". Басенный мир И.А.Крылова " Всегда ли в басне прячется мораль?" Мораль всех басен
Она представляет собой произведение в стихах или прозе, носящее сатирический характер. Любая басня начинается или заканчивается нравоучительными фразами, которые в литературных кругах принято называть моралью. Главными героями таких произведений выступают люди, птицы, звери, растения, неодушевлённые предметы.
Из истории басен
Первым баснописцем считается Эзоп, живший в Древней Греции в VI-V ст. до н. э. У римлян знаменитым автором сатирических произведений был Федр (I век н. э.). XVII столетие подарило Франции и всему миру талантливого баснописца Жана де Лафонтена. В России самым известным сочинителем нравоучительных поэтических произведений был Иван Андреевич Крылов (1769-1844). Поэт написал за свою жизнь 236 басен, которые при нём были выпущены в 9 сборниках. В своих сатирических творениях Иван Андреевич затронул всю Россию: от простых мужиков до вельмож и царя. Некоторые басни Крылова по своим сюжетам перекликаются с произведениями Эзопа и Лафонтена. Есть в его творчестве и полностью оригинальные истории, содержание которых не встречалось нигде ранее.
Герои повествований
Каждому русскому человеку с детства знаком Иван Крылов. Басни его написаны доступным языком с использованием фразеологизмов, поговорок и пословиц. Их сюжеты отличаются достоверностью происходящего и затрагивают злободневные темы. Жадность, глупость, тщеславие, лицемерие, умственная ограниченность и прочие человеческие пороки преподносятся в произведениях поэта в самом непривлекательном виде. Хоть герои басен Крылова в большинстве своём животные, но их образы автор всегда ассоциировал с людьми. Его сатира высмеивает бездельников-дворян, судей, чиновников, бюрократов, безнаказанно творящих свои чёрные дела. Досталось от творчества Ивана Андреевича и императору Александру I: он не в самом лучшем виде представлен в образе царя зверей, льва, в баснях «Пёстрые овцы» и «Рыбья пляска». В противовес знати и богатым людям Крылов сочувствует беднякам, страдающим от беззакония и крепостного права.
Особенность творений поэта
Басни Крылова - короткие сатирические литературные творения, отличающиеся увлекательным сюжетом, динамичностью, реалистичными диалогами, психологической достоверностью образов героев. Одни из его сатир описывают бытовые сценки («Купец», «Два мужика»), другие являются аллегориями («Дикие козы»), третьи - памфлетами («Щука», «Пёстрые овцы»). Есть у Крылова и рассказы в стихотворной форме («Мот и Ласточка»). Уникальность басен поэта заключается в том, что, несмотря на свой более чем солидный возраст, они не потеряли актуальности и сегодня. И это неудивительно, ведь человеческие пороки с течением времени не меняются.
Характеристика «Квартета»
Знакома всем басня «Квартет». Крылова подтолкнули на её сознание неучи, которые берутся не за своё дело. Сюжет басни, написанной в 1811 году, довольно прост: мартышка, медведь, осёл и козёл решили организовать музыкальный квартет. Но как они ни старались играть на инструментах, сколько раз ни пересаживались, у них ничего не получалось. Герои басни не учли самого главного: одного желания недостаточно, чтобы стать музыкантами. Для этого нужно ещё как минимум знать нотную грамоту и владеть игрой на инструментах. Во фразе соловья, ставшего случайным свидетелем неудачных попыток квартета сыграть, заключается мораль всей басни: как бы они ни садились, но музыканты из них всё равно не получатся.
