Социальный интерес в философии. Фундаментальные исследования

Главная > Лекция

Лекция № 19 (4часа)

Интегративные качества личности

Формирование личности является философское понимание этого процесса как самодвижения, обусловленного внутренними причинами.

В трактовке термина «личностное качество» ученные подчеркивают его следующие характерные черты:

Устойчивое образование, наиболее типичные черты поведения людей;

Показатель завершенности конкретных характеристик и четко выраженной функциональности;

Отражение устойчивого поведения – как результата проявления «Я» личности;

Реагирующая функция во взаимоотношениях с миром.

А.В.Петровский считает, что «личностные качества, существуют в форме феномена межличностных взаимоотношений».

Качество – основная элементарная частица подструктуры личности, отличающаяся по своему внешнему выражению, сущности и ведущей функции.

В самом общем виде под интегративным качеством понимается элемент подструктуры личности, обладающий направленностью, способностью к саморазвитию и функционированию.

Качество личности является элементом ее структуры, отражает опыт жизнедеятельности, проявляется в поведении, сознании и чувствах.

В системе интегративных качеств ведущая роль принадлежит базисным качествам.

Наиболее полно проявляется сущность и специфичность.

Ими придается ценность всем, через них соединяются все другие качества, они всегда проявляются в сочетании с другими, связывают личностные качества из других групп вокруг направленности личности.

Через них поддерживается устойчивость и высокая активность, усиливается значимость положительных и снижение влияния отрицательных качеств в поведении личности.

В целом базисные качества обеспечивают взаимосвязь общего, типичного и специфического в структуре личности.

Базисные качества личности, проявляющиеся одновременно в деятельности и отношениях, в саморегуляции и саморазвитии, единство содержания и формы в подструктурах интеллекта, нравственности, воли и чувств.

Образование структуры личности.

Первоначально решающее значение в создании структуры личности имеет структура потребностей и их проявление.

Все потребности включены в определенные качества личности, имеют внешнюю и внутреннюю стороны.

Ведущими отношениями, формирующими качества личности, являются:

Отношение к природе;

Связь личности с обществом;

Отношение к истории, культуре, усвоение ценностей цивилизации;

Отношение к деятельности;

Отношение к себе как способ самопознания внутреннего мира;

Восприимчивость педагогических влияний.

Все виды отношений связаны между собой целями личности и деятельностью по их достижению. Отсюда и наличие подструктуры направленности личности.

Формировать личность – значит воспитывать в ней способность к выстраиванию перспективных линий развития на основе ценностных ориентаций, целей жизни.

Поскольку внутренний мир личности – результат взаимодействия ее психики с окружающей действительностью, его изменение всегда порождено двумя факторами: характером и содержанием внешних условий и уровнем развития и состояния психики.

Компоненты (подструктуры ) целого связаны между собой разными видами жизнедеятельности.

Сам процесс образования структуры строится на взаимосвязи, взаимопереходе внешнего во внутреннее, на саморазвитии последнего.

Таким образом, структура личности включает в себя основанные на потребностях подструктуры, их взаимодействие между собой, их внешнее и внутреннее развитие в виде реакций, психических процессов, состояний, деятельности, поведения, отношений.

Функции структуры:

1.Фиксирует существенные результаты отражения в психики происходящих в окружающем мире процессов и явлений.

2. Обеспечивает взаимодействие врожденного и приобретенного, образование новых психических процессов и явлений с прежним опытом, тем самым создает преемственность в развитии индивида.

3.Способствует накоплению социально-ценного опыта эффективной деятельности в отношениях с окружающей действительностью,

4.Отражает результаты внутреннего психического развития, самодвижения, саморазвития духовного мира людей, согласует между собой на основе иерархии и самодвижения взаимодействие отдельных элементов и подструктур в единое целое.

Все это определяет и структуру воспитательного процесса, ее подструктуры: цели воспитания, диагностику, педагогические средства и методы.

