Задания ЕГЭ по литературе по роману «Отцы и дети. Аргументы по направлению «Отцы и дети» А

Текст из ЕГЭ

(1)В редакцию журнала пришло интересное письмо. (2)Автор -семидесятидвухлетиий москвич — пишет: «Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин, — так он не похож на мать, на меня, на свою бабушку. (З)Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери — моей дочери — по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне «дед» я порой чувствую привязанность… (4)Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими «прикидами» и «приколами», его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, — всё это делает его настоящим инопланетянином в нашей семье… (5)Глядя на внука и его приятелей, проходя мимо шумных компаний подростков, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? (6)Кто сделал их такими?». (7)Спорить с автором письма не приходится. (8)То, о чём он пишет, наверняка знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. (9)Единственное, с чем нельзя безоговорочно согласиться, — это с вопросом «Кто сделал их такими?». (10)Мы так привыкли во всём искать виновных, что спокойный взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом. (11)Конечно, куда проще сказать, что во всём виноваты телевидение, американские фильмы, школа, рыночная экономика, правительство, чем постараться понять причину так пугающе расширившейся пропасти между отцами и детьми, не говоря уже о внуках. (12)А пропасть эта, между прочим, была всегда. (13)Об этом сто сорок лет тому назад И.С. Тургенев написал свой знаменитый роман «Отцы и дети». (14)Да что Тургенев! (15)В одном из древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится. (16)Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас. (17)Изучал влияние убыстрившегося хода истории во второй половине XX века психологи даже ввели термин «шок будущего». (18)Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестаёт поспевать за чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях. (19)Что же говорить о нас когда за одно десятилетие — неуловимое мгновение по меркам истории -мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация политический строй, исчезла привычная страна. (20)Это не просто шок будущего, это супершок. (21)Приходится только удивляться душевно? стойкости, которая позволила людям выстоять перед таким историческими цунами. (22)Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похож на нас? (23)Просто они живут в другое время, в другую эпоху. (24)А кто лучше, мы или они, — вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (25)Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае — странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся. (26)Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас. (27)Прежде всего нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чуждыми они нам ни казались. (28)И это разумеется, трудно, но необходим.

(По Е. Кореневской)

Вступление

На протяжении многих веков людей творческих волнует проблема взаимоотношения поколений. Этой теме посвящено множество литературных произведений, фильмов и театральных постановок. Да и в реальной жизни сложно найти человека, ни разу не сталкивавшегося с непониманием или неодобрением старших.

Проблема

Е. Керенеевская заявляет проблему «отцов» и «детей», размышляя над письмом семидесятилетнего мужчины, возмущенного непохожестью на него внука-подростка.

Комментарий

В письме пожилого человека отчетливо звучит вопрос: почему молодое поколение так отличается от старшего? Он выражает беспокойство по поводу внешнего вида четырнадцатилетнего внука, его речи, пестрящей молодежным сленгом. Других претензий у дедушки нет – мальчик показывает себя хорошо в учебе и помогает матери по хозяйству.

В конце письма звучит просьба найти ответ на вопрос: «Кто сделал их такими?». Возможно, виновато телевидение, зарубежные фильмы, современное образование, политика правительства. Но ведь над этой проблемой задумывались люди и в былые времена, особенно на пороге величайших перемен в обществе.

Авторская позиция

Е. Керенеевская убеждена, что для примирения «отцам» и «детям» следует быть более терпимыми друг к другу, проявлять уважение к интересам близких. Тогда возможно будет наладить продуктивное общение.

Своя позиция

С автором нельзя не согласиться. Если бы мы были толерантнее к консерватизму старших, а они не так поражались всем «странностям» молодежи, жизнь для многих стала бы проще. В конце концов, не так уж мы различны.

Аргумент №1

Об этом пишет И.С. Тургенев, величайший русский классик 19 века, в своем романе «Отцы и дети». Автор рассматривает столкновение двух поколений, двух противоположных по взглядам миров – мир дворян-аристократов, либералов Кирсановых и мир революционеров-разночинцев Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова.

С самого начала романа конфликт между «отцами» и «детьми» плавно нарастает, доходя до кульминации в сцене дуэли Павла Петровича и нигилиста Базарова. Но уже во второй половине произведения мы видим, как правила родителей становятся близки Аркадию, как принимает многое из того, что ранее отрицал, Евгений.

В результате, Аркадий становится примерным семьянином, живет дружно и с отцом, и с дядей. А Базаров, чуждый простому человеческому счастью, умирает в одиночестве. Возможно, меньшее следование идеям нигилизма позволили бы Евгению лучше понять стариков Кирсановых и собственных родителей. Может и жизнь его сложилась бы менее трагично.

Аргумент №2

Вспоминается еще одно произведение, где проблема неприятия поколений друг другом привела к гибели главной героини. Это пьеса «Гроза» А.Н. Островского.

