Захир ад дин мухаммад бабур. Бабур Захиреддин Мухаммед — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Захир-ад-дин Мухаммад Бабур - узбекский и индийский правитель, прославленный полководец, политик и общественный деятель, основатель государства Великих Моголов в Индии, писатель, поэт - появился на свет 14 февраля 1483 г. в городе Андижан. По отцовской линии был потомком рода Тимуридов, праправнуком знаменитого Тамерлана. Не исключено, что его предком по материнской линии был Чингисхан. Мальчику не было и 12 лет, когда после отца он стал возглавлять Фергану, небольшое княжество.

С тех пор его жизнь его проходила в непрекращающейся междоусобной феодальной борьбе. В 1504 г. он был вынужден покинуть Среднюю Азию из-за нашествия на его родные земли прибывших из Сибири тюркских племен. Он не просто бежал в Афганистан: в том же году им при содействии правителя Герата, его родственника, были захвачены Кабул, Хотан, Кашгар, Кандагар, Кунгдуз. В Кабуле он начал формировать мощную армию. Его целью были Самарканд и Бухара, но походы, предпринимаемые вплоть до 1512 г., ни к чему не привели. После этого Бабур Захиреддин Мухаммед обратил свой взор на Индию, положив тем самым начало новому этапу своей биографии. Его сердцем и умом владело желание стать правителем великой страны, и без завоевания Индии Бабур не видел возможности воплотить его в жизнь.

Но Индия покорилась ему не сразу. В 1518 г. Бабур предпринял поход на Северо-Запад этого государства, Пенджаб, однако вынужден был возвратиться из-за необходимости решать серьезные проблемы на своих землях. Новый завоевательный поход был предпринят в 1524 г., и его результатом стало взятие Лахора. Поначалу Бабуру содействовал Даулат-хан, наместник Пенджаба, который был заинтересован в том, чтобы Ибрахим Лоди, возглавлявший Делийский султанат, был повержен и освободил престол. Однако когда Даулат-хану стало понятно, что Бабур не собирается уходить с завоеванных земель, он пытался оказать сопротивление, но потерпел поражение. В апреле 1526 г. состоялась переломная битва, в которой участвовали войска Бабура и армия султана Ибрахима Лоди, насчитывавшая 40 тысяч человек. Победа осталась за Бабуром. Путь к Дели ему был прегражден раджой Санграмом Сингхом, властителем Мевара, но в марте 1527 г. Бабур снова за счет превосходства в артиллерии в бою при Кхануа одержал победу, которая знаменовала взятие им под контроль Северной Индии.

Основанное им в 1526 г. государство, названное позднее, при английских колонизаторах, империей Великих Моголов, просуществовало до середины XIX ст. К 1529 г. Бабур Захиреддин Мухаммед владел территориями Восточного Афганистана, Пенджаба и долины Ганга, простиравшимися до рубежей Бенгалии. Созданием централизованной государственной системы занимались уже его наследники.

Бабур был не просто талантливым полководцем, покорителем земель. Глядя на местное население – «неверных» с позиции завоевателя, он тем не менее, был к нему достаточно снисходителен; преследование затрагивало только тех, кто был настроен по отношению к новому повелителю откровенно враждебно. Бабур стремился понять специфику мировоззрения и традиций, содействовал тому, чтобы в городах было большая зеленых насаждений, чтобы строились библиотеки, караван-сараи, развивалась торговля. Он считался любителем искусства, человеком образованным и любознательным: Афганистан, Средняя Азия, Индия - все эти территории интересовали Бабура с точки зрения культуры, истории, фауны и флоры.

Снискал славу не только на государственном, но и на литературном поприще. Считается, что именно он из среднеазиатских поэтов стал первым писать на узбекском; сочинял он на таджикском и джагатайском языках. Характерная черта его поэзии, сохранившейся в виде дивана лирических стихов, - афористичность. Главным его сочинением является «Бабур-наме» - автобиография, «первооткрыватель» жанра мемуаров в узбекской литературе. Описывая события 1493-1529 гг., она дает представление не только о практически всей жизни основателя империи, но и нравах того времени, образе жизни богатых феодалов.

