Понятие «психологическая помощь». Основные виды психологической помощи

Психологическая поддержка, забота — это суть поглаживаний, без которых мы задыхаемся, болеем. Лестница показывает на какой ступеньке поддержки мы живем. Внутренняя поддержка или внешняя уже значения не имеет.

Виды психологической поддержки.

Транзактные психологи вслед за Эриком Берном различают несколько видов психологической поддержки или поглаживаний , которые мы даем, получаем, принимаем или отвергаем в течении всей жизни.

Недавно провел второй вебинар из цикла , на котором мы с его участниками подробно рассматривали профиль поглаживаний, как с ним работать, как привлекать поддержку в свою жизнь.

На нем мы рассмотрели виды поддержки — этих психологических поглаживаний, которые люди оказывают себе и друг другу.

ПОГЛАЖИВАНИЯ – это «психологический кислород», который придает нашей жизни смысл и ценность.

Всего набралось 4 пары видов поддержки:

ПОЗИТИВНЫЕ — НЕГАТИВНЫЕ

Позитивные поглаживания — это те, которые вызывают приятные, положительные эмоции.

Негативные — наоборот вызывают в нас негативные эмоции.

БЕЗУСЛОВНЫЕ — УСЛОВНЫЕ

Безусловные поглаживания — это поглаживания за то, каковы мы есть. Например, «ты — хороший», «я — весёлый человек».

Условные поглаживания — это поглаживания за то, что мы делаем. Например, «ты сегодня отлично справился с уборкой своей компнаты».

ВНУТРЕННИЕ — СОЦИАЛЬНЫЕ

Внутренние — поглаживания, которые мы даем сами себе. Например, «я отлично написал статью про поглаживания».

Социальные — поглаживания, которые мы даем другим. Например, «как здорово, что Вы подписались на мою рассылку».

ФИЗИЧЕСКИЕ — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

Физические — поглаживания, включающие физический контакт. Например, прямо сейчас погладьте себя по голове.

Психологические — поглаживания, подтверждающие мое физическое существование без физического контакта. Например, похвала или порицание.

Лесница поглаживаний, на какой ступеньке живете Вы?

В зависимости от видов поглаживаний и их сочетаний, а так же по принципу: «чем выше, тем ценней для психологического здоровья поддержка» выделяют лестницу поглаживаний, которая отражает то в каком поле поглаживаний Вы находитесь сейчас .

На какой ступени психологической поддержки находитесь Вы?

Итак, выделяют 5 ступеней качества признания на лестнице поглаживаний. Чем выше, тем ценнее для на поддержка и признание.

1. Отсутствие поглаживаний — это полное безразличие . Полное отсутствие поддержки. Надеюсь, что Вы не на этой ступеньке, поскольку она близка к изоляции, одиночеству и отвержению Вас как личности.

2. Негативные безусловные — поглаживание за негативные характеристики Вас самих . Пример: «Ты нежеланный ребенок».

3. Негативные условные — поглаживания за негативные характеристики того, что Вы делаете . Пример: «Ты часто опаздываешь на работу».

4. Позитивные условные — поглаживания за позитивные характеристики того, что Вы делаете . Пример: «Ты прилежно учишься».

5. Позитивные безусловные — поглаживания за позитивные характеристики Вас самих . Пример: «Ты хороший человек».

Психологический Практикум

Несомненно, в психологическом поддержании здоровья личности позитивные поглаживания (похвала) важнее негативных (критика), а безусловные ценнее условных.

Важно и то, кто нам дает поддержку и признание.

Ответьте последовательно на вопросы практикума в комментариях:

На каких 2-х ступеньках Вы находились в возрасте от 1 до 7 лет. Приведите примеры. Кто именно давал Вам тогда эти поглаживания?

На каких 2-х ступеньках Лестницы Вы жили в подростковом и юношеском периоде жизни? Кто именно поддерживал Вас и как, приведите примеры.

На каких 2-х ступеньках Лестницы Поглаживаний Вы находитесь сейчас? Кто эти люди от признания которых Вы зависите?

С какой ступени Лестницы Поддержки Вы поглаживаете своё ? Что мешает Вам подняться на 1 или даже 2 ступеньки выше?

С какой ступеньки Вы поглаживаете окружающих Вас людей: детей, родителей, сослуживцев, друзей и партнеров? Как то, как Вы даете поддержку сейчас связано с тем, какое признание Вы получали в детстве?

