Задания по русскому языку 4. Вставь пропущенные окончания

Русский язык. 4 класс . Упражнения на повторение. Ф. ___________________

    Спиши только однокоренные слова, разбери их по составу.

Вода, водить, провод, водянистый.

Снег, снежный, на снегу, снега.

Гора, горелка, загорелый.

    Вставь пропущенные буквы.

А) Прим…рение, ро…кий, нак…тался, см…нился, гла…кий, в…днелись, чес…ный, б…лет, ре…кий, выд…ржит, прекрас…ный, отв…чает, к…пус…ный, адр…с, б…рё…ка, у…кий, зам…чает, б…жать, перел…вался, боров…чки, кре…кие, разд…вались, пробр…лась, сп…сительный.

Б) Подн…лась, в…лялись, сер…це, перет…щил, выб…лся, гры…ть, сп…шит, р…внина, д…лёкий, опас…ность, в…черняя, р…сли, р…дами, поз…но, осв…тила, к…залось, стру…ки, уд…вительный, подобр…лась, сколь…кий, зап…хнулся, гл…дел, пок…зались, напр…влялись, ис че…, скр…пят.

В) Добр…лись, окрес…ность, разд…ются, оп…дут, лё…кий, ужас…ный, заб…леют, выгл…нут, прин…сёт, г…лу..ка, хрус…нул, вя…кое, ож…вает, пр…мой, а….етит, наскво…ь, сп…шит, поли…ка, жалос…ливый, блюю…це, …довитый, гр…ч…та, завя…ь, п…щать, п…чен…е, об…ятия.

Г) Ж…лище …жихи, об…щ…ние внуч…т, оруж…е Миш…, пуш…стый Рыж…к, уч…ял добыч…, ш…рокая ш…на, ч…сто кр…ч…ть, уч…ял щ…ку, г…рящ…я св…ч…, п…щ…т зайч…та, прит…щ… к…льч…гу.

    Спиши слова в 4 столбика: Ъ, м-ь, р-ь, ь-показатель рода.

В…юга, Ол…га, об…едки, ноч…ю, пер…я, рож…, раз…ехались, об…езд, васил…ки, доч…, нел…зя, камыш…, с…ёжились, лист…я, бол…ной, вещ…, в…ётся, пред…явил, полноч…, скатерт…, помощ…

- Какое слово не вошло ни в один столбик? Почему?

    Спиши стихотворение Льюиса Кэрролла. Над каждым, словом определи часть речи.

Бармаглот. Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове.

    Спиши текст. Определи части речи (сущ., прил., мест., глаг., нар., пр., союз).

На п…лян… ст…яла од…нок…я р…бина. Она т…нулась (к)небу. Зимн…. пич…… ки (с)ярк…м …п…рен…ем (под)л…тали к р…бин… . Сн…гири и с…ницы медл…….о нач…ли кл…вать крупные яг…ды. (На)бел…й скат…рт… снега по…вились первые сл…ды.

    «Преврати » глаголы в имена сущ., имена сущ. – в имена прил., а имена прил.- в глаголы.

Бежать, зелень, красный, книга, взглянул, берёза, смешной.

    Вставь, где нужно, ь.

Ковш…, суш…, хрящ…, ландыш…, врач…, роскош…, меч…, калач…, плач…, мелоч…, экипаж…, пляж…, чертёж…, дрож…, молодёж…, плющ…, сторож…, стриж…, мыш…, меч…, доч…, шалаш…, ноч…, ёрш…, глуш…, Тиш…, камыш…, плащ…, луч…, лещ…, чертёж…, ключ…, багаж…, гараж…, упряж…, карандаш…, товарищ…, мяч…, обруч…, рож…, дич…, малыш…, помощ…, богач…, реч…, лож…, чиж…, борщ…, теч…, манеж…, трубач…, вещ…, ковш…, бреш…, залеж… .

    Вставь пропущенные окончания.

Спать в постельк…, прыгать на постел…, играть на площадк…, стоять на площад…, шел по деревн…, на краю деревн…, на ветк… яблон…, ехал на лошад…, скакал на лошадк…, отдыхал в август…, стоял около избушк…, писал в тетрад… по математик…, жил в город… Казан…, кедры в Сибир…, ехал на трамва…, в алле… у скамейк…, ехал по пустын… на верблюд…, зайчик скучал по морковк…, витамины в морков… .

    Подбери к прилагательным сначала синонимы, а потом антонимы.

Соседнее селение - ближнее, далёкое , веселый мальчик - …, …, холодный воздух - …, …, пасмурный день - …, …, огромный дом - …, …, робкий ответ - …, … .

    Напиши текст под диктовку.

Я получил письмо от бабушки. Она живет в деревне Московской области. Бабушка пригласила меня с сестричкой на лето в деревню. Мы с удовольствием поехали. У дома расстилалась лужайка. В зелёной травке прыгали кузнечики.

    Определи число, лицо, род и падеж местоимений.

Играю с ним (…), думаю о ней, увижусь с тобой, приходил к нему, узнал о нас, посмотрел на него, рассказал о вас, отошел от меня, направился к вам, находился у них, взял у тебя, гулял со мной.

    Синтаксический разбор предложения.

Сегодня я разглядывал на снегу следы зверушек. Теплый ветерок ласкает верхушки деревьев. На лесных полянах появились голубые подснежники. По тропинке в лесу бегут хлопотливые муравьи.

Весенний лес просыпается после зимнего сна. На столе стояла чашка с топлёным молоком.

    Вставь пропущенные запятые.

А) Потоки воды размывают вершины оврага роют ямы на его дне образуют новые боковые овражки. Они ползут во все стороны прорезают поля подступают к селениям размывают улицы уничтожают дороги подкапываются под дома. Ветер загудел затрещал сорвал крышу сарая и помчался дальше. Вот он снова несётся ломает сучья крутит пыль на дороге подхватывает солому и бросает её через дорогу.

Б) Повсюду встречаются жаворонки зяблики трясогузки зеленушки. В голубом небе проносятся белые чайки пёстрые чибисы. На реках озёрах показались утки. Всё ожило пробудилось. И вдруг налетела буря. Ручьи озёра затянул лёд. Для птиц это настоящим бедствием. Чибисы и чайки полетели на юго-запад, к берегам больших незамерзающих водоёмов.

В) В нашем лесу растут сосна ель береза осина дуб ольха. В лесу мы собираем землянику и ежевику. В лесу растут волки лисицы зайцы и белки. Летом мы часто видим иволгу щегла синицу дятла кукушку сороку чижа.

Г) У белки мягкая шерсть чуткие уши быстрые глаза цепкие лапы. Она очень быстро скачет с ветки на ветку прыгает с вершины дерева на землю и не разбивается. Белка принадлежит к грызунам и питается древесными почками зёрнами орехами семечками еловых и сосновых шишек. Зубки у белки то стираются, то опять подрастают.

    Спиши текст без ошибок.

А) Я шол полестной дорошки в диревню. Месность была мне знакома. В чащи леса слышался голосок малиновке. У опушке милькали голубые колаколчики белаи рамашки на высокай ношки. От апушке к деревни тенулась паляна. Заней сенела речька. Около речке послось стадо. (25 ош.)

Б) Была тихая звёзная ноч. В позний вечер за акном шумела буря. Здраствуй, княсь ты мой прекрастный! Что ты тих, как день ненасный? Дуют ветры яросные, гонят лотки парустные. Гром – первый весник весны.

