Является ли мат грехом? Вера православная - сквернословие - алфавит.

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

О дним из признаков постигшей нас духовной и культурной катастрофы — стало сквернословие. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат все глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества. Сегодня матерятся в печати, кино, на телевидении. Продаются даже словари матерной ругани. В целом тратятся большие деньги, чтобы приучить русский народ материться.

Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

В словаре В. Даля сказано:

«Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад; вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

Во всех языках и культурах матерная лексика обозначает одно и то же – половые органы и половой акт. Матерщина ругается над назначением, установленным Богом, этих органов и акта – деторождением, и является проявлением блудной страсти в человеке.

Святой Иоанн Златоуст пишет о матерном слове:

«Не подобает, братие, православным христианам матерью ругатися во брани, понеже есть Мати Божия, Пресвятая Дева Мария роди Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Ее же познахом Госпожу заступницу и молебницу нашу, всякому человеку в скорбех покровительницу и спасение душам нашим.

Вторая мати всем человеком, от нея же родихомся и познахом свет сей и от сосец ея воздоихомся, сия мати человека, яко труды и болезни понесе, всякую нечистоту нашу приняла, обмыв и обвив, воспитала нас и одея.

Третья мати наша земля: от нея же первый человек Адам от Бога сотворен, от нея кормимся, пищи и одежды приемлем, во нее же и паки возвратимся, во гроб вселясь».

Таким образом человек, матерясь, ругается на деторождение и на свою мать (источник своей жизни), тем самым проклинает и хулит самого себя (плод своей матери), само бытие (все сущее) и Бога, как источник бытия. Поэтому матерщина так любима бесами и на человека матерящегося они слетаются как мухи на мед.

Вот почему в народе матерщина получила название «черной ругани» и раньше сквернослова называли богохульником.

Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не было распространено, и являлось наказуемым. Во времена царя Михаила Феодоровича выматерившегося человека подвергали публичной порке. При Великом Государе Алексее Михайловиче матерщинникам вырывали язык, а указом императора Петра I их секли розгами. Император Николай I был прозван «палкиным» именно за то, что приказал матерящихся, для перевоспитания, пропускать через строй в пятьдесят палок. За нецензурную брань в общественном месте и в СССР, и в нынешней России полагается либо штраф, либо арест до 15 суток.

Последствия матерной брани:

Святой Иоанн Златоуст пишет: «Когда кто матерными словами ругается, тогда у престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека того отнимает и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергнет, понеже матерь свою ругает и горько ее оскорбляет. С тем человеком не подобает нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго матернаго слова. За срамословие Бог попущает на человека беды, напасти и многия болезни».

Церковь предупреждает, что злоречивые Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10). От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься, – говорит Спаситель (Мф. 12, 37). Сквернословие – гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху (Еф. 5, 4.5).

Кроме гибели души сквернослов разрушает себя и слушающих его скверные слова людей. Ученые Российской Академии наук под руководством Петра Горяева пришли к выводу о том, что слова созидают (добрые, молитва) или разрушают (злые, скверные) наследственный аппарат человека (ДНК). Кроме того сквернословы быстрей стареют, становятся бесплодными, в целом меньше рожают, а их дети, слушающие дома постоянно матерщину, чаще умственно недоразвиты.

Разрушая юношескую стыдливость и возбуждая нечистые пожелания, сквернословие мостит дорогу к разврату. Целомудрие и чистота не могут ужиться со скверными словами. Злоречие ожесточает сквернослова, он не щадит ни стыдливости женщин, ни детской чистоты.

У сквернослова обедняется речь – уменьшается количество слов для общения с другими людьми. Матерные слова он использует для выражения всей гаммы человеческих эмоций: гнева, возмущения, изумления и даже восторга.

Матерясь в драке или в бою, человек неосознанно призывает бесов на помощь и получает от них силу и жестокость. Но долги приходиться платить, и сатана собирает щедрую дань с матерящегося воинства в виде пьянства, курения, половой распущенности.

Тяготение к этому пороку стоит в зависимости от того, насколько люди близки к Богу. Отодвигаясь от Него, человек вольно или невольно попадает под власть бесовских сил, приобретая привычку обращаться не к Богу, а к сатане.

Будем же молиться, чтоб Господь помог нам победить язык наш и удержать слово наше в осторожном и мудром употреблении. «Положи Господи хранение устом нашим и дверь ограждения о устах наших». (Пс.140, 3).

Обсуждение: 3 комментария

    Грехами, относящимися к «смертным», церковь признаёт следующие семь:Гордыня,Алчность,Зависть,Гнев,Блуд,Чревоугодие,Уныние. Сюда не попадает не только сквернословие, но даже убийство — хотя оно осуждено в 10 заповедях.
    Жёсткая борьба со сквернословием, особенно с упоминанием Бога и Богоматери, началась с конца 17 века. Но потому она и была столь жёсткой, дошедшей даже до верхов государства, что матерщина чрезвычайно была распространена повсеместно и во всех слоях, в том числе, конечно, и в крестьянстве. Об этом свидетельствуют, например, произведения К.М.Станюковича (1843-1903). Моряки — более всего выходцы из крестьян, иной раз так смачно, витиевато, даже художественно ругались. Некотрые офицеры тоже не отставали. Сквернословие едва ли можно искоренить, ведь несмотря на все преследования и запреты оно живо и всегда готово вырваться в повседневности.
    А ещё — чего там говорить о брани словесной, когда в «благословенные царские времена» сплошь и рядом практиковались зуботычины, телесные наказания, а в «светском обществе» — клевета, оскорбления и дуэли. Это что всё — уступает матерщине в греховности?
    Да, мат, превращаясь в заменяющие всё междметия, вырождает мысль, речь, духовный мир. Да, мат, если кто слышит и воспринимает его содержание — оскорбителен. Но всё это мелочь в сравнении с куда более тяжкими повсеместными грехами, в которых буквально тонет мир.

    Ответить

    1. Тимофей, здесь нужно смотреть, как говориться — в корень.

      Никакой грех из Вами перечисленных не может сравниться с кощунством. По преданию Церкви, матерные слова были использованы древними колдунами в поругание Пресвятой Богородицы! Посему клевета, оскорбление и отсюда вытекающие дуэли и побои — и, даже, убийство, не могут сравниться с кощунством. Ибо кощунство с древности являлось (является и сейчас) одним из самым тяжких грехов!

      Также Церковь учит, что СКВЕРНОСЛОВИЕ - это начало пути ко злу. ЭТО - НАЧАЛО БОГООТСТУПНИЧЕСТВА.

      Если сказать активно матерящемуся человеку что либо о Боге, как правило, он начинает злится и ругаться еще больше. (Проверено).

      Также ни для кого ни секрет, что матерные слова активно используются служителями нечистой силы.

      Мат был и есть неотъемлемой частью оккультных и языческих обрядов, существующих в разных языках у разных народностей.

      Нельзя недооценивать это зло и называть его мелочью.

      Ответить

      1. Здравствуйте!Матерщина есть сквернословие,а как говорят святые отцы,что первое мытарство,которое душа проходит по смерти-это мытарство празднословия и сквернословия.И мы матерясь,обрекаем свои души на погибель,на вечную муку в самом начале её восхождения к Богу,если мы искренно не покаемся и не перестанем уподобляться бесам.
        Мир вам и помощи Божьей!

        Ответить

1. Что такое сквернословие

Сквернословие – согрешение неприличными, непристойными словами, выражениями; бранью, ругательствами.

К греху сквернословия относится любое нечистое, скверное, грязное слово.

В словаре Даля читаем: «Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

2. Священное Писание о грехе сквернословия

Любое скверное слово это грех, которые оскверняет самого человека, лишает его благодати, как сказал Господь: «Исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека» (Мф. 15, 18).

