Записи с меткой «Комета Еленина. Ближайшие несколько месяцев

Многие философы сходятся на том, что переход человечества на новый, более высокий уровень восприятия действительности является единственным ключом к решению многих актуальных проблем современности. Вопрос только в том, как осуществить этот переход и от чего он зависит. Сегодня многие люди введены в заблуждение относительно того, «что такое хорошо и что такое плохо», поэтому в определении того, что же все-таки полезно и вредно для человека, было бы неплохо изучить науку о качествах материальной природы, которая подробно описана в Ведах.

Ведущие ученые современности небезосновательно считают, что нам не стоит сбрасывать со счетов мудрость древних цивилизаций и отказываться от знаний, накопленных ими в течение многих тысячелетий.

Академик Анатолий Евгеньевич Акимов, директор Международного института теоретической и прикладной физики Академии Естественных Наук России пишет: «Обращение к мудрости древних культур Востока является прогрессивным шагом в развитии современного общества. Все, к чему сейчас подошла физика, практически без формул, но в более содержательном плане, изложено в древних санскритских текстах. Существовали и существуют два направления познания Природы. Одно представлено западной наукой, опирающейся на теорию, эксперимент, доказательство и т.п. Другое – восточной, то есть знаниями, полученными извне эзотерическим путем, например, в состоянии медитации. Эзотерические знания не добывают, их человеку дают (когда человек становится достоин получить их благодаря развитию высоких стремлений, возвышенных качеств – прим.автора). Получилось так, что на каком-то этапе этот эзотерический путь был утерян и сформировался другой путь, чрезвычайно сложный и медленный. За последнюю тысячу лет, следуя этим путем, мы только приближаемся к тем знаниям, которые были известны на Востоке более 3000 лет назад».

Согласно восточным учениям, любой элемент этого мира находится под влиянием одного из трех качеств материальной природы: благости, страсти и невежества, которые можно сравнить с восходящими и нисходящими потоками воздуха в атмосфере. Соприкосновение с качеством благости возвышает сознание человека, соприкосновение с элементом невежества – опускает его на все более низкий уровень. Страсть может до определенного уровня возвысить человека из состояния невежества, но в целом для духовного прогресса она неблагоприятна. Изучение воздействия качеств природы позволит человеку самостоятельно разбираться в том, что для него на данном этапе есть добро, и что – зло, поскольку на разных уровнях эти понятия могут отличаться.

Энергии невежества покрывают живое существо пеленой иллюзии и забвения. Энергии страсти вводят в заблуждение относительно истинной цели жизни и заставляют искать иллюзорного материального счастья. Энергия благости или чистоты пробуждает чистую природу души и освобождает ее от влияния низших энергий. Практически все пророки, святые и мистики говорят о том, что каждый человек должен стремиться к достижению этого со­стояния духовного просветления, в котором он обретает беспричинное знание на уровне откровений и постигает глубинную суть природы вещей.

Весь материальный мир состоит только из этих трех качеств, из которых образуются различные стихии – грубые и тонкие элементы. В материальном мире всё – объекты, деятельность, пространство, звуки, устремления и даже мысли состоят только из благости, страсти и невежества, а также их различных комбинаций. Например, мелодичная духовная музыка находится в благости, песни о неразделенной любви - в страсти, а тяжелый рок - в невежестве. Пространство большого загородного дома находится в благости, квартира в густонаселенном городе - в страсти, а притон наркоманов - в невежестве. Порядок и чистота, относящиеся к категории благости, возвышают сознание, а беспорядок и грязь, относящиеся к невежеству, увеличивают влияние низших энергий на человека. Льстивые слова находятся в страсти, грубые - в невежестве, а приятные и правдивые - в благости.

Добро и зло - понятия относительные, поскольку то, что для одного - зло, для другого - благо. Страсть может вывести человека из состояния глубокого невежества, но она же может спустить человека с более высокого духовного уровня. Например, для людоеда переход на поедание мяса животных будет большим прогрессом, для вегетарианца же эта диета будет шагом назад.

Энергии благости несут с собой просветление, счастье и здоровье; страсти - болезни и разочарование; невежества - безумие и страдания. Нахождение в страсти приводит к возникновению все новых и новых, постоянно увеличивающихся материальных желаний, удовлетворить которые так же невозможно, как невозможно потушить костер, подбрасывая в него дрова. Поэтому страсть приводит только лишь к сожалениям об упущенных возможностях и к разочарованию в напрасно потраченной жизни.

Действуя в благости, человек живет долго и счастливо, а, полностью освободившись от остатков страсти и невежества, вновь обретает восприятие вечности, сопровождаемое безграничным знанием и ощущением постоянно увеличивающегося счастья. Поэтому в древности под обучением подразумевали развитие у человека возвышенных черт характера, которые будут вести его к обретению мудрости и станут залогом его долголетия и успешной жизни.

Современное образование делает людей эрудитами, но без правильного воспитания приобретаемые знания опасны и приносят больше вреда, чем пользы. Поэтому мудрецы древности отмечают, что истинным развитием знания являются действия в благости, а накопление пустой информации без развития хороших качеств – эрудиция, лишь взращивает в человеке гордыню и через элемент страсти погружает его в невежество. Для того чтобы стать счастливым, следует хорошо знать, как проявляются три качества материальной природы: благость, страсть и невежество. Именно их воздействие на человека определяет его поведение, здоровье и судьбу. Древнее мистическое искусство достижения духовного просветления заключается в том, чтобы как можно меньше соприкасаться с проявлениями нисходящей энергией невежества и находиться только в восходящих потоках более высокого порядка – энергии чистоты или благости, возвышающей сознание на все более и более высокий уровень восприятия.

Качества природы

Психологи утверждают, что любое действие, повторенное в течение 21 дня, становится привычкой. Зная это, человек может целенаправленно изменять свою жизнь к лучшему, пытаясь мыслить и действовать, исходя из более высоких нравственных принципов. Под влиянием действий, относящихся к категории благости, сознание человека постепенно будет переходить на более высокий уровень восприятия действительности и взаимоотношений с окружающими.


Изменение судьбы

«Нельзя решить проблему с тем же сознанием, которое породило эту проблему».

Альберт Эйнштейн

Духовный мир – мир возвышенных отношений. Духовный прогресс – это прогресс отношений. Материальный мир – это пространство, в котором мы учимся возвышенным взаимоотношениям друг с другом. И именно возвышенным отношениям друг с другом, возвышенному бескорыстному отношению к миру нас учат здесь все законы Природы.

Поэтому восточная психология утверждает, что источником успеха во всех сферах жизни являются правильно выстроенные взаимоотношения.

Причиной хороших отношений является ваша культура.

Культура – это внешнее проявление вашего характера.

