Скороговорки для детей 5 лет короткие. Развитие речи при помощи скороговорок: основные моменты

К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.

Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.

Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру "Надуй самый большой пузырь" или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.

Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.

Упражнение: Опиши картинку

Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка - серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.

Чистоговорки


Звуки М, П, Б

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.

Звуки Т, Д, Н

1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.

Звуки К, Г, Х, Й

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С(сь).

1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су - тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

Звук З

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Звук Ц

1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.

Звук Ш

1. Нашей Маше дали мало каши.

Звук Ж

1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.

Звук Ч

1. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу - врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

Звук Щ

1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель - на щи.

Звук Л (Ль)

1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Звук Р (рь)

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.

Упражнения на смешанные звуки

  • Стоит воз овса, возле воза овца.
  • Собака сидит на цепи.
  • Заглянет солнце и к нам в оконце.
  • На круше у Шура жил журавль.
  • Кошка спит, а мышку видит.
  • Ежик лежит под ёлкой.
  • Лёжа хлеба не добудешь.
  • Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
  • Мальчик чистит лошадку щеткой.
  • Щенок играет с мячом.
  • Са-ша-ша- Соня моет малыша.
  • Ас-аш-аш - под сосной стоит шалаш.
  • Шесть мышат в шалаше шуршат.
  • Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
  • Вымыли мышки миски для мишки.
  • Ча-ца-ца- стоит мальчик у крыльца.
  • Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
  • У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
  • Девочка пьет чай из чашки.
  • Ща-са-са- под кустом сидит лиса.
  • У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
  • Щи да каша -пищи наша. Всякой вещи свое место.
  • Рыбу ловит рыболов.
  • Весь в реку ушел улов.
  • Вкусная халва, мастеру хвала.
  • Римма и Тима шли мимо тира.
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
  • "да-да-да - в огороде лебеда",
  • "ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
  • "ша-ша-ша - принесли домой ерша"
  • "ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
  • "жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
  • "чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
  • "жу-жу-жу - я на солнышке лежу" ... и так далее.


Скороговорки

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.

Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава,
на траве дрова,
на дровах детвора.

Кукушка кукушонку купила капюшон,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.