«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36-37).

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной» (Мф. 5, 21-22).

«Никакое слово гнилое да не исходит из уст ваших, но только доброе» (Еф. 4, 29).

«Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Еф. 5, 4).

«Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших…» (Кол. 3, 5-8)

«Язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3, 6).

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, <соблазны,> ереси,
ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5, 19-21).

3. Разрушительность сквернословия

Сквернословие оскверняет всего человека, убивает его душу, лишая её Божией благодати, порождает в нём другие страсти, подчиняет бесам и его, и часто его ближних, которых он вовлекает в свой грех, развращая их души чёрным словом.

Св. Иоанн Златоуст:

«Высказав перед всеми сквернословные речи, срамит этими словами не других, а себя, высказав их и осквернив ими свой язык и разум.

Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу и соделываешь ее нечувствительною ».

«Подлинно, есть много путей погибели чрез уста, например, когда кто сквернословит , когда насмехается, когда пустословит…»

Св. Игнатий (Брянчанинов)
относит сквернословие к смертным грехам любодеяния, перечисляя «Восемь страстей с их подразделениями и отраслями:

"Любодеяние (блудное разжжение, блудные ощущения, принятие нечистых помыслов и беседа с ними, блудные мечтания и пленения, нехранение чувств (особенно осязания), сквернословие и чтение сладострастных книг, грехи блудные естественные и противоестественные)».

Иером. Иов Гумеров:

«Слово (Логос) – втрое Лицо Пресвятой Троицы. Человек, имея образ Божий, наделен даром слова в образ безначального Слова. По замыслу Творца человеку дано слово, прежде всего для молитвенного обращения к Своему Небесному Родителю, общения с людьми на началах любви и мира, а также для реализации своих творческих талантов. Человек, который сквернословит, использует этот особый дар для проявления своей внутренней нечистоты, изливает через него из себя грязь. Этим он оскверняет в себе образ Божий. Поэтому святая Библия называет сквернословие наряду с другими тяжкими грехами: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших» (Кол. 3, 8).

Св. Феофан Затворник пишет, что страсть сквернословия, будучи в родстве с любодеянием, ведёт к распутству:

«У всех святых подвижников находим указание, что пусторечие и смехотворство состоят в прямой связи с похотию. Кто смехотворит, сам находится в состоянии похотном, которое чрез пусторечие свое распространяет он и вокруг. Святой Златоуст и говорит: «Не произноси слов, ни шутливых, ни постыдных, - и ты угасишь пламя, ибо слова ведут к делам. Как там (выше, говоря против раздражительной страсти) уничтожил Апостол ссоры, поддерживающие гнев, так теперь отсекает сквернословие и шутки, ведущие к распутству».

Преп. Паисий Святогорец на вопрос: «Геронда, одна мать спросила нас, что ей делать. Её дочь хулит Пресвятую Богородицу», - отвечал:

«Пусть она разберётся, с чего начинается зло. Иногда в подобных случаях виноваты родители. Ведя себя нехорошо, сами родители вредят своим детям, и те начинают разговаривать с бесстыдством. Потом они начинают принимать бесовское воздействие и [на попытки их урезонить] реагируют просто отвратительно».

Священник Павел Гумеров пишет, что, «произнося нецензурные слова, человек (пусть даже невольно) призывает бесовские силы … Мы несем ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя. Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: «Егда кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает, понеже мать свою ругает и горько ее оскорбляет. С тем человеком не подобает нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго матерного слова».

Очень часто люди, находящиеся в духовном помрачении, слышат голоса, которые произносят поток матерной брани и богохульства. Несложно догадаться, кому принадлежат эти голоса. Матерную брань издревле называют языком бесов.

Приведу пример того, как действует так называемое «черное слово», то есть выражения с упоминанием черта.

Один человек очень любил употреблять это слово к месту и не к месту. И вот приходит он как-то домой (а посередине его комнаты стоял стол) и видит, что под столом сидит тот, кого он так часто поминал. Человек в ужасе спрашивает его: «Зачем ты пришел?» Тот отвечает: «Ведь ты меня сам постоянно зовешь». И исчез. Это не какая-нибудь страшилка, а совершенно реальная история.

Как священник могу привести немало подобных случаев даже из своей небольшой практики.

Дьявол, к сожалению, не персонаж фильмов ужасов, а реальная сила, которая существует в мире. И человек, употребляющий матерные, скверные, черные слова, сам открывает двери своей души этой силе ».

Схиигумен Савва (Остапенко):

"Еще одна из скверных привычек - ругательство матерным словом. ...такому человеку, если не раскается, нельзя в церковь Божию входить и прикасаться к святыне. Ангел Хранитель такого человека плачет, а диавол радуется. От такого человека Матерь Божия молитвенный покров Свой отнимает и Сама отступает от него. Такой человек проклятью себя подвергает. С таким человеком нельзя нам есть и пить, пока не перестанет браниться матерным словом.

За срамословие Бог попускает на человека беды, болезни и многие напасти. Поэтому отстанем от обычая нечестивых людей и послушаем апостола Павла, увещевающего: «Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших» (Еф 4, 29), но лучше Иисусову молитву восприимем в уста свои и в сердце и тем избавлены будем вечной муки во веки веков. Аминь".

Тот, кто сквернословит, привлекает бесов и несчастья не только к себе, но и к своим ближним. Об этом рассказывал, например, архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Кронид:

«В 1894 году в обитель преподобного Сергия прибыл помолиться прихожанин сельского храма деревни Кетилово Московской губернии Волоколамского уезда крестьянин Яков Иванович. Лицо его было печально, и на глазах виднелись слезы. Когда я спросил о причине его скорби, он зарыдал, как ребенок, и, несколько успокоившись, с тяжким вздохом сказал: «Ох, батюшка, скорбь моей души так велика, что я дохожу до уныния. Иногда и рад бы умереть. У меня есть сын Василий, восьми лет, одержимый странными припадками, которые выражаются излиянием хулы на святыню и невыносимым сквернословием. Были такие случаи. Накажу я его строго и запру в подвале, а он и там продолжает сквернословить и хулить все святое. Лицо его делается при этом черным, и страшно на него смотреть. Печаль моя за его душу столь велика, что я подчас теряю надежду на свое и его спасение». Выслушав, говорю отцу: «Ясно, тут дело диавольское. Диавол всемерно стремится погубить тебя и твоего сына. Думаю, что есть какая-то особая причина, что диавол осмелился приблизиться к чистой и невинной душе мальчика. Скажи мне по совести, не ругался ли ты сам когда-либо скверными словами и не был ли свидетелем этой брани твой сын?» Снова залился слезами Яков Иванович и сквозь рыдания проговорил: «Да, я сам виноват в грехах сына. Трезвый я не ругаюсь, но в нетрезвом состоянии я - первый сквернослов на улице и ругаюсь в своем доме, при детях. Это мой тяжкий грех перед Богом и людьми». «Кайся, Яков Иванович, - говорю я ему, - слезно кайся. Этот грех и служит причиной сквернословия и хулы твоего сына. Но не падай духом и не предавайся унынию и отчаянию. Помни, что нет греха, который бы превышал безграничное милосердие Божие. Кстати, ты теперь находишься в стенах обители преподобного Сергия, этого великого заступника и ходатая за всю Русскую землю и за всех притекающих к нему. Проси слезно его ходатайства перед Престолом Божиим за тебя и твоего сына о даровании вам исцеления душевных и телесных немощей. Веруй, что по вере будет тебе радость. Не блещет так молния во всей вселенной, как быстро достигает молитва родителей до Престола Божия и низводит на их детей святейшее благословение Всемогущего Господа. Молитва твоя и жены твоей могуча и может помочь в исцелении сына и всего вашего семейства».

