Жорж бюффон биография. Жорж бюффон - биография, информация, личная жизнь

род. 7 сент. 1707, Монбар, Кот-д&Ор - ум. 16 апр. 1788, Париж) франц. естествоиспытатель; Вместе с Добантоном и др. принимал участие в издании "Естественной истории" ("Historic naturelle", 36 т., 1749-1789), которая была переведена почти на все языки; близко подошел к идее развития, особенно в своей работе "Epoques de la nature", 1787 (рус. пер. "Всеобщая и частная естественная история", ч. 1-10, 1802-1827). В противоположность Линнею отстаивал идею об изменяемости видов под влиянием условий среды.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БЮФФОН ЖОРЖ ЛУИ ЛЕКЛЕРК

(7 сент. 1707 – 15 апр. 1788) – франц. естество-испытатель, один из основоположников учения о развитии природы и органич. мира в особенности. Аристократ по происхождению, Б. окончил коллеж в Дижоне. Адъюнкт (1733) и член Акад. наук (1753). Гл. работа Б. – "Естественная история" ("Histoire naturelle, g?n?rale et particuli?re", v. 1–36, 1749–89; написана при участии ряда сотрудников – Добантона и др.; неполн. рус. пер. – "Всеобщая и частная естественная история", ч. 1–10, 1789–1808). В этом труде Б. последовательно разобрал историю развития Земли, человека, четвероногих, птиц и минералов. Развивая идеи Декарта и Лейбница, Б. в соч. "Теория Земли" ("Th?orie de la terre", 1749) разработал гипотезу происхождения Земли от Солнца в результате столкновения его с кометой. Б. описал предполагаемый процесс охлаждения Земли, образование ее поверхности и возникновения растений, животных и человека, определял продолжительность истории Земли в 74 ты с. лет. Осуждение богословским ф-том Парижского ун-та (1751) положений Б., как противоречащих Священному писанию, вынудило его отречься от них. Однако в соч. "Эпохи природы" ("Des Е?poques de la nature", 1778) Б. снова вернулся к идее развития Земли, разбив ее историю на 7 периодов общей продолжительностью в 85 тыс. лет. Б. выдвинул гипотезу об "органических молекулах", составляющих тело всякого организма; органич. молекулы являются миниатюрными прототипами отд. частей и органов живых существ и при процессах размножения они вновь собираются, образуя новые организмы, растущие и развивающиеся на основе "внутр. модели" (moule interi?re), специфичной для каждого вида растения и животного. Являясь противником систематики Линнея, Б. дал монографич. описания отдельных групп животных, влияния среды на их изменение, пытаясь доказать общность происхождения нек-рых видов животных. Так, он считал осла "выродившейся" лошадью, обезьяну – "выродившимся" человеком. Боясь навлечь на себя гонение церкви, Б. лишь в 1766 высказал в более общей и определ. форме убеждение, что в каждом семействе или роде виды происходят друг от друга. Идеи Б. оказали длительное влияние на дальнейшую разработку учения о развитии природы и определили в значит. степени биологич. представления франц. материалистов 18 в. Соч.: Oeuvres philosophiques, P., 1954 (имеется библиогр.). Лит.: Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина, т. 2, М.–Л., 1940; Гайсинович?. ?., ?. ?. Вольф и учение о развитии, в кн.: Вольф К. Ф., Теория зарождения, [М.], 1950; Flourens P., Histoire des travaux et des id?es du Buffon, 2 ?d., P., 1850; Dimier L, Buffon, P., 1919; Roule L., Buffon et la description de la nature, P., 1924. A. Гайсинович. Москва.

(1707-1788)
Бюффон для естествознания фигура не менее величественная, чем Линней, но, в отличие от последнего французский ученый не только не признавал божественного начала в сотворении мира, но и всю свою жизнь, все свои исследования посвятил освобождению науки от метафизики и теологии, разработке и построению естественнонаучных теорий происхождения Земли, животных, растений и человека.

