За что человек быть ответственным.

72-78 баллов – вы организованный человек. Единственное, что модно вам посоветовать: не останавливайтесь на достигнутом уровне, развивайте и дальше самоорганизацию. Пусть вам не кажется. Что вы достигли предела. Организация в отличие от природы дает наибольший эффект тому, кто считает ее ресурсы неисчерпаемыми.

63-71 балл – вы считаете организацию неотъемлемой частью работы. Это дает вам несомненное преимущество перед теми людьми, которые становятся организованными только в случае крайней необходимости. Но вам следует внимательно присмотреться к самоорганизации, улучшить ее.

Менее 63 баллов – ваш образ жизни, ваше окружение научили вас быть кое в чем организованным. Организованность то проявляется в ваших действиях, то исчезает. Это признак четкой системы самоорганизации. Существуют объективные организационные законы и принципы. Постарайтесь проанализировать свои действия, расходы времени, технику работы.

Тест «Ответственный ли вы человек?»

Выберите из предложенных вариантов утверждений тот, который наиболее точно характеризует Вас. Если согласны, то рядом с номером утверждения поставьте «да», не согласны – «нет».

Утверждения

    Я достаточно быстро достигаю необходимых мне результатов.

    Если это необходимо, я без труда работаю без выходных.

    Свою работу я считаю ответственной.

    Как правило, я довожу до конца начатое дело.

    Я способен быть объективным в оценке своих достижений и неудач.

    Я всегда возвращаюсь к проделанному и исправляю свои ошибки.

    Многие считают, что я ответственно отношусь к работе.

    Я считаю, что работа не должна зависеть от личной жизни.

    Принимая решения, я должен четко представлять, как оно отразится на деле.

    Я всегда заканчиваю дела, которые начал.

    В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

    Я способен достаточно точно определять приоритеты в моей работе.

    Для меня важно, чтобы моя работа приносила пользу другим.

    Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.

    Я считаю, что нужно постоянно совершенствовать свой профессионализм.

    Я могу признаться в том, что был не прав.

    Мне доставляет удовольствие принимать ответственные решения.

    Я способен увидеть свои проблемы в истинном свете.

    Выполненное дело приносит мне удовлетворение.

    Я способен доводить до логического конца свои планы.

    Иногда так получается, что я беру на себя обязательства других.

    Если я плохо выполню какую-либо работу, то долго чувствую себя неважно.

    Ошибки моих подчиненных – мои ошибки.

    Я достаточно близко к сердцу принимаю чувства других.

    Я всегда подчиняюсь указаниям вышестоящего начальства.

Сложите все ответы «да», присвоив каждому по 1 баллу.

20-25 баллов . С уверенностью можно сказать, что вы очень ответственный человек и у вас развито чувство долга. Обычно предпочитаете доводить начатые дела до конца, и если события мешают реализовать намеченные планы, то это доставляет вам определенные неудобства. Вы, человек, часто берущий на себя ответственность за других людей, охотно всем помогаете, способны жертвовать собой в интересах других. К непоследовательности, неточности и слабостям других людей относитесь критично. Поэтому склонны строить межличностные отношения, основываясь на том, насколько окружающие вас люди обладают чувствами долга и ответственности. Для достижения своих целей вы проявляете настойчивость и упорство. Вы целеустремленны. Ваш стиль работы характеризуется сверхобязательностью и точностью.

15-19 баллов. Вы, несомненно, обладаете чувством ответственности и долга. Но вам важно быть уверенным, что от вас никто не потребует больше того, что вы сможете сделать. Иногда бываете излишне пассивны – чтобы кто-либо из окружающих не оценил ваше желание действовать как попытку взять на себя бразды правления и полную ответственность за происходящее. Опасаясь этого, вы иногда сдерживаете желание что-нибудь сделать, в то время как ваша природная активность и работоспособность вполне позволяют вам принимать ответственные решения и доводить начатые дела до конца.

Меньше 14 баллов. Вы человек, склонный к спонтанным – а иногда и непоследовательным – решениям. Часто не задумываетесь о том, что от вас как от сотрудника ожидают ответственных решений хотя бы потому, что вам платят деньги. Ваша неточность и необязательность могут привести к конфликту с начальством. Излишне легковесное отношение к своим обязанностям, а может, и к жизни в целом, не доставляет вам неприятностей только потому, что вы пока ни разу не сталкивались с серьезными требованиями шефа, сотрудников или близких. То, что вам необходимо, - это представить, как приятно вовремя сделать все, что запланировано, показать себе и другим, что вы способны быть ответственным человеком и принимать волевые, ответственные решения.

