Методическая разработка открытого урока "предложения с обособленными и уточняющими членами". Короленко Владимир Галактионович

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Вид урока: комбинированный (лекция с обратной связью, практическое занятие исследовательского типа).

Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект: повторить правила обособления второстепенных членов предложения, углубить знания об обособленных определениях, уточняющих членах, пояснительных и присоединительных конструкциях, отработать навыки анализа постановки знаков препинания при обособленных членах предложения.

Развивающий аспект: развивать совершенствование языкового чутья, умение дифференцировать виды обособленных членов предложения и знаки препинания при них, формировать интерес к учебно-исследовательской и учебно-практической деятельности.

Воспитательный аспект: поддерживать интерес к изучению русского языка, освоению темы через групповую работу, воспитывать сотрудничество и стремление к высокому качеству результата работы.

Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, эвристический.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Обеспечение урока: раздаточный материал (тесты, таблицы, алгоритмы).

Материал для словарно-семантической работы: обособление, определяемое слово, согласованное и несогласованное определение, обособленные приложения, обособленные дополнения, обособленные обстоятельства.

Литература:

Учебники:

1. Власенков А.И., Потемкина Т.В., Русский язык. Среднее профессиональное образование. - М.: Дрофа, 2007 год.

2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 класс. – М.: “Русское слово - РС” 2008 год.

3. Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. Русский язык НСПО. -М.: Издательский центр “Академия”. 2012.

Этапы урока

Структурные элементы урока, методы обучения Содержание этапа Время
1. Орг.момент

Метод: беседа

Проверка готовности аудитории к занятию.

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация

Тема Предложения с обособленными и уточняющими членами.

Постановка целей: преподаватель знакомит учащихся с целями занятия, поясняет, что для эффективной работы и достижения поставленной цели необходимо внимание, собранность, иметь на рабочем столе тетради, ручки, карандаши, учебники

Цели: повторить правила обособления второстепенных членов предложения, углубить знания об обособленных определениях, уточняющих членах, пояснительных и присоединительных конструкциях, отработать навыки анализа постановки знаков препинания при обособленных членах предложения.

1 мин.
2. Проверка домашнего задания

Метод: фронтальный опрос

Устный опрос по словарно-семантической работе. Проверка письменного упражнения по теме “Осложненное предложение”. 5 мин.
3. Вызов “Корзина” понятий

Метод: информация для размышления

Преподаватель акцентирует внимание студентов на ключевых понятиях изучаемой темы, стимулирует обучающихся к активному и творческому восприятию учебного материала. Записываются термины, затем обсуждаются в парах, вместе с преподавателем приходят к нужному выводу. В процессе студенты демонстрируют первичные знания по изучаемой теме, составляется “Корзина” понятий. 10 мин.
4. Реализация смысла

Метод: лекция препо давателя и студента, самостоятельная работа

Происходит непосредственный контакт с новой информацией, преподаватель напоминает правила составления тезисов, поддерживает инерцию движения, созданную во время стадии вызова. Тема урока записывается на доске и в тетрадях. Применяется учебник.

План лекции:

1. Понятие об обособленных членах предложения.

2. Виды обособленных членов предложения.

3. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

4. Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения и присоединения.

5. Правила обособления согласованных и несогласованных определений.

20 мин.
5. Актуализация знаний

Метод: объяснение, работа в группах, тестирование, самостоятельная работа

Преподаватель предлагает выполнить задания обобщающего характера, которые помогают систематизировать знания. Студенты анализируют предложенный текст, разграничивая обособленные члены предложения, отвечая на вопросы преподавателя. Работа в группах с таблицами активизирует творческую и познавательную деятельность обучающихся. Комментируемый диктант и практическое задание подготавливают к выполнению контрольного тестирования. 35 мин.
Физкультминутка 4 мин.
6. Рефлексия

Метод: фронтальный опрос по применению новых знаний, индивидуальная работа по карточкам, составление алгоритма

Преподаватель проводит фронтальный опрос. Работа на группу, при которой происходит творческая переработка, интерпретация. Во время опроса 4 студента индивидуально выполняют задания по карточкам. Составление алгоритма привносит интегрирующий элемент. 10 мин.
7. Подведение итогов

Метод: рассказ-информация

Преподаватель подводит итоги, формулирует выводы и выставляет оценки за активную работу на занятии, правильные и полные ответы на вопрос, обращает внимание на то, что не все студенты готовы правильно оценить свою работу, последовательно и четко изложить свои мысли, напоминает о необходимости исправить ситуацию. 2 мин.
8. Задание на дом

Метод: объяснение

Преподаватель комментирует домашнее задание:
  1. Упр. 235.
  2. Составить конспект по теме “Вводные слова и предложения”.
  3. Подготовиться к словарному диктанту “Н и НН в прилагательных и причастиях”.
3 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Дать определения ключевым понятиям: “Однородные члены”, “Сочинительная связь”, “Ряд однородных членов”, “Обобщающее слово”.

2. Упражнение 372 (1).

III. Вызов “Корзина” идей.

Объясните значение ключевых понятий: “Обособление”, “Оборот”, “Определяемое слово”, “Обособленные определения”, “Причастный оборот”, “Обособленные приложения”, “Обособленные обстоятельства”, “Деепричастный оборот”.

IV. Реализация смысла.

1. Слово преподавателя.

Простое предложение может быть осложнено обособленными членами, которые в устной речи выделяются интонационно и по смыслу, а на письме – запятыми или тире.

Обособленные члены предложения содержат добавление, пояснение, уточнение по отношению к определяемому слову, например: Стеклянные чашечки, полные чистого огня, горели по сторонам (К. Паустовский) – обособленное определение полные чистого огня в речи получает особое интонационное оформление, содержит добавочное значение по отношению к выделяемому слову и на письме выделяется запятыми.

При обособлении второстепенных членов предложения следует учитывать:

  1. К какому слову (какой части речи) относится член предложения.
  2. Чем выражен обособленный член предложения, распространен он или нет.
  3. Положение обособленного члена относительно определяемого слова (перед или после него, отделен или нет от него другими членами предложения).
  4. Наличие или отсутствие дополнительных смысловых оттенков (чаще всего обстоятельственных).

Обособленные члены предложения могут преобразовываться в синонимичные конструкции – придаточные предложения, например, ср.: Там отражалось в воде привычное небо, забытое на этот вечер людьми (К. Паустовский). Там отражалось в воде привычное небо, которое было забыто на этот вечер людьми; К рассвету, догорев, лампа погасла (А. Грин). – К рассвету, когда догорела, лампа погасла.

Обособляться могут разные второстепенные члены предложения6 определения (согласованные и несогласованные), приложения, дополнения, обстоятельства, второстепенные члены предложения, имеющие уточняющее, пояснительное, присоединительное значение.

Обособляются существительные с предлогами вместо, кроме, включая, за исключением, помимо, сверх, наряду с и др., условно называемые дополнениями: Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей (С.Т.Аксаков); За окном ничего нет, кроме фонарей (К. Паустовский).

Обособленные дополнения содержат добавочное сообщение к основной мысли предложения и имеют значение включения, исключения, замещения, ср.: В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (К.Паустовский). - В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, но есть леса, луга и прозрачный воздух.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются всегда, ср.: Трепещущие листики бьются друг о друга, стараясь оторваться и улететь (М.Пришвин). - Стараясь оторваться и улететь, трепещущие листики бьются друг о друга.