Характер формируется из привычек.

Ваши привычки - это следствие ваших поступков.

Поступки рождаются из мысли.

Мысли рождаются из желаний.

Желания тесно связаны с качествами.

Желания человека произрастают из системы его внутренних ценностей.

Очевидно, что завистливый, жадный, эгоистичный человек желает одного, а добрый - совсем другого. Поэтому очень важно осознать те ценности, которыми мы живем. Наши ценности и качества во многом зависят от круга нашего общения и от качества тех энергий, которые воздействуют на наше сознание. Контакт с качеством благости и общение со святыми людьми возвращают нам чистые и высокие ценности. Поместив себя в восходящие потоки качества благости и избегая нисходящих потоков страсти и невежества, человек будет постепенно мыслить, говорить и действовать на все более высоком духовном уровне, и вся его жизнь будет переходить на все новый, более качественный уровень.

Наши мысли рождаются из наших желаний, желания же зависят от нашего мировоззрения и устремлений. На самом глубинном уровне наше мировоззрение и устремления на 90% зависят от нашего соприкосновения с теми или иными качествами материальной природы: от того, когда мы ложимся спать и когда мы встаем; от того, какую пищу мы едим; от того, с кем и как мы общаемся; от того, с какой информацией мы соприкасаемся и т.д.

В действительности, наш духовный прогресс на 90% зависит не от нас самих, а от качества нашего общения, от того, с какими энергиями мы соприкасаемся. И только на 10% наш духовный прогресс зависит от наших собственных усилий или от нашего выбора.

У нас есть выбор – с кем нам общаться, в какое течение нырнуть, и сила течения сама принесет нас в определенное место. Не стоит недооценивать силу течений или качеств природы и переоценивать собственные силы. Например, если свежий хрустящий огурец поместить в банку с рассолом, то, как бы он ни пыжился, через несколько дней он станет соленым огурцом. Или если металлический прут поместить в огонь, то через некоторое время он сам приобретет свойства огня: будет светиться, обжигать и воспламенять предметы. Вопрос не в пруте и не в огурце, а в том, в какой среде они находились. Находясь в том или ином окружении, мы приобретаем соответствующие свойства и качества характера, в соответствии с которыми выстраивается последующая наша образовательная программа – судьба. Через дурное общение человек развивает в себе низкие типы стремлений, которые дают ему очень тяжелый характер. Тяжёлый характер – тяжелая судьба.

Подводя итог, можно сказать, что от нашего общения зависит наше мировоззрение, которое направляет в то или иное русло всю нашу судьбу. Три качества природы равномерно влияют на все живое в окружающем нас мире, но человеку дано право выбора: прогрессировать или деградировать, то есть, он может выбирать, под влиянием каких качеств ему находиться. Если вы не сделаете этот выбор сами, то его сделают за вас другие.


Три типа психики

Всегда интересно наблюдать подтверждение древних эзотерических знаний современной наукой. Это только лишний раз подтверждает их истинность и убеждает нас в том, что истинная религия и истинная наука не противоречат друг другу: Истину можно познать как с помощью нисходящего (откровение), так и с помощью восходящего (исследование) методов познания.

Давайте же посмотрим, как ученые обнаружили проявление трех качеств природы и к каким выводам они пришли в результате этого. В середине 80-х годов XX в. сотрудниками Института теплофизики СО АН был проделан «шуточный» эксперимент с муравьями, проторившими путь к чайному столику, где хранились печенье и сахар. На муравьиной тропе поставили «мины замедленного действия» – капли сладкого чая с добавлением этилового спирта. Эффект был потрясающим: муравьи «напивались» до такой степени, что уже не держались на своих шести ногах и теряли всякую ориентацию в пространстве. Но не это зрелище поразило экспериментаторов (такое они видели среди своих сограждан неоднократно). Их поразило то, что примерно 1/4 или 1/3 муравьев никакими усилиями нельзя было заставить попробовать хмельное пойло: они всячески упирались, когда их подталкивали к хмельной и сладкой капле, и тут же удирали, когда препятствие убиралось. Более того, они пытались спасать своих обезумевших собратьев, раздувшихся от «злоупотребления» коварным угощением. Обхватив передними лапами пьяного сородича, они пытались оттащить несчастного. «Ну, совсем как у людей!» – удивлялись экспериментаторы. Действительно, совсем как у людей!

Министр здравоохранения России Ю.Л. Шевченко на «правительственном часе» озвучил следующую информацию: «…. По имеющимся данным научных исследований, выполненных за рубежом и в России, 30% населения в силу биологических особенностей организма не имеют патологического влечения к употреблению наркотиков. Около 45% людей имеют слабое влечение к употреблению наркотических средств и при наличии условий их получения могут начать употреблять наркотики. А вот 25–30% людей биологически просто предрасположены к наркотической зависимости и, если они попадут в социально негативную среду, то, как правило, становятся наркоманами…».

Специалисты выделяют, избегая частностей, три основных типа психики:

1) Животный тип психики - когда индивид в своем поведении руководствуется врожденными инстинктами и условными рефлексами, приобретенными под давлением окружающей социальной среды. Для такого типа психики характерны страх смерти, страх голода и необузданная сексуальность;

2) Демонический тип психики – тип воинствующего эгоиста, «супермэна», стремящегося любыми путями, в том числе и через прямое насилие, подчинить себе окружение;

3) Человечный тип психики - «праведник», ощущающий себя неотъемлемой частью природы, готовый жертвовать своими временем и благополучием ради жизни и благополучия других людей. Это альтруист – антипод воинствующего эгоиста.

Три качества материальной природы – благость, страсть и невежество являются тонкими всепроникающими энергиями и всегда в том или ином соотношении присутствуют в сознании человека, но при определенном воздействии это соотношение может измениться, трансформируя поведение и психику человека.

Эта метафизическая наука хорошо известна руководителям тайного мирового правительства («получившим посвящение в ложах деструктивной направленности»), и они успешно используют это знание в своих целях, накачивая СМИ информационными потоками страсти и невежества с целью трансформации психики человека до управляемого животного уровня. Все это приводит и к пониманию природы наркозависимости: продажа и распространение алкоголя и других наркотических средств неизбежно приводит к их употреблению. Все, что я хочу сказать, это то, что человечество «опускают» на строго научной основе. Другое дело, что эта наука пока далеко не всем известна, поэтому моя цель – дать читателям правильное понимание происходящих процессов, а также необходимое знание, с помощью которого вы можете противостоять негативному информационному воздействию.

В современном мире именно СМИ направляют развитие нашей цивилизации в то или иное русло. Качество окружающего нас информационного поля незаметно, но верно изменяет и наше сознание, и всю нашу психику в целом. И за примерами ходить далеко не нужно: народы России ценила и поддерживали советскую власть потому, что она всячески пропагандировала альтруистический, человеческий тип психики, вдохновляя людей на бескорыстную помощь друг другу.

