Царица анна леопольдовна краткая биография. Биография правительницы российской империи анны леопольдовны


19. Мэри Лоран
20. "Бар в Фоли-Бержер"
21. Запоздалые почести

МАНЕ Эдуард (1832-1883) - французский живописец и график, один из ярчайших художников, положивших начало импрессионизму.

Художественное кредо Э.Мане сформировалось в основном под влиянием разочарования, вызванного поражением буржуазной революции 1848 г. Под непосредственным впечатлением от этого события семнадцатилетний парижанин из буржуазной семьи бежал из дома и нанялся матросом на морское парусное судно. В дальнейшем путешествовал мало и почти всю свою жизнь провел в неустанной работе в своей мастерской.

Э.Мане резко выступал против академических форм творчества, но на протяжении почти всей своей жизни он испытывал глубокое уважение к традициям некоторых великих мастеров, непосредственное или опосредованное влияние которых проявляется во многих его произведениях ("Балкон" , 1868-1869, Музей Орсэ, Париж; "За кружкой пива" , 1873, Собрание К.Тисен, Филадельфия).

Характер его живописи во многом определяется опытом его предшественников: великих испанцев Веласкеса и Ф.Гойи, знаменитого голландского мастера Ф.Хальса, французских живописцев О.Домье и Г.Курбе, но также и стремлением перешагнуть за существующие традиции и создать новое, современное, отражающее окружающий мир искусство. Первым шагом на этом пути явились две картины, прозвучавшие как вызов официальному искусству: "Завтрак на траве" (1863, Музей Орсэ, Париж) и "Олимпия" (1863, Музей Орсэ, Париж). После их написания художник подвергся жестокой критике со стороны публики и прессы, на его защиту встала лишь небольшая группа художников, среди которых были К.Моне , Э.Дега , П.Сезанн и др., а нападки журналистов отражал один Э.Золя. В благодарность в 1868 г. Э.Мане пишет портрет писателя (Музей Орсэ, Париж), представляющий собой классический пример характеристики модели при помощи натюрмортных деталей.

Импрессионисты считали Э.Мане своим идейным вождем и предшественником. Но его искусство гораздо шире и не укладывается в рамки одного направления, хотя художник всегда поддерживал импрессионистов в основополагающих взглядах на искусство, касающихся работы на плэнере и отражения мимолетного впечатления от реально существующего мира. Так называемый импрессионизм Э.Мане более близок живописи японских мастеров. Он упрощает мотивы, уравновешивая в них декоративное и реальное, создает обобщенное представление о виденном: чистое впечатление, лишенное ненужных подробностей, выражение радости ощущения ("На берегу моря" , 1873, Собрание Ж.Дусе, Париж). Э.Мане неоднократно участвовал в совместной работе с К.Моне и О.Ренуаром на берегах Сены, где основным мотивом его картин становится ярко-синяя вода ( "В лодке" , 1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Э.Мане любит рисовать человека на фоне пейзажа, передавая ощущение свежести природы его мимикой, жестом и выразительными позами ("Аржантёй" , 1874, Музей искусств, Турне).

Наиболее близка к импрессионистическом восприятию мира картина "Лодка - мастерская К.Моне" (1874, Новая пинакотека, Мюнхен), в которой, используя дополнительные желтые и синие мазки, художник добивается полной иллюлзии вибрирующего движения воды, затененной лодкой. Нельзя сказать, что эта работа на пленэре сильно изменила творческую манеру художника, но она значительно обогатила его живописную палитру. Так, он отказался от использования чистого черного цвета, особенно при написании пейзажей, и заменил его сочетанием отдельных мазков разного цвета.

В 1874 г. Э.Мане совершает путешествие в Венецию, впечатления от которого вылились в серию импрессионистических картин, написанных энергичными мазками ("Канале Гранде в Венеции", 1875, Компания Провидент Секьюрити, Сан-Франциско).

В поздний период своего творчества Э.Мане отходит от импрессионизма и возвращается к своему прежнему стилю. В середине 1870-х гг. увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между силуэтом и объемом ("Женщина, подвязывающая чулок", 1880, Собрание Нансен, Копенгаген). Работа Э.Мане пастелью способствовала смягчению его живописной манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные произведениями современных ему писателей ("Нана" , 1877, Кунстхалле, Гамбург; "У папаши Латюиль" , 1879, Музей, Турин).

Вершиной творчества Э.Мане является его знаменитая картина " Бар в Фоли Бержер " (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму, и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве. Четкий передний план картины противопоставлен заднему - неясному и почти фантастическому зеркальному отражению. Это произведение можно считать программным в творчестве Э.Мане, так как оно отражает его излюбленные темы: натюрморт, портрет, различные световые эффекты, движение толпы.

Официальное признание Э.Мане получил в 1882 г., когда ему был вручен орден Почетного Легиона - главная награда Франции.

Литература:
1. Э.Золя. Эдуард Мане. Пер. с франц. Л., 1935.
2. Э.Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. Пер. с франц. М., 1965.
3. Чегодаев А.Д. Э.Мане. М., 1985.

По материалам из книги "Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.

Основные даты жизни и творчества Эдуарда Мане

1844
Мане поступил в коллеж Роллен.

1847
Мане провалился на конкурсных экзаменах в Мореходную школу.

1849, 5 февраля - 10 апреля
Мане в Рио-де-Жанейро. 13 июня - возвращение во Францию.

1853
Первое путешествие Мане в Италию.

1856, весна
Мане покидает мастерскую Кутюра; вместе с Альбером де Баллеруа он снимает мастерскую на улице Лавуазье.

1856, лето
Путешествие в Голландию, Германию, Австрию; второе путешествие в Италию.

1858
Начало дружбы Мане и Бодлера. Мане пишет "Мальчика с вишнями" и начинает "Любителя абсента".

1859
Мане окончательно порывает с Кутюром; жюри Салона отклоняет "Любителя абсента".

1860
Мане поселяется вместе с Сюзанной Ленхоф в квартале Батиньоль. Пишет "Музыку в Тюильри", "Портрет родителей", "Гитарреро", "Мальчика с собакой".

1861
Успех "Гитарреро" в Салоне; Мане удостоился "почетного упоминания".

1862
Мане пишет "Уличную певицу", "Викторину Меран в костюме эспада" и серию картин, посвященную испанской танцевальной труппе (в том числе "Лолу из Валенсии"). Делает первый эскиз "Завтрака на траве".

1863, март
Выставка картин Мане в галерее Мартине. Жюри Салона отвергает "Лолу", "Махо", "Завтрак на траве". Они выставлены в "Салоне отвергнутых" и вызывают невероятный скандал.

1863, октябрь
В Залт-Бомме Мане обвенчался с Сюзанной Ленхоф. Фантен-Латур пишет картину "В честь Делакруа", изобразив Мане в числе подлинных наследников только что умершего живописца.
Мане пишет "Олимпию".

1864
Мане выставляет в Салоне "Эпизод боя быков" и "Мертвого Христа". Пишет "Бой "Кирсэджа" и "Алабамы", морские пейзажи и многочисленные натюрморты.

1865
Выставлена "Олимпия". Мане едет в Испанию.

1866
Жюри Салона отвергает "Трагического актера" и "Флейтиста". Начало встреч художников-новаторов в кафе Гербуа. Эмиль Золя начинает в газете "L"Evenement" кампанию в защиту Мане.

1867
Во время Всемирной выставки Мане по примеру Курбе устраивает частную выставку. Пишет "Расстрел императора Максимилиана", но полиция запрещает выставлять эту картину и распространять выполненную с нее литографию. Умер Бодлер.

1868
В Салоне выставлены "Женщина с попугаем" и "Портрет Золя". Мане посетил Лондон.

1868, Осень
Мане пишет "Завтрак в мастерской", "Балкон", "Чтение", "Портрет Т.Дюре".

1869
В Салоне выставлены "Завтрак в мастерской" и "Балкон". Пишет "Отдых" (портрет Берты Моризо).

1870
Фантен-Латур выставил в Салоне картину "Мастерская в квартале Батиньоль", изобразив Мане главой кружка художников-новаторов. Там же показаны "Урок музыки" и "Портрет Эвы Гонсалес" самого Мане. В начале лета Мане впервые пишет картину на пленэре ("Сад").

