Янтарный путь. Янтарный торговый путь

Янтарный путь

Янтарный путь -- древний торговый путь, по которому в античности из Прибалтики в Средиземноморье доставлялся янтарь. Впервые о нём упоминает «отец истории» Геродот, хотя путь действовал за тысячелетия до его рождения: изделия из балтийского янтаря были найдены в гробнице Тутанхамона.

Тацит в «Германии» описывает обитающий на востоке Свебского моря народ эстиев, которые «обшаривают и море и на берегу, и на отмелях единственные из всех собирают янтарь, который сами они называют глезом. Но вопросом о природе его и как он возникает, они, будучи варварами, не задавались и ничего об этом не знают; ведь он долгое время лежал вместе со всем, что выбрасывает море, пока ему не дала имени страсть к роскоши. У них самих он никак не используется; собирают они его в естественном виде, доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему изумлению, получают за него цену».

В раннем средневековье дорога начиналась в земле пруссов, у торгово-ремесленных центров Кауп и Трусо, затем шла на юг по течению Вислы, пересекала Дунай у Карнунта, проходила по территории нынешних Чехии, Словакии (через Девин), Австрии и Словении и оканчивалась, как правило, в Аквилее.

Индо-римский торговый путь

Индо-римская торговля первоначально осуществлялась сухопутными путями через Армению и Персию, что существенно ограничивало её объём. До римского завоевания Египта монополией на морскую торговлю обладали Птолемеи. Присоединение Августом Египта активизировало торговые и культурные контакты Древнего Рима с Индией.

В начале нашей эры римляне освоили морскую торговлю через порты Красного моря, прибегая к посредству аксумитов. При Августе между египетским и индийским берегами ежегодно курсировало 120 торговых судов.

Наиболее подробное описание индо-римской торговли содержится в документе, предположительно середины I-го века н. э. , известном как «Перипл Эритрейского моря». В нём упомянуты не только римские гавани Эритрейского моря (Арсиноя на месте современного Суэца, Береника и Миос-Гормос), но и целая обойма индийских портов. Лишь немногие из них удаётся идентифицировать по археологическим материалам (Барбарик -- вероятно, современный Карачи), от большей же части сохранились только имена-гапаксы.

Индийские археологи до сих пор находят в Южной Индии клады римских монет. Некоторые тамильские правители заменяли выгравированные на монетах профили римских императоров на свои собственные и пускали их в оборот. Даже после захвата Северной Африки арабами в Индии продолжали жить христиане и евреи, однако в связи с прекращением коммерческого мореходства по Красному морю индийцам пришлось переориентировать свою торговлю на восток.

Янтарь известен человечеству с древнейших времен. «Солнечный камень»
находили в руинах античных полисов и гробницах египетских фараонов. Янтарь с
древнейших времен имел огромное значение для территории нынешней
Калининградской области. Однако ценить этот «дар моря» местные жители научились
далеко не сразу. По свидетельствам археологов, чем дальше от месторождений
янтаря, тем больше «солнечного камня» встречается в захоронениях. Точно такая
же зависимость касается и стоимости янтаря – чем дальше от мест добычи, тем был
он дороже. Сами же пруссы обработкой главного богатства своей земли не
занимались, для них он был лишь объектом торговли – причем цена, которую
платили им за необработанные куски «солнечного камня» порой казалась им слишком
высокой, чем вызывала у них удивление.

