Чтение молодежи в эпоху интернет актуальность темы. Научно-исследовательский проект на тему "Проблема чтения среди молодёжи"

В настоящее время в России отмечается тенденция снижения интереса к чтению. Изучение отношения молодежи к чтению и причин, непосредственно связанных с уменьшением числа читающего населения, помогут составить рекомендации, которые позволят российскому населению вновь занять достойную позицию в рейтинге самых читающих стран мира.

Цель: выявить отношение молодежи в возрасте от 16 до 24 лет к чтению.

1. выявить оценку молодежи уровня развития литературы в обществе

А)начитанность людей

Б)современные писатели

2. получить факты о популярности/непопулярности основных жанров литературы и выявить причины сложившейся ситуации;

3. Насколько людям необходимо чтение?

А) Возникновение потребности в связи с профессиональной деятельностью

Б) В зависимости от интересов

А) получение новой информации

5. Выяснить, желает ли современная молодежь читать или чтение для них не является удовольствием;

Объект исследования: чтение как познавательная деятельность и хобби молодежи в возрасте от 16 до 24 лет.

Предмет исследования: отношение молодежи к чтению.

Проблема исследования: противоречие между людьми, считающими, что молодежь не относится должным образом к чтению и теми, кто полагает, что отношение молодежи к чтению является достойным.

Системный анализ объекта исследования.

Представим себе объект исследования молодежь в возрасте от 16 до 24 лет в виде системы переменных:

Факторы микросреды;

Факторы макросреды;

Особенности формирования молодежи как социальной группы;

Особенности развития молодежи как социальной группы;

Психологические особенности молодежи как социальной группы;

Особенности взаимодействия молодежи между собой внутри социальной группы;

Особенности взаимодействия молодежи между собой внутри социальной группы:

Роль отдельного индивида в социальной группе молодежь;

Значение особенностей характера каждого индивида для формирования социальной группы молодежь;

Лидерские качества индивида и их проявление в социальной группе молодежь;

Лидерские качества индивида и их проявление в социальной группе молодежь:

Лидерство с раннего детства (воспитание этих качества);

Качества человека, способного повести за собой остальных;

Признанный лидер, самопровозглашенный лидер;

Лидерство открывает перед тобой новые двери.

Гипотеза: отношение молодежи в возрасте от 16 до 24 лет к чтению является скорее положительным, нежели отрицательным.

Интерпретация понятий. Теоретическая интерпретация.

Центральное понятие в исследовании: чтение.

Чтение - это один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и пониманием речи; способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом. Оно включает в себя два основных понятия: литература и информация.

Литература - это все произведения письменности, которые имеют определенное общественное значение. В очень упрощенном, обывательском понимании литература-это книги.

Информация - сведения о чем-либо, независимо от формы их представления,т.е. в нашем в случае это то, что содержится в литературе.

Более детальный анализ предмета исследования показывает, что необходимо рассмотреть спектр других понятий: виды чтения, жанры литературы, классификация информации.

Жанры литературы - это группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойств.

Комедия -- вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.

Лирическое стихотворение -- вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

Мелодрама -- вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.

Фентези -- поджанр фантастической литературы. Произведения этого поджанра написаны в эпической сказочной манере, используют мотивы древних мифов и легенд. Сюжет обычно построен на магии, героических приключениях и путешествиях; в сюжете обычно присутствуют волшебные существа; действие происходит в сказочном мире, напоминающем Средневековье.

Очерк -- самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.

Песня -- самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.

Повесть -- средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.

Поэма -- вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.

Рассказ -- малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.

Роман -- большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.

Трагедия -- вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.

Утопия -- жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Эпопея -- произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

Виды литературы выделяются как по содержанию текстов, так и по и предназначению:

Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка.

Научная литература- совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода.

Научно-популярная литература - литературные произведения о науке, научных достижениях и об ученых, предназначенные для широкого круга читателей.

Справочная литература - литературы вспомогательного содержания, используемая для получения наиболее общей, не вызывающей сомнений информации по тому или иному вопросу(словари, справочники, энциклопедии.)

Техническая литература - это литература, относящаяся к области техники и производства(каталоги изделий, инструкции по эксплуатации и т.д.)

Эмпирическая интерпретация понятий:

Показатель:

Индикатор:

Отношение молодежи к чтению

Развитие литературы

Оценка молодежью уровня развития литературы

Начитанность людей

Уровень начитанности людей

Писатель

Количество современных российских писателей

Жанры литературы

Предпочтения в жанрах литературы

Необходимость чтения для людей

Профессиональная деятельность

Связь профессиональной деятельности человека с чтением литературы

Связь интересов человека с его чтением

Свободное время

Зависимость количества свободного времени человека и времени, которое он тратит на чтение

Заинтересованность

Проявление интереса молодежи к чтению

Стимулы человека к чтению

Информация

Ценность полученной из книг информации

Фантазия, мышление

Возможность развить фантазию и мышление с чтением литературы

Грамотность

Возможность повысить уровень грамотности с чтением литературы

Операциональная интерпретация.

Каково Ваше отношение к чтению?

Положительное

Скорее положительное, чем отрицательное

Скорее отрицательное, чем положительное

Отрицательное

5. Затрудняюсь ответить

Каков, по Вашему мнению, уровень развития литературы в современном обществе?

Каков, по вашему мнению, уровень начитанности людей в современном обществе?

1. Высокий

2. Средний

4. Трудно оценить

Какое количество успешных современных писателей Вы можете назвать на сегодняшний день в России?

Каковы Ваши предпочтения в жанрах литературы?

Упорядоченная шкала. Расположить в порядке убывания предпочтений.

Комедия

Лирическое стихотворение

Мелодрама

Фэнтези

Повесть

Рассказ

Трагедия

Насколько вы нуждаетесь в чтении?

Испытываю острую нужду в чтении

Получаю удовольствие от прочтения книг

Читаю из-за необходимости получения новой информации

Читаю лишь при избытке свободного времени

Не нуждаюсь в чтении вовсе, бесполезное занятие

Насколько ваша профессиональная деятельность связана с чтением литературы?

1. тесным образом

2. необходимость чтения существует.

3. смогу обойтись без чтения литературы

4. для моей профессиональной области чтение литература не имеет никакого значения.

Насколько ваши интересы связаны с чтением литературы?

1. тесным образом

2. смогу обойтись без чтения литературы

3. для моих интересов чтение литература не имеет никакого значения.

Существует ли прямая зависимость между количеством Вашего свободного времени и временем, которое вы тратите на чтение литературы?

3. Затрудняюсь ответить

Насколько Вы заинтересованы в чтении литературы?

1. Литература вызывает у меня сильный интерес

2. Литература занимает важное место в списке моих интересов.

3. Поверхностно знакомлюсь с книгами, не придаю этому большого значения

4. Никогда не интересовался/не интересовалась литературой вообще.

Какие лично у Вас существуют стимулы к чтению?

Насколько ценной является для вас информация, полученная из книг?

Насколько чтение литературы помогает Вам развивать мышление и фантазию?

1. Литература - бесценный помощник в развитии фантазии и мышления

2. Не считаю чтение литературы определяющим в развитии своего мышления и фантазии.

3. Считаю литературу абсолютно бесполезной в целях развития мышления и фантазии.

Помогает ли Вам чтение литературы в повышении уровня грамотности?

1. Да, бесспорно.

2. Не могу сказать, что это очень способствует развитию моей грамотности.

3. Не играет никакой роли.

Системный анализ объекта исследования:

Выявить оценку молодежью уровня развития литературы в обществе

а) начитанность людей

б) современные писатели

2) получить факты о популярности/непопулярности основных жанров литературы и выяснить причины сложившейся ситуации

3) выяснить, насколько людям необходимо чтение

А) возникновение потребности в чтении в связи с профессиональной деятельностью

Б) в зависимости от интересов

В) от количества свободного времени

Г) уровень заинтересованности молодежи в чтении

4) дать реконмендации о том, как привлечь молодежь к чтению литературы

А) получение новой информации

Б) развитие фантазии и мышления

В) повышение уровня грамотности

Вывод: в рамках первого этапа нами была разработанна программа исследования, пакет документов (Приложение 1), опросный лист (Приложение 2) и инструкция интервьюеру (Приложение 3). Так же распределены обязанности между всеми участниками исследовательской команды (Приложение 4). Задача разработки методического инструментария выполена.

