Скульптура волчицы древнего рима. Капитолийская волчица

Один из главных символов Вечного города – капитолийская волчица. Скульптура животного, вскармливающего младенцев-основателей Рима, посвящается одной из главных героинь мифа о создании итальянской столицы. Хранится статуя в Капитолийском музее – отсюда происходит и название памятника. Иногда ее называют «матерью римлян». Это одна из немногих достопримечательностей, которая в научных кругах вызывает горячие споры, задает множество вопросов и оставляет историков, археологов и искусствоведов без ответов.

Предание старины глубокой

Версии о рождении двух братьев Ромула и Рэма отличаются деталями, но большинство из них сходится в целом. Так, согласно легенде, в троянском городе Альба-Лонга правил царь Нумитор. Его брат Амулий был завистлив к успехам старшего брата и решил захватил власть, а после посадить родственника в заточение (по некоторым источникам убить). Детей Нумитора, опасаясь мести, он тоже не пощадил. Так, царский сын пропал без вести, а дочь царя, Рея Сильвия, была определена в весталки с 30-летним обетом безбрачия.

Но случилось чудо и бог плодородия Марс, навестив молодую жрицу, оставил ее беременной. Через 9 месяцев Рея родила двух близнецов: Ромула и Рэма. Гнев Амулия был безграничным: молодая мать оказалась в темнице (по некоторым источникам казнена), а младенцев положили в корзину и бросили в воды Тибра. Но боги защитили малышей. Корзину с новорожденными прибило в речных зарослях у Палатинского холма, где по громкому плачу голодных младенцев нашла их волчица.

Она не только не обидела их, но как мать, выхаживала их и выкармливала своим молоком в пещере Луперкале.

Подросших детишек нашел пастух Фаустул, который давно мечтал о детях. А боги не посылали им с женой своих (или свой ребенок умер). Супруги продолжили воспитание царских внуков. Когда юноши подросли, они узнали тайну своего рождения. После чего они вернулись домой, убили вероломного Амулия, а царский трон вернули родному деду. Затем отправились в путешествие, решив по дороге создать Рим. В горячем споре о месте заложения Вечного города Ромул убил Рэма. В итоге город был основал на , в том месте, где волчица нашла корзинку с младенцами.

Легенда гласит, что событие произошло в 754 году до н. э. Рим был назван в честь Ромула (на лат. «Рим» звучит как «Рома»), который стал первым царем Латинов. На самом деле, чем глубже вникать в суть сказания, тем больше шансов потерять нить повествования, поскольку сюжеты о создателях Вечного города очень отличаются между собой. Но фактом остается следующее: с тех пор на Капитолийском холме, как символ Рима, появилась бронзовая статуя.

Мнение ученых мужей

Пожалуй, капитолийская волчица– один из немногих памятников Рима, о происхождении которого нет единого мнения. Так, словно доказывая мифическое происхождение Вечного города, в 2007 году под слоем развалин дворца императора Августа была найдена пещера, якобы в которой волчица кормила своим молоком младенцев. Забраться внутрь археологом не удалось – слишком опасен обсыпающийся грунт. Зато с помощью зондов, и фотороботов были сделаны снимки. Предполагается, что в этом гроте древние римляне проводили культовые мероприятия, прославляя двух братьев – создателей Рима. Желающие смогут посетить некоторые участки пещеры Луперкале. Название происходит от латинского слова «волчица».

Что касается возраста статуи, то и здесь не все понятно. Много веков считалось, что статуя была отлита в V столетии до Рождества Христова. Но недавние работы по реставрации опровергли эту информацию. Специалист по литью, металлу и реставрации Анна Мария Карруба утверждает, что возраст памятника датируется VII-X веком новой эры. Ее доводы основаны на способе литья. Во времена Античности сплавы делали частями, а после соединяли их. Волчица же отлита целиком.

К этой же дате пришли и российские ученые Г. В. Носовский и А. Т. Фоменко. Свои сомнения на счет возраста памятника высказывал еще в XVIII столетии немецкий историк Иоганн Иохим Винкельманн. Его данные были основаны только на сравнительно-описательных свойствах волчицы.

