Сколько весит эсминец. Эскадренный миноносец

Эсминец «Бурный» (1901) перед отправкой в Порт-Артур. Октябрь 1902 года.

Эскадренный миноносец (сокр. эсминец ) - класс многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей , предназначенных для борьбы с подводными лодками , летательными аппаратами (в том числе ракетами) и кораблями противника, а также для охраны и обороны соединений кораблей или конвоев судов при переходе морем. Эскадренные миноносцы могут также использоваться для разведывательной и дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений .

Происхождение названия

Русское название «миноносец» происходит от того, что в дореволюционной России торпеды назывались «самодвижущимися минами». Обозначение же «эскадренный» указывает на способность кораблей этого класса действовать в составе эскадры в океанской и морской зоне. Это название пришло в русский язык из французской терминологии конца XIX - начала XX века (torpilleur d’escadre) . За границей же, включая современный французский язык, наибольшее распространение получили кальки с английского названия англ. Destroyer («истребитель») - фр. destroyer , нем. Zerstörer , польск. niszczyciel , и так далее. Этот термин, в свою очередь, изначально являлся сокращением от Torpedo boat destroyer - «истребитель миноносцев», что связано с тем, что первоначальным назначением кораблей этого класса считался перехват приближающихся к эскадре тяжёлых кораблей вражеских миноносцев и их уничтожение артиллерийским огнём (против небольшого корабля, движущегося со скоростью 30 и более узлов, торпеды тех лет не были эффективным оружием). В русском флоте времён русско-японской войны эти корабли также называли «истребителями». В отличие от эскадренных миноносцев, «обычные» миноносцы оставались классом лёгких кораблей, не имеющих мощного артиллерийского вооружения, часто со сравнительно низкими мореходностью и автономностью.

Первая в мире успешная атака двумя торпедами была осуществлена 14 января 1878 года во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов минными катерами «Чесма» и «Синоп»; в ходе неё был потоплен сторожевой турецкий пароход «Интибах» .

Под впечатлением, с одной стороны успешных действий русских минных катеров в действиях против турецких кораблей, а с другой - быстрого роста возможностей торпедного оружия, родилась концепция «миноносного флота». Её автором стал французский адмирал Обэ, морской министр и глава так называемой «молодой школы » теоретиков морской войны. Согласно этой концепции, для обороны прибрежных вод необходимо иметь не броненосцы и канонерские лодки, а множество малых быстроходных миноносок. Атакуя одновременно с разных направлений, они пустят ко дну любую эскадру, состоящую из тихоходных и неповоротливых броненосных кораблей. Доктрина «молодой школы» быстро приобрела много сторонников, как во Франции, так и за её пределами, так как она позволяла отказаться от дорогостоящего строительства броненосного флота в пользу гораздо более дешёвого «москитного флота» .

Хотя маленькие, с небольшим запасом хода миноносцы могли быть легко уничтожены в дневное время задолго до того, как они приблизились бы на дистанцию эффективной торпедной атаки, ночью они могли проводить успешные торпедные атаки судов противника, либо действовать в составе флота больших кораблей, пока этот флот находился вблизи своей базы. Это привело к необходимости установки большого количества «противоминных» малокалиберных артиллерийских орудий на больших кораблях. Десятилетие 1880-х годов было отмечено своеобразным «миноносным» бумом: флота Великобритании, Франции, России, Австро-Венгрии, Италии, Германии и США, а также флота малых стран Европы (Дании, Швеции и др.) начали активно пополняться сериями кораблей нового класса. К 1 января 1886 года в тройку лидеров по числу миноносцев, находящихся в составе их флотов, входили Великобритания (129 миноносцев, в том числе 26 мореходных), Россия (119 миноносцев, в том числе 6 мореходных) и Франция (77 миноносцев, в том числе 23 мореходных) .

Возникновение класса эскадренных миноносцев

Морские страны осознали необходимость борьбы с этой опасностью и приступили к созданию класса кораблей, предназначенных для уничтожения миноносцев и более мелких торпедных судов - минных катеров и миноносок . Эти корабли должны были стать такими же быстрыми, как миноносцы, и иметь в составе вооружения помимо торпед ещё и артиллерию; они должны были создавать заслон на некотором удалении от сил основного флота и не допускать миноносцы на дистанцию атаки. Однако уже в те времена было понятно, что у этой концепции есть свои проблемы. Хотя такие корабли и могли уничтожать миноносцы, сами они, действуя вдали от своего флота, были практически беззащитны против крупных боевых кораблей. Другой проблемой было то, что из-за малого водоизмещения миноносцы имели небольшой запас хода. «Истребители миноносцев» же, предназначенные для защиты основного флота, должны были иметь такой же запас хода, как у других кораблей флота, поэтому они обычно имели намного большее водоизмещение, чем катера и миноносцы, которым они должны были противостоять.

Прототипы «истребителей миноносцев»

Английский таранный миноносец HMS Polyphemus (1881).

Почти сразу после японского заказа в конце 1885 года британская фирма J&G Thompson по заказу Испании начала строительство корабля для борьбы с миноносцами, который получил имя «Деструктор ». Он был спущен на воду в 1886 году и вступил в строй в , однако по различным причинам до 1892 года оставался собственностью фирмы, после чего был передан заказчику. При водоизмещении 386 т и скорости 22,7 узлов он был вооружён одним 65-мм (по другим данным - 90-мм) орудием, четырьмя 57-мм и двумя 47-мм скорострельными пушками, а также пятью 381-мм торпедными аппаратами ; по традиции «Деструктор» имел съёмную трёхмачтовую парусную оснастку. В испанском флоте «Деструктор» классифицировался как торпедная канонерская лодка .

Первые эскадренные миноносцы

Достигнутые в начале 1890-х годов значительные успехи французских миноносцев, с которыми в ходе путешествия по Франции и посещения французских верфей удалось ознакомиться известному английскому кораблестроителю Альфреду Ярроу , заставили последнего обратиться в начале 1892 года к молодому, занявшему 1 февраля 1892 года пост Третьего лорда Адмиралтейства - Контролёра флота, контр-адмиралу Джону Фишеру с проектом «суперминоносца», который должен был затмить быстроходные французские корабли данного класса. Инициатива Ярроу была поддержана Фишером. На вопрос Ярроу, как будут называться новые корабли, Третий лорд Адмиралтейства ответил: «Мы назовём их истребителями (англ. destroyers ), так как их задача - уничтожать французские миноносцы» . В документах корабли нового класса первоначально именовались «истребители миноносцев» (англ. torpedoboats destroyers ), но позднее их стали называть просто «истребителями» .

Английский миноносец HMS Daring (1893).

Первыми кораблями, названными «истребителями миноносцев», стали шесть кораблей так называемого «26-узлового » типа, построенные для английского флота в 1892 году , и спущенные на воду в 1893 году . Их строили (парами) три частные фирмы («Ярроу», «Торникрофт» и «Лэрд»): заказ на первые два (HMS Daring и HMS Decoy ) был выдан 27 июня 1892 года, на следующие 2 (HMS Havock и HMS Hornet ) - 2 июля , а на последние 2 (HMS Farret и HMS Linx ) - 6 января 1893 года . Несмотря на имевшиеся внешние различия, они оказались очень схожи между собой. Они имели полное водоизмещение около 270-280 т, скорость 26 узлов , вооружены 1 12-фунтовым (76-мм) орудием, 3 6-фунтовыми (57-мм) орудиями, и 3 457-мм торпедными аппаратами. Из-за опасения перегрузки их не рассматривали как корабли, имевшие назначение быть одновременно и «истребителями» и «торпедоносцами»: в зависимости от обстановки они должны были решать либо ту, либо иную задачу, для чего эти экспериментальные «истребители» и проектировались под сменное вооружение . В период проведения испытаний и при дальнейшей эксплуатации было установлено, что одновременная установка артиллерии и торпедных аппаратов нисколько не уменьшает их скорости и маневренных качеств .

