Закрепление изученного материала. а) Завершение работы

Тема урока «Морфологический разбор имени существительного». 6 класс

Методическое обеспечение:

Тема соответствует теме рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов, составленной с использованием материалов ФГОС основного общего образования, и УМК «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.

Тип урока: Комбинированный.

Цель: Повторить и обобщить знания об имени существительном как части речи.

Задачи:

    Обучающая: систематизация и закрепление знаний об имени существительном (морфологические признаки и синтаксическая роль) обучение умению делать морфологический разбор имени существительного.

    Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему, воображения, навыков работы в группах;

    Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, воспитание уважительного отношения к народным традициям, воспитание эстетического вкуса.

Технологии: системно-деятельностный подход, ИКТ, элементы игровой технологии.

Формы деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, в парах сменного состава, дифференцированная.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, выход в Интернет

Наглядно-дидактические материалы: презентация «Морфологический разбор имени существительного».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся.

а) создание положительно-эмоционального настроя.

Здравствуйте, ребята!

Письмо от деда мороза

Совершенно верно. Письмо от Дедушки Мороза. Что же он нам пишет?

Дорогие ребята 6 А класса!

Я получил ваши письма. Спасибо вам большое за поздравления!

Вот уже наступает зима. Приближается замечательный праздник, который ждет вся детвора. Надеюсь, вы с хорошим настроением встретите Новый год. Вас ждут игрушки, хлопушки, катание на санках и коньках, зимние прогулки и, конечно же, новогодние подарки. Успехов вам в новом году. И надеюсь, вы меня порадуете своими хорошими оценками.С любовью к вам, ваш Дедушка Мороз.

Ну что, ребята, порадовало вас письмо?

А что именно из письма Деда Мороза вам подняло настроение, какие слова?

(ответы учеников: праздник, Новый год, игрушки, хлопушки, санки, прогулки, подарки и т.д .)

А какой частью речи являются все эти слова?

(ответы учеников: имя существительное )

А почему вы решили, что это имена существительные?

(ответы учеников строятся в виде доказательства, при этом вспоминается определение, что такое имя существительное )

Молодцы, ребята! Совершенно верно.

2. Подготовка к активной деятельности на уроке. (Слайд 5).

Но мы сегодня с вами не только обобщим и повторим все, что знаем об имени существительном, но и познакомимся с морфологическим разбором этой части речи.

(запись в тетрадь числа и темы урока )

Повторение синтаксиса, пунктуации, орфографии, лексики.

3.1 . - Веселый праздник Новый Год любят все народы. Готовятся к нему по-разному. Каждый народ имеет свои обычаи, свои неповторимые традиции, которые переходят от поколения к поколению, и мы должны поддерживать эти традиции, сохранять их для своих потомков.

Так, в Японии дети рисуют корабли и прячут рисунки под подушку. Они верят, что сказочный кораблик поможет осуществить мечту.

В Италии избавляются в новогоднюю ночь от ненужных вещей: дырявые кастрюли и даже кровати. Согласно поверьям, в эту ночь на волшебной метле прилетает добрая Фея. Она открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учился или шалил, она оставляет щепотку золы или уголек.

По финской традиции, к непослушным детям этот зимний старик приносит розги, а послушным подарки.

Но у всех народов есть одна общая традиция.

Ребята, как вы думаете какая?

(ответ: приносить в дом елку, наряжать елку ). (Слайд 6).

Эта традиция сохранилась у нас еще со времен Петра I , т.к. именно Указом Петра I с 1 января 1700 года в России дома Москвы впервые стали украшать зелеными ветками елок.

С тех пор елка - символ вечной молодости, силы, желанный гость в каждом доме в новогоднюю ночь.

3.2. Синтаксическая роль им. существительного в предложении. (Слайд 7). Синтаксическая пятиминутка. Синтаксический разбор предложения:

Ёлка - символ вечной молодости, силы, желанный гость в каждом доме в новогоднюю ночь 4 .

делается вывод о синтаксической роли имени существительного в предложении )

3.3 . Повторение орфограмм, связанных с морфологическими признаками им. существительного (род, склонение, падеж). Подготовка к ГИА и ЕГЭ. (Слайд 8).

