Жанна Д’Арк. Легенда, воплощённая в искусстве

Жанна д’Арк (Орлеанская дева) (1412 – 1431 гг.) – народная героиня Франции. Из крестьянской семьи. В ходе Столетней войны 1337-1453 гг. она возглавила борьбу французского народа против англичан.

Впечатлительная Жанна решила, что ей предназначено освободить Францию и короновать французского короля Карла VII. Добившись встречи с ним в феврале 1429 г. , она убедила его начать решительные действия. Во главе армии она отправилась в апреле 1429 г. под Орлеан, осажденный англичанами. В мае 1429 года она освободила Орлеан от осады, после чего ее начали называть в народе Орлеанской девой. В июле Карл VII был коронован в Реймсе. Во время неудачной попытки штурма Парижа в сентябре Жанна д’Арк была ранена. В мае 1430 г. она попала в плен к союзникам англичан, бургундцам, которые выдали ее англичанам за большую денежную сумму. Церковный суд в Руане, объявивший Жанну д’Арк еретичкой и колдуньей, приговорил ее к смерти на костре. Казнили Жанну д’Арк 30 мая 1431 года на площади в Руане. В 1456 г. во Франции был отменен приговор руанского суда. В 1920 г. она была канонизирована католической церковью.

Для того, чтобы иметь более полное представление об образе Орлеанской Девы, а считаю необходимым обратиться к воспоминаниям о Жанне людей, которые знали ее лично. Современники отзывались о национальной героине Франции c любовью и почтением:

Жиль де Ре: "Она дитя. Она ни разу не причинила зла врагу, никто не видел, чтобы она когда-нибудь кого-нибудь поразила мечом. После каждой битвы она оплакивает павших, перед каждой битвой она причащается Телом Господним - большинство воинов делает это вместе с ней, - и при этом она ничего не говорит. Из ее уст не исходит ни одного необдуманного слова - в этом она столь же зрелая, как и многие мужчины. Вокруг нее никто никогда не ругается, и людям это нравится, хотя все их жены остались дома. Нужно ли говорить о том, что она никогда не снимает доспехов, если спит рядом с нами, и тогда, несмотря на всю ее миловидность, ни один мужчина не испытывает к ней плотского желания".

«Жанне минуло в то время шестнадцать лет. Она была стройна, грациозна и так необычайно красива, что, какие бы слова я ни выбрал для ее описания, я не боюсь погрешить против истины. На лице ее отражались кротость и чистота ее высокой души. Она была глубоко религиозна, а это нередко кладет на лицо отпечаток уныния; но у Жанны этого не было. Ее вера приносила ей внутреннее удовлетворение и радость; бывало, конечно, что она печалилась и печаль отражалась на ее лице, но единственной причиной были бедствия ее родины, а вовсе не ее набожность»

«Но это были тяжелые и утомительные переходы: мостов было мало, а рек много, и нам приходилось переправляться вброд в ледяной воде, а потом, в мокрой одежде, ложиться спать на снег или промерзшую землю, согреваясь собственным теплом, потому что разводить костры было опасно. Эти лишения и смертельная усталость сказывались на всех, кроме Жанны. Она одна ступала все так же твердо и глядела так же бодро. Мы могли только удивляться ей, но объяснения не находили»

Теща короля, Иоланта: «Семнадцатилетнее дитя, деревенская девушка, неграмотная, без всякого понятия о войне, об оружии и битвах, застенчивая, кроткая, скромная - и вдруг бросает пастуший посох, надевает стальные доспехи, проезжает полтораста лье по вражеской земле, не ведая страха, не падая духом, и хочет явиться к королю - она, которой он должен представляться недосягаемым и грозным! - хочет явиться к нему и сказать: "Не страшись, я послана господом спасти тебя!" Откуда это мужество, эта вера, как не от бога? - Тут она опять умолкла, видимо принимая какое-то решение, а потом сказала: - От бога или нет - но в ней есть то, что возвышает ее над людьми, над всеми, кто ныне живет во Франции; то таинственное, что вселяет мужество в солдат, превращает толпу трусов в боевую армию, которая в ее присутствии забывает страх и идет в сражение с радостью в сердце и с песней на устах. Только этот дух и может спасти Францию, откуда бы он ни исходил!»

«Да, могучий дух жил в этой хрупкой девочке - он мог сопротивляться всем земным владыкам. Мы никогда не узнаем, почему Голоса велели ей оставаться, - мы знаем только, что, если бы она смогла выполнить их веление, история Франции сложилась бы совсем иначе, чем она теперь записана в книгах. В этом мы убеждены твердо»

«Она не жаловалась. Это было не в ее натуре. Такие, как она, страдают безмолвно. Но она томилась, словно пленная орлица, тоскующая о вольном воздухе, о горных вершинах и веселом единоборстве с бурей»

До наших дней дошли и изречения Жанны, достойные считаться великими:

– Когда сражается сам господь, не все ли равно, какая рука держит меч – сильная или слабая?

– Если на мне нет благодати, молю господа даровать ее мне; если да – молю, чтобы не лишал ее.

– Господь волен избирать орудием своей воли кого захочет.