В) Стаят силные марозы. На диревях лижат сниговые шабки. Дятел на сасне стучит сваим кребким клювом. Марос затенул прут литком. Мяхкий белый кавёр пакрыл халодною землю.

    Напиши текст под диктовку.

А) Я получил письмо от бабушки. Она живет в деревне Московской области. Бабушка пригласила меня с сестричкой на лето в деревню Каменка. Мы с удовольствием поехали. Возле дома деревни расстилалась лужайка, около неё мелкая речушка Выпрейка. В зелёной травке прыгали кузнечики. Красота!

    Вставь, где нужно, непроизносимые согласные.

А) Мраморная лес…ница, гиган…ское дерево, искус..ная поделка, ужас...ное зрелище, безжалос…ный хищник, влас…ный голос, древес…ный жук, добросовес…ная работа, громко свис…нул.

Б) Доброе сер…це, бессовес…ный обманщик, доблес…ный солдат, небес…ная синь, звёз…ная ночь, поверхнос…ные знания, поз…ний вечер, громоз…кий чемодан, ярос…ный крик.

В) Весёлый праз…ник, радос…ное чу…ство, прелес…ные цветы, извес…ный писатель, вкус…ный обед, сахарный трос…ник, капус…ные листья, опас…ный путь, ус…ный ответ.

    Вставь, где нужно, ь.

Знания ценят…ся в голове, а не на словах. Умел ошибит…ся, умей и поправит…ся. Волков боят…ся, в лес не ходить. С умным знат…ся – ума набрат…ся. Счастье не в воздухе вьёт…ся, а руками достаёт…ся.

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся начальных классов

1. Подчеркни слова, в которых только твердые согласные звуки:
Малыши, лужицы, пальцы, подъезд, таблица, оркестр.

2. Замени выражения одним глаголом.
Клевать носом -...
Зарубить на носу - ...
Чесать языком - ...
Дать стрекача - ...
Ломать голову -....

3. Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги
Я... утра... лесу гуляю,
... росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю... березку и... мох,
... малину, ежевику,
... ежа и... ежиху,
... которой... ежат
Все иголочки дрожат.

4. Запиши синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова:
лес -...
горе -...
мороз -...
сообщение -...
невиданный -...

5. Поставь знак ударения в словах.
Магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить, свекла.

6. Распредели имена существительные по родам.
Мозоль, какао, фланель, толь, шоссе, полынь, туннель, повидло, ферзь, тюль.

7. Замени данные словосочетания близким по значению глаголом.
а) Задирать нос -...
б) бить баклуши -...
в) Считать ворон - ....

8. Запиши пословицы, в которых встречается слово «семь».

9. Запиши три слова, в которых букв больше, чем звуков, и три слова, где звуков больше, чем букв.

10. Однажды Незнайка составил 12 слов из слова «команда». Какие из них он включил в список неправильно?

Ком, дама, мак, карман, дамка, ад, мандат, дно, ода, мода, дан, анаконда.

11. От данных существительных образуй глаголы.
Звон-..., звук- зелень-..., блеск-свет-..., корм-..., крик-..., рассказ-....

12. Составь и запиши из данных слов предложение. Подчеркни в словах мягкие согласные. Раздели слова на слоги.
Парк, от, дома, нашего, недалеко, прекрасный.

13. Прочитай слова. Подчеркни те, которые нельзя переносить.
Чайка, Оля, классный, стол, мальчик, лес, семья, герб.

14. Придумай клички животным.
Собака - корова - кошка - конь - попугай - воробей -....

15. Прочитай текст. Поставь нужные знаки в конце предложений. Исправь ошибки. Подчеркни глаголы.

Бабушка.
Мою бабушку зовут вера Петровна она живет в москве на ули¬це русакова. Я часто бываю у Бабушки мы любим ходить в Парк Сокольники.

16. Напиши по два прилагательных, подходящих по смыслу
существительным.

Хлеб, .
Ландыш, .
Речка _, .
Метро,
17. У К. И. Чуковского есть замечательная книга - «От двух до пяти». В ней собраны увлекательные рассказы и истории о речи маленьких детей. Ознакомься с некоторыми из них, укажи ошибки, запиши правильный вариант.
- Стрелка на часах ходнула разок.
- Ой, как больнуло живот!
- Я только немножко откуснул от пирожка.
- Какое червячное яблоко!
- Какой песок песучий!
- Зубовный врач.
- Пугательные глазки.
- Смотри, какая жукашечка ползет!
- Лес заблудительный.

18. Какие из данных слов рифмуются со словом ПАЛКА? (Придумай любое двустишие или четверостишие с этими словами.)
Полька, селедка, полка, скалка, валко.

19. Исключи слово, которое означает не такой вид растительности, как остальные слова из списка.
Джунгли, ельник, бор, луг, дубрава.

20. Владелец киоска задумался, как подписать этикетку к Orbit. Помоги ему выбрать верный вариант:
Жевачка, жувачка, живачка, жвачка, жывачка.

21. Какие из данных слов обозначают группу людей?
Толпа, гурьба, стадо, орава, стая, куча?

22. Какие из данных слов по смыслу существенно отличаются от остальных?
Буран, ураган, вьюга, метель, пурга.

23. Дополни фразу: «они друг с другом...» .

На равной ноге, на короткой ноге, на близкой ноге, на одной ноге, на двух ногах.

24. Сколько общих звуков в словах «серп» и «перс»?

25. Укажи все сочетания слов, составленные неправильно. Исправь ошибки.
Пара носок, без чулок, нет солдат, пять помидор, группа гру-зинов.

26. В песне Вадима Егорова «Облака» есть строчки:
Над землей бушуют травы, Облака плывут, как павы.
Здесь павы - это: а) корабли; б) самолеты; в) лодочки; г) пти¬цы; д) бревна?

27. Как можно сказать про зайца, который мчится очень быстро?
Сломя голову, так, что за ушами трещит, свернув шею, во весь опор, без задних ног, как угорелый.

28. Как правильно сказать?
Надеть оба туфля, надеть обе туфли, одеть оба туфля, одеть обе туфли.

29. Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Что же случилось с этими поговорками? Они стали просто смешными! А какие они на самом деле?
Отольются кошке Мишкины слезки.
Всякому хвощу свое время.
Город не тетка.
Пуганая ворона куска боится.
Лес рубят - кепки летят.
Моя дата с краю.
Икра стоит свеч.
Проще жареной репы.
Все пороги ведут в Рим.
Своя ноша не тонет.

30. Вспомни всю поговорку по ее началу.
Соловья баснями...
Всяк кулик...
Пуганая ворона...
Слово не воробей... Цыплят по осени...

31. Поставь ударение в словах.
Цепочка, искра, щавель, клеить, километр, алфавит, документ, портфель, добыча, столяр.

32. Напиши слова правильно.
Потрет, центер, транвай, конфорт, колидор, коклета
33. Соедини слова левого и правого столбика так, чтобы получились новые слова.

Сено Овод
Стол Ежи
Зал Ода
Газ Вал
Гриб Очки
Хор Бор
Он Яр

34. Объясни значения слов. Составь с ними предложения.
Съезд, прошмыгнуть.

35. Прочитай загадки, вставь пропущенные буквы. Запиши отгадки.
а) Через поле и л...сок Подается г.. л...сок, Он б...жит по пр...в...дам Скажешь здесь, А слышно там.

