Зачем базаров приехал к кирсановым. Аркадий привозит в имение своего друга

Евгений Базаров - главное действующее лицо романа Тургенева "Отцы и дети". Персонаж Базарова - молодой человек, убежденный нигилист, презрительно относящийся к искусству и уважающий лишь естественные науки, типичный представитель нового

поколения мыслящей молодежи. Главная фабула романа - конфликт отцов и детей, мещанского образа жизни и желания перемен.

В литературной критике много внимания уделяется противостоянию Базарова и Павла Петровича, личности Аркадия Николаевича (друга Базарова), однако совсем мало говорится об отношениях главного героя со своими родителями. Такой подход весьма необоснован, ведь без изучения его взаимоотношений с родителями невозможно до конца понять и его характер.

Родители Базарова - простые добродушные старички, очень любящие своего сына. Василий Базаров (отец) -старый уездный лекарь, ведущий скучную, бесцветную жизнь небогатого помещика, в свое время ничего не жалевший для хорошего воспитания сына.

Арина Власьевна (мать) - дворянка, которой "нужно было родиться в петровскую эпоху", очень добрая и суеверная женщина, умеющая заниматься лишь одним делом - превосходно готовить кушанья. Образ родителей Базарова, этакого символа закостенелого консерватизма, противопоставлен главному герою - пытливому, умному, резкому в суждениях. Однако, несмотря на столь различное мировоззрение, родители Базарова по-настоящему любят своего сына, в отсутствие Евгения все их свободное время проходят в размышлениях о нем.

Базаров же относится к родителям внешне суховато, он конечно любит их, но не привык к открытым излияниям чувств, его тяготит постоянное навязчивое внимание. Ни с отцом, ни с матерью он не может найти общий язык, с ними он не может даже вести дискуссии, как с семейством Аркадия. Базарову тяжело от этого, однако он ничего не может с собой поделать. под одной крышей он согласен лишь при условии, что ему не будут мешать заниматься естественными науками в своем кабинете. Родители Базарова отлично понимают это и стараются во всем угождать единственному ребенку, но им такое отношение, конечно, переносить крайне сложно.

Возможно, главная беда Базарова была в том, что он не был понят своими родителями, в силу большой разницы в интеллектуальном развитии и уровне образования, и не получил от них моральной поддержки, поэтому он и был таким резким и эмоционально холодным человеком, что часто отталкивало от него людей.

Однако в родительском доме нам показан другой Евгений Базаров - более мягкий, понимающий, полный нежных чувств, которые он никогда внешне не проявит из-за внутренних барьеров.

Характеристика родителей Базарова ставит нас в тупик: как же мог в такой патриархальной обстановке вырасти человек таких передовых взглядов? Тургенев очередной раз показывает нам, что человек может сам. Однако он также показывает главную ошибку Базарова - его отчуждение от родителей, ведь они любили своего ребенка таким, какой он есть, и очень страдали от его отношения. Родители Базарова пережили своего сына, но с его смертью закончился смысл их существования.

Столкновение разных поколений, разных взглядов-проблема, которая никогда не перестанет быть актуальной. Самым ярким примером является роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В данном произведении И. С. Тургенев мастерски раскрывает тему столкновения поколений с помощью двух персонажей: Евгения Базарова и Павла Кирсанова. Евгений Базаров представляет молодое поколение, а Павел Кирсанов-старое.

Взгляды героев противопоставлены друг другу, они из разных поколений, из-за чего между ними огромная пропасть. Казалось бы, возраст не всегда разделяет людей столь сильно, однако между Павлом и Евгением возникает серьезный конфликт. Их идеологические взгляды противоположны друг другу. Базаров и Кирсанов «по разные стороны баррикад». Для того, чтобы разобраться, в чем состоит несогласие, нужно рассмотреть образы и идеи обоих героев.

В связи с достаточно «юными» взглядами на жизнь Базаров имеет довольно критичную точку зрения. Он является нигилистом, то есть все традиции и устои для него всего лишь прах времени. Старье. Природа для Евгения не храм, а мастерская, и «Человек в ней работник». Сразу становится понятно, что в лице Базарова в романе новое поколение отрицает весь тот фундамент, что строили их предки, они хотят разрушить его. Хотя ничего нового взамен предложить не могут.Самое главное в образе героя то, что он принимает лишь то, что приносит пользу, а аристократы того времени, по его мнению, бесполезны.

Кирсанов-сторонник старого поколения. Он аристократ и твердо уверен, что этот слой общества завоевал свое место делами. Живя в деревне у брата, Павел продолжает держать себя, как настоящий аристократ. Он носит костюм, походка его уверена, речь и внешность: все говорит об интеллекте героя. Павел Кирсанов рьяно доказывает свои идеи Евгению, своему оппоненту молодого поколения. Кирсанов выступает за нравственные принципы, однако стоит заметить, что они никак не сходятся с его жизнью. Герой проводит дни в празднике.

