Языковые и контекстуальные антонимы. В помощь школьнику: определение, виды и примеры антонимов

Что такое контекстные антонимы? Какие есть примеры контекстных антонимов?

    Контактные антонимы — это только лишь те, которые имеют значение антонимов в предложении, тексте в общем. Чтобы понять что это, приведу самый популярный пример: волки и овцы. По отдельности эти слова ничего не значат. Но если их применить вместе в рассказе, то они будут иметь значение противоположных животных (как охотник и добыча).

    Для начала, антонимы-это слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение. Контекстные же антонимы имеют ротивоположное значение только в рамках данного текста, вне этого текста они могут быть ничем не связаны.

    Контекстные антонимы, это слова, которые воспринимаются, как антонимы только в определнном контексте. В качестве примеров можно привести такие контекстные антонимы, как — солнечный свет и лунный свет или волки и овцы.

    Контекстными антонимами являются слова, которые имеют противоположный смысл только в определенном контексте (отсюда и название). Например: не мать, а дочь, Волки и овцы — название пьесы; я царь — я раб;

    Контекстные антонимы — это слова, являющиеся антонимами лишь в данном контексте. Пример могу привести такой: попасть в молочко, попасть в яблочко. Синие воротнички, белые воротнички. На званом вечере было много гостей: Иван Иванович — важная птица — сидел за столом, Андрюшка — невелика птица — топтался у дверей.

    Антонимы это слова, относящиеся к одной части речи, но имеющие противоположное значение. Например: день и ночь, тепло и холод, тяжлое и лгкое, умный и глупый.

    А контекстными антонимами называются слова, которые становятся антонимами лишь в определнном контексте. В языке же их полярность не закреплена и порождается лишь замыслом автора. Например: таланты и поклонники, овцы и волки, свет луны и свет солнце, ум и сердце, пастух и стадо.

    Автор, когда пишет текст, может сам противопоставлять слова по смыслу. В данном тексте это будут контекстные антонимы. То есть в определенном тексте антонимы, в другом тексте эти слова не имеют противоположное значение.

    Так например, лунный свет — солнечный свет, цветок — камень.

    Как это понятно из названия, контекстные (контекстуальные) антонимы лишь в определнном контексте. В ином случае данные слова или понятия антонимами не являются, могут быть вообще не связаны между собой. Например, яблочко и молоко. Просто так непонятно, с какой стати эти слова могут быть антонимами. Однако, если речь идт о них, как о цели, то понятие попасть в яблочко (в цель) является антонимом понятию попасть в молоко (промахнуться), соответственно, и слова яблочко молоко будут в этом случае контекстными антонимами.

    Антонимы это как день и ночь, ученье — свет и неученье — тьма, слова противоположные по смысловому значению.

    Контекст — это фрагмент текста, а значит антонимами будут являться те слова, которые имеют противоположный смысл в этом фрагменте текста.

    Антонимы в русском языке — это слова одной части речи с противоположным лексическим значением. Что же касается контекстных (контекстуальных) антонимов, то они (слова и сочетания слов) являются антонимами только в данном контексте (то есть в окружении других слов). Если вырвать данные слова из контекста, то антонимических отношений уже будет не видать.

    Контекстные антонимы могут быть как одной, так и разных частей речи, различаться стилистически.

    Примером контекстных антонимов может служить название одной из пьес Александра Островского Волки и овцы .

    Пример из стихотворения Марины Цветаевой

    Еще пример

    Контекстными антонимами здесь будут пары разум — вера, голова — сердце, материя — дух.

