Значение методики обучения биологии как науки. Определение структуры урока

Методика обучения биологии – наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.
Методика обучения биологии базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях применительно к изучению биологического материала. Вместе с тем она интегрирует специальные, психолого-педагогические, мировоззренческие, культурологические и другие профессионально-педагогические знания, умения и отношения.
Среди основных задач методики обучения биологии как науки можно выделить следующие:

Определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников;

Разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников и проверка этих предложений на практике в школе;

Определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учеников и программы для разных классов;

Разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников с учетом специфических особенностей биологических наук;

Разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организации кабинета, уголка живой природы, школьного учебно-опытного участка, наличия объектов живой природы, учебных наглядных пособий, рабочего инвентаря и др.

Объект исследования методики обучения биологии – учебно-воспитательный процесс, связанный с предметом «Биология». Наука включает знания о предмете изучения. Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.

Методы обучения биологии следующие: 1)эмпирические – наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, прогнозирование, тестирование, качественный и количественный анализ педагогических достижений; 2) теоретического познания – систематизация, интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный анализ, сравнение, обобщение. Построение теории обучения биологии в школе требует взаимосочетания эмпирического и теоретического познания.
Методика преподавания биологии в системе педагогических наук.

Методика обучения биологии, являясь педагогической наукой, неразрывно связана с дидактикой. Методика обучения биологии разрабатывает теоретические и практические проблемы содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, обусловленные спецификой школьной биологии.
Методика обучения биологии находится в тесной взаимосвязи с психологией, поскольку в своей основе опирается на возрастные особенности детей. Содержание учебного материала по биологии усложняется из класса в класс по мере развития личности ученика.
Методика обучения биологии тесно связана с философией. Она способствует развитию самопознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, позволяет связать разрозненные фрагменты знаний в единую научную картину мира.

Методика обучения биологии связана с биологической наукой. Предмет «Биология» в школе носит синтетический характер. Между школьным предметом и биологической наукой существует большое различие. Цель биологической науки – получить новые знания о природе путем исследования. Цель школьного предмета «Биология» - дать знания учащимся (факты, закономерности), добытые биологической наукой.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ

Опорный конспект курса лекций

Минск, 2011

ДИДАКТИКА БИОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И НАУЧНАЯ БАЗА

Методика преподавания биологии – это педагогическая наука о системе учебно-воспитательного процесса биологического образования . Методика преподавания биологии интегрирована в комплекс дидактических дисциплин и исторически выделилась из общей дидактики в силу специфики биологической науки.

Объектом изучения методики преподавания биологии является учебно-воспитательный процесс биологического образования. Однако, являясь прикладной наукой, методика преподавания биологии не только (и не столько) исследует существующую картину преподавания этого учебного предмета, сколько разрабатывает пути и методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в рамках учебной области «Биология». Поэтому вкратце задачи методики преподавания биологии можно охарактеризовать следующим образом:

1. МПБ определяет и координирует роль и место биологии в общей системе образования и воспитания.

2. МПБ разрабатывает и определяет содержание обучения основам биологии и последовательность его реализации.

3. Учитывая специфику биологических наук, МПБ разрабатывает методы, приемы и организационные формы обучения.

4. МПБ разрабатывает систему оборудования учебного процесса наглядными пособиями, учебниками и научно-популярной литературой.

Научная база МПБ определяется следующими науками:

1. Биологией, со всеми ее частными и прикладными отраслями, так как преподавание биологических дисциплин не может эффективным без хорошей эрудиции в области самой науки.

2. Психологией, в первую очередь детской, поскольку любое обучение (и воспитание) должно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, в противном случае оно рискует стать либо непосильным, либо слишком элементарным.

3. Педагогикой, по линии дидактики в ее общих для всех предметов принципах, и по линии теории воспитания.

Обучение биологии по своей сути является воспитывающим: воспитывает и содержание изучаемого материала, и логика его изложения, и сам процесс обучения во всех его формах, наконец, воспитывает личность учителя, его отношение к преподаваемой науке, его мировоззрение, и т.д.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ

Учебная программа

Учебная программа определяет примерное содержание каждой из изучаемых тем в виде перечня понятий, умений и навыков, которые необходимо сформировать у учащихся. Кроме того, программа определяет примерное количество учебных часов, выделяемых для изучения данного раздела, а также перечисляет обязательные в этом разделе лабораторные, практические работы и экскурсии.

Формы обучения

Преподавание школьной биологии традиционно основывается на двух основных формах – уроке и экскурсии.

Технологии обучения

Понятиетехнологии обучения (= педагогическая технология) вошло в широкий обиход сравнительно недавно – уже в 90-е годы 20 века. В обиходном языке понятие «технология» означает совокупность методов и приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. В определениях же понятия «педагогической технологии», даваемых разными авторами, существует явный разнобой: это и «содержательная техника реализации учебного процесса» (Беспалько,1989), и «процессуальная часть дидактической системы» (Чошанов,1996), и «системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» (Кларин,1989), и пр.

Рассмотрение существующих технологий обучения целесообразно начинать с традиционной поурочной объяснительно-иллюстративной технологии.

Планирование системы уроков

Необходимым подготовительным этапом в подготовке системы уроков, как и каждого отдельного урока, является изучение учебной программы. Начинающий учитель должен выполнить эту часть работы еще в ходе подготовки к учебному году. В рамках программы учитель самостоятельно определяет тему и цели каждого урока, т. е. составляет поурочный план изучения материала.

Следует иметь в виду, что планирование по принципу: «один параграф учебника - один урок» - едва ли достижимый идеал. Очень часто число параграфов учебника по тому или иному разделу не совпадает с числом уроков, отводимых на его изучение (обычно уроков меньше). Многие учебники рассчитаны большей частью на самостоятельную работу с ними, и поэтому материал в них бывает сгруппирован в смысловой последовательности, не учитывающей принципы урочного планирования. Поэтому поурочное распределение учебного материала - не только ответственный, но и достаточно сложный процесс, без правильного выполнения которого впоследствии невозможна организация полноценных с дидактической точки зрения уроков.

