Жалость — со всех сторон. Плодотворное ли это чувство? Сострадание – жалость

Вынужденная добродетель

Теряет всю свою цену.

Д.И.Писарев.

Все сочувствуют несчастьям

Своих друзей, и лишь немногие

Радуются их успехам.

Оскар Уайлд.

У всех нас достаточно силы,

Чтобы переносить несчастья

Ларошфуко.

Несчастье ближнего утешает

Нас в наших несчастьях.

В толковых словарях все понятия, которые мы разбираем в данной книге, совершенно неточно переданы авторами. Это не случайно, ведь, например понятия СОСТРАДАНИЕ и ЖАЛОСТЬ, настолько близки по значению, что можно сказать, что это синонимы. СОСТРАДАНИЕ – это ЖАЛОСТЬ, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем или горем. ЖАЛОСТЬ – это СОСТРАДАНИЕ, соболезнование, печаль, сожаление. То есть, здесь мы видим, как С.И.Ожегов передал значение одного понятия через другое.

Поэтому, чтобы определить их точное значение необходимо воспользоваться словарем синонимов. СОСТРАДАНИЕ – ЖАЛОСТЬ, сожаление, сочувствие, соболезнование, участие. Но и в этом случае как мы видим разница - условная. Когда мы определяем значение какого-либо понятия, мы под ним подразумеваем какое-то психическое состояние человека. Чтобы мозг распознал четкую разницу, нам нужно представить, что мы артисты и войти в каждое из состояний. Это очень не просто сделать, поэтому лучше всего оценивать свое состояние, находясь в контексте.

Представим, что наш друг очень долго не может найти работу и очень переживает из-за этого. Когда мы будем думать о том, как ему не комфортно чувствовать себя безработным, мы будем с одной стороны и сострадать его несчастью, а с другой стороны жалеть его, как несчастного человека. То есть СОСТРАДАНИЕ и ЖАЛОСТЬ – не одно и то же. Нужно найти причины и смысл обоих понятий. Человек жалеет близкого себе человека, потому что чувствует и свою вину в том, что тот не вполне счастлив.

Жалость здесь является компенсацией за свое бездействие. Но, когда мы жалеем, мы в мыслях радуемся, что у нас нет такого горя, как у того, кого мы жалеем. Он в наших глазах предстает жалким и беспомощным, практически неполноценным. С высоты своего стереотипа мы можем его жалея и поосуждать, и поставить себя в пример, как образец для подражания. Это уже будет самодовольство.

Та же ситуация происходит, когда у наших дверей мяучит маленький котенок, который не знает куда деться в дождливую погоду. Мы открываем двери и испытываем чувства жалости к этому существу. Если мы его впустим, то это уже будет СОСТРАДАНИЕ, если он в данный момент не выгоден, мы можем его прогнать, но чувство ЖАЛОСТИ при этом останется.


Мы закроем дверь и будем смотреть на котенка в окно, как ему плохо под дождем. То есть, когда мы жалеем, мы ничего не можем поделать ни с чувством ЖАЛОСТИ, ни с тем, что ничем не можем помочь тому, кого жалеем. Если человек упал в лужу, то, чтобы показать, что мы его жалеем нам, нужно сесть в эту лужу рядом с ним.

Если мы просто стоим и подаем ему советы, то это будет уже сочувствие. СОСТРАДАНИЕМ в данной ситуации будет помочь ему подняться. Человек никогда не знал настоящего СОСТРАДАНИЯ. Это слово не отражает тех чувств, которые мы испытываем, глядя на чужие страдания. То состояние, которое программирует наш мозг можно сравнить с чувством страха и дискомфорта. Поэтому, человек всегда, когда улучшал свою жизнь, впредь с жалостью смотрел на тех, чье существование нельзя назвать достойным.

И в мыслях мы можем лишь обвинить тех, кто не умеет занять выгодного положения в обществе, развести руками и смириться с тем, что это его выбор. Но, прежде чем говорить о выборе государство должно указать - что это такое, и научить людей делать разумный выбор, и предоставить возможность его иметь, коли уж, оно берет на себя ответственность судить других людей и лишать их жизни. Потому что на данном этапе развития существует определенное количество людей, в виде населения страны. И нужно неустанно думать над тем, как жизнь этих людей сделать счастливой и достойной. В контексте сегодняшнего дня достойной считается богатая жизнь. Но государство не может сделать богатыми всех своих граждан. Поэтому оно может испытывать ЖАЛОСТЬ к тем людям, которые не умеют выживать в создавшихся условиях.

Человек не нуждается в жалости. Мы самые умные существа на планете. Нет таких дел, которые мы не можем совершить, нет таких высот, которых мы не можем достичь. Тот, кто ЖАЛЕЕТ показывает свою беспомощность и бессилие. Но на самом деле мы все можем помочь друг другу, однако нам выгодней и удобней осознавать, что кто-то слабее и глупее нас.

К тому же нам ЖАЛКО своих чувств, мыслей и вещей для других. Ведь достаточно всего лишь ПОЖАЛЕТЬ и это уже будет значить, что мы - не эгоисты. Выбирайте СОСТРАДАНИЕ. Страдать вместе с человеком – это значит вместе совершать действия для того, чтобы не страдать.

Когда чувство обретает меру, оно превращается в мысль и действие. Разберите данную пару со своим ребенком. Советуйте ему больше проявлять заботы о людях и других существах, вместо того, чтобы тратить время на неразумные психические состояния. Чувства, которые соотносятся с чувством страха, делают людей слабыми и жалкими. От них нужно очищать мозг. Нам нужны лишь те эмоции, которые двигают нас к прогрессу личности.

СМИРЕНИЕ – УНИЖЕНИЕ

Примирение с врагами говорит

Лишь об усталости от борьбы, о

Боязни поражения и о желании

Занять более выгодную позицию.

Ларошфуко.

Человек, кусающий руку, которая

Его кормит, обычно лижет сапог,

Который его пинает.

Эрик Хоффер.

Горек чужой хлеб и тяжелы

Ступени чужого крыльца.

Данте Алигьери.