26 декабря 1530 г. покоритель Индии умер, завещав большую часть владений старшему сыну. Выполняя последнее желание Бабура, его останки похоронили в Кабуле, саду Баг.

14 февраля 1483 года в семье эмира Ферганы Омара-Шейха Мирзы родился Захир ад-дин Мухаммад Бабур (слово Бабур означает «тигр»). Отец Бабура был из рода Тимуридов, прямым потомком знаменитого «Железного хромца» Тамерлана. Мать, Кутлуг Нигорханым, была из рода Чингизидов, дочерью могулистанского правителя Юнусхана. Бабур вошёл в историю, как полководец, основатель крупнейшей в 16-18 столетиях державы на территории Индии и Афганистана - Могольской империи, а также как учёный, поэт и писатель. Это делает Бабура весьма интересной личностью, в истории можно найти немало успешных полководцев и завоевателей, но чтобы они были столько разносторонне одаренными людьми, это редкость.

Детство его прошло в Андижане, где он был счастлив. Здесь он получил образование, у него проявилась любовь к поэзии. Перед смертью он будет тосковать о Фергане. Уже в 11-летнем возрасте он был вынужден принять бразды правления Ферганским княжеством – его отец погиб 9 июня 1494 года в возрасте 39 лет. С самого начала правления Бабуру пришлось вести борьбу за свой удел и за Мавераннахр - регион между Амударьёй и Сырдарьёй (Согдиана), включает в себя такие известные города как Самарканд, Бухара, Хива и др. Положение его было шатким. В регионе шли постоянные усобицы. Здесь хватало феодальных владетелей, которые хотели отхватить что-нибудь у соседей, подчинить их, или просто пограбить. Против Бабура выступил даже родной брат, и ему пришлось поделить Ферганское княжество на два удела. Его главным противником был узбекский хан Мухаммед Шейбани (основатель государства Шейбанидов). Усобицы среди Тимуридов привели к тому, что Шейбани-хан 1501 году окончательно овладел Самаркандом и сделал его столицей своего государства. Бабур укрепился в Ташкенте, где пытался сколотить коалицию феодальных правителей против Шейбани. Однако из-за предательства нескольких князей, потерпел поражение. В 1500-1505 годах Бабур был вытеснен ханом Шейбани в Афганистан, где создал новое государство со столицей в Кабуле. До 1512 года безуспешно пытался отбить Бухару и Самарканд. Замысел покорить Индию родился уже в 1504 году, когда Бабуру был всего 21 год. Однако из-за недальновидности родственников и феодалов, эту идею пришлось отложить и пытаться отвоевать родной удел.


В Афганистане Бабур создал сильную армию, и после неудачи с Самаркандом, решил захватить Индию. Северная Индия к этому моменту уже была подчинена мусульманским правителям – в 13 столетии был создан Делийский султанат. Однако к концу 14 столетия султанат был уже ослаблен и после вторжения армии Тимура, распался. В 15 столетии пределы султаната ограничивались двуречьем Ганга и Джамны. Индийский субконтинент делился несколько десятков мелких и крупных государственных образований, часто враждовавших друг с другом. В 1518 - 1524 годах войска Бабура совершили несколько набегов на Пенджаб (северо-западная часть Индии), захватывая большую добычу. Перелом в настроениях знати произошёл в следствии того, что могущественный враг Бабура Шейбани-хан затеял поход на Афганистан. К нему присоединились другие среднеазиатские правители. Устоять перед такой силой возможности не было, из-за постоянных усобиц афганских племен. «Я остался один в Кабуле, враг весьма силён, а мы очень слабы, - говорит эмир Кабула приближённым. - Имея столь сильного и могущественного противника, мы должны найти для себя какое-нибудь место; пока есть время и возможность, нам надо уйти подальше от такого мощного и грозного врага». Решили идти на Индию не разбойным набегом, а завоевательным походом.

Наместник Пенджаба Даулат-хан, который находился во вражде с царствовавшим в Дели султаном Ибрахимом Лоди, решил поддерживать действия Бабура. Даулат-хан имел сторонников и в Дели, где были недовольны правлением жестокого султана Ибрахима Лоди. Среди заговорщиков был и князь Санграм Сингхом. Таким образом, заговор индийской политической элиты стал главной предпосылкой, которая предопределила падение Делийского султаната. Вместо встречи врага на дальних рубежах, высшие сановники султана запустили его внутрь страны, чтобы свергнуть султана руками Бабура.

