Значение формообразующих частиц в речи. Какие частицы могут входить в состав членов предложения? Могут ли частицы входить в состав членов предложения

Частица - это служебная часть речи, которая служит для выраже­ния оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для обра­зования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда -

смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

В школьной грамматике, однако, принято подчеркивать отрицатель­ную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для об­разования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отли­чие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компо­нентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложе­ния, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошел дождь.

Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и от­ношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:

    отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;

    вопросительные: неужели, разве, ли (ль);

    указательные: вот, вон, это;

    уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;

    ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то;

    восклицательные: что за, ну и, как;

    усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну;

    со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол).

Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука) и как усили­тельная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочи­нительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков).

Смысловую частицу -то надо отличать от словообразующего пост­фикса -то, выступающего как средство образования неопределенных ме­стоимений и наречий. Сравним: какой-то, куда-то (постфикс) - Я-то знаю, куда надо идти (частица).

Не являются частицами постфиксы -ся (-сь), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределенных место­имений и наречий независимо от слитного или раздельного написания.

Частица как часть речи имеет следующие особенности представле­ния в учебных комплексах.

Комплекс 1 перечисляет следующие формообразующие частицы: бы, бывало, да, давай(те), пусть, пускай, более, менее, самый. Как мы

видим, в состав формообразующих частиц здесь включены не только элементы, служащие для образования форм глагола, но и элементы, слу­жащие для образования степеней сравнения прилагательного и наречия (правда, в списке отсутствуют элементы наиболее и наименее). Как уже говорилось, комплекс 1 в степенях сравнения прилагательного выделяет только большую и наибольшую степени проявления признака и, соот­ветственно, только элементы более и наиболее; в этом контексте появ­ление частицы менее нелогично.

Четкой классификации смысловых частиц в комплексе 1 не дается; в определении сказано только, что «эти частицы выражают вопрос, вос­клицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягче­ние требования».

Комплекс 2 не вводит терминов «формообразующая» и «смысло­вая» частица, но разграничивает эти понятия, причем отмечает, что по своей роли частицы, служащие для образования форм слова, сближаются с морфемами. Однако перечень формообразующих частиц вызывает возражения. Как и в комплексе 1, здесь перечислены элементы, служа­щие для образования наклонений глагола и степеней сравнения прила­гательных и наречий, но не все; наряду с ними указаны кое-, -то, -либо, -нибудь, служащие не для формообразования, а для словообразования и являющиеся полноценными словообразующими морфемами.

Среди смысловых частиц выделены следующие разряды: вопроси­тельные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицатель­ные. Список разрядов, как мы видим, является далеко не полным.

Комплекс 3 определяет частицу как «служебное слово, которое служит: 1) для образования наклонений глагола; 2) для выражения раз­личных оттенков значения в предложении». Как мы видим из определе­ния, к формообразующим частицам в этом комплексе относят только элементы бы, пусть, пускай, да, давай, давайте. Смысловые частицы, по этому комплексу, выражают следующие значения: отрицание, уси­ление, вопрос, восклицание, сомнение, уточнение, выделение, ограни­чение, указание. В параграфе «Употребление частиц в речи» учащимся предлагается сделать вывод, что употребление частиц характерно для разговорной речи; это положение неточно, так как относится далеко не ко всем разрядам частиц.

Частица - это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов. В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда: смысловые и формообразующие . Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошел дождь . К формообразующим частицам относятся слова, участвующие в образовании составных форм степеней сравнения имени прилагательного и наречия (более, менее, наиболее, наименее).

Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:

1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не ;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль), что ли, а, что, как, ну как, а что, если ;

3) указательные: вот, вон, а вот, а вон, это ;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, в точности, ровно, чуть, чуть не, всего, всего-навсего, точь-в-точь ;

5) ограничительно-выделительные: только, лишь, лишь только, всего лишь, хоть, исключительно, почти, единственно, -то ;

6) восклицательные: что за, ну и, как ;

7) усилительные: даже, даже и, аж, и, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну;

8) со значением сомнения: едва ли, вряд ли, авось.