Мегамозг

Анто́нимы (греч. αντί- - против + όνομα - имя) - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» - «ложь», «добрый» - «злой», «говорить» - «молчать».Лексические единицы словарного состава языка оказываются тесно связанными не только на основании их ассоциативной связи по сходству или смежности как лексико-семантические варианты многозначного слова. Большинство слов языка не содержит признака, способного к противопоставлению, следовательно, антонимические отношения для них невозможны, однако, в переносном значении они могут обрести антоним. Таким образом, в контекстуальной антонимии антонимические отношения слов с прямым значением возможны, и тогда эти пары слов несут эмфатическую нагрузку и выполняют особую стилистическую функцию.Антонимы возможны у таких слов, значения которых заключают в себе противоположные качественные оттенки, но в основе значений всегда лежит общий признак (вес, рост, чувство, время суток и т. д.). Также противопоставлены могут быть только слова, принадлежащие к одной грамматической или стилистической категории. Следовательно, языковыми антонимами не могут стать слова, относящиеся к разным частям речи или лексическим уровням. Под антонимами понимаются слова, имеющие противоположное значение, что, в принципе, известно каждому школьнику. Область употребления антонимов достаточно обширна, они могут употребляться в любом стиле речевого общения, от официальных документов до разговорной речи. Однако помимо, скажем так, традиционной антонимии, существует также явление, которое в филологии определяется как антонимия контекстуальная. В некоторых источниках она также носит название авторской. Суть контекстуальных антонимов заключается в том, что, в отличие от обычных, они становятся таковыми только в определенном контексте, поскольку в языкознании подобные пары слов не являются закрепленными. В качестве примера можно привести пару контекстуальных антонимов «один год – вся жизнь». В языке данная пара не является закрепленной, что можно проверить по любому словарю антонимов русского языка. Противоположное значение их может возникнуть только в определенном контексте, например, «Прошел всего лишь год, а мне показалось, что целая жизнь».Явление контекстуальных антонимов базируется на том, что различные номинации могут иметь признаки, которые, на взгляд автора, носят противоположный характер, и именно это является основанием для того, чтобы использовать их в данном смысле в определенном контексте, чтобы придать ему выразительность. Вообще, контекстуальные антонимы носят так называемый окказиональный, то есть случайный характер, поскольку в обычном речевом общении противоположный смысл их просто-напросто теряется, в то время как в литературном произведении они подчеркивают какую-либо авторскую мысль, потому являются сугубо индивидуальными. Повторяющихся случаев использования одного и того же контекстуального антонима всего единицы, среди самых известных можно привести в пример пару «овцы – волки».Иными словами, использование контекстуальных антонимов является одним из средств обогащения лексики литературного произведения, придания большей экспрессии повествованию. В данном случае системные отношения пар слов с противоположным значением являются несостоятельными, поскольку данное явление носит авторский, индивидуальный характер.

Антонимы – это слова, принадлежащие к одной части речи, различающиеся в произношении и написании, и имеющие противоположные значения. Например, холодный – горячий, громко – тихо, друг – враг, радоваться – грустить.

В антонимические отношения могут вступать слова, значения которых несут в себе противоположные свойства, при этом в основе сравнения должен быть некий общий признак (размер, вес, температура, скорость и т. д.). Противопоставляются только слова, принадлежащие к одной части.

Антонимичные пары не образуют следующие категории слов :

  • – имена существительные, имеющие конкретные предметные значения (дерево, пещера, карандаш);
  • – имена собственные (Петя, Вася);
  • – большинство местоимений и числительных;
  • – имена существительные, указывающие на половой признак (внучка и внук, тетя и дядя);
  • – слова из разных стилистических категорий (молчать и вещать);
  • – слова с суффиксами со значением увеличения или уменьшения (корабль и кораблик, человек и человечище).

По структуре различают антонимы:

- однокорневые –образованные с помощью приставок с противоположным значением (друг – недруг, заходить – выходить);

- разнокорневые (высокий – низкий, поднимать – опускать, горячий – холодный).

Антонимия и многозначность слов

Многозначные слова могут образовывать антонимичные пары с разными словами, в зависимости от того значения, к котором они употреблены в данном контексте:

мягкий диван – жесткий диван,

мягкий тон – резкий тон,

мягкая глина – твердая глина.