Звук Б 1. Бредёт бобёр С бревном устало - Бревно бобру бока намяло. 2. Все бобры для своих бобрят добры. 3. Боровик растет в бору, боровик беру в бору. 4. В бидоне не бетон, в бидоне не батон, в бидоне не бутон. 5. Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, выбалтывала, выбалтывала, да не выболтала. 6. Идут бобры во сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры. 7. В букваре у Буратино брюки, булка и ботинок. 8. Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была. 9. Шёл по улице бычок. Смотрит: мусорный бачок! Куда бычку податься? Перевернул бычок бачок: Потом улёгся на бочок: Лежит бычок на бочке - Лежит бачок на бычке. Звук В 1. Я во двор вела вола, за рога вела вола, а вол в огород меня завел. 2. Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли. Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами. 3. Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава. Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы. Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве. Ву-ву-ву,ву-ву-ву -Васильков букет нарву. 4. Из окошка видит Вова: Подошла к пруду корова. И нахмурил брови Вова, Глаз не сводит он с пруда: Выпьет воду всю корова- Где купаться мне тогда? 5. У девчонки, у Варюшки потерялись варежки. Помогали две Валюшки искать Варе варежки. 6. Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка, в этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка. 7. Водовоз вез воду из-под водопровода. 8. Верзила Вавила весело ворочал вилы. 9. Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот. 10. Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава. Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы. Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве. Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву. Звук Г 1. Шел гуськом гусак с гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака. Ой, выщиплет бока гусак у гусака. 2. В огороде рос горох, а за речкой - гречка. Старый наш козел Тимоха в огороде рвал горох, гречку рвал за речкой. 3. Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит. 4. Глядят грачата на галчат, глядят галчата на грачат. 5. На иве галка, на берегу – галька. 6. Ехал Грека через реку. Видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап. 7. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит. 8. Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди, грибок! 9. Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, прививки делать им пора для укрепления пера!» 10. Купили Егорке салазки для горки. Всю зиму Егорка катался на горке. 11. В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка. 12. Галка села на палку, палка ударила галку. 13. Отыскал на кухне угол, с головой забрался в уголь. 14. Голубь, гусь и галка - вот и вся считалка. 15. Ги-ги-ги,ги-ги-ги Гена, маме помоги. Га-га-га,га-га-га у меня болит нога. Гу-гу-гу,гу-гу-гу мыть посуду не могу. Ги-ги-ги,ги-ги-ги не гуляй из-за ноги. Гу-гу-гу,гу-гу-гу вот гулять-то я могу. Га-га-га,га-га-га не болит уже нога. Звук Д 1. Дед Данила делил дыню: дольку - Диме, дольку - Дине. 2. Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил. 3. Ехал в санках Дёма к дому. Повстречала дрёма Дёму, одолела Дёму дрёма, дремлет Дёма возле дома. 4. Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. 5. Один Дима дома, но Дима дома не один. Дома один Дима и два Вадима. 6. На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора. 7. Стоит гора посреди двора, на дворе – трава, на траве – дрова. 8. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три двора. Отвори, Варвара, ворота, у двора на траве коли дрова. 8. Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди! Дай дойти до дому Дедушке седому! 9. Дятел, дятел - наш приятель Дуб долбит, как долотом. Помоги нам, дядя дятел, Для скворцов построить дом. Звук Ж 1. Хорош пирожок, внутри творожок 2. Мужа жена обожать должна 3. Журавль дружил бы с жабой, кабы желал бы дружбы этой жабы. 4. В живом уголке жили ежи да ужи. 5. Слишком много ножек у сороконожек. 6. Задрожали зайки, увидев волка на лужайке. 7. Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот. 8. Жук жуку жужжал: « Жжжу - жжжу. Я с ежом давно дружу…» 9. Над Жорой жук, кружа, жужжит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Совсем нестрашно жук жужжит. 10. Жу-жу-жу, жу-жу-жу В зоопарк пришли к моржу. Жа-жа-жа, жа-жа-жа Испугались мы моржа. Же-же-же, же-же-же Сидят птички на морже. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Ближе подошли к моржу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Повернулись к нам моржи. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Рыбку бросили моржу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Очень мирные моржи. 11. Жа-жа-жа-,жа-жа-жа тут ежата у ежа. Жу-жу-жу,жу-жу-жу как-то уж пришел к ежу. Жи-жи-жи-,жи-жи-жи мне ежаток покажи. Жу-жу-жу,жу-жу-жу я с ужами не дружу. Жа-жа-жа,жа-жа-жа уж уходит от ежа. 12. Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Чиж с чижихой и с чижонком, Стриж с стрижихой и с трижонком. Звук З 1. Лиза купила Зине корзину в магазине. 2. У маленькой Зины зайка спит в корзине. 3. У Зины много забот, заболел у зайки живот. 4. Зимним утром от мороза на заре звенят березы. 5. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет. 6. Зоиного зайку зовут Зазнайка. 7. Зеленая береза стоит в лесу, оя под березой поймала стрекозу. 8. Соня Зине принесла бузину в корзине. 9. Зря Захар козла дразнил – козел задиру не забыл 10. Встретиться Змей и Змея захотели. Встретиться Змей и Змея не сумели. Змей в облаках, а Змея на земле. Надо бы Змею спуститься к Змее. 11. Знать бы, зачем залилась спозаранку в зарослях зелени крошка-зарянка Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит, звонко и весело зяблик звенит? Знать бы, зачем зашуршала змея? Знать бы, зачем зеленеет земля? Знать бы... 12. В звезде найдёшь ты букву «з», И в золоте, и в розе, В земле, в алмазе, в бирюзе, В заре, в зиме, в морозе. Звук К 1. Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке. 2. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. 3. Клала Клава лук на полку,Кликнула к себе Николку. 4. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон.Как в капюшоне он смешон! 5. Клубок упал на пол, кот катал клубок. 6. У Кондрата куртка коротковата. 7. Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать. 8. Ка-ка-ка,ка-ка-ка вот течет река Ока, Ко-ко-ко,ко-ко-ко там рыбак недалеко. Ке-ке-ке,ке-ке-ке ловит рыбу на Оке. Ку-ку-ку,ку-ку-ку нет удачи рыбаку. Ки-ки-ки, ки-ки-ки -помогите,рыбаки! Ку-ку-ку,ку-ку-ку вот подмога рыбаку. Ко-ко-ко-,ко-ко-ко рыба ловится легко. Ка-ка-ка,ка-ка-ка есть улов у рыбака. Звук Л 1. На мели мы налима ловили. 2. Палку толкал лапой Полкан. 3. Коля колья колет, Поля поле полет. 4. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. 5. Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли. Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. 6. Корили Кирилла: «Не дразни гориллу!» Корили гориллу: "Не дразни Кирилла!» 7. Лара для Леры брала эклеры. С кремом эклеры у Лары и Леры. 8. Есть у Ляли кукла Леля. Леля сделана из льна – Ляле нравится она. 9. Не жалела мама мыла, Мама Милу мылом мыла. Мила мыло не любила, Но не ныла Мила. Мила - молодчина! 10. На лугу под лопухом у лягушки летний дом, А в болоте лягушачьем у неё большая дача. 11. Лайка с болонкой лаяли звонко. Иволга долго пела над Волгой. 12. Валя на проталинке намочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке. Звук М 1. Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала. 2. Кот молоко лакал, а Миша мыло искал. 