Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. Безумных лет угасшее веселье

"Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать"

А.С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию, и, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной жизни и любопытства к ней, что жизни он мог отдаться беззаветно. Он не только жил, но и писал. И оттого Пушкин - самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, объективно, без восторга. Творчество этого богопоэта необыкновенно разнообразно, как сама жизнь. Любовь, ненависть, смысл бытия, стремление к свободе, посмертная слава, муки творчества - все это становится объектом поэтического исследования. В своей поэзии Пушкин наследовал лучшие традиции мировой и русской литературы.

Наиболее выразительно это проявляется в теме предназначения поэта и поэзии. Над вопросом о своем поэтическом наследии задумывались все поэты всех времен. Поэтому эпиграфом к стихотворению "Я памятник себе воздвиг..." Пушкин не случайно выбирает начало оды Горация "Я воздвиг памятник". Строки этого, стихотворения перекликаются со строками Ломоносова "Я знак бессмертия себе воздвигнул. Превыше пирамид и крепче меди..." и с чувствами Державина: "Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид...". Но Пушкин понимает предназначение поэта в том, чтоб, "обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей". Поэтические строки Пушкина всегда предполагают бесконечное множество осмыслений. Перечитывая его строки, каждый раз по-новому понимаешь их содержание. "Что же было предметом его поэзии?" - спрашивал Гоголь. И отвечал: "Все стало предметом". Действительно, в стихах Пушкина мы найдем все: и реальные портреты времени, и философские размышления о главных вопросы бытия, и портреты вечного изменения природы и движения человеческой души. Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк, философ, политик, человек, являющий собой эпоху. Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса... Часто через символику пейзажа поэт передает свои вольнолюбивые порывы: Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Именно в стихотворении "К морю" Пушкин ассоциирует образ моря с неспокойной бурной стихией, со "свободной стихией" борьбы. Другое настроение воплощено в стихотворении "Я помню чудное мгновенье". В нем Пушкин рассказывает не только о своей любви, но и о том, как его жизнь повлияла на это чувство: "...Звучал мне долго голос нежный, И снились милые черты". Стихотворение построено на сопоставлении двух образов: любви и жизни. Жизнь идет своим чередом "в глуши, во мраке заточенья", но любовь - это божество и вдохновенье, которые торжествуют над жизнью. Или - другая тема. Тема смерти. Всегда в его творчестве совершается пир во время чумы, всегда одновременно кто-нибудь пирует и кто-нибудь умирает, цепь жизнь-смерть непрерывна. "Эта черная телега имеет право всюду разъезжать".

И на одном из этих празднеств, окаймленных черной смертью, Пушкин над нею смеется, дерзновенно славит Царствие чумы и раскрывает глубины обезумевшего сердца: Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю, И в разъяренном океане Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И в дуновении чумы! - Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья, Бессмертья, может быть залог. Вся поэзия Пушкина является оправданием Бога, творца, оправданием добра. И это ее назначение сказывается и в самой форме, в самих звуках его стихотворений. Не только определенные сюжеты и общий строй его песен, но и сами они как песни, даже отдельные тона их, ласкающие сердце, уже примиряют с природой и жизнью. Пушкин "видел и внимал" всю окружающую жизнь. Его произведения именно поэтому так близки многим читателем. Он смог "жить, чтоб мыслить и страдать", и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе с Пушкиным.

В своем творчестве А. С. Пушкин с удивительным мастерством сумел раскрыть самые лучшие стороны своей души - светлый оптимизм, веру в жизнь (несмотря на ее горести и заботы), гуманизм в самом лучшем смысле этого слова. Величием созданных им произведений, своей личностью, в которой воплотилось все лучшее, что может быть в человеке, всей своей жизнью, прожитой стремительно и ярко, силой своей мечты, своих гордых порывов, безудержной любовью к жизни поэт покорил сердца и умы не одного поколения читателей. Не только силой поэзии, но и силой души Пушкин намного превосходил и своих современников, и последователей. Первое, что бросается в глаза при чтении стихов, - это удивительная художественная яркость и ясность образов, заражающая сила чувств, блеск ума, мастерское владение всеми выразительными средствами поэтической речи.