1870, сентябрь - 1871, январь
Мане участвует в обороне Парижа, осажденного пруссаками.

1871, 12 февраля
Мане уезжает в Оролон-Сент-Мари.
22 февраля
В Бордо пишет картину "Порт".
Март
Мане в Аркашоне пишет пейзажи.
Конец мая
Возвращается в Париж, делает зарисовки расправы версальцев с коммунарами. Все виденное вызывает у Мане глубокую нервную депрессию.

1872, январь
Поль Дюран-Рюэль покупает сначала две картины Мане ("Натюрморт с семгой" и "Лунный свет в Булонском порту"), а затем еще около 30 картин - всего на 53 тысячи франков.
Июнь
В Салоне выставлен "Бой "Кирсэджа" и "Алабамы". Мане снимает мастерскую на улице С.-Петербург. Пишет "Берту с веером", "Берту в трауре" и "Скачки в Булонском лесу". Поездка в Голландию.

1873
Успех в Салоне картины "Кружка пива". Возобновление встреч в кафе Гербуа. Мане сближается с Малларме. Пишет "Бал-маскарад в Опере", "Партию в крокет", "Ласточки в Берке".

1874, весна
Мане отказывается присоединиться к созданному "батиньольцами" "Анонимному обществу живописцев, скульпторов и графиков" и участвовать в их первой групповой выставке. Жюри Салона принимает его картину "Железная дорога", но отвергает "Бал-маскарад" и "Ласточек".
Лето
Мане работает в Аржантейе вместе с Клодом Моне. Пишет "Аржантей", "В лодке", "Женщину на берегу Сены".

1875
В Салоне скандал в связи с картиной "Аржантей". Мане пишет "Стирку" и "Художника" (портрет Марселена Дебутена). Поездка в Венецию.

1876
Жюри отвергает "Стирку" и "Художника"; Мане выставляет их в своей мастерской. Знакомство с Мери Лоран. Пишет "Портрет Малларме", "Портрет Фора в роли Гамлета", "Нана".

1877
Жюри Салона принимает "Портрет Фора", но отвергает "Нана" как "безнравственную картину". У Мане начинается атаксия.

1878
Мане не посылает свои работы в Салон. Пишет два вида улицы Монье ("Мостильщики", "14 июля"), "Блондинку с обнаженной грудью", начинает усиленно работать в технике пастели.

1879
В Салоне выставлены картины "В лодке" (1874) и "На скамейке". Пишет "У папаши Латюиль" и "Автопортрет". Работает над портретом Жоржа Клемансо. Лечится в гидротерапевтической клинике в Бельвю.

1880, 8-30 августа
Выставка Мане в галерее газеты "La Vie moderne" (10 картин и 15 пастелей). В Салоне выставлены "У папаши Латюиль" (1879) и "Портрет А.Пруста". Пишет серию натюрмортов. Мане проходит второй курс лечения в Бельвю.

1881
В Салоне, где выставлены "Портрет Пертюизе" и"Портрет Рошфора", Мане получает медаль второго класса и теперь может посылать свои работы на выставку вне контроля жюри.
Лето
Мане живет в Версале, его болезнь прогрессирует. Пишет картину "Весна" (портрет Ж. де Марси). Начинает "Бар в Фоли-Бержер".

1882
В Салоне выставлены "Весна" и "Бар в Фоли-Бержер". Лето проводит в Рюэле. Пишет пейзажи и натюрморты с цветами и плодами. Болезнь его резко обостряется.

1883, 19 апреля
Мане ампутируют пораженную гангреной левую ногу.
30 апреля
xМане скончался.

1884, 6-29 января
Ретроспективная выставка произведений Мане в залах Школы изящных искусств (154 картины, акварели и пастели, 22 офорта, 4 литографии, 13 рисунков). Предисловие к каталогу написал Э.Золя.
4-5 февраля
Распродажа мастерской Мане в Отеле Друо: 93 картины, 30 пастелей, 14 акварелей, 23 рисунка, 9 офортов и литографий проданы всего за 116 637 франков.

1885, 5 января
В ознаменование первой годовщины со дня открытия посмертной выставки Мане в кафе папаши Латюиля устроен банкет почитателей художника под председательством А.Пруста (присутствовало 150 человек).

1889
В экспозиции "Сто лет французского искусства", устроенной А.Прустом во время Всемирной выставки в ознаменование столетия Великой французской революции, экспонируется 14 картин Мане. К.Моне открывает общественную подписку для приобретения "Олимпии".

1890
"Олимпия" принесена в дар Люксембургскому музею в Париже.

1895
В Люксембургский музей по завещанию Кайботта поступили "Балкон" и "Аржантей".

1900
13 картин Мане экспонируются на Всемирной выставке в Париже.

1905, 18 октября - 25 ноября
Почетная выставка Мане в Осеннем Салоне (26 картин, 5 пастелей).

1907
Клемансо добивается включения "Олимпии" в собрание Лувра.

По материалам книги А.Перрюшо "Эдуард Мане"./ Пер. с фр., послесл. М.Прокофьевой. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб. 2000. - 400 с., 16 с. ил.

Правительница Российской империи, родилась в Ростоке 7 декабря 1718 г. от герцога мекленбург-шверинского Карла-Леопольда и супруги его Екатерины Иоанновны (внучки царя Алексея Михайловича), была крещена по обряду протестантской церкви и названа Елизаветой-Екатериною-Христиной. Молодая Елизавета недолго оставалась при отце. Грубый, деспотичный нрав герцога принудил Екатерину Иоанновну покинуть мужа и вместе с дочерью возвратиться в Россию в 1722 году. Родители Елизаветы едва ли особенно заботились о ее воспитании. На это воспитание, по-видимому, обращено было некоторое внимание лишь по воцарении младшей сестры герцогини Екатерины - Анны Иоанновны , когда снова возник вопрос о престолонаследии. Анна Иоанновна, как известно, не имела прямых наследников; для того, чтобы оставить после себя законных преемников, императрица по совету гр. Остермана , гр. Левенвольда и Феофана Прокоповича выразила намерение назначить наследником престола кого-либо из будущих детей молодой племянницы своей Елизаветы. Это намерение сразу придало Елизавете особенное значение при дворе. Феофану Прокоповичу поручено было наставлять ее в православной вере, а 12 мая 1733 г. Елизавета приняла православие и названа Анной в честь императрицы. Анна Иоанновна заботилась не только о духовном, но и о светском воспитании племянницы. Для этих целей она избрала ей в наставницы г-жу Адеркас - женщину умную и опытную, не оказавшую, однако, благотворного влияния на духовное развитие своей воспитанницы; есть также упоминания об учителе принцессы Геннингере. Но плохое воспитание, данное принцессе Анне, не мешало императрице думать о выдаче ее замуж. Выбор первоначально пал на маркграфа бранденбургского Карла, родственника короля прусского. Уже начались переговоры по этому делу; но встревоженный Венский двор поручил фельдмаршалу Секендорфу, находившемуся тогда в Берлине, всеми мерами воспрепятствовать успешному исходу таких переговоров. Секендорф действовал настолько удачно, что дело расстроилось, и из Вены последовало предложение выбрать в женихи принцессе Анне принца Антона-Ульриха Брауншвейг-Люнебургского, племянника императрицы римской. Предложение не было отвергнуто, и молодой принц приехал в Петербург в феврале 1733 года. Хотя принц и не понравился Анне Леопольдовне, тем не менее ей пришлось считать его своим женихом. А между тем естественное чувство влекло ее в другую сторону. Ей особенно нравился молодой, красивый граф Карл-Мориц Линар, посланник саксонский. Г-жа Адеркас не только не препятствовала, но прямо благоприятствовала сношениям своей воспитанницы с ловким графом. Интрига обнаружилась летом 1735 года, и г-жа Адеркас потеряла место, а граф Линар был отослан под благовидным предлогом обратно к Саксонскому двору. Принцессу тем не менее через четыре года выдали замуж за принца Антона; 3 июля 1739 г. пышно отпразднована была эта свадьба, а через 13 месяцев (12 августа 1740 г.) у молодых супругов родился сын Иоанн.

