Почему географию называют древней и юной наукой. Урок географии "Что такое география?". Наука о географии в России тех времён

География 5 класс

Тема урока: Что такое география.

Цель урока: формирование представлений о географии как науки, раскрыть значение географических знаний для человека, отличие современной географии от географии древности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

    выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе

    Многие средние учебные заведения, особенно в Соединенных Штатах, включают очень минимальное изучение географии. Однако тенденция игнорировать географию в классных комнатах кажется. Университеты начинают признавать большую ценность географического изучения и обучения и, таким образом, предоставляют больше возможностей для занятий и степеней. Тем не менее, еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем география будет широко признана всеми как истинная, индивидуальная и прогрессивная наука. В этой статье мы кратко расскажем о части истории географии, важных открытиях, использовании этой дисциплины сегодня, о методах, моделях и технологиях, которые использует география, что свидетельствует о том, что география квалифицируется как ценная наука.

географии;

    правила работы с учебником и другими пособиями;

    основные правила работы в кабинете географии.

Метапредметные

Регулятивные - умеют работать с текстом, выделять в нем главное; составлять схемы наук о природе

Познавательные - сравнивать и обобщать, строить логическое рассуждение направленное на выведение определения предмета изучения географии;

Дисциплина географии входит в число самых древних из всех наук, возможно, даже самых старых, поскольку она стремится ответить на некоторые из самых примитивных вопросов человека. Э. и которого часто называют «отцом географии». Эратосфен смог оценить окружность земли с относительной точностью, используя углы теней, расстояние между двумя городами и математическую формулу.

Наука о географии в России тех времён

Клавдий Птолемей: Римский ученый и древний географ. Птолемей известен своими трудами, Альмагестом, Тетрабиблосом и Географией, что в то время значительно расширило географическое понимание. В географии использовались первые записанные координаты сетки, обсуждалось важное понятие о том, что трехмерная форма, такая как земля, не может быть идеально представлена ​​на двумерной плоскости и обеспечивала большой массив карт и изображений. Работа Птолемея была не такой точной, как сегодняшние расчеты, в основном из-за неточных расстояний от места к месту.

Коммуникативные - могут самостоятельно организовать учебное взаимодействие в

группе, определять общие цели.

Личностные

Обучающиеся соотносят поступки и события с принятыми этическими принципами;

Умеют выделять нравственный аспект поведения.

Решаемые учебные проблемы - Почему географию называют древней наукой?

Его работа повлияла на многих картографов и географов после того, как она была вновь открыта во времена Возрождения. Александр фон Гумбольдт: Отец современной географии. Его величайшая работа, Космос, представляет собой сборник его знаний о Земле и ее отношениях с людьми и Вселенной - и остается одним из самых важных географических работ в истории дисциплины.

Без Эратосфена, Птолемея, фон Гумбольдта и многих других важных географов, важных и важных открытий, исследований и расширения мира, а также технологий продвижения не было бы. Благодаря использованию математики, наблюдений, исследований и исследований человечество смогло испытать прогресс и увидеть мир, невообразимый для раннего человека.

Основные понятия, изучаемые на уроке - география, наука, Эратосфен, современная география. Средства обучения: Физическая карта полушарий, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Тип урока: урок образования понятий.

Ход урока.

1.Организационный момент

Проверяю готовность рабочего места к уроку, насколько комфортно чувствуют себя ученики. Приветствую класс.

Современная география, а также многие великие ранние географы придерживаются научного метода и преследуют научные принципы и логику. Многие важные географические открытия и изобретения были выработаны путем комплексного понимания Земли, ее формы, размера, вращения и математических уравнений, которые используют это понимание. Открытия, такие как компас, северные и южные полюса, земной магнетизм, широта и долгота, вращение и революция, проекции и карты, глобусы и более современные географические информационные системы, глобальные системы позиционирования и дистанционного зондирования - все это происходит из тщательного изучения и сложное понимание Земли, ее ресурсов и математики.

2. Актуализация знаний

Просматриваем фрагмент из видеоролика «Живая Земля

(video.yandex.ru/users/fil7848/view/55_)

Мы живем на удивительной, красивой планете - Земля, нас окружает огромный и сложный мир, который мы считаем своим домом. За его пределы не выходят ни величавые облака, плывущие над нашей головой, ни свирепые тайфуны и ураганы. Внутри него находятся самые высокие горы, самые глубокие океаны, проходят воздушные трассы самолетов, залегают самые глубокие месторождения полезных ископаемых. Как удается этому хрупкому миру противостоять разрушительным ударам окружающим его глубинных и космических стихий, сохранятся на протяжении многих миллионов лет? Как поддерживается строгая дисциплина в этом многосложном переплетении? На этот и многие другие вопросы отвечает современная наука, которую мы начинаем изучать более подробно - география.