Основной формой преподавания в общеобразовательной школе является урок. Как форма учебной работы, урок характеризуется следующими особенностями:

1) он рассчитан на работу учителя с одним классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом детей;

2) тематика урока определяется в рамках государственной программы (в современных негосударственных, авторских и частных школах работа иногда организуется на основе специальных и индивидуальных негосударственных программ);

3) уроки проводятся в рамках твердого общешкольного расписания, в отведенное время и, как правило, в школьных помещениях.

Обычная продолжительность урока в средних и старших классах – 45 минут.

Первым этапом подготовки к уроку является изучение учебной программы. Эта часть работы выполняется учителем уже в ходе подготовки к учебному году. В рамках установок, данных программой, учитель самостоятельно определяет тему и цели каждого урока, т.е. составляет поурочный план изучения раздела. Следует иметь в виду, что планирование по принципу: «один параграф учебника – один урок» недопустимо. Во-первых, число параграфов учебника по каждому разделу редко совпадает с числом уроков, отведенных на его изучение (обычно уроков меньше); во-вторых, материал учебника, как правило, сгруппирован по смысловой последовательности, не учитывающей принципы урочного планирования (учебники рассчитаны большей частью на самостоятельную работу с ними).

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА

Успех урока во многом зависит от его подготовки: чем тщательнее готовится учитель, тем эффективнее проходит урок. Исходя из ранее составленного перспективного плана изучения раздела программы начинающий учитель разрабатывает методику каждого отдельного урока и к каждому уроку составляет план-конспект .

План-конспект содержит подробную разработку всех частей урока, с детальным планированием каждого этапа, применяемых методов и методических приемов, используемого оборудования, а также с кратким изложением сути изучаемого материала (формулировки понятий, тексты заданий, логические и графические схемы и т.п.). Последним план-конспект отличается от краткого плана урока. В плане-конспекте должны быть четко обозначены:

Тема урока;

Цели урока;

Оборудование к уроку (наглядные пособия, живые объекты, раздаточный материал);

Формы проведения каждого из этапов уроков;

Методы и методические приемы* используемые на каждом этапе;

Основные понятия и навыки, формируемые и закрепляемые на уроке;

Предусмотренные к проведению на уроке практические и лабораторные работы.

Структуру каждого урока следует тщательно и глубоко продумать в зависимости от его задач. Планируя каждый урок, учитель должен изучить относящийся к теме материал в базовом учебнике, соотнося характер и логику изложения этого материала с уровнем подготовки и развития своих учеников. То, что может оказаться труднодоступным для учащихся, следует учесть при подготовке к уроку в первую очередь. Так как каждый урок является отдельным эвеном более длительного процесса изучения раздела программы (и всего курса), то тема каждого урока определяется еще при составлении перспективного плана.

Определение целей урока

Следует различать цель урока, планируемую учителем в контексте его учебной деятельности , и цель, которую учитель объявляет ученикам. Последняя должна кратко ввести учащихся в курс задач и формулируется простым языком, понятным детям, например:"Сегодня мы познакомимся с новой для вас группой растений -мхами".

Объявляемая ученикам цель урока должна лежать в сфере их деятельности, поэтому не следует говорить: "Сегодня я проведу с вами лабораторную работу по теме...", а лучше сказать: "Сегодня вы выполните лабораторную работу...".

Дидактическая же цель урока, которую учитель ставит перед собою, гораздо многограннее. В целом она определяется уже в перспективном плане изучения раздела программы, однако на ее реализацию могут влиять различные факторы, предусмотреть которые заранее не всегда возможно (особенности восприятия материала конкретным классом, необходимость выделения дополнительного времени на ту или иную тему и т.п.). Поэтому не следует бояться вносить коррективы в план урока, если их необходимость диктуется сложившейся обстановкой.

В плане-конспекте урока его цели формулируются вслед за определением темы урока. При этом выделяются образовательные, развивающие и воспитывающие цели урока.

А. Образовательные задачи

В самой простой форме задачи изучения любой темы школьного курса биологии могут быть разделены на две группы:

1) Изучение основ биологических знаний.

2) Формирование общеучебных умений и навыков.

Первая группа задач определена школьной программой по биологии. Эти задачи можно кратко сформулировать следующим образом:

1. усвоение основных биологических понятий по всем разделам школьного курса биологии;

2. уяснение общей сути основных биологических законов и процессов;

3. ознакомление с разнообразием форм живой природы;

4.знание общих закономерностей происхождения и развития окружающего мира;

5. выработка элементарных практических умений и навыков работы с биологическим материалом.

В соответствии с этими общими задачами учитель определяет и формулирует в плане-конспекте конкретные образовательные цели урока. При этом их формулировка должна указывать не на действие учителя («рассказать детям....», «объяснить...», «показать...» и т.д.), а на дидактическую задачу, которую учитель предполагает решить в ходе урока:

Обеспечить усвоение (развитие, закрепление) следующих понятий, законов, теорий...;

Сформулировать (закрепить) представления...;

Выработать (закрепить, развить) следующие практические навыки, умения...

Вторая группа задач – формирование общеучебных умений и навыков, – не менее важная, поскольку направлена на развитие интеллекта учащихся, подготовку их к самостоятельной работе по углублению знаний и их использованию в практической деятельности. Сюда входят задачи на развитие общелогических и учебно-познавательных умений и навыков (умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать информацию, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, вырабатывать гипотезы, искать доказательства, вести полемику, давать рецензию и пр.), выработку навыков поиска нужной информации (работа со словарями, справочниками, оглавлениями и указателями книг), формирование организационных навыков (планировать работу, осуществлять самоконтроль, сотрудничать с товарищами при выполнении той или иной работы).

Б. Развивающие задачи

В школьном курсе биологии решаются одновременно с решением обучающих задач и направлены на развитие у учеников:

а) мировоззрения,

б) мышления и речи,

в) наблюдательности.

Запас знаний о природе, который накапливается у учеников в процессе изучения предметов естественно-научного цикла, сам по себе закладывает в их сознание основы материалистического мировоззрения. Биология как наука базируется на мировоззренческом фундаменте, предполагающем объективный характер природы и ее закономерностей и признающем ее познаваемость средствами науки.

