Деятельность ссыльных декабристов в сибири. Кем работали декабристы во время сибирской ссылки

Общего плана размещения декабристов в Забайкалье первоначально не было. Первая партия декабристов: Волконский С. Г., Трубецкой С. П., Оболенский Е. П., Артамон Муравьёв, Давыдов В. Л., Якубович А. И. и два брата Борисовых П. И и А. И. — была отправлена в Нерчинский завод, на Благодатский рудник. Прибыли они 25 октября 1826 года, а через пять дней начали работать в руднике.

Нерчинск удивил декабристов своим роскошным Гостиным двором, построенным по указу Петра I. А Благодатка ввела в уныние. Никакой благодати здесь не было: хилые, покосившиеся избёнки, неухоженные дворы. Поначалу их было разъединили: Трубецкого и Волконского поселили отдельно от остальных, на частных квартирах. Но вскоре это не понравилось начальнику Нерчинских заводов Т. С. Бурнашеву, который усмотрел, что «преступники ходят по улицам и в тоне небезважном». 27 ноября он приказывает поместить их в казарме. Всех восьмерых разместили в одной тюрьме, разгороженной на «каюты» — маленькие «казенки-клетушки».

Начальник приказал содержать декабристов в особой строгости. У них отобрали не только бумагу, но и церковные книги. К их каземату он велел приставить четырёх часовых, которые находились там днём и ночью. Бурнашев не очень отличал декабристов от всех других. По существующему распорядку их в пять утра выводили в шахту. В ней они молотками долбили руду. А потом на носилках выносили её на поверхность.

Положение узников сделалось невыносимее, когда в феврале 1827 года надзор за тюрьмой был передан горному офицеру Рику, который из экономии перестал давать им свечи. Находиться же зимой с трёх часов вечера до семи утра без света в какой-то клетке, где можно задохнуться, представляло настоящую пытку. В ответ на просьбы о прогулках хамил, велел солдатам силой загонять их в каземат. Кроме того, Рик запретил всякие разговоры из одного отделения в другое. Декабристы объявили голодовку: наотрез отказались есть, в течение трёх дней ложились и вставали голодными. Когда об этом доложили Бурнашеву, он немедленно приехал. Его напугала их голодовка — с таким протестом отчаяния он ещё не встречался. Зарвавшегося Рика Бурнашев немедленно удалил, а на его место вызвал из Читы прапорщика Резанова. Резанов с удовольствие водил декабристов на прогулку, играл с ними в шахматы.

Весной 1827 года в Благодатку приехал генерал-майор Лепарский, ради декабристов назначенный на вновь изобретённую должность коменданта Нерчинских рудников. Лепарский, заботясь о здоровье узников, приказал посылать их работать «на чистом воздухе». Вскоре декабристов освободили от работ в шахте — заставили на поверхности перебирать руду, поставили на переноску отсортированной руды. О чём они очень сожалели. Под землёй было теплее, да и рабочий день был короче. Эта «урочная работа» была тяжелее, чем подземная, где какой-либо нормы им не устанавливалось, — необходимо было для выполнения «урока» перенести 30 носилок по пять пудов каждую. Такая работа была не каждому под силу.

На Благодатке декабристы пробыли до 18 сентября, а затем были отправлены в Читинский острог, куда прибыли 29 сентября 1827 года.

2 Читинский острог

Пока первая партия декабристов «долбила» в Благодатке руду, в Читинском остроге готовились принять остальных узников. В Читу декабристы начали поступать с 28 января 1827 года. К началу 1828 года сюда прибыло 67 человек. В 1828 году поступило ещё 13, вскоре к ним присоединили и первых восемь, томившихся в Благодатском руднике. Всего через Читинские казематы (Малый, Дьячковский и Большой) прошло 86 узников, из них 75 декабристов, трое осужденных по делу о возмущении Черниговского полка, трое — по делу о возмущении Литовского пионерного батальона, четверо — по делу Оренбургского общества и один — по делу Астраханского тайного общества. Все осужденные были помещены в один Читинский острог, так как Николай I опасался, что под влиянием декабристов возникнет общий бунт всей Восточной Сибири.

Под временную тюрьму в Читинском остроге определили два дома. Один взяли в аренду у мещанина Мокеева, другой у отставного канцеляриста Дьячкова. Ещё два дома сняли под караульни. К весне оба дома-каземата были переполнены, в них проживало человек сорок. Была великая теснота: на нарах можно было спать только на боку. Обедать приходилось на разборном «столе», для которого вносили козлы и на них настилали доски. Из-за тесноты и столпотворения Лепарский попросил Петербург приостановить присылку новых узников до окончания строительства нового каземата. Траншеи под фундамент и ров для частокола декабристы копали сами.

К осени новая временная тюрьма — большой каземат — была готова. А «американскую» по эскизу Лавинского начали закладывать в Петровском заводе. Её строительство будет идти быстрыми темпами. А пока декабристы справляли новоселье в новом каземате Читы. Каземат размером 23×13 метров разделялся на пять горниц и сени, где стояли часовые. В четырёх комнатах («Псков», «Новгород», «Москва» и «Вологда») размещалось от 15 до 20 человек. Построен он был дурно: окна с решётками были без колод, их приделали прямо к стенам. Зато в нём вместо нар стояли деревянные кровати — их заказали на свои деньги. В общей комнате стояли большой стол и скамейки. В пятой «дежурной» комнате постоянно находились два унтер-офицера, осуществлявшие надзор за узниками и следившие за исправностью несения солдатами внутреннего караула.

Так как в Чите не было рудников, то ссыльным пришлось заниматься земляными работами. Декабристы благоустраивали читинские улицы, чистили конюшни, засыпали песком овраг — Чертову могилу, строили собственную тюрьму. Зимой, в холодное время, в особом помещении мололи муку на ручных жерновах. Здесь было положено начало артельного хозяйства, общими были деньги, продукты. В часы отдыха занимались огородничеством.

В начале августа 1828 года в Чите произошло таинственное событие. Из Петербурга спешно прискакал фельдъегерь. Но никого не привез и не увёз. Шло время, в судьбе декабристов ничего не менялось. Лишь в конце сентября эта тайна была раскрыта при обстоятельствах, не совсем обычных. Генерал Лепарский вдруг появился в казарме в полной парадной форме с новой лентой через плечо. Он собрал всех в кружок и объявил, что император высочайше повелел снять с узников кандалы. Унтер-офицер тут же принёс ключи, отомкнул замки, и кандалы с грохотом полетели в угол. Впервые за полтора года в каземате наступила тишина. А то при движениях стоял вечный звон, словно от гигантских шпор. Теперь кандалы были сняты со всех.

По поводу неожиданного летнего приезда фельдъегеря выяснилось следующее. У Николая I умерла мать. Выходя после литургии из храма, он приказал снять кандалы с тех декабристов, которые достойно себя вели. Приказ был отдан 8 июля, а в начале августа фельдъегерь уже был в Чите. Повеление императора озадачило коменданта. Снять кандалы с некоторых означало обидеть остальных. Снять со всех — можно навлечь на себя гнев, лишиться места. Лепарский отписал в Петербург, что поведение у всех отменное, а потому он просит разрешения снять оковы со всех. Разрешение было получено.

С приездом жен декабристов оживилась жизнь всего острога-селения. Дома приняли благообразный вид. Как на праздник съезжался торговый люд. В открывшуюся почтовую контору тройки приходили в мыле, посылки потяжелели. В них были книги, много журналов, разные необходимые вещи. Однажды привезли даже рояль, а потом и фортепьяно. Все посылки, вся почта шла на имя жен декабристов. Все они жили на одной улице, которая у жителей получила название «Дамской», теперешняя «Аянская».

Число декабристов, заключенных в Читинском остроге, несколько изменялось: вначале их было 84, потом осталось 70 человек. Первым отсюда выехал на поселение В. С. Толстой (14 мая 1827 года). 8 Января 1828 года увезли в Петербург (в крепость) А. О. Корниловича. В апреле 1828 года вышли на поселение 11 человек, осужденных по седьмому разряду; наконец 30 августа 1829 года выехал на поселение Ю. К. Люблинский.

3 Петровский завод

Читинские узники в количестве 71 человека прибыли в Петровский завод 22 и 23 сентября 1830 года.

