Пунктуация в русском языке понятия. Какой из знаков создает самые большие трудности? Нужна помощь по изучению какой-либы темы

В давние времена, когда на Руси буквы уже были, а точек-запятых ещё не было, любой письменный текст был подобен непролазной чаще. Не было даже пробелов между словами. Да и то сказать, много ли напишешь на бересте или пергаменте, который к тому же ещё и дорог?

Сначала появились знаки, разделяющие предложения - пробел, а в нём крест, вертикальная волнистая черта или точка. Позже появились пробелы между словами. Тексты просветлели - в непроходимом лесу появились тропы и просеки. Читателю стало проще добираться до цели - точного и ясного понимания.

Пунктуация – это совокупность знаков препинания и система выработанных и закрепившихся правил их употребления. Точка по латыни `punctum`, и это первый и главный знак, точка отделяет одно предложение от другого. Ей помогают вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие - только они могут заключать фразу. Внутри предложения другие знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, скобки, кавычки.

Знаки структурируют текст - делят его на смысловые и логические отрезки, отвечают за интонационный рисунок текста.

Орфография - дисциплина очень строгая, за редчайшим исключением слово имеет одно и только одно написание, всё остальное - ошибки.

Пунктуация же гибка и подвижна. Автор письменного текста волен построить предложение исходя из его смысла, акцентируя внимание на тех или иных его элементах. Правила пунктуации сложны и разнообразны, но меняя по своему усмотрению структуру предложения, даже школьник может легко избежать «узких» мест. Не стоит писать длинными, на полстраницы предложениями, как Лев Толстой (ему можно, он - гений), иначе увязнешь в запятых, тире и прочих знаках.

Правила пунктуации описаны в справочниках и пособиях. Некоторые правила очень чёткие - знаки при обращении, причастных и деепричастных оборотах, однородных членах и так далее. Но в живом языке постоянно идут различные процессы. Например, нужно ли выделять запятыми поистине или во всяком случае? Тут только добрая воля автора, он ставит запятые в зависимости от пауз, логического ударения. В русском языке есть много вводных слов, но есть и такие слова, которые только движутся в эту сторону, и правила пунктуации здесь не очень строгие. А есть ещё авторские знаки…

Если мы затрудняемся в написании слова, мы всегда можем посмотреть в специальный словарь. А правила пунктуации можно сравнить с правилами дорожного движения - есть типичные случаи, а есть единичные, очень конкретные, и только автор может предложить нам единственно возможное очень красивое решение. Знаки препинания могут сделать письменный текст очень выразительным, они могут, пусть и отчасти, заменить интонацию, мимику и жесты, присущие устной речи.

Для создания понятного по смыслу текста в письменности необходимо знать некие правила, устанавливающие правильный порядок размещения знаков препинания, система которых составляет пунктуацию. Вопрос о том, что такое пунктуация и каково ее предназначение, рассматривают в школе с начальных классов. Знаки препинания, каждый из которых является неким вспомогательным составляющим в письменной речи, играют важную роль, состоящую в выполнении некоторых функций. О каждой из них речь пойдет в следующем параграфе статьи.

Главные функции знаков препинания

Для обеспечения однозначного восприятия написанного необходимо знать, что изучает пунктуация, и для правильного ее применения важно выделить предназначение ее элементов.

  • Во-первых, использование некоторых знаков позволяет закончить смысловой фрагмент в тексте. Эту роль выполняют такие знаки, как точка, вопросительный и восклицательный знаки.
  • Во-вторых, с помощью запятой, тире и двоеточия возможно выделить конкретные, требующие особого внимания фрагменты текста.
  • В-третьих, нередкой необходимостью является применение в предложении цитат, которые обязательно должны быть заключены в кавычки. Роль разъяснения и уточнения смысла примененного в предложении термина выполняют скобки.

Роль пунктуации

Пунктуация в теории имеет несколько основных направлений. Люди, являющиеся приверженцами логического направления, придерживаются мнения о том, что главная роль пунктуации заключается в определении смысла в письменности, что именно это является важным моментом для точного восприятия текста.

