Замечательный путешественник и ученый федор петрович литке. Федор Петрович Литке: второе кругосветное плавание Открыл литке

Федор Литке

(1797 г. – 1882 г.)

Я хочу вас приветствовать с первым выходом в дальнее плавание. Помните, что мы идем в кругосветный вояж, что за нами далеко и надолго остается Россия, что за флагом нашим на «Синявине» мы несем славу, честь, величие и гордость Родины.

Из речи Ф. Литке перед командой при отплытии в кругосветное путешествие

Федор Петрович Литке, проникнутый любовью к географической науке и жаждой открытий стран неведомых, повел в первый раз свой корабль в неприветные полярные районы моря и, четырехкратно пробиваясь через ледяные окраины, открыл и завоевал для науки прибрежья той земли, которая только до его исследования имела право называться Новой Землей.

Л. С. Берг. «Географическое общество за 95 лет»

Русский мореплаватель и географ. Участник кругосветной экспедиции В. М. Головнина. Руководитель кругосветной экспедиции и исследований на Новой Земле и Баренцевом море. Открыл две группы островов Каролинской цепи. Один из основателей и руководителей Русского географического общества. Граф. Адмирал. Его имя носят 15 пунктов на карте, в т. ч. залив и губа на Новой Земле, многочисленные острова и мысы в различных архипелагах, пролив между Камчаткой и о. Каратинским, гора на Новой Земле и др.

Одним из видных путешественников XIX в. и организаторов русских географических экспедиций был Федор Петрович Литке – русский патриот и подвижник географической науки. Он родился 17 сентября 1797 г. в Эстляндии (Эстонии) и был пятым ребенком в знатной, но небогатой семье. Роды стоили жизни его матери. Отец вскоре женился снова, и дети оказались на попечении мачехи, старавшейся держать их подальше от себя.

Когда Феде исполнилось 7 лет, его отдали в дешевый пансион немца Мейера, не отличавшийся высоким уровнем преподавания. Здесь мальчик провел 4 года. За это время его научили сносно говорить на немецком, французском и английском языках. Что касается иных предметов, то здесь знания выпускника равнялись почти нулю.

С 1808 г. после смерти отца будущий мореплаватель жил у брата матери, члена государственного совета Эхгеля. Дядя холодно относился к племяннику: в его доме мальчик не знал ласки, образованием ребенка никто не занимался, никто не думал и о его будущем. Зато в полном распоряжении Феди находилась большая и основательно подобранная библиотека дяди, в которой было много книг о путешествиях, будивших воображение.

Но вот в 1810 г. сестра Федора Литке, Наталья, вышла замуж за капитан-лейтенанта И. С. Сульменева. Именно он пробудил в юном родственнике мечты о морских странствиях. По ходатайству Сульменева в 1812 г. юноша был принят волонтером во флот, сумел отличиться и вскоре стал гардемарином. Уже через год Литке за доблесть в сражении с французами под Данцигом был награжден орденом Анны IV степени и повышен в чине. Юный мичман исправно нес службу, но не переставал мечтать о путешествиях.

В 1817 г. совершенно неожиданно исполнилась самая горячая мечта молодого офицера – о кругосветном плавании. Его назначили старшим мичманом на военный шлюп «Камчатка», который входил в состав экспедиции В. М. Головнина, широко известного кругосветного мореплавателя, попавшего во время предыдущего путешествия в плен и прожившего у японцев три года. Книга с описанием приключений героя была переведена на многие европейские языки и пользовалась большим успехом.

Путешествие продолжалось два года и стало хорошей школой для Литке. Он значительно расширил крайне необходимые для исследователя знания в области навигации, океанографии, физики, астрономии, географии. Головнин отметил усердие и смелость молодого офицера. Здесь Литке нашел и друга – Ф. П. Врангеля, со временем тоже ставшего известным путешественником-мореплавателем.

В 1819 г. после завершения экспедиции Головнин рекомендовал назначить Литке начальником организованной Адмиралтейством экспедиции к берегам Новой Земли, о которой в то время не было почти никаких научных сведений. Очень важной задачей являлось и составление точных карт для обеспечения безопасного плавания в этом районе.

Специально для экспедиции был построен бриг «Новая Земля» грузоподъемностью 200 т. Учитывая климатические условия района плавания, его корпус сделали толще обычного, а подводную часть обшили медью. Однако Литке принятые меры не удовлетворили. По его настоянию были переделаны мачты, еще более утолщена внешняя обшивка, на жилой палубе поставлены две чугунные печи. На этом корабле Литке с 1821 по 1824 г. четыре раза плавал в северных водах.

В первое плавание мореплаватель отправился 15 июля 1821 г. Сначала «Новая Земля» с экипажем из 43 человек на борту отправилась к горлу Белого моря. Уже на этом этапе моряки столкнулись с тем, что карты не соответствуют реальности. При выходе из горла моря во время отлива корабль неожиданно сел на мель и вскоре стал валиться на бок. Экипаж спешно начал ставить подставы из бревен, но они не выдерживали и превращались в щепки. Еще чуть-чуть – и корабль перевернулся бы. Однако вдруг он выпрямился, оказавшись в глубокой канаве на песчаной отмели (банке). А во время прилива «Новой Земле» удалось освободиться из плена. И конечно, банка, названная в честь Литке, тут же была нанесена на карту.

С большим трудом пробившись через льды, 10 августа экспедиция добралась до Новой Земли в районе полуострова Гусиная Земля. Однако сплошные льды не позволили подойти к самому берегу. Медленно двигаясь вдоль побережья в северо-восточном направлении, корабль дошел до Машигиной губы. Сезон плавания в этих местах заканчивался, и мореплаватели повернули обратно. По дороге исправили на картах положение мыса Канин Нос, а 11 сентября прибыли в Архангельск.

О результатах плавания было доложено в Адмиралтействе, и изучение Новой Земли было решено возобновить в следующую навигацию года. Литке считал, что в составе экспедиции не хватает лоцмана, который знал бы подробно берега острова. Но такового в Архангельске не оказалось, не нашлось желающих и среди окрестных поморов. В связи с этим было решено начать обследование Новой Земли в наиболее благоприятное время, то есть со второй половины июля, а июнь использовать для обследования побережья на пути к основной цели. В результате экспедиция описала мурманское побережье в районе Семи островов, берега мыса Святой Нос и близлежащего залива, определила географическое положение о. Нокуева, описала группу Семи островов и о. Малый Олений, губы Порчниха и Териберка, о-в Киндин и Екатерининскую гавань в Кольском заливе. А с начала августа с корабля произвели описание берегов Новой Земли. Были также определены координаты западного устья пролива Маточкин Шар. На обратном пути мореплаватели перепроверили установленные в предыдущем плавании координаты мыса Канин Нос: они оказались точными. Как и в прошлом плавании, благодаря стараниям командира на «Новой Земле» не только никто не погиб – не было даже ни одного больного.

В 1823 г. изучение Новой Земли было продолжено. Бриг ушел в плавание 11 июня с двумя поморами-лоцманами. На этот раз провели съемку берегов пролива Маточкин Шар от мыса Бараний до мыса Входной. Восточный берег Новой Земли не удалось осмотреть – льды заставили повернуть от западного устья Маточкина Шара к Карским воротам.