Басня «Квартет» Крылова относится не только к горе-музыкантам. Поэт в ней выражал мысли о том, что умение и талант необходимы во всех начинаниях, за которые берётся человек. Нередко люди переоценивают свои способности и хватаются за непосильные дела, будучи уверенными в том, что у них всё получится без знаний и предварительной подготовки. Тщеславие, самоуверенность и хвастливость застилают им глаза пеленой, и они не хотят понять одного: любому занятию нужно обучаться, а для этого необходимо долгое время и талант. В своём произведении автор открыто смеётся над глупцами и болтунами, у которых слова расходятся с делом. Герои басни «Квартет» олицетворяют у автора политических деятелей тех времён, которым не хватало профессионализма для принятия правильных решений.
Несколько слов о «Лебеде, раке и щуке»
Рассматривая басни Крылова, нельзя оставить без внимания его известное сатирическое творение «Лебедь, рак и щука» (1814). В сюжете произведения прослеживается тонкий намёк на события, происходящие в те времена в России - возмущение российского народа раздором, царившим в Государственном совете. Начинается басня с короткого трёхстрочного назидания, смысл которого заключается в простой истине: если среди друзей нет согласия, тогда за что бы они ни взялись, ничего у них не получится. Именно во вступлении Крылов и выразил мораль басни. Далее следует само повествование о том, как щука, рак и лебедь впряглись в воз, однако так и не смогли сдвинуть его с места, ведь каждый из них тянул его в свою сторону. Басня является одним из наиболее известных творений поэта, она стала популярной ещё при его жизни и остаётся таковой по сегодняшний день. Последняя строчка басни «а воз и ныне там» превратилась в крылатую фразу, символизирующую отсутствие единства в мыслях и действиях, а главные персонажи стихотворения стали героями многочисленных карикатур.
В современную школьную программу всегда входит Иван Крылов. Басни его отличаются простотой восприятия и поэтому понятны детям всех возрастов. С особым интересом читает подрастающее поколение «Ворону и Лисицу», написанную автором в 1807 году. На создание произведения Крылова вдохновило творчество Эзопа, Федра, Лафонтена и прочих баснописцев, которые уже использовали похожий сюжет с лисой и вороной. Краткое содержание басни следующее: ворона где-то достала кусок сыра и взлетела на дерево, дабы съесть его. Пробегающей мимо лисе лакомство пришлось по душе, и она захотела выманить его у птицы. Сев под дерево, плутовка начала просить ворону спеть, всячески расхваливая её вокальные способности. Птица поддалась на льстивые речи, каркнула и сыр выпал из её клюва. Лиса схватила его и удрала. Мораль басни звучит в первых её строчках: с помощью лести человек всегда добьётся своего.
Другие известные басни
Мораль басен Крылова понятна каждому. В произведении «Стрекоза и Муравей» её смысл заключается в том, что тот, кто не думает о завтрашнем дне, рискует остаться голодным, холодным и без крыши над головой. Крылов воспевает в своём творении трудолюбие и насмехается над беззаботностью, глупостью и ленью.
Мораль басни «Мартышкины очки» в том, что люди, не разбирающиеся в деле, за которое берутся, выглядят смешно. В сатирическом произведении в образе мартышки высмеиваются невежды, а очки отождествляются со знаниями. Люди, не понимающие ничего в науке и берущиеся за неё, своей глупостью только смешат окружающих.
Несмотря на то что басни Крылова короткие, в них очень чётко отображено отношение автора ко всевозможным человеческим недостаткам. Как ни странно, но по истечении двух столетий, прошедших со времён написания произведений поэта, в обществе ничего не изменилось, поэтому их можно и сегодня использовать в качестве нравоучительных историй и воспитывать на них подрастающее поколение.
Мораль в баснях И.А. Крылова
Выполнила студентка 2 а группы
Краснова Марина
Мораль – это закон или…?
- Мораль басен Крылова продиктована самой жизнью. Жизнь – понятие разностороннее, но, однако, в жизни есть такие понятия, которые не подвластны времени. Это честность, искренность, уважение и т. д. Из двух сотен басе Крылова уцелело только два десятка. Остальные 180 нашему времени уже не интересны, т. к. люди и события, осмеянные Крыловым, остались далеко в прошлом.