Оба героя очень похожи между собой, их характеры совсем не противоположны: они оба борются за свою идею, хотя при этом практически ничего полезного не приносят обществу. И этому есть свое место в романе. Поколения всегда похожи между собой, они находятся в неразрывной связи, но каждое колено приносит за собой идеи и взгляды, которые могут отличаться. В романе основной план занимает столкновение поколений, так похожих, но отрицающих друг друга.

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов сочинение

Павел Кирсанов – типичный аристократ с холеной внешностью и либеральными взглядами. В семье Павла царит культ почитания прекрасного. Внешность Евгения Базарова - «плебейская». Он прост, черты его лица выдают человека глубокой умственной работы. Увлекается Евгений наукой естественной, так как это можно увидеть и проверить, в отличии от духовной «чепухи». Он – один из нигилистов. Взгляды обоих героев разнятся. Через их убеждения и беседы и показано Тургеневым это противостояние: спор старого, укоренившегося, с новым, не знающим что делать, кроме как отрицать противоположное.

Несмотря на все свои разногласия, оба героя во многом сходны. И Павел, и Евгений – личности волевые, сильные. И, оба они подвержены рассуждениям на отвлеченные темы. В этом и состояла проблема. Базаров, желая глобальных перемен и действий, ведущих к этому, не выходит за рамки рассуждений, так же как и Кирсанов.

Но, в конце концов, Евгений сталкивается с тем, что казалось ему раньше пустым. Как бы Базаров не отрицал любовь, считая ее полнейшей ерундой – он влюбляется. И, умирая, переосмысливает свои взгляды. То, что он отрицал всю свою жизнь, оказывается неотъемлимой частью существования человека.

Но и обстановка, царящая в либеральных обществах, ярким примером которого является семья Кирсановых, не может способствовать его полноценному развитию. Проблема разлада, основанная на этих течениях, и показана Тургеневым в романе со всеми своими принципами и проблемами. А главное, - это то, что односторонность взглядов обоих сторон ведет лишь к бездействию, либо же действиям необдуманным.

Роман Тургенева посвящен проблеме противостояния двух идеологических общественных направлений того времени. На первый взгляд кажется, что это – вечная проблема старшего и младшего поколений, их недопонимание друг друга. Но, оказывается немного иначе. С одной стороны – либералы, ярые защитники установленных укладов жизни, с другой же – нигилисты, отрицающие все эти порядки. На противопоставлении одних взглядов другим и построено это произведение. Показано это на примере двух героев романа – Павла Кирсанова и Евгения Базарова.

Действия, описываемые в романе, происходят в середине 19 века. В это время зарождение новых идеалов и принципов жизни только начало свое развитие. Люди, следовавшие им, не осознавали полностью и до конца значимости этого общественного явления. И, следовали ему, в большинстве своем, потому, что это было модно.

Нигилисты отрицали все то, что было установлено веками: существующий общественный и государственный порядки и многое другое. И, задача их, в то время, состояла в том, чтобы подорвать эти уклады, разрушить. Но, построить что-то новое на развалах старого они не могли. Да, и мало кто задумывался об этом. Это очень четко передает один из разговоров Павла с Базаровым. На слова Кирсанова о том, что надо же кому-то и строить, Евгений ответил, что это уже не их забота

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Бабушки в повести Детство Горького сочинение

    Бабушка Акулина Ивановна была уже пожилой женщиной, ей перевалило за шестой десяток. Она была полная, круглолицая, у нее были большие глаза и длинная грива волос

  • Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева Отцы и дети сочинение

    Главным героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой и образованный Евгений Базаров. Парень считает себя нигилистом, он отрицает существование бога и любые человеческие чувства.

  • Замысел поэмы Мертвые души Гоголя

    Николай Васильевич долго пребывал в раздумьях над тем, в чем же будет состоять смысл романа. В результате пришёл к выводу, что необходимо показать всю Русь, народ со всеми недостатками

  • Образ и характеристика князя Всеволода в Слове о полку Игореве сочинение

    Всеволод – один из главных героев, он был младшим братом главного героя – Игоря. Его жена – Ольга, внучка Юрия Долгорукого.

  • Сочинение Базаров и Павел Кирсанов сравнительная характеристика

    Столкновение разных поколений, разных взглядов-проблема, которая никогда не перестанет быть актуальной. Самым ярким примером является роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В данном произведении И. С. Тургенев мастерски раскрывает

План – конспект

урока по литературе

(по роману И. С. Тургенева « Отцы и дети»)

Учитель русского языка и литературы: Ямашева Н.Л.

Тема урока: « Базаров и его родители»

Цель урока: показать нравственно- философские проблемы романа и раскрыть при помощи авторского отношения к главному герою романа его идейное содержание.

Ход урока.

    Проверка домашнего задания.

Устные ответы учащихся (монологического характера) на вопросы по домашнему заданию.

- Как и почему именно так относится Евгений Базаров к родителям?

- Почему между отцом и сыном не может быть духовной близости?

