Конспект урока на тему «И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей. Учитель начальных классов Симанова О.В

Отдел образования муниципального района «Тарусский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2

имени ученого В. З. Власова»

г. Таруса Тарусского района Калужской области

Конспект урока чтения

«Басня И.А. Крылова. Стрекоза и муравей»

Авдеева Ольга Владимировна

учитель начальных классов

2011г. Конспект урока чтения

Тема: басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»


Образовательные:

Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»;

Формирование навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;

Научить детей отличать басни от других произведений.

Развивающие:

Развитие мышления при анализе произведения;

Развитие речи при ответе на вопросы;

Развитие интереса к чтению басен.

Воспитательные:

Нравственное воспитание;

Воспитание умения слушать друг друга.

План урока

1.Организационный момент

2.Подготовительная работа

3.Знакомство с произведение в целом

4.Чтение произведения по частям, анализ частей, словарная работа

5.Повторное чтение басни

6.Обобщающая беседа

7.Раскрытие аллегории (подыскивание аналогий из жизни)

8.Выведение морали

9.Чтение басни по ролям

10.Итог урока

11. Рефлексия

12.Домашние задание

Ход урока

1.Организационный момент

(цель: приветствие, проверка готовности, положительный настрой)

Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? У вас на партах должны лежать дневник, пенал, литературное чтение. Улыбнитесь друг другу, у вас всё получится, начинаем урок!

2.Подготовительная работа

(цель: знакомство с биографией И.А.Крылова; сформировать у школьников жизненные представления, необходимые для чтения и понимания; накопить и обобщить жизненный опыт перед чтением; непосредственное введение детей в круг авторских образов).

Ребята, посмотрите на доску. Узнали, чей это портрет?

Ивана Андреевича Крылова

Правильно. А какие басни Крылова вы знаете?

Ворона и лисица. Лебедь, рак и щука.

Ребята, посмотрите на доску, кто изображён?

Стрекоза, муравей.

Что вы можете рассказать о стрекозе?

Она красивая, постоянно всё лето летает

А про муравья?

Постоянно строит себе жилище, перебегая из одного муравейника в другой.

Мы сегодня познакомимся с ещё одной басней Крылова «Стрекоза и муравей».

Кто может сказать мне, как называется та часть басни, в которой содержится основная мысль?

Хорошо. Сейчас я прочитаю вам басню «Стрекоза и муравей», а вы слушайте внимательно, потому что я потом буду задавать вопросы.

3.Знакомство с произведением

(цель: познакомить детей с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией; выявление эмоционального воздействия произведения на учащихся)

Ребята, какие чувства у вас вызвала эта басня?

Было жалко стрекозу

Почему у вас такие чувства вызвала стрекоза и муравей?

Муравей злой, он не мог помочь стрекозе.

Хорошо, давайте с вами подробнее разберёмся с этой басней. Откройте свои учебники.

4.Чтение и анализ произведения по частям.

(цель: выяснение причинно-следственных связей в развитии сюжета; выявления мотивов поведения действующих лиц, их особых черт, свойств характера; определение композиции произведения; анализ особенностей форм произведения, в том числе языка).

Попрыгунья стрекоза

…………………………

На желудок петь голодный!

Достаточно, хорошо.

Ребята, что делала стрекоза летом?

Стрекоза всё лето пела

Как наступила зима для стрекозы? Зачитайте из текста

Оглянуться не успела, как зима катит в глаза.

А как вы понимаете это выражение?

Это значит, зима уже наступает.

Как жилось стрекозе летом?

Хорошо, весело.

А почему ей так хорошо и весело жилось? Зачитайте из текста.

Для неё под каждым листом был готов и стол и дом.

Зимой стрекоза продолжала петь?


-Почему?

Зимой стало холодно и стрекозе нечего было есть.

И кому же в ум пойдёт на желудок петь голодный.

Как мы озаглавим эту часть?

Гулянья стрекозы

Злой тоской……….

…так поди же попляши

Ребята, как вы понимаете строчку «Злой тоской удручена»?

Как стрекоза обращается к муравью? Зачитайте.

Не оставь меня кум милый.

Почему стрекоза так ласково обращается к муравью?

Она хочет его задобрить, чтобы он её впустил, покормил и обогрел.

Пустил стрекозу муравей?

Нет, не пустил.

А почему?

Она всё лето пропела в то время, когда надо было готовиться к зиме.

Зачитайте, как муравей прогнал стрекозу?

Ты всё пела? Это дело, так поди же попляши.

Как вы думаете, как это муравей сказал?

5.Повторное чтение басни в целом.