3. Вы малину мыли ли? - Мыли, но не мылили. 4. Маша - малышка, у Маши пустышка 5. Мёд медведь в лесу нашел, мало мёду много пчел. 6. Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. 7. Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила. 8. Маленькая болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала. 9. Наши руки были в мыле, мы посуду мыли сами, помогали нашей маме. 10. Макар макал макароны в молоко, а макака макала Макара в реку. 11. Милая Мила мылась мылом. Намылилась, смыла – так мылась Мила. 12. Козел-мукомол, кому муку молол? А кому не молол? - От того, кому молол, получал пироги; от того, кому не молол, получал тумаки. Звук Н 1. Няня нянчит Надю с Ниной. 2. Нашего пономаря никто не перепономарит, а наш пономарь всех перепономарит. 3. Борона боронила неборонованное поле. 4. Ан-ан-ан - шел домой баран. 5. Но-но-но – у нас темно. 6. На-на-на – стоит стена. 7. Ну-ну-ну - саночки тяну. 8. Горюет норка у горы – Не добраться до норы. На горе у норки норка – Не доступна норке норка. Звук П 1. Пекарь пек калачи в печи. 2. У Потапа не пяток пяток - пяток опяток; а у питона – ни опяток, ни пяток. 3. Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал. 4. Про пестрых птиц поет петух, про перья пышные, про пух. 5. Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!» Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» 6. П, П, П! – пускает пар Полный чая самовар. Каша на плите пыхтит, Из-под крышки пар летит. Паровоз пары пускает, Путь по рельсам пробегая. Плавно по реке плывет, Паром пышет пароход… 7. У Любашки- шляпка, У Полюшки- плюшка, У Павлушки- шлюпка, У Илюшки- клюшка. 8. Наша острая пила – Не пила, а пела. Не пила, не ела, Ни разу не присела. Звонко пела, как могла, Развеселая пила. 9. Шли три пекаря, три Прокопия пекаря, Три Прокопьевича; говорили про пекаря, Про Прокопия пекаря, про Прокопьевича. Звук Р 1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке. 2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка. 3. Проворонила ворона вороненка. 4. Приготовила Лариса для Бориса суп из риса. 5. Марина малину перебирала, Арина грибы мариновала. 6. Рубили дроворубы сыры дубы на срубы. 7. Ромка ранил рогаткой рябчика. 8. Кран обходится без рук, Вместо рук у крана крюк. 9. У Вари на бульваре варежки пропали, Воротилась Варя вечером с бульвара, И нашла в кармане варежки Варвара. 10. Сорок сорок для своих сорочат Сорок сорочек, не ссорясь строчат. Сорок сорочек прострочены в срок - Сразу поссорились, Сразу поссорились, Сразу поссорились сорок сорок. Звук С 1. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня. 2. Сидели, свистели семь свиристелей. 3. Саша любит сушки, Соня – ватрушки. 4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 5. Села Олеся, с печи ноги свеся, не смейся, Олеся, а на печи грейся. 6. У Саньки новенькие санки. 7. Ах, вы, сени, сени, сени Вышел в сени сонный Сеня. И в сенях споткнулся Сеня, И кувырк через ступени. 8. Сосулька испугалась высоты, Сосулька от испуга стала плакать; И потому опять настала слякоть. 9. Соня, погляди в окно, Сколько снегу нанесло! И в лесу, и в саду Сосны, ели - всё в снегу. 10. Сосать сосульку-вот беда!- нам строго запрещается. Но почему она тогда сосулькой называется? 11. Пёс лису учуять смог - Сразу подал голосок. Унеслась лиса в лесок - Сала дали псу кусок. Звук T 1. Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятками в лесу на ветке. 2, Ткёт ткач ткани на платье Тане. 3. Где растяпа да тетеря – там не прибыль, а потеря. 4. В печурке – три чурки, три гуся, три утки. 5. У Тани тайна, это Танина тайна, И Таня таит эту тайну. 6. Картина опутана паутиной, на картине Лилипуты в паутине. 7. Токарь в коротайке окоротал таратайку. 8. Толком толковать, да без толку расперетолковывать. 9. Только Таня утром встанет, танцевать Танюшу тянет. Что тут долго объяснять! – Таня любит танцевать. Звук Ф 1. Наш Филат не бывает виноват. 2. Филипп к печке прилип. 3. У Фани – фуфайка, у Феди – туфли. 4. Михаил играл в Футбол, он забил в ворота гол. 5. Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле. 6. У Фадея дафнии. 7. Филя в фильме – фельдфебель. 8. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. 9. На фотографии у Федора – Федора, на фотографии у Федоры – Фёдор. 10. В огороде Фёкла ахала и охала: уродилась свёкла не на грядке, около. Жалко Фёкле свёклу. Жаловалась Фёкла: "Заблудилась свёкла!" 11. Жил в горах волшебник Феликс С буквой Ф и птицей Феникс. Зажигал фонарик Феликс, Загоралась птица Феникс. Звук Х 1. Вкусная халва мастеру хвала. 2. Прохор и Пахом ехали верхом. 3. Муха-горюха села на ухо. 4. Хороша будет уха. 5. На Тихоне хитон. 6. Хорь мохнатый, а Михей лохматый. 7. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: «ха-ха-ха-ха-ха!» 8. Был саду переполох – там расцвел чертополох. Чтобы сад твой не заглох, пропололи чертополох. 9. Хотим поехать на оленях, архарах, буйволах, тюленях, тапирах, Леопардах, львах, верблюдах, мулах и волнах. 10. Хлопотун-хлопотун и хлопотунья-хлопотунья хлопотали и хохотали. 11. Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи. Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи! Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха. 12. Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи. Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи! Звук Ц 1. Не велика птица синица, да умница. 2. Бегают две курицы прямо на улице. 3. В цветнике цветут цветы. 4. В теплице у цветовода цвели гиацинты, купальницы, цикломены, ценарарии и циннии. 5. В цветнике у цветовода цветут гиацинты и циннии. 6. Летит скворец: зиме конец. 7. Цыпленок пьет из блюдца воду. 8. Ученица-озорница получила единицу. 9. Цыпленок цапли цепко цепляется за пень. 10. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. 11. В цирке не циркуляры и циркули, в цирке тигрицы, львицы и медведицы. 12. Лекции доцента – о локации. 13. Огурцы-молодцы зеленобелогубы. 14. На оконце у бойца-македонца копьецо. 15. Отец деда – дед отца, дед отца – отец деда. Звук Ч 1. У четырех черепашек по четыре черепашенка 2. Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали. 3. На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи. 4. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. 5. Течет речка, печет печка. 6. В четверг четвертого числа В четыре с четвертью часа Четыре черненьких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. 7. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. Черепаха всех смешит, потому что не спешит. А куда спешить тому, кто всегда в своем дому. 8. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход, В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота! Звук Ш 1. Шерсть в кудряшках у барашка. 2. В ночной тиши у камыша чуть слышны шорохи ужа. 3. Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша. 4. Саша шапкой шишки сшиб. 5. Сшила Саша Сашке шапку. 6. Шапка да шубка – вот весь Мишутка. 7. Шишки на сосне, шашки на столе. 8. В ложке у Антошки кашки немножко, а у Тимошки в ложке немножко картошки. 9. Пляшут мышки-шалунишки, Кто на чашке, кто на крышке. Тише, тише, тише, мышки, Не мешайте спать братишке. 10. Сшили штанишки плюшевому мишке На штанах - кармашки, на кармашках - пряжки Звук Щ 1. Волки рыщут, пищу ищут. 2. Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке. 3. Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля. 4. Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей. 5. Этой щеткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки. Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны. 6. Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку. - Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?