Кабанова – мать большого семейства, очень властная и требовательная женщина, заставляла своих детей и их семьи жить по тем правилам, которые ей подсказывал домострой. Она не допускала ни малейшего отступления от сложившегося у нее в голове сценария, унижала и оскорбляла всех своих домочадцев, чтобы содержать их в постоянном страхе.

Не выдержав столь гнетущей атмосферы, Катерина, привыкшая к открытому проявлению чувств и всем сердцем мечтающая о свободе, сначала изменяет мужу, а затем и вовсе бросается в Волгу, покончив жизнь самоубийством. Тихон, узнав о ее смерти, обвиняет в произошедшем свою мать.

Разобщенность героев, приведшая к трагедии, вызвана неумением людей мириться со слабостями других, с особенностями их мировосприятия. Будь купчиха Кабанова немного умнее, она не осталась бы одна на старости лет, а обрела бы большую и дружную семью.

Заключение

Непонимание между родителями и детьми – это закономерность, диктуемая ходом времени. Чтобы избежать излишних неприятностей, нужно быть более чуткими друг к другу, стараться понимать и уважать интересы и ценности каждого, насколько бы странными они нам не казались.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

«Отцы и дети» И.С. Тургенев

При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

1

Назовите жанр, к которому относится произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети».

2

Укажите фамилию, которую носят Николай Петрович и Павел Петрович.

3

Как называется мелкая подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую функцию (микроскоп Базарова и «раздушенное и вымытое отличным снадобьем» лицо Павла Петровича, склонившееся над прибором)?

4

Установите соответствие между тремя персонажами «Отцов и детей» и их дальнейшей судьбой.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

5

В приведённом фрагменте герои противопоставлены друг другу (Павел Петрович - Базаров; Павел Петрович - Николай Петрович). Как называется приём противопоставления в художественном произведении?

6

В начале фрагмента Базаров и Павел Петрович обмениваются репликами. Укажите термин, которым обозначают эту форму общения между персонажами.

7

Назовите литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях».

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.

«Море» В.А. Жуковский

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются тёмные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращённых небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10

Назовите литературное направление, одним из ярких представителей которого в России был В.А. Жуковский и принципы которого нашли своё воплощение в стихотворении «Море».

11

12

В начале стихотворения лирический герой обращается к морю с вопросами, на которые пытается ответить сам. Как называются подобные вопросы?

13

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых.

1) Олицетворение

3) Гротеск

4) Анафора

5) Неологизм

14

Определите размер, которым написано стихотворение В.А. Жуковского «Море» (без указания количества стоп).

Обязательно заполните поле фрагментом, если будете отвечать на 8-е или 9-е задание

«Отцы и дети» И.С. Тургенев
Проводив Аркадия с насмешливым сожалением и дав ему понять, что он нисколько не обманывается насчёт настоящей цели его поездки, Базаров уединился окончательно: на него нашла лихорадка работы. С Павлом Петровичем он уже не спорил, тем более что тот в его присутствии принимал чересчур аристократический вид и выражал свои мнения более звуками, чем словами. Только однажды Павел Петрович пустился было в состязание с нигилистом по поводу модного в то время вопроса о правах остзейских дворян, но сам вдруг остановился, промолвив с холодною вежливостью:

Впрочем, мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать.

Ещё бы! - воскликнул Базаров. - Человек всё в состоянии понять - и как трепещет эфир, и что на солнце происходит; а как другой человек может иначе сморкаться, чем он сам сморкается, этого он понять не в состоянии.

Что, это остроумно? - проговорил вопросительно Павел Петрович и отошёл в сторону.

Впрочем, он иногда просил позволения присутствовать при опытах Базарова, а раз даже приблизил свое раздушенное и вымытое отличным снадобьем лицо к микроскопу, для того чтобы посмотреть, как прозрачная инфузория глотала зелёную пылинку и хлопотливо пережёвывала её какими-то очень проворными кулачками, находившимися у ней в горле. Гораздо чаще своего брата посещал Базарова Николай Петрович; он бы каждый день приходил, как он выражался, «учиться», если бы хлопоты по хозяйству не отвлекали его. Он не стеснял молодого естествоиспытателя: садился где-нибудь в уголок комнаты и глядел внимательно, из-редка позволяя себе осторожный вопрос. Во время обедов и ужинов он старался направлять речь на физику, геологию или химию, так как все другие предметы, даже хозяйственные, не говоря уже о политических, могли повести если не к столкновениям, то ко взаимному неудовольствию. Николай Петрович догадывался, что ненависть его брата к Базарову нисколько не уменьшилась. Неважный случай, между многими другими, подтвердил его догадки. Холера стала появляться кое-где по окрестностям и даже «выдернула» двух людей из самого Марьина. Ночью с Павлом Петровичем случился довольно сильный припадок. Он промучился до утра, но не прибёг к искусству Базарова и, увидевшись с ним на следующий день, на его вопрос: «Зачем он не послал за ним?» -отвечал, весь еще бледный, но уже тщательно расчёсанный и выбритый: «Ведь вы, помнится, сами говорили, что не верите в медицину?».