Особое явление в языке – это антонимические отношения в структуре значений многозначного слова (энантиосемия ):

просмотреть доклад (в значении ознакомиться) – просмотреть опечатку (пропустить),

одолжить у друга книгу (взять в долг) – одолжить коллеге денег (дать в долг).

Общеязыковые и контекстуальные антонимы

общеязыковые (языковые) антонимы существуют в системе языка и воспроизводятся вне зависимости от контекста (тьма – свет, большой – маленький );

контекстуальные (речевые, окказиональные) антонимы возникают только в определенном контексте («Лед и пламя» – название рассказа Р. Брэдбери).

Роль антонимов в речи

Антонимы делают нашу речь ярче и выразительней. Они часто встречаются в названиях художественных произведений («Война и мир», «Отцы и дети»), в пословицах («В людях лапочка, а дома чёрт») , использование антонимов лежит в основе ряда стилистических приемов.

Одним из таких приемов является антитеза – риторическое противопоставление:

– «Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень». (А.С. Пушкин);

– «Я – одинокий сын земли,

Ты – лучезарное виденье». (А. А. Блок).

Другой прием : оксюморон – сочетание несовместимых с точки зрения логики понятий:

– «Мертвые души» (Н. В. Гоголь);

– «Обыкновенное чудо» (Е. Шварц);

– «Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной». (А.А. Ахматова).

Cловари

Специальные словари антонимов помогут подобрать антонимичную пару. Можно рекомендовать словари под редакцией Л.А. Введенской (более 1 000 пар антонимов) и Н.П. Колесникова (более 1 300 пар). Кроме того, существуют и узкоспециализированные словари, например, словарь антонимов-фразеологизмов или антонимов-диалектизмов.