Поделитесь Лестнице Поглаживаний с Вашими друзьями!

Напишите в комментариях , ответы на вопросы Психологического Практикума и на вопрос: «Как Лестница поглаживаний Вашей жизни связана с Вашим ощущением счастья и благополучия?».

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • Мы с Вами уже рассмотрели структурную составляющую Вашей личности. Вы умеете составлять эгограмму. Сегодня обратим внимание на функциональный анализ […]
  • Продолжаем наблюдать (осуществлять сталкинг) за собой, чтобы определить какие наши поступки приносят энергию, а какие только тратят ее впустую. Во […]
  • Как осознать и изменить свой сценарий жизни - покажет серия из 9 вебинаров психолога счастья. Она пройдет в формате мастер-группы: "6+3 Сценарий […]
  • Психологический Практикум. Разложим колесо жизненного баланса в области здоровья. Баланс важен во всем, особенно в такой важной области жизни как […]

Одна из важнейших проблем, которая решается в школе, это проблема социально-психологической адаптации подростков к школе и к современной жизни в целом. Существует 4 системы условий , реализация которых приводит к успешным результатам в этой области, в том числе:

1. Принятие себя: все без исключения дети, даже благополучные, нуждаются в психологической поддержке – специальной работе по принятию себя.
2. Навыки достойного поведения: детей, так же как и взрослых, нужно учить таким навыкам взаимодействия с окружающими людьми, которые характерны для партнерского поведения.

Один из основных навыков такого поведения – поддержка.

Поддержка – это психотехнический прием, являющийся основным мотивирующим фактором учения, т.е. этот навык помогает нам решить еще одну злободневную проблему – проблему школьной мотивации.

Подростки, стремясь к независимости, проявляемой в первую очередь во внешних формах поведения, сохраняют на глубинном уровне необходимость психологической поддержки , а ее отсутствие является фактором, повышающим личностную тревожность.

Таким образом, освоение навыка оказания и принятия психологической поддержки , является важным фактором в решении многих значимых для подростка проблем.

Я привожу сценарий занятий по данной теме, которые с интересом посещают учащиеся 9-11 классов. Программа рассчитана на 6-8 занятий. Здесь я привожу сценарий первых трех занятий, остальные встречи проводятся как психодраматические, число встреч определяется количеством участников группы, желающих быть протагонистами.

Тема: “Психологическая поддержка”

Цели занятий:

1. Познакомить с понятиями “знак внимания”, “комплимент”, “похвала”, “поддержка”.
2. Познакомить с видами психологической поддержки.
3. Освоить навык психологической поддержки в различных ситуациях с помощью различных психотехнических приемов.
4. Дать участникам группы возможность пережить опыт принятия знаков внимания.
5. Дать участникам группы возможность почувствовать эффект поддерживающего отношения со стороны партнера, указывающего на то хорошее, что есть в нем самом, и что именно эта его внутренняя сила и может стать источником его самоуважения и личностного роста.
6. Помочь участникам группы понять, что любую затруднительную ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны, и испытать на себе такой способ реагирования, при котором самоуважение не снижается.
7. Повысить уровень доверия членов группы друг к другу.

Занятие № 1

В практической психологической работе часто встречаются с тем, что многие подростки жалуются на то, что окружающие их люди, в том числе близкие и друзья, не высказывают в их адрес достаточного одобрения, любви и внимания. Давайте посмотрим, насколько удовлетворяется ваша потребность в знаках внимания.

Упражнение № 1: Напишите на листе бумаги все области вашей жизни, которые для вас значимы, и оцените каждый из перечисленных пунктов знаком “+”, “–“ или “0” по пятибалльной шкале.

“+” поставьте против тех пунктов, где, на ваш взгляд вы, получаете достаточно знаков внимания;
“–“ поставьте там, где, на ваш взгляд, вас недооценивают;
“0” поставьте против тех пунктов, где вы вообще не получаете или почти не получаете знаков внимания.

Посмотрите на список и определите свой баланс знаков внимания.

Что вы имеете в виду, когда говорите о знаках внимания со стороны окружающих?

Давайте введем понятие “знак внимания” и входящие в него понятия “комплимент” , “похвала”, “поддержка”.

“Знак внимания” – высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость.