Видимо, Яков Иванович горячо молился преподобному Сергию. Из обители он уехал в мире и духовной радости. Ровно через год мне пришлось быть на родине и встретиться с Яковом Ивановичем в храме. Вид его был спокойный и мирный. На мой вопрос, как его домашние дела, он с душевной радостью отвечал: «Слава Богу! Не забыл меня Господь за молитвы преподобного Сергия милостью Своей». И рассказал мне следующее: «Как вернулся я из Троице-Сергиевой обители, сын мой Василий заболел. В течение двух месяцев он таял, как свеча, и за все время своей болезни был необыкновенно кроток и смирен сердцем. Никто не слыхал из уст его гнилого, бранного слова. Любовь его ко мне была поражающая. За два дня до своей смерти он попросил меня позвать священника. Исповедовался со слезами и полным сознанием своей виновности перед Богом, в умилении приобщился Святых Христовых Тайн и умер в полной памяти. Перед самой смертью он поцеловал меня, мать и всех присутствующих и тихо-тихо, как бы уснув, скончался. Его кончина для моей души была великим утешением и радостью. Сам же я, по возвращении из обители преподобного Сергия, перестал пить, не произношу больше бранных слов». Яков Иванович после свидания со мной прожил еще двадцать лет, ведя трезвую христианскую жизнь».
(Троицкие листки с луга духовного. Тж. в кн.: Отечник проповедника, М., 1996).

Священник Порфирий Амфитеатров рассказывал о наказании Божием за сквернословие:

«На первых порах своей сельской пастырской службы я усмотрел, что мои прихожане, помимо многих других нравственных недостатков, особенно заражены были привычкой к сквернословию. И старые и малые, без малейшего зазрения совести, сквернословили постоянно и в своих домах и на улицах. Немедленно начав борьбу с разного рода пороками своих пасомых, я особенно ополчился против их сквернословия. И в храме, и в школе, и в жилищах прихожан, и на уличных собраниях их обличал и бичевал я этот порок. Благие результаты борьбы сказались: сквернословие сперва перестало оглашать улицы, а потом стало и совсем исчезать.

Но вот 2 ноября минувшего года, гуляя по своему садику, я был неприятно изумлен и возмущен ужасной «матерщиной», разразившейся на проезжей дороге, пролегающей между огородами и полями. Я увидел парня, лет шестнадцати, Василия Матвеева Лаврова, который, избивая палкой ни в чем неповинных волов, осыпал их отборной бранью. На мои обличения парень говорил в свое оправдание, что его раздражали волы, медленно тащившие бочку с бардой, и что он рад бы не сквернословить, да не может сладить с собой. Объяснив гнусность и греховность сквернословия, я внушал парню немедленно и навсегда оставить свою дурную привычку. Парень на мои увещевания должного внимание не обратил и в тот же день подвергся грозному наказанию Божию.

Направляясь с бардой вторично из винокуренного завода в барскую усадьбу, он вновь начал осыпать волов ударами и сквернословием. Как вдруг раздался оглушительный треск, бочка мгновенно лопнула, и кипящая барда обдала парня с головы до ног. Страдания и стоны его были услышаны. Немедленно отправлен был он в больницу, где пролежал около трех месяцев. По выходе его из больницы я беседовал с ним по поводу постигшего его несчастия, которое он сам всецело приписывает праведной каре Божией за грех сквернословия».
(«Кормчий», 1905 г. Из книги «Тайны загробного мира»)

Архим. Рафаил (Карелин):

«Слово человека несет в себе определенную энергию. Оно соединяет человека с космическими силами добра или зла, с ангелами или демонами. Высшее проявление человеческого слова - это молитва. Даже место, где совершается молитва, имеет свою особенную духовную атмосферу. Именно поэтому, входя в ограду монастыря, люди ощущают какую-то особую чистоту, ощущают ее почти физически, им хочется дышать этим воздухом всей грудью. Как-то к одной больной инокине пришла врач. Войдя в комнату, она сначала боязливо посмотрела на иконы, затем, послушав больную, села около нее на табуретку и через несколько минут сказала: "Какая умиротворяющая квартира! Я приду к вам еще".

Есть слова, но есть другие, черные слова, которые несут в себе невидимую, мы бы сказали, метафизическую грязь - это миазмы брани, которые оседают на стенах жилища, въедаются в вещи, пропитывают своим зловонием одежду. Мы полагаем, что брань в метафизическом плане это нередко отказ от Бога и молитва к сатане.

…сквернослов призывает демона усердно губить его братьев, то есть становится одним духом с сатаной.

…эти слова представляют собой скрытое обращение к сатане. Потому-то и чувствует сквернослов после брани какое-то облегчение. Это тоже приманка сатаны, который шепчет грешнику на ухо: "выругайся еще раз и получишь силу от моей силы, и глотнешь напиток из той чаши, которую я держу в своих руках". ... [демонизм] самых грязных слов ещё более явствен. В сатанинских оргиях богохульство и самое изощренное сквернословие входят в ритуал: чтобы диавол явился к своим приверженцам, им необходимо осквернить место, где они собраны, наряду с другими соделанными ими грехами и сквернословием».

4. Как победить страсть сквернословия?

Как победить склонность к сквернословию? Святые отцы учат, что с этой страстью борются и побеждают её добродетели: покаяние, самоосуждение, память смерти, трезвение, постоянное бодрствование над собой, молитва, целомудрие, благоговение, сострадание и любовь к ближнему.

Св. Иоанн Златоуст:

«Хочешь быть далеким от скверных слов? Избегай не только скверных слов, но и беспорядочного смеха и всякой похоти».

«Подлинно, много зла причиняет болтливость языка, и, напротив, воздержание его – много добра. Как нет никакой пользы от дома, города, стен, дверей, ворот, если нет при них стражей и людей знающих, когда надобно запирать их и когда отворять; так не будет пользы и от языка и уст, если разум не будет приставлен открывать и закрывать их с точностью и великою осмотрительностью, и знать, что нужно произносить и что держать внутри. …

Подумай, что это член, которым мы беседуем с Богом, которым возносим Ему хвалу; это – член, которым мы принимаем страшную жертву. Верные знают, о чем я говорю. Поэтому нужно, чтобы он был чистым от всякого осуждения, порицания, сквернословия, клеветы. Если в нас рождается какой-нибудь скверный помысел, то надобно подавить его внутри и не допускать ему переходить в слова.

Такое хранение языка имел Иов; поэтому он и не произнес ни одного непристойного слова, по большей части молчал, а когда следовало отвечать жене, то произносил слова, исполненные любомудрия».

Преп. Симеон Новый Богослов:

«Кто верует, тот не смеется, но рыдает и плачет о грехах своих, ибо слышит, что смеющиеся в этой жизни будут плакать и рыдать в будущей.

Кто верует, тот не причащается недостойно Пречистых Таин, но очищает себя от всякой скверны, от чревоугодия, от злопамятства, от дел злых и слов срамных, от смехов бесчинных, от скверных помыслов, от всякой нечистоты и от всякого греховного внутри движения, - и таким образом приемлет Царя славы; напротив, в тех, которые недостойно причащаются Пречистых Таин, стремительно врывается диавол и входит в сердце их, как случилось с Иудою, когда он причастился вечери Господней; почему и говорит божественный Павел: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11, 28-30)».

Свящ. Павел Гумеров:

«Привыкший сквернословить находится уже в зависимости от своей вредной привычки. Как говорит апостол, творя грех, раб есть греха. Кто думает, что он независим от своей привычки сквернословить, пусть попробует хотя бы два дня не употреблять мат, и поймет, кто в доме хозяин. Бросить ругаться не легче, чем бросить курить. Недавно в известном ростовском салоне красоты случилось ЧП: уволились сразу три женщины-парикмахера. Причина заключалась в том, что директор запретил им материться на рабочем месте. Вынести этот запрет молодые женщины были не в силах.