  1. Развивают речевое дыхание, особенно когда проговариваешь их в разном темпе: медленном, среднем, быстром.
  2. Улучшают качество дикции, то есть делают произношение четким.
  3. Развивают сенсорные способности, необходимые для «запуска» и улучшения речи.
  4. Тренируют интонацию: учат произносить вопросы, восклицания и другое.

Ребенок обычно с удовольствием произносит скороговорки, потому что их сюжеты пронизаны юмором, или же ситуации, описанные в этих текстах, выглядят абсурдными, непонятными. Все это привлекает, смешит и хорошо запоминается.


Если ребенок только учится говорить

Вопрос, волнующих многих родителей. Когда он начнет говорить правильно? - Следующий вопрос. Педагоги советуют сначала произносить скороговорки медленно и негромко. Или вовсе попробовать такой логопедический прием: говорить с ребенком лицом к лицу самым тихим шепотом, почти одними губами, слово общаешься с тем, кто умеет читать по губам.

Потом повторить скороговорку чуть громче, и так постепенно добавлять звук. Детям, чтобы научиться говорить, важно видеть, как артикулирует взрослый, какие мышцы лица задействованы для произнесения звуков. Малыши визуально «считывают» даже положение головы и тела, которое принимает человек в разговоре.


ShutterStock/Fotodom.ru

ShutterStock/Fotodom.ru

Как заинтересовать занятиями?

Вот несколько советов о том, как превратить "скучные" занятия в увлекательные:

  1. Превратить все в игру, в которой интересно и взрослому, и ребенку.
  2. Использовать карточки с картинками и/или рифмованные строчки.
  3. Интонировать произнесение, читать артистично, «по ролям».
  4. Начинать разучивать фразы в неспешном темпе: произносить протяжно, негромко. Можно даже если произносить сложные слова совсем трудно.
  5. Если с речевым дыханием все в порядке, добавлять скорость. На то они и скороговорки, чтобы их тараторить, не сбиваясь.
  6. Уместным будет соревнование между детьми одного возраста: кто произнесет быстрее и чище.


DepositPhotos/Fotodom.ru

DepositPhotos/Fotodom.ru

Простые скороговорки для малышей 1-2 лет

В возрасте, когда ребенок только учится говорить, с ним будет уместно тренироваться произносить звуки [г], [д], [з], [с].

Для тренировки звуков [г] и [д]

Голубь в голубой горжетке голубику ел на ветке.

Стоит гора посреди двора.

На горе гогочут гуси, под горой горит огонь.

Галка села на забор, грач завел с ней разговор.

«Га-га-га, – гогочет гусь. – Я семьей свой горжусь!»


Дятел дуб долбил, продалбливал, да не продолбил, не выдолбил.

Дед Додон в дуду дудел. Дудкой Диму он задел.

Дед Данила дыню делил: дольку – Диме, дольку – Дине.

Надя дыню не доела – дыня Наде надоела.

Ду-ду-ду – вот я с песенкой иду.

Да-да-да – здесь большие города.

Ди-ди-ди – ты далёко не ходи.

До-до-до – свили птенчикам гнездо.


Для тренировки звуков [з], [с]

Коси коса, пока роса. Роса долой – и мы домой.

Свиристель свистит свирелью.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Сани – скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Та-та-та, у нас дома чистота.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.


Зойкиного зайку зовут Зазнайка.

Зацепился зонтик за забор. В завитушках зонтика узор.

Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Из кузова в кузов грузили арбузы.


«Языковертки» для детей 2-3 лет

Происходит становление звуков и их пар [б] - [п], [в] - [ф], [к], [т], [х]. А также звуки [м], [н]. Сейчас самое время для их постановки и тренировки.

Для тренировки звуков [б] и [п]

Били бараны в барабаны.

Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, белой даже не была.

Все бобры добры для своих бобрят.

Бредут бобры в сыры боры – бобры храбры!

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр Петру пек пироги.

Пел перепел за деревней, пел тетерев средь деревьев. Перепел пел-пел – тетерева перепел.

Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!»


Для тренировки звуков [в] и [ф]

Валя на проталинке намочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Варвара цыплят караулила, а ворона цыплят воровала.

Я во двор вола вела, за рога вола вела. В хлев вела вола, а вол меня в огород увел.

У Феди – фуфайка, у Фаи – туфли.

Фасоль, фасоль – вот и выросла фасоль.

Федя филина боится – филин может рассердиться.


Для тренировки звука [к]

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

К Макару в карман комарик попал. Комар у Макара в кармане пропал. Об этом сорока в бору протрещала: «В кармане Макара корова пропала!»

Не ест корова короб корок – ей короб сена больше дорог.

Капа Капитону купила кипу кепок.

Колпак на колпаке. Под колпаком – колпак.

Котик ниток клубок укатил в уголок.


Для тренировки звука [т]

У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.

Топали да топали. До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

От топота копыт пыль по полю летит.

Тридцать три вороны в ряд тараторят, тарахтят.

Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятками – в лесу на ветке.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.


Для тренировки звука [х]

Вставай, Архип, – петух охрип.

Хохлатые хохотушки хохотали: «Ха-ха-ха».

Архип охрип, а Осип осип.

Нюхал Захар уху да нахваливал: «Ух, хороша уха!»

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.


ShutterStock/Fotodom.ru

ShutterStock/Fotodom.ru

Полезные скороговорки для детей 3-4 лет

Считается, что это возраст освоения шипящих и свистящих звуков. Потренироваться в их произношении можно с помощью этих «потешек». Про звук [з] мы уже упоминали – здесь все упражнения, кроме него.

Для тренировки звуков [ш] и [ж]

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Вымыли мышки миски у мишки.

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ, да под душем вымой тушь. После душа вытрись суше и не пачкая больше уши.

У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку и накормила кошку.

Во лесу лозу вяжу. На возу лозу везу. Коза, не лижи лозу – накажу!

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Не страшно ведь жучок жужжит.

Жаба, журавль и желтый жучок в гости к ежихе шли на лужок.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.


Для тренировки звука [ц]

Цыган на цыпочках цыпленку крикнул: “Цыц!”

Цапля цепкая была, цапля долго не ждала – клювом цап и целиком лягушку проглотила.

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать.

Жили-были три японца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндрони.

Зачерпнула цапля чашкой чай целебный из ромашки. Целый чан у цапли чая, цапля-врач больных встречает.


Для тренировки звука [ч]

В горячей печи пекарь пек калачи.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертнека чертили черными чернилами чертеж.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Черной галке черный дрозд подарил черники гроздь.

У пчелы, у пчелки почему нет челки? Отвечаю почему: «Челка пчелке ни к чему».

Чу! В чулане есть сверчок. Четко слышно: «Чок-чок-чок».


Для тренировки звука [щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Щука леща угощала борщом.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Щипцы да клещи – вот наши вещи.

Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу.

Идея собрать и разместить на блоге некоторые скороговорки для развития речи ребенка возникла, когда мы с Машенькой пришли на прием к логопеду. У нее, как и у многих детей в ее возрасте, были проблемы со звуками «с» и «р».

А как бороться с этой проблемой? Самым простым и популярным средством для правильной коррекции речи ребенка и даже взрослого служат скороговорки.

Как правильно рассказывать скороговорки ребенку? Для начала мы по слогам рассказываем Машеньке какую-нибудь скороговорку по слогам, при этом произносим ее правильно, выделяя каждый отдельный звук.

Мало того, мы ей показывали правильное положение языка при произношении того или иного звука.