Есть, но не у всех людей. Ответственный человек - личность особенная.

Все мы знаем, что ответственный человек ценится в обществе, уважаем другими людьми, успешен и является хорошим примером для подражания.

Что значит быть ответственным?

1. Ответственный человек четко осознает, что он единственный человек, который отвечает за свое настоящее и будущее.

2. Он знает, что только сам ответственен за то, кто он сейчас есть и какое социальную ступеньку занимает.

3. Понимает, что та работа, которую он выполняет – результат только его , как и уровень дохода (человек зарабатывает столько, сколько он хочет и ни копейкой больше)

4. Ответственный человек не сомневается в том, что он имеет право выбирать. Он делает это осознанно, смотрит на шаг вперед, оценивая, к чему может привести его решение. Плюс ко всему, сделав выбор или не сделав его, полностью принимает последствия своего решения.

5. Ответственный человек свободен во всех своих мыслях и действиях. Он действует без оглядки на то, что скажут люди, что подумают коллеги, как отреагируют родственники. Он верен своим принципам, своей философии.

6. Он не боится проявлять инициативу и .

7. Он никогда не ищет оправданий и не ищет виноватых в своих неудачах. Задает вопросы себе, в своих действиях, поступках находит , чтобы их исправить и изменить.

8. рассматривает, как новые задачи, как вызов, который он принимает. Так находит интересные решения, оригинальные пути выхода из затруднительных ситуаций.

Брать ответственность на себя - путь личностного роста и развития человека.
А вы ответственный человек?

Ответственность как качество личности – способность взять на себя груз принятия решения, держать ответ за исполненное, отвечать за порученное, добровольно принимать наказание за неверно выполненное не только, когда принятие ответственности инициировано самим «ответственным субъектом», но и когда на него формально или неофициально возложен контроль за проявлениями групповой активности и ее последствиям.

Ответственность — это когда перед началом деятельности, реализации какого-либо события в своей жизни человек готов к самому худшему сценарию, к самому плохому финалу. Ответственный человек, планируя какое-либо действо, готов отвечать в любом случае, даже если всё пошло не по его плану. Всё рушится, но он уже это просчитал, поэтому не сильно огорчается, принимая ответственность за фиаско своих планов.

Уже в книге «Повести временных лет» (X век) использовался термин «ответ», близкий по смыслу к понятию ответственность Слово «ответственность» было введено в научный обиход А. Беном в книге ‘Эмоции и воля” (1865 г.). Ответственность рассматривалась в купе с вопросом наказуемости, т.к. любой вопрос, возникающий при обсуждении этого термина, являлся вопросом обвинения, осуждения, наказания.

Жизнь улыбается ответственным. Джон Стейнбек писал: «Быть человеком - значит взять на себя какую-то ответственность, а не просто заполнять собой пространство». Безответственный человек практически не имеет шансов добиться в жизни чего-либо значимого, ценного для себя и людей. Не случайно женщины ставят ответственность на одно из первых мест среди мужских качеств личности вместе с уверенностью в себе и целеустремленностью. Многие желают иметь власть над людьми, пользоваться её благами, но при этом не желают принимать на себя никакой ответственности. Человек, перекладывающий ответственность на других, добровольно отдает им власть над собой. Психологический словарь называет боязнь ответственности «гипенгиофобией». Есть такая притча. К одному Учителю пришёл человек и спросил: «Ты Бог?!» — Нет. – кротко ответил Учитель. — Ты знаешь больше всех?! — Нет. – кротко ответил Учитель. — Ты мудрее всех остальных?! — Нет. – кротко ответил Учитель. — Так почему же ты думаешь, что имеешь право что-то говорить людям?! — Мы все идём по одной дороге, и если я, или кто-то другой увидел яму, то его долг предупредить об этом всех остальных.

