Зрительные нагрузки для детей с нарушением зрения. Система упражнений для детей с нарушением зрения

Как правильно рассадить детей с нарушениями зрения в группе?

1 ряд — дети с очень низкой остротой зрения (до 0,4);

2 ряд — дети с остротой зрения (от 0,4 до 0,6);

Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от педагога, если у ребенка окклюзия правого глаза, то — слева, детей с расходящимся косоглазием размещают по центру во 2 — 3 ряд, а с парезами глазных мышц — по центру в зависимости от остроты зрения.

Что такое окклюзия глаза?

Окклюзия (закрывание одного из глаз) – основной метод лечения амблиопии (функционального понижения остроты зрения) и косоглазия.

Цель окклюзии при амблиопии — заставить работать плохо видящий глаз и исключить влияние на него закрытого глаза, который подавляет его зрительные впечатления, особенно если этот закрытый глаз видит лучше.

Какова наполняемость специальных групп для детей с амблиопией и косоглазием?

Наполняемость специальных групп для детей с нарушениями зрения определена в статье 268 п.10 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

Для детей с амблиопией в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет – 10 воспитанников; для детей с косоглазием в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет – 10 воспитанников.

Кто такой тифлопедагог?

Тифлопедагог – педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение, воспитание слепых и слабовидящих детей, детей с функциональными нарушениями зрения с учётом своеобразия их познавательной деятельности и компенсации нарушенных функций.

В соответствии с Учебным планом специального дошкольногоо учреждения для детей с нарушениями зрения проводит коррекционные занятия по “Развитию зрительного восприятия”, “Социально- бытовой ориентировке”, “Пространственной ориентировке и мобильности”, “Развитию познавательной деятельности”, индивидуальную коррекионную работу.

Консультирует родителей и педагогов по вопросам создания специальных условий воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития, подбору наглядного материала, игровых пособий с учётом патологии зрения, внедрению электронных средств обучения в образовательный процесс для детей с нарушениями зрения.

Что такое амблиопия? Особенности организвции образовательного процесса при амблиопии в условиях специального дошкольного учреждения и дома?

АМБЛИОПИЯ.

Различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной, которого являются функциональные расстройства зрительного аппарата.

— при выполнении заданий на сравнение предметов по величине и размеру у ребенка возникают трудности в определении насыщенности оттенков, светлоты предметов;

— отдых для ребенка — это работа на слух, устное выполнение заданий-10 минут;

— использовать такие виды работ, как обводка через кальку контурных изображений, выкладывание узора с помощью мозаики, рассматривание картинок;

— использовать трафареты, контурные изображения.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированной работы органов, участвующих в речевом процессе.

Регулярное включение в образовательный процесс артикуляционной гимнастики или её элементов поможет:

— улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

— улучшить подвижность артикуляционных органов;

— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

— увеличить амплитуду движений;

— уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество их выполнения.

Как происходит становление зрительных функций и развитие зрительного восприятия детей раннего возраста с нарушениями зрения от 2 до 3 лет?
ОТВЕТ

Становление зрительных функций и уровня развития зрительного восприятия детей раннего возраста с нарушением зрения (от 2 до 3 лет) происходит следующим образом:

2 года — рисует отдельные метки и круговые линии;

— строит башню из 8-9 кубиков.

2 года 2 месяца — находит требуемую картинку в знакомой книге;

— выбирает из 4-6 предметов или картинок те, которые соответствуют названному признаку. Например, «Покажи, что можно есть?», «Покажи, у кого есть ножки?

2 года 4 месяца — среди 10 картинок находит одну «такую же», как показывает взрослый;

— раскладывает предметы двух цветов в две коробочки, в каждую — одного цвета.

2 года 6 месяцев — складывает разрезную картинку аз двух частей;

2 года 8 месяцев — раскладывает предметы по величине (большой — маленький) в две разные коробочки;

— подбирает парные картинки (по цвету, реальным действиям, фотографиям).

2 года 9 месяцев — показывает названные действия на картинках.

3 года — среди 4-5 предметов находит один, соответствующий изображению его характерной части;

— складывает разрезную картинку из четырех частей;

— рисует точки, прямые и закругленные линии.

Что такое миопия? Особенности организации образовательного процесса при миопии в специальном дошкольном учреждении и дома?

Миопия (близорукость)

Аномалия рефракции (лучи не доходят до сетчатки).

Опасность: глаз растягивается в переднем и заднем направлении и может наступить отслоение (ощущение — «заискрилось» в глазах).

— обязательно хорошее освещение;

Нельзя низко наклоняться, беречь спину;

Исключить сильные физические нагрузки (особенно при высокой степени близорукости);

Необходимо укреплять иммунную систему (недостаток витаминов);

Ребенок должен сидеть в передней половине класса, ближе к источнику освещения (окну);

Освещенность поверхности стола – 500 лк., на занятиях по труду, при самостоятельной работе-1500 лк;

— зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении всего занятия;

— строгое соблюдение режима для занятий на свежем воздухе, закаливание;

— постоянный контроль за осанкой, применение работы, стоя за столом.

Что такое гиперметропия? Особенности организации образовательного процесса при гиперметропии в специальном дошкольном учреждении и дома?

Гиперметропия (дальнозоркость). Аномалия рефракции (лучи сходятся за сетчаткой).

— возможны физические нагрузки;

— легче смотреть вдаль;

— предметы для демонстрации, работы — крупные, красочные;

— трудно работать в тетради — чаще у доски.

Что такое астигматизм? Особенности организации образовательного процесса в специальном дошкольном учреждении и дома?

АСТИГМАТИЗМ. Рефракция (преломляющая сила) по вертикальным и горизонтальным осям не одинаковая.

Дети зрительно утомляемы, необходимо снимать напряжение, постоянно менять виды деятельности.

ПРИ СМЕШАННОМ АСТИГМАТИЗМЕ ребенок неправильно видит форму и величину предмета, поэтому:

Использовать осязание, дать возможность ощупать предмет, обследовать руками;

— ребенок испытывает затруднения при соединении элементов букв, линий на чертежах и рисунках;

— т.к. не видят четко границы парты и других плоскостей — неуклюжи за партой- все роняют, ручки и другие принадлежности.