Анализ данных социологического исследования.

Тема: Отношение современной молодежи в возрасте от 16 до 24 лет к чтению

Цель социологического исследования: Выявить отношение молодежи в возрасте от 16 до 24 лет к чтению.

Основная гипотеза исследования: отношение молодежи в возрасте от 16 до 24 лет к чтению является скорее положительным, нежели отрицательным.

Метод социологического опроса: Телефонный опрос.

Результаты социологического исследования:

Опрос проводился среди студентов Государственного университета управления. Общее количество респондентов, принявших участие в социологическом опросе - 32 человека, в возрасте от 16 до 23 лет (нижняя граница - 18,2, верхняя граница - 19,3, среднее - 18,75). Из них - 14 человек мужского пола (43,8%) и 18 человек женского пола (56,2%).

С целью выявления специфики культурных потребностей гражданского общества, респондентам было предложено определить степень заинтересованности в чтении, указать, какие жанры литературы являются для них наиболее интересными и поставить оценку качества современной литературы.

Гипотеза 1. Большинство молодежи относится к чтению положительно.

На вопрос «Как Вы относитесь к чтению?» 75% респондентов (24 человека) ответили «положительно», 21,9% (7 человек) выделили ответ «нейтрально» и лишь 3,1% (1 человек) отметил, что негативно относится к чтению.

Вывод: Вопреки мнению большинства о том, что молодежь стала менее заинтересованной в чтении, мы видим, что по результатам опроса, лишь 1 человек высказался о негативном отношении и ѕ респондентов уверенно заявила, что относится к чтению литературы положительно. Это связанно с внедрением новых возможностей в данной сфере - появление электронных книг, возможностью слушать аудиокниги.

При этом на вопрос «Можете ли Вы представить свою жизнь без чтения?» больше половины опрошенных (59,4% или 19 человек) отметило, что с трудом представляют свою жизнь без чтения, 25% (8 человек) респондентов спокойно представили такой вариант, 9,4% (3 человек) вопрос поставил в тупик и они затруднились дать однозначный ответ, 6,3% опрошенных (2 человека) с удовольствием жили бы, не читая литературу вообще.

Вывод: Большинство так же задумалось о том, что было бы с их жизнью, если бы они отказались от чтения художественных произведений. Более половины опрошенный пришло к выводу, что с трудом смогли бы представить себе такой вариант, ведь чтение является важным элементом их досуга.

Гипотеза 2. Большинство молодежи читает книги с удовольствием, по собственному желанию.

Наиболее популярным ответом на вопрос о том, как современная молодежь читает книги, оказался вариант «с удовольствием и по собственному желанию» (71,9% опрошенных или 23 человека), на втором месте - необходимость по работе/учебе (18,8% респондентов или 6 человек), далее следует вариант «в пути, с целью занять себя чем-то» (9,4% респондентов или 3 человека). Иных ответов дано не было.

Вывод: В процессе чтения литературы наши респонденты на первое место ставят цель получить от нее удовольствие, так как делают это по собственному желанию. Возможность отдохнуть в процессе чтения важнее, чем та необходимость, которая может быть связана с учебой или работой.

Гипотеза 3. Большинство молодежи читает 1-2 книги в месяц.

Большая часть опрошенных подтвердила, что успевает прочитывать в месяц 1-2 книги (19 человек или 59,4%), 8 человек (25%) не успевают прочитать и одну, 3 респондента (9,4%) прочитывают за месяц 4 книги и более, 2 человека (6,3%) успевают прочитать 3-4 книги за месяц.

Вывод: Количество прочитываемых в месяц книг варьируется от 1 до 4. Лишь ј опрошенных подтвердила, что нехватка времени или же личностные качества не позволяют им прочитывать в месяц даже 1 книгу. Результат вполне оправдан, так как у каждого человека различная загруженность в течении дня и часто не всегда получается уделять время чтению.

При этом респонденты указывают, что им вполне хватает материальный средств на покупку книг (22 порошенных или 68,8%), 4 человека (12,5%) просят книги у знакомых и друзей, 3 респондента (9,4%) затруднились ответить, 2 человека (6,3%) указали «скачиваю в интернете» в качестве варианта «другое» и лишь 1 опрошенный (3,1%) ответил,что ему не хватает материальных средств на покупку книг. Вариант «беру книги в библиотеке» оказался у 32 респондентов неактуальным.

Вывод: Более половины респондентов находит материальные средства на покупку книг, велик процент тех, кто находит выход и скачивает в интернете либо берет у знакомых. Большое количество возможностей в современном обществе позволяет выбрать доступный и удобный путь приобретения книг и публицистики.

Гипотеза 4. Большинство молодёжи предпочитает читать книги в жанре фентези.

Самым популярным оказался роман (20 ответов), далее комедия и рассказ (9 ответов), мелодраму, фентези и публицистику выделили только 7 человек, научной литературой и трагедией в равной степени с остальными жанрами интересуются лишь 6 человек, повесть была выбрана 5 раз.

Вывод: Большинство респондентов отметило, что предпочитает читать «масштабную» литературу в жанре романа, а не короткие произведения в виде повестей и рассказов. Данный выбор связан с мнением об ограниченности небольших произведений, невозможностью полностью погрузится и проанализировать произведение.

При этом респонденты не отрицают факт, что интерес к прочтению какого-либо произведения может возникнуть после просмотра экранизации. 23 респондента (71,9%) ответили, что в случае удачной экранизации прочтут оригинал, 5 человек (15,6%) затруднились ответить, 4 опрошенных (12,5%) отметило, что не видит в этом смысла.

Вывод: Развитие СМИ, таких как кино и интернет, не существенно повлиияло на мнение современной молодежи касательно важности чтения. Большинство по-прежнему отмечает, что кинопостановка может вызвать интерес к оригиналу.

В конце опроса респондентам было предложено поставить оценку от 1 до 5 уровню развития современной литературы.

Оценку «3» (средний уровень) поставили 15 респондентов (46,9%), «2» (неудовлетворительно) поставило 8 человек (25%), «4» (хороший уровень) выделило 6 респондентов (18,8%), 2 респондента (6,3%) поставило «5» (высокий уровень) и 1 респондент (3,1%) считает, что уровень крайне низок («1»)

Вывод: Уровень развития современной литературы по мнению опрошенных недостаточно высок. Процент тех, кто оценил его от 1 до 3 гораздо выше, чем тех, кто поставил 4 и 5. Современная молодежь в возрасте от 16 до 24 лет считает, что современная литература имеет не достаточно высокое качество и не способствует саморазвитию и моральному росту.

Вывод

В целом, современная молодежь сошлась в своем отношении к чтению литературы. Большинство респондентов отметило, что относится к чтению положительно, читают с удовольствием и не представляет свою жизнь без чтения литературы. Однако, были и те, кто относится к чтению нейтрально и спокойно может представить свою жизнь без литературы.

Так же можно отметить, что развитие кинематографа не существенно повлияло на заинтересованность в чтении художественных произведений, а киноновинки порой являются толчком к прочтению оригинала. Жанровые предпочтения достаточно разнообразны и многогранны, можно судить о разносторонних увлечениях литературой у современной молодежи.

Вместе с тем, анализ результатов проведенного социологического опроса позволяет сделать вывод о том, что современная молодежь не считает уровень развития современной литературы достаточно высоким и видит проблемы в этой области развития культуры.

Исследование показало, что, в целом, современная молодежь в возрасте от 16 до 24 лет заинтересована в развитии современной литературы, так как интерес к чтению не уменьшился вопреки мнению современного общества. Чтение является неотъемлемой частью досуга и повседневной жизни молодого поколения.

Создать клуб любителей литературы для молодежи;

Позиционировать чтение среди молодежи в качестве содержательного и увлекательного проведения досуга.