«Наконец, увидели мы, — описывает Петровскозаводскую тюрьму Розен, — огромное строение, на высоком каменном фундаменте, о трёх фасадах. Множество кирпичных труб, наружные стены — всё без окон, только в середине переднего фаса было несколько окон у выдавшейся пристройки, где была караульная гауптвахта и единственный вход. Когда мы вошли, то увидели окна внутренних стен, крыльца и высокий частокол, разделяющий всё внутреннее пространство на восемь отдельных дворов; каждый двор имел свои особенные ворота; в каждом отделении по 5−6 арестантов. Каждое крыльцо вело в светлый коридор, шириною в четыре аршина. В нём, на расстоянии двух сажен дверь от двери, были входы в отдельные кельи. Каждая келья имела семь аршин длины и шесть аршин ширины. Все они были почти тёмные оттого, что свет получали из коридора через окно, прорубленное над дверью и забитое железною решёткой. Было так темно в этих комнатах, что днём нельзя было читать, нельзя было рассмотреть стрелки карманных часов. Днём позволяли отворять двери в коридор и в тёплое время занимались в коридоре. Но продолжительно ли бывает тепло? — в сентябре начинаются морозы и продолжаются до июня, и поэтому приходилось сидеть впотьмах, или круглый день со свечою».

Дамы подняли такую тревогу по поводу недостаточной освещённости помещений, что царское правительство было вынуждено уступить, и, наконец, было разрешено прорубить окна на улицу в каждой камере.

Декабристов два раза в день выводили на работы. Они ремонтировали дороги, рыли канавы для стока воды, так как почва была сырая и болотистая, выполняли и другие земельные работы. Вблизи каземата находился дом, приспособленный под мельницу. Зимой декабристов партиями вывозили сюда молоть на ручных жерновах муку. Вопреки сложившемуся мнению, декабристы на заводе не работали — их туда не допускали, боясь возможного влияния на рабочих. Лишь однажды, когда на заводе остановилась машина, в цех допустили Н. А. Бестужева и К. П. Торсона, которые её починили.

Также декабристы обрабатывали большой артельный огород, расположенный вблизи каземата и огороженный высокой оградой. На тюремном дворе имелся большой дом, в котором узники устроили мастерские: переплётную, столярную, слесарную, токарную. Здесь каждый из них занимался ремеслом в соответствии со своими желаниями и наклонностями.

Хотя окна в камерах и прорубили, они были небольшими и чуть ли не под потолком. Так как для чтения в камерах было чересчур темно, то поневоле ссыльным приходилось заниматься чем-нибудь другим. Преимущественно в это время декабристы и занимались различными ремёслами, которые были ими изучены.

Праздная жизнь, которую волею-неволею должны были вести в тюрьме декабристы, не удовлетворяла их. Появилась декабристская школа. «Долгих и многих трудов стояло нам, — пишет М. Бестужев, — уговорить старого коменданта — позволить учить детей, и таким образом, делая пользу, занять себя, и употребляя благодетельно время нас тяготившее. Постоянное «не могу» было ответом. Наконец, дело уладилось: придумали законную лазейку, так чтобы и волки сыты, и овцы целы. Он согласился на обучение детей церковному пению. Вследствие этого распоряжения, Свистунов и Крюков (Николай), отличные музыканты и певцы, составили прекрасный хор певчих. А так как нельзя петь, не зная грамоты, то разрешено учить читать (только). Мы с братом взяли на себя обучение, и дело пошло так хорошо, что многие дети горных чиновников поступали первыми в высшие классы Горного института и других заведений».

В 1839-ом году кончился срок заключения декабристов в каземате Петровского завода. Очень многие из них, осужденные на меньшие сроки, оставляли Петровскзаводскую тюрьму значительно ранее.

Декабристы, выходящие из тюрьмы по окончании срока заключения, отправлялись на поселение в различные места Сибири и получали там возможность входить в более близкое соприкосновение с местным населением.

После подавления восстания декабристов, его основные организаторы и участники были сосланы в далекую Сибирь. Оказавшись на месте, дворяне-декабристы не стали проклинать царский режим и жаловаться на свою тяжелую судьбу, вместо этого они развернули в Сибири деловую активность и сколотили немалое состояние.

Сибирь – новая Америка

Сибирь стала для ссыльных новым полем деятельности с огромным количеством возможностей и перспектив. В совместной переписке они часто сравнивали эту территорию с Североамериканским континентом и считали, что при грамотном управлении она может повторить судьбу США. Так декабрист Иван Пущин писал директору лицея Царского села Энгельгарду: «Сибирь, могла бы отделиться от метрополии (России) и ни в чем не нуждаться – богата дарами царства природы».

Один из идеологов восстания Никита Муравьев считал, что Сибирь должна быть устроена по примеру Американских штатов, каждый из которых имеет определенную независимость. Единственной закрытой для декабристов сферой деловой деятельности оказалась добыча золота. Правительство не выдавало ссыльным свидетельства и не разрешало удаляться от места ссылки даже на несколько километров. Если бы ссыльные дворяне, имевшие при себе большие суммы денег, получили разрешение на участие в золотодобыче, дававшей огромную прибыль, то судьба Сибири могла бы сложиться по-иному.

В своих записках Николая Басаргин отметил: «Чем дальше мы подвигались в Сибири, тем более она выигрывала в глазах моих. Простой народ казался мне гораздо свободнее, смышлёнее, даже и образованнее наших русских крестьян, и в особенности помещичьих. Он более понимал достоинство человека, более дорожил правами своими. Впоследствии мне не раз случалось слышать от тех, которые посещали Соединенные Штаты и жили там, что сибиряки имеют много сходства с американцами в своих нравах, привычках и даже образе жизни».

Братья Муравьевы

Оказавшись в ссылке, братья Никита и Александр Муравьевы наладили деловые контакты с иркутским банкиром Медведниковым, и основным добытчиком золота Кузнецовым. Декабристы занимались кредитованием промышленников, торговлей продуктами местных промыслов, пчеловодством и огородничеством, которое особенно любили. С наступлением летних месяцев Никита и Александр все время проводили на очищенных своими руками полях, где занимались выращиванием овощей.

Переехав ближе к Иркутску, который в те времена был главным центром торговли между Россией и Китаем, Муравьевы стали под 8% годовых кредитовать иркутских дельцов и на полученные дивиденды развивать собственное дело. Коммерческий успех имела мельница Муравьевых, которая в отличие от сибирских, которые не работали зимой, функционировала в круглый год.

Еще одним делом Никиты и Александра стала ловля и обработка рыбы омуль, основного продукта питания местного населения. Доходность омуля составляла 35% годовых, до 40% прибыли давала торговля зерном.

Другие проекты декабристов

Тобольский дворянин Гавриил Батеньков еще до ссылки считал Сибирь заповедной землей, развиваться которой мешает взяточничество и произвол местных властей. В ссылке он занимался проектированием и возведением жилых и производственных зданий. Ему удалось получить землю, на которой Батеньков построил для себя дом по передовой технологии (деревянный каркас с соломенными матами между ними).

Владимира Раевского выслали в иркутское село Олонках, где дворянин быстро женился на местной крестьянке-бурятке Евдокии. Он научил жену писать и читать, а она родила ему 8 детей. Старший сын Раевского в будущем стал полковником казачьих войск.

Первым предприятием ссыльного декабриста стала перевозка вина от винокуренного завода до места его хранения и сбыта. На вырученные средства Раевский купил мельницу, дом в Иркутске, а на участке в селе Олонках выращивал нетипичные для Сибири дыни, арбузы, помидоры. Помимо этого он сеял хлеб, продавал и обрабатывал зерно, а также нанимал людей для работы на приисках. Декабрист Якубович кредитовал иркутских промышленников, а позже занял пост главного винокура на местной Александровской фабрике.

Декабристы аграрии

Несмотря на свое дворянское происхождения многие из ссыльных увлеклись сельским хозяйством. Путешественник и потомок шведских дворян Торсон, отбывающий ссылку в Бурятии, занимался обучением местных жителей грамоте и построил передовую по тем временам машину для молотьбы зерна. Декабрист Завалишин обучал сибиряков культуре земледелия и как удобрять почву. Дворянин с нуля развил большое хозяйство, в котором было 10 коров и 40 лошадей.

Декабрист Андреев в Олекме построил мукомольную мельницу, а Бечасный под Иркутском – маслобойку, которая делала масло из конопляных семян. Муравьёв-Апостол в Вилюйске начал высаживать картошку, Шаховской занимался опытами по акклиматизации в сложных сибирских условиях овощных культур.

Особенно ссыльных поразило, что возле домов местных жителей не растут цветы и сады. Декабристы Муравьёв-Апостол, Лунин, братья Муравьёвы, Трубецкой и другие высаживали различные деревья, а сад Раевского сохранился и сегодня.