Одиночные деепричастия обособляются, если они сохраняют значение глагольности, указывая на время, место, причину действия. Такие деепричастия чаще стоят перед сказуемым: Лошади, храпя, пронеслись мимо часового у околицы (К. Паустовский); Отдыхая, я долго лежал на кургане (И.А.Бунин).

Деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящее после союза (союзного слова), отделяется от него запятой, ср.: По двору ходили люди, но не замечали меня и, громко разговаривая, проходили мимо (В. Гаршин). - По двору ходили люди, но не замечали меня и проходили мимо, громко разговаривая (такой оборот можно свободно переставить в другое место); ср.: Звягинцев не сомневался, что, осмотрев территорию завода, быстро сориентируется в обстановке и сможет помочь в строительстве оборонительных укреплений (А. Чаковский). - Звягинцев не сомневался, что быстро сориентируется в обстановке и сможет помочь в строительстве оборонительных укреплений, осмотрев территорию завода.

Два деепричастия и деепричастных оборота, соединённые неповторяющимся союзом и, запятой не разделяются, как однородные члены, соединённые одиночным союзом и: Ветер быстро гнал тучи, свистя и взвизгивая (И.С.Тургенев); Сняв намокшую куртку и развесив охотничьи доспехи по стенке, я принялся разводить огонь (Д.Н.Мамин-Сибиряк).

Обстоятельства обязательно обособляются, если они выражены существительными с предлогами несмотря на, невзирая на, например: У ворот домов, несмотря на раннее утро, толпился народ (В. Гаршин); Наконец терпение наше лопнуло, и, невзирая на непогоду, мы решили идти назад к морю (В. К. Арсеньев).

Обычно обособляются обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами благодаря, вопреки, в отличие от, ввиду, вследствие, за неимением, наподобие, подобно, по причине, согласно и др.: Вопреки ожиданиям, хозяин встретил нас хотя и не очень любезно, но всё же распорядился накормить нас и позволил ночевать у себя в фанзе (В. К. Арсеньев); В отличие от журавля, цапли плохо привыкают к человеку (И. Соколов-Микитов).

Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения.

Уточняющие члены предложения - это слова, словосочетания, поясняющие другие члены предложения.

Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места, времени, образа действия и др., конкретизирующие значение слова, к которому они относятся: Там, в вышине, уже светило летнее солнце, а на земле ещё стоял сумрак (К. Паустовский); Муравьи выползали и плотной массой, один к одному, сидели и ждали чего-то (М.Пришвин).

На письме уточняющие члены выделяются (отделяются) запятыми. Кроме обстоятельств, могут уточняться и другие члены предложения: Только узкая, саженей в триста, полоса плодородной земли составляет владение казаков (Л.Н.Толстой) - определение.

Уточняющие члены предложения со значением пояснения могут присоединяться союзами то есть, или (в значении то есть), а именно: Само собой разумеется, что в мокрое время надо уже искать спасения под шатром, или в балагане, как говорят сибиряки (А.Черкасов); Как только сойдёт снег и станет просыхать ветошь, то есть прошлогодняя трава, начинаются "палы", или степные пожары (С.Т.Аксаков).

Уточняющие присоединительные конструкции, включающие в себя дополнительное сообщение о содержании высказывания, присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, да и вообще. На письме они выделяются запятыми, реже - тире: Окраска крыши, особенно с нашей олифой и краской, считалась очень выгодным делом (А.П.Чехов); Самые скороспелые грибы, например берёзовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня (С.Т.Аксаков).

2. Выступление студента “Обособление согласованных определений” (студенты записывают тезисы)

1. Согласованное определение обособляется, если оно относится к личному местоимению , независимо от места в предложении, ср.: Она, возмущенная , вдруг переменилась ко мне… (М. Пришвин). – Возмущенная , она вдруг переменилась ко мне.

Обособляются распространенные согласованные определения, выраженные причастным оборотом или прилагательные с зависимым словом, стоящим после определяемого слова: Горы, покрытые снегом , белели среди ночи (К. Паустовский); Дорога вошла в мелкий лес, мертвый, холодный от луны и росы (И.А. Бунин).

2. Согласованные определения обособляются всегда, если оно стоит после определяемого слова, которому предшествует одно или несколько определений : Черные обильные грозди, издавшие слабый запах клубники , тяжело свисали между темной зеленью, кое-где озолоченной солнцем (И.А. Куприн).

3. Если определяемое слово не имеет предшествующего определения, то обособление зависит от смысла и интонации : Луна, яркая и точно мокрая , мелькала по голым верхушкам (И.А. Бунин); Ели они рыбу, жареную и соленую , а пили воду и мед, старый, выстоянный (П. Загребельный).

4. Согласованное определение, стоящее перед определяемым словом, обособляется, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки и др.), ср.: Усталые и продрогшие , все вяло тащились по рассклизшей и грязной дороге (В.В. Вересаев) – значение причины. Будучи усталыми и продрогшими , все вяло тащились по рассклизшей и грязной дороге; Не замеченная никем, трепетнолистная осина бывает красива и заметна осенью (С.Т. Аксаков) – значение уступки.

5. Согласованное определение обособляется, если оно отделено от определяемого слова другими членами предложения : Паровоз ликующе кричал, опьяненный собственным стремительным ходом (К.Паустовский).

Если согласованные определения, зависящие от личного местоимения, связаны по смыслу и с подлежащим, и со сказуемым, то они не обособляются: Они вернулись домой довольные и счастливые .

Не обособляется согласованное определение при существительном, если оно связано по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым: Листва

Из-под ног выходит плотно слежалая, серая (М. Пришвин).

Несогласованные определения обособляются (выделяются, отделяются запятыми) в следующих случаях:

  1. Если они относятся к имени собственному: Теперь Макарка, в своей прежней одёже и с палкой в руке , стоял у порога и пел (И.А. Бунин).
  2. Если относятся к личному местоимению: С избитыми ногами , я добрался наконец до родного городка (К. Паустовский).
  3. Если отделены от определяемого слова другими членами предложения: Она вошла в дверь комнаты свиданий, под густой вуалью , и стала по ту сторону частной двойной решетки (М.Пришвин).
  4. Если стоят в ряду однородных членов предложения с обособленными согласованными определениями: Даже шахматы, старые, поломанные, исцарапанные, с катушкой от ниток вместо ладьи и оловянным солдатиком вместо слона , вызвали во мне теплое чувство (Е. Рысс).
  5. Если выражены оборотами с прилагательным в форме сравнительной степени: Другая комната, почти вдвое более , называлась залой (А. П. Чехов).
  6. Если выражены существительными с предлогом и относятся к имени нарицательному; при этом подчеркивается самостоятельность значения данного определения: Среди них, подняв брови, ходил еврей-хлеботорговец, в котелке, в пальто с капюшоном (И. А. Бунин).

V. Актуализация знаний. Отработка умений и навыков

Объясните знаки препинания в тексте, определите, чем осложнено простое предложение в сложном?

Какими членами предложения являются обособленные обороты?

Какую функцию выполняют в тексте причастные обороты? (Причастия с зависимыми словами передают признак предмета как действия. Причастные обороты придают тексту выразительную краткость, так как обладают “энергией” глагола и живописной силой прилагательного. Поэтому причастия и причастные обороты являются выразительным художественным средством в тексте.)