Почему же географию зовут древней наукой

Сегодня мы используем и преподаем географию так же, как и на протяжении веков. Мы часто используем простые карты, компасы и глобусы, а также узнаем о физической и культурной географии разных регионов мира. Но сегодня мы также используем и преподаем географию по-разному. Мы - мир, который становится все более цифровым и компьютеризированным. География не похожа на другие науки, которые ворвались в эту область, чтобы продвинуть наше понимание мира.

Добсон, президент пишет, что эти современные географические инструменты «представляют собой макроскоп, который позволяет ученым, практикам и общественности одинаково смотреть на землю как никогда». Добсон утверждает, что географические инструменты позволяют развивать науку, и поэтому география заслуживает места среди фундаментальных наук, но что более важно, он заслуживает большей роли в образовании.

3. Целеполагание.

Почему же географию мы называем древней наукой?

Вспомните, что вы знаете о науках изучающих Землю?

(Учащиеся рассказывают о науках, изучающих Землю - астрономия, физика, химия, биология и т. д.)

Итак, слово «география» появилось более 2 тыс. лет назад в Древней Греции

По-гречески «Ге»- Земля, «графо»- пишу (Слайд 2)

Древнегреческий ученый Эратосфен обычно называют «отцом географии» из-за того, что он по существу изобрел его как научную дисциплину. Эратосфен первым применил слово география и другие термины, которые все еще используются сегодня, и он также имел небольшое представление о планете в более широком представлении о Вселенной, которое проложило путь для нашего современного понимания космоса.

Краткая биография Эратосфена

Среди его достижений был его сверхъестественный точный расчет окружности земли. Являясь главным библиотекарем и ученым, Эратосфен написал всеобъемлющий трактат о мире, названный Географией. Это было первое использование слова, которое по-гречески буквально означает «писать о земле». География также представила концепции жарких, умеренных и холодных климатических зон.

Книгу с таким названием написал в III веке до н.э. ученый Эратосфен из города Кирена. Эратосфен описал природу стран Средиземноморья, отсюда и название книги - «География» (Слайд 3)

Как вы объясните тот факт, что, давая название новой науке, отец географии Эратосфен на­звал ее география, а не ойкуменография, как называли греки населяемую ими сушу?

В дополнение к своей славе как математик и географ, Эратосфен был очень одаренным философом, поэтом, астрономом и музыкальным теоретиком. Будучи ученым в Александрии, он внес несколько значительных вкладов в науку, в том числе признание того, что год немного длиннее 365 дней, и поэтому для того, чтобы календарь оставался постоянным, требуется дополнительный день каждые четыре года.

Эратосфен Известный эксперимент

Таким образом, он прожил около 80-48 лет. Очень известный математический расчет, в котором Эратосфен определил окружность земли, является ключевой частью того, почему мы помним и отмечаем его вклад в науку. Услышав о глубокой скважине в Сюене, где солнечный свет только ударил по дну колодца летним солнцестоянием, Эратосфен разработал метод, с помощью которого он мог рассчитать окружность земли, используя базовую геометрию. Тот факт, что Эратосфен был близким другом известного греческого математика Архимеда, пожалуй, является одной из причин его успеха в этом расчете.

(Эратосфен расширил предмет новой науки, включив в него не только известные и населенные зем­ли, но и еще не открытые, еще не известные)

География долгое время занималась описанием природы земной поверхности и населения отдельных стран. Путешественники открывали новые земли и моря, несколько тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить географические карты.

Если бы он не сотрудничал непосредственно с Архимедом в этом упражнении, ему наверняка помогла его дружба с великим пионером в геометрии и физике. Чтобы вычислить окружность Земли, Эратосфен потребовал два критических измерения. Он знал приблизительное расстояние между Сиеней и Александрией, измеряемое торговыми караванами на верблюдах. Затем он измерил угол тени в Александрии на солнцестояние. Ухватив угол тени и разделив ее на 360 градусов круга, Эратосфен смог умножить расстояние между Александрией и Сене на 50, чтобы определить окружность земли.

Кто же привозил сведения о новых странах и народах?(мореплаватели)

Что было необходимо древнему мореплавателю, чтобы благополучно доплыть до места назначения?

