Что такое ау в фанфиках. Фанфик

Произведение, написанное фанатами в качестве продолжения истории героев или же для раскрытия какого-то нетипичного направления этой истории. Фанфики можно найти по всем известным произведениям литературы, кино, сериалов, комиксов, их создают по сюжетам мультфильмов или аниме.

Обычно создают фанаты ради развлечения, для того, чтобы история любимых героев не заканчивалась в момент окончания книги или кино или для того, чтобы изменить некоторые сюжетные линии и истории персонажей. Фанфики создаются людьми разного возраста и в совершенно разных жанрах: прозе, в форме мини-рассказа или значительного по объему произведения, сравнимого с повестью или даже романом. Объединяет фанфики только одно: любовь авторов и читателей к созданному миру.

Фанфик, как видно из его , – несамостоятельное произведение, то есть создано по сюжету другого автора с использованием его героев, их характеров и сюжетных линий. Авторских прав фанфики не нарушают только в том случае, если их автор отказывается от всех прав и не извлекает коммерческой выгоды от распространения своих произведений. Лучше, чтобы в шапке фанфика, то есть сразу под его названием и кратким , этот отказ от прав был расписан.

Там же, в шапке, автор фанфика обычно указывает его рейтинг – для удобства читателей. Традиция рейтингов в фанфиков пришла из западных стран, где рейтинги произведениям литературы и кино начали ставить задолго до принятия подобного закона в России и странах СНГ. Поэтому в рейтингах фанфиков по старой привычке ставится западная : G – для всех категорий читателей, не содержит нецензурных выражений или подтекста, PG – для детей под присмотром родителей, PG-13 – не рекомендуется для читателей, младше 13 лет, R – для читателей до 17 лет только в присутствии родителей, NC-17 – не рекомендуется для читателей младше 17 лет.

Встает закономерный вопрос: ? Зачем столько трудиться над созданием фанфика, если от его распространения автор не получает гонорары, как настоящие писатели. Не лучше ли создать что-то свое и постараться опубликовать собственное произведение? Однако авторов в бурном море литературных произведений заметить не так-то просто. Поэтому добиться популярности получается далеко не у всех. Фанфики же дают таким авторам возможность быстро найти свою читательскую аудиторию и известность.

Кроме того, не все создатели фанфиков стремятся стать профессиональными писателями, так что для них написание произведений по мотивам их любимого романа или кино не более чем хобби. Впрочем, известны и другие случаи, когда писатели фанфиков использовали свои первые шаги в литературе для успешного старта писательской карьеры. Наиболее ярким примером будет звучать имя Эрики Леонард Джеймс, которая, создавая фанфик по известной серии книг, в конечном итоге превратила его в самостоятельное произведение «Пятьдесят оттенков серого» и стала всемирно известным автором романов.

Творческие и коммерческие перспективы

Распространение фанфиков может рассматриваться, в зависимости от законодательства страны, в качестве нарушения авторских прав создателей оригинальных произведений, что ограничивает коммерческую ценность такого рода творчества. Именно поэтому подавляющее большинство подобных произведений создаются просто для забавы (или вообще ради шутки), редко доходя до «настоящей» публикации в серьёзном издательстве.

С другой стороны, первые произведения некоторых известных писателей-фантастов можно считать фанфиками. Среди них можно назвать имена Ника Перумова , Сергея Лукьяненко , Кирилла Еськова , Сергея Сухинова , Натальи Васильевой и Наталии Некрасовой .

В отдельных случаях, произведения, начинаемые как фанфик, постепенно перерождаются в собственную авторскую вселенную, в свою очередь, порождающие «фанфикшен по фанфикшену». Примером подобного может служить фэн-вселенная Fallout: Equestria, изначально зародившаяся как полупародийное сочетание вселенных Fallout и Дружба - это чудо. В настоящее время, данная фэн-вселенная усилиями ряда авторов породила несколько десятков самостоятельных произведений, включая новеллы крупного объёма. Тем не менее, сохраняющиеся проблемы с авторским правом, как правило, затрудняют публикацию даже такого «двойного» фанфикшена иначе как для некоммерческого распространения.

Смежные жанры

По мере роста фанатских возможностей, вызванного общим техническим прогрессом, качественные фанфики постепенно перестают ограничивать себя рамками одного только литературного творчества. Известен, например, короткометражный фильм «Star Wars: Revelations», снятый Panic Struck Productions на высоком техническом уровне по мотивам сюжета «Звёздных Войн » - это фанфильм.

Другим видом творчества фанов, напоминающим фэнфикшен, является фан-арт - рисование изображений по мотивам популярной живописи или мультипликации, создание новых художественных образов полюбившихся персонажей.

Оформление

Часто текст фанфика предваряется шапкой, информирующей о содержании произведения и его создателях:

Изредка в «шапке» есть графа «Персонажи » (Involving) - список всех героев, что задействованы в тексте.

