Южный форпост. Южный форпост геополитики Южный форпост

Такое международное понятие, как анклав, в отношении суверенного государства применяется в том случае, если оно полностью окружено другими странами и не имеет выхода к морю. Один из примеров - Республика Армения, на территории которой в двух гарнизонах, Гюмрийском и Ереванском, дислоцируется 102-я ордена Александра Невского военная база Южного военного округа Вооружённых Сил Российской Федерации. Возглавляет соединение полковник Андрей РУЗИНСКИЙ.

В штабе сразу предупредили: застать командира военной базы в кабинете «Большой крепости» достаточно сложно. Но и когда он на месте, прорваться к нему совсем не просто - в приёмной всегда посетители. Встретиться с полковником Рузинским удалось лишь в конце дня, когда солнце уже заходило за горы Гюмрийского плато.


- Андрей Юрьевич, в последние дни этого года дислоцирующаяся в Республике Армения российская военная база отметит очередную годовщину со дня образования. Расскажите об основных вехах соединения. В соответствии с директивой министра обороны РФ от 21 июня 1994 года на основе 127-й Краснознамённой мсд ЗакВО 1 сентября 1994 года на териитории Армении была сформирована российская военная база. Впоследствии в её состав вошли 3624-я авиационная база и 988-й зенитный ракетный полк. В 2001 году эти части заступили на боевое дежурство в Объединённой системе ПВО стран СНГ, а сама база вошла в состав Объединённой группировки войск ВС РФ и Республики Армения.

На сегодняшний день точкой отсчёта в истории соединения считается 1 апреля 2010 года. Именно с этой даты отдельная мотострелковая бригада стала носить нынешнее наименование, обретя постоянное место дислокации в Гюмри.

Какова военно-политическая миссия российской военной базы в Республике Армения сегодня?

Военно-политическая обстановка в зоне ответственности военной базы остаётся неспокойной и характеризуется наличием ряда дестабилизирующих факторов, связанных с возможностью эскалации противостояния в регионе армяно-азербайджанского конфликта. В случае принятия решения руководством Азербайджана по восстановлению юрисдикции над Нагорным Карабахом силовым путём военная база может вступить в вооружённый конфликт в соответствии с договорными обязательствами Российской Федерации в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. В соответствии с рядом межправительственных соглашений в мирное время военная база выполняет задачи стратегического сдерживания, привлекается к несению боевого дежурства средств ПВО и оказывает содействие пограничным отрядам регионального пограничного управления ФСБ России в Республике Армения.

Военная база является соединением постоянной готовности немедленного применения. Её состав представляют 13 основных боевых подразделений и 17 подразделений всестороннего обеспечения. Такой объём сил позволяет успешно решать возложенные на соединение задачи. Стоит добавить, что особенностью боевого состава рвб в Армении является зенитного ракетного дивизиона, оснащённого ЗРК «С-300В», зенитного ракетного дивизиона, на вооружении которого стоит ЗРК БУК-М1-2, реактивной артиллерийской батареи «Смерч» и авиационной базы с эскадрильей боевых самолётов МиГ-29. Весь этот объём сил и средств базируется в двух десятках военных городков двух гарнизонов.

- Между российской базой и органами военного управления Республики Армения предусмотрен согласованный перечень совместных войсковых манёвров. Что это за действия?

Перечень таких совместных действий достаточно разнообразен. Например, в прошлом году наиболее значимым из мероприятий войскового сотрудничества было учение Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ «Взаимодействие-2012», проведённое на национальном полигоне имени маршала Баграмяна. Для участия в нём от базы было привлечено свыше сотни военнослужащих, порядка тридцати единиц боевой и специальной техники.
В этом году мы уже провели три встречи с представителями Армении по вопросам совместного применения. На площадях российского высокогорного учебно-тренировочного комплекса «Алагяз» прошло совместное батальонное учение с боевой стрельбой. Российскую сторону представлял усиленный мотострелковый батальон военной базы. Армянскую - стрелковый батальон бригады миротворческих сил Армении. Были отработаны вопросы слаживания органов управления в организации боевых действий, поддержания взаимодействия в сложной обстановке общевойскового боя. В ходе розыгрыша боевых действий военнослужащие двух стран отражали атаки, переходили в наступление, уничтожали отступающие подразделения условного противника, вели преследование и действия по ликвидации выявленной диверсионно-разведывательной группы. Чтобы представить мощь задействованных сил, отмечу участие в учении вертолётов Ми-8, танков Т-72Б, 122-мм самоходной гаубицы «Гвоздика», противотанковых ракетных комплексов «Конкурс», 82-мм автоматических гранатомётов и других видов современного вооружения и военной техники.

Недавно в рамках текущих соглашений состоялась совместная оперативная поездка представителей Вооружённых Сил Республики Армения и военной базы по районам боевого применения. В будущем году планируется увеличение числа подобных мероприятий. Пройдёт совместное командно-штабное учение. Намечены два совместных батальонных тактических учения. Уже есть договорённость о проведении совместного учения с подразделениями ПВО и совместных учений разведывательных подразделений двух стран. Я убеждён: нам надо больше развивать, если можно так выразиться, военно-полевое сотрудничество. Это поможет нам лучше понимать друг друга, взаимодействовать на более качественном уровне. И, конечно же, обмениваться опытом. Несмотря на схожесть наших систем войсковой подготовки, различия, конечно же, присутствуют. Это, в частности, наглядно показало последнее совместное учение. К чести коллег по , они с интересом отнеслись к нашему опыту, изучили доклады командиров, посмотрели порядок их работы и, насколько я знаю, уже активно используют в своей системе подготовки войск отдельные моменты перенятой у нас боевой работы.

- Андрей Юрьевич, для российского контингента есть специфика в прохождении службы на территории Армении?

Если брать в расчёт сам принцип боевой подготовки личного состава, то он ничем не отличается от основной программы обучения военнослужащих в России. В этом просто нет необходимости. Но здесь, в Армении, мы вынуждены брать в расчёт такие дополнительные факторы условий прохождения службы, как высокогорье и горный рельеф местности. Судите сами. Пункт постоянной дислокации военной базы хотя и расположен в городской черте Гюмри, но он находится на высоте 1.524 метра над уровнем моря. Учебные места на высокогорном учебно-тренировочном комплексе «Алагяз» есть даже на высоте 2.280 метров. У учебно-тренировочного комплекса «Камхуд» высоты хотя и ниже, но 1.840 метров - это существенное превышение по отношению к привычной нам, как правило, равнинной местности России. В таких высокогорных районах естественная разрежённость воздуха требует от личного состава дополнительных физических сил. Особенно это касается водителей автотранспортных средств и механиков-водителей боевых машин. Причём сразу в двух моментах. Первый касается физического состояния военнослужащих. Второй - эксплуатационного режима вверенной им боевой техники. На том же «Алагязе» температура кипения охлаждающей жидкости происходит уже при 80 градусах. Подобные эксплуатационные условия сильно сказываются на работе двигателей техники, что в свою очередь требует от водительского состава повышенного профессионального внимания.
С учётом всё того же горного рельефа строится и план занятий по тактической, огневой, специальной подготовке боевых подразделений военной базы: мотострелками, танкистами, артиллеристами, разведчиками, подразделениями войсковой ПВО и так далее.