Чем объясняется различие в отношении к Базарову Николая Петровича и Павла Петровича?

Предложений: 0

В каких произведениях русской литературы звучит тема «отцов и детей» и в чём эти произведения созвучны (или противоположны) «Отцам и детям» И.С. Тургенева?

Предложений: 0

Обязательно заполните поле произведением, если будете отвечать на 15-е или 16-е задание

«Море» В.А. Жуковский
Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)

Все произведения Тургенева явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Тургенев жил в эпоху очень бурную, наполненную выдающимися историческими событиями. Когда Тургеневу было 7 лет – восстание декабристов, 30 лет – французская революция1848 г., 43 – отмена крепостного права. Тургенев был свидетелем расправы Франции над Парижской коммуной. Умер в год образования 1-ой марксиситской группы в России. Тургенев вошёл в литературу с новыми темами, с новыми героями: темой «лишних людей» , демократов-разночинцев, темой русской женщины. Его по праву назы-вают певцом русской природы и русской женщины. Тургеневская девушка очень женст-венна, обладает большим умом, красивой душой, высокой нравственностью и требова-тельностью к себе и другим. Полный веры в русский народ, Тургенев показал его одарённость, душевную красоту.

Велика заслуга писателя в создании и разработке русского реалистического романа. Продолжая традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенев много сделал для развития этого жанра.

Тургенев – мастер лирической прозы. Его повествовательный стиль отличается особой эмоциональностью. Т. в основном писал о русской интеллигенции, о людях тонких чувств, возвышенных порывов души. На страницах его произведений много любви, поэти-ческих картин природы, музыки.

Слияние взволнованного лиризма с эпической глубиной объяснения. Движение его лю-бовно-психологических сюжетов предопределяется не только психологией и мировоззре-нием героев, но и историей.

В центре романов стоит острый драматический конфликт. Центральный герой – человек передовых взглядов – вторгается в консервативную идейно чуждую ему среду.

У Тургенева был дар предвидения. Многие характеры, новые проблемы Т. нарисовал впервые. Он создал образ русского западника РУДИНА (роман «Рудин» , 1856), образ славянофила ЛАВРЕЦКОГО (роман Дворянское гнездо» , 1858), образ разночинца ИНСАРОВА («Накануне» , 1860), образ революционера-демократа БАЗАРОВА («Отцы и дети» , 1862).Создал роман о жизни русской эмиграции за границей («Дым» ) (почти половину жизни провёл за границей, всю жизнь любил французскую певицу Полину Виардо-Гарсиа, которая была замужем) роман о народниках («Новь» )

Т. испытывал своих героев природой, любовью, для того чтобы выразить глубокие обще-философские мысли о человеке и жизни

Романы по своему характеру близки к повести: небольшие по объёму, повествуют о небольшом промежутке времени, в центре судьба одного героя.

«Записки охотника»(1847-1852)

Почти все рассказы цикла написаны за границей, но все – о России и на самую животре-пещущую тогда тему – о крестьянах. («Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага, чтобы из самой дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел опреде-лённый образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем поклялся никогда не примиряться. Это была моя аннибаловская клятва», Тургенев)

Весной 1852 года Тургенев арестован и сослан в село Спасское. Повод – некролог Тургенева на смерть Гоголя, причина – «Записки охотника»

Рассказы цикла «Записки охотника»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цикл – группа произведений, сознательно объединённых автором по жанровому, тема-тическому, идейному принципу или общности персонажей.

«Записки охотника» - цикл:

Закреплённое за каждым рассказом определённое место;

Общность героев: все рассказы объединяет собой рассказчик;

Тематическое и идейное единство рассказов – все рассказы о жизни помещиков и крестьян, о природе, о приключениях охотников;

Композиция рассказов(небольшая предыстория, часто сопровождаемая пейзажем, затем знакомство с новым героем: его портрет, история жизни, затем беседа с ним. Концовка, как правило, неожиданная, никаких выводов мы не встретим: читателю предоставляется право самостоятельно сделать выводы)

Собранные в одну книгу, рассказы особо резко выставили на всеобщее обозрение жестокость, эгоизм, самодурство, бездушие помещиков, их полное пренебрежение к человеческому достоинству крепостного крестьянина. Антикрепостническое содержание «З.О.» можно видеть и в утверждении духовного, нравственного величия русского кресть-янина. Высокие душевные качества, чувство собственного достоинства, ум, любознатель-ность, трудолюбие – вот те черты русского народа, которыми не устаёт любоваться и вос-хищаться Тургенев. Но Т. видел в крестьянской среде не только талантливые и свободо-любивые натуры, но и людей, смирившихся со своим рабским положением, духовно иска-леченных и развращённых, перенявших привычки и понятия своих господ.