Несерьезные, глупые, трусливые люди перекладывают ответственность на плечи других. Разумный человек готов взять на себя самую полную ответственность. Рост ответственности увеличивает вес прав. Глупость как и гордыня ответственность не любит. Гордыня обожает контролировать всё и вся, но при этом не нести никакой ответственности. В лексиконе дурака слово «ответственность» отсутствует. Человека можно тестировать на глупость – если боится ответственности, значит, где-то в подсознании занозой засела глупость. Ответственность подразумевает исполнение обязанностей, а глупец предпочитает говорить только о правах. Разумный человек знает, что у любой системы существуют ограничения. Не зная ограничений, можно наделать бед с правами. К примеру, можно, не прочитав инструкцию, засунуть кошку в микроволновку для сушки и потом удивляться, почему она отдала Богу душу. Мудрый человек хорошо чувствует свою ответственность и хочет знать о ней еще больше. Поэтому он и становится профессионалом своего дела. Глупец, зная только свои права, влипает в разные нехорошие истории, натолкнувшись на ограничительные барьеры в неумело выполняемом им деле. Глупец — это балкон без перил. Ответственность – качественная характеристика мудреца.

Принимая ответственность за свой выбор, человек чувствует радостность правильно выбранного пути. Он думает: «Я живу, как надо. Мой путь верен. Я отвечаю за всё в своей жизни. Все мои проблемы – это не вина других, а мой неправильно сделанный выбор. Но это мои жизненные уроки. Я не боюсь ошибок. Иди вперед без колебаний и сомнений». Принять ответственность за свое собственное развитие, свою жизнь – это дать старт движению к успеху и благочестию. Ответственность – это фундамент разумности, основа человеческого сознания.

Жирный плюс ответственности – чувствование ответа в сердцах окружающих, появление взаимопонимания. Люди уважают ответственность и строят с ней глубокие отношения на основе признательности, почтения и любви. Веды говорят, что ответственность – это ворота в любовь. Любовь – это когда останавливаешь выбор на одном человеке и добровольно принимаешь за него полную ответственность. Сергей Лазарев пишет: «Все мы в глубине души на самом деле боимся любви, потому что она дает не только наслаждение. Она заставляет человека быть нравственным, она заставляет прощать и жертвовать, заботиться и воспитывать. Она заставляет нас меняться, а изменения часто сопровождаются потерями и страданиями. Любовь заставляет нас быть ответственными за близких, за семью, за все человечество».

Безответственность – это уже не любовь, а эксплуатация, использование другого для своего наслаждения. Джейн Остин в «Гордости и предубеждении» пишет: «Как мало подлинного счастья ждёт супружескую чету, соединившуюся под влиянием страстей, которые оказались более сильными, чем чувство ответственности и долга». Например, в семейных отношениях мужчина обязан принять ответственность защитить свою жену в любых сложных ситуациях, принять полную материальную ответственность за семью и эмоциональную ответственность за ум женщины. Когда она волнуется, беспокоится, переживает, он должен эмоционально ее успокоить. Иными словами, ответственность удивительное качество личности. С одной стороны, человек ее опасается, а с другой, именно благодаря ей завоёвывает любовь, уважение и близость друг к другу. В Китае существует неписанный закон, по которому человек, спасший другого человека, отвечает за его жизнь до самого ее конца, ибо, вмешавшись в решение судьбы, спаситель уже не мог уйти от легшей на него ответственности за это.

Ответственный человек надежен, обязателен и уважаем. Он осознаёт личную ответственность за линию своей судьбы, за творение самим собой своего Я», своих жизненных невзгод, неудач и страданий. Он прекрасно понимает, что является, по выражению Жан-Поля Сартра, «неоспоримым автором события или вещи». Ответственность следует трактовать как авторство. Она помогает раскрыть творческий потенциал личности, предоставляет возможность выстроить правильные отношения с внешним миром. Антуан де Сент-Экзюпери в «Военном летчике» писал: «Если, желая оправдать себя, я объясняю свои беды злым роком - я подчиняю себя злому року; если я приписываю их измене - я подчиняю себя измене; но когда я принимаю всю ответственность на себя я тем самым отстаиваю свои человеческие возможности»..

Ответственность как качество личности дружит с совестливостью и свободолюбием. Упреками, попреками и скандалами ответственность не привить. Английский писатель Бернард Шоу справедливо заметил: «Свобода означает ответственность. Вот почему люди так боятся ее». Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Человек, думающий только о правах, деградирует. Ответственный человек славится высокоразвитым чувством долга, он добросовестно исполняет свои обязанности и не страшится делать свободно жизненный выбор. Он понимает, что пишет жизнь набело, принимает роль «примы» во всех ситуациях и обстоятельствах существования себя и своих детей. Ответственность в связке с заботливостью является еще и формой проявления любви. Уважая право других быть другими, он проявляет к ним любовь, искренность и открытость.

Петр Ковалев 2013 год

Я - ответственный человек, и я считаю, что на моих плечах слишком тяжелая ноша. Что делать, чтобы не чувствовать себя виноватым, когда я не справляюсь со всеми задачами?