В дополнение ко всему приходится считаться с таким моментом, как весьма непродолжительный у нас, в составе базы, срок службы переменного личного состава. Если в России солдаты по призыву пребывают в системе войсковой структуры 12 месяцев, то на штатных должностях РВБ пять-шесть месяцев. Именно поэтому мы не можем себе позволить задействовать в полном объёме для вновь прибывших ни размеренный адаптационный период, ни курс одиночной подготовки. Как правило, приходится, полагаясь на уже имеющиеся профнавыки специалистов, сразу переходить к программе слаживания подразделений. Если в индивидуальном плане и удаётся что-то сделать, так только проверить уровень знаний и степень практического мастерства тех, с кем предстоит в последующие месяцы заниматься отработкой текущей учебно-боевой программы. Опять же в качестве примера: только в мае текущего года у нас завершился очередной этап формирования базы, а уже в этом октябре нас ожидает плановая смена личного состава.

В итоге при том же объёме проводимых мероприятий мы вынуждены заниматься гораздо интенсивнее. Лимит отведённого времени не допускает раскачку. И в этих условиях, вы не поверите, мы изыскиваем возможности увеличения совместных с военнослужащими ВС Армении практических действий на полигоне. Воспринимается как нонсенс? Но нам и это удаётся.

Наверное, в условиях почти экстремальной подготовки вас могло бы выручить наполнение штата боевых специальностей военной базы военнослужащими по контракту...

Возможно. Но мы реалисты, а не мечтатели. Поэтому работаем с тем контингентом, что нам определён. Контрактники у нас тоже есть, но их немного. Все они на должностях, определяющих боевую способность военной базы. В основном это специалисты на высокотехнологичных образцах военной техники, например в системе ПВО.

- Расскажите, как идут процессы обеспечения базы, обновления вооружения и парка автобронетанковой техники.

Пока мы остаёмся в условиях щадящего режима финансирования. К тому же база не числится в списке первоочередников по вопросам строительства. Поэтому мы сделали упор на программу подготовки штатных полигонов. Это сегодня в наших силах. Приводим к точному «бою» имеющиеся и создаём новые учебные места.

Естественно, уделили немало внимания нашим снайперам. Для них также было подготовлено огневое направление. Это надо было сделать, ведь в прошлом году специалисты-снайперы успешно освоили модернизированную СВД и бесшумный стрелковый комплекс ВСС «Винторез». С учётом нового вооружения процесс подготовки снайперов был направлен на изучение навыков выбора и занятия огневых позиций с учётом рельефа местности, сезона и времени суток, скрытного перемещения, применения средств маскировки, а также особенностей ведения снайперской дуэли.

Восстановили гранатомётное направление. Создаём полевые места для отработки нормативов. Совершенствуем танковую директрису. Приступили к оборудованию директрисы БМП. Оснащаем тактическое поле. На обоих полигонах в этом году завершим обустройство стационарных полевых лагерей.

В 2013 году существенно продвинулись вперёд в вопросе обновления автотранспортной базы. Унифицируется парк боевых машин пехоты.

Дислоцирующаяся на окраине Еревана авиабаза Эрибуни - это ещё одно структурное подразделение российской военной базы. Его тоже ожидают преобразования?

В определённой степени - да. Планируется, что в своё время на территории авиабазы разместится смешанный авиационный полк. То есть на площадках базирования боевых летательных аппаратов по соседству с истребителями МиГ-29 разместятся боевые и военно-транспортные вертолёты. На этот счёт весь пакет необходимых двусторонних документов уже подписан. В настоящий момент идёт оформление кадастровых паспортов на те участки земли, которые нам выделяются под застройки сопутствующей тематики. Это будут строения, выполненные из быстровозводимых конструкций.

В новом облике авиабазы РВБ обретёт совершенно иной, более разноплановый по своему практическом применению боевой состав.

- Эрибуни находится в отрыве от основного места дислокации военной базы. Это создаёт какие-либо трудности в руководстве воздушной составляющей российского контингента в Армении?

В своё время я был заместителем командира Тульской воздушно-десантной дивизии. Наши части находились в отрыве от штаба соединения за две с лишним сотни километров. Но у нас не было каких-либо проблем в процессе руководства подчинёнными полками.

Здесь удалённость авиабазы от «Большой крепости» - всего 120 километров. Честное слово, это не расстояние, чтобы говорить о каких-то затруднительных моментах. Тем более, возвращаясь к теме приходящего в составе РВБ контингента, стоит отметить, что в составе авиабазы Эрибуни случайных людей нет. И быть не может. Там лишь опытный лётный состав, имеющий за плечами сотни часов практического налёта. Данный момент обусловлен в первую очередь местом расположения взлётно-посадочной полосы. Это, во-первых, считаные километры до государственной границы Армении, когда пилоту буквально на взлёте приходится выполнять воздушный манёвр, для того, чтобы «не выйти за рубеж». Во-вторых, аэродром Эрибуни расположен в городской черте, что возлагает на боевых лётчиков особую ответственность в период выполнения практических полётов. Наконец, не стоит забывать, что пилотам российской боевой авиации каждый полёт приходится выполнять в условиях высокогорья, когда высота, например в 3-4 тысячи метров, здесь, в условиях Армении, является критически опасной.

В то же время стоит отметить, что даже в таких непростых условиях несения службы программу плановых полётов пилоты российской авиабазы Эрибуни «выбирают» полностью.

Не секрет, что с получением предписания для убытия в состав военной базы офицеры задумываются в том числе о том, в каких условиях им придётся размещаться на новом месте.

В системе военной базы изначально были созданы условия, гарантировавшие любому офицеру, прибывшему для прохождения службы в составе военной базы, служебное жильё. Женатым - квартиры в домах военного городка, холостякам - места в офицерских общежитиях.

