Жизнь — это праздник, но смерть — не за горами. Страх перед неизбежностью Смерти имеет многоступенчатое основание, но всё же основными его причинами являются

Что же мы знаем о смерти? За всю многовековую историю человечества тема смерти, наверное, была одной из наиболее распространенных, о ней написано больше, чем о многом другом, так как не было, видимо, ни одного полноценного человека, который бы не задумывался о том, что рано или поздно ждёт его и что вызывает такой сильный ужас. Те, кто мог, воплощали свои мысли, отношения и страх по поводу неминуемого физического конца каждого человека в философии, религии, мифах, науке и разнообразном искусстве. Немало исследователей исторического развития человеческого сознания предполагают, что именно страх смерти был движущей силой развития человеческой культуры.

Смерть являлась постоянной проблемой, сопровождавшей человечество на протяжении всей его истории. Каждое следующее поколение получало эту боль и этот страх от предыдущих поколений, старалось как-то на этот вопрос ответить, а затем передавало как саму проблему, так и свои достижения в её решении поколениям следующим, которые повторяли аналогичный путь.

Смерть – это процесс прекращения существование сложных биологических систем, которые состоят из крупных органических молекул, потеря их способностей к самопродуцированию и поддержке своего существования в результате обмена энергией и веществом с окружающей средой. Смерть теплокровных животных и человека связана с прекращением прежде всего дыхания и кровообращения.

Отношение к проблеме жизни и смерти в Западной культуре.

За всю человеческую историю ещё никогда не существовало более грандиозной и географически расширенной культуры, как Западная. Практически абсолютно доминирующая религия – христианство – обладает несколькими ветвями; как нигде в мире прослеживаются противопоставления, то увеличивающиеся, то уменьшающиеся, но всегда значительные, между наукой и религией; существуют десятки философских направлений – и всё это обнаруживается как существующее в общем культурном массиве, так и в национальных проявлениях, ибо каждая культура воспринимает те или иные всеобщие ценности почти всегда через призму своего мировоззрения, так и пребывает в процессе взаимодействия между своими составляющими.

Христианство – одна из трёх мировых религий, причем, очевидно, наиболее массовая и влиятельная. Каким образом влияет христианская религия на мировоззрение человека, его ценностную картину мира, на психологию отношения к жизни и смерти?Религиозное (в данном случае, христианское) мировоззрение и мировосприятие имеет определённые положительные психотерапевтические черты по отношению к мировоззренческим позициям нерелигиозных людей. Христиане склонны к эмпатии и чувствительности, они имеют, как правило, позитивную картину мира, себя и других в нём (“Бог всемогущий, а раз так, он создал вполне справедливый мир, в котором для каждого есть возможность спасения”, “Господь любит всех и служит примером для нас”, и т.п.). Смерть же воспринимается относительно спокойно, так как, если человек живёт в согласии с библейскими заповедями, то она открывает путь к раю после физической смерти, то есть смерть, в принципе, может быть даже желательной (такое может иметь место, когда личность пребывает в трудных и крайне сложных условиях своего существования; но и в этом случае страх смерти не будет отсутствующим – он лишь отступит, замещённый более сильными, чем он сам, состояниями веры и надежды, с одной стороны, боли и страдания – с другой).

Психологические феномены веры и надежды – постоянные спутники религиозного мировосприятия. Таким образом, на ориентацию в проблеме жизни и смерти в христианской культуре феномены веры и надежды имеют решающее влияние. Прослеживается определенная зависимость: очевидно, чем более религиозным является человек, чем более старательно и внимательно он выполняет религиозные заповеди, тем большими будут его вера и надежда на посмертный путь в рай, тем большими будут уверенность в своей жизни и в своих действиях, тем более позитивной будет картина мира (во всяком случае, связанная с индивидуальным сегментом действительности, со своей жизнью) и себя в нем.

Материалистическое и агностическое мировосприятие

Вместе с христианским, на пространствах Западной культуры распространены также материалистическое и агностическое мировосприятие. В чем же заключается содержание данных философских позиций? Здесь победа над смертью – это духовно-психологическое состояние человека, в котором он возвеличивается над смертью, своими поступками и внутренним миром доказывая свою большую значимость, чем она, так обессмерчивая себя в своих отношениях с миром на ценностно-ориентированном уровне. Для этого личность должна настолько реализовать потенции своего “я”, настолько выполнить свои жизненные задачи (которые бы ещё, очень желательно, совпадали с присутствующими у неё и в обществе морально-этическими категориями), что смогла бы осмысливать свою жизнь как пройденный (возможно, ещё не до конца) корректно путь и глубинно ощущать справедливость победы над смертью и перехода к той действительности, которая ожидает её после физической смерти (независимо от того, какие мировоззренческие позиции занимает человек).

Отношение к проблеме жизни и смерти в мусульманской культуре

Присутствует определённая общность в отношении к проблеме жизни и смерти между христианством и умеренной частью ислама. В этом нет ничего странного, ведь три виднейших мировых монотеистических религии – христианство, ислам и иудаизм – имеют одни и одни и те же духовные и исторические корни. Вместе с тем, говоря об определённой общности между исламом и христианством в отношении к проблеме жизни и смерти, необходимо заметить и существующие отличия, которые, помимо иного, связаны с особенностями психологии носителей мусульманской религии. Если христианство в отношениях с Богом ссылается на любовь (и в этом вопросе оно более гуманно относится к человеку в его отношениях с Абсолютом), то иудаизм и ислам склонны делать большой акцент на покорности и страхе.

Отношение мусульман к жизни и смерти сводится к следующим догматам:

1. Жизнь человеку даёт Аллах.
2. Он же вправе забрать её в любой момент, не сообразуясь с желаниями человека.
3. Человек не в праве по своей воле оборвать собственную жизнь, но может это сделать со своим врагом, что считается за честь, а на войне и за доблесть.
4. Жизнь нужно прожить достойно, чтобы попасть в рай.
5. Честь выше, чем жизнь.
6. Жизнь загробная бесконечна и именно она является конечной целью всех живших ранее и живущих сейчас.
7. Жизнь даётся лишь раз.
8. Всё в этом мире происходит по воле Аллаха”

Однако современный ислам не представлен только своей умеренной частью. Так как исламский фундаментализм, вместе с которым существуют терроризм и религиозный фанатизм, является одной из наибольших проблем современного мира, носителем агрессивной психологии с ярко выраженными отношениями к жизни и, в особенности, к смерти (возможно, корректнее было бы говорить – нивелированием последней), то выделение главнейших штрихов, аспектов его представляется особенно важным. В принципе, соответствующая фанатичная психология мало чем отличается от психологии фанатиков вообще: слепая вера в определённые (главное место здесь занимают религиозные) идеалы, готовые ответы на одни вопросы и игнорирование других, ригидная, неизменяемая картина мира, нетерпимость к инакомыслящим, отсутствие к ним эмпатии и соответствующее отношение в их адрес, агрессия, в том числе и непосредственно физическая, что связано также с неспособностью доказывать свою жизненную позицию логически, разумом.

Отношение к проблеме жизни и смерти в Индии

Индия – одна из значительнейших, уникальнейших культур человечества, со своей очень давней историей, измеряемой более чем четырьмя тысячелетиями. Её культурный мир является чрезвычайно стабильным; Индия успешно самовосстанавливалась даже после страшных исторических катаклизмов и почти беспроигрышно противостояла агрессивным и опасным для неё внешне-политическим силам и культурно-идеологическим системам. . Факт того, что Индия ещё давно достигла культурной, религиозной, философской, вообще – мировоззренческой толерантности, терпимости по отношению к другим, заслуживает в современном мире как минимум уважения и может являться прекрасным примером для других культур и множеств людей.

Духовный мир Индии представлен, как уже было сказано, религиозным и философским многообразиям. На территории Индии создавались и развивались такие религии, как брахманизм, индуизм, буддизм, джайнизм, сикхизм и пр., философские школы – локаята, санкхья, йога, ньяя, вайшешика и др.

Индуизм – религия, которая утверждает: люди разделяют судьбу всей природы, то есть рождение, жизнь, смерть, а после неё – возрождение на Земле вновь, после чего цикл снова и снова повторяется. Эти представления нашли своё прямое выражение в идее о реинкарнации, то есть (вечном) перевоплощении, называемом “сансара”. Индусы считают, что нынешняя жизнь человека определяет его будущую жизнь, её качество, и здесь мы видим моральную составляющую данного мировоззрения. В такое мировосприятие очень гармонично вписывается система каст, и допускается, что наименее достойные воплощаются даже в животном виде.