Что такое косоглазие? Особенности организации образовательного процесса при косоглазии в специальном дошкольном учреждении и дома?

КОСОГЛАЗИЕ (девиация).

Отклонение глазного яблока от основной зрительной оси. При косоглазии:

— снижаются зрительные функции,

Отсутствует бинокулярное зрение (нет слияния в единый образ),

Замедляется скорость, точность и дифференцированность восприятия предметов окружающего мира,

— т.к. существуют трудности в овладении сенсорными эталонами, в понимании сюжетных картин, в выполнении практических действий, в ориентировке в пространстве.

Работать на приподнятой поверхности (подставка);

Необходимо наличие подставок для чтения учебников и текстовых материалов;

При списывании текст располагать на подставке на удаленном расстоянии.

— работая на столе, на коленях, на полу используя мелкие детали;

— т.к возникают трудности при списывании с доски, использовать индивидуальные карточки;

— развивать слуховое внимание.

Что такое нистагм? Особенности организации образовательного процесса при нистагме в специальном дошкольном учреждении и дома?

НИСТАГМ. Патология глазодвигательной системы — качание глаза по вертикали, горизонтали, круговые движения глазом.

— т.к. нарушена функция взора. недопустимо списывание с доски;

— работать по индивидуальным карточкам, проговаривая текст карточки и комментируя выполнение задания;

При чтении текста, нижнюю границу строки контролировать с помощью линейки, через рамочку;

— смотреть на иллюстрацию, картину через рамочку, т.к. требуется больше времени на рассматривание из-за пропуска деталей;

— в учебниках и тетрадях должны быть закладки;

— нельзя нервировать ребенка, т.к. учащаются колебания.

Что такое глаукома? Особенности организации образовательного процесса при глаукоме в специальном дошкольном учреждении и дома?

ГЛАУКОМА. Повышение глазного давления по причине нарушения оттока внутриглазной жидкости.

— недопустим резкий эмоциональный всплеск;

недопустимо

— переутомление,

— длительное пребывание в темном помещении,

— резко менять температуру окружающей среды,

— физические нагрузки (наклоны головы и подъем тяжестей),

— место ученика в передней половине помещения,

— освещенность рабочей поверхности-500 лк.,

— необходимо оборудовать рабочее место ребенка автономным освещением (настольная лампа с сенсорным выключателем),

(упражнения на восприятие с помощью сохранной чувствительности других модальностей),

— исключается участие ребенка в экскурсии, занятии на природе в жару, на ярком солнце,

— работать с натуральными изобразительными пособиями без мелкой деталировки,

— подбирать наглядный материал с рельефно-цветовым исполнением,

— при остром приступе снять нагрузку, освободить от занятия, консультация офтальмолога, тифлопедагога.

Что такое катаракта? Особенности организации образовательного процесса при катаракте в специальном дошкольном учреждении и дома?

КАТАРАКТА. Помутнение хрусталика.

Афакия – оперированная катаракта (глаз без хрусталика).

— иметь две пары очков, лупы, хорошее освещение;

— сидеть в классе во второй половине класса;

— отдых) 7-10 минут (работа на слух, устное выполнение заданий);

— использовать демонстрационные приемы (показ таблиц, схем, натуральных пособий);

— для детей с афакией ограничивать физические нагрузки, исключать резкие движения, поднимать тяжести, недопустимы сильные сотрясения тела.

Как можно провести зрительную гимнастику в домашних условиях?

В домашних условиях можно провести следующие комплексы:

1. Движения глаз в горизонтальном направлении: направо — налево.

2. Движения глазного яблока в вертикальном направлении: вверх- вниз.

3. Круговые движения глаз: по часовой стрелке и против часовой стрелки.

4. Интенсивные движения: зажмурить глаза – открыть (в быстром темпе).

5. Движения глаз по воображаемой линии по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой воображаемой линии перевести глаза вверх

(повторить, но в обратном порядке).

6. Сведение движения глаз к переносице, но предварительно приложить на переносицу указательный палец и посмотреть на него- глаза легко «сводятся».

7. Часто поморгать глазами.

8. РАБОТА ГЛАЗ НА «РАССТОЯНИЕ».

— Подойти к окну,

— Внимательно посмотреть на близкую. Хорошо видимую деталь: ветку дерева,растущего за окном, на царапину на стекле(можно наклеить на стекло крохотный кружок из цветной бумаги)

— Дать команду: « Сосредоточить, направить взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

КАЖДОЕ УПРАЖНЕНИЕ СЛЕДУЕТ ПОВТОРЯТЬ НЕ МЕНЕЕ 6 РАЗ В КАЖДОМ НАПРАВЛЕНИИ.

Где можно узнать последние новости развития специального образования в Республике Беларусь?

Обращаем внимание, что на сайте www.asabliva.by функционирует asablivый форум, где пользователи сайта имеют возможность обсуждать актуальные темы, анализировать волнующие их события, задавать вопросы и получать на них ответы, а также самим отвечать на вопросы других пользователей форума и давать им советы. В случае необходимости к специалистам отдела специального образования

Министерства образования Республики Беларусь можно обратиться в рубрике «Обратная связь».

Какие учебные издания используются при реализации образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования для детей с нарушениями зрения?

Для использования в образовательном процессе с детьми с нарушениями зрения используется:

— Программа Выхаванне і навучанне дашкольнікаў з парушэннямі зроку / Н.В. Акуліч, Н.М. Грыгор’ева. – Мінск: НМЦэнтр, 1997.

— Развитие зрительного восприятия Григорьева, Н.М. Формирование наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушением зрения. Минск: Мастацкая літаратура, 2000 г.

При отсутствии в действующих программах для специальных дошкольных учреждений материала к образовательным областям, определяемым учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования, рекомендуется использование учебной программы дошкольного образования и учебных наглядных пособий для учреждений дошкольного образования.