Роман «Отцы и дети» (1862)

Роман появился в переломную эпоху для России: кризис помещичьего хозяйства, обострение классовой борьбы, споры и толки вокруг готовящейся реформы. В. это время происходила не просто смена одного поколения другим. Уходило безвозвратно влияние дворянства на жизнь общества.(«Вся моя повесть направлена против дворянства как пе-редового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сла-бость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства , чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? .. Они лучшие из дворян – и именно потому и выбраны мною, что-бы доказать их несостоятельность». Тургенев)

Тургенев в романе применяет точную датировку. Действие в «Отцах и детях» начинается

И завершается _____________________.(Автору нужно было дать конк-ретное представление об исторической обстановке, что позволяло сразу же ввести читате-ля в определённый момент жизни)

Смысл названия романа. Тургенева интересует философская проблема смены ста-рого новым. Уже в заглавии Т. заявил вечную тему, вечную проблему, которая решается не только вне времени, но и в конкретных исторических условиях. В этом и актуальность произведения, неослабевающий интерес к нему, стремление искать параллели с действи-тельностью.

Прототипы Главного героя Базарова – Добролюбов- литературный критик, Павлов И.В. – врач, литератор, Преображенский Н.С., приятель Добролюбова; один провинци-альный врач.

Композиция романа.

Герои

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цикл лирических миниатюр «Стихотворения в прозе» (1882)

Вопросы.

1.Назовите первый напечатанный Тургеневым очерк из серии «Записки охотника».

2.Какой лесник пожалел бедного крестьянина, рубившего барский лес, и отпустил его?

3.В каком произведении Тургенев особенно ярко отобразил черты своей матери-поме-щицы?

4.О км так пишет Тургенев: его «привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником»?

5.Чьей памяти посвятил Тургенев свой роман «Отцы и дети»?

6.Назовите фамилию известного критика и публициста, ставшего одним из прототипов Базарова.

7.С каким эпическим жанром сближаются романы Тургенева по таким признакам, как концентрированность содержания, сосредоточенность действия вокруг одного героя, предельная сжатость событий по времени?

8.Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной И.С.Тургеневым картины мира?

9.К какому роду литературы относятся произведения Тургенева?

10.Назовите имение, в котором разворачиваются основные события романа.

11. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и всё-таки обречённая на погибель – потому, что она всё-таки стоит в преддверии будущего…». О ком из героев говорит Тургенев?

12.Как называлось направление философской мысли, приверженцем которого был Евгений Базаров?

13.Назовите героя произведения, который станет идейным антиподом Базарова.

14.Как называется острое столкновение идей и характеров, изображённое Тургеневым в романе?

15.Назовите имя друга Базарова, впоследствии не разделившего убеждений своего идейного наставника.

16.И.С.Тургенев признавался, что разделяет почти все взгляды Базарова (на роль дворян-ства, аристократии; на нигилизм; на русский народ) Работая над романом, Т.вёл дневник от лица своего героя. По какому из вопросов, обсуждаемых на страницах романа, мнение Т. не совпадало с мнением Базарова?

17.Базаров ко всему относится с критической точки зрения. Как называют себя люди подобного типа в романе «Отцы и дети»?

18.Что значит «нигилизм»?

19.Какой художественный приём использует Тургенев при описании взаимоотношений Базарова и П.П.Кирсанова?

20.Что явилось причиной дуэли Базарова и П.П.Кирсанова в романе «Отцы и дети»?

21.Какой художественный приём использует Тургенев для описания П.П.Кирсанова в сцене дуэли с Базаровым?

22.Как сложилась судьба Аркадия после смерти Базарова?

23.Какому герою романа «Отцы и дети» соответствует характеристика: человек мягкий, добрый, неуверенный в себе, любящий музыку и поэзию?

24.О каком герое романа «Отцы и дети» автор пишет: «Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя»?

25.Что изображено на кольце, подаренном П.П.Кирсановым княгине Р.?

26.Какой герой романа с гордостью говорит: «Мой дед землю пахал»?

27.Как называется форма общения между персонажами, основанная на обмене репликами?

28.Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности («Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, больши-ми зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»)

29.Как называется изобразительная подробность, при помощи которой писатель создаёт художественный образ («обнажённая красная рука», «высокий лоб»)?

30.Какой разновидностью описания в художественном произведении воспользовался Тургенев для изображения картины природы?

31.Описывая природу, Тургенев изображает её как живое существо: ветер замер, солне-чные лучи забрались в рощу. Укажите название приёма художественного изображения, состоящего в том, что неодушевлённые предметы, явления природы наделяются челове-ческими способностями и свойствами.

32.Какое средство художественной выразительности, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета, использовано автором в следующем описании: «…листва их почти синела, и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарёй »?

33.Писатели воспроизводят мысли и переживания своих героев. Как называется развёр-нутое высказывание героя, мысленно обращённое к самому себе?

34.Укажите название изобразительно-выразительного средства, которым Тургенев вос-ользовался при описании заброшенного кладбища: «каменные плиты все сдвинуты, сло-вно кто их подталкивает снизу».

