Голубой шарик. О чем стихотворение "голубой шарик" окуджавы

Интерпретация стихотворения Булата Окуджавы

ГОЛУБОЙ ШАРИК

Девочка плачет: шарик улетел.
Ее утешают, а шарик летит.

Девушка плачет: жениха все нет.
Ее утешают, а шарик летит.

Женщина плачет: муж ушел к другой.
Ее утешают, а шарик летит.

Плачет старушка: мало пожила...
А шарик вернулся, а он голубой.

Казалось бы, на первый взгляд, совершенное непритязательное стихотворение из четырёх строф, написанное белым стихом, не должно привлекать к себе столь пристального внимания, чтобы читателю, допустим, в моём лице, захотелось его проанализировать, остановиться и поразмышлять над ним. Но у Булата Окуджавы нет непритязательных стихов.
Буквально первые строки, написанные уже достаточно зрелым тридцати трёхлетним поэтом, рождают ряд ассоциаций, заставляющих пересмотреть свою собственную прожитую жизнь от раннего детства до нынешних лет. А год, когда было создано это стихотворение, 1957-й, как раз год моего семилетия, когда и от меня мог улететь мой первый шарик (в переносном смысле, конечно), ведь именно в этом возрасте мы уже остро ощущаем потери...
Первое двустишие: " Девочка плачет: шарик улетел..." напоминает классические строчки Агнии Барто:" Наша Таня громко плачет - уронила в речку мячик". Мячик плывёт по волнам, шарик, как ему положено, летит по воздуху. Обе героини, и с именем, и без имени, - плачут. Обеих утешают. Правда, вспоминается ещё один классический образ: М.Ю. Лермонтов - " Ночевала тучка золотая На груди Утёса-великана.Утром в путь она умчалась рано...", и "... тихонько плачет он в пустыне..." Вот его, Утёс, никто не утешает... Вечная тема...Вечные образы...
" Не утонет в речке мяч", -говорят Тане. Как отвлекают от переживаний малышку, потерявшую шарик, нам не сообщается: каждый читатель додумывает сам. Тема безвозвратной потери: шарик взмыл в небо - его не достать, мячик уплыл - надо покупать новый, Тучка не вернётся к Утёсу.
Всем, кто в движении, весело: золотая Тучка умчалась, " по лазури весело играя"; беспечно уносится в небо шарик; прыгает по реке, омытый свежими волнами мячик, - и только оставшиеся на земле плачут. И дети, и взрослые: Утёс, девушка, женщина, старушка.
Утёс - олицетворение человека, мужчины. Редкий в литературе плачущий мужской образ, тем сильнее его эмоциональное воздействие на читателя. Подобны шарику, мячику и Тучке и два героя мужского пола в стихотворении Булата Окуджавы: "жених" (он словно "улетел" или его потеряли, как мячик) и "муж", ушедший к другой женщине. Правда, если шарик и мячик в воздушной и водной стихии ещё никому не достались, то "другая", к которой ушёл чей-то муж, наверное, счастлива приобретением. И того жениха, которого " всё нет", видимо, уже и ждать не стоит. А Тучка - она может ещё переночевать на груди какого-нибудь нового Утёса, но и от него умчится, умножив тем самым понятие горя.
Совершенно очевидно, что ни в одном из стихов авторы не корят тех, кто вырвался из рук. Поэтам ясна стихия воздушного шара, упругой, но выскальзывающей резины и тем более Тучки, гонимой ветром. Такова их лёгкая суть, и что-то же подталкивает их к движению, к уходу.
Коллективистское мышление, характерное для советского общества, нашло у поэта отражение в собирательном образе утешающих: " утешают" (глагол дан в третьем лице во множественном числе) девочку, девушку, женщину. Старушку же и утешить некому - тем, кто моложе, не понять её проблем.
Конечно, вся тяжесть переживаний для автора и читателя приходится на третью строфу: " муж ушёл к другой". Там, где " жениха всё нет", - нет и мысли о предательстве, а есть указание на социальный дисбаланс в обществе (мужчин меньше, чем женщин). А вот " муж ушёл к другой" - это уже глубокая проблема. Что предшествовало этой трагедии? Способна ли женщина оценить данную ситуацию и свою роль в ней? Готова ли она к новым обстоятельствам? Она переживает открыто, " на зрителя", и есть, кому её утешить. Поэтому, наверное, обманутая жена всё-таки утешится, только старушка не нужна никому. Совсем одна. Хотя вроде бы причина её слёз - "мало пожила". То есть жизнь промелькнула, как один миг. Всё ждала чего-то хорошего, а оно так и не пришло. Но если принять за действительное, что эта старушка в прошлом и была той девочкой, от которой когда-то улетел шар, потом - её позднее замужество и предательство мужа, если рассматривать все составляющие, как одну судьбу, - то какой иронией и насмешкой кажутся последние строки: " А шарик вернулся, а он голубой".
Девочке, ребёнку, был нужен этот, казалось бы, бессмысленный предмет - шарик как символ красоты, счастья. А старушке теперь он зачем? В девушках и женщинах она про него и думать забыла, хотя, если бы подняла голову к небу, увидела б, что он всё "летит" и "летит" (эти слова-рефрен присутствуют в первых трёх строфах). Но то, что шарик не лопнул, а летит, знает только автор, только ему виден этот полёт длиной в человеческую жизнь.
Думается, что в образе летящего шарика автор представил нам символ мечты, которую люди теряют где-то очень рано и погрязают в житейских заботах, не поднимая глаз к небу. Из художественного контекста " Голубого шарика" не трудно понять главную мысль Окуджавы: мечта не может исчезнуть бесследно, она существует независимо, сама по себе, и может много лет спустя вернуться в прежнем образе. Не случайно советский бард сделал свой шарик голубым. Есть же выражение - " голубая мечта", то есть самая воздушная, лёгкая и задушевная. И, может быть, возвращение шарика и сам его образ подсказывают нам, как стоит относиться ко всем печалям, сопровождающим нас на протяжениие всей нашей жизни. Ведь, пожалуй, кроме самой жизни, прожитой нами, каковой бы она ни была, и нет ничего более значимого...