Бурные двадцатые и тридцатые годы ХIХ столетия не прошли бесследно для Сибири. Годы массовой политической ссылки, они имели особое значение в жизни сибирского общества. Царизм оказал услугу сибирякам, ссылая сюда лучших представителей дворянства и буржуазии.

Декабристы принесли с собой в страну изгнания искреннее желание быть полезным приютившему их краю, принявшей их среде.

«Настоящее житейское поприще со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили». Это прекрасно сформулированное Луниным назначение, за редким исключением, усвоили почти все декабристы.

За любимыми в Сибирь последовали М. Н. Волконская, Е. И. Трубецкая,

А. Г. Муравьёва, Е. П. Нарышкина, Н. Д. Фонвизина, А. И. Давыдова, А. В. Ентальцева, А. В. Розен, М. К. Юшневская, невеста Анненкова – Полина Гебль, невеста – Ивашева – Камила де Лантю. Им было запрещено брать с собой детей, они не надеялись увидеть своих близких.

Отношения между крестьянами и декабристами

В 1836 г. , через 11 лет каторги, из Петровского каземата была освобождена большая партия декабристов и выдворена на поселение.

Получив земельные наделы, некоторые из декабристов, например, Трубецкой, тотчас же возвратили их крестьянам, составив акт о добровольной передаче отведённой им земли крестьянскому обществу.

Подобное внимательное отношение декабристов к хозяйственным интересам и нуждам сельского общества не могло не вызвать к ним чувства признательности крестьян; тем более, что сама сельская община испытывала недостаток в земельных наделах.

Что же сделали декабристы для пользы народа?

В 1831 г. В. Ф. Раевский открыл в селе первую школу для детей и взрослых. Ему удалось сломить сложившееся у крестьян неверие в необходимость грамоты, жители Олонок с удивительным упорством и интересом постигали письмо и счет. Умирая, этот последовательный и упорный человек в завещании своём советовал крестьянам построить школу Её построили.

Братья Бестужевы учили местных бурят сеять хлеб, открыли своеобразную ремесленную школу – передавали юным сибирякам навыки ремёсел, наладили производство маленьких, но удобных для гористых забайкальских степей двуколк- сидеек. Эти повозки существуют в Сибири и до наших дней, их называют «бестужевки».

И. Якушкин добился разрешения организовать школу в Ялуторовске, здесь преподавали по ланкастерскому методу, тому самому, с помощью которого учили декабристы солдат в своих воинских частях перед восстанием на Сенатской площади.

Впервые в Сибири стали обучаться девочки. Такую же школу открыли декабристы в Тобольске.

Замечательный врач Фердинант Богданович Вольф не только лечил людей бескорыстно, но и сражался с процветающим в Сибири знахарством. А, переехав из Урика в Тобольск, принимал участие в создании первой в этом городе школы для девочек, преподавал естествознание, пояснял природу вещей невежественным людям.

Они брали на воспитание детей, устраивали школы, в доме Волконских на окраине г, Иркутска возник театр, а в доме братьев Бестужевых в Селенгинске – первая в Восточной Сибири картинная галерея. Они изучали жизнь сибирских народов, предрекая им великое будущее

Они писали о подземных кладах Сибири, ей предопределяли декабристы высокую роль в будущем России. Они учили аборигенов сеять хлеб, они впервые в Восточной Сибири начали выращивать овощи, применять удобрения, строить механические молотки они изучали особенности климата, открыли можно сказать, первую службу погоды в Сибири.

Трудно оценить всё то, что сделали декабристы в Сибири. Но самым важным и самым сильным остаётся их политическое влияние на общество. В захудалом селеньице Урик, в трёх десятках вёрст от столицы Восточной Сибири – Иркутска, декабрист М. Лунин писал резкие антиправительственные сочинения. Он сделал убийственный анализ пятнадцатилетнего царствования Николая I (1825г. по 1841г.), раскрыв его бездарность как в делах внутренних, так и в вопросах политики.

Вместе с Никитой Муравьёвым, тоже поселённым в Урике, Лунин пристально изучает «Донесение следственной комиссии» по делу декабристов. Их анализ этого документа доказывает не только несостоятельность»Донесения», но ложность его.

Работы Лунина и Муравьёва помогал переписывать и распространять декабрист П. Ф. Громницкий, поселённый поблизости – в Бельском; в Иркутске появляется группа людей, разделяющих эти взгляды. Лунин писал антиправительственные письма своей сестре Уваровой.

Тридцать лет провели декабристы в Сибири, и каждый из дней их пребывания на каторге и на поселении был днём борьбы, днём работы; они утверждали в сознании людей идеалы «Русской правды», они предвидели их будущее.

Когда после смерти Николая I была объявлена амнистия декабристам, из дальних краёв вернулись живыми лишь немногие.

И всё же они вышли победителями

Сибирь стала им вторым домом, второй родиной. Здесь жили их друзья, здесь подросли их воспитанники.

За всё, что дали декабристы крестьянам Восточной Сибири в течение тридцати лет тосного сожительства с ними, они получили достойную награду: добрую память о себе в веках! Крестьяне завещали своим детям чтить память декабристов, этих лучших людей, каких только знала сибирская земля в первую половину прошлого века. Потомки свято сохраняли этот завет. И теперь их дело вызывает острый интерес, восторг и восхищение силой Духа. Их творчество скрупулезно исследуется в научных обществах, музеях современной творческой интеллигенцией.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Читинский государственный университет»

Юридический институт

Кафедра теории государства и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Отечественная история»

«Декабристы в Сибири»

Выполнил ст. гр. ЮС-11 Погребной С. С.

Проверил: Константинов А. В.

Введение…………………………………………………………………………3

Раздел 1 Хозяйственная деятельность декабристов и их связи с крестьянством……………………………………………………………………5

Раздел 2 Научная деятельность декабристов…………………………………12

Заключение………………………………………………………………………18

Список используемых источников……………………………………………..19

Введение

184 года назад в России произошло событие, которое обозначило новую полосу

ее исторического развития. Восстанием декабристов началась история

организованного революционного движения в нашей стране. Посвятив свою

жизнь борьбе за новую Россию, декабристы вместе с тем вписали славные

страницы в историю русской культуры. Не было ни одной области духовной

жизни, в которую поколение декабристов не внесло бы свой вклад, где они не

проявили бы свое революционное новаторство, свою неуемную страсть к

познанию, где не сказывались бы их борьба против консервативных норм,

удушающих живую мысль и творческую инициативу.

Большинство деятелей декабризма отличал энциклопедический интерес к науке,

литературе, искусствам. О широте кругозора декабристов свидетельствует все

их наследие - книги, статьи, письма, мемуары и большой массив еще не

Батеньков, по образованию инженер, известен как автор первой русской книги

о дешифровке египетских иероглифов. Он же сочинял стихи, оставил статьи и

заметки по вопросам философии, эстетики, истории, математики, этнографии.

Николай Бестужев, литератор и живописец, увлекавшийся многими отраслями

знаний, считал стремление к универсализму одной из примет своего

поколения: он утверждал, что и художник должен выходить за пределы своей

профессии, он “должен быть и историком, и поэтом, и наблюдателем (то есть

исследователем)”.

Но дело не только в том, что отдельным декабристам принадлежат те или иные

произведения в области культуры, науки, искусства, и не в их

универсализме. Декабристы считали, что само по себе обладание знаниями еще

не является решающим критерием общественной ценности человека. Тот же Н.

Бестужев писал: “Какая разница между ученым и просвещенным человеком? Та,

что науки ученому делают честь, а просвещенный делает честь наукам”.

Попытка декабристов преобразовать Россию революционным путём была оборвана

трагическим разгромом восстания на Сенатской площади. Им не суждено было

реализовать грандиозные планы переустройства России, воплотить свои

замыслы в жизнь. Но эта борьба дала важные результаты. Декабристы

разбудили лучшие умы России, ее лучшие интеллектуальные силы.

революционные преобразования в России. Но, брошенные в тюрьмы,

остались верны прежним убеждениям, но и мучились новыми вопросами

о судьбах родины, стремились в труднейших условиях приносить ей посильную

При этом многие из активных участников восстания, размышляя о причинах

поражения на Сенатской площади, приходили к осознанию узости социальной

базы декабристского движения и необходимости просвещения широких масс

населения России.

Участники выступления на Сенатской площади явились и первыми

историографами декабристского движения. Но широкий размах научная

разработка история декабризма приобрела значительно позже, уже в советское время.

Поэтому целью данной работы является освещение деятельности декабристов в годы сибирской ссылки.