Впервые использоваться янтарь стал в эпоху палеолита – около 450000-12000 гг.
до нашей эры. На первых стоянках первобытного человека в районе Пиренеев, а
также на территории современной Австрии, Румынии и Моравии находили куски
необработанного янтаря. На вопрос, как же попал «солнечный камень» в места,
достаточно отдаленные от Балтийского побережья, историки дают такой ответ:
считается, что древние охотники, которые уходили далеко на север, преследуя
мигрирующих животных, подбирали кусочки камня как диковинку. В эпоху Мезолита
(12000-4000 гг. до н.э.) появились древнейшие объемные произведения из янтаря в
Северной Европе, в основном это были антропоморфные и зооморфные предметы
религиозного культа. Шесть тысяч лет назад человечество вступило в эпоху
Неолита. Историки считают, что именно в это время янтарь стали обрабатывать в
регионе Балтийского моря. Самые часто встречающиеся изделия из «солнечного
камня» - цилиндрические, круглые или овальные бусины. К крупным находкам того
времени относят глиняные горшки с янтарем, которые использовались в качестве
ритуальных предметов. Причем янтаря было достаточно много – в одном кладе
насчитали 13 тысяч бусин общей массой 4 килограмма, в другом – 4 тысячи бусин,
которые весили 8 килограммов. Янтарные бусы в эту эпоху встречаются и в
захоронениях, но в меньших, чем в жертвенниках, количестве. Большая часть
янтарных изделий того времени выполняла функции боевых амулетов. Куски янтаря
часто встречаются и в египетских захоронениях периода ранних династий, а также
в Междуречье. Однако не весь янтарь в тех находках по составу соответствует
балтийскому. Египтяне окуривали гробницы янтароподобными местными смолами,
также и в Междуречье находили фигурки не только из балтийского солнечного камня,
но и из местных смол Ближнего Востока. Не отставала от востока и Европа –
янтарные изделия находили в Англии, ну а в Древнем Риме «солнечный
камень» был неоспоримым символом роскоши. Главным центром по импорту и
переработке янтаря в Римской империи был город Аквилея. Особой популярностью у
граждан Рима пользовались кольца, украшенные фигурками Венеры или Купидона, а
чуть позже- женскими головами со сложными прическами. Украшали римляне янтарем
обувь и одежду, из него делали флаконы для благовоний, сосуды для вина. А во
времена императора Нерона янтарем даже украсили амфитеатр для проведения
гладиаторских боев. Возрастание интереса к янтарю характерно для бронзового
века: теперь его оправляли в ожерелья, и, кроме того, улучшившаяся технология
позволяла сверлить более аккуратные отверстия в бусинах.

Более или менее организованная торговля янтарем возникла около 3 тысяч лет
назад. Основными торговыми путями были водные. «Янтарных путей» было немало, но
к основным можно отнести пять. Первый – смешанный водно-сухопутный - начинался
в устье Эльбы, караваны шли до реки Везер (Германия), в районе современного
Падерборна дорога поворачивала на запад и выходила к Рейну. Через Дуйсбург
караваны по Рейну следовали в Базель, а оттуда по суше – до реки Роны, через которую
попадали в Средиземное море. Второй брал начало в Гданьской бухте, шел по рекам
Висле и Варте, через Познань и Вроцлав. Потом по Судетской области и Брно по
реке Мораве, и далее по Дунаю до Вены, где янтарь грузили на сухопутный
транспорт и везли на побережье Адриатического моря. Третий путь шел по Висле,
Сану и Днестру и заканчивался у Черного моря, таким образом янтарь поступал на
рынки Египта, Греции и южной Италии. Четвертый путь – тоже смешанный
водно-сухопутный - шел из Балтики по Неману и притокам Днепра, и заканчивался у
Черного моря. Этот путь получил название «из варяг в греки». Пятый путь,
проложенный в конце III- начале IV века, проходил по Неве и через Днепр
связывал Балтийское море с римскими колониями и Византией.

В то время технология добычи янтаря была примитивной и сводилась к простому
собирательству самоцвета на берегу Балтийского моря. Янтарь по плотности равен
воде или даже меньше ее, поэтому во время штормов его часто выбрасывало на
берег. Как правило, добыча была невелика, однако даже новая история
зафиксировала несколько крупных «янтарных бурь». Так, в 1862 году вместе с
водорослями на берег выбросило около 2 тонн янтаря, а в 1914 – около 870 килограммов.

В безветренную погоду использовали другой древний способ – черпание янтаря со дна
моря, крупные самородки просто поднимали со дна моря сачком.

