«Жучок» Термена: как Советский Союз шпионил за посольством США в течение семи лет. Человек, который мог всё


Терменвокс - это первый (и самый необычный) в мире электронный музыкальный инструмент. На нём играют, не прикасаясь к нему руками. Кроме терменвокса, Термен создал бесконтактную сигнализацию, подслушивающее устройство «Буран», «дальновидение» и ещё множество интересных вещей. В последние годы жизни Лев Термен занимался поиском средств для достижения бессмертия.

Гениев гноили в тюрьмах, сжигали на кострах, выбрасывали умирать на помойку, заставляли погибать молодыми (как бы, например, на дуэли). В лучшем случае просто не замечали. Так было всегда.

«Подарок Американскому континенту», - охарактеризовал Владимира Козьмича Зворыкина один из его коллег в области электроники. Имея для этого все основания: именно Зворыкину принадлежит изобретение ХХ века - электронное телевидение; его новаторские идеи были также использованы при создании электронных микроскопов, фотоэлектронных умножителей и электронно-оптических преобразователей, в создании новых образцов военной техники, инженерного и медицинского оборудования.

Среди гениев попадались такие, кого подобное отношение возмущало. Но были и те, кто на тупость социума (и тупость власти) не обращал никакого внимания. Термен был как раз из таких. Наивных и лёгких и совсем не роптавших ни на судьбу, ни на генсека, ни на страну, в которой «догадал его чёрт родиться с душой и с талантом». Даже когда уже стало можно роптать, он, напротив, в возрасте 95 лет (в 1991 году, за два года до смерти) вступил наконец в Коммунистическую партию.

Стать партийным Термен желал всю жизнь. И теперь, после всех репрессий и издевательств, которыми его побаловала система, после многочисленных отказов и бюрократических проволочек, - добился-таки своего, получил партбилет.

С партбилета твёрдо смотрит сморщенный дряхлый старик, ровесник века. Лев Сергеевич Термен, год рождения - 1896-й. Членские взносы уплачены.

Термен всегда умел удивлять. Он материализовывал такие вещи, при виде которых в действии современникам оставалось только развести руками и, похлопав этого скромного худощавого интеллигента по плечу, слегка опасливо заметить: «Ну вы, батенька… даёте!» Как-то так, наверное, отреагировал Владимир Ильич Ленин, когда Лев Термен продемонстрировал в Кремле свой терменвокс. Шёл 1922 год, время электрификации, время больших коммунистических перемен.

Коротко о терменвоксе: это первый в мире электронный музыкальный инструмент. Его создал российский изобретатель Лев Сергеевич Термен в 1920 году. У терменвокса есть одна главная характерная особенность: на нём играют, к нему совсем не прикасаясь. Лишь специальным образом двигают около него руками. Похоже на волшебство. (Подробнее об инструменте и о том, как он работает и как на нём играют, см. в «Википедии» .)

Каждое - даже незаметное глазу - движение человека, находящегося рядом с терменвоксом, превращается в характерный глиссандирующий звук. Поэтому никто, кроме исполнителя, не должен приближаться к инструменту во время концерта. Даже малейшая дрожь тела играющего отражается на звуке, то есть на результат, исходящий из динамиков, непосредственно влияет и дыхание музыканта, и его сердцебиение, короче - любые колебания его тела. Эта особенность позволяет говорить о терменвоксе не только как о первом электронном музыкальном инструменте, но ещё и как о самом «живом» и выразительном из всех электронных музыкальных инструментов.

Ленин был впечатлён. Не менее впечатлён был и сам Термен. О встрече с Ильичом он потом вспоминал всю свою долгую жизнь, крайне, надо сказать, насыщенную событиями и встречами с замечательными людьми. Но хотя Термен знал многих великих по обе стороны океана, именно знакомство с Лениным он считал для себя важнейшим и решающим. «Полтора-два часа, которые я был счастлив провести около Владимира Ильича, словно заново открыли мне огромное обаяние его, теплоту, доброжелательство, всё, что особенно осознаёшь при личной встрече», - говорил он. С тех пор он был предан революции и партии всегда и несмотря ни на что.

И действительно, жизнь Термена после встречи с Лениным круто переменилась.

Молодому изобретателю выдали бумагу, в соответствии с которой он получал право бесплатного и беспрепятственного проезда по всем железным дорогам России - чтобы показывать терменвокс народу, давать концерты «радиомузыки» и читать лекции о перспективах освоения электричества в искусстве и жизни. Его изобретение идеально вписалось в программу электрификации всей страны. («Я всегда говорил, что электричество может творить чудеса. Хорошо, что именно у нас электрифицирована даже музыка!» - так, по словам Термена, сказал ему сам Ленин.)

Термен дал более 150 выступлений в городах и сёлах Советской России и имел неизменный успех как среди любителей музыки, так и среди энтузиастов радиотехники.

А потом, в 1926 году, изобрёл телевидение…

Вообще-то считается, что телевидение изобрели совсем другие люди. И так, собственно, и есть - официально ТВ появилось в СССР в 30-е годы, и фамилия Термена до сих пор в истории телевидения не фигурирует. А напрасно. Первые разработки «дальновидения» Термен вёл ещё при жизни Ленина, а абсолютно готовый прибор, с помощью которого можно было наблюдать на экране 150x150 см движущееся изображение, представил в 1926 году. Устройство это было по тем временам абсолютно инновационным, оно позволяло вести передачу уже не из тёмного помещения, как в более ранних разработках, а прямо с улицы, в условиях естественного освещения…

Прибор тут же засекретили, предполагая использовать его для охраны государственных границ. И благополучно о нём забыли. Так в нашей стране поступали с великими изобретениями довольно часто. Либо вовсе не обращали на них внимания (в результате мы потеряли очень многих гениальных учёных и очень много изобретений), либо секретили. Да и сейчас ещё закапывают в землю множество прекрасных, хотя и труднореализуемых идей. Может быть, проект «Сколково» будет способствовать прекращению этой многолетней практики? Кто знает…

Термену за «дальновидение» выдали очередную Госпремию и отправили в долгосрочную командировку за рубеж. Сначала в Европу, а потом в США. Где Термен благодаря своему терменвоксу немедленно сделался знаменитостью и миллионером. Об этой командировке написано довольно много, поэтому подробно мы на ней останавливаться сейчас не будем. Скажем только, что параллельно с красивой жизнью в Нью-Йорке, наполненной роскошью и тусовками с Дюпоном, Фордом, Рокфеллером, Чарли Чаплином, Эйнштейном, Гершвином и прочими VIP-персонами, Термен работал советским шпионом.

«Мои беседы с военными и с людьми американского военного бизнеса отнюдь не сводились к разговорам о музыке. Поверьте, я был неплохо информирован о планах американского политического олимпа, и из того, что мне стало известно, понял: не США, а страны фашистской оси - наш будущий военный противник», - расскажет он в 1988 году «Московским новостям». А тогда, в конце 20-х, каждую неделю, между очередным концертом, встречей в клубе миллионеров и работой в лаборатории, он шёл в неприметное кафе, где двое в сером (работники советского посольства) заставляли его выпивать два стакана водки, а затем подробно обо всём расспрашивали. По поводу водки искренне служивший родине Лев Сергеевич позже с удивлением скажет: «Они что - не доверяли мне, что ли?» Впрочем, он сразу же придумал противоядие - съедал перед встречами по пачке сливочного масла.

О том, насколько важна была для нашей страны выполняемая Терменом работа, он через много лет полушутя обмолвится в разговоре с Булатом Галеевым (ныне покойным пионером российского медиаарта, автором книги о Термене «Советский Фауст»): «Вы знаете, а я ведь в Америке был как Рихард Зорге в Японии». Однако в 1938 году Центр почему-то перестал нуждаться в услугах Термена. И тогда миллионер Лев Термен внезапно исчез.

Сам он утверждал всегда, что вернулся на родину по своей воле (начиналась война, и он почувствовал, что нужен). На самом же деле его просто заставили вернуться.

В Америке осталась молодая жена (красивая танцовщица-негритянка), о которой он потом всю жизнь вспоминал с любовью и сожалением…

А в СССР его ожидали репрессии...

Истории, подобные той, которая случилась тогда с Терменом, намекают на нечто вроде коллективного невроза. Ведь если присмотреться, получается, что многие талантливейшие советские люди того времени как бы сами приносили себя в жертву: они будто бы нарочно совершали некие поступки, которые спровоцировали соответствующую реакцию НКВД. Особенно когда репрессии развернулись уже на полную и напряжённое ожидание чего-то нехорошего постоянно висело в воздухе. Многие жертвы репрессий как-то неосознанно подставлялись. Как бы чувствуя, что это кому-то зачем-то нужно. Нет, они не делали ничего противозаконного, но… просто обращали на себя особое внимание.

Термен тоже, разумеется, никаких преступлений не совершал (как не совершал их почти никто из невинно замученных и убитых в то время людей). Вернувшись в СССР, он ещё полгода довольно спокойно жил в Ленинграде, и его никто не трогал и не вызывал. Но в марте 1939 года он вдруг почему-то сам решил поехать в Москву и отчитаться за командировку.