Экспериментальные «истребители миноносцев» 26-узлового типа на десятилетие вперёд определили особенности внешнего облика британских кораблей этого класса: гладкопалубный корпус , покрытие носовой части корпуса карапасом («черепашьим панцирем»), за которым располагалась боевая рубка с установленной над ней платформой 76-мм орудия; по бокам от рубки располагались ограждения-волноломы, защищавшие 57-мм орудия .

Эскадренные миноносцы 1894-1905 годов

Американский эсминец USS Bainbridge (DD-1).

Развитие эсминцев в начале XX века

Рост численности эскадренных миноносцев в 1892-1918 годах
Дата
1892 год 1900 год 1904 год 1914 год 1918 год
Великобритания 0 75 131 243 433
Франция 0 2 31 н/д н/д
Германия 0 1 47 210 311
Россия 0 1 60 75 105
Италия 0 н/д 15 н/д н/д
Япония н/д 8 19 н/д н/д
США н/д 16 н/д н/д н/д

Теоретические рассуждения о боевом применении эсминцев

Первоначальное назначение эсминцев - борьба с миноносцами, но вскоре в ВМС разных стран осознали, что быстроходные эсминцы можно использовать более гибко. Английский вице-адмирал сэр Балдуин Уокер так описывал роль эсминцев в Королевском Военно-морском Флоте:

  • Защита флота от вражеских торпедных кораблей
  • Разведка вражеских берегов перед приближением своего флота
  • Наблюдение за вражескими портами с целью беспокойства их торпедных кораблей и предотвращения их возвращения в порт.
  • Атака вражеского флота.

Русско-японская война

Первый значительный боевой эпизод с участием эскадренных миноносцев (по японской классификации - «истребитель» или «миноносец», по русской - «миноносец» ) произошёл во время Русско-японской войны . В ночь с на 27 января 1904 года 10 японскими эсминцами была произведена ночная торпедная атака кораблей русской эскадры, стоявшей на якоре на рейде Порт-Артура . Всего за час было выпущено 16 торпед , 3 из которых достигли цели и повредили русские броненосцы «Цесаревич» , «Ретвизан» и крейсер «Паллада» .

Во время войны эсминцы получили новое назначение - защищать флот от подводных атак. Подводные лодки , активно использовавшиеся во время войны, могли скрытно приблизиться и торпедировать надводные корабли. Эсминцы первой мировой имели достаточную скорость и вооружение, чтобы атаковать подлодки до того, как они погрузятся - либо артиллерийским огнём, либо тараном. Так как эсминцы имели достаточно малую осадкуя и большую скорость, торпедировать их было сложно, торпеды чаще всего проходили мимо либо под килем корабля.

Желание атаковать подлодки в подводном положении привело к быстрым изменениям в конструкции эсминцев, их корпуса стали усиливать для таранов, оборудовать глубинными бомбами и гидрофонами для обнаружения подводных целей. Первым случаем атаки подлодки эсминцем был таран немецкой подлодки U.19 английским эсминцем «Бэджер» (англ. Badger ) 29 октября г. U.19 была только повреждена, но в следующем месяце эсминец «Гэрри» (англ. Garry ) успешно потопил лодку U.18 . Первый случай уничтожения подлодки глубинной бомбой был 4 декабря г., когда UC.19 была потоплена эсминцем «Ллевеллин» (англ. Llewellyn ).

Английский HMS Swift (1907) - первый «лидер эсминцев» или «суперэсминец».

Подводная угроза привела к тому, что многие эсминцы были направлены на охоту за подлодками; после того, как Германия летом г. приняла решение о неограниченной подводной войне, эсминцы стали назначать в конвои торговых судов. После вступления Америки в войну, американские эсминцы присоединились к военным действиям. В Средиземноморье на стороне Антанты действовал даже дивизион японских эсминцев. Конвойная служба оказалась не менее опасной, чем боевая: из общих потерь британских эсминцев (было потеряно 67 эсминцев и 3 лидера ), 18 были потеряны от столкновений и 12 затонули.

В годы войны Германский флот по различным причинам потерял 68 эсминцев и миноносцев .

К концу войны высшим достижением в строительстве эсминцев считался британский тип W.

В середине Первой мировой в Великобритании появился новый подкласс эсминцев - «лидер эсминцев », большего водоизмещения, с более высокой скоростью хода и с более сильным артиллерийским вооружением, чем у обычных эсминцев. Корабль предназначался для артиллерийской поддержки, вывода в атаку эсминцев, борьбы с эсминцами противника, управления группами эскадренных миноносцев и мог выполнять роль разведчика при эскадре крупных кораблей.

Межвоенный период

В послевоенное время продолжилась наметившаяся тенденция к увеличению размеров эсминцев и улучшению их вооружения. Во время войны был упущен ряд возможностей атаковать корабли вражеского флота из-за того, что все торпеды выпускались в первом залпе. В английских эсминцах типов V и W в конце войны пытались решить эту проблему установкой 6 торпедных труб в двух строенных аппаратах, вместо 4-х или 2-х труб в ранних моделях. Это стало стандартом для эсминцев начала 1920-х гг.

Следующей крупным нововведением в строительстве эсминцев стали японские корабли типа «Фубуки» (яп. 吹雪 ). Головной корабль был спроектирован в и передан флоту в г. Их вооружение включало в себя 6 мощных пятидюймовых орудий и 3 трёхтрубных торпедных аппарата. Вторая группа кораблей этого типа получила орудия с бо́льшим углом возвышения для использования в качестве зенитных и 610-мм кислородными торпедами типа 93 (американское обозначение «Лонг Лэнс» англ. Long Lance - «Длинное копье»). В более поздних эсминцах типа «Ариаки» 1931 г. японцы ещё более улучшили своё торпедное оружие путем размещения запасных торпед в надстройке, тем ускорив перезарядку торпедных аппаратов до 15 минут.

Остальные морские страны начали строительство подобных больших эсминцев. Американский эсминец проекта «Портер» позаимствовал спаренные пятидюймовые орудия, а в эсминцах проектов «Мэхен» (англ. Mahan ) и «Гридли» (англ. Gridley ) (1934 г.) увеличили количество торпедных труб соответственно до 12 и до 16.

Из средств обнаружения подводных лодок имелся сонар , или «Асдик» (англ. ASDIC ) . Оружие для борьбы с подлодками со времени Первой мировой изменилось незначительно, носовые бомбометы, нужду в которых показала Вторая мировая война, не развивались.

Вторая мировая война

Эсминцы были наиболее массовыми надводными кораблями Второй мировой и участвовали практически во всех значительных морских сражениях на всех морских театрах военных действий, оказавшись в положении «расходного материала» флота. Некоторое представление о интенсивности их использования может дать статистика потерь: английский флот из 389 участвовавших в войне эсминцев потерял 144, немецкий из 21 имевшегося к началу войны и 19 построенных во время войны потерял 25, Япония из 168 эсминцев потеряла 132, США потеряли около 80 эсминцев, СССР потерял 34 эсминца . Некоторые (в частности, германские) эсминцы этого периода даже не имели собственных названий, только бортовые номера.

Послевоенное время

В конце 1940-х - начале 1950-х гг., на основе опыта войны, был построен ряд эсминцев с традиционным вооружением. Они были значительно большими по размеру, чем корабли времён 2-ой мировой, вооружены полностью автоматизированными орудиями главного калибра, радаром, сонаром, а также оружием для борьбы с подводными лодками, таким как бомбомёты БМБ-1 в СССР и Squid на Западе. К этим проектам относятся советские эсминцы проектов 30-бис («Скорый») и («Котлин»), английские проекта «Дэринг» (англ. Daring ), американские проекта «Форрест Шерман » (англ. Forrest Sherman ).

Эсминец

Эскадренный миноносец (сокр. эсминец ) - многоцелевой боевой быстроходный маневренный корабль для борьбы с подводными лодками , летательными аппаратами (в том числе ракетами), и кораблями противника, охраны и обороны соединений кораблей или конвоев на переходе морем. Используется также для разведывательной и дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений.