А вот как зеленую красавицу описала поэтесса Е.Трутнева в своем стихотворении:

Вырастала елка

В лесу на горе.

У нее иголки

Зимой в серебре.

У нее на шишках

Ледышки стучат,

Снежное пальтишко

Лежит на плечах.

Но не только в поэзии мы можем найти образ лесной красавицы, но и в живописи, вот как изобразил И.Шишкин ёлку на своей картине «На севере диком».

а) Игра «Соколиный глаз». (Кто больше найдет слов с известными орфограммами и пунктограммами).

(орфограммы: вырастала (ро с/раст ); безуд. гласная в корне слова: в ле су (ле с), на го ре (го ры), ле дышки (лё д); проверяем. согл. в корне слова ледыш ки (ледыше чка); на ши шках (жи, ши); паль тишко (слов.слово. Ь для смягчения) и т.д;

пунктограммы: знаки завершения в конце простого предложения, знаки препинания в сложном предложении (чертим схемы)

б) Лексическая разминка.

I вариант: Найдите в тексте многозначное слово, и докажите свою точку зрения. (игла)

II вариант: Найдите слово или словосочетание, употребленное в переносном значении, докажите свою точку зрения. (иголки в серебре, снежное пальтишко лежит на плечах)

в) - А как вы считаете слово «елка» является однозначным или многозначным? Послушаем эксперта.

Орфографический словарь

ёлка , -и, р. мн. ёлок

Большой толковый словарь

ЁЛКА, -и; мн. род. ёлок, дат. ёлкам. ж.
1.
=Ель.
2.
Ель, срубленная и украшенная к празднику Рождества или Нового года. Новогодняя, рождественская ё. Нарядная ё. На ёлку повесили золотые шары, хлопушки, блестящий дождь. Танцевали у ёлки, под ёлкой. Пора зажигать ёлку
(зажигать свечи или гирлянды электрических лампочек).
3.
Новогодний или рождественский праздник с танцами и играми вокруг украшенной ели. Устраивать ёлку. Ходить на ёлку. Весёлая ё. Билет на ёлку. ◊ Ёлки зелёные; ёлки-моталки, в зн. межд. Разг.-сниж.
Выражает недовольство, досаду, удивление и т.п. Ну и погодка, ёлки зелёные! Ты зачем это сделал, ёлки-моталки! Е-ые игрушки. Е-ая хвоя. Ё. базар
(на котором продают ёлки или игрушки для них). Ёлкой, в зн. нареч.
=Ёлочкой. В ёлку, в зн. нареч.
=В ёлочку.

Русское словесное ударение

ёлка, -и; р. мн. ёлок

4. Обобщение и систематизация понятий по теме

«Имя существительное»

Ребята, все мы узнали о слове «ёлка», и на самом деле, какой же Новый год без елки. Вот и наша елочка. (Слайд 9).

Но вот беда, на ней нет игрушек. И сейчас нам надо с вами изготовить украшения для нашей лесной красавицы: шары, гирлянды, фонарики. Но это будут не простые украшения, а волшебные. Делая игрушки, мы вспомним морфологические признаки имени существительного и познакомимся с порядком морфологического разбора. Работа по изготовлению будет спориться лучше, если вы образуете группы.

а) повторение и систематизация ЗУН.

Слайд 9. Работа в группах:

Каждая группа (5 групп) выбирает категорию, самостоятельно выполняет задания, на повторение морфологических признаков имен существительных.

(используется раздаточный наглядно-дидактический материал)

    Третий лишний. Определение морфологического признака «Собственное или нарицательное»

    Ребусы. Определение морфологического признака «Одушевленное или неодушевленное имя существительное»

    Знаешь ли ты приметы зимы? Определение морфологического признака «Род имени существительного».

    Загадки. Определение морфологического признака «Склонение»

    Кроссворд. (Определение числа им. существительного)

4.1.Слайд 10. Третий лишний. Определение морфологического признака «Собственное или нарицательное»:

новый год

Новый Год + (собственное имя существительное, т.к название праздника)

каникулы

О каком признаке им. существительном мы вспомнили?

