Зачем мы ищем смысл жизни? Ноам Хомский. Ноам хомский цитаты

Авраам Хомский - один из самых знаменитых современных лингвистов. Профессор в области лингвистики, он также является философом, публицистом и теоретиком. Ноам Хомский изобрел современную классификацию языков мира, которая получила название «Иерархия Хомского». Сейчас ученому почти 90 лет, и он продолжает преподавательскую деятельность в Массачусетском институте, дает интервью журналистам, пишет лекции и обзоры.

В чем революционность взглядов Хомского

Считается, что все языкознание делится на две большие эпохи: до того, как в нем появился Хомский Ноам, и после. В 1957 году научный мир был потрясен вышедшей работой ученого под названием «Синтаксические структуры». Раньше лингвисты всего мира занимались лишь тем, что исследовали отдельные языки и их особенности. Никому до этого не приходило на ум, что язык должен восприниматься, прежде всего, в качестве врожденной особенности человека любой расы или национальности. Кроме того, он является таким же инструментом познания окружающего мира, как, например, зрение.

Лингвистика как главная сфера интересов ученого

Ноам Хомский, цитаты которого известны на весь мир, в своих исследованиях задается провокационными и неоднозначными вопросами. Как можно понять, почему дети в любой стране мира так быстро осваивают родной язык? Каким образом ребенок оказывается способен воспринимать речь отдельно от других шумов окружающего мира? Как получается, что никакие языковые отличия не влияют на процесс усвоения ребенком первого языка? Ученый пишет: «При поверхностном рассмотрении языки разительно отличаются друг от друга. Если сейчас кто-нибудь зайдёт в эту комнату и начнёт говорить на суахили, я не пойму ни слова. Тем не менее, я распознаю, что это язык».

Цитируемость в научных кругах

Помимо всего прочего, Хомский известен своими радикальными воззрениями на политику. Особенно ученый известен своей резкой критикой внешней политики Америки. Одна из газет США, «Нью Йорк Таймс Бук Ревью», как-то раз сделала следующее заявление. По мнению издательства газеты, Хомский Ноам - это один из самых важных современных представителей интеллектуальной элиты общества. Начиная с 1980 и заканчивая 1992 годами, он был самым цитируемым из живущих на земле ученых. По частоте использования цитат в общем исследователь занимал восьмое место. Его фамилия является славянской по своему происхождению. Англоговорящие произносят ее на свой манер: Чомски.

Еще одна сфера, на которую оказали влияние исследования ученого - это бихевиоризм. Ноам Хомский, порождающая грамматика которого привела к упадку этого течения в психологии, одновременно стал одним из родоначальников современной Главный постулат порождающей грамматики состоит в следующем: язык - это часть генетической программы человека.

Хомский Ноам и политика

Ученый говорит: «В приватизации многих государственных услуг... есть стремление приватизировать чувства и разум человека, заполучить над ним полный контроль». Ученый аргументирует свое мнение тем, что каждый налогоплательщик за свои отчисления практически не получает никаких благ. Это касается и образования, и здравоохранения. Сам ученый в шутку поговаривает, что существует «несколько Ноамов Хомских». «Один из них занят философией, второй - лингвистикой, а третий - политикой» - говорит Аврам Ноам Хомский.

Бизнес или образование

Ученый, видя опасность в приватизации образования, пишет: «Корпорация - это не благотворительное общество. Совет директоров корпорации имеет законные основания быть чудовищем, чудовищем с точки зрения этики. Его цель - максимально повысить прибыли акционеров и вкладчиков». Хомский Ноам отмечает, что когда сфера преподавания превращается в бизнес-структуру, то все это приводит лишь к увеличению прослойки бюрократов, а не к улучшению качества образования.

В университетах, будто бы они являются промышленными предприятиями, все больше возрастает количество менеджеров. Таким образом, в образовательных учреждениях используется дешевый учительский труд. При этом преподаватели вынуждены держаться за свое рабочее место и выполнять любые указания, которые им даются администрацией.

