Методы географических исследований и основные источники географической информации. Конспект урока по Географии на тему "Введение

Методы географических исследований - способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1) Картографический метод . Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта - уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод . Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод . Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический . Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, смертности и населения, сальдо , ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования . Выделение физико-географических (природных) и экономических районов - один из методов исследования географической науки.

6) Сравнительно-географический . Всё подлежит сравнению:
больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений . Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами - самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений - все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдений . Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании , в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования . Создание географических моделей - важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является .

10) Географический прогноз . Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать .

I этап. Ознакомление и проработка теоретического материала.

1.1 Введение: география как наука. Методы географических исследований и источники географической информации.

Нельзя заниматься политикой и эконо­микой, не зная географии.

Каждая научная дисциплина вносит свой вклад в формирование наших представлений о мире. Роль географии в системе наук уникальна, так как только она дает представление и о природе нашей планеты, и о чело­веческом обществе, формирует образ конкретной территории. Геогра­фические знания и умения - один из необходимых элементов культуры.

♦ Как развивалась география как наука?

Определенными географическими знаниями обладали уже древние народы. Первые дошедшие до нас письменные сведения об этом отно­сятся к IV-III тыс. до н. э. Это в основном карты территорий.

Особое место в истории географии принадлежит эпохе Великих географических открытий. Главными стимулами для путешественников в то время были поиск новых торговых путей и военные завоевания.

В XVII-XIX вв. география наиболее интенсивно развивалась в за­рубежной Европе и России. Наряду с открытием и описанием новых земель географы занимались поиском закономерностей в размещении географических объектов. О широте и глубине географических иссле­дований того времени можно судить на примере работ Карла Риттера и Петра Семенова-Тян-Шанского.

Географическая мозаика: К. Риттер и П. П. Семенов-Тян-Шанский

К. Риттер (1779-1859) - немецкий географ, почетный член Петербургской ака­демии наук. Развил сравнительный метод в географии, применив его к изучению форм рельефа. В объяснении общественных явлений примыкал к школе так

называе­мого географического детерминизма, доказывающего решающее влияние природы на судьбы народов. Основной труд - «Землеведение». При жизни ученого вышло 19 томов, посвященных Азии и Африке. П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914) - русский путешественник, географ, ботаник, энтомолог, статистик, общественный и государственный деятель. В 1856-1857 гг. совершил путешествие на Тянь-Шань, установил невулканическое происхож­дение гор, открыл обширную ледниковую область, исследовал оз. Иссык-Куль, соста­вил первую схему расположения хребтов Тянь-Шаня. За эти исследования в 1906 г. получил к фамилии приставку Тян-Шанский. Составил «Географическо-статистический словарь Российской империи». Был инициатором первой всеобщей переписи населения России. Предложил схему районирования России. Вместе с историком В. И. Ламанским руководил многотомным изданием «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Был членом многих русских и иностранных научных об­ществ. Опубликовал трехтомную «Историю полувековой деятельности Русского гео­графического общества».

Основные цели современной географии - географическое обосно­вание рациональной территориальной организации общества и приро­допользования, создание стратегии экологически безопасного развития цивилизации. Важнейшие сферы интересов географии - процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, национальном (государственном), континен­тальном, океаническом и глобальном уровнях.

♦ Какие элементы образуют систему научных знаний в географии?

Как и в любой другой науке, в географии сложилась своя система научных знаний. Известный отечественный географ Владимир Максаковский сформулировал их характеристики.

Учение - совокупность теоретических положений (теорий, кон­цепций и др.). Пример - учение о биосфере, ноосфере, природопользовании, происхождении культурных растений, почвах, географиче­ской оболочке, географической зональности, ПТК и др.

Теория - система основных идей в той или иной отрасли знания. Пример - теории тектоники литосферных плит, экономического райо­нирования.

Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Примером могут служить законы происхождения и географического размещения почв мира, разработанные известным русским ученым-почвоведом Василием Докучаевым.

Закономерность - соответствие с законом, последовательное про­явление закона.