“Комплимент” – знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент.

“Похвала” – оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу.

Обратимся к толковому словарю: “Поддержать – придержать, не дать упасть”.

“Поддержка” – знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, сделанный в форме прямого речевого высказывания и касающейся той области, в которой у него в данный момент затруднения. Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого.

Упражнение №2: “Комплименты”.

Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний), стоя лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу образуют пару. Первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив, т.е. говорит ему что-либо приятное. Тот отвечает: “Да, конечно, но, кроме того, я еще и …” (называет то, что он в себе ценит, и считает, что заслуживает за это знаков внимания). Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и таким образом образуют новую пару. Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение №3: “Похвала”

Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний), стоя лицом друг к другу. Участники, стоящие лицом друг к другу, образуют пару. Первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив, т.е. хвалит его за что-либо. Тот отвечает: “Да, я знаю, а еще я лучше, чем другие …” (называет то, что он в себе ценит, и считает, что заслуживает за это знаков внимания). Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и таким образом образуют новую пару. Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение № 4: “Сильные стороны”

Участники делятся на пары. Первый член пары в течение минуты или двух рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать описанную ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать о них. Потом партнеры меняются ролями. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение № 5: “Все равно ты молодец, потому что…”

Упражнение выполняется в парах (это – другие пары по сравнению с предыдущим упражнением). Первый участник пары начинает рассказ со слов: “Меня не любят за то, что…”. Второй, выслушав, должен отреагировать, начиная словами: “Все равно ты молодец, потому что…”. Затем участники меняются ролями. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение № 6: “Поддержка”

Участник группы рассказывает сидящему слева от него о своей проблеме или затруднении, можно о том же, что и в предыдущем упражнении. Его партнер говорит что-то, что считает нужным, чтобы оказать поддержку говорящему, далее все повторяется до тех пор, пока все участники группы не побывают в роли оказывающего поддержку и принимающего ее. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Шеринг.

Занятие № 2

Упражнение № 1: “Свечка”

Все участники группа становятся в круг. Один из участников становится в центр круга и, закрыв глаза, падает на руки партнеров, а те подхватывают его и передают от одного к другому. Упражнение выполняется молча. Желательно, чтобы в центре круга побывали все участники группы. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение № 2: “Ладошка”

Положите на лист бумаги ладонь и обведите ее. На каждом пальчике напишите, пожалуйста, по одной положительной черте характера, присущей вам. Подпишите листочек и передайте по кругу. Получив листочек участника группы, на ладони напишите одну положительную черту, которая, на ваш взгляд, наиболее характерна для этого человека. Листочек, обойдя круг, возвращается к хозяину. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Тема нашей встречи: “Виды поддержки ”. Давайте обсудим, какие, на ваш взгляд, существуют виды поддержки.

В результате обсуждения составляется следующая таблица.

Виды поддержки

Вид поддержки

Псих. механизм

Возможные ошибки

Признание объективной сложности ситуаций.

– Да, это сложно.

– Как мне тебя жалко.

Снятие ответственности.

Драматизация ситуации

Уверенность в положительном исходе.

– Это пройдет.

– Это надо пережить.

“Свет в конце тоннеля”.

Снижение значимости проблемы; поспешные обобщения.

Присоединение.

– Я тебя хорошо понимаю.

– Я тоже через это прошел.

Защищенность; уменьшение чувства вины.

“Перетягивание одеяла на себя”.

Признание сильных сторон личности.

– Я вижу в тебе…

– Я знаю тебя…

– Ты сможешь, так как…

Повышение уверенности, самооценки. Расширение взгляда на собственную личность.

Лесть; комплимент (разговор о незначимых для данной ситуации качествах).

Безусловное принятие (любовь).

– Несмотря ни на что…

– Я все равно тебя люблю, ценю…

Защита. Признание своей ценности.

Неискренность.

– Может быть, могу помочь?

– Может быть, для тебя что-то сделать?

Лишение инициативы

(– Отойди, я все сделаю сам).

Указание на сильные стороны ситуации.

– Зато ты теперь…

Признание роста, расширение взглядов.

Снижение значимости ситуации.

Упражнение №3: “Виды поддержки”

Изобразите графически по десятибалльной шкале (вертикальная ось), какие виды поддержки (горизонтальная ось) более значимы для вас? Какие вы чаще оказываете другим? После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Шеринг.

