созданную модель в ее первоначальном виде и не привнести в нее что-то свое.

Словом, подход к выбору концепции, которую вы приметесь реализовывать, должен быть комплексным, детальным, охватывающим все аспекты.

Как выбрать прибыльную франшизу: Видео



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...