- Что привлекает нас в образе стариков Базаровых?

Ответы должны обосновываться самим текстом из романа.

2.Беседа, включающая сообщения учащихся, чтение и анализ отдельных эпизодов.

1.- Сравните встречу Базарова и Аркадия в доме Кирсановых и Базаровых. Чем она примечательна?

- Какая обстановка в доме у отца Базарова?

- Как относится Базаров к своим родителям?

- Почему Базаров через три дня решил уехать из отцовского уезда? Как относились родители к отъезду сына?

- Почему нет духовной близости между отцом и сыном?

2. Ответы учащихся с использованием эпизодов из текста по следующему плану:

- Образ « нового человека» в Отцах и детях»

- Базаров и Рудин – герои своего времени.

Нигилизм как общественное явление в 60- е годы 19 века; его значение в идейной жизни России, в освободительном движении.

- Многогранность, противоречивость нигилизма.

- Мировоззрение Базарова. Его демократизм. Сложное отношение к народу.

- Крайние мнения и заблуждения Базарова и их причины.

Текст романа, его восприятие читательскими поколениями – объективная основа для суждений об авторской позиции.

3. Заключительное слово учителя и выводы учащихся.

Более острая драма происходит в семье Базаровых. Василий Иванович утверждает, что человек должен жить своим трудом, сам всю жизнь трудился и продолжает трудиться. Он, как и Николай Петрович, он прежде всего видит свою связь с веком в том, что « не без чувствительных для себя пожертвований посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу». Но тщетны усилия доброго старика. Жизнь стремительно движется вперед, и между ним и его сыном неизбежно возникает непроходимая пропасть. Он сам это сознает и склоняет голову перед молодежью: « Конечно, вам, господа, лучше знать; где же нам за вами угоняться? Ведь вы нам на смену пришли!».

Авторским положительным отношением окрашиваются не только индивидуальные, но и социально- типичные черты героя. Оказавшись в чуждой социальной среде, Базаров ведет себя просто, естественно, остается самим собой и даже с достоинством подчеркивает свое отличие от аристократов: по – простонародному произносит свое отчество» Васильев», без всякой фамилии обращается к ямщику.

Но уже при первом знакомстве с Базаровым Тургенев оттеняет и другое.

В конце 3-й главы после поэтического весеннего пейзажа, настроившего отца и сына на лирический лад, стихи Пушкина прерывает вдруг прозаическая реплика Базарова: « Аркадий, пришли мне спичку, нечем трубку раскурить!»

Зачем понадобилась Тургеневу эта сценка?

Слова Базарова разрушают лирическое вдохновение, заставляют умолкнуть отца, а сына – вспомнить о том, как « надо» себя вести по новым понятиям. Этой сценой Тургенев показывает, что Базаров глух к прекрасному, вносит отчуждение в отношения отца и сына – эти мысли будут затем развернуты во всем романе.

Пока же это первый диссонанс, предвещающий противоречивость авторской оценки Базарова.

Показывать прекрасные аристократические манеры Павла Петровича и пренебрежение к своему внешнему виду, автор утверждает органичную связь с народной почвой Базарова.

Сопоставление Базарова и Кирсановых идет неоднозначно.

Тургенев не зря называет Кирсановых « сливками»,ведь это люди передовые в дворянской среде, небезразличные к судьбам Родины и готовые выполнить гражданский долг, как его понимают; люди честные и мыслящие, отстаивающие свои убеждения; способные глубоко чувствовать и переступить сословные предрассудки. И все- таки рядом с ними Базаров оказывается исполином. По мысли Тургенева, именно он отвечает требованиям жизни.

Взгляды Базарова представляют собой стройную систему, многие его идеи соответствуют воззрениям революционных демократов. Но ведь Тургенев не разделял их идеи. Какова же позиция автора в споре?

Как она проявляется?

Учащиеся обнаружат, что она сказалась в исходе спора. Своей беспощадной логикой Базаров побивает доводы Павла Петровича.

Попытка защитить от критики хоть какие- то общественные устои не удалась, и автор не может не согласиться с Базаровым.

Несомненное уважение автора вызывает базаровская решительность, смелость, готовность идти до конца. Базаров в споре спокоен, потому что уверен в своей правоте; он не хочет спорить, презирая « болтовню», « бесполезные слова». Его противник рвется в бой, волнуется, бледнеет, срывается на личные оскорбления, потому что бессилен победить в споре.

Отвергая действительно заслуживающее отрицания, Базаров замахнулся на вечные ценности: любовь, эстетическое чувство, на то, что, по мысли Тургенева, составляет истинную красоту жизни.

Базаров неизбежно вступает в конфликт с самой человеческой природой, неотьемлимой частью которой являются любовь и поэзия. И поэтому писатель считает, что Базаровы лишь отчасти соответствуют потребностям общественного движения. Расчищая место»

Тургенев видел в любви неподвластную человеку слепую стихию, нередко порабощающую его. У высших натур, по мысли писателя, чувство всегда трагично, счастье может быть только мгновением. Базарову не удалось насладиться даже мгновением.