Как в домашних условиях сформировать культурно — гигиенических навыки у детей с нарушением зрения?
ОТВЕТ

У детей с нарушением зрения формирование культурно — гигиенических навыков имеет своеобразие. Методической основой их формирования являются совместные действия ребенка и взрослого. Существуют две группы действий:

— Выполнение

Показ. Взрослый кладет руки ребенка на свои и медленно выполняет действие. Затем, взрослый берет руки ребенка в свои и вынуждает его выполнять какие-то действия. Для того, чтобы простимулировать активность ребенка, взрослый сознательно замедляет движение своих рук. Ребенок испытывает неудобство и скорее сам стремится закончить действие.

Характер и степень нарушения зрения Норма зрительной (тактильной) нагрузки
1. Незрячие школьники
2. Частичнозрячие школьники Непрерывная зрительная нагрузка до 5-7 минут не более двух раз за урок, перерыв между периодами зрительно­го напряжения не менее 10 минут. При обучении частичнозрячих рекоменду­ется одновременно использовать зре­ние и осязание
3. Слабовидящие школьники Непрерывная зрительная нагрузка со­ставляет: Подготовительный - 3 класс - 10-15 минут; средние, старшие классы - до 20 минут; при этом отдых между периодами зри­тельного напряжения должен состав­лять не менее 5 минут
4. Школьники, у которых зрительное заболе­вание находится в стадии прогрессирования (глаукома, прогрессирующая близорукость, атрофия зрительного нерва, прогрессирую­щая дистрофия сетчатки и др.) Дозировка устанавливается индивиду­ально врачом-офтальмологом

Активного привлечения к процессу восприятия и усвоения учебного материала разных форм познавательной деятельности (мышления, речи, воображения, логического запоминания и т. д.).

Снятию интеллектуального и зрительного утомления способствуют физкультурные минутки. Физкультурные минутки организуются при­мерно на двадцатой минуте урока. Основная их цель - восстановить об­щую и зрительную работоспособность. Классическая физкультурная минутка состоит из двух частей: общеразвивающих упражнений и зри­тельной гимнастики. Цель общеразвивающих упражнений - снять ста­тическое напряжение в зонах шейного и поясничного отделов позво­ночника, а также верхних и нижних конечностях. Цель зрительной


гимнастики - снять зрительное утомление и подготовить зрительный анализатор к предстоящей работе.

Зрительная гимнастика составляется из специальных упражнений. Различают три основных группы упражнений зрительной гимнастики: 1) релаксационные, 2) обеспечивающие стимуляцию отдельных физио­логических функций глаза, 3) развивающие функцию центрального и периферического зрения. Их подбор в комплексы осуществляется в первую очередь в зависимости от цели. Снять зрительное утомление -релаксационные; подготовить зрительный анализатор к предстоящей работе - обеспечивающие стимуляцию отдельных физиологических функций глаза, развивающие функции центрального и периферическо­го зрения. Подбор упражнений зрительной гимнастики ведется также с учетом характера учебной деятельности и характера нарушений зрительных функций. В этой связи зрительная гимнастика обычно состоит из двух частей:

1 часть - инвариантная, она учитывает цель гимнастики и подходит при всех видах деятельности и разных главных патологиях;

2 часть - вариативная, она учитывает характер учебной деятель­ности, характер глазного заболевания, а также типологические особен­ности ребенка (С. Е. Гайдукевич, Е. С. Прокопьева).

В процессе зрительной гимнастики могут использоваться разнооб­разные специальные приспособления (таблицы, рисунки, метки), при­боры (зрительные тренажеры). Они помогают превратить данную процедуру в увлекательную игру.

Психофизические особенности детей с нарушениями зрения и об­условленные ими ограничения указывают на необходимость четкого смыслового структурирования различных аспектов их жизнедеятель­ности. Продуманные системы правил и алгоритмов помогают им быс­трее осмысливать разнообразные ситуации, подбирать адекватные спо­собы взаимодействия и обеспечивать их достаточно высокую результативность.

В работе с незрячими и слабовидящими используются специальные правила, которые позволяют им организовывать и регулировать свои действия. В образовательной практике сегодня широко применяются несколько групп таких правил. Правила, обеспечивающие соблюдение режимов и дозировок нагрузки, регулируют темп работы ребенка на уроке, обеспечивают правильное использование средств индивидуаль­ной коррекции и дополнительного освещения, регламентируют смену


труда и отдыха, просмотр телепередач и т. д.). Правила, обеспечиваю­щие охрану и развитие остаточного зрения, ориентируют ребенка на рациональную организацию взаимодействия с визуальной информаци­ей. Они представляют собой рекомендации по работе с иллюстратив­ным и текстовым материалом (положение текстов и изображений отно­сительно глаз, способы их приближения в различных позах (стоя, сидя), использование пальцевых обследований, а также специальных приспо­соблений (следящих линеек, закладок, увеличительных приборов)). Кроме того, они определяют способы получения недоступной в той или иной ситуации визуальной информации (как использовать зрительные возможности других людей: задавать вопросы, уточнять полученные сведения). Правила оречевления действий и намерений ребенком (педа­гогом) способствуют активизации и уточнению словарного запаса, уси­ливают связи между образами представлений и словами, обеспечивают возможность внешнего контроля за деятельностью ребенка, стимули­руют развитие планирующей и регулирующей функций его речи. Оречевление своих действий и намерений учителем также необходимо для незрячих детей, это дает им возможность следить за ситуацией и адекватно реагировать в ней.

При составлении правил для детей с нарушениями зрения необхо­димо руководствоваться следующими рекомендациями:

Охватывают разнообразные аспекты жизнедеятельности ребенка;

Немногочисленны;

Разумны и рациональны, направлены на достижение значимых ре­зультатов;

Доступны, имеют четкую немногословную формулировку;

Носят разрешительный, а незапретительный характер.

Дети с нарушениями зрения, особенно незрячие нуждаются в чет­ком структурировании различных видов деятельности. Последователь­ное выделение отдельных операций и действий позволяет им лучше осознать способы их выполнения, усвоить последовательность. В этой связи в работе с ними широко используются разнообразные алгоритми­ческие предписания. Они составляются на отдельные виды учебной де­ятельности (работа с правилом, выполнение письменного упражнения, решение задачи и др.), практической деятельности (пришивание пуго­вицы, приготовление чая, уборка помещения и др.), деятельности но са­мообслуживанию (чистка зубов, уход за ногтями, одевание и др.). Алгоритмы оформляются в виде инструкционных карт, памяток,


рисунков и размещаются в «поле зрения» ребенка, позволяя ему наладить необходимые взаимодействия в образовательной среде.