Конечно, на уроках биологии учитель не оперирует отвлеченными философскими рассуждениями и абстрактными понятиями. Мировоззрение вырабатывается в самом процессе познавательной, учебной работы. Преподавание должно строиться так, чтобы природа представлялась учащимся как единое целое, где все предметы и явления органически связаны друг с другом. Только установление взаимосвязи организмов и условий существования дает возможность понять происходящие в природе явления. Вместе с тем, природа должна рассматриваться в состоянии непрерывного движения и изменения , постоянного обновления и развития. На множестве примеров из курса биологии учащиеся видят, что развитие - процесс поступательных изменений от простого к более сложному, от низшего к высшему. Школьники узнают, что даже такие "таинственные" явления, как высшая нервная деятельность человека, суть явления материальные, познаваемые.

В комплексе развивающих задач школьного курса биологии входит и развитие мышления и речи учащихся . При правильной постановке обучения биология дает благодатную пищу уму, заставляя логически мыслить, делать умозаключения; она неизбежно возбуждает мысль и тем самым усиливает интерес к природе. Учитель должен так поставить учебный процесс, чтобы учащиеся на каждом уроке могли самостоятельно осмысливать материал, искали ответы на вопросы. Эти задачи тесно взаимосвязаны с выработкой общеучебных логических умений и навыков. При ответе, рассказе учащегося по уже изученному материалу учитель тоже должен постоянно добиваться логики изложения и его последовательности.

Задача развития мышления тесно переплетается с задачей развития речи учащихся - как устной, так и письменной . Поэтому педагог должен гармонично сочетать и развивать устные и письменные формы ответа учеников, добиваться грамотной речи детей, правильного построения фраз, умелого оперирования специальной терминологией.

Наконец, биологическое образование позволяет развивать наблюдательность учащихся, рецепторное восприятие предметов и явлений окружающей среды в непосредственной связи с процессом мышления. Умение осмысленно наблюдать явления и делать умозаключения на основе наблюдений не приходит само по себе; оно может развиваться лишь путем систематической учебной работы, включающей организацию наблюдений, акцентирование внимания детей на наиболее существенных моментах и направленное осмысление результатов наблюдения, с формулировкой выводов.

В. Воспитательные задачи

Поскольку обучение в школе направлено на формирование личности школьника, его неотъемлемой частью является воспитание, т.е. развитие у учеников определенных качеств, выражающихся в отношениях к самому себе, другим людям и окружающему миру.

Качества, в идеале формируемые школой у учеников, могут быть подразделены на 3 группы:

1) нравственные,

2) деловые,

3) качества общей культуры личности.

К группе нравственных качеств относятся свойства личности, выражающиеся через отношения к другим людям, к обществу. Это, во-первых, качества, определяющие категорию порядочности - обязательность, верность данному слову, честность, добросовестность, а также вежливость. Формированию этих качеств содействуют конкретные ситуации, повседневно возникающие в ходе педагогического процесса: ученик не выполнил взятые на себя обязательства, пытался списывать контрольную, солгал... Эффективность воспитательного момента в подобных случаях определяется мастерством учителя, тем, насколько он сумеет сформировать у детей негативное отношение к таким поступкам. Однако подобные "педагогические ситуации" обычно возникают незапланированно, и свои действия в таких случаях учитель должен определять "экспромтом". Но в школьном курсе биологии есть темы, изучение которых содержит значительный потенциал формирования нравственных установок у детей, дает впечатляющие примеры порядочных высоконравственных поступков (А.Уоллес и Ч.Дарвин; судьба академика Н.И. Вавилова, и др.).

Гуманистические качества (доброта, уважение друг к другу, чувство сострадания, радость по поводу успеха других, готовность помочь и т.д.) тоже проявляются в повседневной школьной жизни, определяя те или иные поступки учеников. Но к этой же группе нравственных качеств относится и бережное отношение ко всему живому, к окружающей природе, что входит уже в понятие экологической культуры личности.

Изучение природы, непосредственное общение с природой, экскурсии, краеведческая работа закладывают основы воспитания патриотизма , выражающегося в числе прочего в любви к своему краю, в бережном отношении к его природным богатствам.

Группа деловых качеств включает умение сосредотачиваться на предмете своей деятельности и самостоятельно работать, с одной стороны, и умение сотрудничать, выполнять работу в составе группы - с другой; общительность, умение общаться, устанавливать контакты; точность, дисциплинированность. На выработку этих качеств у учеников направлены различные формы самостоятельной и групповой работы, а также контроля знаний. К этой же группе близко такое качество, как оптимизм - вера в свои силы, в возможность успешно выполнять работу. Отсутствие этого качества часто бывает причиной неуспеваемости отдельных учеников, неумения и нежелания самостоятельно работать.

Качества общей культуры личности включают:

1) экологическую культуру (экологически грамотное и по-граждански ответственное отношение к окружающей среде);

2) эстетическое развитие (чувство прекрасного, эмоциональное развитие, художественный вкус);

3) гигиеническую культуру;

4) культуру взаимоотношения полов (половое воспитание).

В план-конспект урока в обязательном порядке записываются дидактические (образовательные) задачи урока и развивающие. Если в контексте темы урока есть возможность уделить внимание воспитательным задачам, их конкретная формулировка тоже фиксируется в плане-конспекте.

Подбор дидактических средств (оборудования) к уроку .

Учитель готовит оборудование к уроку и предусматривает условия для его использования, исходя, во-первых, из дидактических задач урока, во-вторых, из наличия тех или иных учебных средств в кабинете биологии. При этом, однако, последнее обстоятельство не должно быть самодавлеющим, т.е. не средства обучения должны определять выбор методов, а методы определяют средства. В хорошо оборудованных кабинетах биологии могут быть различные материалы, пригодные к использованию по той или иной теме: и картины, и муляжи, и диафильмы, и препараты. Не следует стремиться непременно на одном уроке показывать детям все; нужно подбирать оборудование исходя из продуманной методики урока. например, поэтапное изображение рисунка какого-то объекта на школьной доске мелом зачастую дает больший дидактический эффект, нежели использование готовой картины. Последнюю же можно применить уже при закреплении материала, либо на следующем уроке при опросе.