Бедность не порок. Будь она

Пороком, ее не стыдились бы.

Дж.К.Джером.

Что такое разумный выбор? Ведь, мысля логически, мы можем тоже совершать абсолютные действия. Возьмем пару справедливость – жестокость, например. Разумный человек не станет проявлять жестокость, потому что не увидит в ней смысла. Он будет знать, что жестокость ни к чему, кроме несправедливости и ожесточения других не приводит. Поэтому он всегда будет выбирать справедливость, то есть, одинаково доброжелательное отношение ко всем людям. Но ведь мы и в логике можем не быть жестокими.

Достаточно для этого сдерживаться и не идти на поводу у своих отрицательных эмоций. Но в логике, не проявляя жестокости, мы вынуждены будем мириться с жестокостью со стороны других людей, потому что в ситуациях они путают понятия справедливость и жестокость.

Поэтому нам нужно будет отдаляться от общества и жить в одиночестве, чтобы мозг обрел свободу от этого противоречия. Ведь здесь возникает пара СМИРЕНИЕ и УНИЖЕНИЕ. Всякий раз, когда нас призывают СМИРИТЬСЯ со своей участью, мозг будет говорить, что наше СМИРЕНИЕ не является СМИРЕНИЕМ, это УНИЖЕНИЕ, не достойное личности человека. Возьмем разницу между бедными и богатыми. Бедную часть населения составляют люди, например, образованные. Возникает вопрос: они смиряются с тем, что к ним так относится государство и другие люди, то есть, считают, что так и должно быть или здесь идет УНИЖЕНИЕ достоинства личности?

В библии сказано на добро отвечай добром, а на зло – СМИРЕНИЕМ. Когда тебя ударили по одной щеке, подставь вторую. Подставить, конечно, можно, но с какой мотивацией это делать? Если мы СМИРИМСЯ и подставим вторую щеку, тогда нас могут унизить и дальше, то есть мы вызовем еще большую жестокость. Если мы подставим вторую щеку и нас не ударят, то это уже будет чувство жалости, и мы получается вновь унизимся в чьих-то глазах. Если мы в любом случае унижаемся, значит и первый безответный удар, был тоже УНИЖЕНИЕМ. СМИРЕНИЕ – это покорение и готовность подчиняться чужой воле. Определение из словаря Ожегова С.И. УНИЖЕНИЕ – это оскорбление, унижающее достоинство.

Но в подчинении чужой воле уже есть унижение. Имеет ли смысл вообще понятие СМИРЕНИЕ. Зайдем в контекст человека с физическими недостатками. Иногда люди с различными заболеваниями ожесточаются на весь мир и на свою судьбу и участь. Они считают, что жизнь с недостатками унизительна. Точно также многие считают, что унизительна жизнь в бедности, или многих не устраивают их родители, которые постоянно пьют, например. Их унижает, конечно, то, что люди о них думают. Ведь взгляды со стороны источают либо жалость, либо осуждение. Именно эти взгляды нас и УНИЖАЮТ. В этом моменте мы и путаем данные понятия.

Здесь нужно СМИРЯТЬСЯ. Ведь если отбросить все суеверия, то судьба – это не то, что ждет нас впереди, это то, что мы имеем после пройденного пути. Например, родителей не выбирают, как не выбирают цвета кожи и красоты лица. Мы рождаемся в определенных условиях, хотим мы этого или нет, и нужно уважать тех людей, которые произвели нас на свет, какими бы они не были. Любовь и уважение к родителям нужна нам, чтобы быть людьми, а не самим родителям, для которых благодарностью будет осознание того, что их ребенок стал личностью.

Поэтому, с тем, что досталось нам по рождению нужно СМИРИТЬСЯ, потому, что мы не можем это изменить. Мы сможем изменить это в будущем своими мыслями и делами. Приведем другую ситуацию. Зайдем в контекст бедной семьи. Женщину в такой семье может унижать отсутствие достатка, ведь по стереотипу мужчина является добытчиком, поэтому вся вина за бедность будет лежать на нем. Здесь можно поставить и под сомнение и любовь, ведь если любит, значит, уважает, и значит должен делать все для счастья любимого человека. Если такие умозаключения будут постоянно атаковать сознание человека и при этом создадутся условия для ухода, то женщина может выйти замуж за другого, более состоятельного мужчину. Здесь она перепутает понятия справедливость и жестокость,

Отпадение – предательство и стремительное желание – поступок отчаянья, а также СМИРЕНИЕ – УНИЖЕНИЕ. Ведь под унижением мы подразумеваем унижение человеческого достоинства, на почве неприязни, раздражительности или ненависти. В новой семье данную женщину могут уже не уважать, как личность, ведь возникнут подозрения, что она второй раз вышла замуж по расчету. Придется доказывать свою любовь, проходя уже через реальные УНИЖЕНИЯ. Но она уже вытерпит и побои и оскорбления, потому что опять перепутает понятия, посчитав, что на этот раз нужно точно СМИРИТЬСЯ.

В СМИРЕНИИ есть терпение и мудрость человека, спокойствие и мужество. То есть все понятия, лишенные эгоизма. То, что преподносит нам судьба, то, что не зависит от нас требует СМИРЕНИЯ и силы духа. Но если другие люди нас оскорбляют или издеваются над нашим достоинством, то СМИРЕНИЕ с этим будет попустительством и приведет к бессилию и падению личности. Научите своего сына или дочь

Различать данные понятия, чтобы они в ситуациях сразу узнавали оскорбления в свой адрес. Они не должны не мириться с УНИЖЕНИЕМ, ни уподобляться унижающим. Здесь нужен выбор разумного, чтобы при помощи своих знаний, помочь людям избавиться от раздражения и неприязни.

УКАЗАНИЕ - СЛУЧАЙ

Умный человек создает больше

Возможностей, чем находит.

Фрэнсис Бэкон.

Судьба не парит, как орел, а

Шныряет, как крыса.

Элизабет Боуэн.

Не Фортуна слепа, а мы.

Томас Браун.

Кто ищет, тому назначено блуждать.