9) утвердительные: да, так, точно, как же, определённо.

10) со значением смягчения требования: -ка.

Некоторые частицы омонимичны союзам (пускай, пусть, и, как и др.). При их отличии следует помнить, что союзы связывают однородные члены предложения или части сложного предложения, а частицы либо образуют формы слова (пусть, пускай), либо выражают различные смысловые оттенки, чувства говорящего. Сравните: Как прекрасен этот мир! (частица). Сообщение о том, как космический корабль благополучно приземлился, быстро облетело весь мир (союз).

В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол ).

Частица не вносит в предложение значение отрицания (Миша не пошёл на каток) . Две частицы не – значение утверждения. Они употребляются в конструкциях с глаголом мочь и неопределённой формой глагола (Не могу не рассказать об этой экскурсии) .

Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука ) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука ). Для усиления утверждения частица ни используется в придаточных уступительных предложениях с обобщающим смыслом (Как он ни старался, работа не двигалась). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков ).

Смысловую частицу –то надо отличать от словообразующего суффикса –то , выступающего как средство образования неопределенных местоимений и наречий. Сравним: какой-то, куда-то (суффикс) - Я-то знаю, куда надо идти (частица).

Не являются частицами постфиксы –ся (-сь ), суффиксы –то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределенных местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.

1) пусть, пускай, давай, дай служат для образования форм повелительного наклонения;

2) бы – для образования форм сослагательного наклонения;

3) более, менее служат средством образования форм сравнительной степени;

4) формообразующие частицы с усилительным значением: самый, самая ., самое, самые являются средством образования превосходной степени в сочетании с прилагательными;

5) частицы было, бывало в сочетании с формами будущего и настоящего времени глаголов изменяют значение глагольных форм: выйдет бывало ночью ...

  • - дефектные интерферирующие вирусы, утратившие участок родительского генома. Репликация ДИ-частиц возможна только в присутствии вируса-помощника, темпы размножения которого при этом снижаются...

    Словарь микробиологии

  • - kappa particles, k particles - каппа-частицы, .Дефектные ДНК-содержащие фаговые частицы, образуемые каппа-симбиотнами ...

    Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь

  • - они же гелионы ядра атомов гелия, образовавшиеся на ранних стадиях «большого взрыва»; содержат 4 нуклона, из которых 2 протона и 2 нейтрона...

    Начала современного Естествознания

  • - а-частицы, - ядра атомов гелия, испускаемые нек-рыми радиоактивными ядрами. Состоят из двух протонов и двух нейтронов, прочно связанных между собой ядерными силами...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - квантовые частицы – микрочастицы, подчиняющиеся законам квантовой механики. - поляризованные частицы – микрочастицы, у которых совокупность спинов имеет некоторое выделенное направление...

    Термины атомной энергетики

  • - неизменяемые слова, имеющие в предложении различные функции. В этом широком смысле слова под Ч. разумеются также и наречия, и союзы, и предлоги...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - лексико-грамматический разряд слов, служащих для выражения отношения говорящего к высказываемому, а также для образования некоторых грамматических форм...

    Большая Советская энциклопедия

  • - часть речи - разряд служебных слов для выражения различных смысловых оттенков отдельного слова в предложении или целого предложения...

    Большой энциклопедический словарь

  • - § 48. Следует различать правописание неударяемых частиц «не» и «ни». Частицы эти различаются по значению и употреблению. 1. Частица «не» употребляется для отрицания, например: Не я говорил об этом. Я не говорил об этом...

    Правила русского правописания

  • - см. аффикс...
  • - Разряд служебных слов, придающих дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам. По значению выделяются: 1) , выражающие различные смысловые оттенки слов в речи...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Служебная часть речи, передающая оттенки лексических и синтаксических значений, уточняющих и конкретизирующих значение лексических и синтаксических единиц...
  • - 1) пусть, пускай, давай, дай служат для образования форм повелительного наклонения; 2) бы – для образования форм сослагательного наклонения; 3) более, менее служат средством образования форм сравнительной степени...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник

  • - части́цы мн. Небольшие твёрдые крупинки, из которых состоит...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - По традиции к ним относят аффиксы инфинитива -ть, -ти на том основании, что: 1) они встречаются в неизменяемых словоформах: играть, думать; 2) не выражают синтаксических отношений между словами в предложении...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"частицы формообразующие" в книгах

Глава 1. Определение и формообразующие принципы перформанса.