Внимание к организационно-смысловому аспекту среды позволяет усилить в ней направленность на охрану здоровья детей, на стимуляцию их активности и работоспособности, на рационализацию детской деятель­ности и обеспечение каждому ребенку чувства уверенности в себе.

Социально-психологический аспект образовательной среды. Учреждение образования открывает для детей с нарушениями зрения широкие возможности межличностного взаимодействия. Его содержа­ние, характер, интенсивность представляют собой активные средовые образовательные ресурсы. Степень их эффективности во многом зави­сит от установок и позиций взрослых и в первую очередь педагогиче­ского коллектива. Чтобы идея образовательной интеграции заработала, она должна овладеть умами учителей, стать составной частью их про­фессионального мышления. Это означает необходимость специальных усилий по его обновлению и преобразованию. Педагоги помогают ре­бенку только тогда, когда искренне верят в его возможности и успеш­ный результат совместной работы.

«Дети с нарушениями зрения заметно отличаются от обычных здо­ровых детей?» - сначала из уст педагогов это звучит как вопрос, а затем нередко как утверждение. К сожалению, в обществе сложился доста­точно устойчивый стереотип восприятия людей с нарушениями зрения. Их либо избегают, либо жалеют и опекают. В таких условиях обычно трудно правильно осознать и оценить проблему слепоты или слабовидения и тем более убедить себя в мысли, что эти дети - такие, как все. Педагоги нередко идут на поводу общественного мнения и, не задумы­ваясь, признают особенность детей с нарушениями зрения. Они видят в них в первую очередь болезнь, а затем уже все остальное. Силы и время взрослых концентрируются на борьбе с этой болезнью (лечение, охра­нительный режим, коррекционно-развивающая работа), вопросы же организации полноценной жизни ребенка смещаются на второй план или вообще выпадают из поля зрения. А что же происходит со здоровы­ми детьми? Родители и педагоги видят в них в первую очередь именно детей, их детские нужды и потребности. Они озабочены их развитием, создают им условия для познания окружающего мира в движении, об­щении, игре и труде. Такой неравнозначный подход к воспитанию здо­ровых детей и детей с нарушениями зрения приводит к тому, что по­следние действительно становятся особенными. Однако особенные они не потому, что плохо видят, а потому, что живут в особом мирке, соз-


данном заботливыми руками родных и близких. В этом мирке за ребят боятся, переживают, предупреждают и исполняют все желания, огра­ничивая их деятельность. Постоянная опека приводит к снижению ак­тивности, инициативы, самостоятельности, ответственности, и в ре­зультате незрячие и слабовидящие дети меньше знают и умеют по срав­нению со своими здоровыми сверстниками.

Можно ли выйти из этого положения? Да, можно. Необходимо учиться видеть в ребенке с нарушениями зрения не только болезнь, но и здоровье. Понаблюдайте за ним: он слышит, говорит, поет, ходит, игра­ет, учится, выполняет различные практические действия. Если скон­центрировать мысли и усилия на здоровье, на том, что оно позволяет делать незрячему и слабовидящему, то вывод очевиден: у такого ребен­ка большие возможности, он может научиться практически всему, а значит он - такой, как все. На фоне подобных установок к детям с нару­шениями зрения отношение простой заботы сменяется интересом, же­ланием поближе познакомиться, организовать сотрудничество. Это в свою очередь дает ребенку возможность почувствовать, погрузиться в совершенно иной пласт переживаний, таких, как сопричастность, дове­рие, надежность.

Особого внимания заслуживает позиция родителей здоровых детей. Нередкими являются опасения по поводу того, что развитие их детей может задерживаться присутствием в классе учащихся с особенностя­ми психофизического развития. Однако практика показывает, что успе­ваемость здоровых детей не становится хуже в условиях интегрирован­ного обучения, а наоборот, даже улучшается. Существуют свидетельст­ва, что школы, которые успешно обучают детей с особенностями психофизического развития, являются самыми лучшими и для здоро­вых учащихся. В этой связи оправдывает себя тенденция организации интегрированного обучения в творчески работающих учреждениях об­разования, в классах, которые сопровождает наиболее опытный педаго­гический коллектив.

Отношения детей с нарушениями зрения со сверстниками во мно­гом определяются позицией взрослых: как они смотрят на них, обраща­ются к ним, доверяют им, какие используют критерии оценки их дея­тельности. Чуткое руководство со стороны педагога может усилить взаимный интерес между здоровыми детьми и детьми с нарушениями зрения. В первую очередь необходимо помочь незрячим и слабовидя­щим поддерживать привлекательный внешний вид и избегать выпячи­вания, демонстрации внешних признаков, воспринимаемых как откло-

нение от нормы. В детской группе должно формироваться мнение о том, что нарушение зрения не является сверхотличительным призна­ком. Люди бывают худыми, хромыми, полными, лысыми, чернокожи­ми, незрячими, однако это не делает их менее ценными. Их ценность за­висит от того, что они знают и умеют делать. В этой связи задача педа­гога - помочь каждому «особенному ребенку» проявить себя в доступных видах деятельности, создать ему ситуации успеха, обратить внимание здоровых детей на его достижения. Необходимо стимулиро­вать активное участие незрячих и слабовидящих детей не только в клас­сных и общешкольных воспитательных делах, но также в кружках, клу­бах, спортивных секциях. В тифлопедагогической практике накоплен богатый опыт организационно-методической работы в данном направ­лении. Школьники с нарушениями зрения могут быть вовлечены в сле­дующие виды кружков: 1) связанные с ручным трудом (ленка, выжига­ние, резьба по дереву, моделирование, работа с природным материа­лом); 2) связанные с изучением природы и природоохранительной деятельностью (цветоводство, краеведение, уход за животными); 3) связанные с учебно-познавательной деятельностью (математический, лингвистический, исторический и т. д.); 4) связанные с литературно-ху­дожественной и драматической деятельностью (хор, танцы, детский те­атр, кукольный театр, изостудия). В общеобразовательной школе не­зрячим и слабовидящим детям можно предложить заниматься такими видами спорта, как шашки, шахматы, плавание, легкая атлетика. В по­следнем случае только с разрешения врача и при обязательной консуль­тации специалиста по ЛФК.