Пробился к Ворошилову, напомнил о себе - и был арестован.

Его осудили на восемь лет исправительно-трудовых работ за участие в убийстве Кирова (причём в момент убийства Кирова обвиняемого просто не было в стране). Но удивляет не только нелепое обвинение, но и совершенно детская, наивная и простая реакция Термена на то, что с ним стало после этого происходить. Он, казалось, не только не возмущался, но был как-то даже благодарен властям. Наверное, за то, что ему в результате всё же дали возможность работать и даже обеспечили необходимой техникой.

Исправительно-трудовой лагерь на Колыме. Там гения заставляли грузить и возить камни. В итоге он сконструировал для своей тачки монорельс, стал выполнять по нескольку норм в день.

Не прошло и года, как его вернули в Москву. Попал в знаменитую шарашку на Яузе, где трудились на благо родины многие знаменитые учёные-заключенные... Термен тоже стал трудиться…

Нельзя сказать, что родина совсем не оценила эти труды. Например, в 1947 году Берия представил Термена к Сталинской премии 2-й степени за разработанную им для спецслужб уникальную систему подслушивания на расстоянии «Буран». По свидетельству академика Ландау, Сталин, лично утверждавший списки лауреатов, перечеркнул цифру «2» напротив фамилии Термен и написал «1». Сталинская премия 1-й степени была довольно серьёзным финансовым поощрением. А вдобавок означала освобождение. Правда, и срок уже почти закончился…

Но жить на воле изобретателю было невозможно - никаких условий для работы! Элементарно негде было достать нужные детали и приборы. Поэтому сразу после освобождения Термен попросился обратно. И продолжил творить на благо отечественного военно-промышленного комплекса.

Всё это время родственники Термена ничего не знали о его судьбе. Думали, что он сгинул где-то ещё в Америке. Лишь во второй половине 60-х Термен «легализовался в миру», уволился из органов, получил место при Московской консерватории, стал заниматься своими любимыми разработками в области музыки. Правда, тогда в консерватории всё было слишком консервативно (это сейчас там есть центр электроакустической музыки, названный в честь Термена Термен-центром). Поэтому Термену нормально работать не давали, и ему пришлось уйти. Его приютили в университете, на кафедре акустики. Там он продолжил свои исследования в области регистрации электрического излучения человеческого тела и биоакустики, создал многоголосый вариант терменвокса, работал со студентами. Но в целом его таланты были не слишком востребованы. Хотя изобрести он мог бы ещё множество всего, получи он грант, что ли, какой-нибудь или что-нибудь в этом роде.

Чиновники ничего и слышать не хотели о его новаторских идеях. Более того, ему не разрешали приходить на работу по выходным. И это привело Термена к вынужденной киномании: поскольку дома условий для работы не было никаких, да и вообще было тесно, субботу и воскресенье Лев Сергеевич целыми днями тратил в кинотеатре - просто чтобы скоротать время до понедельника. По словам Булата Галеева, гений вёл тетрадь, в которую записывал названия уже посмотренных фильмов («Не люблю два раза смотреть одно и то же».) В этой тетради набралось в итоге более четырёх тысяч наименований...

Столкнувшись с чем-то новым, идущим вразрез с мёртвыми знаниями прошлых лет, люди инстинктивно чувствуют угрозу основаниям, которые позволяют им ощущать себя важными, умными и востребованными. Они спешат тогда применить слово «визионер» в уничижительном смысле. И это так по-человечески понятно… Ведь визионер представляет для них опасность. Он видит видения и пытается осмыслить их и представить в виде научных (или каких-либо других) открытий, а они - не видят видений, и им нечего осмыслять…

Подобное отношение к людям, которых на Западе чтят (или могли бы чтить) как великих учёных, стало в России какой-то недоброй традицией. Термена в США и Европе знали все - как легендарного создателя первого электронного музыкального инструмента. И с удовольствием бы приняли и дали бы ему всё, если бы только он захотел к ним приехать. Но он был патриотом и последовательным адептом коммунистической идеи, и до Запада ему особого дела не было…

Только последние годы своей жизни он стал иногда отзываться на приглашения и выбираться за границу, на разные фестивали современного искусства, где его принимали как гуру. В СССР же он был почитаем лишь в узких кругах любителей электроники и медиаарта. Они видели в терменвоксе огромный потенциал, особенно в сфере его соединения с новейшими компьютерными технологиями. Да и до сих пор терменвокс продолжает будоражить, вызывая к жизни неожиданные идеи и проекты (например, вот проект интерактивного клуба-театра с использованием терменвокса)…

Но главным, что занимало ум Термена в последние 10 лет его жизни, был не терменвокс. Его всерьёз увлекала проблема бессмертия. Причём он был на пороге решения этой проблемы.

О бессмертии Термен всерьёз задумался ещё в 1924 году - когда умер Ленин. Лев Сергеевич тогда не раз обращался к советскому руководству с просьбой заморозить умершего Ильича. Чтобы через некоторое время вернуть его к жизни. А в 80-е годы Термен, объясняя в интервью Булату Галееву свою идею «микроскопии времени», которая должна была вывести его на решение проблемы бессмертия, говорил так: «Красные кровяные тельца - это такие «существа» (их видно только под микроскопом), которые бывают разных пород, и они меняются в связи с возрастом человека. Обнаружено несколько сроков и периодов их смен. И в эти моменты новые «существа» воюют со старыми, отсюда возникает старение. Нужно уметь вовремя отбирать эти «существа» из донорской крови. А её нужно много! Поэтому как их отлавливать, в каком возрасте - и сказать-то никому нельзя!..»

Его идеи о бессмертии были, конечно, совершенно визионерскими. И тем меньше имели шансов быть понятыми. Ещё одна цитата: «Мы уже проводили эксперименты в Медицинской академии, с Лебединским. На животных. Кое-что уже получалось. Но чтобы изучить поведение кровяных телец, чтобы научиться их отбирать и размножать, нам была нужна сверхскоростная кинокамера на 10 000 кадров в секунду. И ещё очень высокочувствительная плёнка нужна, потому, что «существа» эти нельзя сильно освещать, они погибают от нагрева… Ведь когда мы смотрим в микроскоп, мы всё видим в увеличении во много раз. А скорость движения этих «существ» в крови остаётся той же. Нужно замедлить её во столько же раз, и тогда мы будем воспринимать их в естественном для них виде, как будто мы сами проникли в их мир. Для этого надо будет посмотреть снятую сверхскоростной камерой плёнку на обычном проекторе. Я уже пробовал кое-что и придумал даже, как их голоса услышать, которые мы обычным ухом не замечаем. Я не только кровяные тельца проверял, но и, кроме того, сперматозоиды. Все эти «существа», знаете, под микроскопом водят хороводы и поют. И в их траекториях движения - определённая закономерность. Это очень существенно…»

Эти и другие подобные слова Термена вызывали недоумение и скепсис даже у его друзей из мира науки. Не говоря уже о людях, распределявших средства… А ведь Термен никогда в жизни не потерпел ни одного поражения в реализации своих идей, если до этой реализации всё-таки доходило дело. И вот это в самом деле очень существенно.


Секретно. Срочно.

Операция «Московская жара» началась - очаг возгорания возник на лестничной клетке в здании Посольства США по адресу улица Моховая, 13 и начал распространяться по второму этажу здания. Сильное задымление заставило провести эвакуацию членов американской дипмиссии, охраны, технических работников Посольства и членов их семей. В настоящее время на место ЧП прибыли наши «пожарные расчеты». Действуем согласно плану «Б».


…Во двор Посольства США влетели несколько огненно-красных машин с сиренами; пожарные команды бодро ринулись внутрь здания, попутно расправляя рукава брандспойтов. И тут же остановились в замешательстве — путь наверх преградили американские морские пехотинцы. На яростный окрик: «Убирайтесь с дороги! Там все сгорит, мать #%$#!!!» последовал жесткий ответ на ломаном русском языке: «Пусть все сгорит. Именем президента Соединенных Штатов, доступ посторонних запрещен».



Попытка силового прорыва в американское посольство провалилась. Наиболее «вкусные» помещения - кабинеты военных разведчиков, шифровальщиков, аналитиков, сотрудников Госдепа, а также самая важная комната — рабочий кабинет посла, были по-прежнему недоступны для советской разведки.


Бывшее здание Посольства США на улицу Моховой

Нет таких крепостей, которые не смогли бы взять большевики (И. Сталин)


Эта фантастическая история началась в конце 1943 года, когда Сталину доложили о создании в СССР уникального подслушивающего устройства - микроволнового резонатора конструкции Льва Термена.


«Вечный двигатель» не нуждался в батарейках и действовал в полностью пассивном режиме - ни магнитных полей, ни собственных источников питания - ничего, что могло бы демаскировать устройство. Размещенный внутри какого-либо предмета, «головастик» приводился в действие микроволновым излучением от удаленного источника - сам генератор микроволновых волн мог находиться в любом месте в радиусе сотни метров. Под действием человеческого голоса изменялся характер колебаний резонирующей антенны — оставалось лишь принять отраженный «жучком» сигнал, записать его на магнитную ленту и расшифровать, восстановив исходную речь.