Прежде всего, моряк должен был знать об очертаниях бе­регов, о мелях или коварных рифах, преобладающих ветрах, погоде (когда штиль, когда шторм, как спасаться от него и т. д.). И обязательно - о людях, живу­щих на далеких берегах. Как они относятся к чужакам? Какие у них обычаи и верования? Как они одеваются и в каких домах живут? А для купцов самое главное - что можно купить или обменять у заморских жителей, и по каким ценам, а какие товары они сами хотят купить. Это значит, что очень важна бы­ла информация - описание моря и суши, природы, хозяйства и жителей разных стран.

Хотя Эратосфен делал математические ошибки в своих расчетах, они, к счастью, отменяли друг друга и давали удивительно точный ответ, который по-прежнему вызывает удивление у ученых. Несколько десятилетий спустя греческий географ Посидоний настаивал на том, что окружность Эратосфена слишком велика. В средние века большинство ученых принимало окружение Эратосфена, хотя Христофор Колумб использовал окружность Посидония, чтобы убедить своих сторонников в том, что он может быстро добраться до Азии, отправившись на запад из Европы.

Как мы теперь знаем, это была критическая ошибка в части Колумбуса. Если бы он использовал фигуру Эратосфена, Колумбус знал бы, что он еще не был в Азии, когда он приземлился в Новом Свете. География - очень старая и очень молодая наука. Он эволюционировал от науки, более изначально описывающей землю, к науке, которая, будучи интегрированной в другие «земные» науки, исследует территории в их сложности, в зависимости от меняющихся социальных требований к науке. Таким образом, география позволяет анализировать, оценивать и прогнозировать возникающие проблемы использования и изменения естественного пространства современным обществом с использованием определенного диапазона географии.

Постепенно между странами налаживался взаимовыгодный обмен - например, оливковое масло из Греции меняли на пшеницу из Скифии (северное побережье Черного моря). Постепенно возникали территориальное разделение труда и организованные потоки товаров меж­ду странами - развивалась международная торговля. И сейчас мы можем видеть, как во многих странах мира, в том числе в России, едят бананы из Эквадора, пьют кофе из Бразилии, чай из Индии. Сотрудничать друг с другом - это всегда гораздо полезнее, чем конфликтовать: вместе мы, жители Земли, можем сделать нашу жизнь намного лучше.

Великие географические открытия века и века расширили взгляды людей на землю. Естественно, что географы заинтересовались пространственной структурой земной поверхности в этот период. В ходе этих изменений в географических взглядах или в контексте их растущей специализации субрегионы географии превратились в автономные науки, например, для климата, почвы и гидрологии или для исследований населения и поселений.

В начале 20-го века важность влияния человека на ландшафт приобретала все большее значение в географии. Термин «пейзаж» изменил его значение и постепенно был заменен термином «геосистема». На это развитие также оказали влияние соседние науки, такие как геология, биология или социология, результаты которых были включены в геоэкологические исследования.

Что же стало главным двигателем расширения географического кругозора?

(Торговля)

Много накопилось знаний о природе, населении и его хозяйстве и возникла необходимость разделить науку на физическую и экономическую. (Слайд 4)

Человек живет на планете. А что это значит?(Слайд 4-12)

Использует ее богатства: добывает полезные ископаемые, строит города, прокладывает дороги, перегораживает реки плотинами, вспахивает поля, собирает урожай и т.д. А нравится ли это нашей планете? Поэтому необходимо знать законы, по которым живет и развивается природа, как связаны между собой все ее составные части как сделать, чтобы хозяйственная деятельность не разрушала природу.

Геоэкология объясняет его центральную концепцию гео-экосистемы как участка земной поверхности естественным развитием и естественными изменениями. С другой стороны, влияние человека посредством планирования и управления является неотъемлемой частью геосистем.

Человеческое влияние всегда рассматривается как вмешательство человека с помощью технических систем, и способ, которым они действуют, становится частью экосистем: в ходе социального развития в первую очередь доминировали природоохранные вмешательства, такие как сельское хозяйство или лесное хозяйство. Позже на первый план вышли изменения, влияющие на природную среду, такую ​​как горная промышленность, поселение, транспорт и промышленное строительство.

Таким образом, ГЕОГРАФИЯ наука, о природе, населении и хозяйстве нашей планеты, о законах, по которым она живет и развивается.

Ребята, так зачем же нам география? (Слайд 13)

Значение информации в наше время еще более возрос­ло: современный мир стал почти «единым». Сети Интер­нета и телефонов опутали его своей незримой паутиной, а главный фактор успеха в любом деле - владение инфор­мацией.

На фоне этих событий все больше занимает место традиционная историческая структура географии в физическую географию, которая исследует естественные основы формирования и развития ландшафтов, а также география человека, которая в первую очередь исследует человеческие вмешательства и их последствия.