Не является ли тяжесть, которую вы ощущаете, след­ствием того, что вы взяли на себя слишком много обяза­тельств? Вы обязались перед самим собой или перед дру­гим человеком? Быть может, вы чувствуете себя ответ­ственным за счастье других? Если последнее предположе­ние наиболее вероятно, то в этой книжке вы найдете ис­тинное определение ответственности. Если вы взяли на себя слишком много обязательств, то здесь только ваша ошибка - только о вас зависит, сколько их набирать. Мо­жет быть, вам трудно освобождаться от обязательств? Ес­ли это так, значит, вы веруете, что освобождаться от обя­зательств -некорректно.

Таким образом, чтобы освободиться от чувства вины, вам следует изменить ваши верования. Вы слишком много требуете от себя, и причиной этой требовательности явля­ются именно ваши верования. Это важно - дать себе пра­во освободиться от обязательств по отношению к другим или к самому себе, когда вы чувствуете, что взяли их слиш­ком много или слишком быстро дали свое согласие. Вмес­те с тем, очень важно помнить, что и другие люди могут освободиться от обязательств по отношению к вам. И необходимо признать, что они имеют на это такое же право, как и вы.

Что делать с людьми, которые не хотят сами по­мочь себе, а предпочитают ругать других за свои трудности и болезни? Что делать, если они начи­нают злиться, когда им дают советы и рекомен­дации?

Когда такого рода человек появляется в нашем окру­жении, то это означает, что мы сами должны научиться не вмешиваться не в свое дело и принимать этих людей таки­ми, какие они есть, признавая за ними право быть тем, кем они хотят быть. Они имеют право выбирать свой путь. Я понимаю, нелегко смотреть, как человек выбирает путь, полный трудностей и страданий. Часто это просто невоз­можно понять, особенно когда есть простые решения. Но мы - не они: мы не можем знать, почему они делают такой выбор. Это часть их жизненного плана. Через опыт, который они выбирают, им предстоит усвоить жизненные уроки.

Они еще не знают, что могут быть счастливыми и жить, не испытывая стольких страданий. Очень долго мы считали, что необходимо страдать, чтобы заслужить боль­ше счастья, больше денег или больше любви. Теперь мы движемся к гораздо более сознательному миру. Очень ско­ро все мы узнаем, что можно совершенствоваться, все больше и больше наполняться энергией любви, и для это­го вовсе не нужно подвергать себя страданиям.

Другими словами, вы должны согласиться с тем, что эти люди все еще верят в страдание, и позволить им пережить последствия их верований. Вы можете просто на­помнить им, что у них есть выбор, что они могут поменять свои верования. Можете добавить, что вы к их услугам, если они нуждаются в вас; на большем настаивать беспо­лезно. Вот вам прекрасная возможность развивать свою терпимость к человеку, чей выбор отличается от вашего. Вот, в сущности, и все, что вы можете сделать, когда чело­век полностью отгораживается от вашей помощи.

Как следует вести себя с больным человеком, кото­рый использует свою болезнь для того, чтобы вы­звать любовь к себе? Я чувствую себя беспомощ­ным, так как хочу помочь этому человеку, но он ни во что не верит.

Предыдущий ответ распространяется и на этот вопрос.

Почему человек часто испытывает потребность в оказании помощи другим, не задумываясь о том, что это может навредить другому?

Человек, который решает помочь кому-то, не задумы­ваясь о том, что он может навредить, думает только о самом себе. Ему нужен чей-то положительный результат, чтобы почувствовать собственную значимость. Поэтому он стремится навязать свои верования: он убежден, что тот, кто последует его советам, автоматически станет счастливее. Его собственное счастье зависит от успехов и благополучия другого человека. Такого рода доброжела­тель с трудом осознает, что другие могут выбирать свой путь, отличающийся от его пути. Вот почему, когда люди просят об оказании помощи, так важно проверить, готовы ли они принять помощь - ту, которую вы можете им предложить без всяких ожиданий и без стремления конт­ролировать результаты.

Как объяснить человеку, в котором вы раньше нуждались, что теперь вы можете обойтись без него, но чтобы при этом он не почувствовал себя отвергнутым?