Раздел 1 Хозяйственная деятельность декабристов и их связи с крестьянством

Деятельность в Сибири рассматривалась декабристами как ответственное

и трудное поприще, достойное того дела, за которое сложили свои головы их

товарищи, как непосредственная работа среди населения, как

общественно-политическое служение своей Родине и своему народу, как

подготовка светлого будущего Сибири и как продолжение борьбы с

крепостничеством только иными путями, новыми средствами, выработанными на

основании извлечения уроков из поражения восстания в период совместного

пребывания в казематах. Исходя из своих общих взглядов на Сибирь и программы ее развития,

декабристы ставили целью показать населению, Сибири и русскому

правительству, что же может дать этот богатый край при разумной и

рациональной разработке его богатств и в каком направлении нужно их

использовать, какие отрасли народного хозяйства развивать, чтобы поднять

производительные силы края, от которых зависит улучшение материального

положения трудящихся масс Сибири. Что нужно сделать, чтобы Сибирь могла

сравниться и стать такой же развитой в экономическом и политическом

отношении страной, как Соединенные Штаты Америки.

В казематский же период жизни декабристами были организованы первые

опытные участки, где теория прилагалась к практике. Им удавалось, несмотря

на короткое лето, выращивать всевозможные овощи: цветную капусту, спаржу,

дыни, арбузы, артишоки и т.д., которые не были в употреблении среди

местного населения или имели очень ограниченное распространение. Причем в

эту деятельность активно включились жены декабристов. Анненкова

вспоминала: "Между тем, когда мы туда приехали, никто из жителей не думал

пользоваться всеми этими дарами природы, никто не сеял, не садил и не имел

даже малейшего понятия о каких то бы ни было овощах. Это заставило меня

заняться огородом, который я развела около своего домика. Потом и другие

занялись огородами".

По выходе на поселение деятельность декабристов приобретает более

многосторонний характер. Те из них, которые еще в каземате предметом своей

будущей деятельности избрали сельское хозяйство, с выходом на поселение

приступили к организации образцовых хозяйств, устройству всевозможных

опытов с тем "...чтобы раскрыть, - вспоминал Завалишин, - что край в

состоянии производить, если приложить к нему рациональную систему

исследований и действий".

В 1836 году из Петровского каземата была освобождена большая партия

декабристов и водворена на поселение, главным, образом, в деревнях

Восточной Сибири.

Сосланные декабристы обязаны были в местах поселения "снискивать

пропитание собственным трудом". Когда убедились, что рекомендуемое властью

средство, без права выезда (без особого разрешения) даже за поскотину,

хлеба дать не могло, декабристы, как Веденяпин из Киренска, Абрамов и

Лисовский из Туруханска, Бестужевы из Селенгинска и др. в письмах к

краевой власти и к самому Николаю развивают мысль, что без земельного

надела мудрено вести "крестьянский образ жизни"). Правительство,

засыпанное письмами декабристов и донесениями краевой власти о тяжелом

положении лишенных земли поселенцев, предоставило декабристам 15-ти

десятинный надел. Крестьянские общества, в силу указа 1835 года, должны

были "из лучших земельных дач" отвести сенокосную и пахотную землю

водворенным среди них декабристам.

Получив земельные наделы, некоторые из декабристов, как, например,

Трубецкой, тотчас же возвратили их крестьянам, составив и акт о

добровольной передаче отведённой им земли крестьянскому обществу.

В лице декабристов, живущих в селах и деревнях Сибири, крестьяне увидели,

прежде всего, людей, которые вместе с народом-пахарем поднимали новь

в суровом краю, делили с новоселом его редкие радости, и зачастую мыкали с

ним горе неудач и разочарований, щедро преподносившихся ему капризной

природой.

Спиридов под Красноярском в селе Дрокино, например, обработал несколько

десятин дикой, "запущенной, можно сказать брошенной земли, такой земли,

что иные крестьяне, - пишет он генерал-губернатору, - дивились моей

смелости, другие утверждали, что мой труд, старания, издержки, хлопоты

будут напрасны, что такая земля без особой разработки не может ничего

произвести, что посеянные семена или не взойдут, или при всходах будут

задавлены сорными травами. Но вопреки всем этим заключениям, все посеянное

взошло, выспело и в свое время собрано".

М. Кюхельбекер, живя в Баргузине, употреблял все присылаемые ему от родных

деньги на устройство хозяйства и хлебопашества.

Как хозяйственники, декабристы не только поднимали новь, улучшали

земледельческую культуру, вводя, как братья Беляевы в Минусинске, посев

гречи и гималайского ячменя, не только способствовали поднятию

крестьянского хозяйства и усилению продуктивности крестьянского труда, но

давали в этом направлении прекрасные мысли и местной власти, как,

Волконский в 1840 году просил разрешить ему расчистку пустолежащих 55

десятин под пашню и пользоваться ею в течение 40 лет. Мысль, конечно, не

нова. Крестьянам и инородцам всей Восточной Сибири было дозволено

Загадки истории

В столице Российской империи Санкт-Петербурге на Сенатской площади произошло восстание революционно настроенных дворян, вошедшее в историю как восстание декабристов. Случилось это 14 декабря 1825 года. В тот же день царские войска подавили выступление смутьянов. Главных организаторов в количестве 5 человек повесили, 31 человека приговорили к бессрочной каторге, остальным дали более мягкие наказания: разжаловали в солдаты, посадили в тюрьму, отправили в действующую армию на Кавказ.

Многие из восставших имели семьи. Среди жён нашлись мужественные женщины, поехавшие на каторгу за своими мужьями. Они разделили с ними все тяготы изгнания. Эти женщины вошли в историю как жёны декабристов .

Список жён декабристов

Волконская Мария Николаевна (1805-1863)

Княгиня, урождённая Раевская. В январе 1825 года вышла замуж за Сергея Волконского (1788-1865). Муж участвовала в восстании и был приговорён к 20 годам каторжных работ в Сибири. Жена к этому времени уже родила мальчика. После вынесения приговора выехала вслед за мужем, оставив ребёнка родным.

Жила вместе с супругом на Благодатском руднике, в Читинском остроге, на Петровском заводе в Забайкалье. В 1837 году супруги переехали в село Урик севернее Иркутска на 18 км. С 1845 года Волконские проживали в Иркутске. В доме Волконских в настоящее время работает Иркутский музей декабристов. В 1856 году, после амнистии, семья переехала под Москву в Петровско-Разумовское, проживала также в Москве у родственников.

В ссылке Мария Николаевна родила 3-х детей: 1 мальчика и 2 девочек. Из 4 детей выжили только 2 ребёнка – мальчик Михаил и девочка Елена. С 1858 года семья проживала в селе Воронки в Малороссии. Умерла Волконская в 1863 году от сердечной болезни.

Анненкова Прасковья Егоровна (1800-1876)

Француженка, дочь наполеоновского офицера, урождённая Жанетта Полина Гёбль. В 1823 году приехала в Россию и работала модисткой в торговом доме Дюманси. В 1825 году встретила Ивана Анненкова (1802-1878) и влюбилась в него. После восстания тот был приговорён к 20 годам каторги с дальнейшим пожизненным проживанием в Сибири.

Знакомство молодых людей продолжалось всего 6 месяцев. Но Гёбль видимо сильно полюбила Анненкова, к тому же она была от него беременна. Оставив родившуюся дочь будущей свекрови, женщина поехала в Сибирь вслед за любимым. Встретилась пара в Читинском остроге, а 4 апреля 1828 года молодые обвенчались в читинской церкви. На время венчания с арестанта сняли кандалы, а затем вновь надели.

С осени 1830 года супруги жили в Петровском заводе, с 1835 года в селе Бельское Иркутской губернии. Затем переехали в уездный город Туринск Тобольской губернии. С 1839 года Анненков состоял на гражданской службе. В 1856 году семье разрешили покинуть ссылку. Так как в Москве и Санкт-Петербурге им запретили жить, то они обосновались в Нижнем Новгороде. В этом городе Прасковья Егоровна и умерла в возрасте 76 лет.

Ивашёва Камилла Петровна (1808-1840)

Дочь гувернантки, урождённая Камилла Ле Дантю. Мать служила в семье Ивашёвых, а дочь увидела сына хозяев Василия Ивашёва (1797-1841) и влюбилась в него. Но Ивашёв был богатым дворянином, а девушка всего лишь прислугой. Поэтому ни о каких отношениях, а уж тем более о свадьбе, и разговор идти не мог.