- Войска на пороге итоговой проверки. На взгляд командира, какой уровень выучки продемонстрирует в этом году личный состав военной базы?

По итогам прошлого учебного года мы заняли второе место среди общевойсковых соединений Южного военного округа. Личный состав полон решимости не упустить завоёванных позиций. Особые надежды командование базы возлагает на рост показателей в вопросах профессиональной и физической подготовки. В отношении последнего могу добавить: когда я возглавил базу, среди офицеров и военнослужащих по контракту было около сотни тех, кому по физподготовке и три балла было бы в радость. Не скрою, меня, десантника, это сильно огорчало. Потому в ходе летней боевой учёбы было решено усилить внимание процессу физподготовки личного состава. Занятия стали носить более интенсивный характер. С отстающими начальник физподготовки базы по сей день ежедневно с половины седьмого утра проводит утреннюю физическую зарядку с постепенным переходом к силовым нагрузкам и бегу. Результат: количество отстающих значительно снизилось.

Накануне нашей встречи довелось наблюдать такую картину: в отдельных подразделениях в процессе занятий по физподготовке поверх спортивных курток надевают бронежилеты. Проще говоря, тренируются «по-десантному». Это с вашей подачи?

Нет, эта традиция появилась здесь до меня. Но она, заметьте, обоснована. Высокогорье - не для слабаков. Командиры подразделений базы это отлично усвоили. Потому в процессе занятий нередко обращаются к дополнительным нагрузкам, так называемым попутным физическим тренировкам, для того чтобы потом, оказавшись в горах, солдаты легче переносили разреженную атмосферу высот.

Владимир Путин провел сегодняшний день в Новороссийске, начав поездку с посещения строящегося порта «Военная гавань», где будут базироваться корабли Черноморского флота. После премьер отправился на площадь героев, где возложил цветы к памятнику погибшим в Великой Отечественной войне и пообщался с ветеранами.

Подробности — у корреспондента НТВ Андрея Григорьева .

Пусть с Украиной удалось о продлении пребывания Черноморского флота в Севастополе, но и о запасной, дополнительной базе не забыли. В Новороссийске возводят большую военную гавань. Уже готов мол и несколько причалов, отчитались сегодня строители перед премьер-министром.

Сюда, правда, в соседний гражданский порт, скоро должен придти танкер «Московский университет», освобожденный от пиратов у берегов Сомали. В благополучном исходе происшествия, по мнению Владимира Путина, есть и заслуга судовладельца.

Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «Хочу поблагодарить Вас и передать слова благодарности экипажу „Московского университета“ за их мужественное и профессиональное поведение. Мужественное потому, что они одну атаку отбили и действовали достаточно решительно. Профессиональное — за то, что они вовремя приняли правильное решение и создали все условия для боевого подразделения морской пехоты по освобождению судна».

Акваторию порта премьер-министру показали с катера, а вот по набережной он прогулялся пешком. Ее только что реконструировали, и теперь она стала для города своеобразной визитной карточкой.

Растянутый амфитеатром по побережью Новороссийск буквально прижат к Цемесской бухте горными хребтами: с одной стороны — вершина Колдун, с другой — Сахарная голова. Холодный ветер с континента почти не задувает, и свежие веяния в город, кажется, могут попасть только с моря.

Это крупнейший российский порт на Черном море, и в Великую Отечественную войну за обладание им шла ожесточенная борьба. Владимир Путин сегодня вместе с ветеранами почтил память павших и возложил цветы к Вечному огню. Мемориал здесь содержится в образцовом порядке, и даже почетный караул из юнармейцев сохранился. Это один из лучших в России постов номер один.

Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «Хочу поздравить с замечательным праздником — с Днем Победы советского народа в Великой Отечественной войне».

Премьер-министр поздравил ветеранов с наступающей 65-й годовщиной Дня Победы, расспрашивал их о проблемах и заверил, что государство сделает все возможное, чтобы эти проблемы оперативно решить.

Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «Я хотел бы сказать о главном, о главном в нашей стране в течение многих и многих лет — жилищном вопросе. Вы знаете, что мы обещали в этом году закрыть проблему для тех ветеранов Великой Отечественной войны, которые встали на учет до 1 марта 2005 года. Докладываю, что эта задача выполнена. Последний регион, который отчитался о выполнении данной задачи, это как раз Краснодарский край. Соответствующее извещение оттуда прислали 1 мая 2010 года. Я допускаю, что где-то еще есть какие-то погрешности, но повторяю: официально все регионы отчитались. Мы, конечно, это будем проверять. Но эта задача полностью решена».

Обстановка теплая, у ветеранов настроение бодрое. Все они в качестве зрителей приглашены на военный парад, который пройдет 9 Мая в Москве на Красной площади.

Пятьдесят лет назад Первая советская антарктическая экспедиция положила начало систематическим отечественным исследованиям шестого континента. Активное освоение Антарктики, начавшееся в середине XX века, требовало серьезных практических шагов, наиболее весомыми из которых стали открытие на материке научных баз и организация постоянно действующих антарктических экспедиций.

Для воплощения программы исследований была образована Комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР (КАЭ), за организацию которой взялись Отдел морских экспедиционных работ АН СССР, возглавляемый И.Д. Папаниным, и Главное управление Севморпути. 13 июля 1955 года проект 1-й КАЭ был утвержден Советом министров СССР. Начальником экспедиции назначили доктора географических наук Героя Советского Союза М. Сомова. Было выработано несколько обширных направлений работы: изучение атмосферных процессов в Антарктиде и влияние их на общую циркуляцию воздушных масс Земли, выявление основных закономерностей перемещения антарктических вод, составление физико-географического описания всего региона и ледников, геологическая характеристика района. Одной из важнейших задач было создание научной станции на побережье материка и организация базы в глубине южнополярной области. К научным работам прибавились и экономические задачи поиска новых районов китобойного промысла. 30 ноября 1955 года флагманское судно 1-й КАЭ, дизель-электроход «Обь», покинуло Калининград. Позднее вслед за ним отправились дизель-электроход «Лена» и рефрижератор № 7. Суда двигались к наименее исследованному району Восточной Антарктиды, где надлежало построить научный поселок и оставить на зимовку около 100 человек.