Б) В Полотняной стране, По реке Простыне Плывет парохо...
То наза..., то впере..., А за ним такая гла...ь, Что и зыби не видать.

36. Злой волшебник перепутал звуки и буквы в словах. Наведи порядок, запиши слова правильно.
Агарот, райа, йула, марос, дуп.

37. Сколько звуков [п] в предложении?
На поляне стоял дуб в два обхвата.

38. Учительница попросила детей придумать слово, в котором 3 буквы и 3 звука. Первая буква Р, вторая буква - гласная, а третья - согласная, обозначающая глухой, твердый звук. В классе было пять групп детей, каждая из которых придумала свое слово.
1 группа - «рак» 4 группа - «русь»
2 группа - «род» 5 группа - «рябь».
3 группа - «рот»

39. Какие из перечисленных слов сочетаются и со словом «маленькая», и со словом «маленькая»?
Грязнуля, зануда, плакса, тупица, красавица?

40. Найди синоним устойчивого словосочетания «попасть впросак».
Сесть в калошу, отбиться от рук, заблудиться в трех соснах, повесить нос, уйти в свою скорлупу.

41. Сколько звуков [ш] в стихотворении? Зачем их столько понадобилось автору?
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке,
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели до порожка, и щелкали орешки -
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близко, когда идешь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
Если кошке по пути - отчего не подвезти?!
(В. Приходько)
42. Как можно превратить слово «мел» в мелкое место, угол» - в топливо, «шест» - в число?

43.В названиях каких месяцев в русском языке произносятся мягкие звуки [р* ] и [н"]?

44. Определи, какое третье слово является лишним в каждой строчке?
Конечно, нарочно, игрушечный
Что, чтобы, нечто.
Чувство, баловство, да здравствует.
Безмолвствовать, сочувствие, нравственный. –

45. Найди слова, в которых находятся рядом два гласных звука.
Театр, какао, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук?

46. Сколько букв «о» в данном предложении? А сколько звуков [о]? Объясни, куда они подевались?
Звонят во все колокола.

47.Найди загаданный звук.
Я - в озерах, и реках, но в воде меня нет.
Я - в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет.

48. Игорь написал на доске прописью «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Допустил ли он в вычитании ошибку?

49.Встречались ли вам слова, в которых три одинаковые буквы находятся подряд? Возможно ли это в русском языке?

50. Поставь слова во множественное число.
Человек -лист (бумаги) -лист (дерева); зуб (волка) -...; зуб (пилы) - ....

51. Подбери к данным словам созвучные им (рифмующиеся). Сочини четверостишие, используя любые получившиеся
рифмы.
Биться - ...; граница - ...; дрозд - ...; гвозди - ...; помог - ...; красив - ...; смех - ....

52.Из букв каждой пары слов составь название животного:
Лик + рок =

Поле + дар = Шаль + до = Лов + буй =

53. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А.
Догадайся, какие это слова, и вставь их в текст.
выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
пропал у пони,
вянут на газоне,
А мартышка не страдает -
уплетает.

54. Напиши цепочку из 7 словарных слов так, чтобы первая буква последующего слова была такой же, как последняя буква предыдущего слова.

55. Спиши существительные, рядом запиши их множественное число.
Курица, морское судно, чудо, небо, ребенок, человек.

56. Найди словосочетания, в которых находятся одушевленные существительные мужского рода.

Мечтать о лете, спрятаться за дуб,ом, сидеть на берегу, стоять перед отцом, наблюдать за домом, рисовать карандашом, отдыхать под деревом, искать под столом, играть с другом.

57. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди туда, не знаю куда,...
Скоро сказка сказывается,....
Это все присказка,.... /

58.Перепиши слова, вставь «ь» или «ъ».
С.езд, счаст...е, об...явление, л...ется, обез...яна, в...тся, с...экономить.

59.Как называется:
а) избушка, где живет сторож;
б) украшения в ушах;
в) твердая застежка на поясе;
г) часть стола или стула?

60.Вставь пропущенные буквы.
Ено... - красавец смотрит вни...,
Там потянулась сла...ко ры...ь.
Плывет могучий бегемо...,
Медвс.ь над нерпою реве...,
И белый голу...ь там летает,
Всех отдохну...ь нас приглашает.

61. Чем отличается буква от звука?

62.В Москве - москвичи, а в Киеве - ? Продолжи строчку до конца.

Москва - москвич - москвичка - москвичи.
Киев - ... - ... - ....

1. Малыши, лужицы.
2. Дремать, запомнить, болтать, убегать, думать.
3. Возможен такой вариант: с, в, от, про, про, про, про, про, у, за (от).
4. Бор, беда, холод, извещение, диковинный.
5. Магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить, свёкла.
6. Женского рода: мозоль, фланель, полынь; среднего рода: какао, шоссе, повидло; мужского рода: толь, туннель, ферзь, тюль.
7. Задаваться, бездельничать, отвлекаться.
8. Семь бед - один ответ. Семь раз отмерь, а один - отрежь. Семеро одного не ждут. Один с сошкой - семеро с ложкой.
9. Задание произвольное.
10.«Лишние» слова: карман, мандат, анаконда.
11. Например: звонит, звучит, зеленеет, блестит, светит, кор¬мит, кричит, рассказывает.
12. Не-да-ле-ко от на-ше-го до-ма пре-крас-ный парк.
13. Оля, стол, лес, семья, герб.
14. Творческое задание.
15. Мою бабушку ЗОВУТ Вера Петровна. Она живет в Москве на улице Русакова. Я часто бываю у бабушки. Мы любим ходить в парк Сокольники.
16. Например: хлеб - свежий, ржаной; ландыш - душистый, серебристый; речка - горная, мелководная; метро - московское, столичное.
17. Возможно: сходила, кольнуло, откусил, червивое, сыпучий, зубной, устрашающие, букашечка, непроходимый.
18. Полка, скалка, валко.
19. Луг.
20. Жвачка (предпочтительнее: жевательная резинка).
21. Толпа, гурьба, орава.
22. Ураган.
23. Они друг с другом на короткой ноге.
24. 2 звука: [э], [р].
25. Пара носков, группа грузин, пять помидоров.
26. Павы - это птицы.
27. Заяц мчится, как угорелый.
28. Туфля (ж. р.), поэтому «обе туфли»; надеть на кого-либо, одеть кого-либо, следовательно верный вариант - «надеть обе туфли».
29. Слова, в которых допущены ошибки: мышкины, овощу, голод, куста, щепки, хата, игра, дареной, дороги, тянет.
30. .... не. кормят;... свое болото хвалит; куста боится;... вы¬летит - не поймаешь;... считают.
31.
32. Портрет, центнер, трамвай, комфорт, коридор, котлета.
33. Сеновал, столяр, залежи, газон, грибочки, хоровод, борода.
34. Съезд - 1) собрание представителей каких-нибудь орга-
низаций, групп населения. 2) Место, по которому съезжают, спуск.
Прошмыгнуть - пройти внутрь чего-либо или исчезнуть.
35. а) Телефон, б) утюг.
36. Огород, Рая, юла, мороз, дуб.
37. 3 звука.
38. Правильно выполнили задание 1, 2, 3 группы (рак, род, рот).
39. Существительные грязнуля, зануда, плакса, тупица в за¬висимости от контекста могут быть мужского и женского рода. Это слова так называемого общего рода. Слово красавица женс¬кого рода и сочетается только со словом маленькая.
40. Сесть в калошу.
41. В стихотворении 27 звуков [ш]: в словах дорожке, ложки, ножки, порожка тоже слышится [ш]. Автор использует звукопись.
42. Надо «смягчить» конечные согласные. Получится: мель, уголь, шесть.
43. Январь, июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
44. «Лишние» слова: игрушечный (произносится не [шн], а [чн]); нечто (произносится не [шт], а [чт]); баловство и нравствен¬ный ([ф] произносится, а не выпадает, как в других словах).
45. Два гласных звука рядом в словах: театр, какао, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук. В других словах между гласными - [й]: си[йа]ть, стру[йа], бо[йэ]ц, со[йу]з.
46. В предложении 5 букв О, а звуков - ни одного: без ударе¬ния на месте буквы О звучит [а].
47. Это звук [р].
48. Нет. Если он правильно поставил ударение в слове сорохк.
49. В русском языке не пишется больше двух согласных под¬ряд. А написание подряд трех одинаковых гласных допустимо. Например, змееед, длинношеее.
50. Люди, листы, листья, зубы, зубья.
51. Задание творческого характера.
52. Кролик, леопард, лошадь, буйвол.
53. Возможны различные варианты ответа, например, такой: август, аппетит, астры, ананасы.
54. За каждое правильно написанное слово - 1 балл.
55. Курицы, суда, чудеса, небеса, дети, люди.
56. Стоять перед отцом. Играть с другом.
57. Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что. Ско¬ро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Это все при¬сказка, сказка - впереди.
58. Съезд, счастье, объявление, льется, обезьяна, вьется, сэ¬кономить.
59. Сторожка, сережка, пряжка, ножка.
60. Енот, вниз, сладко, рысь, бегемот, медведь, ревет, голубь.
61. Буквы пишут и читают, а звуки произносят и слушают.
62. Киевлянин, киевлянка, киевляне.

