Аким яков бобры год написания. Смотреть что такое "Аким, Яков Лазаревич" в других словарях

В пионерском лагере появился новый воспитатель. Ничего особенного, обыкновенный воспитатель! Большая чёрная борода придавала ему странный вид, потому что она была большая, а он маленький. Но дело было не в бороде!
В этом пионерском лагере был один мальчик. Его звали Петька Воробьёв. Потом там была одна девочка. Её звали Таня Заботкина. Все говорили ей, что она храбрая, и это ей очень нравилось. Кроме того, она любила смотреться в зеркало и хотя каждый раз находила там только себя, а всё-таки смотрела и смотрела.
А Петька был трус. Ему говорили, что он трус, но он отвечал, что зато он умный. И верно: он был умный и замечал то, что другой и храбрый не заметит.
И вот однажды он заметил, что новый воспитатель каждое утро встаёт очень добрый, а к вечеру становится очень злой.
Это было удивительно! Утром ты хоть что у него попроси - никогда не откажет! К обеду он был уже довольно сердитый, а после мёртвого часа только гладил свою бороду и не говорил ни слова. А уж вечером!.. Лучше к нему не подходи! Он сверкал глазами и рычал.
Ребята пользовались тем, что по утрам он добрый. В реке сидели часа по два, стреляли из рогатки, дёргали девочек за косы. Каждый делал, что ему нравилось. Зато уж после обеда - нет! Все ходили смирные, вежливые и только прислушивались, не рычит ли где-нибудь "Борода" - так его прозвали.
Ребята, которые любили ябедничать, ходили к нему именно вечером, перед сном. Но он обыкновенно откладывал наказание на завтра, а утром вставал уже добрый-предобрый. С добрыми глазами и с доброй длинной чёрной бородой!
Это была загадка! Но это была ещё не вся загадка, а только половина.
Петька очень любил читать: должно быть, поэтому он и был такой умный. Он повадился читать, когда другие ребята ещё спали.
И вот однажды, проснувшись рано утром, он вспомнил, что оставил свою книгу в читальне. Читальня была рядом с комнатой Бороды, и, когда Петька пробегал мимо, он подумал: "Интересно, какой Борода во сне?" Кстати, дверь в его комнату была открыта не очень, а как раз, чтобы заглянуть. Петька подошёл на цыпочках и заглянул.
Знаете, что он увидел? Борода стоял на голове! Пожалуй, можно было подумать, что это утренняя зарядка.
Борода постоял немного, а потом вздохнул и сел на кровать. Он сидел очень грустный и всё вздыхал. А потом - раз! И снова на голову, да так ловко, точно это было для него совершенно то же самое, что стоять на ногах. Это действительно была загадка!
Петька решил, что Борода прежде был клоуном или акробатом. Но зачем же ему теперь-то стоять на голове, да ещё рано утром, когда на него никто не смотрит? И почему он вздыхал и грустно качал головой?
Петька думал и думал, и хотя он был очень умный, но всё-таки ничего не понимал. На всякий случай он никому не рассказал, что новый воспитатель стоял на голове, - это была тайна! Но потом не выдержал и рассказал Тане.
Таня сперва не поверила.
- Врёшь, - сказала она.
Она стала хохотать и украдкой посмотрела на себя в зеркальце: ей было интересно, какая она, когда смеётся.
- А тебе это не приснилось?
- Нет.
- Будто не приснилось, а на самом деле приснилось.
Но Петька дал честное слово, и тогда она поверила, что это не сон.
Нужно вам сказать, что Таня очень любила нового воспитателя, даром что он был такой странный. Ей даже нравилась его борода. Он часто рассказывал Тане разные истории, и Таня готова была слушать их с утра до ночи.
И вот на другое утро - весь дом ещё спал - Петька и Таня встретились у читальни и на цыпочках пошли к Бороде. Но дверь была закрыта, и они только услышали, как Борода вздыхает.
А нужно вам сказать, что окно этой комнаты выходило на балкон, и, если влезть по столбу, можно было увидеть, стоит Борода на голове или нет. Петька струсил, а Таня полезла. Она влезла и посмотрела на себя в зеркальце, чтобы узнать, не очень ли она растрепалась. Потом на цыпочках подошла к окну да так и ахнула: Борода стоял на голове!
Тут уж и Петька не выдержал. Хотя он был трус, но любопытный, а потом ему нужно было сказать Тане: "Ага, я тебе говорил!" Вот влез и он, и они стали смотреть в окно и шептаться.
Конечно, они не знали, что это окно открывалось внутрь. И когда Петька и Таня налегли на него и стали шептаться, оно вдруг распахнулось. Раз! - и ребята хлопнулись прямо к ногам Бороды, то есть не к ногам, а к голове, потому что он стоял на голове. Если бы такая история произошла вечером или после тихого часа, несдобровать бы тогда Тане и Петьке! Но Борода, как известно, по утрам бывал добрый-предобрый! Поэтому он встал на ноги, только спросил ребят, не очень ли они ушиблись.
Петька был ни жив ни мёртв. А Таня даже вынула зеркальце, чтобы посмотреть, не потеряла ли она бантик, пока летела.
- Ну что ж, ребята, - грустно сказал Борода, - я мог бы, конечно, сказать вам, что доктор прописал мне стоять на голове по утрам. Но не надо врать. Вот моя история.
Когда я был маленьким мальчиком - таким, как ты, Петя, - я был очень невежлив. Никогда, вставая из-за стола, я не говорил маме "Спасибо", а когда мне желали спокойной ночи, только показывал язык и смеялся. Никогда я вовремя не являлся к столу, и нужно было тысячу раз звать меня, пока я наконец отзывался. В тетрадях у меня была такая грязь, что мне самому было неприятно. Но раз уж я был невежливый, не стоило следить за чистотой в тетрадях. Мама говорила: "Вежливость и аккуратность!". Я был невежливый - стало быть, и неаккуратный.
Никогда я не знал, который час, и часы казались мне самой ненужной вещью на свете. Ведь и без часов известно, когда хочется есть! А когда хочется спать, разве без часов не известно?
И вот однажды к моей няне (у нас в доме много лет жила старая няня) пришла в гости одна старушка.
Только она вошла, как сразу стало видно, какая она чистенькая и аккуратная. На голове у нее был чистенький платочек, а на носу очки в светлой оправе. В руках она держала чистенькую палочку, и вообще она была, должно быть, самая чистенькая и аккуратная старушка на свете.
Вот она пришла и поставила палочку в угол. Очки она сняла и положила на стол. Платочек тоже сняла и положила себе на колени.
Конечно, теперь бы мне понравилась такая старушка. Но тогда она мне почему-то ужасно не понравилась. Поэтому, когда она вежливо сказала мне: "Доброе утро, мальчик!" - я показал ей язык и ушёл.
И вот что я сделал, ребята! Я потихоньку вернулся, залез под стол и стащил у старушки платочек. Мало того, я стащил у неё из-под носа очки. Потом я надел очки, повязался платочком, вылез из-под стола и стал ходить, сгорбившись и опираясь на старушкину палку.
Конечно, это было очень плохо. Но мне показалось, что старушка не так уж обиделась на меня. Она только спросила, всегда ли я такой невежливый, а я вместо ответа опять показал ей язык.
"Слушай, мальчик, - сказала она, уходя. - Я не могу научить тебя вежливости. Но зато я могу научить тебя точности, а от точности до вежливости, как известно, только один шаг. Не бойся, я не превращу тебя в стенные часы, хотя и стоило бы, потому что стенные часы - это самая вежливая и точная вещь в мире. Никогда они не болтают лишнего и только знай себе делают своё дело. Но мне жаль тебя. Ведь стенные часы всегда висят на стене, а это скучно. Лучше я превращу тебя в песочные часы".
Конечно, если бы я знал, кто эта старушка, я бы не стал показывать ей язык. Это была фея Вежливости и Точности - недаром она была в таком чистеньком платочке, с такими чистенькими очками на носу...
И вот она ушла, а я превратился в песочные часы. Конечно, я не стал настоящими песочными часами. Вот у меня, например, борода, а где же видана у песочных часов борода! Но я стал совсем как часы. Я стал самым точным человеком на свете. А от точности до вежливости, как известно, только один шаг.
Наверное, вы хотите спросить меня, ребята: "Тогда почему же вы такой грустный?" Потому что самого главного фея Вежливости и Точности мне не сказала. Она не сказала, что каждое утро мне придётся стоять на голове, потому что за сутки песок пересыпается вниз, а ведь когда в песочных часах песок пересыпается вниз, их нужно перевернуть вверх ногами. Она не сказала, что по утрам, когда часы в порядке, я буду добрым-предобрым, а чем ближе к вечеру, тем буду становиться всё злее. Вот почему я такой грустный, ребята! Мне совсем не хочется быть злым, ведь на самом деле я действительно добрый. Мне совсем не хочется каждое утро стоять на голове. В мои годы это неприлично и глупо. Я даже отрастил себе длинную бороду, чтобы не было видно, что я такой грустный. Но мало помогает мне борода!
Конечно, ребята слушали его с большим интересом. Петька смотрел ему прямо в рот, а Таня ни разу не взглянула в зеркальце, хотя было бы очень интересно узнать, какая она, когда слушает историю о песочных часах.
- А если найти эту фею, - спросила она, - и попросить, чтобы она снова сделала вас человеком?
- Да это можно сделать, конечно, - сказал Борода. Если тебе меня действительно жаль.
- Очень, - сказала Таня. - Мне вас очень жаль, честное слово. Тем более, если бы вы были мальчик, как Петька... А воспитателю стоять на голове неудобно.
Петька тоже сказал, что да, жаль, и тогда Борода дал им адрес феи Вежливости и Точности и попросил их похлопотать за него.
Сказано - сделано! Но Петька вдруг испугался. Он сам не знал, вежливый он или невежливый. А вдруг фее Вежливости и Точности захочется и его во что-нибудь превратить?
И Таня отправилась к фее одна...
Это была самая чистенькая комната в мире! На чистом полу лежали разноцветные чистые половики. Окна были так чисто вымыты, что даже нельзя было определить, где кончается стекло и начинается воздух. На чистом подоконнике стояла герань, и каждый листик так и блестел.
В одном углу стояла клетка с попугаем, и у него был такой вид, как будто он каждое утро моется мылом. А в другом - висели ходики. Что это были за чудные ходики! Они не говорили ничего лишнего, а только "тик-так", но это значило: "Вы хотите узнать, который час? Пожалуйста".
Сама фея сидела у стола и пила чёрный кофе.
- Здравствуйте! - сказала ей Таня.
И поклонилась так вежливо, как только могла. При этом она посмотрела в зеркальце, чтобы узнать, как это у неё получилось.
- Ну что же, Таня, - сказала фея, - я ведь знаю, зачем ты пришла. Но нет, нет! Это очень противный мальчишка.
- Он уже давно не мальчишка, - сказала Таня. - У него длинная чёрная борода.
- Для меня он ещё мальчишка, - сказала фея. - Нет, пожалуйста, не проси за него! Я не могу забыть, как он стащил мои очки и платочек и как передразнивал меня, сгорбившись и опираясь на палку. Надеюсь, что с тех пор он довольно часто обо мне вспоминает.
Таня подумала, что с этой старой тётушкой нужно быть очень вежливой, и на всякий случай поклонилась ей снова. При этом она снова посмотрела в зеркальце, чтобы узнать, как это у неё получилось.