У западного устья пролива, несмотря на уверения лоцманов, что путь безопасен, корабль едва не сел на каменистую банку: был сломан руль и разбита корма. Только исключительная прочность спасла судно от гибели. Судьба и в этот раз благоволила мореплавателям – неожиданный порыв ветра помог сняться с мели, а еще через полтора часа удалось починить руль.

На обратном пути экспедиция установила неизвестные ранее точные координаты о. Колгуева, еще раз перепроверила координаты мыса Канин Нос и в последний день августа прибыла в Архангельск.

Адмиралтейство положительно оценило результаты экспедиции. Но работу необходимо было продолжить: северная оконечность Новой Земли – мыс Желания – и восточное ее побережье не были исследованы. Кроме того, была поставлена задача на полпути между Шпицбергеном и Новой Землей проникнуть как можно дальше к северу. Однако это путешествие Литке оказалось наименее удачным. Неблагоприятная ледовая обстановка не позволила мореплавателям завершить изучение побережья Новой Земли. Что касается плавания на север между Шпицбергеном и Новой Землей, то здесь удалось достигнуть 76° с. ш.

Тем не менее экспедиция оказалась весьма плодотворной. Помимо чрезвычайно точных картографических описаний мореплаватели сумели получить ценные гидрографические, магнитные, астрономические данные, привезти образцы флоры и фауны, осуществить наблюдения за жизнью местного населения. Все это ввело Литке в круг крупных исследователей Арктики. Его имя получило широкую известность в России и в Европе.

Однако дальнейшая судьба путешественника оказалась связанной не с Севером. Было решено, что он возглавит девятнадцатую русскую кругосветную экспедицию для гидрографических исследований малоизвестных районов Тихого океана. Для этого Адмиралтейством были выделены два корабля – «Синявин» и «Моллер».

Флагман «Синявин» водоизмещением 300 т был специально построен на Охтенской верфи (Петербург). Его экипаж состоял из 43 человек. К экспедиции были прикомандированы трое ученых, в задачи которых входило изучение по маршруту животного и растительного мира, быта и нравов людей, геологии посещаемых территорий.

20 августа 1826 г. «Синявин» вышел из Кронштадта. В сентябре в Копенгагене к нему присоединился «Моллер». Вскоре оба корабля прибыли в Лондон, где мореплаватели провели около месяца, закупая необходимые приборы и инструменты, а потом двинулись к Канарским островам. Посетив Канары и острова Зеленого Мыса, корабли взяли курс на Рио-де-Жанейро. Им не повезло с погодой: продвижение вперед замедлял штиль. В результате в Бразилию Литке прибыл только в конце декабря.

От берегов Бразилии маленькая флотилия двинулась к Фолклендским островам, а в феврале обогнула Огненную Землю и направилась к Вальпараисо. В пути экспедиция проводила астрономические и физические наблюдения, но настоящая работа началась только в Тихом океане. Литке стремился к открытию в этом малоисследованном районе новых островов. Однако на пути от Чили до Гавайских островов океан не открыл мореплавателям никакой неизвестной суши. Правда, важным итогом этого этапа путешествия стали данные, подтверждавшие, что магнитная сила земли в Тихом океане больше, чем в Атлантическом, на одинаковых магнитных широтах.

В середине июня экспедиция подошла к Аляске. 5 дней мореплаватели провели в Ново-Архангельске – центре Русской Америки, расположенном на о. Баранова в архипелаге Александра. Отсюда Литке двинулся к Алеутским островам и уточнил координаты нескольких из них. Поскольку близилась осень, пришлось идти на Камчатку. 13 сентября мореплаватели достигли Авачинской бухты. Здесь подремонтировали корабль и продолжили плавание, держа курс на Каролинские острова, до сих пор не имевшие точных координат на карте и представлявшие серьезную опасность для кораблей.

От Каролинского архипелага путь Литке лежал на юг: там была открыта группа островов, получивших название о-вов Синявина, а также ряд других островов. Однако отсюда, чтобы пополнить запасы продовольствия, пришлось идти к о. Гуахан (Гуан). На обратном пути к Каролинским островам были открыты группы островов, ныне известные под названиями Олимароа, Элато, Фараулип, Эаурипик, Волеаи.

С наступлением весны экспедиция взяла курс на Камчатку, по пути уточнила координаты о. Бонин и провела там ряд наблюдений. На острове подобрали двух оставшихся в живых матросов с потерпевшего кораблекрушение английского китобойца «Вильям». Летом были проведены исследования берегов Камчатки, уточнена долгота мыса Дежнёва. Мореплавателям посчастливилось увидеть одновременно горы сразу двух материков – Азии и Америки. Снова зайдя в Петропавловск-на-Камчатке, корабли отправились в долгое плавание до Кронштадта.

30 мая 1829 г. экспедиция прибыла в Гавр. Во Франции натуралисты, участвовавшие в экспедиции, выступили в различных научных обществах Парижа с сообщениями о путешествии. В июне «Моллер» отправился в Кронштадт, а «Синявин» зашел в Англию, чтобы в Гринвичской обсерватории проверить свои инструменты. Литке и его команда прибыли на родину только 29 сентября 1829 г., пробыв в плавании 3 года и 5 дней.

Путешествие Литке было одним из самых успешных в истории русских кругосветных плаваний и имело большое научное значение. Были определены точные координаты главных пунктов Камчатки, описаны острова – Каролинские, Карагинские и др., чукотский берег от мыса Дежнёва до устья р. Анадырь. Открытия были настолько важными, что Германия и Франция, споря за Каролинские острова, обращались к Литке за консультацией по поводу их расположения. Гравиметрические данные экспедиции позволили еще раз подтвердить, что Земля является шаром. Рассчитанная Литке величина ее сжатия у полюсов близка к современным вычислениям. Особое значение имели разнообразные коллекции, собранные экспедицией, и 1250 рисунков, сделанных натуралистами.

Это путешествие сделало имя Литке широкоизвестным – как в России, так и за ее пределами. Он был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук. Однако слава тоже имеет оборотную сторону: в 1832 г. император Николай I назначил путешественника воспитателем Великого князя Константина. Литке писал: «Служба моя во многом противна и природе моей, и потребностям душевным», – но вынужден был подчиниться.

В это время ученый-путешественник сблизился с В. А. Жуковским, И. А. Крыловым, многими известными учеными. Сам он оставался прежде всего ученым: писал статьи для научных журналов, выдвинул идею создания Русского географического общества и добился ее реализации. В сентябре 1845 г. путешественник был избран вице-председателем общества и руководил им вплоть до 1873 г. С 1850 по 1853 г. Литке занимал пост военного губернатора Ревельского порта, а с 1853 по 1855 гг., то есть в период Крымской войны, – губернатора Кронштадтского порта.

Кроме этого, российская наука обязана Литке организацией Главной физической обсерватории – первого в мире климатологического центра, а также Павловской магнитно-метеорологической обсерватории, которая долгое время считалась лучшей в Европе по оборудованию. Его стараниями была расширена деятельность Пулковской обсерватории, ставшей в это время «астрономической столицей» мира.