Даулат-хан планировал сам занять престол в Дели, считая, что походы Бабура, подобно вторжению Тимура, имеют грабительский характер. Войска Бабура, гружённые богатой добычей и пресытившись насилиями, сами уйдут из Индии. Однако, он сильно просчитался. Бабур в 1524 году занял Лахор и не ушёл, а в следующем году предпринял новый поход. Пенджабский наместник выступил против него, но был разбит.

21 апреля 1526 года на равнине Панипата, на пути из Лахора в Дели, состоялась решительная битва 12-тыс. корпуса Бабура с 40-тыс. армией делийского султана. Победу войск Бабура предопределило использование артиллерии и ружей, в которой правитель Кабула имел полное преимущество, и тактика охвата флангов противника конными отрядами. В Индии, огнестрельное знали, но никудышный полководец Ибрахим пренебрегал им и планировал смять отряд Бабура напором мощной конницы. Бабур связал обозные повозки между собой, прикрыл их щитами. Между повозками были проёмы для пушек, отрядов мушкетёров и конницы. Фланги линии обороны были прикрыты рвами и засеками. Все атаки вражеской конницы войско Бабура отразило слаженными ружейно-пушечными залпами и конными контратаками. Когда делийская конница была расстроена, её опрокинули фланговыми ударами кавалерии. Делийский султан сложил голову в этом сражении. Тысячи индийских воинов сложили головы в этом сражении. Дорога на Дели была открыта.

30 апреля 1526 года Бабур стал первым падишахом Дели, основавшим государство Великих Моголов. Разгром войска делийского султана при Панипати, весть о его гибель стали шоком для Северной Индии. Бабур не мешкая, захватил два главных города султаната – Дели и Агру. Его воины заняли все правительственные здания, дворцы и сокровищницу. Сопротивления почти не было. Его войска немедленно занялись восстановление порядка в округе. Бабур сразу издал указ запрещающий грабить и обижать семьи поверженных врагов, что склонило на его сторону многих людей и не вызвало ответной волны сопротивления, которую мог вызвать террор. Бабур также сразу наградил своих соратников и воинов. Из индийских сокровищниц военачальникам и простым воинам выдали денег, а также различные товары, оружие и коней. Кроме этих раздач велось распределение земельных участков, угодий и пастбищ. Щедрые подарки получили Кабул, Газна, Кандагар и даже Мекка, куда их отправили через странников. Эта щедрость стала причиной множества слухов, которые дошли и до соседних стран. Согласно одному из них пришлый падишах раздал все захваченные им сокровища Индии и ничего не оставил себе, действуя как странствующий дервиш. Сам владыка Бабур отразил эту мысль в стихах: «Я не принадлежу к братству дервишей, но, как царь, я их брат по духу».

Надо отметить, что желание Бабура остаться в Индии и сделать её домом для всех потомков Чингисхана и Тимура, были приняты не всеми. В войсках возникло возмущение. Появились дезертиры. Первым среди бежавших оказался первый советник падишаха Ходжа Калан, который уехал под предлогом раздачи подарков и стал правителем Кабула. Воинов тяготила во-многом для них странная и непривычная по природе, климату Индия. Бабуру пришлось собрать совет, где он убедил вождей остаться в Индии: «Сколько лет мы прилагали старания и терпели тяготы, ходили в далекие государства и водили войска, подвергая себя и людей опасностям сражений и войны! По милости божьей мы разгромили столь многочисленных врагов и захватили столь обширные земли. Какая же сила и какая необходимость заставляют нас теперь без причины бросить владения, завоеванные после стольких трудов, и снова вернуться в Кабул, чтобы подвергнуть себя испытаниям бедности и слабости? Пусть же всякий, кто хочет нам добра, впредь не говорит таких слов, а тот, кто не может больше проявить стойкости, если хочет уходить, – пусть уходит и не отказывается от этого».