Виды

Литературные фанфики, как и любые другие литературные произведения могут быть представлены в виде рассказов, повестей, романов, стихов, пьес. Нельзя сказать, что есть какая-то общепринятая классификация фанфиков. Но фанфики делят на категории по разным признакам, например:

  • По наличию в сюжете любовной линии:
    • «Джен » (от англ. general audience ) - любовная линия отсутствует или малозначима, «просто приключения». Термин появился из сокращенного «general audience», любая аудитория, и восходит к системе рейтингов, принятых в кино.
    • «Гет » (от «гетеросексуальный») - любовная линия определяющая, описываются отношения между разнополыми героями.
    • «Слэш », или «слеш » (от англ. slash - значок косой черты) - фанфик, в котором присутствуют романтические и сексуальные отношения между представителями одного пола, фанфик, содержащий описания или упоминания о гомосексуальном поведении или чувствах. Согласно легенде, термин произошел от обычая объединять персонажей наклонной чертой (слэшем) в графе пейринг.
      • Фем-слэш (англ. fem-slash ) - фанфик, в котором описаны романтические и/или сексуальные отношения между женскими персонажами.
  • По соответствию реалиям мира оригинала:
    • «AU » (от англ. Alternative Universal ) - есть значимые расхождения или даже противоречия с миром оригинала.
    • «не-AU » (не имеют специального жаргонизма) - расхождений с миром оригинала нет, или они спорны либо малозначимы.
  • По соответствию характера героев фанфика их характеру в оригинале:
    • «OOC » (от англ. Out Of Character ) - есть значимые расхождения или даже противоречия с характерами в оригинальном произведении.
    • «В характере » - расхождений с характерами героев в оригинале нет, или они спорны либо малозначимы.
  • По способу создания:
    • Обычный фанфик (не имеет специального жаргонизма).
    • «Round robin » и смежная с ним «ролёвка » - фанфик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек. Как правило, они отличаются резким переходом между частями и несогласованностью стиля.
    • Сонгфик (англ. song-fic ) - фанфик, в котором пространно (занимает сравнимый с авторским текстом объём произведения) цитируется какая-либо песня (не авторства создателя фанфика).
    • Кроссовер (англ. crossover ) - фанфик, в котором используются реалии нескольких фэндомов одновременно.
  • По соответствию общему определению:
    • Собственно фанфик (не имеет специального жаргонизма).
    • RPF (англ. real person fiction ) - героями данных произведений являются реально существующие люди, как правило, знаменитости. Хотя RPF не подходит под строгое определение фанфика (используются не вымышленные персонажи), но по всем остальным признакам им является. Один из наиболее спорных с точки зрения морали и законности видов фанфикшена.
      • RPS (англ. real person slash ) - описываются гомосексуальные отношения между реальными людьми, не заявлявшими открыто о своей гомосексуальной ориентации.
    • Профанфик (англ. profic ) - профессиональные художественные произведения, в которых различные авторы описывают приключения героев в мире, созданном кем-то другим. Профанфики пишутся с целью извлечения прибыли, продаются в книжных магазинах и противопоставляются фанфикшену. В качестве примера можно привести книжные серии по вселенным «Dragonlance », «Star Wars », «Warhammer », или любой другой коммерчески успешной вселенной, авторы которой допускают франчайзинг . Как и RPF, не отвечает строгому определению «фанфика», но де-факто им является.
    • Филк (Filk) - фанфик в виде песни.
  • По наличию персонажей, придуманных автором фанфика:
    • Фанфик только с персонажами исходного произведения (не имеет специального жаргонизма).
    • OC (от англ. Original Character ), «Оригинальный персонаж » - с наличием персонажей, придуманных автором фанфика.
      • OFC (от англ. Original Female Character ), «Оригинальный женский персонаж ». Часто, но не всегда, превращается в Мэри Сью.
      • OMC (от англ. Original Male Character ), «Оригинальный мужской персонаж ». Часто, но не всегда, превращается в Марти Стью.
      • Вписка (англ. Self-insertation ) - так называют случаи, когда автор тем или иным образом «вписывает» себя в контекст своего фанфика. Не обязательно Мэри Сью или Марти Стью, но близкое явление.
      • Мэри Сью (англ. Mary Sue ), иногда Мэрисья или Машка - оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть (явление присуще только женским фанфикам). Мэри Сью обычно сногсшибательно прекрасны и неописуемо умны. Как правило, у них весьма необычный цвет глаз и волос, сложное мелодично звучащее имя, бурное прошлое и сверхъестественные способности. Обычно они появляются, затмевают всех прочих героев, ложатся в постель с героями канона, привлекательными для автора, а затем спасают мир. Вслед за спасением мира они либо выходят за канонического героя замуж, либо погибают героической смертью. Мэри Сью является пренебрежительным определением. Явление свойственно не только фанфикам, хотя определение появилось для героинь именно фанфикшена (некоторые литературные героини женщин-авторов по всем признакам подходят под определение Мэри Сью). Героиня, появившаяся как Мэри Сью, может в редких случаях стать полноправным OFC.
      • Марти Стью , он же Марти Стю (англ. Marty Stu ) или Морис Стю (Maurice Stu) (возможны любые мужские имена: Герти, Мэтти, вариации фамилий - Сью и Стю, иногда встречается пренебрежительный вариант Мерисей) - мужская ипостась Мэри Сью. Появляется затем, чтобы очаровать героиню. Встречается несколько реже средней Мэри Сью. Встречаются гетеро- и гомосексуальные Марти Сью (последние в слэш-фиках).