(цель: осмысление произведения в целом)

Молодцы, а теперь давайте ещё раз прочитаем эту басню полностью.

Даниила прочитай, не забывай обращать внимание на знаки препинания. А вы слушайте все внимательно, потом я спрошу, как вы поняли смысл басни.

6.Обобщающая беседа.

(цель: обобщить всё произведение, осмыслить частные выводы, которые были сделаны в процессе анализа; сформировать общий вывод, относящийся ко всему произведению в целом, который и будет выражением идеи, главной мысли басни)

Ребята, какая стрекоза по характеру?

Она беззаботная, ей ничего не надо. Живёт одним днём, в её жизни самое главное- петь и плясать.

А какой же муравей по характеру?

Он трудолюбивый, справедливый.

Как вы понимаете такую пословицу «Сделал дело, гуляй смело»

Сначала нужно заняться делом, а потом когда его закончишь, то можно отдыхать.

Так что же хотел сказать Крылов этой басней?

Всем надо вовремя заниматься. Вначале сделать дело, а потом отдыхать.

7.Раскрытие аллегории

(цель: формирование умения приводить примеры из жизни; развитие логического мышления в процессе сравнения поведения героев басни и поведения людей)

Ребята, а у людей такие случаи бывают? Давайте вспомним.

Вот видите, это встречается в нашей жизни.

8.Выведение морали

(цель: глубокое и чёткое понимание текста басни)

Об этом басня и говорит, что делать надо всё вовремя и забот будет меньше. А если всё лето прохлопотать, осень протоптать, тут и снег на голову свалится.

9.Чтение басни по ролям

(цель: отработка навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения)

Давайте ещё раз прочитаем эту басню. Но читать теперь мы будем по ролям.

10.Итог урока

(цель: подвести итог работы на уроке)

Молодцы. С какой басней мы сегодня познакомились?

Стрекоза и муравей

Вам понравилась эта басня?

11.Рефлексия

(цель: проверка психоэмоционального состояния учащихся, эффективности мотивации деятельности)

Что понравилось на уроке?

Что интересного узнали на уроке?

12.Домашнее задание

(цель: обогащение речи учащихся; совершенствование выразительной стороны речи; развитие памяти учащихся)

Дома вам надо будет эту басню выучить наизусть.

Молодцы, хорошо работали, были активны. Урок окончен, можете быть свободны.

Конспект урока чтения: И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей»

Цель: Познакомить детей с басней И. А. Крылова, раскрыть мораль произведения.

Развивать логическое мышление, внимание, беглое, правильное, выразительное чтение.

Расширять кругозор, словарный запас.

Воспитывать трудолюбие.

Оборудование: предметные картинки или слайды из презентации к уроку, опорные карточки, декорации, костюмы действующих героев басни, учебник, доска.

План.

  1. Организационный момент.
  2. Подготовительные упражнения для артикуляционного аппарата:

Прежде, чем приступить к работе над домашним заданием, проведем разминку, подготовим речевой аппарат.

Поиграем, представьте, что вы сейчас не просто ученики, а поэты. Кто такой поэт?

На доске записаны слоги - это начало предложения, нужно закончить его так, чтобы получилась рифмовочка.

(Используются слайды из презентации к уроку)

Са-са-са-са … (картинка с изображением осы ) Прилетела к нам оса.

За-за-за-за … (картинка с изображением стрекозы) Ах, какая стрекоза!

Ма-ма-ма-ма … (картинка с изображением зимнего пейзажа) Приближается зима.

Су-су-су-су… (картинка с изображением заблудившихся в лесу детей)

Заблудились мы в лесу.

Рок-рок-рок-рок… - Начинается урок.

  1. Проверка домашнего задания.

Какое произведение готовили к уроку?

(«Лягушка-путешественница» Всеволод Гаршин.)

* Работа с I частью произведения.

А) выборочное чтение:

* где жила лягушка.

* как ей жилось на белом свете.

Иллюстрация с изображением болота и сидящими в нем лягушками. Найти и показать лягушку, о которой идет речь в произведении.

(Лягушка, сидящая на коряге, торчащей из воды)

* Работа со II частью произведения

Скажите, кто посетил болото, где жила лягушка?

Прочитайте, как утки расхваливали юг?

* Работа с III частью произведения

Рассказ по иллюстрации (стр. 37)

Расскажите, какой эпизод сказки здесь изображен?

Какое качество характера присуще лягушке?

Добралась ли лягушка до юга? Почему?

Какое качество характера ей помешало?

Чему учит сказка? Что хотел сказать автор?

Докажите, что это произведение- сказка.

  1. Физкультминутка.