4.2. Слайд 11,12. Ребусы. Определение морфологического признака «Одушевленное или неодушевленное имя существительное»


рукав рыбка тыква волк


По какому признаку можно объединить и в то же время разделить эти слова?

Ответ: одушевленные: рыбка, волк, скворец

неодушевленные: рукав, тыква, елка

4.4. Слайд 15. Загадки. Определение морфологического признака «Склонение».

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет.

(Сосулька) 1 скл.

Какая игрушка
Стреляет, как пушка?
(Хлопушка) 1 скл.

Колёсик простой
Стал лентой витой.
(Серпантин) 2 скл.

Вот ещё одна загадка

девочкам и мальчикам:

кто рождается в кармане

с маленьким карманчиком?

(Кенгуру) несклон. имя сущ.

Сами крошки, боятся кошки,

Под полом живут, туда все несут.

(Мыши) 3 скл.

В январе,
На праздник важный,
Дождь идёт
Цветной, бумажный.
(Конфетти) несклон. им.сущ.

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
(Время) (разносклоняемое имя сущ.)

Составьте таблицу «Склонение имен существительных», заполнив ее примерами. (Обращаю внимание на правописание слов)

Несклоняемые

Разносклоняемые

Со сулька

Хло пушка

Се рпантин

Ке нгуру Ко нфетт и

Итак, какие признаки имени существительного мы с вами вспомнили?

(ответ: Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение ).

А как вы считаете, это признаки постоянные или непостоянные?

(ответ: постоянные, т.к. не подвергаются изменению )

4.5. Слайд 16. Кроссворд. Изменение им. существительных по числам.


По горизонтали
1. Что продается в аптеке и помогает выздоравливать, когда мы болеем?
2. С горы - коняшка, в гору - деревяшка. Что это?
3. Что зимой короче: день или ночь?
4. Какая птица прилетает к нам в гости специально на зиму?

Отгадав кроссворд, в синих клеточках вы узнаете ответ на загадку:

Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал.

(Ответы: лекарство (ед.ч.), санки (только во мн. числе), день (ед.ч.), снегирь(ед.ч.), СНЕГ(ед.ч.).

б) Физкультминутка.

в) обобщение ЗУН:

1) работа с учебником

А сейчас я предлагаю вам познакомиться с материалом учебника §42.

2) решение проблемного вопроса

Все ли морфологические признаки имени существительного мы с вами повторили, чтобы можно было выполнить морфологический разбор?

(ответы учеников: нет, не вспоминали о падежах им. существительных)

3) Закрепление изученного материала.

а) выполнение морфологического разбора имени существительного

Вспомнив все признаки имени существительного, предлагаю выполнить морфологический разбор слова «зиму 3 » (Слайд 17)

4) проверочная работа с последующей взаимопроверкой. (Слайд 18).

а) Предлагаю ребятам выполнить письменно (по вариантам и

дифференцированно): морфологический разбор имен существительных I вариант «прилетел с неба 3 », II вариант «убежал в землю 3 »

б) взаимопроверка.

Опрос: - кто выполнил без ошибок (молодцы),

У кого 1-2 ошибки (еще надо самостоятельно поработать)

У кого больше 3 ошибок (необходима помощь учителя или

одноклассника, справившегося с заданием).

5. Подведение итогов урока. Подведение итогов урока.

а) Завершение работы.

Елка, елка, елочка -
Зеленая иголочка!
Зажгись огнями разными -
Зелеными и красными!

А какая у нас елочка? (Слайд 19)

(ответ: необыкновенная, украшения на ней волшебные: морфологические признаки имени существительного. )

А какое у вас настроение?

(ответ: радостное, праздничное)

б) Рефлексия (Слайд 20)

Я узнал…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Оказалось неожиданным…

Вызвало затруднение…

Было сложно…

в) выставление оценок.

г) домашнее задание. ( Слайд 21).

§42 запомнить порядок морфологического разбора имени существительного, составить памятку.