5 января 1956 года «Обь» вошла в море Дейвиса и остановилась у кромки припайного льда еще не имевшего названия берега Антарктиды. «Первооткрыватели» назвали его Берегом Правды. Для разведки с судна была выслана небольшая лыжная партия во главе с метеорологом и альпинистом А. Гусевым. «Подъем на барьер оказался очень простым, и мы считали уже, что находимся на материке, — пишет он в книге «В снегах Антарктиды». — Но когда прошли несколько дальше, то обнаружили огромную трещину, преградившую дальнейшее продвижение. Вскоре стало ясно, что это не трещина — она была слишком широка. Мы выяснили, что находимся не на материке, а на огромном айсберге, вероятно, недавно отделившемся от основного оледенения, но еще сидящем на грунте и не начавшем плавание…» Район для возведения поселка явно не подходил. В дело бросили авиацию, и после нескольких полетов западнее стоянки «Оби», примерно на широте Южного полярного круга, был обнаружен небольшой удобный полуостров с четырьмя скалистыми холмами. Самый крупный, он имел ширину около 400 м, назвали сопкой Комсомольской.

Первый российский антарктический поселок — двадцать одно здание и аэродром — был возведен за два месяца. И 13 февраля 1956 года над обсерваторией Мирный был поднят государственный флаг Советского Союза. Еще до открытия обсерватории с помощью авиации началось изучение окрестных районов. В полетах и во время посадок проводились геологические, гляциологические, магнитные и метеорологические наблюдения, выполнялась аэрофотосъемка. 25 февраля самолет с Мирного побывал в районе Южного геомагнитного полюса, где планировалось создать станцию «Восток». В начале марта состоялся разведывательный полет в зону, где намечалось построить станцию «Советская». В начале апреля из Мирного в глубь континента вышел первый санно-тракторный поезд. Наступала полярная зима, быстро сокращался период светлого времени. Низкие температуры и постоянные сильные ветры затрудняли движение и научные наблюдения. Пройдя за месяц больше 370 км, участники похода основали внутриконтинентальную станцию «Пионерская». В октябре к востоку от Мирного на побережье была создана база «Оазис». В декабре 1956-го и январе 1957 года к Мирному подошли суда новой экспедиции. Ее участники продолжили научные наблюдения на станциях и основали еще две внутриматериковые станции «Восток» и «Комсомольская». В конце 1957 года на континент прибыла третья экспедиция, которая основала базы «Советская» и «Полюс недоступности». База «Восток» была перенесена в район Южного геомагнитного полюса, на расстояние более 1 400 км от побережья.

В 1958 году внутри континента работало уже 5 советских станций, благодаря научно-исследовательской деятельности которых было получено общее представление о метеорологическом режиме и геофизических явлениях в глубине Антарктиды.

На пике активности Советской антарктической экспедиции (САЭ) в Антарктиде, по побережью и в глубине, располагались 8 круглогодично действующих станций: «Молодежная», «Мирный», «Новолазаревская», «Прогресс», «Беллинсгаузен», «Русская», «Ленинградская», «Восток». Личный состав экспедиции, остававшийся на зимовку, составлял 180 человек, летом же работало до 450. Советская антарктическая экспедиция, наряду с Антарктической программой США, стала одним из крупнейших исследовательских проектов в южной полярной области.

Вячеслав Венедиктов

Полярный капитан
Мечта Николая Литау о море родилась там, где до него сотни километров — в маленьком селе Советское на севере Казахстана. До первой кругосветки были служба в армии, переезд в Москву, учеба в Политехническом институте и 17 лет работы в Главмосстрое. В парусный спорт он пришел, когда ему уже было за 30. Быстро освоив азы, Литау стал яхтенным капитаном и принял участие в нескольких океанских плаваниях. В 1991 году в качестве капитана-наставника на яхте английского журналиста Майлса Кларка «Wild Goose» прошел по внутренним путям России от Белого до Черного моря. Случай по тем временам беспрецедентный: наши внутренние воды для иностранцев были закрыты. Компромиссное решение непростых юридических вопросов нашел Клуб «Приключение» Дмитрия Шпаро, благодаря чему путешествие и состоялось. После возвращения из экспедиции Литау представил собственный проект — кругосветное путешествие на яхте в меридиональном направлении по всем океанам планеты через Северный Морской путь. Большинство из тех, кто ходил под парусом, отнеслись к этому как к безумству: сквозь льды, которые даже ледоколам порой не под силу, и на яхте?! И лишь немногие, в число которых входил и Дмитрий Шпаро, поверили и приняли. Так началась другая, капитанская, жизнь Николая Литау. Три года он руководил в Твери строительством лодки, специально спроектированной для предстоящего путешествия, способной не только выдержать испытания штормом и ветром, но и готовой противостоять суровым арктическим льдам. Три года Клуб «Приключение» и Н. Литау готовили поход: искали спонсоров, собирали команду. Наконец в ноябре 1996-го, в год 300-летия Российского флота, с Патриаршим благословением яхта, нареченная по предложению Его Святейшества «Апостолом Андреем», отчалила от родных берегов и преодолела сложнейший путь длиной 31 тыс. морских миль, неоднократно подвергнув моряков испытаниям. Но только однажды Литау написал в своем дневнике: «Когда бывало тяжело, для себя решал, вернусь, и в море больше ни ногой». Британский Королевский крейсерский клуб признал экспедицию «Апостола Андрея» самым выдающимся достижением в мировом яхтинге и в 1999 году удостоил капитана Литау медали «За искусство мореплавания» («The Seamanship Medal»). Вслед за англичанами Крейсерский клуб Америки наградил российского шкипера медалью «Голубая вода» («The Blue Water Medal»). Соотечественники с признанием заслуг Николая Литау не спешили, только в октябре 2002 года вышел президентский Указ о награждении его орденом «Мужество». Старт второй кругосветной экспедиции состоялся в октябре 2001 года. Снова, точно в калейдоскопе, сменяли друг друга страны и острова: Германия, Кабо-Верде, Бразилия, Фолкленды… Там, за границей антарктического региона — за 60-й параллелью, состоялось первое знакомство с шестым континентом — Антарктидой. Впереди моряков ждала встреча с канадской Арктикой. Итогом двух кругосветных плаваний и десяти лет капитанской жизни стал маршрут, завязавший вокруг земного шара крепкий морской узел — «Восьмерку Литау», и — новая идея. 14 сентября 2004 года «Апостол Андрей» снова ушел в поход, посвященный 125-летию экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева.

