Фазы технологии развития критического мышления. Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности сформулированных выводов. Его особенность в том, что любой человек может усомниться в достоверности полученных данных, оценить их.

Что такое технология критического мышления?

Технология критического мышления используется в психологии, педагогике, философии, литературе, публицистике и других сферах как фундамент для развития мыслительных навыков, умения принимать взвешенные решения, аргументировать свою позицию, мыслить целенаправленно.

Критическое мышление как образовательная технология направлена на развитие у учащихся следующих навыков:

  • наблюдение;
  • анализ;
  • синтез;
  • дедукция;
  • индукция;
  • интерпретация;
  • наблюдение;
  • логическое суждение;
  • рассуждение от абстрактности к конкретике.

Что это дает?

Главная ценность технологии критического мышления и ее приемов – умение объективно воспринимать информацию, не принимать увиденное и услышанное на веру, право сомневаться, предполагать, воспринимать ее как гипотезу, требующую доказательств.

Невозможно манипулировать и управлять человеком, у которого развито критическое мышление, потому что он мыслит целенаправленно и может адекватно оценить любую ситуацию.

Среди других преимуществ необходимо выделить:

  • профессиональную ориентацию и самоопределение;
  • четкую расстановку приоритетов;
  • ответственность за собственное решение и выбор;
  • способность прогнозировать последствия решений;
  • коммуникационные характеристики;
  • формирование устойчивой системы ценностей.

3 стадии развития

Развитие критического мышления включает 3 стадии: вызов – осмысление – рефлексия.

Вызов – этап, на котором необходимо обобщить знания по теме, сделать их актуальными и суметь заинтересовать аудиторию ими, мотивировать к действиям.

Осмысление – важный отрезок, на котором слушатели получают новую информацию, анализируют и соотносят с уже имеющимися знаниями, чтобы впоследствии их систематизировать.

Рефлекси я – этап целостного осмысления полученной информации и ответа с учетом собственного отношения к изучаемому вопросу. На этой стадии учащиеся выявляют «белые пятна», нестыковки, неточности, отсекают лишнее, аргументируют свою позицию.

Технология развития критического мышления предполагает использование разных методов и приемов. Ниже остановимся на наиболее эффективных стратегиях, развивающих критичность ума.

Инсерт

Техника Инсерт или условные обозначения обычно используется на этапе вызова. Преподаватель предлагает ученикам делать пометки карандашом при чтении текста.

Условными обозначениями маркируются:

  • новые знания;
  • знакомые вещи;
  • информация, противоречащая представлению учащегося;
  • пункты, по которым ученик хочет углубить знания.

Затем читатели составляют таблицу из четырех столбцов. Название столбца – это условное обозначение по тексту. В каждую колонку нужно кратко записать информацию из текста, затем перечитать написанное и дополнить новыми мыслями и сомнениями.

Таблица – это визуализация пути от старых к новым знаниям. Этот прием помогает систематизировать мыслительный процесс, грамотно классифицировать сведения, выделяя из них новую информацию и легче запоминая ее.

Кластер переводится как гроздь, пучок. В технологии критического мышления этот прием используется как графическая систематизация материала по конкретной проблеме.

Смысловые единицы выделяются по тексту с помощью графических символов, а затем располагаются по иерархии или в другом порядке. В итоге образуются грозди.

Правила составления кластеров просты: главная тема размещается в центре, ее окружают смысловые единицы, заслуживающие внимания. Рядом с ними – слова-спутники. Логические связи отображаются как линии между ключевыми понятиями.

По факту получается схема из кругов, соединенных между собой прямыми линиями или стрелками. Ценность этого метода в том, что он позволяет охватить и проанализировать больший объем информации, чем при чтении и анализе с листа.

Система кластеров – это графическое отображение размышлений пользователя, его идей, сомнений, логических умозаключений. Кластеры используются на стадиях вызова и рефлексии, подходят для изучения разных тем.