6. Оргмомент. Завершение урока. (Слайд 22)

– Ребята, мне кажется, что вы оправдали надежды Деда Мороза. Порадовали вы его сегодня. Все молодцы! Спасибо за урок!

И так ребята,давайте с вами откроем тетрадочки, и запишем сегодняшнюю дату.

Какое сегодня число?

(записываю дату на доске)

Давайте внимательно посмотрим на дату. Какая орфограмма нам с вами встретилась в слове «сентября»

Верно. Давайте выделим корень слова и подчеркнем орфограмму (выделяю корень на доске, подчеркиваю букву «я».) Какое мы подберем проверочное слово?

Молодец. Проверочное слово-сентябрь. Пишем букву «я».

Что нам нужно записать после даты?

Верно. Запишем.

(пишу слово «классная работа» на доске.)

Кто нашел орфограмму в слове «Классная»

Правильно. Удвоенная соглассная в корне. Давайте выделим орфограмму.(выделяю корень и подчеркиваю орфограмму на доске)

И так ребята, мы сегодня с вами будем много писать. Но все мы знаем, что писать в тетради нужно только грамотно и красиво. И на нашей минутке чистописания я хочу предложить вам записать следующие предложение:

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. -

Кто записал, ваша задача найти все имена существительные, подчеркнуть их простым карандашом и наверху тоже простым карандашом написать падеж этого слова.

Кто готов тихонечно хлопните в ладошки.

И так, проверяем.

Ребята, у все так?

У кого не так?

И так, скажи пожалуйста, что тебе помогло определять падеж имен существительных?

Верно. Определить падеж можно при помощи вопроса. Посмотрите на доску. На ней прикреплены карточки с названиями падежей и вопрсам к ним. Но осенний ветер все разметал. Давайте попробуем все расставить на свои места.

Для начала давайте разберемся, какой падеж за каким должен стоять.

Давайте поработаем по цепочке.

Вадим, начинай.

(магнитиками переставляю падежи по местам)

Молодцы ребята, все падежи у нас стоят на нужных местах. Теперь осталось только правильно подобрать к ним вопросы.

Ваня, какой вопрос у нас у именительного падежа?

Стас, родительный падеж на какой вопрос отвечает?

Данил, вопрос дательного падежа?

Дамир, тебе винительный падеж.

Ваня. Какой же вопрос у творительного падежа?

И последнее, Вадим, какой у предложного падежа вопрос?

Молодцы ребята, хорошо поработали и все поставили на места.

И так, ребята, кто мне напомнит, какую тему вы начали изучать на прошлом уроке?

Хорошо, а кто мне назовет что необходимо знать, чтобы провести морфологический разбор имени существительного?

Правильно. Молодцы ребята. Все признаки назвали.

И так, как определить падеж мы с вами вспомнили.

А вспомнить, как определять род и склонение нам поможет наш учебник. Давайте его откроем на страничке 31 и посмотрим на упражнение 1.

Вадим, читай задание.

И так, нам с вами нужно определить род и склонение существительного, которое в начальной форме заканчивается на « бо»

Давайте подберем и запишем слова, которые могут так заканчиваться.Хорошо, запишем.

Определить род нам поможет небольшой стишок.Но его нужно слушать очень внимательно.

Женский род отвечу я

И скажу: "Она, моя!"

И отвечу: "Род мужской",

И скажу: "Он, мой!"

Средний род: "Оно, мое!"

Это правило твое!

И так, какой же род у существительных, заканчивающихся на «БО»

Давайте определим склонение. Посмотрите, на доске табличка, она вам поможет

Верно. Как ты определил?

Молодец. И так, следующие слово, у которого мы должны определить род и склонение, заканчивается на «це».

Что это могут быть за слова, которые так заканчиваются?

Давайте запишем 2 понравившихся вам слова.

Какой род будет у этих слов?

Верно. Давайте определим склонение.

Хорошо, следующие слово.

Оно у нас заканчивается на «я».

Что это могут быть за слова?

Так, запишите 2 слова, которые вам больше всего понравились.

Какой род у всех этих слов?