Шпионская система, получившая кодовое название «Златоуст», стояла из трех элементов: генератора импульсов, резонатора («жучка») и приемника отраженных сигналов, размещенных в виде равнобедренного треугольника. Генератор и приемник могли располагаться за пределами прослушиваемого объекта, но главная проблема заключалась в установке «жучка» в кабинете американского посла.


Фокус с пожаром не удался. Как показала практика, с безопасностью у американцев было все О’кей. Доступ в секретные помещения Посольства был строго ограничен. Никого из советских граждан и членов официальных делегаций близко не допускали на верхние этажи здания.


Именно тогда родилась идея с «троянским конем».


В приемную наркома внутренних дел Берии была срочно доставлена богатая коллекция сувениров из дерева, кожи и слоновой кости: щит скифского воина из черной ольхи, двухметровые бивни мамонта, телефонный аппарат фирмы «Эрикссон», инкрустированный слоновой костью — подарок шведского короля Николаю II, роскошная корзина для бумаг, выполненная целиком из предколенья слоновой ноги…


Увы, ни один из раритетных экспонатов не впечатлил технических специалистов НКВД - для установки «Златоуста» требовался совершенно особый сувенир, сделанный с учетом технических характеристик самого прослушивающего устройства. Сувенир, который не смог бы оставить равнодушным американского посла в СССР Аверелла Гарримана. Исключительный раритет, который было бы невозможно кому-либо передарить или «забыть» в дальней комнате Посольства.


Как перехитрили Гарримана


…Грянул оркестр и хор пионеров запел:


O say, can you see, by the dawn’s early light,

What so proudly we hailed at the twilight’s last gleaming?

Whose broad stripes and bright stars, through the perilous fight,

O’er the ramparts we watched, were so gallantly streaming?…О, скажи, видишь ты в первых солнца лучах

Что средь битвы мы чли на вечерней зарнице?

В синем с россыпью звёзд полосатый наш флаг

Красно-белым огнём с баррикад вновь явится…

Торжественная линейка в лагере Артек, повязанные красные галстуки и строй юных звонких голосов, поющих на английском языке гимн Соединенных Штатов — американского посла прошибла слеза. Тронутый теплым приемом, Гарриман передал пионерской организации чек на 10 тысяч долларов. Присутствовавший на линейке британский посол также передал пионерам чек на 5 тысяч фунтов стерлингов. В тот же миг, под торжественные звуки музыки, четверо пионеров внесли лакированный деревянный щит с вырезанным на нем гербом США.

Под гром аплодисментов директор Артека передал «нашим американским друзьям» сертификат на раритетный герб, подписанный всесоюзным старостой Калининым: сандал, самшит, секвойя, слоновая пальма, парротия персидская, красное и черное дерево, черная ольха - самые раритетные породы дерева и искусные руки советских мастеров. Подарок получился на славу.

Я не могу оторвать от этого чуда глаз! Куда же мне его повесить? - редкий случай, когда Гарриман произнес вслух то, что он думал на самом деле.


Повесьте у себя над головой - ненавязчиво намекнул Гарриману личный переводчик Сталина товарищ Бережков, — британский посол сгорит от зависти.

Троянские страсти или операция «Исповедь»


Успешно проведенной операции по внедрению «Златоуста» в американское Посольство предшествовала длительная серьезная подготовка: специально организованное мероприятие - празднование 20-летия лагеря Артек, куда пригласили американскую и британскую дипмиссии с целью «выразить благодарность от советских детей за помощь в борьбе с фашизмом» — церемония, от посещения которой было невозможно отказаться. Тщательная подготовка - пионерский хор, линейка, оркестр, идеальная чистота и порядок, особые меры безопасности, переодетые пионервожатыми два батальона бойцов НКВД. И, наконец, сам подарок с «сюрпризом» — уникальное произведение искусства в виде герба США (Great Seal) с вмонтированным внутри «резонатором Термена».


Операция «Исповедь» началась!


Как показал анализ сигналов «жучка», герб со «Златоустом» занял подобающее ему место - на стене, прямо в кабинете главы американской дипломатической миссии. Именно здесь велись самые откровенные разговоры и проводились чрезвычайные совещания - советское руководство узнавало о принятых послом решениях раньше, чем сам Президент США.


На верхних этажах домов на противоположной стороне улицы, перед американским Посольством появились две конспиративные квартиры НКВД - там установили генератор и приемник отраженных сигналов. Система шпионажа заработала, как часы: янки говорили, советские разведчики записывали. По утрам на балконах квартир развешивалось мокрое белье, «домохозяйки» из НКВД старательно вытряхивали половики, в буквальном смысле, пуская пыль в глаза американской контрразведке.


Семь лет русский жучок «подтачивал» работал в интересах русской разведки. За это время «Златоуст» пережил четырех послов - всякий раз новые обитатели кабинета стремились поменять всю мебель и интерьеры, лишь чудесный герб неизменно оставался на прежнем месте.


О существовании «жучка» в здании Посольства янки узнали лишь в 1952 году - по официальной версии, радиотехники случайно обнаружили в эфире частоту, на которой работал «Златоуст». Была проведена срочная инспекция помещений Посольства, весь кабинет главы дипмиссии «перетряхнули верх дном» — и нашли…

Поначалу американцы не поняли, что за устройство спрятано внутри щита с гербом. Металлическая проволока длиной 9 дюймов, полая камера-резонатор, упругая мембрана…никаких батареек, радиодеталей и каких-либо «нанотехнологий». Ошибка? Неужели настоящий жучок был спрятан где-то в другом месте?!


Разобраться в принципах работы «Златоуста» американцам помог британский ученый Питер Райт - знакомство с микроволновым резонатором Термена шокировало западные спецслужбы, сами специалисты признавалась, что если бы не случай - «вечный жучок» мог бы по-прежнему «подтачивать» символ американской государственности в Посольстве США Москве.


Американцы не решились раскрыть СМИ шокирующий факт об обнаружении жучка, что более семи лет проработал в кабинете Главы дипмиссии США. Нелицеприятная информация стала достоянием общественности лишь в 1960 году - янки использовали «Златоуст» как контраргумент в ходе международного скандала, связанного со сбитым американским разведчиком U-2.


После всесторонних исследований герба с «секретом», наши западные друзья попытались скопировать «Златоуст» — ЦРУ инициировало программу «Удобный стул», но так и не смогло добиться приемлемого качества отраженного сигнала. Англичанам повезло больше - созданный в рамках секретной правительственной программы «Сатир», жучок-резонатор смог передавать сигнал на дальности до 30 ярдов. Жалкое подобие советской системы. Тайна русского «Златоуста» оказалась Западу не по зубам.


Старое здание Посольства США на Новинском бульваре


Новое здание Посольства в Большом Девятинском переулке


Одна из наиболее успешных операций советской разведки в годы Холодной войны не на шутку встревожила американцев. «Златоуст» был только началом кампании по прослушиванию «стана врага» - много позднее, во время реконструкции здания Посольства США на Новинском бульваре в 1987 году, американцы обнаружили, что их апартаменты буквально кишат всевозможными «жучками» и подслушивающими устройствами. Но еще более шокирующий случай произошел 5 декабря 1991 года - в тот день председатель Межреспубликанской службы безопасности (МСБ, преемник КГБ) Вадим Бакатин на официальной встрече передал американскому послу Роберту Страуссу 70 листов со схемами заложения «жучков» в зданиях посольского комплекса США в Москве. Очевидцы утверждают, что в тот момент американец просто потерял дар речи — первое лицо службы госбезопасности сдало оружие противнику! Наконец, удивил объем всевозможных «закладок» — советские разведчики годами прослушивали все здание вдоль и поперек.


Бакатин и Калугин

Что касается жучка «Златоуст», то в наши дни герб с вмонтированным в него супер-жучком занимают достойное место в экспозиции музея ЦРУ в Лэнгли, штат Вирджиния.

Забытый гений электронной музыки. Несколько слов о создателе «Златоуста».


Уникальный жучок-резонатор - заслуга советского ученого и изобретателя Льва Сергеевича Термена (1896-1993 гг.). Музыкант по своему образованию, он начинал свою карьеру с создания невиданных прежде электромузыкальных инструментов. Глубокие познания в музыке и электротехнике позволили молодому изобретателю запатентовать в 1928 году «терменвокс» — необыкновенный музыкальный инструмент, игра на котором заключается в изменении положения рук музыканта относительно антенн инструмента. Движения рук изменяют емкость колебательного контура «терменвокса» и влияют на частоту. Вертикальная антенна отвечает за тон звука. Подковообразная антенна управляет громкостью.

Лауреат Сталинской премии 1947 года за создание подслушивающих устройств - свою награду Л. Термен получил не только за работу над гениальным «Златоустом». Помимо пассивного жучка-резонатора для американского посольства, он создал другой технический шедевр — дистанционную инфракрасную систему подслушивания «Буран», считывающую с помощью отраженного ИК-сигнала вибрацию стекол в окнах прослушиваемого помещения.