Яркими воспоминаниями моего детства являются наши пионерские мероприятия, уроки общественно-полезного труда в школе, шефство над детским садом и забота о природе. Когда мы жили на Урале, во время морозов мама часто просила меня посыпать песком обледеневшие дороги и вырубать топориком ступеньки в спуске к магазину, чтобы люди не падали. Больше всего я благодарен своим родителям именно за то, что они, как искренние советские граждане, привили мне вкус к бескорыстной помощи окружающим, а также за то, что они практически не употребляли спиртного.


Сила внутренней чистоты

«Меч всегда будет побежден духом».

Наполеон

Если посмотреть на ход развития Второй мировой войны, Франция капитулировала уже через неделю, Дания - через полтора дня после начала военных действий на их территории и т.д. И дело не в том, что немцев было больше, чем французов. Фактически, Гитлер с ходу захватил всю Европу только потому, что она была уже развращена потребительским отношением к жизни.

Когда человека интересуют только собственные удовольствия, то его не особо волнует, кто там захватил власть, лишь бы у него не отнимали его пиво, секс и телевизор (а тираны совсем и не собираются отнимать у людей их животные удовольствия – наоборот: они культивируют их). Под влиянием потребительского отношения к жизни человек предсказуем и воюет только тогда, когда ему выгодно, то есть за деньги. Саму суть наемных армий хорошо продемонстрировал один интересный репортаж во время недавних военных событий в Ираке: в один из дней американские солдаты отказались идти в атаку, потому что утром на завтрак не получили положенный по контракту апельсиновый сок и, к тому же, уже две недели им не выдавали туалетной бумаги! Если наемникам не создать хороших удобств и не заплатить, то они просто не будут сражаться. Гитлер хорошо стимулировал свою армию, поэтому он рассчитывал, что и Россию пройдет с танками до самого Урала максимум за два месяца. Но он просчитался.

В отличие от слабой и развращенной Европы, практически вся наша огромная страна встала на войну с фашизмом. Гитлер был в шоке, когда в донесениях с линии фронта слышал, что в России даже дети и старики бросаются под танки с гранатами с криком: «За Родину!». В других странах он с этим не сталкивался: там больше боялись не за Родину, а за свою шкуру. Русские же стояли не на жизнь, а на смерть. Защитники Брестской крепости, находясь уже в глубоком тылу противника, в полной изоляции и без каких-либо шансов на победу почти два месяца держали круговую оборону, пока не был убит последний солдат.

В Новороссийске не было ни одного квадратного сантиметра, не нашпигованного свинцом, и все же его защитники в нечеловеческих условиях сдерживали натиск противника.

Фашизм был остановлен именно высокой силой духа советского народа. Наши деды и прадеды, не задумываясь, отдавали жизнь ради блага будущих поколений. Ими двигала ВЫСОКАЯ ИДЕЯ.

Чем выше устремления человека, тем большей внутренней силой он обладает. Поэтому и говорится, что «чистота – это сила!». Или: «Наше дело – правое, (поэтому) мы победим!» Именно чистота помыслов и высокие нравственные устремления (человеческий психотип личности) являются главной отличительной чертой и источником силы российского народа, на уничтожение которых и направлен весь «План Даллеса» и массированная информационная пропаганда потребительского образа жизни.

Одной из социальных реалий Европейского Севера является интеллигенция, и осмыслить культуру региона в полном объеме невозможно без изучения его образованного слоя, который, с одной стороны, является созидателем и распространителем "духовных благ", с другой стороны, сам есть результат культуры края.

Историческии процесс - явление многоплановое, многоаспектное, и в зависимости от взаимодействия различных факторов - природно-географических и климатических условий, геополитического положения, религиозных воззрений, сложившихся социально-политических отношений и уклада эконотлической жизни - разные сообщества идут по своему пути развития, имеют специфические закономерности конкретно-исторического развития1. Россия, имея сходные с Западом черты развития, вместе с тем является своеобразным историческим феноменом. Однако Россия отличается уникальным многообразием экономического, социального и духовного развития многочисленных регионов, наличием различных ментальностей. Всесторонний, комплексный анализ культурно-исторического прошлого России невозможен без дополнения их региональными исследованиями и разработками. Одним из заповедных уголков России является Европейский Север. Это не только и не столько понятие, обозначающее определенную территорию, географическую местность, сколько социокультурная общность, которая формировалась в особых условиях и отличается своими социально-психологическими характеристиками от остальной части россиян. На отличие северорусской народности от населения центральных и южных районов России указывали многочисленные исследователи Севера. Своеобразие природно-географических условий, духовных истоков, роль и место, которые играл Север в общероссийской политике, наложили отпечаток на форму общественного самосознания, стереотип поведения северного населения.

Одной из социальных реалий Европейского Севера является интеллигенция, и осмыслить культуру региона в полном объеме невозможно без изучения его образованного слоя, который, с одной стороны, является созидателем и распространителем "духовных благ", с другой стороны, сам есть результат культуры края.

Проблема вклада северной интеллигенции в развитие региона имеет давнюю исследовательскую традицию. Изучается профессиональная и просветительская деятельность различных ее групп, выдающихся представителей. В контексте анализа культурных процессов, проходивших на Севере, получают освещение история функционирования научных, художественных, педагогических, медицинских и других учреждений и организаций, в которых активное участие принимала северная интеллигенция. Вместе с тем, чрезвычайно немногочисленны публикации, посвященные изучению психологии интеллигенции, степени ее интеллектуального и духовно-нравственного развития. Анализ "внутренних устоев" интеллигенции, ее сознания позволит дать более объективную оценку ее вклада в развитие региона, определить общественно-политическую позицию, ответить на вопрос: способна ли она была существенно изменить к лучшему ситуацию в крае, воздействовать на сознание северян.

Прав П. Сорокин, который писал, что "без знания общества и культуры, в которых рождается и растет индивид, никакие его личные качества... не могут быть поняты; вся его ментальность, манеры и нравы, его стиль поведения и образ мысли совершенно непостижимы"2. Чтобы осмыслить поставленную проблему, необходимо воссоздать социокультурный фон, среду, в которой зарождалась и формировалась северная интеллигенция, выяснить, какие факторы оказали влияние на становление ее душевного склада, мировоззрение и стереотип поведения.