- А может быть, вы всё-таки расколдовали бы его? - попросила она. - Мы его очень любим, особенно по утрам. Если в лагере узнают, что ему приходится стоять на голове, над ним станут смеяться. Я его так жалею...
- Ах, ты его жалеешь? - заворчала фея. - Это другое дело. Это первое условие для того, чтобы я простила. Но под силу ли тебе второе условие?
- Какое же?
- Ты должна отказаться от того, что тебе нравится больше всего на свете. И фея показала на зеркальце, которое Таня как раз вынула из кармана, чтобы узнать, как она выглядит, когда разговаривает с феей. - Ты не должна смотреться в зеркальце ровно год и один день.
Вот тебе раз! Этого Таня не ожидала. Целый год не смотреться в зеркальце? Как же быть? Завтра в пионерском лагере прощальный бал, и Таня как раз собиралась надеть новое платье, то самое, которое она хотела надеть целое лето.
- Это очень неудобно, - сказала она. - Например, утром, когда заплетаешь косы. Как же без зеркала? Ведь я тогда буду растрёпанная, и вам самой это не понравится.
- Как хочешь, - сказала фея.
Таня задумалась.
"Конечно, это ужасно. Ведь, по правде говоря, я смотрюсь в зеркальце каждую минуту, а тут здравствуйте! Целый год да ещё целый день! Но ведь мне это всё-таки легче, чем бедному Бороде каждое утро стоять вверх ногами".
- Я согласна, - сказала она. - Вот моё зеркальце. Я приду за ним через год.
- И через день, - проворчал фея.
И вот Таня вернулась в лагерь. По дороге она старалась не смотреться даже в лужи, которые попадались ей навстречу. Она не должна была видеть себя ровно год и день. Ох, это очень долго! Но раз она решила, значит, так и будет.
Конечно, Петьке она рассказала, в чём дело, а больше никому, потому что хотя была и храбрая, но всё-таки побаивалась, что девчонки возьмут да и подсунут зеркальце - и тогда всё пропало! А Петька не подсунет.
- Интересно, а если ты увидишь себя во сне? - спросил он.
- Во сне не считается.
- А если ты во сне посмотришься в зеркальце?
- Тоже не считается.
Бороде она просто сказала, что фея расколдует его через год и день. Он обрадовался, но не очень, потому что не очень поверил.
И вот для Тани начались трудные дни. Пока она жила в лагере, ещё можно было кое-как обходиться без зеркала. Она попросила Петьку:
- Будь моим зеркалом!
И он смотрел на неё и говорил, например: "Кривой пробор" или "Бант завязан косо". Он замечал даже то, что самой Тане в голову не приходило. Кроме того, он уважал её за сильную волю, хотя и считал, что год не смотреться в зеркало это просто ерунда. Он, например, хоть бы и два не смотрелся!
Но вот кончилось лето, и Таня вернулась домой.
- Что с тобой, Таня? - спросила её мама, когда она вернулась. - Ты, наверное, ела черничный пирог?
- Ах, это потому, что перед отъездом я не видела Петьки, - отвечала Таня.
Она совсем забыла, что мама ничего не знает об этой истории. Но Тане не хотелось рассказывать: а вдруг ничего не выйдет?
Да, это была не шутка! День проходил за днём, и Таня даже забыла, какая она, а прежде думала, что хорошенькая. Теперь случалось, что она воображала себя красавицей, а сама сидела с чернильной кляксой на лбу! А иногда, наоборот, она казалась себе настоящим уродом, а сама была как раз хорошенькая - румяная, с толстой косой, с блестящими глазами.
Но всё это пустяки в сравнении с тем, что случилось во Дворце пионеров.
В городе, где жила Таня, должен был открыться Дворец пионеров. Это был превосходный дворец! В одной комнате стоял капитанский мостик, и можно было кричать в рупор: "Стоп! Задний ход!" В кают-компании ребята играли в шахматы, а в мастерских учились делать игрушки - не какие-нибудь, а самые настоящие. Игрушечный мастер в чёрной круглой шапочке говорил ребятам: "Это так" или "Это не так". В зеркальном зале были зеркальные стены и, куда ни взглянешь, всё было из зеркального стекла - столы, стулья и даже гвоздики, на которых в зеркальных рамах висели картины. Зеркала отражались в зеркалах - и зал казался бесконечным.
Целый год ребята ждали этого дня, многие должны были выступить и показать своё искусство. Скрипачи по целым часам не расставались со скрипками, так что даже их родители должны были время от времени закладывать уши ватой. Художники ходили перемазанные красками. Танцоры упражнялись с утра до вечера, и среди них - Таня.
Как она готовилась к этому дню! Ленточки, которые заплетают в косы, она гладила восемь раз - ей всё хотелось, чтобы в косах они остались такими же гладкими, как на гладильной доске. Танец, который Таня должна была исполнить, она каждую ночь танцевала во сне.
И вот наступил торжественный день. Скрипачи в последний раз взялись за свои скрипки, и родители вынули вату из ушей, чтобы послушать их менуэты и вальсы. Таня в последний раз протанцевала свой танец. Пора! И все побежали во Дворец пионеров.
Кого же Таня встретила у подъезда? Петьку.
Конечно, она сказала ему:
- Будь моим зеркалом!
Он осмотрел её со всех сторон и сказал, что всё хорошо, только нос как картошка. Но Таня так волновалась, что ему не попало.
Был здесь и Борода. Открытие было назначено на двенадцать часов утра, и он поэтому был ещё добрый. Его посадили в первом ряду, потому что нельзя же человека с такой длинной прекрасной бородой посадить во втором или третьем. Он сидел и с нетерпением ждал, когда выступит Таня.
И вот скрипачи исполнили свои вальсы и менуэты, а художники показали, как чудесно они умеют рисовать, и Главный Распорядитель с большим голубым бантом на груди прибежал и крикнул:
- Таня!
- Таня! Таня! На сцену! - закричали ребята.
- Сейчас будет танцевать Таня, - с удовольствием сказал Борода. - Но где же она?
В самом деле, где же она? В самом тёмном уголке она сидела и плакала, закрыв лицо руками. - Я не буду танцевать, - сказала она Главному Распорядителю. Я не знала, что мне придётся танцевать в зеркальном зале.
- Что за глупости! - сказал Главный Распорядитель. - Ведь это очень красиво! Ты увидишь себя сразу в сотне зеркал. Неужели тебе это не нравится? Первый раз в жизни встречаю такую девочку!
- Таня, ты обещала - значит, должна! - сказали ребята.
Это было совершенно верно: она обещала - значит, должна. И никому она не могла объяснить, в чем дело, только Петьке! Но Петька в это время стоял на капитанском мостике и говорил в рупор: "Стоп! Задний ход!".
- Хорошо, - сказала Таня, - я буду танцевать.
Она была в легком белом платье, таком легком, чистом и белом, что сама фея Вежливости и Точности, которая так любила чистоту, осталась бы им довольна.
Прекрасная девочка! На этом сошлись, едва она появилась на сцене. "Однако посмотрим, - сказали все про себя, - как она будет танцевать".
Конечно, она очень хорошо танцевала, особенно когда можно было кружиться на одном месте, или кланяться, приседая, или красиво разводить руками. Но странно: когда нужно было бежать через сцену, она останавливалась на полдороги и вдруг поворачивала назад. Она танцевала, как будто сцена была совсем маленькая, а нужно вам сказать, что сцена была очень большая и высокая, как и полагается во Дворце пионеров.
- Да, недурно, - сказали все. - Но, к сожалению, не очень, не очень! Она танцует неуверенно. Она как будто чего-то боится!
И только Борода находил, что Таня танцует прекрасно.
- Да, но посмотрите, как странно она протягивает руки перед собой, когда бежит через сцену, - возразили ему. - Она боится упасть. Нет, эта девочка, пожалуй, никогда не научится хорошо танцевать.
Эти слова как будто донеслись до Тани. Она понеслась по сцене - ведь в зеркальном зале было много ее друзей и знакомых и ей очень хотелось, чтобы они увидели, как хорошо она умеет танцевать. Больше она ничего не боялась, во всяком случае никто больше не мог сказать, что она чего-то боится.
И во всем огромном зеркальном зале только один человек все понимал! Как же он волновался за Таню! Это был Петька.
"Вот так девочка!" - сказал он про себя и решил, что непременно нужно будет стать таким же храбрым, как Таня.
"Ох, только бы поскорее кончился этот танец!" - подумал он, но музыка все играла, а раз музыка играла, Таня, понятно должна была танцевать.
И она танцевала все смелее и смелее. Все ближе подбегала она к самому краю сцены, и каждый раз у Петьки замирало сердце.
"Ну, музыка, кончайся, - говорил он про себя, но музыка все не кончалась. - Ну, миленькая, скорее", - все говорил он, но музыка знай себе играла да играла.
- Смотрите-ка, да ведь эта девочка прекрасно танцует! - сказали все.
- Ага, я вам говорил! -сказал Борода.
А в время Таня, кружась и кружась, все приближалась к самому краю сцены. Ах! И она упала.
Вы не можете себе представить, какой переполох поднялся в зале, когда, еще кружась в воздухе, она упала со сцены! Все испугались, закричали, бросились к ней и испугались еще больше, когда увидели, что она лежит с закрытыми глазами. Борода в отчаянии стоял перед ней на коленях. Он боялся, что она умерла.
- Доктора, доктора! - кричал он.
Но громче все кричал, разумеется, Петька.
- Она танцевала с закрытыми глазами! - кричал он. - Она обещала не смотреться в зеркало ровно год и день, а прошло всего полгода! Не беда, что у нее закрыты глаза! В соседней комнате она их откроет!
Совершенно верно! В соседней комнате Таня открыла глаза.
- Ох, как плохо я танцевала, - сказала она.
И все засмеялись, потому что она танцевала прекрасно. Пожалуй, на этом можно было бы окончить сказку о Песочных Часах. Да нет, нельзя! Потому что на другой день сама фея Вежливости и Точности пришла к Тане в гости.
Она пришла в чистеньком платочке, а на носу у неё были очки в светлой оправе. Свою палочку она поставила в угол, а очки сняла и положила на стол
- Ну, здравствуй, Таня! - сказала она. И Таня поклонилась ей так вежливо, как только могла.
При этом она подумала: "Интересно, а как это у меня получилось?"
- Ты исполнила своё обещание, Таня, - сказала ей фея. - Хотя прошло ещё только полгода и полдня, но ты отлично вела себя за эти полдня и полгода. Что ж, придётся мне расколдовать этого противного мальчишку.
- Спасибо, тётя фея, - сказала Таня.
- Да, придётся расколдовать его, - с сожалением повторила фея, - хотя он вёл себя тогда очень плохо. Надеюсь, с тех пор он чему-нибудь научился.
- О да! - сказала Таня. - С тех пор он стал очень вежливым и аккуратным. И потом, он уже давно не мальчишка. Он такой почтенный дядя, с длинной чёрной бородой!
- Для меня он ещё мальчишка, - возразила фея. - Ладно, будь по-твоему. Вот тебе твоё зеркальце. Возьми его! И помни, что в зеркальце не следует смотреться слишком часто.
С этими словами фея вернула Тане её зеркальце и исчезла.
И Таня осталась вдвоём со своим зеркальцем.
- Ну-ка, посмотрим, - сказала она себе. Из зеркальца на неё смотрела всё та же Таня, но теперь она была решительная и серьёзная, как и полагается девочке, которая умеет держать своё слово.