И так повторяем несколько раз, пока она ее не запомнит наизусть.

Затем вместе с ней повторяем текст, в первые два-три раза медленно, затем постепенно ускоряемся.

Поверьте, друзья, скороговорки — очень эффективное средство для развития дикции ребенка. Машеньке недавно исполнилось 5 лет и у нее все в порядке с речью благодаря скороговоркам.

Теперь Вы узнали, как мы развивали дикцию нашего ребенка. Попробуйте и Вы.

Выбирайте и читайте скороговорки на все звуки для развития речи Вашего малыша.

Архип осип, Осип охрип.

Астроном, адвокат и один альпинист,
Архитектор, аптекарь и даже артист
Сели однажды на карусели.
Не удержались и вниз полетели:
Аптекарь, артист, акробат, астроном.
Кто из них вам еще не был знаком?

Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.

Баран буян залез в бурьян.

Бегают две курицы нагишом по улице.

Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

Белые бараны били в барабаны.

Белый снег, белый мел, белый заяц - тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была.

Березонька коренистенькая,
По корню - криволистенькая,
По середке - суковатенькая,
По вершинке - высококудреватенькая

Берестовое лукошко полно морошки.

Били лбами у забора два быка,
Прободали в буйном споре все бока.
Кабы злобу побороть бы как-нибудь,
Были б целы бычьи бедра, лбы и грудь.

Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры, а для бобрят добры.

Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.

Бык бодатый боком бился, бык бодался, бык бодрился.

Бык, бык, белый бок,
Бегал с булкой на лужок.

Был в саду переполох —
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.

Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась - в снег упасть она боялась

В библиотеке погибли сказки про «крибле…»,
Мышки погрызли стишки про гризли!

В живом уголке жили ежи да ужи

В зоопарке за забором зебры резво зарябили

В поле Поля-Полюшка
Полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
Если полет поле Поля.

Вёз Ерёма
Воз соломы.
В поле вёз он
Воз из дома.
Вёз назад,
А не вперёд.
Впереди телега едет,
За телегой конь идёт.

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

Варвара цыплят караулила, а ворона воровала

Валин валенок провалился в прогалинок.

Верзила Вавила весело ворочал с сеном вилы.

Ёжик наш домой спешит.
А на встречу ему волк,
На ежа зубами - щёлк.
Ёж иголки показал,
Волк со страху убежал.
Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту ёж:
«Ты мне спинку не потрёшь?»

Взялись спорить как-то раз
Скалолаз и водолаз:
Кому лезть удобней
По скале подводной.

Вкусная халва - мастеру хвала.

Во лесу лозу вяжу.
Во возу лозу везу.
Коза, лозу не лижи -
Накажу!

Во дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали.

Во мраке раки шумят в драке.

Волк вальсировал с волчицей:
«Нам волчиться не годится».

Волк рыщет - пищу ищет.
Вот тебе щи, а нас не ищи!

Всё может быть, и быть всё может,
Лишь только то не может быть,
Чего, быть может,
Быть не может!!!

Встретил в чаще ёж ежа:
— Как погодка, ёж?
— Свежа!
И пошли вдвоём дрожа, скорчась съёжись два ежа.

Выдра из ведра выпрыгнула,
Воду из ведра выплеснула,
Выпрыгнуть то она выпрыгнула,
Выплеснуть то она выплеснула,
А обратно впрыгнуть, да вплеснуть не смогла

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Где, старик, взял мочал? Али вылапотничал?

Говорит попугай попугаю: «Я тебя попугаю, попугаю!»
Отвечает попугай попугаю: «Попугай, попугай, попугай!»

Грабли - грести, метла - мести, вёсла - везти, полозья - ползти.

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Девчонка везла на возу
Козленка, козла и козу.
Девчонка в лесу проспала
Козленка, козу и козла

Дед Данила делил дыню; дольку Диме, дольку Дине.

Для ухи нужны лещи, а щавель нужен на щи.

Дом в деревне делал Даня
«Подрасту, и жить в нем стану».

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на черном кларнете,
Кирилл - на валторне,
На арфе - Алла,
А на рояле Лара играла.

Дятел дуб долбил,
Да не додолбил.

Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал,

да не продолбил и не выдолбил.

Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.

Евсей, Евсей, муку просей, а просеешь муку

— испеки в печи калачи да мечи на стол горячи.

Ёжик желтой сыроежке
Рад, как белочка орешкам.

Еле-еле Елизар,
Едет-едет на базар.
А с базара, а с базара,
Не догонишь Елизара.

Еле-еле Лена ела,
Есть из лени не хотела.

Ели две Эли
Эклеры в постели.
Мама отмыла
Эль еле-еле.

Енот-полоскун бельё полоскал, выполаскивал, да не выполоскал.

Ест кискa суп из миски.
Сыта киска, пуста миска

Ест Федька кисель с редькой,
Ест редька с киселем Федьку.

Есть сушки Сашке, Прошке и Антошке.
И еще две сушки Нюшке и Валюшке.

Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак,
Сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап!

Жаба, журавль и желтый жучок
В гости к ежихе шли на лужок,
Чтобы пришила на место портниха
Буковку Ш и в лесу стало тихо.

Жалобно щенок пищит,
Тащит он тяжелый щит.

Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.

Жил-был жук, жук жил-был

Жили были три японца,
Як, Як - цедрак, Як - цедрак - цедрак - цедрони.
Жили были три японки,
Цыпа, Цыпа - дрыпа, Цыпа - дрипа - дрыпа - дрымпампони.
Все они пережинились: Як на Цыпе, Як - цедрак на Цыпе- дрыпе, Як - цедрак - цедрак - цедрони на Цыпе - дрыпе - дрымпампони.
И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, У Як - цедрака с Цыпой - дрипой: Шай - шарах,
У Як - цедрак - цедрак - цедрони с Цыпой - дрыпой - дрымпампони: Шах - Шарах - Шарах - Широни.

«Жу» да «жу»-
Слетелись в круг
Майский жук,
Июньский жук,
Жук-носорог,
Жук-плавунец,
Жук-сынок
И жук-отец,
Жужелица,
Жук-жучок —
Все попались
В мой сачок.