Концепция - совокупность наиболее существенных элементов те­ории, точка зрения, основная идея для понимания сущности опреде­ленных процессов и явлений. В экономической географии известны концепция опорного каркаса территории, выдвинутая в середине XX в. Николаем Баранским, концепция больших циклов Николая Кондратье­ва и др.

Гипотеза - предположение о причинах каких-либо явлений, не проверенное и не подтвержденное экспериментом. Примеры: гипотезы образования Солнечной системы, дрейфа материков, стабилизации численности населения Земли и др.

Понятие - мысль, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений; рассматривается как элемент учений, теорий, концепций и гипотез.

Термин - слово или словосочетание, обозначающее понятие и фиксирующее его в кратком изложении. Понятия и термины - это язык науки. Владение географической терминологией - первый шаг к овладению географической культурой.

♦ Какие источники содержат географическую информацию?

В современной географической науке, как и во всех сферах чело­веческой деятельности, поток информации постоянно возрастает. Су­ществуют различные источники получения географической информа­ции: статистические, картографические, исторические документы, на­учная литература, энциклопедии, периодические издания, Интернет и т. д.

Современный мир развивается очень быстро, ситуация меняется буквально на глазах. Для получения свежей информации можно широ­ко использовать источники в Интернете. Например, общие тенденции социально-экономического развития мира, отдельных его регионов и стран можно рассматривать на основе данных ООН (http://www.un.org/ russian). Оперативная информация о населении и хозяйстве России содержится на сайте Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru). Для получения наиболее полной и объективной ин­формации нужно использовать несколько разных источников.

♦ Какие существуют методы географических исследований?

Как и в любой другой науке, в географии существуют различные методы исследований. Некоторые из них являются типично географи­ческими, другие - общенаучными (рис. 2).

Особое место среди методов географических исследований зани­мает географическое прогнозирование, которое всегда было тради­ционным методом в географии. Без прогноза невозможно представить перспективы развития какой-либо страны или территории. Для того чтобы определить изменения конкретной территории, которые могут произойти в результате хозяйственной деятельности человека, ученые создают гипотезу будущего развития объекта. Например, создан географический прогноз развития ситуации в Аральском бассейне, где тесно переплетаются различные проблемы.

Урок №1

«География как наука»

Мы приступаем к изучению нового предмета, который называется география.

Что изучает география и как возникла эта наука — вы узнаете на нашем уроке.

Мы живем на удивительной, красивой планете — Земля, нас окружает огромный и сложный мир, который мы считаем своим домом. Что мы знаем про нашу планету Земля? По каким законам развивается и поддерживает равновесие природа, которая нас окружает.

География долгое время занималась описанием природы земной поверхности и населения отдельных стран. Путешественники открывали новые земли и моря, несколько тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить географические карты.

Итак, ГЕОГРАФИЯ — наука, изучающая поверхность земли как среду, где возникло и развивается человечество. Название этой наук дал древне — греческий ученый Эратосфен. По-гречески «Ге» — Земля, «графо» — пишу.

— Ребята, так зачем же нам география?

Значение информации в наше время еще более возрос­ло: современный мир стал почти «единым». Сети Интер­нета и телефонов опутали его своей незримой паутиной, а главный фактор успеха в любом деле - владение инфор­мацией.

Какую же информацию для современного человека и лично для каждого из вас поможет получить география? Что для всех нас важно?

Во-первых, знание процессов развития природы и хозяйства. Это позволит ответить на множество вопросов.

  • Как «живет» наша природа?
  • Почему различаются природ­ные условия и виды деятельности человека в разных странах и регионах?
  • Куда отправляют товары из вашего города или района и откуда привозят к вам?
  • Как будет меняться природа и хозяйство вокруг вас?
  • Что ждет человека и всю нашу Землю в ближайшем и отдаленном будущем?

Во-вторых, практические вопросы, которые каждому приходится решать в по­вседневной жизни.

  • По какой дороге лучше доехать до дачи друга? Какой наилучший маршрут выбрать для поездки на летние каникулы?
  • Удобно ли по­звонить в 9 ч вечера из Москвы дедушке в Новосибирск?
  • В какое время года лучше отправиться в путешествие, например в Индию или Таиланд?
  • Откуда у нас дома еда на столе, и из какой страны домашняя техника?