В VI веке возникает новое государство авар – Каганат, основанное на
подневольном труде и транзитной торговле. Это государство предприняло попытку
захватить янтарный промысел в свои руки и отправили в Пруссию небольшие
вооруженные группы. Захватив мазурские янтарные прииски, они попытались
замкнуть торговлю «солнечным камнем» на себя, их основным контрагентом в этом
стала Византия. Культура пруссов, разумеется, пыталась исправить это положение.
На рубеже VII-VIII веков в восточной части вислинской дельты, в устье реки
Ногат, возник торговый пункт со смешанным населением из пруссов и выходцев с
острова Готланд, под названием Трусо. Трусо успел прославиться в Балтийском
регионе своими торговыми связями – с Западом по морю, с Югом и Востоком – по
реке Висла. Прусский янтарь вызывал большой интерес по всей Евразии. К тому же
местные купцы участвовали в транзитной торговле изделий восточноевропейских
мастеров. Около 850 г. Трусо был разрушен викингами. Но из балтийской торговли
уничтожение Трусо пруссов не вывело. В начале IX века новым ее центром стало
поселение Кауп в юго-западной части Куршской косы. Он стал центром янтарной
торговли, причем, по свидетельствам историков того времени, размер ее достиг
впечатляющего размаха., в том числе Кауп имел довольно прочные торговые связи с
Русью. В начале XI века расцвету Каупа пришел конец, и тоже не без участия
скандинавов – датчан, которые поработили Замланд, однако их владычество не
продержалось долго. По-видимому, действия датчан были направлены не на захват
Самбии, а на уничтожение Каупа как торгового центра, конкурента молодого
Датского королевства.

Новая страница истории янтарных промыслов в Пруссии началась с захватом этих
земель Тевтонским орденом. Если до этого добыча и торговля янтарем фактически
никому не принадлежала и не была монополизирована (несмотря на то, что всплеск
янтарной торговли повлек за собой развитие имущественного неравенства в
прусских племенах), то рыцари Ордена сразу поняли, что имеют дело с уникальным
богатством. Орден тут же монополизировал добычу и торговлю янтарем, санкции за
нарушение этого закона были очень жестокими. Так, в историю вошел фогт Ансельм
фон Лозенберг, который издал указ о том, что каждого, кто будет уличен в незаконном
«обороте» янтаря, будут вешать на первом попавшемся дереве. Такая жестокость
надолго осталась в народной памяти в легенде. Верили, что призрак фон
Лозенберга скитается по побережью и кричит: «Во имя бога янтарь свободен!».

Другая прусская легенда говорит о том, что жестокость тевтонцев прогневала
прусского морского бога Аутримпо, и море перестало отдавать людям «солнечный
камень». Кроме суровых санкций за собирательство и торговлю янтарем, орден не
разрешал создавать цеха по его переработке, первая янтарная мастерская
появилась в Кенигсберге только в 1641 году, то есть уже после изгнания
Тевтонского ордена с этой территории. Но и тогда послаблений было немного:
каждый цеховой мастер и подмастерье давал клятву, что будет неотступно
соблюдать все указания курфюрста, будет приобретать янтарь только у курфюрста
или его арендаторов и обрабатывать только янтарь, купленный легально. Кроме
того, запрещалось перепродавать необработанный янтарь.

Тевтонский орден торговлю янтарем вел самостоятельно. Торговый дом ордена
заключал договоры на поставку различных товаров, но самым выгодным был сбыт
янтаря. Торговый дом покупал сырье и поделки из янтаря у маршала ордена и
перепродавал их значительно дороже в другие страны. Маршал, в свою очередь,
имел дело с подчиненным ему правителем крепости Лохштедт. «Янтарный наместник»,
как его называли, периодически доставлял солнечный камень в замок. Наибольшую
прибыль приносила продажа четок (в переводе с немецкого в оригинале
-»розовых венков», однако, это ошибка, Rosenkranz по-немецки значит
не «розовый венок», а «четки»), но торговали и
необработанным самоцветом. Большая его часть в бочонках вывозилась в
Любек и Брюгге и продавалась ремесленным цехам, делавшим четки. В среднем за
год кенигсбергские торговые агенты торгового дома доставляли сюда по 30 бочек
янтаря. Получали они за него примерно в 2,5 раза больше, чем дом платил
маршалу. Кстати, любопытный факт. Ощутимый удар по янтарной торговле
нанесла Реформация – на четки, весьма распространенные у католиков, шла львиная
доля добытого в Пруссии «солнечного камня». Выручив деньги за янтарь и другие
товары, торговые агенты покупали за границей холст, сукно, вина, рис, южные
плоды, пряности, бумагу, железо и везли это в Пруссию. Часть выручки шла на
содержание крепостей.