Сэкономленные же средства оказываются направленными на совершенно далекие от образовательного процесса цели. Хомский подчеркивает, что данная практика является общепринятой не только в образовании. Там, где правит бизнес, вся тяжесть труда перекладывается на плечи народа. Бизнесмен, по сути, «загребает жар» чужими руками.

Всемирно известный профессор лингвистики в Массачусетсе, автор книг о языке, психологии и по совместительству анархист и антиамериканист — о демократических традициях исламского мира, двойных стандартах и о том, как контролировать людей с помощью наркоманов и иммигрантов.

Я всегда думал, что если бы фашисты могли рассуждать рационально, они создали государство вроде США. И если бы Нюрнбергский процесс был возможен сегодня, любого из послевоенных американских президентов приговорили бы к повешению.

Правительство Израиля ненавидит меня за мои высказывания — что ставит его в один ряд с правительствами многих других стран.

Когда я приезжаю в Канаду, люди там очень любят послушать, как я критикую США. Но если я начинаю критиковать Канаду, интерес сразу пропадает. И так — везде.

В арабском, исламском мире долгая традиция демократии. Но она постоянно прерывается из-за вмешательства сил с Запада.

От антииракских санкций погибло больше народу, чем от любого оружия массового поражения когда-либо в мировой истории.

Беспричинное убийство мирных граждан — это терроризм, а не война с терроризмом. Всех волнует, как остановить терроризм. Очень просто: перестать в нем участвовать.

В Америке одна партия — партия бизнеса. Но у нее две фракции: демократы и республиканцы. Чем-то они различаются, но проводят примерно одну и ту же политику. И в отношении этой политики я настроен оппозиционно — как и большая часть населения страны.

Но антиамериканизм — это тоталитарная концепция. Само по себе понятие — идиотское.

Как бы я не критиковал американскую политику, сам я политиком быть не могу. У нас на факультете регулярно меняется главный администратор — все по очереди занимают эту должность. Единственный человек, кому ни разу не позволили это сделать, — я. Все понимают, что я сразу все развалю.

Система образования — фильтр, который отсеивает тех, кто не умеет подчиняться. Говорить одно, а думать другое. Тех, кто не справляется с желанием сказать учителю: «Ты дурак». Потому что от них потом и на работе будут одни хлопоты.

У меня нет ни профессии, ни квалификации — ни в одной сфере. Спросите у моих коллег по университету, они подтвердят. Меня постоянно зовут читать лекции по математической лингвистике, ни разу не спросив, есть ли у меня вообще математическое образование, степень. Просто есть какой-то странный набор увлечений, каждому из которых следует уделять время. Похоже, мне просто повезло.

Не вижу никакой необходимости формулировать сложно, если можно формулировать просто. Осложнение простого — любимая игра интеллектуалов: чем непонятнее, тем лучше. Сами не до конца знаете, о чем говорите, но власть, престиж и влияние вам обеспечены.

Мы называем интеллектуалов интеллектуалами, поскольку это привилегированный класс, а не потому что они умнее других.

У продюсера популярного ток-шоу спросили, почему они никогда не приглашают меня. Было два ответа: «Он говорит по-турецки, никто не понимает». Второй: «Ему не хватает лаконичности», — и с этим я согласен. Если ты хочешь поддержать религию в эфире, ты успеешь сделать это между двумя рекламными паузами. А если хочешь усомниться, то в рекламу тебе не втиснуться.

Если сегодня вы читаете те же лекции, что и пять лет назад, значит, или ваша дисциплина умерла, или вы.

Интернет экономит деньги, интернет экономит время. Но он убивает отношения. Помню, я как-то жил в маленьком городке, и там почта была местом общения. Домой ничего не доставляли, поэтому утром люди приходили, забирали корреспонденцию, общались.

Если мы не верим в свободу самовыражения людей, которых мы презираем, значит, мы не верим в свободу самовыражения.

Заставьте людей бояться наркоманов, преступников, многодетных матерей, живущих на соцпомощи, иммигрантов и пришельцев — и вы сможете полностью их контролировать.