ОСНОВНЫЕ ПОДСТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Социально-нравственная подструктура , родовой характер человека.

Устанавливается тесная взаимосвязь в развитии общественной морали и нравственного самосознания личности.

В структуре нравственности главным звеном является взаимосвязь нравственного сознания, самосознания и поведения.

Развитие морали индивида неотделимо от развития его социального существа.

Коллективизм – условие социальной ответственности и солидарности;

Трудолюбие – фундамент работоспособности и жизненного опыта человека;

Принципиальность – нетерпимое отношение к безнравственному поведению окружающих.

Коллективизм – основа дружбы и товарищества, солидарности, ответственности, гражданского долга, чести и достоинства. Он является приоритетным качеством человека.

Трудолюбие обеспечивает активное влияние деятельности и коллектива на формирование всего духовного мира личности.

Честность выступает и как принцип поведения, одно из ведущих качеств нравственности.

Ответственность и свободолюбие выполняют важную функцию: они связывают воедино интегративные качества личности и одновременно входят составными элементами в структуру воли и чувств. Базисные качества – коллективизм и гуманность.

Подструктура интеллектуальных качеств обеспечивает человеку ориентировку в мире и самом себе, высокую результативность его деятельности.

Эмоциональная подструктура обеспечивает взаимодействие с окружающей средой. Появление эмоций и было качественно новым уровнем развития восприимчивости, чувства обеспечивают адекватную связь человека с окружающим его миром.

Нравственность невозможна без единства сознания и чувств, структура личности связывается в единое целое через чувства.

Чувства играют важную роль в интеллектуальной жизни человека.

Эмоциональная восприимчивость психики определяет, какая информация будет воспринята в каком объеме и насколько качественно. Ведущие качества разума – сообразительность, объективность, связываются между собой благодаря восприимчивости.

Роль чувств и эмоций в формировании нравственности огромна, как источник жизненного опыта, как стимулятор нравственного развития.

Переживание же отношения к окружающей действительности зависит от мировоззрения.

Оптимистичность – базисное качество эмоциональной сферы личности. Выражает удовлетворенность жизнью в целом. Эстетичность – чувство гармонии и красоты.

Воля – явление функциональное. Она часть целостной системы, выполняющая функцию: внутреннюю организованность личности в ее деятельности по изменению окружающей действительности и себя в соответствии с поставленными целями. Ее высшее развитие – целеустремленность, решительность, самообладание и требовательность.

Функции воли:

Обеспечивает необходимую активность личности в ее ведущих видах деятельности;

Координацию функций сознание и нравственности, а интеллекту – необходимую организованность, направленность и мотивацию.

Воля – есть психическое отражение физиологической системы саморегуляции, как мышление есть психическое проявление деятельности коры головного мозга. Обеспечивает самоуправление поведением внутренними переживаниями, организует и направляет силы и способности человека в соответствии.

Качества личности – а их насчитывается от 1700 до 2200, являются составными элементами интегративных качеств, из них 90% положительных качеств.

При структурном анализе каждого, самого сложного, увидим в основе то или иное интегративное качество в сочетании с другим, сопутствующим ему в других подструктурах.

Функции сферы сознания и самосознания обеспечивают:

Познавательную активность в усвоении понятий, законов, теории науки, имеющих существенную значимость для понимания природы, общества, мышления;

Глубину мышления, т.е. принципиальность в оценке сущности социальных процессов и явлений на основе ведущих идей и науки, идеологии, морали;

Идеологическую позицию в философских подходах к явлениям современности (убежденность);

Самостоятельность в усвоении духовных ценностей общества;

Устойчивость позиции личности в отношении к гуманистической идеологии, морали;

Терпимое отношение к иной философии, идеологии, морали (терпимость, толерантность, компромиссность).

Каждое интегративное качество выступает как результат взаимодействия природных (внутренних) и социальных (внешних) предпосылок (факторов).