Очередная годовщина совместной жизни, янтарная свадьба, празднуется спустя 34 года после заключения брака. Такое теплое название дата получила не случайно.

Прежде, чем стать благородным камнем, янтарь проходит долгий путь, изменяясь и трансформируясь из вязкой смолы.

Его превращение в ценность подобно отношениям, которые на протяжении жизни видоизменялись, чтобы приобрести благородство и прочность.

Приметы и традиции янтарной свадьбы

Эта годовщина не является круглой датой и отмечают...

Путь мага сложен и порой опасен. Наделен множеством испытаний, лишений многих физических «благ». И можно многое сказать в объяснение этих вещей, в защиту их необходимости, и в обязательность их на Пути Мага. Но все это есть лишь видимый поверхностный слой того, чем наполнены жизнь и путь развития.

Есть же более важные аспекты этого Пути, такие как Предназначение. Вот и здесь не будет сказано слов в защиту испытаний, а будет сказано о том, в чем смысл бытия магом. Зачем они вообще «нужны» и в...

В первой книге Кастанеды дон Хуан говорит, что человек отправляется за знанием так же, как отправляется на войну: он испытывает страх, он собран, бдителен и абсолютно уверен в себе. Потому отправляющихся за знанием можно с полным основанием называть воинами.

Правильно идти по этому пути означает: идти так, как подобает воину. В «Сказках о Силе» маг из индейского племени яки заявляет, что образ жизни воина «это тот клей, что скрепляет воедино все части» (IV-313) его знания.

Одна из...

Духовный прогресс основан на принятии как вопросе свободной воли и выбора, и поэтому все воспринимают только тот мир, который выбрали сами. Во Вселенной нет жертв, и все события разворачиваются согласно внутреннему выбору и решению. Во Вселенной нет ничего, что имело бы отношение к несправедливости.. В целости нет недостатка. Все завершенное, полное и целое. Полнота совершенна и абсолютна, нет незавершенности, которую нужно было бы восполнить.Мир эго похож на дом с зеркалами.

Единственный...

"Лишившись чувства собственной важности, мы становимся неуязвимыми."

Я уже отдан силе,
что правит моей судьбой.

Я ни за что не держусь,
поэтому мне нечего защищать.

У меня нет мыслей,
поэтому я увижу.

Я ничего не боюсь,
поэтому я буду помнить себя.

Отрешенный, с легкой душой,
я проскочу мимо Орла,
чтобы стать свободным.

I.КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ В ИКСТЛАН

1. Остановка мира
2. Стирание личной истории
3. Потеря собственной важности
4. Смерть- это советчик
5...

Всё состоит из единиц, любое число – это определённое количество единиц. Это самое первичное число, потому далеко не случайно, во всех системах записи чисел единицу отображали либо точкой, либо палочкой. Но палочка с точкой не являются формой, пока мы не поймём форму единицы, мы не постигнем её внутреннего содержания.

Загадку превращения единицы в форму разгадал Пифагор, он понял, что монада (один) превращается в форму декады (десять).

«Как число (качество) 1 является абстрактным и...

Как только человек привязывается к чему-то материальному, считает это для себя самым актуальным или очень важным, ровно настолько это становится для него труднодостижимым. Появление труднодостижимого говорит о том, что мы перестали ценить то, что уже имеем и не используем все имеющиеся ресурсы в полной мере.

Единственным разумным способом развития является желание увеличивать свою эффективность и стабильность в уже данных нам условиях, считая их достойными и заслуженными. Любая...

Когда в семье рождается ребенок, родители, родственники надеются, что жизнь у новорожденного сложится. Могут быть и вроде бы должны быть в его жизни препятствия и проблемы, но все равно его ждет успех в задуманных делах.

При этом никто не сомневается в благожелательности помыслов. Когда мы начинаем новое дело, проект мы тоже надеемся, что он будет успешным. И ничто не помешает достичь поставленных целей. Но, к сожалению, не всегда все цели достигаются, а иногда вообще не достигаются. А иногда...

Г. Великий Янтарный

А где он был? Сам же Лебедев называет ряд европейских магистралей из Скандинавии на юг. Во-первых, это «Янтарный путь» по Висле на Дунай, соединивший в I веке н.э. берега Балтики с Римской империей. Затем «Неманско-Днепровский путь» из Самбии (восточная часть того же «Янтарного края») в Среднее Поднепровье славянской Киевщины. И, наконец, более северная, Западнодвинская «ветвь пути из варяг в греки».