В. Каверин
Песочные часы
В пионерском лагере появился новый воспитатель. Ничего особенного, обыкновенный воспитатель! Большая чёрная борода придавала ему странный вид, потому что она была большая, а он маленький. Но дело было не в бороде!

В этом пионерском лагере был один мальчик. Его звали Петька Воробьёв. Потом там была одна девочка. Её звали Таня Заботкина. Все говорили ей, что она храбрая, и это ей очень нравилось. Кроме того, она любила смотреться в зеркало и хотя каждый раз находила там только себя, а всё-таки смотрела и смотрела.

А Петька был трус. Ему говорили, что он трус, но он отвечал, что зато он умный. И верно: он был умный и замечал то, что другой и храбрый не заметит.

И вот однажды он заметил, что новый воспитатель каждое утро встаёт очень добрый, а к вечеру становится очень злой.

Это было удивительно! Утром ты хоть что у него попроси — никогда не откажет! К обеду он был уже довольно сердитый, а после мёртвого часа только гладил свою бороду и не говорил ни слова. А уж вечером!.. Лучше к нему не подходи! Он сверкал глазами и рычал.

Ребята пользовались тем, что по утрам он добрый. В реке сидели часа по два, стреляли из рогатки, дёргали девочек за косы. Каждый делал, что ему нравилось. Зато уж после обеда — нет! Все ходили смирные, вежливые и только прислушивались, не рычит ли где-нибудь «Борода» — так его прозвали.

Ребята, которые любили ябедничать, ходили к нему именно вечером, перед сном. Но он обыкновенно откладывал наказание на завтра, а утром вставал уже добрый-предобрый. С добрыми глазами и с доброй длинной чёрной бородой!

Это была загадка! Но это была ещё не вся загадка, а только половина.

И вот однажды, проснувшись рано утром, он вспомнил, что оставил свою книгу в читальне. Читальня была рядом с комнатой Бороды, и, когда Петька пробегал мимо, он подумал: «Интересно, какой Борода во сне?» Кстати, дверь в его комнату была открыта не очень, а как раз, чтобы заглянуть. Петька подошёл на цыпочках и заглянул.

Знаете, что он увидел? Борода стоял на голове! Пожалуй, можно было подумать, что это утренняя зарядка.

Борода постоял немного, а потом вздохнул и сел на кровать. Он сидел очень грустный и всё вздыхал. А потом — раз! И снова на голову, да так ловко, точно это было для него совершенно то же самое, что стоять на ногах. Это действительно была загадка!

Петька решил, что Борода прежде был клоуном или акробатом. Но зачем же ему теперь-то стоять на голове, да ещё рано утром, когда на него никто не смотрит? И почему он вздыхал и грустно качал головой?

Петька думал и думал, и хотя он был очень умный, но всё-таки ничего не понимал. На всякий случай он никому не рассказал, что новый воспитатель стоял на голове, — это была тайна! Но потом не выдержал и рассказал Тане.

Таня сперва не поверила.

Врёшь, — сказала она.

Она стала хохотать и украдкой посмотрела на себя в зеркальце: ей было интересно, какая она, когда смеётся.

А тебе это не приснилось?

Будто не приснилось, а на самом деле приснилось.

Но Петька дал честное слово, и тогда она поверила, что это не сон.

Нужно вам сказать, что Таня очень любила нового воспитателя, даром что он был такой странный. Ей даже нравилась его борода. Он часто рассказывал Тане разные истории, и Таня готова была слушать их с утра до ночи.

И вот на другое утро — весь дом ещё спал — Петька и Таня встретились у читальни и на цыпочках пошли к Бороде. Но дверь была закрыта, и они только услышали, как Борода вздыхает.

А нужно вам сказать, что окно этой комнаты выходило на балкон, и, если влезть по столбу, можно было увидеть, стоит Борода на голове или нет. Петька струсил, а Таня полезла. Она влезла и посмотрела на себя в зеркальце, чтобы узнать, не очень ли она растрепалась. Потом на цыпочках подошла к окну да так и ахнула: Борода стоял на голове!

Тут уж и Петька не выдержал. Хотя он был трус, но любопытный, а потом ему нужно было сказать Тане: «Ага, я тебе говорил!» Вот влез и он, и они стали смотреть в окно и шептаться.

Конечно, они не знали, что это окно открывалось внутрь. И когда Петька и Таня налегли на него и стали шептаться, оно вдруг распахнулось. Раз! — и ребята хлопнулись прямо к ногам Бороды, то есть не к ногам, а к голове, потому что он стоял на голове. Если бы такая история произошла вечером или после тихого часа, несдобровать бы тогда Тане и Петьке! Но Борода, как известно, по утрам бывал добрый-предобрый! Поэтому он встал на ноги, только спросил ребят, не очень ли они ушиблись.

Петька был ни жив ни мёртв. А Таня даже вынула зеркальце, чтобы посмотреть, не потеряла ли она бантик, пока летела.