Общество географии в Берлине. Если в наше стремительное время пятидесятая годовщина одного выдающегося человека уже является одной из великих раритетов и празднуется с должной торжественностью, то насколько этот фестиваль будет отмечен одним из крупнейших и наиболее важных научных обществ к развитию которых наиболее влиятельные ученые великие не только центральные, но и все великое отечество, действительно в более широком смысле, руководители международных сил внесли свой вклад через поколения! Поэтому «Берлинское общество географии», пятидесятая годовщина которого отмечается в мае этого года, может быть не только вторым по величине в своем роде на Земле, но и из-за больших успехов, достигнутых за последние пять десятилетий что торжество науки, отмеченное в его кругу, означающее победу человека над природой, найдет свою реверберацию повсюду.

Какую же информацию для современного человека и лично для каждого из вас поможет дать география? Что для всех нас важно?

    Во-первых, знание процессов развития природы и хозяйства. Это позволит ответить на множество вопросов. Как «живет» наша природа? Почему различаются природ­ные условия и виды деятельности человека в разных странах и регионах? Куда отправляют товары из вашего города или района и откуда привозят к вам? Как будет меняться природа и хозяйство вокруг вас? Что ждет человека и всю нашу Землю в ближайшем и отдаленном будущем?

    Во-вторых, практические вопросы, которые каждому приходится решать в по­вседневной жизни.

    По какой дороге лучше доехать до дачи друга? Какой наилучший маршрут выбрать для поездки на летние каникулы?

    Удобно ли по­звонить в 9 ч вечера из Москвы дедушке в Новосибирск?

    В какое время года лучше отправиться в путешествие, например в Индию или Таиланд?

    Откуда у нас дома еда на столе, и из какой страны домашняя техника?

    В-третьих, выбор профессии. Военные, летчики и моряки обязаны хорошо знать географическую карту. Геологи - горные породы. Строители - особеннос­ти поверхности и грунта застраиваемого участка. Предприниматели - особеннос­ти размещения предприятий и связи между ними. Работники туристического биз­неса - все о разных странах и регионах.

4.Рефлексия (Слайд14)

Продолжить предложение

1.Я знаю, что …..

2.Я могу …

5. Домашнее задание: & 1

Составьте схему наук о природе.

География 5 класс

Тема урока: Что такое география.

Цель урока : формирование представлений о географии как науки, раскрыть значение географических знаний для человека, отличие современной географии от географии древности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

    выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе

географии;

    правила работы с учебником и другими пособиями;

    основные правила работы в кабинете географии.

Метапредметные

Регулятивные - умеют работать с текстом, выделять в нем главное; составлять схемы наук о природе

Познавательные - сравнивать и обобщать, строить логическое рассуждение направленное на выведение определения предмета изучения географии;

Коммуникативные - могут самостоятельно организовать учебное взаимодействие в

группе, определять общие цели.

Личностные

Обучающиеся соотносят поступки и события с принятыми этическими принципами;

Умеют выделять нравственный аспект поведения.

Решаемые учебные проблемы - Почему географию называют древней наукой?

Основные понятия, изучаемые на уроке – география, наука, Эратосфен, современная география. Средства обучения: Физическая карта полушарий, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Тип урока: урок образования понятий .

Ход урока.

1.Организационный момент

Проверяю готовность рабочего места к уроку, насколько комфортно чувствуют себя ученики. Приветствую класс.

2. Актуализация знаний

Просматриваем фрагмент из видеоролика «Живая Земля

( )

Мы живем на удивительной, красивой планете - Земля, нас окружает огромный и сложный мир, который мы считаем своим домом. За его пределы не выходят ни величавые облака, плывущие над нашей головой, ни свирепые тайфуны и ураганы. Внутри него находятся самые высокие горы, самые глубокие океаны, проходят воздушные трассы самолетов, залегают самые глубокие месторождения полезных ископаемых. Как удается этому хрупкому миру противостоять разрушительным ударам окружающим его глубинных и космических стихий, сохранятся на протяжении многих миллионов лет? Как поддерживается строгая дисциплина в этом многосложном переплетении? На этот и многие другие вопросы отвечает современная наука, которую мы начинаем изучать более подробно - география.

3. Целеполагание.

Почему же географию мы называем древней наукой?

Вспомните, что вы знаете о науках изучающих Землю?

(Учащиеся рассказывают о науках, изучающих Землю - астрономия, физика, химия, биология и т. д.)