Судя по всему, дальше на Запад были ещё маршруты по Эльбе (Лабе) и Одеру (Одре). Вверх по течению и дальше – на Дунай, торную дорогу ещё с тех же римских времён. Правда, и тут неизвестно, насколько водными были эти пути. А. Л. Никитин, к примеру, утверждает, что путь по Дунаю шёл… вдоль реки.

«В античное время путь этот начинался в дельте Дуная, где ещё в VII в. до н.э. милетскими колонистами был основан большой город, получивший название Истрос/Истрия, и шёл вверх по реке до знаменитых дунайских порогов, аналогичных днепровским… При этом путь «по Дунаю» был не водным, а сухопутным, как и все торговые пути, пролегавшие по рекам» , – указывает он .

Маршрут этот начинался у стен Константинополя, шёл через Адрианополь, выходил на «Троянову дорогу», которая от Истрии вела к Филиппополю (ныне Пловдив), далее шёл на Средец (совр. София) и постепенно сближался с Дунаем в районе современного города Русе (Русь). Следуя вверх по правому берегу Дуная, путь, проходя через Ниш, достигал Белграда и там раздваивался. Одна его ветвь уклонялась к западу, на Триест и Адриатику. Другая поднималась вдоль Дуная и с его верхнего течения переходила на Рейн (это был путь во Фландрию, Фризию и на Британские острова). Или на Эльбу, Одер и даже на Вислу, что выводило путешественника кратчайшим путём на славянское Поморье, к Ютландии (Дании) и далее в Швецию и Норвегию. Именно здесь, на славянском Поморье, в устье Одера у Волина, как говорил, если вы помните, Адам Бременский, начинался путь на юг Между прочим, согласно припискам начала XIV в. в Ермолаевской летописи, «Поморие Варязское» находилось «у Стараго града за Кгданскомъ». То есть к западу от современного Гданьска. Так что мы имеем дело как раз с путём из варяг в греки!

Кстати, по этому маршруту ходили ещё в раннем неолите (IX-VIII тыс. лет до н.э.). Например, вдоль него находят раковины Spondylus, живущие лишь в Чёрном, Мраморном и Эгейском морях. Или бронзовые сосуды «унетицкой культуры». Назад же шёл янтарь: и к Риму, и в Малую Азию.

Между прочим, именно по Висле и притокам Дуная прошёл из Балтики в Чёрное море шведский археолог Эрик Нюлен, когда его экспедицию не захотели пускать в Советский Союз. Прошёл успешно.

Впрочем, Никитин утверждает, к примеру, что путешествовали не по рекам, а по их долинам с открытыми и ровными поймами и речными террасами. Там, где прокладывали свои дороги римляне и где стояли римские крепости. По рекам ездили, только если не нужно было ничего перетаскивать более чем по одному небольшому волоку.

С ним солидарен Климчук. «Старинные торговые, а позже и военные пути были водными и сухопутными. Наиболее удобно сочетание одного и другого вида путей, когда параллельно с водным путём проходит сухопутный. Для этого необходимо, чтобы хотя бы один берег реки был относительно высоким или чтобы возвышенная местность отделяла от течения реки неширокая её пойма» , – пишет он .

Одним из ярких показателей того, как в древности (правда, более старой, чем та, которая нас интересует) ходили с Балтики к Чёрному морю, служит история движения готов в изложении их главного историка Иордана.

Жили готы на острове Скандза, под которым большинство историков готовы понимать даже не Скандинавский полуостров вообще, а остров Готланд. Ну, он-то по одному своему названию с готами явно связан. Хотя и в Швеции был Гаутланд, земля гаутов.