Во-первых, нужно проверить, действительно ли этот человек ощущает себя отвергнутым, или это вы боитесь, что он почувствует себя отвергнутым. Эта боязнь отвер­женности, возможно, реально существует лишь в вашем воображении. Просто скажите ему, что вы благодарите его за всю ту помощь, которую он вам оказал, но что теперь вы чувствуете себя достаточно крепко стоящим на ногах, чтобы обходиться собственными силами. Спросите у него, как он себя чувствует, не расстраивает ли его то, что вы хотите действовать самостоятельно. Вызовите его на раз­говор и внимательно выслушайте. Очень часто, внима­тельно слушая другого человека, мы обнаруживаем, что ситуация отличается от той, какую мы себе представляли.

Не забывайте, что если этот человек так настойчиво стремился вам помочь, то, значит, он любил вас. Не спе­шите, постарайтесь почувствовать любовь в этом челове­ке. Если он говорит, что хорошо себя чувствует лишь тогда, когда помогает другим, то тем самым он признается вам в своей зависимости. Существуют люди, которые не­достаточно любят себя и ищут свою любовь, стараясь при­нести пользу. Когда они оказываются полезными, у них появляется ощущение, что их любят. Нужно проявить со­чувствие к этому человеку и принять решение, что отныне относительно услуг, которые он захочет вам оказать, вы иногда будете говорить «да», а иногда «нет». Вы вольны решать, что вам больше подходит.

Как сделать так, чтобы другие люди перестали рассказывать мне о своих проблемах?

Очевидно, прежде всего следует выяснить, почему вы не хотите слушать о проблемах других людей. Может быть, потому, что вы переживаете их проблемы? Может, потому, что вы хотели бы найти их решение? Или вам неприятно, что вы не в состоянии предложить решение? Проведя подобный самоанализ, вы сможете объяснить им, почему предпочитаете большене выслушивать их. Не­сомненно, страдает какая-то часть вашего существа и, ве­роятно, выслушивать проблемы всех знакомых выше ва­ших сил.

Но, возможно, в вас есть нечто такое, что заставляет людей идти к вам со своими проблемами. Может, вы сами рассказываете о своих проблемах другим? Считаете ли вы, что другие люди могут наладить вашу жизнь? Если да, то, возможно, поэтому и другие приходят к вам, надеясь, что вы предложите им решения.

Резюмируем: первый этап заключается в том, чтобы вы осознали все, что переживаете, думаете и испытываете, когда люди рассказывают вам о своих проблемах. Вто­рой - в переходе к действию и разъяснению людям при­чин, по которым вы больше не можете их выслушивать. Это не означает, что так будет всю жизнь. Возможно, все больше принимая себя и все лучше осознавая то, что про­исходит в вас, вы окажетесь со временем в состоянии ока­зывать помощь людям, у которых возникли проблемы.

1. Согласен ли я с тем, что сам отвечаю перед Богом и перед собственной совестью за все мои проблемы, за все, что бы ни случилось в моей жизни?


2. Принимая какое-то решение, думаю ли я прежде всего о том, согласно ли принятое с волей Божией, изложенной в Его Слове?


3. Сколько времени в день, в неделю я посвящаю чтению Священного Писания? Сколько - личному общению с Богом?


4. Не пользуюсь ли я благословением священника как средством, освобождающим меня от самостоятельной ответственности за свою жизнь?


5. По каким внешним проявлениям моей жизни окружающие могут догадаться, что я - христианин?

Проповедь христианства проявляется прежде всего во внешнем поведении, в словах, в устроении сердца. Насколько я ответственен за то, чтобы имя Божие из-за меня не хулилось у неверующих людей?


6. Чем является для меня причащение Святых Христовых Таин: соединением с Любящим Богом Евангелия или неким «магическим» обрядом (чтобы «успокоиться», чтобы «не болело», чтобы «все было хорошо»)?

Подобный магизм, укладывающийся во внешне вполне православные формы, является одним из проявлений построенной «под себя» духовности, о чем говорилось выше.


7. Где я черпаю душевные силы, когда мне трудно?


8. Осознаю ли я реальность собственной смерти, вечности, готовлюсь ли к встрече с Любящим Богом или же гоню от себя «плохие» мысли?


9. Стремлюсь ли я к общению с Богом и людьми, или же всеми способами бегу от Него и от них?


10. Что останется после моей кончины? В день смерти смогу ли я внятно ответить на вопросы: «Зачем я жил?», «Осуществил ли я Божий замысел о моей жизни?», «Вопрошал ли я Его об этом?»


11. Насколько легко соглашаюсь быть крестным отцом или крестной матерью другому человеку?