В самом восстании Ивашёв участие не принимал, но принадлежал к обществу заговорщиков. Его осудили на 15 лет каторги, которую он отбывал в Читинском остроге и Петровском заводе. А вот что касается Камиллы, то, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Девушка изъявили желание выйти замуж за осуждённого. Ивашёву об этом сообщили родственники, и тот был несказанно удивлён и растроган благородным порывом молодой красивой девушки.

В сентябре 1830 года Камилла приехала в Петровский завод. Молодые люди сыграли свадьбу, и им целый месяц разрешили жить в доме, специально построенным для молодожёнов. Затем мужу надели кандалы, и он опять перешёл на положение каторжника.

В этом браке Камилла родила 4 детей и 9 лет до своей преждевременной смерти была по-настоящему счастливой женщиной. В 1832 году срок каторги сократили до 10 лет. В 1835 году семья переехала в Туринск, где Ивашёв построил дом. К семейству в 1838 году присоединилась мать Камиллы. А в декабре 1839 года сама Камилла сильно простудилась. Болезнь осложнили преждевременные роды. 7 января 1840 года женщина умерла в возрасте 31 года. Для мужа это стало страшным горем. Он умер ровно через год в день похорон любимой жены.

Муравьева Александра Григорьевна (1804-1832)

Графиня, урождённая Чернышёва, жена декабриста Никиты Муравьёва (1795-1843). Сам Муравьёв участия в восстании не принимал. В это время он находился с женой в Орловской губернии в своём имении. Но его арестовали как одного из руководителей тайного общества и приговорили к 15 годам каторжных работ.

Жена последовала в Сибирь вслед за мужем. Прибыла в Читинский острог в феврале 1827 года, оставив родителям 3-х детей. Александра Григорьевна была первой из жён декабристов, приехавшая к мужу на каторгу. В 1830 году переехала вслед за мужем в Петровский завод. Находясь в Сибири, родила ещё 3-х детей. Живя в ужасных условиях, подорвала здоровье и умерла 22 ноября 1832 года. Среди декабристов это была первая смерть.

Муравьёва хотела, чтобы её прах покоился рядом с прахом отца. Но власти запретили везти тело покойной графини в Европу. Похоронили её в сибирской земле, а над могилой построили часовню.

Нарышкина Елизавете Петровна (1802-1867)

Графиня, дочь военного министра Коновницына Петра Петровича, фрейлина императорского двора. Вышла замуж за Михаила Нарышкина (1798-1863) в сентябре 1824 года. Государыня по случаю брака выдала своей фрейлине 12 тыс. рублей.

Михаил Нарышкин в восстании не участвовал, но входил в тайное общество. Был осуждён на каторжные работы сроком на 8 лет. Жена последовала вслед за мужем в Сибирь. Прибыла в Читинский острог весной 1827 года. В 1830 году переехала вместе с мужем в Петровский завод. В 1833 году чета Нарышкиных перебралась в город Курган Тобольской губернии. Здесь у них был свой дом, который стал культурным и просветительным центром.

В 1837 году бывшего полковника Нарышкина отправили рядовым на Кавказ. А жена с удочерённой девочкой Ульяной отбыла в Псковскую губернию, чтобы проведать родных. Через год переехала в станицу Прочный Окоп на Кавказе, где проходил службу её муж. В 1844 году Нарышкину дали отставку и отправили на постоянное место жительство в село Высокое под Тулой. Там он и скончался в 1863 году.

После смерти мужа Елизавета Петровна переехала в имение своей тётушки в Псковскую губернию. Скончалась в возрасте 65 лет и была похоронена в Донском монастыре в городе Москве вместе с мужем и дочерью, родившейся в 1825 году и прожившей всего 2,5 месяца.

Розен Анна Васильевна (1797-1883)

Дворянка, урождённая Малиновская. С 2-х лет сирота, воспитывалась у родных. Вышла замуж за барона Андрея Розена (1799-1884). Свадьба состоялась в апреле 1825 года. А в декабре муж принял участие в восстании декабристов. Его осудили на 6 лет каторжных работ.

Анна приехала к мужу в Сибирь в 1830 году, оставив 5-летнего сына у родной сестры. В 1831 году родила 2-го сына уже в Петровском заводе. В 1832 году у Розена срок каторжных работ закончился, и семья перебралась в город Курган Тобольской губернии. Здесь семейство купило дом на деньги посланные родственниками. Анна Васильевна занялась врачебной практикой.

В 1837 году вечное поселение было заменено военной службой, и Розены переехали в Тифлис. В 1839 году Розена демобилизовали по состоянию здоровья, и он вместе с семьёй переехал в имение брата под Нарвой. В 1856 году декабристам объявили амнистию, и Анна вместе с супругом уехала в Харьковскую губернию. Там Розены прожили всю оставшуюся жизнь. Жена умерла в возрасте 86 лет, а муж пережил её всего на 4 месяца.

Трубецкая Екатерина Ивановна (1800-1854)

Княгиня, урождённая Лаваль. Вышла замуж за князя Сергея Трубецкого (1790-1860) в мае 1820 года. Женщина никак не могла забеременеть и даже ездила лечиться от бесплодия за границу. Первого ребёнка она родила в 1830 году. Всего же родила 7 детей. Последнюю девочку в 1844 году.

Трубецкой был одной из ключевых фигур восстания, но в решающий день на Сенатскую площадь не явился. Однако это не спасло его от 20-летней каторги и пожизненного поселения в Сибири. Жена последовала вслед за мужем и встретилась с ним на Благодатском руднике в феврале 1827 года. Затем они жили в Петровском заводе, а в 1839 году поселились в селе Оёк Иркутской губернии. В 1845 году семья поселилась в Иркутске. В октябре 1854 года Екатерина Ивановна умерла от рака и была похоронена в иркутском Знаменском монастыре.

Фонвизина Наталья Дмитриевна (1805-1869)

Дворянка, урождённая Апухтина. Вышла замуж в сентябре 1822 года за Михаила Фонвизина (1787-1854). Приходился он молодой жене двоюродным дядей, состоял в тайном обществе, но в восстании участия не принимал, так как ещё в 1822 году вышел из организации. Однако был арестован в своём родовом имении и получил 8 лет каторжных работ.

Жена приехала к мужу в Читинский острог в марте 1828 года, оставив 2-х сыновей на воспитание матери. В 1830 году вслед за мужем перебралась в Петровский острог. Родила там 2-х детей, но те умерли в раннем возрасте. В конце 1832 года пара перебралась на поселение в Енисейск, а в 1835 году переехала в Красноярск. В 1838 году супругам разрешили переехать в Тобольск.

В 1853 году Фонвизиным разрешили вернуться из Сибири в Европу. Они поселись в Московской губернии в имении Марьино. В конце апреля 1854 года Фонвизин умер, и жена стала вдовой. Она переехала в Москву и некоторое время жила там. В мае 1857 году вышла замуж за декабриста Ивана Пущина (1798-1859). Тот как раз отбыл ссылку и приехал в Санкт-Петербург.

Но этот брак продлился недолго. Пущин умер 3 апреля 1859 года. А Наталья Дмитриевна последние годы провела в Москве. К концу жизни её парализовало. Умерла она в возрасте 66 лет, была похоронена в Покровском монастыре.

Шаховская Наталья Дмитриевна (1795-1884)

Княгиня, урождённая Щербатова. Вышла замуж за Фёдора Шаховского (1796-1829) в ноябре 1819 года. Тот состоял в тайном обществе, но вышел из него в 1823 году. Однако его приговорили к 20-летней ссылке. Жена в это время ждала 2-го ребёнка.

Мужа сослали в Туруханск, а в августе 1827 года перевели в Енисейск. Жена, имея на руках маленького ребёнка, не могла выехать к мужу. А тот сам категорически возражал против этого. В 1828 году у Шаховского стали наблюдаться отклонения в психике. Наталья Дмитриевна тут же начала писать во все инстанции, умоляя перевести мужа в Европу, в одно из имений под её личную опеку.

В конце концов, государь разрешил перевести ссыльного в Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале и содержать его под арестом. Жена поселилась рядом и обеспечила мужу врачебный уход. Но тот скончался в мае 1829 года. Сама Наталья Дмитриевна умерла через много лет в Москве. Похоронили её на Ваганьковском кладбище.

Юшневская Мария Казимировна (1790-1863)

Дворянка, урождённая Крупиковская. За Алексея Юшневского (1786-1844) вышла замуж в 1812 году. Это был её второй брак. Юшневский руководил Южным обществом декабристов. Его приговорили к каторжным работам сроком на 20 лет. В январе 1829 года жена поехала вслед за мужем в Сибирь. Жила с ним в Петровском заводе по 1839 год включительно. Затем супруги жили на поселении в деревнях возле Иркутска. Занимались преподавательской деятельностью.