Ирина Зубковская

Паруса в океане
Гипотеза о существовании огромного южного материка зародилась в глубокой древности, однако все попытки его отыскать терпели фиаско. Даже Джеймсу Куку во время двух кругосветных плаваний не удалось его обнаружить. В записях английского капитана можно прочитать: «…Не осталось ни малейшего пространства, где мог бы находиться материк, если только не вблизи полюса и мест, недоступных для мореплавания...» Авторитет его был настолько высок, что полвека никто не делал новых попыток. Лишь через 45 лет к «южному» вопросу вернулись русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. На двух шлюпах «Восток» и «Мирный» они совершили антарктическую кругосветную экспедицию, во время которой был наконец-то открыт последний, шестой, континент планеты. Произошло это во время первого похода в глубину полярной области 16 (28) января 1820 года. В полдень на широте 69° 21"28" по меридиану 2°14"50" западной долготы моряки заметили сверкающую полосу высоких льдов. Это была Антарктида. 8 января 2005 года заветную 60-ю параллель миновала российская яхта «Апостол Андрей». Экипаж 16-метрового парусника поставил себе амбициозную задачу: пройти вокруг Антарктиды, находясь все время к югу от этой незримой черты. Пересечь внутри студеного диаметра все меридианы, а если позволит ледовая обстановка, то подняться и за 70-ю параллель, проникнуть как можно глубже в сердце Антарктики. «Апостольцы» — не новички в антарктических водах: впервые яхта пришла сюда в феврале 2002 года. Побывала на российской научной станции «Беллинсгаузен», а затем отправилась за Южный полярный круг, в сторону острова Петра I. Достичь цели в тот раз не удалось: не позволили встречные штормы и приближающаяся зима. Но Южный полярный круг был пересечен, яхта добралась до 69-й параллели. Максимальная широта была достигнута в том же районе Южного океана, где установили свои достижения корабли великих предшественников. Новое путешествие в Антарктику совпало со 185-й годовщиной открытия материка. За 60-ю параллель «Апостол Андрей» зашел по долготе ноль градусов — Гринвичскому меридиану. Сектор Индийского океана прошли при слабых и переменных встречных ветрах. Лишь однажды, в заливе Кооперация, прихватили девятибалльный шторм. Убегая от него, «Апостол Андрей» вплотную приблизился к ледяному барьеру Антарктиды. 25 января 2005 года от берега, именуемого Землей Эндерби, яхту отделяло всего семь миль. До российской научной базы «Прогресс», первого намеченного визита, оставались считанные дни плавания, но ледовая обстановка, сложившаяся в заливе Прюдс, на берегу которого расположен поселок, не позволила зайти в гости к полярникам. Еще почти месяц «Апостол Андрей» двигался на восток в туманах и снегопадах, в окружении айсбергов. К концу февраля он вошел в море Д"Юрвиля, где во второй раз пересек Южный полярный круг и посетил французскую станцию «Дюмон Д"Юрвиль», также получившую имя мореплавателя и океанографа. Подходы к станции, расположенной на островах архипелага Жеолоджи, в непосредственной близости от материка, стерегли два гигантских айсберга, каждый из которых превышал по площади размеры Москвы. Покинув гостеприимных французов, яхта прошла через Южный магнитный полюс, где компасы буквально отказывались служить, и продолжила свое плавание на восток. В тихоокеанском секторе Южного океана свежие западные ветры обеспечили быстрое продвижение по курсу. В последний день февраля «Апостол Андрей» прошел половину земной окружности! Результат Кука был улучшен. Приближалась осень, конец навигации, но шансы на успех задуманного оставались вполне реальными. Однако судьбе было угодно распорядиться по-иному, и 2 марта в море Росса «Апостол Андрей» потерял руль. Для того чтобы без руля вывести яхту из окружения айсбергов и добраться до населенной земли, понадобился целый месяц. На покалеченной лодке пришлось пересечь неистовые пятидесятые и штормовые сороковые широты, пережить 12-балльный ураган. После ремонта в Новой Зеландии было принято решение вернуться к берегам ледового континента в январе 2006 года и завершить антарктическое кольцо. В случае успеха «Апостол Андрей» станет первым парусным судном, которому удастся обогнуть Антарктиду.


Крымский гамбит. Трагедия и слава Черноморского флота Грейгъ Ольга Ивановна

Южный форпост России на Черном море как средоточие трех великих религий: православия, католицизма и ислама

Вступивший на престол Николай I создал в 1825 г. новый «Комитет образования флота» под председательством адмирала А. В. Моллера, в состав которого были введены вице-адмиралы А. Н. Пустошкин, Д. Н. Сенявин, А. С. Грейг, контр-адмиралы П. М. Рожнов, капитан-командоры Ф. Ф. Беллинсгаузен, И. Ф. Крузенштерн и М. И. Ратманов.

Существенно увеличилось число плаваний для перевозки войск и грузов в разные пункты побережья, что потребовало организации навигационного обеспечения безопасности. По инициативе Грейга были созданы достоверные карты и лоции Черного и Азовского морей, построены несколько маяков: створные Инкерманские в Севастополе, плавучий у Кинбурнской косы, в Одессе и Еникале, на Тендровской косе, Таклинский, на мысах Тарханкут и Ай-Тодор. В Бугском и Днепровско-Бугском лиманах по берегам были установлены навигационные знаки. Для оперативного управления флотов в 1819–1820 гг. были выработаны дневные (флажные) и ночные (т. е. фонарем) сигналы. Эти сигналы, разработанные на Черном море, были введены для всего флота России. Тогда же получила развитие система линий оптического телеграфа.

Понимая особую важность южного форпоста Империи и необходимость обороны главной базы флота - Севастополя - адмирал Грейг убедил Императора в необходимости выделить ассигнования на постройку в 1821–1827 гг. батарей (известных как Константиновский и Алексеевский равелины) с ядрокалильными печами на входных мысах Севастопольской бухты. Он же разработал план постройки оборонительных сооружений для защиты города с суши, но средства не были выделены, - что впоследствии, в 1854 г., трагически сказалось на обороне Севастополя.

Адмирал четко представлял себе, что не пройдет и двух - трех десятилетий, как южный форпост России и, в первую очередь, Севастополь будут подвержены первому жестокому испытанию на прочность; и насколько форпост выдержит это испытание, настолько можно будет судить о прочности государства Российского. Он (как и некоторые другие его современники) знали, что уже около 3000 лет в мире набирает мощь страшная, разрушительная, демоническая сила, направленная против идеи христианства, - христианства, родившегося вместе с Иисусом Христом в Галилее и приобретшего мощный импульс в греческой православной вере, и закрепившегося в Византийской империи, которая послужила источником святости русских людей, когда князь Владимир из Киева принял крещения всея Руси в Херсонесе, - на земле Севастополя. Именно исходя из этих истин Государь Петр Великий уверовал, что без южного форпоста на Черном море, как средоточия трех великих религий Земли: православия, католицизма и ислама, - не мыслимо само существование могучей России. Подобная мысль требует объяснения, но оно будет, если можно так выразиться, глобальным и потребует много места, может быть, даже целой книги, так что воспримем на веру…

К сожалению, Алексею Сэмюэлевичу не удалось убедить морской Комитет в необходимости выделить ассигнования на постройку оборонительных сооружений для защиты города с суши. Деньги поступят лишь… в 1854 г., когда у берегов Евпатории высадится десант союзных держав с целью агрессии против Русского государства. Но адмирала Грейга уже 9 лет как не будет в живых.