Наиболее полно и ярко раскрывается внутренний мир поэта в его лирических произведениях, одним из которых является стихотворение «Элегия». Читая его, даже тот, кто мало знаком с биографией писателя, поймет многое о нем самом, о его переживаниях, желаниях, стремлениях, мечтах, разочарованиях и надеждах.

Произведение начинается грустными и тяжелыми размышлениями Пушкина о прошедших годах:

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино - печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Вспоминая свою прежнюю жизнь, автор относится критически и к ней, и к самому себе. Его путь был труден, но часто ему вредил собственный страстный, вспыльчивый характер. И Пушкин осознавал и горько переживал свои ошибки, часто мучился ими. И эти переживания отразились в настроении первой части стихотворения. Поэту известны глубокая тоска, доходящая до отчаяния, одиночество и безысходность. И под влиянием таких размышлений он видит свой будущий путь унылым, сулящим «труд и горе».

Однако Пушкин никогда не бывает только печален и уныл. Он бросает критический взгляд на прошлое, но его мысли о будущем наполнены не одной лишь тоской и отчаянием. Через произведение проходит все то, что творится в душе его автора - пылкой, чуткой, отзывчивой. Перед нами открывается весь богатый душевный мир поэта, его живость, впечатлительность; его горячее сердце, жаждущее любви, счастья, гармонии; его страстный темперамент, влекущий к жизни, к обществу, к удовольствиям и тревогам; его живой ум, отодвигающий на задний план все прихоти, безумства, односторонние увлечения молодости и утверждающий активную жизнь в труде и заботах. Грустные ноты тут же сменяются жизнеутверждающими мотивами:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...

В этих строках - не просто жажда жизни. Поэт стремится к жизни активной, в которой он сможет ощутить всю полноту и красоту человеческого существования, сможет принести пользу обществу. Его не страшат препятствия, трудности, тревоги и даже разочарования - это все неотъемлемая часть полноценной жизни. Несмотря ни на какие горести и заботы, поэт верит в светлое будущее. И вторая часть его стихотворения проникнута удивительно светлыми, мажорными, жизнеутверждающими настроениями:

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть - на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Произведение заканчивается торжественной, бодрой интонацией, в которой звучит твердая решимость поэта пройти этот путь до конца со всеми его невзгодами и преградами, чтобы в полной мере ощутить его счастливые моменты.

Всего в нескольких поэтических строках Пушкин дает нам возможность услышать все струны его лиры. И в этом он так непохож на своих предшественников, которым, в основном, была присуща какая-либо одна тональность: элегическая, грустная, даже

мрачная или, наоборот, подчеркнуто веселая, бодрая, светлая. Пушкину не были свойственны ни беспричинный пессимизм, ни легковесный оптимизм. Ему были присущи все человеческие настроения; он верил только в живую правду бытия, правду и искренность чувств.