Занятие 3

Упражнение №1: “Визуализация”

Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте одну из своих проблем в виде горы. Какие ваши сильные стороны помогут решить эту проблему? Представьте себе, что эти качества – это уступы в вашей горе. Поднимайтесь к вершине, опираясь на уступы. И вот вы на вершине. Вы – победитель. Побудьте в этом состоянии, насладитесь этим чувством. Откройте глаза. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение №2: “Трон”

В круг ставится стул-трон (желательно его оформить соответствующим образом). Каждый участник группы по очереди садится на трон, а остальные члены группы подходят к нему по одному кладут правую руку на плечо и “восхваляют” сидящего. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение №3: “Волшебники”

При вашем рождении не присутствовали “Волшебники”, сейчас мы это исправим. Приглашается один из участников группы – “новорожденный”. Он выбирает еще шестерых человек, которым он доверяет. “Новорожденный” садится на стул в центре круга, психолог сидит сзади, “Волшебники” – вокруг.

– Психолог: “Мы, “Волшебники”, дали тебе…(называет реальные положительные качества подростка).

– Психолог: “Мы дали тебе качества, которые, может быть, уже проявились, а может быть, еще проявятся в твоей жизни: мудрость, терпение, выносливость…"

– “Волшебники” произносят свои слова и поглаживают “новорожденного”.

– Психолог: “(имя), если у тебя есть конкретное желание и ты делаешь конкретные шаги для его исполнения, то оно обязательно исполнится. Главное - этого очень, очень хотеть. Побудь в этом состоянии. Насладись этим состоянием. Когда сможешь, открой глаза”.

Примечания

1. Слова “Волшебников”

– 1-й “Волшебник” (для девочек): “Как хорошо, что у нас родилась такая красивая девочка”.
(для мальчиков): “ Как хорошо, что у нас родился такой смелый и умный мальчик”.
– 2-й “Волшебник”: “Мы ждали именно тебя”.
– 3-й “Волшебник”: “Мы будем принимать тебя таким (ой), какой ты есть. Если даже ты совершишь ошибку, мы поймем тебя”.
– 4-й “Волшебник”: “Пусть тебе сопутствует удача”.
– 5-й “Волшебник”: “Бог улыбнулся, когда ты появился (лась) на свет”.
– 6-й “Волшебник”: “Когда ты окажешься в трудной ситуации, вспомни о нас, “Волшебниках”, о наших напутствиях”.

2. “Новорожденный” во время упражнения делает якорь.

3. Обязательно спрашиваем у “новорожденного”, до каких мест можно дотрагиваться. Движения “Волшебников” должны быть уверенными, носить поддерживающий характер.

4. “Волшебники” говорят в форме пожелания, нельзя говорить – придавливать.

Упражнение №4.

Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний), стоя лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу, ладони к ладоням, образуют пару и начинают борьбу. Первый член пары произносит слова: “Ты не сможешь!”, обращенные к партнеру, стоящему напротив, тот отвечает: “Я смогу!” Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и таким образом образуют новую пару. Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение № 4: “Дракон”

Обозначьте три проблемы, связанные с тем, что вы не можете что-либо сделать.

Я не могу…..
Я не могу….
Я не могу…

В круг приглашается один из участников группы. Он выбирает еще одного члена группы, которому он доверяет. Этот подросток будет играть роль Поддержки. В круг приглашается еще три участника группы на роль Дракона. Проводится черта. Головы дракона первоначально располагаются на расстоянии 2–3 метров от черты, затем одновременно ползут к черте, произнося каждый свое “не могу”. Дойдя до черты, головы встают и нападают на первого участника группы. По другую сторону от черты находится первый участник группы, за его спиной стоит Поддержка и всячески помогает в борьбе с Драконом: не дает отступить; произносит следующие фразы: “Борись с Драконом!”, “Ты смелый (ая), ты…” (называет качества, необходимые для решения указанных проблем).

В круг приглашается каждый участник группы. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Целью любого психологического вмешательства является изменение психического состояния и поведения индивида, в случае психологической помощи это устранение психологических проблем и нарушений поведения.