Жанры

Фанфики с любовной линией обычно делятся по так называемым «жанрам», видов которых довольно много. В принципе, многие «жанры» могут быть присущи и джену. Слово «жанр » в таком случае используется несколько вольно, имеется в виду общее «настроение» фанфика и некоторые сюжетные характеристики. Деление весьма условно.

Общие

  • Экшен , Экшн (Action) - фанфики с динамичным сюжетом, много действий, мало загадок и отношений героев.
  • Юмор (Humour) - юмористический фанфик.
  • Пародия (Parody) - пародия на оригинальное произведение.
  • Дарк или Даркфанфик (Dark, Darkfic) - рассказ с огромным количеством смертей и жестокостей.
    • Deathfic - фанфик, в котором один или несколько героев умирают.
  • POV (Point of view) - точка зрения, повествование от первого лица одного из героев.
  • Смарм (Smarm) - фанфик, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него дружба (без намека на романтические или сексуальные отношения) с другим персонажем.
  • TWT - в фанфике нарушена временная последовательность действия, много флешбеков.

Любовные

  • Романтика (Romance) - фанфик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец.
  • Драма (Drama) - романтическая история с печальным финалом.
  • Ангст (Angst) - это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.
  • Флафф (Fluff) - это тёплые, ничем не омраченные отношения между персонажами.
  • Hurt/comfort - фанфик, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему или ей на помощь.
  • Established Relationship (ER) - установившиеся отношения между героями.
  • PWP (Porn without Plot - дословно: порнография без сюжета ; или «Plot, what Plot?» - дословно: Сюжет? Какой сюжет? ) - бессюжетное порно, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.

В фанфиках на сексуальную тему обычно присутствуют особые «пометки», например:

  • Ваниль (Vanilla) - фанфик, описывающий сексуальные отношения без BDSM (используется в сообществах, где основная масса подобных фанфиков использует садомазохистские мотивы).
  • Грейпфрут (Grapefruit) - обозначает фанфик, в котором присутствует насилие или принуждение к сексуальному акту. Согласно легенде, определение произошло от «g-rape-fruit».
  • Домашняя дисциплина (Domestic discipline) - фанфик, в котором присутствуют телесные наказания. Как правило, в таких фанфиках один из сексуальных партнеров избивает другого, когда тот (та) делает что-то неправильно. Иногда сокращается до DD. Это не то же, что BDSM, хотя обе категории тесно связаны.
  • Занавесочная история (Curtain story) - рассказ, как правило, слэш, в котором пара ведет себя преувеличенно по-домашнему, к примеру, отправляется в магазин покупать мягкую мебель.
  • Кинк (Kink) - от английского «странность, ненормальность, отклонение» и сквик (Squick) - происходит от выражений «someone else’s kink» («со странностями») и «icky» («неприятный»). Имеют близкие значения - пометка о том, что что-то в фанфике может шокировать читателя.
  • Лимон (Lemon) - насыщенное эротическое содержание. Соответствует рейтингу NC-17.
  • UST (Unresolved Sexual Tension) - герои испытывают влечение друг к другу, но по каким-либо причинам не вступают в сексуальный контакт или даже в открытое романтическое взаимодействие.

Размер (форма)

  • Макси (Max) - большой фанфик. Размер часто превышает средний роман. Примерно от 70 машинописных страниц.
  • Миди (Midi) - средний фанфик. Примерный размер: от 20 до 70 машинописных страниц.
  • Мини (Min) - маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20.
  • Драббл (Drabble) - отрывок. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа. Иногда под драбблом подразумевают короткую (в сто слов) историю, имеющую двойной подтекст и/или неожиданный конец.
  • Виньетка (Vignette) - очень короткая история, включающая в себя какую-то одну мысль (описание чувств, внутренний монолог, небольшое событие).
  • Фанфиклет (Ficlet) - короткий одночастный фанфик.

Серии

Обычные литературные термины применяются и для фанфикшена.

  • Дилогия (Ambilogy) - серия из двух фанфиков, как правило, два макси-фанфика.
  • Трилогия (Trilogy of novels) - серия из трёх фанфиков.
  • Сиквел (Sequel) - продолжение фанфика/рассказа и т. п.
  • Приквел - описание событий, которые случились с героями до событий другого фанфика.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Книга фанфиков. Российский мультифандомный фанфикшн-ресурс

Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Фикбуке и людях, не разбирающихся в
жанрах.