Как опрделили?

И какое же будет склонение?

Почему первое?

Верно. Следующие слова заканчиваются на «нь».

Давайте подберем эти слова.

Хорошо, запишем эти слова. Какой род у этих слов?

А склонение?

Записали это.

Следующие слово заканчивается на «тр»

Молодцы. Записали 2 слова, которые заканчиваются на «тр»

Давайте определим род этих слов.

Правильно. А какого они склонения?

Хорошо. Как же у нас заканчивается следующем слово?

Давайте придумаем слова с этим окончанием.

Запишем 2 понравившихся слова.

Какой род у этих слов?

А какое склонение? Первое, второе, или третье?

Верно, молодцы.

И последнее слово у нас заканчивается на букву «а». Что это за слова?

Молодцы. Записали 2 слова.

Какого рода вс эти слова?

А какого склонения?

Ребята, что же мы с вами сейчас учились делать?

Верно ребята. А вам это показалось легкой или сложной работой?

И так, обобщим. Как же нам определить род существительного?

Верно. А склонение мы как определяем?

Молодцы ребята. Сейчас мы проверим, как вы умеете быстро находить морфологические признаки в словах.

На страничке 31 есть упражнение 2.

Дамир, прочитай пожалуйста задание.

Так, давайте наовем род у всех слов в первой группе.

Так ребята, род будет общим морфологическим признаком для всех слов?

Верно. Давайте посмотрим, в каком падеже стоят все эти слова?

Будет ли падеж общим морфологическим признаком?

Верно. Кто мне скажет в каком числе стоят все эти слова?

Число будет общим признаком?

Правильно. А одушивленные ли они?

Будет ли это общам признаком?

Какой признак мы еще не определили?

Верно. Какого склонения все эти слова?

Правильно. Как вы это определили?

Склонение будет общим признаком?

А есть ли среди этих слов имена собственные? Или все они нарицательные?

И так, еще раз, какие общие морфологичские признаки для всех этих слов?

Молоцы, все признаки правильно определили.

Попробуйте со второй цепочкой справится самостоятельно.

Кто готов- тихонечко хлопните в ладоши.

И так, проверяем.

Верно. Это общие морфологические признаки.

А по какому признаку они отличаются?

У всех так?

И последняя третья строчка. Выполняем ее самостоятельно.

Кто готов, хлопните в ладоши.

И так, проверяем.

Верно. И так,какой же признак не стал для них общим?

Молодец. Скажи пожалуйста, а что ты такого сделал со словами, чтобы определять морфологические признаки?

Правильно. Ребята, все морфолонические признаки мы можем назвать только указав начальную форму.

А теперь давайте встанем из-за своих мест и немножечко разомнемся.

Антилопе каждый день

Поразмяться уж не лень.

(шаг на месте)

Встанет рано поутру,

(подтгивание)

Скачет быстро по двору.

Головой своей качает,

(качание головой вправо-влево)

Повороты выполняет.

(повороты туловищем)

Молодцы, а теперь тихонечно садимся.

И так, последнее на сегодня упражение, под цифрой три.

Чтобы нам его успешно выполнить, давайте вспомним, какие у имен существительных есть постоянные признаки?

Почему их назвали постоянными?

Верно. Если слово стоит например и мужском роде, то женского рода мы его никак не сможем сделать.

И так, а какие же непостоянные признаки?

И так, Дима, прочитай пожалуйста стихотворение с выражением вслух.

Спасибо Дима.

И так, какие существительные вам встретились в этом стихотворении?

Верно. И так, ваша задача найти и выписать существительные, которые имеют одинаковые постоянные и непостоянные признаки.

Кто нашел, выписал,и указал все эти признаки тихонечко хлопает в ладоши.

И так, проверяем.

Какие слова с одинаковыми постоянными признаками вы нашли?

Хорошо. А какие у них одинаковые непостоянные признаки?

Правильно ребята. А сейчас найдите слово, которое имеет следующие признаки: нерицательное, неодушивленное,мужского рода, второго скланения. Единственного числа, именительного падежа.