Иногда человек легко соглашается быть крестным и при этом не осознает совершенно никакой ответственности за своих крестников. Иногда человек чрезмерно избегает ответственности и говорит, что никому крестным отцом или крестной матерью не будет, потому что это слишком ответственно. Поэтому согласие быть крестным отцом или матерью может даваться как от ответственно, так и безответственно.


12. Регулярно ли я посещаю храм, регулярно ли молюсь Богу, опекаю своих крестников и тех людей, которые нуждаются в моей помощи, или только «под настроение»?

Характерными качествами ответственного человека являются обязательность и постоянство.


13. Если мне приходится что-то претерпеть, всегда ли я делаю это с благодарением? Умею ли я принимать то, что посылает мне Господь или ропщу, возмущаюсь, не соглашаюсь с Божией волей обо мне?


14. Способен ли я осознать свою долю ответственности за все конфликты, нестроения и трагедии моей собственной личной жизни?


15.Трудно ли мне сосредоточиться на чем-либо одном, и с чем это связано? Довожу ли я начатые дела до конца, и если "чаще всего - нет", то готов ли взять ответственность за это в дальнейшем?


16. Как часто я требую излишнего, повышенного внимания к собственной персоне и зачем я это делаю?

Иногда это проявляется в перебивании собеседника или в вежливом неслушании в ожидании момента, когда наконец-то представится возможность сказать свое веское суждение.


17. Что руководит мною в моих решениях: разум, здравый смысл или чувства и эмоции?


18. Как быстро я начинаю исправлять свое поведение, осознав собственную неправоту?


19. Продолжаю ли я стоять на своей точке зрения в конфликтной ситуации или способен пойти на компромисс, принятие которого было бы единственной возможностью для обретения мира в сложившейся ситуации?


20. Способны ли, и в какой мере, другие люди поверить мне и положиться на меня?


21. Стараюсь ли я понимать, что переживают и чувствуют другие люди относительно меня для того, чтобы не причинять боль, быть им в радость и утешение?


22. Влияет ли изменение обстоятельств или изменение отношений других людей ко мне на мои супружеские (или монашеские) обеты или родительские обязанности?


23. Ответственно ли я отношусь к своему здоровью, не разрушаю ли его вредными привычками?


24.Оказываю ли я помощь членам моей семьи (моего братства, моим сотрудникам по работе), когда они в этом нуждаются или чаще всего предпочитаю оправдаться собственной занятостью и усталостью?


25. Справляюсь ли я со своей обязанностью хозяина (хозяйки) дома?

Чтобы быть объективным, об этом лучше спросите супруга (супругу).


26. Вопрос женщинам: всегда ли в нашем доме есть завтрак, обед, ужин, чистая рубашка для мужа утром?


27.В радость ли мне домашние заботы, или я все это «тяну» только для того, чтобы в доме не было скандалов?


28. Есть ли в нашем доме семейные традиции, совместные трапезы, семейные праздники, участвуют ли в этом дети, или же мы живем под общей крышей словно чужие люди?


29. Как в нашей семье тратятся общие деньги? Не расходую ли я семейный бюджет по своему усмотрению и исключительно на свои надобности, игнорируя общие потребности?


30. Беспорядок в нашем доме - следствие чего? Временное это явление или постоянное?


31. Помогаю ли я своим детям осознавать свою ответственность и развиваю ли в них это качество, то есть даю ли им соответствующие задания, обучаю ли возможности выбора? Или же я научаю ребенка буквальному исполнению моих, родительских предписаний, лишая его возможности сформироваться зрелым и ответственным человеком?


32. Признаю ли я за своими детьми право иметь свою личную жизнь? Умею ли делегировать им ответственность по мере их взросления?


33.Стараюсь ли я быть примером для подражания своим детям?


34. Будучи христианином, воспитываю ли детей своих христианами, читаю ли с ними Священное Писание, или же считаю, что вырастут - выберут веру сами?


35.Учу ли своих детей любить Родину, воспитываю ли их заботниками, будущими родителями или же ориентирую их только на ценности этого мира?

Ответственность не может вырасти в сердце, лишенном нравственного основания.


36. На что направлены мои приоритеты в заботе о детях - на их здоровье, умственное развитие, внешний вид или их душевное устроение?


37. Поддерживаю ли я регулярные сыновние (дочерние) отношения со своими родителями?

Если не поддерживаю, значит я грешу неблагодарностью, которая является плодом на дереве безответственности.


38. Не боюсь ли я открыть свою душу другому? Умею ли я быть бережным и чутким относительно открытой души моего ближнего, храню ли доверенную мне тайну?