Приблизительно в I в. до н.э., при короле Берите, готы высадились на южном побережье Балтийского моря, где-то между Одером и Эльбой, и назвали это место Готискандзой. Дальнейший двухтысячекилометровый бросок из Польского Поморья в Крым очерчен Иорданом довольно бегло. Во время правления пятого после Берига короля Филимера, в конце I – начале II века, «когда там выросло великое множество люда», войско готов вместе с семьями двинулось на юг «в поисках удобнейших областей и подходящих мест». Переправившись через Вислу где-то в среднем её течении, готы спустя некоторое время достигли местности, которую Иордан именует Ойум. Надо полагать, перед ними лежали Волынь и Подолия – благодатные в климатическом и хозяйственном отношении земли. Но путь туда преграждала некая сильно заболоченная река – очевидно, Буг. Готы начали переправу через реку по мосту, однако тот обрушился, и готы оказались разделёнными на две части, «так что никому больше не осталось возможности ни перейти, ни вернуться».

Одна часть готов, переправившаяся на другой берег вместе с Филимером, «завладела желанной землёй». После этого они напали на племя спалов и разгромили его. Плиний Старший знает спадов под именем «спален», расселение которых он соотносит с рекой Танаисом (Доном). Отсюда уже, как победители, двинулись готы «в крайнюю часть Скифии, соседствующую с Понтийским морем» , и поселились около Меотиды (Азовского моря). Их стали называть остроготами, или остготами.

Сородичи остроготов, оторвавшиеся от них при переправе, получили имя везеготов, или вестготов. Они двинулись вдоль течения Буга и далее по долинам Днестра и Прута в Северное Причерноморье и наконец обосновались в устьях Дуная и Днестра.

Так что, как видим, готы идут вдоль Вислы, Южного Буга, Днестра и Прута, но не Днепра. Днепр они явно переходят по пути на восток, к Дону. Интересно, почему это они не захотели открыть даже южный участок пути из варяг в греки? Наверное, не нужен был. Они-то с племенами, жившими на южном берегу Балтики, контачили тесно, так что путь на юг знали. И вы что думаете, их потомки, сохранившие название готы и осташиеся жить на Готланде, про эту дорогу забыли? Предпочли в дебри Руси забираться, чтобы на юг двигаться?

И ещё: идут-то они не по рекам, а сушей. Хотя Иордан и повествует, что перебрались готы в Европу именно на кораблях. Но, переселившись на материк, морской, казалось бы, народ о судоходстве начисто забыл. Кстати, и оказавшись у Чёрного моря, не очень-то вспомнил. Готы сильным морским народом так и не стали, даже осевши после всех скитаний в Крыму. Кто там был, помнит, где расположены готские города: в горной местности. Да и называли их племена – грейтунги (степные) и тервинги (лесные). А флотом для своих походов они пользовались чужим (в Крыму – боспорским и херсонесским).

Янтарный путь — древний торговый путь, по которому из Прибалтики доставлялся янтарь в разные страны, в первую очередь — Средиземноморья.

Благодаря развитым торговым связям немало балтийского янтаря было найдено на территории античных государств. Изделия и украшения из него находили при раскопках па острове Крит, в шахтных гробницах микенской культуры, построенных около 1600−800 гг. до н. э. В Древней Греции янтарь был в моде лишь в течение сравнительно короткого периода тесных торговых связей с Севером. Он не встречается в греческих могилах классического времени. В Италии много янтаря было найдено в долине реки По и в этрусских гробницах. В Риме янтарь вошел в обиход около 900 г. до н. э. В начале нашей эры в Риме янтарь был настолько модным, что принято говорить о господствовавшей тогда «янтарной моде». Его носили в виде бус все слои населения. Янтарем украшали ложа, из пего делали малые сосуды, бюсты, фигурки, шары, которыми летом охлаждали руки. По словам Плиния Старшего, римляне уже в то время знали способ окраски янтаря в красный цвет и просветления его жиром.

Привозной характер янтаря в Средиземноморье подтвержден данными его элементного состава. Оказалось, что прибалтийский янтарь содержит от 3 до 8% янтарной кислоты, тогда как в янтаре из районов Сицилии, Италии и Испании количество этой кислоты не превышает 1%.

Более или менее организованная торговля янтарем возникла около 3 тысяч лет назад. Основными торговыми путями были водные. «Янтарных путей» было немало, но к основным можно отнести пять.