Вся жизнь Федора Петровича прошла в неустанных трудах. Избранный в 1864 г. президентом Российской академии наук, он оставил этот пост всего за 4 месяца до смерти, почти ослепнув в результате тяжелой болезни. Умер Литке 8 августа 1882 г. в Петербурге.

После ученого-путешественника остался большой архив и ряд опубликованных научных трудов. Его путешествия описаны в книгах: «Четырехкратное путешествие в Северном Ледовитом океане на военном бриге «Новая Земля» в 1821–1824 гг.» (1828; переизд. 1848); «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Синявин» с 1826 по 1829 г.» (1835–1836; переизд. в сокр. в 1848).

Из книги История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год [В авторской редакции] автора Петелин Виктор Васильевич

Из книги Знаменитые путешественники автора Скляренко Валентина Марковна

Федор Литке (1797 г. – 1882 г.) Я хочу вас приветствовать с первым выходом в дальнее плавание. Помните, что мы идем в кругосветный вояж, что за нами далеко и надолго остается Россия, что за флагом нашим на «Синявине» мы несем славу, честь, величие и гордость Родины. Из речи Ф.

Из книги 100 великих гениев автора Баландин Рудольф Константинович

ЛАЙЕЛЬ (1797–1875) Чарлз Лайель (другое написание его фамилии - Лайелл) родился в семье шотландского дворянина в тот год, когда умер знаменитый геолог (тоже шотландец) Джеймс Геттон, по мнению которого жизнь Земли определяется глубинными процессами в земной коре -

автора Уир Элисон

1797 De Specula Regis Edwardi III.

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

Из книги Великая ложь нашего времени автора Победоносцев Константин Петрович

1882 ГОД 6Здесь в гостиных рассказывают, что Государыня Императрица изволит принимать г-жу Адан, приехавшую сюда из Парижа.Без сомнения Вашему Императорскому Величеству известно, что г-жа Адан есть политическая авантюристка и состоит в числе главных агентов

Из книги Поход «Челюскина» автора Автор неизвестен

Секретарь экспедиции Сергей Семенов. Отпустить «Литке»? - отпустить! Три даты - 10 и 17 ноября 1933 года и 13 февраля 1934 года.Каждая из дат сыграла огромную роль в жизни челюскинцев, каждая из них представляет собой особый этап.10 ноября «Челюскин» впервые за весь поход

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Четыре плавания Федора Литке В 1821 г. к Новой Земли в первый раз отправилась гидрографическая экспедиция, целью которой являлось описание этого берегов этого обширного северного архипелага. Возглавил экспедицию 23-л етний лейтенант Федор Литке. К тому времени Новая

автора Аксютин Юрий Васильевич

1797 Встреча руководителей партии и правительства с представителями интеллигенции 7. 03. 63: Стенограмма // РГАСП И.Ф. 17. Оп. 165. Д. 163. Л.

Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Аксютин Юрий Васильевич

1882 Там же. Л. 57.

Из книги Русские кругосветные мореплаватели автора Нозиков Николай Николаевич

Ф. П. ЛИТКЕ 1. КРУГОСВЕТНЫЙ МОРЕПЛАВАТЕЛЬ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬ Федор Петрович Литке осиротел при своем рождении 17 сентября 1797 г. Отец его вскоре женился вторично и, по настоянию мачехи, мальчик был отдан 8 лет в пансион. Воспитывали его там очень небрежно. 11 лет он остался

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 14 автора Висковатов Александр Васильевич

Из книги Популярная история - от электричества до телевидения автора Кучин Владимир

О пребывании на одном из Коралинских островов Литке писал: «…Трехнедельное пребывание наше на Юалане не только не стоило ни одной капли крови человеческой, но… мы добрых островитян могли оставить с прежними неполными сведениями о действии огнестрельных орудий наших, которые они почитают назначенными только для убивания птиц… Не знаю, найдется ли подобный пример в летописях раннейших путешествий в Южное море» (Ф. П. Литке. Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826-1829 гг.).

В первой половине XIX в. русские мореплаватели совершили более 20 кругосветных путешествий, что значительно превысило количество таких экспедиций, предпринятых англичанами и французами вместе взятыми. А некоторые русские мореходы совершили кругосветные плавания дважды и трижды. В первой русской кругосветке мичманом на шлюпе Крузенштерна «Надежда» был Беллинсгаузен, который через некоторое время первым подойдет к берегам Антарктиды. На этом же корабле совершил свое первое плавание О. Коцебу, впоследствии возглавивший две кругосветки: в 1815-1818 и в 1823-1826 гг.

В 1817 г. Василий Михайлович Головнин, уже завершивший кругосветное плавание на шлюпе «Диана», которое стало легендарным, собрался в свою вторую кругосветку. Попасть в команду знаменитого мореплавателя считалось великой честью. По рекомендации капитана 2-го ранга И. С. Сульменева, впоследствии адмирала, Головнин взял на судно в качестве начальника гидрографической службы его воспитанника, 19-летнего мичмана Федора Литке, уже успевшего принять участие в морских боях с французами и заслужить орден.

На шлюпе «Камчатка», готовившемся к выходу в кругосветное плавание, собралась замечательная компания - будущее русского флота. Литке встретился здесь с волонтером Федором Матюшкиным, бывшим лицеистом и однокашником Пушкина, будущим адмиралом и сенатором, и с младшим вахтенным офицером Фердинандом Врангелем, впоследствии знаменитым исследователем Арктики, адмиралом. В команду вошел и совсем юный гардемарин Феопемпт Лутковский, который сначала увлечется идеями декабристов, а потом станет контр-адмиралом и морским писателем. В ходе двухлетнего плавания «Камчатка» прошла Атлантику с севера на юг, обогнула мыс Горн, через Тихий океан достигла Камчатки, побывала в Русской Америке, на Гавайях, Марианах и Молукках, затем пересекла Индийский океан и, обойдя Африку, 5 сентября 1819 г. вернулась в Кронштадт.

В 1821 г. по рекомендации Головнина Литке, уже ставший лейтенантом, был назначен руководителем арктической экспедиции на бриге «Новая Земля». Экспедиция обследовала Мурманский берег, западный берег Новой Земли, пролив Маточкин Шар, северный берег острова Колгуев. Проводились астрономические наблюдения. Обработав экспедиционные материалы, Литке опубликовал книгу «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге “Новая Земля” в 1821-1824 годах». Этот труд был переведен на несколько языков и принес автору заслуженное признание в научном мире. Карты, составленные экспедицией, служили морякам на протяжении века.

В 1826 г. капитан-лейтенант Литке, которому в то время не было еще и 29 лет, принял командование шлюпом «Сенявин», построенным специально для новой кругосветки. В августе того же года корабль вышел из Кронштадта в сопровождении второго шлюпа «Моллер», которым командовал М. Н. Станюкович (отец известного писателя). Согласно инструкции, экспедиция должна была произвести опись берегов Охотского и Берингова морей, а также Шантарских островов и осуществить исследования в Русской Америке. В зимнее время ей предстояло вести научные изыскания в тропиках.

Шлюп Станюковича оказался значительно быстроходнее «Сенявина» (почему-то в большинстве русских кругосветных экспедиций пары комплектовались из кораблей с существенно различавшимися ходовыми качествами), и второму пришлось все время догонять первый, главным образом на стоянках в портах. Почти сразу же корабли разлучились и далее совершали плавание в основном по отдельности.