Rпб-Ёв_ ЇЁбЄ .doc

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования г.Ноябрьск

Карточки с заданиями по русскому языку для индивидуальной работы учащихся

подготовила

учитель начальных классов

Здебская Маргарита Владимировна

Ноябрьск 2010

Список использованной литературы

    Мониторинг для проверки знаний учащихся 4 классов.

    Справочное пособие по русскому языку. 4 класс.

Закрепление темы Прилагательные.doc

Вокруг соснов… бора, между сыт… животными, до полярн… сияния, вопреки попутн… ветру, на сер… небо, под зелён… одеял…м, о жёлт… попуга…, за поспешн… решени…м, несмотря на почтительн… обращение, для право… дела, последовать практичн… совету, с предан… собак…й, о презрительн… взгляд…, перед прерывист… ветр…м, в осенн… утро, тих… вечером.

Мокрый шарф (Т.п.)__________________________________________

Мягкая подушка (П.п.)________________________________________

Болотистая тундра (Д.п.)_________________________________________

Северная сторона (В.п.)_________________________________________

Тёплый ветер (Р.п.)____________________________________________

дремучими мрачными длинные полосы прозрачном воздухе .

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Исправь ошибки.

Как зима с весной боролась.

Зима обявила вайну висне. Прилител ветер, он собрал грозные аблака. Они не пускали на землю солнечный луч. Висна посылала маладой трафке тёплые капли даждя. Зима их замораживала. На диревях сёжились почьки. Зима щипала их морозцем. Смешались дожть со снегом, весенний гром с вюгой. Разъярённая зима старалась нанести удар в самое серце висны, но не смогла.

Имя прилагательное (ответ).doc

Закрепление темы: Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

    Определи падежи имён прилагательных.

Вокруг соснового бора Р.п, между сытыми животными Т.п, до полярного сияния Р.п, вопреки попутному ветру Д.п, на серое небо В.п, под зелёным одеяло м Т.п, о жёлтом попугае П.п , за поспешным решение м Т.п, несмотря на почтительное обращение В.п, для правого дела Р.п, последовать практичному совету Д.п, с преданой собакой Т.п, о презрительном взгляде П.п, перед прерывистым ветром Т.п, в осеннее утро В.в, тихим вечером Т.п.

    Поставь данные словосочетания в указанном падеже:

Мокрый шарф (Т.п.) мокрым шарфом

Мягкая подушка (П.п.) о мягкой подушке

Болотистая тундра (Д.п.) болотистой тундре

Северная сторона (В.п.) северную сторону

Тёплый ветер (Р.п.) тёплого ветра

3. Спиши. Укажи падеж выделенных имен прилагательных.

На востоке высилась снеговая гора. У ее подножья толпились невысокие холмы. Они заросли дремучими мрачными лесами. Кое-где в вершинах деревьев еще держались длинные полосы бледного тумана, но края их уже таяли в прозрачном воздухе .

4.Исправь ошибки.

Как зима с весной боролась.

Зима объявила во йну ве сне. Приле тел ветер, он собрал грозные о блака. Они не пускали на землю солнечный луч. Ве сна посылала мо ло дой трав ке тёплые капли до ждя. Зима их замораживала. На деревьях съёжились почки. Зима щипала их морозцем. Смешались дожд ь со снегом, весенний гром с вьюгой . Разъярённая зима старалась нанести удар в самое сердце ве сны, но не смогла.

Имя прилагательное 1(ответ).doc

Спишите и исправьте ошибки.

Отец объявил нам об отъезде. Машина подкатила к подъ езду. Все сели по местам. Мы отъ ехали от города и подъехали к реке. За рекой виднелась необъ ятная равнина. Вот и село. Нас встретила тётя Марь я. Мы бросились в её объ ятия.

Впишите пропущенную букву.

Вьюга, счастье, объявление, листья, съесть, семья, въехал, бульон, въезжать, ручьи, вьёт, объем, съехал, съезд, сучья, подъехал, ружье, отъехал.

Лотка быстра плыла по глад кай по верхно сти во ды. Мой малютка дремлет сладка в ко лыбели . Дни, года клонились к осени. На фасоли и на капусте поя вились вре дители. К ночи дождь перестал. Не забывай товарища ни в радости ни в печали.

Слабо прикасаться, лёгкое прикосновение, летний загар, загорелась бумага, слегка прикоснуться, вас это не касается, загорать на солнце, платье выгорело, ты прикоснешься, касательная линия, молоко пригрело, лампочка перегорела, провода касались, провода коснулись, нагар на свече, обгорели листки книг.

Дети остановились у большого дома. Все ожидали большего. На жердочку сел галчонок. Вставай с первым лучом солнца. Щеголь надел шелковый галстук. В магазине продавали шоколад, пшенку и черствый хлеб. Пчелы летали над крыжовником.

Прилагательное 1.doc

Спишите и исправьте ошибки.

Отец объявил нам об отъезде. Машина подъкатила к подьезду. Все сели по местам. Мы отьехали от города и подъехали к реке. За рекой виднелась необьятная равнина. Вот и село. Нас встретила тётя Маръя. Мы бросились в её обьятия.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Впишите пропущенную букву.

В_юга, счаст_е, об_явление, лист_я, с_есть, сем_я, в_ехал, бул_он, в_езжать, руч_и, в_ёт, об_ём, с_ехал, с_езд, суч_я, под_ехал, руж_ё, от_ехал.

Спишите текст исправляя ошибки.