Меч, знамя и доспехи

Орлеанская Дева считала, что для выполнения ее божественной миссии ей были необходимы символы: боевой стяг и меч. Я не случайно расположила их в таком порядке. Для Жанны стяг был важнее: он должен был поднять боевой дух армии. Знамя было изготовлено в Туре. из белой парчи с шелковой бахромой. Знамя расписал шотландский художник Джеймс Пауэр, который изобразил на нем Бога, восседающего на облаках, с земным шаром в руке; а у ног его – два коленопреклоненных ангела с лилиями и надпись: "Иисус, Мария". На оборотной стороне – два ангела, поддерживающие корону Франции.

Меч, в свою очередь, служил ей для того, чтобы показать, что она здесь для того, чтобы отстоять Родину, пусть даже ценой кровопролития. Однако Жанна никогда никого не убивала. Несмотря на это Жанне хотелось иметь необычный, божественный меч, равный по силе Дюрандалю (легендарному мечу Карла Великого, подаренному Роланду). Девушка обрела его в Фьербуа, Голоса поведали ей о том, что клинок находился под алтарем в часовне. Алтарь разобрали, под ним действительно находился меч, заржавевший от времени. Клинок украшали пять крестов. Говорили, что это тот самый меч, которым знаменитый воитель Карл Мартелл семьсот лет назад поразил арабов в битве при Пуатье. Жители Тура изготовили для Жанны ножны из алого бархата, а также парчовые ножны, однако Жанна отказалась от парадной роскоши. Она хотела, чтобы меч всегда сопровождал ее в бою, поэтому велела изготовить для нее простые кожаные ножны.

Доспехи Орлеанской Девы были ослепительно белого цвета, подобно доспехам мифического короля Артура

Образ Орлеанской Девы в литературе

Первым литературным произведением, имевшим отношение к жизни Орлеанской девы, считается пьеса под названием «Загадка осады Орлеана». Автор ее неизвестен, а написана она была спустя всего несколько лет после смерти Жанны в 1435 г.

Позже к образу Жанны обратился Вильям Шекспир еще в ранний период творчества. В исторической драме «Генрих VI» он представляет Жанну надменной, уверенной в своем божественном предназначении. В сцене первой встречи с дофином Жанна предлагает ему сразиться на мечах и побеждает Карла. В «Генрихе VI» Орлеанской деве отведена роль соперницы лорда Толбота. В последнем акте он умирает на поле боя, окруженный французскими солдатами. Глядя на его труп, Жанна, в частности, произносит:

«А тот, кого ты так пышно величаешь,

Лежит, облеплен мухами, гниющий,

Смердящий, под ногами у меня»

Эти слова совершенно противоречат тому образу Жанны, что известен во французском фольклоре, девушка, молящая за души врагов так же истово, как и за свою собственную.

В пьесе Жанна получает свой дар от дьявола, а не от Бога. Когда дьявол оставляет ее, она попадает в плен к англичанам и умирает на костре.

У Шекспира Жанна распутница, которая, пытаясь спасти свою жизнь, перед казнью заявляет, что беременна. Подобная трактовка вызвана, возможно, тем, что пьеса была издана в 1594 году. То есть примерно через сто лет после окончания Столетней войны, воспоминания о которой еще были живы в сердцах англичан. Тем не менее, в пьесе Шекспира чувствуется сочувствие к Жанне. Сначала кажется, что он хотел изобразить ее красивой и романтичной, однако ему намекнули на то, что патриотические чувства зрителей будут задеты, если Орлеанскую деву не покажут как ведьму и шлюху. К тому же автору обещали, что пьеса не будет поставлена, если Шекспир не вставит все прежние обвинения против Жанны и не докажет их.

Иначе почему столь сочувственное изображение героизма Жанны и особенно ее красноречивого обращения к герцогу Бургундскому сменяется мерзейшими непристойностями заключительных сцен. Возможен и другой вариант: изначально пьеса Шекспира получилась неправдоподобно непристойной, вследствие чего пришлось подправить начальные сцены.

Вольтер в сатирической поэме "La Pucelle" ["Девственница" (франц.)] пародировал Гомера» Задача поэмы была не в том, чтобы изобразить Жанну, а в том, чтобы сразить насмешкой все, что было в установлениях и обычаях того времени и было справедливо ненавистно Вольтеру. Жанну он сделал смешной, но не ничтожной, и сравнительно не такой уж нецеломудренной. Поскольку же Гомера, святого Петра, святого Дени и храброго Дюнуа он тоже сделал смешными, а других героинь поэмы весьма нецеломудренными, то Жанна, можно сказать, еще легко отделалась.

Наполеон Бонапарт для поднятия духа во французской армии обратился к образу Орлеанской девственницы, долгое время остававшемуся в затмении. Жанна должна была стать символом будущих великих побед Франции, а сам Бонапарт отожествлял себя с ней как со спасительницей родины, храброй и мудрой воительницей. Наполеон был первым среди политиков, который считал, что необходимо возродить образ Жанны как национальной героини. В XX веке по этому пути пошел Шарль де Голь французский генерал, лидер движения Сопротивления.

В 1801 году известный немецкий поэт Фридрих Шиллер написал драму, или «романтическую трагедию», как назвал ее сам автор, «Орлеанская Дева», в основе сюжета которой лежит извечный конфликт между долгом и чувством. Жанна влюбляется в английского офицера, а от ее божественной силы не остается и следа. Шиллер полностью меняет обстоятельства не только жизни, но смерти девушки она погибает на поле боя.

В 1841 году Кишер создал доклады о судебном процессе и реабилитации Жанны. Его работы вернули к Орлеанской Деве интерес, которого не удалось добиться ни Вольтеру, ни Шиллеру.