Что интересно, даже в философских направлениях материалистического направления в Индии идея о смерти или страхе её заметно нейтрализуется переходностью стадий материи, то есть человек (его тело) включается в вечный кругооборот материи в мире, и говорить о смерти как об исчезновении человека может быть с точки зрения представителей этих направлений не совсем некорректно.Отношение к самоубийству отличается от взглядов, присутствующих в христианстве или в исламе. Здесь оно не представляется, главным образом, как что-то запрещённое или грешное. Здесь самоубийство выглядит совершенно бесперспективным, оно не имеет смысла. В самом деле, если следующая жизнь человека определяется нынешними действиями, кармой, то самоубийство сделает следующую жизнь ещё более мучительной и несчастливой. Проблемы и страдания, встречающиеся на протяжении жизни, необходимо переносить с честью и выдержкой, так как это делает карму более благоприятной, причём как для будущей жизни, так и для нынешней; самоубийство же имеет обратный эффект.

Проблема смерти не является в Индии в самом деле действительно актуальной – в смысле отсутствия выраженного страха к ней, она в значительной мере (сравнительно с другими культурами, разумеется) принимается как надлежащее и осмысливается относительно спокойно, причём так было на протяжении последних тысячелетий индийской истории

Отношение к проблеме жизни и смерти в Китае и Японии

Китай и Япония – целый культурный мир, большой, массивный и неповторимый по своему объёму, значению и силе влияния на всё человечество.

Китайское мировосприятие

Жизнь для китайца очень ценна, и связано это и с тем, что действительно значимый акцент на понятиях рая и ада (вообще – потустороннем мире или мирах) в Китае не делается, и с тем, что китайская культура не может быть названа заметно религиозной. Страх смерти у человека не имеет значительного “противовеса”, достаточной психологической компенсации, выраженной в учениях о потустороннем мире, рае и т.д., то есть даже религиозные и философские учения Китая (не говоря уже о других категориях культуры) не имеют эффективного средства заметной нейтрализации (относительно, например, христианства или индуизма) страха смерти. Человек ценит свою жизнь, он держится за неё как за почти некомпенсируемую ценность.

Японское мировосприятие

Япония представляет из себя страну, которая в минувшем, двадцатом столетии не просто встала с колен после поражения во Второй Мировой войне – и политически, и экономически, – но ещё и получила статус одного из экономических лидеров мира. Основные существующие в японской культуре религиозные мировоззрения – синтоизм, буддизм и особая форма последнего – дзэн.

Мораль синтоистов простая: необходимо избегать больших грехов – убийства, лжи, прелюбодеяния и т.п. С того времени, как в Японию проник буддизм, эти два учения настолько сильно повлияли друг на друга, что на территории этой страны многие элементы одного из них можно найти в другом. Буддизм на территории Японии имеет свои особенности, которые выразились в течении дзэн. Относительно синтоизма буддизм даёт куда большую надежду на посмертное спасение, так что вполне очевидно, почему многие японцы могут обращаться к нему, когда феномен смерти начинает находить в жизни своё активное проявление. С другой стороны, ценность жизни и переживание её многих радостей не является прерогативой буддизма, в том числе и его японской формы – дзэна; синтоизм же как раз делает на этих сторонах жизни определённый и значительный акцент.

Рассматривая проблему жизни и смерти в Японии, необходимо рассмотреть и такое историческое явление, как специальный самоубийственный обряд – харакири, в котором проявляются определённые черты японского отношения к жизни и смерти. Харакири развилось в свою исторически наиболее известную форму из обрядов древних племён, существовавших на территории нынешней Японии и возле неё на материке. Именно с тех времен живот человека был связан в Японии с понятием жизни, и смертельный удар в ритуалах, как правило, наносился именно по нему. По давней традиции вместе со смертью господина в его могиле также закапывали его ближайших слуг и имущество – чтобы обеспечить ему всем необходимым загробную жизнь. Для того, чтобы смерть была более лёгкой, слугам разрешалось самим заколоть себя.

Харакири, в основном, являлось прерогативой воинов и выступало универсальным средством выхода почти из любого затруднительного положения, в котором оказывался самурай. Как правило, решающей выступала ценность чести – сам этот социокультурный и морально-этический феномен являлся в культуре Японии, по всей видимости, одним из определяющих, – рядом с которой жизнь выглядела выраженно второстепенным явлением. Фактором, обеспечившим такое положение вещей в обществе и массовой психологии, было создание ореола мужества и знаменитости, сохранявшимся даже во времена следующих поколений, вокруг тех, кто делал себе харакири. Другой решающей детерминантой являлось влияние на психологию людей течения дзэн, которое – как и буддизм вообще – пропагандирует полное пренебрежение к смерти как к таковой.

Рассмотрев отношение к смерти у основных и наиболее значимых культур, можно сказать, что оно никогда не было одинаковым.
Терпимость, вера и надежда у христиан, страх и покорность судьбе у мусульман, спокойное отношение индусов, главенство чести над жизнью у японцев…

Душа бессмертна, бесплодна, она может спастись или погибнуть. Люди принимают или отвергают эти утверждения в зависимости от веры и религиозных утверждений. Если мы и можем что-то утверждать с уверенностью, так это то, что все мы смертны. А вот на вопрос, что ждет нас после смерти, представители разных культур отвечают по-разному. И каждый из нас сам решает, во что ему верит.

Рассмотрим данные проблемы применительно к трем мировым религиям - христианству, исламу и буддизму и цивилизациям, на них основанным.

Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия исходит из ветхозаветного положения: " День смерти лучше дня рождения" и новозаветной заповеди Христа "... я имею ключи от ада и смерти". Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности как целостного существа мыслимо только через воскресение. Путь к нему открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Это сфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действия природно-космических сил и стихий и ставится как личность лицом к лицу с Богом, который тоже есть личность.

Таким образом, целью жизни человека является обожение, движение к жизни вечной. Без осознания этого, земная жизнь превращается в сон, пустую и праздную мечту, мыльный пузырь. В сущности, она есть только приготовление к жизни вечной, которая не за горами для каждого. Поэтому и сказано в Евангелии: "Будьте готовы: ибо, в который час не думаете, приидет сын Человеческий". Чтобы жизнь не превратилась, по словам М.Ю.Лермонтова, "в пустую и глупую шутку", необходимо всегда помнить о смертном часе. Это не трагедия, а переход в мир иной, где уже обитают мириады душ, добрых и злых и где каждая новая входит на радость или муку. По образному выражению одного из нравственных иерархов: "Умирающий человек - заходящее светило, заря которого уже блещет над другим миром". Смерть разрушает не тело, а тленность его и поэтому она - не конец, а начало жизни вечной. бессмертие религия христианский исламский

Иное понимание бессмертия христианство связало с образом "Вечного жида" Агасфера. Когда изнемогающий под тяжестью креста Иисус шел на Голгофу и захотел отдохнуть, стоявший среди других Агасфер сказал: "Иди, иди", за что и был покаран - ему навсегда было отказано в покое могилы. Из века в век обречен он скитаться по миру, дожидаясь второго пришествия Христа, который один может лишить его постылого бессмертия.

Образ "горного" Иерусалима связан с отсутствием там болезни, смерти, голода, холода, нищеты, вражды, ненависти, злобы и прочих зол. Там жизнь без труда и радость без печали, здоровье без немощи и честь без опасности. Все в цветущей юности и возрасте Христа утешаются блаженством, вкушают плоды мира, любви, радости и веселья, причем "друг друга любят как себя". Евангелист Лука так определил суть христианского подхода к жизни и смерти: "Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Ибо у него все живы". Христианство категорически осуждает самоубийство, так как человек не принадлежит себе, его жизнь и смерть " в воле Божьей".

Другая мировая религия - ислам - исходит из факта сотворенности человека волей всемогущего Аллаха, который, прежде всего, милосерден. На вопрос человека: "Разве, когда я умру, я буду известен живым?", Аллах дает ответ: "Разве не вспомнит человек, что мы сотворили его раньше, а был он ничем?". В отличие от христианства, земная жизнь в исламе расценивается высоко. Тем не менее, в Последний день все будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера в загробную жизнь является необходимой, поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки не с точки зрения личного интереса, а в смысле вечной перспективы.