Многие знают, как тяжело юным авторам подобрать характеристики к своей работе. Они путают жанры и предупреждения. В итоге, многие читатели могут увидеть вместо фантастики - фэнтези, вместо юмора - стёб и так далее.
«Ну, новички, что с них взять?» - можете сказать Вы. Однако, бывает, что такие глупые ошибки допускают и некоторые топовые авторы. Сегодня я помогу разобраться всем, что такое ООС и AU, в чём разница между ними и рассмотрю некоторые вопросы, возникающие у авторов насчет этих предупреждений.

Часть 1. Что такое ООС и AU?
Уж сколько раз твердили миру:
Пора сменить жанров описанье,
Но только всё не впрок…

Итак, не зря я начала с этого гениального стихотворения без рифмы. Давно уже пользователи жалуются на то, что объяснение для жанров составлены так, что больше половины новичков не может понять, что к чему.

На сегодняшний день определение AU на Книге фанфиков звучит так:

«AU – рассказ, в котором герои из мира канона попадают в другой мир или в другие обстоятельства, никак с каноном не связанные. Также это может быть другая развилка канонных событий»

« ООС – Out of Character , « Не в характере» - ситуация, в которой персонаж фика ведёт себя не так, как можно было бы ожидать, исходя из его описания в каноне»

Как говорится, без пол-литра не разобраться. Одни новички перечитают, разберут каждое слово, посмотрят в интернете, что к чему. Другие же напьются, бросят всё и понауказывают жанров. Потом пить будут читатели, читающие сей шЫдевр. А почему так происходит? Ответ очевиден - всё слишком нагружено и воспринять такую информацию достаточно сложно. Сейчас я попытаюсь дать короткое и понятное определение, которое поддерживается человеческим мозгом.

AU – в фанфике изменяется канон (значительно или незначительно).

ООС – характер хоть одного персонажа отличается от характера персонажа канона.

Допустим, в каноне говорится о неком Васе, который живёт в мире ИИИ. Он супергерой. Смелый, отважный, как и положено герою. Вечно спасает мир от злобного Коли.

AU:
- Ты будешь жить в аду!- прошептал Коля.
Его глаза горели от ненависти, злости. Он видел, в каких муках погибал его вечный соперник. Видел всё, что так долго мечтал увидеть.
- Теперь я захвачу всю Землю! – вскричал Николай, разразясь в смехе.

Что мы имеем? По канону в этой битве должен был победить Вася. Но автор решил отдать предпочтение Коле. Итого: Любое изменение канона – это AU.

ООС:
- Вася, Вася, Коля уничтожит город, если ты сейчас же не придёшь нам на помощь,- в панике сказала Анна.
- Не могу, мне лень,- промямлил Вася, продолжая переключать каналы.

То есть, по канону Вася должен был полететь спасать мир, так как он храбрый и смелый герой. Но автор решил сделать его апатичным, пассивным и ленивым. Итого: Изменение характера персонажей и есть ООС.

Часть 2.
Люблю Фикбук всё я, но странною любовью,
Его не победит рассудок мой…

Вы знакомитесь со второй частью этой статьи. Здесь мы узнаем, что думают насчёт ООС и AU обитатели Фикбука. Для того, чтобы создать эту часть, мне пришлось опросить девять человек: из них – три ЙАшки, три беты и три автора. Они отвечали на одни и те же вопросы. И сейчас я представлю вашему вниманию результаты исследования.

1 вопрос: В чём разница между ООС и AU?
Стартовый вопрос штандарт , который завалили многие ЙАшки (в количестве две штуки). Авторы и беты справились с этим заданием. Но хочется обратить внимание на то, что некоторые беты допускали грамматические ошибки в своих ответах, причём настолько элементарные, что элементарнее некуда.

А теперь рассмотрим ответы наших любимых ЙАшек.

Цитата: «Ну, даже не знаю. Я здесь вообще не давно и думаю ООС это когда канон не в характере. То есть ведёт себя по другому, а AU это когда канон попадает в другой мир или ну не знаю...=.=(если не правильно поправь плиз)» (прим. беты: *нервно пьёт валерьянку, предполагая возраст автора цитаты*)

Прочитав данную цитату, читатели нажали на крестик в правом верхнем углу экрана и начали молится Христу, Аллаху, Будде, Яриле, на всякий случай.

Во-первых, обилие ошибок поражает. Во-вторых, хочется всех спросить кое-что у моего любезного читателя, который ещё не закрыл эту статью. Вы что-то поняли? И ещё один вопрос: что происходит с каноном? Куда он попадает?

На этом мы забываем данную ЙА, как страшный сон, и начинаем рассматривать вопросы, связанные с ООС и AU.

Первый вопрос, который мы рассмотрим: « Стоит ли указывать жанр AU, если фанфик относится к временному промежутку, не освещённому в каноне?»