Всем дальнейшим ходом сюжета Тургенев доказывает, что даже такая незаурядная натура, как Базаров, не может силой своей воли преодолеть страсть.

- Возвышает это или развенчивает Базарова?

Когда Базаров вызывает большее сочувствие: побеждая в споре Павла Петровича или безуспешно пытаясь победить самого себя?

Базаров во второй половине романа оказался ближе и читателю и самому автору.

Сама смерть героя психологически мотивирована в романе подавленным состоянием Базарова и тоже служит раскрытию авторской оценки: в ней соединены трагическая неизбежность и героическое, активное, возвеличивающее человека начало.

5. Домашнее задание.

Подготовить устные ответы на вопросы.

- Прав или нет Тургенев в своем понимании любви?

- Только ли катастрофа неразделенная любовь, или и она обогащает человека?

Можно ли согласиться с Тургеневым, который в стихотворении в прозе «Воробей» сказал: «Любовь…сильнее смерти и страха смерти.- Только ею, только любовью держится и движется жизнь?»

- Что означают слова о вечном примирении и жизни бесконечной?

Николай Петрович Кирсанов, сидя на крыльце, ожидает на постоялом дворе приезда сына Аркадия. Николай Петро-вич владел имением, его отец был боевым генералом, а сам он в детстве воспитывался исключительно гувернантка-ми, так как матушка принадлежала к числу «командирш». Старший брат Николая Павел выбрал военную службу.

Николай Петрович тоже мог стать военным челове-ком, но сломал ногу и поэтому поступил в университет. По-сле смерти родителей он женился на милой образованной девушке и переехал с ней в деревню. Супруги жили очень дружно, на свет появился сын Аркадий, а спустя десять лет жена Николая умерла. Когда сын вырос, Кирсанов отпра-вил его в Петербург учиться. Когда Аркадий подъезжает, отец бежит ему навстречу.

Аркадий приезжает с другом Евгением Базаровым и знакомит его со своим отцом, говорит, что Евгений — про-стой человек. Вскоре мужчины отправляются в имение.

В дороге Николай Петрович не может наглядеться на сына, пытается обнять его. Аркадий рад встрече не мень-ше отца, но скрывает это развязной речью, рассказывает, что Базаров увлекается естественными науками, особенно медициной. Николай Петрович говорит, что с ним в име-нии теперь живет девушка Фенечка, но если гости захотят, она может переехать на время. Сын говорит, что не хочет стеснять своего отца. Рассматривая окрестности, Аркадий понимает, что имению необходимы преобразования, восхи-щается весенней природой.

Мужчин встречает Павел Петрович Кирсанов. У дяди Аркадия красивое лицо, ухоженные руки и приятный го-лос. У Базарова длинное и худое лицо с широким лбом, а его зеленые глаза излучают ум и самоуверенность. Аркадий и Евгений уходят в комнаты, чтобы отдохнуть с дороги. Не-опрятный вид Базарова не понравился Павлу Петровичу. За ужином господа общаются мало. Вечером Евгений говорит Аркадию, что его отец ему понравился, однако он ничего не понимает в хозяйстве. А брат Николая одевается для де-ревни слишком тщательно и со вкусом. Аркадий рассказы-вает, что раньше его дядя кружил головы многим женщи-нам, был настоящим светским львом. Фенечка сидит в сво-ей комнате, убаюкивая их с Николаем Петровичем сына.

Утром Базаров проснулся ни свет ни заря и вместе с дворовыми мальчишками отправился ловить лягушек, чтобы впоследствии проводить над ними опыты. Фенечка передает Аркадию и Николаю Кирсановым, что нездоро-ва и не спустится разливать чай. Аркадий идет к девушке и узнает о своем младшем брате, упрекает отца, что тот ни-чего ему не сказал. Отец и сын так растроганы, что не мо-гут найти слов друг для друга. Приходит Павел Петрович, и все садятся пить чай на террасе. Павел Кирсанов вспоми-нает, что слышал о лекаре Базарове, который, вероятно, приходится Евгению отцом. На вопрос дяди о своем друге

Аркадий отвечает, что Евгений — нигилист, т. е. для него не существует никаких авторитетов. Павел Петрович ни-гилизм не приемлет. Вышла молодая женщина — Фенеч-ка — и подала Павлу какао. Поле ее ухода воцарилось мол-чание, а потом к террасе подошел Базаров. Он пообещал присоединиться к господам, как только закончит опыты с лягушками.

Когда Базаров вернулся, разговор зашел о науке. База-ров считает немцев учителями для русских ученых. Павел Петрович сетует, что все нынешние немцы в большинстве своем занимаются наукой, забыв про литературу. Евгений же считает, что хороший химик гораздо лучше и полезнее любого поэта. После чая Аркадий говорит Базарову, что тот был слишком резок с его дядей и рассказывает его историю.