Ну что ж, ребята, — грустно сказал Борода, — я мог бы, конечно, сказать вам, что доктор прописал мне стоять на голове по утрам. Но не надо врать. Вот моя история.

Когда я был маленьким мальчиком — таким, как ты, Петя, — я был очень невежлив. Никогда, вставая из-за стола, я не говорил маме «Спасибо», а когда мне желали спокойной ночи, только показывал язык и смеялся. Никогда я вовремя не являлся к столу, и нужно было тысячу раз звать меня, пока я наконец отзывался. В тетрадях у меня была такая грязь, что мне самому было неприятно. Но раз уж я был невежливый, не стоило следить за чистотой в тетрадях. Мама говорила: «Вежливость и аккуратность!». Я был невежливый — стало быть, и неаккуратный.

Никогда я не знал, который час, и часы казались мне самой ненужной вещью на свете. Ведь и без часов известно, когда хочется есть! А когда хочется спать, разве без часов не известно?

И вот однажды к моей няне (у нас в доме много лет жила старая няня) пришла в гости одна старушка.

Только она вошла, как сразу стало видно, какая она чистенькая и аккуратная. На голове у нее был чистенький платочек, а на носу очки в светлой оправе. В руках она держала чистенькую палочку, и вообще она была, должно быть, самая чистенькая и аккуратная старушка на свете.

Вот она пришла и поставила палочку в угол. Очки она сняла и положила на стол. Платочек тоже сняла и положила себе на колени.

Конечно, теперь бы мне понравилась такая старушка. Но тогда она мне почему-то ужасно не понравилась. Поэтому, когда она вежливо сказала мне: «Доброе утро, мальчик!» — я показал ей язык и ушёл.

И вот что я сделал, ребята! Я потихоньку вернулся, залез под стол и стащил у старушки платочек. Мало того, я стащил у неё из-под носа очки. Потом я надел очки, повязался платочком, вылез из-под стола и стал ходить, сгорбившись и опираясь на старушкину палку.

Конечно, это было очень плохо. Но мне показалось, что старушка не так уж обиделась на меня. Она только спросила, всегда ли я такой невежливый, а я вместо ответа опять показал ей язык.

«Слушай, мальчик, — сказала она, уходя. — Я не могу научить тебя вежливости. Но зато я могу научить тебя точности, а от точности до вежливости, как известно, только один шаг. Не бойся, я не превращу тебя в стенные часы, хотя и стоило бы, потому что стенные часы — это самая вежливая и точная вещь в мире. Никогда они не болтают лишнего и только знай себе делают своё дело. Но мне жаль тебя. Ведь стенные часы всегда висят на стене, а это скучно. Лучше я превращу тебя в песочные часы».

Конечно, если бы я знал, кто эта старушка, я бы не стал показывать ей язык. Это была фея Вежливости и Точности — недаром она была в таком чистеньком платочке, с такими чистенькими очками на носу…

И вот она ушла, а я превратился в песочные часы. Конечно, я не стал настоящими песочными часами. Вот у меня, например, борода, а где же видана у песочных часов борода! Но я стал совсем как часы. Я стал самым точным человеком на свете. А от точности до вежливости, как известно, только один шаг.

Наверное, вы хотите спросить меня, ребята: «Тогда почему же вы такой грустный?» Потому что самого главного фея Вежливости и Точности мне не сказала. Она не сказала, что каждое утро мне придётся стоять на голове, потому что за сутки песок пересыпается вниз, а ведь когда в песочных часах песок пересыпается вниз, их нужно перевернуть вверх ногами. Она не сказала, что по утрам, когда часы в порядке, я буду добрым-предобрым, а чем ближе к вечеру, тем буду становиться всё злее. Вот почему я такой грустный, ребята! Мне совсем не хочется быть злым, ведь на самом деле я действительно добрый. Мне совсем не хочется каждое утро стоять на голове. В мои годы это неприлично и глупо. Я даже отрастил себе длинную бороду, чтобы не было видно, что я такой грустный. Но мало помогает мне борода!

Конечно, ребята слушали его с большим интересом. Петька смотрел ему прямо в рот, а Таня ни разу не взглянула в зеркальце, хотя было бы очень интересно узнать, какая она, когда слушает историю о песочных часах.

А если найти эту фею, — спросила она, — и попросить, чтобы она снова сделала вас человеком?

Да это можно сделать, конечно, — сказал Борода. Если тебе меня действительно жаль.

Очень, — сказала Таня. — Мне вас очень жаль, честное слово. Тем более, если бы вы были мальчик, как Петька… А воспитателю стоять на голове неудобно.

Петька тоже сказал, что да, жаль, и тогда Борода дал им адрес феи Вежливости и Точности и попросил их похлопотать за него.

Сказано — сделано! Но Петька вдруг испугался. Он сам не знал, вежливый он или невежливый. А вдруг фее Вежливости и Точности захочется и его во что-нибудь превратить?

И Таня отправилась к фее одна…

Это была самая чистенькая комната в мире! На чистом полу лежали разноцветные чистые половики. Окна были так чисто вымыты, что даже нельзя было определить, где кончается стекло и начинается воздух.
Ах! И она упала.

Вы не можете себе представить, какой переполох поднялся в зале, когда, еще кружась в воздухе, она упала со сцены! Все испугались, закричали, бросились к ней и испугались еще больше, когда увидели, что она лежит с закрытыми глазами. Борода в отчаянии стоял перед ней на коленях. Он боялся, что она умерла.

Доктора, доктора! — кричал он.

Но громче все кричал, разумеется, Петька.

Она танцевала с закрытыми глазами! — кричал он. — Она обещала не смотреться в зеркало ровно год и день, а прошло всего полгода! Не беда, что у нее закрыты глаза! В соседней комнате она их откроет!

Совершенно верно! В соседней комнате Таня открыла глаза.

Ох, как плохо я танцевала, — сказала она.

И все засмеялись, потому что она танцевала прекрасно. Пожалуй, на этом можно было бы окончить сказку о Песочных Часах. Да нет, нельзя! Потому что на другой день сама фея Вежливости и Точности пришла к Тане в гости.

Она пришла в чистеньком платочке, а на носу у неё были очки в светлой оправе. Свою палочку она поставила в угол, а очки сняла и положила на стол

Ну, здравствуй, Таня! — сказала она. И Таня поклонилась ей так вежливо, как только могла.

При этом она подумала: «Интересно, а как это у меня получилось?»

Ты исполнила своё обещание, Таня, — сказала ей фея. — Хотя прошло ещё только полгода и полдня, но ты отлично вела себя за эти полдня и полгода. Что ж, придётся мне расколдовать этого противного мальчишку.

Спасибо, тётя фея, — сказала Таня.

Да, придётся расколдовать его, — с сожалением повторила фея, — хотя он вёл себя тогда очень плохо. Надеюсь, с тех пор он чему-нибудь научился.

О да! — сказала Таня. — С тех пор он стал очень вежливым и аккуратным. И потом, он уже давно не мальчишка. Он такой почтенный дядя, с длинной чёрной бородой!

Для меня он ещё мальчишка, — возразила фея. — Ладно, будь по-твоему. Вот тебе твоё зеркальце. Возьми его! И помни, что в зеркальце не следует смотреться слишком часто.

С этими словами фея вернула Тане её зеркальце и исчезла.

И Таня осталась вдвоём со своим зеркальцем.

Ну-ка, посмотрим, — сказала она себе. Из зеркальца на неё смотрела всё та же Таня, но теперь она была решительная и серьёзная, как и полагается девочке, которая умеет держать своё слово.

Вспоминая детство, многие из нас обращают внимание на то, какие книги нам читали наши родители, чтобы в свою очередь прочитать их подрастающим детям. Чаще всего это были стихи или сказки. Сегодня мы вспомним одного поэта, на произведениях которого воспитывалось не одно поколение советских детей. К сожалению, имя Якова Акима (биография и любопытные факты творчества будут представлены в данной статье) мало знакомо современным родителям. Предлагаем исправить это досадное недоразумение.

Яков Аким: биография

Он родился в старинном русском городе Галиче 15 декабря 1923 года. Атмосфера, в которой живет ребенок, оказывает большое влияние на развитие его творческих способностей. У Якова и его младшего брата была замечательная, творческая семья. Родители любили музыку, книги, играли на музыкальных инструментах. Флейта, гитара, мандолина... Каких только инструментов не звучало в доме, где жил Яков Аким. Семья была дружной и веселой. Здесь все друг друга поддерживали и помогали, как могли. Очень часто приходили гости. И тогда звучали старинные романсы и современные песни. Яков прекрасно умел играть на баяне и других инструментах.

Когда мальчику исполнилось десять лет, вся семья переехала в Москву. Здесь он окончил девять классов, учился Яков очень легко. Ему отлично удавалось любое дело, за которое он брался. Больше всего нравилось писать стихи, участвовать в самодеятельности, играть на музыкальных инструментах.

Великая Отечественная война застала юношу в пионерском лагере, где тот работал вожатым. Во время бомбежки Москвы погибает отец. Эвакуировав мать и младшего брата в Ульяновск, Яков Аким, биография которого знакома не всем, поступил в школу связистов. После ее окончания ушел на фронт. Прошел всю войну, но желание писать стихи не пропало. Сначала он творил для взрослых, но после рождения дочери его творчество стало несколько иным. Яков Аким стал сочинять сказки и писать стихи для детей. Ясные и понятные, они были настолько философичны, что их с удовольствием читали взрослые. Произведения поэта публиковались во многих популярных детских газетах и журналах.