Раз, два- закачались деревца. (Покачивание руками над головой).

Ветер тише, тише, тише, (Руки опустить и присесть на корточки).

Деревца все выше, выше! (Встать на носочки, руки поднять вверх и потянуться).

V. Работа над темой урока.

  1. Введение в тему.

Сегодня на уроке мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова.

(На доску вывешивается или проектируется на экран портрет Крылова).

Иван Андреевич Крылов- известный русский баснописец. Его басни читают в Англии и во Франции, в Америке и в других странах. А в Санкт- Петербурге ему поставили памятник, у ног писателя собрались герои его басен.

(Показ иллюстраций к басням Крылова).

Что такое – басня?

(Басня- это стихотворение, где главными действующими лицами (у Крылова) являются животные, а подразумеваются люди. В басне высмеиваются отрицательные черты человека).

Все предметы распределены по группам, существует группа «ягоды», «грибы», «мебель». А к какой группе отнесем стрекозу и муравья?

(Показ картинок: стрекоза, муравей).

  1. Первичное знакомство с басней.

Сценка «Стрекоза и Муравей».

  1. Проверка восприятия .

- Почему Стрекоза поползла к Муравью?

Почему он отказал ей в помощи?

4. Подготовка к беглому чтению.

Доска: по: п/ ры/ гу:нь/я

Ог/ля/ну/ла:сь

Со:б/ра:ть/ся

С:т:ра:н/но чтение с наращиванием

В:с:к:ру/жи/ло чтение с наращиванием

5.Слоговое чтение со звуковым ориентиром + словарная работа по ходу чтения.

  • попрыгунья – беззаботная, не думает о завтрашнем дне
  • зима катит в глаза – наступила зима
  • помертвело чисто поле – поле покрыто снегом
  • злой тоской удручена – холод и голод заставил идти к Муравью
  • до вешних дней – до весны

6. Выявление качеств характера Стрекоза и Муравья.

Как жилось Стрекозе летом?

Почему же она отравилась к Муравью?

Какая Стрекоза? (Какие черты характера ей присущи?)

Назовите черты характера Муравья?

(На доску прикрепляются опорные карточки).

7. Повторное чтение. (Работа над правильностью чтения и выразительностью).

1. Каким настроением пронизана басня? (Веселым, грустным)

2. Как жилось летом Стрекозе?

3.Что принесла с собой зима? С какой интонацией в голосе нужно читать эти строки?

  1. Какой была Стрекоза летом? А с наступлением зимы? Передайте это голосом при чтении.
  2. Как звучит голос Стрекозы?
  3. А голос Муравья?
  1. Итог урока.

Найдите в тексте басни слова, в которых выражена главная мысль басни.

Ты все пела: это дело!

Так пойди, же попляши!

Как понимаете смысл этих слов?

Чему учит эта басня?

Какие пословицы подходят к басне?

  • Кто не работает, тот не ест.
  • То труду и награда.

VI. Домашнее задание: выучить басню.


Соломатина Любовь
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

«Чтение басни И . А. Крылова «Стрекоза и муравей »

Образовательная область «Речевое развитие» .

Цель : расширить знание детей о жанрах литературы.

Задачи :

Познакомить детей с басней через творчество И . А. Крылова

Формировать умение детей отличать басни от других произведений.

Развить интерес к басням , желание инсценировать их.

Развить мышления при анализе произведения;

развивать умение отвечать на вопросы, используя в ответ сложные предложения;

Обогащать словарный запас

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Детская цель : инсценировка басни .

Затруднение : выучить слова героев.

Новое знание : что такое басня .

Словарь : басня , Крылов , попрыгунья, катит, нужда, удручена, вешних, мурава .

Предварительная работа :

Знакомство с жанрами художественной литературы : сказки, поэзия, народный фольклор, рассказы. Беседа по жанрам художественной литературы. Рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, иллюстраций с животными. Игры-драматизации по сказкам.

Оборудование : Портрет И. А. Крылова ; Книги, часть группы оформлена в виде библиотеки. Книга басен Крылова . Шапочки стрекоза , муравей .

Виды детской деятельности : рассматривание книг, беседа, прослушивание басни , рассуждения по содержанию, физминутка, инсценировка.

Ход занятия.

Организационный момент

Воспитатель : Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться !

Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам!

Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

2. Беседа по жанрам художественной литературы

Воспитатель : Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. В путешествие мы отправимся на ковре – самолете Скажем волшебные слова : «Ковер – самолет - лети. В волшебную страну нас отнеси» Закройте глаза. Ребята, открывайте глаза, посмотрите, мы с вами оказались в волшебной стране. Это чудесный мир книг. Скажите, как называется место, где много книг? Кто знает?