В это время здоровье императрицы уже стало внушать серьезные опасения. Возникал вопрос о том, кому поручить управление государством. Манифестом 5 октября 1740 г. государыня "определила в законные после себя наследники внука своего принца Иоанна". Но до совершеннолетия принца необходимо было назначить регента. Вопрос официально оставался нерешенным почти до самого дня кончины императрицы. Лишь 16 октября, за день до смерти, Анна Иоанновна регентом назначила Бирона. Манифест 17 октября 1740 года, извещавший о кончине императрицы Анны Иоанновны , давал знать, что согласно воле покойной, утвержденной ее собственноручною подписью, империя должна быть управляема по особому уставу и определению, которые изложены будут в указе Правительствующего Сената. Действительно, 18 октября обнародован был указ, которым герцог Бирон , согласно воле императрицы, назначался регентом до совершеннолетия принца Иоанна и таким образом получал "мочь и власть управлять всеми государственными делами как внутренними, так и иностранными".

Хотя назначению Бирона в регенты способствовали важнейшие придворные чины и сановники государства (А. П. Бестужев-Рюмин, фельдмаршал Миних , канцлер кн. Черкасский, адм. гр. Головкин, д. т. сов. кн. Трубецкой, обер-штальмейстер кн. Куракин, ген.-пор. Салтыков, гофмар. Шепелев и ген. Ушаков), тем не менее, сам Бирон сознавал всю шаткость своего положения. Регент поэтому начал свое управление рядом милостей: издан был манифест о строгом соблюдении законов и суде правом, сбавлен подушный оклад 1740 г. на 17 копеек, освобождены от наказания преступники, кроме виновных по двум первым пунктам: воров, разбойников, смертных убийц и похитителей многой казны государевой. В то же время сделано было распоряжение для ограничения роскоши в придворном быту: запрещено носить платья дороже 4-х рублей аршин. Наконец, дарованы милости отдельным лицам: кн. А. Черкасскому возвращен камергерский чин и дозволено жить, где захочет, В. Тредиаковскому выдано 360 руб. из конфискованного имения А. Волынского. - Все эти милости показывали, что и сам Бирон далеко не был уверен в прочности своего положения, а эта неуверенность, разумеется, еще более возбуждала против него общественное мнение. В гвардии послышались недовольные голоса П. Ханыкова, М. Аргамакова, кн. И. Путятина, Алфимова и др. Явились доносы на секретаря конторы принцессы Анны, М. Семенова, и на адъютанта принца Антона-Ульриха, П. Граматина. Движение это было тем опаснее для Бирона, что недовольные не только отрицали права герцога на регентство, но прямо задавали вопрос, почему же регентами не назначены были родители молодого принца? Естественно поэтому, что центрами этого движения против регента были принц Антон, а затем и сама Анна Леопольдовна. Еще за 11 дней до смерти императрицы подполковник Пустошкин, узнав о назначении принца Иоанна наследником, проводил мысль, что от российского шляхетства надобно подать государыне челобитную о том, чтобы принцу Антону быть регентом. Хотя попытка Пустошкина не удалась, принц Антон, тем не менее, стремился переменить постановление о регентстве и по этому поводу обращался за советом к Остерману и Кейзерлингу, а также находил поддержку и сочувствие в вышеназванных представителях гвардии. Испуганный Бирон велел арестовать главных его приверженцев, а в торжественном собрании кабинета министров, сенаторов и генералитета 23 окт. заставил Антона-Ульриха наравне с другими подписать распоряжение покойной императрицы о регентстве, а через несколько дней принудил принца отказаться от военных чинов. Самой гвардии грозил также разгром: Бирон поговаривал о том, что рядовых солдат дворянского происхождения можно определить офицерами в армейские полки, а места их занять людьми простого происхождения. Таким образом и эта попытка сделать принца Брауншвейгского регентом окончилась неудачей. Но, кроме принца Антона, во всяком случае не менее законные притязания на регентство могла иметь Анна Леопольдовна. Слишком слабая и нерешительная для того, чтобы самой осуществить эти притязания, принцесса нашла себе защитника в лице графа Миниха. Честолюбивый и решительный фельдмаршал рассчитывал, что в случае удачи он займет первенствующее положение в государстве, и поэтому немедленно взялся за дело. Седьмого ноября Анна Леопольдовна жаловалась фельдмаршалу на свое безвыходное положение, а в ночь с 8 на 9-е, с согласия принцессы, он вместе с Манштейном и 80 солдатами своего полка арестовал регента, ближайших его родственников и приверженцев. Самого герцога особая комиссия приговорила даже к смертной казни 8 апреля 1740 г., а Бестужева - к четвертованию 27 января 1741 г. Наказания эти, однако, смягчены: Бирон был сослан в Пелым, Бестужев - в отцовскую пошехонскую деревню на житье без выезда.

Таким образом, 9-го ноября, по низвержении Бирона , Анна Леопольдовна провозгласила себя правительницей. Странно было видеть бразды правления в руках доброй, но ленивой и беспечной внучки царя Иоанна Алексеевича. Плохое воспитание, какое она получила в детстве, не вселило в нее потребности к духовной деятельности, а при полном отсутствии энергии жизнь принцессы превращалась в мирное прозябание. Время она проводила большею частью лежа на софе или в карточной игре. Одетая в простое спальное платье и повязав непричесанную голову белым платком, Анна Леопольдовна нередко по нескольку дней сряду сидела во внутренних покоях, часто надолго оставляя без всякого решения важнейшие дела, и допускала к себе лишь немногих друзей и родственников любимицы своей фрейлины Менгден или некоторых иностранных министров, которых она приглашала к себе для карточной игры. Единственной живою струей в этой затхлой атмосфере была прежняя привязанность правительницы к графу Линару. Он снова послан был в Петербург в 1741 г. королем польским и курфюрстом саксонским для того, чтобы вместе с австрийским послом Боттой склонить правительницу к союзу с Австрией. Для того, чтобы удержать Линара при дворе, Анна Леопольдовна дала ему обер-камергерский чин и задумала женить его на своей любимице - Менгден. Ввиду этой женитьбы Линар поехал в Дрезден просить об отставке, получил ее и уже возвращался в Петербург, когда в Кенигсберге узнал о низвержении правительницы.

Анна Леопольдовна, как видно, неспособна была к управлению. Расчеты Миниха, казалось, оправдались. 11 ноября вышел указ, по которому генералиссимусом назначался принц Антон, но "по нем первым в империи велено быть" графу Миниху; в то же время графу Остерману пожалован был чин генерал-адмирала, кн. Черкасскому - чин великого канцлера, гр. Головкину - чин вице-канцлера и кабинет-министра. Таким образом Миних стал заведовать почти всеми делами внутреннего управления и внешней политики. Но это продолжалось недолго. Указом 11 ноября многие остались недовольны. Недоволен был принц Антон, которому чин генералиссимуса, по словам самого указа, будто бы уступил Миних, хотя и имел на него право; недоволен был Остерман, ибо приходилось подчиняться сопернику, мало знакомому с тонкостями дипломатии; недоволен был, наконец, и гр. Головкин тем, что ему нельзя было самостоятельно управлять внутренними делами. Враги воспользовались болезнью фельдмаршала для того, чтобы склонить правительницу к ограничению власти Миниха . В январе 1741 г. Миниху велено было сноситься с генералиссимусом обо всех делах, а 28 числа того же месяца поручено заведовать сухопутной армией, артиллерией, фортификацией, кадетским корпусом и Ладожским каналом. Управление внешней политикой снова передано Остерману, внутренними делами - кн. Черкасскому и гр. Головкину. Раздосадованный Миних подал прошение об отставке: к великому его горю, это прошение было принято. Старый фельдмаршал уволен был "от военных и статских дел" указом 3 марта 1741 г. Немало способствовал такому исходу дела хитрый Остерман, который на время и получил первенствующее значение. Но и ловкому дипломату, благополучно пережившему столько дворцовых переворотов, трудно было лавировать среди враждовавших придворных партий. Семейная жизнь принца и принцессы не отличалась особенным миролюбием. Быть может, отношение Анны Леопольдовны к графу Динару с одной стороны, а с другой та досада, с какою принц Антон смотрел на неотразимое влияние, оказываемое фрейлиной Ю. Менгден на правительницу, служили причинами разногласия между супругами. Разногласие это длилось иногда по целой неделе. Им злоупотребляли министры для собственных целей. Гр. Остерман пользовался доверием принца. Этого было достаточно для того, чтобы гр. Головкин, враг Остермана, оказался на стороне правительницы, которая иногда поручала ему весьма важные дела без ведома супруга и графа Остермана.