Цензура не однократный опыт. Для тех, кто его пережил, он будет длиться вечно. Это клеймо, которое остается в мозгах навсегда.

Литература содержит больше информации о человеческой природе, чем любая научная теория. Но надо быть осторожным. Если я хочу, например, узнать что-то о китайской революции, то надо понимать, что на мое отношение к стране уже повлияли когда-то прочитанные книги — о мальчике-рикше, например. Приходится смириться с тем, что существуют другие, не менее важные источники информации о мире, чем литература.

Нет более полезной в деле геноцида книги, чем Библия.

Везде, от поп-культуры до пропаганды, людей постоянно стремятся убедить в том, что они совершенно беспомощны, и лучшее, что можно сделать, — соглашаться с правильными решениями вышестоящих органов и потреблять, потреблять, потреблять.

Реальность отличается от того, как мы ее себе представляем. Очень немногие смотрят на себя в зеркало и говорят: «Передо мной чудовище». Поговорите с руководителем крупной корпорации, и он скажет, что работает по двадцать часов в сутки, чтобы обеспечить своим клиентам лучшие товары и услуги. Но если присмотреться, то его компания — это адское неравенство в оплате и условиях труда.

В основе элитарной культуры — всегда страх и неприятие демократии. Первый симптом этого страха — фальшивые декларации на публику. Любой, кто читал Оруэлла, знает: чем больше ты ненавидишь демократию, тем громче кричишь, какая она чудесная, и что ты отдашь за нее жизнь.

Рабство и детский труд стали чем-то недопустимым, и не по мановению волшебной палочки. Этому предшествовали годы упорной, самоотверженной работы большого количества людей.

Авраам Ноам Хомский - один из самых цитируемых учёных, великий лингвист, общественный деятель, публицист и анархист по политическим воззрениям. Американцы дали ему прозвище «Наш Сократ» и «совесть нации».

В свои почти 90 лет Хомский продолжает активно преподавать науку о языке в знаменитом Массачусетском технологическом институте (чем он занимается уже более полувека), с готовностью даёт интервью, пишет дерзкие очерки и проводит открытые лекции.

Хомский - это не просто крупная фигура в современной лингвистике, это стиль мышления.

Вообще можно не кривя душой заявить, что всё языкознание делится на две эпохи: до Хомского и после Хомского.

Нет, мы до сих пор не узнали всю правду о появлении разных языков на нашей планете и вполне можем довольствоваться легендой о Вавилонской башне. Но именно благодаря Хомскому языкознание приобрело статус науки, а не инструмента классификации.

В 1957 г. мир науки о языке всколыхнула книга Хомского «Синтаксические структуры» . Всё, чем занималась лингвистика до Хомского - это накопление знаний о средствах и нормах конкретного языка; максимум - объединением языков в языковые группы и их сравнительной характеристикой. Никто до Хомского не воспринимал язык как врождённую особенность; язык не оценивался как такая же система познания мира, как, скажем, зрительное или визуальное восприятие.

При поверхностном рассмотрении языки разительно отличаются друг от друга. Если сейчас кто-нибудь зайдёт в эту комнату и начнёт говорить на суахили, я не пойму ни слова. Тем не менее, я распознаю, что это язык.

Я не буду его понимать, но я буду знать, что это не просто шум… Основу языка составляет бесконечное количество структурированных высказываний с определённым смыслом. Всё это находится за границами той сферы, которую мы можем наблюдать, просто изучая тексты.

Ноам Хомский

Из рассказа проекту Serious Science

Действительно, как объяснить сумасшедшую скорость, с которой маленькие дети усваивают язык, на котором говорит его окружение? Каким образом ребёнок отличает речь от прочих звуков? Как они чувствуют разницу между «сгореть на солнце» и «сгореть дотла»? Почему дети всех стран мира усваивают родной язык примерно за одинаковый период времени, и никакие языковые отличия, так долго изучавшиеся матёрыми лингвистами, не влияют на этот процесс?