В Петербурге братья Кирсановы жили вместе, но при этом вели совершенно разный образ жизни. Павел не про-пускал ни одного светского мероприятия; все женщины его любили, а мужчины завидовали. Однажды молодой человек познакомился с княгиней Р. У нее был старый муж и стран-ный характер; днем она танцевала на балах и кружила го-ловы кавалерам, а по ночам в тоске рыдала. Павел привя-зался к этой загадочной женщине и подарил ей кольцо со сфинксом, сказав, что она действительно похожа на сфинк-са. Княгиня разлюбила молодого человека и бросила его, а Павел, потеряв голову, оставил военную службу и начал следовать за своей возлюбленной, куда бы она ни отправи-лась. Потом он теряет даму из виду, а вскоре узнает, что она страдала душевной болезнью и умерла. Княгиня передала ему кольцо со сфинксом, на котором нацарапала крест, ска-зав, то это и есть разгадка. Приблизительно в это же время Николай потерял свою жену, и Павел переехал жить к бра-ту в деревню. Базаров после рассказа Аркадия не одобрил того, что его дядя сломал свою жизнь из-за капризов жен-ской любви. Он говорит, что в анатомии глаза про загадоч-ный взгляд ничего не сказано, что «таинственные отноше-ния между мужчиной и женщиной» — это всего лишь худо-жество, глупый романтизм.

После разговора с управляющим Павел Петрович за-глянул в комнату Фенечки. Девушка, увидев его, смути-лась. Когда же пришел Николай Петрович, его брат по-спешно ушел. Николай поцеловал своего сына Митю и руку его матери. Три года назад хозяйка трактира вместе с доче-рью Фенечкой переехала в имение Кирсановых, чтобы ве-сти там дела. Когда огненная искра попала девушке в глаз, Николай помог ей и впоследствии постоянно думал о Фе-нечке. Когда умерла мать девушки, она сама стала вести хо-зяйство, и у них с Николаем Петровичем завязался роман.

Базаров познакомился с Фенечкой и предложил ей свою помощь на случай, если заболеет ребенок. Аркадий придер-живается мнения, что его отец должен жениться на Фенеч-ке. Евгений же убежден, что сейчас никто не придает бра-ку никакого значения. Когда молодые люди услышали, как Николай Петрович играет на виолончели, Базаров засмеял-ся, а Аркадий Кирсанов тепло улыбнулся.

По прошествии двух недель обитатели имения привык-ли к Евгению Базарову: он лечил Митю, когда у того были судороги, нашел общий язык с крестьянами, хозяин имения иногда спрашивал его совета. Павел Петрович же Базарова просто терпеть не мог и подозревал, что его антипатия взаим-на. Однажды Николай Петрович случайно услышал разговор своего сына и его друга. Евгений сказал, что Николай Кир-санов очень добрый человек, но его песенка уже спета. Отец Аркадия очень расстроился, так как он изо всех сил старал-ся идти в ногу со временем. За вечерним чаем Павел Петро-вич с Базаровым снова повздорили. Предмет их спора — ари-стократия и нигилизм. Павел Петрович говорит, что нигили-сты разрушают все прежние устои, не предлагая взамен ни-чего нового, Евгений же пытается доказать, что они попросту не ведут бессмысленных разговоров, ругая правительство. Наконец Базаров прекратил эту бессмысленную дискуссию. Николай Петрович вспоминает, что как-то он ругался со сво-ей матерью из-за того, что они не понимали друг друга. Те-перь же он сам не понимает своего сына.

Перед сном Николай Кирсанов размышляет в беседке. Он осознает, какая пропасть возникла между ним и его сы-ном. Мужчина не понимает, как можно не любить литера-туру, природу, живопись. Базаров предлагает своему другу воспользоваться приглашением приятеля и съездить в го-род. На следующий день молодые люди уехали.

Матвей Ильич, друг Базаровых, принял молодых лю-дей довольно радушно. Вскоре они получили приглашение на бал к губернатору. Молодым людям встречается Ситни-ков — человек, называющий Евгения Базарова своим учи-телем. Он приглашает друзей к Евдокии Кукшиной, и те со-глашаются.

Кукшина оказалась молодой женщиной, на которой было надето неопрятное платье. Она постоянно меняет тему разговора, задает вопросы, на которые не ждет отве-та, а продолжает говорить дальше. Базаров интересуется хорошенькими женщинами, и Кукшина рекомендует ему свою знакомую Анну Сергеевну Одинцову, говоря, что она красива, но совсем необразованна. Ситников на протяже-нии всего разговора вставляет глупые реплики и посто-янно смеется. Когда хозяйка дома начинает петь романс, друзья уходят.

На балу друзья вместе с Ситниковым совсем не танцу-ют, а сидят в углу. Вскоре приезжает Одинцова, Женщина в черном платье, довольно высокого роста. Базаров замеча-ет, что она не похожа на других женщин. Ситников знако-мит с ней Аркадия и оказывается, что дама слышала много хорошего о его отце. Женщина держится холодно и строго, когда Аркадий рассказывает ей об отце, о дяде, о Базарове. Анна Сергеевна приглашает друзей к себе в гости.