Длительное время в советской исторической литературе была доминантной мысль, что интеллигенция - это социальная прослойка, которая рекрутируется из различных классов и в зависимости от социального происхождения и материальных условий жизни примыкает либо к господствующему классу, либо к народным массам. Вместе с тем еще в начале XX века авторами нашумевшего сборника "Вехи" (Н. А. Бердяевым, С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве и другими), а также русскими мыслителями Г. П. Федотовым, Ф. А. Степуном, И. А. Ильиным и многими другими, волею судьбы оказавшимися после октября 1917 года в зарубежье, высказывались альтернативные суждения3. Феномен интеллигентского сознания они выводили из взаимодействия двух факторов: ментальности русского человека, носителем которой являлась интеллигенция, и, как результат, западноевропейской учености и образованности. По мнению уважаемых философов, глубокое религиозное сознание русского человека с его мечтами "о царстве Божием на земле", исканиями абсолютного добра и справедливости было присуще русской интеллигенции. Она, механически и догматически усвоив идеи западных просветителей, все свои силы направила на борьбу за светлое будущее, на реализацию "идеи освобождения народа" и делала это "чисто по-русски", с глубоким религиозным фанатизмом и нетерпимостью. Трактовка интеллигенции как "воинствующего монашеского ордена, мечтавшего облагодетельствовать человечество и установить рай на земле", сужает границы этого понятия. К интеллигенции причисляется только ее революционная часть, тогда как за пределами остается большая часть работников умственного труда, которые честно и добросовестно выполняли свой профессиональный долг, наращивая культурный потенциал России. Вместе с тем, глубоко верна мысль, что интеллигенция любой страны есть результат и следствие культуры своей страны, носитель психологии и мировоззрения своего народа.

Интеллигенция Европейского Севера - одна из региональных групп общероссийской, и ей присущи те же закономерности развития, сущностные качества и черты. Вместе с тем она результат той социальной и духовной среды, в которой складывалась. Процессы экономической модернизации проходили на Севере, ввиду его отдаленности от основных промышленных центров, более замедленными темпами. В связи с этим интеллигенция как социально значимая группа появляется здесь лишь на рубеже XIX-XX веков. Но и в начале XX века общая численность ее была незначительной. К 1914 году удельный вес интеллигенции на Севере был чрезвычайно низок и составлял в среднем 0,7 процента, в сельской местности - 0,4 процента4, тогда как в России, по различным оценкам - от 1,5 процентов до 2,2 процента5. Преобладание аграрного типа производства, отдаленность от крупных культурных центров замедлили проникновение в интеллигентское сознание модернистских, революционных идей. Чрезмерно политизированной и идеологизированной интеллигенции на Севере было мало. Это объясняется не только отдаленностью региона от центров большой политики, но и малочисленностью на Севере рабочего класса, в среде которого наиболее популярны были революционные взгляды. Основную массу жителей северных окраин составляло крестьянство, которое жило своим миром и в довольно сносных условиях, зажиточно по сравнению с земледельческим населением центральных губерний. Северное крестьянство не знало крепостного права, порабощения личности. Здесь жили государственные и удельные крестьяне. Дворянское землевладение также не было развито в этих краях, соответственно, незначительным по количеству было и дворянское сословие, которое в центральных районах длительное время было основным источником комплектования работников умственного труда. На Севере массовые отряды интеллигенции пополнялись из местного мещанского и крестьянского населения. Вышедшая из народа, близкая к нему по уровню и условиям жизни, северная интеллигенция унаследовала социально-психологические черты, присущие всей северорусской народности.

Какие ментальные черты она унаследовала и какие факторы способствовали складыванию особого образа мировосприятия северян и их интеллигенции в том числе - предмет наших дальнейших рассуждений. Тема эта не нова. К ней обращались многие исследователи. Т. А. Бернштам, С. В. Максимов, М. А. Островская, А. Я. Ефименко, В. В. Крестинин объясняют психологию северного человека особенностями природно-географических условий, колонизационным процессом, геополитическим положением, укладом жизни северной крестьянской общины; С. С. Щекина - традициями семейного воспитания поморов; Н. М. Теребихин детально и всесторонне анализирует истоки духовного мировосприятия населения Европейского Севера6. Попытаемся представить в системе имеющиеся размышления и дополнить их своим видением проблемы.

Характер и волевые качества северян формировались под воздействием природно-климатических условий. "Суровость климата, а вследствие того скудость почвы, которая способна произращать только один ячмень, всегда не дозревающий, плохого качества и в малом количестве, наконец, близость к морю отвлекают от домашних работ и приурочивают к странствиям в дальнюю сторону", - писал С. В. Максимов о жителях Усть-Цилемы7. Действительно, Север - район крайне неблагоприятной природно-географической и климатической зоны. Скудность почв, обилие болот, чрезмерное количество выпадающих осадков, малое количество солнечных дней в году сделали этот регион чрезвычайно неблагоприятным для занятий земледелием. Так, в Архангельской губернии в среднем 48,8 процента площадей в начале XX века занимали болота и только 1 процент земель, в основном - в южных уездах, имели сельскохозяйственное значение8. Плохие погодные условия не обеспечивали устойчивого урожая. Северяне не могли прокормиться от земли круглый год. Вместе с тем близость к морю, обилие лесов, богатых дарами природы и живностью, множество рек способствовали развитию морского зверобойного промысла, охоты, рыболовства. Поморы рано начали осваивать судостроение и мореплавание и, по мнению бывшего вице-губернатора С. И. Трубина, "даже норвежцы учились у русских" этому искусству9. С давних времен поморы пускались в дальние морские плавания, налаживали торговые контакты с соседними северными европейскими странами. Тот же С. И. Трубин в своих очерках пишет, что, задолго до появления Эдуарда Ченслера на берегах Белого моря, "в начале XV века в Холмогорах была ярмарка, на которой торговали мехами. Смелые промышленники доходили до реки Иртыш. А в 1495 году посланный для переговоров с Данией Григорий Истома добрался до Трондгейма, а оттуда сухопутным путем до Дании"10. Таким образом, в отличие от центральных районов России, где основу экономической жизни составляло земледелие, на Севере рано складывается торгово-промысловый и предпринимательский характер экономической жизни. Велик был удельный вес торгово-промысловой деятельности не только для поморов, живших вдоль Белого моря, но и для более южных уездов Архангельской и Вологодской губерний. Нечерноземные почвы, переменчивый климат при несовершенстве орудий труда не давали оснований для уверенности в завтрашнем дне, в том, что полученного урожая хватит на весь год, поэтому население и этих областей активно занималось отхожими промыслами для того, чтобы обеспечить семью. Мы согласны с утверждением Т. А. Бернштам, что в непривычных условиях жители северных регионов "выработали у себя совершенно своеобразный культурно-хозяйственный тип, основанный на преобладании промыслового хозяйства"11. Суровые условия жизни, постоянная проблема выживания заложили основу определенного психического склада, "который в результате естественного отбора привел к закреплению необходимых свойств и черт личности: чувство собственного достоинства, свобода действий, независимость, живой ум, сдержанность и понятие своей особости"12. К этим высказываниям С. С. Щекиной следует добавить, что северян выгодно отличало трудолюбие, упорство, сильные волевые качества, прагматизм и вкус к предпринимательской деятельности, что во многом роднит северян по образу мировосприятия с западноевропейскими рационалистами.