Русское название «миноносец» происходит от того, что в России торпеды назывались «самодвижущимися минами». Обозначение «эскадренный» указывает на способность действовать в составе эскадры в океанской и морской зоне. Первоначально корабли такого класса назывались «истребителями (миноносцев)»: считалось, что в бою они должны перехватывать и уничтожать вражеские миноносцы. Но, как выяснилось по итогам русско-японской войны, «ни один истребитель ни одного миноносца не перехватил и не истребил» (цитата). Английский эквивалент термина - дестроер (англ. destroyer - разрушитель ). В отличие от них, миноносцы оставались классом лёгких кораблей, не имеющих мощного артиллерийского вооружения, с низкой мореходностью и автономностью.

Развитие эсминцев в начале XX века

Рост численности торпедных и торпедно-артиллерийских кораблей в 1892-1918 годах

Страна / Типы кораблей Миноносец Эскадренный миноносец
Дата 1892 1900 1904 1914 1918 1892 1900 1904 1914 1918
Великобритания 186 95 159 н/д 94 0 75 131 243 433
Франция 220 219 282 н/д н/д 0 2 31 н/д н/д
Германия 152 113 90 н/д н/д 0 1 47 210 311
Россия 143 174 156 н/д н/д 0 1 60 н/д н/д
Италия 129 144 143 н/д н/д 0 н/д 15 н/д н/д
Япония 29 34 н/д н/д н/д 8 19 н/д н/д
США н/д н/д 34 н/д н/д н/д н/д 16 н/д н/д н/д

Боевое применение ранних эсминцев

Первоначальное назначение эсминцев - борьба с миноносцами, но вскоре в ВМС разных стран осознали, что быстроходные эсминцы можно использовать более гибко. Английский вице-адмирал сэр Балдуин Уокер так описывал роль эсминцев в Королевском Военно-морском Флоте:

  • Защита флота от вражеских торпедных кораблей
  • Разведка вражеских берегов перед приближением своего флота
  • Наблюдение за вражескими портами с целью беспокойства их торпедных кораблей и предотвращения их возвращения в порт.
  • Атака вражеского флота.

Первый значительный боевой эпизод с участием эсминцев произошел в Порт-Артуре 29 февраля 1904 г., в начале Русско-японской войны . Три дивизиона эсминцев (по другой классификации - миноносцев), общей численностью 10 кораблей атаковали русский флот в гавани и выпустив от 16 до 18 торпед, серьёзно повредили русские броненосцы «Цесаревич» , «Ретвизан» и крейсер «Паллада» .

Первая мировая война

Российский эсминец «Дерзкий»

Эскадренные миноносцы периода Первой мировой войны имели водоизмещение 1 - 1,3 тыс. тонн, скорость 30 - 37 узлов (55 - 68,5 км/ч) паровые турбины , котлы с нефтяными форсунками , до 4 двухтрубных 450- и 533 мм торпедных аппаратов , до 4 орудий калибра 88 мм и 102 мм. Длительное время лучшим кораблем этого класса был русский «Новик ».

Во время войны эсминцы получили новое назначение - защищать флот от подводных атак. Подводные лодки , активно использовавшиеся во время войны, могли скрытно приблизиться и торпедировать надводные корабли. Эсминцы первой мировой имели достаточную скорость и вооружение, чтобы атаковать подлодки до того как они погрузятся, либо артиллерийским огнём, либо тараном. Так как эсминцы имели достаточно малую осадку и большую скорость, торпедировать их было сложно, торпеды чаще всего проходили мимо.

Желание атаковать подлодки в подводном положении привело к быстрым изменениям в конструкции эсминцев, их корпуса стали усиливать для таранов, оборудовать глубинными бомбами и гидрофонами для обнаружения подводных целей. Первым случаем атаки подлодки эсминцем был таран немецкой подлодки U.19 английским эсминцем «Бэджер» (англ. Badger ) 29 октября г. U.19 была только повреждена, но в следующем месяце эсминец «Гэрри» (англ. Garry ) успешно потопил лодку U.18 . Первый случай уничтожения подлодки глубинной бомбой был 4 декабря г., когда UC.19 была потоплена эсминцем «Ллевеллин» (англ. Llewellyn ).

Подводная угроза привела к тому, что многие эсминцы были направлены на охоту за подлодками; после того, как Германия летом г. приняла решение о неограниченной подводной войне, эсминцы стали назначать в конвои торговых судов. После вступления Америки в войну, американские эсминцы присоединились к военным действиям. В Средиземноморье на стороне Антанты действовал даже дивизион японских эсминцев. Конвойная служба оказалась не менее опасной чем боевая: из общих потерь британских эсминцев (67), 18 были потеряны от столкновений и 12 затонули.

К концу войны высшим достижением в строительстве эсминцев считался британский тип W.

В конце Первой мировой в Великобритании появился новый подкласс эсминцев - «лидер эсминцев », большего водоизмещения, с более высокой скоростью хода и с более сильным вооружением, чем у обычных эсминцев. Корабль предназначался для артиллерийской поддержки, вывода в атаку эсминцев, борьбы с эсминцами противника, управления группами эскадренных миноносцев и мог выполнять роль разведчика при эскадре крупных кораблей.

Межвоенный период

В послевоенное время продолжилась наметившаяся тенденция к увеличению размеров эсминцев и улучшению их вооружения. Во время войны был упущен ряд возможностей атаковать корабли вражеского флота из-за того, что все торпеды выпускались в первом залпе. В английских эсминцах типов V и W в конце войны пытались решить эту проблему установкой 6 торпедных труб в двух строенных аппаратах, вместо 4-х или 2-х труб в ранних моделях. Это стало стандартом для эсминцев начала 1920-х гг.

Следующей крупным нововведением в строительстве эсминцев стали японские корабли типа «Фубуки» (яп. 吹雪 ). Головной корабль был спроектирован в и передан флоту в г. Их вооружение включало в себя 6 мощных пятидюймовых орудий и 3 строенных торпедных аппарата. Вторая группа кораблей этого типа получила орудия с большим углом возвышения для использования в качестве зенитных и 610-мм кислородными торпедами типа 93 (американское обозначение «Лонг Лэнс» англ. Long Lance - «Длинные копья»). В более поздних эсминцах типа «Ариаки» 1931 г. японцы ещё более улучшили своё торпедное оружие путем размещения запасных торпед в надстройке, тем ускорив перезарядку торпедных аппаратов до 15 минут.

Остальные морские страны начали строительство подобных больших эсминцев. Американский эсминец проекта «Портер» позаимствовал спаренные пятидюймовые орудия, а в эсминцах проектов «Мэхен» (англ. Mahan ) и «Гридли» (англ. Gridley ) (1934 г.) увеличили количество торпедных труб соответственно до 12 и до 16.

Из средств обнаружения подводных лодок имелся сонар , или «Асдик» (англ. ASDIC ) . Оружие для борьбы с подлодками со времени Первой мировой изменилось незначительно, носовые бомбометы, нужду в которых показала Вторая мировая война, не развивались.

Вторая мировая война

Эсминцы были наиболее массовыми надводными кораблями Второй мировой и участвовали практически во всех значительных морских сражениях на всех морских театрах военных действий. Некоторое представление о интенсивности их использования может дать статистика потерь: английский флот из 389 участвовавших в войне эсминцев потерял 144, немецкий из 21 имевшегося к началу войны и 19 построенных во время войны потерял 25, Япония из 168 эсминцев потеряла 132, США потеряли около 80 эсминцев, СССР потерял 33 эсминца.

Послевоенное время

Советский эсминец проекта 30бис

В конце 1940-х - начале 1950-х гг., на основе опыта войны, был построен ряд эсминцев с традиционным вооружением. Они были значительно большими по размеру, чем корабли времён 2-ой мировой, вооружены полностью автоматизированным орудиями главного калибра, радаром, сонаром, а также оружием для борьбы с подводными лодками, таким как бомбомёты БМБ-1 в СССР и Squid на Западе. К этим проектам относятся советские эсминцы проектов 30бис («Скорый») и 56(«Котлин»), английские проекта «Дэринг» (англ. Daring ), американские проекта «Форест Шерман» (англ. Forrest Sherman ).