Впечатленный его трудами, Марк Твен также создает книгу, которая состоит из воспоминаний современников об Орлеанской деве. Марк Твен буквально преклоняется перед отважной воительницей, несмотря на то, что сам являлся атеистом.

Однако другого мнения о Жанне был Анатоль Франс, который создал "Жизнь Жанны д"Арк", где идеи Жанны он приписывает подсказке духовенства, а военные успехи ловкости Дюнуа, использовавшего Жанну в своих целях. Он отказывает Жанне в сколько-нибудь серьезных военных или политических способностях.

Есть еще и такое легкомысленное толкование: дескать, Анатоль Франс – парижанин из мира искусства, и в его системе взглядов попросту нет места одаренной женщине с твердым умом и твердой рукой, даже если она и заправляет провинциальной Францией и деловым Парижем.

В 1923 году английский драматург Бернард Шоу опубликовал пьесу «Святая Иоанна», представляющую авторскую версию истории процесса и обвинения Жанны. Орлеанская дева для Шоу не религиозная фанатичка, а умная и чистая девушка, способная слышать голос Бога. Вместе с тем Шоу ее не идеализирует, он не утверждает, например, как это нередко делалось, что она была красавицей, поскольку никто из мужчин-современников девушки никогда этого не замечал. Писатель, в отличие от соотечественника Шекспира, подошел к собственному исследованию непредвзято, стараясь объективно показать трагическую историю Жанны.

Образ Жанны д’Aрк в кинематографе

В XX веке к жизни Орлеанской девы не раз обращались кинематографисты. Так, создатель знаменитой эпопеи «Унесенные ветром» режиссер Виктор Флеминг в 1948 году снял фильм «Жанна д’Арк» с Ингрид Бергман в главной роли, а в 1970 году на советские экраны вышла замечательная кинокартина Глеба Панфилова «Начало» c Инной Чуриковой. Одной из интересных работ на эту тему является фильм 1999 года французского режиссера Люка Бессонна.

Образ Жанны д’Арк в кинематографе неоднозначен. Жанна д’Арк порой кажется ребенком, наделенным силой духа для того, чтобы вынести недетские страдания и привести Францию к победе (такой перед нами предстает Лили Собески). Инна Чурикова кажется мудрой и непоколебимой, однако она совсем не похожа на ребенка. Мила Йовович предстает перед зрителями как дерзкая и неудержимая фанатичка, боящаяся только гнева Господа. Она в какой-то степени даже хочет смерти, чтобы ее душа была ближе к Богу. Во всех фильмах зритель может наблюдать презрение к своим мучителям, профессорам теологии, продавшим души Дьяволу. Поражает и стойкость юной девушки, которой порой не обладает и опытный военачальник. Чувствуется ее святость и вера, которая придает ей силы для борьбы. Страх смерти последнее испытание, и Жанна преодолевает его, несмотря на непобедимую человеческую природу: страх смерти и жажду жизни.

В фильме Люка Бессонна можно заметить, что армия Жанны находится под покровительством Бога, в то время как англичане прислужники Сатаны. Об этом свидетельствуют цвета стягов: у французов и Жанны: сине-золотой и белый, цвета Богородицы, у англичан – черно-красный, подобно цветам демона. Бог и Сатана борются в душе Жанны: во время осады Турелля Бог является Жанне последний раз. В видении Жанны он истекает кровью и кричит. В это время крепостные стены охватывает огонь. Пламя застилает взор, ему не видно ни конца, ни края зло на какое-то время одержало победу над душой Жанны. Примечательно и то, что Люк Бессонн не делает из Жанны исключительного человека. Подобно всем остальным, Орлеанская дева совмещает в душе двойственное начало: созидание и разрушение. Жанне присуще такие черты, как тщеславие, заносчивость, упрямство и жестокость. Заточение в темнице дало Жанне время на размышления и разговор с совестью. В состоянии тяжелейших физических лишений Орлеанская Дева осознает свои ошибки и достигает духовного совершенства.

Мне кажется, режиссер фильма сознательно наделяет злодея Кошона благородством и желанием помочь заточенной девушке, вопреки историческому факту. Жанна отказывается принять его помощь потому, что она больше заботится о сохранности души, нежели о сохранности тела. Единственное, что ее заботит перед смертью отсутствие возможности исповедаться. Важным символом является крест крест на вершине церкви, которую в детстве любила посещать Жанна, крест на груди, крест, который монахи проносили над воинскими рядами перед сражением, при коронации Карла VII, вырезанный самой Жанной на стене тюремной камеры, крест, под которым сгорела Орлеанская Дева. Крест очень важен для девушки как символ единства с богом. Жанна настолько преданна Богу, что, будучи смертельно раненной, отказывается принимать какой-либо амулет для исцеления.

Во время допроса девушка сохраняет спокойствие, несмотря на страх смерти и юный возраст, ее силы поддерживает ее безграничная вера.

Образ Орлеанской Девы в живописи и скульптуре

В живописи образ Жанны д’Арк можно назвать поэтичным. Лицо Орлеанской Девы выражает решительность, храбрость, стойкость и веру, вместе с тем и мягкость, женственность, кротость и добродушие. В основном Жанну изображают красивой девушкой, облаченной в латы. К сожалению, со времен Жанны д’Арк практически не осталось изображений, которые могли бы свидетельствовать о том, какую внешность имела национальная героиня Франции. Однако сохранилось несколько миниатюр:

Миниатюры XV века

В основном Жанну изображали длинноволосой, хотя современники Орлеанской Девы утверждали, что ее волосы были коротко подстрижены. Возможно, это не случайно: авторы словно подчеркивали, что для исполнения миссии Бог мог выбрать кого угодно, будь то хрупкая девушка, а длинные волосы в основном носили именно представители женского пола.