Истина не лежит на поверхности

Антуан Де Сент-Экзюпери.

Эта пара перекликается с понятиями надежда – иллюзия, вера – фанатизм, наблюдательность – суеверие и со схожими им. Когда мы разбираем какую-либо пару понятий и делаем выбор разумного, мы обязательно приходим к понятиям достоинство и личность, мудрость и справедливость. Через понимание пар противоположений УКАЗАНИЕ – СЛУЧАЙ, мы должны найти причины всего. Вначале хотелось бы обсудить такое понятие, как судьба, карма или высший разум, который якобы управляет всем земным. Это еще одно заблуждение или суеверие, которым мы пытаемся заполнить пробелы в познании.

Мозг человека не верит в то, что им управляет нечто более разумное, чем он сам. Не верит, значит сомневается. Сомнение порождает страх перед величием всего неземного, и этот страх является еще одним условием при совершении поступка, как еще одной составляющей всех систем подавления личности. Основой всего и причиной всего существующего и существовавшего когда-то является СЛУЧАЙ.

СЛУЧАЙ – это уже произошедшее случайное обстоятельство или происшествие. Это определение из словаря. Давайте будем считать СЛУЧАЕМ – незапланированный, хаотичный выбор. Когда мы говорим хаотичный, то все равно обязательно имеем ввиду выбор в каких-то условиях. То есть СЛУЧАЙ – это обусловленный выбор мозга путем хаотичного рефлексирования в процессе наблюдения за действительностью.

Например, эволюция – это случайный переход от простого организма к сложному, в процессе приспособления к условиям окружающей среды. СЛУЧАЙ возникает в тот момент, когда организму угрожает опасность гибели. Мозг в такое время очень интенсивно рефлектирует и приходит к неожиданным решениям, не свойственным ему в обычное время. Так животное, которое обитает в воде, может выбраться на сушу, а то, которое ходит по земле может влезть на дерево.

Эволюция продолжается и сегодня, и живые организмы постоянно приспосабливаются к изменяющимся условиям. Возникает вопрос, кто создает условия. Климат на Земле зависит от солнца, например. Это является основным условием зарождения жизни. То есть, если дальше мыслить логически, то каждое следствие вытекало из какой-то причины, которая являлась условием.

Но это следствие было случайным выбором, наиболее удачным и выгодным для продолжения существования. Отсюда следует, что человек тоже является случайностью в процессе эволюции. Прогресс, достигнутый человеком за время существования осуществлялся путем передачи информации и опыта от предыдущих поколений к последующим. Но каждое открытие – СЛУЧАЙ, как бесконечный рефлекс мозга в поисках решения какого-либо вопроса.

Что такое УКАЗАНИЕ? УКАЗАНИЕ – это наставление, разъяснение, дающее понять как действовать. Многие считают, что вся наша жизнь – это УКАЗАНИЕ свыше. Если существует высший разум или высшее сознание, тогда почему все, что он нам указывает, является всеобщим безумием. Ведь очень трудно найти закономерности в УКАЗАНИЯХ свыше.

Скорее всего, мы сами в процессе существования создаем не разумные условия и получаем беспорядочные последствия, которые являются условиями дальнейших заблуждений. Давайте теперь найдем середину между УКАЗАНИЕМ и СЛУЧАЕМ.

Для этого найдем смысл УКАЗАНИЯ. Указание будет иметь смысл, если то, на что оно наставляет, приведет нас к истине, к справедливости и к идеальному состоянию. Если УКАЗАНИЕ ведет нас в неизвестность или к деградации, то мы будем говорить не об УКАЗАНИИ, а о случайной мысли, которая возникнет по случаю, то есть в данных обстоятельствах. В логике все мысли и действия зависят от случаев.

Например, несколько десятков лет тому назад дети рождались в условиях войны. Они, когда шли на смерть, воюя за свое государство верили, что их действия несут великий смысл, верили в свое предназначение. Сегодня мы понимаем, что вторая мировая война была заблуждением одних людей, которые создали ситуацию, происшествие, явившееся СЛУЧАЕМ для действий других. При этом и те и другие считали, что их жизнь – какая-то миссия.

Историки обычно любят рассуждать о предпосылках революций и войн. То есть, они тоже думают, что все перевороты в человеческих отношениях являются не случайными. Впрочем, здесь мы можем считать, что единственным УКАЗАНИЕМ, которое дает нам история будет являться УКАЗАНИЕ будущим поколениям, чтобы они уже не совершали подобных ошибок, не искали истины в ложных путях и каждое последующее поколение имело возможность переосмыслять действия предыдущих.

Из таблицы ясно, что в логике общим и для того и для другого понятия является совершенное действие. Разница будет видна лишь в разуме, если мы найдем причины совершенного поступка. Если причина нашего действия – реакция на сложившие обстоятельства, то мы будем говорить, что наши действия случайны, то есть, не достаточно обдуманы, а потому зависимы. И здесь мы вновь говорим об эгоизме, потому, что человек, который полагается на случай, который, как он считает, обязательно ждет его впереди, в виде некоей манны небесной, будет останавливаться в развитии и прекращать сопротивляться обстоятельствам.

Ведь так удобно и просто приспосабливаться ко всему и надеяться на кого-то. Поэтому многие дети считают, что можно полагаться на своих родителей и принимают это как везение, в котором могущественный умный и богатый папа УКАЗЫВАЕТ им как действовать. В итоге папа проживает жизнь за своего ребенка, которого в свою очередь обрекает на бездействие и деградацию. Нам нужно избегать, таким образом, случайных действий и случайных ситуаций и условий. Всюду нужно следует идти согласно указаниям разума, тогда мы будем стремиться к совершенству и обретем свое истинное предназначение.

Необходимо все же заметить, что УКАЗАНИЕ в логике путается со СЛУЧАЕМ потому, что, при изменениях условий, то есть возникновении причины, непременно произойдет следствие. Здесь мы говорим, что УКАЗАНИЕМ в логике будет то обстоятельство, что ни один субъект в логике, на который влияют обстоятельства извне, не остается равнодушным к нему, то есть реагирует. Это и воспринимается как УКАЗАНИЕ.