В-третьих, выбор профессии. Военные, летчики и моряки обязаны хорошо знать географическую карту. Геологи - горные породы. Строители - особеннос­ти поверхности и грунта застраиваемого участка. Предприниматели - особеннос­ти размещения предприятий и связи между ними. Работники туристического биз­неса - все о разных странах и регионах.

ГЕОГРАФИЯ ПОМОГАЕТ НАМ ВИДЕТЬ ОБРАЗ МИРА И ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НЕМ.

Какие задачи и методы у науки географии?

География - это наука не только о расположении географических объектов. Она изучает природу и общество - людей, ведущих совместную деятельность, создавших цивилизации и государства.

ГЕОГРАФИЯ — НАУКА отвечает на вопросы: Что? Где? Почему? Какие задачи и методы у науки географии?

Описание: где что находится, как живет, как развивается

Объяснение: почему это так происходит?

Прогноз: что будет через день, месяц, год, 10 лет?

Управление: как сделать так, чтобы…

В каждой науке есть свои методы исследований (метод исследования - это способ, путь познания).

Есть такие методы, которые используются в самых раз­ных науках:

  • логический,
  • исторический,
  • математический метод,
  • методы наблю­дения,
  • моделирования и др.

Они так и называются - общенаучные. Все они активно используются и в современной географии.

Но есть и такие пути познания, которые зародились в самой географии, - методы географической науки.

Самый древний из них - сравнительно-описа­тельный метод . Человек описывает какую-то новую для него местность и срав­нивает с той, которая ему уже известна. Давно используют в географии экспе­диционный метод - исследования непосредственно на местности.

Важнейший метод в географии - картографический. Ученые сначала наносят на карту объекты или явления, а затем изучают уже готовые карты. Карта дает очень много информации, и нужно научиться ее правильно читать. Это удиви­тельный труд, созданный Человеком. Многими из методов исследований восполь­зуемся и мы, изучая географию Земли.

ОПИСЫВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, НАБЛЮДАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ ПРОЦЕССЫ — ЗАДАЧИ НАУКИ ГЕОГРАФИИ. ДЛЯ ЭТОГО СУЩЕСТВУЮТ МЕТОДЫ ГЕО­ГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Тема урока : География - наука о земле.

Основные цели и задачи : сформировать у учеников 5-ого класса понимание того, чем занимается география, сформировать начальный интерес к этой науке и желание ее изучать.

План урока :

  1. Определение географии
  2. Подразделы географии
  3. Откуда географы черпают информацию

Ход урока

1. Определение географии

Как уже было сказано, география - это наука о Земле. Она всесторонне изучает нашу планету. В переводе с греческого слово «география» означает «землеописание». Да и состоит это слово из двух простых греческих слов: «ге» (что в переводе означает Земля) и «графо» (что переводится как пишу).

Развитие географии проходило параллельно развитию человечества. Помните, с самого начала люди считали, что Земля стоит на трех слонах, которые, в свою очередь, размещались на огромной черепахе? Тогда и описание Земли было другим. Древний человек, не имея достаточных инструментов, описывал то, что мог увидеть невооруженным глазом - леса и поля, реки и озера, людей и их обычаи. С тех пор, как было доказано, что Земля - это круглая планета, методы ее исследования круто поменялись. Современные географы ни для не проживут без различных искусственных помощников, позволяющих им, прежде всего, преодолевать значительные расстояния (например, автомобилей с повышенной проходимостью). Кроме того, им понадобятся бинокли, дальномеры, но при этом и микроскопы.

С чего начнется изучение географии для вас, учеников 5 класса? Конечно, это будет общая география. Вы узнаете об особенностях природы вашего родного края, изучите, какие особенности рельефа тут присутствуют, какие растения растут и какие животные обитают. Со следующего года вы пойдете дальше - и вот уже узнаете, что такое географическая оболочка, из чего она состоит, как она сформировалась. Наверняка вам будет интересно узнать, что такое литосфера или атмосфера. Может, вы сами сможете догадаться, для чего нужна гидросфера и что включает в себя биосфера. А еще вы узнаете, что человечество обитает именно в географической оболочке, и его влияние на нее огромно.