Жу-жу-жу-жу.
Я на ветке сижу
Я на ветке сижу
Букву «ж» все твержу.

Жук жужжит над абажуром,
Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.

Журавль с жирафом жировали,
Пока фураж и рожь жевали!

Жутко жуку жить на суку.

За гиппопотамом по пятам
Топает гиппопотам.

За козой шагал козёл, на козу козёл был зол, позвала коза козлят, а козла козлята злят.

Задрожали зайки,
Увидев волка на лужайке.

Заяц косой, сидит за осокой-травой,
Смотрит косой, как девушка с косой
Косит траву косой.

Зеленая береза стоит в лесу,
Зоя под березой поймала стрекозу.

Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы

Зимой поле белое, промёрзло-заледенелое.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Иван - болван, молоко болтал, да не выболтал.

Игрались Вовка с Игорьком,
Скатились с горки кувырком.

Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой.
Идет коза с косым козлом,
Идет коза с босым козлом.

Из соседнего колодцa целый день водица льётся.

Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.

Интервьюер интервента интервьюировал.

Иосиф шапку носит, никак не сносит.

Испекла Иришка куклам по коврижке,
Нравятся коврижки Гришке и Маришке.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил

Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.

Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой.

Карл клал лук на ларь.
Клара крала лук с ларя.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал у Клары кораллы, то Клара не крала б у Карла кларнет

Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

Когда у пруда без труда вырастет резеда.

Когда-то галок поп пугая, В кустах заметил попугая,
И говорит тут попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, Не смей пугать ты попугая!»

Колпак в колпаке, в колпаке колпак.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали

Королева кавалеру
Каравеллу подарила,
Королева с кавалером
В каравелле удалилась.

Король на корону копейку копил,
Да вместо короны корову купил,
А этот король на корову копил,
Да вместо коровы корону купил.

Кот под колпаком.

Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.

Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.

Крута гора, в горе - дыра, в дыре - кротовая нора.

Кто не работает, тот не ест то, что ест тот, кто работает.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно

Кукушка кукушонку сшила капюшон.
Примерил кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Кум Гаврила, кум Гаврила.
Я Гавриле говорила:
Веретена не точены,
В бане веники мочены.

Кумыс в Китай повез киргиз.
Китайцам нравится кумыс.

Купил бегемот бегемотикам новые ботики, скачут бегемотики по болоту в новых ботиках.

Купила бабуся бусы Марусе.
На рынке споткнулась бабуся об гуся…
Все бусы склевали по бусинке гуси,
Остались без бус бабуся с Марусей.

Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.

Купили каракатице кружевное платьице.
Ходит каракатица - платьицем хвалиться.

Курочка честра-пестра, уточка с носка плоска.

Лёжа в луже, жалобно жужжала жужелица, жутко ужаленная ужом.

Лежебока рыжий кот,
Отлежал себе живот.

Лежит ежик у елки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат

Лезут козы в грозу в лозу – лозу козы в грозу грызут.

Лера с Лорой и Лариса
Маме делают сюрпризы:
Режут, варят, трудятся,
Вот какие умницы.

Летели лебеди с лебедятами.

Летит скворец - зиме конец.

Летят утки ни минутки без прибаутки.

Лось и лань идут на соль,
А на нерест - сом, лосось!

Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
«В кармане Макара корова пропала!»

Мало мыло мылилось,
А вода вся вылилась.

Мама мыла Милу мылом,
Мила мыло не любила.

Мама шьет сорочку дочке.
Строчит строчки на сорочке.
Срочно строчит сорок строчек:
Растет дочка, как росточек.

Мартышка с мартыном на рынок ходили.
Всё утро мартышки по рынку бродили.
Мартышка с мартыном сынишке мартынке
Купили на рынке четыре картинки

Маша с Мишей - растеряши!
Мама машины гамаши
Ищет но никак не сыщет,
Папа хмур, слюною брызжет,
Вещи Миши пропадущи,
Растеряша Миша сущий,
Он искать портфель свой взялся,
Не нашел и… растерялся!
Ищут мама с Машей Мишу,
Папа даже влез на крышу,
Мама с Машей - на балкон!-
Миша в нише смотрит сон!

Маша, ты нас не ищи,
Щиплем щавель мы на щи.

Минута, минуя, сменяет иную.

Они неизменной длины.

Мой руки чище и чаще.

Мы услыхали от совы, что нету слов на букву «Ы».

Мыла Мила мишку мылом,
Мыло Мила уронила,
Уронила Мила мыло -
Мишку мылом не домыла

Мыши - грызуны.
Сыр грызут.
Догрызли?
Догрызают.

Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, - крышка!
Мышка забыла про кошку!

Мышка мыла мишке шишки.
Мало мыла дали мышке.
Слишком много шишек было,
Мышка шишки не домыла.

Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали —
Зубы сразу же сломали!

Мышки машут мешком Мишке.
Как смешон для мышек мишка.
Из мешка пошили мышки,
Мешковатые штанишки!

Мышонку шепчет мышь:
Ты все еще шуршишь?
Мышонок шепчет мыши:
Шуршать я буду тише.

Мяч скучал на чердаке.
Мячик ищут в сундуке.
Тщетно ищут мячик
Девочка и мальчик.

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова,
Дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров!
Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора!

На дрожжах поставим тесто,
Потеплей поищем место.

На окошке мошку-крошку,
Ловко ловит лапой кошка.

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

На речной мели мы на налима набрели.

Навалилось в валенки снега Вале маленькой.

Наш Полкан из Байкала лакал.
Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

Наш Филат всегда виноват.

Наша дочь речистая, у нее речь чистая.

Не будь тороплив, а будь терпелив.

Не верь чужим речам, а верь свои очам.

Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке - прясть одну ночку.

Огорченная сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой,
И домой вернулась с двойкой

Огурцы - молодцы зеленобелогубы

Около колодца кольцо не найдется.

У ребят в игре простой!
Поругались вдруг ребята, —
Каждый просится в Саратов,
Там живет у них бабуля,-
Вот такая! - Баба Уля!
Мама Толе говорит:
— У тебя коньюктивит!
Папе долго с Олей биться,
Чтоб исправить единицу!
Мама едет к бабе Уле
Без дочурки и сынули!
Только мама со двора, —
Начинается игра!