К ним относятся:

  1. Во дворе дома, в котором родился Яков Аким, был построен небольшой завод. В нем производили вкусные напитки, в том числе лимонад.
  2. Первое стихотворение написал, когда еще учился в школе.
  3. Книги Якова Акима выходили огромными тиражами, а затем почти сразу же переиздавались.
  4. Творческим наставником и мудрым советчиком поэта был Самуил Яковлевич Маршак.
  5. Своим друзьям и близким людям он посвящал стихи.
  6. Был не только поэтом, но и талантливым переводчиком.
  7. Яков Аким был удивительно талантливым и способным человеком. Он мог стать великим музыкантом, талантливым актером или даже выдающимся ученым. У него был безупречный слух.
  8. До своего девяностолетия поэт не дожил всего лишь несколько недель. Это трагическое событие произошло 21 октября 2013 года.

Яков Аким: книги

Простые и легко запоминающиеся строчки стихов поэта знало в свое время огромное количество детей. Их рассказывали у нарядной красавицы елки, на семейных праздниках и сценических площадках. Стихи Якова Акима были наполнены удивительной теплотой. Казалось, что поэт не просто описывает какое-то событие, а рассказывает об этом самому близкому и дорогому человеку. Давайте вспомним некоторые его произведения:

  1. "Приключения Гвоздичкина". С юмором автор знакомит нас с жизнью обычного мальчика Васи. Обидевшись на всех, он решает, что ему никто не нужен. Однако, пережив большое количество разных неприятностей, понимает, что человеку для счастливой жизни нужны его близкие и друзья.
  2. "Девочка и лев". Трогательная история дружбы человека и животного. Эти стихи с большим интересом слушают даже маленькие дети.
  3. "Учитель Тик-Так и его разноцветная школа". Эта сказочная повесть непременно должна быть на книжной полке в каждом доме. В деликатной, ненавязчивой манере Яков Аким помогает героям меняться в лучшую сторону.

Напоследок

Стихи у Якова Акима разные. Грустные и веселые, философские и беспечные... Они учат любить нашу Родину, дружить, радоваться каждому дню и многому другому. Биография Якова Акима не так уж богата на различные события, но этот человек очень любил жизнь и людей. Его стихи всегда будут актуальны и востребованы, пока будут живы такие понятия, как доброта, сопереживание, милосердие.

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ НА НЕДЕЛЮ, ПОСВЯЩЕННЫХ ТВОРЧЕСТВУ Я.Л. АКИМА

(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Яков Лазаревич Аким (15.12.1923 – 21.10.2013) родился в городе Галич. Детство, проведенное в этом тихом городке, помогло ему впоследствии написать многие стихи.

Я родился на зеленой улице,

В деревянном тихом городке,

А по улице гуляла курица,

И коза паслась невдалеке.

Это о детстве в маленьком городке, недалеко от старинного города Кострома. Здесь будущий поэт, а пока ученик второго класса, напишет свое первое стихотворение. Школьником, Яков Аким увлекался литературой, музыкой, посещал драмкружок, редактировал стенгазету, был председателем совета пионерского отряда, секретарём комсомольской организации школы. Со временем семья перебралась в Москву.

Меняется география - меняется жизнь... Судьба у Якова Акима была непростая, как и всех советских людей, юность которых совпала с Великой Отечественной Войной. 1941 стал трагическим для поэта. Вначале - все, как обычно - учеба в школе, поездка вожатым в пионерлагерь, а потом... война. Фашисты бомбили Москву, и во время одной из бомбежек погиб отец. Поэт вспоминал: "Отца я очень любил. До сих пор мне снится, что он вернулся."

В 1942 Аким ушел в армию. Вначале была школа связистов, а потом фронт: Воронежский, Донской, Сталинградский. З а боевые заслуги был награждён медалями. Военную форму снял только в 1946. И, естественно, перед ним встал вопрос "кем быть?" Он работал на "Мосфильме", поступил в химический институт. В это же время он начинает писать стихи.

Я писал для детей

И о летнем дожде, и о каплях,

И о том, как мальчишки

Приплясывают у водостоков.

Я пускал по ручьям

Зарифмованный детский кораблик…

Стихи для детей в творчестве Якова Лазаревича занимают важнейшее место. Первые его стихи для детей – это как бы письма к маленькой дочке. Ей посвящено одно из ранних его стихотворений "Первый снег".

Утром кот

Принес на лапах

Первый снег!

Первый снег!

Благодаря дочери и С. Я. Маршаку, поддержавшему его первые опыты, Аким и стал детским поэтом.

«Неумейка», «Мой верный чиж», «Песенка в лесу», «Что говорят двери», «Про ослика», «Цветные огоньки», «Приключение», «Весна, весною, о весне» - любимы детьми давно и сегодня. Тема добра, внимания к человеку, дружбы, готовность прийти на помощь в трудную минуту живет в этих строках.

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

У каждого стихотворения своя биография. В одной из книг Яков Аким так написал: "Как и большинство людей, я не вел дневника. ... Стихи заменили дневник. Скорее даже это были письма к дорогим мне людям. Иногда такое письмо оборачивалось стихотворением для детей."

Хочешь поглядеть на лето?

В лес пускают без билета.

Приходи!

Грибов и ягод

Столько –

Не собрать и за год!

На некоторые стихи Яков Лазаревича была наложена музыка и появились песни «Про ослика», «Друг». Так же по некоторым произведениям были созданы замечательные мультфильмы «Девочка и лев», «Песенка в лесу».

Яков Лазаревич прекрасный переводчик. Благодаря его переводам наш читатель познакомился с произведениями поэтов многих стран СНГ. Он вывел на творческую дорогу многих талантливых литераторов, за что награждён Почётными грамотами всех Союзных республик бывшего СССР.

Не смотря на свой возраст, Яков Лазаревич продолжает успешно работать. В 1998 году выходит его сборник «Зимний дождь», в 2002 году – сборник «Из тишины осторожное слово». Он является членом редколлегии журнала «Мурзилка».

Яков Лазаревич член Союза писателей, награждён орденом «Знак Почёта». За книгу избранных переводов для детей «Спешу к другу» был удостоен Почётного Международного диплома имени Андерсена. Издательство «Детская литература» в 1991 году выпустило Золотой том Я.Л. Акима «Девочка и лев» в серии «Золотая библиотека детской литературы».

Яков Лазаревич Аким не забывает свой родной Галич. Ему он посвятил ряд своих стихотворений: «Родина» (1970), «Город Галич» (1956), «Мне странно, что я ещё жив…» (1958), «Дождь на площади» (1965), «Улица», «На ялике».

По его произведениям в 50-х годах прошлого века в средней школе №1 был поставлен спектакль и Аким приезжал на его премьеру. Последний приезд Якова Лазаревича в Галич состоялся в январе 2000г.

Постановлением Костромской областной Думы за №1321 от 29 мая 2003 года Галичской детской библиотеке присвоено имя Я.Л. Акима.

К сожалению, 21 октября 2013 года Яков Лазаревич скончался после продолжительной болезни. Через несколько месяцев он мог бы отметить свой 90 день рождения.

АНАЛИЗ ПОВЕСТИ-СКАЗКИ «УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК И ЕГО РАЗНОЦВЕТНАЯ ШКОЛА"

Несмотря на то, Яков Лазаревич пишет в основном стихи, его повесть-сказка тоже очень поэтична. Она будет интересна, как для маленьких читателей, так и для родителей и педагогов.

В этом произведении очень много материала для бесед, как познавательных, так и моральных и нравственных. Да и родителям, а также бабушкам и дедушкам не мешает прочитать эту книгу, так как в некоторых героях-взрослых они могут узнать себя и проанализировать свои действия по отношению к своим детям, внукам.

Это сказка о мечте, которая стала реальностью. В этой школе, построенной из разноцветных поющих кирпичей на зеленой поляне, покрытой желтыми одуванчиками, появляется учитель-волшебник. Он умеет разглядеть в каждом ученике самое лучшее, он учит дружить, быть честным и не причинять боли другому: «Научиться слушать и откликаться - это значит быть другом». Он учит по-настоящему видеть и слышать: видеть, когда другому нелегко, но он стесняется попросить о помощи. Слышать, когда человек пытается выдать ложь за правду. Видеть родных, даже если они далеко от тебя, слышать, что каждое дерево шумит по-своему.

Темой дружбы, преданности, взаимопонимания пронизана вся сказка про учителя-волшебника. Причем эта дружба не только между детьми, но и отношения между взрослыми и детьми.

В этом произведении нашли отражение чувства, мысли, пережитые ситуации из собственного опыта писателя и жизни окружающих детей. Вот почему читать сказку очень интересно. Многим из нас знакомы ситуации, когда мы мечтали о чем-нибудь в нашем детстве. А писатель как бы воплотил наши мечты в реальность.

Через всё произведение Яков Лазаревич пронес удивительное ощущение – память детства. Того времени, когда каждый день несет множество новых открытий, когда всё воспринимается остро и ярко, когда сам воздух будто пропитан чудесами.

