Заседание городского методического объединения «Речевое развитие дошкольников. Рмо педагогов доу октябрьского района "речевое развитие" «применение современных педагогических технологий на занятиях по фэмп»

По плану работы отдела по образованию администрации Жирновского муниципального района 11 октября на базе ДОУ муниципального детского сада №8 «Семицветик» г. Жирновска состоялось методическое объединение воспитателей по теме «Речевое развитие дошкольников». На заседании присутствовало 26 педагогов района.В приветственном слове заведующий ДОУ Захарова Г.А. рассказала об актуальности данной темы, о месте образовательной области «Речевого развития» с сетке образовательной деятельности. Старший воспитатель Сергеева С.В, настроила коллег на работу, рассказав программу объединения. Затем педагоги, разделившись на 4 группы, посмотрели образовательную деятельность в четырех возрастных группах(1 младшая группа воспитатель Горобченко О.А — образовательная деятельность «Кошечка», 2 младшая группа воспитатель Субботина Н.В.- образовательная деятельность «История про аистенка», средняя группа- интегрированное занятие воспитателя Сергеевой С.В. и музыкального руководителя Воронкиной Е.Д, старшая группа воспитатель Шлюхина Н.Г.- образовательная деятельность «По дороге к Азбуке»), обсудили увиденное, почерпнули для себя что-то ценное для дальнейшей работы. Во второй теоретической части (воспитатели ДОУ МДС №8 «Семицветик» Попова М.Н., Золотых М.И.) вспомнили цели и задачи речевого развития в ДОУ, методы и приемы, работу с родителями по данному направлению, развитие предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в данной образовательной области. Все педагоги пришли к выводу, что образовательная область «Речевое развитие» является наиважнейшей из всех областей, так как развитие речи является первостепенной задачей для подготовки дошкольников к школе, а в дальнейшем и к жизни.

«Использование

разнообразных форм и методов

в работе с детьми по развитию речи»

методическое объединение.

Подготовил воспитатель

МБДОУ №3
Складчикова Н.П.

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста - имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

И только небольшая часть детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь .

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как: речевой слух, речевое внимание, речевое дыхание, голосовой и речевой аппарат.

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДОУ.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования:

Речевое развитие включает в себя владение речью, как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель должен помочь развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Педагог должен строить свою работу и применять формы образовательного процесса, соответствующие возрасту детей.

Формы работы с детьми могут быть различны:

Образовательная ситуация;

Ситуация общения,

Проектная деятельность,

Игра.

Основной формой моей работы по развитию речи детей является образовательная ситуация . Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от 3 до 7-8 детей, количество зависит от желания детей и от самой образовательной ситуации. Можно организовать несколько образовательных ситуаций, но с одним и тем же дидактическим материалом, это поможет постепенно усложнять задачи и успешно решать их. В качестве дидактического материала можно использовать любое пособие (книга, игрушка, природный материал, сюжетная картинка и др.)

Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.). Ситуации общения могут быть лексическими, вербально - оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации лучше всего «идти от детей», то есть находить эти ситуации в детской деятельности и использовать их для развития речи ребенка. Примерами общения на развитие коммуникативных умений могут быть ситуации:

«Что не так?»

Цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования:

каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком.

«Улыбка».

Цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения:

посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его.

«Рукопожатие».

Цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия и т. д.

В таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины:

«Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок);

«Кто лучше знает природу своего края?» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов с региональной составляющей);

«Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи); «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Так же в своей работе, как одну из форм, применяю проектную деятельность .

В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.

В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДОУ.

И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра.

Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. В методической литературе много представлено игр со словами:

Театрализованные игры.

Цель: развивать диалогическую и интонационную речь приобрести коммуникативные умения и навыки.

Сюжетно-ролевые игры.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.)

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.

Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.

«При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:

- во-первых, продумывать организацию разных способов взросло - детской и детской совместности,

- во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей.

Таким образом, различные формы работы актуальны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

Дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то;

Обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания;

Педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений .
Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).

Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие.

Выделяют три группы методов:

- наглядные,

- словесные,

- практические.

Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы.

Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов кнаглядным, других к словесным или практическим, зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

- НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ .

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются какнепосредственные, так и опосредованные методы. Кнепосредственным относится метод наблюдения и его разновидности:

экскурсии,

осмотры помещения,

рассматривание натуральных предметов.

Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

- СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ .

В детском саду используются в основном те словесные методы , которые связанны с художественным словом. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы применяем или наглядные приемы обучения:

Кратковременный показ предмета, игрушки;

Рассматривание иллюстраций, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей;

Чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т.д.

- ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД .

Цель этих методов обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра - универсальный способ закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развитияречи .

Аминат Нурмагомедова

Просмотр метод . объединения прошёл в МКДОУ/3"Берёзка"

Направление -Развитие речи .

Общая методическая цель : Формирование у педагогов потребности профессионального роста как условие достижения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса. Наши задачи :

Мы тесно связано делимся с опытом работы с другими садами, так же сами посещаем такие мероприятия и один из этих посещений Вам предлагаем к просмотру .

Гармонизация взаимоотношений с коллегами, повышение мотивации к профессиональной деятельности и формирование позитивного отношения к работе. Формирование инновационного банка данных педагогического коллектива ОУ. Обеспечение условий для успешной апробации новых образовательных программ, педагогических технологий, учебных пособий и др. Обмен знаниями, полученными при повышении квалификации. Совершенствование качества дошкольного образования через повышение профессионального мастерства педагогов. Совершенствование педагогического и методического мастерства на основе творчески работающих воспитателей. Оказание методической и практической помощи педагогам. Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Формирование творческого потенциала личности педагога через активное участие в работе МО, мероприятиях различного уровня. Организация открытых просмотров и мастер-классов по определенной теме в целях ознакомления с методическими разработками сложных разделов образовательных программ. Выработка единых требований в оценке результатов освоения образова­тельных программ на основе разработанных критериев оценивания достижений в воспитании.

Функциями методического объединения являются : Изучение нормативной документации и методической литературы по вопросам образования ; Отбор содержания и составление учебных разработок по образовательным программам с учетом вариативности и разноуровневости; Участие в обсуждении и утверждении индивидуальных планов по методической работе ; Ознакомление с анализом состояния воспитания и обучения детей (по итогам обработки карт наблюдения детского развития ) ; Взаимопосещения с целью обмена опытом по организации непосредственно-образовательной деятельности по определенной тематике (с последующим сравнением достигнутых результатов на основе данных анализа и самоанализа педагогического работника); Организация и проведение конкурсов, смотров детского творчества

В ходе просмотра было показано НОД в старшей,средних и младших группах,посетила НОД старшей группы /1 тема :"Заколдованный лес"

Просмотр режимных моментов

Прослушали доклад на тему : "Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников ".




Публикации по теме:

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Проект «В гостях у сказки» осуществлялся, как увлекательный познавательный с творческой деятельностью, направленной на активизацию речевого.

При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, т. е. правильно употребляют существительные,.

Лучший фотоотчет по развитию речи во второй младшей группе «Сказка в гости к нам пришла» Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт " Развитие.

Цель: Формировать знания о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к ней. Задачи: 1. Систематизировать.

Открытый просмотр НОД дидактические игры и приемы в построении грамматического строя речи у дошкольников среднего возраста Муниципальное бюджетное учреждение детский сад «Улыбка» Открытый просмотр НОД Тема: дидактические игры и прёмы в построении грамматического.

Эффективные приемы формирования связной речи дошкольников.

Выступление на методическом объединении воспитателей.

Решение проблемы формирования связной речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описанием речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.

Итак, какие трудности и почему испытывает ребёнок при построении связного рассказа?

Ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития связной речи у детей. Расскажу вам о синквейне и мнемотаблицах. Я работала с ними. И на своих занятиях видела положительный результат их действия.

Известный русский педагог, писатель К. Д. Ушинский писал :

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи , позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем , помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания» . Это система методов и приемов , обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи .

Суть мнемосхем заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение ) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

Вся работа строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам , и позже - к мнемотаблицам ., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы : елочка - зеленая, ягодка - красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например : лиса - состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь - большой коричневый круг и т. д.) Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Где можно использовать карточки - схемы?

для обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

в работе с чистоговорками и скороговорками;

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Как вы думаете, из каких этапов состоит работа по использованию мнемотаблиц ?

1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап : Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап : После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

В младших группах с помощью воспитателя, в старших - дети должны уметь это выполнять самостоятельно.

Результаты

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники , тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Предлагаю поработать в подгруппах - составить мнемотаблицу по теме «Зима» для детей среднего возраста, старшей и подготовительной группы. Задание выполнить в течение 3 минут, по окончании работы каждая подгруппа представляет свою таблицу всем коллегам.

Все поработали творчески, грамотно составили таблицы, я думаю, что вы согласитесь со мной мнемотехника - один из эффективных способов развития связной речи дошкольников.