В некоторых случаях подготовкой оборудования к уроку следует заниматься за несколько дней, а то и недель до проведения самого урока – когда необходимо заложить опыт, подготовить для демонстрации живые объекты. В этом случае соответствующее напоминание должен содержать перспективный календарный план.

Определение структуры урока

Оптимальную структуру урока учитель определяет исходя из типа урока, который в свою очередь, выбирается, в соответствии с дидактическими целями. При разработке структуры урока важно грамотно спланировать время, затрачиваемое на каждый этап урока.

Условием эффективного проведения любого урока является продуманная, последовательная и во многом творческая реализация каждого его этапа.

Планирование структуры комбинированного урока

Структурные элементы урока наиболее полно предоставлены в комбинированном уроке. Полный набор этих элементов (этапов урока) выглядит следующим образом:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Изучение нового материала.

5. Проверка первичного усвоения нового материала.

6. Закрепление нового материала.

7. Домашнее задание.

Не следует думать, что все 7 этапов должны иметь место на каждом уроке, как вовсе не обязательна и та последовательность этапов, которая здесь изложена. Набор структурных элементов у более специализированных типов урока всегда меньший (урок-экскурсия не предполагает проверки домашнего задания, на обобщающем и тем более контрольном уроке не изучают принципиально нового материала, вовсе не обязательным элементом любого урока является домашнее задание и т.д.).

У начинающего учителя порой в конце урока остается ничем не заполненное время - новая тема изложена, вопросы для закрепления, подготовленные заранее, уже заданы, ученики на них ответили, домашнее задание записано - и остается 3-5 минут времени. На этот случай следует предусмотреть либо "резервную" подборку вопросов на повторение предыдущих тем (лучше, если эти вопросы будут связаны с тематикой данного урока), либо какой-нибудь занимательный рассказ, набор интересных фактов, задачу, шараду, мини-кроссворд по изучаемой теме или ранее изучаемому материалу. Заканчивать урок раньше, чем прозвенел звонок, не следует, так как это - нарушение внутришкольного режима,

Проведение урока

Тщательная подготовка - необходимое условие для проведения урока. Но этого мало: необходима творческая реализация намеченного плана в классе.

Учебный процесс для учащихся является процессом познания и должен протекать по законам познания, под руководством учителя. При изложении учебного материала исключительное значение имеет продуманная логика изложения и доказательность выдвигаемых положений. Обучение невозможно без должной дисциплины. Дисциплина на уроке - один из первых вопросов, с которым сталкивается учитель, входя в класс. Решение этого вопроса зависит от ряда обстоятельств. Важное условие - требовательность учителя как по отношению к ученикам, так и к самому себе. Если учитель изначально будет "закрывать глаза" на нарушения дисциплины, отвлечение учеников от материала урока, опоздания и т.п., можно быть уверенным, что дисциплина на его уроках будет неуклонно деградировать.. Важно и то, сумеет ли учитель заинтересовать учащихся своим предметом, сумеет ли найти верный тон в обращении о учащимися. Большое значение имеет умение учителя видеть весь класс и отдельных учеников. Учитель должен подмечать даже незначительные изменения в классе и вовремя принимать необходимые меры.

Ниже вкратце изложены основные особенности проведения каждого из этапов урока.

Организационный момент не должен занимать более 1-2 минут; нужен для установления дисциплины и внимания в классе, организации детей на учебную деятельность.

Контроль домашнего задания может проводиться в разных формах: это может быть беглый просмотр выполнения какого-то письменного или графического задания (на столах у учеников открытые тетради, учитель проходит вдоль рядов и просматривает выполнение работы), устный опрос, письменные задания, озвучивание опорного конспекта, тестирование и т.п.. С целью экономии времени и опроса максимального числа учеников применяют методику т.н. уплотненного опроса , предполагающую сочетание разных методов контроля знаний и умений: 2-4 ученика получают задания для письменного выполнения (их условия следует записать на заранее подготовленных карточках, которые учитель раздает ученикам), одного - двух учащихся учитель приглашает к доске нарисовать схемы или рисунки каких-то структур, подписав их детали, в то время как еще один ученик отвечает у доски устно, а кто-то из учащихся получает задание слушать ответ товарища и исправлять его ошибки. В итоге оценки за урок получают 7-10 человек. По менее сложным темам можно использовать метод фронтального опроса : учитель задает классу вопросы, не требующие длинного, развернутого ответа, и поочередно просит отвечать на них разных учеников класса.

Вовсе не обязательно проводить контроль домашнего задания в начале урока: часто его можно удачно сочетать с закреплением нового материала в конце урока.

Актуализация опорных знаний ставит задачу освежить в памяти учащихся те понятия и представления, на базе которых будет изучаться новый материал. Если эти знания изучены на предыдущих уроках, их воспроизведение осуществляется одновременно с проверкой домашнего задания. Если же есть необходимость вспомнить материал из ранее изученных тем (иногда - из предыдущих классов), он воспроизводится в виде устных ответов на вопросы, кратких пояснений, иногда - в форме простых схем и рисунков.

В ряде случаев опорными для изучения тех или иных тем био­логии являются знания из других наук (физики, химии и пр.). Акцентируя внимание детей на таких знаниях, учитель реализует межпредметные связи курса биологии. Например, прежде чем изучать тему "Газообмен в легких и тканях ("Биология человека", 9 класс), следует вспомнить сущность явления диффузии, которое изучено в курсе физики.

Изучение нового материала

Ключевым фактором в проведении этого этапа урока является выбор методов . В решении этого вопроса учитель исходит из оценки условий, которые были изложены выше.

Какие бы методы изучения нового материала не применял учитель, он должен стремиться к максимально рациональному использованию времени. Не следует отвлекаться поисками пособий, налаживанием аппаратуры - все это должно быть подготовлено заблаговременно перед уроком, Некоторые учителя назначают из числа учеников т.н. ассистентов, которые помогают по ходу урока: разносят приборы и раздаточный материал на столы, затемняют окна перед демонстрацией кинофильма и т.п. Рациональная организация такой помощи может значительно помочь в экономии времени урока.