После остановок в Копенгагене, Портсмуте и на Тенерифе «Сенявин» пересек Атлантику и в конце декабря прибыл в Рио-де-Жанейро, где уже стоял «Моллер». В январе 1827 г. шлюпы вместе направились к мысу Горн. Обогнув его, они попали в жестокий шторм - один из тех, которые, похоже, специально поджидают корабли, входящие в Тихий океан, - и вновь потеряли друг друга. В поисках «Моллера» Литке зашел в бухту Консепсьон, а затем в Вальпараисо. Здесь корабли и встретились, но Станюкович уже отправлялся на Камчатку, транзитом через Гавайские острова.

Литке же остановился в Вальпараисо. Там он проводил магнитные и астрономические наблюдения, а натуралисты экспедиции совершали экскурсии по окрестностям и собирали коллекции. В начале апреля «Сенявин» отправился на Аляску. До Новоархангельска добрались 11 июня и пробыли там больше месяца, ремонтируя шлюп, собирая коллекции, занимаясь этнографическими изысканиями. Затем экспедиция обследовала острова Прибылова и произвела съемку острова Святого Матвея. В середине сентября «Сенявин» пришел на Камчатку, где экспедиция в ожидании почты оставалась до 29 октября, изучая окрестности.

Двинувшись на юг, в конце ноября Литке достиг Каролинских островов. В самом начале 1828 г. экспедиция открыла доселе неизвестную часть этого огромного архипелага, назвав ее в честь своего корабля островами Сенявина. Затем шлюп зашел на Гуам и другие Марианские острова. Постоянно велись гидрографические работы; Литке, сверх того, выполнял астрономические, магнитные и гравиметрические измерения. На островах натуралисты продолжали пополнять свои коллекции. В конце марта шлюп отправился на север, к островам Бонин (Огасавара). Моряки обследовали их и подобрали двух англичан, потерпевших крушение. В начале мая Литке взял курс на Камчатку.

В Петропавловске простояли три недели, а в середине июня началась вторая северная кампания Литке. «Сенявин» проводил гидрографические исследования в Беринговом море. Продвигаясь на север, экспедиция определила координаты точек камчатского побережья, описала остров Карагинский, затем направилась в Берингов пролив и определила координаты мыса Восточный (ныне мыс Дежнёва). Работы по описи южного побережья Чукотки пришлось прервать в связи с неблагоприятной погодой. В конце сентября «Сенявин» вернулся на Камчатку, а через месяц вместе с «Моллером» вышел в Тихий океан.

В начале ноября корабли вновь разлучил шторм. Условленное место встречи находилось в Маниле. Перед тем как двинуться к Филиппинам, Литке решил еще раз зайти на Каролинские острова. И снова удачно: ему удалось открыть несколько коралловых атоллов. После этого он направился на запад и 31 декабря подошел к Маниле. «Моллер» уже был там. В середине января 1829 г. шлюпы двинулись на родину, прошли Зондским проливом и 11 февраля оказались в Индийском океане. Затем их пути снова разошлись: «Моллер» отправился в Южную Африку, а «Сенявин» к острову Святой Елены. Там в конце апреля шлюпы воссоединились, а 30 июня вместе достигли Гавра. Отсюда Станюкович взял курс прямо на Кронштадт, а Литке еще зашел в Англию, чтобы проверить инструменты в Гринвичской обсерватории.

Наконец 25 августа 1829 г. «Сенявин» прибыл на кронштадтский рейд. Он был встречен пушечным салютом. Сразу после возвращения Литке произвели в капитаны 1-го ранга.

Эта экспедиция, продлившаяся три года, стала одной из самых плодотворных в истории мореплавания, и не только российского. Были открыты 12 островов, исследовано на значительном протяжении азиатское побережье Берингова моря и ряд островов, собраны богатейшие материалы по океанографии, биологии, этнографии, составлен атлас из нескольких десятков карт и планов. Большой интерес у физиков вызвали опыты Литке с постоянным маятником, в результате которых была определена величина полярного сжатия Земли, и измерения магнитного склонения в различных точках мирового океана. В 1835-1836 гг. Литке опубликовал трехтомное «Путешествие вокруг света на военном шлюпе “Сенявин” в 1826-1829 гг.», переведенное на несколько языков. Оно было удостоено академической Демидовской премии, а Литке избран членом- корреспондентом Академии наук.

Однако путешествие Литке на «Сенявине» стало для него последним - против его собственной воли. В 1832 г. император Николай I назначил офицера и ученого воспитателем своего второго сына Константина. Литке оставался при дворе в качестве воспитателя 16 лет. Он не был рад этой высочайшей милости, но ослушаться не посмел. Именно в эти годы Федор Петрович Литке сделался одним из основателей Русского Географического общества (наряду с моряком Врангелем и академиками Арсеньевым и Бэром) и был избран его вице-председателем, тогда как почетным председателем стал великий князь Константин Николаевич, воспитанник Литке. К слову, он был толковым морским офицером и дослужился до адмирала, сыграл видную роль в проведении либеральных реформ в России, а в 1861 г. стал председателем Государственного совета. Неплохое воспитание.

В 1850-1857 гг. в географической деятельности Литке наступил перерыв. В это время он был командиром Ревельского порта, а затем Кронштадтского. На его плечи легла организация обороны Финского залива от англичан и французов в ходе Крымской войны (1854-1855 гг.). За блестящее выполнение этой задачи Литке получил чин адмирала и был назначен членом Государственного совета, а в 1866 г. получил графский титул. В 1857 г. Литке снова был избран вице-председателем Общества; его заместителем стал Петр Петрович Семёнов-Тян-Шанский. Достижения отечественной географии в значительной мере связаны с деятельностью Общества и не в последнюю очередь с умением Литке и его преемников привлекать к своим предприятиям талантливую молодежь. В 1864 г. Литке занял пост президента Академии наук и параллельно до 1873 г. продолжал руководить Географическим обществом.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

Федор Петрович Литке, русский мореплаватель, географ

Другие действующие лица

Мореходы В. М. Головнин, М. Н. Станюкович, Ф. П. Врангель; Великий князь Константин Николаевич; географы К. И. Арсеньев, К. М. Бэр, П. П. Семёнов-Тян-Шанский

Время действия

Маршрут

Вокруг света с востока на запад

Цели

Описание дальневосточных берегов России, исследования в Русской Америке и в тропической области Тихого океана

Значение

Исследовано азиатское побережье Берингова моря, собраны богатейшие научные материалы, определена величина полярного сжатия Земли, открыты 12 островов

28 сентября (17 сентября по старому стилю) 1797 года в Санкт-Петербурге родился Фёдор Петрович Литке. Адмирал, граф – не по наследству, а по заслугам. Мореплаватель, географ, политик. Человек, предложивший идею создания Русского географического общества и во многом определивший его облик.

Фёдор Петрович – первый граф в роду Литке. Титул получил в 1866 году "за долговременную службу, особо важные поручения и учёные труды, приобретшие европейскую известность".

Именно Фёдор Петрович привил любовь к мореплаванию и географической науке своему воспитаннику – великому князю Константину Николаевичу, сыну Николая I и младшему брату Александра ΙΙ. А без него – был бы высочайше одобрен проект Географо-статистического общества, созданный группой лучших учёных и мыслителей страны?