Что касается младенцев, то их добавили намного позже – в XV столетии. Об этом говорит и совершенно другой стиль литья, и углеводородный анализ, и записи современников. Создателем волчицы считается некий Вулка, авторство младенцев уже документально приписывается флорентийцу Антонио дель Поллайо.

Есть вероятность и того, что в древности в Риме была другая статуя, о которой писал историк Тит Ливий. В его описании можно найти расхождение с современным памятником. Античная волчица смотрит на детей, взгляд современной устремлен прямо. Можно предположить, что первая статуя была утеряна.

Как выглядит достопримечательность?

Капитолийская волчица отлита из бронзы. Высота памятника составляет почти 75 см, длина около 114 см, что соотносится с натуральными размерами животного. Напряженные мышцы, хищный оскал, передние лапы упираются в землю, – внешность говорит о силе характера волчицы, заменившей мать полубогам, основавшим Рим. Завитки шерсти выстрижены, открывая под натянутой кожей ребра. Вполне реалистичным орнаментом повторяются закрученные волоски вдоль всего тела, торчат острые уши, когти впиваются в землю. Такое внимание к деталям в скульптуре было присуще работам древних римлян, любившим натурализм. Маленькие Ромул и Рэм тянутся к соскам, в которых течет живительное молоко. Тела малышей отлиты в совершенно другой манере. И это заметно даже человеку далекому от искусства.

Как увидеть статую?

Оригинал статуи находится в Капитолийском музее по адресу Piazza del Campidoglio, 1. Доехать туда можно на метро (линия B, остановка «Colosseo»). Далее – прогулочным шагом порядка 10 минут.

Также можно добраться до Капитолийского холма можно на одном из автобусов (№ 30, 51, 81, 87, 118, 160, 628) или на трамвае №8. Остановка в обоих случаях – «Площадь Венеции».

Музей открыт каждый день с 9.30 до 19. 30, кроме государственных праздников (1 января, 1 мая и 25 декабря). В предпраздничные дни график работы сокращен до 14 часов. Стоимость входного билета составляет 15 евро, студентам и пенсионерам предусмотрены – скидки до 18% (13 евро). Дети до 12 лет проходят бесплатно. Цена входного билета включает бесплатный путеводитель по музею.

Есть ли копии у памятника?

Символ Вечного города, копию капитолийской волчицы, можно увидеть и в других местах Рима, а также других городах Италии (Пизе, Сиене). Статуя настолько полюбилась миру, что теперь ее копии украшают другие страны: США (Нью-Йорк, Цинциннати, Рим), Румынию (Бухарест, Тельмишор), Японию (Токио), Бразилию (Бразилиа), Казахстан (Алма-аты), Испанию (Сеговия), Великобританию (Сомерсет), Аргентину (Буэнос-Айрес) и Россию (Москва, станция метро «Римская» и музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина).

Вам также может понравиться:

В этой статье я хотел обратить внимание наивного человечества на яркий факт всеобщей слепоты толпы, столь свойственной людям. Многие столетия западные ученые и общественные деятели рассказывают нам о великом Риме в Италии, об его исторических и культурных ценностях. Одним из главных доказательств древности Рима является скульптура волчицы, вскормившей своим молоком легендарных основателей Рима - младенцев Ромула и Рема.
Впервые Капитолийская волчица (Lupa Capitolina) упоминается в «Естественной истории» Плиния, по его словам, скульптура стояла на Римском форуме около священной смоковницы. Цицерон пишет, что скульптура располагалась на Капитолийском холме и однажды была поражена молнией; также он упоминает скульптуру «младенца, питающегося молоком волчицы». Считается, что волк был тотемом сабинов и этрусков, а статуя перенесена в Рим в знак слияния римлян с этими народами. Отмечу, что сабины это жители античной Италии.
Якобы с IX века скульптура располагалась в Латеранском дворце. Монах-летописец Бенедикт (Х век) пишет о «судилище, устроенном в Латеранском дворце, в месте, называемом [неразборчиво], а иначе - Матерью римлян». Суды и казни «у Волчицы» упоминаются вплоть до 1450 года. По распоряжению Сикста IV изваяние перенесли в Палаццо Деи Консерватории (1473). В конце XV века были отлиты бронзовые фигурки Ромула и Рема; работа приписывается мастеру Антонио дель Поллайоло.
Изображения римской волчицы присутствуют на древних римских монетах – иногда с младенцами, иногда без них. На всех изображениях волчица выглядит одинаково.
Хочу попросить всех желающих, считающих себя людьми образованными, присмотреться к скульптуре капитолийской волчицы. Кто, где и когда видел такую волчицу? Скульптура изображает поджарую самку с большими сосками, небольшого роста, с длинными ногами, практически без шерсти, уши которой смотрят вперед, а морда зверя практически лишена растительности.
Ссылки на то, что авторы скульптуры были умственно отсталыми или невнимательными людьми, отпадает. Они создали своеобразный шедевр и сохранили доказательства ошибочности всемирной истории и хронологии. Дело даже не в том, что недавно выявили факт несоответствия технологии изготовления скульптуры капитолийской волчицы античным методикам. В древние времена скульптуру делали из частей, а не единым литьем по восковой модели. Вопрос в том, что подобный вид волчицы никогда не водился в Европе, а тем более в Италии. Там распространен обычный серый волк с роскошной шерстью и огромным хвостом. Шерстью покрыто все туловище зверя, в том числе и морда. Уши всегда смотрят вертикально, а не вперед.
Существует ли подвид волков, изображенный на римской скульптуре? Ответ утвердительный. Подвид волков называется каспийский или степной волк. Он отличается от лесного волка, а, тем более, его арктического собрата – своей поджаростью, небольшим волосяным покровом, цветом шерсти и отсутствием растительности на морде. Посмотрите на фотографии ниже – вот такой зверь стал прообразом капитолийской скульптуры. Именно такая волчица якобы должна была жить в диком итальянском лесу и вскормить со своими волчатами младенцев Ромула и Рема. Однако такое событие могло произойти только в южном Поволжье и Прикаспийском регионе.
Следовательно, в Итальянском Риме стоит скульптура степной волчицы из южной России, из древнего Рима – Мица - Рима - Мемфиса, ставшего впоследствии Итилем. Капитолийская волчица – русская по происхождению.

Во всем мире знаменитая статуя волчицы, вскармливающей Ромула и Рема, хорошо известна. Однако немногие люди могут похвастаться тем, что хорошо знают историю ее появления. Это не значит, что ученые не проводили исследований, просто после таких научных трудов появлялось больше вопросов, чем ответов по поводу происхождения этой скульптуры.
Сама статуя, полностью отлитая в бронзе размером в 75 см в высоту, стоит в Капитолийском музее, в Риме. Она сделана в натуральную величину. Все экскурсоводы, приводящие каждый день туристов к этой статуи, уверяют, что волчица стоит на том месте, где ее в V в до н.э. установили изначально, привезя в Рим из. При этом даже неискушенный в тонкостях художественных стилей зритель может заметить, что сама волчица, и младенцы, которых она кормит, выполнены в разной стилистике.
Исследования ученых доказывают, что в V в до н.э. еще не было техники литья цельных изделий из бронзовых сплавов, а этруски, согласно легенде о возникновении «Вечного города» не могли быть его основателями. Однако последние археологические исследования Палатинского холма, на котором расположен Рим, свидетельствует о пребывании здесь этрусских племен во времена образования будущей столицы Римской империи. Да и сама волчица выполнена в стиле этрусских традиций. Поэтому вполне вероятно, что основателями Рима был именно этот загадочный народ, от которого до наших дней дошли произведения искусства и другие артефакты, найденные археологами. Сделанный углеродный анализ скульптуры позволил точно определить время отлития фигуры волчицы. Оно относится к эпохе Высокого Средневековья- 10 – 13 вв.
В этом случае история создании города двумя братьями может быть подвергнута определенной исторической корректировке.