35. Как называется средство художественной выразительности, использованное Тур-геневым: «два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень»?

36.Укажите термин, которым в литературе называется художественный приём, позво-ливший автору создать образ одушевлённой, живущей собственной жизнью природы:

«цветы…безмятежно глядят…невинными глазами», «немой камень» и др.

37.Как называется приём, усиливающий эмоциональное звучание текста: «Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесиль-на?»?

38.Как называется изобразительное средство, которое представляет собой цепь понятий или определений с постепенным нарастанием значимости: «…страстное, грешное, бунтующее сердце»?

39.Как в литературоведении называется приём, заключающийся в прямом воспроизве-дении мыслей и переживаний персонажа(«Он нас увидел сегодня, - думал он…»)

40.Какой художественный приём использует Тургенев для изображения состояния Фенечки: «Фенечки словно на свете не бывало; она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке»

41.Как называется одна из форм иносказания, в которой конкретный образ используется для выражения отвлечённого понятия или состояния (сон Базарова: образы «кошечки», «леса»)?

42.В своей речи Базаров употребляет словосочетания: «Фу ты, чёрт», «Экую комедию отломали» и др., стремясь подчеркнуть демократизм своего происхождения. Как называ-ется обиходно-бытовая речь, допускающая искажение литературного языка, элементы которой присутствуют в речи Базарова?

43.Как называется средство художественной изобразительности, использованное Тургене-вым при описании Павла Петровича («леденящая вежливость»)?

44.Чей портрет:

А) «…боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль».

Б) «…барин лет 40 с небольшим, в запылённом пальто и клетчатых панталонах… мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорб-ленного…»

В) «…человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низень-кий галстук и лаковые полусапожки… На вид ему было лет 45: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро…»

Г) «…Это была молодая женщина лет23, вся беленькая и мягкая, с тёмными воло-сами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на её круглых плечах»

Д) «…человек небольшого роста, в славянофильской венгерке… Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица…»

Е) «На кожаном диване полулежала дама, ещё молодая, белокурая, несколько рас-трёпанная, в шёлковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротень-ких руках, с кружевной косынкой на голове…»

Ё) «Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в чёрном платье, оста-новившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падпли с блестящих волос на пока-тые плечи лёгкие ветки фуксий…»

Ж) «…девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими тёмными глазами. Она держала в руках корзину, напо-лненную цветами…»

З) «…высокий худощавый человек, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетый в старый военный сюртук нараспашку. Он стоял, растопырив ноги, курил длинную трубку и щурился от солнца».

И) «…кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пёстрой кофточке».

45.Кто…

А) «…жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вмес-те, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичьим двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством»?

Б) …влюбившись в женщину с загадочным взглядом, десять лет прожил «бесцвет-но, бесплодно и быстро», постепенно состарился, остался холостым и стал жить в деревне, «всю жизнь свою устроил на английский вкус»?

В)…утверждал, что «все люди друг на друга похожи как телом, так и душой… небольшие изменения ничего не значат»?

Г) …назвала Базарова хищным, а Аркадия Кирсанова ручным?

Д)…пресмыкался перед своей женой только потому, что она была урождённая княжна Дурдолеосова?

47.Проходят ли герои Тургенева испытание любовью?

48.Выдержал ли герой столкновение с реальной жизнью? По роману «Отцы и дети»

49.Как раскрывается тема дружбы в романе «Отцы и дети»?

50.Как раскрывается тема любви?

51.Нужен ли России Базаров?


31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Павел Петрович весь горел нетерпением; его желания сбылись наконец. Речь зашла об одном из соседних помещиков. «Дрянь, аристократишко», – равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге.

– Позвольте вас спросить, – начал Павел Петрович, и губы его задрожали, – по вашим понятиям слова: «дрянь» и «аристократ» одно и то же означают?

– Я сказал: «аристократишко», – проговорил Базаров, лениво отхлёбывая глоток чаю.

– Точно так-с: но я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках. Я считаю долгом объявить вам, что я этого мнения не разделяю. Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов – настоящих. Вспомните, милостивый государь (при этих словах Базаров поднял глаза на Павла Петровича), вспомните, милостивый государь, – повторил он с ожесточением, – английских аристократов. Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности. Аристократия дала свободу Англии и поддерживает её.

– Слыхали мы эту песню много раз, – возразил Базаров, – но что вы хотите этим доказать?

– Я эфтим хочу доказать, милостивый государь (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил: «эфтим» и «эфто», хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни – эфто, другие – эхто: мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами), я эфтим хочу доказать, что без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному... bien public, общественному зданию. Личность, милостивый государь, – вот главное: человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится. Я очень хорошо знаю, например, что вы изволите находить смешными мои привычки, мой туалет, мою опрятность наконец, но это всё проистекает из чувства самоуважения, из чувства долга, да-с, да-с, долга. Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека.

– Позвольте, Павел Петрович, – промолвил Базаров, – вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали.

Павел Петрович побледнел.