К тому же во многих картинах Орлеанская Дева окружена ореолом света, с нимбом над головой или в помещение, где она находится, падает божественный луч.

Нередко Жанну сопровождают ангелы или божественный свет

Порой Жанну изображают вместе с агнцами. Это не только означает то, что Жанна выходец из крестьянской семьи. На мой взгляд, это еще и символизирует покорность судьбе и смирение, с которым Жанна вынесла последнее испытание.

Подобно многим святым, Жанна ассоциируется с жертвенным агнцем

Изображения Святой Жанны присутствуют и на витражах в Домреми и в других городах Франции:

Витражи в разных городах Франции

Витражи в Домреми

Образ Жанны д’Арк нашел свое отражение и в скульптурах, которые, как и многие другие памятники, посвященные Жанне, в большом количестве появились в конце XIX века. Многочисленные памятники этого вида искусства расположены в родной деревне Жанны, Орлеане, Париже.

Скульптуры с изображением Орлеанской Девы, находящиеся в Домреми

Скульптуры с изображением Орлеанской Девы, находящиеся в Орлеане

Скульптуры с изображением Жанны, находящиеся в Париже

В завершение своей работы я делаю следующий вывод: в какое бы время мы не обратились к образу Орлеанской Девы, какие бы виды искусства не рассматривали, безусловно то, что в истории и культуре Жанна остается символом добра, патриотизма и героизма. Образ Жанна д’Aрк – сочетание чистого сердца и ясного ума, твердой воли и веры, которые способны привести к победе. Жанна д’Aрк остается идеалом, воплощенным и увековеченным в искусстве не только Франции, но и всего мира.

В 13 лет Жанна впервые, по её уверениям, услышала голоса архангела Михаила, святой Екатерины Александрийской и, как считается, Маргариты Антиохийской, которые иногда являлись ей и в видимом облике. Спустя некоторое время они якобы открыли Жанне, что именно ей суждено снять осаду с Орлеана, возвести дофина на трон и изгнать захватчиков из королевства. Когда Жанне исполнилось 16 лет, она отправилась к капитану города Вокулёр Роберу де Бодрикуру и объявила о своей миссии. Будучи высмеянной, Жанна вынуждена была вернуться в деревню, однако через год повторила свою попытку. На этот раз, капитан, поражённый её настойчивостью, был более внимателен, а когда Жанна точно предсказала печальный для французов исход «Селёдочной битвы» под стенами Орлеана, согласился дать ей людей, чтобы она смогла направиться к королю, а также снабдил мужской одеждой - шапероном, хуком и шоссами, причем Жанна до конца предпочитала одеваться именно так, объясняя, что в мужской одежде ей легче будет воевать и при том не вызывать нездорового внимания к себе со стороны солдат. В это же время к отряду Жанны присоединились два её верных спутника - рыцари Жан де Мец и Бертран де Пуланжи.

За 11 дней преодолев расстояние по неприятельской бургундской территории между Домреми и Шиноном, 4 марта 1429 года Жанна прибыла в этот замок - резиденцию дофина Карла. Дофин воспользовался тем, что Жанна писала ему в письме, что обязательно узнает его, и устроил ей проверку, посадив на трон другого человека и встав в толпе придворных. Однако Жанна выдержала испытание, узнав короля. Она объявила ему, что послана Небом для освобождения страны от английского господства и попросила войска для того, чтобы снять осаду Орлеана. В Шиноне Жанна изумила Карла VII и молодого герцога Алансонского своим мастерством в верховой езде, своим безупречным знанием игр, распространенных среди знати: кентен, игра в кольца, - требовавших совершенного владения оружием. В ходе оправдательного процесса Ален Шартье, секретарь королей Карла VI и Карла VII, заявил по поводу допросов, проводившихся на протяжении предыдущего судилища, следующее: «Создавалось впечатление, что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками».

Карл, однако, колебался. Сначала он приказал, чтобы матроны подтвердили девственность Жанны, затем отправил её в Пуатье, где она должна была подвергнуться допросу богословов, а также отправил гонцов на её родину. После того, как не было найдено ничего, что могло бы бросить тень на репутацию девушки, Карл решился передать в её руки командование войсками и назначил её главнокомандующим. Ведущие французские военачальники Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир (с франц. гнев), Потон де Сентрайль и граф Дюнуа, из последних сил отбивавший английские атаки в Орлеане, должны были пойти под её командование. Начальником её штаба стал принц Алансонский. Важную роль в таком смелом решении сыграл тот факт, что Жанна именем Бога подтвердила Карлу его законнорождённость и права на престол, в которых сомневались многие, включая самого Карла.

«Красота спасёт мир» — так гласил сам Достоевский, и этой фразе трудно перечить. Красота блеска глаз и шёлка волос, прелесть зелёного листа и золотистого луча - всё это воспевается лириками и эстетами.

Но истинная красота не та, которую мы можем лишь созерцать глазами. Отвага, мужество и сила духа спасут мир в прямом смысле этого слова. Вот подлинная красота, дарящая не меньше вдохновения, которую хочется запечатлеть и увековечить. Именно поэтому в искусстве есть один образ, который уже сотни лет воспроизводят творцы через краски, мелодию или показывают в движении. Это образ святой Орлеанской Девы, имя которой - Жанна Д’Арк.