И все таки, благодаря его таланту организатора и после Крымской войны удалось сохранить главные верфи, мастерские, и, конечно же, систему администрации, без которых Александру II и его адмиралам чрезвычайно сложно было бы восстановить Черноморский флот.

Хотелось бы еще обратить внимание на такую тему, как обучение будущих моряков и флотоводцев; это, что называется, почувствуйте разницу: как и чему учили в те давние времена и тогда, когда учился будущий адмирал Н. Г. Кузнецов, упомянутый на этих страницах.

Совершая регулярное плавание с эскадрами флота, адмирал Грейг готовил моряков к трудным, но славным победам на море. Он принимает непосредственное участие в формировании в Николаеве штурманского и артиллерийского военно-морских училищ, однако его новаторские идеи не всегда получали поддержку в столице. Не было поддержано и его стремление открыть на Черном море свой Морской кадетский корпус; но удалось зарезервировать в столичном Морском корпусе 10 мест для детей черноморцев. В Николаеве и Севастополе под непосредственным патронажем командира портов и ЧФ были созданы отдельно училища для мальчиков и для девочек (да-да, условно говоря, чтобы учить эстетике и этике и житию среди моряков). Занятия для мальчиков проводились по физике, механике, пневматике, гидростатике, гидродинамике, корабельной архитектуре; а также галантности и умению общаться в светском обществе и среди иных категорий подданных Российского Императора, - что являлось немаловажным для нравственности офицерского корпуса ЧФ. Сам Грейг нередко посещал учебные заведения и экзаменовал будущих офицеров. Для офицеров были организованы в Николаеве академические курсы повышения квалификации, на которых читали лекции приглашенные из северной и первопрестольной столиц преподаватели. Сам адмирал тоже читал лекции.

Для желающих функционировала открытая Грейгом Николаевская астрономическая обсерватория; где приобщались к занятиям метеорологией и астрономией, вели метеорологические журналы. Наиболее способных офицеров отправляли как за границу, так и на отечественные предприятия для совершенствования знаний. К слову сказать, сооруженная позже под руководством адмирала на его средства от доходов его виноградников в Магараче, жившего уже в Санкт-Петербурге, Пулковская обсерватория, приобретет со временем статус астрономической столицы мира! Научным руководителем строительства был академик Струве.

Ежегодно флот под флагом адмирала Грейга выходил в море для учебы и сплаванности экипажей. Именно в эти годы получили морскую и боевую практику те моряки, что впоследствии прославились в боях с турецким флотом…

Вообще эпоха Императора Александра I ознаменовалась многими выдающимися открытиями. К примеру, открытиями в Океании, которые осуществили военные моряки в период с 1803 по 1805 гг. под руководством И. Ф. Крузенштерна (впоследствии вице-адмирал; годы жизни 1770–1846) и Ю. Ф. Лисянского (впоследствии вице-адмирал; годы жизни 1773–1837), совершившие первое русское кругосветное плавание; а в 1819–1820 гг. открыли новый материк - Антарктиду - в плавании под руководством офицеров Ф. Ф. Беллинсгаузена (будущий вице-адмирал; годы жизни 1779–1852) и М. П. Лазарев (будущий адмирал и генерал-адъютант Его Императорского Величества; годы жизни 1788–1851). Также были осуществлены кругосветные плавания с целью изучения Атлантики, Тихого и Индийского океанов. Эти экспедиции обновили военно-морскую науку и образование в областях геодезии, геологии, картографии, высшей математики, гидрологии, метеорологии, навигации, мореходной астрономии, этнографии и земного магнетизма. Реализация этих требований способствовала кардинальному развитию военно-морских наук и подготовки поистине широко образованных морских офицеров.

Искренне отвечу, с какой целью уделено большое внимание одному из адмиралов Русского флота, столь долгое время командовавшего Черноморским флотом в эпоху Императоров Александра I и Николая I. Деяния Алексея Сэмюэлевича в деле укрепления южного форпоста Российской империи оказались настолько опасными новому режиму на территории бывшей мощной державы, ставшей СССР, что было приложено немало сил, чтобы стереть его имя из памяти людской; не погнушались власти взорвать и монументальный памятник, установленный адмиралу в Николаеве…

А. С. Грейгу за время командования ЧФ удалось создать паритет сил между русским и турецким флотами, - тем самым на Черном море, а также на прилегающих к ним Балканам и Средиземноморским государствам была создана зона мира, основанная на добрососедстве и сотрудничестве. Только благодаря этому фундаменту Александру II впоследствии удалось продолжить формирование отношений с Турцией; с падением же в 1917 г. Российской Империи Турция была освобождена от этих обязательств…

Именно благодаря адмиралу Грейгу в Крыму были созданы условия для исключения межнациональной розни между жившими там русскими, татарами, греками, армянами и народами других национальностей.

Интенсивно в годы становления советской власти со всех скрижалей Истории Русского флота вымарывали не только имя Алексея Сэмюэлевича, но и имя его отца, адмирала Сэмюэля Карловича Грейга. Да и эпоху двух императоров «ученые» XX века свели до уровня банальных побасенок, исказив и сфальсифицировав до неузнаваемости; впрочем, советская трактовка в негативном свете жизни и деятельности отдельных личностей Русской Истории чаще говорит о реальных и значимых делах их во славу Отечества Русского.