…Игумену Савве (Молчанову), который окормляет очень много военных, один армейский чин рассказал, что он долго не мог избавиться от страсти сквернословия. Искоренил он эту привычку таким образом. Как только у него вырывалось «гнилое слово», он брал это на заметку, находил в казарме удобное местечко и делал 10 поклонов. И порок сквернословия был совершенно им оставлен. Очень хорошо молодым людям последовать этому примеру».

Св. Игнатий (Брянчанинов) в статье «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями» в сонме добродетелей трезвения перечисляет побеждающие и сквернословие:

«Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями своими. Крайняя недоверчивость к себе. Непрестанное пребывание в молитве и Слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна, изнеженности, празднословия, шуток и острых слов».

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна


Беседы в радиошколе трезвение
Ведущая Алевтина Лежнина

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

П родолжаем наши беседы в школе трезвения. Наряду с пьянством, грех сквернословия сделался одним из страшных пороков нашего народа, удаляющего от Церкви и спасения во Христе Иисусе. Поэтому нашу беседу сегодня посвятим греху сквернословия.

С квернословие - болезнь нашего общества, которой поражены сегодня многие люди самых разных слоев и возрастных групп. То, что даже несколько лет назад считалось верхом бесстыдства и распущенности, сегодня стало чуть ли не нормой. Сквернословие проникло в печать, кино, на телевидение. Происходит опошление нашего быта. Уже повсеместно можно слышать утверждения, что мат - нормальное явление в языке, и если наш русский - великий и могучий, то и "матерки" у нас самые отборные и выразительные.. Мат грозит стать чуть не альтернативной нормальному литературному русскому языку. Гнилые слова становятся нормой в языке. Сквернословие употребляется даже в семьях и между взрослыми, и в разговоре родителей с маленькими детьми.

Е сли мы хотим, чтобы наш народ не прогнил, мы должны решительно отказаться от сквернословия и беречь великий Божий дар - прекрасный русский язык. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...Все через Него начало быть...", - говориться в Евангелии от Иоанна о Сотворении Мира. Слово есть духоносная сущность. Через слово молитвы человек общается с Богом... И с демонами - тоже через слова. Недаром молитвами наоборот, призывающими духов зла, называет сквернословие православная Церковь

"Уста тех, которые говорят срамное, изрыгают из своей гортани слова зловонные и непотребные, есть гроб, вместилище мертвых костей и тел",- говорил в своих проповедях святой Иоанн Златоуст.

П ричина сквернословия корениться в грехах: раздражительности, гневе, зависти и злости. Хотя человек, оправдывая себя, говорит, что, если бы не его окружение или ситуация, в которой он находился, он бы не сквернословил.

Е сли вынести за скобки все варианты человеческих рассуждений, то получилось бы примерно следующее: " Бог был не прав, дав мне таких родителей (жену, соседей, происхождение, страну, внешность и так до бесконечности). И пока человек так рассуждает, он находится в порочном кругу самооправданий и ропота на Бога. Напротив, человек, ежедневно ходящий пред Богом и молящийся Ему, принимает все без ропота - и хорошее и, как ему кажется, плохое, говоря: "Слава Богу за все!" Хотя кто наверняка может знать, что для его души полезно и что вредно, а молитва несет душе тишину и мир, вселяя надежду, что человек справится со всеми трудностями, которые встречаются в жизни.

П ричиной для сквернословия уже не служит раздражение, гнев, но скверные, гнилые слова стали частью обыденной речи, ими порой перекидываются даже влюбленные. Это признак особой деградации нашей культуры, когда уничтожается всякое понятие меры, такта в общении между людьми. Сегодня продаются даже словари матерной ругани.

Т ак было не всегда. Это явление приняло массовый характер в последнее время, когда силы тьмы, постепенно захватывают сферу духовного влияния на русский народ. Матерная ругань есть явное проявление зла в человеке. Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием - от слова скверна. В словаре Даля, который является результатом глубокого изучения не книжного, а именно народного русского языка, сказано: "скверна" - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвичина, смрад, вонь, непотребство, разврат, все богопротивное. Вот куда мы впали, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов. Сквернословие наносит прямой вред не только духовному, но и физическому здоровью нации.

М атерщина - не просто ругань, стремление одержать верх над противником в словесной стычке. В конечном счете, она направлена не против людей, а против Бога, за что получила именование "черной ругани". Материться значит "ругаться по-черному". С дохристианских времен мат носит чисто магический, сакральный характер. Он - элемент служения сатане, проникший в светскую жизнь. Каждое матерное слово - это хуление Бога и прославление сатаны. Поэтому не случайно, что нецензурные слова у матерщинника заменяют молитвы. В сложные минуты, в тяжелом труде он не ищет помощи в обращении к Богу, а материться. Всплеск энергии в матерном слове, - и дело движется, хотя толкает его зло, которому тем самым отдает себя человек. Работа со злостью может быть эффективной. В результате воспитывается условный рефлекс: плохо тебе - матерись. Так человека отучают от Бога. Поэтому следует сказать четко и ясно, что матерщина - это служение сатане, которое человек осуществляет по собственной воле и публично. Возможно, что это достаточно страшно, чтобы сподвигнуть человека обуздать свой язык.

М ат - это вызов Божиим заповедям, вызов Богу. Святитель Иоанн Златоуст наставлял: "Не подобает, братие, православным христианам ругаться во брани, понеже есть Мати Божия". Матерящийся оскорбляет, во-первых, Пресвятую Деву Марию Богородицу, во-вторых, землю-мать, а в третьих, собственную мать. Хулитель, пока не раскается, считает Иоанн Златоуст, не должен даже входить в храм, прикладываться к иконам, кресту, подходить к причастию. Многие люди не подозревают, какая огромная сила скрывается в тех словах, которые мы произносим вслух и даже про себя. Мы не задумываемся над выбором слов. Но то, что мы облекаем в форму слов, затем возвращается к нам (бумерангом) в виде соответствующего жизненного опыта. Иоанн Златоуст говорит: "За срамословие Бог попущает на человека беды, напасти и многие болезни".

Н еобходимо сознавать, что речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слышат и Ангелы и Сам Господь. Неужели не остережемся от сквернословия, чтобы срамной речью не оскорбить Ангелов, не доставить радование бесам и не прогневить этим Бога? Вдумаемся, как, марая в грязи безнравственности свою речь, мы посрамляем дар Божий - великий наш русский язык. Мы попираем достоинство народа нашего и наше собственное достоинство.

В прежние времена русские люди отдавали себе отчет в том, насколько мерзко сквернословие, за него строго наказывали. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания наказывали их розгами.

Д ля убедительности того, как мерзостен перед Богом грех сквернословия, приведем несколько примеров явного наказания Божия за дерзкое срамословие. Свящ. Порфирий Амфитеатров вспоминал:

"На первых порах своей пастырской службы я усмотрел, что мои прихожане, помимо многих других нравственных недостатков, особенно заражены были привычкой к сквернословию. Немедленно начав борьбу с разного рода пороками своих пасомых, я особенно ополчился против их сквернословия. Обличал и бичевал этот порок. Благие результаты борьбы сказались: сквернословие сперва перестало оглашать улицы, а потом стало и совсем исчезать. Но вот, гуляя по своему саду, я был неприятно изумлен и возмущен ужасной матерщиной, разражавшейся на дороге. Я увидел парня лет 16, Василия, который, бичуя палкой волов, осыпал их отборным сквернословием. На мои обличения парень оправдывался, что его раздражали волы, медленно тащившие бочку с бардой, и что он и рад бы не сквернословить, да не может сладить с собой. Объяснив гнусность и греховность сквернословия, я постарался внушить парню немедленно и навсегда оставить свою дурную привычку, чтобы не подвергнуться гневу Божию. Парень на мои увещевания должного внимания не обратил и в тот же день подвергся грозному наказанию Божию. Направляясь с бардой вторично из винокуренного завода в барскую усадьбу, парень по-прежнему начал осыпать волов ударами и сквернословием. Вдруг раздался треск, бочка лопнула, и кипящая барда обдала парня с головы до ног. Страдания и стоны его были услышаны. Немедленно он был отправлен в больницу, где пролежал около трех месяцев. По выходе его из больницы я беседовал с ним по поводу постигшего его несчастья, которое он сам всецело приписывает праведной каре Божией за грех сквернословия". (Свящ. Порфирий Амфитеатров, Корм. 1905г.).