Бюффон был старшим из пяти де-тей богатого бургундского помещика. Трое его братьев впоследствии выбрали духовную карьеру и достигли высокого положения в церковной иерархии. Жоржа Луи ожидала иная судьба. В 10 лет мальчика отдали в иезуитский коллеж в Дижоне, куда незадолго до этого перебралась вся семья. Учился он довольно посредственно, и единственное, что интересовало его в то время, была математика. Отец Бюф-фона хотел, чтобы старший сын стал юристом, поэтому после окончания коллежа юноша три или четыре года изучал право. Однако увлечение математикой и естественными науками возобладало, и в 1728 году Жорж Луи перебрался в Анжер, где приступил к занятиям по медицине, ботанике и математике. В 1730 году из-за участия в дуэли ему пришлось все бросить и бежать из Франции. К счастью, он познакомился с молодым герцогом Кингстоном и его наставником Натаниэлем Хикманом и отправился вместе с ними в длительное путешествие. На родину Бюффон вернулся лишь через два года. За это время скончалась его мать, оставив сыну значительное состояние. Воспользовавшись этим, Бюффон , вопреки воле отца, поселился в Париже. Здесь он довольно быстро приобрел известность как в политических, так и в научных кругах. Уже в 1734 году за свои математические исследования, особенно в области теории вероятностей, он был избран в Парижскую академию естественных наук. Но математикой сфера его интересов не ограничивалась. Он изучал ботанику, лесоводство, проводил наблюдения за размножением животных, а кроме того перевел "Метод флюксий и бесконечные ряды" И.Нью-тона и "Растительную статику" С.Гей-лса.

Новый этап в жизни Бюффона начался в 1739 году, когда он был назначен интендантом королевского сада. Бюффон занимал этот пост до самой кончины - целых 50 лет, и все они прошли в интенсивном, напряженном труде. Каждую весну Бюффон уезжал в имение Монбар, где родился, а осень и зиму всегда проводил в Париже. Но где бы он ни находился, всегда четко планировал свой день. Вставал Бюффон с рассветом и до полудня корпел над научными исследованиями. Затем наступал черед финансовой деятельности и деловых встреч. За долгие годы ему удалось почти вдвое увеличить территорию королевского сада, опубликовать множество научных докладов по самым разным темам, написать 36-томную "Естественную историю" и значительно приумножить свое состояние. Бюффон стал членом многих научных академий, в том числе Петербургской, получил графский титул, а его статуя, изготовленная по заказу Людовика XVI, еще при жизни ученого была поставлена перед входом в королевский Кабинет натуральной истории. В 1753 году Бюффон стал членом Французской академии - одним из "40 бессмертных".

В работах Бюффона по натуральной истории ведущей была мысль о естественном происхождении окружающего мира. Он полностью отвергал вмешательство в этот процесс каких-либо потусторонних сил. Наука, по его мнению, должна основываться не на вере, а на законах, выводимых из самой природы.

Так, Бюффон отрицал идею Ньютона о божественном возникновении Солнечной системы, предложив на этот счет собственную гипотезу. Ка-кая-то комета, пролетев в непосредственной близости от Солнца, оторвала часть его массы, из которой сформировались планеты и их спутники. Вся последующая история Земли рассматривалась им как череда закономерно сменявших друг друга эпох: постепенное остывание планеты и образование земной коры; конденсация влаги на ее поверхности и возникновение океана, зарождение в нем жиз-ни; появление суши (сначала в виде единого материка) и сухопутных животных; окончательное разделение континентов и формирование их современного облика; происхождение человека.

Эта концепция была одной из первых попыток дать не только естественнонаучное объяснение истории Земли, но и ее универсальную хронологию, соотнеся биологические факторы с геологическими, что позволило многим историкам науки считать Бюффона одним из родоначальников современной глобальной экологии.

Исходя из своей гипотезы, Бюффон попытался экспериментально установить возраст Земли. Определив, насколько время охлаждения шариков из разных материалов зависит от величины их диаметров, Бюффон пришел к выводу, что Земля существует не менее 75 тыс. лет. Несколько позже, уточнив свои расчеты, Бюффон получил другое значение - 3 млн. лет. Но эту цифру он даже не рискнул опубликовать - она сохранилась только в черновиках. Дело в том, что, согласно библейским преданиям, мир был создан между VI и IV тысячелетиями до Рождества Христова. 75 тыс. лет и то было слишком много. Реакция церкви на эту дату была резко отрицательной, впрочем, как и на всю гипотезу Бюффона . Появилась даже анонимная брошюра, в которой ученого обвиняли чуть ли не в безбожии: "В то время как другие писатели, развлекая нас историей отдельного насекомого, умеют вознести нас мыслью к Творцу, господин Бюффон , объясняя устройство мира, позволяет нам почти не замечать Творца".