Другой для меня - это друг, или...


39. Насколько свойственны моему характеру капризы и амбициозность? Как часто я достигаю своих целей путем манипулирования ближними?

Об этом спросите у самых близких к Вам людей, тех, которые в настоящее время живут на одной с Вами жилплощади. Если же Вы живете один - у ближайшего круга знакомых людей. Только попросите их сказать об этом честно.


40. Насколько я осознаю то, что мое участие в жизни других людей, помощь другим людям способствует моему личностному духовному росту?


41. Могу ли я говорить с людьми о моих чувствах, о своем отношении к ним, о своих желаниях, человеческих потребностях, интересах?

В большинстве случаев нежелание близких теплых отношений с другими людьми является следствием нежелания взять на себя ответственность за возникновение новых отношений. Безответственность - матерь душевного одиночества.


42.Способен ли я ответить любовью на любовь другого человека?


43. Могу ли я продолжать разговор в поисках взаимопонимания в решении порученного мне дела даже тогда, когда наталкиваюсь на глухое молчание и непонимание, неприятие?


44. Оправдываю ли я себя, когда явно понимаю, что не прав?

Самооправдание является качеством, порожденным безответственностью. Необходимо определенное мужество для того, чтобы принять на себя ответственность за случившееся и признать это открыто.


45. Уважаю ли я взгляды других людей на те или иные жизненные проблемы, или я считаю, что самые правильные только мои?

Это вопрос на самом деле о том, умею ли я строить ответственные отношения с другими людьми, которые невозможны без уважения взглядов и ценностей другого человека, даже если они не совпадают с моими.


46. Принимаю ли я во внимание благополучие и пользу других людей, когда принимаю или претворяю в жизнь какие-то свои решения?


47. Как конкретно я проявляю благодарность по отношению к тем людям, которые способствовали, способствуют моему духовному и личностному росту - учителям, родителям, духовным наставникам?


48. Осознаю ли я ответственность за всех, кого «приручил»?


50. Почему я иногда (или нередко) опаздываю?


51. Часто ли я кого-то о чем-то прошу?

Просьба предполагает возможность отказа, требование - беспрекословного выполнения. Прошу ли? Может быть, требую? Или ставлю человека в такое положение, что ему просто неудобно или невозможно отказать? Или не прошу вообще никогда, боясь зависимости от других?


52. Требую ли я от других людей исполнения данных мне обещаний?

Это черта характера по преимуществу свойственна людям, которые необязательны в отношении собственных обещаний.


53. Умею ли я принимать подарки в простоте сердца? Считаю ли, что обязан отдариваться?


54. Чем я жертвую для ближнего? Или же я только желаю и жду жертвы от него?


55. Кто виноват в том, что я до сих пор не решил свои домашние проблемы (не починил кран на кухне, не приступил к проверке домашнего задания у детей, в том, что у меня нет времени в воскресный день с ними погулять, не могу «отлипнуть» от телевизора)?


56.В какой мере я пытаюсь работать над своими греховными привычками, преодолевать их?


57.Как часто я поступаю по принципу: «Если нельзя, но очень хочется, то можно»?


58. Насколько ответственно я отношусь к своему рабочему времени или ко времени, отведенному на послушание (если живу в монастыре), которое отводится мне на конкретный день?

Ответственность и целеустремленность, как уже упоминалось - это ветви, находящиеся на древе под названием "цельность". Ответственный человек - это всегда человек цельный. А цельный человек относится по совести к тому, что окружает его и что происходит с ним и в нем.


59. Насколько часто я забываю то, что мне поручается?

Наша забывчивость обычно следствие того, что мы безответственно относимся к тем просьбам, пожеланиям, распоряжениям, которые нам даются, находя что-то свое (что мы, если и забываем, то гораздо реже) более важным.


60. Насколько я готов целеустремленно заниматься теми делами, которые предлагает мне жизнь?

Иногда - это дела по уборке дома, иногда производственные дела. Человек безответственный делами развлекается. Он пытается превратить жизнь в сплошной праздник. Это в значительной мере сказывается на результатах.


61. Насколько добросовестно я выполняю порученное мне дело и всегда ли отношусь к работе с должным старанием? Переделываю ли я свою работу, если вижу в ней брак, или считаю, что и так сойдет?


62. Как соотносятся одно с другим мои увлечения и мои обязанности?