Некоторые корабли времен войны были модернизированы для борьбы с подводными лодками и им был продлён срок эксплуатации, чтобы избежать дорогостоящего строительства новых кораблей. Примерами являются американская программа FRAM I, и английские корабли типа «15».

Ракетная эра

Советский эсминец проекта 56А «Находчивый». На корме установлено противовоздушное ракетное вооружение.

Появление в начале 1960-х ракет «земля-воздух» и «земля-земля» изменило тактику морской войны. Крупные страны начали строительство ракетных эсминцев (американское сокращение DDG, русское - эсминцы УРО), таких как советские корабли проекта 61 (Натовское обозначение «Кашин»), английские типа «Каунти» (англ. County ), американские типа «Чарльз Ф. Адамс» (англ. Charles F. Adams ).

Боевое применение эсминцев в послевоенное время

Эсминцы принимали активное участие в нескольких войнах и локальных конфликтах после Второй мировой войны. По крайней мере пять эсминцев было потеряно:

Современные эсминцы

Из-за усложнения и дороговизны эсминцы перестали быть самым многочисленным классом кораблей. (По состоянию на г., во всех флотах мира имелось менее 200 эсминцев, против 350+ фрегатов). Их размеры и водоизмещение, а также назначение и возможности, широко варьируются в зависимости от страны. Самые крупные (США) достигают 9200 тонн и способны решать свои задачи в любом районе Мирового океана. Самые мелкие (Мексика , Перу) - это переоборудованные корабли времен войны около 2500 тонн, пригодные для действий у своих берегов, по возможностям уступающие современным фрегатам.

Кроме того, на классификацию влияют политические соображения. Так флоты, стремящиеся получить ассигнования несмотря на сопротивление государства, «занижают» класс предложенного корабля. Например, британский тип «Каунти» , часто относимый к легким крейсерам, был представлен парламенту как «большой эсминец». Наоборот, флоты желающие повысить свой престиж при ограниченном бюджете, классификацию завышают. Например аргентинский «Альмиранте Браун» (исп. Almirante Brown ) по характеристикам соответствует фрегату.

Перспективный эсминец DD(X) (США)

Британский эсминец «Глазго» («Тип 42»)

В Великобритании в настоящее время используются 8 эсминцев проекта «Тип 42». Британские эсминцы имеют водоизмещение около 5000 т, вооружены орудиями и ракетами, включая 114 мм (4,5 дюймовые) орудия Mk 8 , зенитными ракетами Sea Dart , 20-мм орудиями «Бофорс», артиллерийской системой самообороны Vulcan Phalanx , противолодочными торпедами, вертолетом. Вскоре эти корабли будут заменены на корабли нового проекта «Тип 45» («Дэринг» (англ. Daring )), с водоизмещением около 7200 т. Два корабля новой серии уже спущены на воду. Эсминцы «Тип 45» предназначены, прежде всего, для противовоздушной обороны авианосцев. Основным оружием корабля является ЗРК Aster 15/30 . Ракеты Aster 30 могут поражать цели (в том числе малозаметные низколетящие) на расстоянии до 100 километров.

Канадский эсминец «Алгонкин» (типа «Ирокез»)

В канадском флоте используются эсминцы типа «Ирокез» , несущие 4 вертолёта. Это корабли с зенитным и управляемым ракетным оружием. Спроектированные в 1970-х гг., они стали первыми военными кораблями, использующими газо-турбинные двигательные установки. 2 турбины используются в крейсерском режиме, ещё 2 подключаются для достижения максимальной скорости хода в 29 узлов. По конструкции они во многом повторяют американские эсминцы проекта «Спрюэнс».

Россия (ранее СССР) с 1965 по 1981 г. не классифицировала свои корабли как эсминцы, за исключением ранее построенных. В типичном случае корабли со сходными характеристиками относились к большим противолодочным (БПК). Это отражало взгляды на новое назначение кораблей в ракетно-ядерной войне. После 1991 г. происходит постепенный отказ от неортодоксальной системы классификации кораблей, принятой в Советском Союзе и в класс эсминцев перечисляются БПК проектов 1155,1155.1. Вместе с тем имеет место и общемировая тенденция к размыванию границ этого класса кораблей между собственно эскадренными миноносцами, крейсерами и тяжеловооруженными фрегатами. В российском флоте этот процесс иллюстрируют, например, фрегаты проекта 1154, перспективные боевые корабли проекта 22350.

Советский эсминец проекта 956 (тип «Современный») «Безупречный»

Единственными кораблями, которые с момента закладки на стапеле классифицировались как эскадренные миноносцы стали строившиеся с 1981 г. эсминцев проекта 956 типа «Сарыч»(также известен как тип «Современный»). Основным назначением их считается борьба с надводными силами и поддержка десанта, и лишь затем противовоздушная и противолодочная оборона.

Эсминцы проектов 956/956А («Современный») имеются в российском (7 единиц на 2008 г.) и китайском (2 единицы + 2 заказаны в России) флотах. Это большие многоцелевые ракетные корабли, вооружённые 8 пусковыми установками противокорабельных ракет «Москит », зенитно-ракетным комплексом «Ураган» (48 ракет), 2 спаренными автоматическими артустановками калибра 130 мм, двуми спаренными торпедными аппаратами, противолодочными реактивными бомбометами РБУ-6000. Зенитные ракеты способны атаковать и наземные цели, орудия и торпеды предназначены для использования против подводных лодок и кораблей на небольшой дистанции. Имеется вертолётная площадка. Стандартное водоизмещение составляет 6500 т.

Новейшие корабли Индийского флота - эсминцы типа «Дели». Корабли вооружены противокорабельными ракетами Kh-35 («Уран»), имеющими дальность 130 км. Вскоре эти ракеты будут заменены на ракеты Brahmos . Для ПВО используются российский зенитно-ракетный комплекс «Штиль » и израильский комплекс Barak . Для борьбы с подводными лодками используются российские противолодочные реактивные бомбометы РБУ-6000. Также имеется 5 торпедных направляющих для 533-мм торпед. Способны нести два вертолёта Sea King . Корабли проекта «Дели» планируется заменить кораблями проекта «Колката», первый из которых уже был построен в марте 2006 г.

С 1990 по август 1992-го эсминец “Timișoara” прошёл модернизацию: в целях повышения остойчивости крейсера были срезаны ряд надстроек, укорочены дымовая труба и мачта, а тяжелые пусковые установки для ракет П-21 “Термит” были перемещены на одну палубу ниже. Для этого под носовые комплексы пришлось сделать специальные вырезы в бортах и палубе, а в кормовой части пожертвовали частью площади вертолётного ангара: для кормовых пусковых установок были вырезаны углы ангара. После этого я нигде не встречал информацию о базировании на борту этого корабля более чем одного вертолёта.


Вырез в ангаре и верхней палубе под кормовые ПУ “Термит”
Тогда же реактивно-бомбовые установки РБУ-1200 “Ураган” были заменены на РБУ-6000 “Смерч-2”. ...


Уважаемые читатели! Эту серию публикаций можно считать продолжением серии статей, посвящённых судьбе румынских эсминцев класса " Мэрэшть”, так как она содержит информацию о продолжателях традиций военно-морских сил Румынии. То ли к счастью, то ли к сожалению, материала накопилось достаточно много, и он попросту не поместился в третью часть.

Рассказ о румынских эсминцах класса "Мэрэшть”, участниках Первой и Второй мировых войн, был бы неполным без упоминания о их преемниках и продолжателях традиций. Одним из них является фрегат "Мэрэшешть” (Mărăşeşti) - жемчужина румынского Черноморского флота, как его с гордостью называют румыны. Это самый большой военный корабль, который был спроектирован и построен в Румынии.

Военные историки утверждают, что инициатором постройки корабля являлся сам "гений Карпат” - генсек ЦК Румынской компартии Николае Чаушеску. ...


Из всех кораблей 3-го поколения ВМФ СССР эсминцы пр. 956 понесли наибольшие небоевые потери. Из заложенных в 1976-1992 г.г. 22 корпусов (планировалось 50) флоту было передано 17, а до сегодняшнего дня в том или ином состоянии дожили только 10. Из этих десяти три числятся в боевом составе ВМФ, два находятся в техническом резерве 2-й категории, один – в замороженном ремонте, и четыре – в ожидании утилизации.