Первый вариант
19 век - один из самых сложных и противоречивых периодов в истории нашей страны. Первая его четверть связана с войной 1812 года. Россия тогда страдала от «великой армии» злого гения, покорившего всю Европу. Конец 1825 года - время вступления на престол Николая I. Его правление начинается с жестокой расправы над декабристами: пятеро были повешены, более 120 сосланы в Сибирь на поселение или на каторгу. А за этим последовали поспешные меры нового царя по укреплению полицейского аппарата. Так было создано Третье отделение. Особенно тяжелым для просвещенных людей России был цензурный устав, прозванный «чугунным». Как же в такое время можно было сохранить веру в лучшее будущее? Но люди жили и надеялись. (Введение чрезмерно затянуто и не совсем соотносится с темой сочинения.)
Именно в это время творил А. С. Пушкин. Отличительной чертой его лирики становится (грамматическая ошибка: единственное число вместо множественного, которое требуется при употреблении двух однородных членов) оптимизм и чрезвычайное жизнелюбие (речевая ошибка: оптимизм и жизнелюбие - одно и то же). (Фактическая ошибка: для лирики Пушкина характерен не только оптимизм.) Конечно, были и в его жизни трагедии, но всегда на смену кратковременному разочарованию (в чем?) приходило желание жить (если речь идет о трагедии, то есть о страшном несчастье, то оно не может здесь же называться кратковременным разочарованием; кроме того, автор не совсем прав: конечно, несчастья в жизни Пушкина были, но трагедии - вряд ли). Никакая цензура или правительственные указы не смогли подавить его (желание жить в человеке и писателе вряд ли могут уничтожить цензура или какие-либо указы).
Жизнелюбие и вера в добро А. С. Пушкина (упоминание веры в добро не слишком соотносится с темой сочинения) отражены в стихотворении «Если жизнь тебя обманет…» (Важный содержательный недочет: ничего не сказано про то, что для Пушкина характерно осмысление жизни и ее цели уже в молодости, не упомянуты стихотворения «Телега жизни» и «Свободы сеятель пустынный…».) Его лирический герой признает «унылое настоящее» (речевая ошибка: можно признавать не настоящее, а его существование), но живет сам и призывает жить других ради будущего. И стоит смириться с этим «днем уныния», так как ему на смену все равно должен прийти «день веселья». А в таком (непонятно - каком?) будущем даже минувшие беды станут лишь «милыми».
А вот в стихотворении «Элегия» «годы веселые» уже в прошлом и «печаль в душе» сильна. Но желание жить не только не исчезает, но даже увеличивается. А связано это с тем, что «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». Таким образом, жизнелюбие лирического героя Пушкина вполне естественно, ведь все закономерно (что - все?) и на смену печали придет радость (повтор того, что уже было выражено цитатой).
Но для чего же стоит жить, ждать и надеяться на лучшее? «Чтоб мыслить и страдать», - отвечает на этот вопрос поэт. Таким образом (только что это вводное слово было употреблено), разум становится необходимым для лирического героя (речевая ошибка: не разум, а мысль, мышление - это понятия разные!) настолько, что «день каждый, каждую годину привык я душой провожать…» (грамматическая ошибка при цитировании: если цитата вводится в виде косвенной речи, то нельзя употреблять в ней местоимение «я»). Характерно для этого героя и восклицание: «Не дай мне Бог сойти с ума». Почему же разум имеет столь большое значение для Пушкина? Ведь лирический герой «пел бы в пламенном бреду». Но, не имея разума (та же речевая ошибка: не разум, а мысль, мышление), у него не было бы и воли (грамматическая ошибка: деепричастный оборот должен относиться к тому же действующему лицу, что и сказуемое, а действующего лица в предложении нет), его «запрут». Следовательно, воля невозможна без разума.