Бюффон развивал и собственную концепцию происхождения жизни на Земле, современного распространения животных на нашей планете и их разнообразия. Он полностью отвергал метафизические идеи преформизма, то есть предсуществования зародышей в родительском организме и склонялся к точке зрения тех, кто утверждал, что за формирование зародышей отвечает особое "питательное вещество", состоящее из органических молекул. Такие молекулы, появившись в процессе развития Земли, полагал далее Бюффон , стали объединяться, образуя организмы. Многие из них исчезли, так как не были приспособлены к окружающей среде. Сначала, когда планета была еще очень горячей, выжить на ней могли лишь весьма крупные животные. По мере того как Земля остывала, они постепенно уходили с Северного полюса к экватору. Но в конце концов природные условия стали для них настолько неблагоприятными, что они вымерли. Вот почему, объяснял Бюффон , останки гигантских животных находят в Европе и Северной Америке. В то же время из органических молекул, сохранившихся в северных регионах, образовывались все более и более мелкие животные. Зародившись в Сибири, они проникали в Азию, Северную Америку, а также через южную Евро-пу - в Африку. Только в Южную Америку они не попали, поэтому и фауна там такая оригинальная. Чем мельче были животные, тем быстрее они размножались и тем больше их разновидностей возникало в процессе миграции. Соответственно, разновидностей крупных животных появлялось значительно меньше.

Бюффон одним из первых сформулировал биологический критерий ви-да - к нему относятся только те существа, которые, спариваясь, продолжают свой род и сохраняют черты, присущие данному виду. Рождение стерильного, не способного размножаться, животного (такого, как мул) означает, что его родители принадлежат к разным видам. С точки зрения Бюффона , сходство во внешнем облике и строении животных критерием вида считать нельзя - действительно, мул гораздо больше похож на лошадь, чем кудрявый спаниель на английскую борзую.

По Бюффону , вид - это единственная систематическая категория, реально существующая в природе. Все остальные, семейства например, придуманы лишь для удобства тех, кто классифицирует живые организмы, пытаясь втиснуть этот богатейший мир в довольно искусственные схемы. И здесь Бюффон достаточно последовательно боролся с любыми проявлениями метафизики. Для Линнея, создателя биологической систематики, виды были в конечном счете неизменны. В своем поиске совершенной системы он стремился понять и раскрыть божественный план творения. Именно это, по-видимому, и вызывало возражения Бюффона .

Сам Бюффон составил классификацию, которую считал гораздо более простой, приятной, полезной и ничуть не более умозрительной, чем любая другая. В ней собаке отводилось место за лошадью, потому что в действительности так и происходит - собака всегда бежит за лошадью. Отсюда очевидно, что система Бюффона основывалась не на научных фактах, а на общих достаточно субъективных представлениях о значимости тех или иных объектов.

В XVIII-XIX веках работы Бюффона , исключительно важные благодаря их разнообразию, оригинальности и степени воздействия на современников, издавались огромными тиражами во всех европейских странах. С ними был знаком каждый уважающий себя ученый. С тех пор прошло много лет, одни идеи Бюффона подтвердились, другие оказались неверны, но тем не менее о Бюффоне помнят, имя его не забыто. О нем пишут в школьных учебниках и ученых трактатах, и дело здесь не в деталях, правильности или неправильности его гипотез, а в том, что он заложил основы современного естествознания, одним из первых попытавшись создать его целостную систему.

Жорж-Луи Бюффон (1707 - 1788 г.г.) французский естествоиспытатель, систематик живой природы и популяризатор науки. Родился 7 сентября 1707 в Монбаре (Бургундия). Изучал юриспруденцию сначала в иезуитском коллеже в Дижоне, затем в Дижонском университете. Позднее учился на медицинском факультете университета Анже. Много путешествовал по Франции и Италии, иногда в обществе английского герцога Кингстона и его наставника Н.Хикмана. Последний пробудил у Бюффона интерес к естествознанию. Основной труд Бюффона – Всеобщая и частная естественная история ; 36 ее томов были опубликованы при жизни ученого (первые из них начали выходить с 1749), а 8 вышли посмертно. Открывает труд интенсивно обсуждавшая в то время теория эволюции Земли . Земля, согласно Бюффону, образовалась из той части Солнца, которая отделилась от него после столкновения Солнца с кометой. Сначала произошла конденсации газообразного облака, потом начали формироваться континенты, процесс, продолжающийся по сей день.

Во втором томе, посвященном человеку, подробно обсуждаются результаты наблюдений, свидетельствующие о том, что разнообразие обычаев, верований, физических особенностей людей и цвета их кожи обязано прежде всего воздействию «климата». При этом под «климатом» понимались не только условия, определяемые географической широтой данной местности и высотой над уровнем моря, но также ее открытость ветрам, близость к крупным водоемам, не говоря уже о средней температуре, осадках и влажности. Характер всего предпринятого Бюффоном издания наиболее полно отражен в томах, посвященных миру животных и растений . Ученый не только описал множество животных и растений, но и высказал идеи об изменяемости видов (в противовес К. Линнею), о единстве животного и растительного мира. Этот труд выдвинул Бюффона в первый ряд предшественников Ч. Дарвина. По мнению Бюффона, организмы, имеющие общих предков, претерпевают длительные изменения под действием окружающей среды и становятся все менее похожими друг на друга.