Например, если наступила зима, изменились условия и стало холодно, в результате чего птицы улетели на юг. Птицам никто не указывал лететь туда, тем более, что многие остались, однако нам будет казаться, что каждое логическое действие является указанием другому действию. Если бы было так, то речь бы здесь шла об импульсе или инерции и все бы шло по запланированному пути.

Но в логике каждый субъект делает логичный выбор, самый выгодный для него. Если жук бежит по земле и встречает на дороге препятствие, которое оказалось там случайно, то он может обойти его слева или справа, а может развернуться и убежать назад. Как он выбирает, с какой стороны обойти препятствие? Конечно, случайно, если во время выбора невозможно определить, какой из трех вариантов выбора наиболее выгодный для жука. Если бы нам все указывала природа, тогда зачем нужно было бы эволюцией формировать глаза, уши, нос и другие рецепторы.

Каждый организм действует самостоятельно, выбирая наиболее удобный способ приспособления к случайным обстоятельствам. Разум тоже должен был возникнуть из логики случайно и у него есть причины, ведь это самый выгодный способ приспособления: изменять условия с точки зрения наивысшей целесообразности. С появлением разума возникает общее понятие смысла. Мы, человечество, до сих пор жили без смысла, никто не сказал нам его, никто не УКАЗАЛ.

Каждому человеку приходилось искать смысл самому, полагаясь на случайные стечения обстоятельств. Для разумного человека нет обстоятельств, а есть первоначальная цель сознания достичь высшего совершенства и передать его другим поколениям. В разуме все действия осмысляются, осознаются и являются абсолютными с точки зрения общего смысла и чистого разума. Например, в логике нам на дороге можно было выставлять какие-то условия, от которых мы зависели, потому что не имели знаний и своего смысла.

Мы зависели от условий, потому что мыслили логически и воспринимали мир чувствами без участия сознания. Поэтому мы использовали любые условия, которые нам навязывали предыдущие поколения и люди вокруг нас. Если они ставили школу, и предлагали учиться, то мы учились, если ставили ночной клуб, то мы спивались, если устраивали войну, то мы воевали, а если призывали к всеобщей стройке, то мы шли и строили. Человек разумный не поддается влиянию извне, все его действия сопоставляются с истиной и с общим смыслом, поэтому, если что-либо не соотносится с общим смыслом и с истиной, признается бессмысленным и не нужным.

То есть, разумный человек избегает условий и СЛУЧАЙНОСТЕЙ, и сам дает УКАЗАНИЯ себе и другим людям.

Чувство сострадания, сочувствия или сопереживания – это внутреннее состояние. Это из-за проблем других людей. Безусловно, сочувствие выступает одним из лучших человеческих свойств. Если вы способны сострадать другим, значит, понимаете чувства других людей. Это помогает устанавливать прочные взаимоотношения. Каждому человеку важно осознавать, что его поддерживают.

Что такое сострадание и сочувствие

Но важно понимать, что представляет собой сострадание и сопереживание. Эти чувства делают человека лучше. Нередко данные понятия используются в виде синонимичных слов, считается, что это одинаковые эмоции.

Если вникнуть в эти слова, то сочувствие является совместным переживанием некоторых эмоций, а сострадание – общим страданием по причине чего-либо. Оба термина означают, что личность проходит вместе с другим человеком его радость и горе, беду. Оба чувства вызваны ситуацией, когда требуется жалость и поддержка. Но это , которые требуется проявлять, если они поистине нужны.

Сострадание и сочувствие – схожие эмоции, но главное отличие заключается в их проявлении.

Нередко можно услышать, что в современном мире сострадать и сочувствовать способны только верующие или бедные люди, а богачи ни о ком не думают, если это не способствует их благополучию. Есть мнение, что на сегодняшний день на одного поистине сочувствующего человека есть 1000 тех, кто завидует другим. Причиной подобного мнения выступает характер самой личности. Равнодушные люди не могут испытывать подобные чувства.

В обыденной жизни мы проявляем такие эмоции с учетом конкретных ситуаций. К примеру, один подаст просящему, а другой пройдет мимо. Наибольшее сострадание проявляется людьми по отношению к их пожилым родителям, заболевшим детям, друзьям.

Часто при проявлении сострадания мы можем обидеть человека, которому не нужна жалость. Кроме того, истинное сострадание наносит вред. Если доктор сострадает больному, чересчур переживает, то заболевает сам. Потому ему необходимо только сочувствовать, но не сострадать.

Проявить сочувствие – это выслушать собеседника, понять его эмоции. Для этого их придется пропустить через себя. Искренне сочувствующие люди расстраиваются и переживают точно так же, как и тот, кому это сочувствие требуется. Это вселяет в человека веру и помогает ему забыть тревоги. Сочувствие делает людей добрыми.

Зачем нужно сострадание человеку

Но зачем нужно сострадание и сочувствие? Если вы эмоциональная личность, и у вас чересчур проявляется данное чувство, то вы замечали за собой, что вам трудно чувствовать страдания других. Чужая отрицательная энергия обвивает вас, вы перестаете ощущать радость жизни. Сострадание воздействует угнетающе, забирает силу.

Нельзя чрезмерно погружаться в страдания других людей. Важно уметь остановиться и не нанести вред себе чужими несчастьями.

Кроме того, если постоянно сочувствовать одной личности, то это приносит вред и ей и вам. Постоянное сострадание становится причиной того, что вы неумышленно препятствуете осознанию ответственности за собственные действия страдающему человеку. По причине постоянного сочувствия личность ощущает свою слабость, нужду в посторонней помощи. Подобные люди не способны жить своей самостоятельной жизнью, им всегда требуется поддержка со стороны.

Потому важно не просто уметь сопереживать, но и ощущать границу, когда требуется оградить себя от чужих эмоций. Мера нужна во всем.