Разрушение всей Вселенной в день Справедливого суда предполагает творение совершенно нового мира. О каждом человеке будет представлена "запись" деяний и мыслей, даже самых тайных и вынесен соответствующий приговор. Таким образом, восторжествует принцип верховенства законов морали и разума над физическими закономерностями. Морально чистый человек не может находиться в униженном положении, как это имеет место в реальном мире. Ислам категорически запрещает самоубийство.

Описание рая и ада в Коране полны ярких подробностей, дабы праведники могли полностью удовлетвориться, а грешники получить по заслугам. Рай - это прекрасные "сады вечности, внизу которых текут реки из воды, молока и вина"; там же "чистые супруги", "полногрудые сверстницы", а также "черноокие и большеглазые, украшенные браслетами из золота и жемчуга". Сидящих на коврах и опирающихся на зеленые подушки обходят "мальчики вечно юные", предлагающие на блюдах из золота "мясо птиц". Ад для грешников - огонь и кипяток, гной и помои, плоды дерева "заккум", похожие на голову дьявола, а их удел - "вопли и рев". Спрашивать Аллаха о смертном часе нельзя, так как знание об этом только у него, а " что тебе дано знать, - может быть, час уже близок".

Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от христианского и мусульманского. Сам Будда отказывался отвечать на вопросы: "Бессмертен ли познавший истину или смертен он?", а также: может ли познавший быть смертным и бессмертным одновременно? В сущности, признается только один вид "дивного бессмертия" - нирвана, как воплощение трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов.

Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о переселении душ, т.е. веру в то, что после смерти любое живое существо снова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного, божества, духа и т.д.). Однако буддизм внес в учение брахманизма существенные изменения. Если брахманы утверждали, что путем различных для каждого сословия ("варны") обрядов, жертв и заклинаний модно достичь "хороших перерождений", т.е. стать раджей, брахманом, богатым купцом и т.д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста должно быть полное прекращение перерождений и достижение нирваны, т.е. небытия.

Поскольку личность понимается как сумма драхм, находящихся в постоянном потоке перевоплощения, то отсюда следует нелепость, бессмысленность цепи природных рождений. "Дхаммапада" утверждает, что "рождение вновь и вновь - горестно". Выходом является путь обретения нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижение просветления, блаженного "острова", находящегося в глубине сердца человека, где ""ничем не владеют" и "ничего не жаждут". Известный символ нирваны - угашение вечно трепещущего огня жизни хорошо выражает сущность буддийского понимания смерти и бессмертия. Как говорил Будда: "Один день жизни человека, видевшего бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, не видевшего высшей жизни".

Для большинства людей достичь нирваны сразу, в данном перерождении, невозможно. Следуя по пути спасения, указанному Буддой, живое существо обычно должно снова и снова перевоплощаться. Но это будет путь восхождения к "высшей мудрости", достигнув которой существо сможет выйти из "круговорота бытия", завершить цепь своих перерождений.

Спокойное и умиротворенное отношение к жизни, смерти и бессмертию, стремление к просветлению и освобождению от зла характерно и для других восточных религий и культов. В этой связи меняется отношение к самоубийству; оно считается не столь греховным, сколько бессмысленным, ибо не освобождает человека от круга рождений и смертей, а только приводит к рождению в более низком воплощении. Нужно преодолеть такую привязанность к своей личности, ибо, по словам Будды, "природа личности есть непрерывная смерть".

Концепции жизни, смерти и бессмертия, основанные на безрелигиозном и атеистическом подходе к миру и человеку. Безрелигиозных людей и атеистов часто упрекают за то, что для них земная жизнь - это все, а смерть - непреодолимая трагедия, которая, в сущности, делает жизнь бессмысленной. Л.Н. Толстой в своей знаменитой исповеди мучительно пытался найти в жизни тот смысл, который бы не уничтожался неизбежно предстоящей каждому человеку смертью.

Для верующего тут все ясно, а для неверующего возникает альтернатива трех возможных путей решения этой проблемы.

Первый путь - это принять мысль, которая подтверждается наукой и просто здравым рассудком, что в мире невозможно полное уничтожение даже элементарной частицы, и действуют законы сохранения. Сохраняется вещество, энергия и, как полагают, информация и организация сложных систем. Следовательно, частицы нашего "я" после смерти войдут в вечный кругооборот бытия и в этом смысле будут бессмертными. Правда, они не будут обладать сознанием, душой, с которой связывается наше "я". Более того, этот вид бессмертия обретается человеком в течение всей жизни. Можно сказать в форме парадокса: мы живы только потому, что ежесекундно умираем. Ежедневно отмирают эритроциты в крови, клети эпителия, выпадают волосы и т.д. Поэтому зафиксировать жизнь и смерть как абсолютные противоположности в принципе невозможно не в действительности ни в мыслях. Это две стороны одной медали.

Второй путь - обретение бессмертия в делах человеческих, в плодах материального и духовного производства, которые входят в копилку человечества. Для этого, прежде всего, нужна уверенность в том, что человечество бессмертно и идет космическое предназначение в духе идей К.Э.Циолковского и других космистов. Если же для человечества реально самоуничтожение в термоядерной экологической катастрофе, а также вследствие каких-то космических катаклизмов, то в этом случае вопрос остается открытым.

Третий путь к бессмертию, как правило, выбирают люди, масштаб деятельности которых не выходит за рамки их дома и ближайшего окружения. Не ожидая вечного блаженства или вечных мук, не вдаваясь в "хитрости" разума, соединяющего микрокосмос (т.е. человека) с макрокосмосом, миллионы людей просто плывут в потоке жизни, ощущая себя, его частицей. Бессмертие для них - не в вечной памяти облагодетельствованного человечества, а в повседневных делах и заботах. "Веровать в бога не трудно. Нет вы в человека уверуйте!" - Чехов написал это, вовсе не предполагая, что именно он, сам, станет примером такого типа отношения к жизни и смерти.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1.1 Психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Фромм)
  • 1.4 Теория (Г. Фехнер)
  • 2. Стадии умирания
  • 3. Психологическое отношение к смерти
  • 3.1. Страх смерти
  • Заключение

Введение

В нынешнее время существует огромное множество различных социально-значимых тем для изучения в области психологии, потому что абсолютно всё, что окружает нас так или иначе связанно с ней. Не буду скрывать, что при выборе темы я опиралась не на социальную значимость, а в большей степени на личные интересы. Я не боюсь признаться, что я очень боюсь смерти и мне кажется, что если я попробую разобраться с этой темой и разложить всё по полочкам, то быть может, я перестану так страшиться смерти. Я считаю, что нет лучшей мотивации для изучения темы и написания курсовой работы, как личный интерес. Трудно найти в жизни человека хотя бы ещё несколько таких же огромных по своему значению событий, как процесс умирания и смерть, разве что рождение. Многие ли из вас готовы умереть прямо сейчас, расширяясь за собственные пределы, ничего не изменяя и не предпринимая, просто взять и с радостью уйти, не держась ни за что и ни за кого?

Каждому приходится переживать смерть близких родственников и, наконец, столкнуться с фактом собственной биологической смертности. Учитывая естественность смерти, просто поразительно стремление человека избежать проблем и уклониться от вопросов, связанных с ней. Старение, смертельные болезни и умирание воспринимаются не как составные части процесса жизни, а как полное поражение и болезненное непонимание ограниченности наших возможностей управлять природой. С точки зрения присущей нам философии прагматизма, подчеркивающей значение достижений и успеха, умирающий является потерпевшим поражение.

Отношение современной медицины к пожилым и умирающим заключается в непоколебимом стремлениии всеми возможными средствами побороть смерть и отсрочить ее пришествие. В данной борьбе за механическое продление жизни любой ценой очень мало внимания обращается на то, каковы заключительные дни умирающего. Почти всех из них окружают капельницы, кислородные подушки, электронные устройства для работы сердца, искусственного происхождения почки, приборы контролирования важнейшими функциями организма. Нередко, пытаясь скрыть от больного настоящее положение дел, мед персонал и члены семьи разыгрывают трудоемкие спектакли, отвлекающие от проблем, конкретно связанных с ситуацией, обольщая больного несбыточными надеждами. Это все еще более увеличивает чувство изоляции и уныния, испытываемые умирающими, многие из которых подсознательно чувствуют находящуюся вокруг них ложь. Взгляд на мир, выработанный наукой, базирующейся на материалистической философии, увеличивает тяжесть положения умирающего. Так как, согласно этому раскладу, за пределами вещественного мира ничего не существует. Принимать действительность могут только живые организмы с функционирующими органами чувств.