Психологическая помощь направлена на устранение психологических проблем и нарушений поведения посредством использования специальных научно обоснованных психологических методов

Выделяют различные виды психологической помощи, которые различаются целями, теоретическими ориентациями, лежащими в их основе, сферами применения, а также степенью профессионализма лица, которое эту помощь осуществляет. Важно понимать, что иногда психологическую помощь нам могут оказать и непрофессионалы родные и друзья, священнослужители и даже случайные знакомые, которым в данный момент небезразлично наше состояние. Кроме такой «стихийной» помощи, некоторые ее виды могут целенаправленно применять специально обученные добровольцы (Раздел 3).

В зависимости от основных целей помощи выделяют:
психологическое консультирование;
психотерапию;
психологическую коррекцию;
кризисное вмешательство;
психологическую реабилитацию;
психологический тренинг.

Психологическое консультирование ориентировано на помощь клиенту в разрешении определенной проблемной ситуации, дает возможность расширить его представления о различных аспектах своей личности, а также социального окружения.

Психотерапия ориентирована на улучшение психического состояния лиц, имеющих психические и поведенческие расстройства, устранение симптомов данных расстройств методами психологического воздействия.

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Кризисное вмешательство экстренная психологическая помощь лицам, находящимся в кризисном состоянии (жертвы межнациональных конфликтов, стихийных бедствий, катастроф; люди, потерявшие близких и др.), направленная на профилактику развития психических расстройств и нарушений поведения.

Психологическая реабилитация помощь больному, ориентированная на максимально полное восстановление его способностей, повышение качества жизни, улучшение социальной адаптации, интеграцию в общество, предотвращение развития стойких нарушений личности и негативных изменений жизненного стиля.

Психологический тренинг выработка у клиента необходимых психологических и поведенческих навыков: преодоления стресса, разрешения конфликтов, принятия решений и т.п.

Психологическая помощь может оказываться как индивидуально, так и в группе (семейная, групповая терапия), а также в рамках целой организации (организационное консультирование).

В зависимости от сфер применения М. Перре и У. Бауманн предлагают выделять психологопедагогические, организационнопсихологические и клиникопсихологические интервенции.

Жестких границ между различными видами психологической помощи не существует, они основываются на использовании сходных методов воздействия. Это касается прежде всего психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии.

Разделение между ними является в значительной степени искусственным и обусловлено законодательными ограничениями тех функций, которые может выполнять психолог в лечебном учреждении:
«В это время [конец 1970х гг., прим. автора] психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили преимущественно теоретический характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время более подготовлены к такого рода деятельности, особенно в качестве групповых психотерапевтов. Но поскольку психотерапия является лечебной практикой, а ею по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование, то распространение термина «психологическая коррекция» было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог психологической коррекцией. ... За рубежом более употребительным обозначением деятельности психолога в области психотерапии стал термин «психологическая психотерапия», в нашей стране «психологическая коррекция».

Из приведенной цитаты следует, что термин «психологическая коррекция» был введен с целью сделать более легитимной психологическую практику в клинике. Вместе с тем мы полагаем его использование вполне оправданным в тех случаях, когда речь идет о коррекции аномального развития.

Характер психологической помощи в значительной степени определяется теоретической ориентацией того или иного специалиста. В связи с этим американский психолог Р. Комер отмечает, что внутри профессиональной группы различий, вызванных теоретическими разногласиями, гораздо больше, чем, например, между врачами, клиническими психологами и социальными работниками, которые придерживаются одной концепции1. На сегодняшний день существует значительное количество направлений психологической помощи: психоанализ, бихевиоральная и когнитивно бихевиоральная терапия, экзистенциальная психотерапия, рациональноэмотивная терапия, гештальт терапия и др. Каждое из них определяется тем, что конкретно выдвигается в качестве основной причины возникновения психологических проблем у клиента и каковы основные характеристики здоровой, адаптированной личности. Важнейшие направления психотерапии будут рассмотрены в главе 1.4.

Одной из наиболее сложных на сегодняшний день задач является оценка эффективности психологической помощи. Самоотчетов пациентов, а также отчетов терапевтов недостаточно для точного определения достигнутых успехов. Дело в том, что и пациент, и терапевт, вложившие много сил в процесс лечения, склонны оценивать любые позитивные изменения в лечении как своего рода «воздаяние за труды»2. Кроме того, не всегда понятно, что использовать в качестве критерия успеха, через какое время после окончания терапии проводить измерения и, самое главное какие еще факторы повлияли на изменение состояния клиента.