Ребята, это было очень сложное задание, но мы справились.

А сейчас откройте пожалуйста свои дневнички и запишите домашнее задание. И так, дома вам нужно будет выполнить на страничке 33

упражнение № 4.(записываю задание на доске)

Ход урока.

I Организационный момент.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг другу улыбнулись.

Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок русского языка пройдёт бодро, весело и, главное, познавательно. Наши задачи: обобщить знания о существительном и научиться давать его полную характеристику как части речи.

II . Минутка безотрывного письма . (одна строка)

Запишите число, классная работа. Назовите и подчеркните орфограммы.

Работа над ошибками.

III . Орфографическая пятиминутка.

Прочитайте слова.

Снежок, дорожка, друг, облака, указка, улыбка, зелень, сестричка.

Запишите слова в 2 столбика.(самостоятельная работа)

Прочитайте слова первого столбика. По какому принципу вы объединили их в одну группу? (безуд. гласная в корне, провер.) Как проверить безуд. гласную в корне?

(Устно подберите проверочные)

Прочитайте слова второго столбика. Почему объединили их в группу? (парн. согл.) Как проверить парную согласную в корне слова? (устно) Подберите проверочные слова.

Что общего между всеми данными словами? Докажите, что это имена сущ.

IV . Обобщение .

1 . Работа в группах.(По 6)

Работе в группах помогут фразеологизмы- устойчивые сочетания слов:

Ушки на макушке

Чувство локтя

Стоять горой

Объясните значения данных фразеологизмов.

Составьте кластер «Имя существительное»

(по одному выступающему у доски)

2 . Что такое имя существительное?

На какие группы делятся грамматические признаки существительного? (пост. и непост.)

Назовите постоянные признаки.

Какие существительные относятся к одуш.? Неодуш.? Собств.? Нариц.?

В англ., каз., арм., узб. языках нет рода, а в языках народов Африки 48 родов. Сколько родов у сущ. Рус. Яз.?

Какие сущ. относятся к 1,2,3 скл.?

3 . Прочитайте слова.

злость-

трусость-

жестокость-

безделье-


ненависть-

Пусть они никогда не звучат в нашем классе и в нашей стране. Замените их на слова, противоположные по смыслу. Запишите.

1 в.- определите род

2 в.- определите склонение

Проверка фронтально.

4 . Назовите непостоянные признаки.

Физминутка

Если сущ ед.ч.- встали

Если мн.ч.- похлопали в ладоши

Деревня, август, площади, тетради, витамины, скамейка, малиновка, дорожки, ножка.

5 . Работа в парах.

Каждому падежу найдите вопросы и предлоги.

В.п. кто? что? (без предлогов)
П.п. кого? чего?(от, до, из, без, для, около)
Т.п. кому? чему?(к, по)
Р.п. кого? что? (в, на, за, про)
И.п. кем? чем?(за, под, над, между, перед)
Д.п. о ком? о чём? (о, об, в, во, на, при)

Проверка. (цепочкой)

Обобщение по слайду.

V . Новый материал.

1. Характеристика слова как части речи с учётом особенностей его использования в речи называетсяморфологическим разбором

Морфологический разбор существительного проводится по следующей схеме (чтение детьми)

    I.Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

    II.Начальная форма. (И.п., ед.ч.)

    III .Морфологические признаки:

    A Постоянные морфологические признаки:

    1 собственное или нарицательное;

    2 одушевлённое или неодушевлённое;

    3 род;

    4 склонение;

    Б Непостоянные морфологические признаки:

    1 число;

    2 падеж.

    I V .Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении)

2 . Комментированное письмо. (у доски)

От опушки леса к деревне тянулась поляна.

Выполните морфологические разборы сущ., которые не являются подлежащим.

По рядам: (трое у доски)

1 р.- от опушки

3 р.- к деревне

VI . Итог.

Сегодня на уроке

узнал, открыл для себя…

научился, смог…

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

VII . Дома . С. 62 упр. 182

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98694114

ГУ «Средняя школа № 43 им.Г. Мусрепова»

Русский язык

Морфологический разбор имени существительного

4 класс

Учитель начальных классов:

Семыкина О.Б.