Лев Сергеевич Термен (1896-1993) изобрел


1. Группу электромузыкальных инструментов:


— терменвокс


— ритмикон


— терпситон


2. Охранную сигнализацию


3. Уникальную систему подслушивания «Буран»


4. Первую в мире телевизионную установку — дальновидение


Без такого популярного инструмента шпионажа как микрофон, профессию секретного агента представить себе невозможно. Вот только использовать это устройство не так просто, как кажется. Его нужно установить в нужном месте, а еще он должен быть удачно замаскирован. Порой сотрудникам спецслужб приходится не только проявлять чудеса изобретательности, но и использовать особенности человеческой психологии.


Сверление дыр - без шума и пыли

Для спецслужб установка прослушивающей электроники была (да и сейчас остается) таким же тривиальным занятием, как для обычных людей, скажем, замена прокладки в кране или установка кондиционера. Но простой эту операцию никак не назовешь. Это только в фильмах все делается во мгновение ока: просверлил отверстие, просунул в него микрофон, нажал на кнопку. На практике же сотрудникам секретных служб приходилось бороться с массой проблем - избегать лишнего шума при сверлении стен, аккуратно убирать следы, маскировать место монтажа подслушивающего устройства.

Для техников, в чьи обязанности входит такая работа, выпускаются специальные наборы инструментов, которые не купишь просто так в ближайшем магазине. Вот этот коловорот под названием Belly Buster - это специально “прокачанная” ручная дрель, пневмоперфоратор, который используется для проделывания отверстий в стенах с кирпичной кладкой.

Тут тебе и монометр, и целый ряд насадок, и трубочки, чтобы аккуратно завести “жучок”. Конкретно эта модель использовалась в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века.

Жучок, несущий жучка

Иногда складывается впечатление, что арсенал средств иностранных спецслужб, в особенности британских и американских, настолько огромен, что эти ребята порой и сами не знают, какие технические ноу-хау спрятаны на сверхсекретных складах. Например, несколько лет назад Инженеры из Технического Института Джорджии потратили целый миллион долларов, полученных от Военно-воздушных силы США, на то, чтобы сделать робота-стрекозу TechJet Dragonfly. Крохотный летательный аппарат весит 25 граммов, а его длина - 15 сантиметров. Эта робо-стрекоза может работать до получаса, производя видео и фотосъемку.

TechJet Dragonfly ориентируется по GPS и вообще напоминает обычный компактный квадрокоптер, которым мало кого можно удивить сегодня. Но вот что интересно. Знали ли в ВВС США, когда отдавали миллион долларов на создание роботизированного летательного устройства, что у их коллег из ЦРУ уже сорок лет как лежит и пылится аналогичный гаджет?

Технический отдел разведывательного управления создал летающую стрекозу еще в семидесятых годах! Конечно, она была попроще и называлась иначе - "Инсектотоптер" (Insectothopter), но идея была аналогичной.


В семидесятых годах в ЦРУ разработали сверхминиатюрный радиомикрофон (или попросту "жучок"), и тут же возник вопрос: "как незаметно доставить такой радиомикрофон к месту прослушки?". Решили сделать миниатюрный летательный аппарат.

О стрекозе поначалу никто не думал, все на полном серьезе считали, что создают механического шмеля. Созданный производителем часов, летающий робот имел встроенный жидкостный осциллятор, приводивший в движение крылья робо-насекомого для подъемной силы. Устройство задействовало небольшое количество ракетного топлива, из которого вырабатывался газ. Этот газ приводил в движение осциллятор, а выхлопы придавали дополнительную тягу. Когда устройство было готово, оказалось, что со шмелём у него мало общего. И тогда решили "гримировать" инсектотоптер под стрекозу. Управлялась эта игрушка лазерным лучом, с помощью этого же луча снималась полезная информация с прослушивающего радиомикрофона. Испытания прошли успешно, но было одно “но”. К сожалению изобретателей летающего "жучка", он имел один недостаток, из-за которого это устройство так нигде и не применили - он был очень неустойчив в полете, если дул ветер. А в шпионской работе надо быть готовым к любым сквознякам, так что шмеле-стрекозу оставили в запасе.

Троян из СССР: самый загадочный подарок

Органы государственной безопасности СССР не только не отставали от западных коллег, но и зачастую опережали их в плане технического оснащения своих агентов. Когда в руки сотрудников западных спецслужб попадала шпионская техника, произведенная в СССР, их ведущие инженеры изумлялись изобретательности советских ученых. Более того, чтобы понять, как работали обнаруженные шпионские устройства, ученым всего мира приходилось тратить немало времени.

Примером такого "триумфа науки" советской разведки стало изобретенное устройство прослушки, которое послужило причиной самого громкого дипломатического скандала в истории отношений между СССР и США. А дело было так.

Осенью 1933 года Советский Союз установил дипломатические отношения со США, а в 1934 году американским дипломатам был предоставлен недавно построенный дом на Моховой улице - дом Жолтовского.

Интересно, что за два года до этого события на месте нового здания располагалась церковь святого Георгия на Красной горке, построенная в XVII веке. Однако коммунистов не особенно заботили религиозные и культурные ценности - храм снесли, и на его месте воздвигнули новый дом. Изначально он строился как жилой, однако вполне сгодился и под посольство, где оно располагалось вплоть до 1953 года.

С тех пор, как американские дипломаты заняли помещения в здании на Моховой, советская разведка изо всех сил старалась поместить в здание микрофоны для прослушки разговоров. Но увы - охрана посольства работала безукоризненно, и все попытки попасть внутрь здания раз за разом оканчивались неудачей. Наиболее известный провал разведки - сорванная операция "Московская жара", когда в здании посольства попытались сделать пожар. Но и тогда охрана не пустила пожарные расчеты внутрь, заявив, что пусть лучше все сгорит, чем посторонние окажутся в посольстве.

Для решения столь трудной задачи были привлечены талантливые ученые. Один из них - Лев Сергеевич Термен.

Род Терменов имеет французские корни, все его представители удивительно талантливы, это имя известно еще с 14 века. Среди предков Льва Термена были мушкетеры, священники, музыканты, художники. В самом же ученом и изобретателе объединились сразу два таланта - физика и музыканта.

В мировой науке это поистине легендарная личность. Он изобрел первый электронный музыкальный инструмент терменвокс (который до сих пор используется музыкантами) и разработал массу интересных устройств - от охранной сигнализации для Эрмитажа и тюрьмы Алькатрас до устройства терпситон, которое сочетало в себе музыкальный инструмент, реагирующий на положение тела танцующего, со светомузыкальной установкой.

Термен был настолько яркой личностью, что вызвал интерес даже у Ленина. Еще в середине двадцатых готов Лев Сергеевич создал прототип телевещательной системы "дальновидение", и за это в Британской энциклопедии он фигурирует как изобретатель телевидения.

В 1928 году Лев Термен уехал из страны, продолжая оставаться гражданином СССР. Он был тесно связан со спецслужбами, хотя фактической разведкой не занимался. В Европе, а позже и в США, Термен продвигал свои идеи. Он давал гастроли и играл перед публикой на своем этератоне (так он сам называл свой музыкальный инструмент, который в прессе журналисты окрестили как терменвокс). Он совершенствовал свою аппаратуру и придумывал все новые и новые устройства. И надо сказать, все это ему удавалось блестяще - на концертах был всегда аншлаг, а знаменитости сами искали общения с ним. Круг его общения включал в себя большое количество известнейших личностей - от Альберта Эйнштейна до Чарли Чаплина.

Этот человек шел на пути к успеху и мог бы стать влиятельным человеком, но на его пути стала советская система. Ученого отозвали в СССР, где он подвергся репрессиям со стороны НКВД и был отправлен отбывать срок в лагерь на Колыму, в Магадан. Но талант ученого дал о себе знать даже в таких суровых условиях. Он умудрился делать изобретения даже в лагере, внося рацпредложения по работе, чем обратил на себя внимание оперативно-технического управления НКВД.

Заключенный был направлен в туполевское конструкторское бюро ЦКБ-29, также известное как «шарашка». Там он проработал следующие восемь лет. В этом конструкторском бюро работал еще один человек, пострадавший от советского режима - Сергей Павлович Королёв, будущий создатель советской космонавтики. В ЦКБ-29 Королёв был ассистентом у Льва Термена. Особый интерес к изобретателю у органов безопасности появился тогда, когда ученый представил уникальную систему для прослушки «Буран». Это устройство направляло луч на окно в помещение, где велась слежка, после чего считывало колебания в инфракрасном диапазоне и расшифровывало сигнал, переводя его в звук. Фантастический прибор для того времени.