Развивать навыки грамотного, осознанного обращения к чтению как источнику самообразования, самовоспитания;

Повысить читательскую культуру молодежи;

Создать комфортную среду и оптимальные условия для духовного, культурного, интеллектуального развития молодежи

Вывод: можно указать, что необходимо провести более детальное исследование качества современной литературы, которые позволило бы выявить недочеты и разработать рекомендации по их устранению.

  1. Социологические исследования в библиотеках

    Книга >> Социология

    ... отношений между библиотекой и читателем в социологическом исследовании ... количественных методов в социологических исследованиях чтения . Формирование принципа индивидуализации... социокультурным аспектам эстетического воспитания молодежи в библиотеках, во второй...

  2. Теория и методология социологических исследований

    Книга >> Социология

    То чудным образом сопряжена с чтением газет. Разумеется, сколь угодно... хотел сказать. Это отношение называется экспрессивным. В социологических исследованиях данная проблема часто... расширены до «учащихся» или «молодежи» . Очевидно, чем больше общность...

  3. Молодежь новой России Какая она Чем живет К чему стремится

    Реферат >> Философия

    Провёл общероссийское репрезентативное социологическое исследование на тему: “Молодежь новой России: Какая... либо осмысленная политика в отношении молодежи как самостоятельной социально- ... коммуникации предполагают, что чтение имеет даже некоторый приоритет...

  4. Материалы прикладного социологического исследования

    Реферат >> Социология

    Материалы прикладного социологического исследования . Программа прикладного социологического исследования . 1. Актуальность... задач. Читающая молодежь предпочитает не... 2. Цель исследования : Проанализировать отношение учащихся ГФ ТГТУ к чтению и узнать...

  5. Культура молодежи

    Реферат >> Социология

    Познавательные потребности (образование, чтение и т.п.) и потребление... молодежи» . Социологические исследования . 1999 г. № 6. стр. 98. 9 В.Г. Васильев, В.О. Мазеин, Н.И. Мартыненко «Отношение студенческой молодежи к религии». Социологические исследования ...

О реальном месте чтения в жизни современного молодого человека

(по результатам социологических исследований последних лет)

М.М. Самохина

Отношение молодежи к чтению

Что для современных молодых людей чтение, какое место оно занимает в их жизни – исследовательские данные об этом достаточно противоречивы.

Данные опросов первой половины 2000-х показывают, что чтение входит в число ценностей жителей России, в том числе молодежи, – утверждают сотрудники Центра чтения РНБ . По их данным, лишь 4% молодых людей решились признать, что не любят читать, а каждый третий ответил, что читает регулярно. Подавляющее большинство респондентов всероссийского исследования «Преемственность поколений: диалог или конфликт?» (2001 г.) не согласились, что в наше время читать книги не обязательно, так как все, что нужно можно найти в других источниках; наоборот, они считают, что без книг нельзя воспитать культурного человека. А 44% респондентов исследования «Проблемы социального здоровья молодых россиян» (2005 г.) в свободное время предпочитают читать книги – большее число предпочтений собрали лишь занятия спортом и просмотр телевизионных передач.

Ценность чтения в общественном сознании пока достаточно высока, – соглашаются специалисты РГДБ. По результатам опроса школьников 10–16 лет, который проводился в 2003 г. в рамках исследования «Сельский ребенок: книжная среда, чтение, библиотека» в сельских районах Калининградской, Мурманской и Тюменской областей, даже подростки (традиционные бунтари) в числе своих достоинств называют начитанность. А среди школьников – участников опросов начала 2000-х об отношении к чтению 70–80% выбирают положительные ответы» .

Многие библиотечные штудии (особенно в тех случаях, когда опрашиваются именно посетители библиотек) дают подобные результаты. Например, более 78% 15–18-летних посетителей детских библиотек Новосибирска утвердительно ответили на вопрос «Любите ли вы читать» . В поселке Локоть Брянской области таких оказалось 75% (22% читают только в силу необходимости, и только 3% не читают вообще, предпочитая другие занятия) . 85% респондентов исследования «Молодежь и чтение художественной литературы» (организовано в 2005 г. ЦБС Ливенского района Орловской области, охватило около 600 читателей 18–28 лет) включают книгу и чтение в круг своих ценностей .

Но такого рода оптимистичные данные можно найти и в некоторых исследованиях последних лет, ведущихся профессиональными социологами; там, где объектом становятся не читатели библиотек, а просто молодые люди. По данным общероссийского опроса молодежи, проведенного Фондом «Общественное мнение» в начале 2008 г., 26% респондентов 16–25 лет заявили, что чтение – это их увлечение, любимое занятие; впереди лишь спорт – 34% . Правда, при этом нельзя не отметить некоторую странность в формировании объекта исследования: он включает в себя 1500 человек по общероссийской выборке, 1500 человек и 12 онлайн-групп студентов ведущих вузов, а также более 2000 человек и 15 онлайн групп активистов молодежных движений. В какой из этих (явно весьма разнородных) групп чаще встречаются любители чтения (и вообще, почему было решено рассматривать полученные от них ответы в совокупности) – в публикациях ФОМа не сообщается. Говорится лишь, что в основном (более 70%) это женщины и девушки, и что среди москвичей читающих почти в два раза больше, чем среди жителей других городов и сел (вероятнее всего, это и есть студенты – точнее, студентки – ведущих вузов).

В других работах мы найдем другие цифры, характеризующие то, что принято сегодня называть кризисом чтения. Самыми шоковыми в этом смысле можно назвать результаты исследования «Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений», проведенного в 2005 г. в Челябинской области. Результаты его отражены в ряде публикаций В.Я. Аскаровой и Н.К. Сафоновой . «Из 630-ти респондентов, представлявших разные по статусу территориальные образования области, 98% подтвердили, что чтение не занимает в их жизни сколько-нибудь серьёзного места . Характерно, что подростки при этом оперируют категориями множественного числа: „мы“, „наш класс“, „наши ребята“, „наше поколение“, что косвенно свидетельствует о типичности данной ситуации, – констатируют авторы. – Утверждая, что „чтение устарело“, „чтение не модно“, „чтение стало не интересно“, подростки главную причину этого видят в стремительном вторжении новых информационных технологий во все сферы жизни. … Результатом утверждений становится категоричный вывод: „на дворе ХХI век, книги уже безнадёжно устарели“, „компьютеры заполнят всё, идёт поколение компьютеров“. … Информация здесь воспринимается как ничья; она калейдоскопичная, рваная; ею легко управлять – выдёргивая, нарезая, склеивая. Книга с этих позиций воспринимается как слишком неповоротливая, объёмная („слишком протяжная“), она требует неизмеримо больше времени и труда. Не случайно сами подростки, характеризуя недостатки традиционного чтения, говорят именно об этом: „читать долго и лень“, „неохота париться над книгами“». Отмечу, что начав с отношения подростков к чтению, исследователи затем (незаметно для себя?) переключаются на отношение к книге, идентифицируя два этих понятия. У них получается, что читают только книгу, а из компьютера лишь берут информацию – они (вольно или невольно) противопоставляют книгу компьютеру так же, как это делают их респонденты. Мне кажется, именно подобная «аберрация» не позволила авторам в полной мере воспользоваться своими глубокими и тонкими наблюдениями. Судя по тому, что они оперируют живыми высказываниями юных респондентов, можно предположить, что использовался метод достаточно свободного интервью. Однако из публикаций нельзя узнать велась ли речь о чтении вообще – или о чтении какой-то конкретной литературы в конкретных ситуациях, о новых технологиях и компьютерах вообще или об использовании их в ситуации подготовки к занятиям, проведения досуга и т.д.

В 2006 г. сотрудники Левада-центра по заказу фонда «Пушкинская библиотека» провели в 26 городах России опрос школьников (с 1-го по 9-й класс) и их родителей. В частности, респондентам предлагали согласиться (или не согласиться) с рядом суждений, касающихся отношения к чтению. Исследователи приводят, в частности, следующие цифры (в таблице указан процент согласившихся):

Отмеченная здесь динамика известна библиотекарям. От средних к старшим классам число любителей чтения (и «свободных» читателей) значительно уменьшается, растет доля тех, кто читает только или в основном «под давлением» (прежде всего для выполнения заданий). Если верить данным этого исследования Левада центра, среди 15–16-летних количество отрицательно относящихся к чтению втрое больше, чем среди 11–12-летних. В качестве одной из причин авторы называют дефицит литературы – прежде всего такой, где говорится о современной жизни, об острых проблемах переходного возраста . С этим нельзя не согласиться, как нельзя не согласиться и с тем, что здесь очень велико влияние современных технологий, компьютеризации, альтернативных способов проведения досуга.