Как правильно сочувствовать человеку

Чтобы не нанести себе вред, необходимо знать, как правильно сочувствовать человеку:

  • требуется понять, кто вызывает подобное чувство – близкие или все окружающие? От кого идет ? Когда вы ощутите, что чересчур близко принимаете чужие переживания, . Не стоит окунаться в чужие проблемы. Поддержите человека, убедит его, что он не один. Но решение для ситуации ему требуется искать самому;
  • и возвращаться в исходное состояние, когда понимаете, что окунаетесь в чужие проблемы. Прерывайте беседу, пока не ощутите, что способны нормально понимать ситуацию. Запомните, что все ваши чувства воздействуют на организм. По этой причине для нормального состояния тела и души важно испытывать по максимуму ;

  • сумейте своевременно переходить от неосознанного сочувствия к осознанному действию. Всякий раз, когда стараетесь избавляться от сострадания к другим, вы почувствуете вину. Но не стоит считать себя человеком, лишенным сострадания. Для поддержки необязательно пропускать сквозь себя отрицательную энергетику. Выслушайте, но не переживайте чрезмерно сильно. Учитесь самозащите от негатива и излишнего сочувствия.

Конечно, важно оставаться добрым человеком. Все мы обязаны помогать друзьям и близким. Но делать это возможно и без вреда себе. Важно поддержать баланс собственного организма, чтобы почувствовать личное счастье.

Воспитание сочувствия и сострадания у детей

Стоит заметить, что с раннего детства серьезное внимание требуется уделить воспитанию в детях сострадания и сочувствия. Ребенок, который не способен проявить такие эмоции, вырастает , а иногда становятся истиной бедой родителей и себя самого.

Умение сострадать и сочувствовать другим есть только у тех детей, чьи родители показывают подобные пример своим поведением. Дабы малыш заботился и сопереживал другим, когда у них проблемы, необходимо с раннего возраста оградить его от наказаний.

Воспитать подобные качества в детях можно только собственным примером. Родителям важно показать ребенку, как следует себя вести.

Если мама и папа проявляют взаимную вежливость, а также вежливы с другими людьми, показывают заботу, то и малыш привыкнет аналогично себя вести. Исследователи выяснили, что в семье испытывать сочувствие и сострадание больше способны мужчины. Но ведь мы привыкли считать, что они сильнее, потому показывают меньше чувств. Когда женщине плохо, мужчина помогает, не просто сочувствуя, а проявляя сострадание и заботу. Он готов круглые сутки помогать любимой.

Что касается женщин, то они способны испытывать сочувствие короткий промежуток времени. Это потому, что при недомогании мужчины, женщина, видя его эмоции, сначала чувствует сострадание. Но потом, заметив, как он пытается показаться сильным, сострадание у женщины проходит.

Даже если мужчины высказывают жалобы на жизнь, они не готовы к состраданию окружающих. При проявлении сочувствия к мужчинам, есть шанс зацепить их самолюбие, ведь все представители сильного пола боятся казаться слабыми.

Чем руководствоваться в жизни

В некоторых ситуациях сложно понять, чем руководствоваться в жизни – разумом или сердцем. Не существует однозначного правильного ответа. Каждая ситуация требует особого подхода. Ошибаться способно и сердце, и разум.

Стоит проводить логический анализ ситуации, принимать важные решения, учитывая мнение разума и знания. Все мы каждый день используем опыт и знания на практике, пользуемся разумом. Большинство решений приходит принимать, используя веление разума, ведь некоторые вещи в жизни просто неуместны. Вы же не идете через дорогу, как вам хочется, без соблюдения правил. Это станет причиной катастрофы рано или поздно. Применяя знания, мы убеждаемся в безопасности, а только потом решаем, что предпринять.

Но если дело касается собственных эмоций, желаний, то разум становится мешающим элементом. В сердечных делах часто приходится жить сердцем, отключая логику. Часто человек не способен сделать что-то, поскольку боится последствий. Но в подобной ситуации лучше верить зову сердца, а не разума, чтобы в будущем не сожалеть.

Страхи и неспособность поверить в себя создаются умом, они базируются на накопленном опыте. Если ранее вам приходилось испытывать подобный страх, то при принятии решения сегодня, вы почувствуете страх и беспокойство. Это станет причиной нерешительности. По этой причине важно ставить перед собой цели, слушать сердце и действовать по его подсказкам.

З адумывались ли вы когда-либо над вопросом: “Какая разница между жалостью и состраданием?” Казалось бы, эти слова так похожи между собой, а жалеть кого-то или сострадать одно и то же. Но нет, не одно и то же, а между жалостью и состраданием есть огромная разница. В чём она заключается? Попытаемся разобрать в этой статье.

СОСТРАДАНИЕ = со + страдание , когда ты в состоянии разделить то, что в данный момент времени чувствует и переживает другой человек, разделить его боль и его радость. Быть единым с другим.

ЖАЛОСТЬ = жало + ость , когда жалеешь кого-то, судишь, вешаешь на него бирку "неудачник", "никчёма", "калека", жалишь его своим суждением, унижаешь, себя же возвышаешь. Многие любят пожалеть, дабы возвыситься в сравнении с другим. И многие любят жалость к себе, так как "питаются" эманациями жалости.

  • Жалость к людям угнетает, к себе - унижает.
  • Жалость способна уничтожить человека, так как чем больше в его жизни жалости, тем меньше желание бороться с трудностями.
  • Жалость - самое ужасное чувство, которое можно испытывать к человеку.
  • Жалость - это нечто жалящее тебя самого, а сострадание - это соединение с чужим страданием.

Сострадание - это самое мощное орудие для устранения неведения и увеличения мудрости

Будда Шакьямуни

Сострадание - не качество. Оно - Закон Законов, вечная Гармония, Сама Мировая Душа; беспредельная вселенская Сущность, Свет пребывающей Правды, лад всех вещей, Закон вечной Любви.
Чем более ты сольёшься с ним, растворишь своё бытие в едином Бытии, чем более Душа твоя войдёт в единение со всем сущим, тем полнее превратишься ты в СОВЕРШЕННОЕ СОСТРАДАНИЕ.
Таков путь Архата, по которому грядут Будды Совершенства.