Итак, слово «география» появилось более 2 тыс. лет назад в Древней Греции

По-гречески «Ге»- Земля, «графо»- пишу (Слайд 2)

Книгу с таким названием написал в III веке до н.э. ученый Эратосфен из города Кирена. Эратосфен описал природу стран Средиземноморья, отсюда и название книги - «География» (Слайд 3)

Как вы объясните тот факт, что, давая название новой науке, отец географии Эратосфен на­звал ее география, а не ойкуменография, как называли греки населяемую ими сушу?

(Эратосфен расширил предмет новой науки, включив в него не только известные и населенные зем­ли, но и еще не открытые, еще не известные)

География долгое время занималась описанием природы земной поверхности и населения отдельных стран. Путешественники открывали новые земли и моря, несколько тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить географические карты.

Кто же привозил сведения о новых странах и народах ?(мореплаватели)

Что было необходимо древнему мореплавателю, чтобы благополучно доплыть до места назначения?

Прежде всего, моряк должен был знать об очертаниях бе­регов, о мелях или коварных рифах, преобладающих ветрах, погоде (когда штиль, когда шторм, как спасаться от него и т. д.). И обязательно - о людях, живу­щих на далеких берегах. Как они относятся к чужакам? Какие у них обычаи и верования? Как они одеваются и в каких домах живут? А для купцов самое главное - что можно купить или обменять у заморских жителей, и по каким ценам, а какие товары они сами хотят купить. Это значит, что очень важна бы­ла информация - описание моря и суши, природы, хозяйства и жителей разных стран.

Постепенно между странами налаживался взаимовыгодный обмен - например, оливковое масло из Греции меняли на пшеницу из Скифии (северное побережье Черного моря). Постепенно возникали территориальное разделение труда и организованные потоки товаров меж­ду странами - развивалась международная торговля. И сейчас мы можем видеть, как во многих странах мира, в том числе в России, едят бананы из Эквадора, пьют кофе из Бразилии, чай из Индии. Сотрудничать друг с другом - это всегда гораздо полезнее, чем конфликтовать: вместе мы, жители Земли, можем сделать нашу жизнь намного лучше.

Что же стало главным двигателем расширения географического кругозора ?

(Торговля)

Много накопилось знаний о природе, населении и его хозяйстве и возникла необходимость разделить науку на физическую и экономическую. (Слайд 4)

Человек живет на планете. А что это значит ?(Слайд 4-12)

Использует ее богатства: добывает полезные ископаемые, строит города, прокладывает дороги, перегораживает реки плотинами, вспахивает поля, собирает урожай и т.д. А нравится ли это нашей планете? Поэтому необходимо знать законы, по которым живет и развивается природа, как связаны между собой все ее составные части как сделать, чтобы хозяйственная деятельность не разрушала природу.

Таким образом, ГЕОГРАФИЯ наука, о природе, населении и хозяйстве нашей планеты, о законах, по которым она живет и развивается.

Ребята, так зачем же нам география ? (Слайд 13)

Значение информации в наше время еще более возрос­ло: современный мир стал почти «единым». Сети Интер­нета и телефонов опутали его своей незримой паутиной, а главный фактор успеха в любом деле - владение инфор­мацией.

Какую же информацию для современного человека и лично для каждого из вас поможет дать география? Что для всех нас важно?

    Во-первых, знание процессов развития природы и хозяйства. Это позволит ответить на множество вопросов. Как «живет» наша природа? Почему различаются природ­ные условия и виды деятельности человека в разных странах и регионах? Куда отправляют товары из вашего города или района и откуда привозят к вам? Как будет меняться природа и хозяйство вокруг вас? Что ждет человека и всю нашу Землю в ближайшем и отдаленном будущем?

    Во-вторых, практические вопросы, которые каждому приходится решать в по­вседневной жизни.

    По какой дороге лучше доехать до дачи друга? Какой наилучший маршрут выбрать для поездки на летние каникулы?

    Удобно ли по­звонить в 9 ч вечера из Москвы дедушке в Новосибирск?

    В какое время года лучше отправиться в путешествие, например в Индию или Таиланд?

    Откуда у нас дома еда на столе, и из какой страны домашняя техника?

    В-третьих, выбор профессии. Военные, летчики и моряки обязаны хорошо знать географическую карту. Геологи - горные породы. Строители - особеннос­ти поверхности и грунта застраиваемого участка. Предприниматели - особеннос­ти размещения предприятий и связи между ними. Работники туристического биз­неса - все о разных странах и регионах.

4.Рефлексия (Слайд14)

Продолжить предложение

1.Я знаю, что …..

2.Я могу …

5. Домашнее задание: & 1

Составьте схему наук о природе.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...