Кроме ума (вновь та же речевая ошибка: не разум, а мысль, мышление), необходимы, конечно, чувства, любовь (непонятно почему). И даже страданья дороги, так как они отражение души (речевая ошибка: страданья не могут быть отражением души). «И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило…» (содержательный недочет: нельзя вводить цитаты подобным образом, не называя текста, не формулируя положения, которое должна эта цитата подтвердить). Все потому, что боль в душе - это и воспоминания, свидетельствующие о прекрасном чувстве, без которого невозможна жизнь: «И сердце вновь горит и любит - оттого, что не любить оно не может». Оптимизм, характерный для лирического героя Пушкина (неточность: не оптимизм, а желание жить), связан прежде всего именно с любовью. И «дни веселья» - это мгновения настоящей жизни, которые приходят вместе с большим чувством. Доказательством этого становится стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», лирический герой которого по-настоящему живет лишь в моменты появления «гения чистой красоты». А страданья еще дороги и потому (неправильный порядок слов: правильно - «страданья дороги еще и потому»), что в «слезах утешенья» душа «горькое находит наслажденье». И лирический герой Пушкина делает вывод: «Мне дорого любви моей мученье - пускай умру, но пусть умру любя!» (повтор содержательного недочета: нельзя вводить цитаты, не называя текста, иначе создается впечатление, что цитата - из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…», а это уже будет расценено как фактическая ошибка).
И все для себя важное поэт объединяет в стихотворении «Вакхическая песня» (глагол «объединяет» не совсем точно называет то, что хотел сказать автор работы, поскольку обозначает «создавать единое целое»; кроме того, непонятно, что такое - «все важное»). Лирический герой восклицает: «Да здравствуют нежные девы!», «Да здравствуют музы, да здравствует разум», «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» Все это (непонятно, что «это») связано с Вакхом, богом вина и наслаждения. (Несколько важных содержательных ошибок: во-первых, автор ограничился цитатами, не раскрыв их содержание и не написав, что поэт прославляет любовь, искусство, человеческий разум и вообще все светлое и прекрасное в жизни, связанное с символическим образом света; во-вторых, Вакх, особенно как бог вина и наслаждения, не столь важен, чтобы его упоминать специально, в-третьих, нарушена логика изложения, так как более раннее стихотворение рассматривается после более поздних, и, наконец, не только не анализируются, но даже не упоминаются стихотворения «Пора, мой друг, пора…», «Из Пиндемонти», «Вновь я посетил…».)
Гениальность А. С. Пушкина заключается в том, что он понимал и видел (следовало бы поменять глаголы местами: прежде видел, а потом уж понимал) необходимость и разума, и чувств в человеческой жизни. В дальнейшем в литературе существовал постоянный спор (речевая ошибка: спор существовать, да еще в дальнейшем, не может - можно сказать «шли споры» или «существовали разногласия») о значении рационального и духовного для человека (духовное - связанное с внутренним миром, следовательно, включает в себя и рациональное, интеллектуальное, и душевное, эмоциональное), в котором участвовали писатели и поэты 19 и 20 вв. (слишком расплывчато). (В качестве важного недостатка сочинения нужно выделить неумение автора акцентировать внимание на философском аспекте стихов Пушкина, его размышлениях о смысле жизни и ценностях бытия.)