При малоспособности лиц, стоявших во главе управления, и борьбе министров нечего было ожидать особенно богатой результатами внешней и внутренней политики. Из внутренних распоряжений в правление Анны Леопольдовны, в сущности, замечателен один "регламент или работные регулы на суконные и каразейные фабрики, состоявшийся по докладу учрежденной для рассмотрения о суконных фабриках комиссии". Вопрос этот возбужден был по ходатайству Миниха в 1740 г.; 27 января того же года для ознакомления с фабричным бытом и составления проекта нового законодательства по фабричной части назначена была особая комиссия. Выработанный ею проект законодательного акта касательно суконных и каразейных фабрик принят правительством почти без всяких изменений и издан в виде указа 2 сент. 1741 г. Регламент содержал постановления относительно фабричного производства; так, напр., фабричные машины и все приспособления должны были находиться в порядке, материал, потребный для производства, надо было заготовлять заблаговременно, сукна следовало выделывать определенных размеров и качества. Фабриканты не имели права рабочих заставлять работать свыше указанной регламентом нормы (15-ти часов) и должны были выдавать рабочим известное жалованье (напр. от 18 до 50 руб. в год), могли наказывать провинившихся даже телесными наказаниями, за исключением разве слишком тяжелых, как кнута и ссылки на каторжные работы. Фабриканты должны были держать госпитали при фабриках, а в случае успешного производства наравне с мастерами получали поощрительные премии. Кроме этого указа, никаких важных внутренних распоряжений при Анне Леопольдовне, по-видимому, не было сделано.

Это отчасти разъясняется тем, что внимание правительства обращено было главным образом на внешнюю политику. 20 октября 1740 года ум. император Карл VI, без прямых наследников. Фридрих II, получивший от отца богатую казну и хорошее войско, воспользовался затруднительным положением Австрии для того, чтобы захватить большую часть Силезии. Мария-Терезия обратилась поэтому к державам, гарантировавшим Прагматическую санкцию, но немедленной помощи ниоткуда не воспоследовало. Решение этого вопроса зависело главным образом от той политики, какой будут держаться Франция и Россия. Задача французской политики ясно была поставлена еще в XVII веке. Эта политика направлена была к раздроблению Германии, что обусловлено было главным образом ослаблением Габсбургского дома. Для этих целей и в данном случае Франция поддерживала дружеские сношения с Пруссией и интриговала в Порте и Швеции против России для того, чтобы помешать ее вмешательству во враждебные отношения Фридриха II с Марией-Терезией, вмешательству, которое, как предполагали французские дипломаты, должно было, конечно, иметь в виду выгоды Австрии. Но предположения французских дипломатов оказались не совсем верными. Сильным приверженцем союза с королем прусским был Миних. Он помнил те неприятности, какие ему лично да и самой России оказывала австрийская политика во время турецких войн прошлого царствования, и поэтому настаивал на союзе с Пруссией. Несмотря на то, что сама правительница и принц Антон предпочитали союз с Австрией, фельдмаршалу удалось настоять на своем. Уже 20 января король проявлял свое удовольствие о заключении договора между Россией и Пруссией. Но при заключении такого договора русское правительство не прекратило дружеских сношений с австрийским двором и оказалось, таким образом, в союзе с двумя враждовавшими соседями. Положение это осложнилось еще враждебными отношениями к Швеции. Благодаря французскому золоту Швеция получила возможность улучшить вооружение армии; в то же время шведская молодежь, рассчитывая на слабость правительства Анны Леопольдовны, надеялась отнять Выборг. 28 июля шведский надворный канцлер выразил М. П. Бестужеву в Стокгольме решимость короля объявить войну, а 13 августа 1741 г. по этому же поводу издан был манифест от имени императора Иоанна. Главным начальником шведского войска в Финляндии назначен был гр. Левенгаупт, главнокомандующим русских войск - Ласси. Единственно важным делом этой войны было взятие Вильманстранда русскими войсками (23 августа), причем шведский генерал Врангель со многими офицерами и солдатами попался в плен. Война эта закончилась в пользу России уже при императрице Елизавете Абоским миром.

Итак, о мире после шведской войны заботилось уже новое правительство, правительство императрицы Елизаветы Петровны . Переворота можно было ожидать давно. Уже при избрании Анны Иоанновны слышались глухие намеки о правах Елизаветы Петровны на престол всероссийский. При императрице Анне дочь Петра находилась под своего рода полицейским надзором, должна была жить тихо и скромно. По смерти Анны Иоанновны недовольные регентством Бирона высказывались не только в пользу Брауншвейгской фамилии, но и в пользу Елизаветы (капрал Хлопов, матрос Толстой), причем эти лица ближе стояли к народу, чем придворные, защищавшие права принца Антона и его супруги. Дочь Петра, конечно, пользовалась большею народною любовью, чем Анна Леопольдовна, отличалась ласковым обращением и щедростью, которые привлекали многих, недовольных слабым правлением принцессы Анны и вечными раздорами министров. К действию внутренних причин примешались и интересы иностранной дипломатии. Франция надеялась на помощь будущей императрицы против Габсбургского дома, Швеция рассчитывала на уступку с ее стороны некоторых из захваченных Петром Великим владений и даже объявила войну правительнице в расчете на ближайший переворот. Елизавета Петровна воспользовалась всеми этими благоприятными условиями. Она успела составить себе партию (маркиз де ла Шетарди, хирург Лесток, камер-юнкер Воронцов, бывший музыкант Шварц и др.) и поспешила осуществить свое предприятие под влиянием тех подозрений, какие возымел двор. Правительница даже получила из Бреславля письмо, в котором прямо намекали на предприятие Елизаветы и советовали арестовать Лестока; поэтому 24 ноября издан был указ о том, что гвардия, преданная Елизавете, должна выступить в Финляндию против шведов. Узнав об этом, Елизавета Петровна решилась действовать. В ночь с 24 на 25 ноября 1741 года она вместе с несколькими преображенцами явилась во дворец и захватила правительницу с семейством. Вслед за тем арестованы были Миних, Остерман, вице-канцлер граф Головкин. Утром 25 ноября все было кончено и издан манифест о восшествии на престол императрицы Елизаветы.

Таким образом, намерение Анны Леопольдовны провозгласить себя императрицей осталось неосуществленным. После переворота 25 ноября императрица Елизавета первоначально думала отправить ее вместе с семейством за границу; намерение это выражено в манифесте 28 нояб. 1841 г. Брауншвейгская фамилия действительно отправлена была 12 декабря по пути в Ригу и прибыла сюда 9 января 1742 г. Но попытка камер-лакея А. Турчанинова убить императрицу и герцога Гольштинского, предпринятая в пользу Ивана Антоновича, а также интриги маркиза Ботты, подполковника Лопухина и других, интриги, имевшие в виду ту же цель, наконец, советы Лестока и Шетарди арестовать Брауншвейгскую фамилию заставили Елизавету Петровну изменить свое решение. Уже по прибытии в Ригу принц Антон с женой и детьми (Иоанном и Екатериной) содержались под арестом. 13 декабря 1742 г. Брауншвейгская фамилия переведена была из Риги в Дюнамюнде, где у Анны Леопольдовны родилась дочь Елизавета, а из Дюнамюнде в январе 1744 года препровождена была в Раненбург (Рязанск. губ.); вскоре за тем, 27 июля того же года, вышел указ о перемещении принца Антона с семейством в Архангельск, а оттуда в Соловецкий монастырь. Дело это поручено было барону Н. А. Корфу. Несмотря на беременность Анны Леопольдовны, осенью 1744 г. Брауншвейгская семья должна была отправиться в далекий и тяжелый путь. Путь этот особенно тяжел был для Анны Леопольдовны, так как она, кроме болезни, испытала большое горе: ей пришлось расстаться с фрейлиной Менгден, которая до Раненбурга сопровождала ее всюду. Но путешествие не было окончено. Барон Корф остановился в Шенкурске за невозможностью в это время года продолжать путь и поместил Брауншвейгскую фамилию в Холмогорском архиерейском доме. Барон настаивал на том, чтобы здесь и оставить заключенных, не перевозить их далее в Соловки. Его предложение было принято. Указом 29 мар. 1745 г. Корфу разрешено возвратиться ко двору и сдать арестантов капитану Измайловского полка Гурьеву.