Во время визита к Одинцовой Базаров внутренне как- то сконфузился и сам себе удивился. Отец Анны Сергеев-ны — карточный игрок — проиграл все состояние и был вы-нужден жить в деревне. Его жена умерла уже давно, вскоре умер и он сам, оставив имение дочерям Анне и Екатерине. Анна вышла замуж за богатого человека Одинцова. После смерти мужа Анна стала владелицей его состояния. Вместе с сестрой она поехала в Германию, но потом вернулась на-зад в имение Никольское. Базаров, обычно молчаливый, на этот раз пытался занять даму разговором, чем очень удивил Аркадия. Одинцова приглашает друзей посетить Николь-ское, и они соглашаются отправиться туда послезавтра.

У Одинцовой в имении живет старая княжна и сестра Катя. Анна Сергеевна говорит с Базаровым о том, следует ли изучать людей, об умных и глупых людях. Со старой княж-ной во время чая сестры обращаются довольно уважитель-но и учтиво, но совсем ее не слушают. Вскоре приезжает со-сед Порфирий Платоныч, с которым хозяйка имения часто играет в карты. Катя играет для Аркадия сонату и чувству-ет себя смущенной. Анна Сергеевна предлагает Евгению на следующий день прогуляться в саду и поговорить о растени-ях. Аркадию очень нравится Одинцова, Базаров же называ-ет ее «тертым калачом». Анна Сергеевна испытывает к Ев-гению чувство любопытства. Когда на следующий день они вернулись с прогулки, глаза дамы светились ярче, щеки пылали, а Базаров выглядел ласковым и веселым. Аркадию это не понравилось.

Друзья прожили в Никольском около пятнадцати дней и не заскучали, так как хозяйка придерживалась всегда особого распорядка. Аркадий замечает перемены в своем друге и решает, что тот влюблен в Одинцову. От приказчика своих родителей Евгений узнает, что они очень беспокоят-ся о нем и ждут его дома. Одинцова бледнеет, когда узнает о том, что Базаров должен уехать. Она признается, что не-счастлива, так как у нее нет цели в жизни. Полюбить дама не может, ведь для этого надо полностью отдаться чувству и любимому человеку, а это трудно. На вопрос, сможет ли Евгений посвятить себя любимой, он ответил, что не знает.

На следующий день Одинцова попросила Базарова зайти к ней в кабинет. Она захотела продолжить их вче-рашний разговор. Женщина не верит, что такой незауряд-ный человек с амбициями, как Базаров, будет доволен участью уездного лекаря. Молодой человек отвечает, что не хочет зря болтать о будущем. Анна Сергеевна спраши-вает о причине его напряженности, и Евгений Базаров признается ей в любви. Молодой человек чувствует в своем сердце страсть и привлекает женщину к себе. Она не сра-зу высвобождается из его объятий и говорит: «Вы не по-няли меня». Базаров уходит и вскоре присылает записку, в которой обещает уехать, если дама того желает. «Зачем уезжать?» — спрашивает Одинцова и не покидает свою комнату до обеда. Она размышляет о том, что могла бы от-ветить Евгению взаимностью, но спокойная жизнь для нее дороже.

После обеда все отправляются в сад на прогулку. Ба-заров извиняется перед Анной Сергеевной и собирается уехать как можно скорее. Приезжает Ситников и просит прощения за то, что стал незваным гостем. Аркадию жаль расставаться с Катей, но он решет уехать вместе с Евгени-ем, так как понимает, что между Одинцовой и его дру-гом что-то происходит. Когда хозяйка дома на следую-щий день прощалась с гостями, она сказала, что надеет-ся на встречу с Базаровым. Всю дорогу Аркадий и Евге-ний молчали.

У дома прибывших друзей встретил Василий Иванович, отец Евгения. Он старательно скрывал свою радость, так как знал, что его сын не любит сентиментальности. Жена Василия Ивановича, Арина Власьевна, от радости при виде сына чуть не упала в обморок. За обедом же отец семейства постоянно о чем-то говорил, а мать Евгения только смотре-ла на сына, почти не замечая Аркадия.

Утром Василий Иванович и Аркадий говорят о Базарове. Отцу приятно слышать теплые слова о своем сыне, он гордит-ся им. Около полудня молодые люди остаются наедине. База-ров вспоминает детские годы, говорит о родителях. Аркадий восхищается тем, как на землю падает красивый кленовый лист. Его друг говорит, что тот становится похож на своего дядю, о котором тут же нелестно отзывается. Аркадий засту-пается за Павла Петровича. Молодые люди чуть было не под-рались, но пришел Василий Иванович и позвал их к обеду. На следующий день Евгений Базаров решает поехать в име-ние к отцу Аркадия, так как родители не дают ему работать, все время рядом. Старики очень расстроены отъездом сына.