Жанна Д’Арк - национальная героиня и легенда Франции, пастушка, призванная стать военной руководительницей, которая прожила короткую, но преисполненную драматизмом и тайной жизнь.

Жанна родилась в 1412 году в то время, когда во Франции уже 75 лет шла Столетняя война - это был очень тяжёлый период, и страна была на пути присоединения к Англии. Девушка росла в обычной крестьянской семье в деревушке Домреми. Её могла ожидать обыкновенная судьба, но оказалось, что Д’Арк была предзнаменована особая миссия.

Когда Жанне исполнилось 12 лет, к ней пришло первое откровение. К девочке спустились архангел Михаил, святая Екатерина Александрийская и Маргарита Антиохийская. «Жанна, тебе пристало идти другим путём и чудесные деяния совершать, ибо ты - та, которую избрал Царь Небесный для защиты короля Карла» - вот что услышал испуганный ребёнок. Всем было известно древнее пророчество, гласившее, что «Францию погубит женщина, а спасёт дева» . Как оказалось, этой женщиной стала королева Изабелла Баварская, а девой... Жанна Д’Арк.

Голоса руководили девочкой, вели и направляли её. Она бы предпочла остаться простой крестьянкой, тихо прясть и бедно жить, но Жанну уверяли, что не в этом её предназначение. В 16 лет Жанна отправилась к капитану Роберу де Бодрикулу, поведав ему о своей миссии со словами «Ни король, ни герцог, ни дочь шотландского короля, ни кто-либо другой не в силах восстановить французское королевство, спасение может прийти только от меня» . В первый раз Жанна осталась высмеянной, однако, спустя время её услышали, так как она верно предсказала ход одной из битв.


Юная девушка стала военачальницей. Получив мужские доспехи и став главой армии, Жанна отправилась в Орлеан. Победа за победой, и Жанне быстро удалось осуществить то, что французы считали неподъёмным. Молва о юной Д’Арк, прозванной «Орлеанской Девой», стремительно распространилась, но её начали обвинять в колдовстве, безумстве и сношении с дьяволом. Девушка была взята в плен бургундцами и перевезена в Руан, где её допрашивали и подвергли судейству перед инквизицией по обвинению в ереси. Жанна держалась мужественно и достойно, но преодолеть многочисленные пытки ей не удалось, и 30 мая 1931 года в возрасте 19 лет Жанна приняла мученическую смерть - она была заживо сожжена на костре.

Только спустя сотни лет, в 1920 году её причислили к лику святых, так Жанна стала единственным в истории персонажем, которого католическая церковь сперва судила, а затем назвала святой. Существуют сотни описаний гибели Орлеанской Девы, но есть и свидетельства того, что Жанне удалось избежать смерти. Быть может, она и не стала мученицей, а прожила долгую жизнь скрываясь?

Образ Жанны стал настоящим бессмертным символом надежды, отваги и храбрости, он неизменно притягивает внимание всё новых зрителей. Её лик фигурировал в произведениях живописи, в литературе, кино, музыке и театре.

Живопись

Особенно любят фантазировать над образом Жанны художники. Прижизненные изображения военачальницы практически не сохранились, поэтому неизвестно, как по-настоящему выглядела Жанна, но обычно её изображали красивой девушкой с длинными струящимися тёмными волосами. Её лицо выражает одновременно женскую силу, мягкость и покорность судьбе, а также мужские смелость, решительность, храбрость.

Особенно загадочным эпизодом жизни Д’Арк является момент снисхождения до неё голосов.


Жанна осознала свою миссию и готова к её исполнению.


А вот как изобразил одну из знаковых сцен в жизни Святой Девы художник Герман Штилке. «Осада и освобождение Орлеана».


Далее в жизненном сценарии святой Жанны были её мучительное заключение и допрос. Этот момент запечатлел Поль Деларош. И трагический финал столь скоротечной жизни - сожжение на костре. Жанна со свойственными ей стойкостью и храбростью принимает его, что мы и видим на этих полотнах.


Русские художники не обошли стороной французскую легенду, и подтверждение тому - триптих Николая Рериха 1931 года. Сразу виден привычный колорит художника - история Жанны выглядит свежо и необычно. Это современная трактовка бессмертного сюжета.


Скульптура

Облик Жанны воплощён и в скульптуре. Один из самых известных памятников находится в Париже. Это работа скульптора Фремье 1847 года.


Скульптура Д’Арк на месте её сожжения в Руане.


Музыка

Самых разных музыкантов вдохновлял образ Жанны. Это как классики - Чайковский, Верди, Шарль Гуно, Анри Томази, мелодии которых пронизаны драматизмом и роком судьбы Д’Арк, так и современные исполнители. Особой популярностью образ Жанны пользуется у рокеров и представителей металла. Её образ мелькал в репертуаре групп Orchestral Manoeuvres in the Dark, Thе Majestie. Песня в честь Жанны есть и у группы «Сурганова и Оркестр».

Литература

К образу Жанны обращался Шекспир в исторической драме «Генрих VI», Вольтер - в поэме «Девственница», Шиллер в драме «Орлеанская Дева» - однако, последний трактовал события по-своему, меняя обстоятельства жизни героини. Популярна книга Бернарда Шоу «Святая Иоанна», где Жанна показана не как безумная религиозная фанатичка, а как умная и чистая девушка, способная слышать голос Всевышнего. Не обошли Д’Арк и русские писатели - например, Д.Мережковский.