Интерпретация стихотворения Булата Окуджавы

ГОЛУБОЙ ШАРИК

Девочка плачет: шарик улетел.
Ее утешают, а шарик летит.

Девушка плачет: жениха все нет.
Ее утешают, а шарик летит.

Женщина плачет: муж ушел к другой.
Ее утешают, а шарик летит.

Плачет старушка: мало пожила...
А шарик вернулся, а он голубой.

Казалось бы, на первый взгляд, совершенное непритязательное стихотворение из четырёх строф, написанное белым стихом, не должно привлекать к себе столь пристального внимания, чтобы читателю, допустим, в моём лице, захотелось его проанализировать, остановиться и поразмышлять над ним. Но у Булата Окуджавы нет непритязательных стихов.
Буквально первые строки, написанные уже достаточно зрелым тридцатитрёхлетним поэтом, рождают ряд ассоциаций, заставляющих пересмотреть свою собственную прожитую жизнь от раннего детства до нынешних лет. А год, когда было создано это стихотворение, 1957-й, как раз год моего семилетия, когда и от меня мог улететь мой первый шарик (в переносном смысле, конечно), ведь именно в этом возрасте мы уже остро ощущаем потери...
Первое двустишие: " Девочка плачет: шарик улетел..." напоминает классические строчки Агнии Барто:" Наша Таня громко плачет - уронила в речку мячик". Мячик плывёт по волнам, шарик, как ему положено, летит по воздуху. Обе героини, и с именем, и без имени, - плачут. Обеих утешают. Правда, вспоминается ещё один классический образ: М.Ю. Лермонтов - " Ночевала тучка золотая На груди Утёса-великана.Утром в путь она умчалась рано...", и "... тихонько плачет он в пустыне..." Вот его, Утёс, никто не утешает... Вечная тема...Вечные образы...
"Не утонет в речке мяч", -говорят Тане. Как отвлекают от переживаний малышку, потерявшую шарик, нам не сообщается: каждый читатель додумывает сам. Тема безвозвратной потери: шарик взмыл в небо - его не достать, мячик уплыл - надо покупать новый, Тучка не вернётся к Утёсу.
Всем, кто в движении, весело: золотая Тучка умчалась, " по лазури весело играя"; беспечно уносится в небо шарик; прыгает по реке, омытый свежими волнами мячик, - и только оставшиеся на земле плачут. И дети, и взрослые: Утёс, девушка, женщина, старушка.
Утёс - олицетворение человека, мужчины. Редкий в литературе плачущий мужской образ, тем сильнее его эмоциональное воздействие на читателя. Подобны шарику, мячику и Тучке и два героя мужского пола в стихотворении Булата Окуджавы: "жених" (он словно "улетел" или его потеряли, как мячик) и "муж", ушедший к другой женщине. Правда, если шарик и мячик в воздушной и водной стихии ещё никому не достались, то "другая", к которой ушёл чей-то муж, наверное, счастлива приобретением. И того жениха, которого " всё нет", видимо, уже и ждать не стоит. А Тучка - она может ещё переночевать на груди какого-нибудь нового Утёса, но и от него умчится, умножив тем самым понятие горя.
Совершенно очевидно, что ни в одном из стихов авторы не корят тех, кто вырвался из рук. Поэтам ясна стихия воздушного шара, упругой, но выскальзывающей резины и тем более Тучки, гонимой ветром. Такова их лёгкая суть, и что-то же подталкивает их к движению, к уходу.