Именно в силу вполне безответственной установки относительно того, что обязанности - это «нудная тягомотина», от которой надо поскорее отделаться, чтобы взяться за «любимое дело», рождается любимая дочь безответственности - халтура.


63. Способен ли я делать неприметное, тяжелое дело на благо других (в семье, монастыре), не ожидая за это похвалы и благодарности?


64. Как часто я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня?


65. Есть ли у каждой моей вещи свое постоянное место? Как часто я теряю вещи в своем доме и даже в своем кармане или сумке? Много ли у меня лишних вещей и как я избавляюсь от них?

Наш ближний - это зеркало, в котором - наше отражение. Именно поэтому добрый человек видит всех добрыми, гордому кажется, что все только и пытаются задеть его самолюбие, злой видит всех агрессивными, унылому кажется, что и сама природа унывает... безответственный в этом тексте узнал очень многих людей... почти всех, кроме себя.


66. Осознаю ли я, что полезное не всегда должно быть приятным?


67. Тружусь ли я, когда это необходимо, но кажется, что «нет больше сил» или тотчас, почувствовав легкое недомогание, отправляю себя, любимого, «на больничный»?


68. Не заводил ли я собак, кошек, других животных, но затем, когда они переставали быть живой игрушкой и требовали заботы, просто выбрасывал их на улицу или забывал кормить?


69. Стремлюсь ли я сделать мир вокруг себя добрее и прекрасней, или же я привык только пользоваться окружающими меня дарами Божиими и человеческим теплом?


70.Каялся ли я в своей безответственности на Исповеди?

К сожалению, от православных людей очень редко приходится слышать покаяние в том, что «я безответственно отношусь к своему рабочему времени на работе, безответственно отношусь к своим обязанностям мужа, жены и родителя, безответственно транжирю время вместо того, чтобы заниматься своим духовным ростом и своими текущими жизненными обязанностями». А без этого осознания - как двигаться дальше?

Дорогой мой читатель!

Я благодарен вам за то, что вы все-таки дочитали эту книгу до конца.

Если предложенные размышления заставили вас задуматься о значении ответственности в человеческой жизни, я буду считать свою задачу исполненной.

Если вы, воодушевившись предложенными идеями, переосмыслите свое отношение к Богу, к ближним, к самому себе и поручаемым вам делам, не сомневаюсь, что окружающие вскоре заметят в вас значительные перемены. Вы и сами заметите перемены в отношениях к вам других людей, если перед Богом глубинно осознаете ответственность за свою жизнь, обретете решимость не халтурить, будете стараться контролировать свои эмоции, страсти, настроения, воспитывать свои желания.

Поскольку впечатления от прочитанного еще свежи, начните использовать полученные знания об ответственности прямо сегодня, используйте их каждый день, при любой возможности. Сегодня и завтра, и послезавтра, и в течение месяца, а затем и года к любому маленькому или большому поручаемому делу относитесь не так, как вчера.

Попробуйте творчески переосмыслить все «скучные и нудные» жизненные требования, те маленькие повседневные дела, серые и незаметные, которые так не хочется делать, от которых так хочется убежать. Если к таким «совершенно скучным вещам» как мытье посуды, уборка в доме, стирка белья сегодня вы отнесетесь более ответственно, то уже завтра ощутите в них большую глубину, большую радость жизни и что-то неизъяснимое и необычное, о чем не хочется говорить для того, чтобы не потерять...

Вам откроется и радостное осознание того, куда и как двигаться дальше. Вы с большей легкостью устремитесь к жизни благодатной, к жизни, исполненной смысла и духовной радости, произрастающей из ответственного отношения к тем бесконечным «надо», «могу» и «хочу», которые выдвигает сам факт нашего появления в этом прекрасном Богозданном мире.

Спешу ободрить вас: в процессе чтения этой книги, работа над осознанием и выработкой ответственности уже началась! Но вспомним слова одной известной молитвы:


Господи, дай мне силы изменить то,

что я могу изменить,

дай мне терпения принять то,

что я не могу изменить,

и мудрости научиться

отличать одно от другого.


Вероятно, сила, терпение, вера и мудрость – это и есть те внутренние силы, которые действительно помогают нам расти и развиваться, быть счастливыми и строить свои отношения, уважать своих близких и получать удовольствие от того жизненного многообразия, которое нас окружает.

Так что будьте сильными, наберитесь терпения и отыщите в глубинах собственной души тот неисчерпаемый запас мудрости, который у вас уже есть, о котором сказал наш Господь: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 37-38).

Это - ваша ответственность!



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...