Наше отечество, простираясь по долготе более чем на полуокружность Земли, представляет само по себе особую часть света со всеми свойственными такому огромному протяжению различиями в климатах, явлениях органической природы и т. д. и такие совершенно особые условия указывают прямо, что главным предметом Русского географического общества должно быть возделывание географии России.

(Ф.П.Литке, речь на первом заседании Совета Русского географического общества, 1845 год)

Когда Константин Николаевич станет председателем Императорского Русского географического общества (ИРГО), его помощником, потом вице-президентом – то есть фактическим руководителем Общества – будет именно Литке. На этом посту мореплаватель получит и адмиральское звание, и графский титул, и должность президента Академии Наук.

Но вначале было трудное – без матери, а затем и без отца – детство, в котором отдушиной были лишь многочисленные книги. И юность, посвящённая морю: старшим другом и наставником Фёдора Петровича был муж его сестры, капитан (а затем и адмирал) Иван Сульменев. Именно Сульменев устроил племянника, уже послужившего (и награждённого Георгиевским крестом) под его началом, в кругосветное плавание на шлюпе "Камчатка".

Плавание длилось два года – с августа 1817 года по сентябрь 1819. Путешественники пересекли Атлантику, обогнули мыс Горн, прошли вдоль всего побережья обеих Америк, добрались до Камчатки и оттуда, через Индийский океан, вокруг Африки вернулись в Кронштадт. Фёдор Литке в этой экспедиции отвечал за гидрографические исследования – и вернулся домой настоящим морским волком. Заметим – и пламенным патриотом.

Кто бы мог думать, чтобы первое судно, которое мы встретили по выходе из Рио-Жанейро, было русское; чтобы в южных пределах света увидели соотечественников своих, услышали отечественный свой язык! Не знаю: более ли радовался Колумб, нашедши Новый Свет, как мы радовались встрече сей!

(из дневника Ф.П.Литке во время его плавания на шлюпе "Камчатка")

А потом был Север – с 1821 по 1824 год на шестнадцатипушечном бриге "Новая Земля" Фёдор Литке исследует Белое море, Новую Землю и прилегающие районы Северного Ледовитого океана. Именно здесь Фёдор Петрович приобретает славу не только мореплавателя, но и серьёзного учёного – книга "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге "Новая Земля"" выходит в 1828 году и приносит Литке известность.

Меняется и патриотизм путешественника: место пылких юношеских восторгов занимает фундаментальная доказательность. В своих трудах Литке убедительно доказывает приоритет русских в освоении Арктики.

Но к какому времени нужно отнести начало мореплавания русских по Северному океану? Когда именно сделалась им известной Новая Земля? - вопросы, которые по своей вероятности навсегда останутся неразрешенными, и по причинам весьма естественным. Еще и ныне не можем мы похвалиться множеством писателей, посвятивших себя похвальному труду передать потомству отдельные деяния и подвиги своих соотечественников. Могли ли они существовать в непросвещенные века, предшествовавшие XVI-му, когда и искусство письма немногим еще известно было? История первых попыток россиян в Ледовитом море и постепенных открытий всех мест, им омываемых представила бы, конечно, не менее удивления и любопытства, чем и подобная история норманнов; но все это скрыто от нас непроницаемою завесою неизвестности.

(Ф.П.Литке, "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге "Новая Земля"")

Следующее плавание – ещё более масштабное: Литке возглавляет кругосветное путешествие на шлюпе "Сенявин" продолжительностью в три года (1826 – 1829). Исследовано Берингово море и открыты неизвестные ранее острова, изучены побережья Камчатки. Из плавания Фёдор Петрович возвращается знаменитым – шлюп встречают в Кронштадте пушечным салютом – в этом же году получает внеочередное звание капитана I ранга и становится членом-корреспондентом Академии наук.

Вскоре после этого – в 1832 году – начинается 16-летняя история его наставничества. Великому князю Константину Николаевичу было всего пять лет, когда отец определил его судьбу – быть моряком, командующим Российским флотом. С этим прицелом и выбран в преподаватели самый учёный из мореплавателей – делом, да и словом, доказавший свою преданность стране.

Именно в эти годы вместе с друзьями и единомышленниками – Фердинандом Врангелем, Карлом Бэром, Константином Арсеньевым – Литке думает о создании в России географо-статистического общества по образцу тех, что уже существовали на тот момент в Великобритании и Франции. В 1845 году высочайшее соизволение было получено: создается Русское географическое общество, через пять лет приобретшее статус Императорского.

Основной целью Русского географического общества в первом его Уставе было признано "собрание и распространение географических сведений вообще и, в особенности, о России, равно как распространение достоверных сведений о нашем отечестве в других землях".

Дальше в жизни Фёдора Петровича Литке были и успешная оборона Финского залива в Крымскую войну, и генерал-губернаторство в Ревеле (ныне Таллин), и руководство Академией наук. Географическое общество оставалось, впрочем, любимым детищем мореплавателя: если только Литке был в Санкт-Петербурге, он вникал в проекты новых исследований и путешествий, хлопотал о выделении средств и издании научных трудов.

Когда в 1873 году ИРГО провожало Фёдора Петровича на покой, коллеги приготовили ему "вечный" подарок – именем Литке назвали почётную золотую медаль Общества, которая и поныне присуждается за "новые и важные географические открытия в Мировом океане и полярных странах".

Федор Петрович прожил долгий век, покинув наш мир лишь в 1882 году. Вырастив двоих сыновей, одного из них – также путешественника и морского офицера. К сожалению, Константин Фёдорович Литке пережил своего отца лишь на 10 лет. Но другое дитя великого мореплавателя – Русское географическое общество – оказалось действительно долговечным и живет уже больше 170 лет. А значит, труды его не были напрасными.

Продолжим рассматривать марки из серии, посвященной русским географическим экспедициям. Сегодня на очереди история исследований островов Новой Земли, предпринятых экспедицией под руководством Фёдора Петровича Литке в 1821, 1822, 1823 и 1824 годах.

Статьи о предыдущих марках серии — , .

Фёдор Петрович Литке

Фёдор Петрович Литке принадлежал к славной плеяде моряков, выходцев из остзейских немцев. Его дед Иван Филиппович Литке (Иоганн Филипп Литке) приехал в Петербург в 1735 году. Он был ученым богословом, лютеранским пастором. Отёц Фёдора Петровича — Петр Иванович Литке был военным, принимал участие в битвах при Ларге и Кагуле в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. и служил адъютантом у князя Н.В. Репнина.

Фёдор родился в Петербурге 17 сентября (28 сентября) 1797 года. Во время родов его мать умирает. В своей автобиографии Фёдор Петрович пишет:

…приближался первый и несчастнейший час моей жизни. 17 сентября 1797 года сделался я убийцею моей матери. Появление мое на свете пережила она не более двух часов…

Отец женился вторично, но брак был неудачным. Новая молодая жена отравила его последние годы жизни, а детям стала злой, жестокой мачехой. Когда Фёдору было 10 лет, умирает и его отец, мальчик остается круглым сиротой. Образованием его никто не занимался и всё тяжелое и опасное время юности Фёдор был предоставлен самому себе. Только благодаря твердости характера и любознательности он не пропал, сам занимался своим образованием, помногу читал. И неизвестно как сложилась бы судьба будущего адмирала, если бы на него не обратил внимание муж старшей сестры Натальи капитан-лейтенант флота И.С. Сульменев. Их взаимные долгие беседы о море, корабельной жизни увлекли мальчика и по ходатайству Сульменева в 1812 году Фёдор Литке поступает под его команду на флот. Во время службы в 1813 г. Литке участвует в осаде Данцига, где отличился, был произведен в мичманы и награжден орденом Анны 4-й степени.