Думаю, не всем понятно, что имеется в виду. Для этого вспомним некоторые американские фильмы. Нам показывают события из детства героев, а затем переносят на несколько лет в будущее (например, спустя пятнадцать лет). Вот эти пятнадцать лет и не являются освещенными в каноне. И если Вы решили написать про это время в жизни героев, то, наверняка, задумаетесь: а стоит ли ставить AU? С одной стороны вы не изменяете канон, но с другой стороны вы можете добавить новых персонажей или добавить какие-то события, которые никак не повлияют на канон.

Мнения опрашиваемых очень сильно разнились. Одни утверждали, что жанр AU здесь должен быть обязательно, другие категорически были против того, чтобы указывать данный жанр. Но большинство всё же сомневалось.

Из всего многообразия ответов на эту тему стало понятно, что абсолютное множество считает – если вы не нарушаете при создании такого фанфика канонные события, то можно и не указывать данный жанр.

Второй вопрос звучал так: В каких случаях можно ставить в ориджиналах жанр AU?

Лишь некоторые не смогли сформулировать чёткой позиции по данному вопросу. Почти каждый, кто был опрошен, ответил однозначно. Многие считают, что нужно ставить жанр AU, если герой попадает в другой мир, созданный фикрайтером. Так же утверждают, что обязательно должны присутствовать нереальные события (имеется в виду "Мир меча и магии"). Но при таком объяснении возникает вопрос: какой канон ломается? Ведь ориджиналы – это канон, придуманный автором. Почему бы не отметить жанр фэнтези, мифические существа и так далее? Это мнение оставляет за собой множество вопросов. Но был один ответ, который меня полностью удовлетворил.

Цитата: «По-моему, в Ориджиналах можно поставить AU, если действие происходит именно в НАШЕМ мире (не Фэнтези) и, например, не свершилось/свершилось какое-либо событие. Например, во Второй Отечественной Войне победа оказалась не за нами (не дай Бог, конечно)…»

Согласитесь, объяснение более рациональное, чем фэнтези. У нас имеется своеобразный канон – определённые исторические события, которые мы переиначиваем. Здесь без AU уже никак не обойтись.
На этом мы заканчиваем с AU и переходим к «самому любимому» предупреждению всех читателей – к ООС.

Следующий рассматриваемый вопрос таков: Необычные пейринги – всегда ООС?

И касаемо этого вопроса мнения разошлись.

Почему необычные пейринги – это всегда ООС?

Многие читатели уверены в том, что необычный пейринг – это всегда ООС. Из-за этого даже достаточно хорошие работы, написанные неплохо и сто тысяч раз перепроверенные бетой, могут иметь рейтинг намного ниже, чем работы, по сути являющиеся «бессюжетной порнухой», но по популярным канонным пейрингам.

Какие же доводы приводят в свою пользу те, кто считает, что необычные пейринги и ООС – брат и сестра?

Цитата: «… необычный пейринг это всегда ООС, потому что, исходя из определения "ООС", могу сказать, что герой ведет себя не так, как описано в каноне. Согласитесь, если Люциус влюбится в грязнокровку Грейнджер, это будет ООС, так как в каноне сказано, что Малфои ненавидят и презирают маглов и их обладающих магией детей…»

Весомый аргумент – ничего не скажешь. Но теперь дадим слово тем, кто считает, что необычные пейринги – это не всегда ООС.

Цитата: « Нельзя утверждать, что необычный пейринг – это всегда ООС. Можно сочитать несочитаемое даже не используя данное предупреждение. Например, найти обоснуй. Это может быть и какая-то общая черта у героев (например, любовь к животным), на основе которой они будут строить свои взаимоотношения…» (прим. беты: не стала исправлять в контексте, но всё же, сочЕтать несочЕтаемое)

Ещё один весомый аргумент, как Вы видите.

На самом деле и та, и другая сторона правы. Если мы возьмём за пример случай, описанный в первой цитате, то непременно поймём, что без ООС нельзя обойтись. Но если допустить, что мы пейрингуем людей близких по духу, интересам, то можно обойтись и без данного предупреждения. Таким образом всё зависит от того, насколько сильно персонажи разные.

И последний вопрос, который я рассмотрела в своей статье - Как сделать ООС привлекательным для читателя?

Ни для кого не секрет, что ООС у нас мягко говоря недолюбливают. Ведь все знают те самые слащавые фанфики ЙАшек с Мэри Сью, которые могут спокойно попирать наших любимых героев, в которых девушка с ангельским характером превращается в стерву и тд. Но ООС, как известно, бывает совершенно разный.

«… можно сделать ООС привлекательным лишь тогда, когда он в меру, когда ООС придает особое очарование фанфику" - говорит бета. Но сильный ООС не нравится никому. Не думаю, что кому-то понравится, когда из любимого брутального персонажа получается в руках «умелого мастера» какая-то размазня. Но тем не менее ООС не заслужил того, чтобы от него так шугались авторы и читатели.