Кинематограф

Безусловно, новые черты образ Жанны Д’Арк обрёл с появлением кинематографа. Первый фильм, посвящённый ей, вышел ещё в 1899 году, и с тех пор количество экранизаций подвига Орлеанской Девы составляет больше 70.


Одним из самых ярких фильмов называют версию Люка Бессона с Милой Йовович. Однако, фильм не окупился в мировом прокате и получил спорные оценки, а исполнительница главной роли была номинирована на «Золотую Малину» за «худшую женскую роль», но, тем не менее у кинокартины масса поклонников.

Также достоин внимания мини-сериал канадского режиссёра Кристиана Дюге 1999 года. Здесь главная роль отдана актрисе Лили Собески. Фильм вышел в один год с экранизацией Бессона и был менее заметным, но лента также достойна внимания. Кроме того, фильм имел 4 номинации на премию «Золотой Глобус».


В русском кинематографе тоже фигурировал образ Д"Арк, и яркий тому пример - фильм режиссёра Глеба Панфилова «Начало» с Инной Чуриковой, который является одним из красивейших фильмов советского кино, хотя и не столь известен широкой публике.

Жанна д`Арк - это эталон чести, благородства, мужества, патриотизма и самопожертвования. Это легенда, которую мы будем помнить ещё сотни веков, бессмертный образ и вечный пример.

Исторические параллели

Взгляд англичанина

Уильям Шекспир (1564- 1616)

В новой и новейшей истории образ Жанны д"Арк складывался, в основном, под влиянием писателей, создававших свои про-

изведения об Орлеанской деве.

Уильям Шекспир впервые обратился к образу Жанны еще в ранний период творчества. В исторической драме «Генрих VI»

Жанна предстает перед читателем высокомерной девушкой, уверенной в своем божественном предназначении. В сцене первой

встречи с дофином Жанна предлагает ему сразиться на мечах и побеждает Карла. В «Генрихе VI»

Орлеанской деве отведена роль соперницы лорда Толбота. В последнем акте он умирает на по-

ле боя, окруженный французскими солдатами. Глядя на его труп, Жанна, в частности, произносит:

«А тот, кого так пышно величаешь, / Лежит, облеплен мухами, гниющий, / Смердящий под ногами

..» Эти слова совершенно противоречат тому образу Жанны, что известен во французском

фольклоре, - девушка, молящаяся за души врагов так же истово, как и за свою собственную.

В пьесе Жанна получает свой дар от дьявола, а не от Бога. Когда дьявол оставляет ее, она попа-

дает в плен к англичанам и умирает на костре. У Шекспира Жанна - распутница, которая, пытаясь

спасти свою жизнь, перед казнью заявляет, что беременна. Подобная трактовка вызвана, возможно,

тем, что пьеса была издана в 1594 году, то есть примерно через 140 лет после окончания Столетней

войны, воспоминания о которой еще были живы в сердцах англичан.

Уильям Шекспир - гениальный английский поэт и драматург - родился в Англии, в городе

Стратфорд-на-Эйвоне в 1564 году. Прославился как автор множества комедий, трагедий, хроник,

поэм, сонетов, среди которых всемирно признанные пьесы: «Гамлет», «Король Лир», «Ромео и

Джульетта», «Макбет». Шекспир умер в 1616 году в возрасте 52 лет.

«Синяя Борода»

Жиль де Рэ (1404- 1440)

Знаменитая сказка Шарля Перро «Синяя борода» повествует о жестоком и хладнокровном убийце собствен-

ных жен, который запер свою седьмую супругу в замке, хранящем ужасную тайну. Считается, что прототипом

злодея по прозвищу Синяя Борода был соратник Жанны - Жиль де Рэ.

Де Рэ родился в знатной семье в Бретани, на юге Франции, в 1404 году. Он потерял обоих родителей и был

воспитан бабушкой по материнской линии. Жиля де Рэ можно назвать настоящим рыцарем: храбрый

воин, он неплохо разбирался в литературе, в совершенстве владел латынью. Наследство, которое он

получил от родственников, позволило ему стать одним из самых богатых людей Франции. За свои

военные подвиги и мужество, проявленное во время осады Орлеана, Жиль де Рэ был произведен


1431-й год. Место действия - Франция, Руан. В огне ненависти горит великая подвижница земли французской Жанна д’Арк Домреми. Пик событий Столетней войны пришелся на 1420-й год, как раз на юность будущей мученицы, и вот уже пятьсот с лишним лет ее считают ярчайшим символом беззаветной храбрости и подлинной христианской добродетели. Едва ли найдется на свете просвещенный человек, который никогда не слышал ее имени и не знает ее короткой, но славной биографии. Наградой же за ее подвиги стало обвинение в колдовстве и костер. Однако, правда восторжествовала и великая Дева-воительница была признана святой.

Образ, знакомый по иллюстрации в школьном учебнике: девушка на коне, в латах, со знаменем и мечом въезжает в осажденный город. Легендарная Жанна Д’Арк. Какой она была на самом деле?

Как она выглядела?