В след за святым крещением через помазание освященным миром на уста крещаемого налагается печать даров Святого Духа. Срамословием оскорбляется Дух Святой, освятивший уста христианина для употребления их во славу Божию. Оскверняясь сквернословием, человек отталкивает от себя Духа Божия.

П о слову Христа Спасителя "за всякое праздное слово люди дадут ответ в день Суда" (Мф. 12, 36). Однако грех сквернословия намного тяжелее греха празднословия. Стало быть, и наказание будет куда более тяжким! Горе сквернословам. "Гортань их - открытый гроб" (Рим.3, 13).

С квернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской Академии наук под руководством Петра Горяева пришли к ошеломляющему выводу о том, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Причем ДНК не разбирается, общаемся ли мы с живым человеком или с героем телеэкрана. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

П ервое из ожидающих душу после смерти испытаний - это мытарство за злые и бранные слова, "от слов своих оправдаешься, от слов своих осудишься". А наша "родословная" означает "род" в "слове". Православие считает сквернословие смертным грехом, т. е. грехом, ведущим к смерти, оно словесная жертва сатане. Корни его - в фаллических культах древнего Востока.

Т яготение к этому пороку стоит в прямой зависимости от того, насколько люди близки к Богу. Отодвигаясь от Него, человек вольно или невольно попадает в область сатанинскую, т.е. осатаневает, приобретая привычку обращаться не к Богу, а к сатане.

М атерясь в драке или в бою, человек неосознанно призывает бесов на помощь и получает от них силу и жестокость. Но долги приходиться платить, и сатана собирает щедрую дань с матерящегося воинства в виде пьянства, курения, половой распущенности. Все звенья этой порочной цепи поддерживают друг друга и ведут к смерти духовной и телесной.

В старой казачьей сказке "Смерть атамана Игната" есть такой эпизод: "Жестокая битва завязалась. Ядра до того густо летят, как будто мост через Кубань перекинули. А ни одно ядро казаков не разит потому, что они в духовной и плотской чистоте. Но распалился гневом Игнат да как крикнет: "Ах ты, ... забыл атаман, что казаку нельзя черными словами ругаться, тут его ядро в грудь и ударило". В щите веры оказалась щель - враг человеческий туда и уязвил!

Н е так давно я была свидетельницей случая, когда священник отказался освятить человеку его машину:

"Бесполезно ее освящать. Я всего раз призову силы небесные, а ты в ней, матерясь, постоянно призываешь силы адовы!"

"Я зык" по-старославянски означает "народ", каков язык, таков и народ. Может ли рассчитывать на что-то хорошее скверноязычный народ? И путь каждого из нас во многом зависит от его языка.

О дин из великих подвижников благочестия, авва Сисой сказал однажды своему: "Поверь, вот уже тридцать лет молюсь я Богу так: Господи Иисусе Христе! Защити меня от языка моего". И действительно. пагубная привычка злоречия и злоупотребления языком потому особенно корениться в нас и трудно побеждается, что самое орудие греха - язык постоянно при нас. Злоупотребление языком даже в обыкновенных разговорах неизвинительно для христианина. Святые Отцы требовали от своих учеников молчания и так усиленно старались обуздывать свой язык, что употребляли к тому самые решительные меры, - например, об авве Агафоне повествуется, что он провел три года, держа во рту камень, пока не научился молчанию. Что человеку следует более молчать, нежели говорить, тому научает его самая природа, которая дала ему два уха и два глаза, но один язык, чтобы он менее говорил, а более слушал и замечал.

Б удем же молиться, чтоб Господь помог нам победить язык наш и удержать слово наше в осторожном и мудром употреблении. "Положи Господи хранение устом нашим и дверь ограждения о устах наших". (Пс.140, 3).

Т резвитесь, бодрствуйте с Богом!

Беседа подготовлена по материалам газет
"Покров" и "Православная газета".



В мировом сообществе бытует мнение, что русского человека невозможно представить без мата. Сквернословят в нашей стране люди, относящиеся практически ко всем социальным слоям. Нередко можно услышать с экранов телевизора, по радио и даже в детском саду от совсем маленького ребенка. Большинство из нас относятся к ненормативной лексике вполне нормально, считая ее всего лишь средством выражения своих эмоций. Однако на самом деле сквернословие несет в себе серьезную разрушительную силу, которая, по мнению ученых, может привести к вырождению целой нации. Причем этот процесс довольно сложно остановить, ведь он протекает незаметно, охватывая все больший круг русскоязычного населения планеты. Сегодня мы постараемся объяснить читателям, почему нельзя материться ни при каких жизненных обстоятельствах.

Перед тем как пытаться понять, почему нельзя материться в принципе, необходимо выяснить, что попадает под категорию «мат». Если внимательно почитать определение этого слова в разных словарях, то становится понятно, что мат - это одна из самых грубых и древних форм ненормативной лексики на Руси и в родственных языках.

Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что бранные слова активно употреблялись еще нашими предками. Скорее всего вы сейчас подумали, что раз прадеды и прапрадеды позволяли себе иной раз ругнуться крепким словечком, то ничего страшного в этом нет. Но не торопитесь с выводами. Возможно и в давние времена с ненормативной лексикой все было не так уж и просто.

История возникновения мата

Многие люди настолько привыкли в своей повседневной речи к сквернословию, что даже не задумываются о том, почему нельзя материться и откуда пришли в нашу культуру эти Однако ученых ненормативная лексика интересует очень давно, и они на протяжении десятилетий изучают данный вопрос.

Изначально бытовало распространенное мнение, согласно которому мат пришел к славянам от монголов и тюркских племен. Но более тщательный анализ этих языков показал, что ничего похожего на матерную брань в них не было. А потому стоит искать корни сквернословия в более древних временах.

Очень сильно удивила этнопсихологов схожесть русского мата с заклинаниями древних шумеров. Многие слова были практически идентичны, что навело ученых на мысль о сакральном значении ненормативной лексики. И, как оказалось, они были на верном пути. После долгих исследований было выявлено, что матерная брань - это не что иное, как обращение к языческим духам, бесам и демонам. Она широко использовалась в языческих культах и обрядах, однако даже тогда сквернословить могли только особые люди, использующие свою силу для достижения тех или иных целей. Все еще не понимаете, почему нельзя материться? Тогда вам стоит дочитать статью до конца.

Многие слова, которые мы сегодня употребляем по нескольку сотен раз в день являются именами древних демонов, а другие - страшным проклятьем, насылаемом в стародавние времена только на головы врагов. То есть ежедневно используя мат, мы сознательно обращаемся к темным силам и призываем их на помощь. А уж они всегда рады ее оказать, а потом предъявить на оплату счет, который многим может оказаться непосильным.

Примечательно, что даже наши предки четко осознавали вред бранных слов. Им не нужно было объяснять, почему нельзя материться в Обычный человек мог использовать ненормативную лексику не чаще десяти раз в год и только в самых исключительных случаях. При этом каждый понимал, что расплата за эту слабость будет неминуемой.