Выявить факторы, влияющие на отсутствие у старшеклассников интереса к чтению, – такой была одна из задач исследования, организованного в 2007–2008 гг. НБ Удмуртской республики. Были проведены три фокус-группы, участниками которых стали школьники из города Сарапула, поселка Ува и села Алнаши. (Подчеркивается, что эти молодые люди практически не читали художественную литературу; то есть речь идет об аудитории, которая попадает в поле зрения исследователей довольно редко). Выяснилось, что респонденты воспринимают чтение, с одной стороны, как нечто естественное, чем они пользуются не задумываясь, с другой стороны – как нечто вызывающее трудность, напряжение, скуку. Во многом соотношение этих двух аспектов восприятия зависит от темы, содержания и, что немаловажно, объёма конкретного текста. Книги нередко встречают у мало читающих школьников резкое отторжение. В частности, большинство респондентов выразили нежелание читать любую толстую книгу (это касалось даже предпочитаемых девушками любовных романов). Характерно, что они также не хотят читать книги, по которым уже был показан фильм (даже если такие книги стали бы раздавать бесплатно). Более позитивное отношение у участников фокус-групп вызвали журналы для подростков: лёгкие тексты и яркие картинки воспринимаются проще и похожи на привычную для них телевизионную картинку .

В 2005 г. работники муниципальных библиотек Омска провели исследование «Чтение. Взгляд молодежи», охватившее более 1000 молодых людей 15–24 лет. Одним из методов был уличный экспресс-опрос. Более 25% респондентов в ответ на вопрос «Какую книгу вы читаете сейчас?» ответили, что у них нет времени на чтение; 19% заявили, что они не читают ничего и 2% сказали, что не любят читать .

Анализируя данные, представленные в различных публикациях, можно заметить порой, что объективно похожие картины чтения трактуются по-разному и даже противоположно, потому что приводятся отдельные цифры. Скажем, 75% респондентов любящих читать (как в уже приводившихся данных по поселку Локоть) – это хорошо. Но на той же конференции, где были представлены эти данные, буквально следующий выступающий в качестве негатива сообщает, что 18% посетителей другой библиотеки не любят читать . Подобные парадоксы обусловлены, вероятно, прежде всего некоторой зыбкостью представлений о том, что можно считать нормой для той или иной читательской группы и что – отклонением. Но я назвала бы еще одну важную причину – методического характера. Прямой вопрос о любви к чтению вряд ли стоит задавать респондентам старше 9–10 лет. Подростки (а тем более юношество, молодежь) уже накопили достаточно опыта, они реализуют различные читательские практики, далеко не всегда основанные на любви к чтению (ведь даже свободное, досуговое чтение часто связано не с любовью к чтению как таковому, а с интересом к теме). Поэтому 70-80% положительных ответов на соответствующий вопрос лично я расцениваю лишь как ответы тех, кто не относится к чтению отрицательно (то есть тех, кто относится к нему «нормально»). Фразы типа «я люблю читать», «я не люблю читать», на мой взгляд, могут присутствовать (и часто присутствуют) в анкетах и опросных листах в качестве вариантов ответов на вопросы о причинах или мотивах чтения. Тогда выбор респондентом именно такого ответа (вместо или вместе с вариантами типа «читаю по учебным заданиям», «читаю, когда есть время», «читаю по интересующим меня темам» – и т.п.) будет показателем его реального отношения к чтению и реального места чтения в его жизнедеятельности.

Можно предположить при этом, что вопрос «почему вы читаете?» заставляет отвечающего задуматься именно о причинах чтения – в отличие от вопросов «зачем», «в какой связи», выводящих на мотивы и цели и говорящих скорее о чтении конкретных текстов с конкретной тематикой. Психологи РГДБ задали вопрос «почему?» подросткам 12–16 лет (среди которых были не только читатели библиотеки). Необходимо подчеркнуть, что вопрос задавался в общем виде, не давалось никаких вариантов ответов, чтобы респондент сам сформулировал причины обращения к чтению. При обработке полученных материалов исследователи шли от реального многообразия ответов, то есть были применены элементы контент-анализа. На первых местах оказались два типа ответов: в первом ключевыми были слова «интересно», «нравится», «люблю», во втором – «узнавать новое». Несколько реже встречался третий тип – с ключевыми словами «заставляют, задают». Еще три выделенных исследователями типа – со словами «от скуки», «время провожу» (1), «забыться», «уйти от реальности» (2), «полезно для развития» (3) – встречались в два-три раза реже, а все остальные – еще более редко. Важно, что респонденты нередко называли несколько причин обращения к чтению и книге, и чаще всего сочетались ответы «интересно – задают», «интересно – познавательно» и «познавательно – полезно».

Основываясь на этих данных, исследователи выделили четыре группы респондентов, отличающихся сочетанием или доминированием тех или иных причин. Самая многочисленная группа была обозначена ими как группа среднего уровня развития читательской мотивации. Здесь присутствуют ответы разных типов. Это, по мнению авторов, нормальное, присущее большинству, отношение подростка к книге, когда потребность уже существует, но не как потребность в литературном произведении, в собеседнике, а как потребность в приятном и полезном времяпрепровождении. Ответы «нравится», «интересно» часто носят обтекаемый характер, хотя некоторые респонденты старались объяснить, какие именно книги им интересны и почему. Познавательный мотив чтения тоже нередко осмысленно выделяется. Характерно, что 15–16-летние респонденты называют в качестве любимых книг справочники, энциклопедии, научно-популярную литературу.

Были выделена также группа респондентов с доминированием высказываний о принуждении к чтению («заставляют», «в школе задают») – 30% и группа с доминированием ответов, свидетельствующих об отношении к чтению как возможности уйти от реальности, погрузиться в иной мир – около 11%. Четвертую выделенную группу (10%) авторы определяют как подростков со сформированной читательской мотивацией.

Один из выводов авторов: у подростков четко выражено функциональное отношение к чтению (читать для школы, для развития, для общения), которое распространяется и на научно-популярную литературу, и на художественную. Заданный им вопрос «почему» в понимании респондентов оказался тождественным вопросу «зачем» .

Психологи Ярославской ОЮБ ввели позицию «люблю читать» в качестве одного из вариантов ответа на вопрос «Ваше личное отношение к чтению». Респондентами их исследования были молодые люди 14–24 лет – школьники, студенты, учащиеся средних специальных учебных заведений; 80% из них являются читателями ОЮБ. Существенная характеристика: 70% опрошенных составляли девушки.

Было предложено четыре варианта ответов; получено следующее распределение:

Привлекает внимание такое наблюдение авторов: за утверждением «люблю читать» могут стоять совершенно разные вещи. У одних молодых людей это глубокая сущностная потребность, подтверждающаяся ответами на другие вопросы анкеты – о круге чтения, любимых авторах и героях, о взглядах на книгу. У других – отношение к чтению как к развлечению, легкому и приятному времяпрепровождению, не влияющему на реальную жизнь. У третьих (а их больше всего) четкая позиция не выработана, у них доминирует эмоциональная реакция, сопереживание герою.

Так же внимательно авторы анализируют другие варианты ответа. Оказывается, например, что среди тех, кто читает по необходимости, есть и «формальные», «поверхностны» читатели, и такие, кто ориентирован на глубокое познание и на серьезную литературу. А вообще «портреты» читательских типов исследователи складывают из ответов на ряд вопросов: «Чем в большей степени является для вас чтение книг?», «Какую пользу приносит вам книга?», «Каким читателем вы себя считаете?» и т.д.

Интересно рассмотреть, в частности, распределение ответов на вопрос «Хотели бы вы совершенствовать себя как читателя (более глубоко и всесторонне понимать прочитанное)?». «Да» – ответили 59% девушек и всего 20% юношей. «Нет» – соответственно 3% и 60%. Особенно велик разрыв у школьников .