Сохранился рисунок места заключения Брауншвейгской семьи. На пространстве шагов в 400 длиною, шириною столько же, стоят три дома и церковь с башней; тут же находятся пруд и что-то похожее на сад. От невзрачного жилья, запущенного двора и сада, которые сдавила высокая деревянная ограда с воротами, вечно запертыми тяжелыми железами, веет уединением, скукой, унынием... Здесь в тесном заключении жили принц Антон и принцесса Анна с детьми, без всяких сношений с остальным живым миром. Пища была нередко плохая, солдаты обращались грубо. Несколько месяцев после приезда состав семьи увеличился. У Анны Леопольдовны 19 марта 1745 г. родился сын Петр, а 27 февраля 1746 г. сын Алексей. Но вскоре после родов, 7 марта, Анна Леопольдовна умерла от родильной горячки, хотя в объявлении о ее кончине для того, чтобы скрыть рождения принцев Петра и Алексея, и сказано было, что она "скончалась огневицей". Погребение Анны Леопольдовны происходило публично и довольно торжественно. Всякому дозволено было приходить прощаться с бывшей правительницей. Самое погребение совершено было в Александро-Невской лавре, где погребена была и Екатерина Иоанновна. Сама императрица распоряжалась похоронами.

Важнейшие труды по истории жизни и правления Анны Леопольдовны: А. Соловьев , "Ист. России" (т. XXI); Е. Герман, "Geschichte des Russichen Staates" (Гамб., 1852-1853); Яковлев , "Жизнь правительницы Анны" (1814 г.); М. Семевский , "Иван VI Антонович" ("Отеч. зап.", т. CLXV, 1866); А. Брикнер , "Император Иван Антонович и его родственники" (Москва, 1875; также в "Рус. вест.", 1874 г., №№ 10 и 11); "Внутренний быт русского государства с 17 окт. 1740 г. по 25 нояб. 1741" (2 т. 1880 и 1886 г., изд. Моск. архива Мин. юстиции).

Энциклопедия Брокгауз-Ефрон

Анна Леопольдовна Романова родилась 7 декабря 1718 года. Мать Анны Леопольдовны - царевна Екатерина Иоанновна, а отец - герцог Карл - Леопольд.

Родилась будущая правительница в Ростоке, крещена в протестантской церкви, и наречена Елизаветой - Христиной.

В Европе, на родине отца, Анна жила три года. Мать её была несчастна в браке, и после шести лет совместной жизни, в 1722 году, вместе с дочерью вернулась в Российскую Империю.

До 1731 года Елизавета - Христина жила не получая достойного образования и воспитания, а придворные не уделяли ей никакого внимания.

Положение девушки изменилось тогда, когда на русский престол взошла . Так вышло, что Императрица не имела детей, но ей нужно было провозгласить наследника престола.

Выбор пал на тринадцатилетнюю племянницу Елизавету - Христину. Девочка получила достойное положение в обществе и стала в числе приближенных к императрице, у нее появились сильные наставники.

Но, все же, должного образования Елизавета так и не получила. 12 мая 1733 года Елизавета - Христина была крещена в православии и получила новое имя Анна Леопольдовна.

В это же время решился вопрос о будущем муже Анны Леопольдовны. Выбор пал на Антона - Ульриха, который был племянником австрийского императора.

Антон приехал в Россию в начале 1733 года, был принят на государственную службу. Анна была холодна к Антону, и бракосочетание было отложено до момента совершеннолетия Анны Леопольдовны.

В 1739 году молодые все же поженились. Совершению браку способствовал случай. Фаворит Анны Иоанновны - вздумал было женить своего сына на племяннице императрицы. Анна Леопольдовна ответила отказом и заявила, что хочет замуж только за Антона-Ульриха. После бракосочетания молодых, Бирон стал крайне предвзято к ним относиться, и не упускал случая совершить какую-либо гадость.

В августе 1740 года Анна Леопольдовна родила сына нареченного Иоанном. В октябре 1740 года умирает императрица Анна Иоанновна, и регентом при малолетнем Иоанне Антоновиче становится Бирон.

Регентство Бирона над Иоанном Антоновичем при живых родителях было весьма странным и оскорбительным. Бирон использовал все прелести своего положения, ущемляя при этом интересы Анны Леопольдовны и её мужа. Были недовольны Бироном и многие видные деятели того времени. Оскорбленная Анна Леопольдовна попросила помощи у Миниха. Вскоре Бирон был арестован и отправлен в ссылку.

Анна Леопольдовна не обладала должным образованием и кругозором для управления страной. Так вышло, что правила она недолго. В конце 1741 года против неё начались интриги. Многие хотели видеть на престоле Елизавету Петровну - дочь . До Анны Леопольдовны доходили слухи о готовившемся перевороте, но она не воспринимала их всерьез, доверяла Елизавете.

События разворачивались стремительно. Ночью, с 24 на 25 ноября 1741 года, в сопровождении гвардейцев явилась в покои Анны Леопольдовны, которая не оказала Елизавете Петровне никакого сопротивления, ограничилась просьбой о том, чтобы новая императрица не делала зла её близким. Так закончился очередной .

В декабре этого же года Анна Леопольдовна была вывезена в Ригу, где прожила с семейством почти год. За это время, в столице продолжались интриги противников и сторонников Анны. Это усугубило положение, и она была заключена в крепость Дюнамюнде (1742г). Через два года Анна Леопольдовна с семейством была перевезена в Рязанскую губернию. А через несколько месяцев поступил приказ о том, что семейству нужно отправляться на Соловки.

До места назначения, бывшая императрица не доехала. Из-за погодных условий семейство было решено оставить в Холмогорах. В 1746 году после того, как Анна Леопольдовна родила сына, она умирает от болезни. Ей было всего 27 лет. Тело её было отправлено в столицу. Правительницу похоронили в Санкт-Петербурге.

Антон - Ульрих, её муж прожил в Холмогорах около 29 лет. Иоанн Антонович погиб в 1764 году, остальные дети прожили в ссылке 36 лет. В 1780 году отправила детей Анны Леопольдовны в Горсен (Дания), где и провели они всю оставшуюся жизнь.

Из русской казны, ежегодно выделялось 32 тысячи рублей на содержание потомков Анны. Дольше всех из детей прожила её дочь Екатерина, которая просила императора , разрешения вернуться на и дожить свой век монахиней. Её просьба так и не была удовлетворена.

Анна Леопольдовна (при рождении Елисавета Катарина Христина) (рожд. 7 (18) декабря 1718 г. — смерть 8 (19) марта 1746 г.) великая княгиня, правительница Российской Империи при малолетнем сыне, императоре Иоанне VI в 1740-1741 годах. Дочь герцога Мекленбург-Шверинского Карла Леопольда и царевны Екатерины Иоанновны, дочери царя Иоанна V и племянницы императора Петра I . С 1722 года жила в России. Согласно свидетельству современников, отличалась леностью, беспечностью, доверчивостью. Была отстранена от власти .

Ранние годы

Молодая Елисавета недолго жила при отце. Их за грубого, деспотичного нрава герцога Екатерина Иоанновна была вынуждена покинуть мужа и вместе с дочерью вернуться в Россию в 1722 г. Жила при бабушке, царице Прасковье Федоровне (1664-1723 гг.)

Потом до 1730 года воспитывалась при дворе императрицы , которая стремилась оставить российский престол за потомками своего отца царя Иоанна V и воспрепятствовать приходу к власти потомков императора .


1731 год — после восшествия на российский престол императрица Анна Иоанновна, будучи бездетной, приблизила 13-ти летнюю племянницу к своему двору и окружила ее штатом служителей и наставников.

1733 год — Елисавета приняла православие с именем Анна в честь императрицы. Во время торжественного обряда присутствовал ее жених — принц Антон-Ульрих Брауншвейг-Беверн-Люнебургский, племянник австрийского императора Карла VI.

1739 год — пышно отпраздновали свадьбу принцессы Анны с принцем Антоном-Ульрихом.