ЦРУ понадобилось почти 60 лет, чтобы сделать аналогичное устройство (правда, более сложное и с использованием лазера - в США оно запатентовано под номером №7580533 от 25 августа 2009 года). Лаврентий Берия лично дал указание использовать эту систему в слежке за посольствами США, Великобритании и Франции в Москве. За систему «Буран» заключенному Термену была присуждена закрытая Сталинская премия первой степени. Академик Ландау потом вспоминал, что когда подавались списки Сталину на утверждение, Термен выдвигался на премию второй степени. Но Сталин лично исправил напротив Термена цифру "два" на "один". К премии прилагалась большая сумма денег - сто тысяч рублей. Но денег Термену так и не дали, заменив денежное вознаграждение квартирой на Ленинском проспекте.

Лев Термен не остановился в своих экспериментах и вскоре создал другую удивительную вещь - эндовибратор, предназначенный для дистанционной прослушки. Изобретение советского ученого было уникальным хотя бы потому, что это прослушивающее устройство практически невозможно было обнаружить. Оно не требовало источника питания и не содержало активных электронных компонентов. Эндовибратор, работал как и обычный детекторный приемник - за счет энергии радиоволн. Проект получил название «Златоуст». Такой жучок теоретически имеет неограниченный срок эксплуатации, легок и компактен.

Но оставалась главная проблема - как установить шпионский жучок, если в здание посольства посторонние не могут войти? И тогда руководство разведки пошло на хитрость: было принято решение спрятать “Златоуста” в сувенир и вручить его как подарок послу.

Но какой сувенир можно было бы подарить послу, чтобы тот не отказался его взять? Эта задача была решена блестяще. С помощью самых больших мастеров страны было создано настоящее произведение искусства.

Лакированное деревянное панно в виде самой узнаваемой эмблемы США - Большой печати Соединенных Штатов, не могло не вызвать восхищения у американского посла Аверелла Гарримана. В сертификате, приложенном к подарку, значился ряд ценных пород дерева, которые использовались для создания шедевра: сандал, самшит, секвойя, слоновая пальма, парротия персидская, красное и черное дерево, черная ольха. Подарок вручили дети, когда посол оказался с визитом в пионерском лагере Артек. И повод нашелся, чтобы пригласить высоких гостей - всесоюзной детской здравнице, который в 1945 году принимал 1200 детей, как раз исполнилось 20 лет. А поскольку в это же время проходила известная ялтинская конференция, то посещение восстановленного из руин Артека вполне вписывалось в “культурно-массовую программу” для высоких чиновников. В тот день встреча высоких гостей превратилась в праздник.

Чтобы “надавить на слезу”, пионеры на торжественном концерте спели гимн Америки. Растроганный посол, глядя на врученный ему подарок, только и сумел пробормотать: “Где же мне его хранить?”. Тут же за его спиной вырос Валентин Михайлович Бережков, личный переводчик Сталина, и небрежно обронил: “Да повесьте у себя в кабинете. Англичане лопнут от зависти”. Сказал и кивнул в сторону посла Великобритании в СССР сэра Арчибальда Керра, который также присутствовал на церемонии, но ТАКОГО подарка не получил.

Перед тем, как повесить деревянного орла в посольстве, американские техники, понятное дело, “прощупали” его на предмет жучков. Но их не нашли, ведь устройство Льва Термена было пассивным и само по себе ничего не излучало. И тогда сувенир действительно повесили в кабинете посла. Операция “Исповедь”, целью которой было пронести жучок в здание посольства США, завершилась успехом.

И целых семь лет ничего не подозревавшие сотрудники дипломатической миссии подвергались прослушиванию. За это время сменилось четыре посла. Самые секретные совещания происходили не в кабинете посла, но даже та информация, которую получали спецслужбы СССР с помощью “Златоуста”, позволяла быть в курсе основных внутренних проблем стратегического противника.

С помощью мощных излучателей, установленных в соседних с посольством США домах, на “Златоуст” передавались импульсы частотой 330 МГц. Резонатор в устройстве генерировал сигнал, который передавался через антенну и изменялся в зависимости от звука в кабинете посла. Специалисты из органов ловили этот сигнал и расшифровывали с помощью приемного устройства, которое тоже было необычным. Оно включало в себя приемник, дешифратор и магнитофон, которые располагались на одной линии с генератором. Во избежание наложения излучающих и принимаемых волн вся геометрическая фигура должна была иметь форму равнобедренного треугольника.

Чтобы не вызывать никаких сомнений у американцев, сотрудники НКВД имитировали ежедневную рутину обычных советских людей в окнах соседних домов: трусили коврики на балконах, вешали сушиться белье, поливали цветы, изображали в открытых окнах семейные ссоры и т.д.

Обнаружили жучок совершенно случайно, и до сих пор нет точных сведений, как это произошло. Специалист британской разведки МИ5 Питер Райт в своей книге пишет, что его нашли в 1951 году, обнаружив штатной технической проверкой перед визитом американского госсекретаря в Москву. По его словам, на частоте 1800 МГц техники обнаружили эффект акустической завязки.

Но слова Питера Райта расходятся с тем, что утверждали другие источники и, в частности, сами американские спецслужбы. Согласно альтернативной версии, жучок был найден в 1952 году, когда британский радист услышал в открытом эфире передачу из кабинета американского посольства как раз в тот момент, когда спецслужбы вели прослушку, облучая “Златоуста”. В посольстве провели срочную проверку, и устройство было найдено.

В любом случае, очевидно, что американские спецслужбы не спешили раздувать скандал и попридержали этот факт как козырь в рукаве. Во-первых, было неудобно признаться, что столько лет их водили за нос, а во-вторых, они хотели преподнести этот факт с выгодой. Молчание было нарушено лишь в 1960 году. 1 мая во время полёта над Свердловском был сбит самолёт-шпион U2. Спустя месяц после этого инцидента, в противовес обрушившийся на США мировой критике, американцы выдвинули контраргумент и продемонстрировали советский “Златоуст” на заседании ООН. Подтекст их выступления был очевиден: ничего страшного в шпионаже нет - вы за нами следите, и мы за вами тоже наблюдаем.

Но даже после обнаружения творения закрытого конструкторского бюро американские спецслужбы не могли понять, как работает эта штуковина (именно так ее и стали называть - The thing).

За помощью пришлось обратиться к британским коллегам. Понять принцип схемы смог только уже упоминавшийся выше Питер Райт, и на это у него ушло десять недель. Быть может, он справился бы и быстрее, но американские специалисты умудрились повредить тонко настроенное устройство: мембрану “Златоуста” один из техников просто проткнул пальцем.

Питер Райт - ловец шпионской техники

Британские спецслужбы сделали реплику этого устройства и назвали свой клон пассивного прослушивающего устройства “Сатир”. Несмотря на то, что “Златоуст” был очень простым устройством, чтобы его повторить, западным инженерам понадобилось полтора года.

Так устройство, которое сделал Лев Термен, перестало быть секретным и было успешно взято на вооружение спецслужбами Британии, США, Канады, Франции.

Лев Сергеевич дожил до 97 лет и пережил всех своих недругов, завистников и гнобителей. До самой смерти он оставался очень веселым и оптимистичным человеком. Он считал себя счастливым, а насчет своего возраста часто шутил и говорил, что доживет до ста лет. “А что вы хотите? Наша фамилия, если ее наоборот прочитать, получится - НЕ МРЁТ”. На склоне лет, в возрасте 95 лет, Лев Термен даже вступил в коммунистическую партию. Ученый объяснил свой поступок очень просто: “Я Ленину обещал, когда мы с ним разговаривали”. Вот такой он был - гений музыки и шпионажа.

Сергей и Марина Бондаренко

Закончилась, Сталин поставил задачу Берия в кратчайший срок и любой ценой поставить прослушивающие устройства в рабочий кабинет посла США А. Гарримана. Операция «Златоуст» с этого момента станет самой известной в истории советской разведки и войдет в классику жанра шпионажа. Благодаря действиям своих агентов, Сталин сможет узнавать подробности жизни посольства США быстрее американского президента.

Объектом, где был размещен «жучок», выбрали американский герб, который «прослужил» Советам долгих 8 лет и за эти годы помог вести активное наблюдение за 4-мя разными послами США.

16 ноября 1933 года между СССР и США были установлены дипломатические отношения. И именно с тех пор советская контрразведка никогда не прекращала свои активные действия с целью узнать полную информацию о том, что происходит в стенах здания посольства американцев в Москве.

Так, например, в 1938 году очаровательному агенту ГУГБ НКВД, балерине Большого театра, удалось наладить регулярные встречи интимного характера с рядом высокопоставленных американских дипломатов. Морским пехотинцам, которые охраняли здание посольства, постоянно «подсылали» сексуально-привлекательных агентов НКВД, которые представлялись им школьными учителями русского языка для завязывания отношений.

Во время таких массовых акций, удалось выяснить, что сотрудники посольства весьма падки на безвозмездные интимные отношения с очаровательными женщинами. Со временем, в НКВД стало известно, что самыми охраняемыми в здании являются верхние этажи. Там находились офисы политической и военной разведки, криптографов, сотрудников вневедомственной охраны и офис американского посла.