(из книги Кхенчен Палден Шераб Ринпоче и Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче «СВЕТ ТРЁХ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ»)

В сострадании заложена великая жемчужина Тайного Знания. Все Бодхисаттвы, все святые, все подвижники устремлялись по этому пути

Рерих Н.

"В сострадании сокрыта любовь такой силы, что она больше обычной любви. Если ты сострадаешь другому, то начинаешь любить его сильнее... Человек духовный - весь одно большое сострадание. Изнемогает, сострадая другим, молится, утешает. И, хотя берёт на себя чужие страдания, всегда полон радости, так как Христос отнимает от него его боль и утешает духовно" . (Старец Паисий Святогорец)

  • Сострадание - особое качество души человека, готовность без раздумий оказать помощь ближнему.
  • Сострадание - это внешнее выражение деятельной внутренней любви к ближнему.
  • Сострадание - это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную.
  • Сострадание - это чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их переживаниям.
  • Сострадание - это умение при любых условиях действовать так, чтобы не причинять вреда окружающим людям.
  • Сострадание есть венец Будущего.
  • Сострадание - чувствовать тоже самое, что чувствует другой, в определённой степени - отождествление на уровне чувств.
  • Сострадание ко всем живым существам, основанные на понимании Относительной Истины: бренности, изменчивости, тягостности сансарического существования и желание избавить живых существ из этой участи.
  • Суть сострадания - не в увеличении материальных благ, а в очищении сознания от обусловленности ими.

В чувстве жалости всегда есть оттенок превосходства, высокомерия. Когда вы жалеете кого-то, вы смотрите на этого человека сверху вниз, невольно думая, что он беспомощный и ни на что не способный неудачник. Это чувство не имеет ничего общего с состраданием. Поэтому человек не должен жалеть других. Он должен чувствовать к ним сострадание. То есть, он должен ставить себя на место других: «Если бы у меня были такие же проблемы и страдания, каково бы мне было? Это было бы ужасно! У других людей такие же чувства…» Затем он желает, чтобы никто, даже ваш враг, никогда не испытывал таких мучений, чтобы все они избавились от этих страданий. Это и есть сострадание. Объект сострадания - это страдающие живые существа. А аспект сострадания - это желание, чтобы они освободились от страданий. Когда этот объект и аспект соединяются в уме, возникает чувство сострадания. Те, кто просит жалости, ищут подтверждения для их страданий.

Жалость - это деструктор , внедрённый в сознание хищниками и разрушающий как того, кто жалеет, так и того, кого жалеют.

Сострадание - это ощущение чужой боли как своей, стремление к уменьшению этой боли, к уменьшению общего количества страданий на свете. Сострадание - это умение при любых условиях действовать так, чтобы причинять как можно меньше вреда окружающим существам.

Жалость же - это констатация слабости, неспособности или «ущербности» другого существа по сравнению с собой, констатация его страданий с некоторой дистанции.

Жалость подразумевает отдельность, изолированность. Сострадание же - целостность.

Жалость порождает поток разрушительной энергии, потому что жалея, человек обычно признаёт ущербность объекта жалости, его неспособность самостоятельно выйти из сложных ситуаций. В конце-концов жалость - это признание за другим положения жертвы: «Бедненький, несчастненький, как тебе плохо…» И этот образ вкладывается в чувство жалости. Иными словами, тот, кто жалеет кого-то, намеривает объект жалости ещё глубже в тьму и несчастья, посылая ему свои образы его ущербности.Жалость приучает к слабости и бездействию. Жалея себя, человек часто с удовольствием делится личной ношей с окружающими, перекладывает на кого-то ответственность за свои действия, требуя понимания или поддержки.

Сострадание, в отличие от жалости, всегда развивается внутри. Чтобы испытывать его, требуется способность ощущать себя таким же проявлением части великого Космического проявления , как и окружающие. Это ощущение позволяет смотреть на других, не содрогаясь, но и не умиляясь, сохраняя спокойствие, как наедине с собой, перед зеркалом.

Настоящее сострадание - это не эмоциональное переживание [за себя и о себе], это духовное видение страданий другого человека такими, какие они есть на самом деле в душе человека. Настоящее сострадание успокаивает страдающего, так как другой, любящий его, берёт на себя боль. Сострадать - быть на месте страдавшего, оказаться в его шкуре, прочувствовать его боль. Жалость - это понимать о том, что человек в беде, но при этом радоваться, что сам не в таком положении. Жалеть - часто переходит в высокомерие, ощущение превосходства.

Сострадание всегда активно; оно всегда заставляет искать путь к уменьшению страданий - не просто к утешению, не к деланию вида, что «всё хорошо», когда всё плохо, но именно к поиску выхода из сложившейся ситуации. Ощущение абсолютного равенства всего перед всем, сопряженности себя со всем остальным миром, кардинальным образом переиначивает видение и переживание бытия, устраняя ощущение жертвы и происходящие из него страдания.

Жалость увеличивает количество страданий: к страданиям того, кого жалеют, прибавляется и негативное состояние самой жалости. Сострадание же заставляет двигаться от страданий, и поэтому оно может сочетаться с радостью. Когда чувствуешь, что действительно помогаешь кому-то, испытываешь радость.

Таким образом, человек стремится к состраданию, но избегает жалости, поскольку он стремится к силе и свободе, а не к слабости и зависимости.

Сострадание ничего не имеет общего к гордыне и жалости. Всегда главной и единственной задачей сострадания есть конкретная и практическая помощь тем, кто в ней нуждается. Мудрые родители иногда в воспитательных планах могут применить и ремень к своим непослушным детям, но такое применение детям будет весьма полезно.

Жалость и сострадание - явления разного порядка. Жалеющий погружается в сумерки сознания жалеемого и увязает в них. Сострадание, наоборот, возвышает, поднимает страдающего до себя, окружая его Светом, надеждой и бодростью духа, и несёт ему радость. Надо научиться сострадать, не снижая своего сознания, то есть не теряя его светоносности. Снисхождение отнюдь не означает, что дающее и помогающее сознание заражается отемнённым состоянием человека, которому оказывается помощь, хотя сострадание и может принять на себя боль другого. Нужно учиться помогать, не заражаясь вибрациями того, кому оказывается помощь. Но такая помощь не должна исключать ни сочувствия, ни понимания, ни отзывчивости на чужое горе.