Понимание же рассматривается как продукт работы мозга и, следовательно, стопроцентно находится в зависимости от его целостности и нормальной работы. Физическое ликвидирование тела и мозга есть необратимый конец человеческой жизни. На данный момент наша соц структура, точно также как и философия, религия и медицина практически ничего не в состоянии предложить для облегчения душевных мук умирающего. Поэтому почти все, находясь в подобном положении, переживают глубочайший и всеохватывающий упадок, касающийся сразу биологических, эмоциональных, философских и духовных сторон жизни. Но психиатры, психологи и лица смежных специальностей, разрабатывают системы вмешательства в случае появления упадка в разных тяжелых жизненных положениях, как ни удивительно, до недавнего времени не называли эту область в числе остро нуждающихся в квалифицированной помощи.

На основании вышесказанного возможно судить о актуальности избранной темы, представляется интересным и важным рассмотреть психические трудности умирания и смерти, так как лишь поняв характер данных проблем возможно понять потребность и методы помощи человеку в серьезнейшем жизненном кризисе.

Целью данной курсовой работы является исследование психологических проблем умирания и смерти. В соответствии с целью сформулирована задача исследования: описать теоретические трактовки понятия смерти с позиции различных концептических подходов в психологии.

1. Психологические теории умирания и смерти

В конце XIX - начале XX века вера в научное познание мира достигла апофеоза. Новейший рационализм попытался разложить наши фобии, мотивации, эмоции и т. п. чуть ли не на атомы. Однако первоначальная эйфория постепенно сменялась разочарованием - оказалось, что смерть не так сложна, как о ней говорят, - она гораздо сложнее. Кроме того, большое количество школ и течений в психологии сделали невозможной единую трактовку понятия смерти с позиций этой науки.

1.1 Психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Фромм)

Задолго до Фрейда многие философы задумывались над тем, что именно определяет жизнедеятельность человека и какую роль в ней играют влечения. Фрейд также поставил задачей определиться в отношении того, что он назвал "первичными влечениями". В первых публикациях в качестве "первичных" он рассматривал лишь сексуальные влечения. Далее он приходит к выводу, что "первичные влечения" составляют полярную пару созидательной любви и влечения к деструкции. Эти размышления приводят к созданию концепции о том, что деятельность человека обусловлена переплетением сил "инстинкта жизни" (Эрос) и "инстинкта смерти" (Танатос). Эти противоположные силы являются основными бессознательными влечениями, предопределяющими всю жизнедеятельность человека. И, если "инстинкт жизни" (Эрос) более ясен, в качестве животворящей силы, то в отношении "инстинкта смерти" (Танатос) требуются дополнительные разъяснения.

Предположение о существовании в человеке этого инстинкта Фрейд выводит из эволюции всего живого. Достигнув максимума органического бытия, со временем начинает обратный путь и в результате смерти возвращается к неорганическому состоянию. В рамках этой гипотезы влечение к сохранению жизни лишь обеспечивает живому организму собственный путь к смерти. Это было сформулировано Фрейдом в виде положения "целью всякой жизни является смерть", причем жизненный путь является ареной борьбы между Эросом и Танатосом. Понимая относительность аргументации в пользу этого положения, сам Фрейд подчеркивал, что эти мысли являются только лишь гипотезой. Бедствия, принесенные человечеству первой мировой войной, натолкнули Фрейда на размышления о склонности индивида к агрессии и деструктивности. Социальные институты, пытаясь регулировать отношения в обществе в целях самого общества, противостоят индивиду как чуждая и сдерживающая сила. Развитие культуры рассматривается с этого периода Фрейдом как борьба общества с разрушительными тенденциями индивида и непрерывно протекающее противоборство "инстинкта жизни" (Эрос) и "инстинкта смерти" (Танатос). Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.: Политиздат, 1991

С точки зрения Фромма избавиться от страха перед смертью - все равно что избавиться от собственного разума. В книге "Человек для себя" он пишет: "Сознание, разум и воображение нарушили "гармонию" животного существования. Их появление превратило человека в аномалию. Человек - часть природы, он подчинен физическим законам и не способен изменить их; и все же он выходит за пределы природы... Брошенный в этот мир в определенное место и время, он таким же случайным образом изгоняется из него. Осознавая себя, он понимает свою беспомощность и ограниченность собственного существования. Он предвидит конец - смерть. Он никогда не освободится от дихотомии своего существования: он не может избавиться от разума, даже если бы захотел; он не может избавиться от тела, пока жив, и тело заставляет его желать жизни". Не только желать жизни, но бояться смерти.

1.2 Экзистенциальный подход (И. Ялом, В. Франкл)

Виктор Франкл считает, что вопрос о смысле жизни в явном или неявном виде волнует каждого человека. О нём свидетельствует напряжение между тем, что «я есть» и тем, «кем я должен стать», между реальностью и идеалом, между бытием и призванием. Духовные поиски человека отражают уровень его осмысленности по отношению к жизни.

Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден к жизни. Если человек не может придумать доводы в пользу жизни, то рано или поздно у него возникают мысли о самоубийстве. Задайте человеку вопрос о том, почему он не думает о самоубийстве, и вы услышите ответ о смысле его существования. Доктор Франкл пишет «Страдание, вина и смерть - названные мною трагическим триединством человеческого существования - ни в коей мере не умаляют смысла жизни, но, наоборот, в принципе всегда могут трансформироваться во что-то положительное... смысл своей жизни каждый человек открывает для себя сам». Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д.А. Леонтьева, М.П. Папуша, Е.В. Эйдмана. -- М.: Прогресс, 1990. -- 368 с.: ил. -- ISBN 5-01-001606-0.

Каждому времени требуется своя психотерапия. Классический вопрос - "В чём смысл жизни" - обычно ставит современного человека в тупик. А когда поиски смысла становятся самоцелью, заканчиваются они подчас тупиковыми жизненными ситуациями: депрессиями, страхами, одиночеством, зависимостями, навязчивыми мыслями и действиями, опустошенностью и переживанием утрат и конечности существования.

Помочь справиться с подобными циклическими проблемами и призвана Экзистенциальная психотерапия, целостный подход к которой - от теоретической структуры до технических приемов - и рассматривает в своей книге известный американский психотерапевт с огромным стажем Ирвин Д. Ялом. Главной особенностью экзистенциальной психотерапии является ее направленность на человека как бытие-в-мире, т. е. на его жизнь, а не на личность как изолированную психическую целостность. Простыми и ясными словами доктор Ялом помогает по-новому взглянуть на собственное существование в этом мире, самому определить свой смысл жизни. По версии Ирвина Ялома, основными вопросами человеческого бытия являются: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. В основе проблемы - экзистенциальный динамический конфликт, порождаемый конфронтацией личности с любым из этих жизненных фактов. Упор делается не на смысл жизни как таковой, и даже не поиск его, а на лечение отсутствия смысла в определённый период жизни. 1980 Ирвин Ялом Existential Psychotherapy ISBN 0-465-02147-6 Экзистенциальная психотерапия. -- 2000.

1.3 Гуманистический подход (А. Маслоу)

Страх смерти является проблемой по Маслоу. Каждый из нас пытался справиться с проблемой страха. Примерно с 7 лет, преобладают взрослые виды страхов - страх смерти, болезни и т.п. Представитель гуманистической психологии Абрахам Маслоу рассматривает кризис в таком аспекте, что необходимо понять, что маленькие смерти необходимы, являются неотъемлемой частью жизни. Страх собственной старости может присутствовать даже у очень молодых людей. Абрахам Маслоу ввел такое понятие, как комплекс Ионы. Иона - это пророк, которому Бог дал задание проповедовать в Ниневии. Иона испугался этого опасного задания, потому что жители Ниневии казались ему чрезвычайно опасными, а он не верил в то, что он сможет своей проповедью отвратить их от греха, в котором те погрязли.