Коллективистское мышление, характерное для советского общества, нашло у поэта отражение в собирательном образе утешающих: " утешают" (глагол дан в третьем лице во множественном числе) девочку, девушку, женщину. Старушку же и утешить некому - тем, кто моложе, не понять её проблем.
Конечно, вся тяжесть переживаний для автора и читателя приходится на третью строфу: " муж ушёл к другой". Там, где " жениха всё нет", - нет и мысли о предательстве, а есть указание на социальный дисбаланс в обществе (мужчин меньше, чем женщин). А вот " муж ушёл к другой" - это уже глубокая проблема. Что предшествовало этой трагедии? Способна ли женщина оценить данную ситуацию и свою роль в ней? Готова ли она к новым обстоятельствам? Она переживает открыто, " на зрителя", и есть, кому её утешить. Поэтому, наверное, обманутая жена всё-таки утешится, только старушка не нужна никому. Совсем одна. Хотя вроде бы причина её слёз - "мало пожила". То есть жизнь промелькнула, как один миг. Всё ждала чего-то хорошего, а оно так и не пришло. Но если принять за действительное, что эта старушка в прошлом и была той девочкой, от которой когда-то улетел шар, потом - её позднее замужество и предательство мужа, если рассматривать все составляющие, как одну судьбу, - то какой иронией и насмешкой кажутся последние строки: " А шарик вернулся, а он голубой".
Девочке, ребёнку, был нужен этот, казалось бы, бессмысленный предмет - шарик как символ красоты, счастья. А старушке теперь он зачем? В девушках и женщинах она про него и думать забыла, хотя, если бы подняла голову к небу, увидела б, что он всё "летит" и "летит" (эти слова-рефрен присутствуют в первых трёх строфах). Но то, что шарик не лопнул, а летит, знает только автор, только ему виден этот полёт длиной в человеческую жизнь.
Думается, что в образе летящего шарика автор представил нам символ мечты, которую люди теряют где-то очень рано и погрязают в житейских заботах, не поднимая глаз к небу. Из художественного контекста " Голубого шарика" не трудно понять главную мысль Окуджавы: мечта не может исчезнуть бесследно, она существует независимо, сама по себе, и может много лет спустя вернуться в прежнем образе. Не случайно советский бард сделал свой шарик голубым. Есть же выражение - " голубая мечта", то есть самая воздушная, лёгкая и задушевная. И, может быть, возвращение шарика и сам его образ подсказывают нам, как стоит относиться ко всем печалям, сопровождающим нас на протяжении всей нашей жизни. Ведь, пожалуй, кроме самой жизни, прожитой нами, каковой бы она ни была, и нет ничего более значимого...

09.06.09 - 25.04.10

Рецензии

Если разобраться с точки зрения прагматика, какая польза от этого резинового шарика, наполненного воздухом? Улетел и улетел. Бог с ним!
Все равно обидно. Вместо шарика – эскимо, вместо цветов – сервелат, практично. Но тест на способность понимать другого человека, это никчемный, с точки зрения прагматика, подарок, знак внимания - цветы, воздушный шарик... И отношение к этому разное:

Девочка плачет: шарик улетел.
Ее утешают, а шарик летит. (Булат Окуджава)

Девочка смеется: шарик улетел!
Радуются все, а шарик летит. (Ким Барссерг)

В 2015 году вышел фильм: "И шарик вернется (2015) 8-серийная мелодрама" - все, как в Вашем эссе!