Карусель

Карусель – прием для групповой работы, в технологии критического мышления используется для проработки вопросов открытого характера. Перед обсуждением преподаватель формулирует проблемные вопросы, которые предполагают несколько ответов, на отдельных листах. Количество вопросов должно соответствовать количеству групп.

По команде преподаватели листы с вопросами передаются по часовой стрелке каждому участнику группы – по принципу карусели. Цель приема – совместно найти ответ, не дублируя ранее озвученные версии.

Затем педагог вывешивает ответы групп на доске и объявляет голосование. Учащиеся отдают голоса за тот ответ, который им кажется наиболее точным.

Чтение с паузами

Этот прием предполагает дозированное чтение текста. Учитель читает вслух часть рассказа, делает паузу и задает проблемный вопрос аудитории. Вопросы могут быть на ассоциации, чувства, дальнейшее развитие сюжетной линии, финала рассказа, но каждый из них должен побуждать группу к поиску ответа и обсуждению.

Обсуждения проводятся в паузах, после чего преподаватель зачитывает следующую часть текста и снова прерывается.

Перекрестная дискуссия

Этот способ похож на предыдущий в том, что предполагает поиск ответов на вопросы по прочитанному фрагменту произведения. Ученики работают в парах с противоположным мнением.

Первая пара высказывает версию и приводит аргументы в ее пользу, вторая – озвучивает контраргументы и обосновывает их. Задача технологии – проработать максимальное количество версий, высказать разные точки зрения и взглянуть на ситуацию с разных ракурсов.

Во время дискуссии ученики могут переходить из одной пары в другую, если их мнение изменилось.

Синквейн

Синквейн в переводе с французского языка означает пятистишие. Его составление – эффективное упражнение для ума. Оно развивает навыки краткого резюмирования после осмысления пройденного материала.

Задача практикующихся – написать 5 строк:

  1. Одно существительное, формулирующее тему.
  2. Два прилагательных, уточняющих тему.
  3. Три глагола, описывающих действия по теме.
  4. Короткая фраза, в которой содержится основная мысль.
  5. Резюме, в котором есть неожиданный поворот, отношение пользователя к теме, ее свежая интерпретация.

Теория и практика требуют от преподавателей и слушателей настойчивости, адекватного восприятия чужого мнения, готовности признавать собственные ошибки, делать выводы и исправлять их. Без этого прогресса не будет.

Критическое мышление, есть мышление самостоятельное, носит индивидуальный характер, и означает, что человек пытается самостоятельно, независимо от остальных, сформулировать идею или дать оценку ситуации. Критическое мышление осуществляется в ситуации реально значимой для человека, определяемой его потребностями и целями.

Технология представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа и рефлексии. На основе этой технологии можно обучить школьников добывать информацию из различных источников.

Выполняя задание в группе, между собой общаясь, учащиеся принимают участие в добывании информации для решения вопроса, в построении знаний. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить.

Выделяют следующие признаки критического мышления:

Мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;

Самостоятельное, ответственное;

Аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;

Многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;

Индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;

Социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия - дискуссия.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.

Основу технологии данного мышления составляет трехфазный процесс:

Осмысление содержания,

Рефлексия,

Данную технологию можно использовать для учащихся любого возраста и применять на любой дисциплине школьной программы.

1. Стадия вызова.

Происходит выявление первоначальных представлений учащихся о теме обсуждения. Школьник ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.

Задачи этапа:

Актуализация имеющихся знаний;

Пробуждение интереса к пробуждению новой информации;

Постановка учеником собственных целей обучения;

Определение вопросов, на которые необходимо найти ответы.

Можно предложить школьнику работу с вопросами по проблеме. Данная работа может проходить в два этапа: парная ("я сам"), групповая работа ("мы вместе"). Также может использоваться прием - "мозговая атака". На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?"

На стадии вызова можно предложить каждому из учащихся начертить в тетради таблицу 1, и после проведения фронтальной беседы о познавательном объекте, заполнить колонки «Знаю», «Хочу узнать».

Таблица 1 - Выявление имеющихся знаний у учащихся

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в группах или парах.

Таблица 2 - Деятельность на стадии вызова

2. Стадия осмысления.