2 Рейн

Первый путь начинался в устье Эльбы и шел по ее восточному берегу. После перерыва у современного города Шаде он сворачивал к югу, шел через густые леса и заболоченную местность. По истечении нескольких лет пути караван достигал современного города Верден и шел по левому берегу Вазера. В районе нынешнего города Падерборна «янтарная» дорога поворачивала на запад, шла у подножия гор и выходила к Рейну. Город Дуйсбург был одним из древних центров торговли янтарем. Далее путь шел по Рейну, и у места расположения современного города Базель он разветвлялся: по реке Аару (притоку Рейна), по швейцарскому плоскогорью, севернее Женевского озера, а затем вниз по Роне (древнему Родаиу) или через так называемые Бургундские ворота, вдоль рек Ду и Соны, а впоследствии вниз по долине Роны к Средиземному морю до Массалии.

Второй путь начинался в Гданьской бухте и имел несколько ответвлений. Основной путь пролегал по Висле до реки Нотец, затем шел к Варте, проходил через Познань, Мошин, Зборов, Вроцлав и по суше в Клодзко. После прохода через Судетскую область путь янтаря разветвлялся: западная его ветвь шла через город Свитава, по одноименной реке в Брно и дальше по реке Мораве, а восточная ветвь — по реке Мораве, от ее верховий до города Хохенау, где обе ветви вновь сходились. Дальше путь проходил по Дунаю до расположенного в Паннонии кельтского городка Корнунт (ныне Братислава). На этом пути располагалась древнеримская колония Виндобна, положившая начало современной Вене. Затем янтарь через города Шопрон и Сомбатхей (Венгрия), Птуй и Цале (Словения) поступал сухопутным путем на побережье Адриатического моря в город Аквилея, славившийся производством и торговлей изделиями из янтаря.

Третий путь проходил по Висле, Сану, Днестру и заканчивался у Черного моря, откуда янтарь поступал на рынки Египта, Греции и Южной Италии.

Четвертый путь длиной около 400 км шел из Балтики по Неману, затем караваны волоком переправлялись в притоки Днепра, и дальше на протяжении почти 600 км янтарь плыл вниз по Днепру до моря. Это был «многострадальный и страшный», как называли его историки, путь «из варяг в греки». По речным артериям янтарь проникал за Уральский Камень, в Прикамье и далее. Бусы, изготовленные из балтийского янтаря, неоднократно находили в могильниках на Каме и в ряде монгольских захоронений.

Пятый путь, проложенный в конце III — начале IV в., проходил по Неве и через Днепр, связывал Балтийское море с римскими колониями и Византией.

3 Рон

С тремя последними путями связано появление па Руси янтаря. Балтийский янтарь продавался на торжищах Великого Новгорода и других городов. Русские не только торговали янтарем, но и обрабатывали его. Остатки мастерской янтарных изделий были обнаружены при раскопках старой Рязани. Недавно в Новгороде при раскопках на древней Лубяницкой улице были обнаружены интересные находки, свидетельствующие о торговых связях новгородцев с Прибалтикой. Наибольший интерес представляет усадьба мастера янтарных дел: в ней сохранилось большое количество осколков и полуфабрикатов из янтаря. Усадьба датируется началом XIV в.

Торговля янтарем, как и всяким товаром, имела периоды оживления и спада. Так, в IV в. до п. э. по ряду причин, одной из которых была экспансия воинствующих кельтов, торговые связи Римской империи с Прибалтикой прервались и возобновились лишь в I-II вв. п. э. Янтарь в то время в Риме снова вошел в моду. Однако в конце II в. н. э. из-за войн римлян торговые пути янтаря снова резко сократились и уже никогда не достигали своего былого расцвета.

4 Средиземное море

Говоря о торговых путях янтаря, нельзя не упомянуть о «янтарных кладах» — значительных количествах необработанного балтийского янтаря, спрятанного оптовыми торговцами или их посредниками, с тем чтобы позже выгодно сбыть товар покупателю. Один из крупнейших центров торговли янтарем находился на территории нынешнего Вроцлава, второй — на месте города Калиша, выросшею из древней римской колонии Калисии. Близ Вроцлава перед второй мировой войной были найдены три больших склада необработанного янтаря общим весом 2750 кг. В 1867 г. на Земландском полуострове была обнаружена наполненная янтарем 50-литровая бочка. В 1900 г. близ Гданьска нашли глиняный горшок с 9 кг янтаря. Все эти находки янтаря-сырца, предназначенного на экспорт, свидетельствуют о большом спросе на балтийский янтарь.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...