Правда, ему ещё пришлось сломить сопротивление раджпутских князей во главе с Санграм Сингхом, которые видя, что Бабур не собирается уходить, собрали большую армию. Соратники Бабура испугались и уговаривали его уйти из Индии, они уже награбили большие богатства и боялись их потерять. Говорили, что «следует довольствоваться той милостью Аллаха, которую он ниспослал». Однако для Бабура это был звёздный час, и он не собирался отступать. Главная мечта его жизни сбывалась. В знак своей веры он приказал уничтожить винные запасы, хотя любил выпить и дал обет не пить (он его выполнил). Решающая битва раджпутов с армией Бабура состоялась при Кхануа (близ Сикри) в марте 1527 года. И вновь превосходство войск Бабура в артиллерии и ручном огнестрельном оружии сыграло решающую роль. Более многочисленные войска раджпутов атаковали оборонительные порядки Бабура. Однако их атаки разбились об умелую оборону и контратаки. Раджпутские князья потерпели сокрушительное поражение. Их предводитель Санграм Сингхом (Рана Санга) был тяжело ранен и умер в этом же году. Ни один из его потомков не осмелился продолжить борьбу. Эта победа над конфедерацией Раджпута привела к окончательному установлению власти Бабура над Северной Индией. Добившись успеха, Бабур перенёс центр вновь образованной державы в Агру. До конца своей жизни – 1530 года, он расширил свою державу, присоединив к ней долину Ганга, до границ Бенгалии. Он разгромил 6 мая 1529 года битве при Гогре правителей Бихара и Бенгала.

Часть афганского войска Бабура вернулась на родину, гружёная богатой добычей. Другая часть осталась в Индии. Воины получили от падишаха земельные наделы. Новые землевладельцы обычно нанимали в качестве управляющих местных жителей, которые лучше разбирались в местных условиях. Бабур проводил формирование налогово-административного аппарата и централизованной системы управления в новой державе, но не успел завершить эту работу. Эти задачи были решены уже его преемниками. Несмотря на очень краткое правление – 1526-1530 гг., Бабур смог заложить основы будущей великой державы, объединив значительную часть раздробленной Индии. Он упорядочил земельно-водные отношения, налоговую систему. По его указанию была начата большая строительная программа, сооружали мечети, бани, здания различного назначения, рылись колодцы. В крупнейших индийских городах - Дели, Агре, Лахоре, Девалпуре, падишах заложил сады и парки с декоративными растениями. Видимо, первым подобным сооружением на территории Индии, стал большой сад, именуемый Кабул-бахтом, основанный в Панипате в честь победы над делийским султаном Ибрахимом Лоди. В садах, разбитых в Индии, падишах впервые применил опыт по выращиванию дынь и винограда из Средней Азии. Во время своих многочисленных поездок по стране Бабур неутомимо планировал строительство дорог, которые должны были быть обрамлены тенистыми орошаемыми садами.

Бабур большое внимание уделял благоустройству подчиненных ему крупных индийских городов. Архитектура, планировка общественных и частных зданий, их внешние детали и внутренний интерьер, много взяли из стиля принятого в Средней Азии, в то же время смогли органично сочетаться с индийским стилем. В архитектуре произошёл синтез двух стилей. Этот процесс получил развитие и при наследниках Бабура.

Основатель новой державы деятельно стремился укрепить торгово-экономические связи с Афганистаном, Ираном, Средней Азией. Был издан указ Бабура о благоустройстве караван-сараев, строительстве специальных колодцев на торговых путях, заготовке продовольствия и фуража для путников. Все эти мероприятия были направлены на рост товарооборота с соседними странами и нормализацию отношений с ними. Бабур нормализовал отношения с Шейбанидами. Падишах даже незадолго до своей смерти Бабур отправил посла к русскому правителю Василию Ивановичу.

Перед смертью Бабур назначил наследника – им стал старший сын Хумаюн. Остальные сыновья получили в уделы Пенджаб, Кабул и Кандагар, и были обязаны подчиняться старшему брату.