Ребёнок, познавая речь (а это приблизительно лет до пяти) получает весьма обрывочные сведения о языке и его правилах; тем не менее, он схватывает их. Явно не из опыта, поскольку опыта у ребёнка пока недостаточно. Значит, знания о грамматике языка имеют априорный характер, и каждый человек имеет своеобразный встроенный модуль неких универсальных лингвистических принципов. Речь идёт не о принципах русского языка или китайского; появляется понятие «универсальной грамматики».

…Ребёнок способен выучить любой язык лишь потому, что имеется фундаментальное соответствие между всеми человеческими языками, потому что «человек повсюду одинаков». Более того, функционирование языковой способности происходит оптимальным образом в определенный «критический период» умственного развития.

Ноам Хомский

Из «Картезианской лингвистики», 1966 г.

Хомский предложил радикально изменить наши представления о языке: он стал рассматривать его как часть генетической программы, заложенной в человеке.

Так была создана теория «порождающей (генеративной) грамматики».

Согласно этой теории, язык состоит из бесконечного числа интерпретируемых выражений. Эти выражения организуются с помощью грамматических правил и структур, количество которых как раз ограничено. Иными словами, говоря на языке, мы как будто орудуем кубиками Lego: разновидностей деталей не так и много, но они позволяют построить бесконечное количество конструкций. Мы не осознаём те алгоритмы, которые мы используем при генерации родной речи, пользуемся ими автоматически, и в этом - величайшая экономия наших мыслительных ресурсов.

Должны существовать некие языковые универсалии, которые ставят пределы разнообразию человеческой речи. Исследование универсальных условий, определяющих форму любого человеческого языка, и является задачей «общей грамматики». Эти универсальные условия не усваиваются путем обучения, скорее они определяют те организационные принципы, которые делают возможным усвоение языка; их существование необходимо, чтобы полученные человеком сведения превращались в знание. Если считать эти принципы врожденным свойством мыслительной деятельности, тогда открывается возможность дать объяснение тому вполне очевидному факту, что говорящий на данном языке знает множество вещей, которые он вовсе не усваивал в процессе обучения.

Граффити на стене Бруклина с изображением Ноама Хомского. Источник: flickr.com

Хомский, как преподаватель с пятидесятилетним опытом работы, много сил отдаёт развитию представлений об образовании и резко критикует существующую систему , в особенности систему тестирования и оценки знаний.

Если задуматься, многое в образовательной системе направлено на воспитание подчинения и пассивности. С самого детства человеку мешают проявлять независимый и творческий взгляд. Если ты позволяешь себе свободомыслие в школьные годы, будь готов к неприятностям.

Хомский - яркий представитель радикально настроенных крайних левых, поэтому его нападки на современное американское образование очень политически окрашены .

Мы теряем детство. Образовательные программы, созданные при Буше и Обаме, больше всего походят на подготовку к службе в военно-морском флоте. Учителей заковывают в рамки инструкций. Детей заковывают в рамки тестов и экзаменов.

Если всё обучение сводится к подготовке к экзамену и его сдаче, никто ничему не научится. Всё, что ты сказал на экзамене, забывается сразу после его окончания. Я абсолютно уверен, что такой подход диктуется сознательно, и что независимость и творчество считаются опасными на высшем уровне управления.

Ноам Хомский

Из интервью изданию Truth Out

[о последней образовательной реформе США No Child Left Behind] Эта реформа не даёт учителям учить. Она превращает учителей в дрессировщиков, которые скармливают детям материал и проверяют его усвоение. Это не учительство, это знак неуважения к учителям. Это значит, что учитель не может заниматься с детьми интересными вещами, потому что это отвлекает их от подготовки к экзаменам.

Ноам Хомский

Больше материалов, эссе и интервью с Хомским на английском языке можно прочитать .

- Noam Chomsky

- Noam Chomsky
Context: I compared some passages http://www.zmag.org/chomsky/other/intellectuals-state.html of articles of in the late 1960s, speeches, on management and the necessity of management, how a well-managed society controlled from above was the ultimate in freedom. The reason is if you have really good management and everything"s under control and people are told what to do, under those conditions, he said, man can maximize his potential. I just compared that with standard Leninist views on vanguard parties, which are about the same. About the only difference is that McNamara brought God in, and I suppose Lenin didn"t bring God in. He brought Marx in.