Эскадренный миноносец "Быстрый" проекта 956 (схема из книги Ю. Апалькова "Ударные корабли", 2010;)
1."Адмирал Ушаков"
Входит в состав сил постоянной готовности СФ. Самый молодой из эсминцев пр. 956 (21 год) – передан ВМФ 30.12.1993 под наименованием "Бесстрашный", флаг поднят 17.04.1994, переименован 17.04.2004 – в день своего 10-летия.(надо полагать, что после передачи имени, судьба головного ТАРКР пр. ...


В июне 2011 года командование военно-морских сил США объявило о своих планах на будущее эсминцев из состава US Navy. Перспективные эскадренные миноносцы типа Zumwalt оказались слишком дорогими для массового производства, поэтому было решено оставить основным эсминцем ВМС проект Arleigh Burk. Кроме того, кораблями типа «Орли Берк» флот будет пополняться до начала тридцатых годов этого века. За это время американские верфи соберут две дюжины эсминцев. Исходя из обычных для ВМС Соединенных Штатов сроков службы кораблей, можно сделать предположение, что последний корабль типа «Орли Берк» будет выведен из состава флота только в семидесятых годах этого века. По-видимому, у командования US Navy есть свои соображения, которые позволяют вписывать эти эсминцы в столь отдаленную перспективу.
Для обеспечения преимущества перед военно-морским флотом СССР в середине 70-х американские военные моряки пожелали получить эсминцы нового проекта. ...

Особенности терминологии В японском языке нет специальных терминов для эсминца и фрегата. И то и другое называется «型護衛艦», то есть корабль сопровождения. Поэтому существующие классификации японских кораблей частично основаны на буквенных кодах тактических номеров (DD - эсминец, DDH - эсминец-вертолётоносец, DDG - эсминец УРО, DDK - противолодочный эсминец), частично на выполняемых функциях и особенностях вооружения. Дополнительную трудность представляет традиционная перевооружённость японских кораблей (большее количество вооружения при меньшем водоизмещении). Поэтому корабль водоизмещением 3000 т, который по европейским и американским меркам считается фрегатом или корветом, в Японии может фигурировать в категории эсминцев. Дополнительные трудности для классификации создал введённый в строй вертолётоносец «Хьюга», который классифицирован как эсминец-вертолётоносец, чтобы не возбуждать пацифистски настроенную общественность. ...

Эскадренные миноносцы типа «Ямагумо» (яп. やまぐも型護衛艦 Ямагумо-ката-гоэйкан) - серия японских эскадренных миноносцев. Построено 6 единиц в 1960х-1970х годах. Унаследовали названия от эсминцев времён Второй Мировой Войны, кроме «Аокумо». Специализированные противолодочные корабли с ПЛРК ASROC. Строились двумя сериями по три корабля, значительно разнесёнными по времени и потому отличающиеся по ТТХ. На второй серии ГАС SQS-23 была заменена на OQS-3 и буксируемую SQS-35(J) VDS, СУО Mk.56 и Mk.63 на FCS-1B, станция РТР NOLR-1B на NOLR-5. Экипаж увеличился до 220 человек, незначительно выросло и водоизмещение. Параллельно с первой серией также были построены три корабля типа «Минэгумо», на которых вместо ПЛРК ASROC размещался ангар для противолодочного БПЛА DASH. ...

Эскадренные миноносцы типа «Хацуюки» (яп. はつゆき型護衛艦 хацуюки-ката-гоэйкан) - тип эскадренных миноносцев, состоящий на вооружении Морских Сил Самообороны Японии. Эсминцы типа «Хацуюки» являются дальнейшим развитием эскадренных миноносцев типа «Ямагумо». Основной задачей кораблей этого типа является противолодочная оборона. Особенности Классификация кораблей этого типа как эсминцев несколько некорректна. По водоизмещению и боевым возможностям он попадает в категорию фрегатов. Этот тип кораблей стал принципиальным шагом в развитии послевоенного японского флота благодаря следующим особенностям:Комбинированная установка типа COGOGЭто были первые в японском флоте полностью газотурбинные боевые корабли. Двигательная установка состоит из двух турбин экономического хода Kawasaki-Rolls-Royce Tyne RM1C и двух турбин полного хода Kawasaki-Rolls-Royce Olympus TM3B. ...

Эскадренные миноносцы типа «Эноки» (яп. 榎型駆逐艦 Энокигата кутикукан) - тип японских эскадренных миноносцев. Подобно всем японским эсминцам II класса того времени, имели «ботанические» названия. Были построены шесть кораблей этого типа. Строительство Заказаны в 1917 году, строились на верфях Майдзуру, Сасебо, Куре и Йокосуки. Конструктивно повторяли построенные ранее эсминцы типа «Момо», отличаясь от них более мощной силовой установкой (17 500 л. с. против 16 700) и несколько большим запасом топлива. Эти корабли стали последними японскими эсминцами, получившими устаревшие 120-мм орудия Армстронга с длиной ствола 40 калибров и 450-мм торпедные аппараты. Слабое вооружение обусловило быстрое моральное устаревание кораблей этого типа. История службы Эсминцы этого типа не успели принять участия в Первой Мировой войне, быстро устарели морально и вскоре были вытеснены из боевого состава флота более современными кораблями. ...

Эскадренные миноносцы типа «Хацухару» (яп. 初春型駆逐艦 Хацухаругата кутикукан) - тип эскадренных миноносцев Императорского флота Японии. Всего было построено 6 кораблей данного типа. История создания и конструкция Согласно подписанному в Лондоне 22 апреля 1930 года договору, максимальное водоизмещение эскадренных миноносцев устанавливалось в 1524 метрические тонны, что лишило Японию возможности дальше строить корабли стандартного класса. Было решено создать проект эсминца, который бы укладывался в ограничения договора и при этом максимально соответствовал по боевым качествам предшественникам. Для уменьшения веса корпуса конструкторы пошли на серьёзное уменьшение его длины и значительно облегчили его за счёт применения более прочным марок стали. Монтаж конструкций выполнялся с активным применением электросварки, которая в те годы ещё не была в полной мере освоена в Японии. ...

Эскадренные миноносцы типа «Харусамэ» (яп. 春雨型駆逐艦 Харусамэгата кутикукан) - тип японских эскадренных миноносцев. Первые японские эсминцы собственной постройки. Строительство Семь эсминцев строились в Японии по судостроительной про­грамме 1896 года, на основе проекта предыдущего типа, разработанного английской компанией «Торникрофт». Отличались от них использованием трехбарабанных тонкотрубных котлов «Кампон» японского производства, более длинным и широким корпусом по причине их больших габаритов, а также наличием кожуха котельных отделений. Из-за некачественной постройки и худших характеристик японских котлов реальная мощность силовой установка и как следствие-скорость оказались меньше проектных значений, составив в среднем 5250 л.с. и 28,95 узлов при полагавшихся 6000 л.с. и 29 узлах. ...

Эскадренные миноносцы типа «Уракадзэ» (яп. 浦風型駆逐艦 Уракадзэгата кутикукан) - тип японских эскадренных миноносцев времён Первой мировой войны. Строительство За­казаны британской компании «Ярроу» по программе 1912 года(«8+8»), в связи с очень высокой стоимостью и неудачным вооружением эсминцев типа «Умикадзэ» собственной постройки. Таким образом, это были последние японские эс­минцы, построенные не в самой Японии (помимо трофеев). На кораблях этого использовались такие передовые для японского флота решения, как чисто нефтяное отопление котлов и паровые турбины Брауна-Кёртисса с зубчатой передачей. Предполагалось также, что они станут первыми японскими эсминцами с 533-мм торпедами (из-за Первой мировой войны эсминцы типа «Исокадзэ» собственной постройки вошли в строй раньше), а также будут иметь дизельные двигатели для экономичного хода(не были установлены по причине их острого дефицита в Великобритании после начала войны). ...