Перейдем к следующему.

Что такое синквейн? Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе.

Что же значит это необычное слово?

Синквейн - это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна:

Первая строка синквейна - заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка - два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка - последняя. Одно слово - существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Пример синквейна «Наша группа».

Наша группа

Весёлая, дружная

Учимся, играем, танцуем

Наш любимый край

Мы — дружные!

В каких случаях можно использовать синквейн?

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Синквейн - один из эффективных методов развития речи дошкольника

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Дети»

Какие они? (прекрасные, озорные)

Что они делают? (играют, шалят, радуют)

Предложение о детях, афоризм или пословица. (Цветы нашей жизни.)

Ассоциации, которые вызывают слово «дети»? (счастье).

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.

Выводы о синквейне:

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Составить синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Совет: Сделайте с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Проблема формирования связной речи в дошкольном возрасте - это сложная задача, но применяя эффективные методы и приемы, о которых сегодня с вами говорили, мы сможем научить детей связно, последовательно, грамматически правильно, творчески излагать свои мысли.

Спасибо за внимание. Всем успехов в работе!

Литература
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод.
пособие.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд.
Феникс, 2011.
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс,
2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. —
М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
5. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал
«Логопед», №5 (2005).

Электронные ресурсы:
1. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок».

2. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных
технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).

3. Государственное бюджетное образовательное учреждение города
Москвы центр психолого-медико-социального сопровождения "Поддержка"
http://festival.1september.ru/articles/518752 / http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl ?i=2293 (http://poddergka.pc.mskobr.ru/poleznayainformatsiya/spetsialistam.html ?task=show&id=363)

«Использование

разнообразных форм и методов

методическое объединение.

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста - имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование

разнообразных форм и методов

в работе с детьми по развитию речи»

методическое объединение.

Подготовил воспитатель

МБДОУ №3
Складчикова Н.П.

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста - имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

И только небольшая часть детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как: речевой слух, речевое внимание, речевое дыхание, голосовой и речевой аппарат.

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДОУ.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования:

Речевое развитие включает в себя владение речью, как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель должен помочь развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Педагог должен строить свою работу и применять формы образовательного процесса, соответствующие возрасту детей.

Формы работы с детьми могут быть различны:

Образовательная ситуация;

Ситуация общения,

Проектная деятельность,

Игра.

Основной формой моей работы по развитию речи детей является образовательная ситуация . Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от 3 до 7-8 детей, количество зависит от желания детей и от самой образовательной ситуации. Можно организовать несколько образовательных ситуаций, но с одним и тем же дидактическим материалом, это поможет постепенно усложнять задачи и успешно решать их. В качестве дидактического материала можно использовать любое пособие (книга, игрушка, природный материал, сюжетная картинка и др.)

Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.). Ситуации общения могут быть лексическими, вербально - оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации лучше всего «идти от детей», то есть находить эти ситуации в детской деятельности и использовать их для развития речи ребенка. Примерами общения на развитие коммуникативных умений могут быть ситуации:

«Что не так?»

Цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования:

Каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком.

«Улыбка».

Цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения:

посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его.

«Рукопожатие».

Цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия и т. д.

В таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины:

«Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок);

«Кто лучше знает природу своего края?» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов с региональной составляющей);

«Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи); «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Так же в своей работе, как одну из форм, применяю проектную деятельность.

В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.

В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДОУ.

И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра.

Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. В методической литературе много представлено игр со словами:

Театрализованные игры.

Цель: развивать диалогическую и интонационную речь приобрести коммуникативные умения и навыки.

Сюжетно-ролевые игры.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.)

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.

Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.

«При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:

Во-первых, продумывать организацию разных способов взросло - детской и детской совместности,

Во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей.

Таким образом, различные формы работы актуальны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

Дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то;

Обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания;

Педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений .
Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).

Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие.

Выделяют три группы методов:

Наглядные,

Словесные,

Практические.

Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы.

Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов кнаглядным, других к словесным или практическим, зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ .

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются какнепосредственные, так и опосредованные методы. Кнепосредственным относится метод наблюдения и его разновидности:

экскурсии,

осмотры помещения,

рассматривание натуральных предметов.

Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ .

В детском саду используются в основном те словесные методы, которые связанны с художественным словом. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы применяем или наглядные приемы обучения:

Кратковременный показ предмета, игрушки;

Рассматривание иллюстраций, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей;

Чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т.д.

ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД .

Цель этих методов обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра - универсальный способ закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развитияречи.




Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...