Конечно, многим наше объяснение покажется сказкой. Ведь современный человек верит только в факты и цифры. Но что ж, мы готовы рассмотреть этот вопрос с точки зрения науки.

Научные эксперименты с ненормативной лексикой

Еще в советские времена ученые заинтересовались тем, как слово влияет на живые организмы. С самого детства мы знаем массу народных пословиц и поговорок на этот счет. К примеру, «доброе слово и кошке приятно» либо «слово не обух, а от него люди гибнут». Это должно было бы научить нас осторожно относиться к тому, что вылетает из нашего рта. Однако большинство людей относятся к своей речи крайне легкомысленно. И, как утверждают ученые, очень зря.

Научно-исследовательские институты нашей страны несколько лет проверяли гипотезу о том, как сильно может повлиять слово на психофизическое состояние живого организма. Опыты проводились на семенах, предназначенных для посадки. Было создано три экспериментальные группы. Первая несколько часов в день подвергалась воздействию самого отборного мата, вторая «слушала» обычную ругань, а на третью наговаривали только благодарственные слова и молитвы. К удивлению ученых, семена, на которые обрушивался мат, показали всхожесть всего лишь сорок девять процентов. Во второй группе цифры оказались выше - пятьдесят три процента. А вот семена из третьей группы взошли на девяносто шесть процентов!

Недаром наши предки знали, что ни в коем случае нельзя подходить со сквернословием к приготовлению пищи и посадке урожая. В этом случае не стоит даже ожидать хорошего результата. Но как именно действует мат? Этот процесс максимально раскрыл российский генетик Петр Горяев.

Воздействие ненормативной лексики на организм человека

Думаем, многие из нас читали Библию и помнят, что «вначале было Слово». Но большая часть людей даже не задумывались, что именно заключено в этой важной строке. А вот Петр Горяев сумел раскрыть этот секрет.

После многолетних исследований, которые он проводил в российских и зарубежных научных институтах, было доказано, что наша цепочка ДНК может быть представлена как осмысленный текст, состоящий из сгруппированных с особым смыслом слов. Сам ученый назвал этот феномен «речью Творца». Тем самым Горяев подтвердил, что своей речью мы можем как излечить себя, так и погубить. Он утверждает, что мыслеформы, а особенно произнесенные вслух слова воспринимаются генетическим аппаратом по особым электромагнитным каналам. Поэтому они могут оздоравливать и поддерживать нас, а в других случаях буквально взрывать ДНК, вызывая определенные нарушения и мутации. И мат - это самая разрушительная сила из всех существующих. Петр Горяев считает, что легкомысленное отношение к ненормативной лексике приводит не только к культурному, но и к физическому вырождению нации.

Удивительно, но частично подтверждают гипотезу Горяева и медики. Они давно заметили, что больные инсультом или пациенты после тяжелейших черепно-мозговых травм, которые теряют способность к речи, довольно свободно могут произносить длинные предложения, сплошь состоящие из матерных слов. А это значит, что в этот момент в организме сигналы проходят по совсем иным нервным цепочкам и окончаниям.

Мнение священнослужителей

Почему нельзя материться? В православии на этот счет всегда было единое мнение. Любой воцерковленный человек может объяснить, что ненормативная лексика в первую очередь — это грех, который неугоден Богу. Бранными словами мы тешим нечистого и призываем на помощь бесов. А уж они не упускают случая завести человека в еще более тяжелое и сложное положение. Таким образом, мы все дальше и дальше отдаляемся от Господа и не можем в полной мере открыть ему свое сердце.

К тому же многие матерные слова являются настоящим и страшным оскорблением для Божьей Матери и всего женского рода в целом. Вот почему девушкам нельзя материться ни в коем случае. Как будущие матери они должны нести в себе только светлую программу, а не быть «запачканными» проклятиями и богохульными словами. А к таким относится весь мат и любая бранная речь.

Священнослужители всегда пытаются донести, что слово - это особый Божий дар человеку. Им он связывает себя с окружающим его пространством невидимыми нитями и только от самой личности зависит, что именно будет происходить с ней. Часто даже верующие люди допускают сквернословие, а потом удивляются, что в их дом приходят беды, несчастья, нищета и болезни. Церковь видит в этом прямую взаимосвязь и советует тщательно контролировать свою речь даже в минуты сильного гнева.

Влияние мата на будущих матерей

Ученые утверждают, что сквернословие имеет возможность портить здоровье и состояние человека не только в сиюминутной ситуации, но и полностью менять его генетическую программу, заложенную природой. Матерщина будто выбивает из ДНК определенные звенья либо полностью меняет их. Любое произнесенное слово представляет собой определенную волновую генетическую программу, которая в большинстве случаев не имеет обратной силы. Поэтому женщины в положении должны особо тщательно следить не только за своей собственной речью, но и тем обществом, в котором они находятся. Ведь влияние мата распространяется не только на тех, кто сквернословит сам, но и на ту категорию, которую можно назвать «пассивными слушателями». Даже один человек в компании, употребляющий ненормативную лексику, может принести огромный вред всем присутствующим.

Если вы все еще не понимаете, почему беременным нельзя материться, то стоит обратиться к последним исследованиям ученых. Они заинтересовались данными о том, что в одних странах ДЦП и болезнь Дауна встречаются крайне редко, а в других - регулярно попадает в статистику заболеваний новорожденных. Оказалось, что в странах, где не существует такого понятия, как «матерщина», врожденных детских заболеваний гораздо меньше, чем там, где сквернословие является естественной повседневной речью практически каждого человека.

Дети и мат

Многие взрослые не считают нужным задуматься о том, почему нельзя материться при детях. Они считают, что малыши еще ничего не запоминают и не понимают, а значит, не воспримут ненормативную лексику как нечто вредоносное. Но данная позиция в корне неверна.

Мат очень опасен для детей любого возраста. В первую очередь он является проводником насилия в жизнь ребенка. Сквернословие чаще всего становится спутником драк и любых видов агрессии. Поэтому дети очень быстро пропитываются этой энергетикой и начинают активно транслировать ее в окружающий мир, удивляя своим поведением порой довольно благополучных родителей.

Во-вторых, от матерных слов практически мгновенно вырабатывается зависимость. Психологи довольно часто проводят параллель между ней и алкогольной либо никотиновой зависимостью. Ребенок, употребляющий с самого раннего возраста ненормативную лексику, с большим трудом сможет избавиться от этой привычки. Процесс потребует от него невероятных усилий.

В-третьих, сквернословие уменьшает шансы вашего чада на возможность в будущем обрести счастье и самому стать счастливым родителем здорового малыша. Поэтому постарайтесь максимально доходчиво доносить детям, почему нельзя материться.

Интересный факт о ненормативной лексике

Многие интересуются, почему нельзя материться в тюрьме. У этого правила существует несколько объяснений. К первому относят тот факт, что многие матерные слова содержат вполне понятные оскорбления. И на они трактуются буквально. Поэтому пара подобных слов может быть воспринята как смертельное оскорбление, за него вполне можно поплатиться жизнью.

К тому же в местах заключения существует свой язык - феня. Он несет довольно много негативной энергетики и психологи считают его воздействие на организм гораздо более мощным, чем мат.

Вместо заключения

Надеемся, что наша статья оказалась вам хотя бы немного полезной. И теперь вы будете тщательно подбирать слова в своей повседневной жизни. Ведь если каждый человек начнет следить за речью и исключит из нее сквернословие, то и общество в целом отвернется от матерщины. А вместе с этим - и от зла, которое она в себе несет.