Противоположности существует в самой сущности качества (свободолюбие-самоограничение, смелость-осторожность). Противоречие в ядре качества и порождают противоречия сознания и поведения.

Итак, все интегративные качества являются основными качествами личности, из которых состоит ее целостная структура.

  1. Семестр Лекция №1 (2 часа) Воспитание и его место в общей образовательной системе

    Лекция

    Словом «педагогика» обозначают теоретическую дисциплину, которая призвана дать ответы на многие вопросы, насущно важные для жизни любого человека и человечества в целом: как воспитывать детей, чему и как их учить.

  2. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Пояснительная записка

    Современное общество требует максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющей делать профессиональный и социальный

  3. Программа по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов

    Программа

    В современном мире обществу требуются социально-адаптированные, высокообразованные, инициативные, предприимчивые, творческие люди. Исходя из этого к образовательным учреждениям повышенного уровня предъявляются особые требования к

  4. Основная образовательная программа начального общего образования государственного образовательного

    Основная образовательная программа

    Основная образовательная программа начального общего образования реализуется в ГОУ Центре образования № 1852 ВАО г. Москвы и раскрывает изменения, которые произойдут на первой ступени школьного образования в соответствии со Cтандартом

  5. Утверждено утверждено

    Основная образовательная программа

    Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 28 с. Кирпичное муниципального образования Туапсинский район реализует основную образовательную программу начального общего образования; продолжительность

побудительные силы деятельности социальных групп, направленные на социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение ценностей и благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей .

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями - мотивами, помыслами, идеями и т. д. - участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, сообществ. С.И. - это форма, в которой индивид (социальная группа, сообщество) непосредственно осознает свое реальное положение и свои потребности, выражающиеся в свою очередь в форме целей, которые ставит себе индивид (класс, общество).

Основная трудность в понимании интересов состоит в антиномии: с одной стороны, признано, что интерес является непосредственным побудительным мотивом деятельности человека, если иметь в виду материальную обусловленность его действий. С другой - интерес есть нечто внешнее, не зависящее от воли и сознания человека. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить, является ли интерес в обоих своих качествах одним и тем же явлением, или одним термином обозначаются различные явления. По мнению А. Г. Здравомыслова, С.И. - это не просто социальное положение; это положение, рефлексирующееся в сознании, и вместе с тем сознание, переходящее в действие. В этом смысле С.И. является и объективным отношением, и одновременно субъективным побудителем, т.е. единством объективного и субъективного.

В структуре С.И. выделяют четыре основные момента: социальное положение субъекта, или совокупность его связей с обществом; степень осознания положения, которая может варьировать от непонимания через смутное ощущение до ясного осознания; мотивы деятельности, направленные на определенные объекты интереса; само действие, представляющее собой утверждение субъекта в объективном мире. С.И., таким образом, отражают социальное положение субъекта и определяются им же. Эту объективную зависимость С.И. индивидов от материальных условий их жизни можно квалифицировать как закономерность. Существует и вторая сторона данного вопроса - проблема включенности С.И. в процессы социально-экономического развития. С.И. могут сами влиять на общественные отношения, и это обратное влияние исследовано явно недостаточно (между тем оно нуждается в глубоком анализе). Проблема влияния С.И. на процессы социально-экономического развития связывается с проблемой субъекта исторического процесса, обладающего сознанием и способностью к целеполаганию.

Исходя из понимания того, что общественные отношения проявляются в виде С.И., можно сделать определенные выводы. Во-первых, С.И. всегда имеют своих носителей, т.е. принадлежат реальным субъектам, вступающим в отношения между собой. Во-вторых, С.И. по природе своей объективны, являясь отражением роли соответствующих субъектов в системе общественного разделения труда, их связи с определенным типом общественного присвоения. В-третьих, общественные отношения (и выражающие их сущность общественные законы), проявляясь в С.И., обретают характер движущих сил общественного развития. Ни законы, рассматриваемые сами по себе, ни общественные отношения как таковые еще не являются источниками движения. Они становятся ими, лишь выражаясь в С.И. субъектов действия. Так как С.И. есть форма выражения общественных отношений, то каждой общественной системе присущи своя особая структура С.И., свой специфический способ их взаимодействия.