г. Петропавловск, 2011

    2.

    , стол D.

    1. Деление на группы

    1. Падежи

    1. Родительный

    2. Дательный

    3. Предложный

    4. Винительный

    1. Собственные и нарицательные существительные

    1. микрорайон Ожет

    2. кошка Мурка

    3. чемпион Денис Тен

    4. газета «Вечерний Алматы»

    1. Единственное и множественное число

    1. Книга-книги

    2. Тетрадь-тетради

    3. Друг-друзья

    4. Улыбка-улыбки

    5. Яблоко-яблоки

    А. Падежи

    Родительный

    Микрорайон Ожет

    Книга-книги

    Дательный

    Кошка Мурка

    Тетрадь-тетради

    Предложный

    Чемпион Денис Тен

    Друг-друзья

    Винительный

    Газета «Вечерний Алматы»

    Улыбка-улыбки

    Яблоко-яблоки

    3.

    Защита презентаций.

    Взаимооценивание.

    4. Ознакомление с новым материалом

    1.

    План разбора

    1. Часть речи. Общее значение.

    2. Морфологические признаки.

    2. Постоянные признаки:

    3. Непостоянные признаки:

    III. Синтаксическая роль.

    2.

    Образец разбора

    Пришла зима.

    Устный разбор

    Зима зима.
    Начальная форма - зима.


    неодушевлённое, жёнского рода.


    именительном падежё, в единственном числе.

    3.

    Письменный разбор

    1. Зима - сущ. (что?) зима.

    2. Н.ф. - зима.

    3. Что? Зима.

    5. Физкультминутка.

    Всё пробудилось ото сна:

    По миру шествует ВЕСНА.

    Как будто расцветаем мы,

    Почувствовав приход ВЕСНЫ.

    И захотелось выйти мне

    Навстречу молодой ВЕСНЕ.

    В листве зелёной утону

    И в этом обвиню ВЕСНУ.

    Природа дышит лишь одной

    Неповторимою ВЕСНОЙ.

    Скворец, присевший на сосне,

    Горланит песни О ВЕСНЕ.

    Другим об этом расскажи

    И повторишь ты падежи.

    6. .

    Что вы о нём знаете?

    Денис Тен вернулся в Казахстан с медалью.

    Записать предложение

    1. Ручейки бегут быстрее.

    Светит солнышко теплее.

    Воробей погоде рад.

    Заглянул к нам месяц.

    2. Солнышко всё ярче светит.

    Снег худеет, мякнет, тает.

    Грач горластый прилетает.

    Что за месяц? Кто узнает?

    3. Зачирикал воробей

    После зимней стужи.

    Солнце ярче и теплей,

    На дорожках лужи.

    Вся природа

    Пробудилась ото сна .

    Отступает непогода,

    Это к нам идет… (Весна).

    Задание:

    7. Информация о домашнем задании: задание «Проверь себя» на с.126-127

    8. Итог урока.

    Выставление оценок.

    Чему мы научились на уроке?

    9. Рефлексия

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Морфологический разбор имени существительного»

Тема: Морфологический разбор имени существительного

Цель:

    систематизировать и обобщить теоретические знания об имени существительном; познакомить с порядком морфологического разбора имени существительного; формировать умение правильно определять морфологические признаки имени существительного при разборе как части речи;

    развивать речь детей, память, внимание и мышление;

    воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества, взаимопомощи.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация на интерактивной доске, карточки.

Ход урока

    Организационный момент

Психологический настрой на урок.

Доброе утро, ребята! Рада вас видеть.

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

    Проверка домашнего задания

    Что было задано на дом?

    Повторить изученное о существительном

    Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения.

Прочитайте тему урока. Как вы думаете, чему мы должны научиться?

Производить морфологический разбор.

А для этого мы должны вспомнить всё, что мы изучали об имени существительном.

Для этого вам надо разделиться на группы.