Легенда об основателях Рима
Согласно легенде, основателями Рима были близнецы Рэм и Ромул, сыновья бога Марса и весталки Реи Сильвии. Злой брат Реи Амулий приказал бросить детей в реку. Волна прибила детей к берегу, где близнецов и вскормила волчица.
В Римской империи бога Марса принято было считать богом войны. Но не всегда это божество было таким воинственным. Во времена этрусков и сабинов Марс был богом плодородия, а волчица считалась тотемным животным сабинов и этрусков. Перенос статуи на римскую площадь был демонстрацией единения этих народов с римлянами.
Подтверждение версии о том, что марс был богом плодородия в более древние времена, можно найти в названии первого весеннего месяца – марта. Только в Римской империи, которая впитала в себя традиции этрусков и сабинов, он превратился в грозного бога войны. Однако, это лишь одна из версий происхождения Ром и Ремула, которая не всегда состыковывается с историей статуи волчицы.

Проблема периодизации изготовления Капитолийской волчицы
Официально известно, что фигурки младенцев, которых вскармливает волчица, были сделаны в 14 веке скульптором Антонио дель Поллайло. Но упоминания младенцев в скульптуре Капитолийской волчицы можно встретить еще в «Естественной истории» Плиния Старшего, где он рассказывает от том, как в скульптуру волчицы с младенцем, стоящую в священной смоковницы, попала молния.
Исходя из новых открытий итальянских историков, можно с уверенностью сказать, что городское поселение на месте современного Рима появилось еще во времена этрусков и сабинов. Культы бога плодородия Марса и тотемного животного волка, которые были у этрусских племен, в полной мере отражается в Капитолийской волчице. Такая трактовка существенно подправляет историю происхождения «Вечного города».
Этруски давно жили на территории, где потом был построен Рим и наверняка имели свое городское поселение. Возможно, произошло объединение племен, что и нашло свое отражение в почитании этрусского тотемного животного – волчицы. Но скорее всего настоящая статуя была утрачена во времена поздней античности. Технология цельной отливки Капитолийской волчицы подтверждает, что скульптуру сделали гораздо позднее эпохи античности, используя какие-то старинные оригиналы. Об этом свидетельствует исследование Анны Марии Карруба, которое было проведено в 2006 году. Углеводородный анализ существенно снизил возраст знаменитой скульптуры, назвав датой ее оливки 8 -10 век нашей эры. Но стиль, в котором выполнена фигурка волчицы, полностью соответствует этрусскому искусству. Возможно, ее отлили в эпоху Раннего средневековья с утраченного оригинала.

Научные гипотезы происхождения Капитолийской волчицы
О том, что статуя волчицы действительно стояла под священной смоковницей во дворе Латеранского дворца свидетельствуют исторические документы. Это было священное место, на котором проводили судилища. Упоминания об этом можно встретить у Плиния Старшего и других древнеримских авторов, а также христианских монахов, которым были доступны недошедшие до нас древнеримские письменные источники.
То, что младенцы были установлены на статуе дошедшей до наших дней гораздо позднее, рождает сомнения в достоверности легенды о Ромуле и Реме. Возможно сама волчица была символом Рима, так как это был тотем этрусков, которые были первыми царями этого города. Исследование исторических источников все больше заставляет сомневаться в достоверности официальной легенды об основателе Древнего Рима.
Однако, пока никто из исследователей не дал точной версии тех событий и не указал происхождения Капитолийской волчицы с полной определенностью. У Плиния старшего в его «Естественной истории» вместе с волчицей упоминается и младенец, но нет слова о том, что это основатель Древнего Рима.
Итальянские ученые в 2007 году открыли новый исторический памятник, принадлежавший культуре ранней эпохи Рима и назвали его храмом волчицы. Он представляет из себя затопленный грот, поэтому спуститься в него ученым не удалось. Но они смогли опустить камеру, которая позволила с полной определенностью заявить, что в храме поклонялись Ромулу, Рему и волчице. Близнецов считали детьми Марса, который в те времена был еще богом плодородия.