Сострадание - чувство достойное, но жалость опасна тем, что легко заразиться переживаниями жалеемого и вместе с ним очутиться в яме омрачения и отчаяния. Сострадание и жалость отличаются друг от друга. Сострадание действенно. Жалость погружается в переживания жалеемого и увязает в них, умножая их силу, но не рассеивая их. Фактически помощи жалеемому не оказывается. Сострадание горящего сердца облегчает страдания того, кто нуждается в помощи, своими светоносными излучениями. Оно не считается с сумеречным состоянием страдающего, но светом своим заливает его. Своё утверждает сострадающий в другом сознании, но отнюдь не то, чем наполнено сознание страдающего. Граница между состраданием и жалостью очень тонка, и, если не научиться её различать, ущерб неминуем, и для жалеемого, и для жалеющего. И, если сострадающий омрачается и теряет равновесие, то какая польза от такого сострадания? Границы между состраданием и жалостью переступать нельзя.

Сострадание - это чувствовать чужую боль как свою, причём не задумываясь, и совершенно естественно (поскольку это одно из качеств сердца); тем самым облегчая боль страдающего. Сострадание - чувство важное и благородное, опять же потому, что является естественным качеством сердца. Жалость, в свою очередь - от разума и эго.

Сострадательный ум подобен переполненному сосуду: это неисчерпаемый источник энергии, решимости и доброты. Он подобен зернышку: взращивая в себе сострадание, мы одновременно развиваем и другие положительные качества - умение прощать, терпимость, внутреннюю силу и уверенность, необходимую для преодоления страха и беспомощности. Он подобен эликсиру, ибо помогает преобразовывать неблагоприятные ситуации в благоприятные. Вот почему, проявляя любовь и сострадание, мы не должны ограничиваться кругом семьи и друзей. Неверно было бы также утверждать, что сострадание - это удел духовных лиц, работников здравоохранения и социальной сферы. Оно необходимо каждому члену общества.

Для людей, идущих духовным путём сострадание является жизненно важным элементом духовного этого пути. В целом, чем больше в человеке сострадания и альтруизма, тем выше в нём готовность трудиться ради благополучия других существ. Даже если он преследует личные интересы - чем сильнее в нём сострадание, тем больше будет в нём мужества и решимости. Все мировые религии сходятся в том, что сострадание играет важную роль. Они не только восхваляют сострадание, но и уделяют большое внимание его продвижению в человеческом обществе.

Сострадание не даёт нам уйти с головой в собственные конфликты и стрессы. Под влиянием сострадания мы склонны уделять больше внимания страданию и благополучию других существ, и нам легче, оттолкнувшись от собственного опыта, понять чужое страдание. В результате происходит некоторое смещение перспективы, и в некоторых случаях мы начинаем иначе воспринимать и те страдания, боль и проблемы, которые выпадают на нашу долю. То, что прежде было просто невыносимым, теперь представляется менее значимым - даже ничтожным. Таким образом, у человека альтруистичного и сострадательного непременно возникает чувство, что его собственные проблемы и конфликты вполне можно выдержать. Неприятностям и трудностям гораздо сложнее нарушить покой его ума.

Чистое сострадание обладает силой удалить все кармические омрачения и препятствия на пути к просветлению . Когда внутренняя мудрость раскрыта, ваше понимание относительной и абсолютной истины увеличивается по мере продвижения к просветлению. Будда много раз говорил, что сострадание - это самое мощное орудие для устранения неведения и увеличения мудрости.

Иллюстрация к этому - история про Асангу. Он был важным индийским учёным, родившимся примерно через пятьсот лет после Будды, где-то в начале христианской эры. В молодости Асанга отправился в Университет Наланда, прославленный древнеиндийский монастырь и первый настоящий университет в мире. Хотя Асанга стал великим учёным, у него всё ещё были сомнения относительно некоторых учений. Он расспрашивал многих ученых и осознавших мастеров, но никто из них не мог развеять его сомнений. Он решил практиковать визуализацию Майтрейи, будущего Будды, думая, что как только он увидит Майтрейю, он найдёт ответы на свои вопросы. Получив посвящение и наставления, он отправился на гору в Индии и медитировал на Майтрейю три года.

Асанга думал, что через три года у него будет достаточно силы, чтобы встретиться с Майтрейей и задать ему свои вопросы, но к этому времени он не получил никаких знаков. Через три года он устал и лишился вдохновения, и поэтому покинул свой ретрит. Спускаясь с горы, он пришёл в деревню, где собрались люди посмотреть на старика, который делал иголку, натирая большую железную палку куском шёлка. Асанге было трудно поверить, что кто-то может сделать иголку, натирая железный шест куском шёлка, но старик заверил его, что это возможно, показав ему три иголки, которые он уже сделал. Когда Асанга увидел такой пример великого терпения , он решил продолжить свою практику и вернулся в ретрит еще на три года.

В течение следующих трёх лет у него было несколько снов о Майтрейе, но он всё ещё не мог видеть Майтрейю. Через три года он почувствовал утомление и усталость, и снова решил уйти. Спускаясь с горы, он увидел место, где вода капала на камень. Она капала очень медленно, одна капля в час, но эта капель проделала большую дыру в скале. Увидев это, Асанга вновь обрёл мужество и он решил вернуться в ретрит еще на три года.

На этот раз у него были хорошие сны и другие знаки, но он всё ещё не мог ясно увидеть Майтрейю и задать ему свои вопросы. Он снова ушёл. Спускаясь с горы, он увидел маленькую дыру в скале. Место вокруг дыры было отполировано птицей, которая терлась крыльями о камень. Это заставило его снова принять решение вернуться в пещеру еще на три года. Но и через этот трехлетний период он всё ещё не мог видеть Майтрейю. После двенадцати лет у него не было ответов, поэтому он покинул свой ретрит и пошёл вниз по склону.