1740 год, август — она родила сына, названного при крещении Иоанном (в честь прадеда), наследника престола, ставшего императором после смерти Анны Иоанновны в октябре, а уже в ноябре по низложении регента Бирона объявила себя правительницей при младенце-императоре Иоанне VI.

Анна Иоановна и Анна Леопольдовна на прогулке

Регентство. Борьба за власть

По завещанию императрицы Анны Иоанновны, на трон после ее смерти вступал 2-х месячный сын Анны Леопольдовны, до его совершеннолетия регентом стал герцог Эрнст Бирон. 23 октября в Исаакиевском соборе была проведена церемония приведения к присяге на верность новому императору, а по сути регенту Бирону. Общее недовольство к Бирону вызвало движение против него среди гвардии, которое, с согласия Анны Леопольдовны, стал возглавлять фельдмаршал Христофор Миних.

В ночь на 20 (9) ноября 1740 г. в сопровождении небольшого отряда солдат он арестовал Бирона. Днем был объявлен манифест об отрешении Бирона от регентства и о назначении до совершеннолетия Иоанна Антоновича правительницей России Анны Леопольдовны с титулом великой княгини и императорского высочества. Бывшего регента сослали в город Пелым Тобольской губернии (ныне Свердловской обл.)

Правление Анны Леопольдовны

Принца Антона-Ульриха возвели в российские генералиссимусы. Интереса к государственным делам Анна Леопольдовна не проявляла, реальная власть была сосредоточена в руках членов Кабинета министров (Б. К. Миних, А. И. Остерман, М. Г. Головкин и др.) А Анна проводила время за игрой в карты и в придворных развлечениях.

1) Императрица Анна Иоанновна; 2) Императрица Елизавета Петровна

Внешняя и внутренняя политика

В непродолжительное время правления Анны Леопольдовны провели политическую амнистию лиц, пострадавших во времена «бироновщины», снизилась интенсивность работы Тайной розыскных дел канцелярии. Своим указом 1740 года Анна разрешила подданным подавать жалобы на работу коллегий и Сената, которые рассматривались специальной комиссией. С января 1741 г. всем государственным учреждениям надлежало представить в Сенат сведения о своих расходах для составления новых штатов. 1741 год, март — создали комиссию для рассмотрения государственных доходов.

В правление Анны Леопольдовны произошел разрыв со Швецией, подтверждены статьи Белградского мира 1739 г. Порта начала признавать русских государей императорами. Анна жила во дворце Петра 1 в Летнем саду, а в соседнем доме поселила своего фаворита Морица Линара.

При правлении Анны Леопольдовны улучшилось положение Русской церкви. Она финансировала монастыри, делала богатые вклады и пожертвования. Приговоренным к смерти «инородцам» было даровано прощение при условии принятия крещения.

Правительница Анна Леопольдовна и Герцог Антон-Ульрих Брауншвейгский

Государственный переворот

Иностранное происхождение многих членов правительства, неспособность управлять, сложные отношения Анны Леопольдовны с мужем и очень откровенное проявление расположения к саксонскому посланнику Линару вызывало недовольство общества. Не имея социальной опоры внутри государства и опасаясь гвардии, правительница усилила полицейский надзор и попыталась удержать при себе власть преследованием оппозиции. Ответом на это было возросшее недовольство дворян и духовенства.

При участии посланника Франции в России маркиза Жака-Иохима де ла Шетарди и шведского посланника Эрика Маттиаса Нолькена цесаревной Елизаветой Петровной, дочерью Петра Великого, и ее сторонниками в лице Михаила Воронцова, Алексея Разумовского, Петра и Александра Шуваловых, Иоганна-Германа Лестока был подготовлен заговор.

Еще одним поводом к восстанию заговорщиков, по мнению историков, решение Анны Леопольдовны об объявлении себя российской императрицей.

В ночь на 25 ноября Елизавета Петровна сопровождаемая отрядом гвардейцев, арестовала правительницу, ее мужа, малолетнего императора и его сестру Екатерину, родившуюся 26 июля 1741 г. Цесаревна Елизавета лично вошла в покои Анны Леопольдовны и разбудила ее. Правительница не сопротивлялась перевороту, а только просила не делать зла ее детям и любимой фрейлине и подруге Юлиане Менгден. Елизавета пообещала выполнить ее просьбу.

Анна Леопольдовна с сыном Иоанном VI

Ссылка

После переворота 25 ноября императрица Елизавета вначале предполагала отправить Анну Леопольдовну вместе с семейством за границу, манифестом 1841 года Брауншвейгская фамилия была отправлена в Ригу. Однако в последствии Елизавета Петровна изменила свое решение. По прибытии в Ригу принца Антона-Ульриха с супругой и детьми содержали под арестом. 1742 год, декабрь — перевезена в Даугавгривскую крепость (Латвия). 1744 год, январь — отправлена в город Раненбург.

1744 год, июль — в Раненбург прибыл барон Николай Корф с повелением Елизаветы Петровны отправить семью бывшей правительницы вначале в Архангельск, а после на Соловки. Младенца Иоанна Антоновича забрали от родителей и заточили в Шлиссельбургской крепости в Санкт-Петербурге, где в последствии он был убит 5 июля 1764 года при попытке его освобождения. До Соловков бывшей правительнице и ее семье не удалось добраться из-за льдов, и они остались в городе Холмогоры Архангельской губернии в бывшем архиерейском доме. В ссылке Анна Леопольдовна родила дочь Елизавету и сыновей Петра и Алексея.

Смерть

1746 год, 19 марта — Анна Леопольдовна умерла из-за осложнений после родов сына Алексея в Холмогорах. Рождение принцев Петра и Алексея было скрыто от народа, причиной смерти свергнутой правительнице была объявлена «огневица». Ее тело перевезли в Санкт-Петербург и похоронили в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.

Дети Анны росли под присмотром отца — принца Антона-Ульриха, который умер в 1774 г. 1780 год — по просьбе Берлинского, Датского и Брауншвейгского правящих домов им было разрешено императрицей выехать из России в Данию на попечение тетки, датской королевы.

После смерти Петра II, на опустевший российский трон была приглашена Анна Иоанновна, вдовствующая герцогиня Курляндская. К моменту вступления на престол, Анне Иоанновне было без малого 37 лет, возраст уже неподходящий для деторождения; дело осложнялось еще и тем, что у императрицы имелся давний сердечный друг – Эрнст Иоганн Бирон, происхождение которого не позволяло ему претендовать на роль отца царевича или царевны.

Хитроумное решение проблемы престолонаследия, обеспокоенной императрице предложили вице-канцлер Андрей Иванович Остерман и шталмейстер Карл Густав Левенвольде.

Портрет царевны Екатерины Иоанновны


В 1731 году, Анна Иоанновна объявила наследником престола будущего ребенка своей племянницы - принцессы Мекленбург-Шверинской Елизаветы Екатерины Христины и, несмотря на необычность ситуации, все подданные были приведены к присяге на верность будущему наследнику. Принцесса была дочерью родной старшей сестры Анны Иоанновны – царевны Екатерины и герцога Карла-Леопольда Мекленбург-Шверинского.


Портрет герцога Карла-Леопольда Мекленбург-Шверинского


Она родилась 7 декабря 1718 года в г. Ростоке, и к моменту присяги даже не была замужем, т.к. ей еще не исполнилось тринадцати лет; причем девять из них, она провела в России. Разумеется, очень серьезным вопросом в данной ситуации, становился выбор жениха.

Из двух кандидатур, вернее из двух союзов – с Пруссией или Австрией, предпочтение было оказано Австрии.
В феврале 1731 года, в Россию был приглашен принц Антон-Ульрих Брауншвейг-Беверн-Люнебургский.
Он был сыном правящего герцога Брауншвейгского Фридриха Альберта и Антуанетты Амалии Брауншвейг-Вольфенбюттельской. По матери он приходился племянником жене австрийского императора Карла VI Елизавете, и Софии Шарлотте, жене царевича Алексея Петровича.

Вот как описывает принца леди Рондо – жена английского посланника при русском дворе: «Наружность принца вполне хороша, он очень белокур, но выглядит изнеженным и держится довольно-таки скованно... Это да еще его заикание затрудняют возможность судить о его способностях».


Портрет Анны Леопольдовны. Худ. И.Г. Ведекинд, 1732 г.