Бабур отметился не только как выдающийся полководец и государственный деятель, но и как весьма образованный человек, умеющий ценить искусство. В своей столице Агре падишах собрал вокруг себя немало талантливых писателей, поэтов, художников, музыкантов, исследователей, которым уделял большое внимание. Он старался лучше изучить местные обычаи, традиции, отличался наблюдательностью. Изучал историю и культуру народностей Средней Азии, Афганистана и Индии. Заслуги Бабура как историка, географа, этнографа в настоящее время признаны мировой востоковедческой наукой. Отметился как видный поэт и писатель, написавший исторический труд «Бабур-наме». В этом автобиографическом сочинении падишах оставил описание великих городов Средней Азии, Хорасана, Афганистана, Ирана и Индии. Для современно науки его сообщения о Самарканде, Бухаре, Кабуле, Газни, Балхе, Фергане, Бадахшане, Дели, Девалпуре, Лахоре и других городах и местах, бесценны. Он также описывал караванные пути, тропы ведущие из Кабула в Индию, и в Среднюю Азию. В труде нашли прекрасное отражение описания природы, флоры, фауны, географии Средней Азии, Афганистана, Индии. В книге есть и сведения о политической жизни Индии, отрывочные данные об истории этой страны. В «Бабур-наме» много данных и по индийской этнографии: рассказано о кастовой системе, обычаях, быте простого народа и феодальной знати.

Перу Бабура также принадлежат трактат по поэтике; изложение в стихотворной форме мусульманского права и собственная разработка алфавита – «Хатти Бабури» («Алфавит Бабура»). «Алфавит» был создан на базе древнетюркских письмен и отличался более упрощенным по начертанию, по сравнению со сложным арабским письмом.

Захир ад-Дин Мухаммед Бабур (1483–1530)– великий государственный деятель, полководец, завоеватель Индии и Афганистана, чагатайский и индийский правитель, основатель империи Великих Моголов, талантливый писатель, поэт и философ, автор знаменитого автобиографического произведения «Бабур-наме» («Записки Бабура»).

Биография Бабура. Выдающиеся личности в истории земли Узбекистана и МавераннахраЗахир ад-Дин – старший сын в семье правителя Ферганы, Омара Шейха Мирзы родился 14 февраля 1483 года в городе Андижане. Отпрыск двух замечательных династий (по отцу – тимурид, по матери - чингизид) Захир-ад-Дин получил неплохое начальное образование во дворце отца, легко постигая премудрости науки и философии. Особой страстью мальчика, проявившейся уже в раннем возрасте, была литература и стихосложение. Но детству не суждено было длиться долго.

В 1494 году, после гибели отца, двенадцатилетний царевич вынужден был занять престол правителя Ферганы, а затем и принять активное участие в борьбе за власть в Андижане, имея своими противниками ближайших родственников – брата Джахонгира Мирзо и двух братьев отца Султана Ахмада Мирзо и Султана Махмад-хана. Что бы не обострять отношения с родственниками, молодой правитель, прозванный на монгольский манер Бабуром («тигр»), решил пожертвовать целостностью государства и отдал брату ровно половину Ферганского Улуса.

Имевший с детства все задатки хорошего полководца, в юности Бабур совершил ряд походов, в ходе которых присоединил к своим владениям Кандагар, Кашгар, Кундуз и установил столицу в Самарканде.

Однако в 1504 году предводитель узбекских кочевых племен Мухамед Шейбани-хан, воспользовавшись междоусобицами в роде Тимуридов, сумел захватить Самарканд, Андижан и Ташкент, тем самым вынудив отступить Бабура в Кабул.

Серьезно укрепившись в Кабуле Бабур на протяжении почти десяти лет (1505-1515) пытался вернуть родовые имения в Средней Азии, но каждый раз терпел неудачи. В 1508 году рассорившись с правителем Кандагара, он захватил этот город, но затем, потеряв к нему интерес, отдал для управления своему брату Насыру Мирзе.
В том же году Бабур предпринял первый поход в загадочную Индию, давно не дававшую покоя честолюбивому полководцу. Сделав остановку у тяжелейшего перевала Бади-Пич, повелел высечь на скале надпись, повествующую об истории покорения горного хребта.

С 1519 года завоевание Индии для Бабура становится первостепенной задачей, которую он старается планомерно выполнять. Заняв к 1526 году Дели, Агру и почти всю долину Ганга до границ Бенгалии, Бабур с гордостью объявил себя великим падишахом, и ему было чем гордиться, его владения теперь простирались от далекого Афганистана и включали всю северную Индию.