По мере изложения нового материала учитель должен видеть, насколько успешно ученики воспринимают изложенное, и в первую очередь - понимают ли они новый материал. Для проверки первичного усвоения знаний следует предусмотреть специальные вопросы либо задания, ответы на которые доданы отражать уровень понимания учеником нового материала. Задавать их лучше сразу же по мере изложения новых фактов, примеров, законов и т.д.

Закрепление нового материала является очень важным этапом комбинированного урока; на него следует отводить не меньше 10-15 минут урока. Целям закрепления служат в первую очередь репродуктивные, а также практические и наглядные методы (фронтальная беседа, прочтение фрагментов учебника, пересказ, решение упражнений и задач, выполнение лабораторных работ, просмотр фильма и др.).

Домашнее задание служит цели закрепления и углубления знаний, а также развивает навыки самостоятельной учебной деятельности. Давать домашнее задание лучше не в самом конце урока, в максимально конкретной форме (не ограничиваться записью номера параграфа в учебнике). Следует оговаривать характер подготовки, пересказ, ответы на вопросы, рисование схемы, заполнение таблиц и т.д.).

Групповые технологии.

Компьютерные технологии.

3. Технологии развивающего обучения.

Основаны на идее Л.С. Выготского о обучении, идущем впереди развития и ориентированном на развитие ребенка как основную цель. Согласно этой цели, знания - всего лишь средство развития личности, а отнюдь не конечная цель обучения. Таким образом, развивающие технологии направлены на развитие ребенка как основную цель. На сегодняшний день они хорошо разработаны для начальных классов (Л.В. Занков).

В практике преподавания биологии в Беларуси пока не применяются, требуют разработки и внедрения.

ЭКСКУРСИЯ

Пожалуй, ни в каком из школьных курсов экскурсии не занимают такое важное место, как в курсе биологии.

Школьная экскурсия есть форма учебно-воспитательной работы с классом или иной группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью для изучения природных объектов в их естественных или искусственно созданных условиях либо для ознакомления с практическим применением знаний в условиях производства .

Экскурсии входят в систему уроков по ряду тем, изучаемых в основном весной и осенью, и предусмотрены программой в курсах ботаники, зоологии и общей биологии. Они имеют большое познавательное и воспитывающее значение, расширяя и улучшая знания учащихся. Школьники видят растения и животных в естественной среде, получают представления о биоценозах, о фенологических и других явлениях в природе.

Во время экскурсий собирается материал (с учетом охраны природы), который затем используется на уроках, внеурочных и внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора живых объектов, коллекционирования и гербаризации.

Особое место занимают экскурсии на сельскохозяйственное производство, на опытные станции, в питомники, на зверофермы и т.п., показывающие применение биологических знаний на практике, знакомящие детей с многообразием выведенных человеком сортов растений и пород животных.

Любая экскурсия требует тщательной подготовки. Заранее в перспективном календарном плане учитель определяет темы и сроки проведения каждой экскурсии.

На уроках накануне экскурсии учитель подводит учащихся к осознанию необходимости ознакомления с изучаемыми явлениями природы в самой природе. При этом выделяются вопросы, которые нужно выяснить в природе, дается задание для повторения и предварительного ознакомления в контексте подготовки к экскурсии.

Следует предусмотреть и обратную связь с экскурсией после ее проведения: что нужно потом вспомнить из увиденного и как использовать собранный материал для демонстраций и практических работ.

Нельзя вести экскурсантов в малоизвестную местность. Предварительно, незадолго до дня экскурсии учителю необходимо осмотреть местность, найти наиболее подходящие объекты для демонстрации и изучения и определить маршрут, места остановок для объяснения, наблюдений и сбора материала, для обобщающей беседы.

Следует не упустить важность подготовки учащихся в экскурсии: снаряжение, измерительные приборы, сосуды для сбора коллекционных объектов, литература и т.п.

Для активизации познавательной деятельности учащихся можно предусмотреть специальные индивидуальные либо групповые задания для учеников, которые они будут выполнять по ходу экскурсии.

По ходу экскурсии следует максимально придерживаться намеченной темы, не отвлекаясь на случайные вопросы. Рассказывать на экскурсии нужно только о том, что можно показать, избегая длинных объяснений и не забрасывая учащихся обилием названий. Все демонстрируемые по ходу экскурсии объекты должны быть хорошо рассмотрены всеми экскурсантами.

Нецелесообразно превращать экскурсию в природу в урок под открытым небом с длительным опросом учащихся по пройденному материалу якобы для связи теории с предстоящей работой по заданиям.

Восприятию природы неплохо помогают художественные образы из литературы, с спехом применяемые на экскурсиях многими учителями. Но на биологических экскурсиях уместно приведение лишь небольших отрывков в соответствующих местах для более эмоционального восприятия природы. Необходимо соблюдать меру, чтобы экскурсия не превратилась в урок литературы с декламацией стихов вместо учебной работы по биологии.

В конце экскурсии подводятся ее итоги, с формулировкой лишь кратких выводов; подобная же проработка материала экскурсий должна вестись на протяжение ряда последующих уроков.

По ходу первых экскурсий на природу либо во время отдыха следует ознакомить учащихся с основными правилами экологически грамотного поведения людей. С разными аспектами этих правил (сбор букетов, грибов и ягод, отношение к птичьим гнездам, защита от клещей) нужно знакомить учащихся в соответствующие сезоны года. Усвоение этих норм поведения по ходу экскурсии можно подкреплять конкретными практическими действиями - правильным оборудованием места стоянки, уборкой мусора, очисткой лесных тропинок и т.п. Важно довести до сознания школьников, что соблюдение этих простых правил позволит надолго сохранить нашу уникальную белорусскую природу.

Очень хорошо, если после проведения экскурсии обобщению и систематизации ее результатов удается уделить специальное занятие, структурировав его в соответствии с содержанием дидактических материалов.