В 1778 вышла книга Бюффона Об эпохах природы , охватывающая широкий круг проблем – от космологии и антропологии до мировой истории. Озабоченность Бюффона формой изложения научных вопросов нашла отражение в его работе Рассуждение о стиле (Discours sur le style , 1753), приуроченной к его избранию во Французскую Академию.

При жизни Бюффона ученые относились к нему с почтением, а широкая публика зачитывалась его сочинениями. Позднее предпочтение стали отдавать другим авторам, однако авторитет Бюффона среди любителей естественной истории еще долгое время оставался непререкаемым.

Над своим сочинением Бюффон в одиночку и с помощниками трудился почти полвека, неукоснительно соблюдая строжайший распорядок дня. Особенно трудно было вставать на заре: Бюффон любил поспать. Слуге Жозефу за скромное дополнительное вознаграждение вменялось в обязанность будить своего господина, невзирая на брань и отчаянное сопротивление. Но стоило Бюффону восстать после ночного сна, как дальше всё шло по раз и навсегда заведенному порядку. «Гений» (а в своей гениальности Бюффон не сомневался) без порядка теряет три четверти своей силы», - говаривал Бюффон.

С научной точки зрения сочинения Бюффона имеют сегодня мало значения, между тем как они всё ещё представляют собой образец ораторского, иногда высокопарного стиля. Его философские попытки объяснения явлений природы нашли резкого противника уже в Кондильяке и могли привлечь к себе только как поэтическое представление природы; такова, например, написанная в самом блестящем стиле теория Земли («эпохи природы»). Наблюдения над жизнью животных редко собраны им самим, но остроумно обработаны, хотя и не с физиологической точки зрения. Научное значение имеют ещё систематические работы Добантона, товарища Бюффона, который принимал серьёзное участие в «Естественной истории млекопитающих» Бюффона.

В противоположность К. Линнею, отстаивавшему в своей классификации мысль о постоянстве видов, Бюффон высказывал прогрессивные идеи об изменяемости видов под влиянием условий среды (климата, питания и т. д.). В области геологии Бюффон систематизировал известный в то время фактический материал и разработал ряд теоретических вопросов о развитии земного шара и его поверхности.

Существует множество предположений о том, как появился мир. Еще с древних времен это волновало умы людей. Жорж Бюффон в числе первых представил гипотезу о появлении человеческого мира. При этом он открыл двери для дальнейшего развития человечества.

Жорж Бюффон: гипотеза возникновения Земли

Ученый родился во Франции. Занимался биологией и математикой. В своей книге «Естественная история» представил собственное видение происхождения мира. Француз Жорж Бюффон вклад в биологию внес весомый. Краткая информация из его гипотезы:

  • Всем привычной Солнечной системы раньше не было.
  • Однажды произошло столкновение большой кометы с Солнцем. После этого было выброшено очень много солнечного вещества. Произошел своего рода взрыв.
  • Эти вещества разбились на большое количество частей, и из них образовались планеты.

По теории этого человека в космосе были очень горячие небесные тела, образовавшиеся в результате взрыва. Как только они остыли, на планете Земля начала зарождаться жизнь. Однако на это потребовалось очень много времени.

Подробная информация о гипотезе

Этот человек не выдвигал теории происхождения Солнца или комет. Он лишь задавался вопросом о том, как появился мир человечества. Суть гипотезы Жоржа Бюффона описывает этот процесс как большое столкновение кометы и Солнца. Этот человек считал, что большие метеориты не принадлежали Солнечной системе. По его мнению, твердые тела - это Солнце и кометы, однако это неверно. Жорж Бюффон считал, что из-за столкновения комет горящая звезда начала вращаться, а ее части образовали планеты, вращающиеся вокруг нее. Вследствие этого, если верить теории, небесные тела двигаются в таком направлении, которое можно наблюдать сейчас. Таким образом, Жорж Бюффон объяснил происхождение планет. Все они откололись от Солнца. Однако сейчас человечество знает, что эта гипотеза неверна. Благодаря своей теории он внес весомый вклад в развитие науки.

Как появились спутники у планет?

Этот выдающийся человек предположил появление практически всех небесных тел во Вселенной. Спутники появлялись тогда, когда планеты вращались вокруг своей оси очень быстро и были в жидком состоянии. Вследствие высокой скорости вращения от небесных тел отделились частицы и из них образовались эти большие звезды.