Своеобразным показателем отношения к чтению является отношение к активно читающему человеку. Соответствующие вопросы задавались респондентам в нескольких исследованиях, и мы имеем данные по разным читательским группам.

В 2006–2007 гг. аспирантка Московского гуманитарного университета Н.Д. Юмашева опросила более 700 студентов московских вузов. Предмет ее диссертационного исследования – отношение к чтению и практики чтения. Результаты исследования оказались достаточно противоречивыми. С одной стороны, они позволяют сделать вывод о преобладании позитивных оценок человека, который много читает: соответствующие ответы дали более 90% девушек и около 80% юношей. Более 56% воспринимают такого человека как умного; около 30% говорят, что чтение книг ассоциируется у них с интеллигентностью. Отвечая на прямой вопрос, лишь 5% респондентов оценили чтение как непрестижное занятие. Однако другие ответы и многие суждения студентов свидетельствуют, по мнению диссертантки, об их скрытом несогласии с официально признанным мнением о пользе чтения. 16% (среди девушек – около 9%, среди юношей – более 20%) заявили, что они негативно воспринимают человека активно читающего, а друзьям, подругам негативное восприятие приписывают более трети респондентов. Один из основных выводов автора – в студенческой среде есть не всегда проявленное (латентное) негативное отношение к чтению; юношам оно свойственно в большой степени, чем девушкам.

О том, что подобное негативное отношение складывается еще в школьные годы, говорит и упомянутое выше исследование Левада-центра, и ряд других штудий различного масштаба. Один из примеров – опрос 13–14-летних абонентов Гдовской районной библиотеки (Псковская область). Библиотекари отмечают, что у некоторых ребят процесс чтения ассоциируется с периодом детства; дети становятся взрослыми, и процесс почти или вовсе прекращается. Такие представления, – предполагают авторы, подростки могли почерпнуть из своего жизненного опыта, из поведения взрослого окружения. С одной стороны, более 70% респондентов сказали, что хорошо, «нормально» относятся к читающему однокласснику, а 3,5% отметили: «я завидую ему, у меня нет столько свободного времени». Однако около 30% назвали свое отношение отрицательным, не очень хорошим. При этом 7% характеризовали такого подростка как «заучку», «ботаника», а около 5% говорят, что предложили бы ему заняться другими делами» (погулять, послушать музыку и т.д.). «Я ненавижу книги», – так ответили около 2,5%. Нельзя не отметить: результаты этого опроса, как и результаты предыдущего, свидетельствуют о том, что негативизм по отношению к чтению в большей степени характерен для юношей, чем для девушек .

Мотивы и цели чтения

Преобладание в чтении молодых людей деловых, функциональных мотивов (в частности, связанных с получением образования), постоянный рост значимости подобных мотивов отмечается исследователями и практиками в течение уже нескольких десятилетий. Все большую роль в формировании круга чтения играют и чисто развлекательные мотивы. Развитие медиакультуры, бурный рост интернет-технологий «сдвигают» традиционную структуру чтения – как массового, так и «элитарного»; в особой степени это касается, конечно, молодежи. Вот, например, как описывает сложившуюся ситуацию В.П. Чудинова – автор множества публикаций по проблемам детского и подросткового чтения: «Чтение подрастающего поколения становится все более функциональным и утилитарным. Подростки все чаще читают как взрослые: с одной стороны, чтение – это получение нужной для учебы информации, с другой – это „легкое чтение“ как развлечение (чтение иллюстрированных журналов, комиксов, книг с более легкими, простыми и короткими текстами, как правило, не высоких художественных достоинств)».

Опираясь на данные уже упоминавшегося исследования школьников в Челябинской области, В.Я. Аскарова констатирует: «В чтении подростки признают в основном инструментальную функцию, используя его как средство тренировки и оттачивания нужных интеллектуальных свойств и качеств: „развиваешь своё мышление и память“, „развиваешь речь, лучше пишешь“, „чтение развивает орфографию и мышление“. Кроме „полезных“, подростки отмечают и „приятные“ свойства чтения – оно способно быть источником развлечения: „это завлекает и интересно“, „книга может поднять настроение“, „чтение помогает расслабиться и развлечься“, „это способ убить время, когда скучно“, „чтение снимает усталость и перегрузку с человека“ и т.д. Развлекательный эффект чтения видится подросткам в достаточно широких пределах: от элементарной „прикольности“, производимой „завлекательным сюжетом“ до весьма сложных ощущений, связанных с целостным воздействием книги, вовлечением читателя в её художественное пространство: „это здорово, когда переживаешь вместе с героями“, „завлекаешься в мир фантазий и сказок“» .

Подобные высказывания нередки. Многие другие исследователи, многие библиотекари-практики подчеркивают, что исчезают глубокие, «внутренние», нефункциональные мотивы чтения – стремление к самопознанию и самообразованию, к эстетическому наслаждению; исчезает собственно любовь к чтению как мотив.

Что говорят об этом исследования последних лет? Некоторые соответствующие данные я здесь уже приводила; теперь рассмотрим проблему подробнее.

«Для чего Вы читаете?» – такой вопрос был включен в анкету, разработанную в 2001 г. в ГПНТБ СО РАН и переданную в библиотеки, учебные заведения, учреждения Новосибирска, Новосибирской области, других городов региона. Получены данные, в том числе, и по молодым пользователям – от 15 до 30 лет. Свои данные некоторые участники исследования представили в сборнике «Книга. Общество. Читатель: Современные аспекты». Интересно, что результаты опросов оказались достаточно схожими. Если посмотреть цифры, полученные в одной из библиотек Новосибирска , в одной из новосибирских школ и в библиотеках города Бердска , то видно, что на первом месте везде оказывается чтение, связанное с выполнением учебных заданий (примерно 80%, особенно характерно это для девушек). Варианты «для отдыха» и «для познания жизни» идут вровень: их отмечает почти каждый второй (в школе о чтении для отдыха говорят немногим более 40%). Для эстетического удовольствия читает примерно каждый третий.

Схожесть результатов логично объяснить тем, что в библиотечных опросах основную часть респондентов также составляли старшеклассники. В этой связи можно привести результаты еще одного анкетирования, проведенного ЦБС Петрозаводска совместно со школьными библиотеками в 2006 г. Здесь вопрос звучал так – «Для чего люди читают?». Ответы распределились следующим образом: 54% – «получить новые знания (информацию) об окружающем мире»; 28% – «стать умней и грамотней, расширить кругозор, улучшить интеллект», 17% – «интересно провести время (развлечься, отдохнуть)»; 9% – «убить (занять) время»; 6% – «развивать речь, обогащать словарный запас»; 5% – «уйти от проблем, отдохнуть от них" . Вариант, описывающий учебное чтение, в предложенном списке ответов, очевидно, отсутствовал. Однако три варианта (первый, второй и предпоследний) связаны с познанием и самообразованием, то есть соответствующими мотивами руководствуются более половины респондентов.

Но что происходит, когда мы уходим от старшеклассников как единственной группы респондентов? Примерно тот же «рейтинг» мотивов чтения получен при опросе посетителей Челябинской ОЮБ, среди которых были как старшеклассники, так и студенты: 70% сказали, что читают по заданию; 50% – дабы узнать что-то новое и интересное, 25% – для получения эмоционального и эстетического удовольствия. Правда при этом, как отмечает З.В.Руссак – автор публикации, ответы на более конкретные вопросы о досуговом чтении показали, что здесь превалирует ориентация на отдых и развлечение, а не на развитие. Большинство участников исследования воспринимают его как некоторое «сопутствующее» занятие, сопровождающее учебную деятельность .

Еще два опроса с похожими результатами. Ответы 16–20-летних посетителей Липецкой ОЮБ (в подавляющем большинстве – студентов) на вопрос о целях чтения распределились следующим образом: «для учебы» (около 80%), «узнать что-то новое» (более 45%), «для удовольствия» (более 30%); более чем по 20% собрали также варианты «повысить профессиональный уровень» и «по необходимости» . В исследовании Н.Д. Юмашевой, объектом которого были студенты московских вузов, подробно рассматривались цели лишь свободного чтения. И наиболее распространенной целью оказалось именно «познание» (назвали 58% опрошенных). По мнению автора, с данной целью согласуется другая – «чтобы быть эрудированным человеком» (около 36%). Вариант «интересен сам процесс чтения» выбрали 56%. Книгу как источник релаксации используют 40% респондентов – чаще девушки .