Грехи языка (сквернословие) - одни из самых труднопреодолимых, и потому так часто появляется соблазн посчитать их незначительными, как-то оправдать,«не заметить». Сквернословие особенно в последнее время, так привыкли, что многие его действительно не замечают и удивляются, что слова эти все ещё являются нецензурными.

Слово… Звук, живущий доли секунды и пропадающий в пространстве. Где он? Пойди, поищи эти звуковые волны.

Слово… Почти нематериальное явление. Кажется, и говорить-то не о чем. Но слово - то, что уподобляет человека его Создателю. Самого Спасителя мы называем Божественным Словом. Творческим словом Господь создал из небытия наш прекрасный мир, «космос», как называли его греки. Это значит «красота». Но и человеческое слово обладает творческой силой и воздействует на окружающую нас действительность. Слова, которые мы произносим и слышим, формируют наше сознание, нашу личность. А наши сознательные действия оказывают влияние на ту среду, в которой мы живем. Наше слово может содействовать Божьему замыслу о мире и о человеке, а может и противоречить ему.

Церковь всегда призывала своих чад быть внимательными к словам и особенно предостерегала от греха сквернословия. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе… (Еф. 4:29), - учит апостол Павел. А блуд и всякая нечистота… не должны даже именоваться у вас (Еф. 5:3), - настаивает он. Неслучайно Апостол называет эти слова гнилыми.

Святые отцы говорят, что блудные грехи смердят. Сквернословие же, или так называемый мат, по своей тематике относится к блуду. И смердит. Хотя не все это ощущают - придышались. И что удивительно, запах только что съеденной котлеты сразу же стараются приглушить жевательной резинкой, поту с помощью какого-то снадобья из баллончика вообще перекрыли дорогу наружу, чтобы как-нибудь не «запахнуть» на людях, туалетную бумагу стали делать с фруктовыми отдушками, а духовного зловония от матерщины совершенно не чувствуют. И даже женщины. Хотя сквернословие это тяжкий грех.

Есть такое тропическое растение - скопелия. Его цветы - само совершенство формы и цвета. Но невероятно! От палево-оранжевых светящихся лепестков исходит запах гниющего разлагающегося мяса. Когда из прекрасных женских уст вылетает сквернословие, я всегда вспоминаю оранжерею, нежные восковые лепестки и страшное зловоние над ними. И опять недоумеваю, зачем было укладывать в модную прическу волосы, подбирать фасон и расцветку костюма, подправлять какие-то изъяны на лице, чтобы потом оттолкнуть от себя ураганом грязных слов? Речь наиболее ярко обнаруживает нас, позволяет окружающим увидеть наше истинное лицо. «Заговори, чтобы я увидел тебя», - это изречение принадлежит Сократу, мудрейшему из древних греков. Женщина с грубой лексикой может выглядеть привлекательно, только когда она молчит - как цветок скопелии за стеклом.

Обыденность и распространенность этого греха почти «узаконила» его. И мало кто из матерщинников задумывается, какая беда для общества и для каждого из нас заложена в матерной брани. Мистические корни этого явления уходят в глубокую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Этот контакт мог быть двояким. Демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Подобное можно наблюдать в начале драки, когда противники, делая свирепые гримасы, кричат друг другу о своей жестокости, о своей гневливой невменяемости, о готовности позволить себе то или иное гнусное поведение. То есть каждый из них пытается придать себе в глазах другого как можно больше скверности. Для страха или от страха. Но и призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность к общению с ним.

Таким образом, сквернословие являлось средством «связи» с демоническими силами. Таковым он и остается. Его относят к инфернальной, то есть демонической, адской лексике. Через сквернословие человек сам отдает себя в руки беса, становится одержимым. Некоторые, наверное, знают, что избавиться от привычки матерной брани труднее, чем от курения. Годы и годы люди приходят с этим грехом на исповедь, пока, наконец, не освободятся от него.

В медицинской практике известно следующее явление: парализованный человек, у которого полностью отсутствует речь, не в силах выговорить ни «да», ни «нет», но может, тем не менее, совершенно свободно произносить целые выражения, состоящие из непечатной брани. Явление необычное, но встречающееся. Мне самому дважды доводилось сталкиваться с подобным, и вот каким образом.

Некоторое время назад мы с семьей снимали дом в деревне. Нашим соседом через улицу был парализованный мужчина. Почти недвижимый, он мог лишь слегка шевелить одной рукой. Каждый день родственники выносили его на деревенскую улицу, и, подложив дощечку, укладывали на зеленой лужайке перед воротами или усаживали, прислонив к дереву. Что ж, дома, в четырех стенах, больному, конечно, было скучно… Как-то раз, стоя возле своей калитки, я вдруг услышал сквернословие. Через несколько секунд оно повторилось. Потом еще. Это было странно, так как местные жители вслух, громко, да еще рядом с духовным лицом не «выражались». Я оглянулся. Улица была пуста. Только больной сосед лежал на своей дощечке, выражение его лица было, как всегда, неопределенным. «Но ведь не послышалось же мне? От кого могла исходить эта брань?» - подумал я. Тут из калитки вышла жена. Она и объяснила, что паралитик часто произносит эту непристойную фразу. Причем только ее. Зато четко и внятно, как здоровый. Произносит с различными интонациями. Этой фразой он выражает просьбу, гнев, недовольство, жалобу. Ею же здоровается с проходящими и сообщает им о самочувствии. Когда ему что-нибудь нужно, он повторяет ее, не переставая, кричит, пока не услышат в доме. Позже мне не раз пришлось в этом убедиться.

Второй раз с похожим случаем я столкнулся также в сельской местности. Мне необходимо было узнать один адрес, и, чтобы навести справки, я постучал в дверь первого попавшегося дома. Изнутри послышался какой-то звук, и я, знакомый с деревенскими обычаями, без лишних церемоний переступил порог застекленной терраски. Немедленно раздалось сквернословие. Я оглянулся и, увидев человека, сидевшего в глубоком старом кресле в углу терраски, сделал шаг в его сторону, желая объяснить, что я не вор. Но тот опять выкрикнул непристойное выражение, причем несколько раз подряд. При этом интонации его голоса вовсе не соответствовали словам. Было впечатление, что мужчина кого-то зовет. Долго раздумывать на эту тему мне не пришлось, так как на терраску вышла хозяйка. Она поздоровалась и сразу же принялась извиняться за мужнино сквернословие: «Вы нас простите. Так уж вышло, что у него после инсульта вся речь отнялась, а эти слова остались. И теперь он только и может, что ругаться… Уж как мы измучились! И перед соседями стыдно…»

Странность такого явления говорит о многом. Получается, что так называемое сквернословие «проходит» по совершенно иным нервным цепочкам, чем остальная речь. Не бес ли, используя греховный навык человека, оказывает ему такое «благодеяние», демонстрируя тем самым свою власть над частично омертвевшим телом? Что же будет после смерти? Власть демона станет полной и окончательной.

Одну девушку, после воцерковления, очень интересовала судьба ее умершей бабушки. Дело в том, что бабушка была верующей: ходила в церковь, молилась, постилась, и девушка была убеждена в том, что ее благочестивая бабушка находится в раю. Но ей хотелось удостовериться в существовании рая, поэтому девушка молилась и просила Господа как-то открыть ей, как там ее бабушка? Однажды бабушка приснилась ей и сказала, что находится в аду, потому что при жизни, хотя и ходила в церковь, молилась и постилась, но часто ругалась скверными словами.

Незавидна судьба сквернослова, и Церковь предупреждает, что злоречивые… Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:10). …От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься, - говорит Спаситель (Мф. 12:37).

Святитель Григорий Двоеслов рассказывал историю, случившуюся в Риме.