Намерения и бесконечные попытки установить «прослушку» обрели маниакальный характер среди сотрудников НКВД, после того, как один из агентов по псевдониму «Сержант» в сентябре 1941 года сообщил, что военно-воздушный атташе в Москве на самом деле являлся немецким агентом, и по долгу службы должен собирать разведывательную информацию об СССР.

В декабре 43-го года, Лаврентий Берия доложил Сталину о том, что уникальный механизм микрофона создан и успешно протестирован в работе.

Как поставить «жучок» в кабинете Гарримана?

Сотрудникам НКВД так и не удалось проникнуть внутрь посольства, даже под прикрытием огня. Тогда было принято решение организовать пожар. Очаг пожара возник в подъезде одного из зданий посольства США на улице Мосс, 13, и начал распространяться по второму этажу. Из-за сильной задымленности пришлось эвакуировать сотрудников самого посольства, отдела безопасности, обслуживающего персонала и членов их семей.

Через некоторое время бороться с огнем на место прибыла машина советских «пожарных»». Во двор посольства на большой скорости ворвались огромные пожарные машины. «Пожарники» начали бодро забегать в здание, при этом расправляя шланги для воды, но остановились в замешательстве, когда американские солдаты преградили им вход. Пожарные бешено и с руганью кричали: «Уйди с дороги!!! Там же все сгорит!», но американцы не сделали ни одного шагу. «Пусть даже все там сгорит, но президент США отказал в доступе кому-либо в здание посольства» — ответили на ломанном русском американцы.

Из-за неудачно проведенной операции, монтаж «подслушки» в посольстве США был отложен на неопределенный срок.

А в это время…

В конце 1943 года Сталину сообщили, что советский электротехник Лев Термен (находясь в то время в заключении) изобрел уникальное подслушивающее устройство - эндовибратор. Вечный двигатель» устройства не нуждался в батарейках и действовал полностью в пассивном режиме: без магнитных полей или их каких-либо собственных источников питания; без всего, что могло разоблачить работу аппарата. Размещенный внутри объекта, «Златоуст» был приведен в действие микроволновым излучением из удаленного источника. Под влиянием человеческого голоса в помещении меняется характер колебаний, которые и мог фиксировать эндовибратор. Устройство записывало колебания на пленку, после чего их восстанавливали специальным образом и записи превращались в первоначальную речь.

Попытки подстроить обманным путем в здание посольства США оставались тщетными. Ключевые помещения — офисы военной разведки, шифровальщиков, аналитиков, сотрудников Государственного департамента, а также наиболее важный кабинет — офис посла, все еще оставались недоступными советской разведке. Новая идея не заставила себя ждать.

В НКВД было принято решение вмонтировать подслушивающее устройство в какой-нибудь предмет, который бы всегда оставался в помещении. В последующие 60 минут в кабинет народного комиссара внутренних дел были доставлены больше двадцати сувениров из кости, кожи и дерева. Из них самыми впечатляющими были большой щит скифского воина, двухметровые бивни мамонта, телефон марки «Ericsson», принадлежавший царю Николаю II. Осмотрев сувениры, Берия провел консультации с группой высококвалифицированных технических специалистов, которые были задействованы в разработке, производстве и испытательных работах нового микрофона.

Само устройство носило кодовое название «Златоуст» . Необходимо отметить, что ни руководители, ни разработчики, на даже сами производители не знали, против кого он будет работать. Они лишь знали, что он разрабатывался для работы на службе национальной безопасности СССР. Необходимо было узнать — возможно ли установить «Златоуст» в один из экспонатов, которые находились в кабинете посла. Специалисты, которых пригласили на консультацию, единогласно признали, что вмонтировать новый микрофон в предлагаемые сувениры невозможно, так как конструкция предмета должна быть специально разработана с учетом всех нюансов работы устройства, а не наоборот. Исходя из этого, в НКВД посчитали, что необходимо изготовить специальный «подарок», который будет вручен послу. И такой подарок вскоре был сделан…

«Предатель» в посольстве США

«Подарок» в НКВД решили подарить во время посещения американским послом празднования 20-летия детского лагеря «Артек» в Крыму в феврале 1945 года. Автоколонна заехала в ворота лагеря, где их встречала толпа пионеров, хотя на самом деле это были переодетые сотрудники НКВД. Когда дети подарили Гарриману герб, высеченный из дерева, тот растрогался и выписал чек на 10 000 долларов в помощь «Артеку». Американская эмблема была удивительной красоты, спецслужбисты долго подбирали мастера, который смог бы сделать такую вещь.

Герб, подаренный американскому послу

После этого, Гарриман эмоционально сказал:
— Что я могу сказать? .. Где мне это хранить? .. Я не могу оторвать глаз от него!
— Да повесить в своем кабинете … британцы умрут от зависти, — тут же подсказали ему советские «пионеры».

Именно таким образом в 1945 году «Златоуст» удалось установить непосредственно в кабинете американского посла, вживив жучок в подаренный герб США.

Операция «Исповедь»

Следующий этап операции НКВД носил название «Исповедь». Среди новых задач службистов - подслушка и протоколирование заседаний, проводимых американским послом в его кабинете.

ЛЕВ СЕРГЕЕВИЧ ТЕРМЕН (1896–1993)

Русский и советский изобретатель, создатель оригинального музыкального инструмента - терменвокса

Лев Термен родился 15 (28 августа – по новому стилю) 1896 года в Санкт-Петербурге в дворянской православной семье с французскими гугенотскими корнями (по-французски родовая фамилия писалась как Theremin ). Мать - Евгения Антоновна и отец - известный юрист Сергей Эмильевич - на образование Льва денег не жалели.

Первые самостоятельные опыты по электротехнике Лев Термен осуществил еще в годы обучения в Петербургской первой мужской гимназии, которую окончил в 1914 году с серебряной медалью.

В 1916 году окончил Петербургскую консерваторию по классу виолончели, параллельно обучался на физико-математическом факультете СПбУ. В университете Льву Термену довелось слушать лекции по физике приват-доцента А. Ф. Иоффе .

Со второго курса университета, в 1916 году, его призвали в армию и направили на ускоренную подготовку в Николаевское инженерное училище, а затем на офицерские электротехнические курсы.

Изобрел:

1. Группу электромузыкальных инструментов:

Терменвокс

Ритмикон

Терпситон

2. Охранную сигнализацию

3. Уникальную систему подслушивания «Буран»

4. Первую в мире телевизионную установку - дальновидение

Работал над:

Системой распознавания речи

Технологией заморозки человека

Военной гидроакусткой

Умер 3 ноября 1993 года. Как писали позднее газеты: «В девяносто семь лет Лев Термен ушел к тем, кто составлял лицо эпохи - но за гробом, кроме дочерей с семьями и нескольких мужчин, несущих гроб, никого не было…»

Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ МОГ ВСЁ

Вечером 3 ноября мы с друзьями выпили по стопочке за помин души изобретателя и музыканта Льва Сергеевича Термена. Этого человека я никогда в жизни не видела, но его волшебным талантом очарована с самого детства, когда впервые услышала удивительный музыкальный инструмент терменвокс, от которого пошла вся современная электронная музыка.

Весной 1926 года инженер Лев Термен демонстрировал в Наркомате обороны первую в мире телевизионную установку - дальновидение. Он установил объектив камеры на улице, экран расположил в кабинете, и красные полководцы Орджоникидзе, Ворошилов, Буденный и Тухачевский дружно вскрикнули от восторга: на экране по двору шел Сталин!

Всего лишь год понадобился Термену на решение фантастической задачи - создание электрического дальновидения. Впрочем, для него, казалось, в жизни вообще не существовало трудностей. С юных лет он поражал окружающих своими талантами: увлекался математикой, физикой, в его комнате вечно что-то взрывалось. В университете Термен учился одновременно на физическом и астрономическом факультетах, параллельно занимаясь в Петербургской консерватории по классу виолончели.

До революции он успел окончить военно-инженерное училище и даже повоевать за царя-батюшку в чине подпоручика радиотехнического батальона. Но большевики не расстреляли его, а, напротив, взяли на службу в электротехнический батальон. И год спустя назначили начальником самой мощной в стране Царскосельской радиостанции.

После демобилизации в 1920 году его пригласил на работу в Физико-технический институт профессор Иоффе. Термен получает задание - заняться радиоизмерением диэлектрической постоянной газов при переменных температуре и давлении. При испытаниях оказалось, что прибор издавал звук, высота и сила которого зависела от положения руки между обкладками конденсатора. Быть может, просто физик и не придал бы этому значения, а физик - выпускник консерватории попытался сложить из этих звуков мелодию. И получилось!

Так родился музыкальный инструмент терменвокс - голос Термена. И упрощенный вариант терменвокса - охранная сигнализация, - построенный по тому же принципу: едва злоумышленник оказывался в электрическом поле, раздавался звуковой сигнал. Кстати, в наше время в дорогих машинах до сих пор устанавливается сигнализация, в основе которой лежит изобретение Термена.