Согласно немецкому психотерапевту В. Лаутербаху, наиболее исследованными в этом аспекте являются когнитивная и поведенческая психотерапия, клиентцентрированная психотерапия по К. Роджерсу, а также различные методы релаксации и гипноза. Результаты исследований свидетельствуют об их высокой эффективности. Заметим, что не включенные в этот перечень методы исследования также могут привести к желаемым результатам. Отсутствие сведений об успешности их применения в клинике во многом связано с теоретической ориентацией на идиографический подход к анализу данных (прежде всего это относится к различным классическим и современным направлениям психоанализа).

У. Бауманн и К. РейнеккерХехт отмечают, что исследование психологической помощи не должно ограничиваться только оценкой ее эффективности, необходимо подходить к данной проблеме дифференцированно, учитывать характер отношений между терапевтом и клиентом, техники терапии, особенности ее различных этапов1. Они предлагают использовать следующие критерии:
эффективность (наличие статистически и клинически значимых изменений, а также позитивные сдвиги, т.е. сдвиги, которые касаются широкого спектра ситуаций, отличаются устойчивостью, отсутствием негативных эффектов, т.е. ухудшение состояния, прекращение терапии и пр.);
рентабельность, т.е. разумное соотношение материальных и моральных затрат и пользы от оказания помощи;
степень удовлетворенности клиента;
теоретическая обоснованность.

Повышению эффективности деятельности в экстремаль­ных условиях способствует правильно организованная психологическая поддержка. Под ней понимается заданное воздействие на человека в целях облегчения его деятельности, перевода сопровождающих ее переживаний из негативного в позитивный аспект, в результате которого следует ожидать повышения эффективности деятельности. Психологическая поддержка должна быть непрерывной, начинаться в период профессионального отбора и подготовки к деятельности и продолжаться при ее выполнении . В соответствии с этим и должны планироваться этапы поддержки, ее задачи, содержание и формы воздействия.

В процессе профессионального отбора (приема на работу) психологическая поддержка призвана в случае отклоне­ния чьей-либо кандидатуры уменьшить, смягчить воз­можные негативные переживания у данного человека. При этом следует не только объяснить ему причину otклонния, но тут же, на основе психологического анализа качеств и свойств его личности, указать те специальности, в которых он может добиться хороших результатов.

На этапе обучения психологическая поддержка заклю­чается в индивидуальном подходе к каждому человеку, к проектированию и уточнению процесса обучения в зависимости от конкретных психологических свойств каждого обучаемого.

Однако наибольшее значение психологическая поддержка имеет на этапе непосредственного выполнения деятельности. При этом для дифференциации и организации системы воздействий на человека выделяют три аспекта психологической поддержки в соответствии с источником негативных субъективных переживаний .

Первый аспект - деятельностный . Смысл психологичес­ких мероприятий в рамках данного аспекта заключается прежде всего в повышении эффективности деятельности, поддержании ее на должном уровне. В качестве основного критерия для оценки результативности поддержки целесообразно, использовать соотношение между показателями тяжести деятельности и субъективными переживаниями ее легкости. Чем больше тяжесть и больше субъективная легкость при сохранении прежней эффективности рабо­ты, тем эффективнее воздействие средств психологичес­кой поддержки. Для реализации этого аспекта можно использовать любые средства оптимизации деятельности, применение системы индикации об изменении условий деятельности (т.е. применение подсказки).

Другим аспектом, тесно связанным с первым, является контроль и управление функциональным состоянием человека, его коррекция . Под воздействием условий де­ятельности и результатов их субъективного отражения у человека могут возникать состояния, которые в объек­тивном и субъективном смысле можно рассматривать как негативные, снижающие эффективность деятельности и ухудшающие психическое здоровье. Воздействие средств психологической поддержки в этих случаях направлено на нейтрализацию негативных состояний с тем, чтобы предотвратить нежелательные последствия.



И, наконец, третий аспект - социально-личностный . К нему относятся вопросы, связанные с динамикой мо­тивов, уровнем притязаний человека, со спецификой межличностных отношений в коллективе, социальным статусом человека, уровнем его тревожности и склонности к страхам и риску, психологической удовлетворенностью работой и т. п.