- Noam Chomsky
Context: The crisis began with the Iraqi invasion of Kuwait a year ago. There was some fighting, leaving hundreds killed according to Human Rights groups. That hardly qualifies as war. Rather, in terms of crimes against peace and against humanity, it falls roughly into the category of the Turkish invasion of northern Cyprus, Israel"s invasion of Lebanon in 1978, and the U. S. invasion of Panama. In these terms it falls well short of Israel"s 1982 invasion of Lebanon, and cannot remotely be compared with the near-genocidal Indonesian invasion and annexation of East Timor, to mention only two cases of aggression that are still in progress, with continuing atrocities and with the crucial support of those who most passionately professed their outrage over Iraq"s aggression. During the subsequent months, Iraq was responsible for terrible crimes in Kuwait, with several thousand killed and many tortured. But that is not war; rather, state terrorism, of the kind familiar among U. S. clients. The second phase of the conflict began with the U. S.-U. K. attack of January 15 (with marginal participation of others). This was slaughter http://www.hrw.org/reports/1991/gulfwar/index.htm, not war. Z Magazine, August 31, 1991 http://www.zmag.org/chomsky/articles/z9110-aftermath.html.

- Noam Chomsky
Context: After the first International Days of Protest in October, 1965, Senator Mansfield criticized the "sense of utter irresponsibility" shown by the demonstrators. He had nothing to say then, nor has he since, about the "sense of utter irresponsibility" shown by Senator Mansfield and others who stand by quietly and vote appropriations as the cities and villages of North Vietnam are demolished, as millions of refugees in the South are driven from their homes by American bombardment. He has nothing to say about the moral standards or the respect for international law of those who have permitted this tragedy. I speak of Senator Mansfield precisely because he is not a breast-beating superpatriot who wants America to rule the world, but is rather an American intellectual in the best sense, a scholarly and reasonable man -- the kind of man who is the terror of our age. Perhaps this is merely a personal reaction, but when I look at what is happening to our country, what I find most terrifying is not Curtis LeMay, with his cheerful suggestion that we bomb everybody back into the stone age, but rather the calm disquisitions of the political scientists on just how much force will be necessary to achieve our ends, or just what form of government will be acceptable to us in Vietnam. What I find terrifying is the detachment and equanimity with which we view and discuss an unbearable tragedy. We all know that if Russia or China were guilty of what we have done in Vietnam, we would be exploding with moral indignation at these monstrous crimes. " On Resistance http://www.chomsky.info/articles/19671207.htm", The New York Review of Books, December 7, 1967.

Ноама Хомского называют Эйнштейном в лингвистике. Он один из самых цитируемых ученых в мире. Американцы прозвали его «Наш Сократ». Гений своей эпохи, главный интеллектуал современности - Ноам Хомский в свои почти 90 лет до сих пор преподает науку о языке в Массачусетском технологическом институте, даёт интервью и пишет книги. Хомский - это не просто великий ученый-лингвист, это стиль мышления. Мы выбрали для вас 15 его самых ярких цитат, обязательных для образованных людей.