Лотка быстра плыла по глаткай паверхнасти вады. Мой малютка дремлет сладка в калыбеле. Дни, года клонились к осени. На фасоле и на капусти поевились вридители. Кночи дождь перестал. Не забывай товариша ни в радосте ни в печале.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заполни пропуски гласных в корне слов.

Слабо прик_саться, лёгкое прик_сновение, летний заг_р, заг_релась бумага, слегка прик_снуться, вас это не к_сается, заг_рать на солнце, платье выг_рело, ты прик_снёшься, к_сательная линия, молоко приг_рело, лампочка перег_рела, провода к_сались, провода к_снулись, наг_р на свече, обг_рели листки книг.

Заполни пропуски. Проверяя слова, выделяй орфограммы.

Дети остановились у больш_го дома. Все ожидали больш_го. На ж_рдочку сел галч_нок. Вставай с первым луч_м солнца. Щ_голь надел ш_лковый галстук. В магазине прод_вались ш_колад, пш_нку и ч_рствый хлеб. Пч_лы л_тали над крыж_вником.

Р.Я.№2(ответ).doc

    Раздели слова для переноса:

Са-дов-ник, сквор-цы

Ду -шис -тая, вол-ча-та

Змеи, ла-дош-ки

    Разбери слова по составу.

Сте пная тра ва, по левой цве точек, ле сная тро пинка, ре чная во лна, мо рская в…да, но чная зве зда, ро дные ме ста, со сновые ле са, пло довые де ревья, гри бные ме ста, зве риные следы.

на скатерти, от усталости.

    Исправь ошибки.

Березка.

Осенью мы выкопали стройную, кудрявую березку и посадили в ящик. Ящик принесли в самую светлую комнату. Пустьзеленееткрасавица всю зиму.

Осенью 3скл, Т.п., березку1скл, В.п., в ящик 2скл, В.п., комнату 1скл, В.п., красавица 1скл, И.п.

Р.Я.№2.doc

    Раздели слова для переноса:

Садовник_________________________скворцы_____________________________

Душистая_________________________волчата_____________________________

Змеи ______________________ладошки___________________________________

    Разбери слова по составу.

Осветил, дочитал, цветок, листочки, длинный, заморозки, чайник, новая,

бесстрашный, походка, молочник, молодая, беспокойная.

    Вставь пропущенную безударную гласную:

Ст…пная тр…ва, п…левой цв…точек, л…сная тр…пинка, р…чная в…лна, м…рская в…да, н…чная зв…зда, р…дные м…ста, с…сновые л…са, пл…довые д…ревья, гр…бные м…ста, зв…риные следы.

    Выдели окончание, определи склонение и падеж существительных.

Книга, болото, капитан, степь, иней, декабрь, новоселье, под дубом, в зеркале,

с плащом, в магазине, в озере, по площади, без тетради, в печи, до горечи,

на скатерти, от усталости.

    Исправь ошибки.

Берёска.

Осеню мы выкапали стройную, кудрявую берёску и пасадили в ящик. Ящик

принисли всамую светлую комноту. Пусть зилинеет кросавица всю зиму.

Выпиши имена существительные, определи склонение:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Русский язык №3(ответ).doc

путников.

Выт…щить- тащит к…чаться – качка

Б…левой - боль хв…стливый – хвастать

Г..родки - город м…лчать – молча

Г..рловой - горло м..слёнка – масло

Сл…бак - слаб кл…довая – склад

Сли…ка - слива морко..ка – морковочка

Коро…ка - корова ло…кий – ловок

Запра…ка - заправить пуго…ка – пуговица

Взгля… - взгляды виногра… - виноградинка

Бума…ка - бумажный верху…ка – верхушечка

4.

А 7 звуков, 7 букв В 6 звуков, 7 букв

Б 7 звуков, 6 букв Г 5 звуков, 7 букв

5.

А шутка В крыльцо

Б улыб ка Г добрый

6. Найди слово, в котором нет приставки, и обведи букву, которой оно обозначено.

А походка В побережье

Б полёт Г покой

7.Сколько звуков и букв в слове «колосья»? Обведи букву около выбранного тобой ответа.

А 6 звуков, 7 букв В 5 звуков, 7 букв

Б 7 звуков, 7 букв Г 7 звуков, 6 букв

8. Найди слово, написание которого не соответствует его произношению, и обведи букву, которой оно обозначено.

Ашкола В шумит

Б кусты Г поздний

Русский язык №3.doc

    Разбери предложение по составу.

Маша, Костя и Алик купили сочный и сладкий арбуз.

В густой лесной чаще стали просыпаться ранние пташки.

Таинственные огоньки над лесным болотом сильно пугают редких одиноких

путников.

    Вставь безударную гласную, запиши проверочное слово.

Выт…щить- к…чаться –

Б…левой - хв…стливый –

Г..родки - м…лчать –

Г..рловой - м..слёнка –

Сл…бак - кл…довая –

    Вставь парную согласную, подбери проверочное слово.

Сли…ка - морко..ка –

Коро…ка - ло…кий –

Запра…ка - пуго…ка –

Взгля… - виногра… -

Бума…ка - верху…ка –

4. Сколько звуков и букв в слове «чувство»? Обведи букву около выбранного тобой ответа.

А 7 звуков, 7 букв В 6 звуков, 7 букв

Б 7 звуков, 6 букв Г 5 звуков, 7 букв

5. Найди слово, написание которого не соответствует его произношению, и обведи букву, которой оно обозначено.

А шутка В крыльцо

Б улыбка Г добрый

ую девочку, к смел ому мальчику, с хрупк им цветком,

в вечернюю смену, с пышной булочкой, к пятнистому насекомому,

кроме великого открытия, вижу райскую птицу, с крепким здоровьем,

о редком металле, о постороннем звуке, с робкой девушкой,

за роскошное платье, про сытых котов, к румяному ребёнку,

у худенького ребенка.

____________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

3. Разбери слова по составу.

На

у худеньк… ребенка.

2.Составьте и запишите предложения. Разберите их по членам.

Розовая, светлеющем, утренняя, небесном, появилась, на, заря, своде.

____________________________________________________________________________________________________________________________

В, резкие, кружащих, осеннем, слышались, крики, воздухе, грачей.

____________________________________________________________________________________________________________________________

Тёплого, высокие, веющего, камыши, ветерка, качались, от.

____________________________________________________________________________________________________________________________

3. Разбери слова по составу.

Рябинушка, аленький, подворотня, маленькие, свистели, деревьями.

4. Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.

Н…ездник, з…пах, з…пись, п…вар, з..потеть, д…бью, з…прыгают, з…морозки, з…пищать, д…варил, н..бросишь, з…ползать.

Сборник составлен учителем начальных классов Носковой И.Ю.

Правописание безударных гласных в корне.

1.Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова. Составь три предложения из данных словосочетаний.

Пос_дела на скамейке, пол_скать бельё, зап_вать лекарство, бабушка пос_дела, пол_скать ребёнка, зап_вать песню, прож_вать в доме, сл_зать с крыши, отв_рить дверь, прож_вать мясо, сл_зать варенье, отв_рить картофель.

2.Спиши стихотворение. Устно подбери проверочные слова.

Уб_гали(2) тр_пинки кр_вые

по цв_тущим п_лям до реки.

Я любила цв_ты п_левые –

к_локольчики(2) и в_сильки.