Так что говоря о географии, мы будем подразумевать комплекс наук, который изучает географическую оболочку, в рамках которой происходит взаимодействие природа и человека, живущего в обществе.

2. Подразделы географии

Как и любая другая наука, изучающая явления в комплексе и системе, география имеет несколько подразделов, каждый из которых занимается своими отдельными вопросами. Всего известно более 80 взаимосвязанных между собой наук, которые относятся к географии. Самые известные и популярные среди них:

  • Океанология - наука, изучающая процессы, которые имеют место в Мировом океане.
  • Демография - исследует население земного шара, его качественный и количественный состав. Именно эта наука говорит о том, что в настоящее время на Земле проживает 7,5 млрд. человек. К сожалению, демография не может дать ответа на вопрос, сколько же населения сможет выдержать наша планета.
  • Инженерная география - в рамках этой науки подлежат исследованию грунты, на которых возводят различные сооружения. Специалисты в этих вопросах следят, чтобы построенное здание, к примеру, не сползло в море из-за нестабильных грунтов.
  • Климатология - как следует из названия, и это очень легко, наука о климате на планете. Главный вопрос - существует ли парниковый эффект или его придумали злые ученые.
  • Геология - исследует земную кору, ее строение и состав. А вдруг в месте, где запланировано строительство небоскреба, расположена сейсмически опасная зона и велика вероятность землетрясений?
  • Геоморфология - занимается изучением рельефа земной поверхности.
  • Медицинская география - для нее важными являются вопросы влияния различных особенностей территорий на состояние здоровья тех людей, которые там проживают.
  • Картография - наука о создании карт и их чтении.

Как и биология, усилия географии и ученых, работающих в данной сфере, направлены на то, чтобы сохранить природу в ее первозданном виде, а также экономно и бережно использовать те богатства, которые она нам предоставляет.

Все науки, работающие под «эгидой» географии, относятся к одному из двух классов:

  • Физическая география - они посвящены изучению поверхности нашей планеты.
  • Социально-экономическая - в фокусе ее внимания многообразие проявлений мира, в котором живут люди, а также той экономической деятельности, которую они ведут.

Практическое задание:

Разделите указанные выше подразделы географии между двумя этими классами.

3. Откуда географы черпают информацию

Изучать географию на начальном этапе не очень-то и сложно - географические карты, словари, учебники и энциклопедии, рассказывающие о географических достижениях различной давности очень много. Прежде всего, нужно научиться читать географическую карту - это умение может иметь и практические применение, например, поможет вам в походе или в путешествиях.

Кроме того, просмотр телевизора и компьютера с подключением к Интернету в данном случае более чем приветствуется - на сегодняшний момент многие телеканалы мира (например, BBC), имеют собственные программы, посвященные вопросам географии. Ну и про книги (в первую очередь, учебники) забывать не стоит - в них собрана квинтэссенция тех знаний, которые вам сейчас доступны.

Оценивание : Поскольку в рамках урока было мало практических заданий, оценивать учеников необходимо по итоговой проверке уровня освоения ими материала. Следует задать несколько вопросов, перечисленных в разделе «Итоги урока», чтобы понять, как был усвоен его материал.

4. Итоги урока:

В ходе проведённого урока ученики познакомились:

  • Что такое география? Какие отличия в изучении нашей планеты в прошлом и в настоящем вы можете отметить?
  • Какие есть подразделения географии и чем каждое из них занимается? Что такое физическая и социально-экономическая география?
  • Что является источником информации для изучения географии?

Домашнее задание:

В рамках творческого задания можно посоветовать ученикам:

  • Дополнить список подразделений географии - приведенный в п.3 не является конечным.
  • Разобраться с тем, как теоретические исследования в области географии влияют на практическую деятельность человека - например, помогают в строительстве или медицине.
  • Найти в Интернете одно видео, посвященное географическим вопросам, посмотреть его и письменно пересказать, о чем там шла речь, своими словами.