Увы, по словам фельдмаршала Миниха, «принц Антон имел несчастье не понравиться императрице, очень недовольной выбором... Но промах был сделан, исправить его, без огорчения себя или других, не оказалось возможности».

Не сказав ни да, ни нет по поводу брака, императрица оставила Антона-Ульриха в России, и пожаловала ему чин полковника Кирасирского полка, надеясь, что со временем, все устроится. Однако, и принцессе Мекленбургской, Антон-Ульрих не пришелся по вкусу. Все его попытки сблизиться с невестой, оказывались безуспешными.

«Его усердие, - писал впоследствии Бирон, - вознаграждалось такой холодностью, что в течение нескольких лет он не мог льстить себя ни надеждою любви, ни возможностью брака». Разочаровал Антон-Ульрих и двор императрицы. Впрочем, и принцесса Елизавета отнюдь не была яркой звездой на придворном небосклоне.

«Она не обладает ни красотой, ни грацией, а ее ум еще не проявил никаких блестящих качеств. Она очень серьезна, немногословна и никогда не смеется; мне это представляется весьма неестественным в такой молодой девушке, и я думаю, за ее серьезностью скорее кроется глупость, нежели рассудительность», - из писем леди Рондо.

Совсем иначе отзывался о принцессе сын фельдмаршала Миниха, Эрнст: «Она соединяла с большим остроумием благородное и добродетельное сердце. Поступки ее были откровенны и чистосердечны, и ничто не было для нее несноснее, как столь необходимое при дворе притворство и принуждение, почему и произошло, что люди, привыкшие к грубейшим ласкательствам, несправедливо почитали ее надменной и якобы всех презирающей. Под видом внешней холодности была она внутренне снисходительна и чистосердечна. …пособием окружавших ее иностранцев знала немецкий язык совершенно.

По-французски понимала она лучше, чем говорила. До чтения книг была она великая охотница, много читала на обоих упомянутых языках и отменный вкус имела к драматическому стихотворству. …роста была она среднего, собою статна и полна, волосы имела темного цвета, а лиценачертание хотя и не регулярно пригожее, однако приятное и благородное. В уборке волос никогда моде не следовала, но собственному изобретению, от чего большей частью убиралась не к лицу».


Портрет принца Антона-Ульриха. Худ. И.Г. Ведекинд


12 мая 1733 года принцесса Елизавета Екатерина Христина Мекленбург-Шверинская приняла православие и получила новое имя – Анна (в честь тетушки-императрицы, которая стала крестной матерью). Отчество для юной принцессы выбрали по второму имени отца – Леопольдовна.

Итак, принцессу Елизавету сменила Анна Леопольдовна. Под этим именем, она и осталась в истории дома Романовых.
(Всего через месяц, на 41-м году жизни, умерла мать Анны – герцогиня Екатерина. Ее торжественно похоронили в Александро-Невском монастыре Петербурга.)

Через два года, внезапно обнаружилось, что у Анны Леопольдовны возник страстный роман с польско-саксонским посланником, графом Линаром. Причем, тайным встречам помогала воспитательница принцессы, госпожа Адеркас.
Граф был немедленно отозван в Польшу, а мадам Адеркас выслана из России.

По приказу императрицы, за Анной Леопольдовной был установлен жесточайший контроль, девушка оказалась практически в полной изоляции: «кроме торжественных дней никто посторонний к ней входить не смел и за всеми ее поступками строго присматривали». Эти обстоятельства лишь усилили ее «…вкус к уединению, что она всегда с неудовольствием наряжалась, когда надлежало ей принимать и являться в публике».

Особенные мучения доставляло Анне пребывание в обществе, причем, даже хорошо знакомых ей людей, не говоря уже о придворных балах, приемах и других церемониях. Напротив, «приятнейшие часы для нее были те, которые она в уединении и в избраннейшей малочисленной беседе проводила, и тут бывала она сколько вольна в обхождении, столько и весела в обращении».

Помимо всего прочего: «Она была от природы неряшлива, повязывала голову белым платком, идя к обедне, не носила фижм и в таком виде появлялась публично за столом и после полудня за игрой в карты с избранными ею партнерами…».


Портрет Анны Леопольдовны


Принц Антон-Ульрих к тому времени, проявил себя на военной службе наилучшим образом и, особенно отличился в 1737 году, в битве под Очаковом, получив чин генерала и два ордена – Андрея Первозванного и Александра Невского. Правда, воинская доблесть совсем не повлияла на отношение к нему Анны Леопольдовны – оно по-прежнему было неприязненным.

В 1738 году этим попытался воспользоваться Бирон, предложивший принцессе Анне в качестве возможного жениха своего сына Петра. Причем, фаворита императрицы не смутила даже разница в возрасте – Петр был моложе Анны на шесть лет.

«…он отправился к ней с визитом и сказал, что приехал сообщить ей от имени ее величества, что она должна выйти замуж с правом выбора между принцем Брауншвейгским и принцем Курляндским. Она сказала, что всегда должна повиноваться приказам ее величества, но в настоящем случае, призналась она, сделает это неохотно, ибо предпочла бы умереть, чем выйти за любого из них. Однако если уж ей надо вступить в брак, то она выбирает принца Брауншвейгского».

Да, Бирон жестоко ошибся: несмотря на серьезные пробелы в воспитании, Анна вполне осознавала высоту своего происхождения и положения и, сделала выбор в пользу принца, происходившего из древней и благородной фамилии.
К этому же решению пришла и императрица Анна Иоанновна, сказав однажды Бирону: «Никто не хочет подумать о том, что у меня на руках принцесса, которую надо отдавать замуж. Время идет, она уже в поре. Конечно, принц не нравится ни мне, ни принцессе; но особы нашего состояния не всегда вступают в брак по склонности».


Портрет Антона-Ульриха


1 июля 1739 года состоялась официальная церемония обручения Анны Леопольдовны и Антона-Ульриха; а через два дня венчание – в церкви Казанской Богоматери.

И вновь обратимся к письмам леди Рондо:
«…все эти рауты были устроены для того, чтобы соединить вместе двух людей, которые, как мне кажется, от всего сердца ненавидят друг друга; по крайней мере, думается, что это можно с уверенностью сказать в отношении принцессы: она обнаруживала весьма явно на протяжении всей недели празднеств и продолжает выказывать принцу полное презрение, когда находится не на глазах императрицы».

Тем не менее, свою главную задачу молодожены выполнили, как тогда казалось, на редкость удачно. 12 августа 1740 года, через тринадцать месяцев после свадьбы, Анна Леопольдовна родила сына – Иоанна Антоновича.

5 октября 1740 года, императрица Анна серьезно заболела. В связи с ухудшением здоровья она подписала Акт, в котором Иоанн Антонович объявлялся Великим Князем и наследником российского престола.

16 октября, императрица написала завещание, в котором регентом до семнадцатилетия Иоанна назначался Бирон, а на следующий день скончалась. Императору Ивану VI Антоновичу было всего лишь два месяца и пять дней.


Портрет Ивана VI Антоновича


Правление Эрнста Иоганна Бирона не продлилось долго. Его основным соперником стал фельдмаршал Бурхард Кристоф Миних, организовавший заговор против регента, в котором принял участие и принц Антон-Ульрих.

В ночь с 8 на 9 ноября 1740 года, Бирон был схвачен и отвезен в Шлиссельбургскую крепость, а затем сослан в г. Пелым Тобольской губернии. 9 ноября состоялась присяга гвардейских полков на верность «Благоверной государыне правительнице великой княгине Анне всея России».


Портрет Анны Леопольдовны


К сожалению, Анна не обладала никакими качествами, необходимыми для управления государством. Фельдмаршал Миних писал, что Анна «по природе своей… была ленива и никогда не появлялась в Кабинете. Когда я приходил по утрам с бумагами… которые требовали резолюции, она, чувствуя свою неспособность, часто говорила: „Я хотела бы, чтобы мой сын был в таком возрасте, когда бы мог царствовать сам“».

Такая правительница была очень удобна, прежде всего для министров, получивших почти неограниченную власть, поскольку занималась преимущественно своей личной жизнью. Став, в сущности, самодержавной императрицей, Анна Леопольдовна продолжала жить, как жила раньше. Мужа своего она по-прежнему презирала, и часто не пускала незадачливого супруга на свою половину.