Итак, фактически все приведенные данные (как и результаты ряда других исследований) рисуют следующую картину: 70–80% опрошенных читают в связи с учебными целями; примерно каждый второй называет те или иные мотивы, связанные с познанием, самообразованием; каждый четвертый – связанные с эмоциональным и эстетическим удовольствием; 30–40% – мотивы, связанные с отдыхом, развлечением. Важно отметить, что во всех этих случаях речь идет об ответах на закрытые вопросы, когда респонденты выбирают (или не выбирают) формулировки, предложенные исследователями.

Естественно, что когда речь заходит о чтении художественной литературы, «рейтинг» мотивов несколько смещается. Вот какие данные были получены, например, в уже упомянутом исследовании чтения школьников, организованном НБ Удмуртии : в основном респонденты читают для развлечения и удовольствия (67%), реже – для расширения кругозора (43%) и учёбы (48%).

Вопрос о чтении художественной литературы был включен в анкету исследования «Гоголь и современность», проведенного нашим отделом в 2009 г. Респондентами исследования стали более 1300 молодых людей 14–25 лет – школьники, студенты, работающие. Ответы на данный вопрос распределились следующим образом:

По возрасту особых различий нет. Значимые гендерные различия: «по интересу» читают художественную литературу около 40% девушек и 26% юношей; не любят читать 3,5% девушек и 7,5% юношей .

Логично задуматься, как соотносятся данные конкретных исследований с приведенными выше (и широко распространенными) утверждениями об исчезновении неутилитарных, «внутренних» мотивов чтения – и о «свертывании» любви к чтению вообще.

Во-первых – можно ли этим цифрам доверять? Какая часть респондентов назвала бы соответствующие мотивы самостоятельно, без «подсказок», заложенных в закрытых вопросах? Если предположить, что такая часть достаточно мизерна (а определенные основания дает круг реального чтения молодых), то почему предложенные варианты ответов все же выбираются, и результат повторяется в различных исследованиях? Связано ли это с принятыми нормами, с понятиями о «правильном» чтении? Если да, то насколько расхождение этих норм с реалиями чтения зависит от степени «внутреннего приятия» самих норм, а насколько – от отсутствия текстов, отвечающих потребностям молодых в познании, самообразовании, эмоциональном и эстетическом наслаждении, и/или от недоступности подобных текстов?

Но ответов на подобные вопросы у нас сегодня нет. Их могут дать лишь исследования специалистов (социологов и социальных психологов), предметом которых будут различные аспекты чтения, рассматриваемые в контексте различных социокультурных реалий жизнедеятельности молодых людей. Пока же стоит обратить внимания на высказывания тех, кто явно уж является любителем чтения и активным читателем – это члены читательских сообществ и посетители читательских форумов в Интернете. Вот некоторые их размышления о мотивах и целях собственного чтения и чтения вообще (речь идет, конечно, лишь о свободном чтении):

– Мы читаем: для саморазвития, расширения своего кругозора; для развития своего воображения; для воспитания самого себя; для приятного времяпровождения; для познания чего-то нового, того что нас интересует; для того, чтобы отвлечься от жизненных проблем и помечтать. Зависит от самой книги. – Я попытался разбить на следующие потребности: отдых; погружение в несуществующую реальность (уход от настоящей); удовлетворение интереса (в плане сюжета, а что же будет с героем в следующей книге); получение эмоций; расширение кругозора (для художественной литературы это – почитать классику, чтобы знать свою культуру и т.д.); поиск «пищи для ума» (повышение IQ и далее-далее). – Думаю, читать стоит, чтобы понять, к примеру, то, чем живет общество, нужно разбираться в том, что сейчас интересно, а что нет. – Читать для того, чтобы пережить... Возможно, я вот за пять лет обучения и вынужденного чтения (по программе) сейчас просто не могу жить (простите за пафос) без книги, но в то же время читать всю эту чушь, лежащую на книжных полках (я о массовой литературе) невозможно – все так однотипно и скучно – открыл книгу, и уже знаешь, что будет дальше. Читайте ради удовольствия от процесса. – Я читаю если: 1) мне скучно; 2) хочу поддерживать и подпитывать свой интеллектуальный уровень; 3) расширять свой кругозор; 4) узнать как поступать и что делать (напр. кулинарные книги, книги и статьи по психологии). Не буду читать, то что мне не надо или не нравится, дабы угодить всем занудам с фразой «как? вы не читали...?» – Все зависит от человека. Некоторые читают для собственного удовольствия или для получения нужных знаний. А другие читают, чтобы повысить чувство собственной значимости и потом всем тыкать, что вот я это читал, а вы вот неучи, неучи .

Теперь вернемся к нашим цифрам. Возможно, что полученный процент «оптимистичных» ответов, определен тем, что в поле зрения исследователей чтения чаще всего оказывается сравнительно «благополучная» с нашей точки зрения часть молодежи (школьники, студенты, посетители библиотек), поскольку другие группы организационно труднодоступны или вовсе недоступны.

Но представим, что мы все же доверяем полученным данным. Тогда возникает ряд других вопросов, которые можно назвать методологическими и методическими. Если каждый второй молодой читатель говорит о познавательных мотивах, а каждый четвертый – об эмоциональных и/или эстетических – это много или мало; какова «норма»? И сами формулировки – «для познания жизни», «получить новые знания», «узнать что-то новое и интересное» – указывают ли на утилитарные мотивы или на более глубокие, внутренние? Как они трактуются авторами анкет, как понимаются респондентами; насколько адекватны друг другу эти трактовки?

Во всяком случае, можно утверждать, что как ни называй это чтение – познавательным, функциональным, информационным, – с учебным оно совпадает далеко не всегда. А способствует ли оно таким глубинным процессам как самопознание, личностное развитие, формирование мировоззрения – это зависит и от самого читателя, и от того, в «правильный» ли момент встретился он с данным текстом. Но, вероятно, в наибольшей степени это зависит от тематики и качества самого текста. Поэтому необходимо обратиться к исследовательским данным о содержании и структуре чтения молодых людей.