А в жизни Льва Сергеевича оно стало первым шагом на пути к славе. Хотя коллеги посмеивались: «Термен играет Глюка на вольтметре», ученого это ничуть не смутило. В 1921 году он демонстрирует свое изобретение на VIII Всероссийском электротехническом съезде. Удивлению зрителей не было предела - никаких струн и клавиш, не похожий ни на что тембр. Газета «Правда» напечатала восторженный отзыв, на радио прошли концерты для широкой аудитории. К тому же во время съезда был принят план ГОЭЛРО, и Термен со своим уникальным электроинструментом мог стать прекрасным пропагандистом плана электрификации всей страны.

Через несколько месяцев после съезда Термена пригласили в Кремль.

Стой, кто идет!

В кабинете, кроме Ленина, было еще человек десять. Сначала Термен продемонстрировал высокой комиссии охранную сигнализацию. Он присоединил прибор к большой вазе с цветком, и, как только один из присутствующих приблизился к ней, раздался громкий звонок. Лев Сергеевич вспоминал: «Один из военных говорит, что это неправильно. Ленин спросил: „Почему неправильно?“ А военный взял шапку теплую, надел ее на голову, обернул руку и ногу шубой и на корточках стал медленно подползать к моей сигнализации. Сигнал снова получился».

И все же главным «героем» аудиенции стал терменвокс. Инструмент настолько понравился Ленину, что он дал «добро» на гастроли Термена и распорядился выдать ему бесплатный железнодорожный билет «для популяризации нового инструмента» по всей стране.

Кстати, с Лениным связан еще один впечатляющий штрих жизни Термена.

Лев Сергеевич был увлечен идеей борьбы со смертью. Он штудировал работы по исследованию клеток животных, замороженных в вечной мерзлоте, и размышлял над тем, что будет с людьми, если их заморозить, а потом разморозить. Когда стало известно о смерти вождя, Термен послал своего помощника в Горки с предложением заморозить тело Ленина, чтобы спустя годы, когда технология будет отработана, воскресить его из мертвых. Но помощник вернулся с печальным известием: внутренние органы уже изъяты, тело подготовлено к бальзамированию. С тем Термен и оставил исследования по оживлению человека. А спустя десятилетия его идея получила воплощение в Америке, и ныне десятки замороженных счастливцев ждут воскрешения.

Эпизод, который мог стать вехой

После демонстрации телевизионной установки в Наркомпросе Термен показал ее на V Всесоюзном съезде физиков в Москве. Изобретение вызвало фурор, «Огонек» и «Известия» с восторгом писали: «Имя Термена входит в историю мировой науки наряду с Поповым и Эдисоном!» Казалось, от эксперимента до серийного выпуска рукой подать…

Термену предложили создать телевизионную систему для пограничных воинских частей. Но до армии она не дошла: слишком бедной была техническая база страны.

Поэтому разработки засекретили, а титул первооткрывателя в области телевидения несколько лет спустя достался эмигранту из России Владимиру Зворыкину.

В нокауте «Гранд-Опера» и другие

Летом 1927 года во Франкфурте-на-Майне собиралась международная конференция по физике и электронике. Молодой Стране Советов нужно было достойно себя представить. И Термен со своим инструментом стал козырной картой российской делегации. Он сразил европейцев и докладом о терменвоксе, и концертами классической музыки для широкой публики: «небесная музыка», «голоса ангелов» - захлебывались газеты от восторга.

Одно за другим последовали приглашения из Берлина, Лондона, Парижа. Самый феерический концерт Термена прошел в Париже: консервативный театр «Гранд-Опера» впервые в своей истории отдал зал на целый вечер какому-то неизвестному русскому. Такого наплыва зрителей (продавали даже стоячие билетов в ложи) и такого успеха в театре не видели 35 лет…

Тем временем Иоффе, который в это время находился в США, получил заказы от нескольких фирм на изготовление 2000 терменвоксов с тем условием, что Термен приедет в Америку курировать работы. Но вместо одной командировки Лев Сергеевич получил две: от наркома просвещения Луначарского и от военного ведомства.

Козырь на стол!

И вот молодой красавец Лев Термен плывет на океанском лайнере «Мажестик» в Америку. Мировая знаменитость скрипач Йожеф Сигетти, плывший на том же теплоходе, обзавидовался гонорарам, которые предлагали Термену крупнейшие коммерсанты Америки за честь первыми услышать терменвокс. Но первый концерт изобретатель дал для прессы, ученых и известных музыкантов. Успех был впечатляющий, и с разрешения советских властей Термен основал в Нью-Йорке фирму-студию Teletouch по производству терменвоксов.

Дела пошли блестяще. Концерты Термена прошли в Чикаго, Детройте, Филадельфии, Кливленде, Бостоне. Тысячи американцев с энтузиазмом принялись учиться игре на терменвоксе, и корпорации «Дженерал электрик» и RCA (Radio Corporation of America) купили лицензии на право его производства.

Грянувший на рубеже 30-х годов «великий кризис» разорил многих богатых людей. А вот Термена он не подкосил. Конечно, народу стало не до музыки, но у изобретательного русского был еще один козырь - охранная сигнализация. Teletouch Corporation быстренько переориентировалась на ее производство, и датчики объема Термена отрывали с руками. Их установили даже в жуткой тюрьме США Синг-Синг и в форте Нокс, где хранился американский золотой запас. Так что с бизнесом было все в порядке, а вот на музыкальном поприще наметился кризис.

Торт для скрипачки с терменвоксом

В восторженном хоре поклонников Термена стали раздаваться голоса недовольных: на концертах он безбожно фальшивит. Дело в том, что чисто играть на терменвоксе неимоверно трудно: у исполнителя нет никаких ориентиров (как, например, клавиши у рояля или струны у скрипки) и полагаться приходится исключительно на слух и мышечную память.

Исполнительского мастерства Термену явно не хватало. Здесь нужен был виртуоз. И тут судьба свела его с юной эмигранткой из России Кларой Рейзенберг. В детстве она слыла чудо-ребенком, скрипачкой с великим будущим. Но то ли переиграла руки, то ли из-за голодного детства со скрипкой ей пришлось расстаться: мышцы не выдерживали нагрузок. А вот терменвокс оказался по рукам, и Клара быстро научилась играть на нем. Не обошлось и без бурного романа, тем более что Термен к тому времени был свободен.

В первый раз Термен женился в 1921 году на прелестной Кате Константиновой, и до приезда в Америку их семейная жизнь была ровной и стабильной. Но в Нью-Йорке Катя смогла найти работу лишь в пригороде и приезжала домой раз в неделю. Через полгода такой «семейной» жизни к Термену пришел молодой человек и сообщил, что они с Катей любят друг друга. А тут еще стало известно, что визитер состоит в фашистской организации. И в советском посольстве потребовали, чтобы Термен со своей женой развелся. Что он и сделал. Поэтому ко времени встречи с Кларой Лев Сергеевич был открыт новой любви.

Ему 38 лет, ей - 18. Они были роскошной парой, любили бывать в кафе и ресторанах. Лев Сергеевич очень красиво ухаживал и любил удивлять подругу разными чудесами. Например, на день рождения он подарил ей торт, который вращался вокруг своей оси и был украшен свечой, загоравшейся при приближении к нему.

Красивому роману не суждено было завершиться свадьбой. Клара выбрала другого - Роберта Рокмора, адвоката и успешного импресарио, так что ее музыкальная карьера была обеспечена.

Почему плавают стены?

А Термен с головой погрузился в работу. Еще по приезде в Америку он снял в аренду на 99 лет шестиэтажный особняк на 54-й авеню. Помимо личных апартаментов в нем разместились мастерская и студия. Здесь частенько Лев Сергеевич музицировал с Альбертом Эйнштейном: физик - на скрипке, изобретатель - на терменвоксе. Эйнштейн был увлечен идеей соединить музыку и пространственные образы. А Термен придумал, как это сделать: изобрел светомузыкальный инструмент ритмикон. Огромные прозрачные колеса с нанесенным на них геометрическим рисунком вращались перед стробоскопической лампой. Как только музыкант изменял высот

Звука, менялась частота вспышек стробоскопа и рисунки - зрелище получалось впечатляющее. Ну, а фантастика начиналась, когда поднимались и опускались стены студии. Конечно, не по-настоящему, а с помощью игры света. Завороженные посетители ахали от удивления!

Слухи об этих экспериментах притягивали в студию многих известных людей. Среди гостей Термена были миллионеры Дюпон, Форд и Рокфеллер. Впрочем, и сам Термен к середине 30-х годов был включен в список двадцати пяти знаменитостей мира. И даже был членом клуба миллионеров.

Был ли он в самом деле миллионером? Доподлинно не известно. Одни говорят, что огромные деньги и Термену лично, и Советской России приносила Teletouch Corporation. А другие утверждают, что Термена финансировала военная разведка. Потому что истинной целью его командировки в Америку была шпионская деятельность.