Щ_бетали счастливые птицы,

будто струны, гудели шм_ли,

а лужайки цв_тные, как ситцы,

сладко(2) пахли и долго цв_ли.

3.Спиши текст, вставь пропущенные буквы.

Сло_ненок б_жал по большой п_ляне. Кругом м_лькали красивые п_тнистые бабочки. Слышалось жужжание пч_лы или м_хнатого шм_ля.(4) Среди з_лёной травы виднелись п_хучие _стровки цв_тов. Сл_ненок с_рвал несколько красивых цв_тков. Он зах_тел под_рить их с_стренке. Н_беса зат_нулись с_роватыми(3) тучками. Прибл_жалась гр_за. Нач_лся дождь. В_да т_кла с н_бес. Она поп_дала в гл_за и м_шала см_треть.

4. Найди ошибки, исправь их. Спиши предложения без ошибок.

Я чястенько любуюсь сеневой утреннего неба.(4) Сонце встоёт из-за бальшого халма и асвещяет дорошки и тропинки. Звонко паёт ручеек в оврашке, ему(3) вторят птичи галоса. Я сажусь посриди паляны(3) на лижащий ствол. Рядом стоит махнатая витвистая сосна. Я глажу рукой кару дерева. Потом линиво иду потрапе.

Непроизносимые согласные .

5. Вставь пропущенные буквы, спиши. Доблес_ный солдат, небес_ная синь, звез_ная ночь, поверхнос_ные знания, поз_ний вечер, влас_ный голос, ярос_ный крик, веселый праз_ник, ненас_ный день, ужас_ное событие, парус_ная лодка, ус_ный ответ, опас_ный путь, прекрас_ная погода, вкус_ный обед, чудес_ная сказка.
6.Спиши словосочетания, заменяя выделенное слово близким по значению с непроизносимыми согласными. Здешний житель - …, пасмурный день - …, печальная картина - …, правдивый ответ - …, героический поступок - …, красивый пейзаж - …, знаменитый актер - …, увлекательный рассказ - …, отмечать юбилей - …, огромное здание - … .
7 .Спиши текст, вставь пропущенные буквы. Извес_ный профессор Илья Анатольевич очень грус_ный спускался (по)длинной лес_нице. Это был серьез_ный, но чу_ствительный человек. Он ужас_но (не)любил поз_нюю осень(4). Она к_залась ему безобраз_ной и опас_ной для зд_ровья. Ненас_ная погода мешала думать. Ни_кое со_нце плохо согр_вало(3). Ч_сто чу_ствовал профессор тяж_сть на сер_це(3). Чтобы (не)болеть, он принимал л_чебные ванны и х_дил в бас_ейн.

Разделительный Ъ и Ь.

8.Вставь нужную орфограмму. Помни о «ловушках».

Бездел_е, с_ёмка, грозд_я, бур_ян, коп_ё, из_мерять, обез_яна, об_яснил, в_юн, туч_ка, ател_е, вз_ерошенный, печен_е, зал_ёт, мурав_и, ш_ёт, без_водный,

сирен_ю, прут_я, в__езд, рож_ю, клоч_я, об_единение, б_ёт, под_ехал, лист_ями, Мар_я, с_езд, руж_ё, Ул_яна, ноч_ка, ворон_и, стал_ю, п_еса, Юр_евич_, ненаст_е, раз_ярённый, раз_дельный.

9.Найди ошибки, исправь. Запиши слова правильно.

Шъёт платье, журчяние ручъя, сьедают листъя, подехал к подьезду, птичьи семи, большой обьём, взъвесить печенье, ночю под кроватью, подьехал к ручью,

сьел яблоко, пъёт изручя, слаткое питьё, белые крыля, страительный обьект, крутой падъем, разъузнать, льёт дошдь, снежные хлопя, объдумал предложение, висеннее половодъе, смишная обезьяна.

10.Раскрой скобки, запиши текст без ошибок.

(В)воскресен(ъ,ь)е к школе под(ь,ъ)ехал автобус. Он об(ь,ъ)ехал большой сугро(п,б) и под(ь,ъ)ехал к входу. Мы с друз(ъ,ь)ями выб_жали (из)под(ь,ъ)езда школы и (на)правились к автобусу. По дв_ру бегал пёс В(ъ,ь)юнок. Учит_ль об(ь,ъ)яснил, как вести себя в автобусе.

Под ел_ю сидел вз_ерошенный пт_нец. Дом об_ят пламенем. П_д_ехали пожарные, п_тушили огонь и раз_ехались. На п_лу л_жали об_едки пирога. Лист_я цв_тов с_ёжились от хол_да. Ил_я об_ехал часть леса и под_ехал к г_ре.

Ь после шипящих.

11.

Уб_жать проч_, открыть настеж_, из дальних рощ_, очень свеж_, бли_кий финиш_, надеят_ся на помощ_, причина неудач_, зажеч_ огонь, достать мелоч_, немного колюч_, намаж_ на хлеб, катаеш_ся на лодке, пусти уж_ вскач_, из трёх задач _, обидная лож_, рус_кий борщ_, слушаеш_ родителей, лё_кий плащ_.

12. Запиши словосочетания, проверяя пропущенные орфограммы.

Береч_ книги, зорко стереч_, хлеб горяч_, л_сная глуш_, _делать шалаш_, майский ландыш_, с_еш_ булоч_ку, компот из груш_, выйти замуж_, красивая брош_, зашагал проч_, ударить наотмаш_, клоун рыж_, собираеш_ся к нему, идти невмоч_, новый чертёж, из-за училищ_, распахнул настеж_, много луж_, стрич_ся в салоне.

13.Спиши, вставь пропущенные буквы.

Врач__ Сергей Кириллович__ см_трел фу_больный матч__ и ел борщ__ и лаваш__. Ноч__ накинула(3) на н_бесный свод звёз_ный(3) плащ__. Мой дед- бывший ц_ркач__. Теперь он – сторож_. Мы выходим на пустош__ и видим чудесный пейзаж__. Небо сплош_ зат_нуло тучами.(4) Всю дорогу лошади н_слись вскач_.

14.Спиши, вставь пропущенные буквы. Выполни морфологический разбор указанных слов.

Мелькнуло(3) солнце из – за туч_,(3)

И был горяч_ последний луч_ .

Стал вечер ясен и хорош_.

Чуть – чуть заметна листьев дрож_.

Бил под горой студёный ключ_ .

Цвел ландыш_, нежен и пахуч_.

Вдруг вышел на поляну ёж_ .

Спросить его мне невтерпёж_ :

«Кому спешишь ты, ёж_, помоч_

И почему тебе невмоч _ ?

Иль что-то гонит тебя проч_ ?

Иль перепутал день и ноч_ ?»

Буквы И – Ы после Ц

15. Запиши словосочетания, проверяя пропущенные орфограммы.

Конеч_ная станц_я, ц_линдрическая фигура, ц_трусовые культуры, ц_фровой набор, стоять на ц_почках, ц_ганский табор, ц_рковая программа, ц_плячий пух, круглолиц_й человек, б_гатые купц_, борц_ за свободу, правильно оц_нить, старая ц_ганка, ц_нтральная ал_ея, белая акац_я, сп_ртивная секц_я, проч_ный панц_рь.

16. Запиши словосочетания, проверяя пропущенные орфограммы.