Подберите подходящие по смыслу паронимы на место пропусков в следующих за ними предложениях. 1) АРТИСТИЧНЫЙ - АРТИСТИЧЕСКИЙ Выступление нашего гимнаста было на редкость ________________________. Ему казалось, что у него есть _______________________________ способности. 2) ВЕЧНЫЙ - ВЕКОВОЙ Григорий был человеком необычайно талантливым и интересным, хотя и считался ____________________________ студентом. Сосновые сухие леса на берегах реки перемешивались с __________________ дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. 3) ВОДНЫЙ - ВОДЯНИСТЫЙ Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с _____________________ стеблями. _________________ стадион - гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни. 4) ГЛИНЯНЫЙ - ГЛИНИСТЫЙ Геологам в этих местах нередко встречались ___________________ минералы. Мне вспоминался город моего детства, ______________________ свистульки, которыми торговали на базарах. 5) ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ - ДЕЙСТВУЮЩИЙ ______________ жизнь тем и отличается от придуманной, что никак не можешь предугадать ее неожиданных поворотов. Депутаты подготовили ряд поправок к ________________ пакету законов. 6) ЖИЗНЕННЫЙ - ЖИТЕЙСКИЙ Надежда на жизнь вне цивилизации и ___________________ проблем приобретает для Эдуарда все более отчетливые очертания. По ________________________ показаниям, Глебу требуется срочная операция. 7) ИСКУСНЫЙ(-О) - ИСКУССТВЕННЫЙ(-О) Мама никогда не любила ________________ цветы, поэтому не очень обрадовалась подарку Маши. На день рождения мне подарили __________________ выполненную шкатулку, которую я ни за что не купила бы сама. 8) КРАСОЧНЫЙ - КРАСЯЩИЙ Язык, которым написаны произведения фольклора, богатый, яркий, ______________ и картинный. Железо, хром, марганец, медь и никель являются _________________ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов. 9) НЕТЕРПИМЫЙ - НЕСТЕРПИМЫЙ Стрекочут кузнечики, ______________________зной стоит над лугом. Когда доходит до серьезного дела, Валентин становится жестким, ________________, требовательным. 10) ПОНЯТНЫЙ - ПОНЯТЛИВЫЙ Задание сформулировано так, что всем оно сначала кажется __________________. Официант оказался на редкость ____________________ и сделал все так, как мне хотелось. 11) РАЗДРАЖЕНИЕ - РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ Когда он испытывал ______________________,то казался Варе совершенно чужим человеком. Мария Петровна была не в меру обидчивой особой, которая отличалась ___________________. 12) ЧЕЛОВЕЧНЫЙ - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ Нормальный _____________________организм не справится с полученными при аварии травмами. Он был более _______________________, поэтому не стал наказывать Павла слишком строго. Вариант 3 1. Отметьте слова, толкование которых дано неправильно. 1) Абажур - настенный светильник. 2) Менталитет - склад ума; мироощущение, мировосприятие. 3) Коммюнике - официальное сообщение по завершении встречи, переговоров представителей двух или более стран. 4) Фолиант - подборка наиболее представительных сочинений (чаще стихотворных) разных авторов. 2. Отметьте слова, толкование которых дано неправильно. 1) Вернисаж - торжественное открытие художественной выставки. 2) Биеннале - информационная беседа для журналистов. 3) Рецидив - случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода. 4) Буклет - издание в виде складывающегося листочка, обычно информативного или рекламного характера. 3. Отметьте слова, толкование которых дано неправильно. 1) Каталог - подборка наиболее представительных сочинений разных авторов. 2) Кодекс - свод законов. 3) Альманах - разнородная подборка новейших литературных произведений разных авторов, иногда объединённых одним направлением. 4) Мадригал - рукопись, преимущественно древняя. 4. Отметьте слова, толкование которых дано неправильно. 1) Импорт - вывоз из-за границы. 2) Инвестиции - долгосрочные капитальные вложения в производственную или другую сферу деятельности. 3) Менеджмент - философия современного бизнеса, определяющая стратегию и тактику фирмы в условиях конкуренции. 4) Лизинг - независимая экспертиза финансовой отчётности предприятий, проводимая квалифицированными специалистами. 5. Установите соответствие между словом и его значением. А) пиетет Б) цинизм В) эпатаж Г) экстаз Д) эйфория 1) Скандальная выходка; вызов окружающим, намеренное нарушение общепринятых норм и правил. 2) Глубокое уважение, почтительное, благоговейное отношение к кому-либо или к чему-либо. 3) Состояние радости, душевного подъёма, часто не вызванное внешними обстоятельствами. 4) Бесстыдство, наглость, грубая откровенность; вызывающе-презрительное отношение к общепринятым нормам нравственности и морали. 5) Высшая степень воодушевления, восторга. 6. Установите соответствие между словом и его значением. А) мюзикл Б) водевиль В) бенефис Г) элегия Д) гротеск 1) Лирическое произведение, проникнутое грустью. 2) Изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде. 3) Короткая комическая пьеса, обычно с танцами, пением. 4) Спектакль в честь одного из его участников как выражение признания заслуг, мастерства артиста. 5) Музыкально-сценическое произведение, преимущественно комедийного характера. 7. Установите соответствие между словом и его значением. А) меркантильность Б) инфантильность В) мизантропия Г) филантропия Д) популизм 1) Сохранение во взрослом возрасте внешности или черт характера, свойственных детям. 