Храм называется луперкале, имеет овальную форму, на стенах имеется цветная мозаика, которая частично разрушилась. Храм принадлежит дохристианской эпохи и доказывает, что первые римляне действительно преклонялись основателям Древнего Рима и их кормилице.
Но находка не позволила историкам объяснить причин возникновения такого культа. Однако, не смотря на оставшиеся вопросы о происхождении Капитолийской волчице и основателе Рима, министр культуры Италии в 2007 году сказал в своей речи о значении открытия луперкале, который подтверждает легенду происхождения Рима, который был основан братьями-полубогами.
До этого исторические открытия, сделанные в отношении капитолийской волчицы поставили под угрозу величие самого Рима его древней истории, которая основывалась на известной легенде. Но тем не менее, точной даты отливки волчицы установить теперь не получиться, так как оригинал, с которого сделана сегодняшняя скульптура, наверняка утрачен.
Такое не до конца понятное происхождение символа вечного города делает его в определенной степени легендарным, что, наверное, тоже неплохо для вечного города, основанного полубогами. Он остается загадкой для современных людей, требующей своего решения.

итал.- Lupa Capitolina , англ.- Capitoline wolf

Мифологические источники

Мать Ромула и Рема - Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора , смещённого с престола его младшим братом Амулием . Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на 30-летний обет безбрачия. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился бог Марс , от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где в гроте Луперкалии под смоковницей их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные и смоковница стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул . Жена его, Акка Ларенция , ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение. Когда Ромул и Рем встретились с дедом Нумитором , Фаустул рассказал последнему историю близнецов, после чего Нумитор с помощью внуков убил Амулия и вернул себе царское достоинство, а близнецы были восстановлены в своих правах. Позднее Ромул и Рем решили основать город, и Ромул убил своего брата в споре о месте, которое нужно выбрать для нового поселения. Ромул основал город Рому (Рим) на Палатине, и это место стало вскоре приютом окрестных разбойников, над которыми главенствовал Ромул . Не имея достаточно жён, римляне похитили сабинянок во время спортивных состязаний. После недолгой войны с соседними племенами, римляне заключили унию с сабинянами, приняв имя квиринов: в новом народе женщины (сабинянки) имели равные права с мужчинами (римлянами). Ромул правил над ними 37 лет справедливо и кротко, но потом исчез. Подозревали, что его убили римские сенаторы, но Ромул , явившись во сне римлянину Прокулу Юлию , успокоил общественность, сообщив последнему, что улетел на небо, став богом Квирином (сабинянским Марсом ), который пользовался всеобщим почитанием.

Мифологические аналогии

Халтурный вариант скульптуры

Случаи воспитания детей дикими животными часто описываются в мифологии, религии и литературе. Так - персидский царь Кир Старший (Куруш ) был воспитан волчицей. От волков изводят себя некоторые монгольские и кавказские племена. История Ромула и Рема классифицируется как разновидность «близнечного мифа», распространённого среди примитивных народов на всех континентах, исключая Антарктиду.

История скульптуры

Считается, что бронзовая скульптура, получившая наименование Капитолийской волчицы, была создана и установлена в Риме по приказу эдилов Квинта и Огульния Галлов в 296 г. до н.э., на деньги полученные от штрафов. Об этом, в частности, сообщает Тит Ливий в книге, называемой ныне «История Рима от основания города»:

«В том же году курульные эдилы Гней и Квинт Огульнии привлекли к суду нескольких ростовщиков; (12) их лишили имущества, и на деньги, поступившие в казну, поставили медные пороги на Капитолии и серебряные сосуды на три престола внутри храма Юпитера, а также изваяние Юпитера на колеснице четверней на вершине его храма, а возле Руминальской смоковницы - изображения младенцев - основателей Города у сосцов волчицы, и, наконец, вымостили тесаным камнем дорогу от Капенских ворот до Марсова храма.» (книга Х, 23, 12)

По сообщению современного российского историка и переводчика Г.А. Тароняна , одни историки считают её архаической этрусской работой первой половины V в. до н.э., другие - архаической греческой работой, некоторые - средневековой работой. В Средние века скульптура была потеряна и заново найдена в земле в начале IX века н.э. на северо-западном склоне холма Палатин в Риме. Её разместили в Lateran Palace.