Устный контроль

Устный контроль представлен многочисленными формами, из которых наиболее часто применимы:

1. Фронтальный опрос,

2. Индивидуальный опрос учащегося у доски, желательно с комментирова­нием ответа другими учащимися,

3. Взаимоопрос учащихся, в том числе и с элементами игры (один ряд спрашивает учащихся другого ряда и т.п.),

4. Индивидуальный (групповой) опрос на зачете,

5. Конкурс на лучший ответ,

6. Устная олимпиада и др.

Устный контроль способствует развитию речи учащихся, позволяет оперативно проверить знания, привлечь к осуществлению контроля самих учеников, хорошо сочетается с навыками практической работы. Поскольку при обучении биологии устный опрос учащихся является одним из основных методов контроля, к нему предъявляется ряд требований:

1. Всем формам устного контроля должна сопутствовать обстановка де­лового сотрудничества учителя и учеников, атмосфера взаимного до­верия и доброжелательности.

2. Выставлению отметок должна сопутствовать предельно понятная школьникам мотивировка каждой отметки.

3. Ученики должны иметь возможность исправить отрицательную от­метку.

4. Недопустимо вместо оценки знаний и трудолюбия учащегося давать оценку его моральным качествам.

5. Во время опроса должны быть заняты все дети класса, а не только опрашиваемые.

6. Не допускать реплик, которые бы заранее настраивали учащегося на плохой ответ.

7. Не использовать отметку в качестве дисциплинарного взыскания.

8. Не ставить несколько отрицательных отметок подряд (более 2) – это вызывает у уче­ника чувство обреченности и недоброжелательности по отношению к учителю. После выставления 2 отрицательных отметок необходимо предоставить ученику конкретную возможность для их исправления.

Устная фронтальная проверка не позволяет установить всю глубину усвоенных знаний, но в течение короткого времени учитель уточняет, насколько весь класс усвоил основные представления об изучаемом явлении или объекте, умеют ли учащиеся обобщать и систематизировать знания, устанавливать простейшие связи. Метод индивидуального опроса позволяет выявить степень владения изученным материалом, умение формулировать, высказывать и аргументировать свои суждения. Важно использовать вопросы, требующие сравнения, установления причинно-следственных связей, основных признаков и свойств, формулировки выводов и обобщений.

К недостаткам устного контроля относят:

– ограниченные возможности контроля общеучебных умений и навыков,

– ограниченные возможности дифференцированного подхода к контролю (например, на качество ответа учащихся с замедленной реакцией может оказать влияние недостаток времени, отведенного для ответа),

Связь методики обучения биологии с другими науками

Методика обучения биологии, являясь педагогической наукой, неразрывно связана с дидактикой . Это раздел педагогики, изучающий закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений учащихся. Методика обучения биологии разрабатывает теоретические и практические проблемы содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, обусловленные спецификой школьной биологии.

Методика обучения биологии находится в тесной взаимосвязи с психологией , поскольку в своей основе опирается на возрастные особенности детей. Содержание учебного материала по биологии усложняется из класса в класс по мере развития личности ученика.

Методика обучения биологии тесно связана с философией . Она способствует развитию самопознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, позволяет связать разрозненные фрагменты знаний в единую научную картину мира. Философия является теоретической основой методики, вооружает её научным подходом к многообразным аспектам обучения, воспитания и развития школьников. Связь методики с философией тем более важна, поскольку изучение основ науки биологии о всевозможных проявлениях живой материи на разных уровнях её организации ставит целью формирование и развитие у учащихся материалистического мировоззрения.

Методика обучения биологии связана с биологической наукой. Предмет «Биология» в школе носит синтетический характер. Между школьным предметом и биологической наукой существует большое различие. Цель биологической науки – получить новые знания о природе путем исследования. Цель школьного предмета «Биология» - дать знания учащимся (факты, закономерности), добытые биологической наукой. На уроке школьников знакомят лишь с фундаментальными основами науки, наиважнейшими научными проблемами, чтобы не перегружать их излишней информацией. При этом школьный предмет не является «мини-наукой», это система основополагающих, фундаментальных понятий по биологии, способствующая развитию и воспитанию учащихся.

Методика обучения биологии как учебный предмет имеет первостепенное значение для подготовки учителя биологии средней школы. В процессе обучения формируются профессиональные знания и навыки студентов, они овладевают умением преподавать.

Учебный предмет содержит не все знания, накопленные наукой в ходе исследований, а лишь их основы. Они специально отобраны с учетом задач обучения, возраста и подготовки учащихся. В отличие от науки основная функция учебного предмета – образовательная. Учебный предмет интегрирует все то, что является продуктивным, пересматривает отдельные проблемы.


Вузовский учебный предмет по своей структуре и содержанию достаточно близок к науке. Он включает научные данные, рассматривает различные подходы к решению отдельных проблем, отмечает удачные и неудачные результаты в поиске истины. Этот учебный курс знакомит с методологией и методами научного поиска.

Большое место в вузовском предмете отводится истории научных открытий с персонифицированным подходом.

Учебный предмет «Методика обучения биологии» в процессе теоретический и практической подготовки студентов дает возможность не только раскрыть содержание и структуру школьного курса биологии, но и ознакомить их с особенностями организации современного образовательного процесса по биологии в разных типах школ общего образования, сформировать устойчивые умения и навыки использования методов и средств обучения биологии, освоить требования обязательного минимума (государственный образовательный стандарт) содержания базового и полного среднего общего биологического образования, познакомить с разнообразием форм и методов, с инновационными подходами в обучении биологии и с материальной базой этой дисциплины в школе.

Профессиональная подготовка будущего специалиста строится в соответствии с профессиограммой учителя, которая характеризует его основные функции (информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную, конструктивную, коммуникативную, организационную и исследовательскую), представляющие собой модель квалификационной подготовки специалиста.

Учебный предмет обычно реализует систему организационных форм обучения – взаимодействие обучаемых и обучающего на лекциях, лабораторно-практических занятиях, в процессе полевой и педагогической практик. На лекциях происходит знакомство с учебной дисциплиной, закладываются основы научных знаний, дают общее представление о методологии, знакомят с главными идеями, основными научными теориями, с практической стороной изучаемого предмета и перспективой его развития. Практические и лабораторные занятия призваны углубить, расширить и детализировать эти знания. Овладение учебным материалом на практических занятиях по сравнению с лекциями осуществляется на более высоком уровне – на уровне репродукции, умений и навыков.