– Это совершенно другой вопрос. Мне вовсе не приходится объяснять вам теперь, почему я сижу сложа руки, как вы изволите выражаться. Я хочу только сказать, что аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди. Я говорил это Аркадию на другой день его приезда и повторяю теперь вам. Не так ли, Николай?

Николай Петрович кивнул головой.

– Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, – говорил между тем Базаров, – подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.

– Что же ему нужно, по-вашему? Послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов. Помилуйте – логика истории требует...

– Да на что нам эта логика? Мы и без неё обходимся.

– Как так?

– Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлечённостей!

Павел Петрович взмахнул руками.

– Я вас не понимаю после этого. Вы оскорбляете русский народ. Я не понимаю, как можно не признавать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете?

– Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаем авторитетов, – вмешался Аркадий.

– Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети».)

В данном эпизоде происходит обмен репликами между персонажами, в процессе которого Базаров и Павел Петрович высказывают свою точку зрения. Как называется такая форма общения между персонажами в художественном произведении?

Назовите средство художественной изобразительности, основанное на соотнесении предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого («человеческая личность должна быть крепка, как скала»).

Как называлась система взглядов «новых людей», основанная на отрицании общепринятых ценностей и представленная в «Отцах и детях» рассуждениями Евгения Базарова?

В основе сюжета «Отцов и детей» – идейные споры героев. Укажите термин, обозначающий столкновение характеров, идей в художественном произведении.

Какое художественное средство использует автор, чтобы подчеркнуть взволнованное состояние Павла Петровича: «весь горел нетерпением»?

К какому роду литературы относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

Назовите фамилию братьев Николая Петровича и Павла Петровича, являющихся в «Отцах и детях» выразителями взглядов либерального дворянства.

8. Кто из героев одерживает победу в данном «поединке»? (Свой ответ обоснуйте.)

9. В каких произведениях русской классики отображены идейные столкновения представителей разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

Базаров помолчал.

– Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, – проговорил он с расстановкой, – тогда я изменю своё мнение о самом себе. Ненавидеть! Да вот, например, ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего старосты Филиппа, – она такая славная, белая, – вот, сказал ты, Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение, и всякий из нас должен этому способствовать... А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?

– Полно, Евгений... послушать тебя сегодня, поневоле согласишься с теми, которые упрекают нас в отсутствии принципов.

– Ты говоришь, как твой дядя. Принципов вообще нет – ты об этом не догадался до сих пор! – а есть ощущения. Всё от них зависит.

– Как так?

– Да так же. Например, я: я придерживаюсь отрицательного направления – в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? – тоже в силу ощущения. Это всё едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет, да и я в другой раз тебе этого не скажу.

– Что ж? и честность – ощущение?

– Ещё бы!

– А? что? не по вкусу? – перебил Базаров. – Нет, брат! Решился всё косить – валяй и себя по ногам!.. Однако мы довольно философствовали. «Природа навевает молчание сна», – сказал Пушкин.

– Никогда он ничего подобного не сказал, – промолвил Аркадий.

– Ну, не сказал, так мог и должен был сказать, в качестве поэта. Кстати, он, должно быть, в военной службе служил.

– Пушкин никогда не был военным!

– Помилуй, у него на каждой странице: на бой, на бой! за честь России!

– Что ты это за небылицы выдумываешь! Ведь это клевета наконец.

– Клевета? Эка важность! Вот вздумал каким словом испугать! Какую клевету ни взведи на человека, он, в сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того.

– Давай лучше спать! – с досадой проговорил Аркадий.

– С величайшим удовольствием, – ответил Базаров.

Но ни тому, ни другому не спалось. Какое-то почти враждебное чувство охватывало сердца обоих молодых людей. Минут пять спустя они открыли глаза и переглянулись молча.

– Посмотри, – сказал вдруг Аркадий, – сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полётом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мёртвое – сходно с самым весёлым и живым.

– О друг мой, Аркадий Николаич! – воскликнул Базаров, – об одном прошу тебя: не говори красиво.

– Я говорю, как умею... Да и наконец это деспотизм. Мне пришла мысль в голову; отчего её не высказать?

– Так; но почему же и мне не высказать своей мысли? Я нахожу, что говорить красиво неприлично.

– Что же прилично? Ругаться?

– Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки. Как бы этот идиот порадовался, если б услышал тебя!

– Как ты назвал Павла Петровича?

– Я его назвал, как следует, – идиотом.

– Это, однако, нестерпимо! – воскликнул Аркадий.

– Ага! родственное чувство заговорило, – спокойно промолвил Базаров. – Я заметил: оно очень упорно держится в людях. От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадёт, вор, – это свыше его сил. Да и в самом деле: мой брат, мой – и не гений... возможно ли это?

– Во мне простое чувство справедливости заговорило, а вовсе не родственное, – возразил запальчиво Аркадий. – Но так как ты этого чувства не понимаешь, у тебя нет этого ощущения, то ты и не можешь судить о нём.