2) Попытка добиться своих целей в политике, обращаясь к широким массам и вселяя в них веру в возможность быстрого и простого решения сложных социально-экономических проблем. 3) Человеконенавистничество. 4) Благотворительность, оказание помощи нуждающимся. 5) Мелочная расчётливость, подчинение своих действий соображениям личной выгоды. 8. Укажите пример, в котором синонимический ряд составлен верно. 1) машинально, инстинктивно, автоматически, осознанно 2) огромный, гигантский, исполинский, колоссальный 3) учтивый, вежливый, деликатный, рассудительный 4) работа, функция, обязательство, назначение 9. Укажите пример, в котором неверно составлен синонимический ряд. 1) обаятельный, очаровательный, неотразимый, шикарный 2) опасаться, страшиться, робеть, трепетать 3) близкий, недалекий, смежный, соседний 4) спор, дискуссия, полемика, столкновение мнений 10. Укажите пример, в котором синонимический ряд составлен верно. 1) насущный, злободневный, актуальный, потенциальный 2) взгляд, позиция, мнение, кредо 3) простой, бесхитростный, незатейливый, примитивный 4) поддерживать, содействовать, способствовать,усиливать 11. Найдите словосочетания, построенные правильно. 1) надеть на дочку пальто 2) оказать внимание на проблему 3) улучшить уровень жилья 4) представить слово докладчику 5) принимать усилия 12. Найдите словосочетания, построенные неправильно. 1) закоренелый отличник 2) вести деятельность 3) оставить неизгладимый след 4) доставлять удовлетворение 5) повысить в должности 13. Найдите словосочетания, построенные правильно. 1) придавать особое внимание 2) неминуемая гибель 3) озабочен здоровьем ветеранов 4) заплатить за коммунальные услуги 5) лидировать впереди всех 14. Найдите словосочетания, построенные неправильно. 1) оплатить за обучение 2) произнести тост 3) превосходство над соперником 4) рассуждать над бесконечностью Вселенной 5) подвести результаты 15. В каких предложениях слово употреблено в несвойственном ему значении? 1) Адвокат осуждённого подал в суд высшей инстанции апелляцию с просьбой о пересмотре дела. 2) У источников космонавтики и ракетостроения стоял выдающийся учёный К.Э. Циолковский. 3) Ей импонировал ум и какая-то врождённая интеллигентность нового знакомого. 4) Дешёвым подделкам она предпочитала золотую бижутерию с драгоценными камнями. 5) Невозможно понять значение этого слова без контекста. 16. В каких предложениях слово употреблено в несвойственном ему значении? 1) Зрители внимательно.слушали выступление артиста. 2) Систематическая работа над изобразительными средствами языка способствует развитию речи учащихся. 3) Его дом отличался изощрённостью интерьера. 4) Докладчики обычно апеллируют к мнению слушателей. 5) Отправляясь в путешествие, они составили алгоритм поездки. 17. В каких предложениях слово употреблено в несвойственном ему значении? 1) На предприятии используется только самое современное оборудование. 2) Желая финансового суверенитета от родителей, после восьмого класса он устроился работать на завод. 3) Новость о приезде долгожданного друга привела его в минорное настроение. 4) Для развития данного предприятия необходимы инвестиционные вложения. 5) Он выиграл конкурс и получил грант президента. 18. В каких предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения иноязычного слова? 1) Губернатора сопровождал коттедж из трёх автомобилей. 2) Из анонса у входа в театр мы узнали, что спектакль отменён. 3) Этот артист дебютировал на сцене театра ещё двадцать лет назад. 4) Дуэт из двух скрипок и фортепиано звучал просто великолепно. 5) Рейтинг этого политического деятеля за последние годы значительно снизился. 19. В каких предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения иноязычного слова? 1) Огромную роль в развитии русской культуры XVIII века сыграли меценаты. 2) Она жила в этой гостинице инкогнито, назвавшись первым попавшимся именем. 3) В этом сезоне в моде будет бутафория всевозможных цветов и форм в этническом или классическом стиле. 4) Он долго не мог решить стоящую перед ним дилемму, но, в конце концов, из трёх вариантов выбрал спокойную жизнь в провинции. 5) Новый фильм произвёл фиаско: во всех журналах даются только положительные отзывы. 20. В каких предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения иноязычного слова? 1) На горный посёлок обрушилось сильное цунами. 2) Трое прецедентов на пост главы города уже включились в предвыборную борьбу. 3) Сервис в этом отеле соответствует мировым стандартам. 4) Наша футбольная команда потерпела фурор. 5) Мы успеем посетить вернисаж, который продлится до конца сентября. 21. В каких предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения иноязычного слова? 1) Либретто этого балета было написано самим композитором. 2) Получив наследство, она отправилась в круиз по Европе. 3) Воспользовавшись своим правом, глава государства наложил вето на законопроект. 4) На ежегодном биеннале в Париже собираются самые известные стилисты со всего мира. 5) Для предотвращения эпидемии, необходима тоталитарная вакцинация населения. 1. 1, 4 2. 2, 3 3. 1, 4 4. 3, 4 5. А2, Б4, В1, Г5, Д3 6. А5, Б3, В4, Г1, Д2 7. А5, Б1, В3, Г4, Д2 8. 2 9. 1 10. 3 11. 1, 5 12. 1, 2, 4 13. 2 14. 1, 4, 5 15. 2, 4 16. 3, 5 17. 2, 3 18. 1, 2, 4 19. 3, 4, 5 20. 1, 2, 4, 5 21. 2, 4, 5