О месте установки упоминает в хронике X века Бенедикт из Соракта (Benedict of Soracte ). Считается, что иногда у этой скульптуры проводились экзекуции. В по указанию папы Сикста IV скульптура была перенесена в Palazzo dei Conservatori on the Campidoglio. На ксилографии в Mirabilia Urbis Romae (Рим, ) она изображена уже с фигурками близнецов.

В настоящее время скульптура находится в Капитолийском музее и по программе консервации, начатой в –е годы, её экспонирование закрыто.

Копии и иные изображения

Скульптура у башни в Пизе

Большим почитателем скульптуры был итальянский диктатор Бенито Муссолини . Провозгласив себя отцом «Нового Рима», он рассылал копии Капитолийской волчицы. Одна такая копия в г. была установлена в Эден-Парке в Цинциннатти, США. Другая была отправлена в Рим, штат Джорджия, Третья - в Нью-Йорк. В некоторых городах Италии установлены различные реплики или оригинальные скульптуры (Сиенна, Пиза).

С изображениями Капитолийской волчицы происходят различные странности. Так, в самой скульптурной группе Ромул и Рем сосут второй и четвёртый сосцы с левой стороны. На эмблеме XVII Олимпийских игр в Риме они изображены у первого и четвёртого сосца.

Реконструкция Новой Хронологии

Скульптура Капитолийской волчицы - один из наиболее ярких артефактов так называемой этрусской культуры . Критика традиционных взглядов на историю этрусков и этрусского искусства приведена в 15 главе труда «Империя» . В разделе 9 этой главы авторы указывают, что в соответствии с их реконструкцией, изображение Ромула и Рема , сосущих волчицу, не могло появиться ранее XV века :

«Так что напрасно искусствоведы упорно датируют САМУ ВОЛЧИЦУ пятым веком ДО Н.Э. Она, скорее всего, тоже сделана между 1471 и 1509 годами н.э. Одновременно с фигурками близнецов. А не за две тысячи лет до них.» (Империя , глава 15, раздел 9)

Синусоида Жабинского

«Занимаясь с 1997 г. реставрацией бронзовой волчицы, Карруба обратила внимание, что фигура была выплавлена целиком, а не по частям, как то было принято в античные времена. Древние греки, этруски и римляне не владели технологией плавки по воску, она была придумана позднее, в эпоху Каролингов (VIII-IX вв.), когда появилась необходимость в изготовлении крупных предметов, например, колоколов. Античные скульпторы изготовляли металлические статуэтки отдельными фрагментами, а затем соединяли составные части в единое целое.» «На зарубежных сайтах промелькнула информация, что знаменитая Капитолийская волчица, являющаяся символом Рима, была создана не в V веке до нашей эры, а на несколько столетий позже. К такому выводу пришла специалистка по металлургии Анна Мария Карруба, которая занимается реставрацией статуи с 1997 года. Её датировка поразительно совпала с выводами, сделанными ранее творцами «Новой хронологии» Г.В. Носовским и А.Т. Фоменко. ... Корреспондент «Правды.ру» обратился за комментарием к Глебу Носовскому.» Г.В. Носовский в своём ответе сообщил: «Капитолийская волчица – это средневековое произведение, выполненное не ранее 15 века, но это не значит, что она была создана через много веков после Рождества Христова, поскольку Рождество Христово, согласно вычисленной нами дате, произошло в 1152 году. И нашу эру называть «после Рождества Христова» – неправильно. Всякая датировка Капитолийской волчицы не является основной и независимой. Это косвенная датировка. Мы не можем её датировать, потому что у «Волчицы» нет абсолютных датирующих элементов. По технологии – тоже косвенная датировка. Однако есть артефакты, несущие датировку сами по себе. Например, египетские и не только зодиаки, где изображена конкретная историческая дата, которую можно высчитать и предъявить. Старые тексты, содержащие некие астрономические сведения. Вокруг этого много спекуляций, потому что идею объяснить просто, а на самом деле выяснить датировку так, чтобы она была независимой и доказанной, очень сложно. Это самая настоящая математика. Что касается выводов, которые мы делаем из доказанных нами дат, здесь мы вправе вторгаться в любую область. Датировка по технологиям не является независимой, потому что она заранее требует определенной шкалы технологии. Все это должно основываться на определенном фундаменте, который мы строим с помощью анализа исторической информации. Такие датировки, как искусствоведческие, по технологиям, они имеют только вспомогательное значение. Мы работаем в той дисциплине, в которой мы являемся специалистами – это историческая хронология, область прикладной математики. И те люди, которые устанавливали нынешнюю общепринятую хронологию в 17-м веке, были математиками. Хронология – это даты, извлекаемые из исторической информации, которую нужно обрабатывать, а это дело математики. Это недоразумение, что хронологию отдали в ведение историков, которые просто ею не занимаются, поскольку у них нет ни соответствующего образования, ни соответствующих методов. У них есть определенная шкала – и они берут её как абсолютную истину. На протяжении уже трех столетий это стало пережитком.»