Что касается синтаксического направления, то одно из основных назначений пунктуации - разбиение с помощью знаков препинания текста на предложения, а предложений - на словосочетания. Такая функция знаков позволяет сделать текст достаточно наглядным и логичным. В интонационном направлении сторонники выделяют особую роль теории, которая определяет свое назначение знаков препинания. Оно заключается в создании определенной интонации, благодаря которой облегчается устное понимание и прочтение текста.

Чтобы правильно интерпретировать любой текст, важно точно подобрать знаки препинания, цель которых будет ориентирована на выполнение поставленной задачи. Кроме определенных правил пунктуации, являющихся обязательными в написании текстов, есть и свободные, авторские способы использования знаков препинания.

Что такое Пунктуация?


Пунктуация – это (позднелат. punctuatio, от лат. punctum - точка)

1. Собрание правил постановки знаков препинания. Русская пунктуация.

2. Расстановка знаков препинания в тексте. Ошибочная пунктуация. Особенности пунктуации в произведениях М. Горького.

3. То же, что знаки препинания. Пунктуационные знаки.

В истории русской пунктуации, по вопросу о ее основах и назначении, выделились три основных направления: логическое, синтаксическое и интонационное.

Теоретиком логического, или смыслового, направления был Ф.И. Буслаев. Исходя из положения, что “для большей ясности и определительности в изложении мыслей на письме принято отделять слова и целые предложения знаками препинания (т. е. знаками остановки)”, Буслаев сформулировал свое понимание назначения пунктуации:

“Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение; 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему. Первому требованию удовлетворяют: запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:) и точка (.); второму - знаки: восклицательный (!) и вопросительный (?), многоточие (...) и тире (-) К логической (разделительной) функции первой группы знаков препинания Буслаев добавляет функцию стилистическую: основные правила их употребления “определяются риторическим разбором речи периодической и отрывистой В нашу эпоху смысловое понимание основ русской пунктуации (к ней близка немецкая пунктуация, но расходится с нею французская и английская пунктуация) нашло свое выражение в работах С. И. Абакумова и А. Б. Шапиро. Первый из них отмечает, что “основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы указывать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме Хотя, как указывает дальше С. И. Абакумов, “употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу грамматическими (синтаксическими) правилами”, он, однако, считает, что “в основе правил все же лежит смысл высказывания

А. Б. Шапиро находит, что “основная роль пунктуации - обозначение тех смысловых отношений и оттенков, которые, будучи важны для понимания письменного текста, не могут быть выражены лексическими и синтаксическими средствами

Синтаксическое направление в теории пунктуации, получившее широкое распространение в практике ее преподавания, исходит из того, что знаки препинания призваны в первую очередь делать наглядным синтаксический строй речи, выделять отдельные предложения и их части. Один из виднейших представителей этого направления Я. К. Грот считал, что посредством основных знаков препинания (точки, точки с запятой, двоеточия и запятой) дается “указание большей или меньшей связи между предложениями, а отчасти и между членами предложений”, которое служит “для облегчения читателю понимания писаной речиОтносительно вопросительного и восклицательного знаков Грот указывает, что они служат “для показания тона речи Представители интонационной теории полагают, что знаки препинания служат “для обозначения ритмики и мелодики фразы, иначе фразовой интонации” (Л.В.Щерба), что они отражают “в огромном большинстве случаев не грамматическое, а декламационно-психологическое расчленение речи” (А. М. П е ш к о в с к и и), что они нужны “для передачи мелодии речи, темпа ее и пауз” (Л. А. Булаховский).

Несмотря на значительное расхождение взглядов представителей разных направлений, общим у них отмечается признание коммуникативной функции пунктуации, являющейся важным средством оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое членение речи. Так, точка обозначает законченность предложения в понимании пишущего;

постановка запятых между однородными членами предложения показывает синтаксическое равноправие элементов предложения, выражающих равноправные понятия, и т. д.