В рамках определенного общественного устройства целесообразна структурализация С.И., связанная с: разделением труда и закреплением тех или иных родов деятельности за соответствующими социальными группами; формированием различных форм собственности и возникновением С.И. собственников; производством форм общения как компонентов, составляющих образ жизни людей; персонификацией общественных отношений, т.е. выработкой личностных типов, наиболее пригодных для данного способа производства, жизнедеятельности всего общества. Во всяком обществе, на основе развертывания его внутренних противоречий, складывается определенная иерархия С.И.; при этом удовлетворение и реализация С.И. более общего порядка есть условие удовлетворения С.И. меньшей степени общности. Вопрос о соотношении общих и частных С.И. имеет огромное значение для выработки стратегии социально-экономического развития и ее реализации в решении тактических вопросов. Общий С.И. выражает доминирующую тенденцию развития целого благодаря тому, что в нем наиболее полно выражается комплекс основных социальных противоречий. Вместе с тем неравномерность развития различных компонентов целого способна порождать противоречия между общими и частными С.И. Здесь опасны две крайности - игнорирование и недооценка общих интересов, выдвижение на первый план интересов составляющих частей и, напротив, отрыв общего интереса от своей собственной почвы, превращение общего интереса в абстрактный лозунг (идею), не подкрепляемый конкретными действиями в силу недостаточного развития, недостаточной подготовленности составных частей. И та, и другая крайности ведут к замедлению темпов общественного прогресса, к замедлению реализации как общих, так и частных С.И.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Стиль жизни

Стиль жизни, в первоначальном варианте «жизненный план», или «путеводный образ», представляет собой наиболее характерную особенность динамической теории личности Адлера. В этой концепции, по существу идеографической, представлен уникальный для индивидуума способ адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

Как проявляется в действии стиль жизни индивидуума? Для ответа на этот вопрос мы должны ненадолго вернуться к понятиям неполноценности и компенсации, поскольку именно они лежат в основе наших стилей жизни. Адлер пришел к выводу, что в детстве мы все чувствуем себя неполноценными или в воображении, или в реальности, и это побуждает нас каким-то образом компенсироваться. Например, ребенок с плохой координацией может сосредоточить свои компенсаторные усилия на выработке выдающихся атлетических качеств. Его поведение, направляемое осознанием своих физических ограничений, становится, в свою очередь, стилем его жизни - комплексом поведенческой активности, направленной на преодоление неполноценности. Итак, стиль жизни основан на наших усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства.

С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям. Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения своего индивидуального жизненного стиля, но это, в сущности, является только совершенствованием и развитием основной структуры, заложенной в раннем детстве. Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем поведения в будущем. Другими словами, все, что мы делаем, формируется и направляется нашим, единственным в своем роде, стилем жизни. От него зависит, каким сторонам своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать. Все наши психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение в контексте нашего стиля жизни. Представим в качестве примера женщину, стремящуюся к превосходству путем расширения своих интеллектуальных возможностей. С позиции теории Адлера, ее стиль жизни предсказуемо предполагает сидячий образ жизни. Основной акцент она сделает на интенсивное чтение, изучение, размышления - то есть на все, что может послужить цели повышения ее интеллектуальной компетентности. Она может распланировать свой распорядок дня с точностью до минут - отдых и хобби, общение с семьей, друзьями и знакомыми, общественная активность - опять-таки в соответствии со своей основной целью. Другой человек, напротив, работает над своим физическим совершенствованием и структурирует жизнь таким образом, чтобы цель стала достижимой. Все, что он делает, нацелено на достижение превосходства в физическом плане. Очевидно, что в теории Адлера все аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни. Интеллектуал запоминает, размышляет, рассуждает, чувствует и действует совсем не так, как атлет, поскольку оба они представляют собой психологически противоположные типы, если говорить о них в терминах соответствующих стилей жизни.



