Значение слова «урок. Что такое урок?  урок это что такое урок: определение — педагогика.нэс

  • УРО́К , -а, м.

    1. Устар. Работа, заданная на определенный срок. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его. Л. Толстой, Война и мир. Жмурин устанавливал солдатам урок на день - срубить каждому по двадцать заклепок. Степанов, Порт-Артур.

    2. Учебная работа, задание, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию. Готовить урок. Учить уроки. Во время классов --- монотонные ответы уроков учителю нагоняли непобедимый сон. Помяловский, Очерки бурсы. Зина давно уже сидела за уроками, а Тема все никак не мог найти нужной тетради. Гарин-Михайловский, Детство Темы.

    3. Учебное занятие по какому-л. предмету, а также отведенное для него время. Урок литературы. Урок арифметики. Однажды, проходя по двору, Максим услышал в гостиной, где обыкновенно происходили уроки музыки, какие-то странные музыкальные упражнения. Короленко, Слепой музыкант. Был пятый урок. Все сидели с равнодушными, усталыми лицами. Ученик --- решал у доски задачу, робко постукивая мелом. Учитель молча следил за ходом. Серафимович, Сережа.

    4. То, из чего можно сделать выводы, извлечь что-л. поучительное на будущее. Жизненный урок. Евгений Васильевич припомнил некоторые юридические подробности собственного процесса, послужившего ему хорошим уроком. Мамин-Сибиряк, Человек с прошлым. Это была моя первая катастрофа. --- Я понял тогда: вот мне урок. Галин, Ымпенахен. || Вывод, знания, полезные на будущее. Извлечь для себя урок из случившегося. Уроки прошедшего полезны для настоящего и будущего. Белинский, Стихотворения Е. Баратынского. Скрывать от масс необходимость отчаянной, кровавой, истребительной войны, как непосредственной задачи грядущего выступления, значит, обманывать и себя, и народ. Таков первый урок декабрьских событий. Ленин, Уроки московского восстания.

    5. перен. Устар. Поучение, наставление. Онегин, помните ль тот час, Когда в саду, в аллее нас Судьба свела, и так смиренно Урок ваш выслушала я? Пушкин, Евгений Онегин. Но долгом счел он мне урок Прочесть, похожий на упрек. Огарев, Тюрьма. || Разг. устар. Наказание. Она схватила его [мужа] за волосы и начала таскать. Урок продолжался немало времени. Чернышевский, Что делать?

    Брать уроки чего - учиться чему-л. частным образом.

    Давать уроки - 1) преподавать где-л. что-л.; 2) зарабатывать деньги уроками (на дому, частным образом).

    Дать урок кому - проучить кого-л.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

Что включает в себя этот процесс, какие его виды бывают и для чего он нужен.

Древние времена

Во времена первобытного и более позднего, общинного, строя наши предки передавали знания непосредственно от старшего более младшему поколению. Отсутствие письменности накладывало свой отпечаток, и потому человека, обладающего какими-то особенными знаниями или умениями, всегда берегли. Все носили исключительно практическую форму, а многому люди учились сами, постигая все с самых азов.

Гораздо позже с формированием более-менее цивилизованного общества, где стали цениться различные профессии, обучению и урокам стали уделять гораздо больше внимания, к примеру, те, кто мог себе это позволить, отдавали своих детей в обучение различным мастерам - кузнецам, плотникам и т. п. Но все же ценилось именно практическое умение делать что-либо, а не образование в целом. И лишь с развитием письменности и прочей грамоты стали организовываться школы для детей, где те получали начальное образование посредством уроков. Так каким он бывает и как проводится? В этом мы и разберемся.

Определение

Для начала рассмотрим определение этого понятия. Согласно энциклопедии, урок - это форма организации процесса обучения с целью овладения учащимися каким-то изучаемым материалом, умениями и знаниями. Подобная обычно проводится для класса, то есть для более-менее постоянного коллектива. Так что теперь мы знаем, что такое урок.