Какая особенность у этого отрывка? (В небольшом по объему тексте много деепричастных оборотов. Деепричастные обороты обычно используются в книжной речи. Их достоинство – краткость, лаконичность. Деепричастия и деепричастных оборотов и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, поэтому они широко используются в художественной речи.)

2. Работа студентов в группах “Кто быстрее?”: необходимо дополнить таблицу примерами, используя толковые словари, примеры из художественных текстов. (Задание выполняется письменно с последующей проверкой).

Обособленные члены предложения Условия обособления
Определения Обособляются:

1) Распространенные определения, выраженные причастным оборотом или прилагательные с зависимым словом (определительные обороты), стоящие после определяемого слова.

2) Одиночное определение, если стоит после определяемого слова или если оно оторвано в тексте от определяемого слова.

3) Распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение.

4) Определения, относящиеся к личному местоимению.

Приложения 1) Обособляются распространенные приложения, выраженные нарицательным существительным с зависимыми словами и относящимся к нарицательному существительному.

2) Одиночное приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое существительное имеет при себе пояснительное слово.

3) Приложение, относящееся к имени собственному, если оно стоит после определяемого существительного.

4) Собственное имя лица или кличка животного выступает в роли обособляемого приложения, если оно поясняет или уточняет нарицательное существительное.

5) Приложения при личном местоимении.

Обстоятельство 1) Деепричастный оборот или одиночное деепричастие.

2) Обстоятельства, выраженные существительными в форме косвенного падежа для смыслового выделения или для попутного пояснения.

Оборот с предложными сочетаниями несмотря на, ввиду, благодаря, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в противоположность, в связи, в силу, вследствие, в случае, за неимением, за отсутствием, подобно, по причине, по случаю, при наличии, при условии, согласно и др.

Дополнение Существительные с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, наряду и др.
Уточняющие члены предложения Слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов:

1) Уточняющие обстоятельства места.

2) Уточняющие обстоятельства времени.

3) Уточняющие обстоятельства образа действия,.

4) уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т. д.

Пояснительные конструкции Пояснительные члены предложения с союзом или .
Присоединительные конструкции Конструкции, присоединяющиеся словами даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, притом, и потом, причем, да и вообще и др.

3. Запись предложений под диктовку преподавателя. Комментируемый диктант.

В саду было совершенно тихо. Смерзшаяся земля, покрытая пушистым мягким слоем, совершенно смокла, не отдавая звуков: зато воздух стал особенно чуток, отчетливо и полно перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звук, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший как будто в огромном удалении. Это мальчики кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся к утру тонкой пленкой первого льда.

В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельницы, отяжелевшая и темная, все еще сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. Петр подошел к плотине и остановился, прислушиваясь. Звон воды был другой – тяжелее и без мелодии. В нем как будто чувствовался холод помертвевших окрестностей…

В душе Петра тоже было холодно и сумрачно. Темное чувство, которое еще в тот счастливый вечер поднималось из глубины души каким-то опасением, не удовлетворенностью и вопросом, теперь разрослось и заняло в душе место, принадлежавшее ощущениям радости и счастья. (В. Короленко.)

Покажите в записанном вами тексте синтаксическую функцию обособленных второстепенных членов.

4. Письменное задание.

Перестройте предложения так, чтобы необособленные определения стали обособленными. Сравните оба варианта, обращая внимание на интонацию. Запишите предложения, расставляя знаки препинания.

1. Великолепное и яркое солнце поднималось над морем. 2. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас к себе. 3. Подгоняемый попутным ветром челн легко скользил по воде. 4. Морской и чистый месяц освещал наш путь. 5. Внезапно закрывший берег плотный туман заставил нас встать на рейде.

5. Контрольное тестирование.

1. Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в предложениях с обособленными определениями:

а) запятую перед и ;

б) запятую после и ;

в) знаки расставлены верно.

1. Сейчас, наверное, подует ветер, резкий, неприятный и размечет в клочья этот туман.

2. Теперь Анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки и на печи большой чугун.

3. Желтые доски спокойно лежали на воде и увлекаемые незаметным течением, поворачивались концами к реке.

4. Я предполагал, что дело окончится небольшим дождем и, убаюканный этой мыслью, спокойно заснул.

5. Самолетик задымился и пригибаемый лучом, пошел к себе на запад.

6. Гулко била волною вздыбленная река, уже подернутая салом в протоках и схваченная ледком у берегов.

7.Бедный гость, с оборванной полой и до крови исцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол.

8. Глаза слипались и полузакрытые тоже улыбались.

9. Долина, покрытая травами, и прозрачная река купались в беловатой дымке, пронизанной лунными лучами.

10. Большой двор, кудрявый от репейника и усыпанный желтыми листьями, слегка серебрился осеннею изморосью.

Ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – а; 5 – б; 6 – в; 7 – в; 8 – б; 9 – а; 10 – в.

2. Определите, есть ли в предложениях с обособленными обстоятельствами пунктуационные ошибки: а) есть; б) нет:

1. Жили Васнецовы, ни с кем не знакомясь.

2. Спустя полчаса, Анна вывела их на поляну.

3. Отваживаясь на великое, неизбежно рискуешь добрым именем (Вовенарг).

4. Я трепещу все время от мысли, что, желая высказать истину, я записываю только вздох (Стендаль).

5. Учитель быстро и, не ожидая ответа, забросал школьников вопросами.

6. Вдали сливаясь с небом, громоздились льды.

7. Схватив удочку, Павка дернул ее и оборвав зацепившуюся лесу, выскочил на дорогу.

8. В тихий весенний час, хорошо бы постоять в пробудившемся лесу.

9. Несмотря на неоднократные предупреждения синоптиков, следопыты отправились в дорогу.

10. Мать, по своей старушечьей привычке явилась на вокзал за целый час.

Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – а; 7 – б; 8 – а; 9 - б; 10 – а.

3. В каком варианте ответы правильно указаны и объяснены все запятые?

Соловей (1) Рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню.

а) 2 – выделяется причастный оборот;

б) 1, 2 – выделяется деепричастный оборот;

в) 1, 2 – выделяется причастный оборот;

г) 1, 3 – выделяется деепричастный оборот.

Ответ: б).

4. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Вечереющее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросит на небосклон несколько лиловых мазков.

а) 1 – выделяется причастный оборот;

б) 2 - выделяется деепричастный оборот;

в) 1, 3 - выделяется причастный оборот;

г) 1, 3 - выделяется деепричастный оборот.

VI. Рефлексия

1. Вопросы.

Назовите случаи обязательного обособления согласованных определений.

В каких случаях обособляются деепричастия и деепричастия с зависимыми словами?

Какие знаки препинания используются при уточняющих присоединительных конструкциях?

Каковы принципы дифференцирования обособленных членов предложения?

2. Работа по карточкам.

Прочитайте и подчеркните уточняющие члены предложения.

1) Пели соловьи в той стороне, где заря за рекой, и на горе надо мной, и внизу, в овражном ольшанике, и я слушал и выбирал, в какой стороне соловьи лучше поют.

2) Все хорошее, в том числе и хороший рассказ, происходит не только от личного усилия, нет, оно само выспевает, ка яблоко на стволе человеческой личности.

3) Чтобы настоящим быть художником, надо преодолеть в себе злобную зависть к лучшему и заменить преклонением перед совершенно прекрасным.