Типы личности: установки, связанные со стилями жизни. Адлер напоминает, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Наша основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Он отмечал, что истинная форма нашего стиля жизни может быть распознана только при условии знания, какие пути и способы мы используем для решения жизненных проблем. Каждый человек неизбежно сталкивается с тремя глобальными проблемами: работа, дружба и любовь. С точки зрения Адлера, ни одна из этих задач не стоит особняком - они всегда взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего стиля жизни: «Решение одной помогает приблизиться к решению других; и действительно, мы можем сказать, что они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы - необходимости для живых существ сохранять жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у них есть» (Adler, 1956, р. 133).

Поскольку у каждого человека стиль жизни неповторим, выделение личностных типов по этому критерию возможно только в результате грубого обобщения. Придерживаясь этого мнения, Адлер весьма неохотно предложил типологию установок, обусловленных стилями жизни (Dreikurs, 1950). В этой классификации типы выделяются на основании того, как решаются три главные жизненные задачи. Сама классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измерение представлено «социальным интересом», а другое - «степенью активности». Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Понятие «степень активности» совпадает по значению с современными понятиями «возбуждение», или «уровень энергии». Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, в границах которого он ведет наступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень энергии или активности обычно устанавливается в детстве; он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой активности. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

Первые три адлеровских типа установок, сопутствующих стилям жизни, - это управление, получение и избегание. Для каждой из них характерна недостаточная выраженность социального интереса, но они различаются по степени активности. У четвертого типа, социально-полезного, присутствуют и высокий социальный интерес, и высокая степень активности. Адлер напоминает нам, что ни одна типология, какой бы хитроумной они ни была или ни казалась, не может точно описать стремление личности к превосходству, совершенству и целостности. Тем не менее, описание этих установок, сопутствующих стилям жизни, в некоторой степени облегчит понимание поведения человека с позиции теории Адлера.

Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы - два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.

Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.

Социально-полезный тип. Этот тип человека - воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи - работу, дружбу и любовь - как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует одна возможная комбинация; высокий социальный интерес и низкая активность. Однако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный интерес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям.

Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера - это социальный интерес .Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, - социально-культурный контекст, в котором мы живем. Но даже в большей степени данная концепция отражает принципиальные, хотя и постепенные изменения во взглядах Адлера на то, что же представляет собой огромная направляющая сила, лежащая в основе всех человеческих стремлений.

В самом начале своего научного пути Адлер полагал, что люди мотивированы ненасытной жаждой личной власти и потребностью доминировать над другими. В частности, он считал, что людей толкает вперед потребность преодолевать глубоко укоренившееся чувство неполноценности и стремление к превосходству. Эти взгляды встретили широкий протест. Действительно, Адлера много критиковали за то, что он делает упор на эгоистических мотивах, игнорируя социальные. Многие критики считали, что позиция Адлера в вопросе мотивации представляет собой не более, чем замаскированную версию доктрины Дарвина о том, что выживает сильнейший. Однако позднее, когда теоретическая система Адлера получила дальнейшее развитие, в ней было учтено, что люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями. А именно, людей побуждает к тем или иным действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от эгоистичных целей ради целей сообщества. Суть этого взгляда, нашедшего свое выражение в концепции социального интереса, состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Выражение «социальный интерес» происходит от немецкого неологизма Gemeinschaftsgefuhl - термина, значение которого невозможно полностью передать на другом языке одним словом или фразой. Это означает что-то вроде «социального чувства», «чувства общности» или «чувства солидарности». Оно также включает в себя значение членства в человеческом сообществе, то есть чувство идентификации с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы.