– Другими словами: Аркадий Кирсанов слишком возвышен для моего понимания, – преклоняюсь и умолкаю.

– Полно, пожалуйста, Евгений; мы наконец поссоримся.

– Ах, Аркадий! сделай одолжение, поссоримся раз хорошенько – до положения риз, до истребления.

– Но ведь этак, пожалуй, мы кончим тем...

– Что подерёмся? – подхватил Базаров. – Что ж? Здесь, на сене, в такой идиллической обстановке, вдали от света и людских взоров – ничего. Но ты со мной не сладишь. Я тебя сейчас схвачу за горло...

Базаров растопырил свои длинные и жёсткие пальцы... Аркадий повернулся и приготовился, как бы шутя, сопротивляться... Но лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах, что он почувствовал невольную робость...

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

Как называлась система взглядов «новых людей», основанная на отрицании общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни?

Как называется использованная в данном фрагменте форма общения между персонажами, основанная на обмене репликами?

Укажите жанр названного произведения И.С. Тургенева.

К какому роду литературы относится произведение И.С. Тургенева «Отцы

Установите соответствие между персонажами и их характеристиками.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Герои спорят о различных вещах, придерживаясь разных точек зрения. Укажите термин, которым в художественном произведении называется столкновение взглядов, жизненных принципов.

Назовите средство характеристики героя, строящееся на описании его внешнего облика: «Но лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах, что он почувствовал невольную робость».

8. Как высказывания и поведение героев в данном фрагменте помогают понять сущность их характеров?

9. В каких произведениях русских писателей XIX века герои полемизируют друг с другом и в чём их споры можно сопоставить со спором Базарова

и Аркадия?

– Дай же отряхнуться, папаша, – говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки, – я тебя всего запачкаю.

– Ничего, ничего, – твердил, умильно улыбаясь, Николай Петрович и раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели и по собственному пальто. – Покажи-ка себя, покажи-ка, – прибавил он, отодвигаясь, и тотчас же пошел торопливыми шагами к постоялому двору, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да лошадей поскорее».

Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел. Аркадий остановил его.

– Папаша, – сказал он, – позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что согласился погостить у нас.

Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.

– Душевно рад, – начал он, – и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь… позвольте узнать ваше имя и отчество?

– Евгений Васильев, – отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

– Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, – продолжал Николай Петрович.

Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.

– Так как же, Аркадий, – заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, – сейчас закладывать лошадей, что ли? Или вы отдохнуть хотите?

– Дома отдохнем, папаша; вели закладывать.

– Сейчас, сейчас, – подхватил отец. – Эй, Петр, слышишь? Распорядись, братец, поживее.

Петр, который в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича, а только издали поклонился ему, снова скрылся под воротами.

(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной И.С. Тургеневым картины мира?

Как называется форма общения между персонажами, основанная на обмене репликами и использованная И.С. Тургеневым в данном фрагменте?

Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности («Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»).

Как называется изобразительная подробность, при помощи которой писатель создает художественный образ («обнаженная красная рука», «высокий лоб»)?

8. В чем, по Тургеневу, проявляется сложность диалога «отцов» и «детей»?

9. В каких произведениях русской классики изображаются взаимоотношения отцов и детей?

Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад, в свою любимую беседку. На него нашли грустные думы. Впервые он ясно сознал свое разъединение с сыном; он предчувствовал, что с каждым днем оно будет становиться все больше и больше. Стало быть, напрасно он, бывало, зимою в Петербурге по целым дням просиживал над новейшими сочинениями; напрасно прислушивался к разговорам молодых людей; напрасно радовался, когда ему удавалось вставить и свое слово в их кипучие речи. "Брат говорит, что мы правы, – думал он, – и, отложив всякое самолюбие в сторону, мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами... Молодость? Нет: не одна только молодость. Не в том ли состоит это преимущество, что в них меньше следов барства, чем в нас?"

Николай Петрович потупил голову и провел рукой по лицу.

"Но отвергать поэзию? – подумал он опять, – не сочувствовать художеству, природе?.."

И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. Мужичок ехал рысцой на белой лошадке по темной узкой дорожке вдоль самой рощи; он весь был ясно виден, весь, до заплаты на плече, даром что ехал в тени; приятно – отчетливо мелькали ноги лошадки. Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела, и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей. Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени; мошки толклись столбом над одинокою, далеко протянутою веткою. "Как хорошо, Боже мой!" – подумал Николай Петрович, и любимые стихи пришли было ему на уста; он вспомнил Аркадия, Stoff und Kraft – и умолк, но продолжал сидеть, продолжал предаваться горестной и отрадной игре одиноких дум. Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность. Давно ли он так же мечтал, поджидая сына на постоялом дворике, а с тех пор уже произошла перемена, уже определились, тогда еще неясные, отношения… и как! Представилась ему опять покойница жена, но не такою, какою он ее знал в течение многих лет, не домовитою, доброю хозяйкою, а молодою девушкой с тонким станом, невинно-пытливым взглядом и туго закрученною косой над детскою шейкой. Вспомнил он, как он увидал ее в первый раз. Он был тогда еще студентом. Он встретил ее на лестнице квартиры, в которой он жил, и, нечаянно толкнув ее, обернулся, хотел извиниться и только мог пробормотать: "Pardon, monsieur"*, – а она наклонила голову, усмехнулась и вдруг как будто испугалась и побежала, а на повороте лестницы быстро взглянула на него, приняла серьезный вид и покраснела. А потом первые робкие посещения, полуслова, полуулыбки, и недоумение, и грусть, и порывы, и, наконец, эта задыхающаяся радость... Куда это все умчалось? Она стала его женой, он был счастлив, как немногие на земле... "Но, – думал он, – те сладостные, первые мгновенья, отчего бы не жить им вечною, не умирающею жизнью?"