Зачем мне завидовать лучшему, если лучшее есть маяк перед совершенно прекрасным, если я в нем в какой-то мере, пусть даже в самой малой, но участвую: тем самым, что я восхищаюсь, я участвую.

Обоснуйте коммуникативную целесообразность использования уточняющих обособленных членов предложения в приведенных отрывках.

3. Составление алгоритма “Обособление согласованных определений”.

VII. Подведение итогов. Оценивание.

VIII. Домашнее задание:

Составить конспект “Вводные слова и предложения”.

Подготовиться к словарному диктанту “Н и НН в прилагательных и причастиях”.

9 класс

Тест №1

Слепой юноша

(1)В саду было совершенно тихо. (2) Замёрзшая земля, покрытая пушистым слоем снега, совершенно смолкла, не отдавая звуков. (3)Зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо и полно перенося на далёкие расстояния крик вороны, удар топора, легкий треск обломавшейся ветки.(4) Временами слышался стеклянный звон, замиравший как будто в огромном удалении. (5)Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся к утру тонкой плёнкой первого льда.

(6)В усадьбе пруд тоже замёрз, но отяжелевшая и потемневшая речка мельницы всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах.

(7)Пётр подошёл к плотине и остановился, прислушиваясь. (8)Звон воды стал другим.(9) Он стал тяжелее и потерял свою мелодию. (10)В нём как будто чувствовался холод помертвевших окрестностей.(11) В душе Петра тоже было холодно и сумрачно.

(12)В настроении слепого юноши беспросветная грусть сменялась раздражительностью.(13) Но вместе с тем возрастала замечательная тонкость его ощущений. (14)Слух его чрезвычайно обострился. (15)Свет он ощущал всем своим организмом и даже мог отличить лунные ночи от тёмных. (По В.Г.Короленко) (152 слова)

В1. Из предложений №1-2 выпишите неизменяемые слова, укажите, к каким частям речи они относятся.

В2. Укажите способ образования слова совершенно.

В3. Чем осложнено 3 предложение.

В4. Из 1 абзаца выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

В5. Дайте характеристику 6 предложения.

В6. . Из предложений №7-10 выпишите все местоимения.

В7.Из предложений 9-11 выпишите 2 слова с непроизносимой согласной.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения №1.

В10. Укажите количество грамматических основ в предложении №5.

В11. . Из предложений №13-14 выпишите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

В12. К какой части речи относится слово другим в предложении №8.

В13.Среди предложений 7-11 найдите те, которые связаны с предыдущим при помощи личного местоимения.

В14.Укажите тип связи в предложениях 13-15.

В15. . Из предложений №15 выпишите словосочетание с связью согласование.

В16. Из предложения №6 выпишите5 словосочетание со связью управление.

9 класс

Тест №2

Родное, заветное

(1)Прошумев обильным ливнем, отсверкав молниями, свалилась в заокские леса грозовая туча. (2)Там ещё погромыхивает, продолжает сеять дождь, короткий, летний. (3) Вокруг посветлело, брызнули солнечные лучи вслед туче, и в полнеба стала над лесами семицветная радуга.

(4)Для меня с детства несет она две загадки.(5) Во-первых, откуда пошло это слово – от дуги или от радости? (6)Во-вторых, где и как можно найти её подножие?

(7)По старинному поверью, там, у подножия радуги, зарыты клады несметных сокровищ. (8) Не потому ли так ярко переливается она? (9)Не потому ли только улыбку способна вызвать? (10)Думалось, какое же это счастье – побывать у заветного подножия! (11)Только ни в какие времена не было человека, побывавшего там.

(12)С годами многое меняется. (13)Я давно не ищу подножия радуги. (13) Я твердо знаю, что опирается радуга на родную землю, богатую несметными сокровищами. (14)Потому-то и ярки её переливы, потому-то и звучит в самом её названии отголосок радости.

(15)Многое меняется, а радуга остаётся неизменной. (16)И не тускнеет. (17)Так же прекрасна, как в годы детства. (18)В этом и счастье. (По Ф.Поленову.) (160 слов)

В1.Укажите количество грамматических основ в предложении №3.

В2. Из предложения №3 выпишите словосочетание со связью примыкание.

В3. Из предложений № 4-6 выпишите все местоимения.

В4. Из предложения №2-3 выпишите сложное прилагательное.

В5. Из предложения №7-9 выпишите вводные слова.

В6.Орпределите тип придаточного предложения в предложении №14.

В7. Из предложения №8-11 выпишите все частицы.

В8. Из предложения №14-15 выпишите краткое прилагательное.

В9. Из предложения №7 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

В10.Чем осложнено первое предложение.

В11. Из предложения №14 выпишите слово с чередующейся гласной корня.

В12.К какой части слова относится слово во-первых?

В13.Выпишите грамматическую основу предложения №18.

В14. Из предложений №10-11 выпишите обособленное определение.

В15. Из предложения №10-11 выпишите разносклоняемое существительное.

В16.Дайте характеристику предложения №16.

9 класс

Тест №3

Утром.

(1)Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. (2)До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зеленый шёлк!

(3)В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. (4)Оглядев горизонт, я заметил вдалеке какую-то тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. (5)Небо по-прежнему сияло голубизной, и всё же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело. (6)Подходим к другой глубине или приближается шторм? (7)Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины. (8)В чётком строю, то выныривая, то пропадая, они промелькнули по левому борту, и мне показалось, что они бегут, будто спасаясь от чего-то.

(9)Штурман, в течение долгого времени смотревший в бинокль, наконец догадался: нефть! (10)Понятно, какой запах примешивался к свежести океана. (11)Нефтяные разводы встречались нам в плавании не раз, однако такое я видел впервые: впереди было сплошное нефтяное поле. (12)Сначала появились радужные разводы – оранжевые, сине-фиолетовые, затем какие-то серебристые пятна, которых становилось всё больше. (13)Вскоре мы увидели, что это была дохлая рыба, плавающая кверху брюхом. (ПО Л.Соболеву.) (170 слов)

В1. Из предложений №1-2 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

В2. Из предложений №3-4 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

В3. К какой части речи относится слово навстречу (Предложение №7)

В4. Из предложений №3-5 выпишите обособленное обстоятельство.

В5. Среди предложений №5-8 найдите бессоюзное сложное, укажите его номер.

В6. Из предложений №9-10 выпишите производный предлог.

В7. Из предложений №11-12 выпишите все наречия.

В8. Из предложений №12-13 выпишите обособленное распространенное определение.

В9. Определите способ образования слова сине- фиолетовые.

В10. Из предложений №12-13 выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

В11. Из предложений №4 выпишите словосочетание со связью примыкание.

В12. Из предложений №8 выпишите словосочетание со связью согласование.

В13.Выпишите грамматическую основу предложения №6.

В14. Укажите тип придаточного предложения в предложении №12.

В15. Укажите количество грамматических основ в предложении №12.