«Вот это уже, думаю, зависит от самой аудитории. Некоторым нравятся OOC"ные канонные персонажи, другая часть не переносит, когда их любимого героя изменяют хотя бы на капельку. Я, лично, пытаюсь придерживаться канона характеров персонажей, ибо большинство из моей аудитории одобряет это…» - рассказывает автор.
На самом деле так поступают многие на Книге Фанфиков. Ведь потеря аудитории для любого автора смерти подобно. Есть, конечно, храбрецы на нашем ресурсе. Но обычно их травят и, в итоге, они уходят с Книги Фанфиков.

Хотелось бы завершить обсуждение цитатой в защиту ООС:

«У всех разные интересы, и некоторым нравится, когда у героя противоположенный канону характер. Думаю, если кому-то не нравятся такие отступления, ООС не будет для него привлекательным, как ни старайся».

Вывод: ООС и AU, по сути, стали изгоями среди жанров и предупреждений на книге фанфиков, что достаточно прискорбно. Но даже эти жанры найдут своего читателя.

Здравствуйте, уважаемые читатели! С вами на связи HurtReactor.

Ни для кого не секрет, что на Фикбуке огромное количество работ в жанре AU. На момент написания статьи их было 253.760, что является 14% от всех работ. Прибавьте сюда ещё тот факт, что многие не указывают жанр в шапке, и количество работ подпрыгнет до четверти всего Фикбука.

Многие ругают AU, многие, наоборот, нахваливают этот жанр и читают запоем. Мы не будем вдаваться в подробности взаимоотношений райтеров, читателей с таким весьма неоднозначным жанром. Нашей целью будет рассмотреть, а если хотите, классифицировать AU.

Начнём, пожалуй, с теории. Фикбук говорит нам следующее: «AU – рассказ, в котором герои из мира канона попадают в другой мир или другие обстоятельства, никак с каноном не связанные. Также это может быть другая развилка канонных событий».

Такое определение может показаться недостаточным, а в первую очередь совершенно непонятным, поэтому полезем разбираться дальше.

AU – alternative universe, что в переводе «альтернативная вселенная». Иначе говоря, существует другой мир, где что-то или же всё перевёрнуто наизнанку. Например, во вселенной «А» вы чихнули, а во вселенной «Б» кашлянули. Это подводит нас к теории многомировой интерпретации. Довольно забавная штука, и если вы интересуетесь физикой или философией, советую прочесть.

Пожалуй, отдалимся от научных изысканий и рассмотрим AU как жанр. Ярким примером можно считать серии «Домик ужасов на дереве» популярнейшего сериала «Симпсоны». Поясню, в них происходят вещи, никоим образом не связанные с событиями других серий. Так, например, Гомера уже убивали пару раз, но на самом деле он живее всех живых. Ещё один хороший пример AU в анимации – попадание главных героев в книгу, то есть становление их персонажами художественного произведения. Такой приём встречается довольно часто.

Теперь же настало время обратить свой взор на фанфикшен и составить классификацию AU. Да начнутся игры!

Абсолютное AU

«Самая тяжёлая» форма AU. Мир канона полностью уничтожен, от героев остались лишь имена, иногда частично сохранена внешность. Сюжет полностью оригинален, отношения между персонажами редко соответствуют каноничным. Чаще всего подобное AU создают ЙА и стёбщики.

Пример. Белокурая школьница Марселин пригласила на бал свою подругу Боннибелл. («Время приключений»)

Замечание. Встречаются работы, где за основу взята вселенная фэндома, но все герои, место действия и сюжет полностью выдуманы, а персонажи и события канона ни разу не упоминаются. Подобное можно отнести к «ориджиналу», но точный вердикт стоит огласить лишь после прочтения и анализа произведения.

Хуманизация

Превращение всех персонажей в людей. Подобное AU чаще проявляется в «звериных» фэндомах, где все или почти все герои – животные, но также встречается очеловечевание антропоморфных существ. Сюжет может быть скорректирован под человеческие реалии, отношения между героями и характеры сохранены.

Пример. Пингвины Мадагаскара – группа спецназа под руководством Шкипера.

Превращение в животное

Здесь ситуация, полностью обратная хуманизации. Персонажи канона становятся животными.

Пример. Наруто – белый кот, а Саске – чёрный.

Антропоморфики

«Представление природных явлений, предметов, отвлечённых понятий в образе человека или признание за перечисленными человеческих свойств», – так гласит Фикбук, и, думаю, такого определения вполне достаточно.

Пример. Звезда Смерти чувствует приближающуюся гибель. Она умоляет не убивать её. («Звёздные войны»)

Смена пола

Gender switch, genderswap или правило 63. Женщины становятся мужчинами и наоборот. Внешность героев изменена в соответствии с полом, характер также может быть изменён (или же не изменён, на усмотрение автора). Имена корректируются на похожие/созвучные или же остаются как в фэндоме. В остальном – канон.