Доподлинно известно, что Бабур был просвещенным и справедливым правителем, покровителем искусств, науки и культуры. Сам талантливый поэт и литератор, он и вокруг своего двора в Агре (Индия) сплотил всю элиту людей искусства.

За недолгие годы своего правления Бабур сумел многое сделать для стабилизации политической ситуации в стране, развитии инфраструктуры ее городов, улучшению международных торговых отношений. Благодаря ему, получило широкое распространение строительство караван-сараев, библиотек, центрально-азиатский стиль прочно укрепился в архитектуре и искусстве Индии. И это не удивительно, ведь сам правитель приложил к этому свою руку. Именно в Агре увидели свет известные произведения Бабура – лирические стихи (рубаи и газели), трактат по мусульманскому законоведению (Мубайин), специальный алфавит Хатт-и- Бабури. И, конечно же, подлинная жемчужина его творчества – «Бабур наме», книга, давшая исчерпывающие сведения об истории, географии, политике, экономике и жизни народов, населявших Среднюю Азию, Афганистан и Индию того времени.

Умер великий правитель 26 декабря 1530 года в Агре, после чего трон отца унаследовал его сын – Хумаюн. Останки Бабура были перевезены в Кабул и захоронены в его любимом месте - загородном саду Баг-и- Бабур (Сад Бабура).

После смерти императора, династия Великих Моголов правила Индией еще 300 лет. Понравилась биография?

Захириддин (Захир ад-дин, Захриддин, Захритдин) Мухаммад Бабур родился 14 февраля 1483 г. в Андижане , в семействе правителя Ферганского Улуса (удела), имя которого было Омар Шейх Мирза. В то время в Средней Азии и Хорасане шли жестокие междоусобные войны между братьями, родственниками - потомками Великого Тамерлана .

Захириддин Бабур с детства был влюблен в литературу, искусство, красоту природы; подобно всем принцам - тимуридам , он получал основы знаний от выдающихся преподавателей во дворце его отца. Но его безмятежное детство длилось недолго: в 1494 г., после смерти отца, Бабур в возрасте 12 лет, когда сам сел на трон правителя Ферганского Улуса , был вынужден бороться за трон Андижана против своего брата Джахонгира Мирзо, с дядями Султаном Ахмадом Мирзо и Султаном Махмад-ханом. Чтобы примириться с братом Джахонгиром Мирзо, Бабур разделил Ферганский Улус и отдал ровно половину. Тогда же Бабур вступил в борьбу против феодальных групп Самарканда .

Побежденный Шейбани-ханом , который обладал огромной военной силой, Бабура оставляет Самарканд. После завоевания Шейбани-ханом Андижана в 1504 г., Бабур размещается на юге и устанавливает свое правление Улус в Кабуле . В 1505-1515 гг. Бабур несколько раз пробовал вернуться в Среднюю Азию. Но эти попытки оказались бесполезными. Позднее, с намерением укрепить свою власть, на протяжении периода 1519-1525 гг. Бабур вел агрессивную борьбу против Индии. В 1526-1527 гг. он завоевал её. Власть "Династии Бабуридов" , известной в Европе как "Великие Моголы" , продолжалась в Индии более 300 лет.

После той победы Бабур прожил недолго и умер в городе Агре в декабре 1530 г.; позже, согласно его завещанию, потомки перенесли его останки в Кабул и захоронили там.
Бабур за короткое время правления государством содействовал стабилизации политической ситуации в Индии , объединил индийские земли, усовершенствовал города, организацию торговых отношений. Широкое распространение получило построение библиотек и караван-сараев, особенно в годы правления его потомков. Центрально-азиатский стиль появился в искусствах и архитектуре Индии.
Джавахарлал Неру написал, что после пребывания Бабура в Индии произошли большие изменения, имели место новые реформы, улучшившие жизнь, обогащенную искусством и архитектурой.

Наряду с огромными государственными делами Бабур выполнял литературно-художественную деятельность в Индии и создал самую его изысканную работу, которая стала популярной во всем мире - "Бабур-наме" .
"Бабур-наме" - книга, включающая не только исторические факты, но и уникальную информацию относительно экономических, политических и социальных аспектов, природы и географии - информация, которая имеет огромное мировое значение, наполнена уникальным историческим и литературным наследием.