В 1817 г. Фёдор Литке получает назначение на шлюп «Камчатка», отправляющийся в кругосветное плавание под началом . В этом путешествии Фёдор Петрович получает бесценный опыт, из юного мичмана превращается в опытного флотоводца. В этом плавании Литке сблизился с другим будущим великим путешественником Фердинандом Врангелем, дружба с которым продолжалась всю жизнь.


Кругосветное плавание В.М. Головнина на «Камчатке» (1817-1819)

В.М. Головнин высоко оценил профессиональные и личные качества Литке и по возвращению рекомендовал Фёдора Петровича к руководству экспедицией по исследованию Новой Земли. В то время Новая Земля оставалась фактически terra incognita. Со времен плаваний Баренца в 1594-1597 и Розмыслова в в 1768-1769 гг. серьезных исследований тех мест не предпринималось. Карты Новой Земли и окрестных земель были весьма примитивны.

Северный Ледовитый океан привлекал мореплавателей возможностью более короткого пути из Атлантического океана в Тихий, в Китай и далее к богатым восточным странам. Обширный новоземельский архипелаг как раз лежал на пути этих плаваний, против которых была сама суровая северная погода и льды. Одной из первых европейских экспедиций по отысканию северо-восточного прохода было плавание в 1553 г. английской флотилии, состоящей из трех кораблей под началом Хью Уиллоби. Корабли пересекли Северное море и двинулись далее на север. Во время одной из бурь один из кораблей под командованием капитана Ченслера отстал. В сентябре два оставшихся судна встали на якорь в устье реки Варзина (Кольский полуостров). Зимовка окончилась трагически, все 70 участников экспедиции погибли. Они были найдены на следующую весну лопарями. Вещи с обоих судов доставлены в Холмогоры и по повелению царя возвращены англичанам, которые так узнали об участи погибшей экспедиции. Отставший же капитан Ченслер, укрывшись после разлуки с адмиралом в Вардгоусе, поплыв опять к востоку, вошел в Белое море и прибыл, наконец, в западное устье реки Двины, к Никольскому монастырю. Этим положено было начало торговли России с Англией.

Голландский путешественник Вильям Баренц в 1594-1597 годах трижды пытался найти северо-восточный проход. Во время третьей экспедиции он вместе со своими людьми был вынужден зазимовать на Новой Земле. Вскоре после окончания зимовки и отплытия с островов Баренц умер от цинги. Эта экспедиция стала последней голландской попыткой поиска северного пути в Азию. В честь Вильяма Баренца названо Баренцево море.

На старинных картах хорошо видно, что даже к началу XIX века восточный берег Новой Земли остается совершенно неизвестным мореплавателям и картографам.


Новая Земля (Атлас Joan Blaeu, 1665) (Источник: www.davidrumsey.com)
Новая Земля (Атлас Gaspari, 1817)

Экспедиция штурмана Розмыслова в 1768-1769 была первой русской научной экспедицией, снаряженной специально для изучения и описи Новой Земли. Она не только произвела съемку Маточкина Шара (пролив между Северным и Южным островами), но и собрала интересные сведения о природе новоземельских островов.

В 1819 году была создана специальная экспедиция во главе с лейтенантом А.П. Лазаревым. Инструкция, данная Лазареву, ставила перед ним задачу описать в одно лето всю Новую Землю и остров Вайгач и кроме того определить географические координаты Канина Носа и острова Колгуева. Масштаб поставленных задач, конечно, никак не соотносился с реальным положением дел и и возможностями того времени. И экспедиция неминуемо закончилась полной неудачей. Лазарев даже ни разу не высаживался на Новой Земле и ограничился лишь плаванием вдоль западных берегов. Некоторые привезенные им сведения впоследствии оказались сильно ошибочными. По возвращении в Архангельск оказалось, что более половины команды больны цингой, а трое в дороге умерло.

Поэтому инструкции, данные Литке, были уже не в пример осторожнее. В частности ему было указано:

Цѣлъ порученія, вамъ дѣлаемаго, не есть подробное описаніе Новой Земли, но единственное обозрѣнiе на первый разъ берѳговъ оной и познаніе величины сего острова по опредѣленію географическаго положенія главныхъ его мысовъ и длины пролива, Маточкинымъ шаромъ именуемаго - буде тому не воспрепятствуютъ льды или другія какія важныя помѣшательства

27 июля 1821 года экспедиция в составе 43 человек на бриге «Новая Земля» вышла из порта Архангельска и отправилась на северо-восток. Продовольствия было припасено на 16 месяцев на случай непреднамеренной зимовки. 31 июля экспедиция достигла берегов Новой Земли, где экипажем проводилась описание берегов. Работы первого года были по существу только разведкой, во время которой Литке изучал условия плавания в северных морях и проверял морские качества корабля. А условия были опасными. 31 июля 1821 года, лавируя к северу от острова Моржовца, бриг «Новая Земля» сел на мель, которая с тех пор носит имя Литке. В конце августа бриг взял курс назад на Архангельск, куда прибыл 11 сентября.


Ф.П. Литке у берегов Новой Земли. Художник П. Павлинов

На следующий год с 9 июля по 17 августа Литке занимался исследованием берегов близ Мурманска и сразу по окончании работ сразу отправился к Новой Земле. Во время экспедиции 1822 года был исследован пролив Маточкин шар, уточнены его географические координаты, описан берег до южного Гусиного Носа. Начавшийся шторм заставил прекратить работы, и 12 сентября пошли в Архангельск.

Успех второго года побудил продолжать работы и в 1823 году. Во время третьей экспедиции была закончена опись пролива Маточкин шар. Карта Розмыслова оказалась достаточно близкой к истине. Длина пролива по Розмыслову отличалась от определенной Литке на три мили. Из Маточкина Шара Литке пошел к югу и 31 августа дошел до Кусовой Земли, закончив таким образом опись западного берега Новой Земли до самой южной оконечности. Карские ворота были чисты ото льда. Однако Литке, боясь быть прижатым льдами к берегу и быть вынужденным к зимовке, не пошел в Карское море. Возвращаясь бриг налетел на каменную банку, был сломан руль и сорвана обшивка. Когда гибель казалась уже практически неизбежной, порыв ветра снял судно с отмели. Только исключительная прочность «Новой Земли» спасла Литке и его спутников от смерти. Благодаря героизму и прекрасной выучке команды бриг дошел 12 сентября до Соломбалы. Несмотря на аварию успехи третьего года были значительны. Помимо описи берегов Новой Земли, Маточкина Шара, острова Колгуева и астрономических определений, Литке в нескольких местах произвел магнитные наблюдения. За эту экспедицию Ф.П. Литке был награжден 1-го февраля 1823 г. чином капитан-лейтенанта.