Благодаря дипломатическим способностям адмирала Грейга удалось установить добрососедские отношения между народами стран, расположенными в причерноморском бассейне, и мирно пользоваться проливами не только России, Турции, но и Греции, другим государствам средиземно-морского бассейна. Понятное дело, нельзя приписать столь значимую заслугу только одному человеку; для установления паритета сил был разработан и осуществлен план, в котором участвовали и другие подданные Государя Императора. Для конкретного объяснения приведу цитату из книги «забытого» в советскую эпоху историка Н. Г. Устрялова: «Война России с Турцией началась весной 1828 года. С нашей стороны начертан был обширный план военных действий с тем, чтобы потревожить Турцию со всех сторон и совокупными, дружными ударами сухопутных и морских сил в Европе и в Азии, на морях Черном и Средиземном, убедить Порту в невозможности борьбы с Россией. Фельдмаршалу графу Витгенштейну поручено главной армией занять Молдавию и Валахию, перейти Дунай и на полях Болгарии или Румелии нанести неприятелю удар решительный; графу Паскевичу-Эриванскому велено напасть с кавказским корпусом на азиатские области Турции для отвлечения сил ее из Европы; князю Меншикову с отдельным отрядом взять Анапу; адмиралу Грейгу с черноморским флотом содействовать покорению приморских крепостей в Болгарии, Румелии и на восточном берегу Черного моря; адмиралу Гейдену с эскадрою, находившейся в Архипелаге, запереть Дарданеллы для пресечения подвоза съестных припасов из Египта в Константинополь» (Н. Г. Устрялов. Русская история до 1855 года. Петрозаводск, 1997 г., с. 838–839). Впрочем, предпринимались не только и не столько военные действия, но и в первую очередь, дипломатические шаги…

А вот какие события, говорящие о значимости установления мира на юге России, предшествовали этому?

Еще каких-то десяток - два лет до описываемых событий обстановка в мире складывалась следующим образом. Америка освободилась от Англии, но попала в другие объятия - объятия иудеев, которые заняли ключевые посты в финансовой сфере, а, значит, и начинали активно управлять политиками (и политикой), с дальнейшим прицелом управлять всем миром. Для этого нужно было только умело манипулировать процессами, сталкивая страны. А мирное, разумное управление народами, построенное на доверии и чести, было для желающих заполучить чужие богатства и сверхвласть опасным, так как лишало их всяческих перспектив. На европейском континенте бушевали организованные с помощью заинтересованных американских сил наполеоновские войны, а на юге - в Средиземном море - безбоязненно орудовали пираты. В ту пору Греция, как и Балканы, находилась под оккупацией Оттоманской Турции. Великими державами, игравшими важную роль в этом регионе, по-прежнему являлись Англия и Франция. За ними следовали Россия, Германия и Австрия. И с точки зрения России подобное распределение было неправомерным, поскольку подразумевало вражду; тогда как Александр I предусматривал мирное сосуществование стран Средиземноморского бассейна, независимо от религиозного вероисповедания. Существовавшие тогда противоречия между этими странами иногда прекращались и заключались союзы и соглашения (главной заботой европейских и азиатских государств в этом регионе было определить, кто же займет тот вакуум, который оставляет после себя «больная» Турция, т. е. кто будет распоряжаться и диктовать условия).

Из книги Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия автора Колпакиди Александр Иванович

Морской спецназ на Черном море В первые месяцы войны для ведения разведки противника по представлению разведотдела штаба Черноморского флота были созданы два разведотряда, один из которых должен был действовать в интересах Одесского оборонительного района, а другой в

Из книги Тайны подводной войны, 1914–1945 автора Махов Сергей Петрович

6. НА ЧЕРНОМ МОРЕ

Из книги Восточный фронт. Черкассы. Тернополь. Крым. Витебск. Бобруйск. Броды. Яссы. Кишинев. 1944 автора Бухнер Алекс

Трагедия на Черном море Это было в Крыму, который практически представляет собой большой остров площадью 25,5 тысячи квадратных километров, соединенный с материком лишь на севере перешейком у Перекопа шириной от 6 до 23 километров да проходящей через Сиваш железнодорожной

Из книги Русский флот в войнах с наполеоновской Францией автора Чернышев Александр Алексеевич

ВОЙНА НА ЧЕРНОМ МОРЕ С уходом эскадры Д.Н. Сенявина от Дарданелл в августе 1807 г. боевые действия в Архипелаге прекратились. Однако война России с Турцией продолжалась до 1812 г., и в них совместно с русской армией принимал участие Черноморский флот.Эскадра Черноморского

Из книги Эскадренные миноносцы класса Доброволец автора Мельников Рафаил Михайлович

Глава V В Черном море

Из книги Германские субмарины Тип II крупным планом автора Иванов С. В.

Боевое применение шести подлодок серии II В на Чёрном море При обсуждении у фюрера 18 марта 1941 г. операции «Барбаросса» на стадии подготовки было предложено применение малых подлодок на Чёрном море с морских баз в Румынии. На транспортировку подлодок сухопутным и речным

Из книги Трагедии Севастопольской крепости автора Широкорад Александр Борисович

Глава 1. СООТНОШЕНИЕ СИЛ НА ЧЕРНОМ МОРЕ К 22 июня 1941 г, корабли Черноморского флота дислоцировались следующим образом:В Севастополе базировались эскадра в составе: линейного корабля «Парижская Коммуна», бригады крейсеров («Красный Кавказ», «Червона Украина», «Красный

Из книги Ледокольный флот России, 1860-е - 1918 гг. автора Андриенко Владимир Григорьевич

Глава 7. БЫЛ ЛИ ГЕРМАНСКИЙ ФЛОТ НА ЧЕРНОМ МОРЕ? Переброска германских ВМС на Черное море не предусматривалась планом «Барбаросса». Но уже в первые месяцы войны германские генералы осознали, что захватить Крым и Кавказ без кригсмарине им не удастся.Пройти через Босфор

Из книги Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг. автора Грибовский Владимир Юльевич

§ 1. «Полезный» на Черном море В 1886 г. процветающее Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ) заказало в Англии специальное портовое судно для обслуживания своего многочисленного флота на Черном море. Формально планировалась обычная замена старого и изношенного

Из книги Два боя автора Петров Михаил Александрович

Боевые действия на Черном море Турецкое командование не смогло в полной мере реализовать свое подавляющее превосходство в силах на Черноморском театре. Важнейшими причинами этого были недостаточная для активных операций боеготовность турецкого флота и отсутствие

Из книги Крымский гамбит. Трагедия и слава Черноморского флота автора Грейгъ Ольга Ивановна

Обстановка на Черном море в начале мировой войны Россия не ограничивалась оборонительными стремлениями в Черном море. Ее политика постоянно имела конечную цель - захватить проливы и Константинополь, что. с одной стороны, в корне разрешало задачу обороны, а с другой -

Из книги Нахимов. Гений морских баталий автора Лубченков Юрий Николаевич

Общий ход событий на Черном море до боя 5/18 ноября Чтобы связать имевший место 5/18 ноября 1914 года бой Черноморского флота с "Гебеном" с обстановкой на Черном море к этому моменту и составить суждение об идеях, руководивших деятельностью русского командования, бросим общий