У постоялого двора Аркадий спрашивает друга, куда им ехать: в имение отца или в Никольское. Базаров предо-ставляет право выбора Аркадию и отворачивается. Кирса-нов решает ехать к Одинцовой. Приехав, друзья поняли, что их в имении никто не ждал. Анна Сергеевна Одинцова извиняется за холодный прием и предлагает приехать через некоторое время. Молодые люди отправляются к Кирсано-вым, где им очень обрадовались. Николай Петрович жалу-ется на то, что дела в поместье идут совсем плохо: для жат-вы не хватает рабочих рук, крестьяне не платят оброк и со-всем обленились, управляющий ворует и тоже не работает. Аркадий постоянно думает о Никольском. Через несколь-ко дней он под выдуманным предлогом едет к Одинцовой. Катя и Анна Сергеевна оказывают молодому человеку довольно радушный прием.

Базаров понимает, почему уехал его друг и с головой уходит в работу. Павел Петрович старается с Евгением боль-ше не ссориться, иногда даже наблюдает его опыты. С Фе-нечкой нигилист дружески общается, а вот Павла Петрови-ча женщина боится, особенно когда тот появляется внезап-но. Как-то утром Фенечка разбирала розы в беседке. Ее уви-дел Базаров, и они начинают разговаривать о старости. Ев-гений просит женщину понюхать цветок и целует ее. За ку-стами сирени слышится кашель Павла Кирсанова, который уходит с темным лицом. Фенечка также покидает беседку, говоря: «Грешно вам, Евгений Васильевич». Базарова му-чает совесть, так как он вспоминает подобную сцену с Один-цовой.

XXIV Материал с сайта

Павел Петрович Кирсанов приходит в комнату Базаро-ва и вызывает молодого человека на дуэль. Мужчина гово-рит, что не хочет открывать истинных причин вызова, они и так должны быть известны Базарову. Он убежден, что су-ществующих между ними разногласий достаточно, но для вида предлагает им публично поссориться. Евгений отка-зывается. Мужчины оговаривают все формальности и вме-сто секунданта решают позвать камердинера Петра. После ухода дяди Аркадия Базаров называет все произошедшее красивой комедией. Он догадывается, что Павел Петро-вич, скорее всего, испытывает какие-то чувства к Фенеч-ке. На рассвете мужчины приходят к месту дуэли. Евге-нию идея кажется глупой, и он совсем не боится. Первым выпало стрелять Павлу Петровичу, но тот промахивается. Базаров же не целится вовсе, но попадает мужчине в ногу. Кирсанов предлагает стрелять еще по разу, но Евгений Ба-заров решает отложить это до следующего раза и осматри-вает рану противника. Всем в имении они решают ска-зать, что стрелялись по политическим разногласиям. Ра-неного везут в имение, и Николай Петрович очень боится за брата, однако прибывший доктор заключает, что рана не опасна. Евгений со всеми прощается и уезжает домой. Павел Петрович как-то говорит, что Фенечка чем-то похо-жа на княгиню Р. Николай Петрович слышит это и реша-ет, что у брата бред. Павлу Кирсанову женщина говорит, что любит Николая, и тот просит своего брата жениться на Фенечке. Николай Кирсанов удивлен подобной просьбой, так как раньше Павел Петрович всегда отрицательно отно-сился к неравным бракам. Сам же Павел Петрович думает о том, что после свадьбы навсегда уедет за границу.

Катя и Аркадий сидят в саду, говорят о Базарове, моло-дой человек сравнивает девушку с ее сестрой. Катя просит не сравнивать ее с Анной Сергеевной, так как она никогда бы не стала женой богатого человека, а выйдет замуж толь-ко по любви. Вернувшись в свою комнату, Аркадий видит там Базарова. Евгений рассказывает ему о дуэли и прощает-ся с ним, Одинцову же он видеть не хочет. Но Анна Сергеев-на все же встретилась с Евгением. Базаров говорит, что осо-знал свои ошибки, намекает, что Аркадий влюблен в даму. Одинцова об этом не догадывалась.

На следующий день Аркадий Кирсанов снова разгова-ривает с Катей в беседке. Они слышат разговор проходящих мимо Анны Сергеевны и Базарова, в котором дама говорит, что польщена чувством Аркадия. Молодой человек реша-ется признаться Кате в любви и просит ее выйти за него замуж. Девушка принимает его предложение. Одинцова позволяет Кирсанову жениться на своей сестре. Базаров уезжает и перед отъездом говорит, что Аркадий не годится для того, что он проповедовал: «…ты и не дорос до нас…».