Самостоятельная работа является важной формой обучения, завершающим этапом всех других видов учебной работы. Самостоятельная работа расширяет и обогащает знания и умения, она имеет индивидуальную направленность, соответствующую творческим способностям студента. Самостоятельная работа развивает творческие качества личности и способствует формированию разносторонних специалистов.

Литература:

1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учеб. для студ. пед. ин-тов. 4-е изд. М., 1983.

2. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания. М., 1985.

3. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии. Мн., 2004.

4. Пономарев И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2003.


1.1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА

Наука - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Наука включает знания о предмете изучения, ее основная задача - полнее и глубже познать его. Главная функция науки - исследование. Предметом исследования методики обучения биологии являются теория и практика обучения, воспитания и развития учащихся по данному предмету.

Перед методикой как наукой стоят задачи выявления закономерностей процесса обучения биологии в целях его дальнейшего совершенствования, повышения эффективности подготовки учащихся как высоко сознательных, всесторонне развитых и биологически грамотных членов общества.

Опираясь на основы дидактики, методика решает важнейшие задачи развивающего обучения.

В отличие от дидактики методика обучения биологии имеет свою специфику, определяемую содержанием и структурой биологической науки и учебным предметом. Методика вырабатывает рациональные методы, средства и формы обучения для овладения учащимися знаниями по биологии и умениями применять их на

практике, для формирования научного мировоззрения и понимания ценности жизни.

Методика обучения биологии как любая наука познает объективные законы процессов и явлений, которые она изучает. Выявление их общих закономерностей позволяет ей объяснить и предсказать ход событий и действовать целенаправленно.

Основными признаками науки, как правило, являются цели, предмет ее изучения, методы познания и формы выражения знаний (в виде фундаментальных научных положений, принципов, законов, закономерностей, теорий и фактов, терминов). Имеют значение также история становления и развития науки, имена ученых, обогативших ее своими открытиями.

Цели, стоящие перед методикой обучения биологии, лежат в русле общих педагогических целей и задач. Поэтому данная методика - особая область педагогики, обусловленная спецификой предмета исследования.

Методика обучения биологии базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях применительно к изучению биологического материала. Вместе с тем она интегрирует специальные (естественно-научные и биологические), психолого-педагогические, мировоззренческие, культурологические и другие профессионально-педагогические знания, умения и отношения.

Методика обучения биологии определяет цели образования, содержание учебного предмета "Биология" и принципы его отбора.

Методика обучения биологии также отмечает, что одна из важнейших целей биологического образования - формирование у школьников научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, ее системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы. Кроме того, школьная биология ориентирована на формирование знаний о структуре и функционировании биологических систем, об устойчивом развитии природы и общества в их взаимодействии.

Предметами научного познания являются зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности различные аспекты, свойства и отношения объекта. Объект исследования методики обучения биологии - учебно-воспитательный (образовательный) процесс, связанный с данным предметом. Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.

В развитии науки, ее практическом приложении и оценке достижений достаточно существенная роль принадлежит методам научного исследования. Они являются средством познания изучаемого предмета и способом достижения поставленной цели. Ведущие методы обучения биологии следующие: наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, прогнозирование, тестирование, качественный и количественный анализ педагогических достижений. Названные методы основаны на опыте, чувственном познании. Однако эмпирическое познание не является единственным источником достоверного знания. Выявить сущность предмета и явления, их внутренние связи помогают такие методы теоретического познания, как систематизация, интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный анализ, сравнение, обобщение.

Построение теории обучения биологии в школе требует взаимосочетания эмпирического и теоретического познания. С одной стороны, необходима опора на факты непосредственного наблюдения педагогических явлений образовательного процесса, изучение и осмысление опыта (передового и негативного) практики обучения. С другой стороны, требуются обобщение, научное абстрагирование признаков, фактов и отношений, прогнозирование и конструирование позитивных сторон обучения, выдвижение идей обновления и оптимизации учебно-воспитательного процесса. Но выдвигаемые идеи вновь должны пройти апробацию путем наблюдения и осмысления опыта, новых фактов, действий и явлений. Без такого сочетания построение методической теории обучения биологии в школе или остается эмпирическим и субъективным, или приводит к беспредметному теоретизированию. Только с помощью доказательных средств эксперимента гипотетические идеи и построения можно реализовать в теории и на практике.

В методике обучения биологии практически все теории сформулированы с опорой на естественный педагогический эксперимент, апробацию идей в массовой практике обучения, в тесном сочетании эмпирического и теоретического познания.

Общая методика обучения биологии рассматривает основные вопросы всех биологических курсов в школе: концепции биологического образования, цели, задачи, принципы, методы, средства, формы, модели реализации, содержание и структуры, этапность, непрерывность, историю становления и развития биологического образования в стране и мире; мировоззренческое, нравственное и экокультурное воспитание в процессе обучения; единство содержания и методов обучения; взаимосвязь между формами учебной работы; целостность и развитие всех элементов системы биологического образования, которая обеспечивает прочность и осознанность знаний, умений и навыков.

Общая методика обучения биологии тесно связана со всеми частными биологическими методиками. Ее теоретические выводы базируются начастнометодических исследованиях. А они, в свою очередь, руководствуются общеметодическими положениями для каждого учебного курса. Таким образом, методика как наука едина, в ней неразрывно сочетаются общая и специальные части.

1.2. СВЯЗЬ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Методика обучения биологии, являясь педагогической наукой, неразрывно связана с дидактикой. Это раздел педагогики, изучающий закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений учащихся. Дидактика разрабатывает теорию образования и принципы обучения, общие для всех школьных предметов. Методика обучения биологии, давно сложившаяся как самостоятельная область педагогики, разрабатывает теоретические и практические проблемы содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, обусловленные спецификой школьной биологии.

Методика обучения биологии находится в тесной взаимосвязи с психологией, поскольку в своей основе опирается на возрастные особенности детей. Методика подчеркивает, что воспитывающее обучение может быть действенным только в том случае, если оно соответствует возрастному развитию учащихся.