Из книги автора

Глава 1 Крым - южный форпост, или Как создавалась слава и гордость Русского

Из книги автора

НА ЧЕРНОМ МОРЕ В январе 18 34 г. П.С. Нахимов, по ходатайству М.П. Лазарева, был переведен в Севастополь, произведен в капитаны 2-го ранга и назначен командиром корабля «Силистрия».Сам М.П. Лазарев был назначен на должность начальника штаба Черноморского флота в феврале 1832 г. Ни

Из книги автора

НАЧАЛО БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЧЕРНОМ МОРЕ 11 октября 1853 г. отряд русской Дунайской флотилии был обстрелян турецкими батареями с крепости Исакча. В ночь на 15 октября турецкие войска атаковали гарнизон поста Святого Николая на черноморском побережье Кавказа и захватили этот

Из книги автора

ФЛОТ СОЮЗНИКОВ НА ЧЕРНОМ МОРЕ Англия и Франция располагали значительными силами, и они начали свою войну, собираясь разом военным путем решить систему взаимоотношений с Россией, то, что ранее проводилось в жизнь путем дипломатии, торговли, финансов.Свое непосредственное

Новороссийская военно-морская база отметила очередную годовщину со дня основания объединения Черноморского флота на Кавказском побережье.

В 1994 году на территории Краснодарского края был образован Новороссийский военно-морской район, а в 1997 году НВМР преобразовали в военно-морскую базу (НВМБ), которая вошла в состав Черноморского флота России. Символично, что воссоздание Новороссийской ВМБ произошло через 50 лет после ее последнего расформирования. Сегодня Новороссийская военно-морская база – форпост, который защищает морские ворота юга России, боеготовое оперативно-тактическое объединение ВМФ.

В акватории военно-морской базы


В состав базы входят соединение кораблей охраны водного района, береговое ракетно-артиллерийское соединение, части морской пехоты и инженерной службы, поисково-спасательные и гидрографические суда, части тыла и судоремонта, а также ряд подразделений и служб обеспечения. Зона ответственности Новороссийской ВМБ – от государственной границы с Грузией на Черном море до госграницы с Украиной на Азовском море.

Международная обстановка в этой зоне требует своевременного реагирования в различных ситуациях, для чего необходим определенный состав сил. В планах развития базы такой акцент нашел свое отражение. Береговые войска НВМБ уже начали перевооружать на новую технику. Флотские комендоры приняли на вооружение современный самоходный артиллерийский комплекс «Берег». Корабельный состав пополнился новыми кораблями – морским тральщиком «Валентин Пикуль» и быстроходным десантным катером с воздушной каверной «Серна». В 2008 году в НВМБ прибыл морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин». Это принципиально новый и пока единственный представитель тральщиков, оснащенный системой поиска мин пятого поколения.

Задачи перед военными моряками-новороссийцами ставят разного характера: от мероприятий антитеррора и поддержания благоприятного оперативного режима в зоне ответственности до выполнения охранных задач.

Например, только в 2006 году военнослужащие НВМБ участвовали в двух мероприятиях по обеспечению безопасности международных саммитов, проводившихся в Сочи, с привлечением корабельного состава и береговых частей базы.

В рамках международного военно-морского сотрудничества новороссийцы обеспечивают на российской территории активации международных учений «Блэксифор», а также визиты иностранных военных кораблей. Два года подряд малый противолодочный корабль «Касимов» успешно выполняет задачи боевой службы в рамках международных учений «Черноморское партнерство», где вместе с военными кораблями ВМС Болгарии, Турции, Румынии и Украины отрабатывается маневрирование в ордере, проводятся артиллерийские стрельбы, учения по поиску подводной лодки условного противника.


Командир Новороссийской ВМБ вице-адмирал Сергей Меняйло


Российские корабли регулярно в течение года выполняют задачи, которые поставлены в рамках международной операции «Черноморская гармония», проводимой в северной и восточной частях Черного моря. С начала нынешнего года корабли Новороссийской ВМБ – МПК «Касимов» и МТЩ «Железняков» – поочередно выходили в море для патрулирования в заданных морских районах с целью обеспечения безопасности мореплавания в Черном море. Кроме этого, за последние годы морские специалисты НВМБ вытралили и уничтожили более 10 морских мин времен Великой Отечественной войны.

В рамках отработки взаимодействия в регионе с другими родами войск и силовыми ведомствами военные моряки активно участвуют в учебно-боевых мероприятиях Северо-Кавказского военного округа. Совместно с десантниками 7-й гвардейской десантно-штурмовой (горной) дивизии на полигоне «Железный Рог» береговые войска НВМБ регулярно проводят межвидовые учения с боевыми стрельбами по морским целям и отрабатывают совместные задачи по охране и обороне участка морского побережья. В этом году военные моряки приняли участие в широкомасштабных учениях «Кавказ-2008». Отряд морских десантных сил отработал элементы морского боя и осуществил переброску десанта в район предполагаемого конфликта, обеспечив тем самым прикрытие войск СКВО на приморском направлении. По стечению обстоятельств уже в скором времени военным морякам предстояло выполнять аналогичные задачи уже в реальной боевой обстановке. Выполняя приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ, группировка корабельных сил под руководством командира Новороссийской ВМБ вице-адмирала Сергея Меняйло участвовала в миротворческой операции по принуждению грузинских агрессоров к миру в зоне военного конфликта на Кавказе. Российские моряки обеспечили безопасность границ объявленной зоны безопасности в Черном море. За образцовое выполнение поставленной задачи вице-адмирал Сергей Меняйло награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени с изображением мечей, а ряд офицеров и матросов объединения – другими государственными наградами. В настоящее время моряки-черноморцы продолжают патрулирование с целью защиты российских граждан, находящихся в регионе, и оказания поддержки российскому миротворческому контингенту на случай вооруженного нападения.

Новороссийская ВМБ, как самое молодое объединение ВМФ России, с каждым годом развивается и укрепляет свои позиции на Черноморском побережье Кавказа. Государственное значение морского форпоста на Юге России очевидно. Сегодня при активной поддержке Правительства РФ, руководства Министерства обороны и командования Военно-морского флота реализуется федеральная целевая программа «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в период 2005 – 2020 годов», которая предполагает дальнейшее совершенствование морской и береговой инфраструктуры. В рамках ФЦП уже построено несколько причалов, произведено берегообразование, возведены военные городки и другие объекты флотской инфраструктуры. Военные моряки Новороссийской ВМБ с гордостью продолжают и приумножают флотские традиции ратной службы, выступая гарантом мира и стабильности на южных морских рубежах Отечества.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...