Анто́нимы (греч. αντί - - против + όνομα - имя) - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: "правда" - "ложь", "добрый" - "злой", "говорить" - "молчать". Лексические единицы словарного состава языка оказываются тесно связанными не только на основании их ассоциативной связи по сходству или смежности как лексико-семантические варианты многозначного слова. Большинство слов языка не содержит признака, способного к противопоставлению, следовательно, антонимические отношения для них невозможны, однако, в переносном значении они могут обрести антоним. Таким образом, в контекстуальной антонимии антонимические отношения слов с прямым значением возможны, и тогда эти пары слов несут эмфатическую нагрузку и выполняют особую стилистическую функцию. Антонимы возможны у таких слов, значения которых заключают в себе противоположные качественные оттенки, но в основе значений всегда лежит общий признак (вес, рост, чувство, время суток и т. д.) . Также противопоставлены могут быть только слова, принадлежащие к одной грамматической или стилистической категории. Следовательно, языковыми антонимами не могут стать слова, относящиеся к разным частям речи или лексическим уровням. Под антонимами понимаются слова, имеющие противоположное значение, что, в принципе, известно каждому школьнику. Область употребления антонимов достаточно обширна, они могут употребляться в любом стиле речевого общения, от официальных документов до разговорной речи. Однако помимо, скажем так, традиционной антонимии, существует также явление, которое в филологии определяется как антонимия контекстуальная. В некоторых источниках она также носит название авторской. Суть контекстуальных антонимов заключается в том, что, в отличие от обычных, они становятся таковыми только в определенном контексте, поскольку в языкознании подобные пары слов не являются закрепленными. В качестве примера можно привести пару контекстуальных антонимов "один год - вся жизнь". В языке данная пара не является закрепленной, что можно проверить по любому словарю антонимов русского языка. Противоположное значение их может возникнуть только в определенном контексте, например, "Прошел всего лишь год, а мне показалось, что целая жизнь". Явление контекстуальных антонимов базируется на том, что различные номинации могут иметь признаки, которые, на взгляд автора, носят противоположный характер, и именно это является основанием для того, чтобы использовать их в данном смысле в определенном контексте, чтобы придать ему выразительность. Вообще, контекстуальные антонимы носят так называемый окказиональный, то есть случайный характер, поскольку в обычном речевом общении противоположный смысл их просто-напросто теряется, в то время как в литературном произведении они подчеркивают какую-либо авторскую мысль, потому являются сугубо индивидуальными. Повторяющихся случаев использования одного и того же контекстуального антонима всего единицы, среди самых известных можно привести в пример пару "овцы - волки". Иными словами, использование контекстуальных антонимов является одним из средств обогащения лексики литературного произведения, придания большей экспрессии повествованию. В данном случае системные отношения пар слов с противоположным значением являются несостоятельными, поскольку данное явление носит авторский, индивидуальный характер.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...