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитуем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.

Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди - прежде всего мать, а затем остальные члены семьи - способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния. Обе функции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то, как ребенок объясняет поведение матери.

<Добровольная помощь в обеспечении питанием нуждающихся - одно из реальных проявлений социального интереса.>

Так как социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений - качеств, которые Адлер считал тесно переплетенными. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку - любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.

Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.

Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.

Социальный интерес как показатель психического здоровья. Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. Он ссылался на него, как на «барометр нормальности» - показатель, который можно использовать при оценке качества жизни человека. То есть, с позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился.

У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как мы увидим далее, они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение - они поглощены своими интересами и самозащитой.

Творческое «Я»

Ранее мы отмечали, что фундамент стиля жизни закладывается в детские годы. По убеждению Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизуется к пяти годам жизни ребенка, что потом он продвигается в этом же направлении всю жизнь. При односторонней интерпретации может показаться, что данное понимание формирования стиля жизни указывает на столь же сильный детерминизм в рассуждениях Адлера, как и у Фрейда. Фактически, оба они подчеркивали важность раннего опыта в формировании личности взрослого. Но, в отличие от Фрейда, Адлер понимал, что в поведении взрослого не просто оживают ранние переживания, а скорее имеет место проявление особенностей его личности, которая сформировалась в первые годы жизни. Более того, понятие стиля жизни не столь механистично, как могло бы показаться, особенно когда мы обращаемся к концепции творческого «Я», входящей в систему взглядов Адлера.

Концепция творческого «Я» является самым главным конструктом адлеровской теории, его высшим достижением как персонолога. Когда он открыл и ввел в свою систему этот конструкт, все остальные концепции заняли по отношению к нему подчиненное положение. В нем воплотился активный принцип человеческой жизни; то, что придает ей значимость. Именно это искал Адлер. Он утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Иными словами, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом.

Предполагая существование творческой силы, Адлер не отрицал влияния наследственности и окружения на формирование личности. Каждый ребенок рождается с уникальными генетическими возможностями, и он очень скоро приобретает свой уникальный социальный опыт. Однако люди - это нечто большее, чем просто результаты действия наследственности и окружающей среды. Люди являются созидательными существами, которые не только реагируют на свое окружение, но и воздействуют на него, а также получают от него ответные реакции. Человек использует наследственность и окружение как строительный материал для формирования здания личности, однако в архитектурном решении отражается его собственный стиль. Поэтому в конечном счете только сам человек ответственен за свой стиль жизни и установки по отношению к миру.

Где истоки творческой силы человека? Что побуждает ее развиваться? Адлер не полностью ответил на эти вопросы. Лучшим ответом на первый вопрос скорее всего будет следующий: творческая сила человека представляет собой результат долгой истории эволюции. Люди обладают творческой силой, потому что они являются людьми. Мы знаем, что творческие способности расцветают в раннем детстве, и это сопутствует развитию социального интереса, но почему именно и как он развивается, пока остается без объяснений. Тем не менее, их присутствие дает нам возможность создавать наш собственный уникальный стиль жизни, исходя из способностей и возможностей, данных наследственностью и окружением. В адлеровской концепции творческого «Я» отчетливо звучит его убежденность в том, что люди являются хозяевами своей собственной судьбы.

Интерес социальный (от лат. socialis - общественный и interest - важно) - это интерес любого социального субъекта (личности, социальной группы, класса, нации), связанный с его положением в определённой системе общественных отношений.

Это осознанные потребности, реальные причины действий, событий, свершений, стоящие за непосредственными внутренними побуждениями (мотивами, помыслами, идеями и т.д.) участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов. По определению А. Адлера социальный интерес - элемент мотивационно - потребностной сферы, он выступает основой интеграции в общество и устранения чувства неполноценности. Ему свойственны готовность быть несовершенным, к вкладу в общее благосостояние, проявлять доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к творчеству, близости, сотрудничеству и включенности.