Родители очень рады возвращению Базарова и всеми силами стараются не мешать ему работать. Евгений вме-сте с Василием Ивановичем начинает заниматься врачеб-ной практикой. Евгений присутствует при вскрытии кре-стьянина, который умер от тифа, и случайно режет себе руку. Отец беспокоится и советует прижечь рану железом. Евгений Базаров говорит, что это произошло четыре часа назад, и если он заразился, то вылечить уже невозможно. Вскоре Базаров заболевает. Он болен тифом и понимает, что скоро умрет, просит послать за Одинцовой и сказать ей об этом. Приезжает Анна Сергеевна и привозит с собой доктора. Он осматривает Евгения и заключает, что шан-сов выздороветь у молодого человека нет. Базаров говорит Одинцовой, что любил ее, просит его поцеловать. Потом молодой человек засыпает и умирает во сне.

Через полгода в приходской церкви венчаются Катя с Аркадием и Николай Петрович с Фенечкой. Павел Петро-вич уезжает, и в его честь устраивают прощальный ужин. Анна Сергеевна выходит замуж, но не по любви. Аркадий занимается хозяйством, которое начинает приносить до-ход. У них с Катей вскоре рождается сын Николай, девуш-ка дружит с Фенечкой. Павел Петрович живет в Дрездене, Кукшина тоже уезжает за границу, Ситников женится на богатой девушке. На могилу к Базарову часто приходят два старичка: они плачут и молятся на коленях, поддерживая друг друга.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какое воспитание получила анна сергеевна отцы и дети
  • о чем думал сидя на крыльце николай петрович
  • фенечка как попадает к кирсановым
  • чем занимается евгений базаров в имений друга
  • когда базаров и аркадий поехали на бал к губернатуру

Кульминационный момент романа - не дуэль, даже не объяснение. Приезд Базарова к родителям начинает процесс переосмысления многих прежних постулатов. Во время свидания Одинцова обратилась к нему с традиционной для таких мгновений просьбой: «Расскажите мне что-нибудь о самом себе... то, что в вас теперь происходит». На протяжении нескольких вечеров Базаров упорно уклоняется от этого вопроса. Не из «скромности», не по опасению, что «аристократка» его не поймет. Он так глубоко загнал свою внутреннюю жизнь, что теперь трудно понять, «что в тебе происходит». «Происходит, - возмущается уязвленный Базаров, - точно я государство какое или общество!» Но процесс самоосознания уже начался. Впервые при виде родного дома героя охватывает чувство ностальгии: «Та осина <..> напоминает мне мое детство... я в то время был уверен, что эта яма и осина обладали особенным талисманом… Ну, теперь я взрослый, талисман не действует». Впервые в голову приходит сознание неповторимости и ценности своей личности: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме <...> кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже».

Впервые Базаров осознал, что, поставив себя над всеми, он обрек себя на одиночество. Великая цель противопоставила его остальным людям - простым, заурядным, но счастливым: «Хорошо моим родителям жить на свете!», спустя мгновенье возвращается к той же мысли: «Как посмотришь… на глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется, чего лучше?» Да и сама цель теперь представляется не такой уж безусловной. Почему один человек (самоценная личность) обязан жертвовать собой ради другого (такой же личности)? Чем он хуже? «…Ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего старосты Филиппа, - размышляет он, обращаясь к Аркадию, - …Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение…» Аркадий, конечно, повторял слова учителя о том, что «всякий из нас должен этому (счастью народа ) способствовать». Но реакция Базарова оказывается для него полной неожиданностью: «А я и возненавидел этого последнего мужика <…>, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не cкажет… Ну, будет он жить в белой избе. А из меня лопух расти будет<…>?» «И каким бы пугающим ожесточением ни веяло от такого признания, это тоже симптом прибавления человечности в Базарове. Конечно, ненависть - страшное чувство, но это именно чувство, а как раз чувств и не было в прежнем базаровском отношении к людям. Теперь «Филипп или Сидор» ненавистен и, значит, ощутим: для Базарова он впервые живой человек, а не <…> абстрактный знак вопроса».

«Да правда-то где, на какой стороне?» - добивается простодушный Аркадий. Новый Базаров уже не знает ответа на все вопросы: «Где? Я тебе отвечу как эхо: где?» Нельзя сказать, чтобы новый Базаров понравился себе. Открытие собственной души приводит к печальному выводу: ты такой же, как все; так же уязвим, так же причастен смерти. «Что за безобразие!» Порой Базаров завидует даже …муравью. «Тащи ее (муху ), брат, тащи! Пользуйся тем, что ты, в качестве животного, имеешь право не признавать чувства сострадания!..» Бросить вызов.., но кому? Кто теперь его враг?

Отсюда непрязненное отношение к Аркадию. Младший Кирсанов на сей раз предстает не в качестве друга, а как двойник. Вернее, двойник прежнего Базарова. Которому так легко было жить и которого мучительно пытается воскресить в себе. Базаров ему завидует, и ненавидит, и провоцирует: «Полно, пожалуйста, Евгений, мы наконец поссоримся». Но Базаров как раз и хочет ссоры - «до истребления». Снова, к ужасу Аркадия, пробудилось в Базарове зверино-самолюбивое начало: «…Лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах…» Базаров изо всех сил хочет остаться прежним Базаровым. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною.., тогда я изменю свое мнение о самом себе».

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...