Ц_нтровой игрок, ц_фровая запись, выкопанные колодц_, ц_плячий выводок, ц_ганский танец, анализ на лейкоц_ты, ц_ховое собрание, идти на ц_почках, ц_нтральный район, бесплатная медиц_на, железнодорожная ц_стерна, т_рговц_ зол_том, ц_плять крюком, пользоват_ся ц_ркулем, бледнолиц_й мальчик, ц_кать на с_бак.

17. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

На привычное «ц_пы! ц_пы!» вошёл десяток кур. Ц_плят по осени считают. Плутовка к дереву на ц_почках подходит.(4) Ц_гане шумно вошли в избу. За партой сидел смуглолиц_й мальчик. Ц_ркач_ из ц_линдра доставал(3) морковь и огурц_. Ц_нга – опасное заболевание. Богатырь повесил св_и доспехи: щит, панц_рь и шлем. Пасха – главный ц_рковный праз_ник. Автобус остановился у г_стиниц_. На ц_нтральной улиц_ стоял памятник А.С.Пушкину. Отвар из мяса(3) ж_вотного или птиц_ называется бульоном.

Буквы О – Ё после шипящих

18. Запиши словосочетания, проверяя пропущенные орфограммы.

Ещ_ свеж_, сел на плеч_, деш_вые товары, ж_лтая краска, береж_т время, тяж_лый груз, хрустальным ключ_м, жж_т ноги, играть мяч_м, спелый крыж_вник, старый ш_фер, больш_му другу, печ_т пироги, чуж_й человек, на улице свеж_, з_лотое кольц_, укрыться плащ_м, упражнение с обруч_м, смотрит зловещ_, дикие пч_лы, закрыло туч_й, уч_ный, состязания борц_в.

19. Спиши. Поставь существительные в нужном падеже.

Сад перед (больница), мешок с (пшеница), наблюдал за (морж), выше (этаж), угостил (борщ), встретился с (учительница), ездил с (багаж), любовались(ландыш), говорил с (Гриша), выложил (кирпич), затянуло (туча), сидел над (чертеж), туча над (роща), вертолет над (дача), открыл (ключ).

Разберите по составу слова : запестрели, запахом, разместились, редко, кино.

Имя существительное.

20.Прочитайте. Составьте из данных словосочетаний две группы. Запишите их в два столбика.

Честь по работ_, капельки влаг_, вред от засух_, подошел к Волг_, бежал по дорог_, по краям дорог_, на сирен_, собрались на пристан_, отдыхал в санатории_, подошел к осин_, написал дедушк_, запах черемух_, подъехал к станции_, жили в палатк_.

21. Распредели слова в два столбика: в первый – слова, в окончаниях которых есть орфограммы, нарушающие основной закон письма, во второй – слова, окончания которых пишутся по закону письма.

Без акварел_, около беседк_, на территори_, в соляри_, в зоопарк_, без хитрост_, в планетари_, о волнени_, об изумруд_, о дедушк_, в музе_, к Лиди_, к Таись_, о коллекци_,

на закат_, о смелост_, при освобождени_, в сияни_, в коляск_, без памят_, в галере_, на спектакл_, по лаборатори_, в соревновани_, в стихотворени_, о болезн_, к Юли_, к Марин_.

22.Спишите предложения. Существительные в скобках запишите в нужном падеже, определите падеж этих существительных.

Фу_болисты встретились в (центр) сп_ртивной (площадка). Билеты на поезд купили в (касса) на (вокзал). На (верхушка, ёлка) сидела ворона. Коршун скрылся за (лес). В (комната, кровать) с_дела кошка Мурка. На (участок) вокруг нашей (дача) много (клубника). В (чаща) леса в (берлога) спит м_дведь. На (доро_ка), которая в_дет к (избушка) л_сника, по_вились волч_и следы. В лесу всегда надо помнить об (опасность) – о (волк).

23. Спиши текст, вставь пропущенные буквы. Определи падеж у подчеркнутых существительных.

На л_сной вырубк_ случился пожар. Люди пог_сили огонь. Л_сник стал обх_дить вырубку. Вдруг он услыхал тихий плач_. Около пенька лежал к_лючий к_мочек. Правый бок обуглился. Зв_рек привалился к х_лодной з_мельк_. По щ_кам прот_нулись две влажные поло_ки. Ежик плакал.

Л_сник взял б_днягу домой, пок_рмил ежа из пипетк_ молоч_ком. К вечеру он вынес больн___ на свеж__ воздух. Зверек сла_ко уснул (под)шелест дождя в моховой постельк_.

24. Спиши, вставь пропущенные буквы.

За рекой Рось ра_кинулся лес. От речк_ к рощиц_ в_дет крутой под_ём. Чудес_но прогуляться зимой по лесу. Д_ревья ст_ят в серебристом ине_.(4) На суч_ях шапками л_жит пушистый бл_стящий снег. Особенно хороши ели в зимн_м убор_. Все залито ярким солнечным свет_м. В м_розном воздух_ чётко слыш_шь(3) каждый звук. Зимн_м вечером в лесу еще лучше. В_рхушк_ деревьев осв_щены лучами заходящего со_нца. Ле_кий ветерок гон_т по тр_пинк_ снежную пыль. Но вот и со_нце скрылось.

25.Спиши, вставь пропущенные буквы и знаки препинания.

В пол_ на огород_ появились проталины. Грачи прил_тают(3) в март_ тр_согузка – в апрел_ а ласточ_ка и соловей только в начал_ мая. Всюду пахло ч_ремухой: на улиц_ в переулк_ в дом_. Лебедь по своей величине сил_ красоте и величавой осанк_ давно признан царем вод_ной птиц_. В музыкальной школ_ дети учатся играть на роял_ скрипк_ б_ян_. В поселк_ в горн_м аул_ в ст_пной станиц_ дети собираются в школу.(3)

26. Спиши, вставь пропущенные буквы.

Это было ранн_й в_сной. Мы шли по у_кой тропинк_. Вдруг послышались ч_десные звуки. За дерев_ями мы увидели соек. Они с_дели на суч_ях дерев_ях, пели. Раньше мы (не)знали, что сойки умеют прекрасно петь. Обычно их(3) можно видеть на л_сной дорог_ или опушк_. Заметит сойка с_баку или человека(3) и издает ре_кий крик. По крику звери и птицы узнают о бли_кой опас_ности. А тут поют! Мы стали слушать л_сную музыку.(4)

27. Проверь пропущенные орфограммы и запиши текст.

Загадки леса.

Поз_н_я осень уже не может уд_ржать тепло. Х_лодный вет_р далеко проник на ю_. Грус_ные стоят луга, п_ля. Отл_тела л_ства с дерев_ев. Лес весь пр_свечивает.

Мы под_езжаем к знаком_й мес_ности. Там (на)п_лян_ царствует могуч_й дуб. Упрямо на дуб_ держатся ж_лтые лист_я. Они тихо шумят. Порой дуб до в_сны ст_ит (в)осенн_м наряд_.

Под вечер мы вышли на бере_ озера. Ноч_ осторожно н_двигалась на л_са глухой с_невой. На неб_ блестели белые звёзды. Утки с т_жёлым свист_м л_тели на н_члег.

Разбери слова по составу.

Золотистая, засветило, местечко, дождинка, перелетные.

Сложные слова

1.Спиши. Найди сложные слова в предложениях. Определи их морфемный состав.