Усилению положительного имиджа ребенка с нарушениями зрения способствуют ситуации, когда здоровые дети ставят себя на его место: пытаются прочитать текст через фильтр, пройти по классу с завязанны­ми глазами, написать свое имя шрифтом Брайля. Полезно обратить вни­мание детей на то, что персонажи с особенностями психофизического развития присутствуют в детской литературе, что некоторые игрушки тоже имеют те или иные нарушения (хромают, не видят, плохо «гово­рят»). Сильное впечатление на детей производит знакомство со взрос­лыми, имеющими те или иные особенности психофизического разви­тия. Их рассказы о своих жизненных достижениях способствуют укреплению уверенности интегрируемых детей и росту доброжела­тельных настроений среди здоровых. Во многих странах существует практика приема на работу в школу таких людей, что позволяет детям


поближе познакомиться с разнообразными положительными ролевыми моделями, более четко увидеть свою собственную перспективу.

Необходимо обращать внимание на степень эмоциональной насы­щенности взаимодействий, в которые вовлечены дети с нарушениями зрения. При необходимости ее можно усилить за счет таких приемов, как «контакт глаз» (если дети имеют остаточное зрение), «физический контакт» (прикосновение к плечу, руке, голове, похлопывание, пожа­тие руки и др.), «эмоциональное поглаживание» (обращение к ребенку с приятными, ласковыми словами). Подобное поведение педагога сви­детельствует об определенной ценности, значимости ребенка с наруше­ниями зрения и является образцом для подражания.

Прислушайтесь, какие слова используют педагоги и здоровые дети для описания детей с особенностями психофизического развития и их возможностей. Слова «незрячий», «слабовидящий» обязательно долж­ны использоваться в речевом обиходе. Детям объясняют их значение и указывают, что это самые обычные слова, которые ни в коей мере не унижают человека, а характеризуют его, как и многие другие, напри­мер, «рыжий», «худой», «смуглый». Свободно используйте в общении с ребенком с нарушениями зрения слова «посмотри», «приглядись». Он должен знать их значение и уметь ими пользоваться. Незрячие и слабо­видящие дети при помощи указанных слов могут обозначать свои спо­собы познания окружающего (прикосновение, ощупывание, последо­вательный зрительный анализ).

Младшие школьники уже достаточно активно интересуются собой. Поэтому задача педагогов детей с нарушениями зрения помочь им вы­работать правильное представление и отношение к своему зрительно­му нарушению и на этой основе к самому себе. Часто незрячие и слабо­видящие стараются не привлекать внимания к своим проблемам, стес­няются просить о помощи, предпочитая в одиночку переживать свои трудности. Нужно помочь им понять, что нарушений зрения не стоит стыдиться. Они не делают их менее значимыми и уважаемыми людьми. Нарушения зрения - это не благо, но и не зло. Это данность, которую нужно принять и научиться с ней жить. Если не формировать у ребенка положительного отношения к своему нарушению зрения, отношение все же появится, но, скорее всего, оно будет негативным. Поэтому взрослые обязаны уделять особое внимание выработке у детей раз­умного, правильного отношения к своим зрительным ограничениям. Для этого можно использовать прием акцентирования их внимания на своих возможностях (ты не видишь, но хорошо ходишь; не видишь, но


высоко прыгаешь; не видишь, а нашел потерявшуюся вещь быстрее меня и т. д.). Ребенок должен знать, что он практически ничем не отли­чается от здоровых детей, и о нем судят не по нарушению, а по его воз­можностям и достижениям. Оценка его деятельности зависит не от того, слепой он или зрячий, а от того, насколько он был внимательным, аккуратным, хорошо или плохо потрудился. Нельзя говорить, что здо­ровые дети все делают лучше и быстрей. Такие высказывания могут вы­звать у незрячих и слабовидящих неадекватное отношение как к своему нарушению, так и к зрячим детям. Они станут воспринимать их как со­перников, с которыми постоянно вступают в неравное соревнование, станут относиться к ним враждебно, агрессивно, откажутся от контак­тов. Причиной же всех своих неудач и проблем будут считать наруше­ния зрения. Старайтесь, чтобы у ребенка с нарушениями зрения никог­да не возникали мысли: «Я неизлечимо болен, я инвалид, а значит, все должны заботиться обо мне, жалеть меня». Ребенок, занявший позицию больного, недооценивает свои возможности, готов принимать помощь других, но не умеет и не хочет ее оказывать сам (М. И. Кряхтунов). В таких ситуациях слова «незрячий», «слабовидящий» могут приобрести унизи­тельное значение и заставить его бояться и стыдиться своего нарушения.

Таким образом, незрячие и слабовидящие дети обязаны знать о сво­их нарушениях и воспринимать их как явление, которое совсем не ме­шает им жить, о котором они даже забывают, а на обращение: «Ты же незрячий?!» могут отвечать: «Ну и что же! У меня все в порядке! Я делаю все, что захочу!».

При организации взаимодействия с детьми с нарушениями зрения необходимо соблюдать определенные правила. Если вы общаетесь с незрячим ребенком, обязательно сообщайте ему о том, что вы пришли, называйте свое имя. Выполняя совместную деятельность, помните, что он не может зрительно отслеживать происходящее, поэтому прогова­ривайте все действия, которые производите. Не прикасайтесь к незря­чим детям без предупреждения, это пугает их, доставляет неприятные ощущения. Необходимо уведомлять ребенка о своих намерениях: «да­вай пожму твою руку, похлопаю тебя по плечу, обниму». При общении со слабовидящими взаимодействие организуется на близком расстоя­нии (не более 3-4 метров), иначе они не смогут четко видеть ваше лицо и соответственно ваши эмоциональные реакции. Партнерам детей с на­рушениями зрения рекомендуется постоянно давать эмоциональный отклик на происходящее, становясь образцом эмоционального реагирования. При организации взаимодействия с незрячими и


слабовидящими необходимо продумывать меру оказываемой им помощи, обеспечивая профилактику гиперопеки.