Важнейшее значение имеют классовые интересы, которые обусловлены положением классов в системе производственных отношений. Однако любые социальные интересы, в т.ч. и классовые, не ограничиваются сферой производственных отношений. Они охватывают всю систему общественных отношений и связаны с различными аспектами положения своего субъекта. Обобщённым выражением всех интересов социального субъекта становится его политический интерес, в котором выражается отношение данного субъекта к политической власти в обществе. Социальная группа, стремясь реализовать

свой интерес, может вступить в конфликт с другими группами. Поэтому нередко частный интерес обретает форму общественного или даже общечеловеческого. Тогда он приобретает вид законного, легитимного интереса и не подлежит обсуждению. Любая социальная трансформация общества сопровождается резким изменением баланса интересов. Конфликт классовых, национальных, государственных интересов лежит в основе социальных революций, войн и прочих потрясений мировой истории.

Социально-экономические интересы - система социально-экономических потребностей субъекта (индивида, коллектива, социальной группы, общества, государства). Интерес выражает целостность системы социально- экономических потребностей и в этом своем качестве является стимулом деятельности субъекта, определяя его поведение. Осознание собственных социально-экономических интересов субъектом есть исторический процесс. Так, осознание товаропроизводителями своих интересов приводит к их реализации и соответственно является основой механизма рыночной экономики. Реализация социально-экономических интересов рабочим классом способствует созданию системы социальных гарантий всего общества.

В обществе существует сложная диалектика взаимодействия частного, коллективного и общего интересов. Так, частные социально-экономические интересы, будучи побуждением к действию индивидов, обеспечивают тем самым реализацию общего интереса.

Взаимозависимость и взаимообусловленность интересов еще более проявляется в диалектике коллективного и общего интереса, интересов социальных групп и национального интереса. Однако в таком сложном социальном организме, как общество в целом, отнюдь не всегда и не во всем коллективный, и тем более частный интерес совпадает с общим интересом. Государство в интересах всех социальных групп и слоев, а также индивидов регулирует и контролирует как частные, так и групповые (коллективные) интересы, формируя и защищая государственные интересы.

Цель всякой правовой нормы исходит из социального интереса. В этом смысле он является основным компонентом государственной воли. Социальный интерес относится к фундаментальным категориям социологии. Его можно представить как понятие, характеризующее объективно значимое, нужное для индивида, семьи, коллектива, класса, нации, общества в целом. Интерес и потребность не тождественны. Объективные социально- экономические потребности выступают побудительными причинами волевой деятельности людей, но определяют ее, только проявляясь в социальных интересах.

Обществу свойствен осмысленный характер всех действий его членов. Интерес - вот что сцепляет друг с другом членов гражданского общества. Социальные интересы обусловливают цели деятельности людей. В результате устанавливаются определенные отношения, определенный общественный строй, политическая и правовая организация общества, культура, мораль и т. д., которые в конечном счете соответствуют экономическим условиям жизни общества. Следовательно, социальный интерес - отправное начало целенаправленной деятельности людей и определитель ее социальной значимости. Этим свойством категории интереса обусловлена его роль в формировании права как главного критерия выявления объективной основы содержания права, его социальной сущности.

Социальный интерес, будучи осознанным и закрепленным в нормах права, предопределяет действие права. Соотношение между социальными ин-тересами как объективной реальностью и интересом в праве объясняется соотношением объективного и субъективного в самом интересе. По этому вопросу в правовой литературе существуют три точки зрения. Одни авторы считают интерес объективным явлением; другие - субъективным; третьи - единством объективного и субъективного. В зависимости от оснований классификации выделяются экономические, политические, духовные, классовые, национальные, групповые, личностные интересы. В свою очередь

каждой сфере жизнедеятельности общества присущи свои подгруппы важнейших социальных интересов.