По пути он наткнулся на старую собаку возле деревни. Когда она гавкнула на него, Асанга увидел, что нижняя часть её тела была изранена и покрыта блохами и червями. Подойдя поближе, он увидел, что собака ужасно страдает и почувствовал к ней великое сострадание. Он подумал обо всех тех историях, в которых Будда Шакьямуни отдавал себя живым существам и решил, что пришло время отдать своё тело этой собаке и насекомым.

Он пошёл в деревню и купил нож. Этим ножом он отрезал мясо со своего бедра, думая убрать червей с собаки и поместить их на свою плоть. Затем он сообразил, что если он будет убирать насекомых пальцами, они умрут, потому что они очень хрупкие. Поэтому он решил убирать насекомых языком. Он не хотел смотреть на то, что он будет делать, поэтому он закрыл глаза и протянул язык к собаке. Но его язык попал на землю. Он пробовал снова и снова, но его язык продолжал касаться земли. Наконец, он открыл глаза и увидел, что старая собака исчезла и вместо неё был Будда Майтрейя.

Увидев Будду Майтрейю, он был очень рад, но в тоже время несколько расстроен. Асанга практиковал так много лет, и только когда он увидел старую собаку, Майтрейя явился ему. Асанга начал плакать и спросил Майтрейю, почему он не показал себя раньше. Майтрейя ответил: "Я не был несострадательным к тебе. С первого дня, когда ты пришёл в пещеру, я всегда был с тобой. Но до сегодняшнего дня омрачения заслоняли твоё зрение. Теперь ты видишь меня из-за своего великого сострадания к собаке. Это сострадание удалило твои омрачения до такой степени, что ты можешь видеть меня." После этого Майтрейя лично обучил Асангу текстам, известным как Пять Учений Майтрейи, которые являются очень важными текстами в тибетской традиции.

Контакт Асанги с Майтрейей родился из сострадания. Только благодаря состраданию его омрачения растворились. По этой причине Гуру Падмасамбхава учил, что без сострадания практика дхармы не принесёт плодов, и, на самом деле, без сострадания ваша практика станет гнилой.

В Тибете принято говорить, что от многих болезней помогает только одно средство - любовь и сострадание. Эти качества - наивысший источник человеческого счастья, а потребность в них заложена в самом сердце нашего существа. К сожалению, любви и состраданию давно уже не находится места во многих областях общественной жизни. Эти качества принято проявлять в семье, в собственном доме, а их демонстрация в обществе рассматривается как нечто неуместное и даже наивно простодушное. А ведь это трагедия. В практике сострадания усматриваться не признак оторванного от реальности идеализма, но наиболее действенный способ соблюсти интересы других людей, равно как и свои собственные. Чем больше мы - как нация, группа или отдельно взятый индивидуум - зависим от других, тем выше должна быть наша заинтересованность в их благополучии.

Практика альтруизма открывает перед нами огромные возможности для поиска компромисса и сотрудничества - мы не должны ограничиваться одним признанием живущего в нас стремления к гармонии.

Желаю всем развивать в себе качество сострадания, на благо всех живых существ.

материал частично взят с сайта Блог Энмеркара

«Жалость унижает человека. Надо не жалеть людей, а помогать им» (М. Горький).
Всем известное выражение русского писателя спорно. Чем, например, можно унизить человека, сопереживая, сочувствуя ему, поддерживая в трудную минуту, если не делом, то добрым словом?

Жалость (жаль, жалеть) – сострадание, сочувствие, сожаление, грусть, печальное чувство. Синонимы слова: горесть, любовь, милосердие, печаль, расположение, сантименты, сердобольность, соболезнование, сожаление, сострадание, сострадательность, сочувственность, сочувствие, участие.

Древнерусское – «жаловати», старославянское – «жалити». В русском языке слово «жалость» появилось начиная с одиннадцатого века, первоначально означало «сожалеть» и постепенно приобрело новые значения.

В обыденной жизни употребляется слово жалость в значении «сострадание, соболезнование, сочувствие при чужой беде».
Это древнее (общеславянское) слово образовано от прилагательного «жаль» и вошло в словари многих славянских языков.

Жалость – означает сострадание к родным и близким, больным (несчастным). Жалость – это боль, вызванная горем и несчастьем другого человека.

Жалость может возникать и по поводу утраченных вещей. Жалеют утраченное время, вещи, животных. Здесь жалость приближается к печали.

Жалость и жалкий человек – не одно и то же.
Объект жалости – жалкий человек, т.е. униженный в своем несчастном положении. Жалкий человек – невзрачный, неказистый, убогий, вызывающий жалость. Жалкий человек опосредствует себя через жалобу на что-либо, которая означает ущерб, причиненный самим ходом событий, либо другим существом.

Человек, который стремится вызвать жалость, добровольно принимает образ жертвы. «Мы жалеем больше тех, которые не ищут нашего сострадания» (Цицерон).

Жалостливый человек неравнодушно относится к проблемам других. Его мысли и действия направлены на то, чтобы сделать людские горечи и страдания менее болезненными.

«Нужно жалеть или не нужно жалеть – так ставят вопрос фальшивые люди. Ты еще найди силы жалеть. Слабый, но притворный выдумывает, что надо –уважать. Жалеть и значит уважать, но еще больше (В.М.Шукшин).

Будда утверждал, что сострадание – это самое мощное орудие для устранения неведения и увеличения мудрости.

Жалость отличается от готовности помочь именно душевной болью. Помощь оказывают и без боли, не сопереживая. Человек потому стремится помочь, что у него самого возникает в душе боль и ему трудно эту боль перебороть. Чтобы избавиться от собственной боли, он оказывает помощь.

Причин для проявления чувства жалости достаточно много и люди верят в то, что они действительно оказывают реальную помощь в трудной ситуации.

Жалость – умение отнестись к другому с пониманием, с сочувствием, желание поддержать в трудную минуту.
Если у человека отсутствует чувство жалости, то его можно назвать безжалостным, жестоким. Такие люди равнодушны к бедам других.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...