Из книги Перформанс как явление современного отечественного искусства. автора Гниренко Юлия

Глава 1. Определение и формообразующие принципы перформанса. Прежде, чем перейти к генезису отечественного перформанса, мне кажется, есть необходимость разобраться в самом явлении. Во введении уже упоминалось, что до сих пор четко не разграничено, что же такое перформанс

Частицы

Из книги Практикум реального колдовства. Азбука ведьм автора Норд Николай Иванович

Частицы Еще, же, уж, уже.

Волны и частицы

Из книги Сила безмолвия автора Минделл Арнольд

Волны и частицы Теперь давайте объединим некоторые из этих представлений о материи. Вы вспомните, что в классической физике, равно как и в сегодняшней медицине, частица по прежнему рассматривается как частица, химическое вещество как химическое вещество, а ваше тело -

Волны или частицы

Из книги Просите – и получите автора Моранси Пьер

Волны или частицы Знакомство с началами современной физики объяснит вам, как важно быть хозяином своих мыслей и эмоций.Между прочим, если вы ненавидели физику в школе, виновата в этом, скорее всего, была скучная или слишком абстрактная манера изложения материала

Внутриатомные частицы

Из книги Таинственные явления природы автора Понс Педро Палао

Внутриатомные частицы Лзрри Арнол исследовал эту тему в течение 30 лет и опубликовал книгу «В огне», в которой рассказывается об этих странных случаях. Он дал жертвам название - «пиратроны». Арнол - специалист по эзотерическим темам. Он пришел к выводу, что причиной огня

4. Элементарные частицы

Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

4. Элементарные частицы До конца 19 века считалось, что атомы представляют собой неделимые частицы вещества. После революционных открытий в физике, сделанных на рубеже прошлого и нынешнего столетий было установлено, что атомы делимы и имеют сложное строение. Они состоят

Частицы и волны

автора Минделл Арнольд

Частицы и волны В 1690 г., когда Ньютон писал свои «Принципы», в которых выражались его идеи относительно физики и математики, европейское Возрождение было в самом разгаре. Ньютон представлял себе частицы как неделимые порции материи с конкретным известным местоположением

Сновидения и частицы

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

Сновидения и частицы Корпускулярно-волновое описание материи, наблюдаемой в общепринятой реальности, и ее загадочная непознаваемая природа вне ОР не столь чужды нашему пониманию, как мы могли бы поначалу подумать. Психологи хорошо знают эту проблему; они должны часто

Энергия α-частицы

Из книги Нейтрино - призрачная частица атома автора Азимов Айзек

Энергия?-частицы Законы сохранения строго выполнялись во всех случаях, описанных в предыдущих главах. Когда один из законов оказывался несовершенным, приходилось интерпретировать его по-другому. Так, старый закон сохранения массы был расширен и превращен в более общий

Частицы

Из книги Ловля карпа, леща, толстолобика, белого амура. Секреты и хитрости успешной рыбалки автора Сторожев Константин

Частицы Частицы – это различные орехи, бобовые, всевозможные зерна и семена растений. Но прежде, чем вы сможете их использовать, необходимо их правильно приготовить. Частицы используют как в качестве насадок, так и в составе прикормок. Самой известной и наиболее широко

Частицы

Из книги Энциклопедический словарь (Х-Я) автора Брокгауз Ф. А.