Оценивая итоги трехлетних работ, Литке пишет:

В первые три экспедиции совершено было, по-видимому, все то, что возможно совершить у берегов Новой Земли на мореходном судне, снабженном не для зимовки: западные и южные берега, равно как и пролив Маточкин, были описаны; двухлетнее покушение проникнуть к северному берегу было неуспешно, по причине сплошных льдов в той стороне; осмотреть восточный берег с мореходного судна был мало надежды по причине льдов же, кои, по всем известиям, почти никогда того берега не оставляют.

В 1824 год была предпринята попытка достичь восточного берега. Однако сплошные льды помешали этому и успехи четвертой экспедиции были невелики.


«Бриг „Новая Земля“ под командованием Ф. П. Литке у берегов Новой Земли». Худ. Валентин Печатин

По окончании экспедиции Литке приступил к обработке собранных материалов и в 1826 г. закончил своё сочинение «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное на бриге «Новая Земля» в 1821-1824 годах», которое было впоследствии переведено на немецкий язык известным естествоиспытателем Эрманом. В предисловии к немецкому изданию книги Эрман писал:

При съемке и описании всех достигнутых им (Литке) пунктов Ледовитого океана он настолько превзошел всех своих предшественников научным тщанием и беспристрастием своих суждений, что эти работы нельзя пройти молчанием ни в истории мореплавания, ни в истории географии


Маршруты плаваний Ф.П. Литке к берегам Новой Земли в 1821-1824 гг.

Едва Литке успел окончить свою книгу, как был назначен командиром шлюпа «Сенявин» на котором и отправился в своё второе кругосветное плавание, длившееся с 1826 по 1829 г. Но это уже совсем другая история.


Ф. П. Литке (1797-1882). Шлюп «Сенявин»
СССР, 1947. Соловьев 1111, Михель 1089

Первым же северно-восточным маршрутом прошел финский мореплаватель Нильс Норденшельд в 1878-1879 годах. Правда его путешествие продолжалось два сезона — в конце сентября 1878 г. его корабль «Вега» на 9 месяцев вмерз в лед всего в 195 км от Берингова пролива.


«Вега». Финляндия, 1996.
Михель 1436 (нет в коллекции)

За одну навигацию Северный морской путь впервые прошел ледокольный пароход «А. Сибиряков» в 1932 г., под командованием капитана Владимира Ивановича Воронина.

Федор Петрович Литке - один из видных географов XIX в., адмирал русского флота, известный своими исследованиями Арктики и кругосветным плаванием. Он был одним из инициаторов и учредителей Русского географического общества, его почетным членом и в течение 20 лет возглавлял его работу, занимая должность вице-председателя. С 1864 г. - президент Петербургской Академии наук. Ф.П. Литке родился в Петербурге 17 (28) сентября 1797 г. Детство его было тяжелым и безрадостным. Мать умерла при его рождении. Отец вскоре женился на молодой женщине, невзлюбившей пятерых своих пасынков и падчериц. В семь лет Федора отдали в пансион немца Мейера. После четырехлетнего обучения он научился говорить по-немецки, по-французски и по-английски, знал арифметические действия, мог назвать главные страны мира и крупные города.

В 1808 г. умер отец Ф.П. Литке и мальчик остался круглым сиротой. Он жил у брата матери, члена Государственного совета сенатора Ф.И. Энгеля. С 11 до 15 лет Федор оставался без всякого надзора и не имел ни одного учителя. Единственным утешением мальчика была богатая библиотека дяди. Он прочитал множество книг по истории, астрономии, философии, географии. Особенно увлекался чтением книг о путешествиях. Однажды он прочитал книгу, в которой описывалось путешествие голландского мореплавателя В. Баренца к Новой Земле. Упорная борьба путешественников с трудностями, картины суровой, своеобразной красоты природы Арктики произвели на маленького читателя неизгладимое впечатление.

В 1810 г. в жизни Ф.П. Литке произошли изменения. Его сестра Наталья вышла замуж за капитан-лейтенанта И.С. Сульменева. Бывая часто у сестры, он с увлечением слушал рассказы о кругосветных путешествиях, географических открытиях и победах русского военного флота. Частые посещения квартиры сестры, еженедельные плавания по Финскому заливу в Кронштадт и обратно привили мальчику любовь к морю. Юноша решил посвятить свою жизнь военно-морской службе и по ходатайству мужа сестры в 1812 г. был принят волонтером в гребную флотилию. За находчивость и смелость его скоро произвели в гардемарины.

В 1813 г. 16-летним юношей Ф.П. Литке в составе десанта с судна «Аглая» трижды участвовал в боях против французских частей, укрывавшихся в Данциге. Его храбрость, самообладание и образцовое выполнение боевых заданий под артиллерийским огнем противника получили высокую оценку командования. Ф.П. Литке был произведен в мичманы и награжден орденом Св. Анны 4-й степени.

Он продолжал настойчиво изучать астрономию, навигацию, наставления по морской практике, сложное устройство парусных кораблей и управление ими, читал книги о кругосветных плаваниях русских и иностранных моряков. У Литке крепла старая мечта совершить такие же путешествия, какие совершили В. Беринг, И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский.

В 1817 г. при содействии И.С. Сульменева 20-летний юноша был назначен старшим мичманом на военный шлюп «Камчатка», который совершил кругосветное плавание под командованием В.М. Головнина. Плавание продолжалось более двух лет. Оно принесло молодому офицеру огромную пользу, расширив его знания в области океанографии, астрономии, физики, этнографии, навигации и определило его будущую деятельность как исследователя-путешественника. В.М. Головнин высоко оценил способности Ф.П. Литке и по возвращении из плавания рекомендовал его на пост начальника гидрографической экспедиции для описания берегов Новой Земли.

В летописи полярных путешествий видное место занимают русские мореплаватели и исследователи, которые открыли и описали обширные пространства, сделали немало открытий, проложили путь на Север и начали его экономическое освоение. Новую Землю и Карское море русские мореходы посещали уже в XV в. Имеются предположения, что отдельные русские мореходы бывали в этих суровых труднодоступных местах еще в XI в. Славными именами русских полярных мореходов справедливо гордится Россия.

Однако ценные сведения поморов, добытые огромным мужеством, суровыми испытаниями и преодолением невероятных трудностей, не были обобщены, и к началу XIX в. Новая Земля оставалась неизученной. В 1807 г. к берегам архипелага было отправлено одномачтовое судно «Пчела» под командованием штурмана Г.И. Поспелова. Во время этого плавания были описаны и положены на карту берега от Костина Шара до Маточкина Шара. В 1819 г. была снаряжена новая экспедиция под начальством лейтенанта А.П. Лазарева, которая окончилась неудачей. Из оценки работ всех экспедиций к Новой Земле следовал неутешительный вывод: сведения о ней скудны, отрывочны и туманны.

Необходимо было провести большую, кропотливую исследовательскую работу. Для плавания в Арктику на архангельской верфи был построен бриг «Новая Земля». Это было парусное двухмачтовое судно с прямыми парусами, грузоподъемностью в 200 т. Командиром брига был назначен Ф.П. Литке. По его указанию жилую палубу освободили от груза и на ней установили две чугунные печи, которые поддерживали нормальную температуру. Эта на первый взгляд несущественная мера обеспечила экипажу брига, состоявшему из 43 человек, вполне приемлемые условия обитания. В течение плавания не было ни одного смертельного случая. На бриге «Новая Земля» Ф.П. Литке совершил четыре похода в Северный Ледовитый океан в 1821, 1822, 1823 и 1824 гг.