Эта стадия начинается вместе с подачей новой информации. На этой стадии происходит соприкосновение учащихся с новыми знаниями, понятиями, идеями. Новая информация может быть представлена в виде текста, лекции, видеофильма. Здесь происходит соотнесение новой информации с той, которой ранее располагали учащиеся. Задачи стадии:

Корректировка учеником поставленных целей обучения;

Получение новой информации;

Корректировка первоначальных знаний по теме.

Во время этой фазы урока учащиеся работают самостоятельно. Задачей учителя является поддержка активности учащихся, которая была достигнута на стадии вызова. На данной стадии школьник под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение с пометками текста (“V” - уже знаю; “+” - новое; “-” - противоречит взглядам; “?” - “хочу узнать подробнее”), выписка из текста. Например, при использовании метода перестановок при решении комбинаторных задач возможно следующее деление на части:

Таблица 3 - Прием «Инсерт»

В ходе работы с учебным текстом, каждый ученик индивидуально заполняет колонку «Узнал». Осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа, рассказ).

Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.

Таблица 4 - Деятельность на стадии осмысления

На этой стадии можно провести чтение текста с пометками, что позволяет не только проанализировать текст повторно, но и учит школьников переводить обширную информацию из текстовой в табличную форму. Смысл используемых знаков необходимо оговорить заранее.

Используемые приемы: изучение текста и его отдельных частей, просмотр видеофильма, прослушивание лекций учителя.

3. Стадия рефлексии.

На завершающем этапе урока проводится фронтальная беседа с опорой на те новые знания, которые получены в ходе работы с текстом и проведения лабораторных и практических работ. Осуществляется окончательная коррекция колонки «Узнал» в таблице 1. Задачи этапа:

Размышление;

Рождение нового знания;

Постановка учеником новых целей.

Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим цепочкам; г) возврат к кластерам.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Таблица 5 - Деятельность на стадии рефлексии

Завершается урок составлением кластера, который продемонстрирует взаимосвязь основных понятий рассмотренных на уроке.

Используемые приемы: составление схемы, таблицы обсуждения, дискуссия, краткое сочинение, карты познания, кластер, синквейн, рисунок и т.д.

Представим основные характеристики критического мышления, в виде схемы 1:

Схема 1- Характеристика критического мышления

При использовании технологии критического мышления происходит формирование нравственных качеств личности школьников, они показаны на схеме 2.


Схема 2- Формирование нравственных качеств личности школьника

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

(ТРКМЧЧП)

Следует понимать чтение и письмо в более широком смысле, нежели предметные дисциплины. Данная технология была разработана в конце 20 века в США. Известна в России с 1997 года. Представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она является общепедагогической, надпредметной.

Цель технологии : развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. п.

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.

Критическое мышление - совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя,

Критическое мышление - “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой,

Критическое мышление - аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

Критическое мышление представляет собой сознательный, спланированный процесс интерпретации, анализа и оценивания информации, основанный на имеющихся знаниях и проверке мнений по тому или иному вопросу и ведущий к формированию и утверждению собственного отношения.

Технология имеет 2 особенности (базируется на «2-х китах»):

Структура урока, включающая 3 фазы(вызов, осмысление, рефлексия);

Функции 3-х стадий ТРКМ:

ВЫЗОВ - мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме);

Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме);

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями);

ОСМЫСЛЕНИЕ - информационная (получение новой информации);

Систематизационная (классификация полученной информации) ;

Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме);

РЕФЛЕКСИЯ - коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) ;

Информационная (приобретение нового знания);

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса);

Принципы ТРКМ:

Активность учащихся в образовательном процессе;

Организация групповой работы в классе;

Развитие навыков общения;

Учитель воспринимает все идеи учеников как одинаково ценные;

Мотивация учащихся на самообразование через освоение приёмов ТРКМ;

Соотношение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявление и решение проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни;

Использование графических приёмов организации материала. Модели, рисунки, таблицы, схемы показывают ход мыслей.