Эскадренные миноносцы типа «Умикадзэ» (яп. 海風型駆逐艦 Умикадзэгата кутикукан) - тип японских эскадренных миноносцев. Построено два корабля. Первые японские большие эсминцы. Строительство Первые японские эсминцы I класса. За­казаны по программе 1907 года. Строились на японских верфях по проекту, разработанному при технической помощи британских специалистов. Британское влияние заметно во внешнем виде и компоновке, сильно напоминающих более ранние британские эскадренные миноносцы типа «Трайбл». Японцы решили не вводить промежуточный 102-мм калибр артиллерии, а сразу установили 120-мм орудия, в качестве таковых использовав устаревшие орудия Армстронга образца 1890 года с длиной ствола 40 калибров. Одно такое орудие стояло на полубаке, второе располагалось между кормовым торпедным аппаратом и мостиком, и имело ограниченный сектор обстрела. ...

Эскадренные миноносцы типа «Татибана» (яп. 橘型駆逐艦 Татибанагата кутикукан) - тип японских эскадренных миноносцев. Было построено 14 кораблей этого типа. История создания и конструкция Семьдесят семь кораблей этого типа были заказаны по судостроительным программам 1942 года (заводские номера с 5510 по 5522) и 1943-1944 годов (с 4801 по 4820). Они представляли собой упрощённую модификацию эсминцев типа «Мацу» с более лёгким в изготовлении однодонным (вместо корпуса с двойным дном) корпусом из мягкой стали и существенно более простыми по конструкции надстройками и мачтами. Вооружение было полностью идентично серийным представителям типа «Мацу», а от ранних отличие было только в боекомплекте глубинных бомб. ...

Англ. Zumwalt class guide missile destroyers

Новый тип эскадренных миноносцев ВМС США с ракетным вооружением (также ранее известный как DD(X)), с упором на атаки береговых и наземных целей. Этот тип является уменьшенной версией кораблей программы DD-21, финансирование которых было прекращено. Первый эсминец класса Zumwalt, DDG-1000, был спущен на воду 29 октября 2013 года. Эсминцы этой серии являются многоцелевыми и предназначены для атаки противника на побережье, борьбы с авиацией противника и огневой поддержки войск с моря.

Программа названа в честь адмирала, руководителя военно-морскими операциями Элмо Р. Зумвалта.

История

Среди разрабатываемых военных кораблей США DDG-1000 должен предшествовать Littoral Combat Ship и, возможно, следовать за крейсером CG(X), конкурируя с противовоздушным CVN-21. Программа DDG-1000 является результатом значительной реорганизации программы DD21, бюджет которой был сокращён конгрессом более чем на 50 % (в рамках программы SC21 1990-х годов).

Первоначально военно-морские силы надеялись построить 32 таких эсминца. Позднее это число было уменьшено до 24, а потом и до семи из-за высокой стоимости новых экспериментальных технологий, которые должны быть включены в эсминец. Палата представителей США по-прежнему скептически относится к этой программе (по финансовым причинам) и поэтому первоначально выделила ВМС деньги только на строительство одного DDG-1000 для «демонстрации технологии». Начальное финансирование для эсминца было включено в «National Defense Authorization Act» 2007 года.

Тем не менее, в 2007 году были выделены 2,6 млрд долларов для финансирования и строительства двух эсминцев класса Zumwalt.

14 февраля 2008 года корпорация Bath Iron Works была выбрана для постройки USS Zumwalt с номером DDG-1000, а Northrop Grumman Shipbuilding - для строительства DDG-1001 ценой по 1,4 млрд долларов за каждый. Согласно изданию Defense Industry Daily, стоимость может увеличиться до 3,2 млрд долларов за каждое судно, плюс 4,0 млрд долларов будет стоить жизненный цикл каждого корабля.

22 июля 2008 года было принято решение о строительстве лишь двух подобных эсминцев. Через несколько недель было принято решение о строительстве третьего эсминца этого типа.

Название
Номер
Судоверфь
Закладка
Спуск на воду
Вступление в строй
Замволт
USS Zumwalt (DDG-1000)

1000 Bath Iron Works 17 ноября 2011 29.10.2013 2016 (план)
Майкл Монсур
USS Michael Monsoor (DDG-1001)

1001 Northrop Grumman Shipbuilding 23 мая 2013 2016 (план) 2016 (план)
Линдон Б. Джонсон
USS Lyndon B. Johnson (DDG-1002)

1002 Bath Iron Works 4 апреля 2014 2017 (план) 2018 (план)

После принятия в строй эсминцы типа «Замволт» будут применяться совместно с эсминцами типа «Арли Бёрк».

7 декабря 2015 года первый из трёх эсминцев, «Замволт», оцениваемый к этому времени в 4,4 млрд долларов, вышел в море для ходовых испытаний.

Конструкция

Эти корабли должны получить энергетическую установку нового поколения, представляющую собой комбинированный дизель-газотурбинный двигатель с полным электродвижением (принцип «полностью электрического корабля», в рамках которой применяется общий первичный источник для выработки электроэнергии с целью обеспечения движения и электроснабжения всех корабельных систем без исключения).

Корпус и надстройка корабля обнесены радиопоглощающими материалами толщиной примерно в один дюйм, до минимума уменьшено количество выступающих антенн. Композитные материалы надстройки содержат дерево (бальсу).

Благодаря высочайшей степени автоматизации экипаж корабля составляет всего лишь 140 человек.

Вооружение корабля состоит из 20 универсальных пусковых установок Mk-57 суммарной ёмкостью 80 ракет «Томагавк», двух дальнобойных 155-мм артиллерийских установок и 30-миллиметровых зенитных автоматов. На эсминце предусмотрено базирование вертолёта и беспилотных аппаратов.

Водоизмещение корабля приближается к 15 тыс. тонн, что делает «Замволты» крупнейшими современными неавианесущими боевыми кораблями в мире после советских/российских атомных ракетных крейсеров проекта 1144, водоизмещение которых достигает 26 тыс. тонн.

Стоимость программы составит для ВМС США 22 млрд долл. (цифра будет корректироваться, но рассчитывают, что увеличение расходов не превысит 15 %).

ТТХ

Основные характеристики

Водоизмещение: 14 564 длинных тонн (полное)
-Длина: 183 м
-Ширина: 24,6 м
-Осадка: 8,4 м
-Бронирование: возможна кевларовая защита отдельных узлов
-Двигатели: 2 х ГТУ Rolls-Royce Marine Trent-30
-Мощность: 78 МВт
-Скорость хода: 30 узлов (55,56 км/ч)
-Экипаж: 148 человек

Вооружение

Радиолокационное вооружение: AN/SPY-3
-Тактическое ударное вооружение: 20 х УВП Mk.57 на 80 ракет «Томагавк», ASROC или ESSM

Артиллерия: 2 х 155-мм АУ AGS (920 выстрелов, из них 600 в автоматах заряжания)

Зенитная артиллерия: 2 х 30-мм АУ Mk.46
-Ракетное вооружение: RIM-162 ESSM

Противолодочное вооружение: RUM-139 VL-Asroc

Авиационная группа: 1 х вертолёт SH-60 LAMPS

3 х БПЛА MQ-8 Fire Scout

Эскадренные миноносцы проекта 956 - эсминцы третьего поколения, которые строились в СССР с 1976 по 1992 год. Судна данного проекта стали последними советскими эсминцами. Серия имела шифр «Сарыч», а по классификации НАТО ее называли Sovremenny class destroyer - по названию первой модели, миноносца «Современный». Постройка суден производилась на ленинградском заводе имени Жданова. Сегодня мы познакомимся с эсминцами проекта 956 подробнее.