Таким образом, решение задачи успешного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в общеобразовательных школах общего тина ориентирует педагогов на создание специальных условий. Их рациональный подбор обеспечивается за счет компетентной оценки реальных и потенциальных возможностей каждого конкретного ребенка и моделирования условий функционирования, оптимальных именно для него. Подобный подход позволяет создать атмосферу эф­фективного взаимодействия незрячих и слабовидящих с окружающей действительностью: обеспечивает доступность, безопасность, информативность и комфортность образовательной среды.

Общие рекомендации при работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения

зрительную работу желательно проводить в вертикальной плоскости (важно для детей с расходящимся косоглазием, миопией),

детям с миопией противопоказана работа на различимость мелких деталей (т.е. предъявляемый материал должен быть крупнее обычного),

лучше использовать объемные детали,

время непрерывной нагрузки должно быть ограничено.

Офтальмологические требования при работе с наглядностью:

изображение без лишних деталей, не должно быть слишком большим;

контур желателен (иногда рельефный);

цвет чистый, естественный, яркий;

дидактику и наглядность желательно

предъявлять на контрастном фоне (оранжевый, желтый, зеленый цвета).

Зрительные нагрузки

Совместно с врачом-офтальмологом определяется индивидуальная зрительная нагрузка. Учитываются следующие факторы:

зрительный диагноз и диагноз сопутствующего заболевания,острота зрения (цель – повысить остроту зрения

детей и закрепить достигнутые результаты по устранению косоглазия и амблиопии),возраст ребенка,этап лечения.

Перечень зрительных нагрузок для детей 5

Острота зрения

Фиксация

Характер зрения

Вид косоглазия Зрительная нагру зка

Характеристика

учебно –

наглядных

учитываемые во

кол-во занятий в

время занятий

со зрительной

продолжи-

нагрузкой:

тельность

Отличительные

особенности

нагрузки

Нецентральная

устойчивая

Не учитывается

Не учитывается № 3

Преимущественно

оранжевый, красный, зеленый и их оттенки

Преимущественно до 2 см

Разнообразные

Утро и вечер

Центральная и нецентральная Центральная неустойчивая

Не учитывается

Монокулярное, монокулярно –

альтернирующее, одновременное

Не учитывается

Сходящееся

Расходящееся

Разнообразные

Разнообразные

Преимущественно

объемные

Полдень и близко

к полудню

Занятия на

Упражнения

Упражнения

локализацию

на расслабление

на усиление

конвергенции

аккомодации

Центральная

Одновременное,

бинокулярное,

неустойчивое

№ 7

№ 5

№ 5

№ 5

№ 5

Упражнения на стереоприборах,

стереоскопического типа, решетка для читающих

Разнообразные

Нанизывание бус (1-1,5 см – до 0,5)

Обведение по контуру (без мелкой

косоглазия)

преимуществе

деталировки)

нно объемные

Обведение по точкам

Обведение через кальку

Занятия в

Лабиринт

любое время

Закрашивание

до 2 раз в день

Вырезывание по контуру (без мелкой

по 20 минут.

деталировки)

Обведение по трафарету (внешний трафарет)

Раскрашивание

Ниткография

Штриховка Шнурование (по образцу) Разрезные картинки

Выкладывание по контуру мелкими предметами Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной

Игры стереоскопического характера (настольный футбол, хоккей, баскетбол, удочка и т.п.)

Работа с тетрадью в клетку, обведение клетки, ее закрашивание Составление орнамента Работа с конструктором

Развитие цветового восприятия

Младшая группа: различение и называние основных цветов спектра, соотнесение сенсорных эталонов с цветом реальных предметов.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Подбери по цвету», «Соедини шары с соответствующими по цвету ниточками», «Составь цветной коврик», «Сравни и назови цвет», «Собери цветы», «Найди все красные предметы».

Средняя группа: закреплять знание основных цветов спектра, умение узнавать и называть цвет реальных предметов.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Подбери по цвету», «Составь узор», «Цветной коврик», «Собери цветы», «Найди свой домик», «Что у нас красное, синее, зеленое?», «Раскрась предмет», «Нарисуй радугу», «Окрась воду», «Цветной волчок», «Подбери все зеленые предметы», «Закончи узор», «Разноцветные сарафаны», «Оденем куклу».

Развитие цветового восприятия

Старшая группа: развивать умение отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов; узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире; создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку с использованием фланелеграфа и вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений; замечать цвет движущихся объектов: «Едет зеленая машина», «Бежит рыжий кот», «Летит желтый лист» и т. д.

Подготовительная группа: знать основные цвета и оттенки, правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов; различать цвет движущегося объекта и нескольких объектов; создавать узоры, цветные композиции на фланелеграфе, магнитной доске, из мозаики.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Подбери по цвету и оттенкам», «Составь узор», «Найди свой цвет или оттенок цвета», «Раскрась картинку», «Кто скорее соберет палочки определенного цвета?», «Что изменилось?», «Что в рисунке неправильно?», «Кто скорее соберет цветной узор?», «Назови, что вокруг тебя зеленое, желтое, серое, розовое».

«Цветные человечки»

«Цветные столбики» («Составь узор», «Подбери по образцу», «Чем отличаются», «Построй и опиши, назови цвета по порядку», «Кто скорее соберет цветной узор»)

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения.

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный , регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.

Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т. д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.
Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно

пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка,

временные ограничения, упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей, создание необходимых условий для каждого ребенка.

На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.

Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.


Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.

Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше.

Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.

На занятии использовать наглядный материал: реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов; демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;

размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.;

размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения.

Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.
На занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз. В начале занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.

Острота зрения 3-4 года

Острота зрения 5-7 лет

Характер зрения

Не учитывается

Не учитывается

Не учитывается

Монокулярное,
Монокулярно-альтернирующее,
Одновременное.

Одновременное,
Бинокулярное
Неустойчивое.