В процессе обучения для более простого и качественного освоения материал преподносится в логичной, четкой и установленной форме, к примеру, по одобренным учебникам. Также ученикам в обязательном или добровольном порядке даются домашние задания на основе пройденного материала. Делается это для лучшего освоения, чтобы человек закрепил усвоенное самостоятельно, без помощи и подсказок преподавателя.

Такая форма обучения применяется в школах, вузах, лицеях, колледжах и т. п. Вот что такое урок.

Жизненный урок

Также этим словом часто описывают иную ситуацию, отличную от школьного освоения материала, но которая все равно носит характер получения и запоминания знаний, которые в будущем пригодятся человеку. Обычно под жизненным уроком подразумевают событие, к которому человек был не готов, и ему пришлось на практике овладевать новыми умениями или же усвоить какое-то нравственное или моральное понятие.

Длительность

В зависимости от эпохи, страны и учебного заведения длительность уроков разнится, но если говорить о России и постсоветских странах, то в школах она обычно составляет 40-45 минут, после чего ученикам дается время на отдых и возможность дойти до нового кабинета. Такая длительность установлена не зря - в процессе экспериментов было выявлено, что именно за этот отрезок времени происходит наиболее качественное усвоение материала. Так что теперь мы знаем, в школе и сколько времени он длится.

Но и время может быть иным - этому могут способствовать какие-то обстоятельства, к примеру, в праздничные дни уроки обычно сокращают до 30 минут.

Именно из-за того что материал четко дозирован и подается в последовательной форме, пропуск уроков очень нежелателен. А домашние задания - это действенный метод закрепления материала, хоть их часто не любят ученики.

Что такое тема урока?

Тема урока - это основа материала, который и будет детально разобран во время обучения. В зависимости от важности и значимости она может быть неизменной на протяжении нескольких занятий, а может меняться даже непосредственно во время проведения занятия.

Теперь мы знаем, что такое урок.

Ответ на этот вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени (Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. С. 149). Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится таким образом к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой - как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения. Руководствуясь ими, учитель подготавливает урок как систему подлежащих решению дидактических задач (образования, воспитания и развития) в процессе обучения данным конкретным составом учащихся в конкретных условиях жизнедеятельности школы.

Второй аспект понятия «урок», согласно концепции М.И. Махмутова, можно сформулировать следующим образом: «урок - это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения» (Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М., 1985. С. 44). Функция урока как организационной формы обучения состоит в достижении завершенной, но частичной цели, которая, например, в одном случае состоит в усвоении нового, целостного содержания, пусть являющегося частью более обширного содержания, в другом - в частичном усвоении на уровне осознанного восприятия и запоминания (закрепления). В первом случае структура урока как целостной системы будет повторять в основном структуру обучения как целостного процесса, во втором - лишь частично отразит целостный процесс обучения. Это говорит о том, что особенности урока как организационной формы обучения обусловлены целью и местом каждого отдельно взятого урока в целостной системе учебного процесса и вопросы о том, нужен ли оргмомент и в чем он состоит, всегда ли нужен опрос, обязательно ли домашнее задание, как лучше организовать коллективную или групповую работу, как учесть индивидуальные особенности учащихся, как связать урок с предыдущими и последующими уроками и другие, с позиции рассмотрения процесса обучения не являются существенными. Они имеют значение только при решении задачи оптимальной организации обучения и вопроса о структуре и типах уроков.


Таким образом, урок многогранен и многопланов. В нем, как уже отмечалось выше, как в целостном отрезке процесса обучения взаимодействуют все компоненты этого сложного процесса - его общие педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, материальное оснащение и др.

Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок является частью темы, курса учебного предмета и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы, решает обозначенный в нем на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса. «Но для этого урок сам должен иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определенную дидактическими целями, средствами, методами и приемами обучения.

Урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся» (Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982. С. 227).

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...