Критический мыслитель (ученик):

- формирует собственное мнение;

Совершает обдуманный выбор между различными мнениями;

Решает проблемы;

Аргументировано спорит;

Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение;

Умеет ценить чужую точку зрения;

Отличие традиционного урока от урока, построенного в ТРКМ

Традиционный урок

Урок, построенный в ТРКМ

  • На уроке нужно оценивать ученика
  • Учащийся не должен делать ошибок
  • Учитель знает, как и что должен отвечать школьник
  • Учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии
  • На вопрос, поставленный преподавателем, всегда должен быть ответ
  • Учащийся сам может оценить свою деятельность
  • Учащийся имеет право на ошибку
  • Учитель допускает альтернативные варианты ответов
  • Учитель может не знать ответа на заданный учащимся вопрос
  • Вопросы учителя могут быть началом нового получения знаний

Роль учителя:

ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК:

* информирующая (рассказать);

* контролирующая (заставить выучить);

* оценивающая (оценить усердие);

УРОК В ТРКМ:

* направляет усилия учеников в определённое русло -КООРДИНАТОР;

* сталкивает различные суждения;

* создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;

* даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы;

* подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих:

Критическое мышление - это …

Не выискивание недостатков,а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познавательном объекте;

Мышление самостоятельное;

Мышление проблемное и оценочное;

Мышление аргументированное;

Мышление социальное;

Некоторые приёмы на разных стадиях урока

На стадии ВЫЗОВА:

  1. Кластер
  2. Корзина идей
  3. Денотатный граф
  4. Дерево предсказаний
  5. Верные и неверные утверждения
  6. Ключевые слова
  7. Верите ли вы?

На стадии ОСМЫСЛЕНИЯ:

  1. Инсерт (пометки на полях)
  2. Маркировочная таблица
  3. Двухчастный дневник
  4. Чтение с остановками
  5. Сводная таблица

На стадии РЕФЛЕКСИИ:

.«Толстые и тонкие» вопросы

.«Письмо по кругу»

Прием синквейн на уроке. Что это такое и как писать синквейны?

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке , посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:

Синквейн Образный, точный Обобщает, развивает, обучает «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах» Творчество.

Как использовать синквейны на уроке?

Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

Как научить детей писать синквейн?

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

Области применения

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

А можно использовать на . Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов -— литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.

Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.

Варианты работы с синквейном

Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:

Мимолетное, замирающее Бежит, останавливается, лечит Потрясающее явление Жизнь.

Дети должны определить, что тема данного синквейна — «Время».

Достоинства метода

При составлении синквейна на уроках:

  • повышается интерес к изучаемому материалу;
  • развивается образное мышление;
  • развиваются творческие способности учащихся;
  • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
  • развивается мышление и воображение;
  • вырабатывается способность к анализу;
  • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
  • расширяется словарный запас.

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

Примеры синквейнов

На природоведении можно предложить детям составить синквейны про времена года.

Лето Жаркое, веселое Гулять, играть, отдыхать. Ждем с нетерпением. Каникулы!

Весна Теплая, яркая Расцветает, зеленеет, радует. Природа просыпается. Здорово!

На уроке литературы учитель, в качестве домашнего задания, предлагает детям составить синквейн про любимое произведение. Результат может быть таким:

Нина Умна и смела. Путешествует, дружит, побеждает. Восхищаюсь я ей. Речь идет о книге «Девочка шестой луны» Муни Витчер.

Можно предложить детям написать синквейн про солнце:

Солнце Яркое, далекое Согревает, светит, радует нас. Я люблю солнце. Животворящая звезда.

Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.

Прием "Логическая цепочка" известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Метод "Логические цепочки" можно использовать на уроках по всем предметам и на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель.

Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке.

Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.

Примеры использования приема логическая цепочка

Для запоминания информации большого объема

Например, на уроках литературы изучается биография писателя, и запомнить все ключевые даты и события сложно. Предложите ученикам составить логическую цепочку, зафиксировав все важные моменты.