Фиксация

Не учитывается

Не учитывается

Нецентральная,
устойчивая

Центральная
и нецентральная,
неустойчивая

Центральная

Центральная

Оранжевый,
Красный,
Зеленый и их оттенки Больше 2 см.
разнообразная

Разнообразный Меньше 2 см.
объемная

Желтый, красный, зеленый и их оттенки До 2 см.
разнообразная

Разнообразный Разнообразные
объемная

Время проведения

Утро, полдень, вечер

Утро, полдень, вечер

Утро и вечер

Полдень и близко к полудню

Количество занятий в день

Продолжительность
(мин).

Характер упражнений:
При сходящемся косоглазии При расходящееся
косоглазии при отсутствии косоглазия

На расслабление конвергенции
На усиление
Аккомодации Занятия с привлечением всех анализаторов

На расслабление конвергенции
На усиление
Аккомодации Занятия с привлечением всех анализаторов, игрушки стереоскопического типа

На локализацию

На расслабление конвергенции

На усиление Аккомодации

На стерео приборах

Вид косоглазия

Не учитывается

Не учитывается

сходящееся

расходящееся


Зрительные нагрузки для детей 2 – 4 лет.
Плеоптика.
1.Работа с предметными картинками.

рассматривание, описание, нахождение новых картинок;

нахождение одинаковых картинок;

нахождение нескольких одинаковых картинок;

группировка изображений по цвету;

группировка изображений по назначению.

2. Работа с геометрическими фигурами:

группировка по цвету без учета формы;

группировка по форме без учета цвета.

3. Работа с цветной мозаикой:

сортировка по цвету;

выкладывание простейших узоров по образцу, затем без образца.

4. Работа с пирамидками.
5. Обведение контуров предметов, нарисованных ярким фломастером.


Сходящееся косоглазие

Рассматривание калейдоскопа с направлением тубуса в даль.

Работа с монокулярным фильмоскопом.

Работа с магнитным конструктором.

Сортировка геометрических фигур по цвету, форме, величине.

Вдевание лески в модель иглы на расстоянии.

Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу.

Обведение контурных очертаний предметов.


Расходящееся косоглазие

Работа с калейдоскопом – направление тубуса вниз.

Рассматривание картинок через диаскоп.

Сортировка геометрических фигур по цвету, форме.

Работа с мозаикой средних размеров: сортировка, выкладывание узора.

Нанизывание колец, счетных палочек, катушек, пуговиц на леску.

Выкладывание узора из цветных палочек.

Вдевание лески в модель игры.

Обведение контура.

Игры с мячом: отбивание о пол, прокатывание по полу.

Игра «Птички и автомобили», «Птички» - расходящееся косоглазие.

Игры: «Поймай рыбку», «Найди свой цвет», «Чего не стало?».


Для детей с расходящимся косоглазием.
Общая продолжительность 10 -15 минут.

Упражнения те же, что и нагрузке N 5, только взор должен быть направлен вниз (без подставки).

Вырезание фигур, их деталей.

Игра « Набрось колечко», «Поймай рыбку».

Игра «Удочка». Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.

Для развития одновременного и бинокулярного зрения, положение глаз правильное. Величина объектов – маленькая. Время проведения – любое. Количество занятий в день 3-4 раза. Направление взора зависит от вида косоглазия.

Перерисовка через прозрачную бумагу.

Работа с разными картинками.

Самые разнообразные настольные игры, требующие рассмотрения мелких деталей.

Составление целого из частей.

Шитье по картону.

Кольцебросы.

Игры с мозаикой.

Настольные игры «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Шнуровка.


Развитие стереоскопического зрения.

Упражнения с кольцебросами. Набрасывание колец на стержень или различные фигуры: слон, заяц, гусь и т. д. с расстояния 2- 2,5 метра.

Зрительные нагрузки для детей 5 – 7 лет

Рассматривание предметных картинок.

Сортировка предметов по цвету, форме, величине, назначению: геометрические фигуры, сортировка предметных картинок по цвету, форме, назначению, сортировка природного материала по цвету, форме, нахождение одинаковых плодов, игры «Найди такую же картинку», «Найди пару».

Игра в лото с крупными картинками.

Игра в домино с яркими крупными картинками.

Нанизывание колец, счетных косточек, катушек и др.

Выкладывание узора из цветных палочек.

Распутывание лабиринтов (линии выполнены разным цветом – 2 этап – ориентировка на цвет).

Выкладывание узора из магнитной мозаики.

Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу, прокатывание в ворота.


Сходящееся косоглазие

Рассматривание в калейдоскоп, монокулярный фильмоскоп.

Нанизывание колечек, бусинок, пуговиц на леску.

Вдевание нитки, лески, проволоки в модель иглы.

Шитье по картону.

Шнуровка.

Обведение шаблонов по контуру, штриховка.

Игры в лото, домино на подставке.

Раскрашивание картинок, укрепленных на доске.

Рассматривание картинок, уменьшая и увеличивая расстояние до них.

Рассматривание картинок на вращающемся диске.

Магнитная мозаика (на подставке).

Соединение точек на бумаге в клетку.

Рассматривание далеких и высоких предметов.

Обведение 4-х клеточек в тетради.

Рисование орнамента – бордюра.

Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.

Прокатывание мяча в ворота, подбрасывание вверх, перекидывание друг другу, забрасывание в обруч.

Кольцебросы.

Распутывание лабиринтов.

Метание присосок.

Бадминтон, волейбол.

Метание мячей, мешочков, снежков в цель.

Игры на совмещение контура и предмета.


Расходящееся косоглазие

Работа с мелкой мозаикой.

Сортировка бусинок, бисера и др. по цвету, форме, величине, выкладывание из них узоров.

Нанизывание бусинок, пуговиц на леску.

Шнуровка.

Обведение изображений по контуру.

Штриховка и раскрашивание шаблона.

Перерисовка изображений через кальку.

Рассматривание в калейдоскоп.

Распутывание лабиринта (2 этап).

Выкладывание узора из цветных палочек.

Рассматривание предметов, их описание.

Составление целого из частей – кубики.

Катание мяча по полу, забрасывание его в лунку, корзину, отбивание об пол.

Вырезание фигур, их деталей.

Игра: «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Игры в лото, домино.

Игра «Удочка».

Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.