Мы не знаем ни одного подлинного изображения Жанны. Единственный, известный ныне ее прижизненный «портрет» - рисунок пером, который сделал секретарь парижского парламента на полях своего регистра 10 мая 1429 год, когда в Париже узнали о снятии английской осады с Орлеана. Этот рисунок не имеет ничего общего с оригиналом. На нем изображена женщина с длинными локонами и в платье со сборчатой юбкой; она держит знамя и вооружена мечом. Меч и знамя у Жанны действительно были. Но она носила мужской костюм, а ее волосы были коротко подстрижены.

Некоторые смутные и обобщенные черты внешнего облика Жанны можно установить по тем «словесным портретам», которые оставили ее современники. Люди, видевшие Жанну, говорили, что это была высокая, черноволосая и черноглазая девушка.

Она отличалась крепким здоровьем, которое позволяло ей вести многотрудную жизнь воина. Силу ее личного обаяния испытал на себе каждый, кто встречался с ней, даже ее противники. Время не пощадило изображений Жанны. Но оно сберегло нечто гораздо более ценное, нежели безгласные портреты и статуи: множество достоверных и выразительных свидетельств.

Официальная легенда N1: Жанна - народная героиня

Жанна д’Арк, родившаяся в семье деревенского старосты в селении Домреми во время Столетней войны, рано осознала свое призвание. Однажды она услышала голоса святых Маргариты и Екатерины, которые сообщили девушке, что именно ей предстоит спасти Францию от английского нашествия. Жанна покинула родной дом, добилась встречи с дофином Карлом VII и стала во главе французского войска. Она освободила несколько городов, в частности Орлеан, после чего начала именоваться Орлеанской Девой. Вскоре Карл VII был коронован в Реймсе, а Жанна одержала еще ряд важных военных побед. 23 мая 1430 года во время вылазки близ города Компьен отряд Жанны был взят в плен бургундцами, которые передали ее герцогу Люксембургскому, а тот, в свою очередь, англичанам. Ходили упорные слухи, что Жанну предали приближенные Карла VII.

В январе 1431 года в Руане начался процесс над Жанной д’Арк. Инквизиция выдвинула 12 статей обвинения. В это время в Париже королем французским и английским был провозглашен Генрих VI. Суд над Жанной был призван доказать, что Карла VII возвела на трон еретичка и колдунья. Процесс вел епископ Пьер Кошон, который еще до начала суда подверг Жанну медицинскому освидетельствованию, дабы установить, что девушка не невинна, что она вступила в связь с дьяволом. Но осмотр показал, что Жанна девственна, и суду пришлось отказаться от этого обвинения. Процесс, полный каверзных вопросов и ловушек, в которые по замыслу инквизиторов должна была попасться Жанна, продолжался несколько месяцев. Наконец 29 мая 1431 года судьи вынесли окончательное решение о том, что подсудимая передается в руки светских властей. Ее приговорили к сожжению на костре. Жанне в то время был всего лишь 21 год. 30 мая 1431 года приговор привели в исполнение. Дощечка на столбе, к которому привязали девушку, гласила: «Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка». Казнь проводилась при большом стечении народа, эшафот оцепили шеренги английских солдат. Через 25 лет после гибели Жанна д’Арк была реабилитирована и признана национальной героиней, а в XX веке католическая церковь провозгласила ее святой. Однако слухи о том, что на самом деле Жанна д’Арк не умерла на костре, а спаслась, начали ходить в народе сразу же после казни.

Легенда N2: Жанна не горит в огне

Украинский антрополог Сергей Горбенко сделал сенсационное заявление: Жанна д’Арк не была сожжена, а дожила до 57 лет (сообщает «Укринформ»). Она не была пастушкой, как гласит легенда, а происходила из королевской династии Валуа.

Специалист уверен, что историческое имя Орлеанской Девы - Маргарита де Шампдивер. Исследуя останки в саркофаге храма Нотр-Дам де
Клери Сан-Андре неподалеку
от города Орлеана, Сергей Горбенко обнаружил, что женский череп, хранившийся вместе с черепом короля, принадлежал не королеве Шарлотте, умершей в 38 лет, а совсем другой женщине, которой было не менее 57 лет. Ученый пришел к выводу, что перед ним - останки Жанны д’Арк, которая в действительности была незаконнорожденной принцессой дома Валуа. Ее отец - король Карл VI, а мать - его последняя любовница Одетта де Шампдивер. Воспитывалась дочка под надзором отца-короля как воин, потому она могла носить рыцарские доспехи. Теперь становится понятным, как могла Жанна писать письма (этого не сделала бы неграмотная крестьянка). Король Карл VII сымитировал смерть Орлеанской девы: вместо нее сожгли другую женщину.


Слухи о том, что настоящая Жанна д’Арк не сгорела в костре инквизиции в Руане в 1431 году, всегда ходили во Франции. В счетной книге города Орлеана есть записи, свидетельствующие, что через пять лет после казни брат Жанны переписывался со своей сестрой, ездил к ней «в Люксембург» и получал деньги на почтовые и дорожные расходы. Есть версия, что Жанна была в почетном плену у своей тетки герцогини Люксембургской. По другой версии (так как Жанне, заточенной в Руанском замке, не возбранялось принимать посетителей), кто-то из ее друзей вполне мог подготовить побег. Уже в наши дни, в 1995 году, были обнаружены остатки подземного хода, куда-то ведущего из того самого Руанского замка, в котором томилась Жанна. Возможно, именно по нему был осуществлен побег. Возможно, даже не побег, а почетная капитуляция.