В январе 1844 года Алексей Юшневский умер в селе Оёк Иркутской губернии. Жене разрешили вернуться в Европу лишь в 1855 году. Умерла Мария Казимировна в Киеве. Имела дочь от первого брака, от второго брака у неё детей не было.

Якушкина Анастасия Васильевна (1807-1846)

Дворянка, урождённая Шереметьева. Жена Ивана Якушкина (1793-1857). Церемония бракосочетания состоялась 5 ноября 1822 года. До ареста мужа родила одного сына, а во время следствия второго. Якушкин состоял в тайном обществе, призывал убить императора. Его приговорили к 20 годам каторги и вечному поселению.

Жена хотела следовать за мужем, но тот настоял, чтобы она осталась в Европе, так как у неё на воспитании было двое маленьких детей. Лишь в 1831 году он дал согласие на приезд жены, посчитав, что сыновья уже подросли и могли остаться на попечении бабушки.

В 1832 году было подано прошение на переезд Якушкиной в Сибирь, но император его отклонил. Государь посчитал, что женщина должна заниматься воспитанием детей, а прошение подано слишком поздно. Это раньше всем жёнам разрешалось ехать за мужьями в ссылку, а теперь нужно думать о подрастающем поколении. Такой же ответ был получен и на второе прошение. Так и не увидев мужа, Анастасия Васильевна умерла за 11 лет до его смерти. В память о жене Якушин открыл в городе Ялуторовске Тобольской губернии школу для девочек.

Заключение

После суда над декабристами император предоставил жёнам осуждённых право развестись с мужьями. Однако подавляющее большинство женщин этого не сделало. Дворянки и аристократки отказались от роскоши, оставили своих детей родственникам и поехали в Сибирь за мужьями.

Все они были лишены дворянства и соответствующих привилегий. Перешли на положение жён ссыльных каторжников. А это предусматривало ограничение в правах переписки, передвижения и запрещало распоряжаться своим имуществом. Дети, рождённые в Сибири, считались казёнными крестьянами.

Однако мужественных женщин ничто не остановило. По зову сердца жёны декабристов отправились в далёкий и плохо обжитый край с его морозами и ужасными бытовыми условиями. Это был великий бескорыстный поступок. Он вызывает искреннее восхищение и по праву считается подвигом.

Сергей Смирнов

Биография Нарышкина

Кто же они, декабристы?

Движение декабристов было вызвано объективными причинами — прежде всего — крепостное право и самодержавие. Молодые люди, интеллигенты, понимали, что именно это является причинами отсталости России…

1.1 Когда и где возникло слово «Декабристы»

Всегда интересно следить за историей возникающего слова, особенно слова с большой судьбой.

«Декабристы» — такое слово. Это историкам принадлежащее слово, неотъемлемый термин исторической науки, оно и достояние художественной литературы…

Влияние декабристов на развитие Забайкальского края

2.1 Переезд декабристов в Забайкалье

Тюрьма мне в честь, не в укоризну, За дело правое я с ней, И мне ль стыдиться сих цепей, Коли ношу их за Отчизну.

Рылеев К.Ф. Места нашего Забайкалья — Нерчинские рудники, Чита, Петровский завод, Селенгинск, Акша, Сретенск и др. — стали местами…

Восстание декабристов: анализ

6. Декабристы в Забайкалье

Наш город Чита тесно связан с декабристами.

Около 100 декабристов были сосланы в Сибирь после восстания на Сенатской площади. Арестанты прибыли в Читу в январе и марте 1827 года. Осенью этого года в Читинском остроге находилось уже 55 декабристов…

Восстание декабристов: историческая случайность или необходимость

2.1.2 Нижегородцы-декабристы

Нижнему Новгороду и Нижегородской губернии в планах декабристов отводилась особая роль.

В «Русской правде» П. И. Пестеля было записано, что после свержения самодержавия Нижний Новгород должен стать столицей Российского государства…

Декабристы в Западной Сибири

2. Декабристы в Тобольске

По мере окончания сроков наказания и по царским амнистиям декабристы были расселены в Восточной и Западной Сибири.

Пятнадцать из них, самая большая декабристская колония на поселении, проживали именно в Тобольске…

История Красноярска (1628-1920)

3.2 Декабристы

1825 год.14 декабря. Восставшие на Сенатской площади. Картечные залпы. Кровь. Восстание подавлено, а его организаторы и активные участники — в казематах Петропавловской крепости.

Следствие. Суд. Приговор…

Культурное наследие декабристов на поселении в Забайкалье

Глава I. Движимое наследие декабристов на поселении в Забайкалье в 30-60 гг. XIX в.

1.1 Литературное наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60 гг. XIX в.) Огромное место в жизни декабристов на каторге в ссылке занимали книги. Дворянские революционеры были людьми высокой культур…

Общественно-политическое движение Приднестровья XIX столетия

2.

Декабристы в Приднестровье

Владимир Раевский учился во 2-м кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, после окончания которого был произведен в офицеры и назначен в 23-ю артиллерийскую бригаду.

Исторический калейдоскоп

Молодой прапорщик участвовал в славных баталиях 1812 г….

Правовые учения об особенности исторического развития в России в конце XVIIIв.

Вопрос № 2. Декабристы и их место в истории освободительного движения в России

Победа над Наполеоном в Отечественной войне, наряду с успешной кампанией в составе антифранцузской коалиции 1813-1814 гг., не только изменила соотношение сил на континенте в пользу России и укрепила ее международный престиж.

Не меньшее, а, пожалуй…

Декабристы на каторге

Предыдущая12345678Следующая

В ночь на 21 и 23 июля 1826 г. две первые партии декабристов (8 человек), приговоренных к отправке в Сибирь, были увезены из Петропавловской крепости.

Почти весь 37-дневный путь до Иркутска они проделали закованными в «ножные железа». В повозках с каждым сидел жандарм.

В Иркутске их принял томский вице-губернатор Н.

П. Горлов, замещавший генерал-губернатора Восточной Сибири. Горлов распорядился расковать присланных декабристов и даже снять военный караул вокруг дома, где их поместили. Доступ к узникам фактически был свободным.

30 августа прибывшим было объявлено о назначении к местам каторжных работ. Они направлялись на расположенные сравнительно недалеко от Иркутска солеваренный завод в Усолье (Е. П. Оболенский и А. И. Якубович), и винокуренные заводы Александровский и Николаевский (А.

3. Муравьев, В. Л. Давыдов, С. Г. Волконский, С. П. Трубецкой и братья Борисовы). Здесь декабристам не пришлось испытывать тяжесть подневольного труда. Местное начальство относилось к ним с симпатией: например, Оболенский и Якубович вместо изнурительных работ в соляных варницах были поставлены дровосеками, причем весь «урок» выполнялся за них рабочими-каторжанами.

Но пребывание декабристов на Иркутских заводах длилось недолго. Горлов за допущенные послабления указанием царя был предан суду, а декабристов перевели в Нерчинский край.

В октябре 1826 г.

декабристов привезли на Благодатский рудник Нерчинских заводов и заключили в тюрьму. Ежедневно их опускали в подземные шахты, глубина которых достигала 70 саженей. Работали «государственные преступники» в цепях с 5 часов утра до 11 дня. Каждый должен был выработать не менее 3 пудов руды и перенести ее на носилках к месту подъема. Тяжелый труд при скудном питании сказывался на здоровье декабристов.

Тюремщики отличались грубостью и жестокостью. Протестуя против насилий и произвола, декабристы отказались принимать пищу.

Это была первая в истории революционной борьбы в России голодовка.

В то время, когда первые партии сосланных уже отбывали каторгу, около 70 осужденных их товарищей оставались в Петропавловской крепости и других тюрьмах. Для содержания «государственных преступников» в едином месте было начато строительство каторжной тюрьмы на Акатуйском серебряном руднике. В ожидании ее готовности приговоренных к каторге декабристов с начала 1827 г. стали стягивать в Читинский острог, представлявший собой небольшое село из двух десятков изб и нескольких казенных домов.

Помещения острога были заполнены до отказа.

В начале заключения был установлен строгий тюремно-каторжный режим. Все были закованы в кандалы, которые расковывали только в бане и в церкви. Запрещалось иметь перья, бумагу.

Так как в окрестностях Читы не было рудников, декабристов, по указанию коменданта Лепарского, использовали главным образом на земляных работах: они копали ров под фундамент возводимой для них темницы и ямы для частокола вокруг нее, засыпали глубокий ров, который тянулся вдоль Московско-Сибирского тракта.