Современная ситуация

На сегодняшний день в составе ВМС РФ находится 6 эсминцев типа «Сарыч». Три из них в строю, два стоят в резерве, а еще один проходит плановый ремонт. В составе тихоокеанского флота, до сих пор служит эсминец «Быстрый». А в балтийском флоте службу несут корабли «Настойчивый» и «Адмирал Ушаков». Эсминец «Быстрый» является самым старым из кораблей серии, находящихся до сих пор в строю. После распада Советского Союза закладка кораблей проекта 956 прекратилась из-за недостаточного финансирования. В 1997-2000 годах два судна были достроены для продажи в КНР по проекту 956-Э. Индекс «Э» означает «экспорт». Немного позже эскадренные миноносцы проекта 956Э были доработаны, и экспортный проект получил название 956ЭМ. Индекс «М» обозначает «модернизированный».

Изначально планировалось, что эсминец проекта 956 станет наиболее массовым в своем классе и в советском флоте в принципе. Всего планировалось построить порядка пяти десятков суден. В действительности же на вооружение СССР (а позже РФ) поступило всего 17 кораблей «Сарыч». Теперь давайте познакомимся с историей создания этого судна.

Предпосылки для создания

Эскадренными миноносцами (эсминцами) называют многоцелевые быстроходные маневренные корабли. Они могут бороться с подводными суднами, уничтожать самолеты, противостоять надводным кораблям, прикрывать соединения кораблей и, наконец, сопровождать конвои. Кроме того, эсминцы можно применять для дозорных, десантных и разведывательных операций, а также постановки минных заграждений.

Первые эсминцы появились еще в конце девятнадцатого века. Они активно использовались во времена Первой и Второй мировой войн. Расширяющийся с каждым годом спектр задач, выполняемых эскадренными миноносцами, сделал их очень значимыми для флота. С появлением ракетного вооружения роль эсминцев в морском сражении возросла еще больше.

В начале 1960-х надводный флот стал развиваться особенно активно. Когда ВМФ Советского Союз стал океанским, перед кораблями появились новые задачи: охрана районов патрулирования ракетных подводных лодок, слежение за подводными лодками врага, проведение внешнеполитических акций и контроль водных коммуникаций. Для выполнения этих задач лучше всего подошли бы авианосцы, но они были очень затратными в строительстве. Большие противолодочные корабли (БПК) были советской альтернативой авианесущих крейсеров, однако они нуждались в эскорте, а суден для прикрытия в СССР сильно не хватало. Кроме того, стоящие на тот момент на вооружении эсминцы уже морально устарели и не могли противостоять зарубежным аналогам на равных. Океанские маневры «Океан», проведенные в 1970 году, наглядно это проиллюстрировали. Таким образом, советский флот нуждался в новом, хорошо вооруженном эсминце, способном действовать как самостоятельно, так и в составе корабельных группировок.

Судостроительная программа на 1971-1980 годы, предусматривала создание такого корабля. Новый эсминец должен был участвовать в десантных операциях, подавлять противодесантную оборону врага, уничтожать мелкие цели на берегу и обеспечивать в зоне высадки противовоздушную оборону. Будущий корабль назвали «кораблем огневой поддержки десанта». В качестве прототипа для строительства был выбран эскадренный миноносец проекта 56, поэтому новый проект получил номер 956.

Проектирование

Разработка эсминца проекта 956 началась в 1971 году. Продвигалась она очень медленно. Дело в том, что заказчик прямо во время проектирования несколько раз менял целевое назначение будущего судна. На советских военных большое влияние оказывали конструкторские решения, воплощенные в американском эсминце Spruance - первом действительно многоцелевом корабле ВМФ Америки. Кроме того, новые суда предполагалось использовать вместе с БПЛ проекта 1155. Советские военные считали, что такой тандем будет эффективнее, чем пара американских эсминцев.

Аванпроект нового судна разрабатывали в ленинградском ЦКБ-53. По мере выполнения работ перед конструкторами появлялись новые задачи, тип силовой установки корабля и варианты его вооружения постоянно менялись. Кроме того, разработчики были ограничены возможностями завода имени Жданова, где предполагалось строить новые суда. Согласно требованиям завода, длина корабля должны быть не больше 146, а ширина - 17 метров. В общей сложности было разработано 17 проектов, каждый из которых изучался с точки зрения эффективности и экономической целесообразности.

В конечном итоге было принято решение, что в будущем эсминце должны быть:

  1. Паротурбинная энергетическая установка.
  2. ПКР «Москит».
  3. ЗРК «Ураган».
  4. Вертолетная площадка для Ка-252.
  5. Артустановки АК-130.

В конце 1972 года эскизный проект утвердил адмирал Горшков. Несмотря на появившуюся ясность, даже после утверждения в проект продолжали вносить изменения. Паротурбинную энергетическую установку поменяли на котлотурбинную. В качестве главного гидроакустического комплекса выбрали ГАК «Платина». Более совершенный ГАК «Полином» нельзя было установить на эсминец из-за крупных габаритов комплекса. В конечном итоге корабли проекта так и не приблизились к американским аналогам. Единственное, в чем они превосходили конкурента, - артиллерийская мощь. Создание проекта нового эсминца обошлось бюджету СССР в 165 тысяч, а рабочее проектирование - в 2,22 млн рублей.

Строительство

В начале лета 1975 года было начато строительство первой модели проекта 956 - эсминца «Современный». Согласно изначальному плану, в перспективе должно было быть построено до 50 таких суден. В 1988 году это количество уменьшили до 20 единиц. Но и этого показателя СССР не смог достичь - ВМФ получил лишь 17 экземпляров корабля. Каждый эсминец проекта 956 строился в среднем четыре года.

Чтобы увеличить объем выпуска, была предпринята попытка наладить строительство эсминцев на Николаевском заводе им. 61 Коммунара. Однако в 1986 году от такой идеи отказались, а два заложенных корпуса корабля законсервировали. К моменту распада СССР было построено 14 эсминцев. Остальные три достраивались в РФ.

В постройке суден использовали секционный метод сборки корпуса. На момент строительства головного судна его стоимость составила порядка 90 млн рублей. Следующие два судна стоили примерно также (последним дорогим кораблем был эсминец «Отличный»), а дальнейшие корабли подешевели на 20 млн. Причиной этого стала освоенность технологии и налаживание производственного процесса.

Изначально боевой корабль создавался сугубо под нужды советского флота. Никто не собирался продавать новейшее судно за рубеж. Тем не менее после распада Советского союза отсутствие финансирования привело к поиску сторонних заказчиков. Тем более что к началу «нулевых» вооружение «Сарычей» начало устаревать.

Конструкция

Все корабли, созданные «Северным ПКБ», отличаются характерным внешним видом, и проект 956 не стал исключением. Судна этого проекта часто называют агрессивными, зловещими и выразительными, и это явно не совпадение. Так как военные корабли символизируют мощь государства, их внешнему виду уделяется едва ли не столько же внимания, сколько и техническим параметрам.

Эскадренные миноносцы проекта 956 построены по длиннопалубной схеме с седловатой носовой частью. Форма корпуса подобрана таким образом, чтобы обеспечить оптимальные углы работы артиллерийского вооружения и незаливаемость палубы. Обводы корпуса защищают судно от затопления при волнении до 7 баллов. Корпус выполнен так, чтобы уменьшить радиолокационную заметность судна, однако к «стелс-кораблям» «Сарыч» не относится.

Боковая парусность миноносца составляет 1700 м 2 . Палубы располагаются параллельно ватерлинии, что упрощает смену оборудования при перестройках и делает корабль более технологичным. Корпус делится на 16 водонепроницаемых отсеков с помощью 15 переборок. В общей сложности у эсминца шесть палуб: 2-я, 3-я, верхняя, палуба полубака и пара платформ, одна из которых переходит во второе дно. Все основные конструкции корпуса, фундаменты и подкрепления производились из низколегированной стали. От машинного отделения до кормы проходят две продольные перегородки, увеличивающие жесткость корабля. Благодаря значительному развалу шпангоутов, эсминец остойчив. Благодаря успокоителям качки, эсминцы стабильно ходят даже при значительном волнении. При волнении в шесть баллов скорость корабля может достигать 24 узлов.

Надстройки эскадренных миноносцев проекта 956 выполнялись из алюминиево-магниевого сплава. С корпусом и палубой они соединялись посредством заклепок. Надстройка условно делится на кормовой и носовой блоки. Кормовая часть представляет собой блок с дымовой трубой и ангаром с грот-мачтой. Носовая часть выделяется фок-мачтой.