Я думаю, что каждый ребенок, который учится в школе, и который только собирается в школу, хотел бы чтобы у него была именно такая школа: разноцветная, добрая, веселая, а самое главное, чтобы у них были такие же волшебные учителя, которые научать не только письму и счету, а душевной доброте, сердечности, щедрости, научат преданности и дружбе, научат передавать это богатство своим близким и друзьям.

РАБОТА С ДЕТЬМИ.

Ребята, а вы бы хотели построить для себя и всех своих друзей такую школу?

А каких друзей, вы бы с собой взяли в помощники? (добрых, веселых, смелых, честных, трудолюбивых, умных)

Давайте пофантазируем, из чего можно построить школу, чтобы в ней было весело и легко учиться? (разноцветные кирпичи, поющие окна, говорящие двери, самопишущие доски, крыша из облаков и т.д.)

Какие учителя должны быть в такой школе? (добрые, умные, веселые, поющие, качающиеся на качелях, немножко строгие)

Давайте вспомним какие имена были у героев сказки и попробуем сами придумать такие имена для себя. (учитель Так-Так, Ушастик, Ленточка, Фок, Ржавая (Чистая) пятка, Понимальчик)

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ДЕВОЧКА И ЛЕВ»

Еще одно произведение Якова Лазаревича, которое учит добру, отзывчивости, смелости, взаимопомощи, состраданию.

Маленькая девочка не испугалась подойти ко льву и пожалеть его, потому что сама недавно болела и знает, как это плохо, когда у тебя что-то болит.

Стоит, такая рыжая,

В руке скакалка.

Стоит и не уходит:

Льва ей жалко.

Девочка пожалела льва, приложив к его лбу холодный пятак. И лев, который до этого метался по клетке и ревел от боли, вдруг…

Угомонился лев,

Усами повел, присмирев…

…Задумчиво лев зевнул

И девочке руку лизнул.

Страшный и огромный лев сказал девочке спасибо за ее помощь! И даже после представления лев отыскал глазами ту самую девочку и…

Кирилл

К барьеру подошел.

Нашел он девочку,

Нашел

Среди других детей!

Лев пасть в улыбке растянул,

Зеленым глазом подмигнул

И поклонился ей.

Вот какова сила добра и сочувствия!

В этом произведении поэту хочется, чтобы с детских лет каждый понял, как обогащает человека душевная щедрость и доброта. Быть добрым и щедрым – это счастье. А еще большее счастье – взаимные доброта и щедрость, связывающие людей.

Хочется отметить, что это все-таки сказка. А в сказках много вымысла. И конечно же не стоит подходить ко льву, даже если он в клетке. Просто автор таким образом хотел показать насколько велика сила сочувствия и сопереживания, добра и сострадания, что девочка переборов свой страх рискнула пожалеть льва.

РАБОТА С ДЕТЬМИ.

Ребята, а кто из вас был в цирке или в зоопарке и видел львов?

Как вы думаете они очень сильные? Да, поэтому лучше к ним не подходить, даже если вам их жалко.

Как вы думаете, а добро такое же сильное? Да, совершая добрые поступки, мы показываем всем какие мы сильные.

А почему лев не набросился на девочку? Потому что лев хотел, чтобы его пожалели.

План образовательно-воспитательной работы на неделю.

ПОНЕДЕЛЬНИК

Утро (1-ая половина дня)

  1. Знакомство с детским писателем Акимом Я.Л. Выразительное чтение стихотворения «Октябрь». Беседа по прочитанному.
  2. Осенние наблюдения на прогулке. Приметы осени, сбор гербария из листьев.

День (2-ая половина дня)

  1. Физкультминутка.
  2. Создание аппликации из собранных листьев.

ВТОРНИК

Утро

  1. Математическое развитие. Формирование представлений о формах. Шар и его свойства.
  2. Чтение стихотворения Акима Я.Л. «Цветные огоньки». Беседа по прочитанному.

День

  1. Дидактическая игра «Кто больше назовет предметов круглой формы».

СРЕДА

Утро

  1. Заучивание стихотворения Акима Я.Л. «Мыло».

День

ЧЕТВЕРГ

Утро

  1. Выразительное чтение стихотворения Акима Я.Л. «Разноцветные дома». Аналитическая беседа.

День

  1. Изобразительное творчество «Нарисуй свой разноцветный дом».
  2. Разноцветный мир. Викторина «Кто больше назовет предметов одного цвета».

ПЯТНИЦА

Утро

  1. Выразительное чтение стихотворения Акима Я.Л. «Всех угостил». Анализ стихотворения, беседа.

День

  1. Физкультминутка.

Понедельник.

  1. Беседа, посвященная детскому писателю Акиму Я.Л. выразительное чтение стихотворения «Октябрь». Беседа по прочитанному.

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством детского писателя Акима Я.Л., ввести в круг чтения детей произведения детской литературы.

Задачи: расширить знания детей о детских авторах, рассказать о жизни одного из них, развить умение слушать и запоминать, вспомнить времена года, месяцы.

Методы и материалы: рассказ о писателе, его фото, книги со стихами Акима Я.Л., иллюстрации на тему «Осень», предварительная работа по разбору непонятных слов, выразительное чтение стихотворения, вопросы по стихотворению.

Ход занятия.

Воспитатель раздает книжки детям. Иллюстрации прикреплены на доску.

Скажите ребята, кто знает детских писателей, которые пишут стихи для детей? (Дети отвечают, воспитатель поощряет тех, кто вспомнил)

Сегодня мы познакомимся с еще одним детским писателем, зовут его Яков Лазаревич Аким. Родился он 15 декабря 1923 года в городе Галич Костромской области в большой дружной семье. (показывает его фото) А в этом году Яков Лазаревич отмечает юбилей, ему исполняется 90 лет. Он прошел всю войну, воевал на Воронежском, Донском, Сталинградском фронтах. Писать стихи он начал только тогда, когда у него появились свои дети. Это были как бы письма к дорогим ему людям - к маленькой дочке и сыну.

Сейчас я вас познакомлю с одним произведением Якова Лазаревича, которое называется "Октябрь". Скажите октябрь – это месяц какого времени года. (дети отвечают). Молодцы! А сейчас у нас за окном как раз… Дети отвечают дружно:

Осень!

Следует работа по разбору непонятных слов: «лоскуток», «овин», «поздний»

Посмотрите на картинки на доске, а я буду читать стих.

Октябрь

Желтый кружится листок,
Путается в сучьях.
Неба синий лоскуток
Затерялся в тучах.

Поздний серенький рассвет
В поле над овином
Растревожится нет-нет
Криком журавлиным.

Беседа.

Что происходит осенью с деревьями? (листья меняют цвет, падают на землю)

Какие еще приметы осени вы знаете? (дождь, лужи, серое небо, ветер)

Какое чаще всего у нас настроение осенью? (грустное)

Почему рассвет поздний? (солнышко поздно встает)

Как вы думаете, почему журавли кричат? (им тоже грустно, потому что они собираются улетать в теплые края)

  1. Осенние наблюдения на прогулке.

Замечаем вживую приметы осени. Собираем гербарий из опавших листьев. Воспитатель может еще раз прочитать строки из стихотворения, обратив внимание детей на небо, деревья, погоду.

3. Физкультминутка. Дети изображают падающие и кружащие листья: плавный бег, прыжки на месте, кружение, можно взяться за руки и покружиться.

4. Создание аппликаций из собранных листьев.

Вторник.

  1. Математическое развитие. Шар и его свойства.

Цель: развивать представление о различных формах предметов, научить сравнивать и анализировать, развивать наблюдательность, работать над понятиями: справа, слева, больше, меньше.

Материал и методы: несколько предметов шарообразной формы (мяч, апельсин, воздушный шарик, теннисный шарик), пластилин, фигурки деревьев и зверей, столы сдвинуты вместе.

Ход занятия.

Воспитатель сажает детей в круг на ковре и показывает все предметы.

Кто мне скажет, что общего у всех этих предметов? (они круглые, катятся)

Правильно, такая форма предметов называется шар. Какие у нас здесь шары? (большие, маленькие, воздушный, легкий, тяжелый)

Давайте попробуем все это покатать. Что мы никак не сможем покатить? (воздушный шар) Почему? (он легкий)

Дети перекатывают предметы друг другу.

Теперь давайте встанем и поиграем в игру: «Поймай мяч».

Дети кидают мяч друг другу.

А кто может вспомнить сказочного героя, который имеет форму шара? (колобок) Молодцы!

Давайте пройдем за столы и каждый слепит своего колобка.

Воспитатель тем временем расставляет на столе фигурки животных, деревьев.

Какие красивые колобки у всех получились! Давайте посмотрим, а могут ли они катится также как колобок из сказки? Встаньте, отодвиньте стульчики, сейчас ваши колобки покатятся по дорожке в лес. Кто из зверей живет в лесу? (ежик, зайчик, медведь, волк, лиса) Вы не бойтесь. Правой рукой катим колобки мимо ежика справа, мимо зайца слева, мимо волка справа, мимо медведя слева, а вот на лису прямо, окружайте ее колобки!

Сколько нас колобков? (много) А лиса? (одна) Кто сильнее и дружнее? (мы!) Убегай лиса. (лиса прячется) А мы покатили колобков домой.