Развитие одновременного и бинокулярного зрения.

Сортировка бусинок, бисера, геометрических фигур по цвету, форме, величине. Составление из них узоров.

Нанизывание бус, бисера, колечек, пуговиц на леску.

Игры на совмещение контура, силуэта с предметом.

Составление целого из частей.

Шитье по картону.

Кольцебросы.

Игры с мозаикой.

Настольные игры: «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Шнуровка.

Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.

Работа с книжками – раскрасками.

Работа с разрезными картинками.

Настольные игры, требующие рассматривания мелких деталей.


Развитие стереоскопического зрения

«Надень кольцо», привязанное на ниточке, на конусы, елочки, стержни.

«Набрось кольцо на конусы, елочки, стержни».

Упражнения с кольцебросами. Набрасывание колец на стержень или различные фигуры: слон, заяц, гусь и т. д. с расстояния 2 – 2,5 метра.

Использование алгоритмов в обучении детей с нарушениями зрения

Использование алгоритмов является необходимым как на начальных этапах обучения так и в последующим периоде. Благодаря чётко усвоенной системе, слепые и слабовидящие получают возможность быстрее овладеть учебными знаниями и трудовыми навыками. Овладение алгоритмическими действиями позволяет людям с нарушенным зрением находить максимально конструктивные способы решения учебных задач. Использование алгоритмов подразумевает последовательное, пошаговое изучение объектов для максимально эффект. получения информации. Алгоритм -пошаговое обследование.

Алгоритм определения вида многоугольника:

  • 1)возьмите фигуру за самый заметный угол в левую руку, держите его большим и указательным пальцем. Это будет первый угод.
  • 2)ведите указ. пальцем правой руки по стороне многоугольника. Если палец почувствует острие и повернёт значит вы нашли угол, его надо считать -это будет второй угол.

Алгоритм описания овощей

1. цвет; 2. форма;3. величина;4. вкусовые качества;5. место произростания;6. в каком виде можно есть;7. польза.

Дозировка зрительной нагрузки и подбор наглядности с учётом зрительных, интеллектуальных и физических возможностей ребёнка

Вовлекая слепого и слабовидящего ребёнка в учебную деятельность необх. помнить о наличии возможных дефектах помимо нарушенного зрения, а также об ослабленности организма в следствии заболеваний. Своевременная смена видов деетельности содействует повышению работоспособности детей. Следует знать, что охрану зрения нельзя представлять как запрет им пользоваться, но использование повреждённого зрения не должно приносить дальнейшего ущерба. Рациональное включение остаточного зрения в деятельность не только не ухудшает состояние зрительных функций, а наоборот увеличивает скорость восприятия, улучшает различительную способность, цветовое зрение, способствует развитию дифференцированного зрит. восприятия.

Исходя из рекомендаций офтальмолога педагог должен использовать зрение учащегося в процессе обучения. Зрительная нагрузка должна строго дозироваться в соответствии со степенью и характ. нарушения зрительных функций и протекать в условиях, оптимальных для зрительной работы, к которым относится уровень освещённости рабочего места, использование средств оптической коррекции, разнообразные качества наглядных пособий (величина, контрастность…) размер нагрузки и т. д.

Важнейшим условием для нормальной зрительной работы явл. освещённость. Минимально допустимы для лиц с нарушением зрения явл. освещённость равная 500 люкс. Верхней оптимальной границей- 1000 люкс(ЛК). Повышение освещённости до 51500 люкс благотворно действует на зрит. чувствительность (снижаются её пороги).

Высокий уровень освещённости не противопоказан даже для лиц, страдающих светобоязнью при условии использования ими дымчатых фильтров.

Освещённость рабочего места устанавливается исходя из зрительной патологии (при близорукости-500-700 лк, при аномалиях рефлакции-250-700 лк, при заболеваниях зрит. нервного аппарата-250-700 лк и т. д.).

Так как заболевание глаз имеет зачастую комбинированный характер, наиболее приемлемой явл. освещение рабочего места 500-700 лк.

Необходимым условием явл. соблюдение определённого расстояния от глаза до рассматриваемого объекта к-е может колебаться в пределах от 25-30 см. Для зрительной работы большое значение имеет величина предлагаемых объектов. Предельно минимальные размеры объектов зависят от остроты зрения и составляют при остроте зрения от 0, 09-0, 2(3 мм).

Важным условием явл. дозирование зрит. нагрузки. Критерием для определения зрит. нагрузки явл. утомление зрит. анализатора. Максимально допустимой счит. Непрерывнодеятельная нагрузка для детей со снижением остроты зрения 15мм, для детей со снижением поля зрения -5 мм. Дозирование зрит. нагрузки должно исходить из состояния зрит. анализатора. Особое внимание уделяется школьникам с прогрессирующими заболеваниями глаз. В некоторых случаях зрит. раб. Может быть полностью противопоказана. При использовании наглядности следует учитывать состояние поля зрения.

Патологическое изменение поля зрения ведёт к нарушению зрит. отражения пространства, которая в зависимости от характера нарушения либо сужается либо деформируется (в норме по горизонтали 180 градусов, по верт. -90).

Установлено, что при восприятии объекта на расстоянии 33 см от неподвижного глаза ученики, имеющие сужение границ поля зрения до 5 градусов могут охватить взором предмет величиной до 5 см, 10 град. -10 см, 15 гр. -15 см и т. д. (концентрическое сужение поля зрения). Если имеется неравномерное сужение поля зрения, например, на 10 гр. к верху и на 30 гр. к низу, то ученик сможет увидеть предмет высотой 20 см, т. е. если имеется неравномерное сужение границ поля зрения, то указанное в каждую сторону количество градусов надо сложить и разделить пополам. Например, 50 гр. и 440 гр. =90/2

При использовании наглядных пособий необх. Учитывать такую функцию зрения как цветоразличение (хроматическое зрение).

При организации учебного процесса учитывается, что хроматическая чувствительность различна в разных частях спектра. Наиболее высокая различительная чувствительность к жёлтому и голубому цвету, наиболее низкая-к краям спектра (красный, фиолетовый). Следовательно наиболее подходящие для слабовидящих явл. светлые тона.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...