«В нашем городе один человек, всем известный, имел сына лет пяти, которого очень любил и воспитывал без всякой строгости. Мальчик, которого все ублажали, привык произносить скверные бранные слова, и какая бы мысль ни приходила ему в голову, он тотчас же начинал по привычке злословить, бранил не только людей, но, случалось, дерзал хулить и, страшно сказать, Самого Бога, произнося хулы на святые предметы. А отец не запрещал ему говорить те хульные скверные слова. Во время моровой язвы, бывшей у нас за три года пред сим, мальчик тот разболелся к смерти, и когда отец держал его у себя на коленях, то, по рассказам лиц, которые там находились сами, пришли нечистые бесы взять окаянную душу мальчика. Мальчик, увидев их, затрепетал, закрыл глаза и стал кричать: „Батюшка, отыми меня от них! Отыми!“ и со страшным криком спрятал свое лицо за пазуху своего отца, стараясь как бы укрыть себя. Отец, глядя на малютку, как он трепетал, спросил: „Что ты видишь?“ Мальчик отвечал: „Пришли черные люди, хотят меня взять…“ - и, сказав сие, стал произносить скверные и богохульные речи, к которым привык, - и тут же умер».

Всякое слово несет в себе информацию, которая воздействует на наше сознание, формирует и изменяет его. В лучшую ли сторону преобразует его скверная брань?

Сквернословие заглушает, притупляет чувство стыда. Разрушая юношескую стыдливость и возбуждая нечистые пожелания, сквернословие мостит дорогу к разврату. Целомудрие и чистота не смогут ужиться со скверными словами. Дети, не довольствуясь отвлеченными звуками, обязательно будут стремиться узнать значение услышанного. Дети, слыша грязную речь, сами приучаются сквернословить. Те родители, которые не стесняются в выражениях, должны помнить, что сквернословие, уничтожая в ребенке чувство стыда, является мостиком к последующим преступлениям. Растление малых сих будет лежать на совести сквернослова. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18:7), - предостерегает Спаситель.

В воспоминаниях преподобномученика архимандрита Кронида (Любимова) описан следующий случай:

«Лет двадцать назад, когда я был еще в обители преподобного Сергия, пришел помолиться преподобному Сергию, угоднику Божию, крестьянин Иаков, прихожанин храма той местности, где я родился, и зашел ко мне. Видя необыкновенную грусть на лице его, я спросил о причине его грусти, и он поведал мне следующее: „У меня есть сын, младенец лет шести, который привык к такому ужасному пороку срамословия и ругани матерным словом, от которой даже я, мужчина, прихожу в смущение и ужас. Пробовал, было, наказывать, после наказания бросал в подпол, но все это не помогает, мой сын хуже озлобляется и с таким ожесточением произносит ругань, что даже чернеет в лице, и тогда страшно бывает смотреть на него“. Ясно, что к душе малютки приразился дьявол и понуждает его к сквернословию. Я спросил отца, откуда же малютка мог научиться такому ужасному сквернословию? Тогда крестьянин сознался, что причина сего - он сам. „Я, - сказал он, - имею эту привычку сквернословия, когда бываю в нетрезвом виде. Вот о сем-то я больше всего и скорблю, что сам насеял эти погибельные плевелы в душе невинного ребенка“. Видя его смущение душевное и слезы, жаль мне было от всей души сего страдальца, но помочь ему в горе я ничем не мог, кроме искреннего сердечного слова утешения. И вместе с тем посоветовал ему всю скорбь души своей излить пред мощами преподобного Сергия и, как живому, поведать тому печаль своего сердца, и просить его дивной помощи себе и страждущему погибельным недугом малютке. Через гол после сего свидания с Иаковом я виделся с ним на родине и спросил о малютке. Слезы обильной струей потекли из очей Иакова при вопросе о сыне. Успокоившись, он сказал мне: „Дивен Бог во святых Своих. Молитвами и предстательством преподобного Сергия малютка мой за последнее время совсем перестал сквернословить, да и сам я теперь, благодарение Богу, водки уже не пью“».

Наверное, это в советское время появился тип начальника-«демократа», демонстрирующего свою «близость» к народу через употребление крепких слов. Появилось даже выражение: «сказать крепко, по-русски». Хорошо бы знать, что матерные слова в большинстве своем - отнюдь не русского происхождения. Русский же человек, хотя бы в своих идеалах, всегда отличался целомудрием. Эти целомудрие и стыдливость отразились в национальной одежде и быте, удивлявшем иностранцев строгостью и чистотой нравов.

При благочестивых царях Михаиле Федоровиче и Алексие Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание. По рынкам и площадям ходили переодетые чиновники, хватали матерщинников и тут же, на месте, чтобы другим неповадно было, наказывали их розгами.

Удивительно, что сегодня многие образованные люди считают нормальным невзначай этак «тонко интеллигентно» выругаться, возможно, желая подчеркнуть таким образом «широту» своих взглядов. А между тем на них лежит огромная ответственность. В России к образованным людям всегда относились с уважением. Университетское образование приравнивалось к офицерскому званию и позволяло обладателю пользоваться правами личного дворянства. Знание почиталось.

Образование помогает человеку воссоздать в себе образ Божий. Именно понятие воссоздания образа Божия и отражает слово «образование». Поэтому грязная ругань из уст интеллигента особенно недопустима! От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12:48).

Древние демонические культы Ближнего Востока, от которых мы унаследовали большинство матерных слов, использовали их в ритуальных действиях, сопровождавших человеческие жертвоприношения. И как раньше таким образом призывали демонов, так и сегодня человек, произносящий сквернословие, призывает на свою голову беса. Вопрос о допустимости мата - это вопрос веры. Для православного человека достаточно сознания того, что Господь не любит этих скверных слов. Примером тому можно привести одно из посмертных чудес святого праведного Симеона Верхотурского , случай, вошедший в его жития.

«В 1711 году, в апреле месяце, один монастырский старец, по имени Иаков, внимательно слушал Божественную литургию и старался отрешиться мыслию от всего земного. Тихо стоял он в молитвенном умилении. Вдруг, при возгласе: Со страхом Божиим и верою приступите, он упал ниц и лежал долгое время без чувств. Когда же он пришел в себя, то рассказал следующее: При взгляде на образ Пресвятой Богородицы, именуемый „Одигитрия“, его вдруг объял страх. Что с ним дальше было - он не помнит, лишь помнит одно, как предстал пред ним праведный Симеон и, прикоснувшись к нему, сказал: „Встань, пойди и объяви всем, чтобы воздерживались от сквернословия и от слов бранных, иначе Господь пошлет на людей и на скот их голод и мор. Пусть все усердно молятся Господу, Его Пречистой Матери и всем святым, пусть весь народ отслужит молебное пение об отвращении гнева Божия“.

Кроме того праведный Симеон приказал Иакову рассказать о сем архимандриту и воеводе, дабы люди раскаялись в своих прегрешениях и молились бы об избавлении от праведного гнева Божия, что и было исполнено всеми с величайшим усердием».

Нам только кажется, что сегодня мы сильны и независимы со своим научно-техническим прогрессом. Что способны строить свое благополучие исключительно по своему желанию. Но что мы можем, если Господь за наше нечестие не даст нам Своей благодати, не благословит наши труды? От нашей, как нам кажется, небольшой, слабости страдает вся наша жизнь. И личная, и семейная, и государственная. Поэтому, устраивая эту жизнь, прежде всего послушаемся голоса Церкви, говорящей нам через апостола Павла: Отложите… сквернословие уст ваших (Кол. 3:8).

Впрочем, чем более молитв, священных и духовных текстов произносит и читает человек, тем проще и естественнее ему бывает отказаться от грубых слов. Потому что, как говорит Апостол, не может (не должно) из одних уст исходить благословение и проклятие, как один источник не может изливать соленую и сладкую воду (Иак. 3:12).

Протоиерей Сергий Николаев



Последние материалы раздела:

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...