  1. Этот текст является частью аналитического обзора исследований последних лет, посвящённых проблемам чтения молодёжи. Обзор будет подготовлен в 2011 году.
  2. Книга и чтение в жизни молодежи России // Актуальные проблемы исследования социального здоровья молодежи: инф.-аналит. материалы. Ч.2. – СПб.: Химиздат, 2005. – С.80–85; Либова О. С. Чтение молодежи: возможность диалога с другими поколениями // Молодежь и социальное здоровье. СПб.: Химиздат, 2006. – С. 224–237. Степанова А.С. Чтение в больших и малых городах: сходства и различия // Там же. – С. 210–223.; Глухова Л.В., Либова О.С. Традиции семейного чтения // Homo legens – Человек читающий. – М.: Школьная библиотека, 2006. – С.135–146, (то же: http://www.rusreadorg.ru/issues/hl/hl3-10.htm).
  3. Голубева Е.И. Ресурсы, мотивы и стимулы детского и подросткового чтения. На материале исследований начала ХХI века // Homo legens – Человек читающий. – М.: Школьная библиотека, 2006. – С.208–218, (то же: http://www.rusreadorg.ru/issues/hl/hl3-16.htm); Юный читатель и книжная культура России: материалы исследования: Сб. статей / Сост. Е.И.Голубева, В.П.Чудинова; РГДБ. – М., 2003. – 112 с. Правда, в число этих положительных ответов включены такие различные, как «люблю читать», «много читаю», «люблю читать, но не хватает времени», «читаю легкое, на досуге», «читаю по школьной программе», «предпочитаю журналы».
  4. Казаринова С.В. Социальный портрет пользователя детской библиотеки г. Новосибирска // Читали, читаем и будем читать! Исследования и анализ отношения к книге и чтению пользователей библиотек Новосибирской области / Новосибирское библ. об-во; Новосибирская ГОНБ. – Новосибирск, 2006. – С. 6–34.
  5. Губина Л.А. Исследования в библиотеке «Читающая молодежь Локтя» // Чтение и время: материалы научно-практической конференции (15–16 ноября 2005 г.) / Брянская обл. науч. универ. б-ка им. Ф.И.Тютчева. – Брянск, 2006. – С. 30–33, (то же: http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/lib/search.php?id=1238&r=4).
  6. Орлова Р.А. Отношение россиян к книге, чтению, библиотекам по данным социологических исследований // Всероссийская конференция «Чтение: исследовательские проекты библиотек России»: Программа. – СПб, 2006. – С.34–37.
  7. Лариса Паутова. Поколение Y: цели, мечты, практика: Электронный ресурс http://bd.fom.ru/report/cat/prezzp2306
  8. Аскарова В. Я. Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений: Материалы Всероссийской конференции // Чтение в библиотеках России. Исследовательские проекты библиотек по чтению. – СПб, 2007. – Вып. 7. – С. 90–94; Аскарова В.Я., Сафонова Н.К. Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений: Электронный ресурс http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=270 ; Аскарова В.Я., Сафонова Н.К. Подросток и взрослые: трудный диалог по поводу книги // Библиотека. – 2007. – № 1. – С. 34–36, (то же: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=285); Аскарова В.Я., Сафонова Н.К. Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии»: Электронный ресурс http://metodisty.narod.ru/vsd05.htm .
  9. К сожалению, не сказано, как именно формулировался вопрос, какими были другие варианты ответов, и что сами авторы анкеты вкладывают в понятие «серьезное место в жизни».
  10. Чтение школьников и культурные ресурсы семьи: Электронный ресурс http://www.levada.ru/press/2007031401.html
  11. Курс И.Н., Рябов М.А., Шантурова Г.Ю. Изучение чтения молодёжи в Удмуртии: Электронный ресурс http://unatlib.org.ru/download/center_5/study_reading/doc2.doc
  12. Чернявская Н.Л. Формирование нового пространства чтения в мегаполисе // История и культура городов России: от традиции к модернизации. – Омск., 2006. – С. 190–192, (то же: http://kulgor.narod.ru/kongress/chernjavskaja.html).
  13. Кожемяко Е.В. Книга и молодежь в контексте использования новых информационных технологий // Чтение и время: материалы научно-практической конференции (15–16 ноября 2005) / Брянская обл. науч. универ. б-ка им. Ф.И.Тютчева. – Брянск, 2006. – С. 44–49, (то же: http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/lib/search.php?id=1238&r=4).
  14. Малахова Н.Г. «Я читаю потому, что мне немного нравится читать». О мотивах чтения подростков // Homo legens – Человек читающий. – М.: Школьная библиотека, 2006. – С. 241–251, (То же: http://www.rusreadorg.ru/issues/hl/hl3-19.htm .).
  15. Юношеское чтение: приоритеты современности // Департамент культуры и туризма Ярославской области, Областная библиотека им. А.А.Суркова, отдел психологической поддержки читателя. – Ярославль, 2007. – 22 с.+ приложения. – Рукопись.
  16. Андреева Ю.В. Подросток небольшого города о себе и о своем чтении // Современные тенденции в обслуживании читателей. Изучение читателей и чтения. Материалы второго Всерос. конкурса для публ. биб-к. (2002–2003 гг.); Ч.2. – С. 70–85.
  17. Аскарова В.Я., Сафонова Н.К. Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии»: Электронный ресурс http://metodisty.narod.ru/vsd05.htm
  18. Зырянова И.К. Интересы и потребности читателей ЦБС им. М.Е.Салтыкова-Щедрина Заельцовского района г. Новосибирска // Книга. Общество. Читатель: Современные аспекты / Сибирское отделение РАН, ГПНТБ – Новосибирск, 2004. – С. 105–115.
  19. Крупницкий Д.В. Читательские интересы учеников старших классов // Там же, с. 181–189.
  20. Рыхторова Н.Ю. Чтение в жизни малого города (на примере г. Бердска Новосибирской области // Там же, С. 116–126.
  21. Некрасова М. Что выбирает подросток? // Библиотека. – 2008. – № 1. – С. 61–63.
  22. Руссак З.В. Особенности юношеского чтения в век новых электронных технологий // Книга. Общество. Читатель: Современные аспекты... – С. 158–161.
  23. Есина Т.А. Социальный портрет молодого читателя областной универсальной научной библиотеки // Библиотеки – молодежи: Инф.-аналитич. вестник / РГЮБ. – 2009. – № 1(3). – С. 89–97, (то же: ).
  24. Юмашева Н.Д. Чтение как практики культурного воспроизводства в студенческой среде: Автореф дис. на соиск. уч. степ. канд. социологич. наук. М. 2008 // http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2008/abstract/Yumasheva_ND.pdf .
  25. Юношеское чтение: приоритеты современности…
  26. Надо отметить, что в процессе обработки анкет у меня часто возникало ощущение, будто понятие респондентов о художественной литературе несколько отличаются от моих, то есть традиционных. Судя по набору ответов на другие вопросы, по некоторым заметкам молодых людей, дополнительным ответам, можно предположить, что популярные у них «ужастики», детективы и даже фантастику и фэнтези они «выводят» за пределы этого понятия, оставляя там классику и «серьезные» книги.
  27. Исследование читательского общения молодых пользователей Интернета сейчас ведет сотрудница Исследовательского центра «Библиотека. Чтение. Интернет» О.Н. Кондратьева.

1.1 Введение (проблема и актуальность темы)

Книга -- многие рассматривают ее как повод поговорить, т. е. она становится предметом обсуждения; другие -- как источник знаний; третьи же считают ее инструментом развития цивилизации, а также средством саморазвития; для многих она становится другом и советчиком. Но разумно будет рассматривать ее в совокупности всех этих мнений и понятий. Чтение -- как один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связано как с произношением, так и с пониманием речи зависит от качества прочтенных книг. чтение речевой книга молодежный

Проблема молодежного чтения в наше время актуальна как никогда. И вопрос здесь стоит не столько в количестве молодёжи, которая вообще что-либо читает, сколько в том, что всё-таки читает тот процент юношества, которого это интересует. При том, что в России процент грамотного населения составляет 98 % (к примеру, в западноафриканской республике Нигер он составляет всего 14 %), «грамотное население» страны совершенно не умеет распоряжаться тем, что они являются “homo legens” (людьми читающими). То, что должно использоваться в высших целях, используется в сугубо прагматической деятельности. К примеру, изучить рекламу пластиковых окон из почтового ящика, жадно поглотить очередную порцию информации о «звёздных» скандалах в интернете, ну и, в конце концов, прочитать новое пришедшее сообщение от знакомых. И лишь незначительное количество молодёжи читает книги не по школьной программе или предписанию преподавателя, а потому, что чувствует в этом необходимость.

В связи с увеличением развития различных технологий современная молодежь чаще всего обращается к интернет-источникам, где можно в свободном доступе найти информацию, нежели к книгам. Маленький процент читающих книги может дать ответ на вопрос о социокультурном развитии личности, а также развитии личности в целом. Если сравнивать с Советским периодом, то можно сделать следующую аналогию: развитое чтение в тот период, а также жесткая цензура литературы обогащала представления человека больше о таких гранях человеческой натуры как: нравственность, мораль, человечность, честь, достоинство. Также эта цензура была подпиткой интересов читателей к запретным книгам. Люди стремились узнать все самое интересное и закрытое к их доступу. В данный же период времени читателей редко чем можно удивить. Информация находится в открытом доступе семь дней в неделю. Для того чтобы что-либо найти половине населения 3емли не нужно даже из дома выходить. Количество доступных ресурсов дают человеку определенную свободу выбора. А их разновидность -- проблему этого самого выбора. Перед человеком стоит задача тщательной фильтрации, а также анализа огромного количества информации. Ещё одна проблема -- изменение жанровой актуализации чтения. То, что в своё время интересовало юных пионеров, просто не воспринимается современной молодёжью.