  1. Выразительное чтение стихотворения Акима Я.Л. «Цветные огоньки».

Цель: воспитывать любовь к литературным произведениям.

Задачи: продолжать развивать внимание, память, творческое воображение, развивать эмоциональное отношение к услышанному, изучать цветовую гамму, научить выделять наиболее яркие впечатления.

Материалы и методы: воздушные шары разных цветов, иллюстрации к стихотворению (развешаны на доске): праздник, салют, украшенный город, воздушные шарики в руках у детей.

Ход занятия.

Ребята, что вы видите у нас в группе? (воздушные шарики)

А когда мы надуваем воздушные шары? (на праздник, день рождения)

Сегодня у нас не праздник, просто мы с вами познакомимся с еще одним произведением Якова Лазаревича Акима. Называется оно «Цветные огоньки».

Воспитатель выразительно читает стих.

Цветные огоньки

В праздники на улицах
В руках у детворы
Горят, переливаются
Воздушные шары.
Разные-разные,
Голубые,
Красные,
Жёлтые,
Зелёные
Воздушные шары!
Очень любят шарики
Ребята в эти дни,
У каждого за пуговку
Привязаны они.

Разные-разные,
Голубые,
Красные,
Жёлтые,
Зелёные
Воздушные шары!
Вот над нашей улицей
Летят они, легки,
Как будто в небе вспыхнули
Цветные огоньки.
Разные-разные,
Голубые,
Красные,
Жёлтые,
Зелёные
Цветные огоньки!

Беседа.

Почему у ребят шарики в руках? (праздник, день рождения)

А какое настроение у нас на праздниках? (веселое, радостное)

Какого цвета шарики? А какой они формы?

Зачем шарики привязаны за пуговку? (потому что могут улететь) А вы за что привязываете свои шарики? (за руку, пальчик, игрушку)

Почему шарики летают? (потому что легкие)

  1. Мастер-класс по моделированию из воздушных шаров.

Цель: научить детей моделировать из необычных материалов.

Задачи: развить творческое воображение, порадовать детей.

Материалы и методы: воздушные шарики разной формы (круглые, вытянутые), насос для надувания шариков, пособие-инструкция по моделированию из шариков, фломастеры.

Ход занятия.

Воспитатель надувает шарики, раздает их детям. Желающим позволяет самим надуть шарики, предварительно рассказав о мерах предосторожности. Дальше пробуем моделировать элементарные поделки: цветок и собачку из длинных шариков, букеты и декоративные элементы из круглых.

По окончании занятия воспитатель предлагает оживить шарики, т.е. разрисовать фломастерами любую поделку (рожицу у собачки, лепестки у цветка, нарисовать личико круглому шарику).

Среда.

  1. Мастер-класс по изготовлению мыла. Выставка мыльных произведений.

Цель: продолжать приобщать детей к разнообразным методам изготовления поделок.

Задачи: развивать творческое воображение, показать, что мыло может быть не только предметом гигиены, но и произведением искусства, развивать фантазию, развивать желание делать что-то своими руками.

Материалы и методы: мыльная основа (прозрачная и белая), формочки в форме животных, растений, сердечек, звездочек (по количеству детей), красители и ароматизаторы, дополнительные аксессуары: блестки, бусины, пайетки, на столах клеенка, на детях фартучки. Необходима микроволновая печь для растопки мыльной основы.

Ход занятия.

Дети выбирают себе формочки и каждый рассказывает какого цвета будет у него мыло и чем оно будет пахнуть. Воспитатель предлагает поэкспериментировать с цветами. Например, можно сделать полосатое мыло: слой цветной прозрачной основы чередуется со слоем белой основы. Так же можно добавить блестки, бусинки, пайетки.

После занятия все работы принимают участие в выставке. Каждый может подойти рассмотреть и понюхать любое понравившееся мыло. В конце дня воспитатель предлагает ребятам забрать мыло и подарить его маме.

  1. Заучивание стихотворения Акима Я.Л. «Мыло»

Цель: активизировать внимание и память детей, развивать эмоциональное отношение к содержанию стихотворения.

Задачи: закрепить осознанное отношение к личной гигиене, знания об окружающем.

Материалы и методы: поделки детей из мыла, иллюстрации с предметами личной гигиены: зубная щетка, паста, мыло, мочалка, полотенце, расческа, картинка с Мойдодыром.

Ход занятия.

Разбор непонятного слова «мылкое», т.е. мылится хорошо, получается пена и «ухмылка», т.е. улыбка.

Ребята для чего нам нужно мыло? (умываться, чтобы быть чистым, хорошо пахнуть)

Послушайте стихотворение про мыло.

Мыло.

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:

Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло,

Мыло тебя наконец бы отмыло!

Беседа.

Какое бывает мыло? (белое, цветное, душистое, вкусно пахнущее)

Если долго намыливать мылом мочалку, что получится? (пена)

Кто такой грязнуля? (не умывается, не чистит зубы, не моется с мылом)

Почему мыло ухмылялось, глядя на грязнулю? (мыло знает, что отмоет любого грязнулю).

Когда нужно мыть руки мылом? (перед едой, после прогулки)

Ребята, посмотрите на свои поделки из мыла. Правда таким мылом очень приятно будет мыться?

Пока ребята рассматривают свои поделки, воспитатель повторно рассказывает стихотворение. После предлагает повторить его желающим.

  1. Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
  2. Беседа о гигиенических навыках.

Четверг.

  1. Утренняя гимнастика «В мастерской у художника».

Цели: поднять настроение, мышечный тонус.

Задачи: продолжать развивать воображение, фантазию, эмоции.

Методы: просторный зал, фантазия воспитателя.

Воспитатель предлагает детям представить, что они в мастерской у художника и им нужно собрать краски для рисования картины.

Дети добираются до мастерской разными способами ходьба, бег, прыжки; собирают для красок синеву с неба (прыжки), зелень с растений (приседания), желтый цвет с одуванчиков (наклоны) и т.п., смешивают краски - бег в разных направлениях с группировкой; рисуют огромную воображаемую картину; рисуют то в верхней части картины, то по бокам, то в середине, то внизу, наклоняясь, приседая, потягиваясь вверх.

  1. Выразительное чтение стихотворения Я.Л. Акима «Разноцветные дома».

Цель: научить воспринимать и передавать яркие образы из стихотворения.

Задачи: развивать речь, умение сравнивать и анализировать, активизировать в речи детей названия цветов, их оттенков; стимулировать процесс воспроизведения образов памяти, знаний об окружающем мире, развивать ассоциации.

Методы: иллюстрации к стихотворению, бумага, краски, кисти.

Ход занятия.

Ребята, давайте вспомним, какие краски мы сегодня собирали в мастерской у художника? (дети называют цвета)

Теперь послушайте яркое разноцветное стихотворение Якова Лазаревича Акима «Разноцветные дома».

Разноцветные дома.

Нарисую дом зелёный

Под еловой крышей -

Сколько хочешь шишек

Будет белке рыжей.

А потом, а потом

Нарисую синий дом,

Длинных комнат много -

Все для осьминога.

Белый нарисую дом

С толстым ледяным стеклом:

Радуйтесь, соседи -

Зайцы да медведи!

Без окошек чёрный дом,

Запертые двери.

Отсыпайтесь, совы, днём

И ночные звери.

Напоследок, красный дом,

Расписные стёкла.

Пусть живёт матрёшка в нём,

Красная, как свёкла.

Беседа.

Какие цвета вы услышали в стихотворении? (дети называют)

По необходимости воспитатель читает то или иное четверостишье.

  1. Изобразительное творчество.

Ребята, а вы в каком доме хотели бы жить? Какого цвета он у вас будет? Что в нем будет яркого и интересного? Нарисуйте каждый свой разноцветный дом.

Дети рисуют свои разноцветные домики. Во время работы воспитатель повторяет стихотворение.

4. Викторина «Кто назовет больше предметов одного цвета».

Воспитатель: - А вы знаете, что самое большое количество красок можно найти в природе.

Давайте посмотрим внимательно вокруг.

Природа нам подскажет - она наш лучший друг.

Сначала наберем синей краски. Я начну - синий василек. Дети продолжают.

Пятница.

  1. Чтение стихотворения Я.Л. Акима «Всех угостил»

Цель: продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение, воспитывать интерес к художественным произведениям, воспитывать доброту, отзывчивость, сочувствие;

Задачи: развивать слуховую, зрительную память, учить детей вести диалог, учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление, воспитывать любовь к животным.

Материалы и методы: иллюстрации по теме зоопарк, фигурки с животными.

Ход занятия.

Воспитатель развешивает иллюстрации на доске, фигурки расставляет на столе, чтобы все видели.

Ребята, где мы можем встретить этих животных? (в Африке, в зоопарке, в телевизоре)

А кто из вас был в зоопарке? Кого вы там видели? (дети перечисляют)

Сегодня мы прочитаем стихотворение Я.Л. Акима про зоопарк, оно называется «Всех угостил».

Следует работа по разбору непонятных слов: слово "снаряжали" означает "собирали", "лошадка кургузая", то есть маленькая, "попона" - покрывало для лошадки.

Васю с утра в зоопарк провожали,

Бабушка с мамой его снаряжали:

"Яблоко с булкой - тебе на обед,

Деньги - на вход и трамвайный билет".

Было в трамвае и тесно и жарко.