Методика обучения биологии тесно связана с биологической наукой. Предмет "Биология" в школе носит синтетический характер. Он отражает едва ли не все основные области биологии: ботанику, зоологию, физиологию растений, животных и человека, цитологию, генетику, экологию, эволюционное учение, происхождение жизни, антропогенез и пр. Для правильного научного объяснения природных явлений, распознавания растений, грибов, животных в природе, их определения, препарирования и экспериментирования учителю необходима хорошая теоретическая и практическая подготовка.

Методика обучения биологии тесно связана с философией. Она способствует развитию самопознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, позволяет связать разрозненные фрагменты знаний в единую научную картину мира. Философия является теоретической основой методики, вооружает ее научным подходом к многообразным аспектам обучения, воспитания и развития школьников.

1.3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Методика обучения биологии как учебный предмет имеет первостепенное значение для подготовки учителя биологии средней школы. В процессе обучения формируются профессиональные знания и навыки студентов, они овладевают умением преподавать.

Учебный предмет содержит не все знания, накопленные наукой в ходе исследований, а лишь их основы. Они специально отобраны с учетом задач обучения, возраста и подготовки учащихся. В отличие от науки основная функция учебного предмета - образовательная. Учебный предмет не является точной копией науки. В конструировании учебного предмета доминирует стремление передать студентам систему знаний и опыт,накопленные наукой. Это не только простое воспроизведение научных данных, но и обобщение, уточнение понятий, систематизация научных фактов и суждений.

Учебный предмет с учетом его главной образовательной функции строится по определенной системе. Он интегрирует все то, что является наиболее продуктивным, пересматривает отдельные проблемы.

В пособии рассматриваются цели и содержание биологического образования, методы, средства и формы обучения биологии в общеобразовательной школе. Раскрываются идеи развивающего обучения, вопросы экологизации и гуманизации, системного и интегрированного подходов к реализации биологического образования, развития личностно-ориентированной направленности обучения, материалистического мировоззрения и эмоционально-ценностного отношения к миру, природе, обществу и личности.
Для студентов педагогических вузов. Может быть использовано учителями-практиками и методистами институтов повышения квалификации.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА.
Методика обучения биологии исследует содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности усвоения биологического материала школьниками. Методика строится соответственно целям и задачам общего образования и воспитания, базируется на общих для всех школьных предметов основах педагогической науки с учетом специфики изучения биологии, рассматривает проблемы теорий обучения и воспитания, связанные с преподаванием предмета «Биология».

Методика обучения биологии - наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.

Наука - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Наука включает знания о предмете изучения, ее основная задача - полнее и глубже познать его. Главная функция науки - исследование. Предметом исследования методики обучения биологии являются теория и практика обучения, воспитания и развития учащихся по данному предмету.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Глава 1. Методика обучения биологии как наука и учебный предмет
1.1. Методика обучения биологии как наука
1.2. Связь методики обучения биологии с другими науками
1.3. Методика обучения биологии как учебный предмет
Глава 2. Краткая история становления и развития методики обучения биологии
2.1. Зарождение методики обучения биологии в России
2.2. Начало школьного естествознания в России и методики его обучения
2.3. Школьное естествознание и методика его преподавания в первой половине XIX в
2.4. Школьное естествознание и методика его преподавания во второй половине XIX в
2.5. Методика обучения естествознанию в первой половине XX в
2.6. Методика обучения биологии во второй половине XX в
Глава 3. Современные проблемы методики обучения биологии
3.1. Цели и задачи методики обучения биологии в педагогическом образовании
3.2. Закономерности и принципы методики обучения биологии
3.3. Виды обучения биологии
3.4. Технология и теория обучения
Глава 4. Содержание предмета «биология» в средней школе
4.1. Основы содержания биологического образования в средней школе
4.2. Содержание и структура предмета «биология» в современной средней школе
4.3. Компоненты содержания биологического образования
4.4. Цели и задачи биологического образования
4.5 Обязательный минимум содержания биологического образования
4.6. Новый (компетентностный) подход и биологическом образовании школьников
Глава 5. Развитие биологических понятий н школьном предмете
5.1. Понятие как основная дидактическая единица знаний в школьном предмете «биология»
5.2. Роль содержания понятий в школьном предмете
5.3. Теория развития понятий и ее значение
5.4. Система и развитие экологических понятий в школьном предмете «биология»
5.5. Методика развития понятий в процессе обучения биологии
Глава 6. Деятельность в содержании биологического образования
6.1. Деятельность как компонент содержания биологического образования
6.2. Управление умственным развитием учащихся
6.3. Способы деятельности в содержании обучения биологии
6.4. Методика формирования умений и навыков в процессе обучения биологии
Глава 7. Воспитание в процессе обучения биологии
7.1. Система воспитывающего обучения
7.2. Воспитание мировоззрения
7.3. Экологическое воспитание
7.4. Трудовое, эстетическое, этическое, патриотическое и гражданское воспитание
Глава 8. Методы обучения биологии
8.1. Система методов обучения биологии
8.2. Характеристика отдельных методов обучения биологии
8.3. Выбор методов и их развитие
8.4. Методы мультимедийного обучения биологии
Глава 9. Средства обучения биологии
9.1. Система средств обучения
9.2. Наглядные пособия по биологии, их виды и классификация
Глава 10. Формы организации обучения биологии в средней школе
10.1. Общая характеристика и система форм обучения биологии
10.2. Урок биологии
10.3. Экскурсия как важная форма обучения биологии
10.4. Внеурочная работа и ее место в системе обучения биологии
10.5. Домашняя работа учащихся
10.6. Внеклассные занятия по биологии
Глава 11. Контроль за достижениями учащихся в процессе обучения биологии
11.1. Контроль и его значение в обучении биологии
11.2. Виды и методы контроля знаний по биологии
Глава 12. Материальная база обучения биологии
12.1. Кабинет биологии
12.2 Уголок живой природы
12.3. Учебно-опытный участок
Список литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Общая методика обучения биологии, Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...