Здравствуйте, Ким.
Премного Вам благодарна, что Вы прочли моё эссе о шарике Булата Окуджавы и откликнулись на него. Интересны и Ваши размышления, и сообщение по поводу вышедшего фильма "И шарик вернётся".
Кстати, цитата - из Вашего стиха?
"Девочка смеется: шарик улетел!
Радуются все, а шарик летит." (Ким Барссерг)
Если да, то можно получить сноску на него?
Спасибо,
Кира

Час уже гуглю по теме: "что народ думает" и поражаюсь многообразию мнений (прямо таки "Черный квадрат" Малевича). Только из одного форума (10 страниц):

1) Думаю шарик в небе - это мечты о будущем, как правило они голубого цвета.
Видимо песенка о том, что при любой печали всё же можно разглядеть шарик в небе, ну почти любой, кроме той, что у бабки...

2) А мне увиделся намёк на Землю. Типа, жизнь проходит, а Земля всё вертится.

(тема земли часто встречается - один чел так и пишет: "Это космическая песня")

Не одобряю тут бытовое слово "шарик" в приложении к Земле. Фигня какая-то - грандиозная такая штука, большая планета, общий эмоциональный фон стихотворения и "шарик". Дополнительно вводит "в соблазн" голубой цвет шарика. Однако, сообщают:

Стихотворение написано в 1957, а первый снимок планеты был получен в 1959. Зато сразу после полёта Гагарина появилось ещё одно стихотворение Окуджавы, снова про голубой шарик

Богатая почва для юмора, современного особенно - голубой, то се.

4) Это доступное и политкорректное изложение сказки Пушкина о Золотой рыбке.

5) Песенка о том, что жизнь коротка. А еще о том, что иногда теряешь самое дорогое. И наконец о том, что иногда ранее утерянное возвращается, но слишком поздно и нафиг оно уже не нужно

6) шарик это планета Уран - она голубого цвета и период обращения вокруг солнца как раз порядка человеческой жизни

7) У девочки улетел шарик, потом шла жизнь, было много горестей. Уже у старушки развился склероз, и она вспомнила ту историю про шарик, даже цвет. Еще можно сказать, что шарик - это мечты в детстве и воспоминания в старости, между ними много общего.

8) Науковидное исследование вопроса - " " (очень интересное, кстати!)

9) Возможно, что шарик символ "оттепели", возвращения духовных вечных ценностей. На контрасте с картиной "Шар улетел" (1926г.) песня выглядит позитивнее, но все равно весьма печально.

Писатель Б-в (отдельностоящее мнение):

Вот почему Окуджава до такой степени у каждого свой и трактовки его сочинений никогда не совпадают: о чем, скажем, любимый всеми "Голубой шарик"? Для кого-то - о драме женской судьбы; для кого-то - о том, что истинный смысл жизни внятен только в детстве, потом утрачивается, а в старости возвращается. Наконец, возможна трактовка, согласно которой все утраты в жизни ничуть не серьезней, чем потеря голубого шарика: муж ушел, жениха нет, старость близко - "а шарик летит", мир цел. Да может, вся земля вообще - голубой шарик, улетевший из рук Бога, и вот он плачет теперь, а шарик летит, и ничего не сделаешь.

Одна дама сообщала, что рыдала в юношестве взахлеб при прослушивании этой песни.

Смущает, встретившееся в другом месте утверждение - мол, что-то там сильно значит синий цвет и полагается быть в курсе некоего контекста (может быть, 1957 год и запуск спутника"), чтобы "осознать вполне". От этого, мол, последняя строчка воспринимается как удар*.

* Одно из самых интересных толкований: 1957 год, спутник, он вертится вертится, а жизнь проходит, но он продолжает болтаться. Тогда вполне можно считать, что девочка-женщина-бабка - одно лицо. Вот!



Последние материалы раздела:

Движущие силы эволюции - наследственность, изменчивость, естественный отбор, борьба за существование Приложение -имя нарицательное
Движущие силы эволюции - наследственность, изменчивость, естественный отбор, борьба за существование Приложение -имя нарицательное

Географическое изображение соотношения между продуцентами, консументами и редуцентами, выраженное в единицах массы пирамида численности...

Типы слогов в английском языке
Типы слогов в английском языке

Некоторые теоретические аспекты лингвистики не всегда требуются новичкам. Пожалуй, в число необязательных навыков для тех, кто не изучает...

Была ли жизнь на луне. На Луне есть жизнь? Возможна ли жизнь на Луне
Была ли жизнь на луне. На Луне есть жизнь? Возможна ли жизнь на Луне

Серебристый шар, украшающий земной небосвод по ночам, испокон веков привлекал внимание людей. О Луне слагали песни, стихи, легенды. Одновременно с...