Закреплению этих "родовых свойств" и индивидуальных качеств благоприятствовала возросшая в XVI-XVII веках роль Севера в торговых контактах с западноевропейскими странами. Архангельский порт - единственный выход к морю, через который русские купцы могли торговать с соседними странами. Здесь создаются иностранные представительства, поселения иноземных купцов, которые подолгу жили в городе, занимались предпринимательской деятельностью. Постоянные контакты с иностранцами благоприятствовали взаимопроникновению культур, взаимообогащению методов хозяйственно-экономической жизни. В связи с этим не было одноактного механического усвоения западных новшеств, они медленно "прививались" на Севере, накладываясь постепенно на исторически сложившийся уклад жизни. Верно, на наш взгляд, мнение Н. Я. Данилевского о невозможности пересадки ценностей одного культурно-исторического типа к другому, успех достигается лишь путем "медленной постепенной прививки"13. Как раз этот процесс и можно было наблюдать на Севере. Большее взаимопроникновение северо-русской и западной культур наблюдалось в городах. Соответственно городское население в значительной степени усваивало образ жизни, привычки и предпочтения выходцев из соседних стран. Сельские жители, многие из которых жили в отдаленных, труднодоступных уголках края, сохраняли традиционный уклад жизни, культуру, образ мыслей. Контакты Европейского Севера с западными странами продолжали сохраняться и на рубеже XIX-XX веков, несмотря на искусственное ограничение торговли через Архангельский порт Петром I, что дает основание утверждать, что городская интеллигенция не только унаследовала рационалистическое мировосприятие северян, но и в определенной степени формировалась под воздействием западной культуры.

На внутренний облик северного населения оказала влияние сложившаяся система социально-политических отношений. Как мы отмечали ранее, Север не знал крепостного права, здесь своим миром жили государственные и удельные крестьяне, которые обладали большими правами на землю. Как пишет А. Я. Ефименко, "каждый получивший "по делу" свой участок имущества мог свободно его продать, заложить, дать в приданое, отдать в церковь или монастырь", несмотря на то, что земли считались государственными14. Частнособственническая психология, "уверенность в личных достоинствах", значимость и ценность личной свободы благотворно влияли на духовный настрой народа. Также ярче выражена у северян, по сравнению с выходцами из центральных районов, приверженность демократическим ценностям. Объясняется она не только предыдущими высказываниями, но и тем, что на Севере рано сформировалась общинная демократия. Община-волость с крестьянским самоуправлением зародилась в XVI веке - раньше, чем где-либо. Деятельность сельских сходов была весьма разнообразной. Здесь принимались решения относительно землеустройства, распределения угодий, уплаты налогов, раскладки повинностей, выдела новых семей, сбора денежных средств на мирские дела. На сходе происходили выборы на общественные должности, разбирались жалобы крестьян, вершился суд, объявлялись мирские "помочи" и др. Решения сходов касались не только деловой стороны жизни деревни, но и этической - они одобряли или порицали отдельные поступки или образ поведения тех или иных людей. Убедительны суждения авторов монографии "Русские", которые отмечают, что "земские миры сыграли огромную роль в сохранении гражданского самосознания в среде северного крестьянства и посадского населения"15. Следует также отметить, что демократизм северной интеллигенции объясняется не только наследственным признаком, на ментальном уровне, но и сильным воздействием на жизнь региона и деятельность интеллигенции политической ссылки. Север - окраина России, куда всегда ссылали неугодных власти, и многие из них были высокообразованными людьми. Находясь под надзором полиции, они не могли открыто заниматься политической пропагандой и агитацией, но внесли свой вклад в духовное развитие региона, оставив после себя не только культурные ценности, но и идеи демократизма и свободолюбия. В 1908 году в Архангельской и Вологодской губерниях находились в ссылке 3844 человека или 36,6 процента всех ссыльных России16. В Архангельской губернии за 1896-1917 года побывали более 10 тысяч ссыльных, из них 20 процентов составляла интеллигенция17. Около 80 ссыльных врачей трудились на ниве "народного здравия". В их числе Сергей Андреевич Никонов - один из организаторов Общества архангельских врачей, талантливый хирург и гинеколог, Лев Борисович Сербин - первый фтизиатр на Севере. Не прекращал свою научную деятельность Василий Васильевич Берви-Флеровский - экономист и социолог. Долгие годы ссылки Петр Савич Ефименко посвятил изучению жизни, быта, народного творчества северян, одновременно являясь действительным членом Архангельского губернского статистического комитета. Павел Платонович Чубинский руководил переписью населения в 1863 году. Им же, совместно с другими, были произведены переписи в городах и уездных центрах губернии, обработаны их результаты, обращалось внимание на необходимость улучшения экономической статистики губернии. М. А. Колчин - историк Соловецкой тюрьмы, А. С. Пругавин - исследователь старообрядчества, В. В. Русанов - полярный исследователь, Р. Л. Самойлович - геолог, географ, историк, исследователь Арктики, в 1910 году секретарь Общества изучения Русского Севера. Список этот можно продолжать и далее18.

Совокупность ряда факторов внутреннего и внешнего порядков обусловили выраженный демократизм северной интеллигенции, что сказалось на ее общественно-политической позиции в дни октября 1917 года. Ценности февральской революции она приняла, так как они соответствовали духу и внутренним убеждениям всех слоев населения Севера. Вместе с тем крайне медленно прививались большевистские лозунги. Политически активная часть северной интеллигенции на собраниях и съездах профессиональных союзов и обществ указывала на пагубность политики большевиков, которая грозит разрушением культурных ценностей, экономики региона19. Однако приверженность решению конфликтных проблем законным, правовым путем, опираясь на народное волеизъявление, не позволяла ей использовать противозаконные, революционные методы борьбы. Не признав в октябре 1917 года власти большевиков, она и не выступила против нее активно. Как мы отмечали ранее, среди северной интеллигенции был весьма низок удельный вес политически активной, идеологизированной, так называемой "революционной" интеллигенции, особенно в сельской глубинке, где главными ее представителями были учительство (по несколько человек на волость) и духовенство.