Москву основал князь Юрий Долгорукий. Николай Добролюбов – русский писатель и критик, он жил в девятнадцатом веке. Чистопрудный бульвар – одна из старых улиц в центре Москвы. Волгодонск – город на юге России, в Ростовской области.

2. Спиши. Найди сложные слова в предложениях. Определи их морфемный состав.

Недалеко от города Зеленограда есть широкое водохранилище. Летом по его берегам зеленеют белоствольные березки, шепчутся листочки дубов и кленов.

А зимой только вечнозеленые ели радуют глаз. А само водохранилище превращается в белоснежное поле. С утра и до темноты сидят на нем краснощекие рыболовы. Их улов – окуньки, ерши и красноперки .

Глагол

    Раскрой скобки. Объясни свои действия.

(Не)говори, чему учился, а говори, что узнал. (Не)хвали себя сам, пусть люди (по)хвалят тебя. Семеро одного (не)ждут. (Не)откладывай на завтра то, что можно (с,з)делать сегодня. Кто умеет в_селит_ся, тот горя (не)боит_ся. (Не)плюй в колодец: пригодит_ся в_ды напит_ся. Кто любит трудит_ся, тому без дела (не)сидит_ся.

(Не)годит_ся пл_хим хвалит_ся. Плох тот солдат, который (не)надеет_ся быть генералом. (Не)ошибает_ся тот, кто ничего (не)делает. (Не)посп_шиш_ - (не)придёш_ вовремя. (Не)будеш_ ухаживать (за)д_ревьями – (не)получиш_ ур_жай. (Не)разгры_ть ореха – (не)с_есть ядра.

    Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Да, у папы и мамы Ларссонов случилось несчаст_е. (У)них ок_зался(3) сын, который (не)хотел быть хитрым!

Мне кажется, что он игра_т(3) не с теми д_тьми, - запричитала мама Ларссон. – Его друз_я отвратительно х_рошие. Они (не)н_учат его д_бру.

- (С)кем ты св_зался? – спр_сил папа Ларссон.

Это мои лучшие друз_я – зайч_та Юкке и Туффа. (У)них дома есть кни_ки, где можно пр_честь, что все д_лжны быть д_бры друг к другу. Я (не)х_чу быть хитрым, (не)желаю обманывать и (не)буду врать.

3. Вставь, где нужно, Ь. Объясни свои действия.

Знания ценят_ся в г_лове, а не на словах. Умел ошибит_ся, умей и поправит_ся. Волков боят_ся – в лес (не)ходить. С умным знат_ся – ума набрат_ся. Счастье не в воздух_ вьёт_ся, а руками достаёт_ся. Ему лень ленит_ся, а не только шевелит_ся. Он за всё берёт_ся, да не всё удаёт_ся. Будешь трудит_ся, будет и хлеб водит_ся. Надо наклонит_ся, чтобы из руч_я напит_ся. Всякий человек по делу узнает_ся. На миру и работа спорит_ся. Отольют_ся кошк_ мышкины слё_ки.

4. Вспомни, какие пословицы входят в данные пословицы. Как ты их понимаешь. Впиши глаголы, обозначь орфограмму.

1. Дружный табун и волков (не)__________________.

2. Два медведя в одной берлог_ (не) ______________.

3. Любиш_ _________, люби и саноч_ки в_зить.

4. Ут_пающий и за соломинку ___________________.

5. Все х_рошо, что х_рошо ______________________.

5. Спиши, вставляя окончания в глаголы 3 лица множественного числа, определи спряжение.

Провод_т, руб_т, держ_т, жар_т, верт_т, засол_т, обид_т, плат_т, слыш_т, чист_т, вид_т, погас_т, кол_т, мысл_т, леле_т, зала_т, се_т, почу_т, задремл_т, причал_т.

6. Спиши пословицы. Выдели окончания глаголов, определи спряжение, лицо.

М_стера и города(3 ) чин_т. Горьким леч_т, а сла_ким калеч_т. В Москве хлеба (не)молот_т, а больше нашего едят. От корма кони (не)рыщ_т, от добра добра (не)ищ_т. Деньги приход_т и уход_т. Человека цен_т по его делам. Кошку (3) против шерсти (не)глад_т. И в мутной воде рыбу лов_т. Кого почита_т, того и велича_т. Се_т – плач_т, молот_т – скач_т. Яйца курицу (не)уч_т.

7. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни орфограммы на месте пропусков букв.

Заунывный ветер гон_т(3) стаю туч_ на край небес, ель надломленная стон_т, глухо шепч_т темный лес. Выспится Саша, подним_тся рано, ч_рные косы завяж_т у стана и уб_жит, и в просторе п_лей сла_ко и вольно так дыш_тся ей. А там уж и рощи, з_лёные сени, где птицы щебеч_т(3), где скач_т олени. Постели стел_т, для г_стей н_члег отвод_т. Смотр_ш_ на прозрачный лед и вид_ш_, как под этим льдом ручей гон_т огромное стадо пузырей.

8. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

Весна.

Какие ты зна_ш_ приметы весны? Быва_ш_ ли в весен_м лесу? Брод_ш_ ли среди первой тра_ки? Люб_ш_ ли первые цв_ты? Когда смотр_ш_ по сторонам, невольно останов_ш_ взгляд на этих нежных краса_цах. А(к,кк)уратно п_дход_ш_ к цв_тку(3) и осторожно вдыха_шь лё_кий аромат, но (не)срыва_ш_ и (не)губ_ш_ цв_ток. В весе(н,нн)ем лесу сразу обраща_ш_(3) внимание (на)особый воздух. Им дыш_ш_ полной грудью и испытава_ш_ радость.

9 . Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Спор з_мы с в_сной .

В_ сна надв_галась медленно. (С)ней часто бились последн__ в_юги. Н_л_тят тучи п_кроют темным маревом и плюют_ся сыр__ хлоп_ями снега.(4) М_лодая зелень гнет_ся прип_да_т к з_мле задыха_тся. А со_нце разгон_т тучи увид_т на земле непоря_ки прил_ска_т её. Слабенькая зелень стр_хнет снежн__ п_крывало(3) выпр_мит_ся.

Почти до мая ш_л в тайге спор зимы с в_сной. Но в_сна поб_дила(3) темн__ тучи исчезли и тайга забыла их.

10. Найди и исправь ошибки. Спиши текст без ошибок, подчеркивая орфограммы.

Мы бродим по беригу моря и любуимся пейзажем. Судовольствием смотрем в синию даль и видим безкрайний простор. Лехкий ветерок морщит паверхность моря. Над водой кружат чяйки. Они ловят рыпку в волнах. Когда вы дышете морским воздухом и слышите галоса чаек, на душе становица хорошо. Так и ходиш в задумчивости вдоль берига.

Разбери глаголы по составу.

Кружить, кружиться, закружится, кружилась, закружил.

11. Найди и исправь ошибки. Спиши текст без ошибок, подчеркивая орфограммы.

Наступаит ранния весна. С земли сошол последний снег. Пришло радосное время года. Земля еще холодная. Ласковае весенние солнце сагревает все вокруг. Синие небо высокое. Понебу плывет лехкое облачко. Крепкий лед на рике потимнел. Сонный лес стоит голый. Похучие почки уже на бухли. На земле лежит прошлогодния лества, сухие травинки. Ввершинах деревьев шумит весенний ветер.

Разбери по составу слова.

Полетела, приближаться, цветут, беречь, крутить.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...