В16. Укажите номера предложений 3 абзаца, в которых присутствуют однородные члены предложения

9класс

Тест №4

МОСКОВСКИЕ ВОРОБЬИ

(1)Лучистое солнце после холодов обласкало город.(2) Весеннее настроение и у московских воробьев. (3)Восторженному чириканью нет конца. (4)Перезимовали, взбодрились, повеселели. (5)И вид у них изменился.
(6)Обыкновенно весной у всех птиц происходит смена пера. (7)А у воробьев цвет оперения меняется без потери пера.
(8)Москвичи пригляделись и, вообще говоря, не замечают воробьев. (9)А ведь это особенные птицы в мире пернатых.(10) У них три преимущества перед всеми птицами мира.(11) Первое – самый показательный образец перекраски наряда без обычной линьки. (12)Второе – они самые многочисленные птицы нашей планеты. (13)Третье – только воробьи не живут в клетках и не попадают в западни птицеловов, оправдывая поговорку: «Старого воробья на мякине не проведешь».
(14)Городской воробей – неспособный певец. (15)Зато страшный забияка, драчун и умница. (16)Вот какой случай был в Москве. (17)В один из морозных январских дней, привлеченный теплом, влетел в вестибюль метро воробей. (18)Пернатый пассажир долго носился над кассами, спустился к поездам на станции «Смоленская».(19) У ног людей чирикал и выпросил себе награду: хлеб и крупу. (20)Служащие станции метро вздумали поймать его и выпустить, когда потеплеет. (21)Какое тут! (22)Ничем в клетку не заманишь! (23)Понравилось воробью в метро: ни мороза, ни снега, днем кормят, а по утрам и вечерам при уборке можно попить и искупаться в воде. (24)Все удовольствия! (25)Так и прожил в метро всю зиму, а весной улетел.

В1. Из предложений №1-4 выпишите относительные прилагательные.

В2. Какое из предложений 1-5 является односоставным.

В3. Из предложений №1-3 выпишите словосочетание со связью согласование.

В4. Из предложений №1-2 выпишите слово с непроизносимой согласной.

В5. Верно ли утверждение: « В слове весенние пишется – ин - т.к. суффикс - енн ?»

В6. Из предложений №16-17 выпишите распространенное обособленное определение.

В7. Из предложений №10 выпишите числительное, укажите его разряд.

В8. Из предложений №11-12выпишите сложное прилагательное.

В9. Укажите способ образования слова птицелов (предложение №13)

В10. Из предложений №6-7выпишите слово с безударной гласной корня, проверяемой ударением.

В11. Укажите вид односоставного предложения №22.

В12. Из предложений №15-17 выпишите частицу.

В13. Из предложений №19-21 выпишите причастие, употребленное в роли существительного.

В14. Укажите тип придаточного предложения в предложении №20.

В15. Выпишите грамматическую основу из предложения №14.

В16. Укажите количество грамматических основ в предложении №23.

9 класс

Тест № 5

ЧУГУННОЕ КОЛЬЦО

(1)В 1916 году в Петербурге возникла газетная полемика по поводу того, какому русскому писателю достанется легендарное пушкинское чугунное кольцо, – оно, якобы по завету А.Пушкина, должно переходить от одного лучшего русского писателя к другому. (2)Сначала оно было у И. Тургенева, потом будто бы у Л. Толстого.
(3)Кто-то написал, что Куприн после смерти Л. Толстого претендует на получение этого кольца. (4)Александр Иванович с гневом отверг приписывание ему этого желания.
(5)«Я могу назвать много писателей, несравненно более меня достойных этой своеобразной и прекрасной почести, налагающей на писателя тяжелое и ответственное бремя», – писал А. Куприн в 1916 году в «Журнале журналов» и выдвигал И. Бунина как наиболее достойного кандидата на получение пушкинского кольца. (6)«Бунин тонкий стилист, – писал Куприн, – у него громадный багаж хороших, здоровых, метких, настояще-русских слов, он владеет тайной изображать, как никто, малейшие оттенки природы, звуки, запахи, цвета, лица; архитектура его фраз необычайно разнообразна и оригинальна; богатство определений, уподоблений и эпитетов умеряется у него строгим выбором, подчиненным вкусу и логической необходимости; рассказ его строен, жив и насыщен; художественные трудности кажутся достигнутыми непостижимо легко...»
(7)И тут же А. Куприн дает самому себе самоограничительную характеристику:
(8)«О себе же я всегда говорил и думал, что моя работа – второй сорт... (9)Я громко говорил о новых, молодых, растущих писателях».

(По Б.Киселеву)
(200 слов)

В1. Из предложений №1-2 выпишите имена собственные.

В2. Какой суффикс выделяется в слове чугунное.

В3. Подберите синоним к слову

В4.Определите способ образования слова сначала.

В5. Из предложений №3-4 выпишите все местоимения, укажите их разряды.

В6. Из предложений №6 выпишите 2 кратких прилагательных.

В7. Укажите тип придаточного в предложении №3.

В8. Укажите количество грамматических основ в предложении №1.

В9. Из предложений №8 выпишите слово с проверяемой гласной в корне.

В10.Чем осложнено предложение № 9.

В11.Из предложения №6 выпишите словосочетание со связью согласование.

В12. Из предложений №4 выпишите словосочетание со связью управление.

В13. Из предложений №6 выпишите глагол 1 спряжения, несовершенного вида, 3 лица, единственного числа, возвр.

В14. Из предложений №14 выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

В15.К какой части речи относится слово подчиненным.

В16. Из предложений №8 выпишите частицу




Задание 3.

Памятка «Как правильно расставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении»


1) Чтобы правильно расставить знаки препинания, необходимо предварительно разобрать простые предложения в составе сложноподчинённого. Это поможет точно установить границы главного предложения и придаточного предложения. При этом удобно использовать вертикальные черточки, демонстрирующие границы простых предложений, с соответствующими номерами.

В том, / 1 что деньги пропали, / 2 уже никто не сомневался / 1 . Простые предложения: в том уже никто не сомневался; деньги пропали ; подчинительный союз что.

2) Подчинительный союз или союзное слово обычно стоит в самом начале придаточного предложения. Исключение составляет частица ли, которая стоит в середине придаточного предложения.

Я не знаю, / 1 придёт ли он завтра / 2 .

Иногда в середине придаточного может стоять и союзное слово.

В доме старались не говорить о Пете, / 1 смерть которого так потрясла всех / 2 . Союзное словокоторого является несогласованным определением в придаточном предложении и стоит после существительного смерть , от которого грамматически зависит.

Спишите.Выделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях, определите тип придаточного предложения. Укажите, чем прикрепляется придаточное предложение к главному (союзом или союзным словом). Расставьте недостающие знаки препинания.

А) 1. Мороз пробежал по всему телу при мысли в чьих руках я находился (Пушкин). 2. Я ведь прекрасно знаю чьи это шутки (Гоголь). 3. Я тот чей взор надежду губит (Лермонтов). 4. Чей бы ты ни был заходи (Лесков).

Б) 1. Разве не понимаешь ты кто я такая? (Лесков) 2. Пусть та дочь и выручает отца для кого он доставал аленький цветочек (Аксаков). 3. Мы кто случился дома выскочили из своих комнат (Аксаков). 4. Это не обещало благополучия ни пешему ни конному кто бы ни подвернулся (Лесков).

В) 1. Он не дозволит себе того что могло бы бросить тень на его поведение (Лесков). 2. Что бы вы ни говорили я не поверю в его виновность (Лесков). 3. Возбуждение Фермора достигло такой степени что судорога перехватила ему горло (Лесков). 4. В котлетах что подавали за завтраком было очень много луку (Чехов). 5. Главным в их встрече было то что оба не смогли сказать друг другу (Гроссман). 6. Егорушка услышал тихое очень ласковое журчание и почувствовал что к его лицу прохладным бархатом прикоснулся какой-то другой воздух (Чехов). 7. Молодые тетеревята долго не откликались на мой свист вероятно оттого что я свистел недостаточно естественно (Тургенев). 8. Борис ещё поморщился немного что пьяница пред чаркою вина (Пушкин).