Правильно, библиотека – это большой дом, где «живут» и хранятся книги и для взрослых, и для школьников, и даже для детей, которые ходят в детский сад.

Воспитатель : А у нас в группе есть библиотека ?

И у нас в группе тоже есть библиотека, только она не большая, и в ней «живут» книги для дошкольников.

Посмотрите, сколько разных книг здесь, ребята. Это книги со сказками, со стихами, рассказами, потешками и загадками.

Ребята, а какие книги вы больше всего любите?

Да ребята, все дети любят слушать сказки. Скажите, кто сочиняет сказки? (народ, писатели – сказочники)

Назовите, какие русские народные сказки вы знаете?

Кто герои этих сказок? (люди, звери, птицы)

Чему нас учат сказки (быть добрыми, смелыми, умными, не хвастаться и т. д.)

Но ведь сказки сочиняет на только народ, но и писатели – сказочники.

А каких писателей – сказочников вы знаете?

Какие сказки они написали?

Чему нас учат сказки?:

Ребята, чем отличается сказка от рассказа?

Посмотрите на эту книгу. Называется она «Басни » . Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека. В России писал басни Иван Андреевич Крылов Крылов - самый известный баснописец . Герои басни - животные , птицы, рыбы. Басня помогает людям , на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Басни Ивана Андреевича Крылова учат честности , благородству, любви к Родине, учат быть искренними, скромными. Осуждают лень, жадность.

Я вам сейчас прочитаю басню И . Крылова «Стрекоза и муравей » .

Словарная работа.

Зима катит – наступает

Нужда – отсутствие еды, дома.

Удручена – огорчена

Вешних дней – весенних

Мурава – высокая трава .

Беседа по басне :

С какой просьбой стрекоза пришла к муравью ?

Почему муравей отказал в помощи ?

Чем занималась стрекоза все лето ?

Чем занимался муравей ?

Чему учит нас басня ? О чем говорит нам мораль басни ?

Физминутка «Муравьи и стрекозы » . По команде воспитателя дети выполняют действия :

«Стрекоза летала , летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела. Муравей копал , копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал , присел, и трудиться поспешил».

Послушайте басню муравья и стрекозы .

Воспитатель : ребята, сейчас я вас прочитаю пословицы, а вы должны выбрать ту, которая подходит нашей басне .

В гостях хорошо, а дома лучше.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Труд кормит, а лень портит.

Обсуждение ответов.

Послушайте басню еще раз и постарайтесь запомнить слова муравья и стрекозы .

Рассказывание басни по ролям .

Заключительная часть.

Ребята, нам пора уже возвращаться в детский сад. Становитесь на ковер – самолет. Произносим волшебные слова «Ковер – самолет, лети, в детский сад нас отнеси» Вот мы и в детском саду.

О каком жанре мы сегодня говорили. Как называется басня , которую мы слушали?

Чему нас учит эта басня .

Воспитатель : «Правильно, мораль басни заключается в воспитании в нас таких качеств, как трудолюбие, усердие и старательность».

Публикации по теме:

Сценарий театральной постановки сказки И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Сценарий театральной постановки сказки И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Действующие лица: Стрекоза, Муравей, Зайцы, Медведи, Пчелки, Бабочки.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Чтение басни И. Крылова «Ворона и Лисица» Программные задачи: Продолжать знакомить с жанровыми особенностями басни. Развивать умение понимать аллегорию, выделять мораль басни; обращать.

Сценарий осеннего развлечения по мотивам басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» для детей подготовительной к школе группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад №66» Конспект осеннего развлечение.

КВН «Басни И. А. Крылова» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА ШКОЛА №8 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Презентация по литературному чтению для 3 класса «Басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Посмотри на памятник человеку, очень известному в русской литературе. Памятник находится в Летнем саду в Санкт-Петербурге, на детской площадке.

Сценарий и видео музыкальной сказки «Стрекоза и муравей» по мотивам басни И. А. Участвовали в Конкурсе детского творчества "Карусель" в рамках Городского фестиваля "Эстафеты искусств - 2016" для обучающихся по программам.

БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».


Цели урока: познакомить детей с новой басней И.А.Крылова, с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.
Тип урока: Открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, экспозиционный экран, видеопроектор, ноутбук, магнитная доска, магнитофон, карточки, сигнальные карточки.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок.

Ребята, я приглашаю вас в чудесный мир литературы.

2. Актуализация знаний.

Посмотрите иллюстрации на доске.
- Кто автор басен, к которым вы увидели иллюстрации? (портрет И.А.Крылова)
- Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев».