Частицы Частицы (грамм.) – неизменяемые слова, имеющие в предложении различные функции. В этом широком смысле слова под Ч. разумеются также и наречия, и союзы, и предлоги. В более тесном смысле Ч. называются такие неизменяемые слова, которые нельзя отнести ни к наречиям, ни

Частицы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧА) автора БСЭ

5.4. Словообразующие и формообразующие аффиксы и их продуктивность

автора Гусева Тамара Ивановна

5.4. Словообразующие и формообразующие аффиксы и их продуктивность Аффиксы выражают словообразовательное или грамматическое значение в слове либо словоформе. Значение аффиксов более абстрактное, чем значение корней. Наиболее абстрактно значение окончаний. Какое именно

6.80. Частицы и их функции в речи. Разряды частиц по значению. Словообразующие и формообразующие частицы

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.80. Частицы и их функции в речи. Разряды частиц по значению. Словообразующие и формообразующие частицы Частицами называются неизменяемые служебные слова, которые участвуют, во-первых, в образовании морфологических форм слов и, во-вторых, форм предложения. Частицы

Формообразующие операции (построение деталей)

Из книги КОМПАС-3D V10 на 100 % автора Кидрук Максим Иванович

Формообразующие операции (построение деталей) Мы уже выяснили, что КОМПАС – система твердотельного моделирования и что большинство операций по созданию моделей в ней основываются на эскизах (исключение составляют операции по созданию фаски, скругления, оболочки и т. п.).

Разряды частиц по значению

Частицы по значению подразделяются на три основные группы:

I. Частицы, выражающие смысловые оттенки значений. К таким частицам относятся:

а) указательные:вот, вон. Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек (Кр.);

б) определительно-уточняющие:именно, почти, точно и др. Купцы первые его очень любили именно за то, что не горд (Г.);

в) выделительно-ограничительные:только, только лишь, хоть, единственно и др. Это только цветочки, ягодки будут впереди (погов.).

II. Частицы, выражающие оттенки значения модально-волевые и модальные. Сюда относятся:

а) модально-волевые:пусть, пускай, ну, дай-ка и др. Дай-ка лучше в карауле на крылечке прикорну (Твард.);

б) модальные с их разновидностями: утвердительные: да, так, точно. Да, наша жизнь текла мятежно... (Н.); отрицательные: нет, не, ни. Нет! Весь я не умру! - Душа в заветной лире мой прах переживет (П.); А вы - стоять на крыльце и ни с места! (Т.), вопросительные: ли (ль), разве, неужели. Хорошо ли устроились ребята, не нужно ли чего? (Горб.); собственно-модальные: пожалуй, чай, авось и др. и сочетания типа едва ли, вряд ли. Пожалуй, ты прав. И, пожалуй, - силен сатана, - натворил бы я бед (Н.); Нам с тобой вряд ли нужны деликатно-сентиментальные недомолвки (Аж.); ...Едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство (Ч.); сравнительные: как бы, будто, словно и др. И тут он мне поручил два будто бы неотложных дела (Дост.); частицы, служащие для субъективной передачи чужой речи: дескать, мол и др. Я хозяину-то его говорю: я, мол, Филиппов отец (Т.).

III. Частицы, выражающие эмоционально-экспрессивные оттенки значения. Такие частицы выражают эмоциональную оценку высказывания и усиливают выразительность речи: эк, ишь, как, все, даже, же, ведь, все-таки и др. Как! Разве все тут! (П.); Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое... (Ч.)

Эмоционально-экспрессивные частицы могут составлять сочетания частиц: так вот, где уж, куда как, что за и др. Куда как чуден создан свет! (Гр.).

Словообразуюшие частицы образуют новые слова: 1) -то, -либо, -нибудь, кое- служат для образования неопределенных местоимений и наречий: что-то, где-то и т.п.; 2) ни образует отрицательные местоимения и наречия: никто, нигде и т.п.; 3) не в сочетании с некоторыми частями речи служит для образования антонимов: друг - недруг, верный - неверный и т.п.

Формообразуюшие частицы образуют грамматические формы: 1) бы образует форму сослагательного наклонения: Да, пожалуй, я поел бы и ушел (Ч.); 2) да, пусть, пускай служат для выражения повеления, приказания (образуют формы повелительного наклонения): Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (А. Остр.); 3) бывало, было (последняя с модальным оттенком) образуют особые формы прошедшего времени: Прекратившийся было дождь вдруг снова полил (Сим.); Бэла, бывало, нам поет песни иль пляшет лезгинку (Л.).


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...