Если обратить внимание на множество теорий после этого человека, можно заметить, что ученые долго отталкивались от его гипотезы. Жорж Бюффон создал идею, которая долго появлялась в других космологических предположениях о возникновении мира.

Какие у него были ошибки?

Некоторым людям может показаться, что ответ очевиден. Современникам достаточно легко об этом говорить, зная, что горящая звезда совсем не твердая. Кометы же обладают весьма маленькой массой, из-за чего повлиять на Солнце им практически нереально, а тем более отколоть от него несколько частей. Если верить современным гипотезам, то большое светило никогда не находилось в расплавленном состоянии. Эта информация позволяет сокрушить гипотезу Бюффона. К тому же отколовшиеся части от Солнца должны были неизбежно вернуться. Также движение планет после такого огромного удара является нереальным. Из-за чего после небольшого промежутка времени это предположение подвергалось сомнениям. А Пьер Симон Лапал его вовсе раскритиковал, из-за чего гипотеза была устранена из научного мира.

Самая актуальная гипотеза

В научном сообществе споры о происхождении мира ведутся до сих пор. Однако многие ученые считают, что самой правдивой можно считать теорию Канта-Лапласа. В ней говорится о том, что в самом начале было только газовое облако, которое вращалось вокруг ядра. Эти материи притягивали друг друга, и постепенно газово-туманный сгусток сформировался в диск. Из-за того что газ был неравномерный, появились кольца. Они спустя некоторое время расслоились. После остывания сгустка образовались планеты, а кольца превратились в спутники. Солнце - это единственный сгусток, который сейчас существует и не остыл. Эту теорию назвали так из-за людей, которые ее впервые выдвинули. Постепенно ученые занимаются изучением космоса, что позволяет открывать все новые и новые особенности происхождения планет. Специалисты считают, что гипотеза до сих пор плохо аргументируется, но ее вклад в развитие науки астрономии очень высок.

По мнению психолога, такое сновидение может многое сказать о сновидце.

  • Если женщине пригрезилось, что она расчесывает свою шевелюру, то наяву она легкомысленна и совершает необдуманные поступки, о которых позже сожалеет.
  • Когда мужчина видит во сне свои редеющие волосы, это показатель того, что в жизни он очень великодушен и щедр. Такие качества хороши, но приведут его к бедности.
  • Приснившиеся собственные поседевшие локоны – недобрый знак.
  • Если мужчине пригрезилось, что волосами покрыто все его тело, то в жизни его ждет чье-то прощение. Для женщины такой сон означает, что она очень любит себя и готова поступиться нравственными принципами ради удовлетворения собственных прихотей.
  • Кудрявая черная шевелюра во сне символизирует попадание в любовную ловушку.
  • Пригрезившиеся рыжие волосы для девушки олицетворяют достойного и смелого избранника. Если парень видит в сновидении свою любимую с рыжими локонами, то наяву в их отношениях произойдут перемены.
  • Шевелюра каштанового цвета снится к неудачам на работе.
  • Если у женщины во сне мелированные волосы, то в реальности ей сложно сделать выбор между двумя мужчинами.
  • Запутанные, неухоженные локоны в сновидении – знак того, что удача покинет сновидца.

Снящиеся волосы по соннику Хассе

Ясновидящая полагает, что такой сон олицетворяет умиротворение, как физическое, так и душевное.

  • Если снится, как стригут волосы, то наяву человек собьется с верного пути, потеряет жизненный ориентир и совершит неправильные поступки, за которые потом будет винить себя.
  • Приснившиеся длинные кудри сулят духовное развитие и внутреннее преображение.
  • Заплетать косу в сновидении – к длительному путешествию, которое превратится в итоге в паломничество по религиозным местам. Спящий сможет открыть в своей душе свет и узнает о настоящих жизненных ценностях.
  • Увиденные во сне спутанные волосы олицетворяют неверный путь, по которому движется сновидец. Вместе с тем рядом с ним имеется человек, способный указать правильную дорогу, однако спящий никому не доверяет и все дальше удаляется от верной тропинки.
  • Стричь локоны – к смерти кого-то из родственников.
  • Выпавшие волосы снятся к лишению имущества.
  • Если женщине грезится, что у нее на груди есть растительность, то наяву ей обеспечено отменное здоровье.
  • Гладкие черные локоны во сне предвещают сновидцу, что он будет любим.
  • Красить шевелюру – признак заблуждения.
  • Когда спящий во сне моет волосы, это означает, что он испытывает волнение по какому-то поводу.
  • Если человеку пригрезились длинные локоны, то в жизни его будут любить и уважать.


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...