Еще по теме 1. Социальные интересы социальных групп как реальные причины их действий:

  1. | Причина и цель в праве (для решения задачи исследования права, как реального явления, надо исследовать не только цепь, но и причину в праве]

Социальный интерес (social interest)

Gemeinschaftsgefuhl, или С. и., - одно из самых оригинальных и уникальных понятий, предложенных Альфредом Адлером в его теории индивидуальной психологии. Оно относится к врожденной потенциальной способности чел. идентифицироваться с др. людьми и разделять их чувства. Это понятие охватывает не только чувства чел. по отношению к его ближайшему окружению любимых и друзей, но также к человечеству в целом, как настоящему, так и будущему. Предполагается, что это качество, хотя и врожденное, развивается только в соц. контексте, и в особенности благодаря раннему взаимодействию младенца с матерью и отцом.

С. и. проявляется в различных формах. Одной из них является готовность чел. к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах. Другая - это склонность чел. давать другим больше, чем требовать. Наконец, он может проявляться в способности одного чел. к эмпатическому пониманию мыслей, чувств и опыта другого. А. Адлер считал главной задачей жизни каждого чел. быть общественным по природе. Следовательно, он верил, что успешный ответ на те вызовы, к-рые бросает нам дружба, карьера и интимность, зависит от способности каждого устанавливать контакты с др. людьми и сотрудничать с ними.

См. также Адлерианская психология, Альтруизм, Эмпатия, Просоциальное поведение

Ф. Д. Келли

Смотреть что такое "Социальный интерес (social interest)" в других словарях:

    - (от лат. socialis общественный и interest важно) элемент мотивационно потребностной сферы, автор А. Адлер. По представлениям Адлера, социальный интерес выступает основой интеграции в общество и устранения чувства неполноценности. Ему… … Психологический словарь

    социальный интерес - Этимология. Происходит от лат. socialis общественный и interest важно. Автор. А.Адлер. Категория. Элемент мотивационно потребностной сферы. Специфика. По представлениям Адлера, социальный интерес выступает основой интеграции в общество и… …

    Социальный интерес - (Social interest). Чувство эмпатии по отношению к человечеству, проявляющееся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими, скорее во имя общественного блага, чем ради личных целей. Согласно Адлеру, социальный интерес является полезным… … Теории личности: глоссарий

    Адлер (Adler) Альфред - (7.02.1870, Вена 28.05.1937, Абердин, Шотландия) австрийский психиатр и психолог, один из ведущих деятелей психоанализа, основатель индивидуальной психологии. Биография. В 1895 г. защитил докторскую диссертацию по медицине в Вене. С 1902 по 1911… … Большая психологическая энциклопедия

    Не следует путать с секта. Тоталитарная секта особый тип организации, для которой характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации и деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья … Википедия

    США (United States of America, U. S. A.), гос во в Сев. Америке. Tepp. США состоит из 3 несмежных частей: двух материковых районов собственно США (осн. часть США) и Аляски, и Гавайских о вов в Тихом ок. Осн. часть США граничит на С. с Канадой, на … Советская историческая энциклопедия



Последние материалы раздела:

Алексей васильевич кольцов Год рождения а в кольцова
Алексей васильевич кольцов Год рождения а в кольцова

Алексей Васильевич Кольцов родился 3 октября 1809 года в Воронеже, в зажиточной мещанской семье Василия Петровича Кольцова. С девяти лет Кольцов...

Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве презентация к уроку по геометрии (10 класс) на тему
Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве презентация к уроку по геометрии (10 класс) на тему

Презентация «Перпендикулярные прямые в пространстве» является наглядным пособием для демонстрации учебного материала при изучении одноименной темы...

Видимое движение планет в солнечной системе презентация
Видимое движение планет в солнечной системе презентация

«Неповторимая планета» - Теперь мы знаем, какова Земля сейчас. В чем уникальность планеты Земля? От путешественников. Гидросфера – водная оболочка...