Еще одним из факторов, оказавших влияние на внутренние убеждения и мировоззрение северорусской народности и соответственно северной интеллигенции, является религиозная традиция Европейского Севера. Многие исследователи обращают внимание на особую духовность и приверженность православию населения северных рубежей России. Действительно, в числе первых, кто осваивал эти регионы, были монахи. Монастырская колонизация имела большой удельный вес в освоении северного края. Они появляются здесь уже в начале XII века. В XV-XVII веках создаются такие уникальные центры православной культуры, как Соловецкий, Кийский, Антониев-Сийский и другие монастыри. Но спецификой их функционирования было то, что они зачастую сами культивировали новые формы экономической жизни, развивая торгово-предпринимательскую деятельность. Торговые контакты Соловецкого монастыря с греческим Востоком, Новым Афоном, западноевропейскими странами известны. Проповедуя, с одной стороны, идеи нравственного духовного совершенства личности, отказ от "мирских земных благ", православные монастыри в то же время своей деятельностью укрепляли частнособственнический дух поморов и способствовали обмирщению сознания. Одними православными духовными традициями не исчерпывается религиозная окраска Севера.

Северу характерна полифоничность религиозных систем. Вплоть до XX века сохранялись и соблюдались языческие обряды, продолжала жить традиционная народная культура. Вместе с тем много было здесь старообрядцев, о которых С. В. Максимов говорит как о весьма "грамотных мужиках", которые бережно хранили "старинные памятники письменности"20. Наконец, Север - это край, где мирно уживались мусульманские, католические и лютеранские храмы. Журнал "Всемирный путешественник" за 1877 год пишет, что Архангельск многоцветьем куполов напоминал скорее восточный город, нежели холодное северное поселение. На Севере сформировалась особая духовная атмосфера, где каждый исповедовал те ценности, которые ему были ближе, не вступая в конфликты, не объявляя войну друг другу. Это позволяет говорить не только о богатстве культурных традиций Севера, но и веротерпимости северян, лояльном отношении и уважении к чужим взглядам, мнениям, суждениям. В литературе и источниках нам не доводилось встречаться с примерами противоречий и столкновений между представителями различных конфессий. Всем предоставлялось место под солнцем, право на исповедование своих ценностей. Обобщая вышесказанное, следует отметить, что специфические условия, в которых жил северный человек, благоприятствовали закреплению в нем таких черт характера, как прагматизм, свобода духа, приверженность демократическим ценностям, уважительное отношение к суждениям и мнению оппонента, сильные волевые качества и трудолюбие. Северная интеллигенция как часть социокультурного целого унаследовала их. Более того, под воздействием политической ссылки и контактов с выходцами из западноевропейских стран демократические традиции ее получили дальнейшее укрепление и развитие. Отдаленность Севера от центров большой политики не способствовала чрезмерной политизации северной интеллигенции. Преобладающее большинство ее представителей видело смысл своей жизнедеятельности на профессиональной стезе, в культурно-просветительской деятельности. Так, в начале XX века только в Архангельске функционировало 15 интеллигентских просветительских и благотворительных обществ21.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М., 1991; Тойнби А. Д. Постижение истории. - М., 1991; Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993; Бердяев Н. А. Судьба России. - М., 1991; Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

2 Сорокин П. Указ. соч. - С. 185-186.

3 Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. - Свердловск, 1991; Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. - М., 1993.

5 Литвин А. Л. Интеллигенция России периода гражданской войны (некоторые аспекты изучения) //Интеллигенция и революция. XX век / Отв. ред. К. В. Гусев. - М., 1985. - С. 213; Изменение социальной структуры советского общества (октябрь 1917 - 1920 гг.) / Отв. ред. В. М. Селунский. - М., 1976. - С. 262.

6 Максимов С. В. Год на Севере. - Архангельск, 1984; Островская М. А. Древнерусский северный мир. - Архангельск, 1912; Ефименко А. Я. Крестьянское землевладение на Крайнем Севере. - Архангельск, 1913; Бернштам Т. А. Поморы: Формирование группы и системы хозяйства. - Л., 1978; Щекина С. С. Поморский народный характер //Образование в контексте социальных инноваций: интеркультурный диалог северных стран. - Архангельск, 1999. - С. 135-137; Теребихин Н. М. Очерки религиозной философии и маринистики Севера России. - Архангельск, 1999.

7 Максимов С. В. Указ. соч. - С. 356.

8 ГААО. Ф. 1865. Оп. 1. Д. 204. Л. 8; Попов А. Н. Архангельский край. Статистико-экономический очерк. - Архангельск, 1923. - С.9.

9 ТАРФ. Ф. Р-5867. Оп. 1. Д. 2. Л. 46.

10 Там же. Л. 43.

11 Бернштам Т. А. Указ. соч. - С. 31.

12 Щекина С. С. Указ. соч. - С. 137.

13 Данилевский Н. Я. Указ. соч. - С. 7.

14 Ефименко А. Я. Крестьянское землевладение на Крайнем Севере. - Архангельск, 1913. - С. 195. 15 Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. - М., 1997. - (Народы и культуры). - С. 536.

16 Гуркина Н. К. Указ. соч. - С. 41.

18 Смирнова М. А. Подстоличная Сибирь: (политическая ссылка и роль ссылки в развитии края). - Архангельск, 1999. - С. 5-7.

19 ГААО. Ф. 1865. Оп. 1. Д. 4. Л. 1 об.; Воля Севера. - 1918. - 4, 5, 11, 14 января; Известия ВУС. - 1919. - № 12. - С. 19-20.

20 Максимов С. В. Указ. соч. - С. 358.

21 Список лиц служащих в Архангельской губернии на 1914 год //Памятная книжка Архангельской губернии на 1914 год. - Архангельск, 1914. - С. 57.

Источник в интернете:

http://www.booksite.ru/fulltext/pos/ele/nie/phe/nom/en/19.htm

Глава 2. Факторы, влияющие на формирование и развитие правового сознания

Внешние факторы, влияющие на формирование правосознания можно определить в зависимости от количества субъектов.

К официальным источникам формирования правосознания относят:

1) органы власти и должностные лица, влияющие на формирование правосознания, путем вырабатываемой государственной политикой, а как ее результат - правотворческая и правоприменительная деятельность;

2) образовательные учреждения (не зависимо от форм собственности), формируют правосознание путем правового обучения в различных учебных заведениях, например, школе, колледже, Вузе, которое должно быть направлено на приобретение ребенком позитивных, духовных ориентиров, усвоение им нравственных норм, воспитание уважения к праву, развитие его воли;

3) средства массовой информации являются одним из основных источников формирования правосознания, а также средством правовой пропаганды, которая заключается в распространении правовых идей и правовых требований в обществе. И от того, насколько грамотной, объективной будет данная информация, зависит уровень правосознания и потребность совершать правомерные и противоправные действия .

К неофициальным источникам, влияющим на формирование правосознания, относят: религия, ближайшее окружение человека.