А ларчик просто открывался.
… Механик пуще рвётся.
Потел, потел; но наконец устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.
Мораль басни «Ларчик» выражена в начальном четверостишии:
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто
Ворона и лисица
Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не в прок и в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Квартет
А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь.
Лебедь, рак и щука
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука.
Мартышка и очки
К несчастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь,- цены не зная ей, невежда про нее свой толк все к худу клонит: а ежели невежда познатней, так он её ещё и гонит.
Осёл и соловей
Избави Бог и нас от этаких судей(судить без знания дела абсурдно, а принимать во внимание такие суждения тем более).
Стрекоза и муравей
Ты все пела? Это дело: так поди же попляши!
Волк и ягнёнок
У сильного всегда бессильный виноват…
Волк на псарне
И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой.
Петух и Жемчужное зерно Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то все у них пустяк.
Свинья под дубом
Невежда так же в ослепленье Бранит науку и ученье И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
С самого детства с нами идут по жизни персонажи произведений Крылова. Мораль басни Крылова, любой из них, зачастую помогает нам разобраться в жизненных ситуациях, сделать правильные выводы в трудном случае. Басню как таковую мы читаем с ранних школьных лет! И в нашей с вами памяти хранятся эти яркие образы, которые так и приходят на ум, когда возникает «патовая» ситуация. Скажем, мораль басни Крылова помогает нам жить! И мы не устаем удивляться проницательности автора произведений.
Извечные темы
То припомнится Моська, лающая на Слона, тщетно пытающаяся произвести впечатление бесстрашной и храброй. И многие верят!
То перед глазами Обезьяна, насмехающаяся над собой, не узнавшая своего отображения в зеркале.
То Волк объясняет Ягненку, что, дескать, он во всем виноват лишь тем, что Волку кушать хочется...
То Мартышка (и это особенно актуально в наши дни!), не зная ценности очков, разбивает о камень!
Все это — известные басни Крылова. Мораль каждой из них, как правило, заключается в нескольких емких словах или фразах, зарифмованных автором для пущего запоминания. Да, каждая мораль басни Крылова давно превратилась в «крылатое выражение», как мы привыкли это называть! Крыловское слово остро!
Некоторые критики говорят, что, мол, Иван Крылов писал совсем не для детей, и подлинный смысл его басен детям не понятен. Но мораль басни Крылова, почти что каждой, выписана настолько ясно, что это понятно каждому, даже ребенку! И стоит нам услышать: «...мораль сей басни такова...» - Крылов подразумевается моментально!
Крылов и Эзоп
Сопоставим с работами известного греческого литератора — Эзопа (от него и пошло сие выражение «эзопов язык», язык иносказания). По сравнению с баснями Эзопа, жившего в шестом веке до нашей эры, басни Ивана Крылова отличаются персонажей. А также у Крылова сюжеты мастерски зарифмованы, обладают емкими фразами, четко запоминаются читателям. Например, «Муравей и Жук» Эзопа и «Стрекоза и Муравей» Крылова.
«Стрекоза и Муравей» и «Муравей и Жук»
Так что же у этих произведений общего и чем они отличаются?
Общий, сюжет. Персонажи также перекликаются друг с другом. Но у Эзопа Жук будет сочувствовать Муравью, а Муравей, в свою очередь, ограничивается только высказыванием упрека: «Если бы ты работал, то не сидел бы без корма». Позиция русского баснописца гораздо жестче по отношению к бездельникам и тунеядцам: «так пойди же, попляши!»
Стрекоза и Жук чем-то похожи (наверное, тем, что и та и другой — насекомые!), но их поведение и в том и в другом случае обуславливает реакцию Муравья. В случае с Эзопом это более мягкое нравоучение, скорее, пожелание, подразумевающее сочувствие. А в случае с Крыловым мы видим прямой упрек и пожелание «идти плясать» без всякого видимого сочувствия к пострадавшей от стихии Стрекозе.