БАБУР, Захир ад-Дин Мухаммед Бабур (1483–1530), основатель династии Великих Моголов, среднеазиатский государственный деятель и полководец, завоеватель Индии и основатель династии Великих Моголов. Родился 14 февраля 1483 в Андижане, старший сын правителя Ферганы Омара Шейха Мирзы. По отцовской линии происходил от Тимура, по материнской – от Чингис-хана . Принца Захир ад-Дина обучали во дворце отца придворные ученые и советники. После смерти отца в 1494 он выдержал упорную борьбу за власть со своими родственниками и представителями групп знати. Попытки молодого правителя создать на территории Мавераннахра (междуречья Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи) крупное централизованное государство не увенчались успехом. В итоге Фергана была разделена между Захир ад-Дином, прозванным по-монгольски «Бабур» («Тигр»), и его братом Дхахангиром Мирзой. В ходе ряда походов Бабуру удалось присоединить Кашгар, Кундуз и Кандагар и установить свою столицу в Самарканде.

В 1504, воспользовавшись междоусобицами и войнами между соперничавшими правителями из рода Тимуридов, предводитель кочевых узбекских племен Мухаммед Шейбани-хан захватил Самарканд и Андижан, а затем Ташкент, вынудив Бабура отступить в Кабул. В 1508 Шейбани отвоевал Герат у правителя Хорасана (султана Хуссейна Мирзы).

Укрепившись в Кабуле, Бабур пытался в 1505–1515 вернуть среднеазиатские владения, но каждый раз терпел поражения. В 1508 он выступил в Кандагар, чтобы придти на помощь его правителю, но вскоре рассорился с ним, захватил этот город и передал управление им своему брату Наыру Мирзе. В том же году Бабур совершил первый поход в Индию и, остановившись у перевала Бади-Пич, повелел высечь на камне историю своего перехода.

С 1519 правитель Кабула приступил к систематическому завоеванию Индии. В 1525, откликнувшись на призывы вассалов последнего султана Дели Ибрагима (Ибрахима) Лоди, Бабур пересек р.Инд и в 1526 разбил армию султана в битве при Панипате, к северу от Дели. «Великий Господь, – вспоминал завоеватель, – сделал легким для нас это трудное дело: столь многочисленное войско он в полдня сравнял с землей. Возле Ибрахима, в одном лишь месте, было убито 5 или 6 тысяч человек; число павших в других местах мы приблизительно определили в 15–16 тысяч. Потом... из рассказов жителей Хиндустана стало известно, что в этой битве было убито 40–50 тысяч человек». Заняв Дели, Агру и почти всю долину Ганга вплоть до Бенгалии, Бабур объявил себя императором (падишахом). Владения его империи со столицей в Агре распространялись на северную Индию и часть современного Афганистана.

Бабур известен как просвещенный правитель, покровитель искусств, науки и культуры. Вокруг своего двора в Агре он собрал многих выдающихся писателей, поэтов, художников, музыкантов и ученых. Он и сам был ученым, талантливым писателем и поэтом. Дочь Бабура, Гульбадан-бегим, вспоминала, что отец построил в г.Сикри площадку для игры в конное поло со специальным помещением, где имел обыкновение писать книги. Бабур – автор лирических стихов (рубаи и газелей), трактатов по мусульманскому законоведению (Мубайин ), поэтике (Аруз рисоласи ), музыке, военному делу, создатель специального алфавита Хатт-и Бабури . Но наибольшую славу принесла ему уникальная автобиографическая книга Бабур-наме (Записки Бабура ), отражавшая сведения об истории и жизни народов, экономике, природе и географии Средней Азии, Афганистана и Индии в конце 15 – начале 16 вв.

Завладев Индией, Бабур способствовал развитию городов и торговли, поощрял посадку деревьев и садов, строительство библиотек и караван-сараев. Он умер 26 декабря 1530 в Агре; трон унаследовал его сын Хумаюн. Останки основателя империи были, согласно его завещанию, перенесены в Кабул и захоронены в загородном саду Баг-и Бабур (Сад Бабура). Потомки Бабура, Великие Моголы, правили в Индии до середины 19 в.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...