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Осип охрип, а Архип осип.

Остренькие рожки
У козы Сережки
И сказал Сережка:
«Я боюсь немножко

От топота копыт пыль по полю летит.

Отлежал бычок бочок.
Не лежи, вставай, бычок!

Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула.

Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.

Пашню пашут
Паша с Яшей,
Кашеварят
Маша с Дашей.

Пекарь Петр пек пироги

Перепелка перепелят прятала от ребят.

Пес Пушок разбил горшок,
А кот Федот пролил компот.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку

Петя пилил пилой пень.

Плыли по небу тучки,
Тучек было четыре штучки.

По семеро в сани уселись сами.

Повар Пётр и повар Павел,
Пётр пёк, а Павел парил,
Парил Павел, Пётр пёк,
Повар Пётр и повар Павел

Повтори без запинки:
На осинке росинки,
Засверкали утром перламутром.

Погода размокропогодилась

Подарил Макар Роману карамель,
А Роман Макару карандаш.

Поле полное полыни выпало полоть Полине.

Поле-то не полото, поле-то не полито,
Просит полюшко попить —
Нужно полюшко полить.

Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала —
Полосатой речка стала.

Пошел спозаранку Назар на базар.
Купил там козу и корзину Назар.

Приключилось приключение
Про ключи и про печенье.
Прочно прячутся ключи
В калачи и кирпичи.

Про пестрых птиц поет петух,
Про перья пышные, про пух.

Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

Прыгают в поле сорок сорок, десять взлетели, сели на ели.
Сколько осталось в поле сорок?

Пыхтит, как пышка,
Наш пухлый мишка.

Раз – росинка-бусинка, и еще раз – бусинка, засверкали бусинки на травинках-усиках.

— Расскажите про покупки!
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.

Рос в реке ершонок,
Рос, рос, стал ершом,
А не вырос.

Рыбы в проруби - пруд пруди.

С глаза слезая, слеза лизала лицо.

С мышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши - и во ржи не души.

С одной сорокой - одна морока, сорок сорок - сорок морок.

Саша любит сушки, Соня ватрушки.

Саша шапкой шишку сшиб.

Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

Свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла.

Сев в такси спросила такса:
«За проезд какая такса?»
А таксист ответил так:
«Возим такс мы просто так-с.»

Сел сокол на голый ствол.

Села Алеся, с печи ноги свеся,
Не смейся, Алеся, а на печи грейся.

Села мышка в уголок, съела бублика кусок.

Серый зайка, зубки спрячь:
Не капуста это, мяч.

Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.

Сказала со смехом соседке синица: «Стать самой скрипучей сорока стремится!»

Скок, сорока,
Скок, сорока,
Слепа с ока,
Крива с бока.

Сколько б не ело сито,
Ни разу не было сыто.

Слишком много ножек у сороконожек.

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.

Слушали старушки, как куковала кукушка на опушке.

Слышен смех честного люда,
Трусит с горки съехать Люда.

Слышен шорох в камышах,
От него шумит в ушах,
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шепотом страшат

Смотри как просто устроена рама: прямые углы и квадратные грани.

Смыть себя мыло силилось и смылилось.

Снежинки ловит Тая,
Они слетают, тая.

Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на траве…

Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется -
Славно сегодня звенится-поется!

Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало жарко.

Соня - незнайка,
А Зина - зазнайка.

Соня Зине принесла бузину в корзине.

Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон,
Сорок коров разогнали орлов.

Сорок сорок для своих сорочат
Сорок сорочек срочно строчат
Сорок сорочек не сострочены в срок
Сразу поссорились сорок сорок

Стоит воз овса, возле воза - овца.

Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна под попом,
Поп под колпаком.

Суровый суворовец Суворов сурово сверлил сверлом сырую стену суворовского училища.

Суши шубу Саша,
Пашина шуба, а не наша.

Схватил муравьишка ношу,
Кричит: Ни за что не брошу!
В землю ножками упирается,
А земля под ним прогибается.

Сшила Саша Саньке шапку.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Съел Валерик вареник, а Валюша ватрушку.

Съел Слава сало, да сала было мало.

Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
Авдей Гордею дал гвоздей,
Гордей Авдею дал груздей.

Телка сжевала теткину метелку, тетка за телкой - телка за елку.

Тетерев на току толкнул тетерева,
Тот тетерев тетерева, и
Этого тетерева тетерев.

Течет речка, печет печка.

Тише, мыши.
Тише, мыши!
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись!
И коту не попадись.

Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшку тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.

Топали да топали,
Дотопали до тополя.
До тополя дотопали,
Все ноги-то оттопали.

Тощий немощный Кощей*, тащит ящик овощей.

Трамвай пустился в рейс и трелью с рельс разгонял троллейбусы.

Три свиристели еле свистели на ели

Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.

Тридцать три вагона в ряд,
Тараторят, тарахтят.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

У барана рога кручёны - перекручены, верчены - переверчены.

У Бори винт. У Вити бинт.

У гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь.

У елки иголки колки.

У ежа ежата, у ужа ужата.

У ежа и ёлки иголки тонки.

У зайки Бубы заболели зубы.

У Ивана рубашка,
На рубашке кармашки.

У крошки матрешки пропали сережки,
Сережки Сережка нашел на дорожке.

У Кузи кузина - Кузинина Зина.

У Маши мошка в каше, что делать нашей Маше? Сложила кашу в ложку и накормила нашу кошку.

У Маши на кармашке маки и ромашки.

У осы не усы, не усища, а усики.

У пенька опять пять опят.

У перепела и перепёлки пять перепелят.

У Прошки с плошкой вышла оплошка —
Перевернул башкою плошку.

У пчелы, у пчелки
Почему нет челки?
Отвечаю почему:
— Челка пчелке ни к чему.

У ракушки остры створки,
У совенка глазки зорки!
У лягушки рядом раки,
У крякушки хриплы кряки!

У Сашки в кармашке шишки и шашки.

У Сени с Саней в сетях сом с усами.

У соседа-домоседа - сосед-непоседа,
У соседа-непоседы - сосед-домосед.

У тридцати трех полосатых поросят,
Тридцать три хвостика висят.