И все же, в июле 1741 года, Анна родила второго ребенка – принцессу Екатерину. Через некоторое время, она вернула в Петербург предмет своей пылкой страсти – графа Линара, причем многие увидели в нем нового Бирона. Для соблюдения приличий, граф был помолвлен с любимой фрейлиной Анны – Юлией Менгден. Привязанность регентши к фрейлине была настолько велика, что их подозревали в чувствах гораздо более нежных, чем простая дружба. Вскоре после помолвки, граф Линар отправился в Дрезден, для получения отставки при саксонском дворе, тем самым, избежав участи Бирона.


Портрет Анны Леопольдовны. Худ. Л. Каравакк


25 ноября 1741 года великая княгиня и правительница была арестована вместе со всем семейством, гвардейцами Преображенского полка. Переворот был произведен в пользу цесаревны Елизаветы Петровны. 28 ноября новая императрица издала манифест о высылке брауншвейгского семейства за границу.

Первоначально их предполагалось перевезти в Ригу, оттуда в Митаву, затем – в Германию. Однако, вскоре Елизавета решила, что в случае отъезда из России семья бывшего императора может стать опасна и, их перевели в Динамюнде – крепость под Ригой. Там семья прожила более года и, там же родилась в 1743 году, вторая дочь – Елизавета.

В январе 1744 года начальнику охраны Салтыкову было приказано отправить их в г. Раненбург Воронежской губернии.
В августе 1744 года бывшего императора Ивана Антоновича навсегда разлучили с родителями. Согласно секретному указу императрицы, его надлежало отправить на новое место жительства в закрытом возке, никому не показывая и не выпуская на улицу. Для окончательного соблюдения тайны мальчику даже сменили имя – отныне его полагалось называть Григорием, тем самым низложенный император ставился в один ряд с самозванцами Смутного времени (Григорием Отрепьевым правительство Бориса Годунова объявило Лжедмитрия I). Ивана и его семью порознь отправили на Соловки.

Помимо сына, Анну Леопольдовну разлучили также с Юлией Менгден. Согласно письму нового начальника охраны майора Корфа: «Эта новость повергла их в чрезвычайную печаль, обнаружившуюся слезами и воплями. Несмотря на это и на болезненное состояние принцессы (беременность - [Ростислава]), они отвечали, что готовы исполнить волю государыни».


Иоанн VI Антонович и Анна Леопольдовна. 1741 год


В марте 1745 года, Елизавета написала Корфу: «Спроси Анну, кому розданы алмазные вещи ее, из которых многие не оказыватся [в наличии]. А ежели она, Анна, запираться станет, что не отдавала никому никаких алмазов, то скажи, что я принуждена буду Жульку (Юлию) розыскивать (пытать), и ежели ей [ее] жаль, то она до того мучения не допустит».
Не очень приятный штрих к портрету Елизаветы.

Переезд узников продолжался более двух месяцев. Мучительное путешествие прервалось из-за бездорожья, в г. Холмогоры, выше Архангельска. И бывший император, и его родители с остальными детьми были поселены в пустующем доме холмогорского архиерея, разделенном на две, изолированные друг от друга, части. Иван даже не подозревал о том, что в другой половине дома живет его семья.

Есть много фактов, говорящих о том, что Иван Антонович был нормальным, подвижным мальчиком. Согласно инструкции, комната, приготовленная для Ивана, не должна была иметь окон: чтобы мальчик, «по своей резвости в окно не выскочил». Он также знал кто он такой и кто его родители. О том, что он называет себя императором, сообщал один из охранников Ивана в 1759 году; и сам Иван упоминал, что так его называли родители и солдаты, во время визита императора Петра III в Шлиссельбург, в 1762 году.

В 1748 году Иван заболел одновременно корью и оспой. На запрос коменданта, из Петербурга пришел указ – врача не допускать, и только перед смертью разрешается присутствие священнослужителя, предпочтительно монаха. И все же, узник выжил.

В январе 1756 года, он был увезен из Холмогор в Шлиссельбургскую крепость, где был убит через восемь лет при неудачной попытке освобождения. Его родители так и не узнали о трагической судьбе своего первенца. В марте 1745 года, Анна Леопольдовна родила второго сына и четвертого по счету ребенка – принца Петра; 27 февраля 1746 года родился последний сын – Алексей.

9 марта 1746 года Анна Леопольдовна скончалась от послеродовой горячки в возрасте 27-ми лет и 3 месяцев. В официальном извещении о смерти Анна была названа «Благоверною принцессою Анною Брауншвейг-Люнебургской».
Ее тело было доставлено в Санкт-Петербург и 21 марта 1746 года в Благовещенском монастыре Александро-Невской лавры состоялись похороны. Бывшая правительница России обрела вечный покой рядом с матерью и бабушкой.

Антон-Ульрих намного пережил свою жену. После воцарения Екатерины II, ему было предложено уехать из России, но без детей. Принц отказался. Он умер 4 мая 1776 года, в возрасте 60 лет.

Дети Анны Леопольдовны и Антона-Ульриха, несмотря на жизнь в неволе, без образования (в 1750 году в Холмогоры был прислан указ Елизаветы, запрещавший учить их грамоте), выросли умными, добрыми и симпатичными людьми, выучились они самостоятельно и грамоте.

Побывавший у них с визитом, губернатор А.П. Мельгунов писал императрице Екатерине II о Екатерине Антоновне, что, несмотря на ее глухоту, (во время переворота 1741 года, четырехмесячную принцессу уронили на пол, что и стало причиной потери слуха) «из обхождения ее видно, что она робка, уклончива, вежлива и стыдлива, нрава тихого и веселого. Увидя, что другие в разговоре смеются, хотя и не знает тому причины, смеется вместе с ними… Как братья, так сестры, живут между собою дружелюбно и притом незлобливы и человеколюбивы. Летом работают в саду, ходят за курами и утками и кормят их, а зимой бегают взапуски [и] на лошадях по пруду, читают церковные книги и играют карты и шашки. Девицы, сверх того, занимаются иногда шить белья».

После смерти Антона-Ульриха, главой семьи стала принцесса Елизавета. Она рассказала губернатору, что «отец и мы, когда были еще очень молоды, просили дать свободу, когда же отец наш ослеп, а мы вышли из молодых лет, то просили разрешения проезжаться, но ни на что не получили ответа.

Но в теперешнем положении, не останется нам ничего больше желать, как только того, чтобы жить здесь в уединении. Мы всем довольны, мы здесь родились, привыкли к здешнему месту и застарели», только «просим исходатайствовать у Ее величества милость, чтобы нам было позволено выезжать из дома на луга для прогулки, мы слышали, что там есть цветы, каких в нашем саду нет», чтобы пускали к ним дружить жен офицеров - так скучно без общества. И последняя просьба: «Присылают нам из Петербурга корсеты, чепчики и токи, но мы их не употребляем для того, что ни мы, ни девки наши не знаем, как их надевать и носить. Сделайте милость, пришлите такого человека, который умел бы наряжать нас».

В конце разговора с Мельгуновым Елизавета сказала, что если выполнят эти просьбы, то они будут всем довольны и ни о чем просить не будут, «ничего больше не желаем и рады остаться в таком положении навек». После доклада губернатора, Екатерина II согласилась отпустить холмогорских узников в Данию, к сестре Антона-Ульриха, датской королеве Юлиане-Маргарите. 1 июля 1780 года, дети Анны Леопольдовны навсегда покинули Россию. В августе, они прибыли в Данию и были поселены в маленьком городке Горзенсе в Ютландии. Но свобода безнадежно опоздала.

Первой в октябре 1782 года умерла принцесса Елизавета. Через пять лет, в 1787 году, умер принц Алексей, а в 1798 году - принц Петр. Дольше всех, почти шестьдесят шесть лет, прожила старшая принцесса - Екатерина. В августе 1803 года император Александр I получил письмо от принцессы Брауншвейгской Екатерины Антоновны. Она умоляла забрать ее в Россию, домой: «Я всякой день плачу, и не знаю, за что меня сюда Бог послал и почему я так долго живу на свете, и я всякой день вспоминаю Холмогор, потому что там мне был рай, а тут - ад».

Так и не получив ответа, последняя дочь Антона-Ульриха и Анны Леопольдовны умерла 9 апреля 1807 года. Ветвь Романовых-Милославских угасла навсегда.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...