В значительной степени наша пунктуационная система строится на синтаксической основе (ср. формулировки большей части пунктуационных правил). Это отнюдь не означает, что пунктуация копирует структуру предложения, подчиняясь ей: последняя сама обусловлена смыслом высказывания, поэтому исходным моментом для строения предложения и для выбора знаков препинания является смысловая сторона речи. Ср. случаи постановки знака препинания, не связанные с синтаксическими правилами, например постановку так называемого интонационного тире:

1) Ходить долго - не мог; 2) Ходить - долго не моё. Этот пример показывает, что наша пунктуация связана также с интонацией. Однако и в этом случае нет прямой зависимости первой от второй: обе служат средствами выражения грамматико-семантических отношений. между элементами высказывания (интонация выполняет эту функцию в устной речи, а пунктуация - в речи письменной). Нередко наблюдается несовпадение пунктуации и интонации (ритмомелодики). Так, в предложении Розовое женское платье мелькнуло в темной зелени (Тургенев) пауза между составом подлежащего и составом сказуемого (после слова платье) не обозначается на письме никаким знаком препинания. С другой стороны, в предложении Под мышкой мальчик нес какой-то узел и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке (Лермонтов) после союза и пауза не делается, но в соответствии с существующим правилом здесь ставится запятая (попутно можно отметить, что пауза в этом предложении делается перед союзом и, но пунктуационным знаком она не отмечается).

Указывая на членение речи, знаки препинания вместе с тем служат средством выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Так, постановка вопросительного знака в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания; восклицательный знак одновременно указывает на законченность предложения и на эмоциональный его характер и т. д. В некоторых случаях знаки препинания являются основным или единственным средством выявления смысловых отношений, которые не могут быть выражены в письменном тексте грамматическими и лексическими средствами. Ср. постановку запятой, тире и двоеточия в одном и том же бессоюзном сложном предложении: Молодежь ушла, на вечере стало скучно (указывается последовательность явлений); Молодежь ушла - на вечере стало скучно (во второй части указывается следствие, результат действия, обозначенного в первой части);

Молодежь ушла: на вечере стало скучно (выявляются причинно-следственные отношения с указанием причины во второй части). Ср. также постановку или, отсутствие запятых в предложениях, в которых вводные слова и члены предложения лексически совпадают: Врач, может быть, у себя в кабинете.- Врач может быть у себя в кабинете. Соответствующая пунктуация дает возможность понять роль определений, предшествующих определяемому существительному: клубы густого, черного дыма (определения однородны) - клубы густого черного дыма (определения неоднородны).

Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие различные пунктуационные варианты, связанные не только со смысловыми оттенками, но и со стилистическими особенностями письменного текста.

Любому из нас в школе приходилось писать диктанты по родному языку. И, наверное, самым обидным было снижение итоговой оценки из-за пропущенной или лишней запятой. Давайте узнаем, почему этот символ и подобные ему так важны в языке, и какая наука специализируется на этом вопросе.

Что изучает пунктуация?

В конце предыдущего предложения стоит известный всем нам который сигнализирует каждому читателю, что это вопрос, а не утверждение. Именно на изучении подобных сигнальных элементов и концентрируется такая наука, как пунктуация.

Причем она специализируется не только на формировании и регулировании норм и правил постановки пунктуационных знаков, но также изучает их историю.

Для чего она нужна?

Узнав, что изучает пунктуация, стоит обратить внимание на ее практическую ценность. Ведь, к примеру, практическое значение орфографии понятно большинству из нас - если не приучать людей правильно писать, окружающим станет непонятно, что они хотят сказать: полет или помет и т. п. При этом многие "жертвы" школьных пунктуационных репрессий до сих пор недоумевают: какая разница, где ставить запятую, зачем она вообще нужна, и почему для изучения ее была сформирована целая наука.

Давайте разберемся. Итак, пунктуация важна для облегчения восприятия текста. С ее помощью предложения или их части отделяются друг от друга. Это позволяет пишущему сконцентрировать внимание на нужной ему мысли.

Чтобы более наглядно понять значение пунктуационных знаков, стоит вспомнить "бородатый" пример из мультфильма "В стране невыученых уроков" - "Казнить нельзя помиловать".