И Иона попытался скрыться, бежать подальше от этого города, чтобы не выполнять возложенную на него миссию. Он претерпел немало мытарств на путях своего бегства - был даже проглочен китом. Однако мит изверг Иону из соего чрева прямо у берегов Ниневии. Так что Ионе не оставалось ничего другого, кроме как выполнить поручение Господа.

Маслоу использовал образ Ионы, чтобы наглядно показать, что рост и самоактуализация являются как бы заданием, миссией человека в его жизни. Импульсы к реализации собственных задатков никогда не оставляют человека в покое, толкая его к вершинам его возможностей.

Самостановление как проявление свободы требует от человека ответственности за каждый свой выбор. В конце концов, человек в своем свободном выборе отвечает за собственную судьбу.

В этой связи Маслоу подчеркивает, что процесс самоактуализации и становления -- весьма болезненный. Он требует от человека постоянный готовности рисковать, ошибаться, отказывается от старых привычек. Процесс роста всегда сопряжен с неопределенностью и неизвестностью, потому и воспринимается людьми зачастую как небезопасный, порождающий тревогу. По мнению Маслоу именно страх смерти является источником многих беспокойств и стрессов. Маслоу А. Мотивация и личность = Motivation and Personality / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. -- СПб.: Евразия, 1999. -- 478 с. -- 4000 экз. -- ISBN 5-80710016-6.

1.4 Теория (Г. Фехнер)

Основатель экспериментальной психологии Г. Фехнер говорил, что человек живет вовсе не один раз, а три раза. Первый раз он живет 9 месяцев в утробе матери, он в одиночестве, и он спит. И в это время создаются органы его тела, которые принадлежат еще биосфере. Потом он рождается, он переживает свое рождение, как смерть, вы понимаете, почему. Ребенок задыхается, он отрывается от матери и, пока у него не раскрылись легкие, с ним происходит нечто подобное агонии. Лунев Д.Н. По эту сторону смерти - , Центр Психологической Поддержки "Круг"

И вот наступает вторая жизнь. Здесь уже сон чередуется с бодрствованием, здесь уже не одиночество, а общение с определенным кругом людей. Здесь физический биосферный элемент человека расцветает до конца и довольно быстро начинает увядать. Но здесь же развивается, раскрывается, обогащается и растет, или, точнее, может расти его духовное начало.

И потом наступает третья жизнь. В ней нет сна, это вечное бодрствование. И она распахнута для бесчисленного количества духовных существ. Пророки, ясновидцы, мистики, да и каждый человек в особые моменты своей жизни может пережить на секунду такие мгновения, когда "внял я неба содроганье, и горный ангелов полет, и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье". В такое мгновение кажется, что вся вселенная вмещается в тебя. Соприкосновение этому опыту будущего, космического сознания - это то, что ожидает человека. Но ожидает его не даром, а как результат его упорного труда.

2. Стадии умирания

Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает определенные рубежи. Одной из первых, кто проследил путь умирающих с того этапа, как они узнали о скором конце, до заключительного вздоха, была Элизабет Кюблер-Росс. Она выяснила, что все умирающие проходят через 5 стадий.

1-ая стадия -- стадия отрицания и неприятия того факта, что они скоро скончаются. Доминирующими в данный период считаются выражения: “Только не я”, “Не может быть”, “Это не рак” и так далее Иная часть больных, узнав о смертельном недуге проявляет себя по другому: они становятся флегмантичными и обреченными. Потом начинают говорить о собственном быстром выздоровлении. Но уже на 1 стадии психотерапевты сообщают о том, что в сновидениях данных больных приcутствует символика, указывающая на критичный недуг (образ темного тоннеля с дверью в конце).

2-ая стадия -- стадия протеста. Когда 1-ое потрясение проходит, многократные исследования признают присутствиефатального заболевания, появляется чувство протеста и возмущения. “Отчего именно я?”, “Почему другие будут жить, а яобязан умереть?”, “Отчего так быстро, ведь у меня еще так много дел?” и так далее Обычно, данная стадия неминуема, она чрезвычайно трудна для больного и его членов семьи. В данный период больной нередко обращается к доктору с вопросом о времени, которое ему осталось прожить. Обычно, у него прогрессируют признаки реактивной депрессии, вероятны суицидальные мысли и действия. На данном этапе больному нужна поддержка квалифицированного психолога, владеющего логотерапией, чрезвычайно важна поддержка родственников.

3-я стадия -- просьба о отсрочке. В данный период происходит принятие истины и того, что происходит, но “не сейчас, еще немного”. Почти все, в том числе и ранее не верующие больные, обращаются со своими мыслями и просьбами к Всевышнему.

Первые три стадии составляют период кризиса.

4-ая стадия -- реактивная депрессия, которая, обычно, сочетается с ощущением вины и обиды, жалости и горя. Больной осознает, что он погибает. В данный период он скорбит о собственных дурных действиях, о причиненном другимогорчениях и зле. Но он готов принять смерть, он безмятежен, он покончил с земными заботами и углубился в себя.

5-ая стадия -- принятие своей смерти. Человек обретает мир и спокойствие. С принятием мысли о ближайшей погибели больной утрачивает интерес к находящемуся вокруг, он морально сосредоточен и поглощен собственными мыслями, готовясь к неминуемому. Элизабет Кюблер-Росс О смерти и умирании = On death and dying. -- Нью-Йорк: Scribner , 1969. -- 260 p. -- ISBN 0-02-605060-9.

3. Психологическое отношение к смерти

Одним из самых обычных проявлений активности нашего астрального тела является страх вообще, и страх смерти, как одно из многочисленных его частных проявлений. Страх - это самое сложное и самое опасное из всех человеческих ощущений. Он никогда не живёт в человеке в одиночку, а всегда окружён целым роем других опасных гадов, не менее разлагающих всё наиболее ценное в духовном мире человека.

Страх имеет способность очень быстро «заражать» всё вокруг, наполняя атмосферу своими «тончайшими вибрациями», каждая из которых по своей смертоносности не уступит яду гюрзы. Кто «заражён» этими ужасными вибрациями, тот уже подавлен как активное, разумное и свободно мыслящее существо. Страх вносит в Душу разлад и дисгармонию.

При анализе литературы, посвященной данной теме, меня более всех привлекла книга Ирвина Ялома «Мамочка и смысл жизни». Пожалуй, цитата из этой книги будет занимать достойное место в моей работе.

«Мы обсуждали другое: жизнь и смерть, мир, превосходство человека над другими людьми, духовность -- это было то, что волновало Паулу. Мы встречались вчетвером каждую неделю. Именно вчетвером: она, я, ее смерть и моя. Она стала куртизанкой смерти: она рассказывала мне о ней, научила думать о смерти и не бояться ее. Она помогла мне понять, что наше представление о смерти неверное. Хотя это и небольшое удовольствие -- находиться на краю жизни, -- все же смерть не безобразное чудовище, уносящее нас в ужасное место. Паула научила меня воспринимать смерть как она есть, как определенное событие, часть жизни, завершение возможностей. “Это нейтральное событие, -- говорила она, -- которое мы привыкли окрашивать в цвета страха”.»Ирвин Ялом «Мамочка и смысл жизни».

Мало кто знает, что каждый раз, испытывая страх, мы, сами того не подозревая, провоцируем в своей Жизни такие предельные психические ситуации, которые впоследствии ещё больше усиливают в нас это чувство и, таким образом, создают истинную опасность для нашей Жизни. Френсис Бэкон как-то по этому поводу сказал: "Люди страшатся смерти, как малые дети - потёмок, и как у детей этот врождённый страх усиливается сказками, так же точно и страх смерти".

Причины страха Смерти:

Страх перед неизбежностью Смерти имеет многоступенчатое основание, но всё же основными его причинами являются:

1. ужас перед неизвестным и неопределённым;

2. ужас перед окончательным отторжением от Физического Плана;

3. сомнения насчёт своего бессмертия;

4. нежелание расставаться со всем, что было дорого сердцу и с теми, кого искренне любили или к кому были сильно привязаны;

5. отождествление себя со своим физическим телом и ужас перед возможностью потерять его.

3.1 Страх смерти

Есть основания утверждать, что все когда-либо выявленные у людей страхи есть не что иное как трансформированный скрытый и вытесненный из сознания тот самый страх смерти. Люди боятся прекращения своей жизнедеятельности, их невообразимо пугает перспектива быть поглощенным этим «ничто», откуда еще пока никто не возвращался.