Декабристы называли этот овраг «Чертовой могилой». В зимнее время работали в помещении: на ручных жерновах мололи рожь.

Вскоре приехавшие к мужьям жены связали узников с внешним миром. Первой прибыла в Читу А.

Г. Муравьева. Пренебрегая опасностью, она привезла стихи А. С. Пушкина «Послание в Сибирь» и «Мой первый друг…», посвященное И. И. Пущину. Ответ на стихи Пушкина, написанный поэтом-декабристом А.

Декабристы в Сибири // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Одоевским, отразил настроение большинства его товарищей по каземату.

Вскоре возникла мысль о подготовке побега на Амур. Но осуществление замысла было предупреждено событиями на Зерентуйском руднике, куда 28 февраля 1828 г. вместе с партией уголовных преступников были присланы участники восстания Черниговского полка декабристы И. И. Сухинов, В. Н. Соловьев и А. Е. Мозалевский. По дороге у Сухинова возникли смелые мечты о побеге и освобождении читинских узников путем восстания.

В Зерентуе Сухинов, втайне от товарищей, через ссыльных солдат - участников «возмущения» Семеновского полка - вступил в тесные сношения с каторжниками. Разработали план восстания, согласно которому начать надо было с освобождения томившихся на Зерентуйском и соседнем Кличкинском рудниках. Затем намеревались идти на Благодатский рудник, обезоружить там военные команды, освободить остальных, отсюда двинуться на Нерчинск и, захватив там артиллерию, выступить на Читу для освобождения декабристов.

Уже заготавливали оружие, лили пули, изготовили до тысячи патронов. Планы заговорщиков были выданы начальнику рудника одним из участников заговора. Восстание рабочих-каторжан успело начаться лишь в Кличкинском руднике. Николай I, узнав об этих событиях, приказал участников заговора предать военному суду. Сухинова и других активных участников восстания приговорили к расстрелу. Сухинов в ночь перед казнью отвязал ремень, поддерживавший его кандалы, и повесился на нем.

Происшедшие события показали правительству, что оставлять «государственных преступников» среди массы ссыльных было опасно.

Поэтому для поселения декабристов был намечен Петровский железоделательный завод.

Пока на Петровском заводе шло строительство специального здания каторжной тюрьмы, декабристы до 1830 г. оставались в Читинском остроге. Читинские жители, собравшись толпой у каземата, сердечно прощались с декабристами. Путь от Читы до Петровского завода предстояло проделать пешком, в сопровождении усиленного конвоя.

Сентября декабристы вступили в Петровский завод.

Одноэтажное деревянное здание, камеры без окон, свет проникал только из коридоров через прорубленные в дверях маленькие оконца с железной решеткой. К тому же было сыро - здание стояло на болоте.

С 1831 г. семейным ссыльным разрешили жить в домах, выстроенных недалеко от острога. Из этих домов вскоре образовалась целая улица, названная декабристами «Дамской».

Предыдущая12345678Следующая

Музей «Церковь декабристов» - это не одна, а сразу две удивительных достопримечательностей Читы.

Старинная деревянная Михайло–Архангельская церковь – уникальный памятник русского зодчества XVIII века и единственная сохранившаяся до наших дней во всей Восточной Сибири двухпрестольная деревянная церковь. Здание храма выстроено в два этажа, а если быть более точным в две церкви.

Жёны декабристов

Верхняя из них освещена во имяСвятого Николая Чудотворца, а нижняя в честь Архангела Михаила. Сегодня это самое старинное здание всей Читы.


Именно в стенах Михайло-Архангельской церкви искали духовного умиротворения и читали молитвы, сосланные в Сибирь, декабристы и их жены. Здесь венчались декабрист И.А.Анненков с француженкой Полиной Гебль и Д.И.Завалишин с дочерью управителя Читинской волостью - Аполлинарией Смоляниновой.

И вот с этими именами связано создание второй достопримечательности…

В середине 80-х годов прошлого века заброшенное здание деревянной церкви было передано для открытия филиала Забайкальского краеведческого музея имени А.К. Кузнецова. Именовать данный филиал стали никак иначе, как Музей декабристов. В коллекции музея можно увидеть личные вещи, старые документы, книги, предметы быта и многое другое, рассказывающее жизни и судьбе сосланных в Сибирь декабристов.

В музейном фонде хранится около 900 уникальных экспонатов, которых когда-то касалась рука сибирских ссыльных. В экспозиции находятся подлинные реликвии - часы и столик Н.А.

Бестужева, шкатулка М.Н. Волконской, предметы дворянского быта, и даже личные письма декабристов и их жен.

Путь декабристов в Сибирь

Музей и мемориальные места декабристов

Выполнили ученики 10б класса:

Посудин Евгений

Павлов Александр

Учитель: Ландихова Татьяна Ивановна

Ковров 2011

Стр.:

Введение…………………………………………………………………………………..2

2. Основная часть.

2.1.Путь декабристов в Сибирь……………………………………………………………3

2.2.Чита……………………………………………………………………………………8

2.3.Иркутск………………………………………………………………………………..14

2.4.…………………………………………………………………………………………21

2.5.………………………………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………………

4. Список литературы………………………………………………………………………..

Введение.

В истории всякой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые и новые люди выходят на историческую арену, меняется быт, уклад, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, без которых немыслимо национальное самосознание.

Декабрь 1825 года – явление такого порядка, «Сенатская площадь» и «Черниговский полк» давно стали историко-культурными символами. Достаточно произнести эти словосочетания, и испытываешь смешанные чувства – гордость и грусть: первое сознательное выступление за свободу – первое трагическое поражение.

Большинство из них были молодые дворяне. Возникший в 1816 году Союз Спасения – первая собственно декабристская организация, Союз Благоденствия, Северные и Южное тайные общества, Общество соединенных славян…Десятилетие шла подспудная работа.

Вооруженные выступления утаить было невозможно….

Неудача военного восстания породила тяжелую расправу: казнь и ссылки. Участники восстания были разосланы в различные города Сибири, где они остались жить до конца своих дней. За ними последовали их жены.

Сейчас о них вспоминают не только как участников восстания.…В Сибири, поскольку они были людьми молодыми нечуждыми к новым знаниям, они оставили о себе светлую память.

В городах их силами были построены церкви, дома, которые в настоящее время являются историко-мемориальными памятниками.

С помощью различных материалов, мы исследуем эти памятные места — это и будет основной целью нашей работы.

Для реализации нашей цели необходимо познакомиться с богатейшим наследием декабристов, заочно посетить места их ссылки, собрать и систематизировать материал по данной теме.

Путь декабристов в Сибирь.

Осужденных отправляли по ночам, маленькими партиями.

Многие думали, что везут не в Сибирь, а в тюремные крепости.

«Скакали день и ночь, — вспоминает А.Е Розен, — в санях дремать было неловко; ночевать в кандалах и одежде было неспокойно; поэтому дремали на станциях по нескольку минут во время перепряжки…Кострома, Макарьев, Котельнич, Вятка, Глазов, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень только мелькнули на нашем пути».

Следующая остановка – старинная столица Сибири – Тобольск.

Путь декабристов (Кострома-Тобольск).

Фельдъегери были разные.

Одни старались облегчить путь узников, делали остановки почаще. Другие же стремились сэкономить проездные деньги, бешено гнали лошадей, проскакивали мимо почтовых станций, плохо кормили заключенных.

В.В Петров.Вид Екатеринбурга. 1789

Дорога в Сибирь показала декабристам глубокое сочувствие населения.

И не только простые люди, но даже многие сибирские губернаторы и чиновники любым способом старались выказать им знаки внимания.

В Тобольске декабристов ожидал теплый прием. Генерал-губернатор Д.Н. Бантыш-Каменский старался облегчить участь декабристов, дать им возможность отдохнуть после мучительной дороги. Но приказ Николая I, запрещающий партиям декабристов встречаться в пути, свел время отдыха к минимуму.

«Мы следовали по главной дороге, — вспоминает А.Е. Розен, — которая одна и есть по всей Сибири…

Путь наш (от Тобольска.

– М.С) лежал через города Тару, Каинск, Колывань, Томск, Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск, Иркутск: девять городов на расстоянии 3000 верст…»

Путь декабристов (Тара — Нижнеудинск).

Путь декабристов (Нижнеудинск – Иркутск).

Вид города Тары.

Гравюра П.А. Артемьева.

Дорога упиралась в Ангару, на другом ее берегу высились колокольни, слышался лай собак, в домах повыше уже зажигались свечи, в домах пониже, потемнее, окна были застеклены закатом.