От того, в каком месте будет поставлена запятая, зависела жизнь главного героя - Вити Перестукина. Если бы он ее поставил таким образом: "Казнить, нельзя помиловать" - Вите грозила бы смерть. К счастью, мальчик правильно перенес знак: "Казнить нельзя, помиловать", и таким образом спасся.

Помимо акцентирования внимания на определенных частях предложения, именно пунктуация часто помогает понять его смысл.

Например, если в конце предложения "Наша мама пришла" поставить просто точку, это будет констатация факта прихода матери.

Если заменить ее на вопросительный знак - это будет уже не утверждение свершившегося факта, а вопрос: "Наша мама пришла?".

Этимология термина

Рассмотрев, что изучает пунктуация и для чего она нужна, можно обратить внимание на происхождение этого понятия.

Изучаемый термин был образован от латинского слова punctum, которое переводится как точка. Исходя из этого, можно предполагать, что первым знаком препинания в истории является именно точка (во всяком случае в русской пунктуации это так).

Считается, что древние греки стали первыми использовать ее, как знак окончания предложения или даже целого абзаца.

Знаки препинания

Зная, что изучает пунктуация, стоит более подробно остановиться на этом. Иначе говоря, давайте уделим внимание препинательным знакам. Также они именуются пунктуационными и являются элементами письменности, необходимыми для достижения таких целей.

Основные из них такие:

  • Разделение/выделение слов, словосочетаний, смысловых отрезков в предложении или целом тексте.
  • Указывают на грамматические, а иногда и логические связи между словами.
  • Указывают на эмоциональный окрас предложения и его коммуникативный тип.
  • Сигнализируют о законченности/незаконченности высказывания/мысли.

В отличие от слов, пунктуационные символы не являются членами предложения, хотя и выполняют в нем весьма важные функции.

Необходимость подобных знаков подчеркивается тем, что в большинстве текстовых редакторов при проверке правописания ошибки в пунктуации выделяются отдельным цветом - зеленым, в то время как орфографические - красным.

Виды знаков препинания, которые есть в русском языке

Чтобы вспомнить, какие именно разделительные символы применяются в русском, стоит вспомнить любой урок о пунктуации. На нем обязательно упоминалось о большинстве подобных элементов. Все они делятся на две категории: парные и непарные.

Первых значительно меньшее количество: кавычки "", скобки (), 2 запятые и 2 тире.

Они служат для выделения какого-то слова, словосочетания или части предложения и всегда применяются вместе, функционируя как единое целое.

При этом кавычки также используются для выделения названий на кириллице и как обозначение прямой речи.

Кстати, самые распространенные ошибки в пунктуации парных знаков - это забыть поставить второй из них.

Непарных пунктуационных символов значительно больше. Они делятся на группы, согласно своим прямым функциям. Причем некоторые из них способны выполнять не одну, а сразу две роли.


Анализируя вышесказанное, можно заметить, что ничего не было сказано об апострофе. Однако данный символ относится к орфографическим, а не пунктуационным. Поэтом речь о нем в данном контексте быть не может.

История русской пунктуации

В Российской империи пунктуации как таковой не существовало до второй половины XV в. И лишь в 80-х годах начала использовать точка.

Примерно через 40 лет в грамматике стали ставиться запятые.

Соединение этих символов в один (точку с запятой) произошло позже. Причем проверка пунктуации древних текстов показала, что изначально он выполнял функции вопросительного знака. Так что если при чтении документа, датируемого ранее XVIII в., будет стоять вопросительный знак, можно сделать вывод, что, вероятно, бумага является подделкой.

Однако с XVIII в. для обозначения вопроса стал применяться особый символ. Кстати, в тот же период в империи стал использоваться и восклицательный знак, который изначально сигнализировал об удивлении, а не о восклицании. Именно поэтому он носил название "удивительная".

Первым парным знаком в грамматике российского языка стали круглые скобки, впервые отмеченные при проверке пунктуации в документе 1619 г.