Пример. Черепашка Микеланджело влюбилась в корреспондента Шестого канала мистера О’Нил. («Черепашки-ниндзя»)

Смена ролей

Антагонисты меняются местами с протагонистами и наоборот. Персонажи, олицетворяющие зло, становятся добрыми, а бывшие герои становятся отпетыми преступниками.

Пример . Фанон вселенная Reverse Falls. («Gravity Falls»)
Белоснежка отравляет гномов, а Злая Королева их спасает.

Смена возраста

Герои меняются своими возрастами. Также возможна смена родственных отношений между персонажами.

Пример. Тридцативосьмилетний Барт воспитывает ленивого сына Гомера и двух дочерей. («Симпсоны»)

Теперь перейдём непосредственно к работам с изменённым сюжетом.

Фанфик повествует о событиях, произошедших до начала канонных. Они могут происходить как за сто лет до, так и за месяц, и не обязательно сюжет подводит к точке отсчёта канона. Возможно присутствие ОМП и ОЖП.

Пример. Приключения Рика, когда ему было столько же лет, сколько сейчас его внуку Морти. («Рик и Морти»)

Описываются события, наступившие после канонных. Ситуация, обратная приквелу. Также возможно присутствие ОЖП и ОМП.

Пример. Состарившийся Морти путешествует вместе со своим внуком Риком, названным в честь прапрадеда. («Рик и Морти»)

Плохой конец (Bad end)

Концовка канона изменена со счастливой на злополучную. Такой работе присуще мрачное настроение, ангст, драма, дарк. Очень часто главный герой умирает, или же умирает его друг/любовь всей жизни.

Пример. В финальной битве Шреддер одерживает верх над черепахами. Сплинтер и братья умирают. («Черепашки-ниндзя»)

Счастливый конец (Happy end)

Концовка канона изменена на положительную. Все герои живы и здоровы и готовы закричать: «И мы счастливы!»

Пример. Титаник проплывает в считанных сантиметрах от айсберга. Все живы, все счастливы.

Что было бы, если… (What if…?)


Вся работа заключается в том, что автор пытается ответить на вопрос «Что было бы, если то или иное событие произошло или же не произошло?»

Пример. Что было бы, если Гарри Поттер попал на Слизерин.

Попаданец

Про попаданцев можно написать отдельную статью, ведь тема довольно обширная. В данном случае я буду кратка, не вдаваясь во все тонкости и подробности. Некий ОЖП или ОМП оказывается в другом мире, в котором-то и начинается всё веселье из порчи канонического сюжета за счёт собственной крутости оригинального авторского героя.

Пример. Двенадцатилетняя Лиза Попкина попадает в тело Кхалиси. («Игра престолов»)

Кроссовер

Два или более фэндома объединены вместе. Отношения между персонажами часто становятся неканоничными, так как возникают межфэндомные связи, также сюжет претерпевает серьёзные изменения, адаптируясь под героев из разных канонов. Очень часто герои из одного фэндома попадают в другой, то есть сюжет одного из канонов практически не изменён, но персонажи взяты из другого фэндома.

Пример. Супермен против Железного человека. (комикс-вселенные DC и Marvel)

Замечание. Единственное упоминание персонажа или предмета из другого фэндома не является кроссовером. Это отсылка или так называемая «пасхалка», но лучше всегда делать выводы, прочитав произведение и анализировав его.

А теперь плавно перейдём к AU, основывающимся на изменении сеттинга. Но вначале я поясню. Википедия гласит: «Сеттинг (от англ. setting - «обстановка», «помещение») - среда, в которой происходит действие художественного произведения». Значит, под изменением сеттинга мы должны понимать полное сохранение персонажей канона, но помещение их в другое место и/или время.

Исторические

Герои канона помещаются в одну из исторических эпох: Средневековье, Ренессанс, Древний мир, Современность и тому подобное.

Пример. Мушкетёры попали в Информационный век. («Д’артаньян и три мушкетёра»)

Фантастические

Сюжет переносится в фантастическую плоскость. Появляются несвойственные канону атрибуты. Местом действия произведения может быть космос, другая планета, далёкое будущее. Герои канона могут измениться внешне, обзавестись новой историей и профессией.

Пример. Винни-Пух и инопланетяне.

Фэнтезийные

Персонажи могут превратиться в эльфов, гномов, вампиров, оборотней или любых других фэнтези-существ. Сюжет строится в фэнтезийном ключе, появляются такие немаловажные аспекты, как: магия, колдовство, мифические животные.

Пример. Шерлок Холмс – маг-экстрасенс.

Школьные и студенческие

Место действия такого безобразия – школа, училище или университет. Герои канона выравниваются в возрасте, их внешность корректируется в соответствии новому возрасту.

Пример. Смешарики пошли в школу.