К слову, все религии имеют в своей основе попытку утешить человека, страдающего от страха собственной смертности и объяснить великую загадку конца жизни. Отсюда возникают успокаивающие образы воскрешений, жизни после смерти, обещания лучшей доли в загробном мире или же заверения в том, что душа бессмертна и обязательно найдет своё воплощение в ином теле на этой Земле. Неудивительно, что приверженцы религиозного взгляда на вещи испытывают куда меньший сознательный страх вследствие веры в такие обещания. Но, однако, полностью еще ни один человек не смог справиться с осознанием перспективы собственной смерти. Если кто-то и утверждает, что спокоен за свою «жизнь после жизни», то этот человек всего-навсего разработал эффективную стратегию отрицания действительности, он успешно выдворил свой первичный ужас на задворки разума.

Впервые этот страх проявляет себя еще в раннем детстве. Некоторые немногочисленные, но от этого не менее достоверные, исследования подтверждают, что со страхом смерти дети могут столкнуться еще в таком нежном возрасте, что даже не умеют выразить его словесно, тем не менее, они осознают конечность бытия всего живого: будь то упавший засохший листок, случайно увиденное мёртвое животное, смерть близких родственников. Если ребенок уже умеет говорить, то зачастую ставит взрослых в крайне затруднительное положение, требуя объяснить такую несправедливость как смерть. Родители же при этом, неявно испытывая тот же самый ужас перед смертью, впадают в замешательство, не могут найти подходящих категорий, чтобы объяснить маленькому человеку, что и его черёд когда-нибудь настанет. Здесь у подавляющего большинства возникает отчётливый соблазн «приукрасить» неумолимую действительность, особенно если ребенок демонстрирует крайнюю степень ужаса от возникшего осознания конечности бытия всего живого. Родители придумывают заверения в том, что мёртвые находятся на небе с ангелами и им там невообразимо хорошо, что их дорогое дитя никогда не умрёт, потому что является исключительным. И ребенок, безусловно доверяя им, успокаивается, но только на время. Придёт следующий период его жизни и вопрос смертности неизменно встанет вновь с удвоенной силой.

Следующий сложный отрезок с возобновлением страха смерти возникает в подростковом возрасте. Здесь на человека наваливается груз переходного периода от детства к взрослости, возникают доселе неизвестные проблемы, формируются новые категории мышления. Объяснения, данные в детстве, уже не удовлетворяют подростка. Он остаётся один на один с перспективой рано или поздно умереть и никто не может дать ему обещания, что этого не произойдёт, потому что его теперь не так легко обмануть. Подросток обращается к наркотикам, попадает в руки «заботливых» сект, которые обещают ему ответы на все вопросы, он отдаляется от семьи, которая однажды уже обманула его, проводит всё свободное время за компьютерными играми, ведь они дают мнимую власть над смертью.

Есть и другой путь, избираемый под давлением общества, которое хочет, чтобы подросток стал его частью. И этот путь - отрицание смерти вообще. Действительно, если нет смерти, то нечего и бояться, можно наслаждаться жизнью, социализироваться, строить свою карьеру, карабкаться вверх. Кому нужно думать о смерти, когда вокруг кипит жизнь, мир предлагает множества удовольствий и каждое нужно испытать? Всё это займёт подростка на пару-тройку десятков лет.

Визит смерти. А вот тут уже человек стоит на вершине горы и оглядывается по сторонам. За спиной то, что ему удалось сделать, а впереди, что же впереди? Старение, одряхление, в перспективе одно лишь увядание и смерть. Человек бы и рад задержаться на этой вершине подольше, возможно навсегда, но рельсы времени уже уводят его вагончик к своей конечной остановке и ход его невозможно замедлить. Человек понимает, что не властен над своей смертью, что помимо его воли остановка рано или поздно произойдёт. И тут его годами выработанные механизмы защиты дают существенный сбой, он не может больше отрицать смерть, её перспектива начинает оказывать заметное влияние на всё, что он пытается делать, смертность переходит с периферии сознания, где она всегда была, на первый план, и ударяет со всей силой так называемый «кризис среднего возраста».

Но так происходит не у всех, некоторым успешно удаётся убегать от собственной смерти до самого преклонного возраста, однако таким людям можно только посочувствовать. Потому что обычно они живут без осознания конечности бытия и в связи с этим растрачивают жизнь на пустяки, в погоне за сиюминутными удовольствиями они так и не успевают сделать главного. К сожалению, когда эта идея доходит до их осознания уже бывает слишком поздно что-либо менять, жизнь прожита, ничего не вернуть. У таких людей обычно и наблюдается в течение жизни повышенная склонность к неврозам, фобиям и компульсивным проявлениям невротических защит.

Результатами исследования психологического состояния больных раком, стали ошеломляющие сведения. Казалось бы, кому как не им бояться скорой смерти, они зачастую даже знают конкретные сроки, но подавляющее большинство респондентов отмечает, что после объявления диагноза у них настал «золотой период», они научились говорить «нет» тем делам, которые они посчитали неважными, их приоритеты, ценности и цели сдвинулись с материального накопительства и обустройства благосостояния к более высокодуховным материям, они стали ценить время, проведённое с семьёй, наконец занялись тем, чем так давно хотели заняться, стали более умиротворёнными и благожелательными по отношению к окружающим. Единственное о чём они в большинстве своём жалеют, так это о том, что не осознали этого раньше. Удивляются, что для того, чтобы почувствовать вкус жизни, им пришлось заболеть смертельной болезнью.

Так как же жить, не боясь неминуемого исхода и даже не вытесняя его на задворки сознания? Прежде всего нужно последовать примеру тех больных раком, обратить всю свою жизнь в «золотой период», ведь, в сущности, здоровый человек не отличается от больного в этом плане, разница только в сроках. Не лучше ли взять то, что даёт вам жизнь и использовать это во благо, ценить каждую секунду для осуществления своих самых смелых начинаний? Конечно, это совершенно необходимо делать. Единственное время, которое нам подвластно - это настоящее время, прошлого уже нет, будущего ещё нет, а настоящее ускользает с каждой прожитой секундой, превращаясь в прошлое.

Обратить свой страх смерти себе на пользу можно, постоянно помня о ней и используя этот рубеж как последнего в своей жизни судью. Ведь отмечается, что панически боятся умереть только те, кто определяет прожитую жизнь как пустую, а те, кто удовлетворены своей жизнью, и считают, что прожили её достойно, многое успели сделать из задуманного, те совершенно не страшатся умереть.

4. Проблематика смерти и умирания

Сегодня считается установленным, что смерть как биологический феномен представляет собой не одномоментный акт, а процесс, состоящий, из нескольких стадий или фаз. Современные психологи выделяют стадии так называемой психологической смерти, непосредственно предваряющие биологическую смерть и указывают на особое значение предсмертия для самого человека, оказавшегося перед лицом смертельной болезни. Результаты медико-психологических исследований психологии терминальных больных позволяют по-новому взглянуть на традиционные религиозные представления об умирании и смерти. Религия и медицина - те области, которые изначально занимали ведущее место в решении вопросов, связанных с умиранием и смертью. Однако последние достижения медицины и, в частности, биомедицины, наметили существенный разрыв между этими областями, обнажив те противоречия, которые призвана сгладить биоэтика.

Согласно К.Э. Циолковскому абсолютная смерть невозможна, так как:

1. В основе вселенной лежит живой чувствующий атом, который невозможно уничтожить силами вселенной

2. В математическом смысле согласно Циолковскому вся Вселенная жива.

Данный тезис разъясняется с той точки зрения, что вселенная существует бесконечное время и соответственно многое во вселенной может повторяться неограниченно количество раз. А если смотреть с этой позиции на жизнь, то жизнь любого живого существа, состоящего из живых атомов, также повторится неограниченное количество раз.

Таким образом Циолковский призывает нас не бояться смерти, так как в лбом случае жизнь во вселенной бесконечна, а абсолютной смерти во вселенной не существует.

Однако во вселенной возможна относительная смерть, которая заключается в следующем:

1. Переход атома в более простую систему. Если говорить о смерти целого существа, то в данном случае это будет касаться всех атомов организма сразу. То есть существо погибает тогда, когда утрачивается определенная организация данного существа и атомы этого существа переходят в хаотичное состояние.

2. Остановка субъективного времени.