Биография А. С. Пушкина: Москва — Царскосельский лицей — "Старик Державин нас заметил…" — Петербург — Село Михайловское — Ссылка на юг…и т.д.

После составления цепочки важно, чтобы ученики могли "расшифровать" каждое звено: привести даты или названия основных произведений, созданных в этот период.

Для облегчения каждое звено можно дополнить этими фактами.

Для закрепления материала

Например, после изучения на уроке биологии деревьев, можно попросить учеников составить логическую цепочку, которая покажет стадии развития дерева: семя — росток — саженец — взрослое дерево . Вместо словесных звеньев можно использовать картинки.

Или на уроке истории после изучения событий определенного периода попросить составить логическую цепочку, содержащую ключевые события в хронологической последовательности.

История России при Петре Великом: стрелецкий бунт — коронация Петра и Ивана — Евдокия Лопухина — Архангельск — Первый Азовский поход и т.д.

Для закрепления материала и развития наблюдательности

  • Прием "перепутанные логические цепочки". Учитель предлагает ряд понятий, терминов, в котором нарушена логическая последовательность. Задача учеников: выявить ошибку и исправить ее, аргументируя свой выбор.
  • Логическая цепочка в форме игры помогает развивать воображение, при этом выстраивая последовательность событий аргументировано. Игра проходит в устной форме. Ученикам предлагается первое звено цепочки, которое начинается со слова "Чтобы…": Чтобы съесть яблоко, нужно сорвать его с дерева. Задача учеников: продолжить ряд, совершив своеобразное "путешествие в прошлое": Чтобы сорвать яблоко с дерева, нужно это дерево вырастить. Чтобы вырастить дерево, нужно его посадить. И т.д.

Для контроля знаний

Варианты:

  • Можно использовать логические цепочки, построенные по принципу соотнесения. То есть, требуется соотнести понятия, термины из первого столбика с понятиями, толкованиями во втором столбике.
  • Каждый ученик получает карточку, на которой указан 1 предмет, явление и т.д. Задача учащихся: составить логические цепочки по определенной теме, посмотрев, что написано у одноклассников. Работу удобнее проводить в группах или по рядам (1 группа — 1 логическая цепочка).

Это лишь несколько вариантов использования приема. Каждый учитель с легкостью может адаптировать стратегию "Логической цепочки" для своего урока, ориентируясь на цели и планируемые УУД.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Технология развития критического мышления включает три стадии: вызов – осмысление – рефлексию (принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок).

Технология критического мышления дает ученику:

Повышение эффективности восприятия информации;

Повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

Умение критически мыслить;

Умение ответственно относиться к собственному образованию;

Умение работать в сотрудничестве с другими;

Повышение качества образования учеников;

Желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю:

Умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

Возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

Стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

Стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только владеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности. На уроках иностранного языка необходимо привлекать информацию, при которой учащийся должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения.

Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы

Технологичекие этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы
I стадия (фаза) Вызов (evocation): - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; мозговая атака; проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
II стадия Осмысление содержания (realization of meaning): - получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения. Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения: «инсерт»; «фишбоун»; «идеал»; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
III. Рефлексия -размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения. Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Стадия вызова. Часто отсутствие результативности обучения связано с тем, что преподаватель строит обучение исходя из целей, поставленных им самим, подразумевая, что они будут приняты учащимися как собственные. Многие ученые-дидакты считают, что необходимо дать возможность самому учащемуся поставить цели обучения. Вспомним, что мы усваиваем лучше всего. Обычно это информация по теме, о которой мы уже что-то знаем.



Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.

Немаловажным аспектом при реализации стадии вызова является систематизация всей информации, полученной в результате свободных высказываний учащихся. Это позволит увидеть собранную информацию в укрупненном, категориальном виде; при этом в структуру могут войти все мнения – «правильные» и «неправильные»; структурирование высказываний выявит противоречия, нестыковку, непроясненные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации. Причем для каждого из учащихся эти направления могут быть индивидуальными. Школьник определит для себя, на каком аспекте изучаемой темы он должен заострить свое внимание, а какая информация требует только проверки на достоверность.