Он не старался уяснить самому себе свою мысль, но он чувствовал, что ему хотелось удержать то блаженное время чем-нибудь более сильным, нежели память; ему хотелось вновь осязать близость своей Марии, ощутить ее теплоту и дыхание, и ему уже чудилось, как будто над ним...

_________________________

* Извините, сударь (франц.).

(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

В приведенном фрагменте Николай Петрович размышляет о непростых взаимоотношениях с молодым поколением. Как в литературоведении называется столкновение взглядов, идей, интересов, лежащее в основе развития действия?

Описывая природу, Тургенев изображает ее как живое существо: ветер замер, солнечные лучи забирались в рощу. Укажите название приема художественного изображения, состоящего в том, что неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами.

Какое средство художественной выразительности использовано автором в следующем описании «…листва их почти синела, и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей»?

Какой разновидностью описания в художественном произведении воспользовался И.С. Тургенев для изображения картины природы?

Каким термином называют употребление слова в переносном значении на основании сходства: «На него нашли грустные думы»?

8. Как воспринимают искусство, природу представители двух поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

9. В каких произведениях русской литературы XIX века нашли отражение идейные разногласия «отцов» и «детей»?

Позвольте полюбопытствовать: вы давно с моим Евгением знакомы?

– С нынешней зимы.

–Так-с. И позвольте вас ещё спросить, – но не присесть ли нам? – позвольте вас спросить, как отцу, со всею откровенностью: какого вы мнения о моём Евгении?

– Ваш сын – один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался, – с живостью ответил Аркадий.

Глаза Василия Ивановича внезапно раскрылись, и щёки его слабо вспыхнули. Лопата вывалилась из его рук.

– Итак, вы полагаете... – начал он.

– Я уверен, – подхватил Аркадий, – что сына вашего ждёт великая будущность, что он прославит ваше имя. Я убедился в этом с первой нашей встречи.

– Как... как это было? – едва проговорил Василий Иванович. Восторженная улыбка раздвинула его широкие губы и уже не сходила с них.

– Вы хотите знать, как мы встретились?

– Да... и вообще...

Аркадий начал рассказывать и говорить о Базарове ещё с большим жаром, с большим увлечением, чем в тот вечер, когда он танцевал мазурку с Одинцовой.

Василий Иванович его слушал, слушал, сморкался, катал платок в обеих руках, кашлял, ерошил свои волосы – и наконец не вытерпел: нагнулся к Аркадию и поцеловал его в плечо.

– Вы меня совершенно осчастливили, – промолвил он, не переставая улыбаться: – я должен вам сказать, что я... боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно – мать! но я не смею при нём высказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний; многие его даже осуждают за такую твёрдость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия; но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли? Да вот, например: другой на его месте тянул бы да тянул с своих родителей; а у нас, поверите ли, он отроду лишней копейки не взял, ей-богу!

– Он бескорыстный, честный человек, – заметил Аркадий.

– Именно бескорыстный. А я, Аркадий Николаич, не только боготворю его, я горжусь им, и всё моё честолюбие состоит в том, чтобы со временем в его биографии стояли следующие слова: «Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания...»

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

В данном фрагменте звучит развёрнутое высказывание отца Евгения Базарова. Как называется подобное высказывание персонажа?

Беседе Василия Ивановича с Аркадием предшествует целый ряд их жизненных перипетий. Дайте определение цепочки событий, составляющих непосредственное содержание произведения.

Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

заразится тифом во время вскрытия умершего больного

найдёт счастье в браке и в помещичьей жизни

отправится доживать свои дни за границу

будет тихо коротать свой век в поместье

Назовите род литературы, к которому относится данное произведение

И.С. Тургенева.

Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И.С. Тургенева и принципы которого воплощены в «Отцах и детях».

Базаров и Аркадий являются главными героями «Отцов и детей». А как называют таких героев, как Василий Иванович?

К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

8. Как раскрывается характер Василия Ивановича в предложенном для анализа фрагменте?

9. В каких произведениях русских писателей рассказывается о взаимоотношениях родителей с детьми и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...