  1. Оптимизм — это стратегия. Если вы не верите, что лучшее будущее возможно, вы никогда не сделаете шаг, который приведет к тому, чтобы будущее было лучше. Если вы считаете, что нет надежды, ее не будет. Выбор за вами.
  1. Если мы не верим в свободу самовыражения людей, которых мы презираем, значит, мы не верим в свободу самовыражения.
  1. Литература содержит больше информации о человеческой природе, чем любая научная теория. Но надо быть осторожным. Если я хочу, например, узнать что-то о китайской революции, то надо понимать, что на мое отношение к стране уже повлияли когда-то прочитанные книги - о мальчике-рикше, например. Приходится смириться с тем, что существуют другие, не менее важные источники информации о мире, чем литература.
  1. Если сегодня вы читаете те же лекции, что и пять лет назад, значит, или ваша дисциплина умерла, или вы.
  1. Не вижу никакой необходимости формулировать сложно, если можно формулировать просто. Осложнение простого - любимая игра интеллектуалов: чем непонятнее, тем лучше. Сами не до конца знаете, о чем говорите, но власть, престиж и влияние вам обеспечены.
  1. Чтение - не простое перевертывание страниц. Это раздумья над написанным, пометки на полях, мысленные сопоставления с другими книгами, поиски новых идей или образов. Не имеет смысла читать, если вы просто «глотаете» книгу, а через десять минут забываете, о чем она. Чтение книги - это упражнение для вашего ума, гимнастика для мысли, развивающая воображение.
  1. Доступ к Интернету - великое благо. Однако информация эта мимолетна и призрачна. Если вы не знаете точно, что ищете, если не сохраняете найденного, не подыскиваете верного контекста - считайте, что потратили время впустую. Никакого смысла нет иметь доступ к необъятным данным, если вы не способны разобраться в них. А для этого нужно думать, рассуждать, изучать. Полагаю, в сегодняшнем мире способности к этим действиям постепенно увядают. Измерить степень деградации нельзя, но бьюсь об заклад: именно деградация ныне и происходит.
  1. Наша культура скорейшего удовлетворения всех потребностей и желаний не слишком-то способствует развитию упорства и твердости.
  2. Смысл жизни определяется тем, как вы пользуетесь ею, во что ее превращаете. Никакого иного смысла у жизни - человеческой, собачьей, бактериальной - просто нет. Вы сами решаете, в чем состоит смысл вашей жизни, - а стало быть, отчасти властвуете им. Если решите: буду жить, чтобы накопить побольше добра - стало быть, в этом и заключается смысл вашей жизни. Можно будет лишь искренне вас пожалеть, - но так уж вышло, и ничего не попишешь. Если решите: буду жить во имя дружбы, любви, взаимной помощи, во имя людей, стремящихся приносить и себе и окружающим побольше радости и счастья - стало быть, в этом и заключается смысл вашей жизни. Однако не существует внешней силы, принимающей решение вместо вас.
  1. Потребность размышлять о смысле жизни, вероятно, рождается из нежелания либо неумения брать свою жизнь в свои же руки. Если вы считаете себя созданием неких внешних сил, обреченным то и дело получать оплеухи от рынка, правительства, родителей-самодуров - от кого и чего угодно, - то принимаетесь отыскивать нечто внешнее, постороннее, способное указать вам на истинный смысл вашей жизни. А если у вас уже развито (смотрю, конечно, со своей колокольни) здоровое уважение и к себе и к другим, то вы сами приметесь ваять смысл собственной жизни.
  2. Лицемер - это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе.
  3. Мы теряем детство. Учителей заковывают в рамки инструкций. Детей заковывают в рамки тестов и экзаменов. Если всё обучение сводится к подготовке к экзамену и его сдаче, никто ничему не научится. Всё, что ты сказал на экзамене, забывается сразу после его окончания.
  1. Психотерапевты знают, чувство вины - багор, которым легко поддеть даже самую сильную личность. Владеющий багром, как сплавщик, направляет массы бревен в нужный поток. Если СМИ заставляют человека поверить в собственную вину по поводу всех окружающих его несчастий, тогда проще отвлечь его от борьбы за экономические и политические права. Самоуничижение приводит к апатии и бездействию.
  1. Интернет экономит деньги, интернет экономит время. Но он убивает отношения. Помню, я как-то жил в маленьком городке, и там почта была местом общения. Домой ничего не доставляли, поэтому утром люди приходили, забирали корреспонденцию, общались.
  1. Человеческому роду, может быть, около 100 тысяч лет, и он в настоящее время переживает уникальный момент в своей истории. Этот род находится сейчас в положении, в котором ему очень скоро, в течение последующих поколений, предстоит решать, будет ли этот эксперимент так называемой разумной жизни продолжаться или мы решим его уничтожить.


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...