Г) 1. И он не знает чем излить свою досаду (Лесков). 2. Я тот чем был чем есть чем буду (Полежаев). 3. Аврора приехала несколько раньше чем обещала (Лесков). 4. Чем ночь темней тем ярче звёзды (Майков). 5. Чем ушибся тем и лечись (пословица).

Д) 1. За разговором мы не расслышали как снова ударил колокол (Лесков). 2. В эти минуты бойцы уже знали как можно пробраться к берегу (Гроссман). 3. Часто как усядемся у лампы разговор незаметно и свернёт на «ужасные сердца и противные вкусы» (Лесков). 4. Но всё было не совсем так как я думал (Лесков). 5. Она испытала чувство удивительной душевной усталости как чувствует усталость тело после трудового дня (Пастернак). 6. Найдёшь дело как захочешь (Островский). 7. Как я ни упирался я должен был с ним рядом сидеть (Лесков).

Е) 1. Брянчиков поехал в Петербург где пребывание его казалось очень опасным (Лесков). 2. Теперь не могу разобрать где именно стоял этот деревянный дом (Лесков). 3. Где больная хочет пусть там и будет (Лесков). 4. Где бы лосось ни жил нереститься он обязательно придёт в свою реку (Дикой).

Ж) 1. Теперь же когда он прервал своё молчание фразой из Гамлета Пик обиделся ещё более (Лесков). 2. Вот и подошёл тот момент когда надо прощаться (Гроссман). 3. Природа мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру заглохла б нива жизни (Некрасов). 4. И когда б я ни открыл глаза ты [мать] была всегда возле меня (Фадеев). 5. Ожидая в приёмной когда пригласят он снял свою соломенную в прошлом шоколадную а теперь сиреневую шляпу и дал её держать Вите (Федин).

Форма контроля выполнения практической работы

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов

1. Власенков А.И «Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: Учебник для 10-11 кл» общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова -9-е изд. – М: «Просвещение», 2013.

2.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для
студ.средн. проф.учебн.заведений/Е.С.Антонова, Т.М.Воителева.- 5-е изд.,
стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Практическоезанятие № 16

Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов.

Учебная цель: совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

Учебные задачи:

1. Научиться пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания

2. П ользоваться орфографическими словарями .

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения

Студент должен:

Пользоваться орфографическими словарями.

Уметь пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания.

Смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания.

Правила правописания.

Задачи практической работы

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.

Обеспеченность занятия (средства обучения)

1. Учебник по русскому языку.

2.Тексты заданий.

3. Тетради для практических работ.

Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

1. Какими членами предложения может быть осложнено простое предложение?

2. Расскажите о знаках препинания в предложениях с однородными членами.

3. Расскажите об условиях обособления второстепенных членов предложения.
Краткое изложение теоретических вопросов

Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Основные правила
Запятая ставится:

1) между однородными членами, не соединенными союзами, например: ^ Конь мой прыгал через кусты, разрывал кусты грудью ;

2) между однородными членами предложения, соединенными посредством противительных союзов а, но, да (в значении но ), однако, зато , хотя и др., например: Да, это был прекрасный, хотя и несколько печальный город;

3) между однородными членами предложения, соединенными при помощи повторяющихся союзов и..и, да..да, ни…ни, или…или, либо…либо, то..то и др., например: То ль от зноя, то ль от стона подошла усталость;

4) если число однородных членов больше двух и союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится перед всеми однородными членами, например: Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят;

5) союз и может соединять однородные члены попарно, запятая ставится между парными группами (внутри таких пар запятые не ставятся), например: Среди рек есть большие и малые, спокойные и буйные, быстрые и медленные.
Запятая не ставится:

1) между двумя глаголами в одинаковой форме, указывающими на движение и его цель или образующими единое смысловое целое, например: Я забегу возьму рукавицы;

2) в устойчивых выражениях со словами в одинаковой форме, например: ^ Поговорили о том о сем;

3) между однородными членами предложения, связанными одиночными соединительными союзами и, да (в значении и ), разделительными союзами или, либо , например: Кое-где при дороге попадаются угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями.
Если однородным членам предложения предшествует обобщающее слово или словосочетание, то после него ставится двоеточие, например: На залитых лугах островками стали обозначаться самые высокие места: холмики, бугорки, древние татарские могилы.

Если обобщающее слово или словосочетание следует за однородными членами, то перед ними ставится тире, например: ^ Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно.

При наличии после однородных членов перед обобщающим словом вводного слова или словосочетания (словом, одним словом, короче говоря ) перед последним ставится тире, а после него – запятая , например : Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.


Обособленные

члены

предложения


Условия обособления

Определения

Обособляются:

1) Распространенные определения, выраженные причастным оборотом или прилагательным с зависимым словом (определительные обороты), стоящие после определяемого слова.

2) Одиночное определение, если стоит после определяемого слова или если оно оторвано в тексте от определяемого слова.

3) Распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение.

4) Определения, относящиеся к личному местоимению.


Приложения

1) Обособляются распространенные приложения, выраженные нарицательным существительным с зависимыми словами и относящиеся к нарицательному существительному.

2) Одиночное приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое существительное имеет при себе пояснительное слово.

3) Приложение, относящееся к имени собственному, если оно стоит после определяемого существительного.

4) Собственное имя лица или кличка животного выступает в роли обособленного приложения, если оно поясняет либо уточняет нарицательное существительное.

5) Приложения при личном местоимении.


Обстоятельство

1) Деепричастный оборот и одиночное деепричастие.

2) Обстоятельства, выраженные существительными в форме косвенного падежа для смыслового выделения или для попутного пояснения.

3) Оборот с предложными сочетанияминесмотря на, ввиду, благодаря, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в противоположность, в связи, в силу, вследствие, в случае, за неимением, за отсутствием, подобно, по причине, по случаю, при наличии, при условии, согласно и др.


Дополнение

Существительные с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, наряду с и др.

Уточняющие члены предложения

Слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов:

1) Уточняющие обстоятельства места.

2) Уточняющие обстоятельства времени.

3) Уточняющие обстоятельства образа действия,

4) Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т. д.


Пояснительн. конструкции

Пояснительные члены предложения с союзом или .

Присоединительные конструкции

Конструкции, присоединяющиеся словами даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, притом, и потом, причем, да и вообще и др.

Задания для практического занятия

Задание 1.
Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы .
1. И барский дом когда(то) выкраше(н,нн)ый серой краской а теперь побелевший и маленький п..л..садник перед домом и березовая роща отделе(н,нн)ая от усадьбы прое..жей дорогой и пруд и ржаное поле начинающ..ся сейчас за околицей все тонет в светлой мгле (С.-Щ.). 2. Только нам троим отцу мне и Евсеичу было (не) грустно и (не) скучно смотреть на серое небо (Акс.). 3. А снаружи всё и око(н,нн)ицы и коньки и ворота оторочено кружевом грубоватой деревя(н,нн)ой резьбы (Полев.). 4. Владелец тщательно осведомля..тся о ценах на разные больш..е произведения как(то) муку пеньку мед и прочее но покупает только (не)большие безделушки (Г.). 5. Все это шум говор и толпа людей всё это было как(то) чудно Акакию Акакиевичу (Г.). 6. Все и товарищи и дамы стали уверять Беликова что ему нужно женит..ся (Ч.). 7. И старич..к и я мы оба веселились (Пауст.). 8. Все в ней было оч..ровательно и простая внимательная отзывчивость на чужое горе и грац..озная прелесть каприза и застенч..вость и еще что(то) что сказывалось во всем её существе не то дерзость не то какое-то жадное ко всему крайнему любопытство (Купр.).
Задание 2.