Религия, а именно ее исповедание, является фактором, влияющим на формирование правосознания. Именно этого мнения придерживаются многие авторы. Религия является источником, не только религиозных норм, но и нравственных, придавая им божественную силу, и ставит перед собой задачу воспитания законопослушной личности. Это не относится к деструктивным сектам, например, к сектам, которые способствуют формированию деформированного правосознания .

Огромное влияние на формирование правосознания человека оказывает его ближайшее окружение.

Рассмотрим наиболее значимые объекты:

· мнение большинства, усредненное мнение социально-демографической группы, к которой причисляет себя индивид - один из факторов, оказывающих существенное влияние на формирование правосознания. Оно может быть позитивным и негативным, способствующее или препятствующее осуществлению определенных общественных процессов, применению норм права;

· в ближайшем окружении, особое место занимает семья, в которой начинается процесс социализации, т.е. формирование основы социально адаптированного поведения, путем прививания ребенку социальных ценностей связей .

Анализируя основные факторы, детерминирующие процесс формирования правосознания, можно отметить: все они - социальные, экономические, политические, психологические, образуют сложную систему взаимодействия общества и личности. Подобное несогласованное воздействий влечет за собой негативное отношение к праву.

Для того чтобы изменить направление регрессивного развития правосознания, необходимо так организовать систему правового воспитания, чтобы к одной из его первостепенных задач относилась коррекция и гармонизация влияния всех факторов, формирующих правосознание и как следствие, правомерного поведения.

Осуществление правового поведения проходит в несколько стадий:

потребности - интерес как осознанная потребность - борьба мотивов при выборе вариантов поведения - определение цели и средств ее достижения - оценка реальной ситуации - принятие решения - действия по реализации принятого решения

Сбой и деформация желаемого для общества поведения, возможны на каждой из перечисленных стадий.

Так, на стадии формирования интереса искаженно могут восприниматься потребности, вызывающие, например, преступления против собственности.

В то же время нормальные потребности и интересы могут вступать в противоречие с имеющимися возможностями их удовлетворения, что негативно сказывается на выборе средств достижения поставленной цели.

Иногда искаженно воспринимается конкретная жизненная ситуация, нарушается сложившаяся система ценностных ориентиров, что ведет к противоправному поведению.

Кроме того, правосознание является специфическим регулятором правового поведения, так как:

Ш включает процесс отражения и осмысления различных явлений общественной жизни и практической деятельностью людей в области функционирования права;

Ш правосознание всегда отражается в поведении людей, в их деятельности в правовой сфере;

Ш оказывает воздействие на мотивы, которые используются людьми при принятии определенных решений. Оно включает в сознание индивида, а также социальной группы, избираемой установочной оценки для выработки определенных отношений к разнообразным правовым явлениям. В том числе к праву в целом, его идеям и принципам, к императивности провозглашенных норм права;

Ш затрагивает интересы и потребности человека, вызывает у него определенные переживания, определенные эмоционально-волевое отношение к фактам, явлениям и процессам социально-правовой действительности.

Одно и тоже по содержанию правосознание, но различное по характеру настроение и эмоциональной направленности, оказывает далеко не одинаковое воздействие на поведение и поступки индивида, его деятельность .

Отклонения от норм сознания и поведения личности зависят от целого ряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности.

Исследования лиц, совершивших преступления, в целом подтвердили изложенный выше вывод и позволили выявить следующие закономерности:

правосознание лица, совершившего преступление, как правило, по ряду аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам;

преступник отрицает конкретную правовую норму или группу норм, защищающих те общественные отношения, на которые он посягнул;

преступник принимает как правильную и справедливую действующую правовую норму, в соответствии с которой он был осужден, в ее абстрактном понимании, однако считает приговор несправедливым (обычно излишне суровым) в отношении себя.

Следовательно, при перевоспитании осужденных необходимо работать над восстановлением не правосознания вообще, а именно тех его аспектов, которые утрачены или отрицаются данной личностью.

Правосознание является функцией возраста. Оно формируется в течение всей жизни индивида. Новорожденный ребенок правосознанием не обладает, оно формируется в личности по мере ее социализации. Развитие индивидуального правосознания тесно связано с правоспособностью и дееспособностью личности .

В нормативно-оценочной стороне правосознания могут содержаться консервативные элементы, развитие которых отстает от задач, стоящих перед общественной группой, общественным субъектом. Такими консервативными элементами являются социальные привычки и традиции правового характера. Высокий уровень индивидуального правосознания является фактором, обеспечивающим права и интересы личности в условиях, когда большинство граждан смирились с этими нарушениями.

Причины и условия деформации правового сознания - это социальные явления и процессы объективного и субъективного характера, которые детерминируют искаженное правосознание как свое следствие. Данные факторы по своей природе всегда противоречат интересам общества и причиняют вред отношениям в обществе.

Все вместе они формируют определенную систему. Для того чтобы изучить сущность этих явлений необходимо классифицировать их в зависимости от содержания, последствий и уровня функционирования .

Главными причинами правового инфантилизма в настоящее время являются:

· не продуманный курс преобразований, которые проводятся в стране;

· частичная ликвидация бесплатного высшего образования;

· нет хорошо организованной системы юридической подготовки;

· низкий образовательный уровень отдельной части населения;

· низкие моральные качества значительной части членов общества .

Причинами правового нигилизма российских граждан выступают:

· социально-экономический кризис;

· политическая напряженность;

· кризис правовой системы и отсутствие правовой стабильности .

Инфантилизм, нигилизм, негативизм, идеализм, эгоцентризм как формы деформации правового сознания располагаются в органической взаимосвязи и единстве:

1. они взаимосвязаны структурно и функционально;

2. каждая из них обладает качественным своеобразием и несводимостью к другим формам.

Структурная их взаимосвязь проявляется в том, что каждая предыдущая по степени регрессивности форма в определенной степени включается в последующую более регрессивную, но не исчерпывает ее содержание.

Различные формы деформации правосознания имеет свои специфические детерминанты, они имеют и общие для всех причины. Инфантилизм, нигилизм, негативизм, идеализм, эгоцентризм отличаются степенью деформированности правового сознания, что определяются неодинаковым объемом и интенсивностью детерминирующих факторов и что самое важное специфическим их сочетанием . К ним относятся:

1) экономические факторы (спад производства, снижение объема промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижение реальной заработной платы и т.д.);

2) социальные процессы (резкое расслоение российского общества и т.д.);

3) политические явления (борьба за власть в центре и в регионах, нестабильность политических институтов и т.д.);

4) правовые, факторы (эволюция российской правовой системы);

5) факторы общественной и духовной жизни (отсталое мировоззрение, мнимые ценности и т.д.).