Замена реальности или «reality» swap. Такое AU обычно используется во вселенных, созданных по фильмам или телесериалам. Актёры и их герои меняются местами: персонажи, сражающие с нечистью/продающие мет/укрощающие драконов, становятся обычными людьми в нашей скучной реальности, а актёры уже не исполняют роль, а сталкиваются с реальной жизнью своего героя. Возможно описание только с одной стороны, то есть повествование сосредоточено на жизни актёра или киногероя. Можно расценивать как особый случай попаданства.

Пример. Дин стал актёром Джаредом Падалеки, а Сэм – Дженсеном Эклзом. («Сверхестественное»)

И на десерт я приготовила для вас «специфичные» AU. В них возможно частичное сохранение канона (характеры персонажей, их внешность, сеттинг), но взаимоотношения между героями практически всегда оригинальны.

Шлюх AU (Hookerfic)

Один из героев становится работником секс-индустрии: уличной проституткой, мальчиком/девочкой по вызову, стриптизёром или танцором гоу-гоу. Весь сюжет обычно скатывается в «потрахушки». Также есть два других варианта AU: Порно-звезда и Мальчик по вызову (Rentboy). В первом герой становится актёром фильмов для взрослых, а второй приписывают к работам жанра слэш.

Пример. Барби работает «ночной бабочкой». Кен её клиент.

Извращения и шалости

Сюда попадают работы по большей части написанные в ключе «секс ради секса» и «извращение для страждущих». Все виды кинка, BDSM, омегаверс, зоофилия, некрофилия и мужская беременность. Исключением может быть только тот случай, когда подобное уже было в фэндоме, в таком случае это не AU.

Пример. Гарри Поттер беременный.

Coffee shop, Barista и Bakery AU. Один из персонажей работает в кофейне, баре или пекарне. Сюжет строится на взаимоотношениях главного героя и одного из клиентов заведения, часто скатываясь в банальные «потрахушки».

Пример. Какаши, работая в баре, замечает человека, который посещает это место каждый день. Этим человеком оказывается Ирука. («Наруто»)

За сим перечень AU в этой статье заканчивается. Прошу заметить, количество AU намного больше, также их можно раздробить на мелкие категории, например, выделить отдельно вампирские. Но тогда наша статья стала бы длинной и утомительной, не правда ли?

В конце я задам один единственный вопрос: Вы пишете AU?..

что такое ау, angst, оос, джен в фанфиках?






  1. Ау, ангст и оос - это то, что обычно указывают в примечаниях и ворнингах (warning, предупреждения) . Первые два - это под-жанры.
    АУ - AU, alternate universe. Альтернативная вселенная, то есть мир, описываемый в фике в чем-то отличается от мира канона. Бывает самое разное AU: от нескольких новых событий до коренной переделки мира. Часто возникает, когда фик пишется по циклу произведений, которые еще выходят (в таких случаях указывают не само AU, а "без учета таких-то томов"). И "фанфикшн в целом и есть сплошная альтернатива" неверно, AU - отдельная категория фиков, большинство фиков, напротив, строго придерживаются канона.
    Ангст - angst. Фики, жанр которых - драма, где персонажи много и часто страдуют душевно, с ними случается много трагичных событий. Хэппи енд почти всегда отсутсвует. Angst может перерасти в dark-фик или в dead-фик.
    Оос - OOC, Out of Character, вне характера. Означает, что персонаж, для которого указано OOC, сильно отличается от своего образа в каноне. Вплоть до того, что измени имя - и вы не поймете, кто же это такой.
    Джен - G, gen, general. Одновременно название категории, жанра и рейтинга. Джен как жанр - это "общие" истории: приключения, детективы и пр. Джен как категория означет, что все отношения героев в фике будут дружескими и невинными (а если любовные отношения - то это либо гет, либо слэш) . И джен как рейтинг - General Audience - фики для всех, все очень прилично и невинно.
    Если интересуют остальные фикрайтерские термины, то ознакомтесь вот с этими статьями - ссылка заблокирована по решению администрации проекта
    ссылка заблокирована по решению администрации проекта
  2. Это что-то типа жанров.. . сейчас найду более подробную информацию.. .
    Angst категория трагедии, где ваши герои испытают широкий спектр глубоких эмоциональных переживаний, будь то беспросветные запои на почве моральной неудовлетворенности бытием или тривиальные возрастные заскоки по причине кризиса среднего возраста; зависит от широты полета вашего воображения и от того, на что хватит вашего собственного чувственного опыта;
    AU /alternate universe/ - гербарий всевозможных а что, если; по сути своей фанфикшн в целом и есть сплошная альтернатива, но эта категория подразумевает глобальные заскоки действия; к примеру, события могут развиваться в отдаленных просторах нашей необозримой Вселенной, в то время как в каноне герои до сих пор окучивают картошку в родном Огайо, и самое большое приключение их жизней поездка в Цинциннати, при этом подобные фики так же называют переписанные.
    POV /point of view/ - рассказ от первого лица, ведущий нас сквозь дебри чьих-либо мыслей и рассуждений, с их собственной точки зрения;
    про Джен и оос не нашла...


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...