У Фани фуфайка, у Фаи туфли.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чёботы.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Угольки поставили в уголки, в уголки поставили угольки.

Удит рыбу удочкой
Умница наш Юрочка.

Уж бежал кривой дорожкой,
Ни одной не топал ножкой.
Он бы топнул да не мог,
Потому что был без ног.

Уж пожаловал ежам
Новых дюжину пижам.
Прежние пижамы
Исколоты ежами.

Уж шипит, а жук жужжит.

Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.

Утка - юннатка
Ютится в палатке.
Не ютись там утка —
Жить в палатке жутко.

Ученик учил уроки у него в чернилах щёки.

Ушел косой козел с козой.

Федя филина боится —
Филин может рассердиться.

Филипп к печке прилип.

Фофанова фуфайка Фефёле впору, а фароонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Футляр для дрели.

Хвалю халву.

Хитр хорек, быстр хорек,
Хлеб схватил - и наутек.

Хитрую сороку
Поймать морока,
А сорок сорок —
Сорок морок.

Ходит квочка около дворочка,
Водит деток около клеток.

Хорош пирожок, внутри творожок.

Хоть щука и востра,
Да не съешь ерша с хвоста,
На ерша хороша верша.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха!

Цапля цепкая была,
Цапля долго не грустила,
Сразу «цап» и целиком
Лягушонка проглотила.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла

Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать.

Циркач циркачке Зиночке
Подарил косыночку.

Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц!»

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Чайные чашки в печали, скучая, бренча закричали.

Через реку бобр добряк переводит вброд бобрят.

Черепаха, не скучая час сидит за чашкой чая.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход, в дымоходе чернота - разыщи-ка там кота.

Четверг Четвёртого Числа,
Четыре Четверти Часа,
Четыре Чёрненьких Чумазеньких Чертёнка,
Чертили Чёрными Чернилами Чертёж.

Четверть часа чиж чижихе
Пел частушки на плющихе,
Черный кот, большой чудак,
Влез послушать на чердак.

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Чрезвычайно чисто.

Чок-чок каблучок
Наскочил на сучок
Оторвался поломался
Чок-чок каблучок

Почини мне старичок
Каблучок за пятачок

Ша-жа-ша раз ловили мы ерша,
Ше-же-ше мы засели в камыше,
Шу-жу-шу я сижу и не дышу,
Шо-жо-шо ёршик вершик хорошо,

Шакал шагал, шакал скакал.

Шашки на столе
Шишки на сосне

Шёл Шишига по шоссе,
Шёл шуpша штанами.
Шаг шагнёт, шепнёт: «Ошибка»,
Шевельнёт ушами.

Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть.

Шелест шелестит листвой.
Шепот шепчется с травой.
Тишь затихла в тишине.
«Тише, тише…», - слышно мне.

Шершавый шершень шаркал не спеша.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.

Шли три попа, три Прокопья попа, три Прокопьевича.
Говорили про попа, про Прокопья про попа, про Прокопьевича.

Щенок за обе щёки уплетает щи из щавеля.

Щипцы да клещи —
Вот наши вещи.

Это ты, Илья? Или я, Илья?

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

Юла возле Юльки крутится, поет,
Юла Юльке спать не дает.

Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.

Я в лес, и он в лес; я за вяз, и он за вяз.

Я суп несу! А кому? Псу!

Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

Яхта легка и послушна моя,
Я бороздить на ней буду моря.

Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Ташей простоквашу,
А Мишутка - селедку под шубкой.

Как Вам скороговорки? Знаете другие скороговорки для развития речи? Поделитесь, будем очень признательны.

Напоследок, хочу познакомить Вас с очередной новой работой Машеньки — «Цветочная поляна».

На этом заканчиваю этот пост. Всего доброго!

Творческих Вам успехов!

Игровой подход к развитию позволяет ребенку быстрее раскрыться и усвоить обучающий материал. Для детей 5-6 лет скороговорки - это эффективный метод тренировки произношения звуков и коррекции дефектов речи. Забавные и смешные короткие стишки превращают обычный урок в увлекательное занятие.

Что такое логопедические стихи и скороговорки

По своей сути чтение стихотворений – это отличный стимулятор понимания и развития речевого навыка. Все дети любят не только слушать, но и запоминать и повторять короткие ритмичные тексты. Стихи как нельзя лучше подходят для тренировки правильного произношения слов.

Скороговорки – игровая форма развития речи для детей 5-6 лет

Регулярные логопедические занятия с ребенком способствуют:

  • вырабатыванию навыков правильного произношения и артикуляции;
  • исправлению дефектов речи и косноязычия;
  • развитию фонетического слуха.

Чем раньше родители познакомят ребенка со скороговорками, тем скорее он научится повторять и произносить различные словосочетания.

Пример логопедического стишка:«На чайничке крышечка,на крышечке шишечка.Берем ручкой за шишечку.Поднимаем крышечку»

Важным моментом в организации обучения ребенка правильному произношению является грамотный подбор скороговорок. Как правило, детям на 5–6 году жизни рекомендуется заучивать скороговорки, помогающие скорректировать произношение звуков «Р» и «Л».

Развитие речи при помощи скороговорок: основные моменты

Перед началом обучения ребенка скороговоркам родителям необходимо запастись терпением и настойчивостью. Стишки можно не только выразительно читать, но и напевать или произносить шепотом. Произносить слова следует медленно, как бы пробуя их на вкус – это поможет лучше прочувствовать и запомнить звуковые сочетания.

Важные моменты обучения:

  • продолжительность одного занятия не должна превышать 10–15 мин.;
  • перед началом урока необходимо произвести логопедическую разминку, она отлично разогреет голосовые связки и мышцы лица;
  • для начала рекомендуется подобрать учебный материал, не отягощенный труднопроизносимыми словами и звуками;
  • не следует торопить малыша и ждать, что он с первого раза заучит стишок;
  • по мере заучивания нужно постепенно увеличивать скорость произношения.

Необходимо, чтобы ребенок понял правила игры и что от него требуется. Не стоит превращать обучение в обязательный и скучный процесс. Заниматься с ребенком можно не только дома, но и на прогулке в парке или по дороге домой из детского сада.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...