Тире, кавычки и многоточие появились тоже только в XVIII в. Причем одним из первых и главных их популяризаторов стал Николай Карамзин.

Необычные знаки препинания, которые не применяются в современном русском языке

Помимо хорошо известных нам символов, существует еще ряд знаков, которые не признаны русской и многими другими грамматиками. Если их попробовать поставить в текстовом редакторе, обязательно последует сообщение о необходимости исправления пунктуации в предложении.

  • Интерробанг - гибрид вопросительного и восклицательного знаков.
  • Риторический вопросительный знак, выглядящий как зеркальное отражение обычного символа такого рода. Он применялся в английском лишь несколько десятилетий в конце XVII в.
  • Иронический знак. Внешне похож на вышеупомянутый, но немного меньше и ставился в начале предложения. Возник во Франции XIX в.
  • Любовный символ, который советуют применять в поздравительных открытках. Он выглядит как вопросительный знак и его отражение, вместе образующие сердечко.
  • Согласительный символ выглядит как два восклицательных написанных от одной точки. Символизирует выражение доброй воли.
  • Знак уверенности. Выглядит как перечеркнутый в виде креста восклицательный символ.
  • Авторитетный. Похож на предыдущий, однако его перечеркивает не прямая, а лига. Применяется в приказах или советах.
  • Астеризм. Похож на три звездочки, размещенные в виде перевернутой пирамиды. Ранее служил для разделения смысловых глав, а также частей книг или обозначал незначительные перерывы в длинном тексте.
  • Восклицательная и вопросительные запятые. Предназначены для интонационного выделение слов или фраз внутри предложения.

Культура речи всегда определялась ее правильностью. Самой первой ступенью является знание принципов русского языка.

Нормы русского языка

Норма (произошло от латинского norma - дословно "наугольник", переносное значение - «правило») - общепринятый обязательный порядок. Все разделы языка управляются определенным образом. Современный русский язык руководствуется различными правилами. Это орфографические и пунктуационные нормы. Они бывают орфоэпические (фонетические) и фразеологические, морфологические и синтаксические, стилистические.

Например, орфографические нормы регламентируют выбор графического написания слова. Пунктуационные определяют выбор знаков препинания, а также их расстановку в тексте.

Нормы пунктуации

Пунктуационная норма - это правило, указывающее применение или не применение при письме тех или иных знаков препинания. Изучение пунктуационных норм обусловливает владение литературным языком. Эти приципы определяют культуру речи в целом. Правильное применение пунктуации должно обеспечить взаимопонимание пишущего человека с читателем написанного текста.

Применение знаков препинания закреплено правилами. Пунктуационная норма регулирует выбор вариантов построения предложений. Также она осуществляет контроль речи говорящего. Правда, оценка «верно - неверно» применительно к пунктуационной норме во многом зависит от субъекта. Русская пунктуация чрезвычайно гибкая.

Значение пунктуации

Русский язык не зря назван великим и могучим. Но он не является застывшим и неизменным. Русская речь насыщается неологизмами и словами, пришедшими из других языков. Точно так же перенимаются и пунктуационные нормы в попытке отразить процесс интеграции. Но никогда нельзя забывать об уважении к языку как к наследию, отточенному вековой историей нашего народа.



Последние материалы раздела:

Образ собаки как показатель нравственных качеств человека
Образ собаки как показатель нравственных качеств человека

Перед нами один из таких рассказов как «Белый пудель», это не выдуманная история, а сюжет, основанный на реальных событиях. С этой группой артистов...

Кто такие возвращенцы, и почему они молчат об инопланетянах Как инопланетяне внедряются в землян
Кто такие возвращенцы, и почему они молчат об инопланетянах Как инопланетяне внедряются в землян

300 тысяч землян утверждают, что общались с пришельцами Анастасия Балковская Неопознанные летающие объекты, то и дело появляющиеся в небе, наши...

Вектор индукции электрического поля
Вектор индукции электрического поля

Закон взаимодействия электрических зарядов - закон Кулона - можно сформулировать иначе, в виде так называемой теоремы Гаусса. Теорема Гаусса...