Первое плавание было рекогносцировочным. Только 10 августа бриг достиг полуострова Гусиная Земля. Несмотря на непроходимые ледяные поля, экспедиции удалось уточнить положение береговой линии в районе Канина Носа и Святого Носа. Это плавание дало возможность Ф.П. Литке ознакомиться с условиями плавания и ледовой обстановкой у берегов Новой Земли. Во время второго плавания была произведено описание берегов и множества новых географических объектов Кольского полуострова. Были определены координаты устья Маточкина Шара.

Представленный Ф.П. Литке отчет о двухлетних исследованиях получил хорошую оценку в Адмиралтействе. Ему было поручено совершить третье, а затем и четвертое плавание в Северный Ледовитый океан. Четырехгодичные исследования Ф.П. Литке в Северном Ледовитом океане значительно расширили географические и гидрографические знания об Арктике. Были описаны и положены на карту западные берега Новой Земли, побережье материка от пролива Югорский Шар до мыса Русский Заворот и от Святого Носа на Кольском полуострове до русско-шведской границы; произведены измерения глубин моря, взяты пробы грунта, зафиксированы колебания уровня моря.


Шлюп «Сенявин». Худ. Е.В.Войшилло, Б.М.Стародубцев.

Итогом плаваний Ф.П. Литке явилась его книга «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821 - 1824 гг.». Он стал известен как крупный исследователь Арктики. Вскоре после этой экспедиции Ф.П. Литке был назначен командиром шлюпа «Сенявин», который направлялся в кругосветное плавание с задачами произвести ряд работ в Беринговом море и в Каролинском архипелаге. Эта экспедиция состоялась в 1826 - 1829 гг. Она собрала обширные географические, гидрографические и геофизические материалы. Были определены координаты важных пунктов побережья Камчатки к северу от Авачинской губы, описан ряд островов Курильской гряды, описано побережье Чукотки от мыса Дежнёва до Анадыря.

Большой объем географических работ экспедиция выполнила в южной части Тихого океана, где были обследованы Каролинские острова. Открыто вновь 12 и описано 26 групп и отдельных островов, найдены острова Бонин, местоположение которых тогда было известно неточно. Для всех этих географических объектов были составлены карты, сделаны описи и рисунки, составлен отдельный атлас. Экспедиция собрала обширный материал по морским течениям, температуре воды и воздуха, атмосферному давлению. Важную часть работ составляли гравиметрические и магнитные наблюдения, которые послужили ценным вкладом в мировую науку. Экспедицией собран значительный материал по зоологии (собрано больше полутора тысяч экземпляров разных животных), ботанике, геологии, этнографии и т. д.

Весь этот огромный объем работ был выполнен весьма скромными средствами и малым числом сотрудников. Ф.П. Литке в качестве помощников имел лейтенантов Н.И. Завалишина и А.Н. Аболешева, восемь мичманов и других младших командиров, трех ученых - А.Г. Мертенса, А.Ф. Постельса, Ф.Г. Китлица и 48 матросов. Нельзя забывать, что экспедиция осуществлялась на парусном корабле, требующем много внимания, труда и мастерства всей команды. Корабль ходил и в штилевой зоне, и в самых штормовых районах океана; в самых разнообразных климатических условиях - от экватора до полярного круга, от тропиков до Арктики. За все три года плавания в экспедиции не было несчастных случаев, ни разу экспедиция не попадала в бедственное положение. Недаром ее считают самой счастливой и самой плодотворной из всех многочисленных русских кругосветных плаваний первой половины XIX столетия, которыми вправе гордиться наша страна.

Кругосветное плавание Ф.П. Литке на «Сенявине» оказалось для него последним. В 1832 г. Николай I назначил его воспитателем своего сына Константина. 16 лет Федор Петрович вынужден был находиться при царском дворе. Он не любил придворной жизни, чуждался тщеславия и властолюбия, был далек от придворных интриг. В 1835 г. он писал: «Служба моя во многом противна и природе моей и потребностям душевным». Но и будучи при дворе, Федор Петрович сумел остаться ученым. Он посещал заседания Академии наук, написал статью о приливах в Северном Ледовитом океане, не порывал связи со своими друзьями-мореплавателями.

Ф.П. Литке выступил с предложением о необходимости объединения всех географов, исследователей и путешественников в научное сообщество и добился разрешения на создание Русского географического общества. Членами-учредителями общества выступили: знаменитый натуралист, исследователь России академик К.М. Бэр, известный полярный исследователь Ф.П. Врангель, географ, историк и статистик академик К.И. Арсеньев, выдающийся астроном, основатель и директор Пулковской обсерватории В.Я. Струве, адмирал И.Ф. Крузенштерн и др. В сентябре 1845 г. на собрании учредителей Ф.П. Литке был избран вице-председателем Русского географического общества (председателем, по положению, был член императорской фамилии). Ф.П. Литке руководил Русским географическим обществом свыше 20 лет в период 1845 - 1850 гг. и 1857 - 1873 гг.

С 1850 по 1853 г. Ф.П. Литке был главным командиром и губернатором Ревельского порта, а в период Крымской войны - главным командиром и военным губернатором Кронштадтского порта. Ему было присвоено звание адмирала.

Ф.П. Литке активно участвовал в работе Академии наук России. С 1864 по 1882 г. он был ее президентом. В этом качестве он способствовал развитию научных обществ и учреждений. Была расширена деятельность Пулковской обсерватории, открытой в 1839 г. Пулковская обсерватория получила мировую известность и в течение нескольких десятилетий была «астрономической столицей» мира. В 1849 г. в России был создан первый в мире климатологический центр - Главная физическая обсерватория. Ф.П. Литке содействовал дальнейшему расширению деятельности Павловской магнитно-метеорологической обсерватории.


Океанографическое исследовательское судно «Федор Литке»

Федор Петрович Литке скончался 8 октября 1882 г. в возрасте 85 лет. Его имя было достойно увековечено на карте мира. 15 географических объектов на картах Арктики и Тихого океана носят имя Ф.П. Литке. Память о великом географе нашла отражение в названиях улиц и кораблей. Глубоко символично, что первым судном, совершившим сквозной переход с Дальнего Востока в Мурманск за одну навигацию стал ледорез «Федор Литке». Во второй половине ХХ в., вахту в море приняли ледокол «Федор Литке» и океанографическое исследовательское судно «Федор Литке».

Даже после смерти Федора Петровича Литке, его имя продолжило служить делу развития географической науки. В 1873 г. Императорским Русским географическим обществом была учреждена золотая медаль имени Литке, присуждаемая за выдающиеся географические исследования. В 1946 г. Совет Министров СССР вынес постановление о восстановлении Золотой медали имени Ф. П. Литке для поощрения трудов в области географических наук.


Медаль Русского географического общества имени Ф.П. Литке

Майор Владимир Прямицин,
заместитель начальника отдела Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ, кандидат военных наук



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...