Вагон опустел у ворот зоопарка.

Около кассы толпится народ,

Вася билет у кассирши берет.

Издали Вася увидел мартышку,

За ней мартышонок гонялся вприпрыжку.

Здравствуйте! - Вася мартышкам кивнул

И красное яблоко им протянул.

Рядом - лошадка кургузая, пони.

Серенький пони в зеленой попоне.

Вася лошадку ту навестил

И маминой булкой ее угостил.

В просторном загоне топтались слоны.

Слонов привезли из далекой страны.

Водою слоны поливали друг дружку...

Ну как же слоненку не кинуть горбушку!

Важно шагает отец-пеликан,

Два сына клювастых бредут по бокам.

Вася к пруду подошел и с ладошки

Сдул пеликанам хлебные крошки.

Как очутился у Васиных ног

Этот веселый косматый щенок?

Чем же, щенок, я тебя накормлю?

Постой-ка, в ларьке пирожок я куплю!

Без денег куда же уедешь в трамвае...

Но Вася ни капельки не унывает:

Звери, с которыми Вася знаком,

Тоже не ездят, а ходят пешком!

Беседа.

Скажите, Вася специально брал с собой еду для животных? (нет, это была еда для него)

А зачем же он раздал всю еду? (хотел покормить, угостить животных)

Что сделал Вася, чтобы накормить щенка? (купил пирожок) или

Почему Вася остался без денег? (потратил деньги на пирожок для щенка) Зачем? (стало жалко щенка)

Вася обратно поехал на трамвае или пошел пешком? (пешком) Почему? (не было денег на билет в трамвае)

Он расстроился, что ему придется идти пешком? (нет) Почему? (потому что звери тоже ходят пешком, а не ездят в трамвае)

Вася какой мальчик? (добрый, любит животных, не жадный)

Ребята, скажите, а вообще можно кормить животных в зоопарке? (нет) Почему? (потому что могут отравится, у них есть своя специальная еда, особенно у зверей, которые живут в Африке).

  1. Инсценировка по прочитанному стихотворению.

Цель: продолжать развивать образное мышление, память, внимание.

Задачи: воспитать эмоционально положительное отношение детей к театрализованной деятельности, учиться импровизировать, учиться различать голоса животных.

Методы: картинки на веревочке (вешаются на шею) с изображением героев стихотворения или (лучше) маски, музыкальное оформление (голоса животных).

Ход занятия.

Воспитатель: - Сегодня, ребята, нас ждет увлекательная прогулка в зоопарк, но не в настоящий, а в наш собственный, который мы придумаем все вместе. Давайте вспомним стихотворение, которое мы читали с вами. Кто скажет кто автор стихотворения и как оно называется? (дети отвечают) Молодцы! А кто вспомнит о чем была речь в стихотворении? (о зоопарке, о мальчике, о том как он кормил животных) Хорошо. А как звали мальчика? (Вася) Каких животных он встретил? (дети отвечают)

Далее можно переместится с детьми в игровую зону. Воспитатель раздает детям картинки (маски) с изображением персонажей. Всего 14 картинок, если детей больше, то воспитатель предлагает очередность их использования. Роль Васи достается самым активным детям. Дети с картинками встают в круг, остальные наблюдают.

А сейчас я вам раздам картинки с изображением всех героев стихотворения. Каждому достанется своя картинка.

Внимательно посмотрите и запомните у кого какая картинка. Сейчас я буду читать стихотворение и когда я буду произносить название героя, тот у кого картинка с изображением этого героя должен выйти вперед и, по-возможности, изобразить своего героя (жестами, мимикой, звуками), если не получается, то просто покажите картинку.

Далее воспитатель медленно и выразительно читает стих, дети изображают своих героев. Если кто-то вышел ошибочно, воспитатель начинает заново с этого же четверостишья. Продолжается, пока все дети не примут участие. Воспитатель хвалит всех детей за актерское мастерство и сообразительность.

Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает прослушать голоса животных не только из стихотворения, но и других зверей и птиц, попробовать их угадать, и сказать есть ли это животное в нашем стихотворении.

Ребята, сейчас я дам вам послушать голоса животных из нашего стихотворения, а вы попробуйте угадать кто это и есть ли это животное в нашем стихотворении. Только не все сразу, а поднимаем руку, если вы знаете верный ответ.

  1. Конструирование по мотивам стихотворения. Лепка персонажей.

Цель: научить лепить животных, развить творческие способности, развить образное мышление.

Материалы: пластилин, картинки с изображением животных из зоопарка.

При помощи воспитателя и его подсказок дети лепят героев из стихотворения. Воспитатель по ходу занятия цитирует описание животных из стиха. Далее дети выставляют свои поделки в импровизированные загончики (можно сделать из кубиков или конструктора типа «Лего»).

Вот теперь у нас появился свой зоопарк!

4. Физкультминутка.

Цели: развить умение совершать разные виды движений, физические качества; воспитать чувство товарищества; поддержать положительный эмоциональный настрой.

Изображаем животных:

Жираф – потянулись вверх, вытянув руки;

Слон – потопали ногами;

Лошадка – пробежали по кругу;

Мартышка – попрыгали;

Литература.

  1. Алябьева Е.А., Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с. (Програм-ма развития).
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В., Конспекты занятий. Практическое пособие для методистов и воспитателей ДОУ. – Воронеж:ТЦ «Учитель», 2004. – 392с.
  3. Аким Я.Л. Учитель Так-Так и его разноцветная школа –М. : Эксмо, 2014.
  4. Интернет-ресурсы:

АКИМ Яков Лазаревич (род. 1923г.)

Литератор, классик детской литературы, член Союза писателей РФ.

Родился 15 декабря в городе Галич Костромской области в большой дружной семье. В 1933 году семья переехала в Москву, Яков Аким учился и вырос в Москве. Его отец, Лазарь Эфраимович Аким, главный инженер завода, хорошо играл на скрипке. Мать, Фаина Яковлевна, работала библиотекарем. Младший брат - Эфраим Лазаревич - учёный в области космонавтики и планетологии.

В школе ему приходилось редактировать стенгазету, в ней он поместил своё самое первое стихотворение.
Потом отца перевели на работу в областной центр, оттуда в Наркомат земледелия в Москву. Туда же в 1933 году переезжает семья. В Москве Яков Лазаревич продолжает свою учёбу в школе.
Началась Великая Отечественная Война. В июле сорок первого года отец Якова Лазаревича погиб при защите Москвы от воздушного налёта. По праву старшего, Я.Л. Аким отвозит мать с младшим братом в Ульяновск, в эвакуацию и оттуда уходит на фронт. Прошел всю войну, воевал на Воронежском, Донском, Сталинградском фронтах. Писать стихи тогда было некогда.
Только уже после войны, когда Яков Лазаревич стал учиться в химическом вузе и посещать институтское литобъединение, как он сам говорит, «появилось непривычное желание сочинительства. Это были как бы письма к дорогим мне людям, в частности, к маленькой дочке и сыну – первые мои стихи для детей». И благословил его на этом нелёгком пути Самуйл Яковлевич Маршак словами: «пишите, голубчик, так, чтобы вас не могли не напечатать».
Стихи Якова Лазаревича стали охотно печататься в детских журналах, в «Пионерской правде» начиная с 1950 года. Потом стали выходить книжки в «Детгизе», «Малыше» и других издательствах. В 1956 году появилась подборка «взрослых» стихов в сборнике «Литературная Москва», а также в «Дне поэзии».

Яков Лазаревич является прекрасным переводчиком. Благодаря его переводам наш читатель познакомился с произведениями поэтов многих стран СНГ. Он вывел на творческую дорогу многих талантливых литераторов, за что награждён Почётными грамотами всех Союзных республик бывшего СССР.
Не смотря на свой возраст, Яков Лазаревич продолжает успешно работать. В 1998 году выходит его сборник «Зимний дождь», в 2002 году – сборник «Из тишины осторожное слово». Он является членом редколлегии журнала «Мурзилка».
Яков Лазаревич член Союза писателей, награждён орденом «Знак Почёта». За книгу избранных переводов для детей «Спешу к другу» был удостоен Почётного Международного диплома имени Андерсена. Издательство «Детская литература» в 1991 году выпустило Золотой том Я.Л. Акима «Девочка и лев» в серии «Золотая библиотека детской литературы».
Яков Лазаревич Аким не забывает свой родной Галич. Ему он посвятил ряд своих стихотворений: «Родина» (1970), «Город Галич» (1956), «Мне странно, что я ещё жив…» (1958), «Дождь на площади» (1965), «Улица», «На ялике».
По его произведениям в 50-х годах прошлого века в средней школе №1 был поставлен спектакль и Аким приезжал на его премьеру. Последний приезд Якова Лазаревича в Галич состоялся в январе 2000г.

Постановлением Костромской областной Думы за №1321 от 29 мая 2003 года Галичской детской библиотеке присвоено имя Я.Л. Акима.
В настоящее время Я.Л. Аким живёт в Москве.

Сборники стихов: "Всегда готовы!" (1954), "Цветные огоньки" (1963), "Весна, весною, о весне" (1965), "Мой верный чиж" (1971), "Мой брат Миша" (1986), "Песенка в лесу" (1992) и др. Сборник рассказов "Стрекоза и лимонад" (1962).



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...