Что такое басня?

(Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить.)

В басне есть нравоучение?

Как оно называется?

Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)

Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?

Чему учит нас каждая басня?

Ребята, внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
Крылья – бантиком. (Муравьи)
(Стрекоза)

Каждая из басен И.А.Крылова отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с ещё одной басней великого русского баснописца «Стрекоза и муравей». Судя по названию, кто будут действующими лицами басни? (Стрекоза и муравей)

Что это за животные?

Как они выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами)

(Детям показываются иллюстрации с изображением стрекозы и муравья)

Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника).

А что такое муравейник? (Это жилище муравьёв)

Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?

За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)

Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела.

Где можно встретить стрекозу? (Пархает с цветка на цветок)

Какими эти персонажи могли быть в басне?

А сейчас мы узнаем, верно ли вы догадались.

3. Просмотр мультфильма.
- Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления?

А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
- Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? Так ли это? (разные мнения детей выслушиваются).
- Давайте попробуем в этом разобраться? Но сначала проведём физминутку.

4. Физминутка

Нёс однажды Муравей

Две травинки для дверей.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.

Лишь снежок запорошит

Стрекоза к нему спешит.

Ты, кума, не торопись,

А за дело - ка возьмись.

1, 2, 3, 4, 5 - начинаем приседать.

5. Повторное чтение и углубленный анализ басни.

1.Словарная работа.

Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?

(на доске появляются слова, выражения)

Значение непонятных слов, выражений.

Вешние дни (иначе: весенние)

В мягких муравах (мурава – трава; в мягких травах)

Удручена (огорчена, опечалена)

Помертвело чисто поле (собран урожай; насекомые и животные попрятались, впали в спячку; цветы и травы засохли; птицы улетели; стоит тишина)

Оглянуться не успела (прошло всё очень быстро)

И кому же в ум пойдёт (никто даже не подумает)

Дети высказывают предположения о лексическом значении устаревших слов и выражений.

Запоминают значение слов и выражений.

2.Повторное чтение басни. (Слушание басни в аудиозаписи)

Дети читают басню самостоятельно.

3.Углублённый анализ басни.

Подберите характеристики для наших героев.

(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья: работа в парах)

Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливы, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. Слова для справок на печатаны на карточках (на каждую парту).

Учащиеся дают характеристику героям басни.

Проверим вашу работу.

Дети защищают свои ответы.

Жалко ли вам Стрекозу?

Почему она пошла к Муравью? - Муравей труженик.

Правильно ли поступил Муравей?

Как вы думаете, стал ли отказ Муравья уроком для Стрекозы?

Найдите в басне слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете? «- Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!»

Какова мораль басни?

Нужно не только веселиться, но и работать.

6. Знакомство с терминами «ирония», «аллегория»
- Ребята И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором или говорят с иронией. В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. Давайте прочтем, что такое ирония в учебнике (тонкая, скрытая насмешка) А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ (чтение в учебнике: слово греч., в переводе оно означает «иносказание».) Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.

7. Индивидуальная работа учащихся.

Учитель раздаёт детям карточки для индивидуальной работы.

Упражнение «Соберите пословицы»

Вам необходимо соединить начало и конец пословиц.

Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора.

Проверка выполненной работы (результаты работы появляются на доске)

Делу - время, потехе - час.

Кто веселится весной, проплачет зимой.

Семь раз отрежь, один раз отмерь… и т.д.

Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни?

8. Рефлексия. Итог урока:

Какие же пороки высмеивает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
Нужно ли изучать басни?
Чему они учат?

Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный)
- если работа в группе не вызвала затруднений – зелёный;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;
- если смогли справиться лишь с помощью других – красный

9. Домашнее задание.
Выразительное чтение басни наизусть.
Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне (по желанию)



Последние материалы раздела:

Алексей васильевич кольцов Год рождения а в кольцова
Алексей васильевич кольцов Год рождения а в кольцова

Алексей Васильевич Кольцов родился 3 октября 1809 года в Воронеже, в зажиточной мещанской семье Василия Петровича Кольцова. С девяти лет Кольцов...

Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве презентация к уроку по геометрии (10 класс) на тему
Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве презентация к уроку по геометрии (10 класс) на тему

Презентация «Перпендикулярные прямые в пространстве» является наглядным пособием для демонстрации учебного материала при изучении одноименной темы...

Видимое движение планет в солнечной системе презентация
Видимое движение планет в солнечной системе презентация

«Неповторимая планета» - Теперь мы знаем, какова Земля сейчас. В чем уникальность планеты Земля? От путешественников. Гидросфера – водная оболочка...