Значение географии. В современном мире географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их трудовой и бытовой деятельности – от выбора места жительства и продуктов питания (произведённых в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны.








География одна из древнейших наук на Земле! Физическая география – это естественная наука, комплексно изучающая природную составляющую географической оболочки в целом и природу её компонентов. Как наука сложилась в 20 веке. География Экономическая и социальная география мира – это общественная наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества.




Учёные: Эратосфен Киренский (до н.э.) – древнегреческий учёный, впервые ввёл в употребление термин «география», впервые определил размер Земли. Александр Фридрих Вильгельм Гумбольдт () – немецкий естествоиспытатель и путешественник, учёный – энциклопедист. Пришёл к пониманию физической географии как самостоятельной науки. Александр Фридрих Вильгельм Гумбольдт () – немецкий естествоиспытатель и путешественник, учёный – энциклопедист. Пришёл к пониманию физической географии как самостоятельной науки. Михаил Васильевич Ломоносов () - русский учёный энциклопедист. Ввёл в науку термин «экономическая география». Михаил Васильевич Ломоносов () - русский учёный энциклопедист. Ввёл в науку термин «экономическая география». Николай Николаевич Баранский () – классик отечественной географии. Основатель школы экономической географии. Николай Николаевич Баранский () – классик отечественной географии. Основатель школы экономической географии.










Географы и их работа Специальность Примеры видов занятости Физическая география, география мираСиноптик, геолог, океанолог, почвовед, дипломат, работник туристического агентства, специалист по развитию сельского хозяйства. Экономическая географияЭксперт по размещению предприятия, исследователь рынка, транспортный менеджер, специалист по логистике, агент по недвижимости, работник консалтинговой фирмы. Региональная географияСпециалист по району в правительственном агентстве, бизнес-представитель, автор путеводителей. Картография и географическая информационная система Картограф, геодезист, специалист по географическим информационным системам, землеустроитель, издатель карт. География культуры и населенияДипломат, специалист консалтинговой фирмы, миротворец. ПриродопользованиеМенеджер по окружающей среде. Прокуратура. Географическое образованиеШкольный учитель, вузовский преподаватель, автор учебника. Редактор учебной литературы.




Методы географической науки ИсторическийЭкологическийМоделированиематематическийИсторическийЭкологическийМоделированиематематическийГеофизическийГеохимическийСоциологическийэкономическийГеофизическийГеохимическийСоциологическийэкономический Описательный – самый старый и главный. ЭкспедиционныйЛитературно-картографический Описательный – самый старый и главный. ЭкспедиционныйЛитературно-картографический общенаучныеКонкретно-научныеспецифические


Географы участвуют в решении таких вопросов: Как предохранить атмосферу и Мировой океан от загрязнения? Насколько человечество обеспечено ресурсами и не грозит ли ему «ресурсный голод»? Угрожает ли миру перенаселение. Каковы земельные ресурсы нашей планеты и наилучшие пути их исследования. Угрожает ли миру перенаселение. Каковы земельные ресурсы нашей планеты и наилучшие пути их исследования



Последние материалы раздела:

Какие есть волшебные предметы в русских сказках Помощники героев в волшебных сказках
Какие есть волшебные предметы в русских сказках Помощники героев в волшебных сказках

Сказочные помощники (2)О волшебных конях разговор особенный. Более всего выделяется из них Сивка-Бурка.. Он и сам говорит человеческим языком и...

Зюганов подарил Жириновскому правильный мёд Отношения с властью
Зюганов подарил Жириновскому правильный мёд Отношения с властью

Лидер КПРФ предстал в этот день в необычном качестве. Известно, что пчеловодство – его давнее увлечение. И вот Геннадий Андреевич решил открыть...

Составляющие компоненты процентный состав по объему Его составляющие компоненты
Составляющие компоненты процентный состав по объему Его составляющие компоненты

Не можете утром сгрести себя с постели и оторвать голову от подушки? Появилась нехватка сил в течение дня? Или, может, вы подхватили простуду...