Второй (исправленный) вариант
Кто из нас не задумывался о смысле жизни? Для чего мы родились? Каково наше предназначение в жизни? Конечно, этот вопрос ставит перед собой любой мыслящий человек, и каждый отвечает на него по-разному. Мне особенно интересно понять, в чем состоит смысл жизни для писателя, поэта. Действительно, этот вопрос стал одним из основных в философской лирике многих поэтов. И, конечно, интересно посмотреть, как представляет эту тему творец поистине гениальный - А. С. Пушкин.
Попытка осмыслить жизнь появляется еще в ранней лирике поэта. Ярким примером служит стихотворение «Телега жизни», где, вероятно, представлены три этапа жизни человека: юность, зрелость и старость. Для юности характерен вечный порыв («Кричим: пошел!..») и опрометчивость. Зрелость связана со зрелыми суждениями и реализмом. «Косогоры и овраги» уже не кажутся столь безопасными, пропадает отвага, присущая юности. А вот старость - это уже время, когда человек «дремлет», то есть не вполне живет. Конечная станция - это место «ночлега». Но, может быть, наступит новый день, новая жизнь? Вероятно, душа находится в вечном странствовании, а сегодняшняя жизнь - лишь один день вечности.
Более трагично стихотворение «Свободы сеятель пустынный…», в котором меняется представление лирического героя о мире, а соответственно, и смысл его жизни. Раньше его существование заключалось в том, чтобы «в порабощенные бразды» бросать «живительное семя». Но теперь лирический герой уверен, что стадам не нужны «дары свободы», что их «не разбудит чести клич». Перед поэтом встает вопрос о необходимости переосмысления ценностей, и это причиняет ему страдания.
Но для лирического героя Пушкина характерно прежде всего жизнелюбие, которое отражено в стихотворении «Вакхическая песня» Он восклицает: «Да здравствуют нежные девы!», «Да здравствуют музы, да здравствует разум», «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» Самым важным в жизни поэта становится любовь, искусство, разум и все светлое, возвышенное и прекрасное.
И вот в 1826 году Пушкин пишет стихотворение «Пророк», где точно формулирует, в чем состоит смысл его жизни: «Глаголом жечь сердца людей». Это задача, поставленная самим Богом (не очень удачная формулировка, когда речь идет о Боге): «И Бога глас ко мне воззвал…» Но этому пониманию смысла жизни предшествовало полное перерождение лирического героя («отверзлись вещие зеницы», «внял я неба содроганье»).
В том же году была написана «Зимняя дорога», где не просто описывается зимний пейзаж, а показывается такой этап жизни человека, как зрелость. Для лирического героя наступило то время, о котором он упоминал еще в стихотворении «Телега жизни»: «Но в полдень нет уж той отваги; порастрясло нас…» Жизнь стала «печальна», «скучна», «однозвучна» и даже «утомительна». Это тот период, когда исчезает «разгулье удалое» юности и остаются лишь «глушь и снег».
Постепенно в лирике поэта появляются и размышления о смерти. Ярче всего они представлены в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Мысли о смерти лирического героя не ужасают, он воспринимает конец жизни как нечто неизбежное: «Мы все сойдем под вечны своды…» Он пишет: «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть…» Так автор соединяет два противоположных, но невозможных друг без друга понятия: жизнь и смерть. И как бы в противовес увядающей жизни человека остается «вечная краса» природы (а ведь о необходимости прекрасного Пушкин писал еще в стихотворении «Вакхическая песня»).
Жизнелюбие поэта отражено и в стихотворении «Элегия», где он пишет: «Но не хочу, о други, умирать; / Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Вот в чем заключается теперь смысл жизни для лирического героя. Составная часть этого страдания, без которого немыслима жизнь, и в то же время величайшая радость - любовь. И здесь нужно возвратиться к более раннему творчеству Пушкина, когда лирический герой стихотворения «Желание» воскликнул: «Мне дорого любви моей мученье - пускай умру, но пусть умру любя». Важно то, что с большим чувством у поэта обязательно связаны и слезы. «Я слезы лью; мне слезы - утешенье; моя душа… в них горькое находит наслажденье», - пишет он в «Желании». А в стихотворении «Погасло дневное светило…» появляется такая строка: «Чувствую: в очах родились слезы вновь…»
По-другому представлена жизнь и ее смысл в стихотворении «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…». Лирический герой вновь возвращается мыслями к смерти и приходит к довольно грустному выводу о том, что в жизни «счастья нет, а есть покой и воля». Гениальность А. С. Пушкина особенно ярко проявляется в последних строках стихотворения: «Замыслил я побег в обитель дальнюю трудов и чистых нег». Куда же? Возможно, это деревня, где на поэта снисходит вдохновенье. Не исключено, что это монастырь («обитель»). Но я больше склоняюсь к мысли, что это рай. Однако любой читатель может придерживаться своей точки зрения.
Все чаще начинает зрелый Пушкин задумываться о будущих «внуках», о вечности природы и краткости и непрочности жизни человека. Бессмертная природа как бы связывает многие поколения.
На различных этапах творчества Пушкин видит смысл жизни в разном, но всегда верит, что есть что-то, ради чего стоит жить. Гениальность поэта заключается в том, что он видит и понимает необходимость и разума, и чувства в человеческой жизни. И это то, чему научились у него многие другие русские писатели и поэты - от Л. Толстого и Ф. Достоевского до Б. Пастернака и И. Бродского.

Читать стих «Безумных лет угасшее веселье» Пушкина Александра Сергеевича задают в старших классах на уроках литературы. Это произведение появилось на свет осенью 1930 года. Поэт очень любил это время года. Тем не менее, текст стихотворение Пушкина «Безумных лет угасшее веселье» наполнен тоской. Дело в том, что, как и всякий человек, Пушкин мечтал о собственном семейном очаге, о счастливой жизни с безумно любимой женщиной Натальей Гончаровой. Разрешения на брак с ней он добивался целых два года, и, наконец, получил его. Так в чем же причина грусти Пушкина? А в том, что после свадьбы ему придется забыть о своей безудержной молодой жизни, о других женщинах, которые были его Музами, о выпивках в клубах и погрузиться в семейный быт. В стихотворении он тоскует о том, что с личной свободой после свадьбы ему придется проститься. Произведение полностью отражает наполненную смутой душу поэта, он пишет о собственных страданиях в связи с важным событием в жизни. Но он надеется на то, что в этой беспросветной темноте сверкнет луч света и ему удастся насладиться семейной жизнью с любимой женщиной. Учить стихотворение легко. Ведь скачать текст можно в режиме онлайн на нашем сайте.

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино – печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...