Несмотря на различие указанных аспектов психологической поддержки, можно указать общий момент, в котором нахо­дят отражение и могут быть оценены влияния разных фак­торов на человека и его субъективные переживания. Этим моментом является стресс и его разновидности: эустресс и дистресс. Поэтому следует выделить те ситуации, в которых психологическая поддержка необходима и наиболее эффек­тивна. К ним относятся, например, срывы деятельности и психические срывы, значительные сдвиги функционального состояния, значительные отклонения параметров рабочей среды и т. п. Специфика подобных ситуаций заключается, как правило, в дефиците времени для организации подде­ржки. Поэтому важным является вопрос об их прогнозиро­вании и подготовке возможных мероприятий по проведению воздействий на человека. Эти мероприятия по возможности должны быть заранее оговорены, и человек должен предва­рительно обучиться для организации деятельности и пове­дения в критических ситуациях .

Помощь может классифицироваться также по разным показателям.

По времени действия", неотложная - необходима при осложненных психических состояниях, суициде, в экстремальных ситуациях, случаях насилия и т.д.; продолжительная - оказывается при возникновении длительных осложненных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов при повседневном несении службы.

По направленности: прямая - направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью; опосредованная, когда воздействие и помощь оказываются клиенту через его семью, детей, друзей, родственников, через СМИ. При этом практический психолог может выполнять четыре наиболее важные функции «интервенции»: психодиагностическую, психопрофилактическую, психокоррекционную, организационно-диспетчерскую {социальную).

1. Психодиагностика. Самым разработанным направлением психологической службы в настоящее время является психодиагностика (ПД). В этом направлении имеется множество общепринятых психодиагностических тестов и методик, хорошо отработанных на практике.

Первый этап психодиагностики проходит при приеме на работу. На этом этапе используются методики, отработанные в классической психологии, не требующие адаптации к условиям деятельности.

Следующие моменты психодиагностики наступают на различных этапах адаптации к тому или иному виду трудовой деятельности, когда у клиента могут развиться нарушения, связанные с плохой адаптацией к новым требованиям среды (Човдырова Г.С., 1998, 2003).

  • 2. Психопрофилактика - это очень важное направление, которое имеет еще несколько видов: первичная, вторичная и третичная (см. в следующую главе).
  • 3. Организационно-диспетчерское (социальное) направление психологической службы - это еще одна важная область, имеющая несколько разделов:
    • организация контакта клиентов с различными институтами;
    • распределение к нужным специалистам: психиатру, невропатологу, юристу и др.
  • 4. Психокоррекционная работа (см. следующую главу) - это направление консультативной работы психологов, которая заслуживает специального освещения. В настоящее время много проблем, которые требуют своего разрешения по психокоррекции и медико-психологической реабилитации лиц, длительное время функционировавших в экстремальных условиях . Психологическая помощь может быть весьма разнообразной. К наиболее доступным и простым методам психокоррекции относятся методы личностно-ориентированного воздействия.
  • 1. Индивидуальная психологическая помощь осуществляется специалистом, психологом или психотерапевтом в виде индивидуальной беседы, консультации, психотерапевтического семинара. Наиболее распространенной формой является психологическое консультирование. Обращение к соответствующему специалисту не служит признаком психического заболевания, хотя, к сожалению, такое мнение все еще у нас бытует. Индивидуальнопсихологическое консультирование проводится, прежде всего, в целях оказания помощи личности в процессе ее становления для того, чтобы человек мог больше узнать о себе, понять и принять свою индивидуальность, разобраться с собственными проблемами и трудностями. Необходимым условием положительных взаимоотношений между психологом и консультируемым является установление контактов, которые характеризуются сотрудничеством, взаимопониманием и положительным принятием друг друга. Задача консультирующего психолога заключается, по сути, в стимулировании и поддержке клиента, находящегося в проблемной или кризисной ситуации. Психолог дает обратную связь, которая выражается в отражении, разъяснении существующей проблемы.

Индивидуально-психологическое консультирование может осуществляться с конкретными целями:

  • коррекции, изменения отношения личности к себе и развития способностей преодолевать в себе страхи, комплексы;
  • информирования по различным особенностям службы, предоставления информации по результатам психодиагностического исследования;
  • ориентации или переориентации на какой-либо вид деятельности, в том числе профессиональной.

В любом случае психологическая консультация всегда должна быть направлена на само осознание личности, на осознание сотрудником индивидуальных особенностей, желаний, целей, потенциальных способностей, чувств, мыслей и действий.