Водоизмещение судна колеблется от 6,5 (стандартное) до 8,48 (с перегрузом) тысяч тонн.

Оснащение

Силовая установка первых модификаций кораблей проекта 956 включает в себя два котлотурбинных агрегата марки ГТЗА-674. Их суммарная мощность составляет 100 тысяч лошадиных сил. Агрегаты располагаются в носовом и кормовом машинных отделениях. В каждом из машинных отделений находятся два котла и одна паровая турбина. Частота вращения на различных режимах работы установки регулируется турбозубчатым агрегатом. Важно отметить, что «Сарычи» стали единственными в мире боевыми суднами 3-го поколения с котлотурбинной энергетической установкой. Начиная с седьмой модели (эсминец «Стойкий»), корабли стали оснащаться более надежными котлами КВГ-3. Тем не менее котлы остались слабым местом суден, так как они очень требовательны к чистоте подаваемой воды. Кроме основных котлов, силовая установка имеет аварийный котел, который дает 14000 кг пара.

Эсминец имеет пару малошумных винтов. В состав рулевого агрегата входит гидравлическая машина и полусбалансированный руль. Корабль может развить скорость в 33,4 узла. Благодаря запасу топлива, составляющему 1,7 тысячи тонн, максимальная дальность плаванья судна составляет 3900 морских миль.

Электроэнергией эскадренные миноносцы проекта 956 обеспечиваются посредством двух парогенераторов (суммарная мощность равна 2500 кВт) и двух дизель-генераторов (суммарная мощность равна 1200 кВт).

Обитаемость

В условиях мирного времени численность экипажа эсминца составляет 196 человек, в том числе 48 мичманов и 25 офицеров. В военное время экипаж увеличивается до 358 моряков. Офицеры проживают в одно- и двухместных каютах, мичманы - в двух- или четырехместных, а матросы - в кубриках на 10-25 человек. В любом случае на каждого члена экипажа приходится не менее 3 м 2 жилой площади.

На борту оборудованы две кают-компании для питания офицеров и мичманов, а также несколько столовых, в которых питаются матросы. Для купания на судне есть несколько душевых и сауна. Кроме того, в распоряжении экипажа - библиотека, кинозал, и даже сборной бассейн.

Жилые и рабочие помещения судна оборудованы системой кондиционирования. В плане условий обитания экипажа эсминцы данной модели выгодно отличаются от других советских кораблей.

Стандартного запаса провизии достаточно, чтобы судно автономно существовало на протяжении 30 суток.

Вооружение

Зенитно-ракетное вооружение кораблей «Сарыч» включает комплекс М-22 «Ураган», представляющий собой морскую модификацию комплекса «Бук». Боевой корабль имеет две пусковые установки зенитных ракет: первая располагается в надстройке полубака, а вторая - за взлетно-посадочной площадкой. Масса ЗРК «Ураган» составляет 96 тонн. Его боекомплект состоит из 48 управляемых ракет, которые хранятся в погребах. ЗРК «Ураган» может одновременно атаковать до 6 целей на высоте от 10 м до 1 км, на удалении до 25 км.

Начиная с 14-го судна («Безудержный»/«Гремящий») эсминец стали вооружать ЗРК «Ураган-Торнадо». Он может поражать цели, находящиеся на расстоянии до 70 км. Чтобы произвести один запуск ракеты, нужно максимум 12 секунд. Залп из двух ракет поражает самолет с вероятностью 0,81-0,96, а крылатую ракету - с вероятностью 0,43-0,86.

Артиллерийское вооружение эсминца «Сарыч» состоит из двух спаренных установок АК-130 и зенитной артиллерии, которая является в ПВО кораблей последним рубежом. Кроме того, в составе артиллерийского вооружения кораблей работает система управления огнем (СУО) МР-184, состоящая из радиолокационной станции, лазерного дальномера, баллистического вычислителя и тепловизора. Механизированная подача боеприпасов позволяет вести огонь из артустановки с темпом до 90 выстрелов в минуту на расстояние до 24 километров. Каждый ствол имеет боезапас в 500 снарядов, 180 из которых всегда готовы к работе. Установка весит 98 тонн.

В состав скорострельной зенитной артиллерии эскадренных миноносцев входит две батареи автоматических комплексов АК-630М. Они располагаются на бортах судна и отвечают за уничтожение вражеских крылатых ракет на небольшой высоте. Каждая батарея имеет в своем составе две шестиствольные установки с системой управления «Вымпел» и вращающимся блоком стволов. АК-630М производит 4000 выстрелов в минуту и может поражать цели на расстоянии до 4 км.

Главным противокорабельным орудием «Сарыча» является ракетный комплекс «Москит». Начиная с корабля «Беспокойный», вместо него стали устанавливать комплекс «Москит-М». По четыре противокорабельных ракеты размещаются в двух неподвижных пусковых установках. Ракета «Москит» может поражать цели на расстоянии до 140 км, а ее модернизированная версия - на расстоянии до 170 км. Судно может выпустить все 8 ракет (вес каждой равен 300 кг) всего за 30 секунд.

На верхней палубе корабля размещена пара двухтрубных торпедных аппаратов калибром 533 мм. Что касается минного вооружения, то оно представлено парой реактивных минометов модели РБУ-1000, способных атаковать цели на дистанции до километра. В кормовой части «Сарычей» располагаются бомбометы, отвечающие за уничтожение вражеских подводных лодок на небольших глубинах, в непосредственной близости к борту судна. Также на эсминцы могут устанавливаться мины заграждения.

Во временном сдвижном вертолетном ангаре корабля базируется вертолет К-27. Так как площадка для вертолета расположена практически по центру судна, на нее минимально действует килевая качка. Вертолет может использоваться как для борьбы с лодками врага, так и для разведывательных и целеуказательных работ.

Живучесть

Эсминец проекта 956 имеет серьезную систему обеспечения живучести. Потенциально опасные помещения судна (машинное отделение и погреба) ограждены противопожарные отделениями с усиленными стальными стенками.

В качестве средств борьбы с возгоранием на судне оборудованы противопожарная магистраль, система объемного пожаротушения, система пенотушения, а также система водяного орошения переборок и сходов. Кроме того, для защиты погребов есть отдельные системы орошения и затопления.

От водной угрозы судно могут спасти системы осушения, балансировки цистерн и водоотлива. Для защиты от заражения внешней поверхности судна предусмотрена система обмыва.

Броневой противоосколочной защитой обеспечены лишь артиллерийские установки и пусковые устройства ПКР «Москит».

Модификации

В ходе производства серии суден их устройство поддавалось частичной модернизации. С 6-го корпуса (эсминец «Боевой») суда получили РЛС «Фрегат-М2» с двумя плоскими антеннами. Начиная с седьмого корпуса («Стойкий»), корабли оснащались более совершенными котлами КВГ-3. С 14-го корпуса (эсминец «Гремящий», ранее «Ведущий»), начался выпуск версии 956А. Он отличалась зенитной установкой «Ураган-Торнадо», а также новым радиолокационным и навигационным оборудованием.

Название корабля

Год выпуска

«Современный»

«Отчаянный»

«Отличный»

«Осмотрительный»

«Безупречный»

«Боевой»

«Стойкий»

«Окрыленный»

«Бурный»

В ремонте

«Гремящий»

«Быстрый»

В составе КТОФ

«Расторопный»

«Безбоязненный»

В резерве

«Безудержный»(«Гремящий»)

«Беспокойный»

В резерве ДКБФ

«Настойчивый»

В составе ДКБФ

«Адмирал Ушаков»

В составе КСФ

«Внушительный»

Разрезан на металл

«Ханчжоу» («Важный»)

В составе ВМС Китая

«Фучжоу»
(«Вдумчивый»)

«Тайчжоу»(«Внушительный»)

«Нинбо» («Вечный»)

Модели проекта 956

Кратко познакомиться с хронологией создания эсминцев проекта 956 и их теперешним статусом поможет приведенная выше таблица.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...