На искажение индивидуального правосознания, которое получило широкое распространение, наравне с факторами социальной среды, влияют также личностные качества и условия микросреды окружения .

Организация работы по преодолению деформации правового сознания должна быть максимальный эффект. В связи с этим нужно учитывать ряд особенностей по преодолению деформации, а именно:

1) учет действительно существующих процессов и противоречий социальной жизни, которые вызывают как свое следствие данное явление;

2) определение главных направлений по преодолению различных видов деформации правового сознания;

3) формулировка целей, способов и средств данной деятельности.

Итак, основная работа по преодолению деформации правового сознания должна учитывать причины и условия возникновения данного явления. И на основе этого и должна строиться политика преодоления деформации правового сознания.

Так как деформация правового сознания возникает и из-за недостатков учебно-воспитательной работы, а также вследствие воздействия отрицательных факторов внешней можно выделить два основных направления в разрешении имеющейся проблемы :

1. Организация воспитательной работы по выработке положительного правосознания и недопущение его деформации.

2. Активное воздействие, как на пораженное правосознание, так и на породившие его причины и условия.

Данные направления деятельности по преодолению деформации правового сознания требуют применения специальных методов воспитательного, предупредительного и принудительного характера.

Главное место в механизме выработки позитивного правосознания и преодоления деформации правового сознания занимает социально-нормативное воспитание, основой которого выступает правовое обучение.

Правовое воспитание - это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.

Правовое воспитание граждан осуществляется путем широко организованного преподавания правовых знаний, пропаганды права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых широко освещается также в средствах массовой информации и становится достоянием общественности .

Таким образом, принимать участие в правовом воспитании должны все граждане на протяжении всей жизни, они могут быть как в качестве воспитателей, так и в качестве воспитуемых, все зависит от того какие социальные роли они выполняют. Только в этом случае оно способно формировать у граждан позитивное правосознание.

Влияние социально–психологических факторов на формирование коллектива класса начальной школы

Исследование проблем демографии

Существует несколько основных факторов, оказывающих влияние на демографическую ситуацию. 1) Фактор политики государства. Абсолютно ясно, что политика, проводимая государством влияет и на экономическую ситуацию в стране...

Особенности общения в городе

Современная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. В разные периоды развития общества разным был и язык. В 20-30-е гг...

Особенности политического сознания современной студенческой молодёжи

Становление личности гражданина, члена той или иной политической системы происходит в процессе политической социализации, которая формирует политическое сознание и политическое поведение индивида. Социализация (от лат...

Особенности социальной работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений на примере Санкт-Петербургского государственного учреждения "Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга"

Анализ причинных факторов преступного поведения несовершеннолетних на протяжении многих десятилетий неизменно остается в фокусе интересов отечественных и зарубежных исследователей в различных областях научного знания: юриспруденции...

Политический пиар в современной России

Правильное общение с целевой аудиторией, выявление истинного мнения - генератор коммерческого успеха любой фирмы и компании...

Правосознание относится к числу явлений, которые не могут быть раскрыты в какой-то одной системе представлений. Необходимо по меньшей мере несколько сечений, чтобы обнажить его сложную структуру...

Правовое сознание молодежи на современном этапе

По степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное. Массовое - это когда определенные правовые взгляды, идеи...

Роль прогноза занятости в регулировании рынка труда

Важнейшими факторами, которые окажут влияние на динамику развития рынка труда и его структуру применительно к Нижневартовску...

Современный доброволец: социально-демографический и психологический портрет

Современный доброволец: социально-демографический и психологический портрет (на примере добровольцев г. Ярославля)

Доброволец, как и любой человек, развивается как личность и приобретает характерные ему черты под влиянием окружающего мира в общем, и социума в частности. В процессе социализации немаловажную роль играют определенные факторы...

Социальная защита и обеспечение населения на муниципальном уровне (на примере МО "Сосновоборский городской округ")

Социальная среда образовательной организации как важный фактор социализации обучающихся

Социализация личности осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности...

Социально-психологические аспекты семейной жизни моряков-подводников

В психологии под удовлетворённостью браком понимают субъективную оценку каждым из супругов характера их взаимоотношений. По определению удовлетворенности браком А.В. Шавлова «супружеская удовлетворенность браком есть не что иное...

Социально-экономические проблемы современной России

В 2009 г. доля бедных в России составляла 16%, малообеспеченных - 56%, благополучных слоев населения - 28%. Малообеспеченность в России в настоящее время в большой степени, зависит от таких характеристик как тип населенного пункта, возраст...

Общественное сознание - главный элемент духовной сферы

Введение

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Первоначальные философские взгляды не содержали строгого различения между сознанием и неосознанным, идеальным и материальным.

Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного и материального. В античной философии активно развивались идеи сопричастности индивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функция объективной универсальной закономерности.

В средневековой философии сознательная человеческая деятельность рассматривается как “отблеск” всемогущего божественного разума, что являлось убедительным доказательством сотворенности человека. Наибольшее влияние на разработку проблем сознания в Новое время оказал Декарт, который главное внимание акцентировал на высшей форме сознательной деятельности - самосознании.

Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся по Гегелю исторический процесс становления Мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.

В XIX веке возникают различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценке человеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).

К.Маркс и Ф.Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичности сознания, его обусловленностью внешними факторами и прежде всего экономическими. Марксизм активно использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.

1. Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия

Духовная сфера общества - это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.

Общественное сознание – совокупный продукт духовной деятельности общества, отражающий общественное бытие в форме духовно-практического освоения социальной действительности и в форме духовного освоения окружающего мира.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности.

Для конкретных людей оно носит объективный характер. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании.

Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни.

Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.

Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. Основные уровни индивидуального сознания:

1. Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом.

Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитателная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2. Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.

Общественное бытие и общественное сознание – это две стороны, материальной и духовной жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания является конкретизацией основного вопроса философии в применении к обществу. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества.

В действительности же общественное сознание есть не что иное, как «осознанное бытие», т. е. отражение в духовной жизни людей их общественное бытие.

Первую формулировку этого положения дали Маркс и Энгельс в «немецкой идеологии»: «… люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления.

Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание». Марксизм показал, что взаимоотношения общественное бытие и общественное сознание сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни.

Если на первых ступенях истории общественное сознание формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы «вплетено» в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, общественное бытие воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и гос. строй, правовые и политические отношения и т. п.

В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль общественного сознания и его воздействия на развитие самого общественного бытия.

Методологическая роль общественного бытия в том чтобы научить человека жить здесь и сейчас.

Методологическая роль общественного сознания в том чтобы рассказать человеку о том как жить завтра.

Поэтому общественное бытие – это базис для общественного сознания. Они так же взаимосвязаны как прошлое и будущее.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...