В работах Циолковского можно выделить два типа времени - субъективное и объективное.

Объективное время измеряется естественными и искусственными хронометрами и едино для всех существ.

Субъективное время испытывают различные живые существа, оно соответствует скорости протекающих в этих существах процессов. Если существо имеет более быстрый организм, то оно соответственно имеет более быстрое субъективное время. Т.е. за отдельный промежуток объективного времени пройдет больший промежуток времени субъективного. Таким образом, чем активнее существо, тем быстрее его субъективное время в большинстве случаев. Со смертью же организма субъективное время организма замедляется до нуля и таким образом пока организм (или его атомы) не возродятся вновь, он не будет чего-либо испытывать ввиду того, что время остановилось и т.д.

4.1 Смерть как источник человеческой нравственности

Одна из многочисленных обязанностей, ложащихся на плечи врача и медицины в современном мире, - это констатация того момента, когда человеческая жизнь заканчивается и мы начинаем считать человека умершим. Заключение, которое дает по этому поводу врач, является не только признанием того, что родным и близким больше уже не на что надеяться. Вместе с тем оно выступает и как необходимый юридический документ, дающий начало, с одной стороны, тем траурным ритуалам и действиям, которые связаны с похоронами умершего, и, с другой стороны, новым правовым (включая, между прочим, и имущественные) отношениям, когда, скажем, дети становятся сиротами, супруг (супруга) - вдовцом (вдовой) и т.п. Смерть человека имеет не только социально-психологическую и социально-правовую, но и исключительную культурную значимость. Далеко не случайно культурологи рассматривают отношение к смерти как одну из определяющих характеристик любой культуры.

4.2 Социально-психологические проблемы смерти

Не зависимо от вероисповедания и мировоззрения, каждый человек находится по эту сторону смерти. Конечно если опустить метафорические высказывания и мысли. Этот факт не зависит от того, что ожидает человека после смерти: ад или рай, другая жизнь, пустота и неизвестность. Исходя из этого можно предположить, что смерть, когда мы о ней думаем или говорим, это понятие данное и присутствующее только при жизни.

Знание о вероятной близкой смерти любимого тобой человека формирует эмоциональное переживание на основе тех же позиций: любви к жизни и страхе перед смертью. В данном случае спектр как положительных, так и отрицательных установок сильно расширяется, за счет увеличения количества людей вовлеченных в процесс умирания.

В данном случае страхи перед смертью можно рассмотреть в двух ключах. Первое - проекция ситуации на себя. Воспринимая смерть близкого человека как неизбежность, начинаешь задумываться и о своей. В данном случае возможно переживание умирания другого человека, как свое собственное, с тремя типа реакции на это. Восприятие смерти близкого как внешнего фактора, тоже может переживаться достаточно тяжело. Здесь возникает и чувство вины, и угрызения совести, и тревога за свое будущее.

Можно выделить три основных типа культуры, по их отношению к смерти: К первой группе относится материалисты. Они считают жизнь кратковременным существованием белкового тела, и с разрушением этого белкового тела наступает неизбежная смерть. Другая группа культур проповедует, что после смерти душу человека определят либо в рай, либо в ад. Неизвестность своего положения после смерти, заставляет жить в напряжении. Третья культура утверждает, что человек живет не один раз. В этой культуре самое спокойное отношение к смерти.

Многие сталкиваясь со смертью, прячут свой страх очень глубоко, и всю жизнь тратят огромное количество сил, на то, чтобы не выпустить его наружу. Опыт проведения групп с людьми с близкой вероятной смертью, и с родственниками таких людей показал, что как правило наружу выпускаются социально-желаемые формы реакций на страх. А истинные чувства и эмоции переживаются глубоко внутри, и становятся чем-то запретным. Часто даже сам человек не признается себе в этих переживаниях, и в наличии этих чувств.

смерть умирающий психология страх

Заключение

Отслеживая в себе те или иные проявления чувства страха, чувства вины, беспомощности можно постепенно двигаться по пути трансформации позиции страха смерти в позицию любви к жизни.

Мы воспринимаем жизнь как целое, а не фрагментарно. Мы помним, что у нас всегда есть выбор: между миром и конфликтом, любовью и страхом.

Кроме моделей жизни предлагаемых человеку культурой, каждый человек строит свою собственную модель жизни. В данном случае не важно, на сколько эта модель близка к реальности, а важно то, насколько эта модель конструктивна и позитивна для самого человека, и для его окружения. Сам человек может это отследить чрезвычайно редко. Лишь иногда цепляет несоответствие собственного поведения и мыслей, мировоззрения и занимаемых позиций. Отношение к смерти, так или иначе входит в любую модель жизни, в систему верований. Описание взаимоотношения жизни и смерти присуще всем философским концепциям.

Смерть и умирание существует только в нашей жизни. Без жизни смерти нет. Все то, чего бояться люди, говоря о страхе смерти, тоже находиться только в этой жизни.

Список используемой литературы

1. Альмедер Р. Реинкарнация. Жизнь после смерти. - М.:, 1991. - С. 230-248.

2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992. - 197с.

3. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. - М.: МИР, 1997 - 368с.

4. Ваганов А.Г. Вечная память//Вопросы психологии. - № 1. - М., 2000.

5. Гаврилова Т.А. Экзистенциональный страх смерти и танатическая тревога.//Прикладная психология. - № 6. - 2001. - С.1-6.

6. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. - 246с.

7. Гуревич П.С. О жизни и смерти. Жизнь земная и последующая. Сборник. - М., 1991. - С. 401-412.

8. Демичев А.В. Фигуры танатоса. - СПб., 1991. - 213с.

9. Дубровина Н.И. "Посмертный опыт" или "вспышка пережитого"?//Человек. - 1991. - № 2.

10. Калиновский П.П. Последняя болезнь, смерть и после. - М., 1991.

11. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000. - 987с.

12. Лаврин А. Хроники Харона. Энциклопедия смерти. - М., 1993 - 509с.

13. Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть. - М., 1995. - 510с.

14. Моуди Р. Дальнейшие размышления о жизни после жизни. - Киев, 199 - С. 25-61.

15. Моуди Р. Жизнь после жизни. По ту сторону смерти. - М., 1994. - С. 70-76.

16. Моуди Р. Жизнь после жизни. - Лениздат., 1991 - С. 90.

17. Психология среднего возраста, старения, смерти/Под. ред. А.А. Реана. - М., 2003. - 384с.

18. Райгородский Д.Я. Психология зрелости. Хрестоматия. - Самара, 2003.

19. Рассел Б. Есть ли жизнь после смерти.

20. Танатология (учение о смерти)/Под ред. Решетникова М.М., Белкина А.И. - СПб., 1994. - 380с.

21. Федорова М.М. Образ смерти в западноевропейской культуре//Человек. - № 5. - М., 1991.

22. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

23. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М., 1999. - С. 34, 139.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Смерть и умирание. Философские взгляды на смерть. Учёные о смерти и умирании: Ричард Кейлиш, танатологи Роберт Кэвэнау и Элизабет Кюблер-Росс. Отношение к смерти с точки зрения психологии, культурологи и религии. Умирание как часть цикла смерти.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2008

    Анализ страха смерти в психоаналитической теории и экзистенциальном направлении философии. Особенности изменения отношения к смерти в зависимости от стадии психосоциального развития по Э. Эриксону. Этапы оказания психологической помощи умирающим.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2015

    Анализ взглядов психологов относительно феномена смерти. Экспериментальное изучение психологического отношения людей к смерти. Выявление тревожного, угнетенного настроения и присутствия страха при мысли о смерти в более поздние десятилетия жизни человека.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2013

    Отношение людей к тайне смерти и стремление освоить ее феномен. Представление о смерти у разных народов в древности. Значение поминальных обрядов и понятие преждевременной смерти. Душевное состояние самоубийцы, борьба с суицидом и решение об эвтаназии.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2010

    Влияние концепций смерти и связанных с ними верований на душевное состояние умирающих и поведение остающихся. Психологические установки россиян в отношении смерти и больных людей. Сравнение хосписов и больниц. Полемика по вопросу о праве на смерть.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2011

    Проблема смысла смерти и бессмертия в современной психологии. Переживания прошлых жизней: непроизвольные и вызываемые воспоминания. Измененные состояния сознания и переживание трансперсонального опыта. Научные исследования в сфере достижения долголетия.