1. Когда он вернулся домой она уже одетая и причеса(н,нн)ая сидела у окна и с озабоче(н,нн)ым лицом пила кофе и перелистывала книжку толстого журнала (Ч.). 2. Так стояла она молодая и стройная и лицо ее было смело бирюзовые глаза зорко глядели (в)даль. 3. Бабы бегали по двору за овцами подоткнув подолы и блестя белыми босыми ногами по траве пастушонок в огромной шапке и растрепа(н,нн)ых лаптях гонялся по саду за коровой и с головой пропадал в облитых дождем лопухах когда корова с шумом кидалась в чащу(Б.). 4. В белом галстуке в щегольском пальто (на)распашку с вереницей звездочек и крестиков на золотой цепочке в петле фрака генерал возвращался с обеда (Тург.).

Задание 3.
Спишите, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки, объясните пунктограммы.

В саду было совершенно тихо. Смерзшаяся земляпокрытая пушистым мягким слоем совершенно смолкла не отдавая звуков: зато воздух стал как-то особенно чуток отчётливо и полно перенося на далёкие расстояния и крик вороны и удар топора и лёгкий треск обломавшейся ветки... По временам слышался странный звук точно от стекла переходивший на самые высокие ноты и замиравший как будто в огромном удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду покрывшемся к утру тонкой плёнкой первого льда.

В усадьбе пруд тоже замёрз но речка у мельницы отяжелевшая и тёмная всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. Пётр подошёл к плотине и остановился прислушиваясь. Звон воды был другой - тяжелее и без мелодии. В нём как будто чувствовался холод помертвевших окрестностей...

В думе Петра тоже было холодно и сумрачно. Тёмное чувство которое ещё в тот счастливый вечер поднималось из глубины души каким-то опасением неудовлетворенностью и вопросом теперь разрослось и заняло в душе место принадлежавшее ощущениям радости и счастья.

(В. Короленко .)

Запись предложений под диктовку учителя.

В саду было совершенно тихо. Смерзшаяся земля, покрытая пушистым мягким слоем, совершенно смолкла, не отдавая звуков: зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо и полно перенося на далёкие расстояния и крик вороны, и удар топора, и лёгкий треск обломавшейся ветки... По временам слышался странный звук, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший как будто в огромном удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду покрывшемся к утру тонкой плёнкой первого льда.

В усадьбе пруд тоже замёрз, но речка у мельницы, отяжелевшая и тёмная, всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. Пётр подошёл к плотине и остановился, прислушиваясь. Звон воды был другой - тяжелее и без мелодии. В нём как будто чувствовался холод помертвевших окрестностей...

В думе Петра тоже было холодно и сумрачно. Тёмное чувство, которое ещё в тот счастливый вечер поднималось из глубины души каким-то опасением, неудовлетворенностью и вопросом, теперь разрослось и заняло в душе место, принадлежавшее ощущениям радости и счастья.

(В. Короленко .)

Покажите в записанном вами тексте синтаксическую функцию обособленных второстепенных членов.

2. Самостоятельно выполнить упр . 232.

IV. Итоги урока

Какие вопросы освещались на уроке?

Домашнее задание

2. Составить конспект «Однородные члены предложения». Можно обратиться к справочной литературе.

3. Подготовиться к словарному диктанту «Гласные после шипящих и ц ».

Урок 44

Осложненное предложение

Цели урока:

Обобщение знаний по темам «Однородные члены предложения», «Слова, грамматически не связанные с членами предложения (вводные слова)»; закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, вводными словами и обращениями.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Контрольный словарный диктант «Гласные после шипящих и ц ».

Чащоба, недочёт, причём, шорох, размежёвка, стажёр, ночёвка, трущоба, изжога, парчовый, жёсткий, холщовый, душонка, глянцевый, пунцовый, циркач, палаццо, жокей, свежей, душонка, трущоба, боржоми, вечёрка, полушёпот, пощёчина, чёботы, никчёмный, золочёный, освеженный, прожорливый, скворчонок, ажурный, жёлудь, круглолицый, грошовый, раскорчёванный, ожог руки, девчонка, сучок, ещё, Жюль Верн, лекция, чопорный, шомпол, скерцо, циферблат, чёт-нечёт, сургучом, разжёг.



2. Проверка конспекта «Однородные члены предложения».

Учитель читает конспект, учащиеся дополняют свои записи.

Конспект:

Однородные члены предложения - члены предложения, выражающие одинаковую синтаксическую функцию, объединенные одинаковым отношением к одному и тому же члену предложения, связанные между собой сочинительной связью. Однородными членам могут быть любые члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство).

Между однородными членами предложения, связанными только интонационно, обычно ставится запятая. Все краски стали ярче, сочнее... (Ю. Нагибин.)

Между однородными членами предложения, связанными одиночными соединительными союзами и, да (в значении «и»), да и , запятая не ставится. Смолою и дымом пахнет зимний лес. (И. Соколов-Микитов.)

Между неоднородными определениями запятая не ставится (определения являются неоднородными, если предшествующее определение относится не непосредственно к определяемому существительному, а к сочетанию последующего определения с этим существительным: высокий кирпичный дом - кирпичный дом какой? высокий ).

При двух однородных членах предложения с повторяющимся союзом и запятая не ставится. Кругом было и светло и зелено. (И. С. Тургенев.); во фразеологизмах ни свет ни заря, и смех и горе и др. запятая также не ставится. Однако при наличии пояснительных слов при одном из двух однородных членов предложения между ними ставится запятая. Срубленные осины придавили собой и траву, и мелкий кустарник. (И. С. Тургенев)

Между однородными членами предложения с повторяющимся союзом и , если первое и является присоединительным (стоит после точки в начале предложения), ставится запятая. И вспоминали прошлое, и старались объяснить себе, как все это произошло.

Если число однородных членов предложения больше двух, а союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между ними всеми. Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят... (М. Горький)

Если однородные члены предложения соединены двойными союзами если не... то, хотя... но или парными союзами как... так и, не так... как, не только... но и, не столько... сколько, насколько... на столько и т. п., то запятая ставится только перед второй частью союза. Санин ощущал во всем существе своем если неудовольствие, то некоторую легкость. (И. С. Тургенев)

Если однородным членам предшествует обобщающее слово (или словосочетание), то перед ними ставится двоеточие. Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик. (В. Г. Короленко)

Если обобщающее слово следует за однородными членами предложения, то перед ним ставится тире. И старичок, и я - мы оба веселились. (К. Паустовский)

Если обобщающее слово, в целях усиления его смысловой роли при большом числе однородных членов предложения, употреблено дважды - перед перечислением и после него, то сохраняется принятая для конструкции с однородными членами и обобщающим словом пунктуация, т. е. двоеточие перед однородными членами и тире после них. Мне было охота почитать про все: и про травы, и про моря, и про солнце и звезды, и про великих людей, и про революцию - про все то, что люди хорошо знают, а я еще не знаю. (К. Паустовский)

Для закрепления материала учащиеся задают друг другу вопросы по пунктуации однородных членов предложения.