Известный шпион

Каждые две недели Лев Сергеевич приходил в небольшое загородное кафе, где его ждали двое молодых людей. Они выслушивали его донесения и давали новые задания. Впрочем, эти задания были необременительными и не особо отвлекали Термена от работы. А он уже вовсю был увлечен самой фантастической из своих идей - инструментом, который рождал музыку из танца. По сути это разновидность терменвокса: звук создается не только руками, но и движениями всего тела, и название ему было дано соответствующее - терпситон - по имени богини танца Терпсихоры. При этом каждому звуку соответствовала лампа определенного цвета. Представляете, какое это было необычайное зрелище, потому что любое движение танцора отзывалось звуками и мерцанием разноцветных огней!

Для создания концертной программы Термен пригласил группу танцоров Афроамериканской балетной компании. Увы, добиться от них гармонии и точности не удалось, проект пришлось отложить. Но в этой труппе танцевала красавица-мулатка Лавиния Вильямс, которая покорила Льва Сергеевича не только как балерина, но и как женщина. Термен решил жениться.

Ему и в голову не могло прийти, что брак с темнокожей женщиной в корне изменит его жизнь. Но, как только влюбленные зарегистрировали свой брак, перед Терменом закрылись двери многих домов в Нью-Йорке: Америка тогда еще не знала политкорректности. Он потерял информаторов, что вызвало серьезное недовольство советской разведки. И в 1938 году Термену приказали немедленно отбыть в Россию. Лавинии было сказано, что она приедет к мужу следующим пароходом.

Больше супруги друг друга не видели. А Термен до конца дней хранил свидетельство о браке, выданное российским посольством в Америке.

Убийца Кирова

Через десять лет после отъезда из России Термен прибыл в Ленинград. И оказалось, что он никому не нужен: в Физико-техническом институте старых работников почти не осталось. Термен поехал искать работу в Москву, но 15 марта в гостиницу у Киевского вокзала за ним пришли с ордером на арест.

В Бутырской тюрьме следователь заявил Термену, что его, как невозвращенца, конечно же, расстреляют, если он не будет сотрудничать. Спустя месяц Термен «признался», что вместе с группой астрономов он планировал убийство Кирова. Его версия была такая: Киров (который к тому времени был уже мертв!) собирался посетить Пулковскую обсерваторию. Астрономы заложили фугас в маятник Фуко. А Термен радиосигналом из США должен был взорвать его, как только Киров подойдет к маятнику. Следователя не смутило даже то, что маятник Фуко находится не в Пулково, а в Казанском соборе! Льву Сергеевичу дали восемь лет и отправили на Колыму.

Но в лагере Термен пробыл всего год. Его назначили старшим над уголовниками, которые возили камни с горы и мостили ими дорогу. Термен процесс механизировал, построив тачку с монорельсом. Работа закипела! Бригаде втрое увеличили паек, а бумаги о необычном заключенном ушли в Москву.

Зимой 1940 года его перевели в Омск, в авиационную шарашку Туполева, где он всю войну разрабатывал оборудование для радиоуправления беспилотными самолетами и радиобуи для военно-морских операций. Но венцом его пребывания в шарашке стало изобретение подслушивающей системы «Буран».

Троянский конь от пионеров

…В День независимости, 4 июля 1945 года, американский посол в России Аверелл Гарриман получил в подарок от советских пионеров деревянное панно с изображением орла. Панно повесили в рабочем кабинете посла. А потом американские спецслужбы потеряли покой: началась загадочная утечка информации. Только 7 лет спустя обнаружили внутри подарка загадочный цилиндр с мембраной внутри. Полтора года бились инженеры над разгадкой этого фокуса. Секрет оказался прост: из дома напротив на окно кабинета направлялся невидимый луч, а мембрана, колебавшаяся в такт речи, отражала его назад, и он записывался на специальное устройство.

Потом Термен так усовершенствовал свой «Буран», что мембрана стала не нужна - ее роль выполняло оконное стекло. Поговаривают, что «Буран» до сих пор находится на вооружении наших секретных служб.

Советское правительство высоко оценило заслуги изобретателя - в 1947 году зеку (!) была присуждена Сталинская премия I степени. А после освобождения Термену выделили двухкомнатную квартиру на Ленинском проспекте.

Казалось, кончилось глупое и злое недоразумение и теперь изобретателя осыплют почестями. Но никаких официальных званий Термен не получил, все его патенты были прикрыты грифом «сов. секретно». И Лев Сергеевич продолжил работу в секретных лабораториях КГБ. Вскоре он там же нашел себе новую жену - молодую машинистку Машу Гущину, которая родила ему дочек-близняшек.

Почти двадцать лет Термен занимался специфическими разработками для всемогущего ведомства. Поначалу это были перспективные работы - системы распознавания речи, идентификации голоса, военная гидроакустика. Но со временем приоритеты изменились. Как вспоминал Термен, «якобы на Западе придумали устройства для определения, где находятся летающие тарелки, и нам тоже надо было биться над подобными устройствами. Я понимал, что это жульничество, а отказаться нельзя - и однажды решил, что лучше уйти на пенсию».

Работодатели не возражали, посчитав, что со старика уже ничего не возьмешь, и в 1964 году Термен таки расстался со спецслужбами, под незримым оком которых находился без малого 40 лет.

Термен - не мрет!

70 лет. Казалось, жизнь закончена. Но Лев Сергеевич, верный своему девизу «Термен - не мрет!» (так читается его фамилия наоборот), устраивается в акустическую лабораторию Московской государственной консерватории. Ничто не нарушало размеренной жизни старика до тех пор, пока в 1968 году корреспондент «Нью-Йорк Таймс», готовивший репортаж о Московской консерватории, не узнал, что великий Термен жив.

Это сенсационное известие в Америке восприняли как воскрешение из мертвых: во всех американских энциклопедиях было указано, что Термен умер в 1938 году. На имя Льва Сергеевича хлынул поток писем от его заокеанских друзей, с ним пытались встретиться репортеры из различных газет и телекомпаний. Консерваторское начальство, испугавшись такого интереса к скромной персоне механика, попросту его уволило. А всю аппаратуру выкинули на помойку.

Последние двадцать пять лет Термен работал в лаборатории акустики МГУ. Механиком 6 разряда. Он потихоньку занимался своими терменвоксами - какие-то восстанавливал, какие-то усовершенствовал, даже придумал такой, в котором звук через систему фотоэлементов возникал от одного лишь взгляда музыканта.

Еще Лев Сергеевич зачастил в музей Скрябина, где принимал участие в создании музыкального синтезатора. Наступило долгожданное время - эпоха электронных инструментов. Термен словно из воздуха ловил идеи, которые иной раз казались утопическими. А позже выяснилось, что над этими идеями независимо от него работала японская фирма «Ямаха».

Ну, а на терменвоксе Лев Сергеевич научил играть свою племянницу Лиду Кавину. К двадцати годам она стала виртуозным исполнителем и с концертами объехала всю Европу. В 1989-м году и Термена пригласили на Фестиваль экспериментальной музыки во Францию. И он, 93-летний, поехал!

Но больше всего на закате своей жизни Термен удивил окружающих своим вступлением в КПСС: «Я обещал Ленину». Лев Сергеевич и раньше пытался, но за «страшные преступления» в партию его не принимали. Так что коммунистом Термен стал только в 1991 году, одновременно с падением СССР.

Лебединая песня

…В 1951 году будущий американский режиссер Стив Мартин увидел фильм «День, когда остановилась земля». Но потрясли его не инопланетяне, а неземное звучание терменвокса, сопровождавшее действие. Несколько лет он общался со своим братом звуками, похожими на те, что рождает терменвокс. А спустя много лет, в 1980 году, Стив Мартин искал музыку для своего фильма. И поиски привели его к Кларе Рокмор, которая рассказала режиссеру о легендарном изобретателе. Тогда-то и возникла у Мартина мысль создать о Термене документальный фильм. Но прошло 11 лет, прежде чем он смог приехать в Москву, познакомиться с Терменом и пригласить его в Америку. Престарелый маэстро растерянно ходил по улицам Нью-Йорка и с трудом узнавал места, где прошли десять лет его жизни. Самой волнительной стала встреча с Кларой Рокмор. Клара долго не соглашалась на нее - годы, мол, не красят женщину.

Ай, Кларёнок, ну какой наш возраст! - сказал 95-летний Термен.

После Америки он съездил еще в Нидерланды на фестиваль «Шенберг - Кандинский», а, вернувшись в Москву, застал в своей комнате в коммуналке полный разгром - поломанную мебель, разбитую аппаратуру, растоптанные записи. Видимо, кому-то из соседей сильно понадобилась его комната. Дочь забрала Льва Сергеевича к себе. Но жизненные силы его иссякли, и через несколько месяцев, 3 ноября 1993 года, Термен умер.

Фильм Стива Мартина «Электронная одиссея Льва Термена» вышел на экраны уже после смерти героя. Но его терменвоксы живут и поныне. Среди многочисленных компаний, производящих их, - компания Moog Mugic, которой владеет изобретатель первого синтезатора Роберт Муг. Когда-то он сказал про Термена: «Это просто гений, который способен на все!»

Не удалось ему только одно - стать национальной гордостью России…

Светлана БАЖЕНОВА.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...