Дети берут карточку и по карточке определяют стол, за который должны сесть. На столы заранее поставлены названия: стол А. Падежи, стол В. Собственные и нарицательные существительные , стол D. Единственное и множественное число

    Деление на группы

    Падежи

    Родительный

    Дательный

    Предложный

    Винительный

    Собственные и нарицательные существительные

    микрорайон Ожет

    кошка Мурка

    чемпион Денис Тен

    газета «Вечерний Алматы»

    Единственное и множественное число

    Книга-книги

    Тетрадь-тетради

    Друг-друзья

    Улыбка-улыбки

    Яблоко-яблоки

Проверка деления на группы по слайду.

А. Падежи

В. Собственные и нарицательные существительные

С. Единственное и множественное число

Родительный

Микрорайон Ожет

Книга-книги

Дательный

Кошка Мурка

Тетрадь-тетради

Предложный

Чемпион Денис Тен

Друг-друзья

Винительный

Газета «Вечерний Алматы»

Улыбка-улыбки

Яблоко-яблоки

Проверьте, правильно ли вы разделились.

Давайте вспомним, всё что мы учили об имени существительном и составим его морфологический портрет. Что такое портрет?

    Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий;

Работа учеников в группах и составление портрета существительного.

Защита презентаций.

Взаимооценивание.

    Ознакомление с новым материалом

    Знакомство с порядком морфологического разбора по учебнику на с.123.

Морфологический разбор имени существительного

План разбора

    Часть речи. Общее значение.

    Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

    Постоянные признаки:

а) собственное или нарицательное;

б) одушевлённое или неодушевлённое;

    Непостоянные признаки:

III. Синтаксическая роль.

Что надо запомнить, чтобы правильно производить морфологический разбор?

    Чтение образца устного разбора на с.124

Образец разбора

Пришла зима.

Устный разбор

Зима - существительное. Обозначает предмет: (что?) зима.
Начальная форма - зима.

Постоянные морфологические признаки: нарицательное,
неодушевлённое, жёнского рода.

Непостоянные морфологические признаки: употреблено в
именительном падежё, в единственном числе.

В предложении является подлежащим.

    Запись в тетрадях образца письменного разбора на с.124.

Письменный разбор

    Зима - сущ. (что?) зима.

    Н.ф. - зима.

Пост. - нариц., неодуш., ж.р.; непост. - в им. п., в ед. ч.

    Что? Зима.

    Физкультминутка.

Всё пробудилось ото сна:

По миру шествует ВЕСНА.

Как будто расцветаем мы,

Почувствовав приход ВЕСНЫ.

И захотелось выйти мне

Навстречу молодой ВЕСНЕ.

В листве зелёной утону

И в этом обвиню ВЕСНУ.

Природа дышит лишь одной

Неповторимою ВЕСНОЙ.

Скворец, присевший на сосне,

Горланит песни О ВЕСНЕ.

Другим об этом расскажи

И повторишь ты падежи.

    Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в измененных условиях с целью формирования умений .

    Чей это портрет? (На интерактивной доске портрет Дениса Тена?)

Что вы о нём знаете?

Запись на доске предложения. Разбор по членам.

Денис Тен вернулся в Казахстан с медалью .

Найдите существительные в этом предложении. Каждая группа выполняет морфологический разбор одного из имён существительных из этого предложения, затем защищает свою работу у доски.

    Какое время года наступает? Какие изменения происходят весной?

Записать предложение

В марте просыпаются от спячки медведи.

Морфологический разбор существительных из этого предложения

    Работа в группах: отгадать загадки, списать выделенное предложение.

    Ручейки бегут быстрее.

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад.

Заглянул к нам месяц...

    Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает.

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

    Зачирикал воробей

После зимней стужи.

Солнце ярче и теплей,

На дорожках лужи.

Вся природа

Пробудилась ото сна .

Отступает непогода,

Это к нам идет… (Весна).

Задание: отгадать загадки, произвести коллективно морфологический разбор выделенных существительных.

    Информация о домашнем задании: задание «Проверь себя» на с.126-127

    Итог урока.

Выставление оценок.

Чему мы научились на уроке?

    Рефлексия

Что вам понравилось на уроке? Какие темы вам надо повторить?



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...