Из выступления заместителя председателя Госдумы Людмилы Швецовой на заседании «круглого стола» «Книга и чтение в культурном пространстве России» в Госдуме 13 марта 2014 г.: «По данным опроса фонда «Общественное мнение» (в опросе приняли участие полторы тысячи россиян в ста населенных пунктах 44 областей, краев и республик России), 50% россиян признались, что за последний год не прочли ни одного художественного произведения. 21% читающих граждан брали книги у знакомых и родственников, 20% покупали, еще 20% читали те книги, которые есть дома, и всего 9% опрошенных брали книги в публичных библиотеках. 60% россиян, принявших участие в опросе, ответили, что их родственники и знакомые не дарят друг другу книг. Никогда не обсуждают со знакомыми и родственниками прочитанную литературу 58% респондентов, и только 38% ее обсуждают. А в семидесятые годы 80% семей читали вместе с детьми! (Сегодня только 7%).

Современная молодежь, к сожалению, читает все меньше, а из читательских предпочтений можно выделить, увы, не Толстого и Достоевского, а модных зарубежных авторов. Серьезным чтением это назвать нельзя, потому как большинство опрошенных россиян - 58% не смогли назвать книг, которые произвели на них сильное впечатление.

Именно это, послужило причиной, узнать какое же всё-таки место занимает чтение у современного человека, и какие жанры наиболее актуальны в настоящее время.

1.2 Цель и задачи исследования

Цель: Отношение студентов города Тюмени к чтению.

  • 1. Определить какое место занимает чтение в сфере интересов студентов.
  • 2. Выяснить читательские предпочтения в сфере литературы, читательские ориентации, репертуар читаемой и спрашиваемой литературы в библиотеке.
  • 3. Исследовать мотивы чтения
  • 4. Исследовать источники информации о книгах.
  • 5. Роль чтения в учебном процессе.
  • 1.3 Объект и предмет исследования

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучение отношения студентов к чтению.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Студенты высших учебных заведений города Тюмени.

  • 1.4 Интерпретация и операционализация основных понятий
  • 1. Чтение - один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.
  • 2. Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей, образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины и множества других систем передачи данных.
  • 3. Телевидение - организации, занимающиеся производством и распространением телевизионных программ.
  • 4. Интерес - это осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность
  • 5. Средства массовой информации - система учреждений, созданных в обществе для открытой, публичной передачи информации с помощью специальных технических средств.
  • 6. Свободное время (Досуг) - общественно-историческое явление, часть социального свободного времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости.
  • 7. Мотив - это обоснование индивидом своих решений, он является силой, побуждающей человека реализовывать свои интересы.
  • 8. Интерес - положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.
  • 9. Социальная установка - ориентация индивида на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом в отношении этого объекта.
  • 1.5 Гипотезы исследования

Гипотезы:

  • 1. При изменении учебного процесса, можно предположить, что у студентов проявится наибольший интерес к чтению книг.
  • 2. При отказе студентов от социальных сетей, интерес к книгам увеличится.

Чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Необходимо, что бы оно стало инструментом успешной деятельности в различных сферах жизни (учебе, работе, отношениях с людьми – в семье, в кругу друзей). Поэтому просто необходимо рассмотреть проблемы молодежи в области чтения, мы должны понять, почему оно отошло на второй план.
Молодежь читает и читает не только то, что надо по программе, но и для собственного интереса. Однако не будем отрицать, что таких мало! Престиж чтения повышается, но это происходит очень медленно.
Сегодня на процесс социализации подрастающего поколения усиливается влияние «некнижных» средств массовой информации. Количество каналов получения информации растет. Наряду с традиционными – книгой и периодикой – все больше места в жизни занимают аудиовизуальные («экранные») СМИ. Развивается культура, которую называют «экранной» («видеокультурой», «аудиовизуальной культурой»). Эта культура оказывает огромное влияние на чтение:
1) падает символический статус чтения и его престиж.
2) меняется восприятие печатного текста и информации (восприятие становится поверхностным и фрагментным).
3) меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например: под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к тем темам и жанром, которые представлены на экране, особенно приключенческим – детективам, триллерам, книгам ужасов, комиксам).
4) предпочитается печатная продукция, где широко представлен видеоряд, отсюда популярность иллюстрированных журналов и комиксов.
Отсюда можно сделать вывод, что главную конкуренцию книгам составляют телевидение и Интернет. То время, что раньше тратилось на чтение, сейчас заменили телепросмотры и компьютерные игры. У молодежи ярко выражен мотив: «Хочу почитать что–либо легкое, развлекательное», и выбирают журналы с обилием иллюстраций. Романы читают значительно меньше чем раньше.
Большинство молодых людей знакомо с Анной Карениной, Обломовым, Наташей Ростовой и Печориным только по фильмам. Прочитать четырехтомник «Войны и мир» сложней, чем просмотреть фильм, но никто почему-то не учитывает, что в фильм – это задумка режиссера, а не автора. Даже если фильм снят по роману в нем больше режиссера, чем автора. Примером может служить фильм, снятый Владимиром Бартковым по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В фильме много таких моментов, которых нет в книге и нет того, о чем писал Булгаков. Фильм, снятый по произведению (неважно какому) и само произведение две больших разницы.
Но не все так трагично, как кажется на первый взгляд. После просмотра удачного фильма по хорошему роману всегда хочется прочитать книгу и сравнить, узнать о чем «промолчал» режиссер. Для некоторых молодых людей поиск отступлений режиссера от произведения стали чем-то вроде хобби.
Отдельно следует выделить Интернет и компьютерные игры. Компьютерные игры негативно влияют на современную молодежь, особенно если в них присутствуют сцены убийств и насилия (DOOM, SILENT HILL, GTA FAR). И наоборот интеллектуальные игры воздействуют благотворно.
В связи с тем, что молодежь предпочитает больше времени проводить за экраном телевизора или компьютера создаются электронные библиотеки, а книги на дисках пользуются большим спросом, чем традиционные. Книги классиков отцифровывают, и молодые люди активно берут их для чтения. Также создают электронные версии журналов для юношей, например «Мир ПК», и многие другие. В библиотеках проводятся выставки, посвященные тем автором, по книгам которых были сняты фильмы, а также конкурсно – игровые программы, посвященные произведениям разных авторов, и молодежь с интересом принимает участие в этих конкурсах.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что, несмотря на то, что престиж чтения падает, молодежь продолжает читать. Традиционные книги постепенно вытесняют электронные, и это новое веянье времени активно поддерживает молодое поколение. Современная молодежь предпочитает получать информацию на электронных носителях или искать в Интернете, я считаю, что это не так уж страшно как думают многие исследователи юношества. Главной проблемой Интернета я считаю то, что там много различной информации и порой в ней трудно сориентироваться и найти необходимую. Основная задача библиотекарей помочь молодым людям найти максимум необходимой информации при минимальных затратах.
В заключении статьи предлагаю вам провести анкетирование, чтобы узнать, посещают ли ваши ученики библиотеку, какую литературу они предпочитают. Тем самым, вы можете спланировать у себя в классе неделю чтения литературы, которую можете принести сами, попросить родителей принести вам книги. Так же можно устроить аукцион за отличную оценку по предмету, кто больше прочтет книг и напишет к ним свои рецензии. Этим вы «убьете» несколько «зайцев»: дети не только начнут читать книги, не только будут развивать, и пополнять свою речь, научатся красиво и правильно разговаривать, выработают в себе усидчивость, внимательность, научатся образно мыслить и думать о будущем. Можно устроить театрализацию на понравившуюся повесть, рассказ или отдельный сюжет.



Последние материалы раздела:

Компьютерные программы изучения английского языка
Компьютерные программы изучения английского языка

Итак, вы начали изучать английский язык с нуля, а может хотите поддержать тот уровень, которого уже достигли, или возможно просто желаете...

Программы для изучения японского языка
Программы для изучения японского языка

Для чего мы изучаем иностранные языки? В мире современных технологий и возможностей, когда Google translate может в считанные секунды перевести...

Образ собаки как показатель нравственных качеств человека
Образ собаки как показатель нравственных качеств человека

Перед нами один из таких рассказов как «Белый пудель», это не выдуманная история, а сюжет, основанный на реальных событиях. С этой группой артистов...