К тому же у Крылова развитию сюжета помогает рифма — а так басня лучше запоминается на слух! Крылов склонен использовать национальные образы, привязывать сюжет басни к "национальным реалиям", и от этого повествование становится еще ярче, еще весомее.
Ответы к школьным учебникам
К стр. 67
1.Кто главные герои басни? В каких строчках заключена мораль басни? В чём смысл морали?
Главные герои басни - Ворона и Лисица.
Мораль басни заключена в первых 3-х строчках:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Смысл морали в том, чтоб дать урок нравственности: льстить плохо, вредоносно, но люди обожают лесть. Но лесть никогда не употребляют люди с незапятнанным сердечком.
2.Какая ситуация подтверждает эту мораль? Как относится автор к Вороне и Лисице? Как он называет Лисицу? Какие хитрости пускает в ход Лисица, чтобы отобрать у Вороны сыр? Как передаёт баснописец состояние Вороны, услышавшей слова лести? Кого осуждает Крылов? Кого высмеивает? Могло ли что-то подобное произойти с людьми? Были ли у вас похожие ситуации?
Ситуация, когда Лисица околпачивает Ворону, подтверждает эту мораль. Создатель относится к Вороне с издевкой и легким сочувствием, а к Лисице с осуждением.
Крылов именует Лисицу «плутовкой». Чтоб отобрать у Вороны сыр, Лисица пускается на хитрости: она льстит Вороне, хвалит ее надуманную красоту, глас и провоцирует ее на то, чтоб она зрела.
У Вороны, услышавшей похвалы Лисицы, кружится голова от счастья, «От радости в зобу дыханье сперло», другими словами Ворона надулась от значимости.
Крылов осуждает Лисицу и высмеивает глуповатую Ворону. Подобные ситуации нередко происходят с людьми.
3.Прочитайте самостоятельно басни «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Подготовьте анализ одной из них, определите мораль, аллегорический смысл басен, подготовьте вопросы для викторины, например:
а)Из какой басни взяты слова?
А ларчик просто открывался...
б)Из каких басен извлечена мораль?
-Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
-Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт...
«Квартет».
Мораль (выражена в словах Соловья):
«...А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Аллегорический смысл этой басни в том, что никакие внеш-ние изменения не помогут человеку, если у него нет способно-стей, таланта и умения.
«Лебедь, Щука и Рак».
Мораль:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Аллегорический смысл: общее дело можно сделать, только объединив совместные усилия.
«Две бочки».
Мораль:
Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку;
Кто дёлов истинно, - тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепко думу Без шуму.
Аллегорический смысл басни в том, чтобы показать различие между трудолюбивым человеком, который молча делает свое дело, и пустым, бесполезным человеком, который громко шумит о. своих якобы делах.
Вопросы для викторины.
1) Из каких басен слова?
а) «...Так поди же, попляши!»
б) Избави бог и нас от таких арбитров.
в) «...Слона-то я и не приметил».
г) «...Посильнее кошки зверька нет!»
2) Из каких басен мораль?
а) Случается часто нам
И труд и мудрость созидать там,
Где стоит только додуматься,
За дело просто взяться.
б) Примолвить к речи тут годится,
Но ничьего не трогая лица,
Что делом, не сведя конца,
Не нужно хвалиться.
в) Свет полон дружбою такою.
Про сегодняшних друзей льзя молвить, не греша,
Что в дружбе они все чуть ль не одиноки:
Слушать - кажется, одна у их душа, -
А только кинь им кость, так что твои собаки!
г) Невежи судят точно так:
В чем толку не усвоют, то все у их пустяк.
3) Из каких басен эти герои?
а) Слон, овцы, волки.
б) Крестьянин, Дерево, Змея.
в) Мужчина, гуси, прохожий.
г) Собака, Лев, Волк, Лиса.