Итак, в процессе реализации стадии вызова важно:

1) Давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем.

2) Фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» и «неправильных» высказываний.

3) Сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать выработке идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными; появлению интересных вопросов, поиск ответов которые будут стимулировать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение учителю или сразу большой аудитории, поэтому занятия в небольших группах позволяют им чувствовать себя более комфортно.

Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать ответы, так как любое мнение учащегося ценно. Подчеркнем важность данной стадии: все этапы урока не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, а, как известно, хорошее начало – половина дела. Функции стадии вызова:

мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к постановке и способам реализации цели);

информационная (вызов на “поверхность” имеющихся знаний по теме);

коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Необходимые для педагога условия, выполнение которых будет способствовать развитию у школьников критического мышления:

1. Важно предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления.

2. Необходимо давать учащимся возможность размышлять.

3. Важно принимать различные мнения и идеи.

4. Целесообразно способствовать активности учащихся.

5. Необходимо убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.

6. Важно выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения.

7. Необходимо ценить проявления критического мышления

Учащиеся при этом должны:

1) развивать в себе уверенность и понимание ценности своих мнений и идей;

2) активно участвовать в учебном процессе;

3) с уважением выслушивать различные мнения;

4) быть готовым как формулировать свои суждения, так и воздерживаться от них.

Учащиеся взаимодействуя друг с другом занимаются постановкой проблемы, личностно значимой для них. Это требует от учащихся в подавляющем большинстве случаев самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащихся развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. При этом в учебном процессе создается такая ситуация, в которой употребление школьниками иностранного языка является естественным и свободным, таким, каким оно выступает в родном языке. Совершенно очевидно, что в этой ситуации от участников проекта ожидается умении сосредоточить своё внимание не столько на языковой форме высказывания, сколько на его содержании.

Когда заявленная тема незнакома учащимся, можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения.

Итак, в случае успешной реализации стадии вызова у детей возникает мощный стимул для работы на следующем этапе. Необходимо заметить, что в выборе приемов для урока должны соблюдаться определенная последовательность и логика. Например, если на этапе вызова применялись “ключевые термины” или “перепутанные логические цепочки”, то на этапе рефлексии целесообразно вернуться к выполненным до чтения текста заданиями предложить учащимся повторно выстроить предложенные события или понятия в хронологической или причинно-следственной последовательности.

Стадия осмысления содержания. В процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Основной задачей данного этапа является отслеживание восприятия учеником изученного материала. Учитель в процессе объяснения нового материала имеет возможность расставить все акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Это может быть лекция, рассказ, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. Главная задача – поддержать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. Большое значение имеет качество отобранного материала.

На этой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания. Школьники могут найти ответы на ранее заданные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. Вместе с тем далеко не все вопросы могут быть разрешены. В этом случае учителю важно стимулировать учащихся к постановке новых вопросов, поиску ответов через контекст той информации, с которой школьники работают.

Итак, на фазе осмысления содержания учащиеся:

1) осуществляют контакт с новой информацией;

2) сопоставляют эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

3) акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие вопросы и затруднения;

4) обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

5) стремятся отследить сам процесс знакомства с повой информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему;

6) готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Учитель на данном этапе:

1) Может быть непосредственным источником новой информации, в этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.

2) Отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении, если школьники работают с текстом.

3) Предлагает для организации работы с текстом различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии, целесообразно выделить время для второго прочтения. Достаточно важно вернуться к тексту на новом «витке» его восприятия, чтобы прояснить некоторые вопросы,

Стадия рефлексии. Само слово рефлексия является синонимом таким более привычным словам, как «обратная связь», «отдача», «самооценка и самоанализ», «взаимопонимание и взаимодействие». Рефлексия – размышление, самонаблюдение, самопознание, форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и законов. В своей книге «Урок как педагогический феномен» С.С. Татарченкова пишет, что «Рефлексия – это:

Условие, необходимое для того, чтобы каждый участник процесса обучения увидел всю организацию собственной деятельности на уроке в соответствии с целями и программой и оценил ее;

Выявление и уточнение результатов деятельности на уроке (найденные факты, сформулированные проблемы, обнаруженные различия в подходах, понимании и т.д.);

Осознание способов деятельности;

Время размышлений, когда полученная на уроке информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается как учителем, так и учеником, а затем соединяется;

Определение своих образовательных приращений как учеником, так и учителем».

Рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. По сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы, и имеет другие формы и функции. На 3ей же стадии процесса рефлексия становится основной целью деятельности и школьников, и учителя.

Напомним, что работа на стадии осмысления индивидуальна. Школьники знакомятся с новым материалом. У каждого из них это происходит в соответствии с поставленными целями, возникшими на стадии вызова.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, это интересно и т.д.). Но этот анализ мало понятен, если он не обращен в словесную форму, устную или письменную. Именно в процессе вербализации хаос мыслей, возникающий в сознании на стадии осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникающие вопросы и сомнения могут быть разрешены. В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, отличающиеся по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия их как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии.

Формы предъявления рефлексии 1. Устная форма: диалог между одним учеником и учителем, диалог между двумя учениками, отдельные реплики со стороны разных учеников, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям полилог в виде беседы или обсуждения, игровые методы, круглый стол.

2. Письменная форма: анкетирование и опросы с использованием различных методик: ответы на вопросы, открытые предложения, выбор из предложенных вариантов, расстановка по степени важности, согласие\несогласие с утверждениями. Графические, схематические способы представления информации в виде таблиц, графиков, диаграмм, кластеров. Творческие задания: синквейн, эссе, письмо, сочинение.

Для реализации рефлексивного подхода очень важная роль отводится педагогике альтернативности – учитель предлагает различные пути, способы достижения образовательных целей, выбор за учеником. Право выбора формирует такие важнейшие навыки у учащихся как: независимость и оригинальность суждений, способность к самоопределению, ответственность за сделанный выбор. Чаще следует давать две и более темы для творческих заданий.

В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Механизм развития знаний учащихся в режиме технологии развития критического мышления.

Итак, на стадии рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным.

В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т.д.) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации (индивидуально)

Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Сущность технологии.

Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо -- те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников и студентов эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости. С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима. Практикующие учителя знают, как тяжело школьники соглашаются писать, даже если речь идет не о творческой работе, а о банальном записывании информации из источников. И даже если ученики соглашаются писать, по их конспектам вряд ли можно составить полное представление о том, что они читали или слушали. Базовыми философскими аспектами технологии РКМЧП являются идея открытого общества и современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений при отсутствии единой, жестко заданной нормы восприятия и поведения.

Из этого положения вытекают понимание множественности смыслов текста и того, что его интерпретация зависит от читательских контекстов и формы организации групповой работы в классе. Такой подход дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.

Понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь ппреподавателя, и видеоматериал. Задачи технологии РКМЧП Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Развитие аналитического, критического мышления:

научить школьников выделять причинно-следственные связи;

рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

отвергать ненужную или неверную информацию;

понимать, как различные части информации связаны между собой;

выделять ошибки в рассуждениях;

уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

быть честным в своих рассуждениях;

определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности пуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Технология РКМЧП позволяет решать задачи:

образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии - «вызов - осмысление - рефлексия». Не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми. Умение мыслить критически -- это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.

Принципиально важны и идея ценности личности, и создание среды, благоприятной для ее развития, самопознания и самовыражения. Поэтому, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека (и ученика, и учителя). С другой стороны, вся учебная деятельность строится на основе субъектных, партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, между учениками. Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования гражданских взглядов.

Образовательные результаты.

умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

пользоваться различными способами интегрирования информации;

задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы;

вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

брать на себя ответственность;

участвовать в совместном принятии решения;

выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

умение сотрудничать и работать в группе и др.

Особенности организации.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия -- «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия -- «осмысление» -- содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание.

Третья стадия -- стадия «рефлексии» -- размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...