    дипломная работа , добавлен 27.08.2016

    Мысль о смерти вероломна: захваченные ею, мы забываем жить. Биология рассматривает жизнь не как линейную, а как циклическую структуру, как серию изменений или как жизненный цикл. Исследования в области биохимии мозга.

    реферат , добавлен 15.12.2002

    Три слоя в структуре личности по Фрейду. Определяющая роль бессознательного, энергетическая основа личности. Инстинкты жизни и смерти - основа биологического внутреннего конфликта. Механизм сублимации как источник творчества. Отношение Фрейда к символике.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Бихевиоризм - направление в американской психологии, основанное психологом Дж.Б. Уотсоном. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения и до смерти. Основное понятие - формула - "стимул-реакция".

    реферат , добавлен 12.05.2008

    Психологические теории и виды суицида. Молодежь как группа риска. Причины суицидального поведения среди подростков. Самоубийство как следствие нарушения психосексуального развития личности. Изучение суицида как ведущей причины смерти во всем мире.

Христианское понимание жизни, смерти и бессмертия исходит из ветхозаветного положения: «День смерти лучше дня рождения» (Экклезиаст) и новозаветной проповеди Христа: «… я имею ключи от ада и смерти». Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности как целостного существа мыслимо только через воскресение. Путь к нему открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Это сфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действия природно-космических сил и стихий, и становится как личность лицом к лицу с Богом, который тоже есть личность. Целью жизни человека является обожение, движение к жизни вечной. Без осознания этого, земная жизнь превращается в сон, пустую и праздную мечту, мыльный пузырь. В сущности, она есть приготовление к вечной жизни, которая не за горами для каждого. Поэтому и сказано в Евангелии: «Будьте готовы: ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий». Чтобы жизнь не превратилась, по словам М.Ю.Лермонтова, «в пустую и глупую шутку», необходимо всегда помнить о смертном часе. Это не трагедия, а переход в иной мир, где уже обитают мириады душ, добрых и злых, и где каждая новая входит на радость или муки. По образному выражению одного из православных иерархов: «Умирающий человек - заходящее светило, заря которого уже блещет над другим миром». Смерть разрушает не тело, а тленность его и поэтому она не конец, а начало жизни вечной.

Евангелист Лука так определил суть христианского подхода к жизни и смерти: «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Ибо у него сме живы». Христианство категорически осуждает самоубийство, так как человек не принадлежит сам себе, его жизнь и смерть «в воле Божьей».

Ислам о вопросах жизни и смерти

На вопрос человека: «Разве, когда я умру, я буду изведен живым?», Аллах дает ответ: «Разве не вспомнит человек, что мы сотворили его раньше, а был он ничем?». В отличие от христианства, земная жизнь а исламе расценивается высоко. Ислам исходит из факта сотворенности человека по воле всемогущего Аллаха, который прежде всего милосерден. Тем не менее, в последний день все будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера в загробную жизнь является необходимой, поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки с точки зрения личностного интереса в смысле вечной перспективы.

Разрушение всей Вселенной в день справедливого суда предполагает творение нового совершенного мира. О каждом человеке будет представлена «запись» деяний и мыслей, даже самых тайных и вынесен соответствующий приговор. Таким образом, восторжествует принцип верховенства законов морали и разума над физическими закономерностями. Морально чистый человек не может находиться в униженном положении, как это имеет место в реальном мире. Ислам категорически запрещает самоубийство.

Описание рая и ада в Коране полны ярких подробностей, дабы праведники могли полностью удовлетвориться, а грешники получить по заслугам. Спрашивать Аллаха о смертном часе нельзя, так как знание об этом только у него, а «что тебе надо знать, - может быть, час уже близок».

Отношение к жизни и смерти в буддизме

Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от христианского и мусульманского. Сам Будда отказывается отвечать на вопросы: бессмертен ли познавший истину или смертен он?, а также: может ли познавший быть смертным или бессмертным одновременно? В сущности, признается лишь один вид «дивного бессмертия» - нирвана, как воплощение ртансендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов.

Поскольку личность понимается как сумма драхм, находящихся в постоянном потоке перевоплощения, то отсюда следует нелепость, бессмысленность цепи природных рождений. «Драхммапада» утверждает, что «рождение вновь и вновь - горестно». Выходом является путь обретения нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижения просветления, блаженного «острова», находящегося в глубине сердца человека, где «ничем не владеют» и «ничего не жаждут». Известный символ нирваны - угашение вечно трепещущего огня жизни - хорошо выражает сущность буддийского понимания смерти и бессмертия. Как говорил Будда: «Один день жизни человека, видевшего бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, не видевшего высшей жизни».

Спокойное и умиротворенное отношение к жизни, смерти и бессмертию, стремление к просветлению и освобождению от зла характерно и для других восточных религий и культов. В этой связи меняется отношение к самоубийству: оно считается не столь греховным, сколько бессмысленным, ибо не освобождает человека от круга рождений и смертей (сансара), а только приводит к рождению в более близком воплощении. Нужно преодолеть такую привязанность к своей личности, ибо, по словам Будды, «природа личности есть непрерывная смерть». Один из самых мудрых поэтов ХХ в. У.Уитмен выразил так эту идею - нужно жить «спокойно улыбаясь Смерти». Избавление при жизни от источников страдания, «омраченных действий и скверн» (эгоизма, злобы, гордости, ложных взглядов и т.д.) и власти своего «я» - лучший путь обретения бессмертия.

Пермский «актуальный художник» Алексей Илькаев внёс коррективу в городской пейзаж: в установленной на городской набережной фанерной инсталляции - надписи СЧАСТЬЕ НЕ ЗА ГОРАМИ заменил первое слово на гораздо более реалистичное СМЕРТЬ. Перестановочка и смена акцента встревожила местных чиновников, получился скандал. В разгар расследования художник Илькаев признал свою вину в содеянном, написав покаянное письмо. Чуть ли не в полицию с повинной пришёл. И вот мне интересно: это очередной художественный жест аукциониста-концептуалиста или всё взаправду? Если последнее, то до какой же степени уродства дошла культурная инквизиция в некогда прогрессивном городе Пермь?? Ведь это точно как при Сталине, когда поэты, писатели и художники, иные из них великие, писали униженные раскаяния и прошения, сознаваясь в политической близорукости, мелкобуржуазности и недостаточной пролетарской восторженности… Судя по всему, СМЕРТЬ в Перми снова заменят на СЧАСТЬЕ. Чтоб никто не сомневался. А вот потом я советовал бы тёмной ночью всю эту конструкцию на фиг подпалить, как это делал Пётр Павленский.

В Петербурге, тем временем, кинорежиссёр Алексей Красовский (не путать с однофамильцем Антоном, по-мужски возлюбившим Путина) вознамерился снять фильм «Поаздник» - «чёрную» комедию, действие которой происходит под Новый Год в блокадном Ленинграде. Едва это стало известно, как образовалась «группа ненависти», в-основном состоящая из вездессущих депутатов, назвавшая сам замысел картины кощунством и издевательством и потребовавшая закрыть фильм. Я понимаю, что страдающие от недержания скреп в кино мало смыслят, поэтому напоминаю совсем недавний и очень знаменитый прецедент: ленту «Жизнь прекрасна»(1997) итальянского актёра и режиссёра Роберто Бениньи, получившую все возможные главные призы, от Канн до Оскара, и ставшую абсолютной классикой. Это тоже комедия, и даже не чёрная, о холокосте и лагере смерти с газовыми камерами. Тема, согласитесь, не менее страшная, чем ленинградская блокада. Тем не менее, ни итальянский парламент с правительством, ни даже всесильная и всемирная еврейская «закулиса» не наложили вето на фильм. Полагаю, это никому даже в голову не приходило.

Среди тех, кто особенно рьяно набросился на отщепенцев-киношников обнаружился депутат Думы по имени Сергей Боярский. Фамилия редкая, решил проверить - и увы! Сын. 1980 года рождения. Закручинился я… Это как же так: папа - мушкетёр, дочь Лиза - прелестная девушка и хорошая актриса, а на сыне природа отдохнула: из боярского гнезда выпал демагог и молодое ископаемое типа охранитель. И карьера соответствующая. Вот тебе и «Динозаврики»... Неужели вы, Миша, ребёнку в детстве-отрочестве Битлз слушать не давали?!



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...