Необходимыми условиями психологического консультирования являются добровольное согласие на получение консультации, а также доверие консультируемого, его активность и творческое отношение к собственным проблемам. За тем, кто обращается за индивидуально-психологической помощью, всегда остается право принимать или не принимать оказываемую помощь и в конечном итоге самому решать свои проблемы.

Собственно индивидуальная консультация проводится с одним человеком и включает сбор сведений об основных уровнях психологической структуры данной личности. В этом случае психолог может опираться на исследование особенностей моторного развития консультируемого, внимания, памяти, нейродинамики, мышления, характера и других структур личности. В последние годы в связи с усложнением социально-бытовых возможностей и условий в такой форме индивидуальной консультации нуждаются 80-90% обследованных. Но практически это нереально в связи с повышенными нагрузками на одного психолога. Обычно после проведения первичной консультации для индивидуальной, более глубокой формы работы отбирают только наиболее нуждающихся в ней клиентов, т.е. всего охватываются 15-20% из числа нуждающихся. Далее в зависимости от психологических проблем клиента, которые необходимо разрешить, психолог выбирает один из видов психокоррекции и психотерапии:

  • психоаналитическую, семейную;
  • рациональную психотерапию с внушением в состоянии бодрствования (Човдырова Г.С., 1996, 1997, 1999);
  • методы суггестивного воздействия: косвенное внушение, обучение самовнушению на фоне аутогенной тренировки;
  • поведенческую психотерапию в виде включения в группу дебрифинга или систематической десенсибилизации (см. главу 4).
  • 2. Групповая психологическая помощь заключается в участии клиента в групповых тренинговых процедурах. В последние годы различные формы групповой психологической работы стали весьма популярными больше среди психотерапевтов в силу эффективности и большей экономичности по сравнению с индивидуальной работой в связи с возможностями охвата большего числа людей.

Психолог может организовать разнообразные тренинговые группы, это, прежде всего, группы по развитию навыков общения, гештальт-группы, группы психодрамы, так называемые Т-группы встреч. Менее известны группы телесной терапии, танцевальной терапии, терапии искусством, творческим самовыражением, тренинга умений и др. Участники психокоррекционных групп являются субъектами своих собственных изменений, ориентированными на самовыражение, личностный рост и развитие.

Среди психологов групповые формы работы еще не получили распространения и носят несколько формальный характер, их цель в основном информационная, чаще всего это лекции и беседы, с помощью которых клиентов можно сориентировать на какие-то целевые установки, придать выбору профессии личностный смысл. Наконец, можно сформировать у клиентов адекватную мотивацию, помочь осознать общественную значимость профессии.

Первичная групповая консультация должна проводиться с очень небольшой группой (3-7 человек) в доброжелательной свободной обстановке. Главное назначение первичной консультации состоит в определении мотивов выбора профессии, познавательных интересов, профессиональной направленности личности. На этапе первичной консультации для экономии времени целесообразно использование компьютерной техники, в результате чего консультант по готовым распечаткам дает комплексную интерпретацию полученных результатов.

Прежде всего, консультант может определить, в какой степени у этой группы выражены интересы и склонности к данной конкретной работе. Очень важно, когда психолог направляет определенные усилия на формирование профессиональных интересов и склонностей личности, выносливое терпимое отношение к трудностям и невзгодам службы.

Эффективность групповой работы повышается при использовании совместно с воспитателями учебных фильмов, художественных произведений, проведении экскурсий, организации встреч со специалистами разного профиля, коллективном обсуждении профессиональных проблем и т.п.

Кроме склонностей и интереса к какой-либо профессии, существенным компонентом является наличие особых способностей, которые помогут овладеть какой-то конкретной специальностью. Кроме того, необходимо учитывать показатели физического и психического здоровья.

В странах Запада сейчас в рамках управленческой психологии и педагогики рекомендуется в профессиональные планы включать представления об определенных этапах карьеры, т.е. вместе с профессиональным планом конструируются карьеро- граммы, во многом отражающие уровень притязаний личности и его самооценку.

  • См.: Човдырова Г.С. Психопрофилактика расстройств, связанных со стрессом,и проблемы повышения стрессоустойчивости личного состава МВД России вэкстремальных условиях: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. М., 2000.


Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...