Высокие триумфальные Московские ворота, поставленные на въезде в город в честь Александра I в 1811 году, пропустили декабристов в Иркутск.

Герои сражений с Наполеоном, закованные в цепи, оглядели ворота эти с грустным чувством – последнее напоминание об их вольных и победных днях.

«Иркутск не был для нас…гостеприимен, — писал А.П. Беляев. – Тут нас привезли прямо в острог, где отвели, конечно, особое помещение. Мы с удовольствием узнали, что часовыми у наших дверей были семеновские солдаты, сосланные сюда….»

В первой партии, прибывшей в столицу Восточной Сибири, было восемь человек — Сергей Волконский, Евгений Оболенский, Сергей Трубецкой, Артамон Муравьев, Василий Давыдов, Александр Якубович и братья Борисовы.

Их размещали на близлежащих заводах. Но вскоре после распоряжения Николая I их переправили за Байкал, на серебряный рудник Благодатский.

А в Иркутск прибывали все новые и новые партии декабристов. Их тоже отправляли за Байкал.

Осенью 1826 и зимой 1827 года тот же путь в Сибирь проделали жены декабристов – Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, А.Г.

Муравьева.

Героический подвиг русских женщин был, однако, не только подвигом любви – это был своеобразный бунт против заговора молчания, это была во многом сознательная акция против властей.

Тысячи таежных верст, стужа, метели, невыносимая тряска и скудная еда – ничто не остановило женщин. Казалось, преграды только усиливали их желание соединиться с мужьями, разделить с ними полную горечи чашу изгнания.

Сперва хотели декабристов разбросать по всей Сибири.

Местное начальство было обеспокоено тем, что расселенные по каторжным заводам «Государственные преступники» окажут на рабочих этих заводов, на ссыльнопоселенцев революционное влияние. Генерал-губернатору Лавинскому представлялась страшная картина: каторжники, возбужденные декабристами, объединившись и добыв оружие, идут на Иркутск.

Тогда решили «государственных преступников» объединить в маленькой, в двадцать дворов, деревушке Чите. Через год перевели туда и благодатских узников. Жены декабристов переехали Байкал зимой.

Чита.

В истории Читы большое место занимают декабристы.

Судьбы 85 участников декабристских тайных обществ с 1827 по 1830 год связаны с Читой. Знакомство многих их них состоялось именно здесь. С прибытием декабристов, солдат, казаков охраны и офицеров штаба население Читы удвоилось.

Анненков. Вид Читинского острога. 1820-е гг.

«В эпоху прибытия нашего в Читу это была маленькая деревушка заводского ведомства, состоявшая из нескольких полуразрушенных хат», — говорил декабрист М.А. Бестужев.

В Чите декабристов сперва размещали в небольшом тесном помещении – его впоследствии назвали «Малый каземат», затем заняли еще один, и, наконец, построили «Большой каземат».

Теснота в казематах, особенно пока не был готов «Большой», была неимоверная. Спали прижатые друг к другу.

«На ночь нас запирали.

Выходить за двери могли не иначе, как с конвоем; выходить не куда-нибудь из тюрьмы, а в самой тюрьме. Гулять дозволялось по двору, обставленному высоким заостренным частоколом»

А.П. Беляев, декабрист

Декабристов ежедневно водили на работу – они чистили казенные хлева и конюшни, приводили в порядок улицы. Быт декабристов постепенно приобрел некоторую стабильность: декабристы, люди образованные и незаурядные, стали заниматься музыкой, изучением языков, кто-то занялся огородничеством.

Еще через три года Читинское селение заметно расширилось.

Появились новые дома, лавки, а недалеко от тюрьмы новая улица, которую назвали Дамской: здесь жили приехавшие за сосланными мужьями-декабристами Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, А.Г. Муравьева, П.Е. Анненкова, Е.П. Нарышкина, А.И. Давыдова. Своим благоустройством Читинское селение обязано трудам тех же декабристов. Декабристы сами сооружали свою тюрьму, налаживали дороги, зарывали глубокий овраг, названный «Чертовой могилой».

И.В Кареев.Чита.

Чертова могила. 1827-1830

Само благосостояние местных жителей поднялось благодаря присутствию состоятельных поселенцев. Декабрист П.И Фаланберг сделал топографический план поселения, которому в будущем предстояло стать городом Читой. Развитию Читы как города во многом способствовал декабрист Дмитрий Завалишин.

П.И Фаленберг

План Читинского острога.1830

Неизвестный художник-декабрист

Вид церкви и улицы в Чите.

В самой старой части Читы находится Михайло-Архангельская церковь — уникальный памятник русского зодчества XVIII в. Это единственная сохранившаяся на территории Восточной Сибири двухпрестольная деревянная церковь, освещенная во имя св.

Николая Чудотворца и Архангела Михаила. Архитектурный облик храма с незначительными изменениями сохранился до наших дней. Почерневшие от времени толстые бревенчатые стены церкви помнят многое. Жители Читы называют ее Церковью декабристов . Здесь искали духовного утешения и молились о своих близких декабристы, их жены. 4 апреля 1828 г. в Михайло-Архангельской церкви обвенчались декабрист И.А. Анненков и француженка Полина Гебль.

В августе 1839 г.

Декабристы в Сибири

жители Читы стали свидетелями венчания в церкви декабриста Д.И. Завалишина и Аполлинарии Смоляниновой — дочери управителя Читинской волостью. У стен церкви похоронена жена Д.И. Завалишина и дочь С.Г. и М.Н. Волконских — Софья. В 1938 году Михайло-Архангельская церковь, как действующая, была закрыта.

В 1985 году в Михайло-Архангельской церкви открылся Музей декабристов .

Сотрудниками музея была проделана большая работа по сбору вещественных и документальных материалов. В настоящее время в музее имеется 1379 экспонатов.

Из них 679 экспонатов основного фонда. За период с 1986 по 2002 год было собрано 217 экспонатов, из них 94 экспоната основного фонда.
За время своего существования музей превратился в центр по изучению декабристского наследия. В музее проводятся литературно-музыкальные вечера, театрализованные представления, музыкальные салоны, чтение лекций с просмотров видеофильмов.

Ежегодно в декабре в музее проходят «Декабристские вечера». К участию в подобных мероприятиях музей привлекает артистов драмтеатра, студентов училища культуры, студентов музыкального училища, артистов филармонии.

В проводимых музеем мероприятиях активное участие принимает библиотека имени Нарышкиных (заведующая Баукова Т.К.). Музей декабристов, отражающий одну из наиболее ярких страниц в истории края, пользуется популярностью у горожан и гостей города и активно посещается».

Чита.

Музей декабристов. Выставочный зал

Чита. Музей декабристов. Каторжные орудия труда.

Чита.

Музей декабристов. Интерьер.

В городе до наших дней сохранились дома тогдашних декабристов.

Так дом, в котором жила Е.П. Нарышкина, жена декабриста М.М Нарышкина, превратился в городскую библиотеку. Библиотечный фонд превышает 23 000 экземпляра, его качественный состав широко известен в городе и является гордостью коллектива. Библиотека проводит исследовательскую работу по теме «Декабристы и Забайкалье», сотрудничает с Музеем декабристов г. Читы, проводит «Декабрьские вечера», «Декабристские чтения». Ежегодно библиотечными документами пользуется более 2 000 горожан, посещают сотни туристов.

В библиотеке побывали многочисленные группы россиян и граждан зарубежных стран: Китая, США, Италии, Франции, Германии и Канады. Библиотека имеет абонемент, читальный зал и отдел истории, посвященный семье декабриста М.

М. Нарышкина. Многие годы библиотека поддерживает дружеские связи с потомком рода Нарышкиных, профессором Московского государственного энергетического университета А. К. Нарышкиным.

Чита. Городская библиотека.

Мемориальная доска на доме Е.П.Нарышкиной.



Последние материалы раздела:

Периодичность тригонометрических функций
Периодичность тригонометрических функций

Зависимость переменной y от переменно x, при которой каждому значению х соответствует единственное значение y называется функцией. Для обозначения...

Семья Романовых: история жизни и смерти властелинов России
Семья Романовых: история жизни и смерти властелинов России

В Кремле в Оружейной палате хранятся две неказистые на вид сабли. Но, несмотря на непрезентабельный вид, они являются бесценными реликвиями России....

Расположение военных ресурсов до Тучанки
Расположение военных ресурсов до Тучанки

Индекс готовности в Mass Effect 3 сильно влияет на расклад сил в галактической войне против Жнецов и существенно повышает шансы на хорошую...