II. Работа по теме урока

Выполнение упр. 233.

Анализ текста.

Лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплёте с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшая как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих ещё до нашествия на Москву французов. (Н. В. Гоголь «Мёртвые души»)

Определите роль однородных членов в данном отрывке, их стилистическую значимость.

Используя однородные члены предложения, писатель тщательно описал детали единого целого, чтобы дать чёткое представление о хозяине усадьбы.

Также однородные сказуемые-глаголы создают впечатление динамичности и напряжённости речи. Выразительны и однородные согласованные определения.

3. Обобщение знаний по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».

Материал для учителя

Вводные слова

Вводными словами в предложении называются слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает, например: Крупных окуней, бесспорно, удить весело. (С. Аксаков.); Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май. (А. Чехов.)

Вводные слова имеют различные значения.

Значения Примеры
Различная степень уверенности: 1) большая степень уверенности (конечно, разумеется, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно и др.) 2) меньшая степень уверенности, предположение (кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй и др.) Горный воздух, без всякого сомнения , действует благотворно на здоровье человека. (И. Тургенев .) Дерсу был, безусловно, прав. (В. Арсеньев .) Старик, видимо, хорошо знал прошлые времена. (И. Соколов Микитов .) Кажется , ваша история там наделала много шуму. (М. Лермонтов .) Нет, пожалуй, ничего целебнее и прекраснее, чем воздух сосновых боров. (К. Паустовский .) Вероятно, он был человек признательный. (Н. Гоголь .)
Различные чувства (к счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению и др.) К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены. (М. Лермонтов .) Я, к сожалению , должен прибавить, что в том же году Павла не стало. (И. Тургенев .) Лошадка Касьяна, к удивлению моему, бежала довольно быстро. (И. Тургенев .)
Замечания о способах оформления мыслей (одним словом, иначе говоря, лучше сказать ) Одним словом , у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр. (А. Чехов.)
Источник сообщения, кому принадлежит сообщение (по сообщению кого-либо, по словам кого-либо, по мнению кого-либо) Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к самозванцу. (А. Пушкин .) По мнению врача , больного выпишут из больницы через не делю.
Порядок мыслей и их связь (во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец и др.; следовательно, значит, итак, напротив, наоборот, например, итак и др.) Во-первых, легче ли было бы писать, если бы каждый русский писал так, как он произносит. Во-вторых , действительно ли так уж трудно русское правописание и легче ли орфография других языков или труднее. (Л. Успенский .) Итак, одно желание пользы заставило меня напечатать отрывки из журнала, доставшегося мне случайно. (М. Лермонтов .)

Эти значения могут быть выражены не только вводными словами, но и вводными предложениями (их иногда называют вставными предложениями), например: Наконец, поспела полевая клубника (наконец - вводное слово). Полевая клубника, я уверен, уже поспела (я уверен - вводное предложение).

Вводные предложения

Вводные предложения в произношении выделяются паузами и интонацией (сравнительно быстрым произнесением), например: Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей (И. Тургенев); А ты бы, милый Соловей (ты знаешь, как голос твой прельщает всех), ты б убаюкивал их песенкой своей (И. Крылов).

В саду было совершенно тихо. Замёрзшая земля, покрытая пушистым слоем снега, совершенно смолкла, не отдавая звуков. Зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо и полно перенося на далёкие расстояния крик вороны, удар топора, легкий треск обломавшейся ветки. Временами слышался стеклянный звон, замиравший как будто в огромном удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся к утру тонкой плёнкой первого льда.

В усадьбе пруд тоже замёрз, но отяжелевшая и потемневшая речка мельницы всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах.

Пётр подошёл к плотине и остановился, прислушиваясь. Звон воды стал другим. Он стал тяжелее и потерял свою мелодию. В нём как будто чувствовался холод помертвевших окрестностей. В душе Петра тоже было холодно и сумрачно.

В настроении слепого юноши беспросветная грусть сменялась раздражительностью. Но вместе с тем возрастала замечательная тонкость его ощущений. Слух его чрезвычайно обострился. Свет он ощущал всем своим организмом и даже мог отличить лунные ночи от тёмных. (По) (152 слова)

9 класс

Родное, заветное

Прошумев обильным ливнем, отсверкав молниями, свалилась в заокские леса грозовая туча. Там ещё погромыхивает, продолжает сеять дождь, короткий, летний. Вокруг посветлело, брызнули солнечные лучи вслед туче, и в полнеба стала над лесами семицветная радуга.

Для меня с детства несет она две загадки. Во-первых, откуда пошло это слово – от дуги или от радости? Во-вторых, где и как можно найти её подножие?

По старинному поверью, там, у подножия радуги, зарыты клады несметных сокровищ. Не потому ли так ярко переливается она? Не потому ли только улыбку способна вызвать? Думалось, какое же это счастье – побывать у заветного подножия! Только ни в какие времена не было человека, побывавшего там.

С годами многое меняется. Я давно не ищу подножия радуги. Я твердо знаю, что опирается радуга на родную землю, богатую несметными сокровищами. Потому-то и ярки её переливы, потому-то и звучит в самом её названии отголосок радости.

Многое меняется, а радуга остаётся неизменной. И не тускнеет. Так же прекрасна, как в годы детства. В этом и счастье. (По Ф. Поленову.) (160 слов)

Образец текста диктанта для поступающих в 10 класс

Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зеленый шёлк!

В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. Оглядев горизонт, я заметил вдалеке какую-то тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. Небо по-прежнему сияло голубизной, и всё же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело. Подходим к другой глубине или приближается шторм? Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины. В чётком строю, то выныривая, то пропадая, они промелькнули по левому борту, и мне показалось, что они бегут, будто спасаясь от чего-то.

Штурман, в течение долгого времени смотревший в бинокль, наконец догадался: нефть! Понятно, какой запах примешивался к свежести океана. Нефтяные разводы встречались нам в плавании не раз, однако такое я видел впервые: впереди было сплошное нефтяное поле. Сначала появились радужные разводы – оранжевые, сине-фиолетовые, затем какие-то серебристые пятна, которых становилось всё больше. Вскоре мы увидели, что это была дохлая рыба, плавающая кверху брюхом. (ПО Л. Соболеву.) (170 слов)



Последние материалы раздела:

Какие есть волшебные предметы в русских сказках Помощники героев в волшебных сказках
Какие есть волшебные предметы в русских сказках Помощники героев в волшебных сказках

Сказочные помощники (2)О волшебных конях разговор особенный. Более всего выделяется из них Сивка-Бурка.. Он и сам говорит человеческим языком и...

Зюганов подарил Жириновскому правильный мёд Отношения с властью
Зюганов подарил Жириновскому правильный мёд Отношения с властью

Лидер КПРФ предстал в этот день в необычном качестве. Известно, что пчеловодство – его давнее увлечение. И вот Геннадий Андреевич решил открыть...

Составляющие компоненты процентный состав по объему Его составляющие компоненты
Составляющие компоненты процентный состав по объему Его составляющие компоненты

Не можете утром сгрести себя с постели и оторвать голову от подушки? Появилась нехватка сил в течение дня? Или, может, вы подхватили простуду...