Легенда N3: двойники Жанны

Двойники у представителей политической элиты были всегда. Особой огласке это никогда не предавалось. Но и не отрицалось, как само собой разумеющееся. И в наше время институт двойников себя не исчерпал. Если в 1431 году в Руане была сожжена какая-то другая женщина, то кто она? Двойник-доброволец, знавший, что по долгу службы может и умереть под чужим именем? Или никак не связанная с Жанной несчастная женщина, которую принесли в жертву, чтобы спасти оригинал? Об этом говорят многие факты. Странно, что при строжайшей дисциплине и скрупулезности инквизиторов нет записи о расходах конкретно на казнь Жанны д’Арк. В то время как записи о денежных суммах на дрова и прочий «антураж» для других казней наличествуют. Похоже, действительно было сделано все, чтобы никто не мог разглядеть, кого именно ведут на помост.

Его оцепили английские солдаты, к тому же осужденной закрыли лицо. Правда, во время процесса Жанну вряд ли мог видеть кто-то, кроме инквизиторов, так что предосторожность была излишней. Но она была. Когда уже все свершилось, толпе было предложено убедиться в том, что еретичка сожжена: палач разгреб еще горящие головешки. Желающие действительно могли видеть обуглившийся труп. Но чей он, сказать было решительно невозможно.

Легенда N4: дева выходит замуж

По одной из легенд, которая, в частности, излагается в книге Черняка «Судебная петля», Жанна д’Арк не только избежала гибели, но и остепенилась, вышла замуж за некого Робера д’Армуаза и родила двоих сыновей. Потомки этого д’Армуаза до сих пор считают себя родственниками Жанны и утверждают, что их досточтимый предок ни за что бы не женился на женщине, которая не предоставила бы ему подлинных документов, удостоверяющих свое происхождение. Люди, знавшие настоящую Жанну, в частности, ее братья из селения Домреми и воевавшие вместе с ней солдаты, были твердо убеждены, что это она и есть. Известно, что эта таинственная дама жила в Арлоне, где вела бурную светскую жизнь, затем - в Кельне, а позже из-за политических интриг снова вернулась в Арлон. В 1439 году чудом воскресшая Жанна объявилась в Орлеане. Судя по записям той же счетной книги, жители освобожденного ею города приняли Жанну д’Армуаз более чем радушно. Ее не только узнали - в ее честь знатные горожане дали торжественный обед, а в подарок преподнесли 210 ливров: «за добрую службу, оказанную ею указанному городу во время осады».

Легенда N5 (скандальная версия): Жанна была на треть мужчиной

Об этом сообщает журналист Николай Николаев. Скандальный диагноз поставил российский ученый Эфроимсон. Лишь спустя пять столетий после произошедших событий отечественному эскулапу стали известны причины, по которым Жанну д’Арк… обвинили в связях с дьяволом. Раскрыть загадку смерти Жанны удалось, изучив биографические данные и материалы следствия периода пребывания Орлеанской Девы в английском плену. Сведя воедино множество признаков и симптомов, ученый пришел к выводу, что знаменитая крестьянка страдала редким гинекологическим отклонением.

По данным Республиканского центра репродукции человека, в среднем лишь пятеро из ста тысяч женщин страдают синдромом Морриса. Таким образом, французскому королю Карлу VII крупно повезло. Окажись Жанна д’Арк абсолютно здоровой, монарх остался бы без короны, а Франция без независимости.

Легенда N6: Жанну погубила одежда

Решительно никто, кроме руанских судей и их парижских единомышленников, не считал Жанну вероотступницей и еретичкой из-за того, что она носила мужской костюм. А ведь в этом костюме ее видели десятки тысяч людей. В нем она не только воевала, но и посещала церкви, молилась, исповедовалась, принимала причастие, получала пастырские благословения. Она общалась с множеством священников, но ни разу не слышала от них упрека по поводу неподобающего платья.

Больше того. Мужской костюм был на Жанне и тогда, когда она стояла перед комиссией в Пуатье, которая специально выясняла вопрос о соответствии слов и поступков девушки нормам христианской морали. Профессора богословия и знатоки канонического права, входившие в эту комиссию, не нашли в поведении испытуемой ничего предосудительного. Стало быть, и их не смутило столь, казалось бы, явное нарушение канонического запрета.


По мнению крупнейшего французского теолога того времени Жана Жерсона, этот запрет представлял собой не общеобязательную правовую норму, но этическое правило, главной целью которого было пресечение распутства и разврата. Жанна же надела мужской костюм с богоугодной целью.

Кстати, адвокаты папского трибунала Теодор де Лелиис и Паоло Понтано, ознакомившись во время подготовки реабилитации Жанны с материалами обвинительного процесса, пришли к заключению, что, надев мужской костюм и отказавшись его снять, Жанна вовсе не нарушила канонического запрета.


Напротив, оба юриста усмотрели в этом свидетельство нравственной чистоты девушки, ибо с помощью мужского костюма она защищала свою честь от посягательств со стороны солдат и стражников. Как видим, и теоретическое богословие, и прикладная юриспруденция не считали ношение неподобающей своему полу одежды безусловным проявлением ереси.

Страсти, кипящие вокруг жизни и, главное, смерти национальной французской героини Жанны д’Арк, схожи лишь с многовековым спором, кем же был Уильям Шекспир и был ли он вообще. История ее короткой жизни и мученической гибели неизменно волнует умы солидных историков и людей искусства, но какой была реальная жизнь Жанны д’Арк, так никому и не известно.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...