Ссылки

  • «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах» ,- СПб, –
  • Плиний Старший «Естествознание. Об искусстве» ,- М.: Ладомир, , 941 с.
  • Тит Ливий «История Рима от основания города, в 3-х томах» ,- М.: Ладомир, , 702+811+798 с.

Готова предложить своим гостям немало возможностей для проведения полноценного отпуска, чего стоит только обзорная экскурсия по Риму, которая позволит познакомиться с его великолепной архитектурой.

Колизей

Немало интересного можно узнать от гидов (имеют археологическое и историческое образование), присоединившись к экскурсии - они организуются каждые 30 минут (языки – основные европейские; стоимость – 4,5 евро). Стоит отметить, что туристам удастся поприсутствовать на различных выступлениях и концертах (Колизей используется в качестве декораций – он представляет собой эллипс с ареной в центре).

Адрес: Piazza del Colosseo, 1 (можно доехать на автобусах № 85, 87, 75, 60, 175); сайт: www.the-colosseum.net

Пантеон

В античное время здесь поклонялись Нептуну, Венере и другим римским богам, а также приносили в жертву животных в процессе проведения церемоний. Сегодня же Пантеон – “хранилище” останков итальянских королей. Стоит отметить, что эта достопримечательность – не только место, где можно устроить свадебную фото-сессию: для желающих тут проводятся обряды венчания.

Полезная информация: адрес: Piazza della Rotonda, сайт: www.pantheonroma.com

Площадь Навона

Несмотря на то, что раньше площадь овальной формы была местом расположения рынка, сегодня здесь ведется торговля только на рождественских праздниках. Туристы устремляются сюда, чтобы полюбоваться Фонтаном 4 рек (украшен скульптурными изображениями таких крупных рек, как Дунай, Ганг, Да-Плата, Нил), церковью Святой Агнессы (является “хранилищем” головы Агнессы и праха папы Иннокентия X) и другими объектами, а также поприсутствовать на выступлениях уличных музыкантов.

Фонтан Треви

У фонтана можно сделать фото на фоне фигуры Нептуна, восседающего на колеснице-раковине (рекомендуется осуществить задуманное вечером, когда вода подсвечивается лампочками). А по сложившейся традиции, в воду можно бросить монету, став при этом спиной к фонтану.

Адрес: Piazza di Trevi

Холмы Рима

Символами являются и его холмы, среди которых выделяются следующие:

  • Капитолийский холм: поднявшиеся на холм по любой из 3 лестниц смогут посетить храмы и музеи, а также полюбоваться достопримечательностями с высоты, стоя на обзорной площадке. Адрес: Piazza del Campidoglio.
  • Холм Палатин: согласно легенде, на этом холме в пещере Lupercal (украшением подземного помещения является мозаика) волчица вскормила Ромула и Рема. Сегодня холм интересен возможностью полюбоваться с высоты цирком Массимо и Римским форумом. Адрес: Via di San Gregorio.


Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...